Онегин эгоизм. Сочинение Пушкин А.С. Онегин – русский характер

Роман в стихах «Евгений Онегин» справедливо называют «энциклопедией русской жизни». Автор отразил в нем жизнь разнообразных слоев русского общества, точно и выразительно осветил особенности экономики и культуры России своего времени. И все же в первую очередь это роман о духовных исканиях дворянской молодежи, ярким представителем которой был Евгений Онегин. Она мучительно искала свое место в жизни, выражая свой протест демонстративным неучастием в официозных социальных институтах. Реальность образа Евгения Онегина и духовную его близость автору Пушкин неоднократно подчеркивал на страницах романа: «Онегин, добрый мой приятель», «мне нравились его черты: мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум».

Евгений Онегин родился в Петербурге в разорившейся аристократической семье, получил типичное светское воспитание и образование:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

В этой оценке подчеркивается непритязательность аристократического общества, требующего лишь соблюдения внешних атрибутов уровню цивилизованного общения: знание французского, танцы, поклоны, изящество и умение поддерживать светские беседы. Но Пушкин, критически оценивая типичное дворянское образование («мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь») отдавал должное заинтересованности Онегина определенными науками. Его познания в античной литературе были довольно посредственны, в поэтической технике Онегин вообще не разбирался, но интересовался политической экономией, понимал экономические законы развития общества и вслед за прогрессивным буржуазным экономистом Адамом Смитом считал, что деньги - мертвый капитал.

В юности Онегин вел обычный для «золотой молодежи» образ жизни: ночные балы, сон до обеда, театры, рестораны, любовные похождения, прогулки по Невскому проспекту. Несмотря на успех в светских салонах и снисходительность петербургских красавиц, «забав и роскоши дитя» вскоре понял, что жизнь его «однообразна и пестра», критически оценил бездуховность, пустоту праздного времяпрепровождения. Все это иссушало душу, притупляло чувства, не давало пищи его острому уму - тоска и разочарование овладели Евгением.

Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому сплину,

Короче: русская хандра

Им овладела понемногу…

Онегину претит однообразие этого красочного праздника жизни, его деятельная натура жаждет созидания, а не потребительского пользования плодами цивилизации. Евгений пытался изложить свои взгляды на бумаге, «но труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его». Отсутствие привычки к систематическому труду, неумение преодолевать себя - издержки беспорядочного воспитания - не позволили Онегину заняться творчеством. Тогда, «преданный безделью, томясь душевной пустотой», Евгений пытался в книгах найти ответы на томящие его вопросы о смысле жизни, назначении человека, способах самореализации, но разбросанные в плодах «ума чужого» зерна мудрости были столь малы и редки, что собирать их герою представилось бесполезным. Онегин мучительно ищет выход из душевного кризиса, пытается понять, как придать жизни смысл, наполнить ее реальным содержанием, но не может преодолеть критического восприятия действительности, а критика, как правило, не носит конструктивного характера:

Сперва Онегина язык

Меня смущал; но я привык

К его язвительному спору,

И к шутке, с желчью пополам,

И злости мрачных эпиграмм.

Евгений Онегин по интеллектуальному развитию, безусловно, выше своей среды и ограничиться растительным существованием «золотой молодежи» не может, но вырваться за пределы системы тоже не может, поскольку не знает альтернативной социальной доктрины. В.Г. Белинский так оценил нравственное состояние героя, психологические истоки его душевного беспокойства: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он… очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

Получив в наследство имение дяди, Онегин был очень рад, что «прежний путь переменил на что-нибудь»: он наслаждался созерцанием мирной природы и «деревенской тишины». Но чувство внутренней неудовлетворенности, осознание бездуховности помещичьего жизненного уклада, «где деревенский старожил лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил», вновь возобновили в нем приступы хандры. Пытаясь разнообразить жизнь, томясь от скуки и бездеятельности, Онегин осуществил доступные ему социальные преобразования:

В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Несмотря на прогрессивные экономические взгляды, Онегин не придавал особого значения своим преобразованиям: жизнь крепостного крестьянства не очень волновала новоявленного реформатора. Разумеется, он облегчил жизнь своим подданным, чем вызвал критическое отношение расчетливых соседей, и сделал это из соображений справедливости и с учетом современных взглядов на эффективность освобожденного труда. Но для разочарованной души героя этот благородный поступок не стал спасением, началом преодоления кризиса и обращением к активной жизни. Но слишком занят он своими душевными терзаниями, слишком обращен внутрь себя, чтобы конкретная жизненная цель стала определяющей, поглотила его целиком.

Познакомившись с юным восторженным поэтом Владимиром Ленским, соседом по имению, Онегин, «хоть он людей, конечно, знал и вообще их презирал», близко сошелся с ним. Ленский был полной противоположностью Онегина: пылкий, мечтательный, «он сердцем милый был невежда», «он верил, что друзья готовы за честь его принять оковы». Разочарованному, искушенному эгоисту был чужд юношеский энтузиазм и идеализм поэта. Но неприятие бездуховного, приземленного мира уездного дворянства роднило Онегина с Ленским. Они бесконечно спорили о самых сложных проблемах бытия, и Онегин с улыбкой превосходства, а отчасти с завистью к свежести чувств и непосредственности душевных порывов слушал восторженную речь Владимира:

И думал: глупо мне мешать

Его минутному блаженству;

И без меня пора придет;

Пускай покамест он живет

Да верит мира совершенству;

Простим горячке юных лет

И юный жар, и юный бред.

Однако искренняя привязанность Онегина к юному поэту не помешала ему спровоцировать Ленского на дуэль: из-за своего плохого настроения, вызванного приглашением поэта на званый обед к Лариным, Онегин «поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить». Евгений не мог представить состояние поэта, в воображении которого каждая деталь значима, ведь «он любил, как в наши лета уже не любят; как одна безумная душа поэта еще любить осуждена». Евгений искренне раскаивается в своем глупом розыгрыше, «что над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно», корит себя за то, что вовремя «мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь». Но не находит в себе нравственных сил подняться над «общественным мненьем» ради торжества справедливости. Ленский погибает от руки Онегина - чести был принесен в жертву единственный друг. Испытанное Евгением потрясение не избавляет его от ответственности за гибель поэта. Несмотря на пренебрежение светскими условностями и резкое неприятие светского образа жизни, над Онегиным все же сильно довлеют предрассудки, его внутренний мир полон противоречий.

Любовь очаровательной Татьяны Лариной глубоко тронула Евгения: он высоко оценил ее естественность, цельность натуры, одухотворенность, тонкость чувств. С первого взгляда герой проницательно отметил ее мечтательность и непосредственность, противопоставив сестре: «В чертах у Ольги жизни нет». Но душевная опустошенность, эмоциональная пресыщенность не позволили ему поддаться естественному порыву. Многочисленные победы над «сердцами кокеток записных» притупили его чувства, лишили уверенности в своей способности к искренней любви. Онегин проявляет чуткость и деликатность, отвергая любовь Татьяны, и объясняет свой отказ неспособностью к семейной жизни:

Мечтам и годам нет возврата;

Не обновлю души моей…

Я вас люблю любовью брата

И, может быть, еще нежней.

Онегин был великодушен и снисходителен к неопытной девушке, «не в первый раз он тут явил души прямое благородство». Однако впоследствии, когда Евгений полюбил ставшую светской дамой Татьяну, она хоть и выражала ему благодарность за честность и прямоту, все же с содроганием вспоминала его «суровость» и менторский тон:

И нынче - боже! - стынет кровь,

Как только вспомню взгляд холодный

И эту проповедь…

Пожертвовав дружбой и любовью ради «вольности и покоя», Онегин не обрел ни того, ни другого. Одиночество, «странствия без цели», неразделенная любовь - вот итог его жизни. Онегин не реализовал себя, оставшись непонятым и одиноким:

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга,

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел.

Жизнь создала этого «страдающего эгоиста». Превосходство над окружающими, нежелание служить толкали героя на путь бесплодных поисков своего пути. Всей своей жизнью он утверждал несовершенство общества, не востребовавшего эту яркую личность.

(По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

сочинение по литературе

Роман «Евгений Онегин», действительно, произведение многогранное, энциклопедичное. Так, затронув все стороны русской жизни, особенно точно и ярко А.С. Пушкин создал картину жизни русского человека, принадлежавшего высшему сословию.
Евгений Онегин – молодой человек восемнадцати лет, но в столь юном возрасте он уже пресыщен жизнью, устал от развлечений, которыми заполнен весь его день. Он родился и вырос в Петербурге, роскошная жизнь привела к тому, что Евгений с детства не привык ни в чём себе отказывать. Вся его жизнь нацелена лишь на получение удовольствий: клубы и театры, званые обеды и ужины, балы, одежда по последней моде. Образование герой получил поверхностное, так как учил его гувернёр-француз, сам не отличавшийся большими познаниями в науках. Но даже этого достаточно в обществе, где вращается Онегин. Он читает Адама Смита, разбирается в политэкономии, но, к сожалению, нигде не может использовать свои знания:

Его не увлекают литература:

Искусство также не интересует: звезда балета того времени, знаменитая Евдокия Истомина, вызывает у Онегина зевоту.
Но, по мнению, автора, главный герой не виноват в том, что он так избалован. Онегин, перефразируя название романа М.Ю. Лермонтова – «герой своего времени». Именно эпоха, по мнению Пушкина, сформировала Евгения. Обратимся к истории и вспомним, что это было время после декабристского восстания, когда в стране, управляемой Николаем I, был введён ряд жёстких мер, имевших целью пресечение любого вольнодумия. Именно николаевская эпоха вошла в историю как эпоха циркуляров, предписаний, строгой дисциплины и военной муштры. Белинский пишет, что Онегин – добрый малый, каких немало среди людей, но одновременно он сильно отличается от окружающих своим умом и незаурядностью. Как человеку незаурядному, мыслящему, ему трудно было где-либо приложить свои таланты, и, не поставленный в условия, когда необходимо работать, чтобы прокормить себя, он все свои силы направляет на получение жизненные удовольствий. Таким образом, Онегин, человек эгоистичный сам по себе, попав под влияние эпохи, становится заложником сложившейся социально-экономической ситуации, то есть «эгоистом поневоле».
Так, мы видим, что Евгений с целью как-то занять себя, избавиться от скуки, пытается писать, читает произведения различных авторов, но… Не приученный к постоянному труду, бросает все дела, едва приступив к ним. Казалось бы, герою предоставился прекрасный случай изменить свою жизнь – отъезд в деревню, но и там, начав прогрессивные изменения и заменив барщину оброком, за что крестьянин-раб «судьбу благословил», Онегин вскоре охладевает ко всему.
так говорит о нём Белинский.
Разочаровавшись в жизни так рано, Онегин и другим людям приносит лишь несчастья и боль: из-за его малодушия и неспособности противостоять мненью света, погибает Ленский, Татьяна Ларина, продолжая испытывать чувства к Евгению, выходит замуж за нелюбимого человека. Но, вчитавшись внимательнее в пушкинские строки, умный читатель понимает: всё, что он видит в начале романа, лишь внешняя сторона жизни героя, так как суета и пошлость общества не убили в нём чувства. Белинский, характеризуя Онегина, кроме определения «эгоист поневоле», дал ему и ещё одно – «страдающий» эгоист. И действительно, он тяжело переживает смерть Ленского, погибшего по его вине. Он сумел по достоинству оценить печальную и молчаливую Татьяну, разглядеть её богатый внутренний мир, её самобытность, искренность. Хотя и достаточно жёстко, но герой честно признается девушке, что не создан для брака и не хочет обманывать её, так как не сможет сделать счастливой. Несколько лет спустя, вернувшись в Петербург и вновь повстречав Татьяну, Онегин влюбляется в неё. Мы видим, каким искренним чувством горит его письмо-признание, как он страдает от отказа. Но и здесь герой во многом ведёт себя эгоистично: его в первую очередь заботят собственные эмоции, а не то, как Татьяна, замужняя женщина, переживает сложившуюся ситуацию.
Подводя итог всему сказанному, можно утверждать, что Белинский, называя Онегина «эгоистом поневоле», имел в виду то, что он, безусловное порождение своего времени, будучи умным и незаурядным человеком, так и не смог найти своё жизненное призвание, ничего не совершил для мира. А «страдающим эгоистом» его делает неспособность отказаться от условностей общества, которое он презирает, и любовь, отвергнутая вначале и так мучившая героя в конце романа.

Чем больше ты себя любишь,
тем большим врагом самому
себе становишься.
М. Эбнер-Эшенбах
Скука – наш самый большой враг
Вольтер

В толковом словаре С.И. Ожегова мы найдем такое толкование слова «эгоизм»: «Себялюбие, предпочтение личных интересов интересам других, интересам общественных». С первого взгляда мы вполне можем принять пушкинского героя за эгоиста: его не интересует мнение окружающих, из-за него погибает на дуэли Владимир Ленский, исковеркана жизнь Татьяны Лариной. Людям, которые находятся рядом с ним, Онегин приносит лишь несчастья. Но это лишь внешняя оболочка героя. Не случайно Белинский, рассказывая об образе Онегина в своих трудах, подбирает к слову «эгоист» эпитет «страдающий». От чего же страдает Онегин? Если внимательно присмотреться к этому герою, то можно понять, что в глубине души он способен чувствовать и переживать. Онегин не может забыть Татьяну, несмотря на длительную разлуку. Он глубоко переживает гибель друга, убийство, совершенное им же самим, и отправляется в путешествие, убегая от страданий.
Если же мы проследим путь героя на протяжении всего романа, то сможем объяснить, почему Онегин стал «страдающим эгоистом».
Герой Пушкина родился и вырос в Петербурге. С детства его окружала роскошь. Воспитание Онегина, по моде того времени, было поручено французу-гувернеру. Как правило, такие люди не блистали умом, и поэтому знания Онегина были весьма поверхностны. Но этого было достаточно для того, чтобы в обществе его считали человеком образованным. Евгений увлекался политэкономией, читал труды известного английского ученого Адама Смита, но не мог применить свои знания на практике:
Отец понять его не мог,
И земли отдавал в залог.
Литература и искусство не трогают сердце молодого дворянина, и над этим автор иронизирует:
Не мог он ямба от хорея,
Как мы не бились, отличить.
В театре ему скучно, звезда балета того времени Истомина не вызывает восхищения:
… Отворотился и зевнул,
И молвил: всех пора на смену,
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел.
В Петербурге Онегин ведет праздную жизнь: с утра и до следующего утра посещает рестораны, балы, театры. Но он и сам страдает от пустого времяпровождения. Чтобы разнообразить жизнь, изгнать скуку, он пытается писать, но «ничего не вышло из пера его», читает много книг, но и это ему неинтересно. Тогда Онегин уезжает в деревню и начинает там прогрессивные преобразования, но и деревенская жизнь вскоре надоедает. «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется…» - так пишет о нем Белинский. Это судьба не одного человека, это судьба целого поколения начала XIX века. И все же пустота и пошлость окружающего мира до конца не убили в Онегине чувства. Мы видим, что и он способен любить. Не случайно из сестер Лариных он предпочел не пустую красавицу Ольгу, а ее сестру Татьяну, способную глубоко чувствовать и переживать. Такие ветреные девушки, как Ольга, надоели ему в Петербурге:
В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут – мигом соглашался,
Изменят – рад был отдохнуть.
Онегин сумел разглядеть в Татьяне ее внутреннюю красоту, богатый духовный мир. И его откровенное признание Татьяне показывает, что он боится брака из-за того, что не хочет сделать ее несчастной:
Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой.
Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас.
Онегин одновременно и любит Татьяну, и убегает от своего чувства, поскольку брак для него – это слишком серьезно, он еще не готов к такому шагу. Своим отказом Евгений разбил сердце Татьяны, заставив ее страдать всю жизнь. Она выходит замуж за важного генерала, становится важной светской дамой, но в душе она все та же провинциальная дворяночка, и ее чувство к Онегину не угасло. Но страдает не только Татьяна. Больше всего страдает сам герой. И мы видим, как выплескиваются наружу его чувства в любовном письме, сколько страсти и переживания в них!
Но Татьяна воспитана в деревне, ее взгляды на семью патриархальны. Муж – это святое, на всю жизнь. Она повзрослела, стала более разумной. Татьяна продолжает любить Онегина, но воспитание и мнение света не позволяют ей совершить необдуманный поступок: бросить мужа и уехать вместе с Онегиным. Теперь она больше прислушивается к голосу разума, чем к своему сердцу. И поэтому в конце романа наш герой остается один, отвергнутый и светом, и друзьями, и любимой.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: почему Белинский назвал Онегина «страдающим эгоистом». Душа этого пушкинского героя как будто состоит из двух частей: внешней и внутренней оболочки. Внешне это холодный, расчетливый человек, не способный любить, сопереживать, радоваться жизни. А внутри Онегин тонкий романтик, способный чувствовать окружающий его мир. Драма этого героя заключается в том, что он подменил реальные человеческие чувства, любовь, веру холодным циничным расчетом. Но человек не может прожить жизнь, не совершая ошибок. Нельзя просчитать каждый свой шаг и прислушиваться только к голосу разума, необходимо чувствовать и переживать. поэтому мне искренне жаль пушкинского героя. Ведь если бы он послушал свое сердце, растопил холодный лед, заставил гореть, то тогда, возможно, у романа был бы другой конец. А эгоизм Онегина – это не столько его вина, сколько его беда, и именно поэтому он страдает.


В.Г. Белинский называл Евгения Онегина, главного героя романа А.С. Пушкина, "страдающим эгоистом" и "эгоистом поневоле".

Действительно, многие люди, читающие роман "Евгений Онегин", считают Евгения только лишь эгоистом, лицемерным и безразличным ко всему что происходит вокруг. Отчасти можно и согласиться с их точкой зрения, хотя она в некоторой степени ошибочна.

Читатели не смогли понять натуру Онегина.

А что же послужило такому мнению? Евгений рос в обеспеченной семье, в светском кругу жизни. С самого детства он не был ни к чему приучен. Вся его жизнь состояла из одного и того же ежедневного распорядка. Отсюда и вывод, что он - "эгоист поневоле". Светская жизнь охолодила Онегина к страстям, развлечениям, но не лишила чувств. Евгений был человеком, не любившим мечтать. Он крайне редко кому-то открывался, совершенно мало говорил, но был умным и честным. Этакий интроверт. Всё это и послужило званию "эгоиста".

Из-за своей же самоотверженности Онегин страдал. Самым ярким моментом, описывающим это, можно считать письма. Как же Евгений отреагировал на письмо Татьяны! Всячески отговаривая её от чувств к нему, он внушал ей то, что с ним она никогда не найдёт счастья, ведь он чёрств и плох, душевные терзания не по его части, да и любить он сможет недолго.

И как же Онегин страдал, спустя много лет встретив Татьяну на балу. Все его чувства к ней проснулись, и он решился написать письмо с признанием. Но взаимности уже не следовало ожидать, ведь Татьяна благополучно вышла замуж и дала клятву верности супругу, хотя и чувства к Онегину до сих пор колыхали в ней.

Евгений Онегин - порядочный, незаносчивый человек. Странный для людей общества. То, что для других было значимо и велико, для него было неважно. В нём горела искра отверженности, уединения от "грязного" мира, ведь именно этот мир и воспитал в нем такие качества, которые послужили развитию его эгоизма, оставив со всеми притязаниями наедине.

В.Г. Белинский был прав, что Евгений - "страдающий эгоист" и "эгоист поневоле".

Обновлено: 2018-01-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Чем больше ты себя любишь,
тем большим врагом самому
себе становишься.
М. Эбнер-Эшенбах
Скука – наш самый большой враг
Вольтер

В толковом словаре мы найдем такое толкование слова «эгоизм»: «Себялюбие, предпочтение личных интересов интересам других, интересам общественных». С первого взгляда мы вполне можем принять пушкинского героя за эгоиста: его не интересует мнение окружающих, из-за него погибает на дуэли Владимир Ленский, исковеркана жизнь Татьяны Лариной. Людям, которые находятся рядом с ним, Онегин приносит лишь несчастья. Но это лишь внешняя оболочка героя. Не случайно Белинский, рассказывая об образе Онегина в своих трудах, подбирает к слову «эгоист» эпитет «страдающий». От чего же страдает Онегин? Если внимательно присмотреться к этому герою, то можно понять, что в глубине души он способен чувствовать и переживать. Онегин не может забыть Татьяну, несмотря на длительную разлуку. Он глубоко переживает гибель друга, убийство, совершенное им же самим, и отправляется в путешествие, убегая от страданий.
Если же мы проследим путь героя на протяжении всего романа, то сможем объяснить, почему Онегин стал «страдающим эгоистом».
Герой Пушкина родился и вырос в Петербурге. С детства его окружала роскошь. Воспитание Онегина, по моде того времени, было поручено французу-гувернеру. Как правило, такие люди не блистали умом, и поэтому знания Онегина были весьма поверхностны. Но этого было достаточно для того, чтобы в обществе его считали человеком образованным. Евгений увлекался политэкономией, читал труды известного английского ученого , но не мог применить свои знания на практике:
Отец понять его не мог,
И земли отдавал в залог.
Литература и искусство не трогают сердце молодого дворянина, и над этим автор иронизирует:
Не мог он ямба от хорея,
Как мы не бились, отличить.
В театре ему скучно, звезда балета того времени Истомина не вызывает восхищения:
… Отворотился и зевнул,
И молвил: всех пора на смену,
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел.
В Петербурге Онегин ведет праздную жизнь: с утра и до следующего утра посещает рестораны, балы, театры. Но он и сам страдает от пустого времяпровождения. Чтобы разнообразить жизнь, изгнать скуку, он пытается писать, но «ничего не вышло из пера его», читает много книг, но и это ему неинтересно. Тогда Онегин уезжает в деревню и начинает там прогрессивные преобразования, но и деревенская жизнь вскоре надоедает. «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется…» - так пишет о нем Белинский. Это судьба не одного человека, это судьба целого поколения начала XIX века. И все же пустота и пошлость окружающего мира до конца не убили в Онегине чувства. Мы видим, что и он способен любить. Не случайно из сестер Лариных он предпочел не пустую красавицу Ольгу, а ее сестру Татьяну, способную глубоко чувствовать и переживать. Такие ветреные девушки, как Ольга, надоели ему в Петербурге:
В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут – мигом соглашался,
Изменят – рад был отдохнуть.
Онегин сумел разглядеть в Татьяне ее внутреннюю красоту, богатый духовный мир. И его откровенное признание Татьяне показывает, что он боится брака из-за того, что не хочет сделать ее несчастной:
Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой.
Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас.
Онегин одновременно и любит Татьяну, и убегает от своего чувства, поскольку брак для него – это слишком серьезно, он еще не готов к такому шагу. Своим отказом Евгений разбил сердце Татьяны, заставив ее страдать всю жизнь. Она выходит замуж за важного генерала, становится важной светской дамой, но в душе она все та же провинциальная дворяночка, и ее чувство к Онегину не угасло. Но страдает не только Татьяна. Больше всего страдает сам герой. И мы видим, как выплескиваются наружу его чувства в любовном письме, сколько страсти и переживания в них!
Но Татьяна воспитана в деревне, ее взгляды на семью патриархальны. Муж – это святое, на всю жизнь. Она повзрослела, стала более разумной. Татьяна продолжает любить Онегина, но воспитание и мнение света не позволяют ей совершить необдуманный поступок: бросить мужа и уехать вместе с Онегиным. Теперь она больше прислушивается к голосу разума, чем к своему сердцу. И поэтому в конце романа наш герой остается один, отвергнутый и светом, и друзьями, и любимой.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: почему Белинский назвал Онегина «страдающим эгоистом». Душа этого пушкинского героя как будто состоит из двух частей: внешней и внутренней оболочки. Внешне это холодный, расчетливый человек, не способный любить, сопереживать, радоваться жизни. А внутри Онегин тонкий романтик, способный чувствовать окружающий его мир. Драма этого героя заключается в том, что он подменил реальные человеческие чувства, любовь, веру холодным циничным расчетом. Но человек не может прожить жизнь, не совершая ошибок. Нельзя просчитать каждый свой шаг и прислушиваться только к голосу разума, необходимо чувствовать и переживать. поэтому мне искренне жаль пушкинского героя. Ведь если бы он послушал свое сердце, растопил холодный лед, заставил гореть, то тогда, возможно, у романа был бы другой конец. А эгоизм Онегина – это не столько его вина, сколько его беда, и именно поэтому он страдает.