Меловые озера в белоруссии. Где в Беларуси находятся меловые озёра, что там интересного

В Волковыском районе Гродненской области, что у нас в Беларуси, есть поселок городского типа - Красносельский. Район, считавшийся на протяжении 100-летия, промышленным, стал в последнее время популярным среди туристов. Привлекает нас, туристов, все необычное, примечательное и оригинальное. А в Красносельском есть такие вот водохранилища, вид которых зачаровывает.
В нашем путешествии, с доброй воли стечения стихийных, но замечательных обстоятельств, нас сопровождали два замечательных парня, родом из этих мест, а кто, если не местные жители, могут рассказать обо всем в подробностях, и показать все

Почти 100 лет назад, в 1914-м, построили в Красносельском цементный завод, и для него стали добывать мел, коим район очень богат. Добывают его вот в таких карьерах и по сей день. Ребята показали, с чего начинается то, что превращается потом в живописные водохранилища, к которым лет 5 назад началось настоящее паломничество туристов.

Вот мы на дне такого карьера. Даже еще не совсем на дне при разработке углубляются до 30 м.

Белазы круглосуточно совершают рейсы с карьеров на завод и обратно.

На карьер - пустыми, обратно - гружеными 30 тоннами мела.

Пригласили покататься на этих громадинах, да, нелегкий у ребят труд. От карьера до завода около 9 км.

За смену в 12 часов каждая машина делает 15-16 рейсов. Ребята поделились, что за смену "доезжают до Минска", проезжают 260-270 км.

Вот так вот при разгрузке пуговичкой отмечают очередной рейс, а в эту тетрадку водитель просил не заглядывать - там ведутся некие финансовые расчеты.

Вдоль маршрута Белазов белым-бело, вся растительность и близлежащие дома покрыты слоем мела.

Итак, мел из карьера вынимают и увозят, когда начинает поступать вода - узеньким таким ручейком, ее удаляют насосами.

Но ресурс карьера заканчивается, и разработка его завершается. Он заполняется водами. И из-за оставшихся меловых и глиняных пород вода здесь такого цвета - в каждом карьере - своя, и в каждом неповторимо прекрасная.

Первоначально закрытый для разработки карьер выглядит вот таким образом, инопланетный пейзаж без растительности. На этом карьере разработка закончилась около года назад.

Но постепенно берега зарастают травой, деревьями и кустарниками. И карьеры становятся совершенно похожи на природные объекты. Залетные птицы приносят на лапках икру, и водоемы обогащаются рыбой.

Эх, эти бы объекты, да в хорошие руки!.. Туризм здесь совершенно дикий, нет никаких условий, мусор не вывозятся, о какой-либо инфраструктуре и говорить нечего.

Кучи мусора, стихийные кострища, огромные строительные бетонные балки, запрещающие въезд машин напоминают, что посещение здешних мест туристами... запрещено законом. Именно так... Со своими крутыми берегами, скользким глиняным дном карьеры считаются опасными для туристов.

Ребята свозили нас на 7 карьеров, залитых уже водой. На многих из них купаются люди. Чистейшая вода, с хорошим входом, есть места поглубже, есть помельче, где бултыхаются малыши, твердо ступая ножками по песчаному дну. Да, есть скользкие места, есть крутые берега, но какое море или озеро на Земном шаре полностью благоприятно для туризма? наверное, ни одно... Развивать туристические маршруты нет средств ни у завода, во владении которого карьеры находятся во время разработки, ни у государства, в чьи руки попадают карьеры после рекультивации.

Рекультивация - следующая стадия жизни карьеров. Огромные шагающие экскаваторы засыпают карьеры, сглаживая крутые берега и делая их безопасными и пологими. Именно сюда, кстати, предлагают приезжать туристам - безопасно, надежно, никакого экстрима. Выше на фото карьер засыпанный с одной стороны, когда засыпят с обоих, он станет узким, с такими вот берегами, и вернется ли вода к прежнему цвету, меняющемуся от карьера к карьеру - лазурный-небесный-голубой-синий-изумрудн ый-зеленый - неизвестно.

Ну, хватит о грустном. Пока есть возможность любоваться, будем любоваться. Ведь есть чем!

Красиво и здорово, и хочется релаксировать и медитировать, сидеть на берегу и наслаждаться. Не так много...

"Белорусские Мальдивы" совсем недавно стали притягивать любителей отдохнуть на берегах изумительных по красоте При отсутствии официального разрешения на отдых в здешних местах и разработанных туристических маршрутов множество экстремалов, дайверов, рыболовов и просто охотников пофотографировать и интересно провести досуг прокладывают свой путь по белорусским просторам.

Дороги, зовущие нас

Чаще всего интерес к здешним местам возникает после просмотра фотографий, а также захватывающих рассказов знакомых, с восторгом делящихся впечатлениями, которые оставили белорусские Мальдивы.

Как доехать до чарующих озер, фактически являющихся выработанными карьерами, каждый путешественник решает сам. Грамотно разработанный план осуществления задуманного - уже часть путешествия. Если выехать на автомобиле из Минска по направлению к Бресту, то после Барановичей следует свернуть направо - к Слониму. Проехав этот населенный пункт и следующий за ним, Зельву, надо обогнуть с востока город Волковыск и двигаться на север к поселку Красносельский. Самое простое решение этого вопроса - использовать карту.

Появление голубых "жемчужин"

В недавнем прошлом в Волковысском районе Гродненской области, вблизи поселка Красносельский, производилась выработка природных ископаемых. Добывать в этих местах мел стали примерно столетие назад.

Именно соединение воды с известняковыми взвесями приводит к образованию столь изумительных по красоте оттенков. Этим и привлекают туристов белорусские Мальдивы. После окончания промышленных работ карьеры заполнились водой, цвет которой поражает воображение, особенно в весенне-летний период. Озера ошеломляют разнообразием причудливых форм. Они занимают территорию, превышающую по площади триста футбольных полей. Для того чтобы в полной мере почувствовать очарование этих "жемчужин", желательно побывать хотя бы на нескольких водоемах.

Экстремальный отдых

«Дикие» туристы в восторге от возможности поплавать в светло-изумрудных водах у берегов, покрытых молодыми сосновыми деревьями. Особенностью этих озер является не просто удивительный оттенок вод, но и цветовое разнообразие: от бледно-голубых, лазурных до кислотно-зеленых.

Любителей экстремальных путешествий не пугает крутизна береговой линии, осложняющая спуск. Их не смущает довольно прохладная вода, которая не успевает за день достаточно прогреться. Особые опасения специалистов вызывают не свойства обогащенной известью воды, а неровное дно и чрезвычайно крутые берега, зачастую грозящие обвалами. Людям, которые не умеют плавать, не стоит отходить от берега более чем на полметра, так как дно зачастую такое же обрывистое. Кроме того, множеством табличек с предупреждениями об опасности и запрете на купание усеяны подъездные дороги.

Сюрреализм и смешение красок

Особую прелесть этим местам придает не только загадочный цвет озер, нехарактерный для белорусской природы, а то, что издалека вода кажется непрозрачной и матовой. Но вблизи сквозь толщу воды можно различить камешки и валуны, напоминающие метеориты. Кроме того, прогулка по туманному побережью в августе позволяет увидеть сюрреалистические картины. Стоя на крутом берегу, начинаешь ощущать на физическом уровне, как вокруг распространяется туманное облако.

Так завоевывают человеческие сердца белорусские и белые песчаные пляжи, весьма похожие на южные, и нереально крутые обрывы, схожие с каньонами Северной Америки, и растительность, произрастающая в условиях умеренного климата.

Перспективные решения

Сожаление возникает ввиду определенной кратковременности наблюдаемого явления. Скорое исчезновение столь удивительного вызвано постепенным истощением поверхностных запасов мела, растворяющегося в ней. Это приведет к тому, что дивные белорусские Мальдивы в достаточно скором времени могут превратиться в неброские озера, которые ничем не будут выделяться на фоне остальных.

Кроме того, несоблюдение регламентирующих выброс мусора и разведение костров, а также правил безопасности ведет к ухудшению в здешних местах экологической обстановки и человеческим жертвам. Решением, которое должно приниматься на правительственном уровне, можно было бы кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону. Не стоит забывать и о том, что на построении качественной туристической инфраструктуры могут заработать не только предприимчивые люди, но и государство в целом.

Белорусские Мальдивы сегодня способны вдохновлять и радовать своим великолепием, но завтра может быть поздно.

Наконец-то наступило реальное лето, вернулась жара и отдыхающие толпами отправились на "беларуские Мальдивы" - забояненные, но не ставшее от этого менее привлекательными карьеры под Волковыском. Множество постов написано, но вставлю и я свои пять копеек (сегодня только о хорошем).

Технология создания такой достопримечательности и точки притяжения отдыхающих/фотографирующихся довольно проста. Местность, где они расположены, богата месторождениями мела, добыча которого долгие годы производит ОАО "Красносельскстройматериалы" (завод выпускает цемент, трубы, известь и всевозможные строительные смеси). Добыча ведется открытым способом, в карьере. После завершения эксплуатации техника переезжает на новое место, а брошенный карьер постепенно затапливается грунтовыми водами. Из-за меловой взвеси в воде (или растворов солей?) вода принимает такой нереальный цвет, а перепады высот лишь добавляют живописности. Не удивительно, что в "сезон" здесь одновременно могут находиться тысячи человек.
Людей я не очень люблю, особенно в больших количествах, поэтому для поездки был выбран не самый теплый месяц - апрель.

Сначала мы решили поехать на старые карьеры, расположенные ближе к Красносельскому и старому (заброшенному) заводу. Сейчас производство вынесено за территорию поселка.

Польскольку их эксплуатация завершена десятки лет назад, склоны и территория вокруг успела зарасти лесом. Сейчас эти "линзы" скорее походят на горные озера.

За годы вода потеряла свой изумрудный цвет.

Склоны крутые и высокие, спуск к воде довольно опасен (для пущего эффекта снято на фишай).

"Туристов" здесь не встретишь, зато есть рыбаки. Сначала я решил что это какая-то птица, да зум рассмотреть помог.

В целом мне здесь понравилось, только лес больно дикий и найти место для стоянки найти проблематично. Позже двинулись в сторону новых карьеров.

Путь к ним пролегал через завод и технологическую дорогу, по которой транспортируют породу. Сама дорога и все к ней прилегающее покрыто равномерным слоем мела.

Не смотря на "заброшенность", карьеры являются технологической территорией. Разумеется, не предназначенной для отдыха и "туристов", которые иногда по пьяни здесь тонут или попадают под обвалы.
Проникновению препятствует охрана с автоматами и тяжелая техника ничего. Только на машине сложновато подъехать.

Но это все ерунда, мотивированному человеку не трудно пройти километр-другой.

Вид снизу...

И сверху.

К сожалению, времени было мало и мы осмотрели только один карьер. Зато самый большой, почти 2 километра длиной. Дальше можно не комментировать.

Как итог. Во время апрельского походика мы встретили всего трех человек и почти не увидели мусора, зато в прошедшие выходные ситуация отличалась разительно. Я обещал не писать о плохом-) К посещению карьеры рекомендую, но лучше не летом. Правда там сейчас рядом целое маковое поле...

Красносельские меловые карьеры (где находятся они, сказано будет чуть ниже) практически мгновенно приобрели статус самой посещаемой И несмотря на то, что данное явление считается техническим объектом, желающих воочию наблюдать год от года меньше не становится. Расположены они под г. Волковыском. Завораживающая красота местного пейзажа раскрывается перед туристами в уникальном сочетании необычного ландшафта с ярко-бирюзовой водой. Сегодня Красносельские меловые карьеры, отдых на которых некоторые туристы сравнивают с путешествием на Красное море, называют множеством имен. Так, среди них: "туристическая мекка белорусов", "самая популярная достопримечательность Волковысского района". Также это место еще именуют "рай для фотографов". В настоящее время общая площадь карьеров равняется размеру примерно 300 футбольных полей.

Времяпрепровождение

Красносельские меловые карьеры открывают своим посетителям массу интересного. Туристы могут не только насладиться необычайными красотами открывшегося вида, искупаться в бирюзовых водах, приготовить шашлык или собраться с песней у костра дружной компанией. Это место представляет также интерес для целенаправленной аудитории:

Описание

Когда-то в былые времена в карьерах под Волковыском добывался мел. Спустя некоторое время выкопанная полость естественным образом заполняется водой. Благодаря тому, что на дне карьера все же остается небольшое количество мела, вода приобретает очень красивый оттенок: от нежного небесно-голубого до ярко-лазурного и даже изумрудного. Прекрасным дополнением пейзажа стали высокие отвесные берега, усыпанные кроной молодых глыбы и куски кремния, напоминающие метеориты. Предстающая взору картина создает ощущение нереальности перспективы, словно кадры из фантастического фильма нашли здесь свое воплощение.

Котлованы располагаются неподалеку от городского поселка, по имени которого получили свое название - "Красносельские меловые карьеры". Не будет преувеличением сказать, что данный населенный пункт имеет самый высокий туристический потенциал во всей Беларуси. По статистике, только в 2012 г. здесь побывало около 100 тыс. независимых путешественников. И это с учетом того, что Красносельские меловые карьеры - далеко не единственная достопримечательность поселения. Именно здесь находится сосредоточие самых древних кремниевых шахт Белоруси. Около 5 тыс. лет назад первобытные люди добывали в них ценную породу, чтобы изготовить столь необходимые для них тогда орудия труда. К сожалению, в настоящее время колодцы шахт запечатаны. Уже давно существует замысел организовать музей, однако проект по его открытию много лет пылится на полках. Еще одной пока не сбывшейся мечтой остаются идеи о создании специально оборудованных пляжей и стоянок возле меловых карьеров, строительстве кемпинга на его территории, организации проката палаток, об открытии точек питания. Также туристическая отрасль могла бы приносить больший доход, если бы посещение Красносельских меловых карьеров было включено в экскурсионные программы.

Старые котлованы

Красносельские меловые карьеры можно условно поделить на новые и старые. При этом возраст вторых не такой уж и большой - всего около 50 лет. Они были переданы в распоряжение государства. Найти старые карьеры можно недалеко от автобазы, а более детальный маршрут к ним сможет подсказать каждый местный житель. Навряд ли здесь присутствует хоть один запрещающий знак о купании. А потому "местные Мальдивы" стали излюбленным местом отдыха жителей близлежащих окрестностей и тех, кто не хочет нарушать закон.

Новые котлованы

Присутствие на территории, где они расположены, карается штрафом от 3 до 10 базовых величин, поскольку карьеры являются собственностью "Красносельскстройматериалы". Так как здесь осуществляется добывающая деятельность, то они относятся к промышленным объектам. Посетить новые Красносельские меловые карьеры, фото которых представлено выше, на законном основании можно будет через 7 лет, когда предприятие спишет их со своего баланса. Для этого необходимо, чтобы угол берегового наклона стал менее 35°, тогда котлованы перейдут в государственное пользование. С этого момента все запрещающие таблички исчезнут, и проход на их территорию будет разрешен.

Красносельские меловые карьеры. Как добраться до этих мест?

Новые котлованы расположены вдоль промышленной дороги за цементным заводом. Не заметить ее очень сложно. Часто проезжающие МАЗы и БелАЗы осыпают мелом все вокруг: деревья, дорогу и проходящих мимо людей. Именно сюда стремится попасть основная масса туристов, поскольку о существовании с открытым доступом им просто неизвестно. Вдоль дороги, ведущей к новым карьерам, установлены знаки, которые запрещают посторонним вход на их территорию. Подъезды перекопаны или перекрыты блоками. Однако желающих здесь отдохнуть данный факт не смущает. Рядом с дорогой можно наблюдать импровизированные стоянки. А некоторые храбрецы оставляют свою машину прямо на обочине, не опасаясь даже "пролетающих" мимо большегрузов. Купаться в новых котлованах также запрещено. И поскольку за все произошедшие здесь несчастные случаи отвечает предприятие-владелец, а именно "Красносельскстройматериалы", то становится вполне понятным, почему отдыхающие для них - нежеланные гости.

Почему не стоит купаться


Посещения

Начиная с пятничного вечера, к новым карьерам потихоньку стекаются все желающие. Максимальное количество народа прибывает в субботний полдень. Как правило, приезжают на автомобилях с минскими номерами, однако встречаются и туристы из России. Люди берут с собой матрасы, палатки, своих домашних питомцев, лодки и запасы еды. Отдыхающие уверены, что вода в новых карьерах абсолютно безопасна, поскольку она поднимается из недр земли. В результате она проходит несколько естественных этапов фильтрации гравием и песком. На цвет воды оказывают влияние происходящие на дне карьера химические процессы с мелом. Чтобы приятный оттенок водоема продолжительное время радовал глаз своих посетителей, за объектом необходимо следить. В противном случае через 50 лет дно зарастет илом, и вода станет темной.

О том, как наказывает завод

Для предприятия отдыхающие - нарушители установленного порядка. И несмотря на то, что завод прикладывает массу усилий для предотвращения на территорию карьеров, принятых мер все равно оказывается недостаточно. Вразумить туристов они пытаются следующим образом:

  • Устным предупреждением. На новые карьеры два раза в день приезжает рейдовая группа. Представители завода объясняют, почему небезопасно находиться на карьерах, и просят удалиться.
  • Денежными санкциями. Рядом с карьерами можно наблюдать установленные щиты, которые угрожают незаконным посетителям штрафами. Но в действительности еще ни один турист не был наказан таким образом.
  • Эвакуацией оставленного автомобиля. Это, пожалуй, самое страшное наказание для туриста. Сотрудники завода вызывают ГАИ, чтобы убрать с обочины дороги мешающую движению машину.

Расстояние от Минска до места назначение примерно 260 километров. Здесь есть два варианта как проехать туда – по трассе Брест-Москва (т.н. «Олимпийка»), и по трассе Минск-Гродно. Второй вариант мы отмели сразу, так как, во-первых, здесь практически все время узкая дорога (двухполосная), во вторых мы ездили по ней миллион раз, и поэтому особого интереса у нас этот маршрут не вызывал.

Что касается «Олимпийки» - то это автомагистраль, на всей протяженности которой встречные потоки разделены металлическим ограждениям. Здесь в каждом направлении имеется по две полосы движения. А максимальная разрешенная скорость движения для легковых авто составляет 120 км/ч.

Дорога находится в отличнейшем состоянии, и ехать по ней – одно удовольствие. Единственное, что практически на всем пути следования не встречаются населенные пункты (но ведь автомагистраль – есть автомагистраль, и она проходит в стороне от поселений).

По этой дороге мы проехали чуть дальше Баранович (довольно большой город по меркам РБ – один из первых по величине после столицы и областных центров). После Баранович нужно свернуть с «Олимпийки» направо – в сторону Слонима (указатель там имеется). И обогнув этот город, отправиться в сторону н.п. Зельва и Волковыска. Не доезжая пару километров до Волковыска, мы свернули на н.п. Красносельск. Здесь то и расположены эти самые карьеры.

Меловые карьеры принадлежат ОАО «Красносельскстройматериалы», которое занимается производством цемента и прочих строительных материалов. При въезде в город и подъезде к этому комбинату перед нами открылась следующая картина: по дороге без устали снуют груженные мелом МАЗы и БЕЛАЗы. При этом дорога, обочины и придорожные постройки покрыты толстым слоем белой пыли. Создается такое ощущение, как будто здесь все покрыто снегом – зима посреди лета.

При подъезде к самим карьерам мы обнаружили множество машин, расставленных вдоль дороги, по полю, в различных поездах, в общем, где попало. Причем, судя по номерам, люди едут сюда из всех областей Беларуси. Очень много автомобилей с российскими номерами.

Сразу стоит сказать, что карьеры являются технологической территорией ОАО «Красносельскстройматериалы». И на некоторых из них и теперь ведутся работы. Поэтому посещение этих объектов посторонними запрещено (о чем гласят расставленные там таблички). Но с такой массой народа просто так не справишься, поэтому представители вынуждены смотреть на туристов сквозь пальцы.

Стоит отметить, что все стремятся проехать на авто прямо к берегу какого-нибудь из карьеров. Работники предприятия активно с этим борются, регулярно закапывая проделанные машинами «козьи тропы». Но они появляются снова и снова (спасибо посетителям на внедорожниках). Вот и нам удалось найти такую дорожку и подъехать прямо к одному из карьеров (правда, при съезде с дороги авто повис на «пузе», но немного погазовав, выгребся-таки).


Возле карьеров, честно сказать, место для разбивки лагеря найти сложновато. Во-первых, здесь просто огромное количество машин, которым также, как и мне удается пробраться прямо к берегу. Во-вторых, берега в буквальном смысле замусорены. Здесь просто неимоверное количество мусора, оставленного туристами, которые не могут после отдыха просто тупо закинуть его себе в багажник и вывезти, а бросают где попало. Этот момент очень раздражает – сложно найти место, где бы не было куч с мусором.

Углубившись в лес, расположившийся меду двумя большими неиспользуемыми уже карьерами, мы все-таки нашли подходящее местечко, установили палатку (так как ехали с ночевкой), и пошли изучать близлежащие карьеры.

Да, действительно, то, что мы видели на картинках, не было обманом зрения. Перед нами открылась гладь яркой бирюзовой воды и множество людей, загорающих на берегу, и купающихся в карьерах. Стоит отметить, что глубина здесь немаленькая. Берега обрывистые. Стоит отойти на пару метров от берега, и дна не нащупаешь, даже нырнув «с руками». Кстати, говорят, что в одном из карьеров когда-то затонул экскаватор (но не обычный, а большой – горный, которые используются на выработках). И если повезет, то в хорошую погоду можно увидеть его очертания с берега где-то там, в глубине.

Переночевав в палатке, утром мы отправились на «экскурсию» по всем карьерам. Нам удалось обойти 5. И каждый из них по-своему уникален. Где-то вода не бирюзовая, а зеленая, где-то очень удобные берега для купания и т.д. В общем, посмотреть там есть чего.

Возвращаясь обратно при выезде на дорогу, мы обнаружили, что нашу вчерашнюю «лазейку» засыпали бульдозером. Но к счастью, неподалеку от нее автомобилисты разбили новую. Немного потрясясь по полю, мы выехали-таки на дорогу.

Итого: 260 км от Минска, около 3 часов пути, если не спешить, и вы попадаете в местный «рай» - на «Белорусские Мальдивы».