Ким. Краткая биография Ю. Ким Урок ю ким рыба кит

Юлий Черсанович Ким (родился в 1936) — российский поэт, композитор, драматург, сценарист, бард.

Юлий Ким родился 23 декабря 1936 г. в Москве. После ареста родителей покинул столицу в 1938 году на 16 лет, которые провел в Калужской области и в Туркмении. С 1954 года — опять москвич.

Окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института (1959), работал пять лет по распределению на Камчатке, затем несколько лет в Москве, преподавал историю и обществоведение (в том числе - в школе-интернате номер 18 при МГУ им. М. В.Ломоносова). Уже в эти годы Юлий Ким стал писать и разыгрывать с учащимися авторские песенные композиции с интермедиями и вокальными сценами, в которых были все элементы мюзикла. В 1965—1968 годах Юлий Ким становится одним из активистов правозащитного движения. В 1966 году он женился на Ирине Петровне Якир (1948—1999) — внучке репрессированного командарма И. Э. Якира. Отец Ирины, известный правозащитник и диссидент, был арестован в 14 лет и вышел на свободу только в 32 года. В 1968 году Ким расстался со школой навеки по воле начальства, не простившего ему участия в правозащитном движении. (Вероятно, таких песн, как Адвокатский вальс, Господа и дамы и других). С тех пор — свободный художник. Ещё будучи студентом пединститута Юлий Ким начал писать песни на свои стихи (с 1956 г.) и исполнять их, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре с особым "цыганским" строем. Его первые концерты прокатились по Москве в начале 1960-х годов, молодой автор быстро вошёл в круг самых популярных бардов России. C 1968 г. стал профессионально заниматься сочинением песен и пьес для театра и кино. Будучи участником диссидентского движения, долгое время появлялся в титрах кинофильмов и афишах спектаклей под псевдонимом "Ю. Михайлов", поскольку фамилия "Ким" звучала для начальства по-диссидентски крамольно. Большинство песен Юлия Кима написано на собственную музыку, многое написано также в соавторстве с такими композиторами, как Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Алексей Рыбников. В 1974 году Юлий Ким вступает в Московский профком драматургов и начинает работу над собственными пьесами. В 1985 году он исполнил главную роль в спектакле по своей пьесе "Ной и его сыновья". В том же году отказался от использования псевдонима и начал публиковаться под собственным именем. Тогда же вышел первый диск с его песнями — "Рыба-кит". К настоящему времени дискография Юлия Кима насчитывает более 20 наименований дисков, аудио - и видеокассет с записями песен. Песни Юлия Кима вошли во все антологии авторской песни, а также во многие поэтические антологии современной русской поэзии, в числе которых "Строфы века" (составитель Е. Евтушенко, 1994).

Юлий Ким — член Союза кинематографистов СССР (1987), Союза писателей (1991), Пен-клуба (1997). Автор около пятисот песен (многие из них звучат в кинофильмах и спектаклях), трех десятков пьес и десятка книг. Лауреат премии "Золотой Остап" (1998). Лауреат российской Государственной премии им. Булата Окуджавы (2000). С 1998 года живет в Иерусалиме и в Москве поочерёдно. Член редколлегии "Иерусалимского журнала". Участвовал в записи "Иерусалимского альбома" — первого диска из серии "Авторская песня в Израиле". В Израиле Юлий Ким два раза в год проводит презентации "Иерусалимского журнала", вместе с поэтом и редактором "Иерусалимского журнала" Игорем Бяльским и Игорем Губерманом, ведёт презентации журнала и в Москве. В Израиле сочиняет песни в соавторстве с композитором и бардом Мариной Меламед. В 2002—2006 году Юлий Ким совместно с Игорем Бяльским написал пьесу в стихах о строительстве второго Храма.

Урок литературы в 5 классе № 60.

Дата ___________________________

Тема: Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Ю. Ч. Ким «Рыба-кит». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Цели урока: Краткое знакомство с жизнью и творчеством Саши Черного и Ю. Ч. Кима. Расширение представления о юморе и литературе.

Развитие навыков пересказа и анализа текста, творческих способностей.

Воспитание чувства юмора.

Основные понятия: юмор.

Методические приемы : беседа, слово учителя, прослушивание аудиозаписей, выразительное чтение.

Оборудование: аудиозаписи песен Ю. Кима, учебник, тетрадь.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока.

    Организационный момент.

Цель этапа: проверка готовности обучающихся к работе.

    Работа по теме урока.

1. Целевая установка.

Цель этапа: озвучивание темы, формулирование целей работы на урок.

2. Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор.

А. Чтение статьи учебника (с. 172-173) .

Б. Слово учителя


Александр Гликберг родился в многодетной семье, которая поселилась в небольшом городке Белая Церковь на Украине. Саша тяготился обывательской средой, обстановкой в семье, где он никогда не знал материнской ласки. Мальчик бежал из дому. Он пережил множество трудностей, стал нищим-попрошайкой и, не выдержав, вернулся домой. Но мать с отцом не приняли его. О судьбе мальчика написали в газете, и К. К. Роше, высокопоставленный чиновник из города Житомира, усыновил мальчика и стал для него настоящим отцом. Равнодушие и злоба родителей сменились добротой и вниманием приемного отца. До конца своей жизни Саша Черный будет в произведениях для взрослых остроумным и язвительным, а в произведениях для детей - нежным и добрым.
Саша Черный страдал от несовершенства мира и своими сатирами старался побудить людей измениться. Добрыми рассказами для детей он хотел поддержать доброту и радость жизни в растущем человеке. Он умер от сердечного приступа после того, как помогал тушить пожар у соседей. Он выбрал себе псевдоним Саша Черный (в противоположность одному из поэтов его времени, который взял себе псевдоним Андрей Белый ), но люди вспоминают его со светлыми чувствами.
Позже, в старших классах, мы будем читать сатирические произведения Саши Черного.


В. Беседа. Реализация воспитательной цели.


- Вы прочитали два рассказа Саши Черного: «Кавказский пленник» и «Игорь-Робинзон». Какое настроение вызвали у вас эти рассказы? Какие эпизоды, описания вам понравились?


- Почему в рассказе «Кавказский пленник» никто из детей не хотел быть Костылиным?
(Никто из детей не хотел быть предателем).

— Вопросы (Егорова, стр. 376 – 377).


- Какие смешные эпизоды можно отметить в рассказе «Игорь-Робинзон»?
(Дети отмечают, как индюк съел бюст Гоголя, как теленок жевал курточку, как Игорь сделал из бумаги золотую медаль).


- Каким можно назвать юмор Саши Черного: острым, язвительным или добрым, мягким?

Играли ли вы когда-нибудь в игры, которые придумали после чтения художественных произведений? Какие это игры? Расскажите об одной такой игре.

3. Ю. Ч. Ким. Рыба-кит.


А. Чтение статьи учебника (с. 189) .

Б. Прослушивание песни «Рыба — кит».

В. Работа по вопросам и заданиям учебника (стр. 190). Реализация воспитательной цели.

Юнга (от нем. Junge - «мальчик» или нидерл. jonge - «молодой») - мальчик на судне, готовящийся в матросы. Основав Кронштадт в 1703 году, Пётр I учредил в нём училище морских юнг , то есть малолетних матросов…

Сейнер (англ. seiner , от (purse) seine - (кошельковый) невод) - рыбопромышленное судно для лова рыбы кошельковым неводом, который также может называться сейной. Сейнер , обычно, однопалубное судно с надстройкой, смещенной к носовой части.

Лот — это стандартная партия или объем, какого либо товара. Лот — это также единица измерения валюты во время торгов на валютной бирже.

III . Итог урока.

Цель этапа: обобщение информации.

Беседа.

Егорова, стр. 380 – IV .

- Играли ли вы когда-нибудь в игры, которые придумали после чтения художественных произведений? Какие это игры? Расскажите об одной такой игре.

Прослушивание песен Ю. Ч. Кима.

IV . Домашнее задание.

Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.

Ответить на итоговые вопросы (стр. 192), подготовиться к итоговому тестированию.

По желанию. Написать сочинение «Как мы играли в Робинзона (индейцев, путешественников…)».

Литература.

      Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. Часть 2/ В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. коровин.-2-е издание – М.: Просвещение, 2013

      Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 5-е издание, переработанное – М.: ВАКО, 2013.


Ким Юлий Черсанович является одним из самых известных отечественных писателей, драматургов, поэтов, композиторов бардов. Будущий писатель родился в городе Москва в 1936 году. После того, как его родителей арестовали в 1938 году, Ким покидает столицу на целых 16 лет и отправляется жить в Туркмению. А в 1954 году он возвращается в родной город. Ким учился на историко-филологическом факультете в Московском педагогическом университете, который окончил в 1959 году. Дальше по распределению уехал работать на Камчатку, потом снова вернулся в столицу, где несколько лет работал преподавателем истории и обществоведения, работал также в интернате 18 при МГУ. С этих самых лет Юлий Ким впервые начал обращаться к творчеству, разыгрывать с учениками сценки со сценарием и музыкой, которые напоминали современные мюзиклы. В период с 1965 по 1968 годы писатель стал заметным участником в правозащитном движении.


А далёком севере Ходит рыба-кит, кит, кит, кит, А за ней на сейнере ходят рыбаки. Ну, нет кита, ну, нет кита, Ну, нет кита не видно. Вот беда, ну, вот беда, Ну до чего ж обидно, ага. Как-то ночкой чёрной Вышел капитан тан тан тан. И в трубу подзорную Ищет он кита ха-ха. Нет кита, Но нет кита, Но нет кита не видно, Вот беда, ну, вот беда, Ну, до чего ж обидно, ага. Как-то юнга Дудочкин Бросил в море лот, лот, лот, лот. И на эту удочку клюнул кашалот, о! Вот и кит, ну что за вид, Ну только рёбра видно, Фу, какой худой такой, Ну до чего ж обидно, ага. На далёком севере Ходит рыба-кит, кит, кит, кит, А за ней на сейнере ходят рыбаки. Ну, нет кита, ну, нет кита, Ну, нет кита не видно. Вот беда, ну, вот беда, Ну до чего ж обидно, ага. Ну до чего ж обидно.




Домашнее задание Выполнить раздел из учебника « Учимся читать выразительно». Подготовьте развёрнутый ответна вопрос: «Как вы понимаете слова С. Я.Маршака о талантливом читателе?»Нарисовать иллюстрацию к песне «Рыба-кит»и выучить на изучать. Подготовить биографию Стивенсона и выучить наизусть стихотворение «Бересковый мёд» Внимание: Выучить наизусть одно стихотворение!!!(На выбор)

Юлий Ким как проект

Я иду на урок: 8-й класс

Ирина Учамбрина

Ирина Алексеевна УЧАМБРИНА - методист научно-методического центра Юго-Восточного округа Москвы, учитель средней школы № 919.

Юлий Ким как проект

В начале учебного года, определяя тему нашей будущей проектной работы, мы с восьмиклассниками перебрали массу вариантов - от творчества Н.В. Гоголя до произведений современных писателей - и решили остановиться на том, что было бы интересно нам всем. Необходимо было учесть также специфику класса - это ребята живые, активные, не стесняющиеся публики, многие из них не раз уже выступали на школьной сцене, и все эти качества нужно было использовать.

Предложенная мной “кандидатура” заинтересовала ребят. Юлий Ким - наш современник, живой классик русской литературы и активный участник общественной жизни страны. Юлий Черсанович - автор ироничный, “смешной”, его творчество наполнено юмором, его песни из кино- и телефильмов на слуху практически у каждого. Имя Кима хорошо знакомо выпускникам МГПИ им. Ленина, любителям автор­ской песни, прогрессивно настроенной интеллигенции, для которой идеалы шестидесятников не пустой звук... Но это, к сожалению, не подавляющее большинство жителей страны. И мне хотелось приобщить своих учеников к творчеству человека, под знаком которого прошла и моя институтская молодость, чьи песни пели мы и “на картошке”, и на наших кухнях, и на студенческих концертах. Песни Кима - это не только часть нашей с однокурсниками юности. Это часть жизни многих и многих выпускников МГПИ. И это часть жизни нашей страны.

“Светлый человек”, “добрый талант”, “чистая душа”, “навеки Юлик” - вот лишь немногие отзывы людей, знающих Юлия Черсановича лично или бывавших на его концертах. Сергей Никитин когда-то сказал: “Творения Кима создают у слушателей неповторимое ощущение полёта”. И это действительно так. Это и полёт творческой фантазии, и полёт свободного духа, и полёт искрящегося остроумием и иронией слова. Феномен Кима состоит ещё и в том, что многие даже не представляют себе, как хорошо они знакомы с его творчеством, как часто, сами того не зная, цитируют строчки поэта. Нельзя не согласиться с мнением журналиста и писателя Д.Быкова: “Юлий Ким - один из самых больших поэтов второй половины ХХ и первой половины ХХI века. Порукой тому количество надёрганных из него пословиц, поговорок, мыслей и максим”.

Вместе с учащимися намечая план будущей работы, мы решили не ограничиться печатным иллюстрированным вариантом проекта и его компьютерной презентацией, а задумали ещё представить небольшую театрализованную постановку. Общими усилиями сформулировали тему, над которой будем работать в течение года: «Юлий Ким - бард, поэт, драматург” .

Каждый из участников проекта получил своё задание - исследовать одну из сфер жизни и творчества Ю.Кима. Были определены следующие направления.

2. Фрагментыбиографии: учёба в пединституте (историко-филологический факультет МГПИ им. Ле­нина), недолгая педагогическая деятельность на Камчатке, позднее в Москве в физическом лицее.

3. Как отразились события, происходящиев стране, на жизни семьи. Судьба родителей - корейского переводчика Кима Черсана и русской учительницы литературы Н.В. Всесвятской (здесь нам очень помогла книга Алины и Юлия Кимов «О нашей маме Нине Всесвятской, учительнице»); диссидентская, правозащитная деятельность Кима; сатирические произведения, написанные в годы “застоя”; почему Киму пришлось стать Ю.Михайловым и т.д.

4. Ким и кино. Песни, написанные к телефильмам «Бумбараш», «Обыкновенное чудо», «Двенадцать стульев», «Человек с бульвара Капуцинов», «Про Красную Шапочку» и т.д.

5. Ким и театр. Произведения, созданные для московских театров: сказка «Иван-Царевич», мюзикл «Клоп» по пьесе В.Маяковского на музыку В.Дашкевича, либретто недавно поставленной оперы «Ревизор» (музыка В.Дашкевича) в студии А.Покровского, песни, созданные для спектакля «Недоросль» по комедии Д.И. Фонвизина.

6. Творчество и деятельность Ю.Кима в настоящее время(выступления, концерты, книги).

7. Литературоведческий анализстихотворных текстов Кима, наблюдения над стилем, над средствами художественной выразительности.

Н екоторые результаты нашей полугодовой работы были представлены в композиции «Литературная гостиная. Знакомьтесь: Юлий Ким» .В неё были включены материалы, которые собрали ребята: фотографии, найденные ими в Интернете, фрагменты интервью Юлия Черсановича, записи стихов и песен в исполнении самого Кима и группы «Песни нашего века». Было запланировано также живое исполнение произведений Кима самими учащимися. Нам хотелось, чтобы сценарий отражал основные сферы жизни нашего замечательного современника, а также его гражданскую позицию, ответственное отношение к тому, чем он занимается, осознание им своего назначения и высокого звания поэта, поэтому в сценарий вошли не только забавные песни, но и серьёзные, проблемные стихи.

Для того чтобы композиция была органичной, некоторые песни мы решили прочитать как стихотворения. Ведь у Кима мало стихов как таковых - большинство из них положены на музыку или им самим, или такими замечательными композиторами, как Владимир Дашкевич, Геннадий Гладков и Алексей Рыбников. Перед исполнением «Театрального пролога» ребята предварительно слушали, как поёт это произведение сам Ким, и некоторые особенности авторской интонации попытались передать в своём чтении. Говорят, что песни бардов очень много теряют при чтении, что без музыки их стихи мало стоят, но мы убедились в том, что это не так. Наоборот, каждое слово звучит особо, это именно стихи, которые в песне не всегда слышны как надо.

Большой удачей в работе над проектом было для нас участие в записи телепередачи «Линия жизни» с Юлием Кимом. Ребята смогли своими глазами увидеть артиста, почувствовать обаяние его иронии, услышать в исполнении Юлия Черсановича песни, которые они уже разучили, а также оценить искренность и глубину ответов на вопросы, заданные ему публикой. Слушателей интересовали подробности биографии Кима, его участие в правозащитной деятельности, проблемы творчества и даже проблемы преподавания.

Работа над проектом пока ещё не закончена. В перспективе мы собираемся представить не только компьютерную презентацию нашей деятельности и окончательный печатный вариант со всеми собранными воедино материалами, но и небольшой концерт «Театр песни Юлия Кима».

В заключение остаётся лишь сказать, что такая форма работы, как проектная деятельность, очень плодотворна. Она пробуждает живой, непосредственный интерес к предмету, разнообразит как деятельность учителя, так и деятельность учащихся, готовит их к разного рода творчеству, учит интегрировать разные виды искусства, такие как литература, музыка, театр, кино. Помимо всего прочего, проектные (исследовательские) работы имеют хорошие перспективы к тому, чтобы стать формой экзамена по литературе (рефераты постепенно уходят в прошлое), и это тоже необходимо учитывать при планировании учебной и внеурочной деятельности учащихся.

Предлагаю вниманию читателей сокращённый вариант нашей композиции по творчеству Юлия Кима.

Литературная гостиная «Знакомьтесь: Юлий Ким!»

(Звучит фонограмма песни «Фантастика-романтика».)

Ведущий . Юлия Кима знает практически каждый российский человек, даже тот, кто с трудом припомнит, слышал ли он когда-нибудь это имя. Однако есть такие телефильмы, которые смотрели все, и все слышали песни, звучащие в них. «Про Красную Шапочку» и «Обыкновенное чудо», «Бумбараш» и «Двенадцать стульев», а ещё «Формула любви», «Точка, точка, запятая» и много-много других. Ну кто из нас хоть однажды не напевал: “А-а-а... крокодилы, бегемоты...” или “А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк...” Или “Уно, уно, уно, ун моменто...” Автор всех этих популярных песен - поэт, драматург, композитор, один из лучших отечественных бардов - Юлий Черсанович Ким.

Часто так случается, что песня, выходя в народ, если это хорошая, настоящая песня, утрачивает своего автора. Именно так нередко происходило с творениями Юлия Кима. Например, однажды в одной телепередаче известный актёр признавался, что очень любит русские народные песни, особенно вот эту...

(Звучит фонограмма песни «Губ ы окаянные, думы потаённые...».)

Ведущий . Говорят, что после этого Юлий Черсанович, снимая телефонную трубку, представлялся так: “Русский народ слушает!”

Юлий Ким родился в Москве 23 декабря 1936 года. Жестокие события тех лет - аресты и репрессии - коснулись и его семьи.

Поэт. “ Моего отца взяли и дали ему десять лет без права переписки, что по тем временам, как правило, означало расстрел. Через два года взяли и маму, и впервые я увидел её сознательными глазами, когда мне уже было лет десять. А в 1951 году судьба занесла нас с мамой в Туркмению. На великую стройку социализма - Главный Туркменский канал. Там, в Ташаузе, и закончил я школу. Там на гармошке выучился играть, в хоре пел и стихи писал непрерывно, в том числе и на смерть Сталина, которые послал в «Комсомолку», которая, слава Богу, их не напечатала”.

(Звучит фонограмма песни “Хорошо идти фрегату...”)

Поэт. “В педагогический институт ребят брали охотно, и хотя я перепутал водопад Ниагару с Викторией, экзаменатор сделал вид, что Ниагара в Африке тоже имеется, и поставил мне пять. И я поступил в институт, нагло полагая, что уж когда-нибудь в процессе обучения стану если не писателем, то журналистом, либо редактором, либо учёным-литературоведом - только не учителем. Подобно Печорину, я чувствовал в себе силы необъятные, заслуживающие, разумеется, лучшего применения сравнительно с убогой карьерой школьного наставника. Но в один прекрасный день я очутился на пороге института с дипломом учителя и трёхлетним контрактом. Не удалось мне уклониться от педагогической стези. «Ну что ж, - вздохнул я. - Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Преподавать так преподавать». И, согласно контракту, отправился на Камчатку”.

Ведущий. По камчатским впечатлениям созданы такие песни Кима, принёсшие ему известность, как «Рыба-кит», «Капитан Беринг» и др.

(В исполнении учащихся звучит песня «Рыба-кит».)

На далёком севере
Бродит рыба-кит,
А за ней на сейнере
Ходят рыбаки.

Нет кита, нет кита,
Нет кита, не видно,
Вот беда, вот беда,
До чего обидно!

Как-то ночкой чёрною
Вышел капитан,
И в трубу подзорную
Ищет он кита:

“Нет кита, нет кита,
Нет кита, не видно,
Вот беда, вот беда,
До чего обидно!”

Как-то юнга Дудочкин
Бросил в море лот,
И на эту удочку
Клюнул кашалот.

Вот и кит - но что за вид:
Только рёбра видно,
Фу, какой - худой такой!
До чего обидно!..

На далёком севере
Бродит рыба-кит,
А за ней на сейнере
Ходят рыбаки.

Поэт. “Без малого девять лет я учительствовал, и с удовольствием. Точнее, с чувством увлекательного и значительного дела. Бесконечно творческого. Одновременно с этим шло у меня, и всё лучше и больше, дело писательское, и настал момент прощания со школой. Что ж, по судьбе, по призванию вышло мне быть писателем. Не вышло бы - я бы учительствовал по сей день”.

Ведущий. Дружба Юлия Кима с кинематографом началась ещё в 60-е годы и продолжается до сих пор. Много пишет Ким и для театра. Среди его произведений - песни и романсы, куплеты и баллады, арии и молитвы, которые исполняют солдаты, студенты, рыцари, охотники, офицеры, странники, красноармейцы, пираты - герои произведений Мольера, Гайдара, Свифта, Сервантеса, Маяковского, Остров­ского и др.

(Читается «Театральный пролог» к пьесе «Как вам это понравится» по У.Шекспиру.)

Медам, месье, синьоры!
К чему играть спектакли,
Когда весь мир театр
И все мы в нём актёры, -
Не так ли, не так ли?
Медам, месье, синьоры!
Как жаль, что в этой драме
Бездарные гримёры.

Коварные суфлёры -
Мы сами, мы с вами.
О, как бы нам, синьоры,
Сыграть не фарс, а сказку.
О счастье и надеждах,
Сыграть, пока не скоро
Развязка, развязка!..

О, мир, где вместо падуг
Над нами арки радуг,
Где блещет вместо ламп луна!
Где мы, мы играем слабо,
О, как бы нам хотя бы
Не путать амплуа, амплуа...
Амплуа? Гоп-ля-ля!

(В исполнении учащихся звучит песня «Я клоун».)

Я клоун,
я затейник,
Я выбегаю на манеж не ради денег,
А только
ради смеха:

Быть может,
когда я - вот он,
Одной печалью станет меньше у кого-то, -
Выходит,
ровным счётом,
На свете больше станет радостью одной!

Я клоун,
весёлый клоун!
Я этой шапочкой навеки коронован!
Ну разве
я не прекрасен?
Вот это клоун! Вот потеха! Вот чудной!
Давайте
поля сражений
Объединим в один манеж для представлений:
Я выйду
на середину -
И вы, как дети, смейтесь, смейтесь надо мной!
Я клоун!
Я затейник!

Ведущий. Особая тема в творчестве любого поэта - тема любви, и Юлий Ким не исключение. Меняются эпохи и правительства, меняются нравы и обычаи, но любовь всё так же остаётся самым прекрасным чувством на земле, которое оказывается обыкновенным чудом и помогает победить всех колдунов и злодеев, пережить все невзгоды и испытания.

(Звучит песня «Не покидай меня, весна» из к/ф «Красавец мужчина».)

Не покидай меня, весна,
Грозой и холодом минутным
Меня напрасно не дразни!
Не покидай меня, весна,
Сияй мне ярче с каждым утром!
Продлитесь вы, златые дни...

Продлись, продлись, мой дивный сон!
Тебя послало провиденье,
Тебя так долго я ждала!
Ты так прекрасен, милый сон,
Что я не верю в пробужденье,
И лишь тобой душа жива!

Не покидай меня, весна,
Когда так радостно и нежно
Поют ручьи и соловьи!
Не покидай меня, весна,
Не оставляй меня, надежда
На чудо счастья и любви!

Ведущий. Юлий Ким, безусловно, блестящий стилист и непревзойдённый мастер театральных монологов. Но он ещё наш с вами современник, поэтому не может не откликнуться на события, происходящие в жизни страны. “Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство” - эти слова вслед за Булатом Окуджавой мог бы повторить и Юлий Черсанович.

(Читается «Песня о мире».)

Всё в мире снова темно и грозно.
Как докричаться до глав правительств?
Договоритесь - ещё не поздно!
Пока не поздно - договоритесь!
Мы понимаем - это трудно, очень трудно.
Мы понимаем - наша песенка наивна:
Наверно, легче сдохнуть обоюдно,
Чем хоть бы раз довериться взаимно.
Мы понимаем: слишком много генералов,
Которых не переучить на почтальонов.
Мы понимаем: ради высших идеалов
Необходима гибель наших миллионов, -
Мы понимаем...
Но как же дети?
За что же дети - обречены?
Нет ничего на белом свете,
Что может стоить такой цены.

Поэт. “Я много думаю - куда пойдёт страна, и, знаете, мне замерещился какой-то странный тип человека, который должен появиться в нашей жизни. Я хоть смутно, но себе его представляю - в нём немало черт знакомых мне людей. Самая главная его отличительная черта - свободный российский человек”.

(Читается стихотворение «Своим путём».)

Когда тобою решено
Добиться благородной цели,
То остаётся лишь одно:
Осуществить мечту на деле.
И вот, покинув отчий дом,
Идёшь, исполненный отваги,
И пусть овраги, пусть коряги, -
Ты всё равно идёшь своим путём...

То круто вверх, то резко вниз,
Взлетел опять - и вновь расшибся.
А слева смех, а справа свист:
“Эй! Признавайся, что ошибся!”
А ты всё дальше, напролом,
И видишь сквозь туман и слёзы:
Всё шире даль...
Всё ближе звёзды...
И ты не зря идёшь своим путём!
И ты всегда иди своим путём.

Поэт. “Я думаю, что слово «поэт» - самое точное определение. Не только потому, что главным образом я пишу стихи, но и по общему ощущению самого себя. Можно просто сказать - русский писатель, поскольку это включает всё - и сочинение пьес, и прозы, и стихов, и песенных текстов”.

На пороге наших дней
Неизбежно мы встречаем,
Узнаём и обнимаем
Наших истинных друзей.
Здравствуй, время гордых планов,
Пылких клятв и долгих встреч!
Свято дружеское пламя,
Да не просто уберечь...

Всё бы жить, как в оны дни,
Всё бы жить - легко и смело,
Не высчитывать предела
Для бесстрашья и любви.
И, подобно лицеистам,
Собираться у огня,
В октябре багрянолистом
Девятнадцатого дня...

Но судьба своё возьмёт.
По-ямщицки лихо свистнет,
Всё по-своему расчислит,
Не узнаешь наперёд.
Грянет бешеная вьюга,
Захохочет серый мрак,
И - спасти захочешь друга,
Да не выдумаешь - как...

На дорогах наших дней,
В перепутьях общежитий
Ты наш друг, ты наш Учитель,
Славный пушкинский Лицей!
Под твоей бессмертной сенью
Научиться бы вполне
Безоглядному веселью,
Бескорыстному доверью,
Вольнодумной глубине!..

Урок литературы в 5 классе № 60.

Дата ___________________________

Тема: Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Ю. Ч. Ким «Рыба-кит». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Цели урока: Краткое знакомство с жизнью и творчеством Саши Черного и Ю. Ч. Кима. Расширение представления о юморе и литературе.

Развитие навыков пересказа и анализа текста, творческих способностей.

Воспитание чувства юмора.

Основные понятия: юмор.

Методические приемы : беседа, слово учителя, прослушивание аудиозаписей, выразительное чтение.

Оборудование: аудиозаписи песен Ю. Кима, учебник, тетрадь.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока.

    Организационный момент.

Цель этапа: проверка готовности обучающихся к работе.

    Работа по теме урока.

1. Целевая установка.

Цель этапа: озвучивание темы, формулирование целей работы на урок.

2. Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор.

А. Чтение статьи учебника (с. 172-173) .

Б. Слово учителя


Александр Гликберг родился в многодетной семье, которая поселилась в небольшом городке Белая Церковь на Украине. Саша тяготился обывательской средой, обстановкой в семье, где он никогда не знал материнской ласки. Мальчик бежал из дому. Он пережил множество трудностей, стал нищим-попрошайкой и, не выдержав, вернулся домой. Но мать с отцом не приняли его. О судьбе мальчика написали в газете, и К. К. Роше, высокопоставленный чиновник из города Житомира, усыновил мальчика и стал для него настоящим отцом. Равнодушие и злоба родителей сменились добротой и вниманием приемного отца. До конца своей жизни Саша Черный будет в произведениях для взрослых остроумным и язвительным, а в произведениях для детей - нежным и добрым.
Саша Черный страдал от несовершенства мира и своими сатирами старался побудить людей измениться. Добрыми рассказами для детей он хотел поддержать доброту и радость жизни в растущем человеке. Он умер от сердечного приступа после того, как помогал тушить пожар у соседей. Он выбрал себе псевдоним Саша Черный (в противоположность одному из поэтов его времени, который взял себе псевдоним Андрей Белый ), но люди вспоминают его со светлыми чувствами.
Позже, в старших классах, мы будем читать сатирические произведения Саши Черного.


В. Беседа. Реализация воспитательной цели.


- Вы прочитали два рассказа Саши Черного: «Кавказский пленник» и «Игорь-Робинзон». Какое настроение вызвали у вас эти рассказы? Какие эпизоды, описания вам понравились?


- Почему в рассказе «Кавказский пленник» никто из детей не хотел быть Костылиным?
(Никто из детей не хотел быть предателем).

Вопросы (Егорова, стр. 376 – 377).


- Какие смешные эпизоды можно отметить в рассказе «Игорь-Робинзон»?
(Дети отмечают, как индюк съел бюст Гоголя, как теленок жевал курточку, как Игорь сделал из бумаги золотую медаль).


- Каким можно назвать юмор Саши Черного: острым, язвительным или добрым, мягким?

Играли ли вы когда-нибудь в игры, которые придумали после чтения художественных произведений? Какие это игры? Расскажите об одной такой игре.

3. Ю. Ч. Ким. Рыба-кит.


А. Чтение статьи учебника (с. 189) .

Б. Прослушивание песни «Рыба - кит».

В. Работа по вопросам и заданиям учебника (стр. 190). Реализация воспитательной цели.

Юнга (от нем. Junge - «мальчик» или нидерл. jonge - «молодой») - мальчик на судне, готовящийся в матросы. Основав Кронштадт в 1703 году, Пётр I учредил в нём училище морских юнг , то есть малолетних матросов...

Сейнер (англ. seiner , от (purse) seine - (кошельковый) невод) - рыбопромышленное судно для лова рыбы кошельковым неводом, который также может называться сейной. Сейнер , обычно, однопалубное судно с надстройкой, смещенной к носовой части.

Лот - это стандартная партия или объем, какого либо товара. Лот - это также единица измерения валюты во время торгов на валютной бирже.

III . Итог урока.

Цель этапа: обобщение информации.

Беседа.

Егорова, стр. 380 – IV .

- Играли ли вы когда-нибудь в игры, которые придумали после чтения художественных произведений? Какие это игры? Расскажите об одной такой игре.

Прослушивание песен Ю. Ч. Кима.

IV . Домашнее задание.

Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.

Ответить на итоговые вопросы (стр. 192), подготовиться к итоговому тестированию.

По желанию. Написать сочинение «Как мы играли в Робинзона (индейцев, путешественников...)».

Литература.

      Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. Часть 2/ В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. коровин.-2-е издание – М.: Просвещение, 2013

      Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 5-е издание, переработанное – М.: ВАКО, 2013.