Дом Благородного собрания (Дом союзов). Дом благородного собрания Колонный дом зала союзов история

История дома Благородного собрания и его знаменитого Колонного зала в Охотном ряду

В книге "Москва и москвичи" о происхождении названия старинной улицы В. Гиляровский пишет: "Охотный ряд получил свое название еще в те времена, когда здесь разрешено было торговать дичью, приносимой подмосковными охотниками". К середине ХIХ века рынок стал поистине "Чревом Москвы" с временными лавками и палатками, длинными прилавками, где можно было купить любые съестные припасы. Большая церковь покровительницы торговли Параскевы Пятницы была выдвинута почти на середину площади. К началу ХХ века улица постепенно стала застраиваться "приличными" домами, из которых до настоящего времени уцелели только два: дом Бронникова и дом Благородного собрания (быв. Дом союзов) со знаменитым Колонным залом Матвея Казакова, доподлинно сохранившимся до наших дней от всего архитектурного оформления дома, построенного Казаковым в конце ХVIII - начале ХIХ века (Охотный ряд, дом № 3).

Судьба Матвея Казакова

Архитектор Матвей Федорович Казаков (1738-1812) родился в Москве. Судьба архитектора сложилась удачно. Он был незнатного рода. Отец его - из крепостных, но дослужился до подканцляриста. Мастерству М. Казаков учился в архитектурной школе Д.В.Ухтомского. В родном городе он создал много выдающихся архитектурных сооружений: здание Сената в Кремле с громадным куполом (впервые в России), поистине сказочный Петровский (путевой) дворец (близ м. "Динамо"), необыкновенной красоты колонный зал Благородного собрания (быв. Дома союзов) и другие. С 1792 года он возглавлял после своего учителя В.Баженова Архитектурную школу при экспедиции Кремлевского строения, руководил составлением генерального и фасадного плана Москвы ХVIII века, выполнив со своими помощниками колоссальную работу по созданию тридцати архитектурных альбомов. Перед вторжением в Москву Наполеона родственники увезли его в Рязань, уже смертельно больного. Известие о пожаре в Москве ускорило его кончину.

Здание Благородного собрания Матвея Казакова

Дом был возведен князем Долгоруким - Крымским в ХVIII веке, а в 1784г. куплен для Дворянского собрания (клуба) и перестроен М.Ф. Казаковым.

Казаков перенес главный фасад здания с Большой Дмитровки на Охотный ряд, закрыв им торец дома. Затем осуществил большую работу по переустройству внутренних помещений дома (1784-1787). На рисунке, сделанным со старинной литографии, изображен дом, бережно восстановленный в 1814 году учеником Казакова А. Бакаревым после пожара Москвы в войне с Наполеоном. Он - двухэтажный, с классическим портиком посередине. Вход увенчан - аттиком с треугольным фронтоном и крупной врезной аркой. Вся конструкция верхней части поддерживается сдвоенными колоннами по обеим сторонам, поставленными на массивные основания.

Колонный зал строился на месте внутреннего двора дома с 1784 по 1790 гг. и стал главным украшением всего сооружения, а новый корпус - пристройка протянулся по Большой Дмитровке до конца квартала в 90-х годах ХVIII века.

Основательная перестройка дома была сделана только в 1903 - 1908 гг. архитектором А.Мейснером, который надстроил третий этаж по всему периметру соединенных вместе корпусов, что повлекло радикальное изменение основного фасада, сохранившегося до наших дней. Дом не потерял классической формы. Он имеет портик с четырьмя нарядными коринфскими колоннами, равномерно расставленными. Треугольный фронтон вверху здания был заменен на широкий прямоугольный аттик, над которым просматривается купол. На стене, в глубине портика, проходит горельеф из античных сюжетов. Вся отделка дома напоминает о полном сохранении классической традиции.

Колонный зал Дворянского собрания

Создание М. Казаковым Колонного зала в Дворянском клубе для Москвы ХVIII века явилось большим событием. Такого роскошного и торжественного зала для возможных повседневных мероприятий столица еще не знала.

Удивительным образом в нем сочетаются классическая ясность и простота с величавостью и роскошью архитектурного оформления. Главным украшением зала является парадная колоннада из 28 коринфских колонн, торжественно расставленных по периметру зала со значительным отступлением от стены. Все колонны - деревянные, но облицованы белым искусственным мрамором. Между ними - 26 больших и 28 малых хрустальных люстр, свет от которых отражается в громадных зеркалах, развешанных по всем стенам зала. За колоннадой зал опоясывают балконы для музыкантов.

Зал был любим дворянством, в балах иногда принимали участие до 3 тыс.человек. Здесь бывали А. Пушкин, М. Лермонтов, Л.Толстой.

Благодаря уникальной акустике здесь во все времена проводились концерты и музыкальные вечера. В зале звучала музыка С. Рахманинова, П.Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Дворжака, Ф. Листа (часто в исполнении авторов); пели Ф. Шаляпин, П. Виардо и другие; в литературных вечерах принимали участие Ф.Достоевский, И.Тургенев, А. Островский, И. Гончаров, М. Горький и другие.

После революции (в 1919 году) Дворянский клуб был передан профсоюзам и стал называться Домом союзов.

При советской власти в Колонном зале проходило множество концертов, праздничных и торжественных вечеров. Основная реконструкция и реставрация дома была проведена в 1967 году. Кроме рабочих-строителей дом обновляли мастера-краснодеревщики, паркетчики, позолотчики, мастера художественной лепки, плотники, каменщики, слесари и т.д.

Колонный зал Матвея Казакова в настоящее время функционирует как один из основных концертных залов столицы. Он и поныне слывет одним из лучших творений российской классической школы.

Здание Дом союзов (Благородное собрание) располагается по адресу улица Большая Дмитровка , 1.

Ближайшее метро: Театральная.

Сейчас здание именуется "Дом союзов". Используется для концертной деятельности, проведения мероприятий.

История здания

В 1783 году был создан дворянский общественный клуб. Такие клубы, со временем стали распространены в крупных городах России. Инициаторами создания клубы выступили попечитель Опекунского совета М.Ф. Соймонов и князь А.Б. Голицын. Благородное собрание стало своего рода альтернативой Английскому клубу (отечественный вариант, с более либеральными правилами членства). Членами Благородного собрания могли быть потомственные дворяне (мужчины и женщины). Во главе Благородного собрания стояли 12 выборных старшин (каждый год их состав обновлялся на треть). Финансирования клуба осуществлялось за счет ежегодных взносов членов Благородного собрания.

В 1784 Благородное собрание приобрело нынешнее здание на Большой Дмитровке - дом бывшего московского генерал-губернатора В.М. Долгорукова. Здание было построено в первой половине 18 века и было перестроено в 1784 - 1787 годах М.Ф. Казаковым. Архитектор объединил все усадебные постройки в одно здание и соорудил в его центре, на территории бывшего внутреннего усадебного двора, Колонный зал. Дом был сильно разрушен при пожаре 1812 года и был восстановлен в 1814 году учеником Казакова А.Н. Бакаревым.

В здании Благородного собрания устраивались традиционные балы (по вторникам), вечера. В нём московские дворяне принимали приезжавших в город российских императоров. По уставу 1849 года, члены Благородного собрания могли приглашать «гостей» (личных дворян, почётных граждан, купцов 1-й гильдии, художников). Во главе Благородного собрания стоял выборный Совет старейшин, которому подчинялись хозяйственный комитет и контора. Благородное собрание имело богатую библиотеку.

Интересно, что Екатерина II повелела считать дом, купленный на имя старшины Благородного собрания князя Голицына, частной собственностью московского дворянства. Так был создан прецедент, когда общественная организация была признана, по сути, юридическим лицом.

Известно, что М.Ю. Лермонтов праздновал в Благородном собрании новый 1832 год. Он явился на праздничный маскарад в костюме астролога.

После революции 1917 года Благородное собрание было ликвидировано, его здание передано профсоюзам и получило название Дом Союзов. Здесь проходили конгрессы Коминтерна и Профинтерна, другие официальные мероприятия, продолжалась концертная деятельность. Часто здание использовали для гражданской панихиды по высокопоставленным советским чиновникам.

В здании Дома союзов проходило прощание с телом И.В. Сталина. Гроб с телом вождя был установлен 6 марта 1953 года в Колонном зале Дома союзов для прощания. В 16 часов был открыт доступ всем желающим проститься с вождем. К сожалению, желающих было так много, что на Трубной улице возникла ужасная давка, в которой погибли несколько тысяч человек.

В здании происходили важные исторические события

Во второй половине 19 века в Колонном зале с концертами выступали П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, Ф. Лист и др.

В июне 1880 года, в дни открытия в Москве памятника А.С. Пушкину , Ф.М. Достоевский произнёс здесь знаменитую речь, посвящённую памяти поэта.

Карта

Изображения

Благородное собрание Вид середины 19 века

Если говорит о достопримечательностях Москвы, нельзя не упомянуть о доме Благородного собрания, который в Советскую эпоху переименовали в Дом Союзов. Это старинное здание было спроектировано и построено в 1775 году, и непременно придется по вкусу ценителям архитектуры, и просто путешественникам

Очень интересна история этого сооружения, которое было построено в 1784 году по указу В. М. Долгорукова-Крымского. Здесь проводились дворянские приёмы, отсюда и соответствующее название — Дом благородного собрания

В последующие десятилетия строение несколько раз модернизировалось и перестраивалось. Из крупных изменений — надстройка третьего этажа и полностью измененный фасад, а так же колонный зал на месте бывшего внутреннего двора. Пострадало здание также во время знаменитого московского пожара 1812 года, его восстановлением занимался архитектор Бакарев

Отложила свой отпечаток на историю Благородного собрания и Октябрьская революция. При чем это был самый кардинальный отпечаток. В 1917 году здание перешло в подчинение Профсоюзов, тут стали проводить концерты для рабочих, на которых часто присутствовал Ленин с Крупской. Здание стало называться Домом Союзов, здесь также проводились новогодние ёлки для детей, конференции и концерты. Еще одним знаменательным событием в жизни Благородного собрания, а ныне Дома союзов, было прощание с Иосифом Сталиным, состоявшееся в большом колонном зале

Материал об этом выдающемся месте подготовлен при поддержке компании BookingMoscow, сервиса удобного бронирования гостиниц в Москве. Если Вы планируете посвятить несколько дней осмотру достопримечательностей Москвы, в любом случае понадобиться выбрать и забронировать хороший отель, где можно будет отдохнуть и набраться сил после утомительных экскурсий. Один из таких вариантов — гостиница Салют , где неплохо сочетаются качество обслуживания и недорогие цены

Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера, одного из крупнейших музыкантов первой половины ХХ столетия, пианиста, композитора, педагога, музыкального и общественного деятеля, народного артиста СССР, ректора Московской консерватории, была создана по решению Совета Министров СССР 26 января 1955 года. Музей создавался при непосредственном участии Александра Борисовича и принял своих первых посетителей в 1959 году. Первое время Александр Борисович сам проводил экскурсии, а после его смерти в 1961 г. руководителем музея стала его ученица, помощница и супруга Е. И. Гольденвейзер (1911−1998). Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера сегодня, по сути, представляет собой «музей в музее» – единый мемориальный, фондово-экспозиционный, научно-исследовательский, музыкально-просветительный и справочно-методический комплекс. Помещение музея поделено на две зоны – мемориальную и камерный музыкальный салон. В мемориальном отделе ведется просветительская и экскурсионная работа, в музыкальном салоне проходят встречи с учениками А. Б. Гольденвейзера, концерты фортепианной, вокальной и инструментальной музыки, а также вечера видео- и звукозаписи. В музее проводятся научные чтения, методические семинары, консультации и рецензирование научных работ по музыкальной тематике, имеется возможность для работы исследователей и ученых. В экспозиции много внимания уделено более чем полувековой педагогической деятельности Гольденвейзера. Широко известны имена его учеников: С. Фейнберг, Г. Гинзбург, А. Каплан, Л. Сосина, Т. Николаева, Д. Паперно, Г. Гродберг и многие другие. Предметом постоянной заботы Александра Борисовича было детское музыкальное образование. Центральная музыкальная школа в Москве, выросшая на основе Особой детской группы, организованной в начале 1930-х годов, в значительной степени обязана своим созданием А. Б. Гольденвейзеру. В музее хранятся, изучаются и демонстрируются архив А. Б. Гольденвейзера, его библиотека, многочисленные коллекции, ценные мемориальные предметы. Основой собрания Гольденвейзера являются рукописи, книги, ноты и письма, представляющие большую научную и документально-историческую ценность. А обширное собрание живописи, графики и скульптуры говорит о его тонком художественном вкусе. В фотоархиве музыканта – снимки с автографами Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, М. А. Чехова, К. С. Станиславского. Особый интерес представляют фотографии в Ясной Поляне с Л. Н. Толстым, которые были сделаны Софьей Андреевной Толстой. Собрание концертных и театральных программ отражает музыкальную жизнь Москвы с 1886 по 1961 годы. Множество мемориальных предметов создают в музее-квартире атмосферу уюта и эффект присутствия самого хозяина. Среди них – два рояля фирмы C. Bechstein, мебель начала ХХ века, личные вещи Л. Н. Толстого, с которым А. Б. Гольденвейзера связывали почти 16 лет дружбы. Коллекция Музея-квартиры А. Б. Гольденвейзера представляет огромную ценность не только для исследователей творчества выдающегося музыканта, но и для простых любителей музыки, а также для всех интересующихся историей русской музыкальной культуры.

Путеводитель по архитектурным стилям

В 1784-1790-х годах М.Ф. Казаков расширил здание и изменил его планировку. Так на месте внутреннего двора появился Колонный зал. Здесь проходили дворянские собрания, приемы высоких гостей, балы и маскарады, слава о которых доходила до Петербурга. Колонный зал был еще и крупнейшей в России ярмаркой невест.

В Благородном собрании была своя библиотека. Ставили здесь и спектакли. На одном из них юный Лермонтов играл астролога.

Но здание Благородного собрания повторило судьбу многих московских домов: в 1812 году оно обгорело, ради извлечения прибыли здание облепили неказистыми лавками, и со временем оно утратило изначальные черты.

Колонный зал Благородного собрания был огромным: он вмещал более 500 пар, имел высоту 14,5 метров и прекрасную акустику. Плоский деревянный потолок играл роль деки, отражающей и усиливающей звук на уровне лучших оперных театров мира. При этом во время строительства Казаков не использовал никаких специальных физических приборов. Не удивительно, что дом Благородного собрания превратился в настоящую филармонию, и европейские знаменитости стремились выступать именно в Колонном зале. В Европе тогда говорили, что нет зала лучше.

А 4 марта 1856 года император Александр II произнес в Колонном зале историческую речь о необходимости освобождения крестьян от крепостничества.

Дворянское собрание в наше время было вполне дворянским, потому что старшины зорко смотрели за тем, чтобы не было какой примеси, и члены, привозившие с собою посетителей, должны были не только ручаться, что привезенные точно дворяне, но и отвечать, что они не сделают ничего предосудительного, и это под опасением попасть на черную доску и через то навсегда лишиться права бывать в собрании. Купечество с их женами и дочерьми, и то только почетное, было допускаемо в виде исключения как зрители в какие-нибудь торжественные дни или во время царских приездов, но не смешивалось с дворянством: стой себе за колоннами да смотри издали.

В 1903-1908 годах Дом Союзов надстроили третьим этажом и немного изменили фасад по проекту архитектора А.Ф. Мейснера. Главным украшением Колонного зала стали 28 колонн (9,8 метра в высоту). Отсюда и название.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

После Октябрьской революции здание передали профсоюзам. С 1935 года в Доме Союзов начали проводить детские «Новогодние елки». А на смену дворянской библиотеке пришла рабочая библиотека-читальня имени Горького.

23-27 января 1924 года в Колонном зале Дома Союзов прошло прощание с В.И. Лениным. После этого Колонный зал часто служил местом прощания народа с умершими советскими государственными деятелями. Здесь также проходили показательные судебные разбирательства, съезды Советов и профсоюзов, отчетные партийные конференции Московских городских и областных организаций КПСС, союзов писателей и композиторов, музыкальные концерты и спортивные соревнования.