Для всех и обо всем. Каталог нэцкэ. виды, описание и значение фигурок

С течением времени люди действительно стали верить, что самые разнообразные статуэтки нэцкэ приносят их обладателям и здоровье, и богатство, и счастье, и успех. Вот с этих пор фигурки нэцкэ японцы стали использовать не только как украшение, но и как талисманы.

Сами японцы старались носить эти фигурки с собой, а так как в не было карманов, то нэцке просто крепили на шнурках к одежде.

Значение нецке

Помогает не упустить удачу. Две фигурки Дайкоку и привлекут в дом счастье и удачу.

Является Богом здоровья и долголетия.

Хотэй – Бог общения и счастья. Хотэй является одним из самых почитаемых в Японии за свою “способность” исполнять желания. Люди полагают и, видимо, не без основания, что если фигурку погладить раз триста по животу, то сбудется самое заветное желание, главное – держать это желание мысленно в голове во время процесса поглаживания…

Прообразом Хотэя послужил китайский монах Цицы, предпочитавший монастырскому уединению многолюдные базары и скитавшийся по Китаю, зарабатывая на жизнь предсказанием погоды. Из имущества у него были лишь посох и мешок для подаяний, называемый хотэй, от которого монах и получил свое прозвище. Закреплению данного прозвища также способствовал второй «мешок» - огромный живот, который не могла закрыть никакая ряса и в котором по представлениям китайцев была сосредоточена жизненная энергия ци. Аналогичным животом отличался и будда Майтрея, воплощением которого считался Цицы, полюбившийся людям за веселый характер и легкий нрав и ставший героем множества легенд и историй. По легенде там где он появлялся, к людям приходила удача, здоровье и благосостояние. Если кто-нибудь спрашивал, что находится в его мешке, он отвечал: «Там у меня весь мир». В XVII веке Хотэй, как воплощение счастья и беззаботности, был принят в Японии. Он стал одним из .

Хотэя часто изображают держащим различные предметы: золотые слитки или монеты, посох, жемчужину, персик, веер, отгоняющий горе, мешок с богатством, ведущим в поводу дарственного коня.

Футэн является Богом ветра. Нэцкэ с его изображением обязательно берут с собой в дорогу, так как он приносит путнику удачу в путешествии.

Дзюродзин – это старец долголетия и науки. Он приносит своим обладателям в дом счастливую и долгую жизнь.

Бэндзайтен

Бэндзайтен считается женским божеством и дарит благополучие и счастье.

Бисямонтен – бог-воин, один из семи японских богов счастья (подробнее о них читайте ). Бисямонтен сражается на стороне сил добра. Его девиз – «Верность, долг, честь».

Фукурокудзю – Бог мудрости и долголетия. Изображают с очень большой головой. С его помощью человек приобретает мудрость и живет очень долго. Так же является одним из семи богов счастья

Теперь расскажем о значениях фигурок нэцкэ, изображающих различных животных, рыб и птиц.

Например, жаба с монетой в пасти – символ богатства. Эту фигурку китайцы помещают на почетном месте не только дома, но и на работе. Они полагают, что она весьма благоприятствует заключению довольно выгодных сделок.

Две собачки защищают жилище от бед и неудач. А если их ещё поставить в «зону богатства», то они будут способствовать хорошим взаимоотношениям в семье.

Фигурка Быка привлекает в дом благополучие и изобилие.

Золотая рыбка – символ финансовых успехов.

Китайская монетка, помещенная в зону богатства, привлечет в ваш дом деньги.

Фигурка, изображающая Модель кораблика приносит удачу во всех делах.

Дракон , как ни странно, охраняет дом от всякой нечисти.

Ровно Девять карпов привлекут для их обладателя богатство в дом и удачу в делах.

Два карпа даруют семье любовь, взаимопонимание и богатство.

Фигурка орла – символ удачи в работе, способствующий карьерному росту.

Вазочка с пионами наполнит ваш дом позитивной энергией, привязанностью и любовью.

Фигурка с Тремя обезьянами будет охранять вас от злых духов.

Пирамидка притягивает в ваш дом благополучие, радость и успех. Если ее хранить на письменном столе ребенка, то она поможет ему преуспевать в учебе.

Значение материалов для изготовления нэцкэ

Помимо самих изображений большую роль играет материал, из которого изготовлены нэцкэ. Он тоже обладает определенными символическими свойствами. В основном, нэцкэ делают из различных пород деревьев и слоновой кости. Но вот эти три материала являются самыми популярными для изготовления фигурок нэцкэ.

Цугэ (самшит) – это вечнозеленое дерево является символом долголетия и здоровья.

Кость оленя дарует красоту, возвращает молодость и здоровье, сулит долголетие.

Сакура и жужуба обладают положительной энергией и являются благожелательной символикой.

Подлинные нэцкэ, выполненные из высококачественного материала, оказывают сугубо положительное воздействие на психику человека, действуют как успокоительной средство.

Подводя черту под всем вышесказанным, необходимо отметить, что будет недостаточно приобрести за баснословные деньги истинную фигурку того или иного значения и поставить там, где вам нравится. Так она не в полной мере принесет ту пользу ее обладателю, которую бы должна. Нужно точно знать, в какой сектор своего жилища ее необходимо определить. Обратитесь с этим вопросом к учению Фэн-шуй.

С древнейших времен люди верили, что различные талисманы и маленькие копии статуй богов приносят всяческие блага - удачу, прибыль, счастье в семейной жизни, защиту от недругов и болезней. В качестве талисманов выступал любой объект природы - от камней до воды в крохотных бутылочках.

Тем, кто имеет при себе оберег, зачастую кажется, что фортуна будет к ним благоволить. Но зачастую люди не имеют точного понятия о том, что у каждого талисмана есть определенное значение. К примеру, если желать счастья в доме, но использовать для этого , вполне вероятно, что ни того, ни другого в должной мере вы не получите.

На востоке и по сей день очень трепетно относятся к талисманам. Одним из таких амулетов являются фигурки Нэцкэ - вырезанные из дерева и камня изображения людей, богов, животных. Многие коллекционируют эти статуэтки. У каждой фигурки свое предназначение, которое помогает исполнить то или иное желание.

Виды Нэцкэ

Наиболее известные фигурки Нэцкэ, которые можно увидеть не только у каждого коллекционера, но и у людей, даже не планирующих собирать их - это , и , изображенное в виде симпатичного толстяка с мешком богатства за плечами и золотыми монетами в ладошке. Жаба символизирует богатство и процветание, а Хотэй дарует счастье и может исполнять желания.

Также существуют следующие разновидности Нэцкэ:

1. Катабори. Небольшие резные изображения людей и животных.

2. Анабори. Раковины, внутри которых изображаются различные сюжеты.

3. Саси. Фигурка - брелок, имеет отверстие для шнурка или ленты, чтобы всегда носить с собой.

4. Маска. Маленькая копия маски Но - специальной женской маски, используемой актёрами японского театра кабуки.

5. Мандзю. Небольшие круги из слоновой кости либо два полукруга.

6. Итараку. Маленькие коробочки, сплетенные из тростника.

7. Рюса. Похожа на мандзю, но полая внутри, и с небольшой резной каймой.

8. Кагамибута. Симпатичная фигурка в виде шара.

Из чего изготавливают Нэцкэ

Материал для изготовления этих фигурок имеет огромное значение. Талисманы из камня помогают обрести твердость воли, а из дерева - здоровье и процветание. Конечно, видов камней и пород деревьев - огромнейшее количество, и каждая вырезанная фигурка из определенного материала имеет свое назначение.

Самая популярная порода деревьев для изготовления Нэцкэ - это сакура, которая обладает положительной энергетикой и помогает обрести душевное равновесие. Фигурки из сакуры высоко ценятся. Принимать в дар такую статуэтку стоит в хорошем настроении и благодушном расположении духа, ведь дерево впитывает негативную энергию, и обязательно потом вернёт её обладателю амулета.

Другой известный материал - дерево самшит, дающее здоровье и долголетие. Фигурки из самшита наделяют обладателя красотой, замедляют процессы старения и очищают ауру.

Ещё один подходящий материал для Нэцкэ - олений рог. Вырезанные из кости фигурки приносят удачу и благополучие. Костяные изображения Нэцкэ чаще всего представляют собой демонов и водных тварей - змей, рыб. Демоны не представляют опасности, и, несмотря на страшные лица, заставляют фортуну повернуться лицом к обладателю фигурки.

Бывает и такое, что фигурки изготавливают из камня, самый популярный материал - минерал нефрит. Но это весьма кропотливое и долгое занятие, да и вырезать все необходимые детали и атрибуты, полагающиеся фигуркам, достаточно сложно. Камень с трудом поддается подобной детальной обработке. Поэтому кости и дерево при изготовлении Нэцкэ остаются вне конкуренции.

Значение самых известных фигурок Нэцкэ

Помимо небезызвестных жабы и Хотэя, существует еще несколько популярных фигурок, которые приносят различные блага.

Боги:

Мудрец Дарун - улыбчивый старик с длинной бородой дарует мужество и твердость духа.

Дайкоку - милый толстяк с мешком риса в руках является хранителем очага и с удовольствием дарит обладателю фигурки богатство и процветание.

Эбису - симпатичный дедушка со связкой рыбы в руках привлекает удачу и помогает удержать ее.

Шоусим - хмурый мудрец олицетворяет здоровье и долгую жизнь.

Футэн - жизнерадостный божок, выступающий в роли . Его фигурку, как оберег, берут с собой в дальнюю дорогу.

Дзюродзин - улыбающийся толстячок приносит в дом счастливую и долгую жизнь без забот.

Бэйндзайтен - женское божество для милых барышень, охраняет очаг и с радостью одаривает благополучием.

Бисямонтен - бородатый бог-воин, с ним не страшны воры.

Фукурокудзю - длиннобородый большеголовый бог мудрости.

Животные:

Собачки - оберег от неудач и помощник в семейном взаимопонимании.

Бык - изобилие и богатство.

Золотая рыбка - так же, как и жаба, привлекает удачу в денежных делах, и кошелек никогда не будет пуст.

Почитаемое существо, друг и охранник. Мудр, силен и богат.

Карпы (два или девять) - любовь и понимание в семье.

Орел - помощник в построении карьерного роста.

Три обезьяны - защитники от нечистой силы, магниты для успеха и богатства.

Также существует вазочка с пионами, которая приносит счастье и любовь в семейную жизнь.

Для того чтобы обрести все блага, недостаточно купить фигурку Нэцкэ или принять ее в дар. Чтобы в дом в полной мере посыпалась удача и ее сопутствующие радости, нужно верить в силы Нэцкэ, а также знать, как правильно расположить фигурки в доме. В этом поможет небезызвестное , которое растолкует, куда лучше поставить фигурку для привлечения наибольшего потока положительной энергии.

Хотей – это бог богатства, счастья и веселья в фэн-шуй. Смеющийся Будда, Хотей, Будда изобилия - и это далеко не все его прозвища. Само слово «хотей» переводится как «холщевый мешок». Именно мешок везде сопровождает бога. Статуэтки с изображением Хотея – это один из самых популярных сувениров стран Востока, а также талисман для привлечения в дом счастья и достатка. Если ее поставить в правильном месте в доме, то очень быстро произойдут улучшения в финансовой сфере.

Большие фигурки Хотея в Восточных странах можно встретить на улице перед входом в магазины, торговые комплексы и в других местах. Бог должен приманивать клиентов, увеличивая этим доход владельца заведения. Для дома талисман такого размера не нужен. Даже маленькие статуэтки не менее действенны, чем большие фигуры. Имеет значение только место, где должен стоять этот бог.

Прообразом бога Хотея является реальный монах, живший много-много лет назад в Китае. Звали его Ци-Цы. Это был один из самых доброжелательных и веселых монахов, живших в те дни.

Он не любил сидеть на одном месте. Ци-Цы путешествовал по всему свету, посещал торговые площади, где было много народа, и всегда стоял шум. Четки и большой холщевый мешок – вот верные спутники этого монаха. Когда его спрашивали о том, что лежит в его мешке, то он отвечал: «Весь мир покоится в нем». Везде, где появлялся Ци-Цы, царило веселье, и звучал смех. Если он заходил в чей-то дом, то в нем сразу начинали водиться деньги, и навеки поселялось счастье. С той поры люди и стали его звать Хотей. Позднее в его честь были созданы статуэтки, которые стали талисманами для богатства, счастья и удачи.

Существует еще одна версия происхождения этого бога. Согласно фен-шуй, Хотей – это Будда-Майтрейя. Этот бог был очень красивым, веселым и доброжелательным. Ни одна женщина не могла остаться равнодушной к его красоте и веселому нраву, поэтому в него часто влюблялись. Бог не мог ответить им взаимностью и этим он разбивал дамам сердца. Ему стало жалко бедных женщин, и тогда он сделал себя немолодым и толстым богом. Чтобы хоть как-то их утешить, он даровал им счастье и богатства. С того времени Хотея и стали считать богом, приносящим достаток и благополучие.

Фигурка бога богатства Хотея

В фен-шуй Хоттей изображен лысым смеющимся мужчиной с большим животом. В руках он всегда держит большой мешок. По одной версии в нем находятся несметные богатства, а по другой – бог в него забирает у человека все горести, несчастья и другие невзгоды.

Фигурка Хотея должна иметь золотой или белый цвет. Не имеет значения, из какого материала сделана статуэтка. Для ее изготовления используют глину, гипс, каменную крошку, металл и дерево. Размер фигурки может быть любой.

Талисман Хотей может быть нескольких видов. Он может сидеть на жабе, держать веер в руках и так далее. Все это влияет на значение талисмана.

Виды Хотея:

  • Хотей, сидящий на трехлапой жабе. Жаба с тремя лапками – это один из самых сильных денежных талисманов в фен-шуй. Это значит, что Хотей на жабе сильнее притягивает деньги в дом, чем обычный Хотей. Такой талисман подойдет тем, кто хочет быстро разбогатеть.
  • Хотей на драконочерепахе. Такой талисман привлекает деньги, помогает заводить нужные для бизнеса или работы связи и заключать выгодные сделки. Благодаря этому Хотею можно получить покровительство влиятельных людей и сделать выгодное денежное вложение.
  • Хотей в пирамиде с золотым песком и монетами. Этот талисман помогает построить успешную карьеру и сосредоточиться на определенном деле, а не размениваться по пустякам.
  • Хотей с жемчужиной. В первую очередь такой талисман притягивает деньги, но он имеет еще одно значение. Он способствует духовному росту и открывает путь к знаниям.
  • Хотей с веером. Такая нэцкэ привлекает деньги, удачу и несет перемены жизни в лучшую сторону.
  • Хотей с женьшеневым посохом, персиком, бамбуком или тыквой-горлянкой. Эти талисманы притягивают деньги и продлевают жизнь.
  • Хотей с четками – приносит богатство и открывает путь к знаниям.
  • Хотей с чашей, монетками или золотыми слитками. Такие фигурки не только притягивают деньги, но и помогают научиться разумно их тратить.
  • Хотей с коромыслом, к которому прицеплена корзина с золотыми слитками и монета счастья. Этот талисман привлекает богатство, счастье и благополучие.
  • Хотей с детьми. Такой талисман помогает супружеской паре завести детей, а также притягивает деньги, которые помогают их вырастить и прокормить.

Нэцкэ бога Хотей нужно ставить в той зоне квартиры или дома, которая соответствует тому, чего человек хочет от этого талисмана. Для почета уважения нужно поместить фигурку рядом с входной дверью внутри помещения. Бога нужно поставить так, чтобы он смотрел на входную дверь. Если поставить статуэтку в южную зону, то она поможет добиться признания достижений человека.

Статуэтка бога Хотей, поставленная в юго-восточной зоне помещения, привлечет богатство. Она может помочь, например, открыть новый источник дохода или выиграть в лотерею. Если поставить фигурку в восточную зону дома или квартиры, то это принесет гармонию в семью. Хотея с детьми рекомендуется поставить в западную или юго-западную зону помещения.

Статуэтку бога можно поставить на рабочий стол. Он привлечет богатство, поможет получить хорошую должность и защитит от сплетен, интриг, порчи и сглаза. Разрешается ставиться несколько фигурок в разные секторы дома.

Хотей может исполнять желания. Для этого нужно 300 раз погладить его живот по часовой стрелке, думая при этом о своей мечте. Живот Хотея нужно гладить перед каждым выходом из дома. Он привлечет удачу, которая будет сопутствовать весь день.

Хоть Хотей – это бог веселья и богатства, он требует должного обращения с собой. Пространство вокруг него всегда должно сиять чистотой, а сам бог должен стоять в том месте, где им будут любоваться окружающие. Тогда он останется доволен и одарит хозяев квартиры, дома и любого другого помещения всевозможными благами.

Фарфоровые статуэтки являются предметом искусства Китая XVII — XIX веков. Это талисманы, наделенные особым смыслом, в образах существ и божеств, передана древняя культура, которая всегда почитается и ценится. Мастера умеют изготавливать из фарфора качественные красивые изделия, пользующиеся популярностью.

Из чего изготавливаются фигурки

Китайский фарфор применяется для изготовления статуэток уже много тысяч лет, предположительно с 206 гг. н.э.. Этот материал является частью традиционной культуры страны. В его состав входят:

  • белая глина (каолин), которая образуется благодаря разрушению различных горных пород;
  • полевой шпат , породообразующий минерал из класса силикатов:
  • кварц , минерал магматических и метаморфических пород.

Что символизируют талисманы

На сегодняшний день выпускается множество различных фигурок. В основном они символизируют радость, счастье, успех и традиционные ценности. На Таобао можно найти интересные экземпляры на любой вкус. Но есть самые популярные и легендарные изделия, за покупкой которых приходят истинные ценители.

Три звездных старца

Старцы, каждый из которых имеет определенный смысл, являются антикварным комплектом изделий. Оригинальные статуэтки выполнены в середине XX века и продаются лишь в специализированных «лавках». Стоимость их достаточно высока и найти подлинные экземпляры сложно.

На сегодняшний день, изготовление фарфоровых мудрецов поставлено на поток, каждый мастер изображает фигурки по-разному, но то, что символизируют старцы, остается неизменным. В основе идеи лежит китайская древняя астрология, а именно, три звезды созвездия под названием Киль, еще его называют Южный ковш. А триада называется Сань-син .

Красную, восходящую низко от горизонта, звезду Канопус, олицетворяет старик Шоу-син . Образ имеет длинную белую бороду и продолговатую голову. В одной руке бумажный свиток и тыква, в другой персик. На древних картинах принято изображать рядом с божеством оленя, но на фарфоровых фигурках его может не быть.

Старец Южного полюса приносит долголетие, процветание и счастливую старость. Обладатель статуэтки должен обрести крепкое здоровье. Данный символ способствует исцелению смертельных болезней.

Легенда гласит, что образ данного божества создан в династии Северная Сун, императором, который связывает с этим одно событие из своей жизни. Однажды он увидел на улице старика, который нуждался в помощи и взял в свой дворец. В результате император прожил долго, не зная печали и недугов. В честь Шоу-син даже построены храмы.

Фу-син примечателен по яркому красному кафтану, какой носили продавцы. На руках держит младенца. Также в композиции присутствует свиток.

Божество символизирует богатство, процветание и карьерные успехи. Кроме того, прибавление и здоровье потомства. Если обладатель фигурки божества искренне верит в силу талисмана, то судьба будет складываться удачно.

Существует версия, что Фу-син, это реальный человек Ян Чэн из Даочжоу (VI в.), градоначальник общества карликов. В городе существовала проблема, каждый год государь велел отбирать из племени людей для того, чтобы сделать из них шутов. Ян Чэн, не желая больше терпеть, как разлучают семьи его горожан, сумел убедить государя в том, чтобы безобразия прекратились.

С тех пор, влиятельный и отважный чиновник, который не побоялся за свою должность, и поставил на первое место человеческие ценности, обожествлен как звездный дух, помогающей в карьерных делах. Существует еще много легенд, но эта самая распространенная.

Третий старец Лу-син может быть изображен в двух видах: со свитком и скипетром, или с младенцем на руках. Наличие у божества ребенка или нескольких детей, символизирует продолжение рода, достойных и заботливых наследников. Старец со свитком помогает своему обладателю в обретении власти.

Фигурки можно приобрести отдельно, но издревле, в народной культуре, принято держать их вместе. Триада будет привлекать счастье с приумноженной силой.

Установка талисманов в определенное место не требуется, можно «поселить» их в любом уголке дома. Для обращения за помощью необходимо только верить в фантастическую силу звездных духов, специальных слов произносить не требуется.

Семь образов Будды

В современном Фэн-шуй активно практикуется поклонение богам счастья. Талисман мудреца Хотея можно увидеть во многих домах. Существует семь традиционных статуэток Будды, каждая из которых имеет определенный смысл.

Смеющийся Будда или бог Хотей , представляет собой пузатого мужчину с лысиной. На лице всегда улыбка, а в руках мешок. Статуэтки любой конфигурации имеют общий и главный смысл: защищают дом от негативной (отрицательной) энергии.

  • Классический вариант с ношей в руках : монеты привлекают в дом богатство, обретению мудрости способствует жемчужина, посох защищает от болезней, а тыква приносит достаток.
  • В окружении детей . Символизирует здоровое и многочисленное потомство. Должен быть расположен в гостиной.
  • Персик в руках бога счастья несет отменное здоровье жителям дома, долголетие и обретение выносливости.
  • Если Будда держит веер , владелец талисмана может рассчитывать на помощь духа в благополучном завершении старых и начинании новых дел.
  • Бог счастья с зонтом укроет от несчастных случаев, ударов судьбы, и любых трагических событий, которые преподносит жизнь.
  • Если божество находится верхом на драконе , это символизирует удачу в финансовых вопросах.
  • Будда сидит на горке с монетами . Такая интерпретация является самой популярной в Фэн-шуй, ведь смысл композиции заключается в притягивании большого количества денег.

Чтобы магическая статуэтка поспособствовала исполнению мечты, необходимо потереть живот божества 300 раз по часовой стрелке. В это время нужно четко сформулировать желание.

Другие мудрецы

Кроме вышеперечисленных, традиционно выпускаются еще несколько мудрецов, также имеющих определенное значение.

Два бога счастья Дайкоку и Эбису . Изготавливаются стоящими неразлучно рядом друг с другом. Дайкоку несет мешок с небесным рисом, молот и крысу. Грызун совсем не является плохим символом, а наоборот, считается другом человека, в данном сюжете он сопровождает старца для того, чтобы надгрызать мешок и посыпать, таким образом, обогащенный счастьем рис, каждому в ладони.

У Эбису в руке, известная в китайской мифологии, рыба Тай, которая является символом духовности и способствует саморазвитию мыслителей.

Мудрецы имеют интересный смысл - союз двух дружных мудрецов олицетворяет равновесие между обилием денег, властью, славой, и духовной чистотой.

Также божества изготавливаются и по отдельности , в этом случае один символизирует богатство, а другой душевное благополучие и счастье.

Хранитель домашнего очага Дзаошень . Мудрец держит предметы, в совокупности олицетворяющие счастье в семейной жизни, защиту и укрепление домашней обители. Имеет табличку, на которой можно записывать просьбы, когда понадобится помощь божества.

Существует красивая легенда, которая объясняет, как старец осуществляет желания обладателей талисмана. Один раз в год, мудрец попадает к самому правителю Поднебесной, на священную гору Кунь Лунь. А именно, это происходит в знаменательную дату – 24 декабря. На приеме Дзаошень рассказывает, что полезного сделал для семьи, которую оберегает, и передает табличку с пожеланиями. Благодаря этому осуществляются мечты.

Не менее интересный персонаж, бог бессмертия Дзюродзин . Оберег способствует долгой жизни, полной счастья. В его руках величественно размещен свиток, на котором написано «Небеса даруют бессмертие».

А также, музыкальный инструмент, при игре на котором, с человеческим обликом и организмом, осуществляется процесс, о котором мечтает каждый – омоложение.

Мудрец Фукурокудзю - покровитель ученых, помогает в решении умственных задач, в получении образования и любых действиях, связанных с наукой. Старца сложно спутать с другими, у него вытянутый, символизирующий наличие нестандартного, богатого ума, череп.

А во лбу, буквально выдавлены крупные морщины, одного взгляда на которые достаточно, чтобы сразу понять, что этот старец отличается особой мудростью. Посох дополняет образ.

Бисямонтэн, покровитель войнов . Изображен в военном обмундировании и с оружием. Способствует обретению совокупности следующих качеств: мужества, силы духа и мудрости. А также помогает осознать, как поступить по справедливости.

Божества – дамы

В китайской мифологии существуют и женские божества. Они представлены в пяти образах, каждый из которых наделен глубоким смыслом.

Богини - покровительницы китайских девушек

Фея Луны Амэ-но Удзумэ . Помогает в обретении настоящей, вечной любви, которая делает человека счастливым и приносит радость. Также считается, что именно благодаря ей появилось театральное искусство и были созданы ритуальные танцы. Богиня любви изображена с пухлым добрым лицом и длинными волосами.

Матушка Запада - Сиванму , бессмертная царица небес. Символизирует любовь и здоровье. Защищает от несчастных случаев на воде.

По легенде, в горах Куньлунь богиня держала сад, засаженный чудо-деревьями, а росли на них персики. Фрукты, уже известные в китайской мифологии, могли исцелить безнадежно больных и сделать человека бессмертным. Деревья плодоносили раз в тысячу лет, богиня собирала урожай и готовила из него лекарства.

Богиня Бэндзайтэн помогает девушкам найти любовь, удачно выйти замуж и прожить счастливую, благополучную жизнь. Дама также является символом искусства, в ее образ добавлен музыкальный инструмент и змея, вплетенная в прическу.

Гуаньинь - покровительница рожениц, беременных женщин и терпящих бедствие людей. Кроме того, призвана помогать детям. Ее имя переводится как «слышащая все в мире».

На талисманах, богиня держит в руках (всегда на готове) большую толстую книгу, емкость (кувшин) с водой, могущественный посох и веревку. Принято считать, что символы способствуют спасению из беды в различных ситуациях.

По поверию, когда требуется срочная помощь, женщина активирует тысячи рук, а на открытых ладонях появляются глаза, таким образом она помогает каждому нуждающемуся.

Аматэрасу , главная среди богов счастья. Богиня является символом настоящей женщины, в которой должны сочетаться следующие качества: неземная красота, великая и глубокая мудрость, девственная чистота и гармония. Обладательница статуэтки получает помощь в стремлении к идеалу.

Огненный дракон

Самая сильная космическая энергия «ци», которая дает жизнь всему живому, исходит от дыхания дракона. Он считается самым величественным символом в Фэн-шуй, так как способен передавать просьбы поклоняющихся с земли на небо. Кроме того, он отпугивает злых духов и притягивает успех.

Излучаемая от дракона энергия, помогает обладателю фигурки, активизировать потенциал всех важных уровней: тела, осознания и души.

Если большинство талисманов не имеют четких требований к месту расположения в жилище, то дракон должен быть поставлен только в соответствии с рекомендациями, иначе его сила не будет действовать в нужном направлении и появятся неправильные энергетические потоки, которые разрушают энергию дома.

В Фэн-шуй говорится, что животное должно располагаться в гостиной или в коридоре, и обязательно на подставке, лицом на Восток. В первом случае, талисман поможет членам семьи укрепить здоровье и обрести благополучие. Стоящий по левую сторону от входной двери в коридоре, защитит жилище от проникновения в дом негативной энергии.

Больше никакие места в квартире не подойдут. Это объясняется тем, что присутствие дракона создает сильную энергетику. По этой же причине не рекомендуется держать в доме сразу несколько таких статуэток. Если поместить существо в спальне, бушующая небесная энергия нарушит сон.

При выборе статуэтки необходимо обратить внимание на количество пальцев у дракона. Пятипалое животное (императорское) нельзя ставить в доме, оно посылает слишком мощную энергию и подойдет только для рабочего места.

Здесь перечислены лишь самые популярные фарфоровые статуэтки, есть еще много образов, которые принято олицетворять в виде фигурок.

Netsuke использовались в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде kimonono (着物) и kosode (帯鉗), которая была лишена карманов. Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые емкости, называемые sagemono (下げ物). Емкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетеных корзинок, но наиболее популярными были ящички inro (印籠), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру ojime (緒締め). Inro крепились к поясу kimonono obi (帯) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили netsuke. Узел шнура прятали в одном из двух himotoshi (紐解) — отверстий netsuke, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, netsuke служили одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды.

Netsuke не следует путать с okimono (置き物 , 置物) — миниатюрной японской скульптурой, похожей на netsuke и по оформлению, и по сюжетам, и нередко по размерам. В okimono всегда отсутствует отверстие для шнура, то есть эти скульптуры лишены утилитарных функций

Слово okimono ("поставленная вещь") является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров, предназначенной только для оформления интерьера. Оно относится к статуэткам, выполненным из любого материала. В тех случаях, когда термин okimono употребляется в связи с netsuke, имеются в виду скульптуры, выполненные из слоновой кости и, редко — из дерева. Такие okimono возникли позже — не ранее 19 века и создавались мастерами, основной специальностью которых была резьба netsuke.

Вопрос о происхождении netsuke может быть решён двояко: netsuke — японское изобретение, или же netsuke были заимствованы. Netsuke — одновременно и утилитарная деталь костюма, имеющая специфическую форму, и художественное произведение, оформленное в определённом стиле. Каждый из этих "аспектов" netsuke может дать свой ответ на вопрос об их происхождении.

Брелоки-противовесы типа netsuke использовались на обширной территории: в Японии и Венгрии, на Крайнем Севере и в Эфиопии. В сущности netsuke появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом. Поэтому рискованно объяснять обычай ношения предметов типа netsuke заимствованным извне: этот обычай может оказаться местным. Если брелоки, существующие в разных странах, обнаруживают стилистическую близость, то это — веский повод для предположения о влияниях и заимствованиях.

Netsuke в виде палочки или пуговицы употреблялись и раньше, но именно в 17 веке они начинают приобретать характер миниатюрной скульптуры.

В Японии если не сам обычай ношения предметов за поясом с помощью противовеса-брелока, то специфика его художественного оформления (в виде резной скульптуры, рельефной пластинки и прочего) несомненно не местного, но китайского происхождения, где подвесные брелоки изготавливали уже в 3 веке до нашей эры. В период Min (1368—1644) китайцы называли такие предметы чжуйцзы (坠子 zhuizi) или пэй-чуй (pei-chui) — изделия, аналогичные netsuke и по функциям и по оформлению К этому времени уже давно существовали прочные традиции заимствования различных элементов духовной и материальной культуры Китая, в том числе и одежды. Название брелоков также указывают на Китай.






Netsuke — не единственное их обозначение в Японии. Иногда встречаются и такие, как kensui, haisui и haishi. Но именно эти названия — по-китайски соответственно: сюань-чуй, пэй-чуй и пэй-цзы — использовались в Китае наравне с самым распространённым термином чжуй-цзы

Некоторые ранние netsuke назывались karamono (唐物 , "китайская вещь") и tōbori (唐彫り , "китайская резьба"). Связь netsuke с их китайским прототипом очевидна. Но роль пэй-цзы в истории netsuke не стоит преувеличивать: очень скоро в Японии на основе чжуй-цзы были выработаны оригинальные формы netsuke и приёмы резьбы, введены новые сюжеты и переосмыслены старые. В Японии netsuke превратилось в самостоятельное и высокоразвитое искусство, чего не произошло с китайскими чжуй-цзы.





До 17 века сведений об использовании netsuke нет. Вещи, которые необходимо было иметь при себе, носили по-другому

В истории японского костюма существовало несколько способов прикреплять вещи к поясу. Самый древний предмет, который носили с помощью приспособления, сходного с netsuke, это упоминаемый ещё в сочинениях первой четверти 8 века Kojiki (古事記 , Записи о Делах Древности) и Nihongi (日本紀 , Анналы Японии) hiuchi-bukuro (火打ち袋) — мешочек для кремня и огнива, который крепился к эфесу меча. Обычай оказался стойким

В живописи периода Heian (平安時代 , 794—1185) нередко встречаются изображения hiuchi-bukuro (например, в иконе божества Kongobu Ji монастыря Koya-san). Мешочек для кремня и огнива можно видеть и на свитке Nagataka Tosa (конец 13 века) "Живописное повествование о монгольском вторжении" у человека, докладывающего о появлении вражеского флота

В период Kamakura (鎌倉時代 , 1185-1333) и Muromachi (室町時代 , 1335—1573) hiuchi-bukuro стали использовать как кошелёк, портативную аптечку и так далее, но носили его так же, как и раньше.






Параллельно с этим распространены были и другие приспособления. Прежде всего это obi-hasami (帯鉗), которые, как сказано в сочинении 1821—1841 годов "Разговоры в ночь Крысы", были предшественниками netsuke. Obi-hasami — фигурно обрамлённый крючок; верхний загиб его зацепляется за пояс, а к выступу внизу привязывались различные предметы

Аналогичные вещи дошли от минского времени в Китае. Форма obi-hasami не привилась, поскольку такой способ был небезопасен: при быстром движении, сгибании корпуса легко можно было уколоться длинным и острым крючком.

Еще одной формой, предшествовавшей и отчасти сосуществовавшей с netsuke, является obiguruwa — поясное кольцо, к которому крепились кошелёк, ключи и тому подобное. Возможно, что такой тип крепления попал в Японию из Монголии через Китай.


В Японии первые netsuke появляются во второй половине 16 — начале 17 веков.

Возможно, свою роль здесь сыграли конкретные события: походы в Корею военного правителя Toyotomi Hideyoshi (豊臣秀吉) в 1592 и 1597 годах. Эту дату появления netsuke подтверждают изображения костюмов в живописи того времени и сведения литературных источников. В росписи ширмы конца 16 века "Объездка лошадей" один из наездников изображен с inro, свисающим с пояса. Складки одежды скрывают предмет, к которому оно привязано, но, судя по позиции inro — это netsuke. Существует описание охоты Tokugawa Ieyasu (徳川家康), в котором среди прочих деталей костюма Ieyasu упоминается и netsuke в виде тыквы-горлянки. Это — самые ранние свидетельства ношения брелоков-противовесов в Японии.

17 век — предыстория netsuke, о которой известно лишь по косвенным данным. Дошедшее до наших дней произведения были созданы не раньше первой половины 18 века. К этому времени сложение художественного языка миниатюрной японской скульптуры уже завершилось, и период с середины 18 века по середину 19 века можно считать "золотым веком" netsuke.


История netsuke в основном не выходит за пределы периода Tokugawa (徳川時代 , 1603—1868) — времени расцвета искусства горожан: купцов и ремесленников. Условия их существования, социальная атмосфера в целом оказали заметное влияние на эволюцию миниатюрной скульптуры. Так, например, в области внутренней политики военным правительством Японии bakufu (将軍) был принят курс на сохранение паз созданной структуры общества.

Неоднократно выпускались "законы против роскоши", целью которых было строгое разграничение "благородного" и "подлого" сословий, в том числе в образе жизни и в одежде. Регламентации подвергалось все: от количества этажей в доме до качества материи для платья и стоимости игрушек или сладостей. За нарушение запретов налагались наказания: от штрафа до высылки из города

Впрочем, эти запреты если не нарушались прямо, то, как правило, умело обходились. Тем не менее, возможностей украсить костюм у горожан оказалось не так уж много, а потому ни одна из них не должна была быть упущена. Netsuke и была той деталью, с помощью которой можно было продемонстрировать и собственный вкус, и своё отношение к очередной моде, и, в какой-то степени, благосостояние. Именно в прикладных видах искусства полнее всего находили свое удовлетворение эстетические требования горожан, стимулировавшие появление виртуозных мастеров netsukeshi (根付師) — резчиков netsuke. Поэтому изменение формы, материала, художественной трактовки netsuke ясно говорит о смене художественных вкусов и пристрастий людей конца 18 — 19 веков.














В 17 и 18 веках возникают целые школы резчиков, отличающиеся стилем и излюбленными темами. Например, для школ Hida или Nara были характерны фигурки, выполненные в стиле ottobori — с помощью одного ножа, без тщательной проработки мелких деталей

Наиболее крупные школы резчиков складываются в Edo, Ōsaka и Kyōto. В провинции порой возникают самобытные течения, основоположником которых нередко был один талантливый мастер. В качестве примера можно указать на Shiyoda Tomiharu, который жил и творил в середине 18 века на территории провинции Iwami (石見国) острова Honshū (本州). Среди netsukushi возникают такие громкие имена, как Shūzan Yoshimura (周山吉村) из Ōsaka, Tomotada (友忠) и Masanao (正直) из Kyōto

Однако за редким исключением мало что известно о жизни и подробностях биографий большинства резчиков. Большим подспорьем для исследователей, занимавшихся историей netsuke, стал сборник Sōken Kishō (装劍奇賞). Он был издан в 1781 году жителем Ōsaka и торговцем мечами Inaba Tsuryu (稲葉通龍). В сборнике приведен список из пятидесяти трех имен крупнейших netsukushi того времени, сопровождавшихся иллюстрациями их работ.






Значительная часть netsuke конца 19 и все netsuke 20 века выполнялись на экспорт. Изготавливаются они и в наше время. В большинстве своем это — достаточно низкосортная сувенирная продукция, выпускаемая конвейерным способом. Но искусство netsuke не исчезло

И в наши дни существуют мастера, специальность которых — резьба netsuke. Некоторые работы таких мастеров оцениваются весьма высоко (от US$10,000 до $100,000 и более). Цены на коллекционные netsuke на аукционах в США колеблются обычно от нескольких сотен до тысяч долларов (недорогие штампованные, но точные репродукции продаются в магазинах при музеях по ценам до $30).

Впрочем, характер развития этого искусства изменился. Во-первых практическая потребность в netsuke исчезла: японцы носят европейский костюм, так как в 1920-х годах kimono вытесняет европейская одежда. Во-вторых изменилось отношение самих резчиков к создаваемым ими netsuke: теперь они рассматриваются как вполне самостоятельные произведения, обособленные и от заказчика, и от моды, а нередко и от традиции той или иной школы. Работы современных мастеров можно поделить на две группы: netsuke, выполненные в духе современной станковой скульптуры, и традиционные netsuke.












В состав слова netsuke входит два иероглифа. Ne (根) означает - корень, и глагол tsukeru (付ける) - прикреплять, присоединять, приставлять, прилагать; или tsuku (付く) - быть прикрепленным к чему-либо.

Типология (виды) netsuke:
. katabori (形彫) — самый известный вид netsuke, компактная резная скульптура, которая может изображать людей, животных, многофигурные группы. Характерна для зрелого периода истории netsuke (конец 18 — начало 19 века);
. anabori (穴彫) — подвид katabori, сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины;
. sashi (差) — одна из наиболее старых форм netsuke. Она представляет собой длинный брусок (из различных материалов, но чаще всего из дерева) с отверстием для шнура на одном конце. Способ употребления sashi отличается от всех других форм. Если katabori, manju и прочие использовали в качестве противовеса, то sashi затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и тому подобное. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса. Обычно sashi считают одной из форм netsuke, но по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом. Ещё одна близкая аналогия sashi — приспособление obi-hasami, изобретённое в Китае. Оно в принципе аналогично sashi, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у obi-hasami внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет. Первые netsuke-sashi до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые netsuke-sashi трудноотличимы от obi-hasami. Позже, в период развитого искусства netsuke, форма sashi, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась не часто.
. маска (面 men) — самая большая после katabori категория, часто являлась уменьшенной копией маски театра Nō (能), по своим свойствам сходна с katabori и manju (kagamibuta);
. itaraku — netsuke в форме тыквы, коробочки или других предметов, сплетённых из проволоки, бамбука или тростника;
. manju (饅頭) — netsuke в виде толстого диска, выполненного чаще всего из слоновой кости. Иногда делается из двух половинок. Изображение дается гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепешкой manju. Одной из своеобразных разновидностей manju является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок;
. ryusa (柳左)— вариант формы manju. Основное отличие этой формы от обычной manju в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы. Когда ryusa делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Edo, где жил известный резчик Ryusa (работал в 1780 годы), по имени которого она и названа. Считается, что эта форма, так же как и manju, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ansei (安政 , 1854—1860), и в особенности с землетрясением Edo 1855 года, когда многие netsuke были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления ryusa по сравнению, например, с katabori или kagamibuta и повлияла на их преимущественное распространение в это время.
. kagamibuta (鏡蓋) — тоже сходна с manju, но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления на основе широкой гаммы техник. Подпись на таких netsuke обычно принадлежит мастеру по металлу.


Этими формами, конечно, не исчерпывается все многообразие netsuke. Существовали так называемые "курьезные" netsuke — например, изготовленные из курков голландских ружей, резные изделия, приспособленные для ношения в качестве поясного брелока, такие как куклы, а также брелоки, имеющие дополнительное практическое значение: в виде счетов — soroban, компаса, кремня и огнива, пепельницы и так далее. Однако эти вещи появляются в общей массе лишь эпизодически, они представляют собой исключение из общего правила.

Материалы netsuke разнообразны:
. дерево;
. слоновая кость;
. моржовая кость;
. рога оленя;
. рога буйвола;
. носорожьего рога;
. рога нарвала;
. клыки вепря;
. клыки медведя;
. клыки волка;
. клыки тигра;
. кости различных животных.

Использовались, хотя и гораздо реже:
. лак;
. металлы;
. фарфор;
. бамбук;
. разные виды коралла;
. разные виды янтаря;
. черепаховый панцирь;
. стекло;
. агат;
. нефрит;
. кремень;
. окаменевшее дерево.


Для ношения могли приспосабливаться:
. тыквы-горлянки
. раковины
. или же предметы, имевшее первоначально другое назначение, например - детали оправы холодного оружия.

Однако netsuke из таких материалов, как лак, керамика, фарфор, представляют собой продукцию видов прикладного искусства со своими традициями и приемами. Развитие же netsuke как самостоятельного искусства, становление его художественного языка, связанно с двумя материалами: деревом и слоновой костью.

Слоновая кость в истории японского искусства — материал довольно "молодой"». До периода Tokugawa о ней знали знали только по китайским изделиям. В виде бивней она стала завозиться в Японию из Вьетнама через Китай. Из этого материала изготавливали гребни для женской причёски и другие украшения, но в первую очередь — плектры для shamisen (三味線). Обрезки слоновой кости, имевшие обычно треугольную форму, шли на массовое изготовление netsuke, что наложило отпечаток и на форму таких изделий. Мастера, работавшие по частным заказам и заботившиеся более о своей профессиональной репутации, чем о заработке, избегали такого материала.

Дерево — традиционный материал японской скульптуры. Использовались различные породы, но чаще других — кипарисовик японский (檜 или 桧 hinoki).

Большая часть netsuke раннего периода выполнена из кипарисовика. Он мягок и удобен для резьбы, но обладает существенным недостатком: со временем изделия покрываются трещинами. Требования, которые предъявляются к netsuke, полнее всего удовлетворяет: самшит японский (tsuge) — твёрдый материал, который издавна использовался для печатей. Помимо hinoki, использовали лёгкую и мягкую древесину корейской сосны (chosen-matsu), отличающуюся красновато-желтым оттенком. Netsuke резали и из персимона — древесины имеющей желтоватый цвет и черную сердцевину, которую иногда брали как самостоятельный материал.

Среди тяжелых и твердых пород, кроме самшита, для изготовления netsuke применяли прунус (isu), древесина которого имеет темно-коричневый или красноватый оттенок. Существуют netsuke из бледно-розовой вишни (桜 sakura), а также из черного дерева, которое привозили из Индии.

Гораздо реже применялись другие породы дерева — такие, как:
. тис;
. чайный куст;
. камфорное;
. железное дерево;
. камелия;
. жужуб;
. сосна;
. сандал;
. грецкий орех;
. бетелевый орех (растительная слоновая кость);
. пальмовый орех (в период Meiji (明治時代 , 1868-1912), его привозили из Южной Америки).

Преимущественное использование того или иного материала, объясняется, в первую очередь, причинами чисто практического характера: пригодностью, прочностью, доступностью и достаточным количеством.




В большинстве случаев материал (а не только сюжет) обладал символическим подтекстом.

Так, самшит, будучи вечнозелёным деревом, считался символом долголетия, и его древесина высоко ценилась как материал для оберегов, амулетов и других ритуальных предметов. Слоновая кость также имела благопожелательную символику, а кроме того была лечебным средством. В Китае, откуда поступали в Японию сначала изделия из слоновой кости, а позднее бивни, порошок или стружка от слоновой кости применялись в медицине. Например, для того, чтобы удалить занозу, использовали припарки из пудры слоновой кости и воды. Считалось, что сваренные в воде обрезки слоновой кости действуют как слабительное, но если их предварительно сжечь, то действие препарата будет обратным. Кроме того слоновую кость рекомендовали при эпилепсии, остеомиелите и оспе. Таким образом, китайские чжуй-цзы из слоновой кости были своего рода портативной аптечкой с лекарствами на все случаи.

О том, что такое восприятие слоновой кости существовало в Японии, свидетельствуют некоторые netsuke, у которых оборотная, не видимая чужому глазу сторона оставлялась необработанной для того, чтобы можно было соскрести немного слоновой кости для приготовления лекарства, не повредив при этом изображения. Такой способ применения netsuke, несомненно, был заимствован из Китая, где с той же целью использовали чжуй-цзы из слоновой кости

Нетрудно себе представить, что и в тех случаях, когда слоновая кость не предназначалась для лечения, понимание целительной функции материала оставалось неизменным, а потому его символика так же, как и символика самшита, связана с пожеланием долголетия

Лекарством считался и порошок из рога оленя, которому приписывали магические свойства: возвращение молодости и силы. Соответственно можно сделать вывод, что и netsuke из оленьего рога благодаря материалу заключали в себе оттенок пожелания здоровья и долголетия.

Благопожелательную и врачевательную символику имели и netsuke из вишни sakura, березы, прунуса, жужуба и некоторых других материалов.


Более любого другого искусство netsuke отразило природу породившего его общества. Причины включают в себя долгие периоды изоляции, обусловленные географическими и политическими причинами, а также ограничение путей самовыражения людей вследствие обычаев и законов. В результате netsuke показывают все стороны жизни своего времени, включая богатый фольклор, религию, ремесла, торговлю и профессии, различные типы людей и существ, реальных и вымышленных. Можно выделить следующие сюжеты:
. люди: знаменитые и неизвестные, реальные, исторические, и выдуманные, дети, воины, священники и так далее;
. животные: знаки восточного гороскопа и другие;
. растения и растительные продукты; маленькие, такие как бобы и грецкие орехи, часто вырезались в настоящую величину;
. божества и мифические существа, часто из китайских мифов и религии, netsuke изображающие одного из семи богов удачи, которые, согласно синтоизму (神道 shintō), приносят удачу;
. предметы - самая редкая категория. Монеты, инструменты, кровельная черепица и тому подобное;
.абстрактные: символы mon, узоры;
.сексуальные (春画 shunga): могут изображать совокупляющихся мужчину и женщину или лишь намекать в утонченной символической форме на эротическое содержание.

Одни netsuke изображают простые объекты, другие — целые сцены, известные из истории, мифологии или литературы.