Чичиков в поэме мертвые души кратко. Гоголь «Мертвые души» – Чичиков. Страсть к накоплению денег

Поэма «Мертвые души» является одним из са-мых замечательных произведений русской литера-туры. Великий писатель-реалист Н.В. Гоголь пока-зал всю современную Россию, сатирически изобра-зив поместное дворянство и губернское чиновниче-ство. Но в поэме есть и совершенно новый герой в русской литературе, представитель нарождающего-ся класса «приобретателей». В образе Павла Ива-новича Чичикова Гоголь вывел на всеобщее обозре-ние черты «рыцаря копейки».

Чичиков с первого взгляда производит впечат-ление скользкого, многоликого человека. Это подчер-кивается внешностью: «В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Чичиков, словно хамелеон, постоянно меняет-ся. Он способен придавать своему лицу нужное вы-ражение, чтобы казаться приятным собеседником. Говоря с чиновниками, герой поэмы «очень искусно умел польстить каждому». Поэтому он быстро заво-евывает в городе необходимую репутацию. Общий язык Чичиков находит и с помещиками, у которых покупает умерших крестьян. С Маниловым он выг-лядит особенно любезным и обходительным чело-веком, чем и очаровывает хозяина. У Коробочки, Ноз-древа, Собакевича и Плюшкина Чичиков ведет себя в соответствии с обстановкой и к каждому умеет най-ти подход. Только Ноздрева он не поймал в свои сети. Но эта была единственная неудача Чичикова.

Все свое умение обворожить человека пускает он в ход, чтобы добиться результата. А цель у него одна - богатство, и ради этого Павел Иванович го-тов лицемерить, часами тренируясь у зеркала. Глав-ное для него- деньги. Они нужны герою поэмы не сами по себе, а как средство дальнейшего накопле-ния. Еще в детстве Чичиков хорошо усвоил наказ отца угождать начальникам, дружить «с теми, кто побога-че» и беречь «копейку». Запали в душу мальчика от-цовские слова: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкою».

Обладая большим умом «со стороны практичес-кой», Чичиков начал копить деньги в школе, нажива-ясь на товарищах и отличаясь особой скупостью. Уже в те годы проявилась душа этого «приобретателя». Обманом, подхалимством Чичиков пробивал себе дорогу, не останавливаясь ни перед чем. Он хитрит, обворовывает государство, «надувает» коллег. Взя-точничество становится его стихией.

Постепенно аферы Чичикова приобретали все больший размах. От скромного повытчика до тамо-женного чиновника прослеживает Гоголь путь свое-го героя. Любыми путями он стремится увеличить состояние. Сразу хватается герой за идею покупки «мертвых душ». Предпринимательский талант Чичи-кова не согласуется с нравственными нормами. Для него нет никаких моральных устоев. Чичиков с радо-стью заключает: «А теперь же время удобное, не-давно была эпидемия, народу вымерло, славу Богу, немало». На человеческом горе, на чужих смертях он строит свое благополучие.

Чичиков- такое же порождение времени, как Онегин или Печорин. Об этом писал Белинский, от-мечая, что «Чичиков, как приобретатель, не меньше, если не больше Печорина, - герой нашего времени». Этого героя со всей силой своего мастерства пока-зывает Гоголь в замечательной поэме «Мертвые души», ставшей образцом обличительной сатиры. Образ Чичикова должен служить предостережени-ем тем, кто пытается разбогатеть любым способом, превращаясь в безжалостного хищника

«Вся Русь явится в нем», - сказал о своем произведении «Мертвые души» Н. В. Гоголь. Отправляя своего героя в дорогу по России, автор стремится показать все, что свойственно русскому национальному характеру, все, что составляет основу русской жизни, историю и современность России, пытается заглянуть в будущее... С высоты своих представлений об идеале автор судит «всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь», проницательный взгляд Гоголя исследует быт русских помещиков, крестьян, состояние душ людей. Широкая типизация образов поэмы стала предпосылкой того, что имена многих героев Гоголя стали нарицательными. И все же Гоголя можно было бы почитать за гения заодно лишь создание образа «милейшего человека» Павла Ивановича Чичикова. Что же за человек этот Чичиков? Автор подчеркивает, что прошло время добродетельных героев, а потому показывает нам… подлеца.

Происхождение героя, как говорит автор, «темно и скромно». Родители его - обедневшие дворяне, и отец, отдавая Павлушу в городское училище, может оставить ему лишь «полтину меди» да мудрый наказ: угождать Учителям и начальникам и, главное, беречь и копить копейку. Еще в детстве Павлуша обнаруживает огромную практичность. Он умеет во всем себе отказывать, лишь бы скопить хотя бы небольшую сумму. Он угождает преподавателям, но только до тех пор, пока зависит от них. Окончив училище, Павлуша уже не считает нужным помочь спившемуся учителю.

Чичиков убеждает себя, что в нем нет «привязанности собственно к деньгам для денег». Деньги - средство для достижения жизни «во всех довольствах». С горькой иронией замечает автор, что герой поэмы даже хотел бы иногда помочь людям, «но только, чтобы не заключалось это в значительной сумме». И вот постепенно стремление к накопительству заслоняет для героя важнейшие нравственные принципы. Обман, взяточничество, подлость, махинации на таможне - вот те средства, с помощью которых Павел Иванович старается обеспечить достойное существование себе и своим будущим детям. Неудивительно, что именно такой герой задумывает фантастическую аферу: покупку «мертвых душ» с целью заклада их в казну. Его уже давно не интересует моральный аспект подобных сделок, он полностью оправдывает себя тем, что «пользуется от избытков», «берет там, где всякий брал бы».

Надо отдать герою должное. Он не пользуется протекциями, не хватает звезд с неба; все, чего он добивается, - результат упорного труда и постоянных лишений. Более того каждый раз, как на горизонте появляются контуры удачи, на голову героя обрушивается очередное бедствие. Гоголь отдает должное «неодолимой силе его характера», ибо понимает, как тяжело русскому человеку «набросить узду на все то, что хотело бы выпрыгнуть и погулять на свободе».

Чичиков не только неутомим в изобретении хитроумных планов. Весь его облик уже приспособлен к тому, чтобы было проще «копить копейке». В его внешности нет ярких черт, он «не слишком толст, не слишком тонок», «не красавец, но и не дурной наружности». Чичиков прекрасно знает людей и с каждым говорит на понятном собеседнику языке. Чиновников он покоряет «приятностью светского обращения», Манилова очаровывает слащавым тоном, Коробочку умеет припугнуть, с Ноздревым играет в Шашки на души умерших крестьян. Даже с избегающим общения с людьми Плюшкиным Чичиков находит общий язык.

Чичиков являет собой новый для русской действительности тип дельца-предпринимателя. Но это не значит, что Гоголь исключает его из ряда литературных ассоциаций. Иногда Павел Иванович напоминает романтического светского героя, который «…готов был отпустить ответ, вероятно, ничем не хуже тех, какие отпускают в модных повестях…». Во-вторых, в Павле Ивановиче есть нечто от образа романтического разбойника (по слухам, он врывается к Коробочке «вроде Ринальд Ринальдина»). В-третьих, городские чиновники сравнивают его с Наполеоном, которого «выпустили» с острова Елены. Наконец, Чичиков отождествляется даже с Антихристом. Конечно, такие ассоциации пародийны. Но не только. Самое страшное, по мнению Гоголя, заключается в том, что появление такого героя говорит, что порок перестал быть величественным, а зло - героическим. Чичиков - это антигерой, антизлодей. Он воплощает лишь прозу авантюризма ради денег.

Конечно, не случайно чиновники сравнивают Чичикова с капитаном Копейкиным. В рамках сюжета это сравнение комично (почтмейстер не обращает внимания на то, что у Чичикова на месте руки и ноги), но для писателя оно имеет огромное значение, не зря даже фамилия благородного капитана созвучна чичиковскому «копи копейку». Герой войны 1812 года олицетворяет романтическую эпоху недавнего прошлого, но теперь время окончательно измельчало, и его героями стали Чичиковы. И страшнее всего то, что в жизни они воспринимаются людьми так же, как в поэме. Их называют интересными, ими все довольны. А потому Гоголь считает необходимым заглянуть им поглубже в душу, обнаружить их «сокровеннейшие мысли», то, что «ускользает и прячется от света».

Но тем не менее именно Чичиков в поэме - один из немногих «людей пути», которым, по мнению Гоголя, суждено было возродиться. Да, цель героя мелочна, но движение к ней лучше, чем полная неподвижность. Впрочем, второй том поэмы, в котором герой должен был прийти к очищению души, так и не был опубликован.

Социальная почва, на которой процветали Чичиковы, давно разрушена. А зло накопительства продолжает опутывать человечество. Не потому ли образ Чичикова можно считать гениальным открытием Гоголя?

Образ Чичикова в поэме Н. Гоголя «Мертвые души»

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» была важнейшим этапом в развитии русского критического реализма и явилась вершиной художественного творчества писателя. В своем произведении Гоголь осмеял пороки крепостнической России снизу доверху: от провинциальной глуши до Москвы и Петербурга. Гоголь, по словам Герцена, «выставил напоказ Россию дворянчиков, крепостников, которых мы увидели выходящими из дворцов и домов без масок...»

Центральным персонажем поэмы Гоголя «Мертвые души» является Павел Иванович Чичиков. Рассказ о нем проходит через всю поэму, а все другие герои характеризуются через его к ним отношение, Именно о нем автор пишет в XI главе: «Здесь он полный хозяин, и куда ему вздумается, туда и мы должны тащиться». Конечно, писатель не сводил свое произведение к истории одного человека; свою задачу он видел в том, чтобы проанализировать различные явления жизни. Однако Чичиков является главным героем поэмы, скрепляющим все повествование.

Вращающийся в кругу помещиков Чичиков представляет собой человека, обладающего иными жизненными принципами. Перед нами Гоголь создает типичный образ представителя нарождающейся буржуазии. По своему происхождению он также принадлежит к дворянскому сословию, но усадьба, где он мог бы заняться хозяйством, не приносит ему доходов. Отец Чичикова не был богат, а в наследство сыну оставил четыре заношенных фуфайки, два старых сюртука да незначительную сумму денег, Чичиков, в отличие от других помещиков, сам пробивал себе дорогу в жизни. Еще во время пребывания в школе он проявил поразительную оборотистость по части зарабатывания денег. Практичность, расчетливость, плутовство уже тогда были присущи характеру Чичикова. Его фантазия бойко раотала над изобретением разного рода коммерческих операций. Кроме того, он ловко умел войти в доверие к школьным наставникам, а потому был в школе «на отичном счету» и при выпуске получил книгу «с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение». Однако Чичиков с ранних лет научился оценивать свои отношения с людьми с точки зрения реальной пользы. Так, например, он отказывается помочь школьному наставнику, хотя раньше (будучи учеником) заискивал перед ним. Равнодушие к чужим беам - еще одна черта в характере этого персонажа.

Все низкие душевные качества Чичикова с особой силой проявляются, когда он вступает на путь самостоятельной жизненной деятельности. Стремление сделать «приращение к полтине», руководившее им с раннего детства, превратилось теперь в страстную жажду накопительства. Большое впечатление на Чичикова производят картины богатой, роскошной жизни. «Когда проносился мимо его богач на пролетных красивых дрожках, на рысаках в богатой упряжи, он.как вкопанный останавливался на месте и потом, очнувшись, как после долгого сна, говорил: „А ведь был конторщик, волосы носил в кружок!"»

Поставив своей целью стать непременно богатым человеком, он проявляет исключительное упорство, громадную энергию и изобретательность. Чичиков пускается на любые аферы и спекуляции, если они сулят барыши.

Появившись в губернском городе под видом помещика по своим надобностям, Чичиков чрезвычайно быстро не только входит в «избранное общество», но и завоевывает всеобщие симпатии, поскольку в результате долгой жизненной практики он блистательно выработал в себе способность к приспособлению. Он умеет показать себя человеком хорошего светского воспитания, обладающим большой и разносторонней культуой. Но главная сила его воздействия заключалась в том, что к каждому он умел найти свой подход. С ловкостью виртуоза Чичиков мог играть на слабых струнках человеческой души. Все чиновники, да и сам губернатор, довольны были приездом нового интересного человека.

Гоголь показывает, что Чичиков очень легко «перевоплощается», быстро переходит от одной манеры поведения к другой, не изменяя, однако, ни в чем ни себе, ни своим целям. Так, например, в беседе с Маниловым он легко улавливает его манеру поведения. Паел Иванович так же галантен и обходителен, питает склонность к «высоким» материям, преисполнен сентиментальной чувствительности. А вот с Коробочкой Чичиков галантности не проявляет. Беседа с ней носит совсем иной характер, Многоопытный герой быстро разгадывает сущность характера помещицы и поэтому действует весьма бесцеремонно, Он не считает нужным особенно стесняться - ведь деликатностью здесь не добиться уступки в приобретении мертвых душ.

При встрече с Ноздревым Чичиков старательно приспосабливается к вольному и бесцеремонному стилю поведения нового знакомого. Иных отношений, кроме «приятельских» (каковыми он их считает), Ноздрев не признает, поэтому Чичиков ведет себя так, будо они друзья с этим помещиком. Когда Ноздрев начинает хвастаться, Чичиков предпочитает отмолчаться, но зорко следит за тем, чтобы не попасть в сети, расставленные его новоявленным «другом».

Прямота и непосредственность Чичикова совершенно исчезают при встрече с Собакевичем и сменяются поиском правильных форм поведения с этим «неуклюжим медведем». Собакевич - делец, умеющий во всем соблюдать свою выгоду. В разговоре с ним главный герой показывает себя умудренным коммерсантом, знающим всякие способы воздействия на партнера. «Eгo не собьешь, неподатлив!» - думает про себя Собакевич.

К Плюшкину Чичиков находит подход, приняв вид великодушного доброжелателя, желающего помочь одинокому и беззащитному старичку. Только так можно было не вызвать подозрения у скопидома, котоый более всего боится быть ограбленным. Совершив все эти метаморфозы, герой снова обретает в кругу губернского общества облик приятноо человека, вызывающего шумные восторги. Легкость перевоплощения открывает необыкновенную энерию и изворотливость Чичикова. Мы понимаем, что за мнимыми обходительностью и мягкостью Чичикова скрывается расчетливая и хищная натура. На лице же его - маска благочестивого и благонравного человека.

Чичиков ничего не признает и ни во что не верит, кроме денег. Появляясь в обществе в образе порядочного человека, он ни в малейшей степени не склонен к добродетели. Его маска добродушия и благожелательности служит лишь средством, которое помогает ему проворачивать дела.

Одержимый страстью к богатству, Чичиков не похож на самозабвенного игрока, теряющего чувство меры. Он расчетлив и аккуратен. Он способен ждать, долго и терпеливо подготавливать то, что обещает ему барыши. Он не думает об аморальности своих поступков, его интересует лишь выгода. Гоголь резко оттеняет отсутствие у своего героя каких-либо нравственных принципов. Обращаясь к биографии Чичикова, писатель заявляет: «Нет, пора припрячь подлеца». Итак, приобретательство, хищничество и аморальность в облике Чичикова слиты воедино.

Сопоставляя Чичикова с помещиками, Гоголь показал те новые черты, которые свойственны героям, сформировавшимся вне атмосферы барской усадьбы. На первый план здесь выступают жизненная цепкость, необыкновенная изворотливость, авантюризм. Стремясь достичь своих целей, Чичиков не знает покоя. Он пребывает в постоянном движении. Ему чужда созерцательность Манилова, но в то же время он далек и от простодушия Коробочки. Хитрый и предприимчивый, он насквозь видит людей и умеет прибрать их к рукам. Но одновременно ему не свойственны разгул и желание прожигать жизнь, которые являются неотъемлемой чертой облика Ноздрева. Если все многочисленные затеи Ноздрева ни к чему не ведут, то на всем, что предпринимает Чичиков, лежит печать практической сметки и деловитости. В свою очередь, деловитость эта не похожа на грубую и прямолинейную расчетливость Собакевича. Обходительность и умение расположить к себе людей дают Чичикову большие преимущества перед Собакевичем.

Таким образом, Чичиков является одновременно и лучше, и хуже всех помещиков, выведенных Гоголем в поэме. Он, представитель нового хищнического предпринимательства, не противостоит Манилову или Собакевичу. Он срастается с ними, обретает единство с дворянской средой, однако при этом преследует свои интересы. Чичиков вбирает в себя все самые жизнеспособные черты уходящих отношений, отбрасывая те, которые не могут служить целям обогащения. Что же касается морали и нравственности, то этими понятиями Чичиков не обременяет себя, как и те помещики, с которыми он встречается.

Причины омертвления души человека Гоголь показывает в образе Чичикова. Безрадостное детство, служба, на которой процветает взяточничество, общество безнравственных людей - все это сформировало из него расчетливого подлеца. Если внимательно посмотреть, то Чичиков наглее Ноздрева и черствее Собакевича. Да, он отличается от помещиков своей предприимчивостью, энергией и умом. Он дает людям очень меткие характеристики. Однако Чичиков - «мертвая душа», потому что он не ценит в жизни ничего, кроме денег. В образе Чичикова Гоголь показывает появление в русском обществе нового человека, представителя нарождающейся буржуазии. Все высокие чувства, в том числе и любовь, оцениваются им только с точки зрения материальной выгоды.

Вариант №1

Чичиков – главный герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». С самого детства он слушал своего отца и проявлял всю низость своей души. Он старался всеми доступными способами заработать копеечку, которую клал в специальный мешочек. Когда мешочек наполнялся, он зашивал его и начинал заполнять новый. Уже, будучи ребенком, он использовал любые способы для заработка.

Когда Чичиков повзрослел, он решил стать чиновником, понимая, что эта должность открывает для него новые перспективы. Он совершал одну аферу за другой, а когда его разоблачали, он умело заметал следы и скрывался. Все его начинания проваливались, но он не унывал и принимался за очередное «дело». Это говорит о том, что у человека нет ни совести, ни чести.

В его внешности не было ничего особенного, конкретного. Его внешний вид был каким-то размытым. Гоголь говорит про Чичикова, что он был и не красавцем и не уродом, не старым и не молодым, не толстым и не худым. Зато он был прекрасным психологом, и умело подмечал слабые и сильные стороны человека. Он умел угодить всем и подстраивался под каждого собеседника. Именно поэтому ему все доверяли.

Узнав о финансовом состоянии Чичикова, чиновники и их жены сразу же стали уважать героя и преклоняться перед ним. Они считали, что с таким человеком надо дружить и поддерживать связь. Чичиков же и рад стараться, он добился всеобщего расположения к себе. Он как черт меняет свой облик и входит в доверие. Чичиков – подлый и безнравственный человек, перед которым все пресмыкаются. А в появлении таких людей виновато само общество.

Вариант №2

Поистине гениальное произведение великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя, несмотря на то, что прошло уже более ста семидесяти лет, по сей день остаётся актуальным в некоторых затронутых проблемах общества. Это произведение носит кричащее название «Мертвые души», повествующее о том, как постепенно умирают человеческие переживания, чувства и качества у народа. Главным героем произведения является Чичиков Павел Иванович, дворянин, скупающий мертвые души в различных поместьях страны. Чичиков представлен нам автором, как совершенно нейтральный персонаж. Обычный среднестатистический житель страны, без каких-либо отличительных особенностей как во внешности - «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод», - так и в характере. Он словно бы собирательный образ других персонажей, отразивший в себе качества каждого из них, но не столь заметно.

Чичиков не стремится показывать свою сущность, характер, он с лёгкостью подстраивается под каждого, со всеми находит общий язык, договаривается, всегда показывая себя с выгодной стороны. В разговоре с каждым из помещиков можно проследить такие черты, как подхалимство, пронырливость. Павел Иванович с легкостью может позволить себе проворачивать такое нечистое дельце - скупать мертвые души. И несмотря даже на некоторые положительные черты: сообразительность, хитрость, целеустремленность и, безусловно, недюжинный ум, раз он смог придумать провернуть такое, никак нельзя забыть и про черты человека, потерявшего свою человечность, поставившего на первое место лишь заработок денег.

Невозможно понять, о чём этот человек думает, прочитать его мысли, оценить состояние души. А может, душа просто «мертва», как и у описанных помещиков? Возможно, что-то есть еще в нем человечное. Не зря ведь порой можно было заметить задумчивый взгляд, который, может быть, даже выражал некоторую озадаченность своим делом и раскаяние. В любом случае, Чичиков не является положительным персонажем ни в каком из смыслов. Через него лишь передана мысль о том, как зачастую богатство убивает в людях душу.

», работал около семнадцати лет. Конечно, за столь долгий период, смысл и части поэмы неоднократно менялись. Но, суть произведения осталась не тронутой. Великий автор решил создать поэму, в которой он даст характеристику окружающей его жизни, опишет картину той, современной России, которая наполнена разными, совершенно не похожими людьми. В тексте поэмы мы встречаемся с множеством героев и узнаем много интересного про их судьбы. Но, все-таки, внимание приковывает персона главного героя – Чичикова Павла Ивановича.

Он был предпринимателем нового класса, которых было не много в те времена. Этот герой имеет двойную характеристику самого автора. С одной стороны, он подлый человек, в голове которого рождаются страшные мысли. С другой стороны, он достаточно изобретательный и яркий персонаж, который смог придумать хитрый план наживы на умерших крестьянах.

Чичиков скупает мертвые души крестьян у других помещиков, тем самым получает прибыль и доход. Ревизия крестьян в те времена проводилась редко, поэтому, по документам, все те люди были фактически живыми. Главный герой не нарушает закон. Он просто лишь пользуется таким беспорядком в документации и воплощает свой план в жизнь.

Знакомясь со всеми помещиками, он находит подход к каждому из них. Чичиков налаживает связи и с мужчинами, и с дамами. Он вызывает симпатию и дружественные отношения. Благодаря умению подстраиваться под окружающую обстановку, он входит в доверие к нужным лицам, а затем уже, использует их в своих целях.

С помещицей он по-женски вежлив, но, тверд. С он мягок и добр. С помещиком , Павел Иванович общается осторожно. Он всеми силами пытается сбить цену за мертвые души, которую выставил бдительный хозяин.

Персона Чичикова отличается необыкновенной изобретательностью. Герой всякими усилиями пытается воплотить свой план в жизнь. Он любыми целями желает нажить свое богатство, идя на совершенно бесстыжие, и далеко не благородные поступки. Хотя, за такое упорство и проявленную силу воли, ему нужно отдать должное. Павел Иванович, сквозь трудности и преграды, шел вперед, дабы осуществить задуманное и собрать мертвые души.

Такая выдержка и накопительские черты характера сформировались у главного героя еще с самого детства. Семья Павла жила бедно, поэтому, мальчишке приходилось выдумывать различные способы получения денег. Он самостоятельно изготовил из воска снегиря, раскрасил и продал его. Павлуша решил выдрессировать мышонка, а затем продать его. И что самое интересное, будучи ребенком, он не тратил деньги, а бережно собирал каждую копейку, отказывая во всем. Отец Павла Ивановича оставил ему завещание с напутственными словами. Он приказал сыну учиться, слушаться учителей, собирать и беречь копейку. А каким образом это нужно делать – ничего не сказано. Вот Чичиков и решил, что в жизни копейка намного дороже дружбы и приятелей.

Конечно, мы не можем назвать главного героя совершенно аморальным человеком. Он испытывал и сожаление и сочувствие. Но, за это требовал достаточно приличную сумму. Однозначно, я могу назвать личность Чичикова достаточно талантливой и изобретательной. Жаль, что его умения не пошли на пользу, а привели только лишь к такой грязной афере. Эта задумка о покупке «мертвых душ» не сделала героя богатым и удачливым. Ведь как можно нажиться на такой бездушной идее.