Чему учат русские сказки? Воспитание сказкой Как правильно учить пословицы

Пословицы – это настоящая кладовая умных мыслей. Для каждого случая можно подобрать нужную пословицу. В нашу сказку пробралась умная пословица, поселилась в ней, и живёт себе припеваючи…

«Какова работа, такова и плата»

У ёжика в кладовке полочки сломались. Он бы сам их и починил, да ему срочно надо было съездить к бабушке, в дальний лес. Вот он и попросил бурундука починить полки.

Бурундук поначалу рьяно взялся за дело. Громко стучал молотком, старался прибивать полки ровно и аккуратно. Но ему быстро надоела внимательная работа, да и солнышко призывно звало погулять. А в кладовке у ёжика было темно и тесно. Но бурундуку всё равно надо было закончить работу. Ёж пообещал, что по окончании работ бурундук получит вкусные лесные грибы.

Наконец работа была выполнена. К вечеру ёж возвратился домой и увидел вкривь и вкось прибитые полки. Он вынес из запасников маленькую горсточку грибов. Увидев их, бурундук расстроился. Он рассчитывал на целую корзину вкусных лесных грибов.

— А что ты хотел, братец, — сказал ёж. – Какова работа, такова и плата. Ты ведь знаешь, бурундук, эту русскую пословицу?

Бурундук опустил голову и отправился восвояси.

Вопросы к сказке

Какая неприятность случилась у ежа?

Кого попросил ёж починить полки?

Хорошо ли бурундук выполнил свою работу?

Какую плату получил бурундук?

Почему он рассчитывал на большее вознаграждение?

Какую пословицу сказал бурундуку ёж?

Детство каждого из нас непрерывно связано с добрыми сказками. Они формировали нашу картину мира, из них мы впервые узнали о добре и зле, о преданности и коварстве, о дружбе и предательстве.

Придя к нам из глубины веков, сказки передавались из поколения в поколение. Большинство сказочных героев пришли к нам практически без изменений, некоторые с годами прошли литературную обработку.

Традиционно сказки делят на:

  • Волшебные.
  • Сказки о животных.
  • Бытовые.

Хотя четкой границы между ними нет. В волшебных часто главные герои животные, социально-бытовые содержат элементы волшебства. В каждой истории есть свой скрытый смысл, который нужно увидеть, тогда чтение сказки будет интересным и полезным занятием.

Чему учат сказки «Теплый хлеб», «Золушка», «Сказка о царе Салтане»

Сказки учат нас любви, добру и взаимовыручке, понятия формируют нравственный мир человека. В сказке «Теплый хлеб», мальчик, обидев коня, жалеет о своем поступке и старается загладить свою вину, накормив раненое животное.

История учит быть добрее к окружающим, нельзя просто так обижать окружающих, ведь в любой момент их помощь может стать неоценимой.

Многие сказки учат трудолюбию и усердию. В «Золушке» главная героиня усердно трудилась и была щедро вознаграждена судьбой, которую олицетворяет крестная фея.

Некоторые поучительные истории учат доверию, доверять себе и своим близким. В «Сказке о царе Салтане», царь поверил сплетням и наговорам на свою возлюбленную и чуть не разрушил свою судьбу.

Другие сказки

Сказка Чему она учит
Маленький принц Маленький принц - милая и трогательная история о дружбе и взаимовыручке. Она раскрывает мир глазами ребенка, каждый взрослый в душе всегда остается ребенком.

История учит тому, что счастье - состояние души, оно не зависит от внешних обстоятельств.

Человек — сам кузнец своего счастья, не всегда люди замечают, что его смысл кроется в мелочах - выращивании цветов или в восходе солнца.

Главное в жизни — преданность и честность, крайне важно нести ответственность за тех, кто рядом с нами.

Аленький цветочек История учит ценить отношения между родителями и детьми. В сказке показано, как сильно отец любит свою дочь и готов на все ради нее.

Дочь отвечает ему тем же, ради отца она идет к чудовищу, которое затем полюбила.

Красной нитью проходит мысль о том, что нельзя судить о ком-то по его внешнему виду, и за не очень красивой маской может скрываться тонкая и добрая душа.

Премудрый пескарь Герой сказки мудрый пескарь считался мудрым, но его мнимая мудрость была в том, что он просто скрывался от окружающего мира.

Жил он очень долго, жизнь его в итоге оказалась тусклой и никем незамеченной.

История учит тому, что нельзя жить исключительно для себя, нужно приносить какое-то благо обществу и своим близким.

12 месяцев 12 месяцев — светлая история о добре. Она о том, что для доброго и искреннего человека возможны любые чудеса, даже подснежники зимой.

Главная героиня своей добротой и трудолюбием завоевала уважение двенадцати месяцев.

Кладовая солнца «Кладовая солнца» учит ценить и любить природу и животных, которые намного преданнее, чем люди.

История о том, что в любом общем деле нужна дисциплина и взаимоуважение.

Если взялись вместе за одно дело, то идти вместе нужно до конца, не выясняя, кто старше, а кто главнее.

Снежная королева «Снежная королева» о том, что любовь и добро могут растопить даже самое холодное сердце.

Она учит преодолевать ради чувств все преграды, никакое колдовство не сможет противостоять силе любви.

Кот в сапогах «Кот в сапогах» научит тому, как важно помогать друг другу в самых непростых ситуациях.

В тяжелый момент выручить может тот, от кого меньше всего ожидаешь, в сказке главному герою помог кот.

Богатое наследство, полученное старшими братьями героя, не сделали их счастливее. Младший брат получил в наследство настоящего друга, который хорошо отплатил ему за добро.

Гадкий утенок В нашей жизни многие люди судят о других по внешнему виду или материальному положению. Они сбиваются в группы и издеваются над теми, кто не похож на них.

Об этом рассказывает история о гадком утенке, действие которой происходит в мире животных.

Внешность обманчива, и за непримечательной оболочкой может скрываться прекрасный человек.

История учит также тому, что нельзя падать духом, нужно надеяться на лучшее, из гадкого утенка в конце вырос красивый лебедь.

Бременские музыканты История учит тому, что нельзя бросать друзей и близких в сложной ситуации.

В тяжелых ситуациях нужно объединяться, как сделали звери из сказки о бременских музыкантах.

В свое время хозяева выгнали их за ненадобностью, но вместе они смогли освободить хижину от разбойника.

Если кажется, что ты никому не нужен, можно найти своих людей и стать сильной командой.

Царевна лягушка «Царевна-лягушка» — кладезь народной мудрости. Она учит доверять своим близким.

Если бы Иван сразу доверился царевне, то не пришлось бы ему идти к Кощею.

История учит тому, что за неказистой внешностью может скрываться настоящая кудесница, надо только разглядеть.

Она учит помогать другим, тогда они выручат в сложной ситуации.

Красная шапочка «Красная шапочка» учит слушаться старших, особенно родителей. Нельзя уходить далеко от дома без взрослых и разговаривать с незнакомцами, иначе можно попасть в беду.
Дюймовочка Сказка учит своих читателей быть отзывчивыми и добрыми. Если человек отличается от других, он всегда может найти таких же, как он.

Счастье дается только добрым людям, которые помогают другим, как Дюймовочка, которая ухаживала за ласточкой.

Сказка — доступный способ, позволяющий развивать ребенка и формировать его нравственные ценности. Важно читать малышам сказки, а затем обсуждать с ними, чему их научила сказка, какие выводы они для себя сделали.

При выборе сказки для чтения важно учитывать его возрастные и психоэмоциональные особенности, она положительно повлияет на эмоциональное состояния малыша и помогает скорректировать его поведение.

    Похожие записи

Предмет: литературное чтение

Учебник: книга для чтения в третьем классе башкирской школы

Страница с 63 по 65

Тема урока: Джанни Родари « Старые пословицы»

Оборудование: Портрет Джанни Родари, альбом пословиц, маска Чипполино,

книги писателя «Приключения Чипполино», «Экиятлэр»,»Чипполино мажаралары», схема- фольклор, книжка-самоделка

Цели: познакомить учащихся жизнью и творчеством итальянского писателя

Джанни Родари, и на основе сказки Д. Родари «Старые сказки» поглубже познакомить с одним из жанров устного народного творчества -пословицей,

раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц,

развивать речь, мышление, памяти и обогащение языка пословицей, совер-

шенствовать технику чтения, навыки ролевого чтения.

ХОД УРОКА.

    Оргмомент.

У. Прозвенел звонок, начинается урок! Здравствуйте, дети!

Поприветствуем друг друга приветливой улыбкой. Вот мы улыбнулись, и жизнь стала радостнее и интереснее. Думаю, урок наш сегодня пройдет интересно, слаженно, с пользой для всех.

    Выяснение цели урока.

У. Ребята, мы путешествуем по странам устного народного творчества, или по фольклору, что в переводе с английского языка означает «народная мудрость». На прошлом уроке мы закончили путешествие «в мир сказок». А сегодня в какую страну устного народного творчества посетим, угадывайте сами. На доске предстоит вам соединить авторов с их произведениями. Пожалуйста, приступаем.

У. Угадали о ком или о чём мы будем говорить на уроке. Как угадали?

Д. (О Джанни Родари, фамилия необычная, ещё сказку «Старые пословицы» не читали.

III. Знакомство с новой темой урока, жизнью и творчеством писателя.

У. Молодцы, угадали ребята,вы справились заданием. Сегодня мы

открываем новую страну устного народного творчества. Как называется она?

Д. Пословица.

У. Ребята, а вы знаете, пословица- это тоже один из жанров фольклора.

А вы можете точно объяснить, что такое пословица. Да, мы встреча-

лись с пословицами на уроке, а сегодня целый урок посвящается этой

теме и стараемся разъяснить смысл пословиц, обогатить свою речь,

ещё изучим жизнь и творчество итальянского писателя Джанни Родари.

На уроке читаем сказку «Старые пословицы» этого писателя. Прежде

всего хочу вам объяснить, что же это такое пословица.

ПОСЛОВИЦА- это краткое, образное изложение мысли, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, учит, наставляет,

предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой, образной, красочной.

У. Все успокоились. Расскажу немного о писателе.

Итальянский писатель Джанни Родари жил и творил в 1980 и 1980 гг.

его стихи, повести, сказки пользуются заслуженной популярностью

детского читателя в Италии и завоевали признание во всем мире. Он на-

гражден медалью Г.Х.Андерсена за свои известные произведения. Вот в

нашей стране его стихи и сказки переведены на русский, татарский, баш-

кирский языки. Ребята, вот в нашей библиотеке нашли книги писателя.

Давайте вместе прочитаем их названия.

-«Приключения Чипполино»

-«Джанни Родари.Экиэтлэр.»

- «Чипполино мажаралары».

Пожалуйста, читайте, я думаю, они вас заинтересуют.

IV. Физкультминутка. «Буратино». А сейчас отдохнём перед серьезной

V. Работа над текстом.

У. Сначала, ребята,выясняем непонятные слова из текста. Кто знает-руку поднимает, если непонятно - тихо сидим.

Заявляет-

Возражает-

Прилежно-

Валерьянка -

Вот и разбирались, молодцы, Ребята, сначала я прочту сказку, а вы следите за моим чтением и подготовьте ответ на вопросы «Почему текст называется «Старые пословицы» и ещё сказкой?»

После чтения дети отвечают (потому что о старых пословицах, которых придумали люди давным - давно, и ещё пословицы,как люди живые, они разговаривают, спорят, возражают)

У. А сейчас самостоятельно прочитайте сказку про себя.

Теперь все активно работаем над содержанием сказки.

У. Ребята, как вы поняли строки 3,4,5? Давайте поясняем.

Д. «отдыхают- значит они уже отработали свой срок, а теперь вот постарели, их уже никто не употребляют в речи, поэтому отдыхают.

У. «Они тоже когда-то были молодыми и полными сил»-как объяснить это?

Д. Когда-то их давным-давно люди использовали в своей речи,времена уже изменились, и они стали придумывать новых пословиц, а

старые уже стали забываться.

У. В тексте сказано, что старые пословицы отдыхают. Как Джанни Родари уточняет жизнь старых пословиц в приюте. Отдыхают ли только?

Д. Не только отдыхают, но и болтают и без конца спорят, особенно когда критикуют друг друга.

У. А какая главная задача пословиц?

Д. Главная задача-- возразить, непременно сказать против тому, что

Д. Потому что мир меняется, время идёт вперед, люди придумывают

новые машины, летят в космос, а старые пословицы не меняются, они

остались в своём старом мире, их не используют, пользы от них мало,современные люди придумывают новые пословицы для нынешнего времени.

У. Но все таки, нужны ли в нашей речи старые пословицы? Можно их

использовать в настоящее время?

Д. Да, можно использовать, например, «В единстве наша сила», «Если очень захотеть, можно всего добиться», когда они говорят «умные вещи» да?

У. Найдите, ребята, строки, где выражена главная мысль автора. Это последние строки сказки обращена вам, ребята. Читаем.

У. Какими вы должны быть, ребята, чтобы жизнь наша была богатой,

красивый, счастливой, мирной?

Д. Молодые, смелые, сильные, умелые, умные, здоровые, хоть и старые, но молодые и душой и сердцем.

У. Да, вы должны хорошо учиться, быть добрыми и помогать друг другу, заниматься спортом, значит, быть здоровым, быть смелым, находчивым, любить свою землю, работать и творить.

У. Какие пословицы вы запомнили, ребята, из сказки? Их очень много в сказке, всего 14 пословиц, и ещё вам трудно объяснить значение этих ста-рых пословиц. Поэтому вам дала задание, разбирать дома с родителями смысл хоть одной пословицы. Вы готовы? Первую пословицу,пожалуйста, кто подготовил. Давайте ее слушаем. Или есть желающие?

Выступают ребята.

1.Ослом родился - ослом и умрёшь. (Эту пословицу можно понять так, каким родился, таким и умрёшь, или глупый человек никогда не станет умным, скупой человек никогда не будет щедрым)

2. Если очень захотеть - можно всего добиться. (Значит, если хочешь получит «5», нужно хорошо учить уроки, выполнять письменные и устные задания, выучит правила. Чтобы довести дело до конца, нужно прилагать много усилий)

3. Счастлив тот, кто доволен малым (Это пословица говорит. Что человек должен жить только сегодняшним днём, работает,чтобы прокормит только себя, учиться кое-как, о будущем не думают. Они даже дом не построили бы, жили бы на деревьях, как обезьяны.)

4 Тот,кто делает для себя, работает за троих. (Люди для себя стараются делать работу лучше, поэтому они работают за троих, стараются быть богатым, красивым по сравнению с другими)

5. В единстве сила. (Один воин врагов победит не может, тяжёлую работу один человек не может выполнить один, только вместе, сообщаони выполняют тяжёлую работу,так легче и веселее жить.)

У. Вот,например, вы такой красивый дом строите, кто вам помогает? Или картошку выкопали? Только мама в огороде работала? Кто помог ей? И ты, и брат, и папа -все вместе, дружно выкопали картошку.

6. Кто хочет мира, готовиться к войне. (то есть эта пословица говорит,что только сильная страна, сильная армия, где много танков, ракет, бомб, может защитить свою страну, свои земли, а другие страны побояться напасть на такую могучую страну.)

У. А вот другая пословица не согласна таким суждением. Кто хочет мира, должен готовит мир, а не бомбы, чтобы жить спокойно-- нужно уметь дружить и дорожить ею, помогать друг другу, не дразнить, не ссориться, не драться.

7. В своем доме каждый сам себе король. (Король- глава государства, он не платит налоги. Лучше сказать в своем доме каждый сам себе хозяин, он должен зарабатывать деньги, должен знать, когда и сколько платить за газ, за свет,что купить и продать.)

8. Самое трудное -в конце. (Когда работаешь,в конце уже устаешь, не хочется работать, сил не хватает - но дело нужно завершить,хотя трудно.)

9.Самое сладкое -в конце. (Это значит, когда завершается работа, ты чувствуешь удовольствие, победу, за работу хорошую тебя могут наградить сладостями или подарками.)…….

У. Молодцы, ребята, вы очень старались, разобрали смысл пословиц с родителями, оформили красочно, рисовали ещё. Давайте из ваших листочков делаем маленькую очереднюю книжку-самоделку про старых пословиц. Несите сюда листочки и помещаем книжку в наш классный уголок.

VI. Физкультминутка.

VII. Знакомство с новыми пословицами.

У. Ребята, а какие новые пословицы вы знаете?

Д. называют.

У. И у меня на руке альбом пословиц. Здесь живут разные пословицы по темам. Определите тему I страницы- о чём эти пословицы.

Д. -читают по цепочке и определяют тему

По рядам

Мальчики, а потом девочки

На букву А, с которой начинаются имена

У. Молодцы, ребята, этот альбом пословиц поможет нам на следующих уроках чтения и русского языка.

VIII У. А теперь немного отдохнём, закрыли глазки, послушаем звуки.

Входит Ч и п о л л и н о (подготовленный ученик надевает маску)

У. Открываем глазки, кто к нам в гости пожаловал?

Д. Чиполлино!

Ч. Здравствуйте, дети! Узнали меня? Я мальчик- луковка из сказки «При-ключения Чиполлино» Джанни Родари. Я вам предлагаю только два слова из пословицы, а вы вспомните всю пословицу целиком.

1. свет-тьма

2. дело -мастер

3. труд - пруд

4. зима - лето

Ч. Спасибо вам,ребята. Желаю удачи.

У. Вот и урок наш подходит концу. Понравился урок?

С каким писателем мы познакомились?

Зачем нам нужно пословицы?

Ребята, используйте в своей речи пословицы, от этого она становится богаче, ярче и читайте сказки Джанни Родари, набирайте ума.

Ребята, скоро 28 ноября -какой это праздник? Праздник мам. Я объяв-ляю конкурс «Кто больше?». Нужно собрать больше пословиц о маме. И ещё- выберите наиболее понравившуюся пословицу и напишите рассказ о своей любимой маме.

Спасибо всем. Кончил дело - гуляй смело!

Все мы с детства знаем много пословиц. Некоторые из них часто удается вставить в речь, другие используются редко. Благодаря крылатым выражениям получается расширить свой словарный запас и придать речи интересную витиеватость. Чему учат пословицы и фразеологизмы? Давайте разберемся.

Чему учат детей

Пословицы играют важную роль в жизни любого человека. Благодаря им человек может быстро запомнить и понять житейские премудрости и простые истины. Чему учат пословицы детей? В первую очередь родители читают чадам пословицы и поговорки о дружбе и любви. Благодаря крылатым фразам малышам проще запоминать народную мудрость. Например, как быстро донести до юного создания, что врать плохо? Можно прочитать часовую лекцию, которая все равно не дойдет до сознания ребёнка.

А можно сказать: "Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят". Краткое изречение быстро помогает донести тот смысл, что если ребенок будет лгать, то ему не будут верить ни друзья, ни родители. А может случиться и такое, что близкие люди просто отвернутся.

Благодаря крылатым выражениям можно заложить в сознание ребенка и моральные нормы. Например, стоит объяснять детям, что, общаясь с людьми, нужно уметь подбирать слова. Нужно рассказать, что иногда можно сильно обидеть человека, сказав ему что-то не то. В этом случае отлично подходит пословица «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь». Такие краткие изречения дети запоминают лучше, чем длинные непонятные тирады. И даже если смысл высказывания до вашего чада не дойдет сразу, не переживайте, время сделает свое дело.

Как научить ребенка читать с помощью пословиц

Многие родители переживают, что их чадо не интересуется книгами. Но оказывается, есть быстрый способ научить ребенка читать. Если родители занимаются со своим чадом, то к 5 годам девочки и мальчики уже будут знать много пословиц. И как же эти знания применять на практике? Нужно найти детское произведение, в котором есть крылатое выражение. Не нужно заставлять ребенка читать всю страницу. Необходимо поставить цель найти нужную фразу. Такая задача для ребенка выглядит более привлекательной. Ведь ему предстоит поиск, а не скучное чтение. Но любой грамотный родитель понимает: чтобы найти кусок текста, придется потрудиться и прочитать как минимум полстраницы. Ребенок будет рад одержанной победе, а родители счастливы, что нашли нетривиальный способ заставить свое чадо грызть гранит науки.

Чему учат взрослых

Люди развивают свой интеллект всю жизнь. Нельзя сказать, что учеба заканчивается, когда человеку дают диплом о высшем образовании. А учиться на скучных курсах и лекциях неинтересно не только детям. Намного проще прививать любовь к чему угодно посредством поговорок. Чему учат пословицы людей? Любви к своей родине, помощи другим, уважению и смирению. Многие могут сказать, что это то же самое, чему обучают детей. Но ведь не каждый ребенок воспринимает все, что ему говорят взрослые. Иногда приходится уже в зрелом возрасте наверстывать упущенное. Разберем на примере.

Чему учат пословицы о родине? Любви к своей отчизне, своему дому и краю. Разве может ребенок осознать всю глубину пословицы «Родной край - сердцу рай»? Конечно, нет. Нужно пожить за границей или в другом городе, чтобы понять, что нет ничего лучше, чем отчий дом.

Пословицы в литературе

Русские классики любили придавать своим произведениям яркость за счет образности языка. И в этом им помогали пословицы. Чему учат эти короткие народные высказывания? Чести, долгу, морали, любви и верности. Доносить любую мораль лучше в форме сжатого выражения. С этой задачей поговорки справлялись превосходно. Например, посмотрим, как вставил в свою повесть «Капитанская дочка» А. Пушкин такое выражение: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь... и помни пословицу: "береги платье снову, а честь смолоду"».

Некоторые писатели пошли дальше и сами начали создавать фразы, которые впоследствии стали крылатыми. Так, А. Грибоедов на страницах «Горе от ума» изрек: «Счастливые часов не наблюдают». Сегодня эту фразу можно слышать повсеместно, так же как и цитату из «Онегина»: «Любви все возрасты покорны».

Зачем пользоваться пословицами

Поговорки помогают людям лучше понимать чувства друг друга. Иногда бывает сложно описать свое состояние, и фраза «У меня кошки на душе скребутся» может в полной мере выразить тревогу и страх человека. Также многие люди на пословицах учатся. Чему? Верности, преданности, любви к родине и ближним. Нет надобности говорить, что благодаря крылатым выражениям наш лексикон становится богаче. Ведь русский по праву считается самым литературным языком в мире.

Можно ли обходиться без пословиц и поговорок

Раньше люди жили и без языка и как-то справлялись. Существовать можно и без пословиц, поговорок и фразеологизмов. Но насколько скучна будет речь. Истории, которые рассказаны сухим языком, слушать неинтересно. Люди любят преувеличивать, преуменьшать и домысливать. Это все отражается в народной мудрости, которая одновременно и поучает, и смешит. Убрать из языка пословицы - это значит лишить страну ее культурного наследия. Люди веками вкладывали мудрость в книги и киноленты. И квинтэссенцией всех этих знаний по праву считаются именно пословицы и поговорки. Чему учат эти выражения? Ну конечно, жизни.

Как правильно учить пословицы

Лучший способ что-либо запомнить - это создавать привязки к контексту. Если вы думаете, какие пословицы учить с детьми, то просто мысленно представьте ситуацию, в которой это выражение может пригодиться. Лучший способ - это рассказывать умную мысль ребенку к месту.

Например, ваше чадо совершило досадный промах. Не нужно ругаться, можно просто сказать: «На ошибках учатся». Таким образом, ребенок не только сделает вывод из сложившейся ситуации, но и обогатит свой словарный запас полезной пословицей. Этот способ подходит и для взрослых. Правда, не всегда с вами будет рядом опытный наставник, который поможет подобрать уместную фразу. Но у каждого современного человека в кармане лежит смартфон с доступом в Интернет. И всегда можно попросить "Гугл" найти что-нибудь подходящее. Таким образом будет легче отпустить неприятную ситуацию и пополнить копилку своих знаний.

Русские народные сказки учат добру, добро всегда побеждает зло, но только путь к победе можетбыть слишком долгим. Сказки дают ребенку первое представление о таких понятиях, как добро и зло, мудрость и коварство, прощение, сострадание. Если верить в себя, не отступать от своих принципов - все получится. В образах сказочных героев, в их взаимодействии с окружающим миром реалии жизни адаптируются для детского восприятия. Дети все воспринимают, а если и не догадываются о морали, которую содержит текст, то хотя бы стараются быть похожими на добрых, отзывчивых и находчивых героев.

Русские народные сказки знакомят ребенка с огромной вселенной, в которой ему придется жить, с ее физическими законами, животным миром, историей и культурой.

Герои русских сказок

Главный герой сказки - всегда мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все преграды на пути к своему счастью. В ходе приключений, происходит преобразование героя: Иван-дурак, простоватый и ленивый, в конце сказки обязательно превращается в молодца-красавца и женится на царевне.

Преодолевать испытания герою помогают другие персонажи: чудесные животные, мудрыесоветники. Но помощь не дается так просто: даже Баба Яга помогает герою, если тот показывает себя трудолюбивым, воспитанным и целеустремленным. В этом выражаются народные представления о человеческой морали и нравственности. Чудесные помощники обладают волшебными средствами (ковер-самолет, сапоги-скороходы), которые олицетворяют собой народные мечты.

Женщины в русских-народных сказках всегда необыкновенно красивы и умны. Ум, красота, трудолюбие, находчивость, обязательный атрибут - коса до пояса (волосы раньше ассоциировались с жизненной силой) - все это черты, которые, в народном представлении, должны присутствовать у любой девушки.

Протагонисты главных героев - темные, злые силы (Кащей Бессмертный, Змей Горыныч). Ониковарны, жестоки, алчны - так в представлении народа выражается понятие о насилии и зле. Чем страшнее чудовище, тем значимее кажется подвиг главного героя. Но борьба с темными силами ведется не только при помощи силы и ума: народное сознание иногда наделяет злодеев и комической глуповатостью, из-за которой они попадают в расставленные главным героем ловушки.

Животный мир

Животные в русских народных сказках олицетворяют собой качества человеческого характера. Сложились «штампы» образов, одинаковые для всех сказок.

Например, Лиса - плутовка и обманщица. Она олицетворяет хитрость, обман, склонность к уловкам. Она будет притворяться слабой, пускать в ход красноречие чтобы добиться своего. Но Лиса часто наказывается за свои проделки (получает заслуженное наказание за обман), особенно если ее хитрости причиняют серьезный вред кому-то из героев.

Волк олицетворяет жадность и злобу. Но, в то же время, он глуп и легко поддается обману состороны более хитрых персонажей сказки. Особенно часто встречается противостояние Волка и Лисы, причем, Волк снова и снова попадается на лисьи уловки, как бы он ни зарекался верить Лисе. Но Волк - это и олицетворение смерти (так как он часто кого-нибудь съедает). Но добрые и умные персонажи всегда побеждают волка.

Медведь в сказках представляет собой грубую силу, неповоротливость, тугоумность. Он может быть или свирепым, или добрым и наивным. Медведь, как хозяин леса, обладает властью над другими животными. В образе Медведя можно проследить параллель с образами богатых помещиков-крепостников. В итоге, такой медведь всегда оказывается побежденным. Но иногда Медведь олицетворяет и добрые силы природы, одаривая и помогая герою за трудолюбие и честность.

А мелкие животные в сказках (зайцы, мыши) - трусоваты, но добры. Они готовы помочь, этохорошие друзья. А в трудные минуты в них может проснуться и настоящая храбрость. Правда, победы они одерживают чаще случайно, так как ни умом, ни силой не могут сравниться с другими персонажами.

Так что русские народные сказки не так просты, как это может показаться на первый взгляд. Они учат нас многому, поэтому сказки надо читать даже взрослым.