Архитектура xix века в европе. Европейская архитектура XV — начала XIX веков. Отель Scandic Victoria в Швеции

Первая половина XIX в. проходит как период позднего расцвета неоклассицизма. В середине XIX века архитек­торы находятся в поисках стиля, в связи с чем пытаются возродить в обновленном виде различные стили прошлого: необарокко, неоре­нессанс, неоготика.

Именно в первой половине XIX в. европейские столицы обрели свой архитектурный облик.

Начало революции во Франции было ознаменовано не построй­кой (строили мало и здания были временными), а разрушением здания Бастилии, королевской тюрьмы, олицетворявшей ненавист­ный «старый порядок». Площадь Людовика XV была переименована в Площадь революции и именно здесь были казнены на гильотине сначала Людовик XVI и Мария Антуанетта, а затем Дантон и Робеспьер. В годы революции Париж украшался новыми монумен­тами и скульптурными памятниками, парижские улицы и площади оформлялись для массовых праздников. В 1791 г. церковь Святой Женевьевы была переименована в Пантеон национальных героев Франции, сюда поместили останки Руссо и Вольтера.

Революционная эпоха выбрала неоклассицизм своим официаль­ным стилем (решение было принято Конвентом как высшим зако­нодательным и исполнительным органом Французской респуб­лики). Была образована Комиссия художников, планировавшая изменения в облике города. Неоклассицизм сохранился и в напо­леоновскую эпоху и получил название ампир (от франц. «империя»). Этот стиль выражал величие империи созданной Наполеоном.

Предпринимается реконструкция Парижа и обновление плани­ровки столицы. Проектировщики вдохновлялись древнеримскими памятниками, прославляя военные победы Бонапарта. Так поступил Жан Франсуа Шангрен, сооружая Триумфальную арку на площади Звезды (1806-1807 гг.). Арка стала памятником воинской доблести, не случайно и сама площадь была переименована в 1970 г. в площадь генерала де Голля, политического деятеля, возглавившего в годы Второй мировой войны французское Сопротивление, а затем став­шего президентом Французской республики.

Если Франция избрала неоклассицизм, то в Англии, свободной от революционных потрясений, утвердилась неоготика. Ее приме­ром является здание парламента в Лондоне. Архитектором был Сэр Чарлз Бэрри (1795-1860). Здание напоминает памятники английской готики XVI века, оно отличается четкостью планировки и особой роскошью.

В Германии архитектурным центром была столица - Берлин.

Берлинские постройки чаще всего были вариациями на тему различных исторических стилей (преимущественно древнегреческо­го зодчества или эпохи Возрождения). Примером может служит Старый музей в Берлине (архитектор Карл Фридрих Шинкель (1781-1841).

В скульптуре господствующим стилем также оставался неоклас­сицизм, поддерживавшийся живейшим интересом к античным ше­деврам. Романтизм способствовал проявлению интереса к личности, что отразилось в появлении многочисленных памятников великим людям прошлого. Среди самых значительных имен скульпторов XIX в. следует назвать итальянца Антонио Канова (1757-1822) («Эрот, слетающий к Психее», «Геракл и Лихас», «Паолина Борге-зе-Бонапарт»). Скульптор работал в Италии и во Франции, где создал изображение императора и его близких.

Бертель Торвальдсен (1770-1844), датский скульптор, работав­ший в основном в Италии, затем и по всей Европе. Он создал скульптурные образы Коперника, Гуттенберга, Байрона. В конце жизни он вернулся в Копенгаген и возглавил там Академию худо­жеств.

В середине века облик многих европейских столиц изменился, города росли и перестраивались: шли процессы индустриализации и урбанизации. Наиболее удачно перестройки были осуществлены в Париже и Вене. Символом Парижа стала знаменитая Эйфелева башня, построенная в 1889 г. к открытию Всемирной выставки. Эйфелева башня продемонстрировала технические возможности нового материала - металла. Однако оригинальное художественное решение было признано далеко не сразу, башню призывали снести, называли чудовищной. Время расставило все по местам. Теперь башня - это символ Парижа.

В европейской архитектуре появляется эклектизм (от греч. эклектиос - выбирающий). Эклектизм соединяет элементы различ­ных стилей как в одной постройке, так и в ансамблях. Примером эклектичного архитектурного ансамбля стал венский Ринг, приме­ром отдельного здания - театр «Гранд-Опера» Шарля Гарнье (1825-1898), церковь Сакре-Кер в Париже, построенная Полем Абади.

Завешает вереницу архитектурных стилей XIX в. стиль модерн, своеобразие которого проявилось в освобождении от влияния ан­тичного ордера и в удивительном разнообразии декоративного оформления зданий. Модерн развивался в разных вариантах, по­скольку главным для архитекторов стал принцип импровизации. Если в Америке модерн связан с сооружением первых небоскребов (высотных деловых зданий), то в Европе это были абсолютно непривычные здания, архитекторы которых работали в несхожих манерах.

Модерн завершил поиски XIX в. и стал основанием для развития архитектуры в XX в.

Среди архитекторов модерна можно назвать имя Антонио Гауди (1852-1926). Его здания поражают богатством конструктивных решений и разнообразием в украшении интерьеров. Среди них жилые и доходные дома (Дом Висенса и дворец Гуэль в Барселоне). Там же был построен по его проекту уникальный храм, похожий на готический собор: церковь Саграда Фамилия («Святое семейство»).

Бельгийский скульптор Виктор Орта (1861-1947) подобно гра­фикам и живописцам стремился освободиться от стилевых ограни­чений. Для его творений характерна любовь к орнаментам и комфортабельности жилища, что делает интерьеры модерна немно­го похожими на интерьеры рококо. В Брюсселе им были построены особняки: Отель ван Этевельде, Дом Тасселя, дом Сольве.

В оформлении интерьеров в стиле модерн художники проявляли бесконечную фантазию, могли причудливо сочетать различные исторические стили и эпохи. Появились импульсивные нервные линии, орнамент, изогнутые лестницы, колонны уподобляются деревьям. Орнаменты вызывают в памяти то растения, то морские волны. Окна принимают самую необычную форму. В элементах интерьера и декоративного убранства часто угадываются фантасти­ческие существа. Использовались витражи и мозаика, линии леп­нины могли напоминать улиток и морские звезды.

Этот проект является результатом конкурса, организованного телекоммуникационной компанией Vodafone для строительства своей штаб-квартиры в городе Порту. Концепция проекта призвана воплощать девиз компании «Жизнь в движении». Строительство было начато в 2008 году и закончено двумя годами позднее.

2. Отель Scandic Victoria в Швеции

Scandic Victoria Tower - это небоскрёб в Стокгольме, Швеция. Он также известен как башня Виктории, однако название Scandic используется, чтобы отличить его от башни Виктории, которая находится к юго-западу от Вестминстерского дворца. Отель имеет высоту 117 метров и является самым высоким зданием в Стокгольме, а также самым высоким отелем в Скандинавии.

3. Железнодорожная станция Arnhem в Нидерландах

Здание этой станции в Нидерландах было полностью перестроено в 2015 году. Его шикарный новый зал имеет современный вид благодаря стальным колоннам оригинальной формы.

4. Винодельня Marques de Riscal в Испании

Хозяйство Herederos del Marques de Riscal можно назвать одним из самых известных в испанском виноделии. Самый громкий их проект - строительство в 2006 году «Города вина» (Ciudad del Vino) по проекту знаменитого архитектора Фрэнка Гери (Frank Owen Gehry). Это большой комплекс, который включает в себя винодельню, пятизвёздочный отель на 43 номера, ресторан с авторской кухней и винный спа-центр.

5. Мусоросжигательный завод Spittelau в Австрии

Вряд ли кто-нибудь посторонний догадается, что находится в этом здании с весёлой и необычной раскраской. Завод был построен в 1989 году на месте бывшего предприятия по переработке мусора, закрытого после пожара. На предприятии может утилизироваться до 265 000 тонн мусора ежегодно, за счёт чего отапливается около 60 000 венских квартир.

6. Крытый рынок Markthal в Нидерландах

Markthal - крытый рынок в Роттердаме, расположенный между улицами Binnenrotte, Hoogstraat и Blaak. Он был открыт 1 октября 2014 года в присутствии королевы Нидерландов Максимы. Markthal интересен тем, что под одной крышей здесь размещены 228 жилых квартир, а также коммерческие площади. Под рынком находится крупнейший в городе подземный паркинг на тысячу автомобилей.

7. Внутренний двор Британского музея в Великобритании


Британский музей - главный историко-археологический музей Великобритании и один из крупнейших музеев мира, второй по посещаемости среди художественных музеев после Лувра. Он находится в районе Блумсбери. В конце XX века была проведена перепланировка внутреннего пространства по проекту Нормана Фостера (Norman Foster), которая до сих пор вызывает восторг и удивление у всех туристов.

8. Винный завод Ceretto в Италии

Семья Ceretto является одним из основных владельцев виноградников Пьемонта, которые занимают более чем 160 гектаров земли в этом уголке Италии. В распоряжении семьи находится четыре винзавода и несколько ресторанов, которые построены и оформлены лучшими дизайнерами современности. На фото изображена смотровая площадка в одном из этих заведений.

9. Музей Guggenheim в Испании

Музей Гуггенхейма - это музей современного искусства, расположенный в Бильбао, Испания. В музее расположены постоянные экспозиции, а также проводятся временные выставки как испанских, так и зарубежных художников. Здание музея спроектировано известным архитектором Фрэнком Гери и было открыто для публики в 1997 году.

10. Корпус Aula Medica в Швеции

Каролинский институт - крупнейший в Швеции и один из крупнейших в Европе медицинских университетов. Aula Medica является одним из корпусов этого учебного заведения, в котором находится аудитория на тысячу человек для проведения научных конференций и лекций для учащихся.

11. Часовня Notre Dame du Haut во Франции

Это строение называют самым значительным с художественной точки зрения зданием XX века. Часовня построена знаменитым архитектором Ле Корбюзье (Le Corbusier) и идеально вписана в окружающий сложный ландшафт. Первоначально нестандартное здание вызывало бурные протесты местных жителей, которые отказывались подавать в храм воду и электричество, однако к настоящему времени туристы, приезжающие посмотреть на него, стали одним из основных источников дохода населения.

12. Выставочный центр Louis Vuitton Foundation во Франции

Фонд Louis Vuitton создан для поддержки и развития свободы творчества. Первым его манифестом стало строительство совершенно необычного выставочного центра в Булонском лесу. В компании Louis Vuitton говорят, что новый музей подобен прекрасному паруснику благодаря ажурным светлым конструкциям из стекла.

13. Выставочный центр The Armadillo в Англии

Это одна из главных достопримечательностей Глазго, расположенная на территории Шотландского выставочного и конференц-центра. Это фантастическое сооружение построено в 1997 году по проекту известного архитектора Нормана Фостера. Трёхэтажное здание является местом проведения международных конгрессов, конференций и бизнес-встреч, а также всевозможных выставок и культурно-развлекательных мероприятий.

14. Небоскрёбы Bosco Verticale в Италии

«Вертикальный лес» (Bosco Verticale) - жилой комплекс из двух башен высотой 76 и 110 метров. Два небоскрёба были построены в миланском районе Порта Нуова в 2009–2014 годах. Особенность этого проекта заключается в том, что на террасах, окружающих каждый из этажей, размещены зелёные насаждения: здесь высажено около 900 деревьев, 5 000 кустарников и 11 000 травяных дорожек.

15. Отель Inntel в Нидерландах

Этот отель выглядит словно игрушечный, чем несказанно радует туристов и жителей города. Здание было построено в 2010 году в центре города Заандам и состоит из 12 этажей. Его высота составляет 39 метров. В общей сложности в отеле 160 номеров, кроме этого имеются турецкая и финская баня, бассейн, спа-центр, конференц-зал, фитнес-центр и ресторан.

16. Офисный центр Dancing House в Чехии

Танцующий дом - офисное здание в Праге в стиле деконструктивизма, состоящее из двух цилиндрических башен: нормальной и деструктивной. Это здание является архитектурной метафорой танцующей пары, благодаря чему и приобрело такое название. Авторы проекта - хорватский архитектор Владо Милунич (Vlado Milunic) и канадский архитектор Фрэнк Гери. Строительство велось с 1994 по 1996 годы.

17. Концертный зал HARPA в Ирландии

Проект был разработан датской фирмой Henning Larsen Architects в сотрудничестве с датско-исландским художником Олафуром Элиассоном (Olafur Eliasson). Здание завоевало одну из самых престижных европейских архитектурных премий за необычный стиль и смелое исполнение. В стальной каркас стен вставлены стеклянные панели в виде сотовых ячеек разных цветов со встроенными светодиодами, которые отражают и преломляют внешний свет и создают удивительную по красоте игру красок и полутонов. Благодаря стеклянным стенам и потолку помещение наполнено светом и воздухом.

18. Оперный театр Opera House в Норвегии

Национальный оперный театр Норвегии находится в центре Осло. Театр построен на средства государственного бюджета и является учреждением, управляемым правительством Норвегии. Это крупнейшее общественное здание, построенное в Норвегии со времён возведения Нидаросского собора (около 1300 года).

19. Дворец Ideal Palace во Франции

Этот необычный дворец построен благодаря усилиям всего одного человека - простого французского почтальона Фердинана Шеваля (Joseph Ferdinand Cheval). Разнося почту, он ежедневно проделывал путь в 25 километров, складывая в тачку камни необычной формы. Из них в течение 33 лет в одиночку, в свободное от работы время, днём и ночью, в любую погоду, при помощи самых незатейливых инструментов он воплощал в жизнь свою архитектурную мечту.

20. Торговый центр Emporia в Швеции

Этот торговый центр сразу привлекает взгляды прохожих благодаря своему необычному фасаду. Он расположен в шведском городе Мальмо и считается одним из самых больших в Скандинавии. Очень эффектное и запоминающееся здание торгового центра разработала архитектурная студия Wingårdhs.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XIX века Опубликовано 23.08.2017 18:57 Просмотров: 2957

В период правления императора Наполеона I и в течение трёх первых десятилетий XIX в. в архитектуре Франции и других странах Европы получил развитие стиль ампир .

Затем ампир сменился эклектическими течениями в архитектуре, они доминировали в Европе и России фактически до конца XIX в.

Ампир в архитектуре XIX века

Ампир – завершающий этап эпохи классицизма . Причём этот стиль являлся официальным имперским стилем (от фр. empire – «империя»), насаждавшимся для особой торжественности и парадности мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров.

У Наполеона были свои придворные архитекторы (Шарль Персье, Пьер Фонтен), которые и являлись создателями этого стиля.

Шарль Персье (1764-1838)

Робер Лефевр. Портрет Шарля Персье (1807)
Шарль Персье был французским архитектором, художником и декоратором, педагогом. Среди его учеников – Огюст Монферран, создатель Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Став придворным архитектором императора и одним из законодателей вкуса в период империи Наполеона I, он совместно с Фонтеном создал ряд торжественно-монументальных сооружений, например, арку на площади Каррузель в Париже (1806-1808), которая формами напоминала древнюю арку Константина в Риме.

Арка на площади Каррузель. Архитекторы Ш. Персье и Ф.Л. Фонтен
Триумфальная арка на площади Каррузель в Париже – монумент в стиле ампир, возведённый на площади Каррузель перед дворцом Тюильри по приказу Наполеона для увековечивания его побед в 1806-1808 гг. От арки на северо-запад была проложена 9-километровая историческая ось, которую составляют площадь Согласия, Елисейские поля с масштабной Триумфальной аркой и Большая арка Дефанс.
Сюжеты скульптурного убранства для арки отбирал лично Виван-Денон, основатель и первый директор Луврского музея, который сопровождал Наполеона в Египетском походе 1798 г. Рельефы Клодиона изображают Пресбургский мир, триумфальный въезд Наполеона в Мюнхен и в Вену, Аустерлицкое сражение, конгресс в Тильзите и падение Ульма.

Архитекторами Персье и Фонтеном создано одно из крыльев Лувра (Павильон Маршан)

Персье принимал участие в восстановлении Компьенского дворца, создании интерьеров Мальмезона, замка Сен-Клу и дворца Фонтенбло, занимался проектированием мебели, убранства интерьера, оформлением торжеств и празднеств.

Мальмезон – усадьба в 20 км от Парижа, известная как частная резиденция Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне

Бильярдная в стиле ампир в Мальмезоне

Дворец Фонтенбло

Один из интерьеров замка Фонтенбло

Пьер Франсуа Леонар Фонтен (1762-1853)

Французский архитектор, дизайнер и декоратор мебели и внутреннего убранства. Вместе с Шарлем Персье – один из основоположников стиля ампир. Один из первых начал применять металлические (чугунные) конструкции в строительстве.
С 1801 г. состоял в должности правительственного архитектора.
Известен как архитектор Лувра и Тюильри, Триумфальной арки на площади Каррузель в Париже. Реставрировал Версаль, госпиталь в Понтуа.
Вместе с Шарлем Персье издал в 1807 и 1810 гг. описания придворных церемоний и празднеств наполеоновского времени.
Дворец французских королей Тюильри в центре Парижа был построен в XVIII в., а во дни Парижской коммуны был сожжён и больше не восстанавливался. С приходом к власти Бонапарта он стал его официальной резиденцией, тогда и было начато сооружение северного крыла. Персье и Фонтен переоформили обветшавшие интерьеры в стиле Первой империи (ампир). Апартаменты императрицы Марии Луизы были выполнены в модном стиле неогрек (проект разработал П. П. Прюдон). У главного входа во дворец была воздвигнута триумфальная арка (на площади Каррузель).

Галерея в Тюильри
Дворец всё более воспринимался как символ монархического режима. Наполеон III также предпочёл остаться в Тюильри. При нём было достроено северное крыло Лувра вдоль улицы Риволи. К концу 1860-х годов Лувр и Тюильри составляли единый дворцовый комплекс.
В это же время (в эпоху Александра I) ампир был господствующим стилем и в России.

Эклектика в западноевропейской архитектуре XIX века

Это направление в архитектуре Европы и России в 1830-1890-е гг. было доминирующим. Популярно оно было и в мире.
Эклектика – использование элементов различных архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, псевдорусский стиль, неовизантийский стиль, индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль). Эклектике присущи все черты европейской архитектуры XV-XVIII вв., но в ней есть принципиально другие свойства.
Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Например, русский стиль Константина Тона стал официальным стилем храмостроительства, но почти не применялся в частных постройках. Постройки одного периода в эклектике базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика. В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, который диктовал единый стиль для построек любого типа.

Примером эклектики в архитектуре можно назвать церковь Святого Августина в Париже (Сент-Огюстен) . Строилась она 11 лет (1860-1871).
В архитектуре церкви просматриваются черты романского и византийского влияния. Главный фасад церкви украшен тремя арочными проходами в нижней части с символами евангелистов над ними и гигантской розой в верхней части. Между ней и аркадой создана галерея скульптур 12 апостолов. Купол церкви расписан известным художником А. В. Бугро.

Церковь Святой Марии (Брюссель)
Её также называют Королевской церковью Святой Марии и Собором Девы Марии.
Церковь спроектирована в эклектическом стиле, сочетая влияния византийской и древнеримской архитектур. Проект принадлежит архитектору Луи ван Оверстратену. Строительство церкви продолжалось 40 лет (1845-1885).

В этом же стиле построен Исторический музей Берна (Швейцария) . Он создан в 1894 г. по проекту нёвшательского скульптора Андре Ламберта.
Как мы уже отметили, стиль эклектика использовал элементы различных архитектурных стилей. Вот примеры использования некоторых форм эклектики.
Необарокко – одна из форм архитектурной эклектики XIX в., воспроизводившая архитектурные формы барокко. Это направление существовало недолго и отразилось в архитектуре менее определенно, обычно сочетаясь с элементами неорококо и неоренессанса. Это объясняется тем, что стиль барокко в искусстве Италии сложился в конце XVI-начале XVII вв., а в других странах (в Германии XVIII в., например) стиль барокко позаимствовал элементы поздней готики , маньеризма и соединялся с элементами рококо . Поэтому в XIX в. необарокко приобрело эклектичный характер.
Наибольшее распространение необарокко получило после 1880 г. и за пределами Европы: в США, по всей Латинской Америке и на Дальнем Востоке, Японии, Китае.

Опера Гарнье в Париже (1862). Эклектика (форма необарокко)
Неовизантийский стиль – одно из направлений эклектики в архитектуре. Для неовизантийского стиля была характерна ориентация на византийское искусство VI-VIII вв. н. э. Особенно ярко проявился в церковном зодчестве. Образцом для строительства храмов служил Софийский собор в Константинополе.
У храмов неовизантийского стиля купола обычно имеют приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Центральный купол больше всех остальных. Часто барабаны малых куполов выступают из здания храма лишь наполовину.
Внутренний объём храма традиционно не разделяется пилонами или крестовыми сводами, образуя единый церковный зал, создающий ощущение просторности и способный в некоторых храмах вмещать несколько тысяч человек.

Церковь Святого Петра в Галликанту. Иерусалим (Израиль)

Хотя две эти последние церкви находятся за пределами Европы, мы решили показать их, чтобы вы увидели, насколько масштабным было эклектическое направление в архитектуре XIX в.
Неоренессанс – одна из наиболее распространённых форм архитектурной эклектики XIX в., воспроизводившая архитектурныерешения Возрождения . Отличительные черты: стремление к симметрии, рациональное членение фасадов, предпочтение прямоугольных планов с внутренними двориками, использование архитектурных элементов рустика (облицовки внешних стен здания) и пилястры (вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну).
В стиле неоренессанс были построены, например, здания Штеттинского и Силезского вокзалов в Берлине, Центральный вокзал Амстердама и др.

Центральный вокзал в Амстердаме

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

[[К:Википедия:Страницы на КУЛ (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Страницы на КУЛ (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Европейская архитектура Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Европейская архитектура Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Европейская архитектура

Европейская архитектура - архитектура стран Европы, отличается многообразием стилей.

Первобытная эпоха

В эпоху бронзы (2- тысячелетие до н. э.) на территории Европы возводили сооружения из крупных каменных глыб, которые относят к так называемой мегалитической архитектуре. Менгиры - вертикально поставленные камни - обозначали место общественных церемоний. Дольмены , состоявшие обычно из двух или четырёх вертикальных камней, перекрытых камнем, служили местами захоронений. Кромлех состоял из плит или столбов, расположенных по кругу. Примером является Стоунхендж в Англии.

Античность

Одними из древнейших сооружений европейской архитектуры являются развалины зданий острова Крит , время создания которых более 1000 лет до н. э. Они являются первыми представителями античной архитектуры , используемой затем Древней Грецией и Римом. Округленные формы колонн и арок носили отпечаток представлений о идеальных формах и воплощали грациозность и красоту. Статуи могли входить в состав строения как часть стены или замена колонн. Эта архитектура влияла не только на храмы и дворцы, но и на общественные заведения, улицы, стены и сами дома. Римская архитектура была сложнее греческой, в ней стали играть всё большую роль арки . Римляне впервые использовали бетон , по крайней мере в Европе. Самые примечательные сооружения: Колизей и акведуки .

Средневековье

Отрывок, характеризующий Европейская архитектура

Я подошла к калитке и попробовала открыть. Ощущение было не из приятных – как будто я насильно врывалась в чью-то жизнь, не спрашивая на это разрешения. Но тут я подумала о том, какой же несчастной должна была быть бедная Вероника и решила рискнуть. Девчушка подняла на меня свои огромные, небесно-голубые глаза и я увидела, что они наполнены такой глубокой тоской, какой у этого крошечного ребёнка просто ещё никак не должно было быть. Я подошла к ней очень осторожно, боясь спугнуть, но девочка совершенно не собиралась пугаться, только с удивлением на меня смотрела, как будто спрашивая, что мне от неё нужно.
Я подсела к ней на край деревянной перегородки и спросила, почему она такая грустная. Она долго не отвечала, а потом, наконец, прошептала сквозь слёзы:
– Меня мама бросила, а я её так люблю... Наверное, я была очень плохой и теперь она больше не вернётся.
Я растерялась. Да и что я могла ей сказать? Как объяснить? Я чувствовала, что Вероника находится со мной. Её боль буквально скрутила меня в твёрдый жгучий болевой ком и жгла так сильно, что стало тяжело дышать. Мне так хотелось им обеим помочь, что я решила – будь что будет, а, не попробовав, не уйду. Я обняла девчушку за её хрупкие плечики, и как можно мягче сказала:
– Твоя мама любит тебя больше всего на свете, Алина и она просила меня тебе передать, что она тебя никогда не бросала.
– Значит, она теперь живёт с тобой? – ощетинилась девчушка.
– Нет. Она живёт там, куда ни я, ни ты не можем пойти. Её земная жизнь здесь с нами, кончилась, и она теперь живёт в другом, очень красивом мире, из которого может тебя наблюдать. Но она видит, как ты страдаешь, и не может отсюда уйти. А здесь она уже находиться дольше тоже не может. Поэтому ей нужна твоя помощь. Ты хотела бы ей помочь?
– А откуда ты всё это знаешь? Почему она разговаривает с тобой?!.
Я чувствовала, что пока ещё она мне не верит и не хочет признавать во мне друга. И я никак не могла придумать, как же объяснить этой маленькой, нахохлившейся, несчастной девчушке, что существует «другой», далёкий мир, из которого, к сожалению, нет возврата сюда. И что её любимая мама говорит со мной не потому, что у неё есть выбор, а потому, что мне просто «посчастливилось» быть немножечко «другой», чем все остальные…
– Все люди разные, Алинушка, – начала я. – Одни имеют талант к рисованию, другие к пению, а вот у меня такой особый талант к разговору с теми, которые ушли из нашего с тобой мира уже навсегда. И твоя мама говорит со мной совсем не потому, что я ей нравлюсь, а потому, что я её услышала, когда больше никто её услышать не мог. И я очень рада, что хоть в чём-то могу ей помочь. Она тебя очень любит и очень страдает оттого, что ей пришлось уйти… Ей очень больно тебя оставлять, но это не её выбор. Ты помнишь, она тяжело и долго болела? – девочка кивнула. – Вот эта болезнь и заставила её покинуть вас. А теперь она должна уйти в свой новый мир, в котором она будет жить. И для этого она должна быть уверена, что ты знаешь, как она тебя любит.
Девочка грустно на меня посмотрела и тихо спросила:
– Она живёт теперь с ангелами?.. Папа мне говорил, что она теперь живёт в таком месте, где всё, как на открытках, что мне дарят на рождество. И там такие красивые крылатые ангелы... Почему она не взяла меня с собой?..
– Потому, что ты должна прожить свою жизнь здесь, милая, а потом ты тоже пойдёшь в тот же мир, где сейчас твоя мама.
Девочка засияла.
– Значит, там я её увижу? – радостно пролепетала она.
– Конечно, Алинушка. Поэтому ты должна быть всего лишь терпеливой девочкой и помочь твоей маме сейчас, если ты её так сильно любишь.
– Что я должна делать? – очень серьёзно спросила малышка.
– Всего лишь думать о ней и помнить её, потому, что она видит тебя. И если ты не будешь грустить, твоя мама наконец-то обретёт покой.
– Она и теперь видит меня?– спросила девочка и её губки начали предательски дёргаться.
– Да милая.
Она на какой-то миг замолчала, как бы собираясь внутри, а потом крепко сжала кулачки и тихо прошептала:
– Я буду очень хорошей, милая мамочка… ты иди… иди пожалуйста… Я тебя так люблю!..
Слёзы большими горошинами катились по её бледным щёчкам, но лицо было очень серьёзным и сосредоточенным… Жизнь впервые наносила ей свой жестокий удар и, казалось, будто эта маленькая, так глубоко раненная, девчушка вдруг совершенно по-взрослому что-то для себя осознала и теперь пыталась серьёзно и открыто это принять. Моё сердце разрывалось от жалости к этим двум несчастным и таким милым существам, но я, к сожалению, ничем больше не могла им помочь… Окружающий их мир был таким невероятно светлым и красивым, но для обоих это уже не мог больше быть их общий мир...






Романский стиль Стиль 9-13 веков. Главная роль отводилась суровой, крепостной архитектуре. Монастыри, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Исходным прототипом церквей служили римские базилики, однако они были существенно видоизменены: так, плоский потолок был заменен сводом.Церкви украшались росписями и рельефами, в условных формах выражавших пугающее могущество Бога. Но изображения животных и растений восходили к народному творчеству. К великолепным образцам романской архитектуры принадлежат монастыри св. Павла м св. Джованни в Риме, собор в Пизе и церковь св. Миниаты во Флоренции. Много прекрасных образцов этого стиля имеется во Франции и Германии (например, собор в Бамберге).


Готика Стиль веков. В нем отразилось формирование национальных государств, усиление городов, развитие торговли и ремесел. Ведущий архитектурный тип – городской собор. Каркасная система позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами многоцветными виражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статями, сложным орнаментом. В этом же стиле строили ратуши, а также жилые дома, торговые ряды и другие сооружения. В готике мы видим усиление интереса к реальному миру, природе, богатству переживаний.


Стиль эпохи Возрождения Возрождение – период истории веков. Характерны гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности. Однако античная культура развивалась и интерпретировалась по- новому. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы придали своим постройкам величественной ясность, гармоничность и соразмерность человеку. Постройки характеризуются ясностью структуры и четкостью расчленения строгих объемов и светлых просторных интерьеров.


Барокко Один из главных стилей веков. Он связан с дворянско-церковной культурой зрелого абсолютизма. В нем отразились представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Свойственны контрастность, напряженность, динамичность, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. Для архитектуры характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.


Рококо Стиль начала 18 века. Характерен уход от жизни в мир фантазии, мифологии. Особенно характерный мотив орнамента – стилизованная раковина (рокайль). Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Здания отличаются изысканностью, декоративной красотой асимметричных композиций, комфортом. Пышное оформление интерьеров может сочетаться с относительной строгостью внешнего облика зданий (например, в архитектуре французских отелей).


Классицизм Стиль веков. Сложился во Франции, отразив подъем абсолютизма. В 18 веке был связан с буржуазным Просвещением. Античное наследие рассматривается как норма и идеальный образец. Архитектуре присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены с ордером, сдержанный декор. Основой архитектурного языка становится ордер, в пропорциях и формах более близкий античности, чем в зодчестве предыдущих эпох. Интерьеру свойственны ясность пространственных членений, мягкость цветов. Широко используются перспективные эффекты в монументально-декоративной живописи.


Модерн Стиль конца 19 – начала 20 веков. Архитектура модерна искала единства конструктивного и художественного начал. Используются новые технические средства, новые материалы (например, железобетон), свободная, функционально обоснованная планировка, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор, особенно из водных растений. Здания подчеркнуто индивидуализированы, все элементы их подчиняются единому орнаментальному ритму и образно- символическому замыслу.