Анализ произведения «Белая гвардия» (М. Булгаков). Белая гвардия (роман) Литературное направление и жанр

После такой ворчливой рецензии захотелось написал о романе М.А. Булгакова "Белая гвардия". Роман этот я считаю самым талантливым и значительным у самого писателя. Куда более сильным, чем любимый всеми незаконченный им самим "Мастер и Маргарита". Булгаков начал писать роман после смерти своей матери (1 февраля в 1922 года) и писал до 1924 года. Рукопись романа не сохранилась. Перепечатывавшая роман машинистка И. С. Раабен, утверждала, что это произведение задумывалось Булгаковым как трилогия. В третьей части, действие которой охватывало весь 1919 год, Мышлаевский перешёл на сторону большевиков и служил в Красной Армии.

У романа могли быть и другие названия, — так Булгаков выбирал между «Полночный крест» и «Белый крест». Один из отрывков ранней редакции романа в декабре 1922 года был опубликован в берлинской газете «Накануне» под названием «В ночь на 3-е число» с подзаголовком "Из романа «Алый мах». В 1923 году Булгаков писал о своей работе: «А роман я допишу, и, смею уверить, это будет такой роман, от которого небу станет жарко…» В своей автобиографии 1924 года Булгаков написал: «Год писал роман „Белая гвардия“. Роман этот я люблю больше всех других моих вещей». Однако сам писатель сомневался касательно силы этого произведения — 5 января 1925 года в своём дневнике он написал: «Ужасно будет жаль, если я заблуждаюсь и „Белая гвардия“ не сильная вещь».

А теперь хотелось бы написать про реальных прототипов героев романа. Про двух их них я уже недавно

Алексей Васильевич Турбин - это, конечно же, альтер эго самого Булгакова. По крайней мере так он себя видит в романе. Его роль в сериале исполнил Константин Хабенский, в "Днях Турбиных" его играл великолепный Андрей Мягков. На мой взгляд, Хабенскому не удалось переиграть Мягкова.

Елена Турбина-Тальберг - это сестра писателя Варвара Афанасьевна Карум (Булгакова). Разорвала отношения с братом после публикации романа. Первая жена М. А. Булгакова Т. Н. Лаппа вспоминала: "… Варя его (Л. С. Карума. — Б. С.) любила. Она потом Михаилу такое ужасное письмо прислала: «Какое право ты имел так отзываться о моем муже… Ты вперед на себя посмотри. Ты мне не брат после этого…» В сериале ее играет Ксения Рапопорт, в "ДТ" ее сыграла великолепная актриса Валентина Титова. Титова, на мой взгляд, гораздо более убедительна.


Сергей Иванович Тальберг — капитан Генерального штаба гетмана Скоропадского, муж Елены. Капитан Тальберг, муж Елены Тальберг-Турбиной имеет много общих черт с мужем Варвары Афанасьевны Булгаковой, Леонидом Сергеевичем Карумом (1888—1968), немцем по происхождению, кадровым офицером, служившим вначале Скоропадскому, а потом большевикам. Карум написал мемуары «Моя жизнь. Рассказ без вранья», где описал в том числе события романа в собственной интерпретации. Карум писал, что он очень рассердил Булгакова и других родственников своей жены, когда в мае 1917 года надел на собственную свадьбу мундир с орденами, однако с широкой красной повязкой на рукаве. В романе братья Турбины осуждают Тальберга за то, что он в марте 1917 года «был первый, — поймите, первый, — кто пришел в военное училище с широченной красной повязкой на рукаве… Тальберг как член революционного военного комитета, а не кто иной, арестовал знаменитого генерала Петрова». Карум действительно был членом исполкома Киевской городской Думы и участвовал в аресте генерал-адъютанта Н. И. Иванова. Карум отконвоировал генерала в столицу. На этот раз в сериале его исполнил Игорь Черневич, а вот Олега Басилашвили в ДТ ему обыграть не удалось.

Мышлаевский

Прототипом поручика Мышлаевского стал друг детства Булгакова Николай Николаевич Сынгаевский. В своих воспоминаниях Т. Н. Лаппа (первая жена Булгакова) описала Сынгаевского таким: «Он был очень красивый… Высокий, худой… голова у него была небольшая… маловата для его фигуры. Все мечтал о балете, хотел в балетную школу поступить. Перед приходом петлюровцев он пошел в юнкеры».

Т. Н. Лаппа также вспоминала, что служба Булгакова у Скоропадского свелась к следующему: «Пришел Сынгаевский и другие Мишины товарищи и вот разговаривали, что надо не пустить петлюровцев и защищать город, что немцы должны помочь… а немцы все драпали. И ребята сговаривались на следующий день пойти. Остались даже у нас ночевать, кажется. А утром Михаил поехал. Там медпункт был… И должен был быть бой, но его, кажется, не было. Михаил приехал на извозчике и сказал, что все кончено и что будут петлюровцы». После 1920 года семья Сынгаевских эмигрировала в Польшу.

В сериале его играет М. Пореченков против В. Басова в ДТ. Эмоциональная моя оценка - даже рядом не стоял. Басов ярче и до сих пор смотрится более реалистично, чем Пореченков.


Шервинский

Прототипом поручика Шервинского стал ещё один друг Булгакова — Юрий Леонидович Гладыревский, певец-любитель, который служил (правда не адъютантом) в войсках гетмана Скоропадского, после он эмигрировал. Гладыревский эмигрировал во Францию, где с конца 1920-х гг. на концертах и благотворительных вечерах исполнял под гитару русские и цыганские песни. В 1930 году руководил хором Приюта великой княгини Елены Владимировны, в 1931—1962 гг. — балалаечным оркестром. В 1930-х гг. выступал с оркестром в ресторанах «Prado» и «Normandy». Был Генеральным секретарём Союза российских кадетских корпусов и смотрителем участка русского кладбища в Сент-Женевьев-де-Буа. В 1963 году руководил работами по созданию на этом кладбище памятника великому князю Константину Константиновичу и всем кадетам. Один из организаторов Дней кадетской скорби и паломничеств на кладбище. Секретарь Объединения бывших воспитанников Ярославского кадетского корпуса. Умер 20 марта 1968 в Каннах, похоронен на местном кладбище, в 1968 перезахоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

В сериале его играет Евгений Дятлов, который соперничает с великолепным Василием Лановым в ДТ. Мой выбор понятен - Лановой!


Николка

Прототипом Николки Турбина стал брат М. А. Булгакова — Николай Булгаков. Вторая жена писателя Любовь Евгеньевна Белозерская-Булгакова в книге «Воспоминания» писала: «Один из братьев Михаил Афанасьевича (Николай) был тоже врачом. Вот на личности младшего брата, Николая, мне и хочется остановиться. Сердцу моему всегда был мил благородный и уютный человечек Николка Турбин (особенно по роману „Белая гвардия“. В пьесе „Дни Турбиных“ он гораздо более схематичен.). В жизни мне Николая Афанасьевича Булгакова увидеть так и не удалось. Это младший представитель облюбованной в булгаковской семье профессии — доктор медицины, бактериолог, ученый и исследователь, умерший в Париже в 1966 году. Он учился в Загребском университете и там же был оставлен при кафедре бактериологии». Елена Сергеевна Булгакова записала со слов жены Николая Афанасьевича семейную легенду, которая даже имела название — «Как педель Максим спас Николку»: «Когда петлюровцы пришли, они потребовали, чтобы все офицеры и юнкера собрались в Педагогическом музее Первой гимназии (музей, где собирались работы гимназистов). Все собрались. Двери заперли. Коля сказал: „Господа, нужно бежать, это ловушка“. Никто не решался. Коля поднялся на второй этаж (помещение этого музея он знал как свои пять пальцев) и через какое-то окно выбрался во двор — во дворе был снег, и он упал в снег. Это был двор их гимназии, и Коля пробрался в гимназию, где ему встретился Максим (педель). Нужно было сменить юнкерскую одежду. Максим забрал его вещи, дал ему надеть свой костюм, и Коля другим ходом выбрался — в штатском — из гимназии и пошел домой. Другие были растреляны.

В сериале его играет молодой актер, сын Михаила Ефремова, Ниолай Ефремов. В ДТ его роль сыграл молодой Андрей Ростоцкий. И на этот раз "Дни Турбиных" побеждают - именно офицеры и юнкера у Ростоцкого получались лучше всего, он был словно создан на экране воплощать офицерские образы.

Карась

Т. Н. Лаппа вспоминала: «Карась был точно — все его звали Карасем или Карасиком, не помню, это было прозвище или фамилия… Он был именно похож на карася — низенький, плотный, широкий — ну, как карась. Лицо круглое… Когда мы с Михаилом к Сынгаевским приходили, он там часто бывал…» По версии Чудаковой, прототипом Карася согласно воспоминаниям Т. Н. Лаппа, послужил приятель Сынгаевских: «невысокого такого роста, толстенький, лицо круглое. Симпатичный был. Вот чем занимался, не знаю».

По другой версии, которую высказал исследователь Тинченко, прообразом Степанова-Карася стал Андрей Михайлович Земский (1892—1946) — муж сестры Булгакова Надежды. 23-летние Надежда Булгакова и Андрей Земский — уроженец Тифлиса и выпускник филолог Московского университета познакомились в Москве в 1916 году. Земский был сыном священника — преподавателя духовной семинарии. Земский был направлен в Киев для учёбы в Николаевском артиллерийском училище. В короткие увольнительные юнкер Земский бегал к Надежде — в тот самый дом Турбиных.

В июле 1917 года Земский окончил училище и был назначен в запасной артиллерийский дивизион в Царском селе. Надежда поехала с ним, но уже — в качестве жены. В марте 1918 года дивизион был эвакуирован в Самару, где произошёл белогвардейский переворот. Подразделение Земского перешло на сторону белых, однако сам он в боях с большевиками не участвовал. После этих событий Земский преподавал русский язык. Арестованный в январе 1931 года Л. С. Карум под пытками в ОГПУ дал показания, что Земский в 1918 году месяц или два числился в колчаковской армии. Земский был тут же арестован и сослан на 5 лет в Сибирь, потом в Казахстан. В 1933 году дело пересмотрели и Земский смог вернуться в Москву к семье. Потом Земский продолжал преподавать русский язык, в соавторстве издал учебник русского языка.

В сериале его играл Евгений Стычкин, а в ДТ Петр Щербаков. Щербаков мне казался более убедителен. А Стычкин как-то смешно даже смотрелся рядом с Пореченковым.

Лариосик

В своих мемуарах Л. С. Карум писал о прототипе Лариосика: «В октябре месяце появился у нас Коля Судзиловский. Он решил продолжать обучение в университете, но был уже не на медицинском, а на юридическом факультете. Дядя Коля просил Вареньку и меня позаботиться о нём. Мы, обсудив эту проблему с нашими студентами, Костей и Ваней, предложили ему жить у нас в одной комнате со студентами. Но это был очень шумливый и восторженный человек. Поэтому Коля и Ваня переехали скоро к матери на Андреевский спуск, 36, где она жила с Лелей на квартире у Ивана Павловича Воскресенского. А у нас в квартире остались невозмутимый Костя и Коля Судзиловский.»

По воспоминаниям брата Юрия Леонидовича Гладыревского Николая: «А Лариосик — это мой двоюродный брат, Судзиловский. Он был офицером во время войны, потом демобилизовался, пытался, кажется, поступить учиться. Он приехал из Житомира, хотел у нас поселиться, но моя мать знала, что он не особенно приятный субъект, и сплавила его к Булгаковым. Они ему сдавали комнату…»

Тут даже и сравнивать нечего. В сериале его роль исполнил Сергей Брюн, а в ДТ его исполнял замечательный советский актер Сергей Иванов, запомнившийся всем по роли лейтенанта Кузнечика из фильма "В бой идут одни старики". Иванов в роли Лариосика великолепен.

Прототип прапорщика-футуриста Михаила Шполянского — это известный впоследствии литератор Виктор Борисович Шкловский. Его роль в сериале исполнил Федор Бондарчук.

«Белая гвардия» — во многих деталях является автобиографическим романом, который основан на личных впечатлениях и воспоминаниях писателя о событиях происходивших в Киеве зимой 1918—1919 гг. Турбины — девичья фамилия бабушки Булгакова со стороны матери. В членах семьи Турбиных без труда угадываются родственники Михаила Булгакова, его киевские друзья, знакомые и он сам. Рукописи романа не сохранились. Действие романа происходит в доме, который до малейших деталей списан с дома, в котором жила семья Булгаковых в Киеве и в котором теперь расположен музей Дом Турбиных.

Алексей Васильевич Турбин, капитан, военный врач, 28 лет, - Лешка Горяйнов.
Демобилизован, занимается частной практикой.

Николай Васильевич Турбин, юнкер, 19 лет, - судя по всему, Димка, ибо Женька не успевает.
Очень приятный молодой человек.

Сергей Иванович Тальберг, капитан генерального штаба 31 год, - Игорь. Человек довольно закрытый, служит в гетманском военном министерстве в должности капитана (до этого служил в девизии под началом Деникина. Автор нашумевшей заметки, начинающейся словами "Петлюра - авантюрист, грозящий своею опереткой гибелью краю..."

Елена Васильевна Турбина-Тальберг, 24 года - Дара. Сестра Турбиных, жена Тальберга.

Ларион Ларионович Суржанский, инженер, кузен Турбиных, 24 года - Митечка.
Только что приехал в город.

Филлип Филлипович Преображенский, профессор медицины, лучший и самый известный доктор города Киева, специализируется в урологии и гинекологии, 47 лет - Коля.
Холост. Одинок, или точнее будет сказать, - женат на медицине. С близкими суров, с чужими мягок.

Лидия Алексеевна Чурилова, начальница института благородных девиц, 37 лет - Иррра
Родилась и выросла в Киеве. В юности пару лет жила в Петербурге, после вернулась. Отличная начальница, любима как учителями, так и институтками и их родителями. Крестница Обалкова. Начинала писать, но пока не особо преуспела.

Мария Бенкендорф, актриса, 27 лет, - Влада.
Московская актриса, застрявшая в Киеве из-за беспорядков.

Зинаида Генриховна Орбели, племянница профессора Преображенского, 22 года - Мариша.
Только что вернулась из Харькова. Последний раз ее видели в Киеве 6 лет назад, когда она училась в институте. Институт не закончила, вышла замуж и уехала из города.

Федор Николаевич Степанов, капитан артиллерии, - Менедин.
Близкий друг старшего Турбина, а так же Мышлаевского и Шервинского. До войны преподавал математику.

Виктор Викторович Мышлаевкий, штабс-капитан, 34 лет - Саша Ефремов. Резок, иногда излишне. Лучший друг Алексея Турбина.

Андрей Иванович Обалков, помощник градоуправителя, 51 год - Федор. Занял кресло после прихода к власти Центральной Рады, стал помощником при Бурчаке. Удивительно, но остался на своем посту и при гетмане. Говорят, пьет горькую. Крестный Чуриловой и Николке Турбину.

Шервинский Леонид Юрьевич, адъютант княза Белорукова, 27 лет - Ингвалл.
Бывший поручик уланского полка лейб-гвардии Уланского полка. Любитель оперы и обладатель великолепного голоса. Говорит, как-то взял верхнее "ля" и держал семь тактов.

Петр Александрович Лестов, ученый, физик, 38 лет - Андрей.
Если Преображенский женат на медицине, то Лестов - на физике. Стал приходить к Турбиным относительно недавно.

игротехники: Белка, Гарик.

Сын профессора Киевской академии, впитавший лучшие традиции русской культуры и духовности, М. А. Булгаков окончил медицинский факультет в Киеве, с 1916 года работал земским врачом в селе Никольское Смоленской губернии, а потом в Вязьме, где и застала его революция. Отсюда в 1918 году Булгаков через Москву перебрался, наконец, в родной Киев, и там ему и его близким довелось пережить сложную полосу гражданской войны, описанную затем в романе “Белая гвардия”, пьесах “Дни Турбиных”, “Бег” и многочисленных рассказах.

В романе “Белая гвардия” много автобиографического, но это не только описание своего жизненного опыта в годы революции и гражданской войны, но и проникновение в проблему “Человек и эпоха”; это и исследование художника, видящего неразрывную связь русской истории с философией. Это книга о судьбах классической культуры в грозную эпоху лома вековых традиций. Проблематика романа чрезвычайно близка Булгакову, “Белую гвардию” он любил более других своих произведений.

Эпиграфом из “Капитанской дочки” Пушкина Булгаков подчеркнул, что речь идет о людях, которых настиг буран революции, но которые смогли найти верную дорогу, сохранить мужество и трезвый взгляд на мир и свое место в нем. Второй эпиграф носит библейский . И этим Булгаков вводит нас в зону вечного времени, не внося в никаких исторических сопоставлений.

Развивает мотив эпиграфов эпический зачин романа: “Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимой снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская Венера и красный дрожащий Марс”. Стиль зачина почти библейский. Ассоциации заставляют вспомнить о вечной Книге бытия, что само по себе

Своеобразно материализует вечное, как и образ звезд на небесах. Конкретное время истории как бы впаяно в вечное время бытия, обрамлено им. Противостояние звезд, природный ряд образов, имеющих отношение к вечному, вместе с тем символизирует коллизию времени исторического. В открывающем произведение зачине, величавом, трагическом и поэтическом, заложено зерно социальной и философской проблематики, связанной с противостоянием мира и войны, жизни и смерти, смерти и бессмертия. Сам выбор звезд дает спуститься из космической дали к мир у Турбиных, поскольку именно этот мир будет противостоять вражде и безумию.

В “Белой гвардии” милая, тихая, интеллигентная семья Турбиных вдруг становится причастна великим событиям, делается свидетельницей и участницей дел страшных и удивительных. Дни Турбиных вбирают вечную прелесть календарного времени: “Но дни и в мирные, и в кровавые годы летят как стрела, и молодые Турбины не заметили, как В крепком морозе наступил белый, мохнатый декабрь. О, елочный дед, сверкающий снегом и счастьем! Мама, светлая королева, где же ты?” Воспоминания о матери и прежней жизни контрастируют с реальной ситуацией кровавого восемнадцатого года. Великое несчастье - потеря матери - сливается другой страшной катастрофой - крушением старого, казалось бы, прочного и прекрасного мира. Обе катастрофы рождают внутреннюю рассеянность, душевную боль Турбиных. В романе Булгакова два пространственных масштаба - малое и большое пространство, Дом и Мир. Пространства эти находятся в противостоянии, подобно звездам на небе, каждое из них имеет свою соотнесенность со временем, заключает в себе определенное время. Малое пространство дома Турбиных хранит прочность быта: “Скатерть, несмотря на пушки и на все это томление, тревогу и чепуху, бела и крахмальна... Полы лоснятся, и в декабре, теперь, на столе, в матовой, колонной вазе голубые гортензии и две мрачных и знойных розы”. Цветы в доме Турбиных - и прочность жизни - Уже в этой детали малое пространство" дома начинает вбирать в себя вечное время, сам интерьер дома Турбиных - “бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской дочкой, золоченные чашки, серебро, портреты, портьеры” - все это огороженное стенами малое пространство вмещает в себя вечное - бессмертие искусства, вехи культуры.

Дом Турбиных противостоит внешнему миру, в котором царят разрушение, ужас, бесчеловечность, смерть. Но Дом не может отделиться, уйти из города, он часть его, как город - часть земного пространства. И вместе с тем это земное пространство социальных страстей и битв включается в просторы Мира.

Город, по описанию Булгакова, был “прекрасный в морозе и в тумане на горах, над Днепром”. Но облик его резко изменился, сюда бежали “... промышленники, купцы, адвокаты, общественные деятели. Бежали журналисты, московские и петербургские, продажные и алчные, трусливые. Кокотки, честные дамы из аристократических фамилий...” и многие другие. И город зажил “странною, неестественной жизнью...” Внезапно и грозно нарушается эволюционный ход истории, и человек оказывается на ее изломе.

Изображение большого и малого пространства жизни вырастает у Булгакова в противопоставление разрушительного времени войны и вечного времени Мира.

Тяжкое время нельзя пересидеть, закрывшись от него на щеколду, как домовладелец Василиса - “инженер и трус, буржуй и несимпатичный ”. Так воспринимают Лисовича Турбины, которым не по нраву мещанская замкнутость, ограниченность, накопительство, отъединенность от жизни. Что бы там ни случилось, но не станут они считать купоны, затаившись в темные, как Василий Лисович, который мечтает только пережить бурю и не утратить накопленного капитала. Турбины иначе встречают грозное время. Они ни в чем не изменяют себе, не меняют своего образа жизни. Ежедневно собираются в их доме друзья, которых встречают свет, тепло, накрытый стол. Звенит переборами Николкина гитара - отчаянием и вызовом даже перед надвигающейся катастрофой.

Все честное и чистое, как магнитом, притягивается Домом. Сюда, в этот уют Дома, приходит из страшного Мира смертельно замерзший Мышлаевский. Человек чести, как и Турбины, он не покинул поста под городом, где в страшный мороз сорок человек ждали сутки в снегу, без костров, смену,

Которая так бы и не пришла, если бы полковник Най-Турс, тоже человек чести и долга, не смог бы, вопреки безобразию, творящемуся в штабе, привести двести юнкеров, стараниями Най-Турса прекрасно одетых и вооруженных. Пройдет какое-то время, и Най-Турс, поняв, что он и его юнкера предательски брошены командованием, что его ребятам уготована пушечного мяса, ценой собственной жизни спасет своих мальчиков. Переплетутся линии Турбиных и Най-Турса в судьбе Николки, ставшего свидетелем последних героических минут жизни полковника. Восхищенный подвигом и гуманизмом полковника, Николка совершит невозможное - сумеет преодолеть, казалось бы, непреодолимое, чтобы отдать Най-Турсу последний долг - похоронить его достойно и стать родным человеком для матери и сестры погибшего героя.

В мир Турбиных вмещены судьбы всех истинно порядочных людей, будь то мужественные офицеры Мышлаевский и Степанов, или глубоко штатский по натуре, но не уклоняющийся от того, что выпало на его долю в эпоху лихолетья Алексей Турбин, или даже совершенно, казалось бы, нелепый Лариосик. Но именно Лариосик сумел достаточно точно выразить самую суть Дома, противостоящего эпохе жестокости и насилия. Лариосик говорил о себе, но под этими словами могли бы подписаться многие, “что он потерпел драму, но здесь, у Елены Васильевны, оживает душой, потому что это совершенно исключительный человек Елена Васильевна и в квартире у них тепло и уютно, и в особенности замечательны кремовые шторы на всех окнах, благодаря чему чувствуешь себя оторванным от внешнего мира... А он, этот внешний мир... согласитесь сами, грозен, кровав и бессмыслен”.

Там, за окнами, - беспощадное разрушение всего, что было ценного в России.

Здесь, за шторами, - непреложная вера в то, что надо охранять и сохранять все прекрасное, что это необходимо при любых обстоятельствах, что это осуществимо. “... Часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скана, в самое тяжкое время живительный и жаркий”.

А за окнами - “восемнадцатый год летит к концу и день ото дня глядит все грознее, щетинистей”. И с тревогой думает Алексей Турбин не о своей возможной гибели, а о гибели Дома: “Упадут стены, улетит встревоженный с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи”.

Но, может быть, любви и преданности дана сила оберечь и спасти и Дом будет спасен?

Четкого ответа на этот вопрос в романе нет.

Есть противостояние очага мира и культуры петлюровским бандам, на смену которым приходят большевики.

По другой версии, которую высказал исследователь Ярослав Тинченко, прообразом Степанова-Карася стал Андрей Михайлович Земский (1892-1946) - муж сестры Булгакова Надежды. 23-летние Надежда Булгакова и Андрей Земский, уроженец Тифлиса и выпускник филолог Московского университета, познакомились в Москве в 1916 году. Земский был сыном священника - преподавателя духовной семинарии. Земский был направлен в Киев для учёбы в Николаевском артиллерийском училище. В короткие увольнительные юнкер Земский бегал к Надежде - в тот самый дом Турбиных.

В июле 1917 года Земский окончил училище и был назначен в запасной артиллерийский дивизион в Царском селе. Надежда поехала с ним, но уже в качестве жены. В марте 1918 года дивизион был эвакуирован в Самару, где произошёл белогвардейский переворот. Подразделение Земского перешло на сторону белых, однако сам он в боях с большевиками не участвовал. После этих событий Земский преподавал русский язык.

Арестованный в январе 1931 года Л. С. Карум под пытками в ОГПУ дал показания, что Земский в 1918 году месяц или два числился в колчаковской армии. Земский был тут же арестован и сослан на 5 лет в Сибирь, потом в Казахстан. В 1933 году дело пересмотрели и Земский смог вернуться в Москву к семье.

Потом Земский продолжал преподавать русский язык, в соавторстве издал учебник русского языка.

Лариосик

Существуют два претендента, которые могли стать прототипом Лариосика, и оба они полные тёзки одного года рождения - оба носят имя Николай Судзиловский 1896 года рождения и оба из Житомира. Один из них Николай Николаевич Судзиловский племянник Карума (приёмный сын его сестры), но он не жил в доме Турбиных.

В своих мемуарах Л. С. Карум писал о прототипе Лариосика:

«В октябре месяце появился у нас Коля Судзиловский. Он решил продолжать обучение в университете, но был уже не на медицинском, а на юридическом факультете. Дядя Коля просил Вареньку и меня позаботиться о нём. Мы, обсудив эту проблему с нашими студентами, Костей и Ваней, предложили ему жить у нас в одной комнате со студентами. Но это был очень шумливый и восторженный человек. Поэтому Коля и Ваня переехали скоро к матери на Андреевский спуск, 36, где она жила с Лелей на квартире у Ивана Павловича Воскресенского. А у нас в квартире остались невозмутимый Костя и Коля Судзиловский.»

Т. Н. Лаппа вспоминала, что тогда у Карумов «жил Судзиловский - такой потешный! У него из рук все падало, говорил невпопад. Не помню, то ли из Вильны он приехал, то ли из Житомира. Лариосик на него похож».

Т. Н. Лаппа также вспоминала: «Родственник какой-то из Житомира. Я вот не помню, когда он появился… Неприятный тип. Странноватый какой-то, даже что-то ненормальное в нём было. Неуклюжий. Что-то у него падало, что-то билось. Так, мямля какая-то… Рост средний, выше среднего… Вообще, он отличался от всех чем-то. Такой плотноватый был, среднего возраста… Он был некрасивый. Варя ему понравилась сразу. Леонида-то не было…»

Николай Васильевич Судзиловский родился 7 (19) августа 1896 года в деревне Павловка Чаусского уезда Могилевской губернии в имении своего отца, статского советника и уездного предводителя дворянства. В 1916 году Судзиловский учился на юридическом факультете Московского университета. В конце года Судзиловский поступил в 1-ю Петергофскую школу прапорщиков, откуда был исключен за неуспеваемость в феврале 1917 года и направлен вольноопределяющимся в 180-й запасной пехотный полк. Оттуда он был направлен во Владимирское военное училище в Петрограде, но был исключен и оттуда уже в мае 1917 года. Чтобы получить отсрочку от военной службы, Судзиловский женился, а в 1918 году вместе с женой переехал в Житомир к своим родителям. Летом 1918 года прототип Лариосика безуспешно пытался поступить в Киевский университет. В квартире Булгаковых на Андреевском спуске Судзиловский появился 14 декабря 1918 года - в день падения Скоропадского. К тому времени жена его уже бросила. В 1919 году Николай Васильевич вступил в Добровольческую армию, и его дальнейшая судьба неизвестна.

Сочинение

Есть книги, удерживающие внимание лишь движением сюжета, динамизмом действий. Они легко читаются и тут же забываются. Но есть иные книги. Они заставляют думать и размышлять. Именно такие книги становятся верными спутниками жизни. К их числу я отношу роман М.Булгакова "Белая гвардия".

М.Булгаков – очень откровенный писатель. Его книги переполнены собственными переживаниями. А душа писателя – это океан мудрости и любви. Булгаков удивительно тонко и ненавязчиво стремится приблизить читателя к потоку своих мыслей, а также чувств своих героев. В романе "Белая гвардия" главной задачей для художника стал показ мироощущения героя, ставшего свидетелем крушения прежнего мира, ломки традиционных устоев. Очень важно для автора было также показать не столько исторические события, сколько их нравственную составляющую. Мне кажется, что эти темы лежат в основе эпизода, которому я дала название "Удивительное происшествие…"

Почему я выбрала такое название? Во-первых, эти слова принадлежат одному из главных персонажей эпизода - Николке Турбину. Именно его глазами мы видим все происходящие события. Так он охарактеризовал появление в доме нового жильца.

Во-вторых, название звучит одновременно и серьезно, и юмористически. Именно такое настроение возникает при чтении данного фрагмента.

В-третьих, разве не удивительно возвращение так долго ожидаемого старшего брата Алексея, которого уже оплакивали, считали погибшим. Удивительно и появление нового героя, который вносит в роман иные интонации и выражает авторскую позицию.

Это один из эпизодов, который расширяет и углубляет представление о героях романа, именно здесь, в 11 главе, начинают разрушаться идеалы и иллюзии прежних светлых лет, которыми жили герои. Они начинают прозревать и понимать, что по-прежнему жить нельзя.

Очень важен этот фрагмент и для раскрытия внутреннего мира героев. Мы понимаем, что Николка Турбин – человек мужественный, готовый сделать все ради близких.Эти качества Булгаков глубоко ценил в людях.

Благодаря этому эпизоду читатель видит удивительное духовное единение автора со своими героями.

Здесь нашла отражение одна из важных идей М.Булгакова: "Надо безбоязненно глядеть в будущее."

Именно с этих позиций я и хочу рассмотреть эпизод " Удивительное происшествие…"

Ему предшествует ряд очень важных событий, которые лучше помогают понять душевное состояние героев. Дивизия распущена, она не может отстоять Город, защищать нечего и некого. Но об этом не знают юнкера. "Повинуясь телефонному голосу, унтер-офицер Турбин Николай вывел двадцать восемь человек юнкеров и через весь Город провел их согласно маршруту." Для Николки это был тот самый " момент, когда можно быть героем". Он был готов защищать до последнего свой Город, свой Дом, свою Семью. Но произошло "чудовищное". Город оставлен, сдан без боя, в панике бегут войска. Полковник Най-Турс ценой своей жизни спасает юнкеров от неминуемой гибели. Его смерть потрясла Николку, ему стало безумно страшно. Как загнанный зверь мечется Николка в поисках спасения и понимает, что Город и люди становятся чужими. Вот дворник Нерон готов сдать его петлюровцам, вот раздаются со всех сторон голоса:"С офицерами расправляются так им и надо". Эти события можно назвать переломными в жизни героя. Остается одно спасение – Дом. но и здесь нет покоя: брат Алексей еще не вернулся.

Ночью Николка вырезает большой крест и надпись на двери о смерти полковника Най-Турса. Так начинается эпизод. Заканчивается он тем, что доктор, обследовав и дав лекарство Алексею, обещает никому не говорить о его ранении и удаляется.

Эпизод начинается ночью. И это не случайно. Ведь ночь – это воплощение жизненных начал, это особое состояние, когда стихия жизни раскрывается в бессознательно импульсивных движениях. Заканчивается эпизод уже днем. За это короткое время в доме Турбиных случается два очень важных события: возвращается пропавший Алексей и появляется новое лицо – кузен из Житомира., который рассказывает о своей жизненной трагедии. Таков сюжет эпизода.

Главным действующим лицом данного фрагмента является Николка Турбин – юнкер семнадцати с половиной лет. Мы видим его в начале эпизода подавленным и одиноким. Ему совсем недавно пришлось заглянуть в глаза смерти, на его глазах геройски погиб полковник Най-Турс. Юнкер он стал свидетелем предательства людей, с которыми ходил по одним улицам, дышал одним воздухом. Теперь они - враги. Столько сразу свалилось на неокрепшие плечи младшего Турбина. Но на всю жизнь он запомнит, как умеют смотреть в глаза смерти настоящие офицеры. Таким человеком останется в памяти Николки полковник Най-Турс. Не случайно,придя домой, юноша на двери вырезает перочинным ножом понятную только ему и важную только для него "изломанную надпись". Но он помнит и о том, как тяжело сестре Елене, которая переживает за старшего брата, до сих пор не вернувшегося домой. И все-таки эмоциональное напряжение берет свое. Он "заснул как мертвый, одетым, на кровати". Это завязка эпизода.

А дальше - сон Николки. "Сны играют для меня исключительную роль",- писал М.Булгаков Для автора – это время осмысления сути жизни, ее внутренних сторон и движений. Соотнося реальность с идеальными представлениями, они в символической форме раскрывают истину. Не случайно Николка видит во сне паутину. Это символ" смутного времени", когда все так запутано, что не разобраться.Писателю очень важно, чтобы читатель обратил внимание на этот образ, поэтому он использует повтор. Кругом паутина, которая нарастает и нарастает, подбирается к самому лицу. Она может окутать так, что не выпутаешься, задохнешься. Главное выбраться. Ведь впереди – целые равнины чистейшего снега. Это воспринимается как символ нравственной устойчивости. Ведь белый цвет символизирует чистоту и истину. Булгаков связывает также с этим цветом свои представления о вечных ценностях: о доме, семье, Родине. Все здесь проникнуто хаосом: он наступает извне и развивается изнутри, наполняет душу героя. То состояние, которое испытывает герой, Булгаков очень точно передает при помощи метафоры " кошмар уселся лапками на груди". Сон дает не только герою, но и читателям понимание смысла событий, как важно человеку,трагически заблудившемуся в историческом водовороте событий, найти свою дорогу. помогает предвидеть последующие события, связывает автора с героем. Мы чувствуем его постоянное присутствие. Оно и в прямых высказываниях ("Оригинально спится, я вам доложу!"), и в эмоциональном синтаксисе (восклицательные по интонации предложения, многоточие завершает предложение). И еще один образ сопровождает сон Николки – свист. Звуковой фон тоже значим: все звуки, доносящиеся до героя, несколько приглушены и размыты, напоминают тот же свист.(Николка завалился головой навзничь, лицо побагровело, из горла свист… Свист!.. Снег и паутина какая-то…Самое- сквозь- нарастает- нарастает- подбирается- к самому- лицу…)

Таким образом, сон еще раз подчеркивает одиночество героя, усталость и разбитость, открывает новые грани характера героя… Вместе с Булгаковым мы приходим к достаточно простой, но в то же время философской мысли: несмотря на трагические события, сопровождающие переломную эпоху, определяющими всегда остаются, по мнению автора, нетленные нравственные истины.

Сон-показатель внутренней раздвоенности героя. В душе его конфликт между жестокой реальностью теми нравственными понятиями и законами, которые управляют жизнью человека, по которым человек жил и хотел бы жить дальше.

На фоне драматических событий перед нами предстает неловкий,но добрый молодой человек, которого Елена называет сам представляется как брат из Житомира, а в письме мать называет его Лариосиком. Наше внимание привлекает привезенная им птица. Канарейка – символ жизни, радости, беззаботности. Опять Булгаков использует прием контраста. Новый герой вносит в дом Турбиных оптимизм и надежду.

Николка находится в каком-то промежуточном состоянии между дремотой и сном, когда еще чувствуется свет разума, но власть уже отдана подсознанию. Поэтому он не сразу понимает, что происходит, но уже слышит "скорбный голос, полный внутренних слез". Так в роман входит новый герой. Мы видим его глазами Николки и понимаем, что это тактичный, внимательный человек, который поможет любому, кто нуждается в его помощи, он даже забудет о своих неприятностях, но никогда не обидит человека.

Таким образом, эпизод открывает новые грани характера героя.

Так как он находится на грани яви и сна, новый человек для него – видение.Автор упорно повторяет это слово. Оно символично. Портрет построен на контрасте: молодо, но кожа на лице старческая., в руках черная клетка с черным платком и голубое письмо. Черный цвет сопровождает нового героя, но одновременно голубой. Это не случайно. Контрастное сочетание черного и голубого не только подчеркивает трагедию персонажа, но и передает трагизм времени. Далее мы узнаем, что герой пережил трагедию. Причем о личной трагедии героя говориться с иронией, и это на фоне действительно трагических событий в семье Турбиных.Николка вспоминает, что Алексей не вернулся, и тутже страшная мысль:"Убили…" Все, что он видит и слышит кажется ему чепухой, несмотря на трагический голос видения. О состоянии Николки можно судить по тем коротким предложениям с использованием междометий (Ах, Ой,О.ей,ей, Боже мой), по очень выразительным глаголам Глаза его выкатились, спина похолодела.

Мысль о гибели Алексея окончательно вывела Николку из состояния сна. Неизвестный протягивает Николке голубое письмо. Автор не раз подчеркивает, что конверт голубой, а письмо написано на нежном небесном листике, тем самым снижая трагичность ситуации, иронизирует. Да и сам текст письма о ужасном ударе, который постиг Лариосика, воспринимается как ирония. Для Николки пока это видение, неизвестный, но читатель уже обратил внимание на его открытость, чистосердечность, наивность, беспомощность, неловкость. . Автору нужен был именно такой герой, так он выражает очень важную авторскую мысль:

Трагедийность ситуации разряжается присутствием Неизвестного. А высказывание его о птице как лучшем друге человека показывает, что перед нами человек добрый, неозлобленный, несмотря на те тяготы, которые выпали на его плечи. Он не понимает, какие трагические события происходят в доме. Кажется, что занят лишь собой, своими проблемами, забывает сказать о самом главном, что Алексей жив и прибыл вместе с ним, что ему нужна помощь. "Ваш брат прибыл вместе со мной",- ответил удивленно неизвестный. Я думаю, что это кульминация эпизода. Все зашевелилось, мир, страшный, трагичный вновь обрушился на Николку. Но тем не менее он симпатичесн автору.его эмоциональность, романтичность.

Алексея Турбина тоже сопровождает черный цвет. это цвет зла, скорби, хаоса, символ нарушения гармонии.(Черное чужое пальто, черные чужие брюки) повтор слов чужой символично. Черный цвет появляется тогда, когда важные для автора ценности оказываются под угрозой. Его состояние описано лежал неподвижно, зубы стиснуты, лицо бледно синеватой бледности –тавтология. Так говорят о мертвом человеке, но не о живом.

Николка бежит, сумбурность мыслей – это признак переживания.

Обратим внимание на одну важную деталь, о которой Булгаков говорит как бы впопыхах: неизвестный обрушил с буфета посуду. По осколкам все бегали и ходили с хрустом взад и вперед. Это семейная реликвия – столовой сервиз, символ уюта, покоя, семьи. Рушится семейный уют, нет его в доме турбиных. Трагическим лейтмотивом звучит тема крушения прежней жизни, прежних взглядов и убеждений. Старый мир рушится. Но жить нужно.

Особое значение в эпизоде играет цвет. Он создает устойчивый эмоциональный мотив, мелодию образа. Так трагическая реальность происходящего – кровь, ранение Алексея- отражается в красно- черных тонах. Появляется красный цвет. Символ.

Важный художественный прием, который использует Булгаков, - раскрытие характеров героев через повседневное самочувствие, их эмоционально окрашенные размышления. Состояние героев передается тоже при помощи цвета и поступков. Елена металась, хваталась, растрепанная. Анюта белая, меловая, с огромными глазами. Неизвестный – глаза были увлажнены слезами.

Сюжетная роль Лариосика – показать, что жизнь богата, разнообразна, она продолжается несмотря ни на что.

Завершается эпизод разговором Елены с доктором. Из этого микроэпизода мы видим, что Булгаков продолжает отстаивать свою модель мироздания – дом, который должен противостоять ветрам и бурям. Город – символ распада устоев, безнравственности, предательства. Из него бегут, его боятся. Так было с Николкой. Дома все иначе. Поэтому становится понятным поведение доктора. Он порядочный человек, он не может здесь быть другим. Доктор – еще один герой эпизода. Не взял деньги. Обещал приехать вечером. Отрывистый разговор- волнение.понимает, чем все грозит в теперешнее время. Контраст, то, что видел на улице николка- предательство,и дома все родные, близкие, люди.

Финал все-таки звучит оптимистично. У Турбиных есть прочная основа – умение держаться вместе. Беречь и уважать друг друга., бескорыстие, честь и достоинство.

Эпизод и трагический и юмористический.интересен стиль Булгакова.Неизбежная трагедийность событий сочетается с добрым юмором, пророческим сном. Отчетливо слышен голос автора, полный внутренней боли и лиричности.особо хочется отметить и такую черту стиля автора – точный выбор слов, немногословность. Близкие автору герои даны как бы изнутри, хотя одновременно дана и их трагедия.В данном эпизоде особенно ярко проявилась еще одна черта дарования писателя. Критики отмечали, что тех, кому писатель симпатизирует, легко узнать. Рассказ оних, как бы драматично не складывались события, ведется с юмором. Это мы видим в миниэпизоде пробуждения Николки (Цитата), и в представлении нового героя Лариосика.

Булгаков - виртуозный мастер. Он обладает сложной ассоциативной техникой письма. Умело изображать переживания героев, их мысли, эмоции, чувстваДля этого ему не нужны длинные монологи. Он в совершенстве владеет другим средством изображение внутреннего мира героя – психологизмом.

Таким образом, эпизод "Удивительное происшествие…" расширяет и углубляет представление о внутреннем мире героев.

Намечаются новые сюжетные линии: знакомство Алексея с, а гибель Най-Турса позднее приведет Николку к (Жизненные пути Алексея и, Николки и пересекутся.) Таким образом, эпизод имеет важное значение для развития сюжета..

Эпизод помогает еще лучше понять неповторимый авторский стиль писателя.

Эпизод очень важен в романе и тесно связан с идейным смыслом всего произведения. омане и тесно связан с идейным смыслом всего произведения. Кроме того, здесь автор с особой силой утверждает свою точку зрения на семью. Он еще раз подчеркнул, что семья – целое, неделимое, особый мир людей, в котором заключено все самое хорошее и светлое. И только семья, скрепленная узами любви, сочувствия и сострадания способна противостоять разрушающему влиянию времени.

Основной же смысл эпизода, мне кажется, заключается в показе "тех тайных изгибов, по которым бежит и прячется душа человеческая". Страдающую и недоумевающую душу поколения открыл Булгаков читателю.

Другие сочинения по этому произведению

«Всякая благородная личность глубоко осознает свои кровные связи с отечеством» (В.Г. Белинский) (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») «Жизнь дана на добрые дела» (на материале романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») «Мысль семейная» в русской литературе по роману «Белая гвардия» «Человек — частица истории» (по роману М. Булгакова «Белая гвардия») Анализ 1 главы 1 части романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Анализ эпизода «Сцена в Александровской гимназии» (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Бегство Тальберга (анализ эпизода из главы 2 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»). Борьба или капитуляция: Тема интеллигенции и революции в творчестве М.А. Булгакова (роман "Белая гвардия" и пьесы "Дни Турбиных" и "Бег") Гибель Най-Турса и спасение Николая (анализ эпизода из 11 главы части 2 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») Гражданская война в романах А. Фадеева «Разгром» и М. Булгакова «Белая гвардия» Дом Турбиных как отражение семьи Турбиных в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Задачи и Сны М. Булгакова в романе "Белая гвардия" Идейно-художественное своеобразие романа Булгакова «Белая гвардия» Изображение белого движения в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Изображение гражданской войны в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Интеллигенция «мнимая» и «настоящая» в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Интеллигенция и революция в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» История в изображении М. А. Булгакова (на примере романа «Белая гвардия»). История создания романа Булгакова «Белая гвардия» Каким предстаёт белое движение в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»? Начало романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» (анализ 1 гл. 1 ч.) Начало романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» (анализ 1 главы первой части). Образ Города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образ дома в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образ дома и города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образы белых офицеров в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Основные образы в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Основные образы романа “Белая гвардия” М. Булгакова Отражение гражданской войны в романе Булгакова «Белая гвардия». Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Проблема выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Проблема гуманизма на войне (по романам М. Булгакова «Белая гвардия» и М. Шолохова «Тихий Дон») Проблема нравственного выбора в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия". Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Проблематика романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Рассуждения о любви, дружбе, воинском долге на основе романа «Белая гвардия» Роль сна Алексея Турбина (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Роль снов героев в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Семья Турбиных (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Система образов в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Сны героев и их значение в романе М. А. Булгакова «Белая Гвардия»