В каком веке жил шиллер. Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер. Биографическая справка. Последние годы жизни

Немецкая литература

Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер

Биография

ШИЛЛЕР (Schiller) Фридрих фон (полное имя Иоганн Кристоф Фридрих) (10 ноября 1759, Марбах на Неккаре - 9 мая 1805, Веймар), немецкий поэт, драматург и теоретик искусства Просвещения.

Детство и годы в военной академии

Родился в семье полкового фельдшера, состоявшего на службе у вюртембергского герцога Карла Евгения.

В 1773 по высочайшему приказу 14-летний Фридрих был направлен на обучение в только что созданную герцогом военно-медицинскую академию, а его отец вынужден был дать подписку, что Фридрих «совершенно отдается к услугам герцогского вюртембергского дома и не имеет права выйти из него без получения на то всемилостивейшего разрешения». В академии Шиллер изучает право и медицину, которые не вызывают у него интереса. В 1779 диссертация Шиллера отвергается руководством академии, и он вынужден остаться на второй год. Наконец, в конце 1780 Шиллер покидает стены академии и получает место полкового фельдшера в Штутгарте.

Ранние драмы

Еще в академии Шиллер увлекся литературой и философией и, несмотря на запреты преподавателей, штудирует Ф. Г. Клопштока, Альбрехта фон Галлера, И. В. Гете, писателей «Бури и натиска», Ж. Ж. Руссо. Под влиянием одного из своих наставников Шиллер становится членом тайного общество иллюминатов, предшественников немецких якобинцев. В 1776-1777 гг. несколько шиллеровских стихотворений было опубликовано в «Швабском журнале». В этом же журнале за 1775 Шиллер находит и материал для своего первого значительного произведения: за основу пьесы «Разбойники» (1781) начинающий драматург берет новеллу Даниеля Шубарта «К истории человеческого сердца».

Шиллер значительно обогатил схематический сюжет первоисточника, основанного на мотиве вражды двух братьев, который был весьма распространен среди писателей «Бури и натиска»: Карл, главный герой драмы, старший сын графа фон Моора, эмоциональная, «стихийная, естественная натура», не может примириться с размеренной городской жизнью и участвует вместе со своими друзьями в проказах, не всегда безобидных. Вскоре, однако, он раскаивается и в письме к отцу обещает исправиться. Письмо перехватывает его младший брат, Франц, который завидует Карлу - любимцу отца. Франц замышляет лишить брата наследства и читает отцу другое, сочиненное им самим, письмо, после чего фон Моор проклинает старшего сына, а Франц пишет ответ брату от имени отца. Карл, потрясенный несправедливостью отца, вместе со своими друзьями уходит разбойничать в Богемские леса, а Франц обманом заточает отца в подземелье, обрекая его на гибель. Карл проникает домой под видом чужеземного графа, узнает о гибели отца и хочет отомстить брату, но тот в страхе перед разбойниками уже покончил с собой.

В первой драме Шиллера виртуозно соединились шекспировская мощь в изображении характеров, правдоподобные картины немецкой повседневности, элементы библейского стиля (характерно, что первоначально автор хотел озаглавить драму «Блудный сын»), личные переживания поэта: его сложные отношения с отцом. Шиллеру удалось уловить бунтарские вольнолюбивые настроения, царившие в обществе в первые годы после Великой французской революции и выразить их в образе Карла Моора. Первая постановка «Разбойников» в Мангейме в январе 1782 произвела фурор: «незнакомые люди бросались друг другу в объятия, женщины в полуобморочном состоянии покидали зал». Автор, которого тут же окрестили «немецким Шекспиром», тайком присутствовал на премьере.

Однако по возвращении в Штутгарт Шиллер был арестован и по приказу герцога посажен на гауптвахту. Летом 1782 драматург бежал из владений Карла Евгения, взяв с собой рукопись своего второго значительного драматического произведения - драмы «Заговор Фиеско в Генуе» (поставлена в 1783). На несколько лет Шиллер обосновывается в Мангейме, где получает место заведующего литературной частью в «Национальном театре».

В апреле 1784 на сцене этого театра состоялась премьера мещанской трагедии Шиллера «Коварство и любовь». В отличие от первых драм здесь центральным персонажем является девушка: Луиза Миллер (по ее имени Шиллер первоначально предполагал назвать пьесу), дочь бедного музыканта. Она влюблена в Фердинанда, сына аристократа, однако сословные предрассудки не дают им соединиться. Мещанская гордость отца Луизы и карьеристские планы Президента, отца Фердинанда, столкновение жестоких законов абсолютистского общества и человеческих чувств, приводят к трагической развязке: попавшись в сеть интриг, Фердинанд из ревности убивает Луизу.

До Шиллера никто не решался трактовать обычную для сентиментальной литературы того времени тему любви представителей различных сословий с такой социальной тенденциозностью. Даже Г. Э. Лессинг в бюргерской трагедии «Эмилия Галотти», с которой очевидно перекликается пьеса Шиллера, предпочел перенести действие своего произведения в Италию, дабы избежать конфликта с властями. Благодаря своему гражданскому пафосу пьеса «Коварство и любовь» имела огромный успех у публики.

«Дон Карлос"

В 1785 в виду финансовых затруднений Шиллер вынужден был оставить Мангейм. Он переезжает в Дрезден, где, не имея постоянного дома, живет у друзей. Несмотря на непростые условия, Шиллер активно работает: он пробует себя в прозаических жанрах (новеллы «Преступление из-за потерянной чести», 1786, «Игра судьбы», 1789, фрагмент романа «Духовидец», 1787), завершает «Философские письма», пишет «драматическую поэму» «Дон Карлос, инфант испанский» (1787). В произведениях дрезденского периода намечается отход Шиллера от прежней бунтарской идеологии. Теперь Шиллер считает, что для того, чтобы примирить идеал и жизнь, поэтический гений «должен стремиться к разрыву с областью действительного мира». Переворот в мировоззрении поэта происходит как вследствие разочарования в идеалах «Бури и натиска», так и в результате изучения кантовской философии и увлечения идеями франкмасонства. Драма «Дон Карлос», написанная на материале испанской истории, хорошо отражает этот перелом уже даже формально: в отличие от ранних пьес, герои которых говорили простым языком, «Дон Карлос» написан классическим пятистопным ямбом, ее главным героем является не представитель «мещанского сословия», как это было принято у представителей «Бури и натиска», а придворная особа; одной из центральных идей драмы является идея реформирования общества просвещенным правителем (Шиллер вкладывает ее в уста маркиза Поза, друга заглавного героя).

После «Дон Карлоса» Шиллер все больше погружается в изучение античности и кантовской философии. Если раньше ценность античности для поэта заключалась в определенных гражданских идеалах, то теперь античность становится важной для него в первую очередь как эстетический феномен. Подобно И. И. Винкельману и Гете, Шиллеру видится в античности «благородная простота и умиротворенное величие», обуздание «хаоса». Возродив форму античного искусства, можно приблизиться к утраченной навсегда гармонии безмятежного «детства человечества». Свои мысли о значении античности Шиллер выражает в двух программных стихотворениях: «Боги Греции» и «Художники» (оба - 1788).

Годы в Веймаре. Большие исторические драмы

В 1787 Шиллер переезжает в Веймар, где общается с философом И. Г. Гердером и и писателем К. М. Виландом. Он завершает историческое исследование на тему «История отпадения Нидерландов», которое начал еще во время работы над «Дон Карлосом». Вскоре по ходатайству Гете Шиллер получает кафедру профессора истории в Йенском университете. Здесь он читает курс лекций по истории Тридцатилетней войны (опубликован в 1793). В первой половине 1790-х гг. Шиллер не создает больших драматических произведений, зато появляется ряд его философских сочинений: «О трагическом в искусстве» (1792), «Письма об эстетическом воспитании человека», «О возвышенном» (оба - 1795) и т. д. Отталкиваясь от теории Канта об искусстве, как о связующем звене между царством природы и царством свободы, Шиллер создает свою теорию перехода от «естественного абсолютистского государства к буржуазному царству разума» с помощью эстетической культуры и нравственного перевоспитания человечества. К этим теоретическим трудам вплотную примыкает ряд стихотворений 1795−1798 гг. («Поэзия жизни», «Сила песнопения», «Раздел земли», «Идеал и жизнь») и баллад, написанных в тесном сотрудничестве с Гете (особенно в 1797, так называемый «балладный год»): «Перчатка», «Ивиковы журавли», «Поликратов перстень», «Геро и Леандр» и др.

В последние годы жизни

Исторические и философские штудии дали Шиллеру обширный материал для дальнейшего творчества: с 1794 по 1799 он работает над трилогией «Валленштейн» («Лагерь Валленштейна», 1798, «Пикколомини», «Смерть Валленштейна», обе - 1799), посвященной одному из полководцев Тридцатилетней войны (грандиозной постановкой драмы на сцене Веймарского придворного театра руководил Гете). В «Валленштейне» драматург обращается к критическому, поворотному моменту истории, ибо, как считал Шиллер, лишь в такие моменты человек может свободно проявить себя как духовная личность, именно в кризисные времена чаще всего создается противоречие между свободой и необходимостью, между личностью и обществом, а разрешение конфликта между чувственными стремлениями и моральным долгом возможно лишь в гибели героя. На всех последующих драмах Шиллера лежит отпечаток подобной идеологии («Мария Стюарт», «Орлеанская дева», обе - 1801, трагедия рока - «Мессинская невеста», 1803).

В драме «Вильгельм Телль» (1804), при создании которой драматург использовал швейцарскую легенду об искусном стрелке, Шиллер попытался показать не только развитие одного человека (в начале Телль показан покладистым крестьянином, в конце же - политически сознательным бунтарем), но эволюцию целого народа от «наивного» к «идеальному»; драматическая коллизия заключается в том, что лишь путем преступления, швейцарцы могут избавиться от австрийского господства, но на это, по Шиллеру, они не имеют права, так как «народ может заниматься лишь «самозащитой», а не «самоосвобождением».

В 1805 Шиллер начинает работу над драмой «Дмитрий», посвященной «смутному времени» русской истории, но она осталась незавершенной.

Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер, немецкий поэт и драматург, родился 10 ноября 1759 года в Марбахе-на-Неккаре в семье военного медика. В 1773 году Шиллер по приказу герцога Вюртембергского отправляется в военно-медицинскую академию, в которой изучает юриспруденцию и медицину, пишет диссертационную работу. В 1780 году переезжает в Штутгарт и работает на должности полкового фельдшера.

Творческий дебют Шиллера состоялся в 1776 году с публикацией нескольких его работ в «Швабском журнале», благодаря которому он находит материал для своей первой пьесы «Разбойники». В основе пьесы положена новелла Д. Шубарта «К истории человеческого сердца», которую Шиллер значительно перерабатывает и обогащает деталями. После успешной премьеры пьесы Шиллера называют «немецким Шекспиром».

Однако герцог Вюртембергский осуждает пьесу и приказывает посадить автора на гауптвахту. В 1782 году драматург бежит из владений герцога и поселяется в Мангейме, где работает заведующим в Национальном театре. В 1784 году на подмостках этого театра проходит премьера пьесы Шиллера«Коварство и любовь», которая с социальной тенденциозностью трактует чувства влюбленных из разных сословий.

В драматической поэме «Дон Карлос» Шиллер отходит от бунтарской идеологии, главной идеей поэмы является реформирование общества. В 1804 году Шиллер издает драму «Вильгельм Телль», в которой он демонстрирует развитие целого народа. В 1805 году драматург начинает работу над неоконченным произведением «Дмитрий», в основу которого положено смутное время истории России.

Иоганн Фридрих Шиллер прожил довольно краткую жизнь, однако за те 45 лет, что были ему отпущены, он сумел сделать для мировой литературы и культуры столько, на что иным не хватило и тысячелетия. Как же складывалась судьба этого гениального человека и что пришлось преодолеть ему на пути к признанию?

Происхождение

Предки Шиллера почти 200 лет жили и трудились в Вюртембергском герцогстве. Как правило, они были людьми работящими, но не особо выдающимися, поэтому за все эти годы так и остались ремесленниками или крестьянами. Однако отцу будущего писателя Иоганну Каспару Шиллеру посчастливилось пойти по военной линии - стать офицером и попасть на службу к самому Вюртембергскому герцогу. В качестве супруги он выбрал Элизабет-Доротею Кодвайс - дочку местного трактирщика.

Несмотря на неплохую военную карьеру главы, семейство Шиллеров всегда жило весьма скромно, поэтому единственному их сыну Иоганну Кристофу Фридриху Шиллеру, родившемуся в начале ноября 1759 г., предстояло рассчитывать только на свои таланты, если он хотел чего-то добиться в жизни.

Фридрих Шиллер: краткая биография ранних лет

Когда мальчику исполнилось 4 года, из-за работы отца семья переехала в Лорх. Здесь им жилось неплохо, но качество начального образования в этом городке оставляло желать лучшего, поэтому Фридрих Шиллер был отправлен учиться не в школу, а к пастору местной церкви - Мозеру.

Именно под руководством этого добродушного священника юный Фридрих не только овладел грамотой, но и начал изучать латынь. Из-за нового переезда в Людвигсбург Фридрих Шиллер вынужден был прекратить обучение у Мозера и пойти в обычную латинскую школу.

Благодаря тщательному изучению языка гордых римлян он смог прочитать произведения классиков в оригинале (Овидий, Вергилий, Гораций и другие), идеи которых повлияли на его творчество в будущем.

От юриста до доктора

Изначально Шиллеры рассчитывали, что Фридрих станет священником, поэтому его увлечение латынью приветствовалось. Но успехи в изучении этого предмета и отличные оценки юноши привлекли внимание Вюртембергского герцога, который в приказном порядке отправил талантливого мальчика учиться на юридический факультет военной академии Hohe Karlsschule.

Карьера юриста совсем не манила Шиллера, поэтому он перестал стараться, а его отметки постепенно стали самыми низкими в классе.

Через 2 года парню удалось добиться перевода на медицинский факультет, который был ему ближе. Здесь Фридрих Шиллер попал в среду студентов и преподавателей с прогрессивным мышлением. Среди них был известный немецкий философ Яков Фридрих Абель. Именно он не только раскрыл талант юного Шиллера, но и помог ему сформироваться. В эти годы юноша решает стать поэтом и начинает создавать собственные поэтические произведения, которые были высоко оценены окружающими. Также он пробует свои силы и в написании драм: из-под его пера выходит трагедия о братской вражде - «Космус фон Медичи».

В 1779 г. студент Шиллер Фридрих пишет весьма занятную диссертацию: «Философия физиологии», но, по велению герцога ее не принимают, а самого автора оставляют в академии еще на год.

В 1780 г. Шиллер наконец-то заканчивает учебу, однако из-за враждебного отношения герцога ему отказывают в присвоении офицерского чина, что, однако, не помешало выпускнику устроиться врачом в местном полку.

«Разбойники»: история первой публикации и постановки

За год повторного обучения в академии у Фридриха было много свободного времени, которое он употребил на то, чтобы начать работу над собственной пьесой - «Разбойники». Еще год понадобилось, чтобы довести ее до ума. Вот только когда драматург закончил произведение, он столкнулся с тем, что местные издатели, хотя и хвалили «Разбойников», не рисковали печатать ее.

Веря в свою талант, Фридрих Шиллер занял денег у друга и опубликовал свою пьесу. Она была встречена читателями хорошо, но для лучшего эффекта необходимо было ее поставить.

Один из читателей - барон фон Дальберг - согласился поставить произведение Шиллера в Мангеймском театре, директором которого он был. При этом вельможа потребовал внести правки. Скрепя сердце, молодой драматург согласился, но после премьеры «Разбойников» (в январе 1782 г.) ее автор стал известен на все герцогство.

Но за самовольный уход со службы (который он совершил, чтобы попасть на премьеру), его не только на 2 недели отправили на гауптвахту, но и, по приказу герцога, запретили писать любые художественные сочинения.

На вольных хлебах

После запрета стал перед сложным выбором Фридрих Шиллер: произведения писать или служить врачом? Осознав, что из-за неприязни герцога ему не удастся добиться успеха на поэтической ниве на родине, Шиллер подговорил своего друга-композитора Штрейхера сбежать. И через несколько месяцев они тайно покинули родные места и перебрались в маркграфство Пфальц. Здесь драматург поселился в небольшой деревушке Оггерсгейме под выдуманным именем - Шмидт.

Сбережений писателя хватило ненадолго, и он практически за бесценок продал издателю свою драму «Заговор Фиеско в Генуе». Однако и гонорар быстро закончился.

Чтобы выжить, Фридрих вынужден был попросить помощи у благородной знакомой - Генриетты фон Вальцоген, которая позволила ему поселиться в одном из своих поместий в Бауербахе под вымышленным именем доктор Риттер.

Получив крышу над головой, драматург принялся творить. Он дорабатывал трагедию «Луиза Миллер», а также решился создать масштабную историческую драму. Выбирая между судьбой испанской инфанты и королевы Марии Шотландской, автор склоняется к первому варианту и пишет пьесу «Дон Карлос».

Между тем, барон фон Дальберг, узнав, что герцог более не разыскивает беглого поэта, предлагает Шиллеру поставить в своем театре его новые пьесы «Заговор Фиеско в Генуе» и «Луиза Миллер».

Однако «Заговор Фиеско в Генуе» неожиданно был воспринят зрителями холодно и сочтен слишком морализаторским. Учтя эту особенность, доработал «Луизу Миллер» Фридрих Шиллер. Идеи, которые он хотел донести до зрителя через это произведение, пришлось сделать более доступными для понимания, а также разбавить морализаторские диалоги персонажей, дабы новый спектакль не повторил судьбу предыдущего. Кроме того, с легкой руки исполнителя одной из главных ролей - Августа Иффланда, название пьесы было изменено на «Коварство и любовь».

Эта постановка своим успехом превзошла даже "Разбойников" и превратила своего создателя в одного из самых известных драматургов Германии. Это помогло беглому писателю получить официальный статус в маркграфстве Пфальц.

Шиллер-издатель

Став известным на всю страну драматургом, Шиллер начал издавать собственный журнал «Рейнская Талия», в котором публиковал свои труды о теории театра, излагая в них свои идеи. Однако это предприятие не принесло ему особых заработков. Стараясь найти средства на жизнь, писатель просил помощи его у Веймарского герцога, однако пожалованная ему должность советника не особо улучшила его финансовое положение.

Стараясь вырваться из лап нищеты, поэт принял предложение от общества поклонников его творчества переехать в Лейпциг. На новом месте он подружился с писателем Христианом Готфридом Кернер, с которым они поддерживали близкие отношения до конца дней.

В этот же период наконец-то заканчивает свою пьесу «Дон Карлос» Фридрих Шиллер.

Книги, написанные им в этот период, находятся на более высоком уровне, нежели ранние произведения писателя и свидетельствуют о формировании собственного стиля и эстетики. Так, после «Дона Карлоса», он берется за написание своего единственного романа - «Духовидец». Также Фридрих не оставляет и поэзию - он сочиняет свое самое известное поэтическое произведение - «Ода к радости», которое впоследствии Бетховен положит на музыку.

Приостановив выпуск «Рейнской Талии» из-за отсутствия средств, писатель получает место в редакции журнала «Немецкий Меркурий». Постепенно он снова получает возможность выпускать собственное периодическое издание - «Талия». Там он печатает уже не только свои теоретические и философские труды, но и свой роман.

Попытки найти заработок приводят к тому, что писатель переселяется в Веймар, где впервые оказывается в обществе известнейших литераторов своего времени. Под их влиянием он принимает решение на время оставить написание художественных произведений и восполнить пробелы в своем образовании.

Шиллер-преподаватель

Сосредоточившись на самообразовании, Шиллер расширил собственный кругозор и взялся за написание исторического труда. В 1788 г. он опубликовал первый том «Истории отпадения Нидерландов». В нем Фридрих Шиллер кратко, но весьма обстоятельно рассказал о произошедшем разделении, заслужив тем самым славу ученого-историка. Этот труд помог своему автору получить место преподавателя истории и философии в Йенском университете.

На курс к прославленному литератору записалось рекордное количество студентов - 800 человек. А после первой же лекции слушатели устроили ему грандиозную овацию.

В следующем году Шиллер взялся вести курс лекций по трагической поэзии, а также проводил индивидуальные занятия по всемирной истории. Кроме того, он начал писать «Историю Тридцатилетней войны». Также Фридрих возобновил публикацию «Рейнской Талии», где печатал собственный перевод «Энеиды» Вергилия.

Казалось бы, жизнь наладилась, но как гром среди ясного дня, прозвучал диагноз врачей - туберкулез легких. Из-за него на третьем году работы Шиллер вынужден был оставить преподавание. К счастью, больному драматургу была выделена ежегодная финансовая субсидия в 1000 талеров, которую ему выплачивали на протяжении 2 лет. По их истечении писатель был приглашен на пост издателя в журнал «Оры».

Личная жизнь

Как уже было сказано выше, Фридрих Шиллер не имел братьев, зато у него было 3 сестры. Из-за своих частых переездов и конфликтов с герцогом драматург не особо поддерживал с ними отношения. Только смертельная болезнь отца заставила его блудного сына на время вернуться на родину, где он не был 11 лет.

Что касается женщин, то писатель, как натура романтическая, был довольно влюбчивым мужчиной и несколько раз намеревался жениться, но в большинстве случаев его отвергали из-за бедности.

Первой известной возлюбленной поэта была Шарлотта - дочка его покровительницы Генриетты фон Вальцоген. Несмотря на восхищение талантом Шиллера, ее мать отказала драматургу, когда он посватался к ее дочери.

Второй Шарлоттой в судьбе писателя стала вдова фон Кальб, которая была безумно влюблена в него, однако не нашла в нем ответа на свои чувства.

Ухаживал Шиллер и за юной дочерью торговца книгами Швана - Маргаритой. Он намеревался жениться на ней. Вот только девушка не относилась к своему поклоннику серьезно и лишь дразнила его. Когда же последовало прямое объяснение в любви и предложение пожениться, она ответила отказом.

Третья женщина в судьбе поэта по имени Шарлотта ответила взаимностью на его чувства. И как в только он устроился преподавателем и стал получать стабильный доход, влюбленные смогли пожениться. От этого союза родилось четверо детей. Несмотря на то что Шиллер всячески хвалил ум своей жены, окружающие отмечали ее как женщину хозяйственную и деловитую, но очень недалекую.

Творческий тандем Гете и Шиллера

После начала Французской революции вся пресвященная Европа разделилась на ее поклонников и противников. Шиллер (удостоенный звания почетного гражданина Французской республики за свое творчество), относился к ней неоднозначно, однако понимал, что смена закостеневших устоев в стране только пойдет ей на пользу. Но многие деятели культуры были не согласны с ним. Чтобы заинтересовать читателей журнала «Оры», писатель пригласил Гете вступить в полемику о Французской революции на страницах издания. Тот согласился, и это положило начало великой дружбе двух гениев.

Имея общие взгляды и наследуя в своем творчестве идеалы античности, писатели пытались создать качественно новую литературу, свободную от клерикализма, но при этом способную воспитать в читателях высокую нравственность. Оба гения публиковали свои теоретические литературоведческие труды, а также стихи на страницах «Оры», чем часто вызывали негодование публики, что, однако, шло на пользу продажам журнала.

Этот творческий тандем совместно создал сборник едких эпиграмм, которые, несмотря на свою воинственность, были невероятно популярными.

В конце XVIII в. Гете и Шиллер вместе открывают театр в Веймаре, который, благодаря их стараниям, стал одним из лучших в стране. В нем впервые были поставлены такие известные пьесы Фридриха Шиллера, как «Мария Стюарт», «Мессинская невеста» и «Вильгельм Телль». Сегодня возле этого театра стоит памятник его славным основателям.

Фридрих Шиллер: биография последних лет и смерть поэта

За 3 года до смерти писателю неожиданно был дарован дворянский титул. Сам он довольно скептически отнесся к этой милости, однако принял ее, дабы жена и дети после его кончины были обеспечены.

А меж тем здоровье великого драматурга с каждым годом все ухудшалось. Туберкулез прогрессировал, и Шиллер медленно угасал. И в мае 1805 г. в возрасте 45 лет он скончался, так и не дописав свою последнюю пьесу «Димитрий».

Тайна могилы писателя

Несмотря на все попытки, так и не смог разбогатеть Фридрих Шиллер. Поэтому после смерти его похоронили в склепе Кассенгевёльбе, организованном для дворян, не имеющих собственной семейной усыпальницы.

Через 20 лет останки великого писателя хотели отдельно захоронить, однако найти их среди множества других оказалось проблематичным. Тогда наугад был выбран скелет и объявлен телом Шиллера. Его похоронили в княжеской усыпальнице на новом кладбище, рядом с могилой его близкого друга Гете.

Однако в будущие годы у историков и литературоведов возникли сомнения в подлинности тела драматурга. И в 2008 г. была проведена эксгумация, которая выявила удивительный факт: останки поэта принадлежали совсем другому человеку, точнее, целым трем. На сегодняшний день найти настоящее тело Фридриха Шиллера невозможно, поэтому его могила пустует.

За свою недолгую, но весьма продуктивную жизнь писатель создал 10 пьес, две исторических монографии, множество философских трудов и прекрасных стихотворений. Однако, несмотря на свое прижизненное признание, Шиллер так и не смог разбогатеть и львиную долю своего времени тратил на попытки заработать денег, что угнетало его и подорвало здоровье. Но зато его творчество вывело немецкую литературу (и драматургию в частности) на новый уровень.

Хотя прошло более 250 лет, и сменилась не только политическая ситуация в мире, но и мышление людей, по сей день большинство произведений писателя остаются актуальными и многие читатели по всему миру находят их весьма занимательными - это ли не лучшая похвала гению Фридриха Шиллера?

Творчество Фридриха Шиллера пришлось на так называемую эпоху «Бури и натиска» - направления в литературе Германии, для которого был характерен отказ от классицизма и переход к романтизму. Это время охватывает примерно два десятилетия: 1760-1780 годы. Оно ознаменовалось выходом в свет произведений таких известных авторов, как Иоганн Гете, Кристиан Шубарт и других.

Краткая биография писателя

Вюртембергское герцогство, где располагалось на территории Поэт появился на свет в 1759 году в семье выходцев из низов. Его отец был полковым фельдшером, а мать - дочерью пекаря. Однако юноша получил хорошее образование: он учился в военной академии, где изучал право и юриспруденцию, а потом, после перевода училища в Штутгарт, занялся медициной.

После постановки его первой нашумевшей пьесы «Разбойники» молодой писатель был изгнан из родного герцогства и основную часть жизни провел в Веймаре. Фридрих Шиллер был другом Гете и даже состязался с ним в написании баллад. Писатель увлекался философией, историей, поэзией. Он был профессором всемирной истории в Йенском университете, под влиянием И. Канта писал философские произведения, занимался издательской деятельностью, выпуская журналы «Оры», «Альманах муз». Скончался драматург в Веймаре в 1805 году.

Пьеса «Разбойники» и первый успех

В рассматриваемую эпоху среди молодежи были весьма популярны романтические настроения, которыми также увлекся и Фридрих Шиллер. Основные идеи, кратко характеризующие его творчество, сводятся к следующему: пафос свободы, критика верхов общества, аристократии, дворянства и сочувствие к тем, кто по каким-либо причинам был этим обществом отвергнут.

Известность писатель получил после постановки его драмы «Разбойники» в 1781 году. Эта пьеса отличается наивным и несколько напыщенным романтическим пафосом, однако она полюбилась зрителю острым, динамичным сюжетом и накалом страстей. составила тема конфликта двух братьев: Карла и Франца Мооров. Коварный Франц стремится отнять у брата поместье, наследство, а также возлюбленную - кузину Амалию.

Такая несправедливость побуждает Карла податься в разбойники, однако при этом он умудряется сохранить благородство и свою дворянскую честь. Произведение имело большой успех, однако принесла автору неприятности: из-за самовольной отлучки он был наказан, а впоследствии изгнан из родного герцогства.

Драмы 1780-х годов

Успех «Разбойников» побудил молодого драматурга к созданию целого ряда известных произведений, которые стали В 1783 году он пишет пьесу «Коварство и любовь», «Заговор Фиеско в Генуе», в 1785 году - «Оду к радости». В этом ряду следует отдельно выделить сочинение «Коварство и любовь», которое называют первой «мещанской трагедией», поскольку в ней впервые писатель сделал объектом художественного изображения не проблемы благородных дворян, а страдания простой девушки незнатного происхождения. «Ода к радости» считается одним из лучших произведений автора, который показал себя не только великолепным прозаиком, но и блестящим поэтом.

Пьесы 1790-х годов

Фридрих Шиллер увлекался историей, на сюжеты которой написал ряд своих драм. В 1796 году он создал пьесу «Валленштейн», посвященную полководцу Тридцатилетней войны (1618-1648 годы). В 1800 году он написал драму «Мария Стюарт», в которой значительно отошел от исторических реалий, сделав объектом художественного изображения конфликт двух женщин-соперниц. Последнее обстоятельство, впрочем, ничуть не умаляет литературных достоинств драмы.

В 1804 году Фридрих Шиллер пишет пьесу «Вильгельм Телль», посвященную борьбе швейцарского народа против австрийского господства. Данное произведение проникнуто пафосом свободы и независимости, что было так характерно для творчества представителей «Бури и натиска». В 1805 году писатель начал работать над драмой «Димитрий», посвященной событиям русской истории, однако эта пьеса осталась неоконченной.

Значение творчества Шиллера в искусстве

Пьесы писателя оказали большое влияние на мировую культуру. То, что написал Фридрих Шиллер, стало предметом интереса русских поэтов В. Жуковского, М. Лермонтова, которые переводили его баллады. Пьесы драматурга послужили основой для создания замечательных опер ведущих итальянских композиторов XIX века. Л. Бетховен заключительную часть своей знаменитой девятой симфонии положил на «Оду к радости» Шиллера. В 1829 году Д. Россини создал оперу «Вильгельм Телль» по мотивам его драмы; это произведение считается одним из лучших творений композитора.

В 1835 г. Г. Доницетти написал оперу «Мария Стюарт», вошедшую в цикл его музыкальных сочинений, посвященных истории Англии XVI века. В 1849 г. Д. Верди создал оперу «Луиза Миллер» на основе драмы «Коварство и любовь». Опера не получила большой популярности, однако имеет несомненные музыкальные достоинства. Итак, влияние Шиллера на мировую культуру огромно, и это объясняет интерес к его творчеству и в наши дни.

Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (нем. Johann Christoph Friedrich von Schiller; 10 ноября 1759, Марбах-на-Неккаре — 9 мая 1805, Веймар) — немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач, представитель направлений Буря и натиск и романтизма в литературе, автор «Оды к радости», изменённая версия которой стала текстом гимна Европейского союза. Вошёл в историю мировой литературы как пламенный защитник человеческой личности. В течение последних семнадцати лет своей жизни (1788—1805) дружил с Иоганном Гёте, которого он вдохновлял на завершение его произведений, оставшихся в черновом варианте. Этот период дружбы двух поэтов и их литературоведческая полемика вошла в немецкую литературу под названием «веймарский классицизм».

Родился Иоганн Кристоф Фридрих в г. Марбахе-на-Неккаре 10 ноября 1759 г. в семье офицера, полкового фельдшера. Семья жила небогато; мальчик воспитывался в атмосфере религиозности. Начальное образование он получил благодаря пастору местечка Лорх, куда в 1764 г. переехала их семья, а позднее учился в латинской школе Людвигсбурга. В 1772 г. Шиллер оказывается среди учащихся военной академии: туда он был определен по распоряжению герцога Вюртемберского. И если с детских лет он мечтал о службе священника, то здесь стал изучать юриспруденцию, а с 1776 г., после перехода на соответствующий факультет - медицину. Еще в первые годы пребывания в этом учебном заведении Шиллер не на шутку увлекся поэтами «Бури и натиска» и сам немного начал сочинять, решив посвятить себя поэзии. Его первое произведение - ода «Завоеватель» - появилась в журнале «Немецкие хроники» весной 1777 г.

Горе наступившее легче, нежели ожидаемое: нагрянувшему горю есть конец, страх же перед грядущим горем не знает границ.

Шиллер Фридрих

После получения в 1780 г. диплома его определяют войсковым врачом и направляют в Штутгарт. Здесь увидела свет его первая книга - стихотворный сборник «Антология на 1782 г.». В 1781 г. он за свои деньги издает драму «Разбойники». Чтобы попасть на поставленный по ней спектакль, Шиллер в 1783 г. уехал в Мангейм, за что был впоследствии арестован и получил запрет на написание литературных произведений. Впервые поставленная в январе 1782 г. драма «Разбойники» пользовалась серьезным успехом и ознаменовала собой приход в драматургию нового талантливого автора. Впоследствии за это произведение в революционные годы Шиллеру дадут звание почетного гражданина Французской республики.

Суровое наказание заставило Шиллера покинуть пределы Вюртемберга и осесть в небольшой деревне Оггерсейм. С декабря 1782 г. до июля 1783 г. Шиллер жил в Бауербахе под чужим именем в поместье старинной знакомой. Летом 1783 г. Фридрих возвратился в Мангейм для подготовки постановки своих пьес, и уже 15 апреля 1784 г. его «Коварство и любовь» принесла ему славу первого немецкого драматурга. Вскоре его нахождение в Мангейме было легализовано, однако в последующие годы Шиллер жил в Лейпциге, а затем с начала осени 1785 г. по лето 1787 г. - в расположенной недалеко от Дрездена деревеньке Лошвиц.

21 августа 1787 г. ознаменовало новую важнейшую веху в биографии Шиллера, связанную с его переездом в центр национальной литературы - Веймар. Туда он прибыл по приглашению К. М. Вилонда для того, чтобы сотрудничать с литературным журналом «Немецкий Меркурий». Параллельно в 1787-1788 гг. Шиллер выступал издателем журнала «Талия».

Знакомство с крупными фигурами из мира литературы и науки заставило драматурга переоценить свои способности и достижения, посмотреть на них более критично, ощутить дефицит познаний. Это привело к тому, что почти на десяток лет он отказался от собственно литературного творчества в пользу углубленного изучения философии, истории, эстетики. Летом 1788 г. был опубликован первый том работы «История отпадения Нидерландов», благодаря которой Шиллер заслужил репутацию блестящего исследователя.

Хлопотами друзей он получил в Йенском университете звание экстраординарного профессора философии и истории, в связи с чем 11 мая 1789 г. переехал в Йену. В 1799 г., в феврале, Шиллер женился и параллельно работал над «Историей Тридцатилетней войны», опубликованной в 1793 г.

Обнаруженный в 1791 г. туберкулез мешал Шиллеру работать в полную силу. В связи с болезнью он должен был на какое-то время отказаться от чтения лекций - это сильно пошатнуло его материальное положение, и, если бы не своевременные хлопоты приятелей, он оказался бы в нищете. В этот не простой для себя период он проникся философией И Канта и под влиянием его идей написал целый ряд работ, посвященных эстетике.

Йоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер родился в Марбахе-на-Некаре, Вюртемберг, Священная Римская империя. Его родителями были Йоганн Каспар Шиллер - военный фельдшер и Элизабет Доротея Кодвайс.

В 1763 году его отца назначили вербовщиком в немецком городе Швебиш-Гмюнд, из-за чего вся семья Шиллера переехала в Германию, поселившись в маленьком городке Лорх.

В Лорхе Шиллер посещал начальную школу, но из-за недовольства качеством образования он часто прогуливал занятия. Так как его родители хотели, чтобы он стал священником, они наняли местного священника, который и обучал Шиллера латинскому и греческому языкам.

В 1766 году семья Шиллера вернулась в Людвигсбург, куда перевели его отца. В Людвигсбурге на Шиллера обратил внимание Карл Евгений Вюртембергский. А через несколько лет Шиллер закончил медицинский факультет в учреждённой Карлом Вюртембергским академии - «Высшей школе Карла».

Его первое произведение, драма «Разбойники», была написана во время его учёбы в академии. Опубликована она была в 1781 году, а уже на следующий год в Германии по ней был поставлен спектакль. В драме рассказывалось о конфликте двух братьев.

Карьера

В 1780 году Шиллера назначили на должность полкового врача в Штутгарте, Баден-Вюртемберг, Германия. Он не был рад этому назначению, и поэтому однажды оставил службу без разрешения, чтобы посмотреть на первую постановку своей пьесы «Разбойники».

Так как он оставил расположение части без разрешения, Шиллер был арестован и приговорён к 14 суткам ареста. Ему также запретили публиковать свои работы в будущем.

В 1782 году Шиллер через Франкфурт, Мангейм, Лейпциг и Дрезден сбежал в Веймар. А в 1783 году в Бонне, Германия, была представлена следующая постановка Шиллера с названием «Заговор Фиеско в Генуе».

В 1784 году в театре «Schauspiel Frankfurt» была представлена пьеса из пяти частей «Коварство и любовь». А через несколько лет пьеса была переведена на французский и английский.

В 1785 году Шиллер представил пьесу «Ода к радости».

В 1786 году он представил новеллу «Преступление из-за потерянной чести», которая была написана в виде криминального отчёта.

В 1787 году в Гамбурге была представлена его драматическая пьеса в пяти частях «Дон Карлос» в Гамбурге. В пьесе речь идёт о конфликте между Доном Карлосом и его отцом - испанским королём Филиппом II.

В 1789 году Шиллер начал работать преподавателем истории и философии в Йене. Там же он начинает писать свои исторические работы, одна из которых - «История отпадения Нидерландов».

В 1794 году выходит его произведение «Письма об эстетическом воспитании человека». Работа была написана на основе событий во время Французской революции.

В 1797 году Шиллер написал балладу «Поликратов перстень», которая была опубликована в следующем году. В том же году он также представила следующие баллады: «Ивиковы журавли» и «Дайвер».

В 1799 году Шиллер завершил написание трилогии «Валленштейн», которая состояла из пьес «Лагерь Валленштейна», «Пикколомини» и «Смерть Валленштейна».

В 1800 году Шиллер представил такие работы: «Мария Стюарт» и «Орлеанская дева».

В 1801 году Шиллер представил переведённые им пьесы «Карло Гоции, Турандот» и «Турандот, принцесса Китая».

В 1803 году Шиллер представил свою драматическую работу «Мессинская невеста», которая впервые была показана в Веймаре, Германия.

В 1804 году он представил драматическую работу «Вильгельм Телль», основанную на швейцарской легенде об искусном стрелке по имени Вильгельм Телль.

Основные работы

Пьеса Шиллера с названием «Разбойники» считается одной из первых европейских мелодрам. В пьесе зрителю показывается перспектива на порочность общества и предлагается взгляд на классовые, религиозные и экономические различия между людьми.

Награды и достижения

В 1802 году Шиллеру был жалован дворянский статус герцога Веймарского, который добавил к его имени приставку «фон» свидетельствующую о его дворянском статусе.

Личная жизнь и наследие

В 1790 году Шиллер женился на Шарлотте фон Ленгефельд. У пары родилось четверо детей.

В возрасте 45 лет Шиллер умер от туберкулёза.

В 1839 году в Штутгарте был установлен памятник в его честь. Площадь, на которой он был установлен назвали в честь Шиллера.
Существует мнение, что Фридрих Шиллер был франкмасоном.

В 2008 году учёные провели тест ДНК, который показал, что находящийся в гробу Фридриха Шиллера череп ему не принадлежит и поэтому сейчас его могила пуста.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку