Тема. С. В. Михалков «Новогодняя быль» Особенности данного жанра. Чтение по ролям. Энциклопедия сказочных героев: "Елочка. Новогодняя быль" Кто написал сказку новогодняя быль

Цели:

  • продолжить знакомство с биографией и творчеством талантливого детского писателя С. В. Михалкова;
  • познакомить с идейным смыслом литературной сказки “Новогодняя быль”;
  • произвести анализ данного эпического произведения.

Задачи:

  1. Продолжить знакомство с биографией и творчеством С. В. Михалкова; продолжить работу над совершенствием навыка чтения, осознанность, беглость, скорость, выразительность, формировать умение “вдумчиво читать”, т.е. думать над произведением до, во время, после чтения.
  2. Развивать устную речь, образное и логическое мышление, дикцию, словарный запас; умение анализировать, обобщать, сопоставлять
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, усидчивость, взаимоуважение, умение работать дружно.

Оборудование: учебник “Родная речь”, выставка книг С. В. Михалкова, портрет писателя; компьютерная презентация; слоговые таблицы; листы с текстами пословиц.

Ход урока

1. Организационный момент:

Учитель: Прозвенел звонок на наш открытый урок литературного чтения. (1слайд)

Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте повернёмся к ним и поздороваемся.

Готовы вы к уроку? Да
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас.

2. Сообщение темы урока и постановка цели.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством очень известного детского писателя, прочитаем его произведение “Новогодняя быль”, совершим путешествие в сказочный зимний лес и попробуем помочь его жителям.

Чтение с доски “Мы в ответе за всё на этой планете”

3. Проверка домашнего задания.

И первым нас встречает в лесу красавица белоствольная берёза. Давайте представим, что мы подошли к ней, дотронулись до веточек, осыпанные снегом. А какой замечательный русский поэт тоже любовался красотой русской берёзы?

Дома вы учили наизусть стихотворение С. А. Есенина “Берёза”. Давайте послушаем ребят, которые постараются донести до слушателей красоту есенинского стиха. Оценивая чтение мы говорим о 3 слайд .

Чтение наизусть – 3 ученика. Оценивается карточками 5 4 3(без комментирования)

Физкультминутка:

1)Ветер дует нам в лицо....

2) Зайка серенький сидит.....

4. Подготовительная работа

Учитель: Под берёзой кто - то написал на снегу слова, но их запорошил снежок. Разгадаем эти слова.

Учитель: О каком же празднике мы вспоминаем, прочитав эти слова?

Учитель: А вы знаете, что в давние времена Новый год отмечали сначала 1 марта (начало весны, пробуждение природы), потом стали встречать Новый год 1 сентября (когда заканчивалась уборка урожая с полей, и только 300 лет назад царь Пётр I приказал отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января. На новый год принято дарить подарки, радоваться, веселиться, и говорить с “Новым годом!”, “С новым счастьем!”

Стук в дверь – телеграмма.

Прочитаем её. Подумайте, с какой интонацией нужно прочитать эту телеграмму в зависимости от содержания (радостно, тревожно, с призывом о помощи)

Учитель: Кто из жителей леса мог прислать эту телеграмму?

Учитель: Ель- дерево, которое мы называем птичьей столовой (свиристели, белочки, кабаны, лоси, все приходят сюда в зимний холод).

Из древесины ели делают музыкальный инструмент пианино. Ель - лесная долгожительница. Она живёт 150-200 лет. Представьте, что эту красавицу срубят и на неделю всего принесут в дом, а потом выкинут. Как же нам помочь ёлочке?

Стихотворение “Живи, ёлочка!” И. Токмаковой.

Учитель: А свой совет даёт нам замечательный детский писатель, книги которого у нас на выставке – читаю названия книг. Вы догадались – кто это.

Это С. В. Михалков

Учитель: Ребята приготовили нам небольшое сообщение о творчестве С. В. Михалкова (2 сообщения)

Учитель: Михалков популярен во всём мире, его книги переведены на многие языки. Их общее число (тираж) 230 млн. экземпляров.

5. Сообщение темы урока. Постановка цели.

Сегодня мы прочитаем его произведение, которое называется “Новогодняя быль”

Как вы думаете, что обозначает это слово “быль”?

Это было на самом деле. Может быть, эту историю автор помнит из своего детства, а может быть, ему рассказал кто-то из знакомых.

Учитель: Во время первого чтения постарайтесь понять, о чём эта быль, представить себя среди героев, стать участником событий.

6. Первичное восприятие текста.

1 часть - читает учитель.

2 часть - инсценировка/Диалог Сороки и Ёлочки.

3 часть - ученик.

4 - у читель.

5 часть - ученик и учитель.

7. Проверка первичного восприятия текста.

Что вы можете сказать о прочитанном?

(радость, тревога, страх и т. д.)

С кем произошла прочитанная история.

8. Чтение и анализ произведения.

1 раз - медленно

2 раз - в среднем темпе

затем - 3 раза быстро

*Прочитаем родственные слова, некоторые из которых встретятся в тексте (8 слайд )

*Уточним значение некоторых слов с помощью “Толкового словаря”

/Индивидуальная работа/.

*Трудные слова – по слогам, плавно, затем – целыми словами. (10 слайд)

9. Минутка отдыха. /Психологическая гимнастика/

/Звучит музыка./

Закройте глаза и представьте, что вы в зимнем лесу.

Покажите, что вы замёрзли и съежились, отогрелись и улыбнулись.

Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение, А теперь смахните снежинки, улыбнитесь и с отличным настроением продолжим урок.

*Учитель (при подготовке я поделила текст на смысловые части для анализа во время второго чтения).

1 часть - чтение по “цепочке”

Как жилось ёлочке в лесу? Было ли ей одиноко или скучно? Почему?

Найдите слова, рассказывающие о деревце, как о человеке.

Вспомните, как называется этот приём в литературе.

2 часть - чтение диалога “про себя”

Расскажите, какой вы представили Ёлочку, а какой Сороку.

Чтение по ролям.

3 часть - Найдите и прочитайте, как стала жить Елочка после разговора с Сорокой?

Эти слова несут особый эмоциональный оттенок.

О каком дне говориться в следующей части?

Кого испугалась Ёлочка?

Как вёл себя человек, пришедший в лес?

Я начну предложение, а вы закончите его словами из текста:

“Он не заметил,....”

Это самый волнующий, напряжённый момент были.

Что случилось с Ёлочкой, когда она проснулась?

Была ли рада Ёлочка, стала новогодней?

Кто радовался вместе с ней?

10. Вторичный синтез.

Как вы думаете, какие чувства испытывала Ёлочка потеряв сознание, а потом очнувшись,

Работа с картинным планом.

Я приготовила для вас 5 иллюстраций к “Новогодней были” Назовите их по порядку (работа в группах) (11 слайд)


Сейчас поработаем в парах.

На ваших столах лежит листочек с 3 пословицами. Вам нужно выбрать, какая из них отражает главную мысль “Новогодней были”? (12 слайд)

Для кого эта история закончилась хорошо? Только ли для Ёлочки?

Читаем афоризм “Спешите делать добрые дела”.

А С.В. Михалков написал и стихотворение про новогоднюю ёлочку.

Чтение стихотворения С. Михалкова “Событие”.

11. Итог урока.

Вот и закончилось наше путешествие в зимний лес.

С творчеством какого детского писателя мы продолжили сегодня знакомиться?

Какие моменты его жизни вам запомнились?

Что вы можете сказать о героях “ Новогоднеё были”?

Как вы думаете, что хотел донести до вас С.В. Михалков?

Что бы сказала вам Ёлочка, если бы пришла к нам на урок?

* * * * * * *
с п а с и б о (на снежинках)

12. Выставление оценок. Похвала.

И я вместе с Ёлочкой благодарю вас за отличную работу.

13. Домашнее задание.

стр. 203-207 . Подготовить выразительное чтение. Постарайтесь передать чувства каждого героя.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Составила:Полещук Татьяна Юрьевнаучитель МБОУ СОШ №11Сергей Владимирович Михалков«Новогодняя быль». Речевая разминка.Есть одна игра для вас:Я начну стихи сейчас.Я начну, а вы кончайте!Хором дружно отвечайте.На дворе снежок идёт, Скоро праздник ……Новый годМягко светятся иголки,Хвойный дух идёт отёлкиВетви слабо шелестят,Бусы яркие…..И качаются игрушки-Флаги, звёздочки,…блестятхлопушкиЧитайте медленно и постепенно ускоряйте темп.Читайте шёпотом и постепенно усиливайте голос.

Сергей ВладимировичМихалков(1913-2007)Родился в Москве. Отец привил любовь сыну к русской литературе, познакомил со стихами В. Маяковского, Д. Бедного, С. Есенина. Влияние поэзии сказалось на детских и юношеских поэтических опытах юного Михалкова. В 1930 г окончил среднюю школу. Переезжает в Москву и работает чернорабочим на Москворецкой ткацко- отделочной фабрике. Принимал участие в геологоразведочной экспедиции на Волгу и Казахстан. Стихи Михалкова всё чаще публиковались в столичной печати, передавались по радио. В 1935-1937г учился в Литературном институте им. М. Горького. В 1935г в журнале «Пионер» опубликовал стихи. Окрылённый успехом, Михалков рискнул сочинить целую поэму для детей. Так родился «Дядя Стёпа». Михалков дописывал «Дядю Стёпу» почти десять лет.В 1939г был призван в ряды Красной Армии, впервые попробовал себя как военный корреспондент.Продолжая работать в армейской печати, не забывает и своего маленького читателя. Пишет для малышей стихи.Писал басни. Им написано 36 пьес для детских и взрослых театров. Является автором сценариев, как художественных, так и мультипликационных. ТВОРЧЕСТВО С. МИХАЛКОВА Проверка восприятия.Почему автор назвал эту сказку былью?Что в этой сказке реально, а что вымышлено?Что вам понравилось в этой истории?От чьего лица ведётся рассказ? Эту же историю С. Михалков записал в стихах.В снегу стояла ёлочка-Зелёненькая чёлочка,Смолистая, здоровая, полутораметровая.Произошло событиеВ один из зимних дней:Лесник решил срубить её!Так показалось ей.Она была замечена, была окружена….И только поздним вечеромПришла в себя она.Какое чувство странное!Исчез куда-то страх….Фонарики стеклянныеГорят в её ветвях.Сверкают украшения-Какой нарядный вид!При этом, без сомнения,Она в лесу стоит.Несрубленная! Целая!Красива и крепка!...Кто спас, кто разодел еёСынишка лесника!Какой вариант истории вам больше понравился? Найдите в тексте отрывки, подходящие к иллюстрациям. Зачитайте. РЕФЛЕКСИЯ.На сегодняшнем уроке я узнал…..На этом уроке я похвалил бы себя…….После этого урока мне захотелось…….Сегодня я сумел…..ВЫБЕРИТЕ И ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Тютрина Оксана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Ульканская СОШ №2"
Населённый пункт: посёлок Улькан, Иркутская область
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: "С.Михалков "Новогодняя быль"
Дата публикации: 06.04.2016
Раздел: начальное образование

Урок литературного чтения во 2 в классе.
Тема: «С.Михалков «Новогодняя быль»

Цели:

Предметные:
познакомить учащихся с произведением С.Михалкова «Новогодняя быль; отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения.
Метапредметные:
учить работать в парах; развивать умение услушать товарищей..
Личностные:
воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и доказывать своё мнение, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, уважать мнение одноклассников.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказочного текста; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; читать выразительно.
Оборудование:
учебник литературного чтения Л.Ф.Климановой и др., карточки для работы в парах; новогодняя ель; таблички «Какая была», «Как вела» Ход урока
I.Организационный момент

II. Работа с заголовком
- Ребята, какой праздник у нас скоро наступит? - Любите ли вы этот праздник? - Что вы от него ждёте? Слайд 1 - Сегодня мы с вами познакомимся с замечательным произведением, которое для нас написал писатель Сергей Михалков. - Давайте откроем учебник с.203 и прочитаем, как называется произведение. -Что значит Новогодняя? - Как вы думаете, почему автор назвал быль?
III. Первичное восприятие текста.
подарки праздник сбываются мечты дед Мороза снегурочку сказочного настроения бенгальских огней
Дети читают произведение по ролям (сорока, ёлка, автор, лесничий, мальчик). - Вы, сейчас прослушали произведение. - Почему же автор назвал произведение Новогодняя быль? - Как вы думаете, что такое быль? - Давайте, с вами объясним, что же такое быль? (на столах листы в них начатая таблица, продолжают дети сами) -Итак, вот, что такое быль! - А вас ничего не смущает в произведении? Что же необычного в произведении? -Чего не бывает? - Какой вывод можно сделать? В каких произведениях такое бывает? - и именно поэтому Михалков назвал свою сказку новогодней былью. Зачем он это сделал. Нам предстоит об этом узнать на уроке. - Почему именно быль и почему сказка?
IV. Вторичное восприятие
- а сейчас очень внимательно прочитаем сказку быль и попробуем разгадать замысел автора. - посмотрим, как жила Ёлочка, какой она была и как она себя вела. - итак, будем внимательно читать текст. Походу объяснять, останавливаться, и рассуждать, почему именно так. ….. Как вы думаете, зачем автор поставил здесь троеточие. Значит, какая она была, продолжите. Быль В лесу растут Живет лесничий Летают сороки живут зайцы В лесу выпадает много и засыпает маленькие деревьяснега Наряжают елку в лесу и дома На новый год ходят срубать елку сказка Пишется с большой буквы Взрослые деревья Птицы разговаривают Ель упала в обморок
Как вы думаете, а звери ее любили? Почему она раскачивалась? (сорока была незнакомая) Как елочка себя вела? (вежливо попросила) Что имела сорока введу, когда говорила Такая как ты?(красивая, пушистая) Почему неуверенно возразила Елочка? (беспокоилась) Зачем она хотела спрятаться, затеряться в лесу? (ей было страшно, ей не хотелось, чтобы её срубили) Что здесь происходит? (приободрилась) Какая она был? (пушистая, зелёная) Почему он так сказал? (она ему понравилась) Какая она стала? (нарядная) , но при этом она где осталась (стояла на этом же месте) Какая Ёлочка стала? (НОВОГОДНЯЯ) что испытывала Ёлочка (радость) Какая стала Ёлочка (высокая, стройная ель) Как вы думаете, что произошло дальше? Как закончилась сказка - быль? А почему, как выдумаете? Зачем Михалков написал. Что хотел нам показать Михалков?
V. Рефлексия.
Если вас это произведение чему- нибудь научило то возьмите..желтый бантик Если вам было сложно работать, но понравилось, возьмите ….синий бантик Ели вам нужно еще поучиться работать с текстом ……зелёный бантик
VI. Итог урока.
Д/ З выберите любой отрывок произведения и почитайте по ролям.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2Б КЛАССЕ

ФИО (полностью)

Кошман Галина Анатольевна

Место работы

МБОУ-СОШ №6 г. Клинцы

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Литературное чтение

Класс

Тема и номер урока в теме

С.Михалков «Новогодняя быль» 2 урок

Базовый учебник

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий – Литературное чтение

    Цель урока: продолжить работу над произведением Михалкова « Новогодняя быль», отрабатывать навыки беглого осознанного чтения, развивать внимание, память, речь, умение работать с текстом.

9. Задачи:

- обучающие – продолжить знакомство с произведением Михалкова, отрабатывать навыки быстрого, беглого осознанного чтения, умению работать с текстом, работать над выразительностью.

-развивающие – развивать внимание, память, устную речь, образное мышление.

-воспитательные – воспитывать любовь к природе, окружающему миру, бережное отношение к ней.

    Формы работы учащихся: фронтальная беседа, индивидуальная работа, работа в паре, групповая работа.

    Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, звуковые колонки, набор ЦОРов из Единой коллекции ЦОР

    Структура и ход урока

Таблица 1.

Технологическая карта урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Организационный момент

Фонограмма песни Елочка Елка…

Прозвенел звонок на урок. Улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение и тихо сядем

Уч. приветствуют друг друга, эмоционально настраиваются на урок

Актуализация

новых знаний

Слайд №1

Слайд №2

Почему в начале урока прозвучала эта песня?

Куда мы сегодня отправимся в путешествие?

Чему бы вы хотели научиться на этом уроке?

Ответы учащихся:

а) выразительному чтению

б) умению пересказывать

г) работать с текстом

Проверка домашнего задания

Слайд №3 (тест)

Давайте узнаем на сколько внимательно вы читали дома сказку. Для этого ответим на вопросы теста.

Дети читают слайды выбирают нужный ответ.

Речевая разминка

Слайд №4

Сначала выполним упражнение, которое поможет читать выразительно без ошибок Елка, Елка, Елочка колючая иголочка.

Дети читают:

а) хором

б) рядами

в) по одному

Работа по теме урока

Слайд №5

Слайд №6

Откроем сказку и приготовим красиво отвечать на вопросы словами из текста

– Где происходят события в сказке?

Как жилось елочке в лесу?

Найдите слова, рассказывающее о деревце как о человеке (росла, грелась, дрожала, знакомилась, была не одинока) Елочку автор наделил человеческими чертами он использовал олицетворение.

Посмотрите на иллюстрацию из учебника. Она подскажет характер героев.

Какая наша елочка?

Какая наша сорока?

Работают с текстом, выборочное чтение.

Работа с толковым словарем Ожегова.

Дается характеристика героев.

Физ. Минутка.

Слайд №6

Елочки зеленые на ветру качаются, низко наклоняются. Сколько елочек зеленых, столько сделаем наклонов. Приседайте столько раз, сколько бабочек у нас. Сколько красненьких кружков, столько сделаем прыжков.

Выполняются движения.

Закрепление изученного. Чтение по ролям. Инсценирование.

Чтение диалога « Сороки и Елочки» (работа в парах)

Работа в паре, отработка выразительности чтения.

Постановка проблемы.

Слайд №7 «Заповедник Брянский лес»

Представьте что нашей елки в лесу не стало

Что произойдет?

Как вы думаете, смогли бы мы помочь еле, что бы их не рубили?

Сообщение о заповеднике Брянский лес.

Дети высказывают предположения, дают толкование слова заповедник слушают информацию о пользе хвойных лесов.

Анализ сказки

Знакомство со стихотворением С.Михалкова « Событие»

Что произошло с елочкой в канун нового года

Подчеркните главные слова елки. (очнулась, живая, украшенная, стройная)

Зачитывают текст (часть №4, находят слова в тексте)

Рефлексия

Слайд №8

Выбери и продолжи любое предложение

Я узнал…

Я похвалил бы себя…

Я хочу знать…

Ответы учащихся

Итог урока

Слайд №9

Слайд №10 « Спешите делать добро!»

Почему произведение С.Михалкова назвали «Новогодняя быль», а не « Новогодняя сказка»

Ответы учащихся. Это было и должно быть всегда, поэтому « Спешите делать добро»

Домашнее задание

Слайд №11

Пересказать сказку от лица Елочки, используя слова выделенные на уроке.

Самоанализ урока

Урок литературного чтения во втором классе по традиционной системе, по программе « Школа России» (ФГОС) автор учебника Л.В.Климанова, В.Г.Горецкий. Раздел « Как хорошо уметь читать», произведение С.Михалкова «Новогодняя быль». На данное произведении отводится 2 часа.

Тип урока : повторение и обобщение полученных знаний.

На уроке решались следующие задачи:

Обучающие: закреплять умение выстраивать цепь событий в произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения, анализировать произведение.

Воспитательные: установление психологического и эмоционального контакта с детьми, воспитании интереса к чтению, воспитание положительного отношения к окружающему миру, людям, учить детей анализировать свое поведение через поступки литературных героев.

Развивающие: развивать умение видеть в героях недостатки, объяснять их, развивать эмоциональное восприятия при чтении по ролям.

Использовалось следующее оборудование:

1 Экран

2 Компьютер

3 Мультимедийный проектор

4 Словарь Ожегова

5 Листы с отпечатанными тестами на каждого ученика

6 компьютерная презентация

В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:

Этап самоопределения: Цель: привлечь внимание учащихся, для чего нужны уроки чтения.

Подготовка к активной познавательной деятельности. Цель: постановка проблемы, сообщение цели урока.

Основной этап урока: выстраивание последовательности событий, выразительное чтение и анализ событий, чтение по ролям, распределение персонажей их характеристика.

Этап рефлексии. Подведение итогов урока

На уроке были использованы МЕТОДЫ (по виду источника информации):

словесные (беседа, при анализе эпизодов, на этапе рефлексии)

наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, при анализе эпизодов, на основном этапе)

практические (работа по выделению слов в тексте, характеризующих персонажей сказки)

По виду учебной деятельности:

Самостоятельная работа « Работа в парах, работа с текстом»

Проблемно поисковый метод.

Формы познавательной деятельности:

Групповая (работа в парах, индивидуальная). Задействованы на уроке наглядные технические средства обучения. На уроке осуществлялась тесное межпредметная связь. Введение в урок дополнительных сведений о хвойных лесах (сообщение о Государственном Биосферном заповеднике в Брянской области, о роли хвойных лесов для человека, окружающего мира) позволило наиболее полно и ярко представить события сказки.

Стимулирование и мотивация осуществлялось через создание ситуации заинтересованности новизны, опоры на жизненный опыт, создание ситуаций, эмоционально – нравственных переживаний.

Содержание учебного материала и вида работы, используемые на уроке были направлены на поддержание познавательной активности учащихся. Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация. Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены здоровье – сберегающие технологии – физ. минутки. с воспитательной точки зрения урок способствовал формированию детей интереса к чтению, положительному отношению к людям и окружающему миру. Урок поставленной задачи достиг. Все этапы взаимосвязаны с собой.

В лесу, недалеко от дома лесничего, росла Ёлочка. Взрослые деревья — сосны и ели — издали смотрели на неё и не могли налюбоваться — такая она была стройная и красивая. Маленькая Ёлочка росла, как все ёлочки в её возрасте: летом её поливали дожди, зимой засыпало снегом. Она грелась на весеннем солнышке и дрожала во время грозы. Вокруг неё обычная лесная жизнь: туда-сюда пробегали полевые мышки, копошились разные букашки и муравьи, летали птицы. За свою недолгую жизнь Ёлочка познакомилась с настоящим зайцем, который однажды переночевал под её ветвями. Несмотря на то, что Ёлочка росла одна посреди полянки, она не чувствовала себя одинокой…

Но вот как-то летом, откуда ни возьмись, прилетела незнакомая Сорока, недолго думая села на макушку маленькой Ёлочки и стала на ней раскачиваться.
— Пожалуйста, не раскачивайся на мне! — вежливо попросила Ёлочка. — Ты мне сломаешь макушку!
— А на что тебе твоя макушка! — грубо прострекотала Сорока. — Тебя всё равно срубят под Новый год!
— Кто меня срубит? Зачем! — прошептала Ёлочка.
— А кому надо, тот и срубит! — ответила Сорока. — Разве ты не знаешь, что под Новый год люди приходят в лес за такими, как ты! А ты растешь у всех на виду!..
— Но я на этом месте уже не первый год, и меня никто не трогал! — неуверенно возразила Ёлочка.
— Ну так тронут! — сказала Сорока и улетела в лес…
В страхе прожила Ёлочка лето и осень, а когда выпал первый снег, она совсем потеряла покой: она ведь никуда не могла убежать, что бы спрятаться, затерятся в лесу среди таких же ёлочек.
В декабре выпало так много снега, что даже у взрослых деревьев под его тяжестью с треском обламывались сучья. А маленькую Ёлочку и вовсе засыпало по самую макушку.
— Это даже хорошо! — решила Ёлочка. — Теперь меня никто не заметит! Наступил последний день уходящего года — тридцать первое декабря. “Только бы пережить этот день!” — едва успела подумать Ёлочка, как увидела проближающегося человека. Он шёл прямо к ней. Человек ухватился за её верхушку и сильно встряхнул Ёлочку. Осыпались тяжёлые пласты снега, нависшие на ветвях Ёлочки, и она беззащитно расправила перед человеком свои пушистые зелёные ветки.
— Я правильно тебя выбрал! — весело сказал человек и улыбнулся. Он не заметил, что при этих словах Ёлочка потеряла сознание…
Когда Ёлочка очнулась, она ничего не могла понять: она была жива и стояла на том же самом месте, толко на её ветвях висели лёгкие, цветные, стеклянные шары, и вся она была окутана тонкими серебрянными нитями, а самую макушку украшала большая золотая звезда..
А утром, в первый день Нового года, из дома лесника вышли его дети — брат и сестра. Они встали на лыжи и направились к Ёлочке. Когда они к ней подошли, мальчик сказал девочке: — Теперь это будет наша новогодняя Ёлочка! Мы будем так украшать её каждый год!..
Эта история случилась много, много лет тому назад. Давно уже умер старый лесничий. Живут в городе его взрослые дети, которые, в свою очередь, тоже имеют детей. А в лесу, посреди полянки, напротив нового лесничего, поднимается высокая, стройная ель, и в канун Нового года она вспоминает своё детство…