Смысл картины тайная вечеря леонардо да винчи. Секреты фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" (8 фото)


Тайная вечеря. Для многих ученых-историков и искусствоведов «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи является величайшим произведением мирового искусства. В «Коде да Винчи» Дэн Браун фокусирует внимание читателей на некоторых символических элементах этой картины в те минуты, когда Софи Невё, находясь в доме Ли Тибинга, узнает о том, что Леонардо мог зашифровать в своем шедевре некий великий секрет. «Тайная вечеря» - фреска, выполненная на стене трапезной монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане. Еще в эпоху самого Леонардо она считалась его самой лучшей и знаменитой работой. Фреска была создана между 1495 и 1497 годами, но уже в течение первых двадцати лет своего существования, как явствует из письменных свидетельств тех лет, начала портиться. Ее размеры - приблизительно 15 на 29 футов.

Фреска была написана толстым слоем яичной темперы на сухой штукатурке. Под главным слоем краски находится грубый композиционный набросок, этюд, начертанный красным, в манере, предваряющей обычное использование картона. Это своего рода подготовительный инструмент. Известно, что заказчиком картины был миланский герцог Лодовико Сфорца, при дворе которого Леонардо снискал славу великого живописца, а вовсе не монахи монастыря Санта-Мария делла Грацие. Тема картины - момент, когда Иисус Христос объявляет своим ученикам, что один из них предаст его. Об этом пишет в третьей главе своей книги «Божественная пропорция» Пачоли. Именно этот миг - когда Христос объявляет о предательстве - и запечатлел Леонардо да Винчи. Чтобы добиться точности и жизнеподобия, он изучал позы и выражения лиц многих своих современников, которых позднее изобразил на картине. Личности апостолов неоднократно были предметом споров, однако, судя по надписям на копии картины, хранящейся в Лугано, это (слева направо): Варфоломей, Яков-младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, Яков-старший, Филипп, Матфей, Фаддей и Симон Зелот. Многие искусствоведы считают, что эту композицию следует воспринимать как иконографическую интерпретацию евхаристии - причащения, поскольку Иисус Христос обеими руками указывает на стол с вином и хлебом. Почти все исследователи творчества Леонардо сходятся на том, что идеальное место для разглядывания картины - с высоты примерно 13-15 футов над уровнем пола и на расстоянии 26-33 футов от нее. Есть мнение - ныне оспариваемое, - что композиция и система ее перспективы основаны на музыкальном каноне пропорции. Неповторимый характер «Тайной вечере» придает то, что в отличие от прочих картин подобного рода она показывает поразительное разнообразие и богатство эмоций персонажей, вызванных словами Иисуса о том, что один из учеников предаст его. Никакая другая картина, написанная на сюжет Тайной вечери, не может быть даже близко сравнима с уникальной композицией и проработкой деталей в шедевре Леонардо. Так какие же тайны мог зашифровать в своем творении великий художник? В книге «Открытие тамплиеров» Клайв Принс и Линн Пикнетт утверждают, что несколько элементов структуры «Тайной вечери» свидетельствуют о зашифрованных в ней символах. Во-первых, они считают, что фигура по правую руку от Иисуса (для зрителя она находится слева) - не Иоанн, а некая женщина.

На ней одеяние, цвет которого контрастирует с одеждами Христа, она наклонена в противоположную сторону от Иисуса, сидящего по центру. Пространство между этой женской фигурой и Иисусом имеет форму буквы V, а сами фигуры образуют букву М.

Во-вторых, на картине, по их мнению, рядом с Петром видна некая рука, сжимающая нож. Принс и Пикнетт утверждают, что эта рука не принадлежит никому из персонажей картины.

В-третьих, сидящий непосредственно слева от Иисуса (справа - для зрителей) Фома, обращаясь к Христу, поднял палец.

И наконец, существует гипотеза, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей - на самом деле автопортрет самого Леонардо.

Разберем каждый из пунктов по порядку. При близком рассмотрении картины выясняется, что персонаж справа от Иисуса (для зрителя - слева) действительно отличается женскими или женственными чертами. Принс и Пикнетт уверяют читателей, что под складками одежды даже различима женская грудь. Конечно же, Леонардо порой любил придавать женские черты мужским фигурам и лицам. Например, при внимательном рассмотрении изображения Иоанна Крестителя видно, что он наделен едва ли не чертами гермафродита с бледной безволосой кожей.
Но что же из того, что на картине «Тайная вечеря» Иисус и Иоанн (женщина) отклонились в противоположные стороны, образуя между собой пространство в виде буквы V, а контуры их тел образуют букву М? Несет ли это некую символическую нагрузку? Принс и Пикнетт утверждают, что подобное непривычное размещение фигур, одна из которых имеет явственные женские черты, содержит намек на то, что это не Иоанн, а Мария Магдалина, а знак V - символ священного женского начала. Буква М, согласно их гипотезе, означает имя - Мария/Магдалина. С этим предположением можно соглашаться или не соглашаться, но его оригинальности и смелости никто не станет отрицать. Остановимся на лишенной тела руке. Чья же рука видна слева, рядом с фигурой Петра? Почему она столь угрожающе сжимает кинжал или нож? Еще одна странность состоит в том, что левая рука Петра ребром ладони как будто рассекает горло соседней фигуры.

Что этим хотел сказать Леонардо? Что означает столь странный жест Петра? Однако при близком рассмотрении видно, что рука с ножом все-таки принадлежит Петру, а не существует сама по себе. Петр вывернул левую руку, и потому ее положение явно необычное и крайне неуклюжее. Что касается второй руки, угрожающе вскинутой к горлу Иоанна/Марии, тому имеется объяснение: Петр-де просто кладет руку ему/ей на плечо. Скорее всего споры на сей счет будут продолжаться еще очень долго. Что касается Фомы, сидящего слева от Иисуса (справа - для зрителя), то он действительно поднял вверх указательный палец левой руки в явно угрожающей манере. Этот жест Иоанна Крестителя, как называют его Принс и Пикнетт, присутствует на многих картинах Леонардо, а также других живописцев той эпохи. Он якобы символизирует подземный поток знания и мудрости. Дело в том, что Иоанн Креститель в действительности играл куда более важную роль, чем та, которая отведена ему в Писании. Тем, кто желает больше узнать об этом, я советую прочитать книгу «Открытие тамплиеров». Изображенный на картине апостол Фаддей, похоже, обладает некоторым сходством с Леонардо, если сопоставить его образ со знаменитым автопортретом великого художника. На многих картинах Леонардо да Винчи, посвященных Иисусу или Святому Семейству, заметна одна и та же деталь: по крайней мере одна из фигур бывает повернута спиной к главному персонажу живописного полотна. Например, в картине «Поклонение волхвов». Недавно завершенная реставрация «Тайной вечери» позволила узнать немало нового об этой удивительной картине. В ней, да и во многих других полотнах Леонардо на самом деле спрятаны некие тайные послания и забытые символы. Однако их истинный смысл до сих пор остается нам не до конца ясен, что порождает все новые и новые догадки и предположения. Как бы то ни было, в будущем предстоит еще многое сделать для разгадки этих тайн. Хотелось бы, чтобы нам удалось хоть в самой малой степени постичь замыслы великого мастера.

Если попытаться вспомнить шедевры живописи, которые копировались бесчисленное множество раз, то одной из первых в этом ряду будет фреска «Тайная вечеря» работы Леонардо да Винчи. Писавшаяся в течение двух лет, с 1495 по 1497 год, уже в эпоху Возрождения, она получила около 20 «наследников» этой же тематики, написанных мастерами кисти Испании, Франции и Германии.

Надо сказать, что и до Леонардо некоторые флорентийские художники уже использовали этот сюжет в своем творчестве. К сожалению, современным искусствоведам стали известны только работы Джотто и Гирландайо.

Леонардо да Винчи в Милане

Ценителям живописи, а особенно творчества Леонардо да Винчи, давно известно местонахождение всемирно известной фрески. Но многие любители до сих пор задаются вопросом о том, где находится «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Ответ на него приведет нас в Милан.

Творческий период, относящийся ко времени работы в Милане, как и вся жизнь художника, покрыт тайнами и за сотни лет овеян множеством легенд.

Леонардо да Винчи, известный как любитель загадок, головоломок и тайных шифров, оставил после себя огромное количество ребусов, часть из которых до сих пор не поддалась разгадкам ученых всего мира. Может показаться, что и жизнь, и творчество художника - сплошная тайна.

Леонардо и Людовико Сфорца

Появление Леонардо в Милане напрямую связано с именем Людовико Мария Сфорца по прозвищу Моро. Властный правитель и талантливый во многих областях деятель герцог Моро в 1484 году выписал для службы ставшего уже известным к этому времени Леонардо да Винчи. Картины и инженерный талант художника привлекли внимание дальновидного политика. Он планировал использовать молодого Леонардо в качестве инженера-гидротехника, проектировщика гражданских сооружений и конструктора техники военного назначения. И он не ошибся. Молодой инженер не переставал удивлять Моро своими изобретениями. На суд герцога были предложены такие технические разработки, как новые модели пушек и легкого вооружения, немыслимая по тем временам конструкция мостов и мобильные повозки для военных нужд, неуязвимые и неприступные.

Милан. Храм Санта-Мария-делле-Грацие

К моменту появления Леонардо в Милане здесь уже велось строительство Доминиканского монастыря. Ставший главным архитектурным акцентом монастырского комплекса, храм Санта-Мария-делле-Грацие достраивался под руководством уже известного в то время итальянского зодчего.

Герцог Сфорца планировал расширить площадь храма и расположить здесь усыпальницу своего великого рода. Леонардо да Винчи был привлечен к работе над библейским сюжетом «Тайная вечеря» в 1495 году. Место для фрески было определено в трапезной храма.

Где увидеть «Тайную вечерю»?

Чтобы проще было понять, где находится «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, нужно встать лицом к храму со стороны улицы Corso Magenta и обратить взор к левой части, пристройке. Сегодня это полностью отреставрированное здание. Но Вторая мировая война не поскупилась на разрушения. Очевидцы рассказывали, что после авианалетов храм практически полностью был разрушен, а то, что осталась при этом уцелевшей фреска, называли не иначе как чудом.

Сегодня к месту, где находится «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, стремятся миллионы любителей искусства. Попасть сюда не так просто. В туристический сезон бронировать место в экскурсионной группе нужно заранее. А в целях сохранения шедевра посетители пропускаются в зал небольшими группами, и время осмотра ограничено 15 минутами.

Долгая и кропотливая работа над фреской

Работа над созданием фрески продвигалась медленно. Художник работал хаотично, впрочем, как и все гении. То по нескольку дней не отрывался от кисти, то, наоборот, днями не притрагивался к ней. Иногда, прямо средь бела дня, он бросал все дела и бежал к своей работе, чтобы сделать только один мазок кистью. Искусствоведы находят этому несколько объяснений. Во-первых, художник для работы решил выбрать новый вид росписи - не темперой, а масляными красками. Это позволяло постоянно вносить дополнения и корректировать изображения. Во-вторых, постоянная доработка сюжета трапезы позволяла художнику в очередной раз наделить ассоциативными тайнами героев «Тайная вечеря». Описание сопоставлений апостолов с реальными персонажами, современниками Леонардо, сегодня можно найти в любом искусствоведческом справочнике.

Поиски прототипов и вдохновения

Совершая ежедневные прогулки в разных кварталах города, среди торговцев, бедняков и даже преступников, художник всматривался в лица, пытаясь найти черты, которыми можно было бы наделить своих персонажей. Его можно было встретить в самых разных трактирах, сидящим в компании бедняков и рассказывающим для них свои занимательные истории. Его интересовали человеческие эмоции. Как только он улавливал интересное для себя тут же зарисовывал его. Некоторые из подготовительных набросков художника история умудрилась сохранить для потомков.

Вдохновение и образы для будущего шедевра Леонардо искал не только среди лиц на улицах Милана, но и среди своего окружения. Не стал исключением и его «работодатель» Сфорца, появившийся в «Тайной вечере» в облике Иуды. Легенда рассказывает, что поводом для такого решения послужила банальная ревность художника, тайно влюбленного в фаворитку герцога. Такой выбор мог сделать только смелый художник. «Тайная вечеря» обладает не только секретными шифрами прототипов, но и уникальным световым решением.

Живописный свет, падающий из нарисованных окон, становится по-настоящему реалистичным в сочетании с фрески из окна, расположенного на примыкающей стене. Но сегодня этот эффект наблюдать не приходится, так как окно на стене полностью затемнено в целях сохранности шедевра.

Влияние времени и сохранение шедевра

Время быстро доказало неправильность выбора техники росписи. Всего лишь два года потребовалось для того, чтобы художник увидел свое произведение сильно изменившимся. Роспись оказалась недолговечной. Леонардо да Винчи начинает проводить первую реставрацию фрески, но только через 10 лет. Он привлек к восстановительным работам и своих учеников.

За 350 лет место, где находится «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, подвергалось множеству перестроек и переделок. Дополнительная дверь, прорубленная в трапезную монахами в 1600 году, сильно повредила фреску, а к XX веку оказались полностью стертыми ноги Иисуса.

До Второй мировой войны фреску реставрировали восемь раз. С каждой реставрационной работой наносились новые слои краски, и постепенно оригинал сильно исказился. Сложная работа предстояла искусствоведам для определения первоначальной задумки Леонардо да Винчи. Картины, чертежи, анатомические записи художника хранятся во многих музеях мира, но Милан по праву считается обладателем единственного полностью законченного масштабного произведения художника.

Титанический труд современных реставраторов

В XX веке работы по реставрации «Тайной вечери» велись уже с использованием современных технологий. Постепенно, слой за слоем, художники-реставраторы снимали вековую пыль и плесень с шедевра.

К сожалению, сегодня признан тот факт, что от оригинальной фрески осталось только 2/3, а половина красок, использованных художником первоначально, безвозвратно утрачена. Для предотвращения последующих разрушений фрески сегодня в помещении трапезной храма Санта-Мария-делле-Грацие поддерживается равномерная влажность и температура воздуха.

Последняя велась 21 год. В мае 1999 года мир вновь увидел творение Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Милан по случаю открытия фрески для зрителей устроил грандиозные торжества.

Тайная вечеря.


Леонардо да Винчи - самая загадочная и неизученная личность прошлых лет. Кто-то приписывает ему божий дар и причисляет к лику святых, кто-то, напротив, считает его безбожником, продавшим душу дьяволу. Но гений великого итальянца неоспорим, поскольку все, к чему когда-либо прикасалась рука великого живописца и инженера, моментально наполнялось скрытым смыслом. Сегодня мы поговорим о знаменитом произведении «Тайная вечеря» и множествах секретов, которое оно скрывает.


Месторасположение и история создания:




Знаменитая фреска находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие , расположенной на одноименной площади Милана. А точнее - на одной из стен трапезной. Как утверждают историки, художник специально изобразил на картине точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в церкви. Этим он пытался показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) гораздо ближе к людям, чем кажется.

Заказ на написание произведения живописец получил от своего патрона - миланского герцога Людовико Сфорца в 1495 году. Правитель славился распутной жизнью и с юных лет был окружен юными вакханками. Ситуацию нисколько не меняло наличие у герцога прекрасной и скромной жены Беатриче д’Эсте , которая искренне любила супруга и в силу своего кроткого нрава не могла перечить его образу жизни. Надо признать, что Людовико Сфорца искренне почитал свою жену и был по-своему к ней привязан. Но истинную силу любви распутный герцог ощутил только в момент скоропостижной кончины своей супруги. Скорбь мужчины была столь велика, что он на 15 дней не покидал своей комнаты. А когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда прекратил все развлечения при дворе.



Произведение было выполнено в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 см. Многие ценители творчества художника сошлись во мнении, что лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться 3,5 метров вверх. Тем более что посмотреть есть на что. Уже при жизни автора фреска считалась его лучшим произведением. Хотя, назвать картину фреской было бы неправильным. Дело в том, что Леонардо да Винчи писал произведение не на мокрой штукатурке, а на сухой, чтобы иметь возможность редактировать ее несколько раз. Для этого художник нанес на стену толстый слой яичной темпры, которая впоследствии сослужила дурную службу, начав разрушаться всего через 20 лет после написания картины. Но об этом чуть позже.

Идея произведения:




«Тайная вечеря» изображает последний пасхальный ужин Иисуса Христа с учениками-апостолами, состоявшийся в Иерусалиме накануне его ареста римлянами. Согласно писанию, Иисус сказал во время трапезы, что один из апостолов предаст его. Леонардо да Винчи постарался изобразить реакцию каждого из учеников на пророческую фразу Учителя. Для этого он ходил по городу, говорил с простыми людьми, смешил их, расстраивал, обнадеживал. А сам при этом наблюдал за эмоциями на лицах. Целью автора было отображение знаменитого ужина с чисто человеческой точки зрения. Именно поэтому он изобразил всех присутствующих в ряд и никому не пририсовал нимба над головой (как это любили делать другие художники).



Вот мы и дошли до самой интересной части статьи: секретов и особенностей, скрытых в произведении великого автора.



1. Как утверждают историки, сложнее всего Леонардо да Винчи далось написание двух персонажей: Иисуса и Иуды. Художник старался сделать их воплощением добра и зла, поэтому долго не мог найти подходящих моделей. Однажды итальянец увидел в церковном хоре юного певчего - настолько одухотворенного и чистого, что сомнений не осталось: вот он - прототип Иисуса для его «Тайной вечери» . Но, несмотря на то, что образ Учителя был написан, Леонардо да Винчи еще долго корректировал его, считая недостаточно совершенным.

Последним ненаписанным персонажем на картине оставался Иуда. Художник часами бродил по самым злачным местам, выискивая среди опустившихся людей модель для написания. И вот почти через 3 года ему повезло. В канаве валялся абсолютно опустившийся тип в состоянии сильного алкогольного опьянения. Художник приказал привести его в мастерскую. Мужчина почти не держался на ногах и не соображал, куда он попал. Однако, уже после того, как образ Иуды был написан, пьяница подошел к картине и признался, что уже видел ее раньше. На недоумение автора человек ответил, что три года назад он был совсем другим, вел правильный образ жизни и пел в церковном хоре. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа. Так, согласно мнению историков, Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни. Это еще раз подчеркивает тот факт, что добро и зло идут так близко, что иногда грань между ними неощутима.

Кстати, во время работы Леонардо да Винчи отвлекал настоятель монастыря, который постоянно торопил художника и утверждал, что тот должен сутками писать картину, а не стоять перед ней в раздумьях. Однажды живописец не выдержал и пообещал настоятелю списать с него Иуду, если тот не перестанет вмешиваться в творческий процесс.




2. Самым обсуждаемым секретом фрески является фигура ученика, расположившегося по правую руку от Христа. Считается, что это не кто иной, как Мария Магдалина и ее месторасположение указывает на тот факт, что она была не любовницей Иисуса, как это принято считать, а его законной женой. Этот факт подтверждает буква «М», которую образуют контуры тел пары. Якобы она означает слово «Matrimonio», которое в переводе означает «брак». Некоторые историки спорят с этим утверждением и настаивают, что на картине проглядывается подпись Леонардо да Винчи - буква «V». В пользу первого утверждения выступает упоминание о том, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами. Согласно традициям, сделать это могла только законная жена. Более того, считается, что женщина на момент казни мужа была беременной и родила впоследствии дочь Сару, которая положила начало династии Меровингов.

3. Некоторые ученые утверждают, что необычное расположение учеников на картине не случайно. Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по… знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина - девой.



4. Нельзя не упомянуть тот факт, что во время бомбежки во время Второй мировой войны снаряд, попавший в здание церкви, разрушил почти все, кроме стены, на которой была изображена фреска. Хотя, сами люди не только не берегли произведение, но и поступали с ним поистине варварски. В 1500 году потоп в церкви нанес картине непоправимый ущерб. Но вместо того, чтобы отреставрировать шедевр, монахи в 1566 году проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам. Чуть позже над головой Спасителя повесили миланский герб. А в конце 17 века из трапезной и вовсе сделали конюшню. И без того полуразрушенная фреска покрылась навозом, а французы соревновались друг с другом: кто попадет кирпичом в голову одного из апостолов. Однако были у «Тайной вечери» и поклонники. Французский король Франциск I настолько был впечатлен произведением, что всерьез задумывался над тем, как перевезти его к себе домой.




5. Не менее интересны размышления историков о еде, изображенной на столе. К примеру, возле Иуды Леонардо да Винчи изобразил опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку. Но самым большим предметом для споров до сих пор является рыба на картине. Современники до сих пор не могут сойтись во мнении, что нарисовано на фреске - сельдь или угорь. Ученые считают, что эта неоднозначность не случайна. Художник специально зашифровал в картине скрытый смысл. Дело в том, что по-итальянски «угорь» произносится как «аринга». Добавляем еще одну букву, получаем совсем другое слово - «арринга» (наставление). В то же время слово «сельдь» произносится в северной Италии как «ренга», что означает в переводе «тот, кто отрицает религию». Для атеиста художника ближе второе толкование.

Как видите, в одной-единственной картине скрыто множество тайн и недосказанностей, над раскрытием которых борется не одно поколение. Многие из них так и останутся неразгаданными. А современникам останется лишь строить догадки и повторять шедевр великого итальянца в красках, мраморе, песке, стараясь продлить жизнь фрески.

Отвергая надуманную, фальшивую героику итальянских академистов, которые полагали прогресс современного искусства не в живой связи с жизнью, а в наибольшем приближении его к идеалам и формам прошлых эпох, Рембрандт в то же время глубоко изучал произведения мастеров итальянского Возрождения. Сохранилось, в частности, три его рисунка с фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"…

Когда в 1482-ом году в Милан приехал тридцатилетний Леонардо да Винчи, он попал в настоящий водоворот празднеств и увеселений. Красивый, одаренный, прекрасный певец и музыкант, он стал центром блестящего общества. "Все умеет, знает все, - писал о нем один из современников, - отличный стрелок из лука и арбалета, наездник, пловец, мастер фехтования на шпагах; он левша, но нежной и тонкой левой рукой сгибает железные подковы".

Леонардо да Винчи был великим математиком, разработавшим теорию зрительной перспективы, и выдающимся анатомом, изучившим внутренние органы человека по вскрытым им самим человеческим трупам. Его влекло к военному делу. Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета.

В историю искусства Леонардо вошел как величайший живописец итальянского высокого Возрождения наряду с Рафаэлем и Микеланджело. Через год после прибытия в Милан Леонардо стал работать над своей гениальной картиной "Мадонна в скалах", ныне находящейся в парижском Лувре. Он воплотил в ней свое представление о прекрасном человеке и писал ее одиннадцать лет.

Сразу по окончании "Мадонны в скалах" Леонардо перешел к своему величайшему творению - фреске для миланской монастырской столовой (так называемой трапезной) "Тайная вечеря". Два года, 1495-ый и 1496-ой, он работал от восхода солнца до вечерней темноты. Не выпуская из рук кисти, он писал фреску непрерывно, забывая о еде и питье. "А бывало, что пройдут два, три, четыре дня, и он не прикасается к картине", - писал современник.

Помещение трапезной монастыря Мария делла Грация было большим, и фреска была задумана так, чтобы все тринадцать персонажей разместились на свободном пространстве стены длиной восемьсот восемьдесят, высотой четыреста шестьдесят сантиметров. Каждая фигура оказалась в полтора раза больше обыкновенного человеческого роста, но зрителю они видны лишь выше пояса.

Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. Во вторник Страстной недели вечером Иисус Христос указал ученикам на Пасху как на время своей насильственной смерти. Сразу после этого Иуда, один из двенадцати апостолов, украдкой оставил своих собратьев и явился в Синедрион, совет старейшин и аристократов Иерусалима. Какие побуждения руководили этим человеком, сам ли Иуда потребовал плату за предложенную им кровь, или она была предложена ему, на этот вопрос нет ответа. Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. Выданная за предательство плата Иуде была ничтожной, тридцать сиклей, цена негодного к работе раба.

К вечеру в четверг, когда сгущавшийся сумрак мог избавить от наблюдения вездесущих доносчиков, Спаситель с двенадцатью учениками незамеченным вошел в Иерусалим. Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. Стол накрыт. Почетным местом было среднее, и оно было занято Христом. Апостолы расположились по сторонам от него четырьмя группами по трое: шесть человек слева от Христа, шесть справа. Иуда изображен повернувшимся к Христу в профиль с выражением лживой преданности и тайного страха на грубом, хищном лице; третьим слева от Христа, то есть четвертым от левого края фрески.

Расположив стол, за которым сидят Христос и апостолы параллельно стене, которую украшает фреска, Леонардо как бы продолжает реальное пространство трапезной, где находится зритель. Получается, что и мы, и Христос с апостолами находимся в одном и том же гигантском помещении по разные стороны от вытянутого по горизонтали стола.

Обрисовка обстановки сведена к минимуму. Длинный стол, покрытый узорчатой золотистой скатертью и скромной посудой, резко выдвинут к зрителю. За ним подразумевается большое пространство в двух-трех десятках шагов от нас, замыкаемое прямоугольником противоположной стены с тремя светлыми окнами. При этом возвышающийся над остальными апостолами Христос оказывается на фоне среднего, самого большого окна. Из верхних углов фрески к его голове стремительно опускаются линии стыка потолка с боковыми стенами.

В основу композиции "Тайной вечери" положено простейшее геометрическое построение: опирающийся на нижний край фрески треугольник. Его боковые стороны - края стола и положенные на стол расставленные руки Христа. Вершина треугольника совпадает с качнувшейся в правую сторону от зрителя обнаженной головой Христа. Таким образом, Христос загораживает главную точку схода, уходящую в глубину параллели.

Прямоугольная рама центрального окна в глубине превращается в своеобразную раму погрудного портрета Христа. За окном, слева от его лица, видны далекие-далекие горы, у подножия которых протекает река. Над головой Спасителя плывут облака, и космос, проникая через окна в трапезную, мягко обволакивает своими таинственными полутенями всех людей и предметы. Взоры учеников, жесты их рук направлены к Христу, и это еще больше приковывает внимание к его фигуре. Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную.

Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе. Значение "Тайной вечери" Леонардо да Винчи в мировом искусстве определяется, во-первых, тем, что здесь впервые была полностью разрешена проблема синтеза живописи и архитектуры, сведение их в единое художественное одухотворенное целое. Во-вторых, фреска Леонардо открыла для европейской живописи совершенно новую область - область психологического конфликта. Не довольствуясь изображением этой евангельской сцены как реального события, Леонардо впервые истолковал ее как разоблачение и осуждение предательства.

Перед началом вечери Христос, сознательно уподобив себя рабу, омыл ноги учеников, вытерев их своим поясом. За столом он объяснил им свой поступок как доброе и милостивое дело. "Но так должны поступать и они друг с другом, - сказал он, - они должны научиться смирению, самоотречению и любви к людям".

"Блаженны те, которые поймут, что борьба за преимущества, притязательность и настойчивость на правах своего достоинства, страсть к властолюбию составляют отличительные свойства тирании и языческой незрелости; а самый великий из христиан должен быть самым смиренным, - еще раз предостерег он, - не ожидать земной награды или земных благ; его престол и царство не от мира сего".

Затем речь его стала печальной. Среди его соратников находится человек, который уже навлек проклятье на свою голову. В эту ночь оставят его все, даже наиболее возлюбленные им, но это еще не все. В эту ночь даже самый мужественный из них клятвенно трижды отречется от него, но и это еще не все. Истинно говорю вам: один из вас предаст меня.

За серединой стола, вдоль главной оси фрески полуфигура Христа, представляющая логический центр повествования, отделена промежутками от фигур апостолов. На Иисусе красно-оранжевая одежда раба - хитон с круглым отверстием для головы. Через левое плечо переброшен светло-синий плащ. Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. Вещие слова сказаны. И вот по ряду учеников проходит волна, как бы состоящая из двенадцати фигур, считая то в одну, то в другую сторону от Христа: удар, круговращение, отражение, обращение, вздымание, склон, подъем, стремительность, замедление, углубление и так далее, вплоть до исчерпывания движения в крайних, замыкающих композицию фигурах. Это все термины самого Леонардо.

Так подобно брошенному в воду камню, порождающему все более расходящиеся по ее поверхности круги, слова Христа, упавшие среди мертвой тишины, вызывают величайшее движение в этом собрании, до того пребывавшем в состоянии полного покоя.

Особенно выразительна захватывающая зрителя контрастными характерами и чувствами составляющих ее лиц группа апостолов по правую руку от Христа, то есть слева от зрителя. Весть о предательстве словно парализовала нежного юношу с мягким сердцем, любимого ученика Христа, Иоанна. Золотистые локоны обрамляют его женственное лицо, руки лежат на столе, пальцы бездейственно сплетены. Наклонив голову влево от нас, он слушает стремительного и гневного седобородого Петра, верховного апостола, который, сжимая нож в правой руке, шепчет что-то ему на ухо.

И, наконец, между Петром и столом, прижатый к столу, низкорослый, с взлохмаченными волосами, погруженный в тень, повернувшись к нам в профиль, напряженно и гипнотизирующе смотрит на Христа Иуда. Заостренность крючковатого носа, сходящегося с подбородком, выпяченная кривая нижняя губа, низкий покатый лоб - все эти Иудины черты выражают единство физического и морального уродства.

Когда другие рассуждали между собой о том, кто предал, он с наглостью и презрительным ожесточением преступника оставался безмолвным. Но вот, уязвленный тем потрясающим ужасом, с которым все остальные смотрели на саму возможность предательства, он и сам дерзнул на гнусный и бесстыдный вопрос. Откинувшись влево от нас в сторону, упав локтем правой руки, сжимающей кошелек на стол, так что упала и покатилась солонка, он словно защищается от изобличения протянутой левой рукой, в то время как правая рука судорожно прижимает кошелек к груди. Так, скорчившись, боясь разоблачения, впиваясь в Христа обуреваемым неблагодарностью сверлящим взглядом, он хрипло шепчет с язвительностью дерзкой насмешки: "Не я ли, равви?"

Лицо Христа как бегущая волна. Оно меняется, оно живет и дышит. Оно в становлении, в нем игра мыслей и чувства. Оно обещание последующих свершений мирового портретного искусства. Оно предвестие поздних рембрандтовских лиц. Оно печально той печалью, которая долговечнее стали и камня. "Ты сказал", следует тихий, неукоризненный ответ, запечатлевающий виновность предателя.

Как иногда в бурные ночи с диким завыванием рвется ветер через треснувшие стены какого-нибудь заброшенного места, так и в погибельной душе Иуды бушуют зависть и ненависть. "Что делаешь, делай скорее", - громко продолжит Христос. И Иуда сразу поймет, что означают эти слова. "Твой гнусный замысел созрел, исполняй его без всякого льстивого лицемерия и бесполезных отсрочек". И предатель выйдет из-за стола и покинет недоумевающее собрание.

Затененный злобный профиль Иуды среди ярко освещенных лиц остальных апостолов. Буря страстей в душе предателя и его испуг позволяют Леонардо выделить Иуду среди других апостолов и сделать его роль понятной зрителю. Еще никогда европейские мастера не вкладывали в свои фрески и картины столько наблюдений над жизнью человеческой души.
Главный герой драмы величественно прост и спокоен. В самом страдании Христос обретает благородство, но его образ давался Леонардо нелегко. Впоследствии передавали, что художник долго не мог закончить его голову. Зато зоркостью своей в изучении страстей и слабостей человека Леонардо как бы предвосхищает своего младшего современника - итальянского политического деятеля, историка и писателя Никколо Макиавелли, который призывал отречься от идеализации человеческой природы и исходить в политике из положения, что люди неблагодарны, изменчивы, лицемерны, трусливы перед опасностью, жадны до наживы.

Анатолий Вержбицкий. "Творчество Рембрандта".

Само название знаменитой картины да Винчи «Тайная вечеря» несет в себе сакральное значение. Действительно многие полотна Леонардо овеяны ореолом загадочности. В «Тайной вечере», как и во многих других работах художника, прослеживается много символизма и скрытых посланий.
Недавно была завершена реставрация легендарного творения. Благодаря этому удалось узнать немало интересных фактов, связанных с его историей. Смысл картины до сих пор остается для многих мутным и не совсем ясным. Вокруг скрытого смысла «Тайной вечери» рождаются всё новые и новые догадки.
Леонардо да Винчи - одна из самых загадочных личностей в истории изобразительного искусства. Одни чуть ли не причисляют художника к лику святых и сочиняют ему хвалебные оды, другие, напротив, считают его богохульником, продавшим душу дьяволу, при этом никто не сомневается в гениальности великого итальянца.

История создания картины

Сложно верится, но картина «Тайная вечеря» была написана в 1495 году на заказ миланского герцога Людовико Сфорца. Несмотря на то, что правитель славился своей распутной жизнью, у него была очень скромная и благонравная жена Беатриче, которую он, стоит отметить, очень уважал и почитал.
Но, к несчастью, истинная сила его любви проявилась лишь тогда, когда его супруга скоропостижно скончалась. Скорбь герцога была столь велика, что он 15 дней не выходил из собственных покоев, а когда вышел, то первым делом тзаказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда поставил точку в своем разгульном образе жизни.



Свое уникальное творение художник завершил в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 сантиметров. Лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться на 3,5 метров вверх. Создавая картину, Леонардо пользовался яичной темперой, что, впоследствии, сыграло с ним злую шутку. Полотно начало разрушатся всего через 20 лет после создания.
Знаменитая фреска находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие на одной из стен трапезной в Милане. Если верить искусствоведам, художник специально изобразил на картине точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в церкви. С помощью этого незамысловатого приема он пытался показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) находится гораздо ближе, чем мы думаем. 1. Личности апостолов, изображенных на полотне, неоднократно были предметом споров. Судя по надписям на репродукции картины, хранящейся в Лугано, это (слева направо) Варфоломей, Яков-младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, Яков-старший, Филипп, Матфей, Фаддей и Симон Зелот.




2. Многие историки считают, что эта картина изображает евхрастию (причащение), поскольку Иисус Христос обеими руками указывает на стол с вином и хлебом. Правда, существует и альтернативная версия. О ней пойдет речь ниже…
3. Многие еще со школьного курса знают историю о том, что сложнее всего да Винчи во время написания картины дались Иисус и Иуда. Изначально художник планировал сделать их воплощением добра и зла и долго не мог найти людей, которые бы послужили моделями для создания его шедевра.
Однажды итальянец во время службы в церкви увидел в хоре юношу, настолько одухотворенного и чистого, что не оставалось сомнения: вот оно - воплощение Иисуса для его «Тайной вечери».
Последним персонажем, прототип которого художнику так и не удавалось до последнего найти, был Иуда. Художник часами бродил узкими итальянскими улочками в поисках подходящей модели. И вот спустя 3 года, да Винчи нашел то, что искал. В канаве валялся пьяный мужчина, который уже давно находился на краю социума. Художник приказал привести пьяницу в его мастерскую. Мужчина практически не держался на ногах и слабо соображал, куда он вообще попал.


После того как образ Иуды был завершен, пьяница подошел к картине и признался, что где-то уже ее раньше видел. На недоумение автора мужчина ответил, что три года назад его было не узнать: он пел в церковном хоре и вел праведный образ жизни. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа.


Так, по предположениям историков, Иисус и Иуда были написаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни. Этот факт служит метафорой того, что добро и зло идут рука об руку и между ними очень тонкая грань.
4. Самым спорным считается мнение о том, что по правую руку от Иисуса Христа расположен вовсе не мужчина, а не кто иной, как Мария Магдалина. Ее месторасположение указывает на то, что она была законной женой Иисуса. Из силуэтов Марии Магдалины и Иисуса образовывается буква «М». Якобы она означает слово «Matrimonio», которое переводится как «брак».


5. По мнению некоторых ученых, необычное расположение учеников на полотне не случайно. Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина - девой.
6. Нельзя не упомянуть тот факт, что во время Второй мировой войны в результате попадания снаряда в здание церкви, было разрушено практически всё, кроме стены, на которой была изображена фреска.
Однако в 1566 году местные монахи проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам картины. уть позже над головой Спасителя повесили миланский герб. А в конце ХVII века из трапезной и вовсе сделали конюшню.
7. Не менее интересны размышления жрецов искусства о еде, изображенной на столе. К примеру, возле Иуды Леонардо нарисовал опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку.


8. Существует предположение, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей - это на самом деле автопортрет самого да Винчи. И, учитывая нрав художника и его атеистические взгляды, эта гипотеза более, чем вероятна.