"славянская эпопея" альфонса мухи. "славянская эпопея" как грезы о единстве Славянская эпопея

В Праге — самое большое здание Национальной пражской галереи. Здесь представлены шедевры современного искусства с конца XIX века до наших дней. Среди авторов: Пабло Пикассо, Жорж Брак, Густав Климт, Альфонс Муха, Огюст Ренуар, Винсент Ван Гог. Мы хотели увидеть 20 монументальных полотен А. Мухи «Славянская эпопея».

Административный округ Прага 7. Исторический район Голешовице.

Небольшая путаница

Здание галереи называют по-разному: Дворец выставок в Праге, Ярмарочный дворец, Выставочнвй дворец или по чешски Národní galerie v Praze. Если вы едете на такси, то лучше назвать Veletržní palác (дворец Велетржни) место где находится коллекция современного искусства.

Будьте внимательны! Это здание путают ещё с двумя музеями — Музеем современного искусства в Праге (музей Кампа на острове Кампа) и, почему-то с музеем Кафки.

Если вы хотите увидеть здание-дворец, вроде или , то вас ждёт разочарование.

Дворец Велетржни — современное здание в стиле функционализма. Построен в 1928 году и на тот момент был самым большим зданием в мире.

Картинная галерея

Картинная галерея занимает несколько этажей. Здесь выставлены работы чешских художников, шедевры прославленных мастеров Европы. Уникальную ценность представляют подборки французского и европейского искусства (Пабло Пикассо, Жорж Брак, Густав Климт, Альфонс Муха, Огюст Ренуар, Винсент Ван Гог).


Здесь же проходят временные экспозиции. Мы рады, что застали выставку скульптур Огюста Родена.

Нам музей понравился: просторно, свободно, народу мало, кроме картин и скульптур есть медиа фильмы.

Славянская эпопея А. Мухи

Выставка Альфонса Мухи «Славянская эпопея» (Alfons Mucha: Slovanská Epopej) проходит на территории Veletržní palác.

В Праге картины этого художника можно увидеть в разных галереях. Есть и отдельный музей — .

Кроме того, работы художника часто путешествуют по разным странам и познакомиться с творчеством Мухи не представляет сложности. Но есть одно «но». Как правило, в мировых музеях можно увидеть небольшие по размеру картины и графические работы.

А одно из величайших творений А. Мухи — «Славянская эпопея» представляющая собой 20 монументальных полотен. Коллекция не должна разделяться — таково было главное требование художника.

Картины Славянской эпопеи долго не могли найти себе «дом». Ни одно из зданий Праги не могло их вместить.

Размеры (высота потолков) Выставочного дворца (Veletržní palác) позволяли разместить картины, и несмотря на это, пришлось провести реконструкцию части здания, чтобы Славянская эпопея смогла выглядеть эффектно, достойно и не страдать от температурных перепадов.

Коллекцию таких полотен перевозить крайне сложно, поэтому знатоки искусства специально приезжают в Прагу. Мы с Галей решили не упускать возможность.

Выставка очень интересная, впечатляющая масштабом картин и изображенными на них событиями. Это действительно «эпопея».

В залах есть удобные скамейки, где можно спокойно посидеть и не торопясь рассмотреть картины.

В первом зале «Славянской эпопеи» транслируется фильм о художнике.

Время работы

Ежедневно кроме понедельника с 10:00 до 18:00

Официальный сайт музея Национальная Пражская галерея: www.ngprague.cz

Сколько стоит

  • Взрослый: 300 крон
  • Льготный: 150 крон

Вход на выставку находится на первом этаже. Жаль, что посетителей там немного, хотя славян в мире больше 300 миллионов.

Как добраться

  • На трамвае
    №№ 12, 17, 24, 53, 54, 91
    Мы ехали на №24, который идет с улицы Vodičkova в центре Праги. Ехать нужно до остановки Veletržní palác. Трамвай останавливается прямо напротив дворца.
  • На автобусе
    №156 до автовокзала Strossmayerovo náměstí
  • На метро
    До станций Vltavská

Дворец Велертжни на карте

После значительного перерыва в два года Славянская Эпопея вновь представлена в Праге всем любителям искусства. В здании Муниципального дома проходит выставка, на которой представлены также и другие работы Альфонса Мухи. Двери выставки открыты с 19 августа 2018 до 13 января 2019 года. Стоимость билетов для взрослых - 250 крон, для детей старше 6 лет и студентов - 100 крон. Есть возможность приобрести входной билет на семью, куда входят 2 родителя и не более 3-х детей, за 500 крон, а также записать группу школьников по цене в 50 крон за 1 ученика. Обзор выставки с участием гида проводится группами, по 80 крон с человека. Куратором выставки назначена Магдалена Юржикова.

Славянская эпопея |


Выставочная площадка в Муниципальном доме - одно из наиболее презентабельных пространств Праги, а стиль ар-нуво как нельзя лучше подчеркивает художественный стиль, в котором писал Альфонс Муха. Неудивительно, что выставка, столь сильно отражающая славянские традиции, которыми вдохновлялся художник, проходит именно в год, когда Чехословакия отмечает 100 лет своей государственности.


Славянская эпопея |


После успеха выставки Альфонса Мухи в Национальном художественном центре Японии, где его полотна увидели более 660 тысяч зрителей, есть новая возможность для всех желающих увидеть большую часть работ известного художника в завораживающей атмосфере Муниципального дома Праги.


Славянская эпопея |


Архитектурные особенности выставочного пространства позволяют глубже понять технические стороны работ Альфонса. Организаторы постарались представить классическую коллекцию полотен с новой точки зрения, доказывая, что эпопея все также актуальна, как во времена своего создания.

Альфонс Муха «Славянская эпопея», начало ХХ века

Чтобы заработать достаточно денег для исполнения мечты всей своей жизни, художник отправился в Америку, где вдали от родины напряженно работал, создавая афиши, рекламу, декорировал интерьеры. В 1909 году Муха познакомился с американским промышленником и дипломатом Чарльзом Крейном. Давняя мечта Альфонса о «Славянской эпопее» нашла отклик в романтической душе бизнесмена. Вскоре они подписали контракт на создание славянского цикла. И Муха с жаром принялся за работу и посвятил ей почти 15 лет жизни. Весной 1913 года Альфонс Муха отправился в Россию, чтобы собрать материалы для будущих картин цикла. Художник побывал в Санкт-Петербурге и в Москве, где посетил Третьяковскую галерею. Особенно сильное впечатление на него произвела Троице-Сергиева лавра. Создание в 1919 году независимого Чехословацкого государства художник встретил с радостью. В том же году в пражском Клементинуме были выставлены первые 11 картин серии.

Цикл состоит из двадцати монументальных полотен, восемь из которых имеют размер восемь на шесть метров. В сюжетах этих картин — события религиозного и культурного значения, батальные сцены и исторические эпизоды из жизни чехов, русских, поляков, болгар, доказывающих их единство и общие корни. Сегодня о некоторых из представленных событиях помнят только историки, и идея создания «Славянской эпопеи» воспринимается зрителями лишь отражение настроения творца. Впрочем, даже во времена Мухи далеко не все принимали идею общности славян, его много критиковали, и особенно на родине — в Чехии. Только в Америке, где в 1921 году художник представил свою грандиозную «Эпопею», она была принята с восторгом и преклонением. В 1928 году Альфонс Муха все свои работы из цикла «Славянская эпопея» оставил в дар городу Праге. Огромные размеры картин не позволили постоянно экспонировать их в музеях Праги. С 1963 г. картины украшали Моравско-Крумловский замок. В мае 2012 года после долгого спора с властями города Моравский Крумлов картины вернулись в Прагу, столицу Чехии. «Славянская эпопея» признана памятником культуры – поэтому судьбу произведений определяла специальная комиссия Министерства культуры Чехии.





Почти 15 лет жизни Альфонс Муха посвятил грандиозному замыслу — циклу картин «Славянский эпос». Художник решил запечатлеть на полотне наиболее значимые события общеславянской истории. Картины были громадные — 6х8 м. Весной 1913 года Альфонс Муха отправился в Россию, чтобы собрать материалы для будущих картин цикла. Художник побывал в Санкт-Петербурге и в Москве, где посетил Третьяковскую галерею. Особенно сильное впечатление на него произвела Троице-Сергиева лавра.

Создание в 1919 году независимого Чехословацкого государства художник встретил с радостью и сразу начал сотрудничать с новой властью — сделал эскизы денежных знаков и почтовых марок для Чехословакии. В том же году в пражском Клементинуме были выставлены первые 11 картин серии «Славянский эпос». Затем картины повезли в Америку, и туда же отправилась вся семья Мухи — на этот раз они пробыли в США два года.

В сентябре 1928 года художник передал картины серии «Славянский эпос» в собственность городу Праге. Место для них нашли не сразу. Сначала их выставили в новом Дворце промышленности, а потом отправили в город Брно. Ныне картины находятся в городе Моравский Крумлов.


Коронация сербского короля Стефана Душана

Наивысшего своего расцвета и наибольшей силы достигла Сербия в XIV веке при короле Стефане Душане (1331—1355). При нем границы сербского государства шли на западе по берегу Ионического и Адриатического морей, на востоке заходили за реку Месту, на севере доходили до Белграда, т. е. до Дуная, Савы и Дравы, и на юге до Средней Греции и до берегов Эгейского моря (Архипелага). Кроме Сербии, Босния и Герцеговина, Албания, Эпир, Фессалия, Македония, за исключением Солуни, часть западной Фракии и полуостров Халкидика со знаменитыми афонскими монастырями входили в состав державы Стефана Душана. Ослабевшая Болгария опасности для него не представляла.

Но Стефан не удовольствовался этим. Он давно уже мечтал о покорении Константинополя и об образовании на Балканском полуострове великой греко-сербской державы. После блестящих завоеваний титул сербского короля не удовлетворял Стефана. Он был провозглашен царем сербов и греков, а сербский архиепископ был возведен в сан патриарха. Придворная жизнь, устроенная по византийскому образцу, отличалась пышностью и богатством. Стефану Душану казалось, что он уже не встретит серьезных препятствий в своем стремлении к завоеванию Константинополя. Но в этом отношении он ошибся, так как к концу правления Стефана турки османы, овладев почти всей Малой Азией, грозили и европейским владениям и были настолько сильны, что сербский государь с ними справиться не мог. Потерпев незадолго до своей смерти, поражение от турок, Стефан Душан умер, разочаровавшись в выполнении своих планов и предвидя крушение своего великого дела.

Стефан Душан знаменит не только своею внешнею политикою; он много сделал и для устроения внутренней жизни страны, особенно в области законодательства. Он сделал немало переводов на сербский язык из византийских законодательных памятников. Но главная заслуга его заключается в составлении Законника, который был издан на соборе в присутствии духовенства с патриархом во главе и светских лиц. [Законник Стефана Душана был принят в 1349 г. на соборе духовных и светских феодалов в г.Скопле (Скопье).] Законник имел в виду условия сербской жизни, но пользовался византийскими источниками. Сильная власть землевладельцев, твердо установленное крепостное право и крупные привилегии церквей и монастырей нашли свое ясное выражение в Законнике.

Славяне на исконной Родине

Цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов), и в частности языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство чешской католической церкви. Славянская Эпопея стала поэтизацией истории, свершившейся, по мнению иных, с некоторым опозданием, — зато выполненной с поразительным профессионализмом.


Праздник Свантовита

Западные славяне называли Святовитом (Свентовит, Световид) нашего Сварога, деда Богов. Русский исследователь фольклора Александр Афанасьев в книге «Древо жизни» писал: «...основа же имени (свят — свет) указывает в Святовите божество, тождественное Сварогу: это только прозвания одного и того же высочайшего существа».

Действительно, от имени этого славянского бога происходит само название святости, всего святого, святых праведников (то есть людей, следующих по пути Прави) и божественного света, проливающегося на землю. Кроме того, любой праздник на многих славянских языках называется свято. Словом, до наших дней Святовит, хотя его храм в Арконе на острове Руен уничтожен датчанами 15 июня 1168 года, представляет самую суть духовной жизни славяно-русов. Когда-то этот храм был одним из самых святых мест Европы, чудом света, не меньшим, чем храм Зевса в Олимпии. И потому возбуждал у соседей зависть и ненависть. В священный во всей Славии город Аркону стекались люди из самых дальних краев. Для многочисленных паломников было открыто множество странноприимных домов. Датский хронист Саксон Грамматик (1140 — 1208) оставил для нас описание храма Святовита: «...на площади в центре города стоит мастерски изготовленный деревянный храм. Его почитают не только за красоту, но и за величие бога, которому здесь воздвигнут кумир».
Изваяние Святовита представляло собой могучую фигуру с четырьмя головами. Каждый лик, смотрящий в определенную сторону света, имел короткую бороду. В правой руке бог держал окованный металлом культовый рог с медом. Левой упирался в бок. Одежда достигала колен, а ступнями он стоял вровень с людьми — на земле. Это изображение было прикрыто багряной завесой. На стенах храма, среди рогов оленей, лосей и туров, висело украшенное самоцветами седло, уздечка и меч с серебренной гравированной рукоятью.

Только служители бога, в белых одеяниях, могли входить в святилище, при этом они задерживали дыхание, чтобы не осквернить им Святовита. Они же содержали белых коней бога, на которых тот выезжал по ночам, чтобы сокрушить врагов славян. 300 всадников в красных одеждах сторожили обитель бога.
Существовало несколько способов гадания служителями Святовита о грядущем. Одни из них — с помощью священного белого коня бога. Перед входом в храм втыкали в землю три ряда скрещенных копий. Через них проводили коня. Если он начинал движение с правой ноги, то будущее обещало быть счастливым. Если с левой, то все могло сложиться плохо. И до сих пор существует поверье, что встать утром с левой ноги — плохая примета.


Введение славянской литургии в Моравии

В середине IX века положение в Европе, и особенно на Балканах, было сложным. Византии приходилось воевать со своими соседями на востоке и на юге, одновременно борясь с немецкой экспансией на западе, которой сопротивлялись и славянские государства, образовавшиеся на южных и западных славянских землях,- Моравия, Болгария и другие. Однако славянским князьям также приходилось лавировать между политикой немцев и Византии, соперничавших за влияние на Балканах и Западной Европе.

Около 862 года моравский князь Ростислав направил в Константинополь посольство, целью которого было распространение христианства в Моравии. Ростислав просил предоставить ему людей, которые знали бы славянский язык и могли бы на нём проповедовать христианство местному населению.Примерно в это же время Людвик Немецкий получил благословение папы Николая I на войну против славян.

В 864 году в Моравию отправилась миссия во главе с Константином-философом и его братом Мефодием. Константин и Мефодий были урожнцами города Фессалоники, или Солуня, с многочисленным славянским населением и знали славянский язык. Кроме того, у Мефодия был опыт церковного и политического управления. Константин же являлся учёным и дипломатом, одним из образованнейших людей своего времени.

В Моравии Константин и Мефодий натолкнулись на резкое противодействие немецкого духовенства. Во-первых, латинские попы видели в братьях-проповедниках политических противников, представителей Византии.Они выступили против введения славянской письменности и литургии.
Проработав около трёх лет в Моравии и получив там влияние и силу, Константин направляется в Рим заручиться поддержкой папы.По дороге Константин останавливается в Византии, где включается в диспут с латинским духовенством о языках, на которых уместно проповедовать христианство. Папа Адриан II одобрил действия миссии и дал её официальное благословение, а также признал славянский перевод писания и литургию. Однако в Риме Константин внезапно заболел. Он умер в 869 году, приняв перед смертью имя Кирилл.

Мефодий получил специально созданную епископию Моравии и Паннонии, но вскоре немцы отправили его в баварскую тюрьму. В Моравии наследник Ростислава Святополк сначала принял верховную власть немцев, а потом, организовав восстание против них добился независимости. Однако Святополк покровительствовал немецкому епископу Вихингу, а не Мефодию. Умер Мефодий в 885 году, успев сделать основные переводы на славянский язык.
После смерти мефодия его ученики вынуждены были эмигрировать в Болгарию, где царь Симеон покровительствовал славняским книжникам. С этих пор и началось распространение славянской грамоты в Болгарии и других славянских землях.

Старославянский язык не получил широкого распространения в Чехии и Моравии из-за соперничества римской церкви, но практически сразу прижился в качестве литературного языка у тех славян, которые получили христианство от визанстийской церкви (болгар, сербов, восточных славян).


Оборона Цигета

Хорваты вели героическую борьбу против турецкого нашествия, фактически своими телами закрыв Европу от азиатских орд. Во всех европейских столицах с изумлением и восторгом называли имя Николы Зринского — хорватского князя (бана), с гарнизоном в 600 человек в 1566 году в течение месяца оборонявшего крепость Сигет от 100-тысячной армии турецкого султана.

Борьбе славян против Османского ига посвящена картина «Оборона Цигета». Она рассказывает о подвиге защитников крепости Цигет, взорвавших себя с пороховым погребом и погибших вместе со множеством врагов. Работа была написана вскоре после начала Первой мировой войны, и столб черного дыма, рассекающий полотно, воспринимается не просто как след взрыва, а как предвестие катастроф, которыми будет наполнен так страшно начавшийся ХХ век. (В 1939 году престарелый художник умрет в оккупированной фашистами Праге от сердечного приступа после вызова на допрос в гестапо.)

Печатание Кралицкой Библии в Иванчицах

Кралицкая Библия. Сделанный моравскими братьями перевод Библии на чешский язык. Канонизирован. Лег в основу чешского литературного языка.

После подавления гуситских восстаний (в 1434, 1437, 1452 гг.) идейные наследники Яна Гуса во главе с Петром Хачитским объединились в общину "Чешские братья" (1457); они проповедовали социальное равенство, смирение и аскетизм, духовную свободу. После вхождения в 1526 г. Чешского королевства в Австрийскую империю "братья" основное внимание стали уделять организации национального просвещения, развитию образования, сохранению чешского национального духа. Под руководством одного из "братьев", Яна Богуслава, был создан их самый великий труд—шеститомный перевод на чешский язык непосредственно с древнееврейского и греческого Ветхого и Нового Завета (Кралицкая Библия, 1579—1593); этим замечательным переводом, а также написанной Яном Богуславом чешской грамматикой, были утверждены нормы литературного языка.

Отмена крепостного права на Руси

МАНИФЕСТ 1861 г. ОБ ОТМЕНЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА:

Божиею милостию Мы, Александр Второй, император и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский, и прочая, и прочая, и прочая. Объявляем всем нашим верноподданным.

Божиим провидением и священным законом престолонаследия быв призваны на прародительский всероссийский престол, в соответствие сему призванию мы положили в сердце своем обет обнимать нашею царскою любовию и попечением всех наших верноподданных всякого звания и состояния, от благородно владеющего мечом на защиту Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от проходящего высшую службу государственную до проводящего на поле борозду сохою или плугом.

Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели, что государственное законодательство, деятельно благоустрояя высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улучшениям в собственном быте.


Ян Милич из Кромержиржа

Проповедь Яна Гуса в Вифлеемской капелле

Имя Яна Гуса навсегда запечатлелось в истории и памяти людей. У этой памяти разнообразные грани и оттенки. Для одних Гус - вдохновитель освободительной борьбы чешского народа против иноземной власти на пороге раннего Нового времени. Другие же видят в нем прежде всего теолога, предшественника такой великой духовной революции, как Реформация. Наконец, Ян Гус - это, бесспорно, мученик, отдавший жизнь за свои убеждения.

С именем Яна Гуса Центральная Европа мощно и ярко вошла в общеевропейскую жизнь, включилась в происходившие в Европе процессы. Этот человек, который, вероятно, никогда не держал в руках оружия, дал свое имя мощному освободительному движению чехов, так называемым гуситским войнам 1419-1434 годов, оказавшим огромное влияние на жизнь всего континента.

Его биография проста и даже, можно сказать, скромна: она лишена до самой смерти Гуса каких-либо крупных потрясений, переворотов и событий. Главные потрясения, которые превратили Яна Гуса в «человека-знамя», происходили в глубинах его души.

Встреча в Кржижках

«Встреча в Кржижках» картина - о решении гуситов защищать свои идеи с оружием в руках 10 ноября 1419.


Гуситские войны представляют два периода: до 1427 г. гуситы держатся оборонительной тактики и победоносно отбиваются от Сигизмунда и «крестоносцев», под предводительством Яна Жижки, а по смерти его в 1424 г. — Прокопия Великого, или Голого (собственно — Бритого, как бывшего священника). С 1427 г. гуситы сами переходят в наступление и опустошают год за годом все соседние области, увозя оттуда громадную добычу. Между тем собрался новый собор в Базеле, на который Сигизмунд приглашал и чехов. Кардинал Чезарини, который в качестве папского легата руководил последним крестовым походом против гуситов и был свидетелем страшного поражения крестоносцев при Таусе (14 августа 1431), был одним из главных деятелей в Базеле и употребил все свое влияние, чтобы устроить примирение с гуситами.

После долгих тщетных переговоров с ними состоялось, наконец, 30 ноября 1433 г. соглашение (компактаты), в силу которого собор разрешил желающим причащение под обоими видами (как это и предлагал Гус); остальные же три пражские статьи были признаны номинально и с уничтожавшими их смысл оговорками. Так как это соглашение не удовлетворило многих гуситов, то среди них произошло междоусобие, во время которого табориты были наголову разбиты при Чешском Броде(Липанах) (30 мая 1434 г.), при чём пали оба их вождя, Прокопий Великий и Прокопий Малый. Религиозные диспуты и мирные переговоры между обеими гуситскими партиями продолжались до Пражского сейма 1444 г., на котором учение таборитов было объявлено заблуждением. Вместе с победою чашников над таборитами стало исчезать религиозное одушевление первых; хотя они продолжали представлять собою особую церковь, но по духу все более и более стали приближаться к католикам, и от прежних гуситских принципов у них остались лишь уважение к памяти Гуса и употребление чаши. Из таборитов после поражения среди них воинственно настроенного элемента многие перешли к чашникам, остальные же преобразовались в миролюбивые, трудящиеся общины чешских и моравских братьев, которые впоследствии примкнули к протестантам.