Сколько струн у лиры. Лира (музыкальный инструмент). История турецкой лиры

Лира (музыкальный инструмент)

Лира в античности

Общая характеристика

Корпус (резонатор) округлой или четырёхугольной формы (у греков и римлян - только округлой) соединён с перекладиной (поперечной штангой) двумя ручками. Струны (изготавливавшиеся из овечьих кишок) одинаковой длины натянуты между корпусом и перекладиной.

Техника игры на всех античных лирах одинакова: музыкант держал инструмент под углом примерно 45 градусов к корпусу, играя стоя (особенно на кифаре) или сидя. Звук извлекался костяным плектром . Пальцами свободной руки ненужные струны приглушали. Гендерного различия среди исполнителей на лире не существовало, за исключением кифары, которая была мужским инструментом. Обучение игре на лире было частью базового образования свободного гражданина в Древней Греции и Древнем Риме.

В сопровождении лиры звучали стихи, распеваемые сольно и хором (точнее, вокальным ансамблем); отсюда целый род античной поэзии получил название «лирической», или лирики .

Функциональные описания разновидностей лиры в античной литературе с трудом поддаются унификации. Хелис (по-видимому, вследствие небольшого веса и простоты конструкции) считался учебным и домашним инструментом. Более крупный ба́рбит (особенно в позднеантичных текстах) описывался как излюбленный инструмент лесбийских поэтов-музыкантов - Терпандра , Сапфо и Алкея . Кифара обычно подаётся как инструмент профессионалов, участников публичных состязаний (конкурсов «струнников»). Форминга, судя по литературным описаниям (Гомер , Пиндар , Вакхилид , Гомеровские гимны) и изображениям в архаике и классике, была инструментом, функционально идентичным кифаре; в позднейшие времена изображения и упоминания форминги в литературе почти полностью исчезают, по-видимому, вследствие развития и широкого распространения кифары.

Другие значения термина

Древнейшие струнные щипковые инструменты (2600-2400 до н.э., фрагменты) были найдены в Месопотамии, в шумерском Уре . Археологи называют их либо «урскими арфами» , либо «урскими лирами».

Ряд музыкальных инструментов, содержащих в своём названии слово «лира», не имеет отношения к лирообразным. Среди них распространённый на Украине и в Белоруссии инструмент колёсная лира , разновидности так называемых «смычковых» лир - понтийская лира , критская лира , византийская лира (англ.) русск. , лира да браччо , лира да гамба (англ.) русск. - все они предшественники современных струнных инструментов (скрипка , виолончель); сюда же относится оркестровая лира - ударный инструмент (разновидность колокольчиков), который используется в основном в маршевых духовых оркестрах .

Рецепция

В современном мире лира служит символом и атрибутом поэтов, эмблемой военных оркестров .

Напишите отзыв о статье "Лира (музыкальный инструмент)"

Примечания

Литература

  • Maas M., Snyder J.M. Stringed instruments of Ancient Greece. New Haven, 1989 (с обильной иконографией; рассматриваются документальные свидетельства только до классической эпохи включительно).
  • Mathiesen T. Apollo"s lyre. Lincoln, London, 1999.
  • Лира // Большая российская энциклопедия . Том 17. Москва, 2010, сс. 560-561.

Отрывок, характеризующий Лира (музыкальный инструмент)

– Ну, что, моя милая? – сказал князь Василий, взяв руку княжны и пригибая ее по своей привычке книзу.
Видно было, что это «ну, что» относилось ко многому такому, что, не называя, они понимали оба.
Княжна, с своею несообразно длинною по ногам, сухою и прямою талией, прямо и бесстрастно смотрела на князя выпуклыми серыми глазами. Она покачала головой и, вздохнув, посмотрела на образа. Жест ее можно было объяснить и как выражение печали и преданности, и как выражение усталости и надежды на скорый отдых. Князь Василий объяснил этот жест как выражение усталости.
– А мне то, – сказал он, – ты думаешь, легче? Je suis ereinte, comme un cheval de poste; [Я заморен, как почтовая лошадь;] а всё таки мне надо с тобой поговорить, Катишь, и очень серьезно.
Князь Василий замолчал, и щеки его начинали нервически подергиваться то на одну, то на другую сторону, придавая его лицу неприятное выражение, какое никогда не показывалось на лице князя Василия, когда он бывал в гостиных. Глаза его тоже были не такие, как всегда: то они смотрели нагло шутливо, то испуганно оглядывались.
Княжна, своими сухими, худыми руками придерживая на коленях собачку, внимательно смотрела в глаза князю Василию; но видно было, что она не прервет молчания вопросом, хотя бы ей пришлось молчать до утра.
– Вот видите ли, моя милая княжна и кузина, Катерина Семеновна, – продолжал князь Василий, видимо, не без внутренней борьбы приступая к продолжению своей речи, – в такие минуты, как теперь, обо всём надо подумать. Надо подумать о будущем, о вас… Я вас всех люблю, как своих детей, ты это знаешь.
Княжна так же тускло и неподвижно смотрела на него.
– Наконец, надо подумать и о моем семействе, – сердито отталкивая от себя столик и не глядя на нее, продолжал князь Василий, – ты знаешь, Катишь, что вы, три сестры Мамонтовы, да еще моя жена, мы одни прямые наследники графа. Знаю, знаю, как тебе тяжело говорить и думать о таких вещах. И мне не легче; но, друг мой, мне шестой десяток, надо быть ко всему готовым. Ты знаешь ли, что я послал за Пьером, и что граф, прямо указывая на его портрет, требовал его к себе?
Князь Василий вопросительно посмотрел на княжну, но не мог понять, соображала ли она то, что он ей сказал, или просто смотрела на него…
– Я об одном не перестаю молить Бога, mon cousin, – отвечала она, – чтоб он помиловал его и дал бы его прекрасной душе спокойно покинуть эту…
– Да, это так, – нетерпеливо продолжал князь Василий, потирая лысину и опять с злобой придвигая к себе отодвинутый столик, – но, наконец…наконец дело в том, ты сама знаешь, что прошлою зимой граф написал завещание, по которому он всё имение, помимо прямых наследников и нас, отдавал Пьеру.
– Мало ли он писал завещаний! – спокойно сказала княжна. – Но Пьеру он не мог завещать. Пьер незаконный.
– Ma chere, – сказал вдруг князь Василий, прижав к себе столик, оживившись и начав говорить скорей, – но что, ежели письмо написано государю, и граф просит усыновить Пьера? Понимаешь, по заслугам графа его просьба будет уважена…
Княжна улыбнулась, как улыбаются люди, которые думают что знают дело больше, чем те, с кем разговаривают.
– Я тебе скажу больше, – продолжал князь Василий, хватая ее за руку, – письмо было написано, хотя и не отослано, и государь знал о нем. Вопрос только в том, уничтожено ли оно, или нет. Ежели нет, то как скоро всё кончится, – князь Василий вздохнул, давая этим понять, что он разумел под словами всё кончится, – и вскроют бумаги графа, завещание с письмом будет передано государю, и просьба его, наверно, будет уважена. Пьер, как законный сын, получит всё.
– А наша часть? – спросила княжна, иронически улыбаясь так, как будто всё, но только не это, могло случиться.
– Mais, ma pauvre Catiche, c"est clair, comme le jour. [Но, моя дорогая Катишь, это ясно, как день.] Он один тогда законный наследник всего, а вы не получите ни вот этого. Ты должна знать, моя милая, были ли написаны завещание и письмо, и уничтожены ли они. И ежели почему нибудь они забыты, то ты должна знать, где они, и найти их, потому что…
– Этого только недоставало! – перебила его княжна, сардонически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. – Я женщина; по вашему мы все глупы; но я настолько знаю, что незаконный сын не может наследовать… Un batard, [Незаконный,] – прибавила она, полагая этим переводом окончательно показать князю его неосновательность.
– Как ты не понимаешь, наконец, Катишь! Ты так умна: как ты не понимаешь, – ежели граф написал письмо государю, в котором просит его признать сына законным, стало быть, Пьер уж будет не Пьер, а граф Безухой, и тогда он по завещанию получит всё? И ежели завещание с письмом не уничтожены, то тебе, кроме утешения, что ты была добродетельна et tout ce qui s"en suit, [и всего, что отсюда вытекает,] ничего не останется. Это верно.
– Я знаю, что завещание написано; но знаю тоже, что оно недействительно, и вы меня, кажется, считаете за совершенную дуру, mon cousin, – сказала княжна с тем выражением, с которым говорят женщины, полагающие, что они сказали нечто остроумное и оскорбительное.
– Милая ты моя княжна Катерина Семеновна, – нетерпеливо заговорил князь Василий. – Я пришел к тебе не за тем, чтобы пикироваться с тобой, а за тем, чтобы как с родной, хорошею, доброю, истинною родной, поговорить о твоих же интересах. Я тебе говорю десятый раз, что ежели письмо к государю и завещание в пользу Пьера есть в бумагах графа, то ты, моя голубушка, и с сестрами, не наследница. Ежели ты мне не веришь, то поверь людям знающим: я сейчас говорил с Дмитрием Онуфриичем (это был адвокат дома), он то же сказал.
Видимо, что то вдруг изменилось в мыслях княжны; тонкие губы побледнели (глаза остались те же), и голос, в то время как она заговорила, прорывался такими раскатами, каких она, видимо, сама не ожидала.
– Это было бы хорошо, – сказала она. – Я ничего не хотела и не хочу.
Она сбросила свою собачку с колен и оправила складки платья.
– Вот благодарность, вот признательность людям, которые всем пожертвовали для него, – сказала она. – Прекрасно! Очень хорошо! Мне ничего не нужно, князь.
– Да, но ты не одна, у тебя сестры, – ответил князь Василий.
Но княжна не слушала его.
– Да, я это давно знала, но забыла, что, кроме низости, обмана, зависти, интриг, кроме неблагодарности, самой черной неблагодарности, я ничего не могла ожидать в этом доме…
– Знаешь ли ты или не знаешь, где это завещание? – спрашивал князь Василий еще с большим, чем прежде, подергиванием щек.
– Да, я была глупа, я еще верила в людей и любила их и жертвовала собой. А успевают только те, которые подлы и гадки. Я знаю, чьи это интриги.
Княжна хотела встать, но князь удержал ее за руку. Княжна имела вид человека, вдруг разочаровавшегося во всем человеческом роде; она злобно смотрела на своего собеседника.
– Еще есть время, мой друг. Ты помни, Катишь, что всё это сделалось нечаянно, в минуту гнева, болезни, и потом забыто. Наша обязанность, моя милая, исправить его ошибку, облегчить его последние минуты тем, чтобы не допустить его сделать этой несправедливости, не дать ему умереть в мыслях, что он сделал несчастными тех людей…

Кор-пус (ре-зо-на-тор) ок-руг-лой ли-бо 4-уголь-ной фор-мы со-еди-нён с пе-ре-кла-ди-ной (по-пе-реч-ной штан-гой) дву-мя руч-ка-ми. Стру-ны оди-на-ко-вой дли-ны на-тя-ну-ты ме-ж-ду кор-пу-сом и пе-ре-кла-ди-ной.

Ин-ст-ру-мен-ты ти-па Лиры бы-ли рас-про-стра-не-ны в боль-шин-ст-ве ци-ви-ли-за-ций Древ-не-го ми-ра. Древ-ней-шие Лиры вос-хо-дят к куль-ту-ре Шу-ме-ра (са-мые ран-ние изо-бра-же-ния - от-тис-ки пе-ча-тей на об-лом-ках гли-ня-ных таб-ли-чек, около 2650 года до н. э.). Цен-ные ар-хео-ло-гические на-ход-ки - ин-ст-ру-мен-ты из цар-ских гроб-ниц Ура (около 2450 года до н. э.), са-мый боль-шой сре-ди них - «зо-ло-тая ли-ра» (высота 120 см, дли-на пе-ре-кла-ди-ны 140 см), ук-ра-шен-ная го-ло-вой свя-щен-но-го бы-ка; «се-реб-ря-ная ли-ра» со-хра-ни-ла сле-ды 11 на-стро-еч-ных кол-ков (т. е. бы-ла 11-струн-ной) и вее-ро-об-раз-но-го рас-по-ло-же-ния струн. На ру-бе-же 3-2-го тысячелетий до н. э. по-яви-лись шу-мер-ские изо-бра-же-ния но-вой раз-но-вид-но-сти Лиры - го-ри-зон-таль-ной. В Ме-ж-ду-речье Лиры бы-ли рас-про-стра-не-ны до эпо-хи эл-ли-низ-ма. В изо-бра-зительном искусстве Древ-не-го Егип-та с XV века до н. э. встре-ча-ют-ся Лиры шу-мер-ско-го ти-па, пер-вое из-вест-ное изо-бра-же-ние - в рос-пи-сях гроб-ни-цы но-мар-ха Хнум-хо-те-па II (ру-беж XX/XIX веков до н. э.) в Бе-ни-Ха-са-не. Боль-шая мно-го-струн-ная Лира с пря-мо-уголь-ным кор-пу-сом изо-бра-же-на на сте-не хра-ма Амо-на-Ра в Кар-наке (XVI-XII века до н. э.). Лира фи-гу-ри-ру-ет в То-ре под названием «кин-нор», ко-то-рое в Вуль-га-те пе-ре-ве-де-но как «ли-ра».

Мно-го-чис-лен-ны изо-бра-же-ния древнегреческих Лир (са-мые ран-ние да-ти-ру-ют-ся концом VIII века до н. э.; скульп-тур-ные фи-гур-ки из свин-ца, най-ден-ные в Спар-те, - VII век до н. э.). Со-хра-ни-лись фраг-мен-ты Лиры-хе-лис (древнегреческое χέλυς - че-ре-па-ха) - са-мой ма-лень-кой из се-мей-ст-ва древнегреческих Лир, с кор-пу-сом из пан-ци-ря че-ре-па-хи, об-тя-ну-то-го во-ловь-ей ко-жей. В Древ-ней Гре-ции сло-во «Лира» ис-поль-зо-ва-лось для обо-зна-че-ния лю-бо-го ин-ст-ру-мен-та се-мей-ст-ва лир (бар-бит, ки-фа-ра, фор-мин-га, хе-лис), в уз-ком смыс-ле - для хе-лис. Сло-во «Лира» впер-вые встре-ча-ет-ся у Ар-хи-ло-ха (середина VII века до н. э.). Ис-то-рия «об-ре-те-ния» ин-ст-ру-мен-та (с уча-сти-ем Гер-ме-са, Ге-рак-ла , Ор-фея, Та-ми-рия, Ам-фио-на и других ми-фических пер-со-на-жей) от-но-си-тель-но позд-няя: за-пи-са-на во II веке н. э. Ни-ко-ма-хом, а около 500 года н. э. рас-ши-ре-на Бо-эци-ем. Хе-лис и фор-мин-га - наи-бо-лее ар-ха-ической раз-но-ви-д-но-сти ан-тич-ной Лиры Хе-лис при-ме-нял-ся в основном в учеб-ных це-лях. Фор-мин-га (φόρμιγξ; впер-вые упо-ми-на-ет-ся в «Илиа-де», за-тем не-од-но-крат-но у Пин-да-ра) - ин-ст-ру-мент боль-ше-го раз-ме-ра с ок-руг-лым де-ревянным кор-пу-сом и пря-мы-ми руч-ка-ми. Бар-бит (βάρbiτον , βάρβιτος) по кон-ст-рук-ции бли-зок хе-ли-су, но с бо-лее круп-ным кор-пу-сом и длин-ны-ми руч-ка-ми, от-хо-дя-щи-ми от кор-пу-са под бо-лее ост-рым уг-лом. Вы-сота строя у бар-би-та ни-же, чем у хе-ли-са; ха-рак-тер-но его при-ме-не-ние в куль-те Дио-ни-са. Са-мый боль-шой по раз-ме-ру и са-мый раз-ви-тый ин-ст-ру-мент се-мей-ст-ва - ки-фа-ра; ис-поль-зо-вал-ся для ак-ком-па-не-мен-та пе-нию и (с IV века до н. э.) для са-мо-стоя-тель-но-го профессионального му-зи-ци-ро-ва-ния. Тех-ни-ка иг-ры на всех ан-тич-ных Лир при-мер-но оди-на-ко-ва; му-зы-кант дер-жал ин-ст-ру-мент под уг-лом около 45° от се-бя, иг-рал стоя или си-дя; звук из-вле-кал-ся кос-тя-ным плек-тром. Ген-дер-но-го раз-ли-чия сре-ди ис-пол-ни-те-лей на Лире не су-ще-ст-во-ва-ло, за ис-клю-че-ни-ем ки-фа-ры, ко-то-рая бы-ла муж-ским ин-ст-ру-мен-том. Клас-си-че-ской счи-та-ет-ся 7-струн-ная Лира; она рас-смат-ри-ва-лась как от-ра-же-ние ми-ро-вой гар-мо-нии (по вы-ска-зы-ва-нию Вер-ги-лия: septem discri-mi-na vo-cum - «семь [вы-сот-ных] раз-ли-чий зву-ков»; «Энеида», VI 646).

Стру-ны Лиры да-ли на-зва-ния сту-пе-ням греческого пол-но-го зву-ко-ря-да; по су-ти на-зва-ния струн обо-зна-ча-ют мо-даль-ные функ-ции ста-рин-но-го ла-да (смотри в стать-ях Со-вер-шен-ная сис-те-ма, Мо-даль-ность). Чис-ло струн Лиры мог-ло быть уве-ли-че-но до 18, но ча-ще все-го экс-пе-риментальные ин-ст-ру-мен-ты опи-сы-ва-ют-ся как 11-12-струн-ные. «Мно-го-стру-ние» (πολυχορδία) при-во-ди-ло к воз-му-щаю-ще-му ду-шу «мно-го-зву-чию» (πολυφωνία ; это сло-во не обо-зна-ча-ло мно-го-го-ло-сия) и по-то-му оце-ни-ва-лось как вред-ное из-ли-ше-ст-во (напр., в спар-тан-ском дек-ре-те V века до н. э., опуб-ли-ко-ван-ном в книге «Ос-но-вы му-зы-ки» Бо-эция). Хо-тя многие трак-та-ты опи-сы-ва-ют древнегреческий зву-ко-ряд как со-от-вет-ст-вую-щий стру-нам Лиры, точ-ных све-де-ний о её на-строй-ке нет. Обу-че-ние иг-ре на Лире в клас-сической Гре-ции бы-ло ба-зо-вой ча-стью об-ра-зо-ва-ния граж-да-ни-на. Со-глас-но ши-ро-ко рас-про-стра-нён-ным пред-став-ле-ни-ям древнегреческих фи-ло-со-фов (смотри, например, в «Го-су-дар-ст-ве» и «Про-та-го-ре» Пла-то-на), ки-фа-ра за-нима-ла выс-шее по-ло-же-ние в эти-че-ской ие-рар-хии музыкальных ин-ст-ру-мен-тов, ибо (в со-че-та-нии с ме-ли-че-ской по-эзи-ей, ла-дом и рит-мом) она вос-пи-ты-ва-ла в маль-чи-ках бла-го-род-ную сдер-жан-ность и рас-су-ди-тель-ность, де-ла-ла их ду-ши и мыс-ли гар-мо-нич-ны-ми. Ис-поль-зо-ва-лась Лира раз-но-об-раз-но: на свадь-бах и пи-рах (осо-бен-но на сим-по-си-ях), празд-ни-ках в честь во-енных по-бед, в це-ре-мо-ни-аль-ных (как пра-ви-ло, не свя-зан-ных с трау-ром) про-цес-си-ях, в те-ат-ре и бы-ту для со-про-во-ж-де-ния пе-ния и тан-ца. В клас-сическую эпо-ху вы-сту-п-ле-ния и кон-кур-сы ки-фа-ре-дов и ки-фа-ри-стов бы-ли обя-за-тель-ной ча-стью спор-тив-ных со-стя-за-ний и об-ще-гре-че-ских празд-неств (игр) в честь бо-гов. Лира - ат-ри-бут Апол-ло-на, с ней так-же ас-со-ции-ру-ют-ся Гер-мес, му-зы, Кас-тор и Пол-лукс, Па-рис, Эрос. В ис-то-рию во-шли зна-ме-ни-тые му-зы-кан-ты: Тер-пандр, Пин-дар, Ти-мо-фей Ми-лет-ский, Стра-то-ник Афин-ский и др.

Во II веке до н. э. Лира бы-ла за-ве-зе-на из Древ-ней Гре-ции в Древ-ний Рим. Из-вест-на в Древ-нем Ира-не [например, шах Вах-рам V Гур (V век н. э.) дер-жал при дво-ре ис-пол-ни-тель-ниц на греческой Лире, ко-то-рая об-оз-на-ча-лась тер-ми-ном «ка-нор», встре-чаю-щим-ся в па-мят-ни-ках т. н. пех-ле-вий-ской литературы], Древ-ней Ар-ме-нии, древ-них го-су-дар-ст-вах Средней Азии.

Лиры по-ны-не рас-про-стра-не-ны в ря-де стран Аф-ри-ки и Ма-лой Азии. Для профессиональной му-зы-ки на-ро-да ам-ха-ра в Су-да-не и Эфио-пии ха-рак-тер-ны Лиры с кор-пу-сом пря-мо-уголь-ным (8-9-струн-ная бе-гэн-на) и ок-руг-лым (6-струн-ный кы-рар, 5-струн-ная дита из пан-ци-ря че-ре-па-хи), 4-6-струн-ные Лиры ар-ха-ического ви-да встре-ча-ют-ся в Ке-нии, Уган-де, Ан-го-ле, Ма-ли и других стра-нах.

К ти-пу Лира при-над-ле-жит так-же груп-па щип-ко-вых и смыч-ко-вых ин-ст-ру-мен-тов Северной и Западной Ев-ро-пы: рот-та, кро-та, йоухик-ко (финская), хий-у-кан-нель (эстонская) и др. Са-мые ран-ние ар-хео-ло-гические на-ход-ки да-ти-ру-ют-ся V-VIII веками (Анг-лия); един-ст-вен-ный эк-зем-п-ляр по-доб-но-го ин-ст-ру-мен-та, от-но-ся-щий-ся к куль-ту-ре Древ-ней Ру-си, - т. н. гус-ли с иг-ро-вым ок-ном (из-вест-ны как «гус-ли Сло-ви-ша»; Ве-ли-кий Нов-город, XI век). В тра-диционной куль-ту-ре стран Скан-ди-на-вии и При-бал-ти-ки та-кие ин-ст-ру-мен-ты встре-ча-лись до начала XX века.

Сло-во «Лира» тра-ди-ци-он-но при-ме-ня-ет-ся и к ин-ст-ру-мен-там других ти-пов. В Ита-лии XV - начала XVII веков су-ще-ст-во-ва-ла ли-ра да брач-чо (пред-ше-ст-вен-ни-ца скрип-ки). В стра-нах Южной Ев-ро-пы по-ны-не бы-ту-ют фольк-лор-ные смыч-ко-вые лют-не-вид-ные ин-ст-ру-мен-ты: греческая ли-ра, сербская и хорватская ли-ри-ца. Под названием ко-лёс-ная ли-ра из-вес-тен струн-ный ме-ха-нический ин-ст-ру-мент.

Итак, в интернете очень мало нормальной информации по лире, а потому буду выражаться сухим языком известной всем библиотеке - Википедии...

Лира - струнный музыкальный инструмент в виде изогнутой рамы с натянутыми изнутри струнами различной настройки, хорошо известный в классической античности и позднее. Древнейшие образцы были раскопаны экспедицией Л. Вулли в Уре. Является символом и атрибутом поэтов, эмблемой военных оркестров.

В Древней Греции декламация сопровождалась игрой на лире. На лире классической античности обычно играли, перебирая струны плектром, подобно игре на гитаре или цитре, а не щипая струны, подобно игре на арфе. Пальцами свободной руки приглушали струны, ненужные для данного аккорда.

На Украине и в Белоруссии лира является старинным струнным народным инструментом (XVII вв.) с крупным удлинённым корпусом, иначе называемым «рыле». В Европе этот инструмент известен как Харди-гарди . Над корпусом натянуты три струны различной настройки, помещённые в особый ящичек. Сбоку ящичка прикреплена небольшая клавиатура с 8-11 клавишами. Играющий левой рукой нажимает клавиши, а правой вертит рукоятку, приводящую в движение специальное колёсико, обтянутое волосом, кожей и натёртое канифолью. Колесико трётся об струны и заставляет их звучать. Средняя струна изменяет свою высоту от нажима клавиш и служит для исполнения мелодий. Крайние струны во время игры не изменяют своей высоты. Звук лиры сильный, резкий, несколько гнусавого оттенка.

Согласно греческому мифу, первую лиру изобрел младенец Гермес. Он взял пустой панцирь черепахи, приладил к нему по обе стороны коровьи рога и поперечную перекладину, и натянул три струны. Авантюрное продолжение этого мифа повествует о том, как Гермес умыкнул стадо, пасомое Аполлоном, и затем выменял это стадо на свое изобретение, лиру, к которой Аполлон добавил четвертую струну. Этот миф пересказывается даже в "Скрипичной школе" Леопольда Моцарта, изданной в 1756 году!
Позднее на лире было, как правило, семь струн, и выглядела она вот так (слева - реконструкция остатков инструмента, найденного при раскопках в Аттике; экспонат из Британского музея; справа - юный Аполлон с лирой; килик из Дельф):

На Крите лира была известна уже около 1400 года до н.э. (изображение на фреске в гробнице Св. Троицы), но сам инструмент, по-видимому, еще древнее.
Согласно преданиям, на лире играли легендарные греческие музыканты божественного или полубожественного происхождения: Орфей (которому, якобы, лиру вручил сам Аполлон) и Амфион, созидавший стены Фив под звуки лиры. Те же предания, отозвавшиеся в древних музыкальных трактатах, донесли до нас даже строй так называемой орфеевой лиры - в современных понятиях это ноты "ми, си, ля, ми", взятые от первой октавы вниз.
Впрочем, Орфей и Аполлон далеко не всегда изображались играющими именно на лире, но в этот раз мы обратим внимание только на нее.
Слева - смерть Орфея, который, видимо, пытается спасти от разъяренных вакханок свою лиру, подставляя под удар беззащитную грудь (ваза, Лувр). В центре - Орфей среди фракийцев.
Справа - Аполлон и, вероятно, Орфея, у последнего в руках лира (Аттика, 5 век до н.э.).

На лире играли, либо перебирая и защипывая струны пальцами, либо ударяя по ним или защипывая их костяной пластинкой - плектром (ныне у гитаристов называется медиатором). В последнем случае звук получался более звонким, резонанс - более долгим, а музыкант не рисковал намозолить или разбить в кровь подушечки пальцев. Орфей на центральном изображении играет именно так.
Изображенный на следующей картинке Эрот явно подходит к своему делу профессионально и пользуется именно плектром (лира обычно звучала на свадьбах и прочих веселых и радостных мероприятиях). Плектр, чтобы он не упал в неподходящий момент и не потерялся, прикреплен к лире кожаным ремешком.

Хотя лирой пользовались многие выдающиеся музыканты, увеличивавшие число струн на ней до 9 (Теофраст Пиерийский) и даже до 12 (Меланиппид), в классическую и в эллинистическую эпоху она была в основном "домашним" инструментом, поскольку звук ее не отличался громкостью. На ней обучали начинающих - как на обеих приводимых ниже картинках. На картинке справа на стене висит другой струнный инструмент - форминга.

На лире играли и женщины, поскольку она была не такой тяжелой, как кифара, и не требовала большой физической силы. Причем, в отличие от духового инструмента авлоса, или авла (о нем как-нибудь в другой раз), игра на лире не считалась занятием, непристойным для порядочной женщины, коль скоро с лирой изображались и некоторые Музы.

И Древнем Риме словом лира в широком смысле обозначался любой инструмент семейства лир - хе́лис (др.-греч. χέλυς , лат. chelys, chelis букв. черепаха), ба́рбит (др.-греч. βάρβιτον, βάρβιτος , лат. barbitos, barbitus ), фо́рминга (др.-греч. φόρμιγξ ), или кифара (др.-греч. κιθάρα , лат. cithara ). В узком смысле лирой назывался хелис - простейшая и самая лёгкая по весу из лир, с корпусом из панциря черепахи, обтянутого воловьей кожей. Русские филологи-переводчики обычно игнорируют тонкие различия лирообразных и во всех случаях дают «лира» .

Корпус (резонатор) округлой или четырёхугольной формы (у греков и римлян - только округлой) соединён с перекладиной (поперечной штангой) двумя ручками. Струны (изготавливавшиеся из овечьих кишок) одинаковой длины натянуты между корпусом и перекладиной.

Техника игры на всех античных лирах одинакова: музыкант держал инструмент под углом примерно 45 градусов к корпусу, играя стоя (особенно на кифаре) или сидя. Звук извлекался костяным плектром . Пальцами свободной руки ненужные струны приглушали. Гендерного различия среди исполнителей на лире не существовало, за исключением кифары, которая была мужским инструментом. Обучение игре на лире было частью базового образования свободного гражданина в Древней Греции и Древнем Риме.

В сопровождении лиры звучали стихи, распеваемые сольно и хором (точнее, вокальным ансамблем); отсюда целый род античной поэзии получил название «лирической», или лирики .

Функциональные описания разновидностей лиры в античной литературе с трудом поддаются унификации. Хелис (по-видимому, вследствие небольшого веса и простоты конструкции) считался учебным и домашним инструментом. Более крупный ба́рбит (особенно в позднеантичных текстах) описывался как излюбленный инструмент лесбийских поэтов-музыкантов - Терпандра , Сапфо и Алкея . Кифара обычно подаётся как инструмент профессионалов, участников публичных состязаний (говоря современным языком, международных конкурсов «струнников»). Форминга, судя по литературным описаниям (Гомер , Пиндар , Вакхилид , Гомеровские гимны) и изображениям в архаике и классике, была инструментом, функционально идентичным кифаре; в позднейшие времена изображения и упоминания форминги в греческой литературе почти полностью исчезают (по этой причине и в латинских музыкальных трактатах Средних веков соответствующий термин для форминги отсутствует), по-видимому, вследствие развития и широкого распространения кифары.

Другие значения термина

Древнейшие струнные щипковые инструменты (2600-2400 до н. э., фрагменты) были найдены в Месопотамии, в шумерском Уре . Археологи называют их либо «урскими арфами» , либо «урскими лирами».

Ряд музыкальных инструментов, содержащих в своём названии слово «лира», не имеет отношения к лирообразным. Среди них распространённый на Украине и в Белоруссии инструмент колёсная лира , разновидности так называемых «смычковых» лир - понтийская лира , критская лира , византийская лира (англ.) русск. ,

Внешне похожий на футляр от скрипки. Данный инструмент известен также как органиструм, или харди-гарди. При игре лиру нужно держать на коленях, а во время игры одновременно играет большинство струн. Популярный еще с X века музыкальный инструмент сегодня используется не так часто. Но благодаря удивительному звучанию, оригинальному дизайну, о лире помнят до сих пор.

Особенности звучания

Звучание колесной лиры обеспечивается за счет работы большей части струн, когда в результате трения их о колесо происходит вибрация. Примечательно, что большинство струн отвечают лишь за монотонное гудение, а воспроизведение мелодии обеспечивается игрой одной-двух. Колесная лира звучит мощно, грустно, монотонно, несколько гнусаво. А для смягчения звучания струны издавна обматывали льняными или шерстяными волокнами. Важную роль играет и точная центровка колеса - оно должно быть гладким и наканифоленным.

Устройство

Трехструнная лира имеет глубокий деревянный корпус в форме восьмерки, две плоские деки, которые имеют гнутые обечайки. Верхняя часть инструмента дополнена головкой с деревянными колками, что позволяет настраивать струны. Колесная лира имеет короткую колковую коробку, которая часто заканчивается завитком. Так как обод колеса несколько выступает наружу, он укрывается под специальным лубяным предохранителем в форме дуги.

Верхняя дека имеет отверстия, на ней же располагается клавишно-порожковый механизм с клавишами. Они, в свою очередь, представляют собой простые деревянные планки с выступами. Когда музыкант нажимает на клавиши, как раз выступы соприкасаются со струнами, издавая звуки. Выступы крепятся таким образом, что их можно смещать в разные стороны, выравнивая тем самым звуковой ряд. Корпус инструмента продуман таким образом, чтобы усиливался струнный звук. Усиление звучания происходит за счет колебаний струн, которые вызываются движением колеса.

Особенности струн

Колесная лира - инструмент с тремя жильными струнами:

  • мелодической, которая называется спиваница, или мелодия;
  • двумя бурдонными, которые называются бас и пидбасок.

Если мелодическая струна по конструкции проходит через внутреннюю часть коробки, то бурдонные - поверх нее. Все струны расположены так, чтобы они соприкасались с ободом колеса. Оно перед работой натирается смолой, благодаря чему струны звучат плавно и слышно. Ровность звучания обюеспечивается гладкой поверхностью колеса и его точной центровкой. Мелодия создается или исполняется при нажатии клавиш, расположенных в боковых вырезах коробки.

Исторически струны создавались на основе жил, хотя сегодня все более популярны струны из металла или нейлона. Чтобы получить нужный тембр и качество звучания, музыканты обматывали струны ватой или другим волокном, причем на бурдонных покрытия должно было быть больше. А если ваты будет недостаточно, то звук будет или слишком глухим, или слишком резким, особенно в верхнем диапазоне.

Как играть?

Колесная лира - инструмент, который не отличается простотой использования. Лира кладется на колени, а на плечи набрасывается ремень. Колковая коробка должна располагаться с левой стороны и слегка с наклоном, при этом свободные клавиши должны отпадать от струны. Правой рукой музыкант равномерно и медленно вращает колесо за рукоятку, нажимая левой рукой на клавиши. По своему звучанию лира напоминает волынку или гудок, так как во всех трех инструментах звучат бурдоны. Что касается качества звука, то он зависит прежде всего от фрикционного колеса, которое имеет точную центровку и хорошо смазано. Если музыкант играет стоя, лира подвешивается на ремень на плечо с легким наклоном, чтобы распределить тяжесть инструмента.

Как появилась лира?

Лира колесная - музыкальный инструмент, который известен еще с X века. Чаще всего она применялась в монастырях для исполнения церковной музыки. К XV веку инструмент стал не таким популярным, но продолжал использоваться бродягами, слепыми, увечными, которые ходили по улицам и исполняли песни, сказки под незатейливое звучание лиры.

На Руси этот музыкальный инструмент был известен примерно в XVII веке, а специалисты отвечают, что он появился в нашей стране из Украины. Именно здесь существовали даже целые школы лирников, которые кочевали из села в село, исполняли музыку и зарабатывали деньги. Использовалась лира и на свадьбах, так как звучала она громко, а репертуар под нее можно было подобрать самый веселый. Особенность колесной лиры в том, что она выпускалась разной длины. В некоторых вариациях музицировать на ней приходилось даже вдвоем, так как инструмент имел длину до полутора метров.

Братство лирников

На Украине игре на колесной лире обучались целыми классами по 30 человек. Старшие попадали на практику, которая предполагала посещение соседних сел во время базаров и свадеб, когда заработанные деньги отдавались наставнику как плата за обучение. После окончания учебы музыканты сдавали экзамены.

В советские годы пордверглась нескольким изменениям колесная лира. Фото показывает, что даже внешне инструмент несколько менялся. Благодаря усовершенствованию конструкции она стала более оригинальной, струн стало 9, причем они настраивались по малым терциям. Вместо деревянного колеса использовалась пластмассовая лента-трансмиссия, благодаря чему звучание было более ровным. Специальным приспособлением менялась степень нажима на струну, поэтому и сила звука инструмента была разной. Отметим, что усовершенствованные образцы лиры до сих пор находят применение в оркестрах народного творчества.

Что сегодня?

В России сегодня нечасто используется колесная лира. Музыкальный инструмент (фото показывает всю его колоритность) остался в составе Государственного оркестра и Народного хора Беларуси. Примечательно, что харди-гарди использовалась и в среде рокеров: группы Led Zeppelin, In Extremo выбирали инструмент благодаря необычному звучанию. Сегодня об инструменте практически позабыли, но некоторые оркестры за необычность звучания оставляют харди-гарди как изюминку своего творчества.