Сказкотерапии т д зинкевич евстигнеевой. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Игры в сказкотерапии. Что я могу сказать о себе

Несколько слов об этой книге

Дорогие друзья!

В каждом из нас живет сказочник, потому что каждый из нас обладает Фантазией. Именно фантазия и воображение помогают нам формировать образ будущего. Для нашей жизни важно, чтобы этот образ был положительным, красивым, достойным. «Таким, как в сказке», - можете сказать вы, и будете правы. Ведь сказки не только развивают воображение, но и дисциплинируют его. Недаром говорят, что признак настоящей сказки – хороший конец. Так и с нашим образом будущего – он обязательно должен быть положительным. Ведь он – наша жизненная программа.

В каждом из нас немало жизненных программ, заложенных не нами, а другими людьми, встреченными нами на жизненном пути. Это родители, педагоги, друзья, герои книг и кинофильмов. Представляете, сколько в нашем внутреннем мире сказочных сюжетов?! И какой же из них НАШ СОБСТВЕННЫЙ?

Во всех этих хитросплетениях старается разобраться сказкотерапевт. И особенно это касается нас, взрослых. Поэтому мы утверждаем: сказкотерапия – это «взрослый метод»!

Чтобы разбираться с хитросплетениями судеб и внутренних процессов взрослых, помогать развивать таланты детям, поддерживать подростков, - сказкотерапевту нужны основания. Эти ОСНОВАНИЯ, или основы сказкотерапии, изложены здесь, в книге, которую вы держите в руках.

Некоторая часть материалов этой книги уже видела свет в издании «Практикум по креативной терапии». К сожалению, эта книга больше не будет переиздана, поэтому было принято решение о сохранении ее материалов в других изданиях.

Надеюсь, что «Основы сказкотерапии» помогут вам разобраться в существе нашего метода и стать добрым сказочником по отношению к себе и своим близким.

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева,

доктор психологии,

директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии

Раздел 1 Введение в сказкотерапию Сказкотерапия сегодня

«Сказкотерапия» – это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждому, еще не устоявшемуся термину, оно у разных специалистов вызывает многообразные ассоциации. Для одних «сказкотерапия» – это лечение сказками. Для других – прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни.

В науке сказкотерапия одно из самых молодых направлений практической психологии. Действительно, для направления, для научной Школы, 15-20 лет срок небольшой. Но, с другой стороны, сказкотерапия – это самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Как только появилась речь, так сразу появились и первые истории. И если они были интересны, возможно, никому не приходило в голову дознаваться, правдивы они, или нет.

Интересно, что сегодня «сказками» называют невероятные истории, которые не могли произойти в реальности. Но вот вопрос: в какой именно реальности они не могли произойти?

Вам кажется странной подобная постановка вопроса? Между тем, даже в сказках различают, два вида реальности – Мир Яви и Мир Нави. Другими словами, миры социальной и тонкой реальности. В волшебных историях герой из социальной реальности перемещается в тонкую, где и происходят основные приключения. В конце сказки герой возвращается обратно в социальную реальность, Мир Яви. Но теперь он другой – опыт путешествия по тонкой реальности Мира Нави изменил существенно его.

Поэтому происходящее в сказках реально. Но не столько для мира социальных отношений, сколько для мира внутреннего, мира нашей души. В этом контексте важно помнить, что психология – это наука о душе. И о том, что происходит в душе человека как раз и повествуют многие волшебные сказки и легенды. Потому изучение тонкой, психической душевной природы человека возможно благодаря изучению сказок, легенд, мифов, притч.

Символично, что родина сказкотерапии, как Школы – это Санкт-Петербург. Другими словами, сказкотерапия – это одно из немногих направлений практической психологии, оформившееся на российской земле.

Однако сказкотерапевтам непросто бывает выделить себя среди других психологических школ, ведь сегодня, пожалуй, мало осталось психологов и педагогов, представителей творческих профессий, которые бы не использовали в своей работе сказочную форму. Поэтому чтобы понять, что такое сказкотерапия, необходимо выделить этапы ее становления, как направления практической психологии.

Интересной особенностью сказкотерапии является то, что ни один из трех этапов, благодаря которым сформировалась ее концепция, не закончился. Все три предшествующих этапа, являясь сами по себе важнейшими процессами, продолжаются по сей день.

Мы выделяем три этапа, предшествующих оформлению концепции сказкотерапии, как направления, как Школы.

    Этап спонтанного сложения и передачи историй . С древних времен люди рассказывают друг другу истории из своей жизни, пересказывают друг другу увиденное, услышанное, пережитое, прочитанное. Народные сказки и авторские, мифы, легенды, притчи, анекдоты, байки, - жанры этого этапа многообразны. Лучшие сказочники прошлого и современности продолжают традицию этого этапа. Мы прекрасно знаем их имена. И среди них имя Ганса Христиана Андерсена. Этот этап делает сказкотерапевта носителем древней традиции передачи опыта, знаний о жизни социальной и духовной посредством увлекательной истории.

    Этап научного осмысления метафорического материала . Начиная с 19 века в умах многих образованных людей появляется мысль о сохранении фольклорного материалы. С оформлением теории психоанализа наши коллеги стали говорить о скрытом смысле, символизме мифологических историй. Карл Густав Юнг первым из наших профессиональных предшественников высказался о психологическом назначении сказки, мифа, легенды. Благодаря работам последователей Юнга современные сказкотерапевты имеют идею о том, что в сказке, мифе отражается психическая реальность человека, его внутренние ритмы, противоречия, сценарии духовных поисков. Научное осмысление метафорического материала продолжается по сей день. Многие ученые не только гуманитарных, но и точных дисциплин подключаются к этому процессу, отмечая, к примеру, тот факт, что во многих космогонических мифах зашифрованы знания о возникновении Вселенной. Однако расшифровать мы их сможем, лишь в далеком будущем, когда наука сделает еще несколько рывков вперед. В сказках содержится богатейший материал для историков, этнографов, филологов, культурологов, физиков, биологов, врачей. Материал, который требует расшифровки и осмысления. Материал, который требует, чтобы с ним работало Пробужденное Сознание. Ибо важнейшая информация о Жизни во всех ее проявлениях – биологическом, социальном, духовном, - скрыта от варварского сознания в простых сказочных историях.

    Этап использования сказки как техники, или как «упаковки» основного инструментария психолого-педагогической работы. Мы называем этот этап «психотехническим». Действительно, «упаковка» инструкции психологического задания в сказку помогает смягчить воздействие, делает психологическую интервенцию менее директивной, активизирует ресурсы воображения, расширяя границы сознания. Иногда достаточно сказать: «Возьмите в руки волшебную палочку!», как вокруг человека создается иная реальность, в которой он ощущает себя творцом. Благодаря тому, что сказку, метафору можно использовать как технику, у сказкотерапевтов не возникает конфликта ни с одной современной психологической Школой. Метафора объединяет всех.

Вобрав в себя основные тенденции этих трех этапов, в 90-е годы теперь уже прошлого столетия оформляется концепция Комплексной Сказкотерапии. Здесь необходимо назвать имена Андрея Гнездилова, Владимира Проппа, Елены Романовой, Юрия Тележко, Галины Николаевой, Елены Петровой, Татьяны Грабенко, Игоря Вачкова. Благодаря этим и многим другим замечательным людям, подвижникам, постепенно оформляется концепция Комплексной сказкотерапии, вбирающая в себя гуманистические идеи развития психологов, педагогов, философов древности и нового времени.

Для сказкотерапевтов «сказкотерапия» – это, прежде всего, ЯЗЫК, на котором можно вести беседы с душой человека. Сказкотерапевт всегда помнит, что психология – это наука о душе. Потому, сказкотерапия – это воспитательная система. При этом «воспитание» понимается как «в Ось питание», питание Оси, жизненного стержня человека; развитие его самосознания и духа на основе общечеловеческих ценностей. В этом контексте сказкотерапию можно назвать «учением об общечеловеческих ценностях».

Сказкотерапия – это учение и язык одновременно. Учение – потому что сказки, притчи, легенды, мифы хранят информацию о том, как люди ищут, соприкасаются, переживают присутствие или отсутствие общечеловеческих ценностей: Любви, Веры, Истины, Сотрудничества, Самодисциплины, Достоинства. Язык – потому что увлекательный сюжет легко воспринимается, усваивается, запоминается. А значит легко усваиваются и запоминаются основные ценности, и душа человека напитывается добром.

Каждому возрасту, каждому поколению сказкотерапевт подбирает свой язык, свой сюжет, свой образный ряд, понимая, что внутреннюю реальность человека невозможно описать сухим языком психологических терминов. Ее можно описать только языком Сказки.

У каждого сказкотерапевта свой талант. Одни пользуются сказками, легендами, мифами, притчами, пересказанными, придуманными другими. И недостатка в «инструментах» психологической и педагогической работы у них просто не бывает.

Другие обладают даром сочинения, создания новых историй. Даром переводить социальную действительность в тонкую реальность внутренних переживаний. Таким даром обладал Ганс Христиан Андерсен. В основе этого дара уникальная работа механизма интроекции: процесс переведения внешних впечатлений во внутренние образы, переживания, сопровождается появлением ярких метафор и сюжетных комбинаций. Таким образом, не всегда яркая, красивая внешняя действительность трансформируется в красочную и увлекательную действительность внутреннюю. И внутреннее переживание жизни становится самым настоящим Приключением. Приключением, в котором нет места скуке, а возникающие проблемы воспринимаются как трудности Пути, испытания на стойкость и возможность проявить себя в неожиданном качестве.

Таков взгляд сказочника, таков взгляд сказкотерапевта. А сказка – язык, посредник для того чтобы мы могли говорить друг с другом на тонкие темы, созвучные нашей душе. Язык, на котором иногда сказкотерапевт уговаривает душу человека пробудиться ото сна, навеянного социальными иллюзиями и эгоистичными ожиданиями.

Сказку нередко гонят от себя, но, отогнав, создают новые сказочные истории. Примерами «новых сказок» являются современные сериалы, многие кинофильмы, мультфильмы, женские романы и детективы.

Этот процесс не является приметой только нашего времени. Так было всегда. Восприятие человека меняется, появляются новые сказочные образы, места действий, но базовый конфликт и механизм развития сюжета остаются и многократно повторяются в жизни отдельного человека, а также этнических и социальных групп. Об этом знали сказочники. Знал об этом и Вильгельм Гауф. Поэтому предварил сборник своих сказок таким предисловием.

Вильгельм Гауф

Сказка под видом Альманаха

В далекой прекрасной стране, о которой гласит предание, будто в ее вечнозеленых садах никогда не заходит солнце, царст­ вовала, с незапамятных времен и до наших дней, королева Фан­ тазия. Щедрой рукой наделяла она с давних пор своих подданных всяческими благами и была любима и почитаема всеми, кто ее знал. Но королева обладала слишком любвеобильным сердцем., чтобы довольствоваться благодеяниями у себя в стране; она сама, в царственной красе своей вечной молодости и прелести, слетела на землю, ибо она слышала, что там обитают люди, которые про­ водят жизнь в суровой печали, среди забот и трудов. Им принесла она прекраснейшие дары из своего царства, и с тех пор, как пре­ красная королева прошла по земным долам, люди стали радост­ ней за работой, беззаботней в своей печали.

Своих детей, не менее прекрасных и приветливых, чем сама царственная мать, она тоже послала на землю дарить счастье людям. Однажды Сказка, старшая из дочерей королевы, возвра­ тилась с земли. Мать заметила, что Сказка грустна, мало того, ей даже показалось, будто у той заплаканы глаза.

    Что с тобой, душенька Сказка,- обратилась к ней коро лева,- отчего со времени путешествия на землю ты так печальна и грустна? Доверься своей матери, скажи, что с тобой?

    Ах, милая мама! - отвечала Сказка.- Конечно, я не ста­ ла бы так долго молчать, если бы не знала, что эта печаль так же и твоя.

- Нужды нет, говори, дочь моя,- сказала прекрасная ко­ ролева,- горе - это тяжесть, которая не под силу одному и с ко­ торой легко справиться вдвоем.

    Ну так слушай же,- отвечала Сказка,- ты знаешь, как охотно я провожу время среди людей, с какой радостью присаживаюсь я у хижины бедняка, чтобы после работы поболтать с ним часок; люди обычно очень радостно приветствовали меня, когда я приходила, и, весело улыбаясь, глядели мне вслед, когда я шла дальше; но в последний раз все было по-иному!

    Бедная Сказка! - сказала королева и погладила ее по мокрой от слез щеке.- Но, может быть, тебе так только показа­лось?

- Верь мне, я не заблуждаюсь,- возразила Сказка,- они меня разлюбили. Повсюду, куда я прихожу, меня встречают хо лодные взгляды; нигде мне не радуются; даже дети, которые меня ведь всегда любили, смеются надо мной и, с серьезным не по ле там видом, отворачиваются от меня.

Королева склонила голову на руку и умолкла в задумчи­ вости.

    Но чем же объяснить, Сказка,- спросила королева,- что люди там, на земле, так изменились?

    Видишь ли, они расставили повсюду мудрых сторожей, ко торые зорко следят за всем, что появляется из твоего царства, о королева Фантазия! И если тот, кто приходит, им не по душе, они поднимают громкий крик и убивают его или так порочат его перед людьми, которые верят им на слово, что у тех не остается уже ни любви, ни искорки доверия. Ах! Хорошо моим братьям, снам; не обращая никакого внимания на тех мудрецов, весело и легко слетают они на землю к спящим людям и навевают им все, что ра дует сердце и веселит взор.

    Твои братья - ветрогоны,- сказала королева,- и тебе, любимица моя, нечего им завидовать. А сторожей тех я знаю хо рошо; люди вовсе не так уже не правы, поставив их; не один бой­ кий проходимец делал вид, будто прямым путем явился из моего царства, а на самом деле он разве что заглянул к нам с какой- нибудь горы.

    Но почему же они наказывают за это меня, твою настоя­ щую дочь? - плакала Сказка.- Ах, если бы ты знала, как они со мной поступили! Они обозвали меня старой девой и пригрозили в следующий раз совсем не впустить меня.

    Как! Не впустить мою дочь? - воскликнула королева, и гнев залил краской ее щеки.- Однако мне ясно, откуда это исхо­ дит: нас оклеветала злая тетка!

    Мода? Неужели? - воскликнула Сказка.- Она ведь все­ гда такая приветливая!

- Я ее, лицемерку, хорошо знаю! - отвечала королева.- Но сделай ей назло еще одну попытку, дочь моя; кто творит доб­ ро, тому не пристало унывать.

    Ах, мама! А если они меня просто прогонят или так опо­ рочат, что люди на меня и глядеть не станут, а то еще с презре нием забросят и позабудут в углу?

    Если взрослые, обольщенные Модой, пренебрегут тобой, обратись к детям,- вот поистине мои любимцы; твои братья, сны, приносят им от меня самые светлые видения; да и сама я часто слетала к ним, ласкала и целовала их, затевала с ними веселые игры; они хорошо меня знают, хотя имя мое им не знакомо, но я часто замечала, как по ночам они улыбаются моим звездам, а утром, когда сияющие барашки тянутся по небу, они от радости хлопают в ладоши. И, подрастая, они все еще любят меня; я по могаю милым девушкам плести пестрые венки, а резвые юноши задумываются, когда я подсаживаюсь к ним на высокой вершине скалы, воздвигаю из туманного мира далеких синих гор высокие замки и блистательные дворцы и создаю из пурпурных вечерних облаков отряды отважных всадников и причудливые шествия пилигримов.

    О милые детки! - растроганно воскликнула Сказка.- Будь по-твоему, попытаюсь обратиться к ним.

    Да, дорогая моя дочка,- сказала королева,- пойди к ним; только я тебя как следует приодену, чтобы ты понравилась малют кам и чтобы взрослые тебя не прогнали; знаешь, я наряжу тебя альманахом.

    Альманахом, мама? "Ах! Мне стыдно в таком виде щего­ лять перед людьми.

Королева кивнула, и служанки принесли изящный яркий наряд альманаха , затканный прекрасными узорами. Прислужни­ цы заплели в косы чудные волосы девочки; они подвязали ей к ногам золотые сандалии, а затем набросили на нее прекрасное одеяние. Скромная Сказка не смела поднять глаза, но мать огля­дела ее с удовлетворением и заключила в объятия.

- Ступай,- сказала она дочке,- благословляю тебя. А если они станут глумиться и насмехаться над тобой, вернись ко мне; может быть, позднейшие поколения, более близкие к природе, снова обратятся сердцем к тебе.

Так говорила королева Фантазия.

И Сказка спустилась на землю. Сердце колотилось у нее, когда она подходила к месту, где распоряжались мудрые стражи; она низко склонила головку, плотнее запахнулась в свой прекрас­ ный наряд и робкими шагами приблизилась к воротам.

- Стой! - крикнул хриплый грубый голос.- Стража, сюда! Явился новый альманах!

Услышав это, Сказка задрожала; навстречу ей, потрясая остро отточенными перьями, ринулась толпа пожилых мужчин мрачного вида. Один из них подошел к Сказке и схватил ее за под­ бородок.

- Голову кверху, господин альманах! - закричал он.- Мы по глазам прочтем, чего ты стоишь.

Покраснев, подняла Сказка голову кверху и раскрыла тем­ ные глаза.

    Сказка! - закричали стражи и громко расхохотались.- Сказка! А мы-то думали, невесть какое чудо явилось. Откуда на тебе этот костюм?

    Его надела на меня мать,- отвечала Сказка.

    Вот как? Она хочет протащить тебя к нам контрабандой? Нет, шалишь, убирайся отсюда! - закричали стражи и подняли острые перья.

    Я хочу только к детям,- умоляюще произнесла Сказка,- ведь к ним вы можете меня пустить?

Из интервью журналу «Космополитен»

Зорко одно лишь сердце…

Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева, доктор психологии, директор Международного Института Комплексной Сказкотерапии, автор метода Комплексной Сказкотерапии .

Дорогие друзья, позвольте познакомиться с вами. Меня зовут Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Мое имя в профессиональной среде ассоциируется со сказками. И это для меня почетно и ценно. Более 20 лет назад я начала поиск инструментов для действенной психологической помощи и взрослому, и ребенку. И пришла к сказкам. Так родился метод Комплексной Сказкотерапии .

Об этом методе существуют разные представления. Кто-то считает себя сказкотерапевтом на том основании, что в детстве читал сказки. А кто-то предпочитает изучить этот метод серьезно и совершенствоваться в нем. Конечно, я, как автор, сторонница второго подхода. Чтобы сориентировать вас в методе, я немного расскажу о нем. «Из первых уст», так сказать…

1. Сказкотерапия - что это такое?

Определений у Комплексной Сказкотерапиинемало. Это и система развития эмоционального интеллекта, и способ перевода с языка подсознания на язык сознания, и метод расшифровки древних (архетипических) сюжетов, действующих в жизни современного человека… Человеку, пришедшему первый раз на консультацию я бы сказала так: «Сказкотерапия - это процесс пробуждения сердца. Помните, как Лис открыл Маленькому Принцу самый главный секрет жизни и счастья? «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Человеку с пробужденным сердцем жить гораздо веселее и понятнее. Да, иногда ему бывает грустно, оттого, что он замечает вокруг; но эта грусть помогает ему развивать собственный творческий потенциал и укрепляться на жизненном пути. Благодаря добрый сказке может состояться самая главная встреча в Вашей жизни - Встреча с самим собой».

2. Что конкретно делает сказкотерапевт, чтобы достичь результата.

Нередко человек приносит сказкотерапевту совсем не ту проблему, которая его, на самом деле беспокоит. Поэтому, первым делом, мы внесем в ситуацию ясность и определим в какой точке своего жизненного пути находится человек, какие задачи решает, какими инструментами пользуется. И главное - постараемся установить - какой он жизненный урок проходит. Далее сказкотерапевт расскажет человеку о смысле жизненного урока, приведет примеры из сказок и жизни, чтобы было понятно, как этот урок «работает». Затем сказкотерапевт расскажет историю, в которой содержится «шифр» жизненной ситуации человека, предупреждения об ошибочных действиях и рекомендации по разрешению возникших трудностей. Благодаря рассказанной сказке, человек посмотрит на свою жизненную ситуацию со стороны и получит конкретные рекомендации для изменений к лучшему. В результате у него будет ощущение, что в его голове стало больше ясности и понимания, что делать. Такой эффект достигается даже после одной консультации. Сила метафоры, доброй сказки велика. Если человек будет работать со сказкотерапевтом длительное время, он сам станет сочинять сказки, которые достойным образом постепенно изменят его жизнь.

3. Как работает метод: случай-иллюстрация.

Когда приходят родители и рассказывают о том, как им трудно справиться с характером ребенка, результат понятен. Они получают индивидуальный маршрут развития своего наследника. Гораздо интересней увидеть, как меняется представление человека о себе самом или конфликтной ситуации.

Как то раз на прием пришла женщина (назовем ее Катя) и рассказала, что длительное время она пребывает в угнетенном состоянии духа. Выяснилось, что более всего тяготит ее чувство вины. Сестра и мать постоянно обижаются на нее по самым пустым поводам. Сама женщина убеждена, что должна исполнять любые капризы своих родственниц на том простом основании, что ее жизнь сложилась лучше, чем у них. Сестра часто ей говорит: «Конечно, тебе-то хорошо, ты удачно вышла замуж, у тебя все есть, все счастье из нашей семьи тебе досталось, а мне - ничего». Мать также постоянно говорит нашей героине, что она своим семейным и социальным счастьем обязана несчастьям сестры. Со стороны ситуация кажется смешной, но нашу героиню она мучает уже не первый год. Из-за ее терзаний страдают муж и дети.

Я рассказала Кате о древнем (архетипическом) сюжете, который мы называем «Женское коварство». Чтобы понять его достаточно вспомнить «Сказку о царе Салтане», где героиня сталкивается с завистью родственниц. Я предупредила Катю о всех ловушках этого древнего сюжета и уроках, которые проходит героиня. А потом рассказала ей сказку о том, как появилась Вина. Я придумала ее прямо на консультации специально для Кати. Потом она помогла многим моим клиентам. Так часто бывает - что-то придумываешь для одного человека, а потом это помогает многим. Позвольте расскажу ее и вам.

«Давным-давно, в одном королевстве оказался на престоле малолетний король-сирота. Править ему помогал верный советник по имени Совесть. Государство процветало, несмотря на юный возраст правителя. Все шло своим чередом, юный король рос, у него появлялись другие советники. Он чтил и любил своего Первого Советника, но тому почему-то стало казаться, что он больше не нужен. И вот однажды, советник забыл о своем долге и покинул дворец, чтобы пойти куда глаза глядят. Сколько времени он шел, то нам неведомо. Ноги привели его в одну придорожную таверну. Он попросил себе еды и первый раз в жизни заказал к обеду вино. Эффект, который оно на него произвело, понравился советнику. Он спрашивал хозяина еще и еще вина. Это продолжалось много времени. Так много, что советник позабыл самого себя: кто он, откуда, чем занимается и как его имя. Поскольку он постоянно требовал вина, его так и стали звать - Вина. Ведь никто не знал в этой таверне, что у короля пропал Первый Советник по имени Совесть…

Надо сказать, король быстро хватился своего советника и разыскивал его по всей стране. Так был обнаружен заросший и опустившийся государственный деятель в придорожной таверне. Даже когда его уводили во дворец, он шел и кричал: «Вина мне, вина!». Увидев своего советника в таком состоянии, мог ли король довериться ему в делах государственной важности?!

Король был мудр. Он велел отмыть и привести в порядок своего придворного, чтобы он вспомнил, что имя ему не Вина, а Совесть.

Этот урок оба запомнили навсегда. Король понял, что все важные решения можно принимать только соотнеся их с внутренним голосом Совести. Вина же способна сбить с пути даже самую светлую голову в государстве. А мастерство жизни и управления государством заключается в том, чтобы четко различать голоса Совести и вины».

Что касается Кати, она поняла, что ее путь сейчас: противостоять зависти и не поддаваться чувству вины. Ведь на ней лежит важная жизненная задача - приобрести опыт женского счастья и оставить его в наследство своим дочерям.

4. Меня часто спрашивают: «Почему Вы в свое время выбрали именно этот метод? За что?». Отвечаю честно!

Я искала способ мягкой деликатной помощи человеку и не нашла его в практической психологии. Поэтому пришлось переучиваться у сказочников и создать собственный метод Комплексной Сказкотерапии . J Ведь во все времена люди передавали друг другу знания о жизни с помощью разных историй и поддерживали друг дружку, рассказывая сказки.

5. Как человеку понять, что это именно его метод? или метод для него?

Для личной психологической помощи наш метод подойдет человеку тонко чувствующему и творческому. Понимающему, что такое Добро, а что такое зло. Ощущающему, что он пришел в этот мир неслучайно.

Также Комплексная Сказкотерапия - универсальный метод для помощи родителям в воспитании достойных наследников, и деликатного разрешения всех внутрисемейных уроков.

6. Чем Комплексная Сказкотерапия отличается от других методов?

Прежде всего, деликатностью. Основная область работы сказкотерапевта - система ценностей человека. Воздействие глубинно и устойчиво. Жизненный путь понимается как Приключение, а внутренняя организация человека объясняется через метафору Государства. Внутри нас имеется целое богатое государство в котором важно навести порядок. Семья, род - также государство. Поэтому так разрушительны внутри семейные конфликты. Ведь они ни что иное как гражданские войны.

И еще одна отличительная особенность метода - сказкотерапевт описывает жизнь человека в специальных сказках, дает рекомендации, предваряя это историей, - а это большой подарок для пробуждающегося сердца.

7. Анекдотическое о методе.

Для меня самым анекдотическим является само выражение: «как в сказке». Обычно оно произносится с мечтательной интонацией и подтекстом «Жаль, что такого в жизни не бывает!». Меня удивляет, что люди воспринимают сказку как «нечто нереалистическое со счастливым концом». Перечитайте сказки внимательно! Там герои проходят нешуточные испытания. О них интересно читать, слушать, смотреть. Но попробуйте оказаться на месте героев!

Для меня «как в сказке» - это то, что требует большого труда и мужества. Будь это путь любви, или приобретение нового социального качества.

8. Информация к сведению.

Санкт-Петербургский институт сказкотерапии открыт в 1998 году. Самому методу более 20 лет, он российского происхождения, сейчас распространяется в разных странах, в основном, среди русскоязычного населения.

Региональные центры есть в Вологде, Череповце, Казани, Краснодаре, Волгограде, Нарьян-Маре, Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Иркутске, Владивостоке, на Кипре.

В настоящий момент у Санкт-Петербургского Института сказкотерапии естьдва правопреемника: Российский Институт Комплексной Сказкотерапии и Международный Институт Комплексной Сказкотерапии.

Оба института проводят учебные программы, индивидуальные консультации, групповые тренинги для всех (детей, подростков, взрослых, семей), фестивали, социальные акции.

Те, кто хотят специализироваться в этом методе должны пройти Базовый курс подготовки сказкотерапевтов.

Информация об учебных программах

В портфеле учебных программ есть шесть пролонгированные и ряд краткосрочных. К пролонгированным учебным программам относятся:

  1. «Базовый Курс подготовки сказкотерапевтов по методу Комплексной Сказкотерапии », вАйаНапе (Кипр) объем курса составляет 120 часов, 4 сессии; в регионах, где Базовый Курс ведут Мастера-преподаватели, объем основного учебного курса составляет 120 часов и 20-40 часов мастерских, личных консультаций и супервизий. По окончанию курса слушатель защищает авторскую работу, а Мастер-преподаватель составляет его характеристику и Представление на получение свидетельства. В конце аттестационного цикла, при условии соблюдения всех требований, выпускник получает Свидетельство сказкотерапевта. После прохождения Базового курса, специалист может называть себя «сказкотерапевтом»-практиком.
  2. «Мастерская консультирования методом Комплексной Сказкотерапии », объем курса 160 часов, 4 сессии, продолжительность обучения 2 года. По окончанию обучения выпускник защищает авторскую работу, и после завершения аттестационного цикла, получает Свидетельство сказкотерапевта-консультанта. На эту программу приглашаются те, кто твердо решил заниматься частной практикой, консультированием взрослых, семейным консультированием. Предварительное прохождение Базового Курса желательно, но не является обязательным условием участия в программе. После прохождения Мастерской, специалист может именовать себя «сказкотерапевтом-консультантом».
  3. «Основы воспитания здорового характера»: программа подготовки семейных сказкотерапевтов, специалистов-сказкотерапевтов, сопровождающих развитие ребенка и семью. Объем курса 300 ак.часов, 6 сессий, продолжительность обучения 3 года. Программа открыта для сказкотерапевтов и родителей. По окончании программы слушатель защищает авторскую работу, и после завершения аттестационного цикла получает Свидетельство семейного сказкотерапевта.
  4. Программа подготовки специалистов по работе с Родом. Объем курса 300 ак.часов, 6 сессий, продолжительность обучения 3 года. Программа открыта для сказкотерапевтов. По окончании программы слушатель защищает авторскую работу, и после завершения аттестационного цикла получает Свидетельство сказкотерапевта-экогенолога.
  5. Программа подготовки специалистов по работе с психологической песочницей в системе Комплексной Сказкотерапии «Чудеса на песке». Полная программа состоит из 4 циклов. В каждом цикле 3 сессии. В каждой сессии 3 учебных дня. 1 цикл посвящен работе с песочницей, как коррекционно-развивающей средой для детей. 2, 3 и 4 циклы посвящены терапевтической работе с помощью психологической песочницы. По окончании 1-го цикла выдается Свидетельство специалиста по работе с психологической песочницей в области развития детей. По окончании 4-ех циклов выдается Свидетельство специалиста по работе с психологической песочницей широкого профиля.
  6. Программа подготовки инструкторов по работе с женщинами. Полный цикл подготовки 120 часов, 4 сессии. Программа открыта для психологов и специалистов индустрии красоты. Участники программы приобретают навыки экспресс-помощи женщинам в различных жизненных и личных ситуациях. По окончании программы выпускники получают Свидетельство инструктора по работе с женщинами. В данной программе предусмотрено пролонгированное постдипломное сопровождение.

Также в портфеле учебных программ есть немало тематических учебных, учебно-терапевтических курсов. Объем тематических курсов: от 10 до 30 академических часов.

9. Мои пожелания вам, дорогие друзья

Желаю и призываю больше сочинять сказок со счастливым концом - они способны реально изменить жизнь в лучшую сторону. Добрая сказка - это новая жизненная программа. Будьте смелее, меняйте свою жизнь в воображении, записывайте это в виде сказки, - и придут новые возможности. Такой труд и есть самое настоящее Волшебство.

Из интервью проекту EstiaPeople

Несколько общих слов

Человек развивается по разным траекториям. Первая траектория, Божественная, в основе которой лежит постижение и реализация его предназначения. Вторая - Житейская линия с представлениями обывателя о жизненном успехе и результативности. Многие вычеркивают из своего развития первую линию и следуют только второй, имея все, чему радуются обыватели, кроме глубинной внутренней удовлетворенности. Моя задача объяснить человеку механизм его внутреннего поиска и помочь ему гибко и тонко вплести в свою жизнь первую линию развития. Только она возвратит ему его индивидуальность и свободу. За немалые годы своей практики я убедилась в том, что такой подход дает человеку смысл и достойно перестраивает его жизнь. Каждый способен добиться всего, к чему он предназначен, и первый шаг - это смелость.

Почему люди думают, что они несчастны?

Очень верно подмечено то, что люди именно думают, что они несчастны, хотя на самом деле каждый имеет собственный Сад Возможностей - источник счастья. Свой Сад Возможностей многие люди намерено превращают в склад камней преткновения. Бог послал человека в мир для возделывания Сада, в котором можно посадить огромное количество семян. Но человек не знает, что с этим делать. Часто причина в том, что ему просто не рассказали, как ухаживать за своим Садом Возможностей. Камни обид, разочарований, иллюзий, ложных ожиданий, которые накапливаются людьми в течении жизни, занимают все пространство Сада. Но в один момент человек понимает, что жить так нельзя. Камни ему мешают, и тогда он просыпается и начинает искать путь очищения своего Сада Возможностей.

Скорее всего, это очень нелегко?

Да, но обслуживание камней стоит много дороже возделывания Сада Возможностей. Энергетически мы очень дорого платим за все те преткновения, которыми полон наш Сад.

С чего начинается очищение Сада?

С понимания того, что он ЕСТЬ. Препятствие страха, ложные препятствия, личностные препятствия, темные препятствия - все они мешают нам начать путь очищения. В этом деле необходимо главное - смелость.

Но разве страх не способен помочь?

Светлый страх не реализовать собственное предназначение, действительно, может помочь. Страхи имеют различные источники происхождения и действуют по-разному. Есть страхи темные, серые, светлые. С ними не все так однозначно, и зачастую они действительно могут являться двигателями. Страх живет на границе нашего внутреннего государства, изначально являясь здоровой осторожностью, которая помогает человеку предвидеть опасность. Важно не терять меру, не превращать страх в панику, следить за границей своего государства.

Насколько при этом важна связь с Божественным?

Связь эта является ключевой. Тонкий мир он очень разный, очень многослойный. Есть мир светлый, а есть и темный. Безусловно, такая связь является первоочередной для человека. Еще с детства людей готовят к осознанию этой идеи. Через рассказы о сказочных героях и их приключениях.

В конечном итоге все люди стремятся к счастью, а существует ли оно?

Безусловно, причем, у каждого свое. В этом и прелесть - за счастье не надо конкурировать - оно ИНДИВИДУАЛЬНО. В каждого из нас божественном образом проинсталлировано неповторимое индивидуальное ощущение счастья. Именно этот иррациональный эталон ведет нас по жизни. Являясь ориентиром, счастье безошибочно выводит нас к цели. Если потерять этот ориентир, или поменять на чужой, то уйдет и смысл жизни.

Но сегодня многие сводят понятие счастья к материальным благам. Как нужно правильно относиться к деньгам?

Сегодня, увы, многие хотят владеть деньгами в огромном количестве, не понимая, что тем самым они становятся рабами бумажных купюр. А ведь на самом деле деньги - очень миролюбивые существа, они вовсе не рабовладельцы. Я, как сказкотерапевт, воспринимаю деньги в виде некоего этноса, пришедшего в наш человеческий мир по зову людей. Людям была нужна помощь в реализации принципа справедливого обмена материальными ценностями и деньги пришли на помощь.За одно это деньги достойны любви и благодарности. Обязательно стоит любить деньги! А любовь начинается с изучения. Многие даже не знают, как выглядят деньги, что на них изображено, как их зовут, откуда они родом. И при этом все хотят их иметь… Это странно! Деньги приходят к трудолюбивым и скромным, они очень не любят лентяев и выскочек. Деньгами нужно уметь управлять и благодарить их за сделанную работу.

А что необходимо в любви к людям?

Самое главное в любви - ее адресность. Мы не можем одинаково любить кошку или сына, маму или работу. Каждому человеку надо дарить особый урок Любви, предназначенный исключительно ему. Когда человек говорит, что он не умеет любить, он лжет. Не бывает такого! Любовь хоть к одному живому существу его сердце вырабатывать способно.

Зачастую люди живут образами и идеалами, влюбляясь не в ту или не в того, кого себе представляли. Как сделать выбор и не запутаться в себе?

Путает человека заблуждающийся разум, но не сердце. В выборе наших спутников нам мешают общечеловеческие, родовые, личностные стереотипы. Из-за этого в отношениях участвуют не только Он и Она, но и его и ее стереотипы и ожидания друг от друга. Это уже не интимная связь двоих, а «могучая кучка»: в «паре» людей живет минимум шестеро: я, он (она), мое представление о нем (о ней), ее (его) представление обо мне, мое представление о том, каким (какой) я должна быть для него (нее), ее (его) представление о том, какой (каким) он должен быть для меня. Отношение мужчины и женщины - вещь глубоко интимная очень сакральная, там не место толпе, пусть и виртуальной, но сильно влияющей на отношения. Чтобы сделать выбор и не запутаться, нужно научиться слушать свое сердце. Его голос обычно очень деликатный. Тем не менее, есть технология, как научиться его слушать, она выделена путем анализа многочисленных сказок.

Но муки любви бывают так сладки…

Да, вы правы. Для некоторых - это призрачное, ложное счастье! Больной разум часто тешит себя, мучая своего носителя. К любви это не имеет никакого отношения!

Для вдохновения…

Говоря о вдохновении, хочется упомянуть архетип Сезонности, именно в нем заложен принцип смены времен года. Вдохновение - примета весны. Это особая энергия, которая двигает прогресс. А прогресс требует труда. Труд - это уже не весна, а лето. Использовать влюбленность только для вдохновения - это неэкономично. Влюбленность - это энергия многоотраслевого применения, зачем пускать ее только по одному каналу? Эксплуатация влюбленности для вдохновения может привести к выгоранию, пресыщенности. Я это называю «зависанием в весне». Чтобы этого не произошло, нужно помнить, что влюбленность дается как благословение для Труда Отношений.

Расскажите подробнее о своих тренингах?

Мои мастерские помогают людям восстановить или укрепить контакт с самим собой, осознать что корень жизненных трудностей в заблуждениях ума, нейтрализовать вредоносные заблуждения полезными убеждениями. Людям важно снять бесполезные заношенные маски, увидеть свой уникальный жизненный путь и место в мире, воспитать достойных детей, добиться успеха, быть счастливыми. Семейные и индивидуальные тренинги для мужчин, женщин и детей помогают разобраться в себе, выстроить отношения с близкими. Все тренинги направлены на исцеление сознания и самоощущения.

Из интервью Феликсу Польскому

И по сей день встречаются люди, которые ошибочно считают, что сказки рассказывать просто. А еще проще сказки слушать. Если бы это, действительно, было так, то отпала бы всякая необходимость в изучении жанра сказки, как самостоятельной научной отрасли. С просьбой детально прояснить ситуации в «сказочном» деле наша газета обратилась к доктору психологии, директору Международного Института Комплексной Сказкотерапии Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевой.

Татьяна Дмитриевна, почему сказка, являясь поистине вечным жанром, так упорно сопротивляется попыткам ученых подогнать ее под строгий научный ранжир?

На мой взгляд, это происходит потому, что сказка - это уникальный "формат" хранения и передачи жизненно важной информации. Прежде всего, о законах Мироздания, о правилах взаимоотношений человека с миром, с самим собой и с другими людьми. И, конечно же, об укреплении связи с Божественным. Вся необходимая для жизни человека информация передана нам посредством сказок. И продолжает передаваться именно таким образом. Сказки - именно формат упаковки знаний для длительного хранения и передачи. Получив информацию, ребенок или взрослый может не сразу начать ей пользоваться. Такая информация будет ждать своего часа. И непременно дождется.

При этом хочу отметить, что информация в сказках шифруется так, что каждый уровень сознания выделит свой блок информации. Кстати сказать, сказкотерапевт, с одной стороны, расшифровывает информацию, доставая ее из сказок таким образом, чтобы она стала пригодной для оперативного использования конкретным человеком или возрастной группой. А, с другой стороны, он помогает зашифровать (упаковать) личную информацию этого конкретного человека в форму сказки. С тем, чтобы другие поколения смогли воспользоваться этим сохраненным опытом. Добавлю, что сказка может научить и методам выживания, если грамотно сконструировать эти методы применительно к пожилым людям. Для этого существуют специальные "рабочие фабулы" сказок.

Почему, на Ваш взгляд, многие киностудия мира, в том числе и самые известные, так грубо обращаются с авторским материалом, что даже от сказок Андерсена порой остаются одни названия?

Отвечу прямо: так случается потому, что это выгодно неким силам, стремящимся управлять массовым сознанием. Смотрите: в сказках всегда действуют две силы - это добро и зло. Сначала, нам кажется, что побеждает зло, и нашим героям нет от него спасения. Но, вот, на помощь приходят зримые друзья, не считая способов, с помощью которых герои сами могут измениться в лучшую сторону. И в итоге зло бывает побеждено. Но зло, как известно многолико и никогда не оставит своих попыток внести коррективы и "информационные вирусы" во все то, что было создано Добром. Этот процесс можно заметить и в современных мультфильмах. Давайте возьмем для примера мультфильм «Русалочка» постдиснеевского разлива. У Г.Х. Андерсена эта сказка имеет ярко выраженный духовный аспект. Чего хотела добиться Русалочка в своей жизни? Оказывается, она активно интересовалась вопросами существования души, и выяснила, что сможет и сама обрести бессмертную душу, если ее полюбит человек. То есть тот, кто уже имеет бессмертную душу. Русалочка была готова пожертвовать своими тремястами годами жизни, чтобы не превращаться на четвертой сотне в морскую пену, а обрести бессмертную душу. Она пошла на большие жертвы, отринула свою прежнюю жизнь. Она лишилась голоса, и каждый шаг ее по земле был мучителен. Но, казалось бы, все жертвы напрасны. Сердце Принца не откликнулось на призыв Русалочки. Принц полюбил другую. И что же Русалочка? Русалочка отказывается убить Принца и окропить свои ноги его кровью, чтобы вновь стать русалкой. И это едва ли не ее основная жертва. Она принимает решение стать морской пеной, но не лишать жизни своего возлюбленного. Такое решение под силу принять только существу любящему. А значит, и достойному обрести бессмертную душу. И вот Русалочка вместо того, чтобы превратиться в морскую пену, становится одной из дочерей воздуха. Через триста лет она сможет обрести бессмертную душу, если послужит добру, будучи невидимой для людей. У Андерсена в его сказке нет даже намека на то, что Русалочка - это женщина с трагической историей неразделенной любви. Хотя есть немало психологов, которые трактуют эту историю именно так. Забывая при этом, что Русалочка - не женщина. Она русалка. Парацельс называл таких существ "элементалами" - это духи стихий, так как все на Земле живое. В том числе и вода. И, вот, история любви привела элементала, на путь обретения бессмертия. То есть, по логике Андерсена, эта сказка имеет счастливый конец. Людям показывается ценность души. Сморите люди, говорит Андерсен, как борется русалка за честь иметь бессмертную душу, а вы, уже имея бессмертную душу, почему-то не бережете ее. Но рядовой обыватель не станет покупать сериал с духовным подтекстом. Поэтому создатели постдиснеевской "Русалочки" убирают духовный мотив из сюжета, и превращают маленькую русалочку в симпатичного сквозного персонажа, который познает мир. Конечно, в этом тоже есть польза. К счастью, из сказки невозможно удалить всю пользу. Польза для ребенка в том, что он путешествует вместе с героиней, участвует в ее приключениях и приобретает тем самым символический жизненный опыт. Смотрит, как героиня выстраивает свои отношения с другими персонажами, какие решения принимает в трудных ситуациях и как борется со своими страхами. Все это имеет развивающий и коррекционный смысл. Но духовного развития ребенок при этом не получает. А бездуховным силам только этого и надо. Они говорят: пусть маленький человек учится адаптации в мире людей, а вопросы духовные оставит "на потом", а еще лучше оставит их вовсе. Между тем, с ребенком крайне важно говорить на духовные темы. Рассказывать о том, что есть Добро и зло, и это не метафорические силы, а реально действующие в мире внешнем и внутреннем.

Но, если и дальше все духовное будет убираться из сказок, то однажды мы увидим, как Курочка-Ряба снесет не яйцо, а осколочную гранату. Дед ударит по такой гранате, и полетят по закоулочкам клочки от Избушки на курьих ножках, которую Баба-Яга, якобы, сдавала деду с бабкой в аренду.

Да, такая опасность, действительно, существует. И это, вовсе, не смешно. Это заведомое глумление над сказочным материалом. Процесс "наведение порчи" на сказки, отчего они становятся "порченными". И таких сказок немало. Поэтому я всегда прошу родителей внимательно отбирать для детей и сказки, и мультфильмы. А сам механизм глумления над сказками таков: любимые персонажи, носители древних смыслов, наделяются чертами далеко не лучших представителей современной жизни. Тем самым для массового зрителя они перестают быть носителями чистой информации. Этим одним напрочь перекрывается доступ к сакральной информации. Зрители хохочут над поворотами воображения авторов мультфильмов. И автоматически попадают под действия машины, управляющей коллективным сознанием. Кому-то выгодно делать из людей слепых потребителей. Поэтому так важно, чтобы люди, достигшие возраста старейшин, передавали своим внукам собственный отфильтрованный жизненный опыт, "упаковывая" его в добрую сказку. Учили своих внуков тому, что есть еще одна особая жизнь у человека - жизнь его сердца, жизнь его доброго разума, жизнь его души...

Уважаемый профессор, в Ваших многочисленных трудах часто звучит термин «банк жизненных ситуаций». Понятно, что это не финансовая структура, призванная помочь людям управлять своими материальными ценностями. Но тогда что же это такое, и чем такой банк может людям помочь?

Да, "Банк Жизненных Ситуаций" - не финансовая структура. Это структура духовно-эмоциональная. Читая, рассказывая детям сказки, мы как будто открываем им счет в Банке Доброго Сердца. Некоторые бабушки и дедушки открывают своим внучкам счета в финансовых банках и постепенно кладут туда деньги. Чтобы, став совершеннолетними, их внуки смогли получить накопления и сделать важную инвестицию в свою жизнь. В то же образование. Не менее важно открыть своим внукам счет в Банке Доброго Сердца. Первая сказка, рассказанная бабушкой или дедушкой, есть символический акт открытия такого счета. Но чтобы "сумма вклада" росла, нужно не просто читать сказки, нужно еще умело обсуждать с ребенком древние истории. Это особое искусство, доступное умудренному человеку. Такой вклад поможет в социальной адаптации.

Мы длительное время работали с несовершеннолетними правонарушителями. Многие из этих детей были лишены родительского и бабушкиного тепла. Немало ребят услышали свою первую сказку, оказавшись в специальном учебно-воспитательном учреждении. И все эти дети имели "комплекс социального бессилия". Они говорили: "А что я могу вообще? Я вообще ничего не могу изменить. Вот если бы родиться заново!" В их картине мира надежде, добру, целеустремленности отводилось весьма незначительное место. Они не верили, что многое в их жизни зависит от их решений, знаний, умений. Мы начали работу с того, что стали просто начитывать им сказки и обсуждать их. За три года многие ребята внутренне укрепились. Структуры "комплекса социального бессилия" оказались не такими прочными. У ребят поселилась в сердце надежда, им захотелось учиться, работать, жить. А почему? Да потому только, что внутри каждого ребенка появился свой собственный "банк жизненных ситуаций". И такой банк - один из элементов того, что мудрые люди именуют "внутренней опорой". В Банке Доброго Сердца хранятся подлинные ценности, не подверженные экономическим и нравственным кризисам.

Татьяна Дмитриевна, знакомясь с Вашими книжками, удивляешься тому, как прост Ваш метод. Но все мы и знаем, что именно простое чаще всего и оказывается гениальным. В чем гениальность Вашего метода?

Действительно, все гениальное просто. Но я не являюсь изобретателем телеграфа или самолета. Комплексная Сказкотерапия это далеко не новый метод. Обучение через истории, лечение разума и души посредством сказок, практиковалось в человеческой цивилизации всегда. У людей есть готовность к тому, чтобы их вразумляли и наставляли по-доброму. Но главное - именно в сказках шифруются основные жизненные ценности. А в каждой жизненной ценности спрятана огромная сила. Я и мои коллеги просто возвращаем человека к силе общечеловеческих ценностей. А ребенка учим распознавать ценности и постепенно ими пользоваться. Особенно в борьбе со злом. Ведь маленькому человеку приходится выдерживать немалые атаки зла на свой разум и настроение. С помощью сказочных инструментов, он учится с ними справляться и одерживать победу. Через эту битву становясь сильнее и взрослее.

Но есть еще один интересный аспект в нашем методе. Мы стараемся научить людей писать добрые сказки. Для этого мы изучаем общие конструкции сказочных сюжетов. В этих конструкциях (мы их называем архетипами и архетипическими сюжетами) зашифрованы общие законы процветания. Когда человек овладевает этой "сказочной азбукой", он уже может самостоятельно создавать достойные сказки. И это уже не просто красивые истории - это новые жизненные программы, которые деликатно перестраивают привычный ход мыслей. Благодаря собственной сказке человек вырывается из плена собственных жизненных стереотипов, и его жизнь меняется.

Многие мои клиенты и ученики рассказывают, как их сказки "сбываются в жизни". Это не волшебство. Это феномен самостоятельного конструирования жизненных программ. Мы немало работаем с пожилыми людьми. Мой коллега Игорь Приходкин в Челябинске несколько лет посвятил работе с пенсионерами. Он научил их писать такие сказки, благодаря которым они становились здоровее, причем, без лекарств и докторов. В каждом из нас есть немалые способности к управлению своим здоровьем, своим социальным положением, своим характером. И эти способности не просто развиваются, но и оттачиваются в процессе сказкотворчества. И еще один момент. Для зрелого человека крайне важно осмыслить прожитые им годы. Увидеть собственный путь цельным, пусть иногда и весьма запутанным. Увидеть действие Промысла в поворотах своей судьбы. Для этого мы помогаем людям создавать автобиографические сказки. Такие истории меняют отношение человека к собственной жизни. Если хотите, делают его мудрецом.

Спасибо.
Беседовал Феликс Польский

Использование сказки в личностном развитии воспитанника ДОО

1. Зинкевич - Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст]. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб: Речь, 2006.- 320с.

2. Зинкевич-Евстгнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками [Текст]. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб: Речь, 2008.- 240с.

Материалы для самостоятельного изучения:

Общие принципы работы со сказками (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой)

принцип Основной акцент комментарий
осознанность Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было нужно? Задача - показать клиентам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже, несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.
множественность Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов Задача - показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны, иначе.
Связь с реальностью Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок Задача- кропотливо и терпеливо проработать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия

этап назначение содержание
  1. Ритуал « входа» в сказку
Создать настрой на совместную работу Коллективное упражнении. Например, взявшись за руки в круг, все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие.
2. Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят, использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; каким им помогало в жизни то, чему они научились в прошлый раз, и пр.
3. Расширение Расширить представления ребенка о чем-либо Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать. Помочь какому-либо существу из сказки и пр.
4.Закрепление Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр.
5.Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня
6. Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт
7.Ритуал «выхода» из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди

Схема анализа сказки по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой

· Тема (какова наиболее значимая сфера жизни для героев).

· Герой (особенности его самосознания - образ Я, самоотношение, понимание своего места среди других людей).

· Персонажи (круг основных действующих лиц, их характеристики).

· Отношения между персонажами и героем (отношения со значимыми людьми).

· Типичные события (символическое отражение событий в жизни человека данного общества).

· Трудности (наиболее важные, эмоционально заряженные проблема, которые тревожат персонажа).

· Средства совладания с возникающими трудностями (способы, приемы, ухищрения, которые использует человек).

· Недостающие ресурсы (внутренние ресурсы в виде качеств и способностей героя, или внешние в виде физических условий, материальных возможностей).

· Имеющиеся ресурсы (то, что есть в распоряжении человека).

Этой книгой открывается серия практикумов по сказкотерапии Издание посвящено актуальным вопросам профилактики и терапии зависимостей на основе метода сказкотерапии.
Для широкого круга читателей.

РАЗДЕЛ I. СКАЗОЧНО О «НЕСКАЗОЧНОМ».................
Глава 1. Зависимость как форма нравственного кризиса..
Глава 2. Сказочно о «несказочном» ...............................
Глава 3. Как пользоваться книгой.................................
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА СКАЗКОТЕРАПИИ
ЗАВИСИМОСТЕЙ....................................................
Глава 1. Поддержка клиента........................................
Глава 2. Усугубление проблемы....................................
Глава 3. Переосмысление жизненного опыта..................
Глава 4. Актуализация и поддержание
личностного ресурса.......................................
Глава 5. Формирование конструктивного созидательного альтруизма.............................................................
Глава 6. Профилактика срыва.......................................
Глава 7. Формирование созидательной жизненной
программы...........................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................
Рекомендуемая литература...........................................
ПРИЛОЖЕНИЕ..........................................................
Билль о личных правах................................................
РАЗДЕЛ I. СКАЗОЧНО О «НЕСКАЗОЧНОМ»
Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести.
Абуль-Фарадж
ГЛАВА 1. ЗАВИСИМОСТЬ КАК ФОРМА НРАВСТВЕННОГО КРИЗИСА
Сказкотерапия зависимостей... Какое странное словосочетание... Казалось бы, терапия зависимостей слишком серьезна для того, чтобы в ней нашлось место сказкам и притчам. Однако это не совсем так. С помощью психотерапевтических и медитативных сказок можно снимать напряжение и осуществлять позитивное воздействие на уровне жизненных ценностей. Для этого не обязательно подбирать и сочинять сказки, в которых есть прямое указание на наличие зависимости. Возникновение зависимости, среди прочих причин, связано с определенным нравственным недоразвитием. И эта «глубинная проблема» является предметом сказкотерапии зависимостей.
В связи с этим использование сказкотерапии, с одной стороны, не имеет ограничений. Но, с другой стороны, может быть недостаточно эффективно при сформированной зависимости. Сказкотерапия - прекрасный метод профилактики. Однако в ситуации осознания и принятия пациентом своей проблемы сказкотерапия также может быть эффективным средством индивидуальной и групповой терапии.
В США с начала сороковых годов оформилась система, содействующая формированию среди алкоголиков и наркоманов мировоззрения трезвости. В дальнейшем она распространилась в Европе и России. Речь идет о психотерапевтической Программе «Двенадцать шагов».
Содержание Программы «Двенадцати шагов* Первый шаг: «Мы признаем свое бессилие перед алкоголем, признались в том, что потеряли контроль над своей жизнью».
Этот шаг - начало всех действий, способствующих прекращению алкоголизации. Осознание зависимости и бессилия перед ней мотивирует алкоголика обратиться за помощью.
Второй шаг: «Мы пришли к убеждению, что только Сила более могучая, чем наша собственная, может вернуть нам здоровье».
Этот шаг подразумевает определенное умаление собственного «Я» зависимого человека, и признание существования Бога или иной Высшей Силы. Как говорится в Программе: «Второй шаг позволяет алкоголику избавиться от чувства "центра мироздания" и связанных с ним гнетущих обязательств».
Третий шаг: «Мы приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы его понимаем».
Согласно Программе это «шаг начала действий, ибо он опирается на действия, ограничивающие собственную волю и чувство силы. В трудные минуты используется молитва Марка Аврелия:
Боже, дай мне разум и душевный покой Принять то, что я не в силах изменить, Мужество изменить то, что могу, И Мудрость отличить одно от другого».
Четвертый шаг: «Мы глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения».
На этом шаге зависимый человек учится смотреть на себя честно, без обмана, отмечая свои недостатки и достоинства. В этот период клиент осознает причины происшедшего. «Добросовестный и честный анализ с нравственной точки зрения дает верный диагноз ситуации, что, в свою очередь, позволяет предпринять меры, направленные на достижение желаемых изменений».
Пятый шаг: «Мы признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу своих заблуждений». Этот шаг понимается как исповедь, освобождающая человека от чувства одиночества и позволяющая надеяться на прощение со стороны ближнего. Предполагается, что таким образом зависимый человек может простить самого себя и приобрести
чувство покоя.
Шестой шаг: «Мы полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков».
Этот шаг предполагает формирование внутренней готовности к самосовершенствованию.
Седьмой шаг: «Мы смиренно просили Его исправить все наши недостатки».
Здесь особо подчеркивается необходимость смирения в противовес унижению, и анализируется его применение в жизненной практике. «Многолетний опыт подсказывает, что ни один алкоголик не способен сохранить трезвость, забывая про чувство смирения*.
Восьмой шаг: «Мы составили список тех, кому причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними». Девятый шаг: «Мы лично возместили причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому».
«Составление списка людей, кому было причинено зло, и возмещение им причиненного ущерба конкретными делами позволяет в конечном счете избавиться от чувства вины и согласиться с последствиями совершенной ранее несправедливости». Этот шаг позволяет человеку упорядочить свои взаимоотношения с людьми.
Десятый шаг: «Мы продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу их признавали».
Этот шаг учит человека самоанализу и объективной оценке событий. Важно «ежедневно отмечать свои как хорошие, так и слабые стороны характера, признавать ошибки, исправляя их "на ходу". Это предохраняет от возврата к старым представлениям и образу поведения, которые могут затормозить процесс выздоровления и спровоцировать возвращение к употреблению алкоголя».
Одиннадцатый шаг: «Стремясь путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы его понимаем, молясь лишь о знании Его воли, которую нам следует исполнить, и о даровании силы для этого».
Двенадцатый шаг: «После духовного пробуждения мы постараемся донести смысл наших идей до других зависимых людей и применять эти принципы во всех наших делах».
Для предупреждения рецидива необходимо делиться своим опытом с другими. Таким образом поддерживается чувство самоуважения и распространяется мировоззрение трезвости.

ТРЕНИНГ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ

Под редакцией Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой

РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2006

363 Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т. Д. Зинке-вич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с. ISBN 5-9268-0406-Х

В этом сборнике представлены многофункциональные сказкотерапевтичес-кие программы. Используя эти программы , можно развить эмоционально-волевую сферу ребенка, скорректировать возникшие у него эмоциональные проблемы, развить его личность, сформировать созидательную систему ценностей. В сборнике приведены сценарии занятий и методические рекомендации по их проведению.

Книга будет полезна и специалистам - детским психологам, педагогам, воспитателям и заботливым родителям.

Ряд материалов, представленных в данной книге, ранее частично был опубликован в сборнике «Тренинг по сказкотерапии».

ISBN 5-9268-0406-Х © Т. Зинкевич-Евстигнеева и др.

© Издательство «Речь», 2006 © И. Могутова, рисунки, 2006 © П. Борозенец, обложка, 2006

Предисловие.................................................................... 5

Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов. ВОЛШЕБНАЯ

СТРАНА ВНУТРИ НАС........................................................11

Программа эмоционально-волевого развития для детей и подростков......................................................................................11

Введение........................................................................11

Занятие первое и занятие самое последнее: диагностика

результативности.................................................................12

Занятие второе: знакомство со сказочной страной и ее королем 17 Занятие с третьего по девятое: знакомство со слугами-чувствами 20

Третье занятие: знакомство со слугой по имени радость...........22

Занятие четвертое: знакомство со слугой по имени грусть........26

Занятие пятое: знакомство со слугой по имени интерес............31

Занятие шестое: знакомство со слугой по имени злость............36

Занятие седьмое: знакомство со слугой по имени страх............38

Занятие восьмое и девятое: знакомство со слугами по имени обида,

вина и удовольствие.............................................................44

Занятие десятое: заговор обиды..............................................44

Занятие одиннадцатое: в поисках любви..................................47

Занятие двенадцатое: возвращение короля...............................47

Т. Зинкевич-Евстигнеева. СКАЗКИ ЗВЕЗДНОЙ СТРАНЫ

ЗОДИАКАЛИИ...........................................................50

Введение........................................................................50

СКАЗКА О СОЗВЕЗДИЯХ..........................................................58

Сказка о том, как в стране зодиакалии появился ее первый житель - ОВЕН........................................................................61

Сказка о том, как в зодиакалии появился второй житель -

ТЕЛЕЦ..................................................................................64

Сказка о том, как в зодиакалии появилось созвездие БЛИЗНЕЦОВ......................................................................................67

Сказка о том, как возникло созвездие РАКА.............................70

Сказка о том, как на небе появилось созвездие ЛЬВА................74

Сказка о шестом жителе зодиакалии - созвездие ДЕВЫ.........76

Сказка о том, как в зодиакалии появилось созвездие ВЕСОВ......79

Сказка о восьмом жителе зодиакалии - созвездии

СКОРПИОНА.......................................................................82

Сказка о созвездии СТРЕЛЬЦА...............................................86

Сказка о том, как появилось в зодиакалии созвездие КОЗЕРОГА 89

Сказка о созвездии ВОДОЛЕЯ.................................................93

Сказка о том, как в зодиакалии появился последний житель -

созвездие РЫБ.....................................................................96

Н. Соловьева. ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ» ......................................... 100

Введение................................................................................ 100

Оборудование и материалы...................................................... 106

Несколько слов из опыта работы по программе.......................... 107

СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЙ........................................................... 109

Занятие Ml .................................................................... 109

Занятие № 2 ........................................................................................................112

Занятие № 3 ........................................................................................................114

Занятие № 4 .......................................................................................................116

Занятие № 5 ........................................................................................................118

Занятие № 6 ........................................................................................................120

Занятие № 7 ........................................................................................................123

Занятие № 8 ........................................................................................................125

Занятие № 9 ........................................................................................................127

Занятие № 10 .....................................................................................................129

О. Смирнова. КАК РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О ВРЕМЕНАХ ГОДА132

Введение......................................................................132

Ознакомительный модуль....................................................... 134

Коррекционно-развивающий модуль........................................ 146

Интеграционный модуль......................................................... 154

Логопедические задания.......................................................... 158

Открытое логопедическое занятие «Волшебная избушка»........... 164

Литература............................................................................. 170

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дорогие друзья! Если вы выбрали нашу книгу - наверное, вашей душе свойственны состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивления ежедневным чудесам. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, что...? Правда, мы привыкли к чудесам. И некоторые из нас хотят чего-то новенького, «остренького», неожиданного...

А ведь чудо - совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем может познать его прелесть. Открыть свое сердце навстречу добру учит нас сказка. И эта мысль стала лейтмотивом данного сборника программ, основанных на методе сказкотерапии.

Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт

Повторение ритуала «входа» в сказку с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди


8

Тренинг по сказкотерапии

Таблица 2

Движущие силы сказочных игр


Движу-

Принцип

Проявление

щая сила

Идеи

Постепенность

В составлении сказочно-игровых программ мы восстанавливаем естественную динамику онтогенеза: постепенно переходим от ощущений к высшим психическим функциям , от невербальных форм взаимодействия к вербальным. При этом мы постепенно наращиваем словарный запас и связываем «низшие» психические функции с «высшими»

Обмен

Получая что-либо в игре от кого-либо, ребенок что-то отдает. Таким образом поддерживается гармоничное равновесие. Приобретая что-либо в сказочной или фантастической стране, ребенок тоже делает символический подарок

Средства

Оживотворение

Наделение абстрактных или неодушевленных объектов свойствами живых существ

Визуализация

Мысленное наделение оживотворенного существа некой персоналией из арсенала знакомых образов растительного, животного, человеческого, сказочного, фантастического, предметного или иного знакомого мира

Ограничение

Для создания фабулы, интриги игры вводится либо антагонистический образ, либо «правило-ограничитель»

Объекты

Внутренние

Я; ощущения (5 модальностей), движения, чувства, желания; черты характера, мотивы, идеи, мысли и прочие «продукты» внутренней психической активности

Внешние

Предметы и объекты окружающего мира: живая и неживая природа, люди, взаимоотношения между ними

Предисловие

Таблица 3

Игровая матрица


Алгоритм

Адресность

СМР

ЭВР

ПР

КР

ТР

кем

ск

Постановка проблемы

Выбор объекта

Размышление

Визуализация

Придумывание действия

Создание правил игры

Продумывание тем обсуждения


Условные обозначения и комментарий:

СМР - сенсомоторное развитие. Подразумевается сенсорно-перцептивное и психомоторное развитие. Развитие способности отслеживать свои ощущения (5 модальностей) и развитие представлений о многообразии движений.

ЭВР - эмоционально-волевое развитие. Подразумевается знакомство с чувствами , осознание их назначения и важность чувства меры. Разыгрывание ситуаций, когда чувства берут власть над Я, над центром личности.

ПР - познавательное развитие. Подразумевается развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установлению причинно-следственных связей, способности к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, а также - исследование объектов окружающего мира, обучение.

КР - коммуникативное развитие. Подразумевается формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества.

ТР - творческое развитие. Подразумевается развитие творческих, созидающих возможностей личности с использованием творческих видов деятельности.

КСМ - конструктивное социальное моделирование. Подразумевается формирование творческого конструктивного подхода к действительности и ее изменению, формирование образа будущего, его разыгрывание. Разыгрывание проблемных ситуаций и их творческая коррекция (принцип психодрамы).