Сказка про двух лодырей: история создания, мораль и интересные факты. Феликс кривин - сказки с моралью Придумай сам сказку с моралью

Валентина Удодова

У ребенка с 4-5 лет начинают формироваться нравственные качества: чуткость, доброта, великодушие, отзывчивость, любовь к природе, чувство дружбы и постепенно - чувство долга. Очень важно на данном этапе воспитывать у него адекватное отношение к окружающему миру.

Идея о сказках собственного сочинения, возникла из собственных наблюдений за отношениями между детьми в группе. Сказки помогают легче воспринимать реальность мира, принимать его нормы и правила. Для того чтобы дети не забывали сказки, мы вместе с ними сождали мнемотаблицы, которые помогают в памяти воспроизвести содержание сказок. Иллюстрированный сюжет сказки с мнемотаблицей мы вывешаем на нашем экране "Остров сказок"

Сказка для детей, которые не хотят убирать за собой игрушки и свои вещи

Жил-был мальчик. Он был еще маленьким, но очень умным. У мальчика было очень много книг, игрушек и вещей. И каких только игрушек не было… Разные машинки, мягкие игрушки, конструктор. Только чем больше у мальчика становилось игрушек, тем меньше он желал их собирать после игры и постоянно ломал. Книги, игрушки, вещи были разбросаны повсюду.

И вот, однажды, когда мальчик уснул, игрушки решили пожаловаться Волшебнику из Страны Добрых дел.

Я не хочу быть в этом доме, он меня постоянно кидает, откручивает колеса, – сказала машинка

А меня постоянно ногой пинает и везде меня кидает, – ответил плюшевый мишка.

А у меня детальки, мои друзья потерялись, – заплакал конструктор.

Игрушки все возмущались и решили и попросили Волшебника забрать в его Страну. А чтобы мальчику не было скучно, позвали Дидюку.

Когда мальчик проснулся, то увидел, что в комнате пусто, а в углу сидела Дидюка и громко смеялась: - Ой, как я люблю таких вредин – деток. Теперь я буду с тобой играть.

Мальчик заплакал. И сказал, что больше так не будет, он будет любить свои игрушки и книги, не будет их ломать, рвать, будет убирать все на место. Волшебник услышал мальчика, взял свой волшебный колпак, и прилетел в комнату, накрыл колпаком Дидюку. Вредина испугалась и улетела. Потом он подошел к мальчику, положил около кроватки большой мешок с игрушками и сказал: - Больше не обижай свои игрушки или они больше не вернуться к тебе, а вернется только Дидюка, я тебе дарю волшебную книгу, которая расскажет о добрых делах. И улетел в свою страну. С тех пор мальчик очень любил свои игрушки, вещи и книги. И Дидюка не прилетала больше к нему

Сказка «Мусорный букет»

Однажды девочка сидела на скамейке и ела вкусное, клубничное мороженое. Съела мороженое, встала со скамейки и ушла. Только вот про фантик то от мороженого забыла на скамейке. Подул ветер и фантик полетел и прилетел в страну Вредин к самой Дидюке. Дидюка, увидав фантик, обрадовалась: - Как я люблю мусор и детишек, которые мусорят, - взяла фантик, свой волшебный зонтик и отправилась в город, где жила девочка.

По дороге Дидюка собрала для девочки настоящий мусорный букет из оберток от конфет, мокрой бумаги и фантиков шоколадок, и даже из грязных коробок от сока.

Собрав большой букет из мусора, Дидюка с радостью отправилась к девочке.

Здравствуй, девочка, - поздоровалась Дидюка.

Здравствуйте, а кто Вы? – удивилась девочка.

Ты что меня не знаешь? Я главная Вредина Дидюка, прилетела к тебе с подарком, вот держи от меня тебе мусорный букет, он такой разноцветный, а ты мне книги - сказки…

Мне не нужен ваш букет, он не красивый, плохо пахнет и грязный, - ответила девочка, отвернулась и заплакала.

Ты что? Бери, я специально собирала для тебя, в букете есть и твой фантик от мороженого.

Дидюка положила букет на кровать, собрала все любимые сказки девочки и уже хотела уйти, но вдруг фея из Страны добрых дел, услышав плач девочки, взмахнула крыльями и прилетела в комнату.

Моя прелестная девочка твой фантик от мороженого, который ты оставила на скамейке, решил к тебе вернуться, да не один, а с друзьями, и Дидюка ему помогла. Мусор живет в своем доме, а дом этот называется мусорное ведро.

Я больше не буду оставлять мусор, я буду его выкидывать, - ответила девочка, взяла мусорный букет и отнесла его в мусорное ведро.

Фея подлетела к Дидюке, взмахнула крыльями, и Вредина тотчас же исчезла, оставив после себя книги-сказки, которые хотела забрать.

Спасибо, тебе фея, что прогнала Дидюку!- отблагодарила девочка.

Фея раскрыла свои красивые, большие крылья, а в них лежала волшебная книга.

Больше не забывай про мусор, а то Дидюка опять к тебе прилетит с мусорным букетом!

Фея положила книгу на кровать, поцеловала девочку и улетела к себе в страну.

С тех пор девочка не мусорит, а даже убирает мусор за другими.

Сказка «Обиженное дерево"

Однажды детям стало скучно, и они решили поиграть с деревом. Они стали раскачиваться на ветках дерева, так, что слышен был хруст. Дидюка увидала забаву детей и тоже решила вместе с ними поиграть, она очень любит деток, которые ломают деревья.

Дети вместе с Дидюкой решили проверить, что же находится под корой дерева. Мальчик оторвал кору и увидел под ней голый столб и много-много жучков. Девочка и Дидюка выдергивали корни. Все веселились, лазили по деревьям, но вдруг что-то простонало.

Ой, мои бедные маленькие веточки сломаны, мои корешки вырваны, моя кора содрана, как же мне больно, - заплакало дерево и согнулось вниз, закрыв деток и Дидюку своими ветками. Мальчик, девочка и Дидюка хотели убежать, но веточки деревьев сомкнулись крепко так, что они оказались в ловушке самого дерева. Даже зонтик Дидюки не смог помочь.

Дети испугались и сказали дереву: - Мы не будем больше тебя обижать, мы сейчас твои веточки свяжем ленточками, корешки вкопаем в землю, отпусти нас, пожалуйста, а ты – Дидюка, уходи, мы не будем с тобой больше играть.

Но дерево только стонало и ничего не отвечало. Дети заплакали. Тогда волшебник и фея из страны добрых дел, услышав плач детей, прилетели.

Волшебник поднял большие ветки, фея взлетела и привязала их ленточками к стволу, волшебник достал волшебную мазь, помазал ствол, и на нем появилась кора, а потом и выросли новые веточки. Затем волшебник и фея дали лопату девочке, мальчику и Дидюке и попросили вкопать корни в землю.

Я не буду ничего делать – отвернулась Дидюка.

Рассердился тогда волшебник, накрыл Дидюку волшебным колпаком и Вредина исчезла.

Дерево наклонилось волшебнику и фее, своими веточками прижала к себе и сказало: - «Спасибо!»

Посмотрите на дерево, какое оно красивое, большое и улыбается теперь вам. Берегите деревья, они нужны нам, они дарят нам чистый воздух, плоды, жилье для насекомых, красоту,- сказал волшебник и исчез, а фея подарила книгу добрых дел детям, поцеловала их и улетела к себе в страну.

С тех пор дети никогда не обижали деревья.

Сказка про Дружбу"

Однажды малыши дружно играли вместе, им было весело. Дидюка из страны Вредин увидела, как радуются дети, решила повредничать, помешать игре. Дети начали водить хоровод, как вдруг появилась Дидюка.

Дидюка раскрыла зонтик и взлетела над хороводом: - Не бывать этому, не будете дружно играть, не будет вам весело. Кружилась, кружилась и остановилась, произнеся заколдованные слова: «Замрите и себя в детей - вредин превратите».

И вдруг малыши начали ссориться друг с другом, драться, слабый стал обижать сильного, отбирать у него игрушки. А Дидюка только летала и язык показывала всем.

Все бы так и продолжалось, но Дидюка не заметила на качели одного мальчика, до которого не долетели заколдованные слова вредины.

Мальчишка увидел, как дети стали ссориться, побежал и начал всех мирить, защищать слабых, но его никто не слышал, а только толкали и дразнили. Волшебник из страны добрых дел увидел, что маленькому другу одному не справиться и прилетел к нему на помощь. Волшебник подошел к каждому малышу, накрыл своим синим, большим колпаком и дети замерли на месте. Потом он обратился с просьбой к самой вредине:

Расколдуй, пожалуйста, малышей или не видать тебе твоего зонтика.

Дидюка испугалась, подлетела к ребятам, раскрыла свой зонтик, произнеся слова: - «Отомрите и себя в добрых детей превратите» и улетела в страну Вредин.

А дети опять начали играть вместе.

Ты оказался смелым мальчиком, - обратился волшебник к малышу,- начал всех мирить, защищать слабых, не испугался главной вредины. За твой добрый поступок я тебе дарю волшебную книгу добрых дел. Я жду тебя в гостях в своей стране, - поклонился Волшебник и улетел.


Кривин Феликс Давидович

Сказки с моралью

Феликс Кривин

Сказки с моралью

Эге, отстаешь, отстаешь! - подгоняет Большая Стрелка Маленькую. - Я уже вон сколько прошла, а ты все топчешься на месте! Плохо же ты служишь нашему времени!

Топчется Маленькая Стрелка, не успевает. Где ей за Большой Стрелкой поспеть!

Но ведь показывает она часы, а не минуты.

ДВА КАМНЯ

У самого берега лежали два камня - два неразлучных и давних приятеля. Целыми днями грелись они в лучах южного солнца и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта.

Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море.

Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. А когда немного успокоился, нашел себе новых друзей. Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том, как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время шторма. И, ежедневно повторяя им эту историю, Камень в конце концов почувствовал себя героем.

Шли годы... Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем не отличался от своих друзей - комьев глины.

Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких еще не видали в этих краях.

Здравствуй, дружище! - крикнул он Растрескавшемуся Камню.

Старый Камень был удивлен.

Извините, я вас впервые вижу.

Эх, ты! Впервые вижу! Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу, прежде чем меня унесло в море?

И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как все-таки там было здорово интересно.

Пошли со мной! - предложил Кремень. - Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури.

Но его друг. Растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове "бури" готовы были совсем рассыпаться от страха, и сказал:

Нет, это не по мне. Я и здесь прекрасно устроен.

Что ж, как знаешь! - Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался в море.

Долго молчали все оставшиеся на берегу. Наконец Растрескавшийся Камень сказал:

Повезло ему, вот и зазнался. Разве стоило ради него рисковать жизнью? Где же правда? Где справедливость?

И комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет.

ИГОЛКА В ДОЛГ

Не дают Ежу покоя.

Только он свернется, уляжется в своей норе, чтобы соснуть месяц-другой, пока холода отойдут, а тут стук.

Разрешите войти?

Выглянет Еж за порог, а там - Хомяк-скорняк, шубный мастер.

Простите, что побеспокоил, - извиняется Хомяк. - Не одолжите ли иголочку?

Что ему ответишь? Мнется Еж - и дать жалко, и отказать совестно.

Я бы рад, - говорит, - я бы с удовольствием. Да у меня самого их маловато.

Мне только на вечер, - просит Хомяк. - Шубу заказчику кончить нужно, а иголка сломалась.

С болью вытаскивает ему Еж иголку:

Только прошу вас: кончите работу - сразу верните.

Конечно, а как же! - заверяет Хомяк и, взяв иголку, торопится заканчивать шубу заказчику.

Еж возвращается в норку, укладывается. Но едва начинает дремать, снова стук.

Здравствуйте, вы еще не спите?

На этот раз явилась Лиска-модистка.

Одолжите иголочку, - просит. - Где-то моя затерялась. Искала-искала, никак не найду.

Еж и так и сяк - ничего не получается. Приходится и Лисе одолжить иголочку.

После этого Ежу наконец удается заснуть. Лежит он, смотрит свои сны, а в это время Хомяк уже шубу кончил и спешит к Ежу, несет ему иголку.

Подошел Хомяк к норке Ежа, постучал раз, другой, а потом и внутрь заглянул. Видит: Еж спит, посапывает. "Не стану его будить, - думает Хомяк. - Воткну ему иголку на место, чтоб зря не беспокоить, а поблагодарю в другой раз, при случае".

Нашел на ежовой спине место посвободнее и сунул туда иглу. А Еж как подскочит! Не разобрался, конечно, со сна.

Спасите! - кричит. - Убили, зарезали!

Не беспокойтесь, - вежливо говорит Хомяк. - Это я вам иголку вернул. Большое спасибо.

Долго ворочался Еж, не мог уснуть от боли. Но все-таки уснул и, забыв о Хомяке, снова за свои сны принялся. Как вдруг...

Ай! - завопил Еж. - Спасите, помогите!

Пришел немного в себя, смотрит - возле него Лиска-модистка стоит, улыбается.

Я вас, кажется, немного испугала. Это я иголочку принесла. Уж так спешила, так спешила, чтобы вы не беспокоились.

Свернулся Еж клубком, брюзжит себе потихоньку. А чего брюзжать-то? С болью давал, с болью и назад получает.

"ИСТОРИЯ КАПЛИ",

написал я и посадил на бумаге кляксу.

Вот хорошо, что ты решил обо мне написать! - сказала Клякса. - Я так тебе благодарна!

Ты ошибаешься, - ответил я. - Я хочу написать о капле.

Но ведь я тоже капля! - настаивала Клякса. - Только чернильная.

Чернильные капли разные бывают, - сказал я. - Одни пишут письма, упражнения по русскому языку и арифметике, вот такие истории, как эта. А другие, вроде тебя, только место занимают на бумаге. Ну что я могу написать о тебе хорошего?

Клякса задумывается.

В это время возле нее появляется маленький Лучик. Листья деревьев за окном пытаются не пустить его в комнату. Они шуршат ему вслед:

Не смей водиться с этой неряхой! Ты испачкаешься!

Но Лучик не боится испачкаться. Ему очень хочется помочь чернильной капле, которая так неудачно села на бумагу.

Я спрашиваю у Кляксы:

Ты действительно хочешь, чтобы я о тебе написал?

Очень хочу, - признается она.

Тогда ты должна это заслужить. Доверься Лучику. Он заберет тебя, освободит от чернил, и ты станешь чистой, прозрачной каплей. Для тебя найдется дело, только смотри не отказывайся ни от какой работы.

Хорошо, - соглашается Капля. Теперь ее уже можно так называть.

Я стою у окна и смотрю на тучи, которые уплывают вдаль.

Сказка "Сказкавилль" для младших школьников

Катренко Дарья, обучающаяся 4 «В» класса МБОУ «Лицей №101» г. Барнаул.
Руководитель: Полковникова Виктория Павловна, педагог-библиотекарь МБОУ «Лицей № 101», г. Барнаул.
Назначение работы: Сказка предназначена для детей младшего школьного возраста, учителей и родителей. Эту сказку можно использовать на уроках внеклассного чтения в школе и для прочтения в кругу семьи.
Цель: Содействовать формированию представлений детей младшего школьного возраста о таких нравственных понятиях как доброта, дружба.
Задачи:
1. Сформировать представления о добрых и злых героях сказок.
2. Дать понять, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло. Учить думать, сопереживать.
3. Формировать чувства сострадания и сопереживания героям сказки.
4. Воспитывать чувство толерантности, доброе и сердечное отношение к людям, чувство сострадания, стремление всегда прийти на помощь, быть верным другом.

В тридевятом царстве тридесятом государстве… стоп! О чём я говорю? В городе Сказкавилле живут все наши сказки. И тут началась наша история.
В этом городе сказки живут своей жизнью, несмотря на свои истории. К примеру, Бабка Ёжка теперь зовется Бабушкой Ёнилией. Алёнушка и Иванушка - ее внуки, а курочка Ряба создала своё производство яиц под названием «Рябина сказка».
Вот знак компании

Все в этом мире могли жить своей жизнью, несмотря на свою историю. Только с помощью «Книги сказок». Все переписали свою историю, кроме одного Кощея. Кощей хотел, чтобы все злодеи снова стали злыми. А как он это сделал - узнаем дальше.

Глава 1. «Попасть в сказку»


Жили в городе Москве три девочки: Катя Вавилова, её младшая сестра Лера Вавилова и их подруга Маша Кошкина. Они были знатоки сказок. И однажды они читали сказку про Кощея и Василису Прекрасную. Но на картинках внутри книжки ничего не было, кроме фона. Но на середине книги они увидели девочку, которая плачет.
- Кто это? - спросила Лера
- Не знаю. - сказала Маша
- Девочки, помогите!
- Стоп!!! Кто это сказал???
- Это я, Женя.
- К-к-какая Женя?
- Женя из «Цветика семицветика».


- Ладно. Но зачем ты пришла не в свою сказку? - спросила Лера.
- Ну вы же знатоки сказок, и должны помочь мне.
- Чем?
- С Кощеем.
- А что случилось из-за Кощея?
- Садитесь в круг, и положите эту книжку в середину. О, и ещё возьмите вашу самую большую книжку сказок! И скажите заклинание: «В сказку попади, добро победит».

И они произнесли заклинание и попали в какой-то город.
- Ай! Куда мы попали?
- Не знаю.
- сказала Маша
- Вы в Сказкавилле!
- А-а-а!!! И ты тут!
- Да.

- Ладно, но, во-первых, -сказала Катя,- зачем ты нас сюда привела, и, во-вторых, КАК ТЫ ЭТО СДЕЛАЛА!!!???
- Ладно, отвечу на вопросы по порядку. Зачем? Потому что только вы нам поможете. А КАК? Этого я вам объяснить не могу.
- Теперь ты нам объясни, какая тебе нужна наша помощь?
- Ну, Кощей украл Книгу сказок - самую главную книгу, по которой сказки могли жить своей жизнью и…
- И что?
- То, что все злодеи не могут жить своей жизнью

- Ну и в чем тут наша помощь, всё же хорошо?
- Дело в том, что все злодеи должны следовать своей истории. Например, Волк из «Красной Шапочки» собирается съесть Бабушку и не попасться охотникам на глаза. Ну вы поняли.
- Какое наше первое задание?
- спросила Катя
- Ваше первое задание - это помочь всем быть такими, какими они захотят без книги. Есть вопросы?
- А сколько всего заданий?
- Три.
- Но с кого начать?

- С того, у которого сказка первая из вашей самой большой Книги сказок, которую вы взяли.
- Хорошо, но…
- Если вы будете в опасности используйте эти предметы…

Но в друг Женя исчезла, а вместо неё осталось три вещи и бумажка с надписью: «Она у меня! ХА-ХА-ХА!!!» . Девочки не сразу поняли, от кого эта записка, но потом они догадались… Но как назывались вещи – они не знали. Правда, когда они брали одну из вещей вещь в руки, то слышали голос Жени, который подсказывал их название.
Меч мага – этот меч творит невозможное.
Песок мечты – этот песок делает то, что ты захочешь – то есть силой мысли.
Флейта бога – эта флейта даёт силу с помощью особой мелодии. Эти силы - барьер, звуковая волна, фальшь ураган. Она же стирает память.

Глава 2. «Мы поможем!»

И когда они уже поняли, как пользоваться вещами, они пошли спасать сказки. И когда они открыли книгу, там была их первая сказка. Это была сказка «Гуси-лебеди».
- Но как мы доберёмся???
- Не знаю!
Но мимо проходила Фея-крёстная и подсказала им.
- Здравствуйте, девочки! Я знаю заклинание. Скажите: «Отправь нас туда, где сказка живёт!» и произнесите название сказки!
- Всё понятно, спасибо!

И так они сказали заклинание и попали в сказку «Гуси-лебеди».
- А вот и Яга. - сказала Катя
- Пошли. – сказала Маша
- Бабка Ёжка, стойте!
- Что ты мне сделаешь дитя?
- Вы разве хотите быть злой?
- Нет, дитя! Но мне придётся, без Книги не могу.
- А вы попробуйте!
- А как, дитя? Я не знаю, как быть так без Книги доброй?

- Это просто! - сказала Лера. – Отпустите Иванушку к сестрице Алёнушке, а если они не знают как вернуться домой - отправьте гусей да лебедей с ними! Понятно?
- Да, спасибо за помощь, деточка! До свидания, девочки!
Так они и шли до молочной речки с кисельными берегами. Думают девочки: как реку перейти? Да вспомнила Лера о песке!

- Девочки, у меня песочек есть!
- Какой песочек??
- спросили у Леры Маша и Катя
- Как какой? Тот песок, который Женя дала!
Лера зажмурила глаза и дунула горсть песка на речку. И в тот же час там появился мост! Девочки перешли по мосту, и мост вдруг исчез.

Глава 3. «К королеве»

Девочки там пробыли по сказочному времени неделю, в реальности же - минуту. И когда они всех спасли, то поняли, что выполнили первое задание. Вдруг пришла Золушка и дала им листок с надписью и сказала: «Идите туда!».


Когда они пришли, там был красивый дом, похожий на дом феи.

Когда они вошли в этот дом, там и вправду жила Фея - Крёстная.
- Девочки, здравствуйте!
- Здравствуйте, Фея-Крёстная. Зачем мы вам понадобились?
- Вы должны отправиться к Королеве. Лишь она знает - где живёт Кощей.
- Хорошо, мадам.
- сказала Маша
Они пошли к дворцу, там их встретила Королева Анастасья.


- Здравствуйте, девочки! Или, как вас называют, Девочки Сказок.
- Здравствуйте, Королева.
- Ха-х! Зовите меня Анастья.
- Ладно, но скажите Анастья, где живёт Кощей?
- А-а вы про Кощейку!
- Э-э-м-м. Что за Кощейка?
- Это Кощей, мы с ним вместе учились в начальной сказочной школе, и он был в классе самым добрым учеником и, к тому же, моим лучим другом.

- А почему он стал плохим?
- Когда автор решил писать эту сказку (а это было в пятом-шестом классе) его очень рано определили в сказочные герои.
- Но он же мог быть добрым.

- Не в том проблема. Когда героями становятся рано, с четвёртого по седьмой классы, к ним эта роль привязывается, отчего меняется и характер. В нашем случае Кощей стал злым, а не тем кем он был!
- Кошмар!!! У него были друзья, а теперь никто не может ему помочь!
- Я не прошу чтоб вы с ним дрались! Ладно, идите к Горе Огорчений, где и живёт Кощей.
- Анастья, но мы не знаем где это?
- Ах, точно! Скажите: «В сказках мы узнаем толк, как к Горе Огорчений придём!».

Они сказали заклинание и попали именно на эту гору.

Глава 4. «Кощей, мы тут!»

Наше приключение продолжается! Девочки перешли ко второму заданию. Превратить Кощея в того, кем он был в начальных классах сказочной школы.
- Так, всё, мы пришли! – сказала Маша.
- Стоп! – сказала Катя.
- Что?
- Я буду биться с Кощеем!
- Не надо!!!
- Ну ладно, я пошла.

- Ха-ха-ха, ты пришла… – сказал Кощей
- Зачем ты украл Книгу Сказок?
- Зачем?... Может, я хочу быть не один такой… такой злой. Ну ладно, приступим!

И так они дрались и дрались. От несчастных вздохов Кати Кощей становился всё злей и беспощадней. Тут на помощь пришла Маша, она сделала фальшь, ураган, чем сильно измотала его. А Лера дунула в песок и сделала так, что Кощей уснул. Катя с помощью меча заточила его в анти-магическую клетку. Когда он очнулся, его превратили в того, кем он должен быть! После этого девочки вернули Книгу обратно, Кощей стал художником, а наши девочки вернулись домой! А как же третье задание? Вы сами поймёте.
Вот его портрет и его самая знаменитая работа



Конец!

Кривин Феликс Давидович

Сказки с моралью

Феликс Кривин

Сказки с моралью

Эге, отстаешь, отстаешь! - подгоняет Большая Стрелка Маленькую. - Я уже вон сколько прошла, а ты все топчешься на месте! Плохо же ты служишь нашему времени!

Топчется Маленькая Стрелка, не успевает. Где ей за Большой Стрелкой поспеть!

Но ведь показывает она часы, а не минуты.

ДВА КАМНЯ

У самого берега лежали два камня - два неразлучных и давних приятеля. Целыми днями грелись они в лучах южного солнца и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта.

Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море.

Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. А когда немного успокоился, нашел себе новых друзей. Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том, как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время шторма. И, ежедневно повторяя им эту историю, Камень в конце концов почувствовал себя героем.

Шли годы... Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем не отличался от своих друзей - комьев глины.

Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких еще не видали в этих краях.

Здравствуй, дружище! - крикнул он Растрескавшемуся Камню.

Старый Камень был удивлен.

Извините, я вас впервые вижу.

Эх, ты! Впервые вижу! Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу, прежде чем меня унесло в море?

И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как все-таки там было здорово интересно.

Пошли со мной! - предложил Кремень. - Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури.

Но его друг. Растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове "бури" готовы были совсем рассыпаться от страха, и сказал:

Нет, это не по мне. Я и здесь прекрасно устроен.

Что ж, как знаешь! - Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался в море.

Долго молчали все оставшиеся на берегу. Наконец Растрескавшийся Камень сказал:

Повезло ему, вот и зазнался. Разве стоило ради него рисковать жизнью? Где же правда? Где справедливость?

И комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет.

ИГОЛКА В ДОЛГ

Не дают Ежу покоя.

Только он свернется, уляжется в своей норе, чтобы соснуть месяц-другой, пока холода отойдут, а тут стук.

Разрешите войти?

Выглянет Еж за порог, а там - Хомяк-скорняк, шубный мастер.

Простите, что побеспокоил, - извиняется Хомяк. - Не одолжите ли иголочку?

Что ему ответишь? Мнется Еж - и дать жалко, и отказать совестно.

Я бы рад, - говорит, - я бы с удовольствием. Да у меня самого их маловато.

Мне только на вечер, - просит Хомяк. - Шубу заказчику кончить нужно, а иголка сломалась.

С болью вытаскивает ему Еж иголку:

Только прошу вас: кончите работу - сразу верните.

Конечно, а как же! - заверяет Хомяк и, взяв иголку, торопится заканчивать шубу заказчику.

Еж возвращается в норку, укладывается. Но едва начинает дремать, снова стук.

Здравствуйте, вы еще не спите?

На этот раз явилась Лиска-модистка.

Одолжите иголочку, - просит. - Где-то моя затерялась. Искала-искала, никак не найду.

Еж и так и сяк - ничего не получается. Приходится и Лисе одолжить иголочку.

После этого Ежу наконец удается заснуть. Лежит он, смотрит свои сны, а в это время Хомяк уже шубу кончил и спешит к Ежу, несет ему иголку.

Подошел Хомяк к норке Ежа, постучал раз, другой, а потом и внутрь заглянул. Видит: Еж спит, посапывает. "Не стану его будить, - думает Хомяк. - Воткну ему иголку на место, чтоб зря не беспокоить, а поблагодарю в другой раз, при случае".

Нашел на ежовой спине место посвободнее и сунул туда иглу. А Еж как подскочит! Не разобрался, конечно, со сна.

Спасите! - кричит. - Убили, зарезали!

Не беспокойтесь, - вежливо говорит Хомяк. - Это я вам иголку вернул. Большое спасибо.

Долго ворочался Еж, не мог уснуть от боли. Но все-таки уснул и, забыв о Хомяке, снова за свои сны принялся. Как вдруг...

Ай! - завопил Еж. - Спасите, помогите!

Пришел немного в себя, смотрит - возле него Лиска-модистка стоит, улыбается.

Я вас, кажется, немного испугала. Это я иголочку принесла. Уж так спешила, так спешила, чтобы вы не беспокоились.

Свернулся Еж клубком, брюзжит себе потихоньку. А чего брюзжать-то? С болью давал, с болью и назад получает.

"ИСТОРИЯ КАПЛИ",

написал я и посадил на бумаге кляксу.

Вот хорошо, что ты решил обо мне написать! - сказала Клякса. - Я так тебе благодарна!

Ты ошибаешься, - ответил я. - Я хочу написать о капле.

Но ведь я тоже капля! - настаивала Клякса. - Только чернильная.

Чернильные капли разные бывают, - сказал я. - Одни пишут письма, упражнения по русскому языку и арифметике, вот такие истории, как эта. А другие, вроде тебя, только место занимают на бумаге. Ну что я могу написать о тебе хорошего?

Клякса задумывается.

В это время возле нее появляется маленький Лучик. Листья деревьев за окном пытаются не пустить его в комнату. Они шуршат ему вслед:

Не смей водиться с этой неряхой! Ты испачкаешься!

Но Лучик не боится испачкаться. Ему очень хочется помочь чернильной капле, которая так неудачно села на бумагу.

Я спрашиваю у Кляксы:

Ты действительно хочешь, чтобы я о тебе написал?

Очень хочу, - признается она.

Тогда ты должна это заслужить. Доверься Лучику. Он заберет тебя, освободит от чернил, и ты станешь чистой, прозрачной каплей. Для тебя найдется дело, только смотри не отказывайся ни от какой работы.

Хорошо, - соглашается Капля. Теперь ее уже можно так называть.

Я стою у окна и смотрю на тучи, которые уплывают вдаль.

Где-то там, среди них, и моя Капля. И я машу ей рукой:

До свидания, Капля! Счастливого пути!

А далеко-далеко, в знойной степи, качается на ветру Колос. Он знает, что должен вырасти большим и что для этого ему нужна влага. Он знает, что без дождя высохнет на солнце и ничем не отблагодарит людей, которые так заботливо за ним ухаживают. Об одном только не знает Колос: о нашем уговоре с Каплей.

А Капля летит ему на помощь, и спешит, и подгоняет ветер:

Скорее, скорее, мы можем не успеть!

Какая это была радость, когда она Наконец прибыла на место! Капля даже не подумала, что может разбиться, падая с такой высоты. Она сразу устремилась вниз, к своему Колосу.

Ну, как дела? Еще держишься? - спрашивает она, приземляясь.

И мужественный Колос отвечает:

Держусь, как видишь. Все в порядке.

Но Капля видит, что не все в порядке. Она с большим трудом прогрызает черствую землю и доходит до самого корня Колоса. Потом она принимается его кормить.

Колос оживает, распрямляется, чувствует себя значительно бодрее.

Спасибо, Капля, - говорит он. - Ты мне очень помогла.

Пустяки! - отвечает Капля. - Я рада, что была тебе полезна. А теперь - прощай. Меня ждут в других местах.

В каких местах ее ждут, Капля не говорит. Попробуй теперь ее найти, сколько на земле рек, озер, морей и океанов, и, можете себе представить, сколько в них капель!

Но свою-то Каплю я должен найти! Ведь я сам отправил ее в далекий путь, да еще пообещал о ней написать.

Паровоз, тяжело дыша, останавливается на узловой станции. Здесь ему нужно отдохнуть, запастись водой и горючим, чтобы с новыми силами двинуться дальше.

Журчит вода, наполняя его котлы. И - смотрите: в струе воды показалось что-то знакомое. Ну да, конечно же, это наша Капля!

Трудно Капле в паровозном котле! Жаркая здесь работа! Капля не только упарилась, но совсем превратилась в пар. И все же она неплохо справляется со своим делом.

Другие капли даже начинают прислушиваться к ее мнению по различным вопросам, обращаются к ней за советом, а она, собрав вокруг себя товарищей, командует:

Раз, два - взяли! Ну-ка, еще поднажми!

Капли нажимают еще, и паровоз мчится, оставляя позади одну станцию за другой.

А потом Капля прощается со своими товарищами: кончилась ее смена. Паровоз выпускает пары, и она покидает котел, а ее товарищи кричат ей вслед:

Не забывай нас. Капля! Может, еще встретимся!

Стоит суровая зима, земля мерзнет и никак не может согреться. А ей нельзя мерзнуть. Ей нужно сохранить свое тепло, чтобы отдать его весной деревьям, травам, цветам. Кто защитит землю, кто прикроет ее и сам не побоится холода?

Конечно, Капля.

Правда, теперь ее трудно узнать: от холода Капля превратилась в Снежинку.

И вот она медленно опускается на землю, прикрывает ее собой. Охватить Снежинка может очень небольшое пространство, но у нее много товарищей, и всем вместе им удается уберечь землю от холода.

Кривин Феликс Давидович

Сказки с моралью

Феликс Кривин

Сказки с моралью

Эге, отстаешь, отстаешь! - подгоняет Большая Стрелка Маленькую. - Я уже вон сколько прошла, а ты все топчешься на месте! Плохо же ты служишь нашему времени!

Топчется Маленькая Стрелка, не успевает. Где ей за Большой Стрелкой поспеть!

Но ведь показывает она часы, а не минуты.

ДВА КАМНЯ

У самого берега лежали два камня - два неразлучных и давних приятеля. Целыми днями грелись они в лучах южного солнца и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта.

Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море.

Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. А когда немного успокоился, нашел себе новых друзей. Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том, как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время шторма. И, ежедневно повторяя им эту историю, Камень в конце концов почувствовал себя героем.

Шли годы... Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем не отличался от своих друзей - комьев глины.

Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких еще не видали в этих краях.

Здравствуй, дружище! - крикнул он Растрескавшемуся Камню.

Старый Камень был удивлен.

Извините, я вас впервые вижу.

Эх, ты! Впервые вижу! Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу, прежде чем меня унесло в море?

И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как все-таки там было здорово интересно.

Пошли со мной! - предложил Кремень. - Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури.

Но его друг. Растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове "бури" готовы были совсем рассыпаться от страха, и сказал:

Нет, это не по мне. Я и здесь прекрасно устроен.

Что ж, как знаешь! - Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался в море.

Долго молчали все оставшиеся на берегу. Наконец Растрескавшийся Камень сказал:

Повезло ему, вот и зазнался. Разве стоило ради него рисковать жизнью? Где же правда? Где справедливость?

И комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет.

ИГОЛКА В ДОЛГ

Не дают Ежу покоя.

Только он свернется, уляжется в своей норе, чтобы соснуть месяц-другой, пока холода отойдут, а тут стук.

Разрешите войти?

Выглянет Еж за порог, а там - Хомяк-скорняк, шубный мастер.

Простите, что побеспокоил, - извиняется Хомяк. - Не одолжите ли иголочку?

Что ему ответишь? Мнется Еж - и дать жалко, и отказать совестно.

Я бы рад, - говорит, - я бы с удовольствием. Да у меня самого их маловато.

Мне только на вечер, - просит Хомяк. - Шубу заказчику кончить нужно, а иголка сломалась.

С болью вытаскивает ему Еж иголку:

Только прошу вас: кончите работу - сразу верните.

Конечно, а как же! - заверяет Хомяк и, взяв иголку, торопится заканчивать шубу заказчику.

Еж возвращается в норку, укладывается. Но едва начинает дремать, снова стук.

Здравствуйте, вы еще не спите?

На этот раз явилась Лиска-модистка.

Одолжите иголочку, - просит. - Где-то моя затерялась. Искала-искала, никак не найду.

Еж и так и сяк - ничего не получается. Приходится и Лисе одолжить иголочку.

После этого Ежу наконец удается заснуть. Лежит он, смотрит свои сны, а в это время Хомяк уже шубу кончил и спешит к Ежу, несет ему иголку.

Подошел Хомяк к норке Ежа, постучал раз, другой, а потом и внутрь заглянул. Видит: Еж спит, посапывает. "Не стану его будить, - думает Хомяк. - Воткну ему иголку на место, чтоб зря не беспокоить, а поблагодарю в другой раз, при случае".

Нашел на ежовой спине место посвободнее и сунул туда иглу. А Еж как подскочит! Не разобрался, конечно, со сна.

Спасите! - кричит. - Убили, зарезали!

Не беспокойтесь, - вежливо говорит Хомяк. - Это я вам иголку вернул. Большое спасибо.

Долго ворочался Еж, не мог уснуть от боли. Но все-таки уснул и, забыв о Хомяке, снова за свои сны принялся. Как вдруг...

Ай! - завопил Еж. - Спасите, помогите!

Пришел немного в себя, смотрит - возле него Лиска-модистка стоит, улыбается.

Я вас, кажется, немного испугала. Это я иголочку принесла. Уж так спешила, так спешила, чтобы вы не беспокоились.

Свернулся Еж клубком, брюзжит себе потихоньку. А чего брюзжать-то? С болью давал, с болью и назад получает.

"ИСТОРИЯ КАПЛИ",

написал я и посадил на бумаге кляксу.

Вот хорошо, что ты решил обо мне написать! - сказала Клякса. - Я так тебе благодарна!

Ты ошибаешься, - ответил я. - Я хочу написать о капле.

Но ведь я тоже капля! - настаивала Клякса. - Только чернильная.

Чернильные капли разные бывают, - сказал я. - Одни пишут письма, упражнения по русскому языку и арифметике, вот такие истории, как эта. А другие, вроде тебя, только место занимают на бумаге. Ну что я могу написать о тебе хорошего?

Клякса задумывается.

В это время возле нее появляется маленький Лучик. Листья деревьев за окном пытаются не пустить его в комнату. Они шуршат ему вслед:

Не смей водиться с этой неряхой! Ты испачкаешься!

Но Лучик не боится испачкаться. Ему очень хочется помочь чернильной капле, которая так неудачно села на бумагу.

Я спрашиваю у Кляксы:

Ты действительно хочешь, чтобы я о тебе написал?

Очень хочу, - признается она.

Тогда ты должна это заслужить. Доверься Лучику. Он заберет тебя, освободит от чернил, и ты станешь чистой, прозрачной каплей. Для тебя найдется дело, только смотри не отказывайся ни от какой работы.

Хорошо, - соглашается Капля. Теперь ее уже можно так называть.

Я стою у окна и смотрю на тучи, которые уплывают вдаль.

Где-то там, среди них, и моя Капля. И я машу ей рукой:

До свидания, Капля! Счастливого пути!

А далеко-далеко, в знойной степи, качается на ветру Колос. Он знает, что должен вырасти большим и что для этого ему нужна влага. Он знает, что без дождя высохнет на солнце и ничем не отблагодарит людей, которые так заботливо за ним ухаживают. Об одном только не знает Колос: о нашем уговоре с Каплей.

А Капля летит ему на помощь, и спешит, и подгоняет ветер:

Скорее, скорее, мы можем не успеть!

Какая это была радость, когда она Наконец прибыла на место! Капля даже не подумала, что может разбиться, падая с такой высоты. Она сразу устремилась вниз, к своему Колосу.