Симеон Столпник. Ему молятся об обращении к вере неверующих близких. Преподобный симеон столпник

В 451 году византийский император Маркиан созвал всех христианских епископов в город Халкидон для обличения опасной ереси. Уже несколько лет константинопольский архимандрит Евтихий смущал умы православных ложным учением о Христе. Он утверждал, что в Иисусе человеческое естество было совершенно поглощено Божественным. Его многочисленных последователей стали называть монофизитами (от греческого: «моно физис» - «одна природа»). Они признавали во Христе одну лишь Божественную природу, таким образом умаляя подвиг Спасителя - делая Его страдания призрачными, ненастоящими. За несколько лет ересь привела к расколу в Церкви. В поисках выхода из сложной ситуации и для восстановления мира император обратился за советом к Симеону Столпнику - монаху, известному праведной жизнью, даром прозорливости и необычайными аскетическими подвигами. Правитель и раньше в одежде простолюдина не раз тайно приходил к нему в Сирийскую пустыню. Старец дал совет созвать собор, который впоследствии вошел в историю как 4-й Вселенский. В ходе заседаний иерархи осудили монофизитскую ересь и сформулировали Символ веры, который и поныне, спустя 16 веков, исповедуют все православные.

Сам преподобный Симеон, вдохновивший императора созвать епископов, в Халкидоне не присутствовал. Он был простым монахом. Но роль этого человека и в созыве судьбоносного собора, и в защите православия от нападок еретиков, и в просвещении язычников, которых в пятом веке в пределах государства оставалось множество, была огромна.

Симеон родился недалеко от сирийского города Антиохии в бедной семье. В юности пас овец. Однажды в храме 13-летний подросток услышал заповеди Блаженств и воспринял их как призыв Божий к праведной жизни, обращенный лично к нему. После этого он отправился в монастырь недалеко от родительского дома и упросил принять его в число братии. Проведя несколько лет в обители, он удалился в Сирийскую пустыню. И там положил начало новому виду аскезы - столпничеству. Этот суровый подвиг впоследствии был по силам немногим. Монахи, избравшие его, уединялись для непрестанной молитвы на столпе - открытой возвышенной площадке, высоком камне или специально построенной совсем узкой башне, где можно было стоять или сидеть в неудобном положении, почти всегда бодрствуя, не имея защиты от палящего зноя днем и холода ночью. Преподобный Симеон был первым, кто поселился на таком столпе. Многие годы, стоя прямо, уподобившись горящей свече, или на коленях, он почти непрерывно молился и размышлял о Боге. Питался редко и очень скудно размоченной пшеницей, которую приносили жители окрестных селений. Так он провел 37 лет.

Необычайный подвиг монаха стал известен и за пределами Сирии. Посмотреть на святого и послушать его проповедь собирались тысячи людей. Были среди них жители Аравии, Персии, Армении, Грузии, Италии, Испании и даже далёкой Британии. И не только христиане. Как свидетельствует житие, множество язычников приходили издалека специально, чтобы увидеть удивительного монаха. Люди поражались необычайной силе духа старца, просили его молитв, а он обращался к ним с наставлениями. Многие, послушав его проповедь, принимали крещение. Преподобный Симеон сподобился дара прозорливости; мог силой молитвы исцелять душевные и телесные болезни. За советом к нему обращались и простые, и знатные. Наставлениям преподобного следовал император Маркиан, и его предшественник - император Феодосий Младший.

Аскетический подвиг святого отца вдохновлял иноков. Последователи его были и на Руси. Наиболее известный пример явил преподобный Серафим Саровский в начале 19 века. Подражая старцу Симеону, он 1000 дней и ночей молился Богу, стоя на камне.

За время своего стояния преподобный Симеон Столпник привел ко Христу несколько тысяч язычников. Он жил более ста лет и скончался в 459 году.

Примечания к тексту.

Что касается столпничества. Описания того, каковы были условия этого подвига, разнятся. Тем более что подобные сооружения, насколько я понимаю, до наших дней не дошли. В одном из житий святого написано: «Построив столп в несколько метров высоты, он поселился на нем и этим лишил себя возможности прилечь и отдохнуть». Если Вы не против, я оставлю все-таки вариант «стоять или сидеть».

Хотя, даже если там можно было как-то лежать, и такой образ жизни в течение нескольких десятков! лет для современного человека - за гранью понимания.


Преподобный Симеон (в миру Василий Иванович Желнин) родился 1 марта 1869 года в деревне Яковлевской Островского уезда Псковской губернии в крестьянской семье от родителей Иоанна и Наталии. Вскоре он был крещен в погосте Вехново и во святом крещении назван Василием.

Родители его были глубоко верующими богобоязненными и благочестивыми и воспитывали Василия в повиновении и послушании родительской воле.

В своей духовной биографии, написанной преподобным Симеоном уже в зрелые годы, он вспоминает, как в родительский дом не раз приезжал Корнилий, монах Крыпецкого монастыря (ныне причисленный к лику местночтимых святых Псковских). Иногда тот оставался ночевать в их доме, и всегда ложась спать с отроком Василием, часто говорил ему: “Будешь ты монахом, будешь старец великий”. Иногда брал отрока с собою по сбору для монастыря и при этом говорил: “Вася, вот здесь не дадут, а вот здесь – подадут нам”. Так всегда и бывало.

В десять лет Василий, помогая родителям, пас своих лошадей. В этот же год он услышал от людей рассказы о жизни старца Серафима, Саровского чудотворца , и, желая подражать великому подвижнику, нашел в поле большой камень и стал на нем молиться. В 12 лет вместе с родителями ходил в Псково-Печерский монастырь, чтобы поклониться древним святыням и помолиться перед чудотворными иконами обители. В обители отроку Василию так понравилось, что он задумал остаться здесь навсегда, и эта мысль не оставляла его, пока не исполнилось его желание.

В 20 лет Василий стал просить отца, чтобы тот отпустил его в монастырь, но отец и слушать об этом не хотел и заявил юноше: “Женить тебя надо, а не в монахи”. Но юноша стоял на своем, твердо заявив отцу, что не будет жениться никогда. Так продолжалось несколько лет, пока отец не убедился в серьезности намерения сына стать монахом. Тогда он разрешил Василию выстроить в усадьбе домик, где будущий подвижник жил и молился в уединении до 25-летнего возраста.

Но через пять лет Бог чудесным образом изводит Василия из родительского дома. В то время в их селе жил некий старец Симеон, которого деревенские жители почитали за блаженного. Этот старец любил приходить в дом к родителям Василия, а иногда оставался ночевать. Василий как-то спросил у блаженного совета и благословения идти в монастырь, но ответа не получил. Но однажды блаженный явился в их дом и заявил отцу, что “пришел сюда умирать”. И тогда Василий при всех стал просить блаженного: “Батюшка, благословите меня в монастырь”. А тот неожиданно взял веревку, свернул ее жгутом и давай бить просителя и гнать из дома во двор, со двора на улицу,– и гнал вдоль улицы за деревню, а потом вернулся в дом, лег на лавку – и умер. Все, видевшие это, поняли, что блаженный выгонял Василия из дома в монастырь. Но даже и после этого случая отец не хотел отпускать сына, но потом смирился и с миром отпустил Василия в Печерскую обитель.

В 1896 году Василий поступил послушником в Псково-Печерский монастырь. Архимандрит Мефодий (Холмский, † 1906), бывший тогда наместником монастыря, взял его к себе келейником в настоятельские покои. Кроме этого, Василий ходил и на общие послушания с братией, особенно на постройку гостиницы для богомольцев. Часто приходилось работать с 5 часов утра и до позднего вечера.В редкие свободные часы, когда молодые послушники и иноки собирались отдыхать на свежем воздухе на Святой горке, в саду, он всегда отговаривался от такого праздного общения и под видом послушания, данного от наместника, шел в столярку и, будучи опытным столяром-краснодеревщиком, вытачивал там разные полезные вещи.

В 1900 году послушник Василий был пострижен в монахи с именем Вассиан, а в 1901 году рукоположен во иеродиакона и получил отдельную келью для жительства.

В 1903 году отец Вассиан был посвящен в сан иеромонаха и вскоре назначен в Снетогорский монастырь во Псков экономом для восстановления монастырского хозяйства, а через 4 года вернулся в Печоры. Вскоре его вновь направляют из обители для укрепления монастырского хозяйства на сей раз в имение Мустищево в 25 километрах от монастыря в сторону Латвии.

– Было очень много трудностей,– вспоминал потом старец,– из лаптей не вылезал. Надо было восстанавливать почти вновь все хозяйство, в первую очередь выстроить храм во имя Иоанна Крестителя Господня, церковный дом, хозяйственные постройки, сараи, скотный двор и прочее. Наладить землепашество, чтобы оно давало пользу монастырю. На это ушло много лет, и, когда дело пошло на лад, он возвратился в родную обитель в возрасте 46 лет.

Началась революция, и настоятель обители епископ Иоанн (Булин, † 1941)хотел поставить опытного подвижника отца Вассиана наместником монастыря. Но тот по смирению своему, видя, что это послушание ему не под силу, стал отказываться и просил постричь его в схиму, так как чувствовал “внутренне внушение принять схиму”. Так, 3 февраля 1927 года он был пострижен с именем Симеон и назначен духовником братии и паломников Псково-Печерского монастыря. Настоятель обители привел его в убогую, сырую, темную келью, по сути дела пещеру, ископанную в горе рядом с Успенским храмом, и сказал: “Вот тебе келья, здесь и умрешь”. Так и вышло потом.

Таким образом, начался молитвенный и старческий подвиг иеросхимонаха Симеона, продолжавшийся 33 года. Теперь главным содержанием жизни будущего старца стала молитва. Он положил себе за правило ежедневно молиться за ранней литургией в пещерном Успенском храме и там у жертвенника Господня усердно поминал всех своих духовных чад. По ночам исполнял келейное правило схимника, а днем принимал братию и многочисленных паломников в своей келье. Не оставлял старец и телесные труды – большей частью в столярной мастерской. Немало искушений претерпел старец в своей келье от бесов. В первую же ночь, как он поселился в ней, явились ему зримым образом злые духи и наполнили келью. Страшные, каких ему раньше не приходилось и видеть.

Испугался поначалу старец и не знал, что делать. А они начали на него кричать, дергать и гнать: “Зачем ты пришел? Уходи отсюда, все равно мы не дадим тебе здесь жить”, – и многое другое. “Думал я, – рассказывал старец, – что не переживу этой страсти, от которой даже не мог перекреститься, а только говорил: “Господи, прими дух мой”.

Такие страхи продолжались много раз, но потом не были уже так страшны, как впервые, и он научился с помощью Божией отражать их силою креста и молитвы.

За великую любовь старца Симеона к Богу и людям и за великое смирение его открылись в нем редкие дарования Божии: дар врачевания душ, прозорливости и исцеления душевных и телесных недугов. Об этом сохранились многие письменные свидетельства людей, получивших чудесные исцеления по молитвам старца.

По своему смирению старец Симеон всячески старался скрыть дар своей необыкновенной прозорливости. “Да совсем я не прозорливец,– с легким смущением и мягкой досадой в голосе говорил он одному из пытливых посетителей монастыря,– великий дар прозрения дает Господь избранным его, а тут просто долголетие мне помогает,– зашел в дом раньше других, вот и порядки его лучше знаю. Приходят ко мне люди с горестями и сомнениями, а взволнованный человек подобен ребенку, он весь на ладони... Случилось с человеком несчастье, вот он и точность душевных очей теряет, впадает либо в уныние, либо в дерзость и ожесточение. А я и мирской круг хорошо знаю, и жизнь прожил долгую, и сам Господней силой огражден от бед и соблазнов, и как же мне в меру малых сил моих не поддержать брата моего, спутника на земной дороге, когда он притомился раньше, чем я...”

“Труден путь монашеский,– записал старец Симеон в своей биографии,– но труднее подвиг схимнический, если идти так, как указал нам Подвигоположник наш Господь Иисус Христос. При посещении Его Всесвятаго Духа все возможно победить, перенести, перетерпеть и достигнуть вожделенного, обетованного нам Им неизглаголанного вечного наследия в Его Царствии Небесном”.

Шестьдесят четыре года такого монашеского подвига соделали иеросхимонаха Симеона сосудом благодати Божией, которой лучились его глаза и весь облик старца.

“Всяческой малостью, суетой, неведением, слепотою люди омрачают чудо,– говорил старец одному посетителю.– Дивный дар Господень – человеческая жизнь! Не купишь ее, не заработаешь. На, человек, приими награду бесценную!.. Радость, радость, великая радость!..”

Последние дни перед своим преставлением старец очень ослабел, но людей продолжал принимать. На вопрос духовных чад своих, на кого он их покидает, ответил: “На Матерь Божию”. И наставлял всех любить друг друга, прощать все обиды, так как ненависть хотя бы к одному человеку ведет к смертному греху, и надо так прощать, чтобы человек знал, что ты ему простил.

Последний урок смирения и послушания явил старец даже в своем преставлении ко Господу.

По откровению от Господа он ждал смерти 15/2 января 1960 года в день памяти преподобного Серафима Саровского. Но наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов, † 1975), навестивший больного старца, забеспокоился, что тот может умереть и сделать переполох в самый день праздника Крещения Господня, и поэтому просил старца помолиться Богу об отсрочке кончины его. “Хорошо,– ответил ему смиренный старец,– ты наместник, а я послушник, пусть будет по-твоему.” Так и вышло: почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после праздника Крещения.

Ко дню его погребения в монастырь с разных мест прибыло много духовных его чад. Отпевали почившего наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов) и сорок священнослужителей. А после отпевания гроб с честными мощами старца был поставлен в Богом зданных пещерах монастыря на месте, указанным им еще при жизни.

Память о старце схииеромонахе Симеоне свято чтут в Псково-Печерской обители, где он 64 года подвигом добрым подвизался.

1 апреля 2003 года состоялось прославление иеросхимонаха Симеона в лике святых Псково-Печерских. Отныне его святые мощи покоятся в Сретенском храме монастыря.

Cвоим молитвенным предстательством пред Господом старец Симеон подает и ныне свою чудесную помощь притекающим к нему с верою, и многие, как и при жизни старца, обретают душевный покой и исцеление недугов.

Преподобный Симеон Столпник родился в Каппадокийском селении Сисан в семье христиан Сусотиона и Марфы . С 13 лет он стал пасти овец своего отца. К этому первому своему послушанию он относился добросовестно и с любовью. Однажды Симеон, услышав в церкви Евангельские заповеди блаженств, был потрясен их глубиной. Не доверяя собственному незрелому суждению, он тут же обратился с расспросами к опытному старцу. Старец охотно разъяснил отроку содержание услышанного и окончательно укрепил в нем решимость следовать Евангельским путем. Не заходя домой, Симеон направился в ближайший монастырь и после слезных просьб был через неделю принят в число братии.

Когда Симеону исполнилось 18 лет, он принял иноческий постриг и предался подвигам строжайшего воздержания и непрестанной молитвы. Его ревность, непосильная для остальной монастырской братии, встревожила игумена, и он предложил преподобному либо умерить свои аскетические подвиги, либо покинуть монастырь. Тогда преподобный Симеон удалился из обители и поселился на дне высохшего колодца, где мог беспрепятственно исполнять свои суровые обеты. Через некоторое время игумену в сонном видении явились Ангелы, которые повелели ему вернуть Симеона в монастырь.

Однако преподобный недолго пробыл в обители.

Вскоре он удалился в каменную пещеру, расположенную недалеко от села Галанисса, и прожил там три года, все более совершенствуясь в иноческих подвигах.

Однажды он решил провести всю святую Четыредесятницу без пищи и пития. С помощью Божией преподобный выдержал этот строгий пост. С тех пор он всегда на все время святой Четыредесятницы полностью отказывался даже от хлеба и воды, двадцать дней молясь стоя, а двадцать дней – сидя, чтобы не дать ослабеть телесным силам. Целые толпы народа стали стекаться к месту его трудов, желая получить исцеление от недугов и услышать слово христианского назидания. Избегая мирской славы и стремясь вновь обрести утраченное уединение, преподобный избрал еще не известный в то время вид подвижничества. Он построил столп высотой в 4 метра и поселился на нем в маленькой келлии, предавшись усиленной молитве и посту.

Молва о преподобном Симеоне дошла до высшей церковной иерархии и императорского двора. Антиохийский Патриарх Домнин II (441–448) посетил преподобного, совершил на столпе Божественную литургию и причастил подвижника Святых Таин. Подвизавшиеся в пустыне отцы также узнали о преподобном Симеоне, избравшем такой трудный вид подвижничества. Желая испытать нового подвижника и узнать, угодны ли Богу его непомерные подвиги, они отправили к нему своих посланцев, которые должны были от лица отцов приказать преподобному Симеону сойти со столпа. В случае неповиновения они должны были насильно стащить его на землю, а если бы он проявил покорность, им поручено было от имени отцов благословить его на продолжение подвига. Преподобный проявил полное послушание и глубокое христианское смирение.

Преподобному Симеону довелось пережить многие искушения, и он неизменно одерживал над ними победу, полагаясь не на собственные слабые силы, а на Самого Господа, Который всегда приходил к нему на помощь.

Преподобный постепенно увеличивал высоту столпа, на котором стоял. Последний его столп был высотой в 40 локтей.

Вокруг него была возведена двойная ограда, которая возбраняла беспорядочным толпам народа слишком близко подходить к преподобному и нарушать его молитвенную сосредоточенность. Женщины вообще не допускались за ограду. В этом преподобный не сделал исключения даже для собственной матери, которой после долгих и безуспешных поисков удалось, наконец, обнаружить своего пропавшего сына. Не добившись свидания, она так и умерла, приникнув к окружавшей столп ограде.

Тогда преподобный попросил принести к нему гроб и благоговейно простился с усопшей матерью – и тогда мертвое лицо ее просияло блаженной улыбкой.

Преподобный Симеон провел в усиленных иноческих подвигах 80 лет, из которых 47 он простоял на столпе. Бог даровал ему исполнить в столь необычных условиях поистине апостольское служение – многие язычники приняли Крещение, потрясенные нравственной стойкостью и телесной крепостью, которые Господь даровал Своему подвижнику.

Первым узнал о кончине преподобного его ближайший ученик Антоний.

Встревоженный тем, что его наставник в течение 3-х дней не показывался народу, он поднялся на столп и нашел его мертвое тело, склоненное на молитве († 459). Погребение преподобного совершил Антиохийский Патриарх Мартирий (456–468) при огромном стечении духовенства и народа. Его похоронили недалеко от столпа. Антоний устроил на месте его подвигов монастырь, на котором почило особое благословение преподобного Симеона.

В 13 лет Симеон пас овец своего отца. Однажды, выпало много снега, и он с отцом и матерью пошли в церковь. Внимательно слушал он, что пели и читали в церкви из святого евангелия. Затем, он попросил старца объяснить ему о чем идет речь. Старец долго объяснял Симеону суть поучений к добродетельной жизни. В душе Симеона загорелось усердное стремление к Богу, и он сразу же стал претворять его в жизнь.

Поблагодарив старца словами: «Ты для меня стал теперь отцом и матерью, учителем на благие дела и вождем к моему спасению». Он вышел из церкви и никуда не заходя, уединился в месте удобном для молитвы. Здесь он пал ниц на землю, распростерся на земле крестообразно и с плачем молил Господа указать ему путь ко спасению. Долго он так лежали молился, пока не уснул и во сне увидел видение. Снилось, что копает он ров для здания. Голос указывает ему - «копай глубже». Он выкопал поглубже и ему показалось, что уже достаточно. Но голос сказал, что копать надо еще глубже. Он выкопал еще глубже и остановился. Голос приказал ему копать еще глубже. Тогда Симеон стал копать не переставал, и наконец, он услышал «Перестань; теперь, если хочешь строй здание, созидай, но трудись усердно, ибо без труда ни в чем не преуспеешь».

Это чудное видение сбылось над ним самим. В свое глубоком смирении он положил такое основание, для совершенствование себя и других, что его добродетели и подвиги, казались, были выше человеческих.

После этого видения Симеон пошел в монастырь. Чтобы его приняли в монастырь, он пал на землю перед монастырскими воротами и лежал семь дней, терпя голод и жажду. Его приняли, и настоятель сказал братии, чтобы они научили его житию иноческому, монастырским правилам и уставам.

В монастыре Симеон всем повиновался и служил. Быстро выучил Пластирь. В 18 лет строгостью своей жизни он превзошел всех монахов, того монастыря. Питался он раз в неделю!

Родители сильно печалились, искали, но не могли найти Симеона. От сильной скорби, его отец умер.

Однажды его послали к колодцу. Там была жесткая веревка из пальмовых листьев. Он обвил этой веревкой туго свое тело от бедер до самой шеи. Через 10 дней тело загноилось от ран нанесенных веревкой. В ранах появилось множество червей.

Братия стала на него жаловаться, что мол сильно смердит от него, черви падают на пол и кровать его ими полна.

Игумен разгневался на него, и монахи силой стащили с него верхнюю одежду. Тело было в крови, а веревка врезалась до самых костей. Все были в ужасе! Снимая веревку, вместе с ней отрывалось и отгнившее тело. Симеон был невозмутим и твердил: «Отпустите меня, как пса смердячего: я заслужил эти страдания за грехи мои».

«Тебе же 18 лет, - сказал ему игумен, - какие же твои грехи?»

Симеон сказал, что это грех от зачатия и рождения, чем поразил игумена.

Много времени потребовалось на то, чтобы раны Симеона зажили. Но, как только он выздоровел, было замечено, что он вновь изнуряет свое тело. Боясь, что и другие будут подражать ему и помрут - Симеона выгнали из монастыря.

Симеон долго странствовал по пустыням и горам, пока не нашел сухой колодец, в котором жили гады. Он спустился и начал молится Богу.

Игумену приснился сон, что Симеон выше вас всех, что Бог через него сотворит много чудес на земле.

Стали искать Симеона и найдя, силой вытащили из колодца. Он был истощен и мог умереть. Немного побыв в монастыре, Симеон тайно бежал. Он скитался по горам и пустыням, пока не нашел высеченную в скале келию на вершине горы. Он затворился в ней и прожил в затворе три года !

В келии он пожелал проделать подвиг 40-суточного голода, как Моисей и Илия.

В то время один епископ узнал о Симеоне, пришел в его келью. Симеон попросил его затворить келью на 40-дней. Епископ не соглашался, считая, что чрезмерный пост убьет его, а не даст никакой добродетели. Сошлись на том, что оставили ему хлеб и воду, загородили двери камнями.

Через 40 дней пришли и увидели - Симеон лежит, как мертвый, а хлеб и вода стоят нетронутыми, где их поставили. Сначала его напоили, потом он стал кушать легкую пищу. С того времени, он стал каждый год поститься по 40 дней - ничего не ел и не пил, проводя время в непрестанной молитве. При этом 20 дней стоял на ногах, а 20 сидя от великого утомления!

Пробыв три года в каленной кельи, Симеон взошел на вершину горы, и чтобы не сходить отсюда, приковал цепью себя к горе (один конец к ноге, другой к горе). В таком положении он обращал свои взоры на небо, умом возносясь к Творцу.

Услышал о Симеоне архипастырь данной провинции и пришел к нему. Видя Симеона прикованным, он сказал, что лучше приковать себя не железом, а волей и разумом к одному месту. Симеон снял оковы и одною волею связал себя.

Слава о подвижнике разнеслась далеко вокруг. Стали приходить люди, просить исцеления больные, одержимые бесами и просто посмотреть. Никто от него не возвращался без утешения и исцеления. Все возвращались от него домой с радостью, славя Бога.

Симеон говорил тем, кто получил по его молитвам исцеление: «Прославляй Господа, даровавшего тебе исцеление, и отнюдь не дерзай говорить, что тебя исцелил Симеон - чтобы не случилось с тобой большее бедствие».

Народу стало к нему стекаться огромное количество с разных стран. Все старались прикоснуться, получить благословение. Это стало его тяготить и он умыслил построить для себя столп и стоять на нем. Поставил столп, сделали на нем тесное жилье в два локтя, и стал на нем проводить свою жизнь в посте и молитве. Был он первый столпник.

Столп имел высоту в 6 локтей, и Симеон простоял на нем несколько лет. После высота столба, постепенно была доведена до 36 локтей. Так Святой Симеон, столпами различной высоты восходил к небесной стране, претерпевая страдания. Летом, мочимый дождем и палимый зноем, а зимою терпя стужу. Питался он (сочивом) размоченными сухофруктами и злаками, пил воду.

Святые отцы-пустынники, услышали о необыкновенных подвигах Симеона и решили проверить - от Бога новый образ жития, либо от темных сил. Они послали к нему гонцов, чтобы те спросили Симеона, почему он не идет путем отцов, а изобрел другой путь. Если Симеон послушает и пожелает сойти - новый образ жития от Бога. Если не пожелает и будет упорствовать - значит, от темных сил и надо снять его силой. Когда возвестили решение собора святых отцов-пустынников, Симеон тотчас ступил ногой на лестницу, желая сойти вниз. Посланные поняли, что это от Бога и закричали, чтобы он не сходил.

Приходил к нему патриарх Антиохи Домн, дивился на его житье и долго беседовал о том, что полезно для души. После этой встречи, Симеон еще больше предался подвигам, вооружаясь на невидимого супостата. Тогда дьявол, принял вид светлого ангела и показался Симеону вблизи столпа на огненной колеснице, с огненными конями, как бы сходящими с неба и говорил: «Слушай Симеон! Бог неба и земли послал меня к тебе, как видишь с колесницею и конями, чтобы взял я тебя, подобно Илье, на небо. Ибо ты достоин такой чести за святое жития твое, и пришел час тебе вкусить плоды трудов своих и принять венец похвалы от руки Господней. Поспеши же, раб Господен, узреть Творца своего и поклониться Тому, Кто создал тебя по образу Своему. Желают тебя увидеть ангелы и архангелы с пророками, апостолами и мучениками.»

Симеон не распознал вражеского прельщения, и сказал: «Господи! Меня ли грешника, хочешь взять на небо?»

И подняв правую ногу, чтобы вступить на огненную колесницу, но вместе с тем осенил себя крестным знамением. Тогда дьявол с колесницею исчезли, как пыль. А Симеон, познал бесовское прельщение раскаялся, и ногу, которой хотел вступить на колесницу, казнил тем, что стоял на той ноге год!

Дьявол, не терпя такого подвига, поразил ногу Симеона лютою язвой. Загнило в ноге тело, появилось множество червей, и по столпу на землю сочился из раны гной с червями! Юноша. По повелению Симеона, собирал червей падающих на землю и опять носил к нему на столп. Симеон прикладывал червей к ране, говоря: «Ешьте, что вам Бог послал».

Пришел к нему сарацинский князь Василик, побеседовал, получил великую пользу и уверовал в Христа. Увидевши червя, упавшего на землю из раны, князь взял его в руку и отошел. Симеон воротил его и спросил: «Зачем взял ты в честные руки свои червя смрадного, упавшего с моего сгнившего тела?»

Василик, разогнув ладонь показал драгоценную жемчужину, и сказал: «Это не червь, а жемчуг».

«По вере твоей было этот тебе».

Прошло много лет и мать Симеона, узнав о нем, пришла повидаться с ним. Она сильно плакала у входа в ограду. Симеон не пожелал с ней видеться и просил передать, чтобы она его не тревожила. Мол, на том свете увидимся. Мать пожелала еще сильнее его видеть, на что он ее умомлял немножко подождать в молчании. Она легла перед дверью ограды и здесь умерла. Симеон велел принести тело к столпу и стал, со слезами, молится о ней. Во время молитвы, в теле матери были видны движения, а на лице появилась улыбка. Ее похоронили у столпа, и Симеон поминал ее молитвой дважды в день.

Высоту столпа вновь подняли до 40 локтей (начал с 6, потом 20, 36), и на нем он простоял до своей кончины.

Вблизи места, на котором проводил дивное житье Симеон не было воды и приходящие к нему люди, животные страдали. Симеон, вида эти страдания, помолился прилежно Богу, чтобы Он послал воду. Земля затряслась и осела по восточную сторону ограды - появилась вода. Место еще раскопали, и вода пошла в изобилии.

Одна женщина, почувствовав ночью жажду, проглотила вместе с водой маленькую змейку. Змея выросла е ее чреве, а женщина стала зеленой, как трава. Никакое лечение не помогло. Привели ее к Симеону, он сказал, чтобы ее напоили водой из этого источника. Во время питья, змея выползла и приползши к столпу, тотчас распалась на части.

Люди, шедшие к Симеону, спасались от зноя под деревом. Раз они увидели беременную оленицу и закричали ей: «Молитвами святого Симеона заклинаем тебя, постой немного!» Совершилось чудо - оленица остановилась. Так, даже звери именем святого становились кроткими и послушными! Схватив ее, они убили, и стали готовить кушанье из ее мяса. Но как только стали есть, то были поражены гневом Божьим. Потеряли голос человеческий и начали кричать как олень. Бегом прибежали они к Симеону и пробыли у столпа два года, что позволило им исцелиться и говорить по человечески. Кожу оленицы повесили на столп, во свидетельство о случившемся.

Недалеко от столпа поселился змей страшный, из-за него даже на том месте трава не росла. Однажды в правый глаз змея вонзился сук, величиной около локтя и причинял ему сильные страдания. Змей приполз к столпу Симеона и смиренно лежал возле ограды. Симеон воззрел на него и тотчас сук выпал из глаза. Змей пробыл еще три дня, «лежа перед дверьми, как овца», никому не причиняя вреда. Когда глаз полностью исцелился он уполз в свое логовище.

В стране той жил леопард, который пожирал людей и скот. Люди пожаловались на него Симеону. Он велел взять земли от ограды своей и воды оттуда же и издали посыпать и окропить место проживания леопарда. Спустя немного времени, видя, что леопард не появляется больше, они пошли туда и увидели, что он лежит мертвый на принесенной ими земле.

Появился в тех землях разбойник, который убивал много людей. Никто не мог его изловить, так как был он силен и храбр. Однако, были посланы воины и разбойник спасаясь от погони, прибежал в ограду Симеона. Схватившись за столп, он стал горько плакать. Симеон спросил его, кто он и зачем сюда пришел? Тот сказал, что разбойник, сотворивший много зла и пришел сюда раскаяться в грехах своих. В это время прибежала погоня и стали просить выдать разбойника им, говоря, мол, уже и звери готовы для его растерзания.

Симеон ответил погоне: «Детки мои! Не я его сюда привел, а Бог, желающий его покаяния, направил его ко мне. Если можете войти внутрь - берите его. Я же не могу ее к вас вывести, ибо боюсь Того, Кто послал его ко мне».

Разбойник пробыл семь дней при столпе и плакал плачем великим, припадая с молитвою к Богу и исповедуя грехи свои. После семь дней раскаяния, разбойник обратился к Симеону: «Отче! Не повелишь ли мне отойти?» И вскоре умер.

Когда ученики решили предать тело разбойника погребению при ограде, пришли воинские начальники и стали требовать выдать разбойника.

Симеон им ответил: «Тот, Кто его ко мне привел, со множеством воинов небесных пришел и взял его, очищенного покаянием , к Себе. Итак, не докучайте мне».

Видя разбойника мертвым, начальники ужаснулись и удалились, славя Бога.

Стоя в одном месте, подвижник Симеон привел к вере столь многих, будто проходил всю вселенную, уча и проповедуя.

Один из сарацинских военачальников привез к Симеону расслабленного родственника. Симеон спросил: «Отрицаешь ли злочестия отцов своих?» «Отрицаю» - сказал расслабленный. «Веруешь ли во Отца и Сына и Святаго Духа?» - «Верую без всяких сомнений». Симеон сказал: «восстань» и расслабленный юноша встал, будто никогда прежде не болел. Более того, он взял себе на плечи военачальника, тучного телом и понес в лагерь.

Симеон имел дар пророчества и за два года предсказал засуху, голод, моровое поветрие, нашествие саранчи - все сбылось в точности.

Однажды, в видении он видел два жезла, спускающиеся с неба. Один из них упал на восток, другой на запад. И пророчествовал, что Персы и Скифы нападут на греческую и римскую области. Многими слезами и непрестанною молитвой, Симеон умилостивил Бога, чтобы Он отвратил Свой гнев и не допустил казни христиан. В итоге, войско персов замедлило свой выход. Потом, у них начались междоусобные распри, и поход сорвался.

Однажды Симеон узнал, что император Феодосий Младший возвратил иудеям молитвенный дом, который был отдан христианам. Тотчас он послал письмо к царю и пригрозил гневом Божьим. Тот испугался и все вернул христианам.

Царица Измаильтян, будучи неплодною, просила Симеона помолиться за нее и вскоре родила сына.

О подвигах Симеона, блаженный Феодорит рассказывал.

Прежде всего, удивляюсь его терпению: ночью и днем стоит он так, что всем его видно. … Иногда он стоял подолгу неподвижный, иногда же приносил молитвы Богу, творя частые поклоны .

Некто стоявший при столпе рассказывал, что он хотел сосчитать поклоны, которые полагал подвижник не переставая, и насчитав 1244, выбился из сил, и будучи не в силах смотреть вверх, перестал считать. Святой, однако, не изнемог от поклонов, хотя принимал пищу всего раз в неделю, весьма малую и легкую. Его тело стало легким и способным к частым поклонам.

От долгого стояния, открылась у него и на другой ноге язва незаживающая, и много крови истекло из нее. Но и это страдание не отвлекло его от богомыслия.

Один священник из Аравии спросил Симеона, мол он человек или существо безтелесное? Ты ни ешь, ни пьешь, ни спишь - это не свойственно человеку. Человек не может жить без еды, питья и сна. Симеон повелел священнику подняться на столп и осмотреть его, в том числе и язву покрытую гноем и червями.

Несмотря на чудеса и добродетельное житье, сам Симеон был кроток и смирен, как будто был ниже и непотребнее всех людей. Ко всем он относился одинаково приветливо. Имея дар премудрости он многих наставлял на путь истины.

Повседневный устав жития Симеона . Всю ночь и день до 9-го часа стоял он на молитве. После 9-го часа говорил поучения собравшимся у столпа. Далее, выслушивал нужды, прошения и исцелял больных. Потом укрощал свары и споры. После захода солнца обращался к молитве.

Прожил он более ста лет, а на столпе простоял восемьдесят лет! Он настолько усовершенствовался в добродетелях, что стал земным ангелом и небесным человеком!

Когда представился преподобный Симеон, некоторые подвижники видели множество воинств небесных, восходящих от земли на небо и посреди них возносящуюся радостную душу святого Симеона.

Когда честные мощи святого Симеона были положены на носилки и патриарх простер руку, желая взять на благословенную память немного волос от брады святого - рука тотчас высохла! И только после усердной молитвы всех о нем Богу и угоднику Божию - рука патриарха сделалась здоровой.

Преставился преподобный Симеон в 460-й год от рождества Христова.

Место на котором стоял столп, теперь стоит крестообразная церковь и большой монастырь в Его Имя. Дух Симеона не покидает этого места: чудеса и исцеления больных в нем не оскудевают. А в день памяти Симеона, ежегодно, является великая звезда над столпом и озаряет всю страну.

Преподобный Симеон Столпник родился в Каппадокийском селении Сисан в семье христиан Сусотиона и Марфы . С 13 лет он стал пасти овец своего отца. К этому первому своему послушанию он относился добросовестно и с любовью. Однажды Симеон, услышав в церкви Евангельские заповеди блаженств, был потрясен их глубиной. Не доверяя собственному незрелому суждению, он тут же обратился с расспросами к опытному старцу. Старец охотно разъяснил отроку содержание услышанного и окончательно укрепил в нем решимость следовать Евангельским путем. Не заходя домой, Симеон направился в ближайший монастырь и после слезных просьб был через неделю принят в число братии.

Когда Симеону исполнилось 18 лет, он принял иноческий постриг и предался подвигам строжайшего воздержания и непрестанной молитвы. Его ревность, непосильная для остальной монастырской братии, встревожила игумена, и он предложил преподобному либо умерить свои аскетические подвиги, либо покинуть монастырь. Тогда преподобный Симеон удалился из обители и поселился на дне высохшего колодца, где мог беспрепятственно исполнять свои суровые обеты. Через некоторое время игумену в сонном видении явились Ангелы, которые повелели ему вернуть Симеона в монастырь.

Однако преподобный недолго пробыл в обители.

Вскоре он удалился в каменную пещеру, расположенную недалеко от села Галанисса, и прожил там три года, все более совершенствуясь в иноческих подвигах.

Однажды он решил провести всю святую Четыредесятницу без пищи и пития. С помощью Божией преподобный выдержал этот строгий пост. С тех пор он всегда на все время святой Четыредесятницы полностью отказывался даже от хлеба и воды, двадцать дней молясь стоя, а двадцать дней - сидя, чтобы не дать ослабеть телесным силам. Целые толпы народа стали стекаться к месту его трудов, желая получить исцеление от недугов и услышать слово христианского назидания. Избегая мирской славы и стремясь вновь обрести утраченное уединение, преподобный избрал еще не известный в то время вид подвижничества. Он построил столп высотой в 4 метра и поселился на нем в маленькой келлии, предавшись усиленной молитве и посту.

Молва о преподобном Симеоне дошла до высшей церковной иерархии и императорского двора. Антиохийский Патриарх Домнин II (441-448) посетил преподобного, совершил на столпе Божественную литургию и причастил подвижника Святых Таин. Подвизавшиеся в пустыне отцы также узнали о преподобном Симеоне, избравшем такой трудный вид подвижничества. Желая испытать нового подвижника и узнать, угодны ли Богу его непомерные подвиги, они отправили к нему своих посланцев, которые должны были от лица отцов приказать преподобному Симеону сойти со столпа. В случае неповиновения они должны были насильно стащить его на землю, а если бы он проявил покорность, им поручено было от имени отцов благословить его на продолжение подвига. Преподобный проявил полное послушание и глубокое христианское смирение.

Преподобному Симеону довелось пережить многие искушения, и он неизменно одерживал над ними победу, полагаясь не на собственные слабые силы, а на Самого Господа, Который всегда приходил к нему на помощь.

Преподобный постепенно увеличивал высоту столпа, на котором стоял. Последний его столп был высотой в 40 локтей.

Вокруг него была возведена двойная ограда, которая возбраняла беспорядочным толпам народа слишком близко подходить к преподобному и нарушать его молитвенную сосредоточенность. Женщины вообще не допускались за ограду. В этом преподобный не сделал исключения даже для собственной матери, которой после долгих и безуспешных поисков удалось, наконец, обнаружить своего пропавшего сына. Не добившись свидания, она так и умерла, приникнув к окружавшей столп ограде.

Тогда преподобный попросил принести к нему гроб и благоговейно простился с усопшей матерью - и тогда мертвое лицо ее просияло блаженной улыбкой.

Преподобный Симеон провел в усиленных иноческих подвигах 80 лет, из которых 47 он простоял на столпе. Бог даровал ему исполнить в столь необычных условиях поистине апостольское служение - многие язычники приняли Крещение, потрясенные нравственной стойкостью и телесной крепостью, которые Господь даровал Своему подвижнику.

Первым узнал о кончине преподобного его ближайший ученик Антоний.

Встревоженный тем, что его наставник в течение 3-х дней не показывался народу, он поднялся на столп и нашел его мертвое тело, склоненное на молитве († 459). Погребение преподобного совершил Антиохийский Патриарх Мартирий (456-468) при огромном стечении духовенства и народа. Его похоронили недалеко от столпа. Антоний устроил на месте его подвигов монастырь, на котором почило особое благословение преподобного Симеона.

Иконописный подлинник

Новгород. XV.

Святые Симеон Столпник, Иоанн Богослов, апостол Филипп. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей.

Сирия. 500.

Прп. Симеон. Чеканка. Сирия. 500 г. Лувр.

Кипр. 1192.

Прп. Симеон. Фреска. Кипр (Аракос). 1192 г.

Византия. XI.

Прп. Симеон. Миниатюра. Византия. XI в. Дионисиат. Афон.

Афон. XIV.

Прп. Симеон. Мануил Панселин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон. Начало XIV в.

Греция. XV.

Прпп. Симеон и Давид. Икона. Греция. XV в. 40 х 26,5. Монастырь Ватопед (Афон).