Разум и чувства две силы равно нуждающиеся. «Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г. Белинский) - Сочинения, Рефераты, Доклады. Нравственный конфликт личности как результат разобщенности разума и чувства. Сочинение ЕГЭ


Чувства или разум? Вопрос старый как мир. Противостояние без конца и начала. Хотя если пойти дальше, то окажется, что чувства были намного раньше. Древний человек жил инстинктами, своими ощущениями, но никак не разумом. У первобытных людей не было стержня, сдерживающего их порывы. Но эти чувства были низменны и несовершенны, и только появление разума смогло их возвысить.

Оно привнесло в животные страсти тепло сердца. Таким образом выходит, что разум важнее, так как, не будь его, не было бы и высоких чувств. Трезвое и холодное мышление сдерживает напор непредсказуемых порывов. Но так ли идеально безэмоциональное состояние? Возможно ли его существование без чувств? Пожалуй, нет, ведь не всегда получается принять решение лишь с поддержкой разума. Некоторые вещи увидеть и понять может только сердце. И в таком случае холодность и трезвость ума сыграют с вами злую шутку. Это приведет к ошибке, возможно роковой. Так что же главнее? Или это просто две крайности одной силы?

В классической литературе существует великое множество произведений, рассматривающих вопрос чувств и разума.

Эта тема очень широка и разнообразна. Многие авторы затрагивали ее в разные времена. Не стали исключением и такие мастера пера как И.А.Бунин и А.И. Куприн. У них эта тема затронута особо живо и ярко.

Рассказ И.А.Бунина «Солнечный удар» повествует о мимолетной связи двух путешественников. Писатель очень тонко изображает переживания и душевные порывы героев. Здесь, казалось бы, происходит полнейшее торжество чувств над разумом. Но это только на первый взгляд. Один из героев рассказа не стал преследовать объект своей любви, а тихо расстался, не желая неприятностей дорогому человеку. В этом видна тесная связь чувств и разума.

Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет» изображает безответные чувства. Они не приносят счастья герою, испытывающему их. И все же он не может ничего с собой поделать. Чувства сильнее его. Это для героя словно сумасшествие, поэтому финал - печальный. В данном произведении в образе Желткова показано, насколько может быть опасно для человека преобладание чувств над разумом. А на примере княгини Веры Шейн изображено, как порою холодный ум мешает испытать настоящее счастье.

Итак, В споре разума и чувств, к сожалению, иногда появляются победители, но их быть не должно. Эти явления не могут одно без другого. И разум, и чувства - это две стороны одной медали. Поэтому очень важно сохранить такое хрупкое и непостоянное равновесие между ними.

Обновлено: 2016-11-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Хорошо, что современные школьники еще пишут сочинения, хотя, вижу по юным родственникам это им дается не так просто. Я училась в сельской школе, но помню, что сочинения мы писали довольно часто. У меня такое ощущение, что чуть ли не каждую неделю мы что то писали или по изученным произведениям, или на вольную тему по произведениям, рекомендуемым (или выбранным на свой вкус) для самостоятельного чтения.

Темы "Разум и чувства" , мы тоже касались, и даже не однократно, так как в литературе примеров, рассматривая которые можно попытаться понять - что из них важней, предостаточно. Разум или чувства? Естественно, на множестве примеров было доказано, что только гармония сердца и головы, дает человеку и чувство внутренней свободы, и чувство счастья. Страсти бывают слепы, разум бывает слишком холоден.

Но как теория без практики, так и разум без чувств не может существовать. Ведь часто так и бывает, что чувства толкают на поступки, из поступков (какие бы они не были), рождается "опыт - сын ошибок трудных", опыт в свою очередь вновь идет на помощь разуму в трудной ситуации. Получается какой то замкнутый круг. Хотя отдельные, особо разумные индивиды даже способны брать на вооружение чужой опыт. Но таким уникумов не много, а если мы и готовы опираться на чужой опыт, то это не касается всех вопросов и проблем подряд.

Я помню, что одна из дискуссий в классе у нас (а это был у многих любимый предмет) была как раз развита на интересную тему. Обычно, ведь считается, что ум и разум, некая практичность, прагматичность - это больше свойственно мужчинам. Женщины наоборот более эмоциональны, больше подвержены чувствам. Но так ли это на самом деле? Нам было предложено найти пример в литературе, где мужчина как раз оказался полностью погружен в чувства. И в принципе это удалось сделать довольно легко - Желтков из Гранатового браслета как раз оказался тем человеком, для которого чувства (любовь к Вере Николаевне) оказались куда важней, чем молва и насмешки. Он отлично понимал и свое социальное неравенство, и осознавал, что "насильно мил не будешь", но в тоже время сделать со своими чувствами ни чего не мог. Поэтому и финал в "Гранатовом браслете" столь печален.

Я сейчас не вспомню, как именно звучала тема моего сочинения, тем более это было столько лет назад, но я в свое время выбрала для рассмотрения этой темы, то что меня зацепило более всего. Не то что остальные произведения были оценены как то не так, просто бывает же что то прямо очень сильные эмоции вызывает. Поэтому я писала на данную тему на примере произведения Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" . Ведь если рассматривать поведение героев, то получается, что каждый из них поступил в соответствии в тем, что над ним оказало большую власть.

Эраст больше оказался подвержен разуму, хотя низменные страсти (проиграть имение в карты - такого человека разумным не назовешь) над ним тоже верх в какой то момент одержали. Но он попытался чистым расчетом исправить положение - женился на богатой вдове. Поступок не благовидный, но очень прогматичный и логичный в такой ситуации. Разумеется, он не любил вдову, но ради денег и положения в обществе можно потерпеть.

Лиза в свою очередь, была настолько погружена в чувства, что разум под их напором просто слово не смел "сказать". Лиза отвергла выгодную партию для себя, Лиза начисто забыла, что по социальному статусу она не может быть с этим человеком - ей было все равно. И наконец, в своем отчаянье Лиза совершила самоубийство, при этом так же не думая ни о ком. Особенно о старенькой матери, которую, как кажется на протяжении этого короткого произведения, Лиза любит всем сердцем. Что же в итоге получилось? Кто то из героев стал счастлив? С Лизой все понятно, но Эраст выбрав разум и выгодную женитьбу, так же оказался глубоко несчастен, так как " почитал себя убийцей", узнав о гибели Лизы.

То есть совесть у Эраста все же была, а совесть - это тоже чувство. Вот и получается, что только гармония между чувствами и разумом может помочь человеку в сложных ситуациях, а когда он пытается выбрать только что то одно, у него высоки шансы допустить фатальную ошибку.

Каждый человек задумывается о таких понятиях, как чувства и разум. Что же должно быть важнее? С одной стороны, идя на поводу своих чувств, люди часто совершают много необдуманных поступков. С другой стороны, возвышая значение ума и доводя его до рассудочности, люди тоже могут сделать свою жизнь несчастной.

Если обратиться к драме А.Н. Островского «Гроза », то можно увидеть личные переживания главной героини - Катерины . Автор повествует о девушке, которую выдали замуж не по любви, а за того, кто побогаче. Тихон, муж Катерины, - безвольный, ни на что не способный, кроме пьянства, человек. Марфа Кабанова, мать Тихона, ела своих близких поедом, точила как «ржа железо». Как жить в таких невыносимых условиях? Как заставить себя полюбить нелюбимого, если испытываешь к нему только жалость? Как перебороть свою свободолюбивую натуру?

Такими вопросами задается Катерина, пытаясь заглушить чувство любви к Борису и прислушиваясь к слабым доводом рассудка, который постоянно напоминает о том, что она замужняя женщина. А.Н. Островский показывает читателям, что героиня вовсе не легкомысленная барышня, а мятущаяся, искренне любящая натура. Девушка осознавала, что нарушает кодекс «Домостроя», по которому жила семья Кабановых, и свой моральный кодекс тоже. Вот только чувства оказались настолько сильны, что она поддалась им и изменила Тихону. Но душа Катерины не выдержала! Героиня покаялась перед мужем и, не выдержав угрызений совести, бросилась с обрыва в реку.

Писатель хочет донести до нас мысль, что в условиях семейно-бытового рабства женщина не может быть счастливой, потому что разум и чувства в такой ситуации не могут гармонично сочетаться.

В западной литературе проблема гармонии чувств и разума решалась иначе. Возьмём, к примеру, трагедию английского драматурга Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Автор описывает яростную вражду двух семей - Монтекки и Капулетти. И на фоне этой непримиримой ненависти мы видим, как зарождается светлое, страстное чувство Ромео и Джульетты. Умом влюблённые понимают, что по законам рода они никогда не смогут быть вместе. Но любовь, это пламенное чувство, оказывается во сто крат сильнее предрассудков, которыми заполнены умы и сердца членов их семей. Шекспир, мастер трагедии, разрешает этот конфликт смертью юных влюблённых и приводит к мысли о том, что ненависть и вражда разрушают носителей чувства любви и пагубно влияют на окружающих их людей.

В заключение хочется выразить надежду на то, что наши эмоции и наш ум не будут в противоречии, а будут дополнять друг друга, наполняя жизнь любовью, радостью и, конечно же, смыслом!

Разум рассматривается в качестве способности к расчету и трезвости мышления, а так же, как проявление рассудка, и холодного сердца? Что означает такое понятие, как чувство? Это проявление эмоций, высокого душевного порыва, минутной страсти и увлечения. Критик Белинский утверждал, что это две силы “разум и чувства…”, которые испытывают потребность друг в друге. Наверное, многие с ним согласятся. Разум и чувство зависят друг от друга, поэтому так сильно они переплетены между собой, и отсутствует любая возможность эту тонкую нить, возникшую

между ними, разорвать.

В жизни человека случаются ситуации, когда чувство берет верх над проявлениями разума. Даже народная мудрость гласит, “коли что полюбится…”, то способность к здравому мышлению пропадает. Однозначно дать оценку этому невозможно, так как подобное чревато иногда счастливым завершением, а иногда печальным. Всегда ли хорошим является факт преобладания разума над чувствами? Данные вопрос тоже остается без утвердительного ответа. Можно свои чувства не выставлять напоказ, оставаясь при этом несчастным, и делая несчастным объект собственных любовных воздыханий. Во имя чего такие жертвы,

и существует ли в этом какой-либо смысл?

Пушкин в своем произведении “Евгений Онегин” описал столкновение чувства и разума несколько раз. Впервые, когда “ум отступился” от, поддавшейся глубокому чувству, Татьяны, и она решилась признаться в любви Евгению. Тогда подобный поступок считался непозволительным для девушки. Но попытка стать счастливой была напрасной. Евгений рассматривал ее в качестве ребенка, поэтому, посчитал, что любовь девушки быстро растает. Он не мог себе даже представить, что окажется спустя годы на ее месте. Татьяна станет достаточно взрослой женщиной, научившейся управлять собственными переживаниями, благодаря здравому смыслу. Несмотря на то, что любовь ее к Евгению не потухла, ей хватает сил прислушаться к голосу своего разума, и сохранить верность человеку, любившему ее. Разум и чувства сплетены между собой, поэтому невозможно правильно жить, и руководствоваться чем-то одним.


Другие работы по этой теме:

  1. Чувства или разум? Вопрос старый как мир. Противостояние без конца и начала. Хотя если пойти дальше, то окажется, что чувства были намного раньше. Древний человек...
  2. Столкновение разума и чувства – проблема всех поколений. Природа так устроила внутренний мир человека, что борьба между ними неизбежна. Писатели и художники часто в своих...
  3. Сколько лет стоит мир, столько и спорят разум и чувство. Что важнее. Этот вопрос во все времена занимал людей. Что для себя сделать приоритетным: разум...
  4. ­Разум и чувства Роман Е. Замятина “Мы” (1921) оставляет после себя неоднозначное впечатление. Поначалу он кажется чересчур фантастичным, но вчитавшись, начинаешь понимать, что все эти...

Пример итогового сочинения по направлению «Разум и чувства».

К чему важнее прислушиваться в любой жизненной ситуации: к голосу разума или советам сердца? Наверное, невозможно на этот вопрос дать однозначный ответ. Франсуа де Ларошфуко, французский писатель XVII века, считал, что «ум всегда в дураках у сердца». На это русская пословица могла бы ему возразить: «И сила уму уступает».

Представим человека, поведением которого руководят исключительно законы разума. Он всегда способен трезво оценить ситуацию, размышляет, как необходимо поступить, чтобы не оказаться в опасности. Но жизнь, подчиненная только указаниям рассудка, часто может стать безрадостной и даже бессмысленной.

В подтверждение этому можно вспомнить Печорина из . С одной стороны, не знающий страха, он совершает отчаянные до безрассудства поступки. Но под руководством своего «холодного» ума превращается в эгоиста, не способного по-настоящему любить, дружить и сочувствовать. Печорин становится виновником гибели Бэлы, обманывает искреннее чувство молоденькой княжны Мери, равнодушием отвечает на дружескую привязанность Максима Максимыча. «Рассудочный» эгоизм лишает героя Лермонтова права быть счастливым. Он чувствует себя ненужным, не видит смысла в жизни.

«Современник» Печорина – Евгений Онегин, герой одноименного романа А.С. Пушкина, тоже предпочитает поступать по советам ума, а не сердца. Не желая обременять себя узами брака, он не отвечает взаимностью на любовь прекрасной девушки – Татьяны Лариной. Боясь сплетен, отправляется на бессмысленную дуэль с молодым романтиком Владимиром Ленским. «Как я ошибся! Как наказан!» — с раскаянием восклицает Онегин, когда уже нельзя вернуть отвергнутую когда-то любовь, стать счастливым.

Тщательно взвешивая все «за» и «против», находясь в постоянном подчинении «должен» и «правильно», человек лишает себя возможности в полной мере радоваться жизни, становится неспособным чувствовать сердцем чужую боль и страдания. Известный персидский поэт и философ Омар Хайям утверждал:

Тот, кто с юности верует в собственный ум,

Стал, в погоне за истиной, сух и угрюм.

Думаю, что в поведении человека разумные соображения не должны брать верх над чувствами. Важно в равной степени прислушиваться к зову души и наставлениям ума. Это, конечно, нелегко: разум часто противоречит чувствам и, наоборот, охваченный собственными страстями человек способен действовать необдуманно.

В порыве чувств люди могут поступать благородно и самоотверженно, бесчестно и низменно. Мы восхищаемся героями, которые, не рассуждая, рискуют жизнью, чтобы оказать помощь другим. Не уважаем малодушных, способных в трудный момент предать дружбу, Родину.

Не всем суждено быть мудрецами, но учиться делать правильный выбор между «должен» и «хочу» может каждый.

Примеры итоговых сочинений — 2017 :