Принцип систематичности и последовательности в обучении. Принцип систематичности обучения

Все мы стремимся соответствовать (в своих глазах и в глазах окружающих) тому, что мы уже сделали. Коль скоро мы сделали выбор или заняли определенную позицию, мы будем стремиться вести себя в соответствии с принятыми на себя обязательствами и стараться оправдать ранее принятое решение - вот в чём заключается принцип последовательности. С помощью самовнушения мы часто убеждаем себя, что то, что мы сделали, является правильным, даже если это и не так. Мы спорим с нашим другом, но даже если мы уже поняли, что мы не правы - мы можем продолжать гнуть свою линию, просто потому что отступать уже некуда. Так любят поступать многие политики - они никогда не позволяют себе публично признаться в том, что идеи, высказываемые ими раньше, оказались ложными.

Психологи давно поняли, какую важную роль играет принцип последовательности в управлении людьми. Известные теоретики Леон Фестингер, Фриц Хайдер и Теодор Ныокомб считают стремление к последовательности главным мотиватором человеческого поведения. Действительно ли стремление к последовательности способно вынудить нас делать то, что мы в душе не хотим делать? Без сомнения! Желание быть (и выглядеть) последовательным представляет собой чрезвычайно мощное орудие социального влияния, часто заставляющее нас действовать явно вопреки собственным интересам.

Общество ценит людей, которые стабильны в своих суждениях и ценностях. Жестокость этого мира вынуждает людей искать надежные направления движений и действий. Обычно, если что-то приносит нам успех, мы стремимся повторять эту схему снова и снова. Мы находим то, что работает для нас, и придерживаемся этого. В то же время, в этом можно увидеть неплохой способ влияния на людей, если показать им знакомую успешную схему, но организовать все так, чтобы результат выполнения такой схемы был иным.

Чалдини приводит технику, которую он называет "Шаг на порог". Это нечто похожее на методику «отказ - затем - отступление», о которой мы говорили выше, но протекающее в совершенно противоположном направлении. Суть этой техники в том, чтобы попросить человека выполнить небольшую просьбу, а затем попросить выполнить более значительную. Чалдини отмечает, что если ты получил согласие от человека выполнить небольшую просьбу, на которую ему легко согласиться, позднее попросив его о большем, ты имеешь больше шансов получить желаемый результат. Практически все мошенничество мира основывается на этой технике. Мошеннику всегда нужно втянуть человека в процесс, в активное взаимодействие и чаще всего это бывает посредством маленькой просьбы.

В межличностной сфере это правилом можно использовать, к примеру, когда ты знаешь, что человеку нравится с тобой общаться и ты можешь получить от него признание в этом - в дальнейшем, ты сможешь апеллировать к этому признанию, и инициировать общение с этим человеком, даже когда ему этого не хочется или неудобно по времени. Классическим примером может служить рекомендация Росса Джеффриса (известного любителя женщин, одного из основателей движения, ныне известного как “пикап”) по проведению телефонных звонков, где он предлагает спросить девушку, хочет ли она общаться и, получив ее согласие, вынуждать ее назвать точное время, когда она готова встретиться.

«Легче сопротивляться в начале, чем в конце»

Леонардо да Винчи.

Глядя на эту технику, можно объяснить, почему так замечательно работают конструкции нейролингвистического программирования (НЛП) вида: "Знаешь, когда ты встречаешь незнакомца, о котором ничего не знаешь, ты можешь судить о нем по его внешности, манере говорить, его взгляде и заметить что-то, что тебе действительно нравится в этом человеке, и когда ты думаешь об этом, тебе становится еще интереснее его слушать и общаться с ним..." Такие конструкции содержат в себе набор утверждений, многие из которых немного смутные, но интерпретируются человеком, как истинные. Когда ты вставляешь утверждение, которое в данном случае - "заметить что-то, что тебе действительно нравится в этом человеке", человек начинает принимать это утверждение на веру и следовать ему.

Одно из самых важных свойств обязательств, это их свойство изменять мнение человека о себе. Например, мы в знак солидарности рассказываем знакомому, что нас сильно заботим какая-то проблема, которая является для него важной (даже если нам нет до этого никакого дела.) В дальнейшем мы продолжаем придерживаться образа человека, которого и правда сильно заботит эта проблема. Мы узнаем о ней, говорим всем, что нас это волнует, и в результате, во избежание когнитивного диссонанса, мы и правда начинаем воспринимать себя как человека, которого это волнует. Всем известно, что многие из нас часто непроизвольно перенимают на себя различные качества окружающих нас людей, возможно их мысли, идеи, или, к примеру, манеру говорить. И в дальнейшем, озвучивая эти мысли, или говоря таким голосом - мы привыкаем, а значит, что это уже становится частью нас.

Мы выяснили, что большинство людей стремятся быть и выглядеть последовательными в своих словах, мыслях и делах. В основе этой склонности к последовательности лежат три фактора. Во-первых, последовательность в поведении высоко оценивается обществом. Во-вторых, последовательное поведение способствует решению самых разных задач в повседневной жизни. В-третьих, ориентация на последовательность создает возможности для формирования ценных стереотипов в сложных условиях современного существования. Также мы поняли, что можем использовать различные обязательства в своих целях, чтобы например, изменять представление людей о самих себе, превращать граждан в «слуг общества», потенциальных клиентов - в «постоянных покупателей», пленных - в «коллаборационистов». И как только представление человека о себе станет таким, как нам нужно, он начнет автоматически подчиняться всем вашим требованиям, которые соответствуют его видению самого себя. Как только человек принимает на себя обязательство, на него начинает с двух сторон давить стремление к последовательности - изнутри будет действовать сила, заставляющая приводить представления в соответствие с поступками, а извне будет действовать тенденция подгонять это представление под восприятие окружающими. Видимо единственный способ защиты от влияния такого рода - остановиться и задуматься, стоит ли в этом случае быть последовательным и к чему может привести такой подход. Возможно, перед тем, как совершить ответной действие, может быть полезно задать себе вопрос: «Если бы можно было вернуться во времени назад, взял бы я на себя то же самое обязательство?»

Принцип систематичности и последовательности в обучении предпола­гает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.

В основе принципа систематичности и последовательности лежит ряд закономерностей: человек только тогда обладает действенным знанием, когда в его сознании отражается четкая картина существующего мира; про­цесс развития обучаемых замедляется, если нет системы и последователь­ности в обучении; только определенным образом организованное обучение является универсальным средством формирования системы научных зна­ний.

Принцип систематичности и последовательности в обучении требует соблюдения ряда дидактических правил:

    формирование системы знаний на основе понимания их взаимосвязи;

    деление изучаемого материала на логически связанные разделы и блоки;

    использование схем, планов, таблиц, опорных конспектов, модулей и иных форм логического представления учебного материала;

    осуществление межпредметных связей;

    проведение уроков обобщения и систематизации;

    координация деятельности всех субъектов педагогического процесса на основе единства требований, обеспечения преемственности в их дея­тельности.

Принцип прочности

Принцип прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закреп­ление в памяти учащихся. В основе данного принципа лежат установлен­ные наукой закономерные положения: прочность усвоения учебного мате­риала зависит от объективных факторов (содержания материала, его струк­туры, методов преподавания и др.) и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению, преподавателю; память носит избиратель­ный характер, поэтому прочнее закрепляется и дольше сохраняется важ­ный и интересный для обучаемых учебный материал.

Прочность усвоения знаний достигается при соблюдении следующих правил:

    обучающийся проявляет интеллектуальную познавательную активность;

    подлежащий усвоению учебный материал структурируется с учетом индивидуальных различий обучающихся;

    новый учебный материал связывается с прежними знаниями, опирается на сложившиеся представления (в структуре старых знаний новые воспринимаются яснее, становятся более понятными, а прежние знания за счетновых обогащаются и углубляются);

    используются разнообразные подходы, методы, формы, средства обучения.Однообразие гасит интерес обучающихся к учению, снижает эффективность усвоения;

    активизируется мысль учащихся, ставятся вопросы на сравнение, сопоставление, обобщение, анализ материала, установление причинно-следственных и ассоциативных связей, выделение главного, существенного;

    процесс усвоения сопровождается систематическим контролем за его качеством.

Принцип воспитывающего обучения

Принцип воспитывающего обучения отражает объективную закономер­ность процесса обучения. Не может быть обучения вне воспитания. Даже если учитель и не ставит специальной цели оказать воспитательное воздей­ствие на учащихся, он их воспитывает через содержание учебного материа­ла, своим отношением к сообщаемым знаниям, применяемыми методами организации познавательной деятельности учащихся, своими личностными качествами. Это воспитательное воздействие значительно усиливается, если учитель ставит соответствующую задачу, стремится эффективно ис­пользовать в этих целях все имеющиеся в его распоряжении средства, со­блюдает следующие правила:

    целенаправленно, сознательно и систематически осуществляет воспитание при изучении любой дисциплины;

    добивается, чтобы за понятиями, определениями, законами, формулировками, символами учащиеся понимали явления природы и общественного прогресса, реальное существование объективного мира; за формой - содержание, за явлениями - сущность, за внешними признаками - внут­реннее состояние материального мира и его закономерностей;

    использует воспитательные возможности каждой темы, каждого урока;

    учебный процесс строит таким образом, чтобы он позитивно влиял на культуру поведения ученика, гуманизм и демократизм во взаимоотношениях;

    уважительно относится к личности обучаемого и одновременно проявляет разумную требовательность к нему. Требовательность, не основан­ная на уважении, вызывает недовольство и агрессивность; доброжелатель­ность без требовательности приводит к нарушению дисциплины, к неорганизованности, непослушанию обучаемых;

    всем своим обликом, поведением, общественной активностью, гражданственностью привносит в учебный процесс жизнеутверждающие идеалы общечеловеческих ценностей;

    не унижает, а возвышает личность ученика, проявляя чуткость и внимательность к слабым сторонам знаний или умений, тактично поправ­ляет ошибки, стимулирует учеников на преодоление трудностей.

Принцип связи теории с практикой

Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение науч­ных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших пу­тей их использования в жизни. В этом случае у обучаемых вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение.

В основе этого принципа лежат закономерности: практика - критерий истины, источник познания и область приложения теоретических результа­тов; практикой проверяется, подтверждается и направляется качество обу­чения; чем больше приобретаемые учащимися знания взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

Реализации данного принципа способствуют правила:

    опора в обучении на имеющийся практический опыт учащихся;

    показ области применения теоретических знаний;

    изучение современных технологий, прогрессивных методов труда, новых производственных отношений;

    использование проблемно-поисковых и исследовательских заданий;

    применение знаний на практике;

    показ значимости ведущих научных идей, концепций, теорий, положений;

    решение задач и упражнений на основе производственных достиже­ний.

Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых

Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным осо­бенностям (принцип личностного подхода в обучении) требует, чтобы со­держание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам и индивидуальному развитию обучаемых. Уровень познавательных возмож­ностей и личностного развития определяет организацию учебной деятель­ности. Важно учитывать особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамент, характер, интересы учащихся.

Существуют два основных пути учета индивидуальных особенностей:

    индивидуальный подход (учебная работа проводится по единой программе со всеми при индивидуализации форм и методов работы с каждым);

    дифференциация (разделение учащихся на однородные группы по способностям, возможностям, интересам и др. и работа с ними по разным программам).

До 90-х гг. XX в. основным направлением в работе школы был индиви­дуальный подход. В настоящее время приоритет отдается дифференциации обучения.

Авторы учебника «Общая педагогика» (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов) утверждают, что все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представле­ны как система, состоящая из содержательных и организационно-методиче­ ских принципов.

Организационно-методические принципы вытекают из того, что организа­ция и методика обучения, как и формирование содержания образования, не могут избираться произвольно. Они регламентированы действием зако­номерностей социального, психологического и педагогического характера. К этой группе относятся принципы: преемственности, последовательности и систематичности; единства группового и индивидуального обучения; со­ответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучае­мых; сознательности и творческой активности; доступности при достаточ­ном уровне трудности; наглядности; продуктивности и надежности.

В реальном процессе обучения принципы выступают во взаимосвязи друг с другом. Нельзя как переоценивать, так и недооценивать тот или иной принцип, так как это ведет к снижению эффективности обучения, в комплексе они обеспечивают успешное определение задач, выбор содержания, методов, средств, форм обучения и позволяют эффективно решать задачи современной школы.

Принцип опирается на следующие научные положения, иг­рающие роль закономерных начал: человек только тогда облада­ет настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отра­жается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является оп­ределенным образом организованное обучение; система науч­ных знаний создается в той последовательности, которая опре­деляется внутренней логикой учебного материала и познава­тельными возможностями учащихся; процесс обучения, состоя­щий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, наруше­ний последовательности, неуправляемых моментов; если систе­матически не упражнять навыки, то они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоян­но будут испытывать затруднения в своей мыслительной дея­тельности; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется.

В практической деятельности принцип систематичности и последовательности обучения реализуется путем соблюдения многих правил обучения, важными среди которых являются следующие.

1. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение учащимися системы знаний. Разделяйте содержание учебного материала на логически завершенные части (шаги), последова­тельно их реализуйте, приучайте к этому учащихся.

2. Не ставьте на уроке ни одного вопроса, не вносите в план ни одного пункта, на основательное раскрытие и рас­смотрение которого не рассчитываете.

3. Не допускайте нарушения системы как в содержании, так и в способах обучения, а если система нарушена, немедленно ликвидируйте пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость.

4. Учебный предмет - уменьшенная копия науки. Покажи­те учащимся ее систему, формируйте понятие о своем предмете как о частице науки, реальной действительности. Постоянно используйте межпредметные связи.

5. Пользуйтесь проверенной схемой формирования теоре­тических знаний: а) установите объект и предмет (природы и научной теории); б) изложите основания теории; в) раскройте

инструментарий теории; г) объясните следствия теории; д) по­кажите границы ее применения.

6. Помните, то, что является элементарным и простым ис­торически и логически, часто оказывается самым трудным для сознательного усвоения: поэтому с особой тщательностью внедряйте логику науки и исторического процесса в сознание учащихся.

7. Следует обеспечивать преемственность как в содержа­нии, так и в методах обучения между начальными и средними, средними и старшими классами.


8. Используйте передовые достижения методики обучения:

составляйте со своими учащимися опорные конспекты, струк­турно-логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний.

9. Чаще повторяйте и совершенствуйте ранее усвоенное, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обу­чении.

10. К кратким и обобщающим повторениям нужно прибе­гать не только в начале урока, когда обычно обобщают ранее изученный материал, и не только при его окончании - для за­крепления рассмотренной в ходе урока основной проблемы, но и после изложения отдельных частных вопросов.

11. Ничего не следует добавлять к объяснению нового мате­риала, кроме того, что вступает в ассоциативные связи легко, просто, естественно. Идеи, искусственно вплетенные в те­му урока (образовательные, развивающие, воспитательные), снижают его ценность. Учитывая это, планируйте усвоение важнейших идей на весь период учебно-воспитательного про­цесса в соответствии с содержанием обучения и возможностя­ми учащихся.

12. Проводите повторение изученного не только в начале урока для проверки уровня усвоения и не только в конце урока с целью закрепления полученной информации, но также и по завершении каждого логически законченного отрезка обучения в ходе урока.

13. Учителя всех учебных предметов, а не только учителя языка должны следить за способом и формой выражения мыс­ли учащимися на всех уроках.

14. Постоянно и терпеливо приучайте своих учащихся к са­мостоятельному труду, постепенно усложняя его и создавая

возможности для самостоятельного решения все более трудных задач. Не подменяйте учащихся, лучше помогите им.

15. Следует чаще показывать учащимся перспективы их обучения.

16. Не злоупотребляйте актуализацией чувственного опыта и опорных знаний, их следует вспомнить ровно столько, чтобы хватило" для введения нового, не делайте проблемы из триви­альных знаний, вещей, известных каждому.

17. Не забывайте, что понимание системы требует логики, а формирование ее - также чувств и эмоций. Обучайте энергич­но, с подъемом, используйте яркие факты из жизни, литерату­ры: понятия объясняют, образы влекут, стимулы побуждают к действию.

18. В конце раздела, курса обязательно проводите уроки обобщения и систематизации.

19. Постоянно, настойчиво и доброжелательно исправляйте ошибки учащихся, допущенные в устных ответах и письмен­ных работах, приучайте учащихся к систематическому анализу собственных ошибок.

20. Не следует возбуждать деятельность уставших учеников искусственными методами, злоупотреблять интересом к новой деятельности. Придерживайтесь физических норм умственной активности учащихся, предусматривайте и планируйте ее спа­ды и подъемы.

21. Глубокие истины превращаются в банальные фразы, если усваиваются поверхностно. Качественный учебно-воспи­тательный процесс - тот, в котором присутствуют мысль, мо­раль, чувство.

22. Не стремитесь с помощью чрезмерно «хитрых» средств достичь за один урок того, что в условиях естественного обу­чения учащиеся могут усвоить на протяжении нескольких занятий.

23. Требуйте от учащихся усвоения системы знаний, уме­ний, навыков по каждому разделу и по всей программе.

24. Помните, что сформировавшаяся система знаний - важнейшее средство предотвращения их забывания. Забытые знания быстро восстанавливаются в системе, без нее - с боль­шим трудом.

25. Не забывайте советЯ.А. Коменского: все должно вестись в неразрывной последовательности, так, чтобы все

сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.

26. Будьте наблюдательным, приучайте своих учащихся по­стоянно систематически и целенаправленно наблюдать и ви­деть существенное в явлениях, предметах, человеческих отно­шениях.

Принципы обучения

План изучения темы.

1. Соотношение законов, закономерностей, принципов и правил обучения

2. Исторический обзор развития принципов обучения в истории педагогики. Принцип природосообразности обучения

3. Характеристика принципов обучения

4. Правила обучения.

5. Реализация принципов обучения в детском саду.

1. Соотношение законов, закономерностей, принципов и правил обучения.

Принципы обучения – исходные положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности учащихся, требования к учителю и учебной деятельности учащихся.

Каждый принцип обучения выражает определенную закономерность обучения. Например, «во все времена обучение оказывает воспитывающее воздействие на тех, кто учится», «знания должны даваться в системе» – это закономерности обучения. Возникают определенные требования к процессу обучения с точки зрения этой закономерности. Принцип обучения выражает эти требования, т.е. принцип обучения выражает закономерность обучения.

В основе принципов обучения лежат уже познанные законы и закономерности, но логически из них не выводятся. Законы и закономерности служат теоретической основой для выработки, постулирования принципов обучения и правил практической педагогической деятельности.

Закономерност ь отражает объективные, устойчивые, существенные, необходимые, общие, повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи («как правило»). Строго зафиксированные закономерности называются законами.

Закономерности определяются как законы в том случае, если

· четко зафиксированы объекты, между которыми устанавливаются взаимосвязь,



· исследованы вид, форма и характер этой связи,

· установлены пределы действия (проявления) связи.

Многие педагогические законы и закономерности настолько многогранны, что из них выводятся несколько принципов обучения.

Педагогическая наука открывает, устанавливает закономерности и на их основе формулирует принципы. Закономерности дают знание о том, как протекают процессы, принципы дают знание о том, как строить процесс, направляют педагогическую деятельность.

В современной педагогике проблема принципов обучения является дискуссионной. Ученые предлагают различные названия и неодинаковое количество принципов обучения. Ряд ученых предлагают не выделять отдельно принципы обучения и принципы воспитания, а предлагают их объединить и рассматривают принципы организации целостного педагогического процесса. Но всегда сохраняются те принципы, которые отражают закономерности обучения и помогают управлять учебным процессом.

В теории и практике можно выделить следующие принципы обучения.

1. воспитывающий характер обучения

2. принцип научности.

3. принцип систематичности и последовательности.

4. принцип доступности.

5. принцип наглядности.

6. принцип сознательности и активности.

7. принцип прочности знаний.

8. принцип индивидуализации обучения (сочетание индивидуальных и коллективных форм работы)

9 принцип связи теории с практикой.

Между принципами обучения существует тесная взаимосвязь. Нарушение одного из них влечет нарушение другого.

Из принципов обучения вытекает правило обучения – они определяют характер отдельных приемов учителя и ведут к реализации принципов. Правила конкретизируют принципы обучения, раскрывают его, показывают как именно надо действовать.

Задание на уроке . Составьте схему соотношения изученных вами категорий. На основе изучения нового учебного материала, можно предложить следующую схему соотношения основных понятий урока, которая предложена в учебнике педагогика под ред. И.П. Подласого на с. 441.

Исторический обзор развития принципов обучения в истории педагогики.

Принцип природосообразности обучения

Впервые в истории педагогической мысли Я.А. Коменский разработал систему принципов обучения. Он их назвал основными положениями, на которых должен строится учебный процесс. Принципы обучения он выводил из основных законов природы людей. Обучение как одна из сторон развития человека подчиняется этим общим законам. Эта идея получила название «природосообразности обучения».

Жан Жак Руссо не обосновал специальных принципов обучения. Однако говорил о необходимости контакта ребенка с природой, как основе учебного процесса.

Иоганн Генрих Песталоцци обосновало вслед за Коменским принцип наглядности обучения, но характеризовал ее как средство развития логического мышления. Само содержание образования он выводил из принципа наглядности.

Большой вклад в разработку принципов обучения внес Константин Дмитриевич Ушинский , который дал им глубокое психологическое обоснование. Среди них следующие принципы:

· воспитывающий характер обучения,

· народности обучения,

· систематичности,

· доступности и посильности обучения,

· прочности знаний,

· сознательности и активности обучения, наглядности обучения.

Формулировки и количество принципов менялось в истории педагогики (Ю.К. Бабанский, М.А.Данилов, Б. П. Есипов, Т.А. Ильина, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др.), что говорит о недостаточной разработанности объективных законов педагогического процесса.

Урок 2,3. Характеристика принципов обучения

Воспитывающий характер обучения.

Воспитание не может выполнить своей основной задачи подготовки человека к жизни в данном обществе вне обучения. Обучение здесь играет большую роль. Однако это сложный процесс, у ребенка возникает нежелание учиться и т.д. возникает необходимость управлять процессом с точки зрения выполнения задач воспитания. Реализация этого принципа включает несколько направлений:

Формирование научного мировоззрения, диалектико-материалистического понимания мира;

Воспитание моральных качеств личности и волевых черт характера;

Развитие эстетических чувств и эмоций, связанных с учебным процессом, управление процессом формирования чувств и эмоций.

Мировоззрение формируется на уроках, поэтому необходимо связывать все факты с практикой, с личным опытом учащихся. На каждом уроке учитель создает тенденции к обобщению, к представлению общей картины мира. Это и есть начало формирования материалистического мировоззрения.

На уроке обязательно должны воспитываться и развиваться моральные качества (дисциплинированность, решительность, чувство коллектива, активность). Необходимо вызвать у ребенка желание совершенствовать свое поведение в соответствии с моральными нормами и требованиями.

Урок оказывает воспитывающее влияние на формирование нравственных качеств, если изучаемый материал возбуждает у детей глубокие чувства и переживания.

Принцип научности обучения.

Научное познание заключается в том, чтобы перейти от явления к сущности, от внешнего описания предмета к его внутреннему строению. Научные знания – правильное отражение действительности. Научными знания становятся тогда, когда в них отражается закономерности окружающего мира, внутренних существенных свойств и взаимосвязи предмета, явлений.

Учебные предметы включают научные знания, но не всю науку сразу. Логика науки влияет на научность учебного материала, но содержание учебного предмета формируется под действием психолого-педагогического обоснования, возраста детей, традиций. Например, категория имя существительное изучается с 1 по 6 класс, где с каждым годом углубляется научная характеристика этой темы. Т.е научные знания могут с разной глубиной отражать действительность, не преставая быть научными. Важно не допускать упрощенчества, примитивизма.

Принцип систематичности и последовательности

Обучение ставит задачу познать мир таким, каков он есть. Система в окружающем мире требует системы в обучении. Эта система возникает на основе познания взаимосвязи объектов реального мира. Учебная программа определяет какие теоретические и практические знания должен получить ученик. Однако, система учебного материала формируется под воздействием факторов возраста учащихся, их психологических и биологических особенностей, уровня развития, подготовленности учителя. Необходимо знать и представлять саму науку в системе, найти систему изучения программного материала, которая соответствовала бы возрастным возможностям усвоения знаний.

Школьникам важно не просто запомнить факт, сведения, а уметь думать над способами решения задачи. Объяснение должно быть направлено на формирование познавательной активности, логических операций, которые необходимы для усвоения учебного материала. Тщательно продуманная система объяснения на уроке является фактором умственного развития учащихся, где школьник с первых дней приучается мыслить последовательно и обоснованно.

Впервые этот принцип, как и многие другие, был применен Я.А. Коменским, считавшим, что, как и в природе, в обучении все должно быть взаимосвязанным и целесообразным.

Эти идеи были позднее развиты Песталоцци и К.Д. Ушинским, который отмечал, что «голова, наполненная бессвязными знаниями, похожа на кладовую, где все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет».

Принцип систематичности предполагает, чтобы изложение учебного материала учителем доводилось до уровня системности в сознании учащихся, чтобы знания давались учащимся не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными.

В нашей отечественной педагогике этот принцип долгое время нарушался, особенно начиная с 20-х гг. двадцатого века, когда работали по так называемым комплексным программам, когда использовались методы проектов, бригадно-лабораторные методы и отсутствовали стабильные учебники.

Системность мышления заключается в установлении ассоциаций, т.е. связей между изучаемыми явлениями и предметами. То же самое происходит и при параллельном изучении различных предметов по школьной программе, между ними устанавливаются так называемые межпредметные связи, которые являются одним из важнейших условий реализации принципа систематичности и последовательности в учебном процессе.

Для межпредметных связей необходимо выделять так называемые «сквозные объекты», как рекомендуют психологи. Это наиболее важные явления, которые изучаются в разных учебных предметах (например, уровень развития культуры какой-то исторической эпохи, особенности которого изучаются и на уроках истории, и на уроках литературы). Между такими предметами, как история и литература, математика и физика, черчение и трудовое обучение, должны постоянно осуществляться межпредметные связи, должны поддерживаться повседневные контакты между учителями (взаимное посещение уроков, совместное перспективное планирование, выделение «сквозных тем» и т.д.). В последние годы отдельными учителями разрабатываются авторские интегративные программы по комплексному изучению определенных разделов учебных предметов.

Реализация принципа систематичности и последовательности предполагает преемственность в процессе обучения, т.е. логическую последовательность и связь между учебными предметами, изучаемыми на разных ступенях школьного обучения (в начальной, основной и средней), чтобы каждый раз вновь изучаемый материал базировался на усвоенном учащимися ранее.

Правила принципа систематичности и последовательности:

  1. Реализация преемственности и установление ассоциаций в процессе обучения с целью реализации данного принципа во многом зависит от планирования учебной работы (например, практические занятия необходимо проводить только после изучения теоретического материала, когда этот материал усвоен в комплексе; при изучении нового материала необходимо опираться на ранее усвоенные знания и т. д.).
  2. Учитель не имеет морального права переходить к изучению последующего учебного материала, если он не уверен, что усвоен предыдущий (даже, если учитель ограничен рамками программы, количеством часов на изучение той или иной темы).
  3. С целью реализации данного принципа необходимо осуществлять как бы «опережающее обучение». На каждом уроке при изучении любого учебного материала необходимо создавать «почву» для изучения последующего. Для начинающего учителя необходимо каждый раз готовиться не только к очередному уроку, а как бы одновременно к двум или даже нескольким.
  4. Принцип систематичности и последовательности требует постоянного повторения изученного материала. Однако повторение не должно сводиться только лишь к воспроизведению пройденного (традиционный репродуктивный характер обучения как раз и ориентирует на такое воспроизведение: повторение после учителя, пересказ о прочитанном в учебнике и т.д.). Необходимо, чтобы при повторении пройденного учащиеся рассматривали его с новых позиций, увязывали со своим личным опытом, с личными наблюдениями, со знаниями по другим учебным дисциплинам и т.п.

Большое значение для реализации принципа систематичности и последовательности имеет практическая деятельность учащихся, когда они могут применить теоретические знания в практической деятельности. Важность такой связи подчеркивается введением самостоятельного принципа: связи теории с практикой.