Париж город инженерии и архитектуры. Парижская архитектура ар-нуво: история любви и страсти. Здание Les Chardons

Архитектура Парижа - это история, застывшая в камне. Под христианскими соборами здесь скрываются руины языческих храмов, а за домами в неоклассическом стиле угадываются призраки раннего средневековья. Изучать этот город можно бесконечно - любая улочка уведет вас в глубину веков.

Когда Богу на небе скучно, он открывает окно и смотрит на парижские бульвары.

Генрих Гейне

Лютеция

Считается, что своим основанием Париж обязан кельтскому племени паразии, обосновавшемуся более 2000 лет назад на острове Сите. В 52 г. до нашей эры поселение захватила Римская империя, а к началу новой эры здесь уже возник город Лютеция, позже переименованный в Париж (по названию племени).

Римское владычество закончилось в конце V века. В 464 году территорией овладел король франков Хильдерик I. Его сын - Хлодвиг, решил перенести сюда свою столицу, и вскоре разросшийся город уже простирался по обоим берегам Сены.

Сегодня от времен Лютеции мало что осталось, разве что знаменитые арены - древнеримский амфитеатр на улице Монж, где когда-то лицедействовали актеры и сражались гладиаторы, да общественные бани - термы, ныне входящие в экспозицию музея Клюни.

«Это стиль Наполеона III!»

Облик современного города был задан в середине XIX века, когда по распоряжению выдающегося государственного деятеля и градостроителя барона Жоржа Османа, разрушались целые кварталы, а на их месте возникали новые широкие проспекты и выстраивались стройными линиями дома неоклассического стиля.

Пожалуй, самой выдающейся градостроительной заслугой Османа можно назвать прославленный оперный театр - Гранд Опера, или, как сейчас его называют французы - Опера Гарнье - по имени архитектора, Шарля Гарнье, выигравшего в 1861 конкурс на проект «Императорской Академии музыки и танца».

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что все дороги в Париже ведут к авеню Опера, где гордо возвышается резная шкатулка здания в стиле необарокко. С утра на его большой лестнице, отделанной великолепным белым мрамором, ожидают экскурсионные автобусы сонные туристы.

Компанию им составляют потрясающей красоты аллегорические статуи, а с высоты медного серо-зеленого купола за ними бесстрастно наблюдает мраморный бог, сотворенный Эме Милле. Творение Гарнье изобилует медальонами, бюстами, барельефами, колоннами и скульптурными группами. «Что это за стиль?» - капризно спросила архитектора императрица Евгения, больше благоговеющая к его сопернику Вьоле-ле-Дюку. «Это стиль Наполеона Третьего!», - не растерялся тот.

Внутри здание поражает роскошью. Зрительный зал самого большого оперного театра в мире на 1900 мест выполнен в форме подковы. Над его красно-золотым великолепием царит купол, расписанный Марком Шагалом. Воображение поражает также хрустальная люстра весом восемь тонн, подаренная французскому императору русской государыней Марией Федоровной.

Но, не смотря на свои огромные размеры, зал занимает только треть здания. В остальных 17-уровневых помещениях расположены современное сценическое оборудование для установки декораций, репетиционные залы и т. д. Туристам особенно нравится зеркальный салон - ротонда с хороводом вакханок и фавнов на потолке.

Кажется, что в зеркале вот-вот промелькнет один из призраков, которые, согласно местным легендам, населяют театр, тем более что в нижней части здания располагаются пещеры, куда не попадешь без разрешения директора театра, и где обитал несчастный герой романа Леру - тот самый призрак оперы...

7 интересных фактов об Эйфелевой башне

  1. Чтобы создать Эйфелеву башню, нужно было объединить в общей сложности 18 038 частей сварочного железа.
  2. За время строительства, несмотря на огромную высоту, разбился только один рабочий.
  3. Начиная со времени своего возведения с башни регулярно совершаются пряжки, а в 2010 году был поставлен мировой рекорд - Тай Крис совершил умопомрачительный прыжок на роликовых коньках прямо со второго этажа Эйфелевой башни.
  4. В 1912 году, один изобретатель придумал удивительное изобретение пальто-парашют, и решил опробовать его в деле. Для этого он поднялся на третью смотровую площадку башни, прыгнул вниз и погиб.
  5. Не смотря на достижения технического прогресса, Эйфелеву башню до сих пор красят при помощи обычных кистей. Удивительно, но факт - башня выкрашена сразу в 3 оттенка бронзы (от темного снизу, до светлого - наверху), но за счет перспективы, возникает иллюзия ее однотонности. Краску обновляют каждые 7 лет.
  6. Во время войны, прежде чем сдать Париж немецким оккупантам, французы сломали на Эйфелевой башне лифт. Это было сделано для того, чтобы захватчики не могли любоваться видом павшего города. Однако, врагов этот досадный факт не остановил, а Гитлер лично посчитал необходимым подняться на вершину башни пешком.
  7. Александр Густав Эйфель - тот самый человек, который в 1885 году создал внутреннюю структуру Статуи Свободы.

Ароматы Парижа

Неподалеку от Опера Гарнье на улочке Скриб располагается храм ароматов - знаменитый магазин и музей духов Фрагонар, построенный все в том же стиле Наполеона III. Здесь вы узнаете, какие духи любит Клаудия Шиффер, то, что во времена «Парфюмера» Зюскинда, оказывается, еще не умели делать настоящих стойких духов, увидите первые перегонные аппараты для производства парфюма и, конечно, получите возможность приобрести знаменитые ароматы в «фирменных» флакончиках, где они могут храниться 10 лет.

Но, конечно, Париж пахнет не только духами. Некоторые районы встретят вас «историческим» духом канализации - многие дома, как и 500 лет назад, не имеют канализационной системы и, кстати, центрального отопления. До сих пор парижане пользуются ночными горшками и топят камины.

Химеры и горгульи

Нотр-Дам - означает «богоматерь». Эта жемчужина готической архитектуры длиной 130 метров появилась 900 лет назад, а до того на ее месте стоял языческий галло-римский храм бога Юпитера, разрушенный и перестроенный в базилику Святого Стефана - первую христианскую церковь Парижа. Идея возведения Собора принадлежит епископу Морису де Сулину, а деньги на его строительство вносились всем миром - духовенством, королем, парижской знатью и мелкими буржуа.

Строить его начали прославленные средневековые архитекторы - Жан де Шель и Пьер де Монтрей. На протяжении 200 лет несколько поколений зодчих возводили это уникальное сооружение, сочетающее в себе воздушную раннюю готику с древним романским стилем Нормандии, и только в 1345 году оно приобрело законченный вид. Готическая легкость обманчива - крыша здания из 5 мм свинцовых плиток весит 210 тонн.

От большинства других соборов раннего средневековья Нотр-Дам отличают две совершенно уникальные одинаковые квадратные башни, каждая из которых возвышается над землей на 69 метров и имеет три этажа. На одной из них расположен самый большой колокол собора Эммануэль - его вес составляет 15 тонн. Драконовидные змеи - горгульи - служат для отвода потоков дождевой воды от крыш и стен.

Их часто путают со знаменитыми химерами, установленными у основания башен. В отличие от горгулий, эти гротескные существа с обезьяним телом и крыльями летучих мышей, не несут практического применения, их единственная задача - напоминать смертным о земных грехах и грядущей расплате.

Ворота дьявола

Легенды рассказывают о дьявольском участии в строительстве Нотр-Дам-де-Пари. Кузнецу Бискорне поручили выковать самые красивые фигурные ворота для парижского собора. Не в силах выполнить заказ, кузнец призвал на помощь дьявола.

Утром, когда служитель Нотр-Дама пришел посмотреть эскизы будущих ворот, он застал кузнеца без чувств, а перед ним сиял шедевр с ажурными узорами невиданной красоты. Ворота установили, врезали замки, но тут оказалось, что их невозможно открыть!

Замки поддались только после окропления святой водой. Парижский историк Анри Соваль, исследовавший в 1724 году происхождение узоров на воротах, которые не похожи ни на кованные, ни на литые, сказал: «Бискорне унес эту тайну с собой, так и не раскрыв ее, то ли опасаясь, что секрет изготовления будет украден, то ли боясь разоблачения, ведь никто не видел, как он ковал ворота Нотр-Дам-де-Пари».

Лувр и пирамида

Лувр воплотил в себе всю антологию французской архитектуры. Он возведен на месте замка. Архитектор Пьер Леско построил дворец в духе ренессанса, позже расширенный его приемниками - Лемерсье, Лево, Перро - последнему принадлежит красивейший восточный фасад с колоннадой в духе классицизма.

Здание достраивалось вплоть по 50-е годы 19 века, когда Луи Висконти и Эктор-Мартин Лефюэль пристроили к нему так называемый Новый Лувр (впоследствии картинная галерея). В 1791 декретом революционного Конвента Лувр был превращен в национальный художественный музей. Сегодня здесь можно увидеть знаменитую Джоконду, спрятанную от вандалов под стеклом и огороженную ленточками, а также противоречивое олицетворение античной красоты - Венеру Милосскую.

Туристы попадают в музей через стеклянную пирамиду в стиле модерн - выдающееся творение американского архитектора китайского происхождения Йо Минг Пея, поставившего своей задачей соединить небо и землю. Прототипом этого сооружения из стеклянных пластин толщиной 21 миллиметр, высотой 21,65 метра и общим весом 180 тонн послужило не что иное, как пирамида Хеопса.

Только на Монпарнасе

Администрация Парижа всегда была против точечной застройки и высотных зданий. Выбиться из общего ландшафта удалось, пожалуй, только башне Монпарнас, считающейся одной из лучших обзорных площадок города благодаря своей исключительной высоте - 210 метров. Только она предоставит вам возможность увидеть с высоты птичьего полета «железную даму» - Эйфелеву башню.

Архитекторы этого грандиозного проекта - Бодуэн, Дюбюиссон, де Ойм и Арреч. Овальная сигара здания с огромными окнами дымчато-серого цвета имеет 59 этажей, площадью порядка двух тысяч квадратных метров каждый. Представители делового мира разместили здесь свои офисы.

Библиотека Доминика Перро

Настоящий шедевр современной архитектуры, в свое время вызвавший шквал критики из-за модернистских тенденций - Национальная библиотека Франции, которая носит имя бывшего президента страны Франсуа Миттерана, открытая в 1996 году. Ее здание состоит из четырех башен-корпусов, удивительно напоминающих открытые книги и обрамляющих парк площадью в 12 тысяч квадратных метров.

Каждая из четырех башен имеет свое название - башня Времени, башня Законов, башня Чисел и башня Букв и Писем. Здесь хранится 30 миллионов книг и исторических документов. Автор этого удивительного комплекса - один из самых выдающихся современных архитекторов - Доминик Перро.

«Не что иное, как профанация»

«Мы протестуем против этой колонны, обитой листовым железом на болтах, против этой нелепой и вызывающей головокружение фабричной трубы, устанавливаемой во славу вандализма промышленных предприятий. Сооружение в самом центре Парижа этой бесполезной и чудовищной постройки есть не что иное, как профанация...»

Против чего же так протестовали Мопассан, Верлен, Леконт де Лиль и еще около 300 деятелей культуры? Конечно, их возмутила Эйфелева башня, построенная к парижской Всемирной выставке 1889 года.

Это грандиозное сооружение было смонтировано 250 рабочими в очень короткий по тем временам срок - 2 года, 2 месяца и 5 дней. Строительство башни обошлось в 7,8 миллионов франков, причем значительную часть этой суммы внес сам архитектор - Густав Эйфель. 31 марта 1889 состоялось торжественное открытие «бесполезной и чудовищной постройки».

В наши дни башню посетило более 250 миллионов человек. Сегодня на ней размещаются два всемирно известных ресторана - «Altitude 95» и «Jules Verne», а также несколько кафе. Кроме того, с Эйфелевой башни ведется трансляция целого ряда телеканалов.

Галерея Лафайет - известный универмаг в Париже, основанный в конце девятнадцатого века. Каждый год миллионы покупателей посещают главный магазин страны на бульваре Османн - десятиэтажное здание, увенчанное великолепным стеклянно-железным куполом. В декабре 1893 года двоюродные братья Теофил Бадер и Альфонс Кан открыли галантерейный магазин, который назывался «Aux Galeries Lafayette».

Большинство туристов считают Мост Александра III самым красивым мостом в Париже. Без сомнения, это самый роскошный мост города. Построенный с эспланадой Дома Инвалидов мост соединяет Большой и Малый дворцы на правом берегу с Домом Инвалидов на левом берегу.

Малоизвестный факт - на вершине Эйфелевой Башни находится маленькая секретная комната, которую проектировщик Гюстав Эйфель построил лично для себя. Даже при большом желании у вас не получится остановиться в ней на ночь, несмотря на наличие всех необходимых удобств.

Вандоме - престижная площадь в Первом Квартале Парижа. Вандомская площадь была построена в 1702 году в честь побед армии Короля Солнца Луи XIV. Архитектор Жюль Ардуэн Мансар, также работавший над Версальским дворцом, изначально выкупил землю под площадь в надежде заработать на последующей продаже недвижимости.

Великолепный Малый Дворец Парижа (Пти-Пале) расположен рядом с Большим Дворцом, размещая богатейшую коллекцию шедевров искусства со времен античности до 20го столетия. Открытый в 2005 году после 4 лет реконструкции, Малый Дворец был построен к Всемирной выставке 1900 года. Изначально Малый Дворец планировался, как временная структура для проведения большой выставки шедевров французского искусства, но столь понравился парижанам, стал постоянной достопримечательностью Парижа.

Большой Дворец Парижа был построен к Всемирной выставке 1900 года. Здание сразу же прославилось благодаря своей огромной стеклянной крыше. Сейчас в этом здании располагается научный музей. В 1900 году Париж торжественно принимал Всемирную Выставку. Из-за высокой важности события город запланировал большое строительство, включая возведение моста Александра III, Большой Дворец и схожий с ним Малый Дворец.

Пантеон в Париже - впечатляющее сооружение 19го столетия, изначально спроектированное в качестве церкви, но затем трансформированное в Храм. Памятник расположен на вершине Монтань Сент-Женевьев, неподалеку от Университета Сорбонны и Люксембургского Сада. Здание Пантеона выходит на Латинский Квартал Парижа. В далеком 507 году это место было выбрано первым королем франков Хлодвигом для строительства базилики, которая должна была служить гробницей для него и его жены Клотильды. В 512 году здесь была похоронена Святая Женевьева, покровительница Парижа.

Поражает своим богатством, разнообразием и красотой. В Париже вы найдете здания, построенные в различные эпохи и в различных архитектурных стилях.

От построек, оставшихся с древних римских времен до современных небоскребов квартала Дефанс – это все Париж.

Большинство сооружений, сохранивших средневековую архитектуру Парижа, носят религиозный характер. Это, отчасти, вопрос долговечности: ранние светские здания были построены с использованием горючих материалов — дерева и соломы, а культовые сооружения были построены из камня и простояли века.

Во Франции, как и в большинстве стран Европы, церкви эволюционировали через ряд стилей, начиная с романского. Одним из его признаков является традиционно широкий центральный проход или неф, как правило, окруженный узкими проходами с каждой стороны.

Если вы посетите церковь Сен-Жермен-де-Пре на одноименном бульваре, то увидите одну из немногих сохранившихся в Париже церквей романской формы. Ее строительство восходит к 10-го веку, но эта церковь до сих пор является действующей.

У входа в собор Нотр-Дам

Безусловно, первым из великих готических был и остается великолепный Нотр-Дам де Пари, начало строительства которого относится к 12 веку.

Восшествие на французский престол короля Франциска I принесло огромную пользу искусству и архитектуре Парижа. Будучи большим любителем искусства, он окружил себя лучшими творческими умами того времени.

Он пригласил Леонардо да Винчи в Париж и нанял итальянских архитекторов для ремонта Лувра. Именно с этим королем связывается появление стиля Ренессанс в Париже.

Вы все слышали слово барокко, а в Париже легко увидеть, что этот стиль представляет собой на самом деле. Хотя барокко впервые появился в Италии в 1590 году, но достигло своего апогея во Франции 50 лет спустя в годы правления всемогущего Людовика XIV.

Стиль неоклассицизма, вошедший в моду в конце 18 века, оставил нам в наследие удивительные коллекции дорических, ионических и коринфских столпов на различных парижских зданиях.

Барон Осман в 19 веке оказался одним из самых успешных градостроителей Парижа. Его жилые дома определяют парижские стандарт, его канализация до сих пор работает, а его реорганизация городских бульваров позволила Парижу с его автомобильным трафиком вползти в 21 век.

Стили модерн и арт-нуво также широко представлены в парижской архитектуре.

А вот 70-е годы часто рассматривается как катастрофа для французской архитектуры. Это не совсем справедливо, хотя некоторые действительно ужасные ошибки были сделаны, в частности, уничтожение Les Halles в центре Парижа.

Вырос на площади, изменив своим ярким цветом и необычной концепцией ход развития европейской архитектуры. Это помогло сделать карьеру многим молодым архитекторам, которые пошли на создание фантастических зданий по всему миру.

Хотя здание центра Помпиду внешне радикально отличается от соседних своим футуристическим стилем, его высота не намного выше окружающего городского ландшафта.

Париж остается в значительной степени 7-8 этажным. Для того чтобы высокие здания не разрушали привычный парижский горизонт, был введен своего рода архитектурный мораторий в этот период.

Малоэтажный Париж остался нетронутым, а небоскребы были отправлены в La Defense, современный многоэтажный пригород сразу за Триумфальной аркой.

Можно еще долго-долго говорить об архитектуре Парижа, но для меня лично этот город в первую очередь ассоциируется с серыми семиэтажными домами, французскими балконами, причудливыми чугунными оградами, мансардами и крошечными французскими внутренними двориками, когда соседские окна порой находятся на расстоянии вытянутой руки.

Раскинувшийся по обе стороны реки Сены Париж привлекает романтиков со всего мира своей элегантной красотой и магической аурой. Этот город невозможно сравнить ни с каким другим городом мира, так как он уникален и неповторим, полон грандиозных памятников истории и лучших в мире музеев. Нет на Земле такого человека, который не узнал бы легендарные достопримечательности Парижа, среди которых Эйфелева Башня, Елисейские Поля и собор Нотр-Дам. Очарование Парижа также проявляется в мелких деталях — мощеных улочках, оригинальной подстриженных деревьях, французских садах и парках, мини-пекарнях, чайных салонах, и галереях искусств. Весь город представляет из себя сплошной музей под открытым небом, где каждое здание можно назвать предметом искусства.

Парижская мода достойна обложек лучших журналов мира. Здесь есть все, от стильных бутиков до изысканной кухни — столица Франции ассоциируется у многих с лучшими вещами в мире. Город возвеличивает свое историческое наследие, трепетно оберегая исторические памятники и пополняя лучшие коллекции мировых шедевров искусства. Посетите Лувр с его Мона Лизой и шедеврами Моне, восхититесь средневековым Латинским Кварталом и легендарной богемной атмосферой Монмартра. Каждый уголок Парижа скрывает в себе какой-нибудь исторический факт, делая этот город действительно необычайным.

С момента первого упоминания Юлием Цезарем деревни галльского племени паризиев на прошло больше 2000 лет. Все это время город непрерывно рос и менялся, так что сегодня столица Франции может служить гигантским учебным пособием по курсу европейской архитектуры. Между Нотр-Дам-де-Пари и районом Дефанс лежат не километры, а столетия.

От древнеримских времен здесь осталось очень мало памятников архитектуры. Впрочем, возможно их и много, но ведь никто не рискнет делать раскопки под Нотр-Дам в надежде найти развалины храма Юпитера? Обнаружены только арена Лютеции, на месте которой разбит муниципальный сквер Капитан, и термы, сегодня входящие в экспозицию музея Клюни.
Ныне старейшим зданием города считается церковь Сен-Жермен-де-Пре, хотя это и не совсем правда. От могучего когда-то аббатства, выстроенного в 6 веке нашей эры, уцелело одно здание, к тому же много раз отреставрированное. Но все признаки романского стиля сохранились. Это мощные контрфорсы, глухие стены, массивная кладка.

Шедевр готической архитектуры Парижа – собор Нотр-Дам известен всему миру. До появления Эйфелевой башни, он был единственным символом Парижа. Эмоциональная аура собора так велика, что он уже много веков служит источником невероятных легенд и литературных сюжетов.

Эпоха Ренессанса – это площади Вогезов и Дофина, Новый мост и, разумеется, Лувр. Павильон Леско признан шедевром европейского Возрождения, Восточная колоннада Лувра – это уже стиль барокко во всей красе. Трудно представить себе, что этот великолепный дворец изначально был выстроен, как крепость для защиты города от возможного английского десанта.

Классицизм ярче всего воплощен в здании Пантеона. Его купол послужил образцом для множества построек во всем мире. Только в Париже – это место почетного захоронения выдающихся людей Франции, а копии обычно сооружаются для обитания в них органов власти. Например, известный всем вашингтонский Капитолий.

Ярчайший пример наполеоновского стиля ампир – это Триумфальная арка, которая должна была навечно возвеличить военную славу Бонапарта. На самом деле, внутри арки скрывается целый музей истории французской армии.

Дальнейший рассказ об архитектуре Парижа невозможен без упоминания имени барона Османа, благодаря которому, собственно говоря, мы и видим современный великолепный город. Архитектура – это ведь не только здания, но и сама планировка города. До Второй Империи хаотичная застройка превращала Париж в гигантское скопище трущоб с вкрапленными в них дворцами. Осман прорубил Большие Бульвары, при нем была построена , еще один источник невероятных легенд.

Всего 120 лет исполняется Эйфелевой башне, символу технического прогресса, возведенной в качестве временного входа на Парижскую индустриальную выставку. Никто не предполагал, что эта эпатажная постройка станет символом не только Парижа, но и всей Франции в целом.
Традиции Эйфеля продолжают молодые архитекторы. Свидетельство этому – стеклянная пирамида во дворе Лувра и великолепный район Дефанс. Вызывавшая множество споров башня Монпарнас, единственное, пожалуй, здание стиля модерн в исторической части города, постепенно тоже стало привычной частью парижского силуэта.

Если архитектура – действительно застывшая музыка, то Париж, несомненно, огромный джазовый ансамбль, соединяющий свободную импровизацию отдельных исполнителей в цельную композицию по глубоко спрятанным законам гармонии.