Народы россии - долганы. Долганское жилище, утварь

Наиболее оригинальное жилище долган - балок, заимствованный у русских старожилов Севера. Он представляет собой каркасный домик из реек, установленный на полозья.

У нарт жилого балка от шести до восьми копыльев, верхние концы которых вставлены в отверстия досок настила вровень с ним, на расстоянии 15-25 см от края. Основы стен стараются делать пазовыми, слегка подвижными, лишь иногда пользуясь гвоздями. Иначе при движении по неровной поверхности тундры каркас перекосится и сломается.

В легком большом балке без нар обычно десять основных вертикальных стоен толщиной 4-6 см. Четыре из них вертикально вставляют в пазы настила по углам, по две -на равном расстоянии от углов -в продольные стороны. Их верхние концы соединяются двумя перекладинами по продольным сторонам и четырьмя поперечными верхними потолочными дугами. Две вертикальные стойни укрепляют торцовые стены. Дополнительными стойками и перекладинами формируют стены, оконные и дверной проемы, потолок. В любом каркасе углы укрепляют косыми упорами, часто на гвоздях. При перекосах они сдерживают рейки, позволяя оставаться им слегка подвижными. Застекленные оконные рамы плотно вставляют в проемы и закрепляют кожаными петлями. При движении балка их освобождают, чтоб стекло не сломалось.

Когда строительство основы закончено, каркас обтягивают ситцем, сатином или другой, предпочтительно хлопчатобумажной материей (лицевой стороной внутрь). Поверх ткани сначала надевают чехол, сшитый из выделанных шкур зимнего оленя мехом наружу, а затем чехол из светлой полотняной ткани. Покрытие прибивают снаружи тонкой планкой к ребрам досок так, чтобы край на 5-10 см был ниже пола, оставаясь свободным.

Снаружи на месте двери и окон чехол надрезают. Дверной лоскут укрепляют дополнительными планками, а оконный поднимают вверх и подпирают снаружи шестом.

В балке все тщательно продумано. В правом углу от двери - кучигар, это ящик для дров, обшитый с внутренней стороны жестью. Рядом, на подставках, небольшая железная печь. Ее труба через муфту в потолке выведена наружу и на полметра возвышается над крышей. Тут же отдушина, отсюда выходит горячий воздух. Ее затыкают мешочком с оленьей шерстью. За печкой и возле нее, на полочках, кухонные принадлежности. Здесь же подвешен умывальник, у окна - стол и сиденья.

Напротив кухонной половины спальный отсек, тут же люлька ребенка. Но в большом балке спальные места могут располагаться и со стороны печки. Спят как на перинах, так и на толстых оленьих шкурах. Днем постель скатывают к стенке или совсем выносят из балка на воздух, оставляя лишь шкуры для сиденья.

Тлеющий в печи брусок каменного угля помогает сохранить тепло на всю ночь. Над печкой сооружают перекладины - здесь быстро сушится одежда.

Оленеводы быстро поняли преимущества балка. Здесь не просто тепло и уютно, жилье еще и мобильно, компактно, его не надо, как чум, разбирать и вновь собирать, кочуя со стадом. Уже в начале прошлого века коренное население Таймыра приспособило балок к условиям своей жизни. Но теперь увеличились его размеры, изменилась конструкций крепления к нартам.

Жилые балки заказывали и русским мастерам. Понятно, это было дорого, позволить себе такое могли только семьи богатых долган-оленеводов.

Сегодня балок - основное зимнее жилище оленеводов тундры и лесотундры Таймыра. Он постепенно входит в быт оленеводов и далеко за пределами Таймыра. Появляются передвижные балки, разнообразные по внешнему виду и размерам, конструкции и назначению.

Охотничьи - их перевозят на оленях, собаках, а подчас с помощью мотонарт. В охотничий балок промысловик впрягал одного ручного оленя и уходил, скажем, на неделю в тайгу проверять ловушки.

Встречаются балки длиной до 9, шириной более 2,5, а высотой до 2 метров. Оленеводы делают их сами или заказывают признанным мастерам.

Маленькие балочки приспособили для хранения и перевозни одежды, утвари. Тяжелые - заменили стационарное жилье для промысловиков.

Чтобы защитить вход в балок от снежных заносов, иногда делают дополнительные каркасные сени, крытые брезентом. Особенно удобны передвижные приставки-сени - гуле.

При перекочевках часть вещей из него выносят и размещают на нартах, а 4-10 оленей свободно перевозят его на новое место. Летом, когда семья перебирается в чум, меховые чехлы из балка превращаются в покрытие стационарного жилища. Печку тоже переносят в чум, соответственно нарастив трубу. Расчехленный балок оставляют на последнем зимнем стойбище (зимнике) вместе с нартами, на которые складывают зимнюю одежду.

Долгой полярной ночью балок освещает керосиновая лампа. Хозяйственными постройками служили амбарчики или лабазы, которые устанавливались на высоких столбах.

Долганы. Общие сведения

Долганы называют себя дулгаан. Это самоназвание одной из родо­вых групп в XIX в. распространилось на всех долганов. Многие дол­ганы, однако, еще недавно называли себя по имени той группы, к которой принадлежали: Эджен, Дон-Карынтуо. Таким образом, раньше у них не было общего самоназвания. В районе Норильска некоторые долганы называют себя также тыа кисите (по-якутски «лесной человек») или тезе (по-эвенкийски «племя», «народ»). Иногда долганы называли себя тунгусами, но отличали себя от местных эвенков Таймырского и Эвен­кийского национальных округов. Они не считают себя якутами и этно­графически отличаются от последних.

Численность долганов составляла в 1897 г. 1224 человека, а в 1926- 1927 гг. 1445 человек. С начала XX в. к долганам причисляли себя обычно помимо «настоящих» долганов и другие различные оякутившиеся группы (так называемые затундренпые крестьяне, местные эвенки), а также и часть якутов, живущих в том же районе. Фактически долганами можно считать почти все коренное население Авамского и Хатангского районов, за исключением нганасанов, а также эвенков, живущих к югу от р. Хеты и в ее истоках, и все коренное население Норильско-Пясшгского сельского совета Дудинского района Таймырского национального округа. Неболь­шие группы долганов живут также на Енисее в Дудинском и Усть-Еписей- ском районах.

До революции долганы образовывали следующие административные «роды», возглавлявшиеся родовыми старостами, или «князьцами»: дол- гано-еписейский (собственно Долган), долгано-тунгусский (Доигот), жи- ганско-тунгусский (Эджен) и боганидско-тунгусский (Карынтуо). Якуты, слившиеся с долганами, образовывали Нижне-затундрипское «родовое» управление, частью входили в наслеги Бету (Чорду) и др.

Язык долганов является диалектом якутского языка, отличающимся наличием эвенкийских слов. Степень близости долганского диалекта к якутскому языку уменьшается по направлению с востока иа запад.

По данным русских источников, в XVII в. территория расселения современных долганов была занята предками нганасанов. Упомянутые выше группы, составившие в дальнейшем ядро долганского народа, жили тогда в сравнительно далеких от Таймыра районах: группа Долган занимала районы устьев Вилюя и Муны на Лене; группа Эджен (Азян) жила в низовьях, а Донгот - в верховьях Оленека. На Оленеке, вероятно, обитали и предки Карынтуо.

Роды с названиями Долган, Эдян (Эджен) были широко распростра­нены среди эвенов и эвенков. Так, долганские роды известны в районах Анадыря, Гижиги, на Камчатке, Охотском побережье; эдженские роды - в бассейне Алдана, в районе Аяна па Охотском побережье и т. д.

В течение XVIII в. предки современных долганов переселились на се­веро-запад: группы Долган - на рр. Попигай и Хатангу, Донгот и Эд­жен - в район Норильских озер, Карынтуо - в бассейн р. Боганиды. Оставшиеся на Лене долганы вошли в местные якутские наслеги в каче­стве отдельных родов.

В конце XVII в. в бассейне Хатанги на р. Хете появляются пер­вые якуты-переселенцы, приток которых все более усиливался. Из этих якутов в XVIII в. образовалась Нижне-затундринская якутская волость.

Еще раньше якутов, с первой половины XVII в., поселились по рр. Пя- сине, Дудыпте, Боганиде, Хете, Хатанге русские промышленные люди, положившие начало старожилому русскому населению этих мест, став­шему известным в дальнейшем под названием затундренных крестьян. Они занимались главным образом рыболовством, в меньшей степени охо­той. От них, в частности, долганы и нганасаны научились сооружать ловушки-пасти на песца. В жилище и быте долганов уже издавна, после переселения их на Таймыр, сказывалось влияние их русских со­седей.

В течение XVIII и XIX вв. усиленно протекал процесс взаимного сближения культуры и быта этих разных групп населения рассматрива­емой территории. Господствующим становился якутский язык, осваи­ваемый не только тунгусскими по происхождению группами, но и боль­шей частью затундренных крестьян. Взаимные браки все более стирали прежние различия между эвенками, якутами и русскими.

Система царского административного управления ничем не отличалась здесь от существовавшей в остальных районах северной Сибири. Дол­ганы, якуты, эвенки как «инородцы» платили ясак, образовывали «роды», возглавлявшиеся князьцами, между тем как затундренные крестьяне были обложены подушной податью, составляли «общество» и возглав­лялись старостой. Отдаленное иа многие сотни километров от ближай­ших центров, местное население находилось в экономической зависимости от купцов, сосредоточивших в своих руках все снабжение района, ску­павших пушнину и жестоко эксплуатировавших население.

Основными занятиями долганов были в прошлом оленеводство и охота, а в отдельных районах рыбо­ловство. Еще недавно долганы вели кочевой образ жизни. При этом их кочевки в основном сводились к двум типам. В районе Норильских озер и в бассейне р. Попигай долганы сохраняли более архаический порядок кочевок, не выходя в общем из полосы лесотундры, зимой дер­жась лесистых долин рек, а на лето откочевывая в безлесные гольцы. Зимние стойбища других групп долганов были вытянуты в полосе лесо­тундры от оз. Пясипа до низовьев р. Попигай. Это были типичные жители «края леса». Зиму они проводили в лесотундре, немного отступая к югу от северной границы древесной растительности, лето - в тундре, несколько севернее этой границы. Переход с зимних на летние стоянки и обратно происходил весной и осенью.

Зимой семьи (хозяйства) норильских и попигайских долганов жили обособленно друг от друга, часто по-одиночке. Остальные долганы, ко­чевавшие вдоль северной границы леса, образовывали цепь «станков» (станций) зимнего тракта Норильск-Попигай и стояли группами в 5-10 хозяйств, причем часть этих станков представляла даже группы постоян­ных жилищ - изб. Но так как олени требуют частой смены пастбищ, то стойбища отдельных семей и целые станки, а также и пастухи оленей долганов, живших на станках в избах, должны были менять свое место­пребывание несколько раз в течение зимы.

С наступлением весны, после того как снимались станки, долганы образовывали кочевые группы. Эти кочевые группы являлись объедине­ниями по территориально-соседскому признаку хозяйств, связанных общими экономическими интересами. При таких объединениях сокраща­лось количество необходимых для выпаса оленей пастухов, так как при­смотр за одним большим стадом требует меньше людей, чем за несколь­кими малочисленными. Весной, при появлении трав, и летом, в период появления комаров и гнуса, долганы охраняли свои стада круглые сутки, выделяя караульных от каждого хозяйства по очереди. Кочевые группы долганов размежевывали свои кочевья по озерам, рекам и горам. Осенью, с исчезновением гнуса, каждая летняя кочевая группа вновь распада­лась на отдельные семьи, которые кочевали около своих песцовых пастей, исправляя их к зиме, или охотились в одиночку па диких оленей, пока не приходила пора становиться на станки.

Оленеводство долганов сочетало в себе традиции тунгусского верхового оленеводства с приемами и техникой, заимствованными у оленеводов само­дийской группы. Так, долганы употребляли оленей под седло и вьюк (летом) и вместе с тем широко применяли упряжку оленей в нарты (зимой). Но еще в первой половине XIX в. долганы в некоторых районах ездили на оле­нях только верхом. Типы нарт в основном сходны с ненецкими и нганасан­скими, но имеются и нарты якутского типа - с низкими прямо поставлен­ными копыльями. Способ упряжки отличен от ненецкого; передовой олень запрягается и управляется вожжой справа, тогда как у ненцев, энцев и нганасанов передовой олень запрягается и управляется вожжей слева (в этой связи можно отметить, что эвенки и долганы и при верховой езде садятся на оленя справа и управляют вожжой справа же). Сохра­няется у долганов характерное для эвенков доение оленей; употре­бляется пастушеская собака, как у ненцев и нганасанов. Седлай спо­соб ездить верхом у долганов - тунгусского типа.

Долганы охотились на песцов, диких северных оленей и птиц - гусей, уток, куропаток. Еще недавно широко применялись на охоте луки, которые долганы получали от кетов через посредство русских, а также от якутов и южных эвенков. Имели долганы и самострелы для охоты на диких оленей, которые ставили в засеках, расположенных к востоку от Хатанги. По преданиям, в далеком прошлом долганы охо­тились на диких оленей пращами и метательными стрелами.

Большое значение в хозяйстве долганов имели и осенние коллектив­ные поколки диких оленей при переправах их через реки и различные способы охоты с ружьем, сменившим старый лук. Осенью, во время гона диких оленей, промышляли их с помощью специально дрессированных домашних оленей-маныциков. Зимой охотились на диких оленей с ружьем и луком почти исключительно гоном: запрягали в легкие нарты четырех сильных оленей и гонялись часами за выслеженным стадом. Дру­гая форма зимней охоты с ружьем была связана с маскировкой: охотники подкрадывались к стаду под прикрытием щитка, поставленного на по­лозья. Зимой охотники надевали белые сокуй с нагрудниками из шкуры белой собаки, что давало возможность бесшумно подползти по снегу к оленю, летом - защитную, серую малицу под цвет каменной тундры. Летом и осенью, до первого снега, выслеживали диких оленей с помощью охотничьей собаки. Долганы употребляли отравленные пули (в прошлом, вероятно, и стрелы). Ядом служил прогорклый жир дикого оленя. У дол­ганов, живущих в лесотундре, встречались широкие лыжи тунгусского типа. В тундре ими не пользовались из-за заструг.

Добыча дикого оленя имела значение лишь как источник получения мяса и шкур для собственного полунатурального хозяйства.

Для охоты на гусей ставили капканы или петли на гнездах, а также загоняли линных гусей в заранее расставленные сети или травили их собаками и избивали палками. На уток охотились со специальными се­тями, протянутыми над озерами. Также с сетями, но исключительно зи­мой, охотились на куропаток. Иногда для приманки привязывали у сети живую самку куропатки.

Довольно большое хозяйственное значение имел промысел песца, дававший главную товарную продукцию. Промышляли песца в основном ловушками-пастями. Песец, хватая наживу, вытягивал наживную па­лочку и ронял на себя бревно гнетка. Пасти были заимствованы от рус­ских, до этого^на песцов настораживали самострелы на кольях, забитых в землю.

Из орудий рыболовства наиболее распространены были и летом и зимой при подледном лове пущальни - ставные сети длиной от 6 до 30 м. Пущальни делали из ниток или конского волоса, привозимого из Якутии. В Норильском районе пущальнями неводили осенью в горных речках. Тягловой силой служил при этом верховой олень, к седлу кото­рого привязывали веревки от пущальни. Неводы употреблялись очень ограниченно. Были распространены также переметы на стерлядь, палима, щуку, хариуса и кунжу, с крючками, раньше изготовлявшимися из со­гнутых 10-сантиметровых гвоздей. Налимов ловили также специальными костяными спицами, заменявшими крючки.

Водные средства передвижения, связанные главным образом с рыбо­ловством, состояли из веток-однодеревок, которые привозились купцами с Енисея или покупались у якутов. Лодок было мало - ими пользовались лишь на рр. Пясине и Хатанге.

Долганы питались главным образом мясом и рыбой. Мясо и рыбу варили и вялили; рыбу ели и сырую мороженую (строганину) и талую. Рыбу хранили также в ямах, где она прокисала. Убитых гусей хранили, закапывая в землю. Ели также некоторые корни, которые выкапывали оленьими посохами или особыми деревянными копалками.

Старым кочевым жилищем долганов был конический чум тунгус­ского типа, покрытый тонкими покрышками из ровдуги (летом) и оленьих шкур (зимой). Встарину на зиму долганы устраивали, как и эвенки, голомо и балаганы якутского типа, но без окон, нар и чувала.

С приходом русских голомо и балаганы постепенно были вытеснены нартяными чумами, или балками. Нартяные чумы представляют собой домики на полозьях. Каркас, собранный из деревянных реек, обтяги­вается ярким пестрым ситцем, сверху для тепла его обтягивают по­крышкой из оленьих шкур, и для предохранения от сырости - чехлом из парусины. В нартяпом чуме два застекленных окна, железная печь, нары, стол, иногда и стулья. В то время как установка шестового чума требовала во время зимних холодов много труда, нартяной чум прямо подвозят к месту стоянки. Нартяные чумы были заимствованы в прошлом столетии от русских купцов, которые ездили в них по тундре.

Из хозяйственных построек можно отметить амбарчики и лабазы на высоких столбах для хранения зимней одежды и утвари.

Известно более десятка разновидностей долганской национальной одежды, имевших особые названия, но отличавшихся друг от друга очень незначительными деталями. Характерная особенность и мужской и жен­ской одежды - несколько удлиненный сзади подол. Сами долганы объяс­няли это тем, что, садясь в чуме на холодную землю, они подстилают под себя длинный подол.

Уже до революции домашняя одежда мужчин и женщин шилась из покупных тканей. Мужчины носили рубашки и штаны русского покроя, женщины - платья, поверх которых надевали закрытые фартуки. Муж­ские рубашки, так же как и женские фартуки, были почти всегда с боко­выми карманами и украшены узкими кантами из цветной материи и мно­гочисленными пуговицами. Нижнего белья долганы не носили.

Мужчины и женщины носили и летом и зимой суконные кафтаны - сонтап. Зимой под них надевали песцовые или заячьи шубы. Вместо сукон­ных кафтанов зимой иногда носили оленьи распашные дохи (парки) и глухую меховую одежду с капюшоном, шитую шерстью вверх - сокуй. При поездках поверх суконного кафтана или оленьей парки мужчины надевали сокуй. В дождливую погоду летом надевали суконные сокуй. Женщины зимой носили сон - длинные песцовые или заячьи шубы, поверх которых надевали сонтап (суконные кафтаны) или сангьгйак (оленьи шубы). Муж­чины и женщины подпоясывались вышитыми бисером поясами. Мукал- каан - расшитый бисером мужской кафтан (парка), был близок к эвен­скому кафтану. Были сходны с эвенскими и старинные мужские и жен­ские долганские передники. Мужские и женские шапки (бэргэсе) имели форму капора. Верх кроился из лисьих камусов или из сукна. Сукно расшивалось бисером или отделывалось узкими цветными полосками ткани. Зимняя обувь из оленьих камусов двух видов, до колен и выше, соответствовала эвенкийским унтам; она часто расшивалась бисером.

Летняя обувь шилась из ровдуги. В середине подошвы летней обуви протыкалось отверстие для стока попадающей во время ходьбы воды.

Родовая организация у долганов распалась уже в XIX в.

Развитие торговли, проник­новение более совершенной техники в основное производство долганов - охотничий промы привели к накоплению пушнины у отдельных лиц. Пушнина давно стала товаром. Товарное значение пушнины отразилось на отношениях дол­ганов в области распределения. Продукция охотына дикого оленя или рыбо­ловства подлежала разделу между родственниками и соседями, а пушнина (шкурки песца, горностая, соболя) считалась безусловной собственностью охотника и разделу не подлежала. Важнейшим фактором социальной диффе­ренциации у долганов было сосредоточение основной части оленьих стад, в целом не особенно многочисленных, в руках небольшой группы богатых хозяйств. На этой базе возникали различные формы эксплуатации: одал­живание оленей беднякам, которое ставило их в зависимость от много- оленных хозяев; наем пастухов, большей частью сирот или бедных родственников, и др. Кочевые группы часто стали складываться путем объединения малооленных хозяйств вокруг крупного оленевода, который использовал труд своих соседей для выпаса и охраны своего табуна о второй половине XIX в. среди долганов появилась и мелкая агентура русского, а также и якутского купечества, эксплуатировавшего своих сородичей.

Тем не менее в производстве и распределении долганов сохранялись многочисленные пережитки первобытно-общинных отношений. Сюда отно­сились отмеченные выше коллективные формы промысла дикого оленя (засеки, поколки), совместная добыча птиц, рыбы и т. д. Хотя средства производства охоты и рыболовства давно стали индивидуальной собствен­ностью, продукция их считалась коллективной собственностью, особенно летом, при совместном кочевании нескольких хозяйств. Охот- ПШ Ч убив дикого оленя, обязан был отдать шкуру и мясо семьям своей кочевой группы, оставляя у себя голову и шею. При коллективной ловле гусей сетями или при поколке диких оленей для дележа выбира­лось особое лицо, и все добытое делилось по семьям, соответственно числу членов.

Место летней охоты и рыбного промысла отдельных кочевых групп определялось весной, до появления комаров. Главы групп сговаривались, в каких местах будут охотиться их люди. При таком порядке каждая группа ежегодно занималась промыслом на новых местах. Иные формы имело владение ловушками на песцов (пастями). Пасти были частной собственностью. При сооружении новых пастей «позади» (т. е. южнее) старых никакого разрешения не требовалось, но если они устраива­лись «впереди» старых, т. е. к северу от них, откуда идет песец, обя­зательно нужно было разрешение владельца старых пастей, так как при набеге песцов они попадались главным образом в новые пасти. Промыш­лять других животных в местах расположения пастей не запрещалось.

Система родства у долганов была классификационная, терминология родства - якутская. Семья была патриархального типа, но молодежь пользовалась до вступления в брак большой свободой.

Хотя долганы и считались христианами и соблюдали внешнюю обря­довую сторону православия, они сохраняли и старые анимистические воззрения. Божества и духи, по представлению долганов, делились, как и у якутов, на три категории: иччи - бестелесные невидимые существа, которые, поселяясь в любой объект, делают его живым; айыы- духи, доброжелательные к людям; абаасы - духи, недоброжелательные к людям, причиняющие им различные болезни и несчастья, и обитающие на земле и в подземном мире. Человек болел и умирал якобы от того, что абаасы похищали душу человека и уносили ее в подземный мир и потом, поселяясь в человеке, ели его. Защитниками людей от злых духов и посредниками между людьми и духами являлись у долганов ойуп - шаманы. Шаманское одеяние и бубен были у долганов эвенкий­ского типа.

В религии долганов имело место почитание так называемых сай- таанов. Сайтаанами могли быть самые различные предметы, напри­мер камень необыкновенной формы, уродливый рог дикого оленя. Сайтааном мог стать любой предмет, если в него шаман поселил духа - иччи. Сайтааны очень почитались как семейные и охотничьи покро­вители.

Долганы хоронили покойников в земле. Западные (норильские) дол­ганы обычно над могилой сруба не делали, а ограничивались земляным холмиком, на который сваливали дерево. Восточные долганы делали над могилой срубы, которые часто украшали затейливой резьбой. У мо­гилы убивали оленя; одежду, в которой умер человек, или оставляли на земле, или подвешивали на дерево.

Долганы - туземное племя в Туруханском крае, по языку родственное якутам, по образу жизни - тунгусам (эвенкам). Д. состояли из 3 родов и кочевали в основном по pp. Дудинка, Дорильская и возле Норильских озёр. Платили ясак московскому царю.

Владимир Богуславский

Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

Народ в России

Долганы (самоназвание: долган, тыакихи, саха), народ в России. Численность 6584 человек. Живут в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края, главным образом в Хатангском районе и на территории, подчинённой Дудинскому горсовету, а также в Якутии. Общая численность - 6945 человек. Говорят на долганском диалекте якутского языка. Верующие долганы - православные.

Окончательное оформление долганов в качестве самостоятельного этноса произошло в начале XX века, в этногенезе долганов ведущую роль сыграли эвенки. Основу долганов составили четыре эвенкийские (тунгусоязычные) родовые группы: долган, донгот, эдян и каранто. На протяжении XIX - начала XX вв. в состав долганов вошли также отдельные семьи якутов, энцев, ненцев и русских старожилов Таймыра, так называемых затундренных крестьян.

Традиционные занятия долганов - оленеводство, охота на дикого северного оленя, пушного зверя, птицу и рыболовство. Маршруты сезонных кочевий долганских оленеводческих хозяйств были значительно короче, чем у ненцев, энцев и других народов Таймыра. Летом их стада выходили в тундру, зиму проводили в лесотундре. Для пастьбы долганы используют пастушескую собаку. В современных условиях домашнее оленеводство развивается как отрасль коллективного производства. Из новых отраслей долганы в небольших размерах развивают домашнее животноводство.

Общественные отношения долганов ещё в XIX веке были патриархальными, в основе лежали родовые структуры. Во второй половине XIX века усилилось имущественное расслоение, выделилась прослойка мелких торговцев.

В посёлках по Хатангскому тракту долганы жили в избах русского образца, в тундре и лесотундре использовали переносные и стационарные каркасные постройки: шестовой чум эвенкийского типа, крытый ровдугой летом и оленьими шкурами зимой, или голомо - сооружение из деревянных плах, крытых корой и обложенных дёрном или землёй. Специфическим жилищем долганов являлся балок или нартенный чум. Балки сохраняются в основном у оленеводов. Современные долганы живут преимущественно в деревянных двухквартирных или четырёхквартирных домах в посёлках. Долганы - один из наиболее урбанизированных народов Таймыра.

Мужская и женская верхняя одежда - кафтан из сукна, расшитый бисером, по покрою и внешнему виду сходна с эвенкийской. Мужские рубахи и штаны и женские платья не отличались от одежды русских старожилов Центрального Таймыра. Зимой долганы носили парки из оленьего меха, по покрою напоминавшие нганасанские, только более длинные, или сокуи из того же материала ненецкого образца. Летом - те же сокуи, но сшитые из сукна. Головные уборы мужчин и женщин в форме капора из сукна, расшитого бисером (летние), или лисьих камусов (зимние). Обувь из оленьих камусов (зимняя) или ровдуги (летняя) по подобию эвенкийских унтов. Современная одежда покупная.

Основа пищи - оленина, сырая, мороженая или варёная. Рыбу едят сырой, мороженой (строганина), а также варёной. Употребляют в пищу мясо птицы, лук и корни некоторых растений. В начале XX века в пищевой рацион долганов вошли покупные продукты.

Развит фольклор, в котором прослеживаются якутские (сказания-былины) и русские (сказки) влияния. Танцевальное искусство носит черты эвенкийского воздействия (хороводный танец - хейро). Прикладное искусство: украшения из бисера, орнаментация одежды и обуви оленьим мехом и бисером. Распространена резьба по оленьей и мамонтовой кости: украшение пластин оленьей упряжи, рукояток ножей и т. п.

Сохраняются многие традиционные верования (анимизм, обожествление сил природы, шаманство).

В. И. Васильев

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 163.

Основные сведения

Автоэтноним (самоназвание)

Дулган : Самоназвание д у л г а н, происходит от названия одной из родовых групп северных тунгусов.

Основная территория расселения

В настоящее время расселяются в Авамском, Хатангском и Дудинском районах Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО, небольшое количество долган живет в низовьях Енисея.

Численность

Численность по переписям: в 1897 г. учтены вместе с якутами – 226739, из них долган - 967 чел., 1926 - 656, 1959 - переписью не были учтены, по данным местной статистики - 3932, 1970 - 4877, 1979 -5053, 1989 - 6932.

Этнические и этнографические группы

В связи с поздним времением оформления долган в единую этническую общность (первая половина XIX в.), локальные этнические особенности не фиксируются.

Антропологические характеристики

Антропологически, как и якуты, они сближаются с центральноазиатскими монголоидами, но с некоторой примесью байкальского (тунгусского) антропологического типа.

Язык

долганский: Язык долган образует особый долганский диалект якутского языка. Часто они определяются как самый северный тюркоязычный народ мира.

Писменность

Язык бесписьменный.

Религия

Православие: Православные. Историю христианизации края см. Нганасаны.
В отличие от нганасан христианизация долган имела иные последствия для их истории. Все они были крещены, но в конце ХIХ - начале ХХ вв., определяются как "троеверцы" (культы природы, шаманизм, христианство). Тем не менее именно общая вера, в данном случае речь идет о христианстве, выступила в качестве одного из факторов консолидации долган в единую этническую общность.

Этногенез и этническая история

Долганы являются одним из наиболее “молодых” народов Севера и самым многочисленным из коренных жителей Таймыра. В период появления здесь русских (ХVII в.), как самостоятельный народ они еще не сформировались. Первое упоминание о долганах, как одном из народов Таймыра, относится к 1841 г. Но даже в Х1Х в. их этническое самосознание было не стойким, в нем преобладали установки на родовое единство, хотя учитывалось и родство с другими подразделениями долган.
Формирование долган происходило на севере Енисейской губернии в ХVII - ХIХ вв. Озерно-речной край юга Таймыра богатый промысловыми ресурсами (дикий олень, водоплавающая птица, рыба, пушной зверь) был притягателен для разных групп населения, способствовал территориальным контактам и хозяйственно-культурному взаимодействию.
Основу долган составили тунгусские роды Долган, Донгот, Эдян, Каранто, илимпийские эвенки, которые попали под якутское влияние, затундренские якуты и затундренные крестьяне, оленекские якуты, отдельные семьи энцев и ненцев. Несмотря на на это, долган иногда определяют как “объякученных тунгусов”.

Хозяйство

Основная территория расселения долган, лесотундра. Многокомпонентный состав, определяют направленность экономики и облик их культуры. Хозяйственный комплекс долган имеет промысловую ориентацию.
По данным Приполярной переписи около 55 % доходов давал охотничий промысел. Он характеризуется сочетанием элементов культуры охотников на дикого оленя с русской охотничьей техникой. В промысловой терминологии и хозяйственном календаре представлена якутско-русская лексика.
Около 25 % доходов давало оленеводство (ок. 59.000 оленей) Летний олений транспорт вьючно-верховой эвенкийский, зимний - самодийский, существует эвенкийская традиция доения оленей, но для выпаса оленей, как и у самодийцев, используется пастушеская собака.
Третей хозяйственной составляющей было рыболовство.

Традиционная одежда

Лексика, связанная с одеждой, у долган якутская, но основные ее конструктивные типы имеют тунгусские и самодийские соответствия. Женщины носили преимущественно якутскую одежду, но в отличие от якутов, долганская одежда более декорирована, что соответствует долганской традиции.

Традиционные поселения и жилища

Жилища долган весьма разнообразны - русская изба, якутский балаган, тунгусский чум, голомо. Долганы-оленеводы используют в качестве мобильного жилища нартенный чум-балок - каркасное жилище покрытое оленьими шкурами, поставленное на оленьи нарты.

Современные этнические процессы

Такое состояние долганской культуры может породить представление об отсутствии у них собственной культуры. Но именно в этом и проявляется специфика долган, поскольку такой культуры нет ни у одного народа севера Красноярского края. В общем плане, “промысловое производство долган представляло собой модернизированное под русским, якутским и самодийским влиянием тунгусское хозяйство, приспособленное к специфическим условиям лесотундры и тундры Таймыра”.

Библиография и источники

Общие работы

Северные якуты и долганы./Гурвич И.С.//М.//Этническая история народов Севера.-1982

Отдельные аспекты

Передвижное жилище оленеводов Севера Западной и Средней Сибири // Памятники материальной культуры народов Сибири./Грачева Г.Н.//Л.-1996

Происхождение долган./Долгих Б.О.//М.//Сибирский этнографический сборник V.-1963 92-141

Кочевая жизнь и типы жилищ у долган./Попов А.А.//М.//Тр. ин-та этнографии. Т. ХVIII.-1963142-172

К вопросу о влиянии христианизации на религиозные представления нганасан // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина ХIХ-ХХ в.)./Грачева Г.Н.//Л.-1979 29-49

Отдельные региональные группы

Тундровики. Экология и самосознание Таймырских эвенков и долган./Андерсон Д.Дж.//Новосибирск-1998

Этническая культура долган является мозаичной. Основная территория расселения долган, лесотундра. Многокомпонентный состав, определяют направленность экономики и облик их культуры. Хозяйственный комплекс долган имеет промысловую ориентацию (охота, оленеводство). Кроме того, хозяйственной составляющей было рыболовство. Есть такие разнообразные типы жилищ долган - русская изба, якутский балаган, тунгусский чум, голомо.

Лексика, связанная с одеждой, у долган якутская, но основные ее конструктивные типы имеют тунгусские и самодийские соответствия. Женщины носили преимущественно якутскую одежду, но в отличие от якутов, долганская одежда более декорирована, что соответствует долганской традиции. Сочетание разноэтничных элементов представлено в фольклоре и традиционном мировоззрении долган.

Такое состояние долганской культуры может породить представление об отсутствии у них собственной культуры. Но именно в этом и проявляется специфика долган, поскольку такой культуры нет ни у одного северного народа. В общем плане, "промысловое производство долган представляло собой модернизированное под русским, якутским и самодийским влиянием тунгусское хозяйство, приспособленное к специфическим условиям лесотундры и тундры Таймыра".

Значительное количество записей по всем жанрам фольклора долган было сделано П.Е. Ефремовым во время экспедиционных поездок на Таймыр.

Долганское искусство представлено фольклором, в котором прослеживается якутское и русское влияние. Былины исполняются в виде песен, близких якутским олонхо. Распространены сказки, в которых фигурируют купцы, крестьяне, Иван-царевич. В сказаниях встречаются эвенкийские заимствования. Слагаются также песни, загадки, пословицы и поговорки. Из музыкальных инструментов встречается варган якутского типа.

Значительное количество записей по всем жанрам фольклора долган было сделано П.Е. Ефремовым. Это героическое сказание «Три девушки - родные сестры», ряд сказок, мифов и песен. Другими авторами собраны следующие фольклорные сказания: «Москогдой-богатырь», «Девушка-богатырь», «Караккан-тойон», «Война куропаток и щук» и др.

Сложные процессы формирования культуры, природно-климатическая среда обитания и особенности художественных традиций нашли яркое отражение в искусстве долган.

Национальный костюм

В названиях долганской одежды преобладают якутские слова, в ее декорировке широко используются характерные типы якутского орнамента и металлические украшения.

Одежда долган была более ярко декорированной, чем одежда северных якутов. Здесь, видимо, проявлялась давняя тунгусская традиция - для западных групп долган издавна была характерна вышитая одежда. Анализ сохранившихся образцов старинной вышитой одежды долган показывает весьма близкие параллели с эвенкской одеждой.

Н.Ф. Прыткова в свое время писала, что «у долганов, как ни у одного из сибирских народов, наблюдалось полное несовпадение мужской и женской одежды». Это, пожалуй, одна из характерных черт долганской одежды. Действительно, при одном и том же материале и некоторых общих чертах в конструкции и фасоне между женской и мужской одеждой существовали определенные различия. Это прежде всего наблюдалось в определенных типах одежды, характере декора и оформления. Ярким свидетельством может послужить и богатая терминология долганской одежды, в которой четко прослеживается половозрастная характеристика. Одежда долган по назначению также подразделялась на повседневную, празднично-выходную, промысловую и погребальную.

Традиционная одежда долган многосоставна. Головной убор, верхняя одежда, обувь и различные дополнения представляют собой единый комплект. У долган наблюдается наличие как распашной, так и глухой одежды.

У долган выработана особая культура, они не только умели шить красивую одежду, но и знали особенности ее ношения, им хорошо были известны способы ухода за нею и хранения.

Мужская и женская верхняя одежда долган -- кафтан из сукна (сонтап), расшитый бисером, сходный с эвенкийским. Мужские рубахи, штаны и женские платья шились из покупных тканей и не отличались от одежды русских старожилов центрального Таймыра. Рубашки украшались узкими кантами из цветной материи и множеством пуговиц.

Зимой носили парки из оленьего меха, похожие на нганасанские, и сокуи ненецкого образца (глухая меховая одежда с капюшоном мехом наружу). Летом носили также сокуи, но из сукна. Шубы из оленьих шкур служила всего 2-3 года, затем вышитые декоративные отделки одежды надо было перешивать на новые. В этом отношении суконные кафтаны были намного практичнее и долго носились.

Головные уборы (бэрсегэ) капоры образного покроя из сукна, расшитые бисером (летние), или из лисьих камусов (зимние). Женские капоры отличались наиболее яркими и декоративными. Для оформления суконных шапок используются в основном два наиболее распространенных технических приема декорирования: вышивка бисером и аппликация цветными полосками ткани и ниток. Полосы орнамента, состоящие из нескольких рядов цветного бисера или тканевой аппликации, обычно располагаются по краям и основным швам капора. Мужские шапки орнаментировались бисерной или тканевой вышивкой так же богато, как и женские, но их украшение имеет несколько иной характер. В них в основном декорировали переднюю лицевую и затылочную части.

Обувь шилась из оленьих камусов или ровдуги (наподобие эвенкийских унтов) и украшалась бисером.

В настоящее время национальная одежда распространена достаточно широко; у поселковых жителей, особенно у женщин, используется преимущественно в качестве праздничной одежды.

Численность - 6945 человек. Язык - тюркская группа алтайской семьи языков. Расселение - Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Республика Саха (Якутия), Красноярский край.Кроме этнонима - haka распространены также региональные самоназвания - дулгаан, тыа киhитэ, тыалар. Долганы различаются по говорам: западные, восточные и попигайско-анабарские; в 1989 г. родным языком владели свыше 83% долган. Долганская письменность на основе русского алфавита была официально принята в конце 1970-х гг., первая книга вышла в свет в 1973 г., первый долганский букварь - в 1981 г. Долганы сформировались как этнос сравнительно недавно, в XVII - XIX вв., путем смешения и слияния групп других народов - эвенков (тунгусов), якутов , энцев (самодийцев) и русских (так называемых затундренных крестьян), а также усвоения отдельных элементов культуры соседей - эвенов , нганасан. В XVII в. тунгусские роды с названием Долган были известны в районах Анадыря, Гижиги, на Камчатке, Охотском побережье; роды Эджен (Эдян) - в бассейне р. Алдана, в районе Аяна на Охотском побережье и т.д. В конце XVII в. в бассейне р. Хатанги и на р. Хете появляются первые якуты-переселенцы, которые позднее образовали здесь Нижне-Затундринскую якутскую волость. Еще раньше, с первой половины XVII в., по рр. Пясине, Дудып-те, Боганиде, Хете, Хатанге селились русские «промышленные» люди (занимающиеся промыслом), положившие начало старожильческому русскому населению, известному в дальнейшем под названием затундренных крестьян. Эвенкийские роды, ставшие впоследствии ядром долган, в XVII - XVIII вв. контактировали с якутами-переселенцами и, приняв их язык, вместе с ними мигрировали (перемещались) по общей территории. В течение XVIII в. группы долган переселились на северо-запад, на рр. Попигай и Хатангу, Донгот и Эджен - в район Норильских озер, Карын-туо - в бассейн Боганиды. Оставшиеся на р. Лене вошли в местные якутские наслеги отдельными родами.

В XIX в. на Таймыре активно протекал процесс взаимного сближения различных групп населения. Якутский язык становился господствующим для тунгусских родов и большей части затундренных крестьян. Межнациональные браки все более стирали различия между ними. Накануне Октябрьской революции образовалось несколько родов, возглавляемых родовыми старостами: долгано-енисейский (собственно Долган), жиганско-тунгусский (Эджен), долгано-тунгусский (Долгот) и боганидско-тунгусский (Карынтуо). Хозяйство и культура отражают сложное происхождение народа. Его традиционные занятия - оленеводство и охота, а в отдельных районах - рыболовство. Долганы вели кочевой образ жизни, не выходя за пределы лесотундры. Зимой норильские и попигайские долганы жили обособленно друг от друга, иные группы - совместно, по пять-шесть хозяйств, некоторые - оседло в постоянных избах. С наступлением весны образовывали кочевые группы из нескольких семей, владевших угодьями. Оленей охраняли круглосуточно караульные от каждого хозяйства. Осенью группы распадались, семья самостоятельно подготавливала к зиме песцовые ловушки-пасти и охотилась на диких оленей. Оленеводство сочетало в себе традиции тунгусского верхового и приемы санного оленеводства, заимствованные у самодийцев (ненцев). Летом оленей использовали под седло и вьюк, а зимой - в упряжке. Нарты в основном были косокопыльными, сходными с ненецкими и нганасанскими, но встречались и якутского типа, с низкими прямо поставленными копыльями. Передового оленя запрягали и управляли им вожжой справа, тогда как у ненцев, энцев и нганасан - слева. Как эвенки, долганы доили оленей и, как ненцы и нганасаны, использовали пастушескую собаку. Седла и способ езды верхом были тунгусского типа.

Охотились на песцов, гусей, уток, куропаток. По преданиям, на диких оленей охотились с луком и стрелами, расста­вляли самострелы (большой лук, настороженный на звериной тропе). С конца XIX в. начали пользоваться огнестрельным оружием, часто с отравленными пулями. Яд извлекали из прогорклого жира дикого оленя. Большое значение имели осенние коллективные поколки оленя при переправах через реки (животных закалывали в воде копьями). Летом и осенью их выслеживали с помощью охотничьей собаки. Осенью, в период гона диких оленей, использовали прирученного оленя-манщика, которого подпускали к диким. Зимой охотились на оленей гоньбой: запрягали в легкие нарты четырех оленей и часами гонялись за выслеженным стадом. Подкрадываясь к стаду диких животных, охотники маскировались щитком, поставленным на полозья, передвигались на широких лыжах тунгусского типа (как у эвенков). Для водоплавающей дичи расставляли сети, силки, капканы, для песца - ловушки-пасти: зверь хватал приманку, вытягивал наживную палочку и ронял на себя бревно гнетка. Охота на песца имела главным образом товарное значение. При подледном лове применяли ставные сети-пущальни из ниток или конского волоса. Сети привязывали к жердям и пускали по течению. При ловле рыбы пущальнями, как неводами на горных речках, тягловой силой служили верховые олени. Крючки на щуку, хариуса, кунжу изготовляли кустарным способом из гвоздей. Лодки небольшого размера покупали у русских и якутов. Традиционное кочевое жилище - конический чум тунгусского типа (как у эвенков), летом - укрытый покрышками из ровдуги (грубо выделанная оленья или лосиная замша), а зимой - оленьими шкурами.

В старину устанавливали голомо и балаганы якутского типа (каркасные жилища из наклонных столбов, плах, досок, обложенные дерном), без окон и нар. С приходом русских начали жить в балках (нартяных чумах), домиках на полозьях. Балок - прямоугольный каркас, снаружи обтянутый оленьими шкурами, а изнутри - ситцем. Его устанавливают на больших санях, перевозят упряжкой из пяти - семи оленей. Окна в нем застеклены, есть железная печь, нары, стол, иногда стулья.

Балком пользуются до сих пор, он удобен при перекочевках. Из хозяйственных построек сооружали лабазы-помосты и амбары на высоких столбах. Мужская и женская одежда различалась. Верхнюю одежду шили из покупных тканей. Мужчины носили рубашки и штаны, женщины - платья, поверх которых надевали закрытые фартуки и пояса, расшитые бисером (мелкими стеклянными или фарфоровыми цветными бусинками); нижнего белья не было. Мужчины и женщины летом и зимой носили суконные кафтаны (сонтап), зимой - песцовые и заячьи шубы. Оленьи распашные (с разрезом спереди) парки похожи на эвенские, хотя полы у них сходятся. Носили парки с нагрудниками, похожими на эвенкийские. Характерная особенность мужской и женской одежды - несколько удлиненный сзади подол. Шапки (бэргесэ) имели форму капора с верхом из сукна или лисьих камусов (шкура с ноги), расшитых бисером и цветными полосками ткани.

Зимнюю обувь длиной до колен и выше изготавливали из оленьих камусов, расшивали бисером, летнюю шили из ровдуги. Праздничную одежду и обувь богато украшали бисером, аппликациями из цветных полосок ткани, вышивали подшейным волосом оленя по ровдуге, окрашенной в красный цвет отваром ольховой коры или охрой, а в черный - графитом.

В прошлом на лямках и поясах оленьей упряжки встречались вышивки нитками из сухожилий. Мужским ремеслом была резьба по мамонтовой кости, для нее характерны резные нащечные пластины оленьего недоуздка, инкрустация черенков ножей оловом с оригинальным геометрическим орнаментом. Ели в основном вареные и вяленые мясо и рыбу. Из мороженой рыбы делали строганину. Использовали в пищу коренья, ягоды, пекли лепешки, оладьи. Счет родства у долган велся по мужской линии. Терминология была якутской. Родовая организация распалась к XIX в., но сохранились коллективные формы охоты на диких оленей и птиц, рыбной ловли и т.д. Добытых оленей и выловленную рыбу делили между родственниками и соседями, товарная пушнина оставалась собственностью охотника. Богатые хозяева - владельцы больших стад оленей в работниках использовали своих бедных родственников. Во второй половине XIX в. в среде долган появились посредники для взаимодействия с русским и якутским купечеством, эксплуатировавшие своих сородичей.

У долган сохранялись анимистические воззрения. Божества и духов они делили на три категории: невидимые существа, способные вселяться в любой объект (иччи); духи, доброжелательные к людям (айыы); духи, недоброжелательные к людям, обитающие в подземном мире (абаасы). У шаманов (ойун) костюм и бубен были якутского типа. Как и у соседних самодийских народов, долганские шаманы различались по уровню владения магическим мастерством: «певцы-врачеватели» (ырыахыт), не имевшие костюма с погремушками и бубна; «шаман, обращающийся за помощью к духам Нижнего мира» (муолин ойун); «шаман, имеющий удила» (уостуган ойун), т.е. обладающий комплектом ритуальных атрибутов. Как у эвенков и якутов, шаманы долган могли быть «мелкими, слабыми» (ылгын), «средними» (орто) и «великими» (атыыр) избранниками духов. Народ почитал семейных и охотничьих покровителей (сайтаанов). Ими могли быть различные предметы (причудливой формы камень, рога оленя и т.д.), в которые шаман вселил духа - иччи. Наряду с этим существовала культовая деревянная скульптура. Покойников хоронили в земле. Восточные долганы делали над могилой сруб, украшали его затейливыми узорами, у могилы убивали оленя, а одежду и личные вещи покойника оставляли тут же, на земле, или вешали на дерево. Западные (норильские) - сруба не делали, но на земляной холмик сваливали дерево.

В долганском фольклоре самобытные черты соединены с элементами якутского фольклора олонхо (по характеру исполнения он - зародыш народной оперы), эвенкийских сказании, русских сказок и т.п. В самобытных фольклорных жанрах отражены реальная природа Севера, кочевой быт. В заимствованных сюжетах описаны оседлая жизнь, иная природа, социальные отношения, не свойственные Северу. Выделяют следующие жанры фольклора: загадки, песни, сказки, предания, рассказы-были. Сказки о животных, волшебные и бытовые - наиболее распространенный в наши дни жанр. Предания и рассказы-были отражают старинные родовые, межплеменные и внутрисемейные отношения. Короткие лирические, любовные и длинные песни импровизируют «песенные люди». Загадки широко бытуют у детей и взрослых. Пословицы и поговорки в основном заимствованы у якутов. Музыка в жанровом и стилистическом отношении представляет собой вариант культуры северных якутов и имеет родственные связи с музыкой эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев и северосибирских русских старожилов. Из жанров выделяют эпическую, обрядовую, инструментальную и фоносигнальную музыку, а также песни. Они всегда связаны с персональной певческой традицией, характерной для тунгусских и самодийских этносов. Песни-обращения юношей и девушек имеют важное значение в формировании семейно-брачных отношений в традиционной этнической среде. Пожилые исполняют песни-размышления о прожитой жизни, о человеке, об окружающей природе. Обрядовые жанры можно разделить на общеплеменные и шаманские. К первым относят круговые песни пляски, ко вторым - ритуалы шамана (или шаманки) с песнопением, звукоподражанием, речитативом, возгласами, игрой на бубне, звуками подвесок-погремушек.

С начала XX в. играют на якутском самозвучащем щипковом варгане - металлической пластинке с вырезанным в ней язычком, к которому крепят веревочку. Распространен также хороводный танец Хэйро, помогающий испросить у духов плодородия, благополучия семье, размножения скота. Мужчины и женщины, взявшись за руки, становятся в круг, двигаясь то в одну, то в другую сторону и припевая в такт ударам ног: «Ехоръ-е, ехорь-е, чах, чех, чех, ехэръ-е» или «хэй-нан-хачу, хай-нан-хачу». Непременный атрибут танца - вбитый в землю или лед в центре круга шест (хорей), которым погоняют оленей. Музыкальные инструменты отражают особенности хозяйственного уклада, обрядовые традиции и специфику худо¬жественного мышления: подвеска-ботало на рогах оленя (каангалда); ботало (колокол) на шее упряжного оленя для отпугивания волка (купулээн); погремушки-бубенчи¬ки на праздничной одежде детей (кобо), у женщин и в ша-манском одеянии подвески (уостаак кобо), в оленеводстве металлические шары на оленях (каагыр кобо); колокольчики на детской колыбели и одежде (чуораан); звякающие украшения-подвески на одежде (тингкинэс). Особое место занимают шаманские атрибуты: бубен (дингур); подвески-погремушки, символизирующие кости и перья (кыыраан); ремень с тремя колокольчиками, за который шаман держится во время камлания (ситим) - ритуала общения с духами.

Долганы компактно проживают в поселках Хатангского и Дудинского районов Таймырского автономного округа и в г. Дудинке. По-прежнему занимаются оленеводством, с которым также связано народное художественное творчество и прикладное искусство - резьба по оленьей и мамонтовой кости, обработка одежды и обуви оленьим мехом и бисером, пошив национальной одежды, оформление домашней утвари для кочевой жизни. Преподавателей долганского языка готовит педагогическое училище в г. Дудинке. Для начальной школы изданы учебники родного языка. Среди долган Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Республики Саха (Якутия) есть известные писатели, поэты, журналисты, профессиональные художники, ученые и специалисты в области языкознания, истории, географии, педагогических наук. В Республике Саха (Якутия) популярен национальный детский ансамбль «Хейро». Гостелерадиокомпания «Таймыр» готовит передачи на долганском языке, а газета «Таймыр» публикует материалы, посвященные возрождению традиционного уклада жизни, развитию языка и культуры долган.

Долганы реки Анабар.

Анабарские долганы - небольшая локальная субэтническая группа, один из коренных народов, населяющих территорию Анабарского улуса Республики Саха. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в улусе насчитывалось 988 долган. Говорят они на долганском диалекте якутского языка. Традиционные занятия - кочевое оленеводство, охота и рыболовство. В настоящее время долганы компактно проживают в поселках современного типа Юрюнг-Хая и Саскылах.

Анабарская земля, расположенная далеко за полярным кругом на северо-западной окраине Якутии, входящей в географическую зону арктических территорий, является местом компактного проживания долган, одного из коренных малочисленных народов Севера. В этих северных широтах испокон веков обитали кочевые племена - далекие предки современных анабарцев. Здесь, в суровых условиях арктической тундры, в краю полярных ночей и холодных ветров, сложилась их многовековая история, сформировалась неповторимая культура северных оленеводов-кочевников.

Проблема происхождения и этническая история долган, в том числе анабарских, до сего времени остается недостаточно изученной. Наиболее раннее упоминание тунгусов долганского рода встречается в книгах ясачного сбора русских казаков первой половины XVII века. Их обитание отмечено на среднем течении реки Лены в устье реки Вилюй. Позже долганы постепенно мигрировали на северо-запад, в район бассейнов рек Оленек, Анабар и Хатанга, где оказались среди других этнических групп различного происхождения. Судя по ясачным книгам, к приходу русских казаков этнический состав постоянных плательщиков ясака здесь был достаточно пестрым. Отмечены названия разных племен и родов тунгусского, самодийского и якутского происхождения. Многие исследователи считают, что этническое ядро долганской народности восходит к тунгусскому роду дулган. Это подтверждается и тем, что современные долганы разделяются на группы, имеющие связь с разными народами и их территориальными группами, живущими в пределах Красноярского края и Якутии (илимпейские эвенки, ессейские и анабарские якуты, русские старожилы). Таким образом, долганы как отдельная народность сложились в результате длительного процесса постепенного продвижения различных групп эвенков и якутов на территории Таймыра.

Предки современных анабарских долган исконно занимали обширную территорию между бассейнами северных рек, впадающих в море Лаптевых. До оформления современных границ между Якутией и Красноярским краем основная часть местного кочевого населения административно относилась к Енисейской губернии. Туруханскими властями они именовались «нижнезатундринскими» якутами. В результате установления в 1930 году новых территориальных границ Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Якутской республики местное коренное население было разделено на две части. Таким образом, в низовьях Хатанги и Анабара образовались две отдельные группы, территориально отрезанные и относящиеся к разным административным образованиям. В советское время связь между родственными группами практически была потеряна.

Истоки этнокультурных традиций долган уходят в глубокую древность, к культурам кочевых аборигенов, в прошлом населявших обширную территорию между бассейнами рек Хатанги и Анабара. Данная этнокультурная область издавна представляла собой особую контактную зону различных племен и этнических общностей - носителей самобытных кочевых культур.

Культура долган содержит целый ряд различных по своему характеру и происхождению этнических черт. Сочетание последних создает то неповторимое своеобразие, которое отличает долган не только от их ближайших соседей, но и от других родственных народов, ведущих сходную хозяйственно-культурную деятельность и связанных с ними общностью происхождения.

Между анабарскими и хатангскими долганами в этническом и культурном плане много общего. Анабарские долганы, как и хатангские их сородичи, превосходные оленеводы, охотники и рыбаки. Анабарским оленеводам также присущи многие характерные особенности долганского оленеводства, имеющие древние черты тунгусских традиций. Охота и рыболовство отличаются наличием как якутских, так и северных элементов. Для лесотундровой зоны были типичны отстрел дикого оленя, песцовый промысел, летняя охота на водоплавающих птиц, ловля куропаток. Способы и техника были достаточно развиты, в промысловых традициях также наблюдалось влияние соседних народов.

Традиционные хозяйственные занятия и сегодня играют особую роль в жизни анабарцев. Кочевое оленеводство, охотпромысел и рыболовство, несмотря на бурное развитие здесь в последние десятилетия горнодобывающей промышленности, остаются основными направлениями хозяйственной деятельности коренного населения. Оленеводческие хозяйства улуса считаются одними из лучших в республике. В улусе немало семей, занятых в этом виде традиционной отрасли и ведущих кочевой образ жизни. Для детей оленеводов созданы передвижные кочевые школы.

Язык анабарских долган исследователи относят к северным говорам языка саха, которые отличаются наличием значительных лексических и фонетических различий. Бытовая лексика в основном отражает специфику хозяйственной деятельности. В ее составе обнаруживаются слова различного происхождения. Особый пласт составляют слова, относящиеся к древнему тунгусскому языку. Словарный запас также включает слова русских старожилов, издревле породнившихся с местным населением. Несмотря на современное распространение якутского литературного языка, среди анабарских долган сохраняется своеобразие местного говора. Однако сегодня долганский язык, как и многие северные языки, переживает сложное время, задача его сохранения и дальнейшего развития достаточно актуальна.

Культура древних кочевников-оленеводов самобытна и уникальна своими неповторимыми фольклорными и музыкальными традициями. В улусе бережно сохраняется традиционный фольклор, развивается современное творчество. Среди пожилых долган живы устные жанры фольклора, сказки, предания, песенные напевы, традиции кругового танца хейро. Анабарские долганы известны как искусные резчики по дереву и кости, мастера вышивки бисером и цветными нитками. Долганская одежда отличается богатой меховой и кожаной отделкой, ярким орнаментальным декором.

С начала 1990-х годов в результате этнокультурной политики, направленной на поддержку коренных малочисленных народов Севера, в Анабарском улусе немало сделано для возрождения этнической группы долган. В последние годы значительно возросла их численность, создана долганская секция республиканской Ассоциации коренных малочисленных народов Севера. За эти годы улус приобрел официальный статус национального долгано-эвенкийского района. Как представители коренного населения анабарские долганы пользуются федеральными и республиканскими социальными поддержками.

В настоящее время идет активная работа по сохранению языка и культуры. В Юрюнг-Хаинской средней школе преподается факультативно долганский язык и традиционная культура, работают кружки «Уроки предков», рукоделия и многие другие.

Анатолий Саввинов, кандидат исторических наук