Католикос-Патриарх Грузии Илия II: Я молюсь за Россию

Юрий Рост: Встречи с Патриархом Илией
Не надо ничего: ни надувать щеки, ни делать умные глаза, ни печалиться там, где это абсолютно неуместно, не нужно делать вид, что ты знаешь чего-то там чрезвычайно. Он все прекрасно понимает, он понимает тебя таким, как ты есть.
Протоиерей Алексий Уминский | 05 января 2013 г.
В эфире телепрограммы «Православная энциклопедия» протоиерей Алексий Уминский беседует с фотографом Юрием Ростом о его встречах с Католикосом-Патриархом всей Грузии Илией II.

О. Алексий Уминский: Юра, расскажи сначала, как ты познакомился с Патриархом?

Ю.Рост: Я сначала скажу, что я Патриарха люблю, для того чтобы следующий рассказ был понятен.

Мы поехали на праздник Алавердоба. Это в Кахетии очень старый храм Алаверды, вокруг этого храма разбивали палатки, приезжали с едой люди. Никакой службы в храме не было, а люди по-прежнему приезжали на праздник Алавердобы. Было очень много народу всегда.

Мы решили, что мы тоже туда поедем. И вот мы едем на машине. Разбитый Москвич, который в Грузии называли «Азлик», мы едем на этом «Азлике» с друзьями, во главе, конечно, Гоги Карабадзе. Я сейчас его вспомню, потому что я дальше буду еще его не раз вспоминать.

И сзади едет какая-то машина – «Волга», но не черная. В Кахетии были дороги маленькие, узкие. И она не то, чтобы сигналит, а так элегантно, тихо, деликатно нас поджимает. Ну, грузинский водитель - он грузинский водитель, на узкой дороге он никого пропускать не хочет. Как это - первый он едет и вдруг кого-то пропускает!

Вот мы едем впереди, и машина так покорно движется за нами. И вдруг Гоги оборачивается и говорит: «Слушай, там Патриарх сидит, а ну-ка давай на обочину». На обочину мы выскочили. И Патриарх, когда проезжал мимо нас, он так нам сделал «привет», дескать, нормальные ребята.

Мы присутствовали на первой службе. Народу было совсем немного.

Кахетия. Храм Алаверди
Кахетия. Храм Алаверди
О. Алексий Уминский: Какой год это был?

Ю.Рост: У меня с годами очень сложно. Это был, по-моему, первый год его интронизации, первая его служба была в Алаверде. Я залез на хоры, церковь пустая, огромный храм, красивый, грузинский, и сделал эту фотографию, где он маленький, его не видно, а храм большой. Тогда мы с ним не встретились, потому что он отслужил и уехал. А мы поехали праздновать дальше. Через некоторое время Гоги Карабадзе, Миша Чавчавадзе – замечательный художник - стали друзьями Патриарха.

У Миши была идея отреставрировать храмы. Он поступил в Академию Художеств, а потом не пошел туда, а поехал в какой-то забытый Богом монастырь в горах и там год жил один, изучая грузинскую живопись - ему надо было надышаться этой атмосферой для того, чтобы предложить реставрацию храма в Давидгаредже. Он придумал старый храм, который в скале, не обновлять, а закрепить то, что есть, со всеми безобразиями, которые там натворили за последние годы. А рядом построить копию и там восстановить всю живопись.

То есть, тот, кто хочет намоленного храма и святости – он входит в старый, который пережил точно так же, как и грузинский народ, как Гоги, Миша, как мы все, разные времена, и отметины этих времен на этом храме старом есть. А если вы хотите посмотреть, каким он был после того, как его построили, вот – пожалуйста, заходите в соседнюю скалу. Но, не суждено было этому проекту осуществиться.

К Патриарху мы пришли вот просто в пиджаках. То есть, я без пиджака, а Миша и Гоги в пиджаках. Мы сидели, очень долго разговаривали. Я его пофотографировал, это еще было в старом здании Патриархии. Я помню, что когда я уходил - он вообще любит подарки делать всякие - он мне подарил кованую икону, копию какой-то старинной грузинской иконы, и Библию подписанную. И потом, всякий раз, как ни приезжаешь к нему, обязательно чем-нибудь он тебя одаривал. Но эти все подарки были практически ничто по сравнению с тем счастьем и даром общения, которые он давал.

Эта мягкость, человечность, ирония, юмор и полное понимание жизни других людей… Он даже так снисходительно, по-отцовски, относился к разным грузинским шалостям.

Я не считаю выпивание и застолье, потому что это никакая не шалость, это одно из самых серьезных действий в Грузии. И сам он, между прочим, тоже любит застолье. И у него в Патриархии мы не раз сидели и выпивали, он сидел во главе стола, всегда произносил тосты. Вот всегда у него за столом были друзья, кроме священников, которые, может быть, приезжали откуда-то из дальних мест. Слово «дальний» по отношению к Грузии, конечно, очень сильное, но ехали часа четыре, пять.

Он всегда их приглашал, также были певцы или певицы, и сам он очень любил слушать, и произносить тосты, и слушать хорошие тосты. Рядом с ним было, с одной стороны, ощущение благоговения, с другой стороны - абсолютно нормальное житейское, не хочется говорить - светское, но как будто и не церковное. Потому что он очень все хорошо понимал – и политическую ситуацию, и трудности, которые возникали у тех людей, которые к нему приходили. И не очень много говорил. Он вообще не очень разговорчивый. Но с близкими он разговаривал много, и очень любил еще показать то, что он сделал.

Когда построили Троицкий храм, он пригласил нас, и мы пошли, он хор показал – действительно замечательный хор, который приходит к нему в Патриархию. И он показывал и иконы свои, которые он писал. И Гоги говорил, что стихи он замечательные пишет.

О. Алексий Уминский: По-моему, даже не просто стихи, а целые, по-моему, такие произведения, канты какие-то.

Ю.Рост: Серьезные и большие.

И его влияние оказалось очень большим на многих моих друзей. Под его влиянием Гоги Карабадзе сделал диски святого Евангелия, начитал, сделал телевизионную передачу, где он как бы превращается в Евангелиста. А потом поднял, с моей точки зрения, невыносимую совершенно ношу, он прочитал Библию - почти всю. Там что ли 45 или 50 этих дисков.

Это все было сделано с добрым словом Патриарха и под его контролем, потому что он знает Книгу. Гоги к нему обращался – что можно оставить, что можно выпустить. И я скажу, что всякий раз, когда я туда приезжаю, поднимаю тост традиционно за Грузию, потому что оказывается, что я все время тамада. Нет, кончилась эта профессия в Грузии, приходится завозить из России.

Я говорю: «Грузины, вы должны быть счастливы, что у вас такой духовный лидер. Как бы вам ни было трудно, какие бы политические перетасовки ни происходят, какие странные фигуры ни возглавляют Грузию, существует человек, который у вас за спиной, опора. Вы знаете, что есть Католикос-Патриарх Илия Второй, который держит на себе грузинскую культуру, грузинскую ментальность, образ мысли, жизни, и то высокое, духовное, что существует в Грузии, он тоже олицетворяет».

О. Алексий Уминский: Вот ты сказал, что он лидер, а в чем лидерство заключается?

Ю.Рост: А вот лидерство – оно заключается в том, что он обращен прямо к человеку, к сердцу человека и к его уму. Ты можешь не приходить в церковь, можешь его не слушать, но люди идут за этим словом. И был случай, когда он показал свое отношение к грузинскому народу - это была ночь 9 апреля, когда советские войска давили толпу, избивали, били, и накануне этого разгрома собралась толпа тысяч в пять.

Было очень много людей. Они сидели, пели песни, разговаривали, произносили какие-то речи. И, видимо, Патриарху сказали, что будет разгон демонстрации этой.

О. Алексий Уминский: Что прольется кровь.

Ю.Рост: Да. Что может пролиться кровь.

И он вышел на трибуну. Я стоял рядом, в метре от него, поэтому мне удалось сфотографировать. Эта пленка, к счастью, в отличие от другой пленки, где была эта вся битва, сохранилась. И он обратился к грузинам, которые стояли и сидели на площади. Он сказал, что возможны разгон и кровь, и предложил им перейти на другую сторону - там есть церковь, и там, за оградой, могло спрятаться большое количество людей, дети, женщины.

Он призвал их туда перейти. А, эти люди, которые были на площади, зажгли свечи и сказали: нет, мы останемся здесь. Илия помолчал. Он с паузами говорил обычно. И сказал: «Тогда я остаюсь вместе с вами». И он остался там. Когда началась эта битва, его попросту эвакуировали, но он остался до того момента, пока не началась вся эта история. И был там какое-то время.

И они встали на колени и прочли молитву. Вот вы себе представьте, как представлялось здесь – вот эта оголтелая толпа, якобы - на самом деле это нормальные тбилисцы, студенты, инженеры, творческая интеллигенция, простые какие-то рабочие – вот они стоят на коленях и все до единого читают молитву. Это было очень сильно, и он стоял. Я сфотографировал и ушел, потому что боялся увидеть слезы у него на глазах. Может быть, они и были. Потому что это сдавливало грудь.

А потом было много разного общения с ним, замечательного, радостного. Я как-то его в машине провожал, мне было интересно, как реагируют люди, у него же охрана-то, может какая-то есть, но я не видел.

Встреча Святейшего Католикоса-Патриарха Илии

О. Алексий Уминский: Я не видел.

Ю.Рост: Я не видел никого. Он выходит к толпе, и единственное - это трудно ему, потому что все-таки человек он немолодой, не очень здоровый, но все руки тянут, и разговаривают. И он со всеми разговаривает, а детей он вообще как-то примечает особенно, кого там погладит по голове, что-то спросит. И этот путь в тридцать или пятьдесят метров до машины занял, наверное, полчаса.

О. Алексий Уминский: По поводу детей. Кстати, я вспомнил, что демографическая ситуация в Грузии выровнялась, когда он объявил, что он будет крестным всех детей в многодетных семьях.

У него несколько тысяч крестников, которых он каждый год на Рождество собирает, всем подарки дарит. Это, конечно, потрясающе.

Ю.Рост: Он чудесный. Я счастлив, что судьба таким странным образом меня соединила - от первого нашего свидания, когда мы его не пускали на дорогу, и до сегодняшнего момента, когда я вхожу туда к нему уже просто как старый знакомый, и сажусь за стол, и большей частью молчу. Хотя иногда какие-то тосты все-таки произношу.

Однажды мы пошли в подвал, где хранится вино, вы ведь там тоже были, правда, отец Алексий? Ну, да. Это знак симпатии. Не будем говорить, что особой, но симпатии. Туда не все приходят.

И там они хранят большое количество вин. Скорее, их дарят, потому что там огромное количество грузинских вин и разных других. И вот там мы пробуем, и он пробует, и видно, что он хочет, чтобы обязательно восхитились. Потому что ему очень хочется, чтобы в Грузии было хорошее вино, чтобы в Грузии была хорошая, построенная церковь.

Правда, Троицкий собор замечательный? Он тезка вашей церкви, мне это очень приятно. Он пока не расписан. И, может быть, вы знаете, что эскизы этой росписи у него есть. Он сам их предлагал.

Он хочет, чтобы собор выстоялся, и чтобы его не заполнять росписью сразу. Может быть, сначала будет одна фреска, потом она постоит, потом посмотрят, как это все будет лежать, как устроится она душевно. Будет ли она комфортна для тех людей, которые туда приходят, для самого храма. Потом другая. И если я буду произносить тост на его дне рождения, я ему пожелаю, чтобы он увидел храм целиком расписанный. Потому что это будет очень нескоро.

О. Алексий Уминский: Да. Ну, дай Бог, ему это увидеть. Я видел, кстати, эти эскизы, он мне показывал в мой прошлый приезд, специально меня провел в то помещение, где огромные эти эскизы. Причем он их делает как некую авторскую копию фрески, которые находятся во Мцхете, такой запрестольный огромный образ Спасителя с совершенно детским лицом, удивительно.

Юра, а вот сегодня, после этой ужасной, безумной войны восьмого года, его переживания по отношению к России, по отношению к Русской церкви, по отношению надуманного противостояния между Россией и Грузией - что он об этом думает, говорит?

Ю.Рост: Тут я боюсь цитировать, потому что во всякой цитате всегда бывает фальшь. Человек обычно повторяет то, что он сам говорил. Но, я помню, что накануне войны, мы проехали из Лондона в Тбилиси на мотоциклах за семь дней – пять с половиной тысяч. И они нас там встречали.

И на следующий день я пошел каяться и хвастаться одновременно, потому что мне хотелось, чтобы он сказал: «Да, Юра – вот с такой интонацией, - вы действительно проехали на мотоцикле? Это невероятно». Или что-нибудь в этом роде. Он так по-детски удивляется, хотя все знает на самом деле.

Я ехал на грузинском мотоцикле, и у меня на мотоцикле был флаг грузинский, потому что почитатель его, Леван Васадзе, тоже был членом команды, это его были мотоциклы, он дал мне один, и у меня на ящиках были грузинские флаги. И Леван там был. Это было накануне, за день до войны. Не было у него ощущения, что это начнется. А он никогда политикам не давал советы, как мне кажется. Во всяком случае я не знаю этого.

Потому что у него была собственная, внутренняя политика, основанная на логике отношений, на огромной дружбе, на прекрасном знании грузинской культуры и блестящем знании русской культуры, потому что он учился в академии, в Сергиевом Посаде. И знаю, что у него были хорошие отношения с прежним Патриархом Алексием. Потому что они были тогда студенты и как-то находили общий язык. Это я знаю. Потому что мы с ним разговаривали.

Однажды я хотел каким-то способом ответить на его подарки, и мне подарили большое такое, бисером вышитое, яйцо очень красивое, там как раз Лавра была. И я схватил под мышку это яйцо и повез его туда. И я счастлив, что это яйцо он не выставил никуда, оно где-то у него там, потому что это память о тех годах, которые он провел вместе с Патриархом в России. У него очень хорошее отношение к России, и к русским вообще. То есть, у него вообще хорошее отношение к человеку.

О. Алексий Уминский: Ко всем.

Ю.Рост (продолжает): Ко всем, конечно.

Когда наш любимый Гоги Харабадзе читал свои знаменитые диски, он параллельно делал еще антологию грузинской поэзии. И в разгар антирусской кампании и антигрузинской кампании здесь Патриарх посоветовал ему: «А, может быть вы, Гоги, прочтете грузинские переводы русских поэтов?». Эти переводы вышли.

Как-то рядом с ним хочется стать лучше, но не потерять себя. Потому что в этом нет необходимости. Не надо ничего: ни надувать щеки, ни делать умные глаза, ни печалиться там, где это абсолютно неуместно, не нужно делать вид, что ты знаешь что-то. Он все прекрасно понимает, он понимает тебя таким, как ты есть. Вот.

Вопрос: Здорово. За тридцать лет, что вы снимаете его, как меняется его лицо?

Ю.Рост: Я обычно снимаю, стараюсь снимать пожилых людей и детей. Пожилым людям уже нечего придуриваться и строить разные виды какие-то. Дети еще не умеют.

Но есть лица, от которых веет таким достоинством и спокойствием. Вот у него такое лицо и в молодости было. Не в ранней молодости - ему было, наверное, где-то 45 - 48 лет. Но у него было вот это спокойствие, доброжелательность необыкновенная.

И есть люди, при которых надо все время говорить, потому что иначе возникает пустота, провал, и потом ничего восстановить нельзя. При нем можно молчать, потому что какой-то диалог все равно происходит. И он спокойно терпит эти паузы, они ему нужны. И тебе эти паузы пригодятся просто для того, чтобы осознать что-то в себе.

А я помню, что раньше мне удавалось снять его с копной волос. Как-то один или два раза только я застал, когда на нем не было митры. Его лицо с годами не потеряло детскость. Оно стало значительным, оно хорошо стареет. Это такое качество очень достойных людей. Видно, что это пожилой, очень пожилой человек. Но, вот это детское выражение лица, особенно, когда он улыбается, ну, хочешь - не хочешь все равно ты тоже улыбаешься.

И еще он заговорщик. Он находится с тобой в заговоре. То есть, он что-то тебе такое скажет, смотрит, как ты реагируешь, объединяется с тобой же против тебя как будто в шутку. Это очень симпатично. И способность его так разыгрывать, нежно, тонко и точно. Это все свидетельствует о том, что когда-то, очень давно, в Грузии и в России кто-то сделал очень точный выбор. Вот они подарили Грузии такую личность – выдающуюся личность, которая ничем себя не выдает.

Значительность его внутри, иногда ему тяжело общаться, но он все равно преодолевает.

Я смотрел вот этим летом, как он стоит на службе. Это жара, а я в рубашке, а он стоит, я представляю, как ему тяжело. Но, он стоит.

О. Алексий Уминский: Часа четыре-пять причем происходит.

Ю.Рост: Да, да. Я не знаю сколько, но очень долго. Любопытно, у него там в церкви обычно такие духовные сыновья. Там сидит Эльдар Шенгелая, Гоги Харабадзе, еще какие-то писатели, переводчицы - они все сидят, а он стоит. Потому что тяжело. Никаких претензий, никогда.

И в церкви какой-то праздник, там бегают дети, женщины грузинские большей частью одеты в черное, когда в церковь приходят. Но молодые, когда приходят с голыми ногами, абсолютно это его не волнует. Какая разница какие, тем более, если ноги хорошие.

У меня друг есть очень близкий, Вано Месхишвили, это гениальный сердечный хирург, он работает в Германии. И иногда Илия II приезжает туда в Германию на обследование. Потому что в Грузии врачи к нему относятся очень хорошо, но они могут сделать то, что могут. А в Германии сделают то, что надо, а не то, что могут.

И он тоже, Вано, мне говорит: «Вот сегодня мы сидели, разговаривали с Патриархом, а потом набежали эти грузины и не дали».

Он, конечно, находится все время в фокусе внимания, и люди, проявляя к нему свою любовь, нежность, дружбу, иногда бывают по-восточному чрезмерны. Ему тяжело.

Вопрос: Пока были там в Грузии, общались просто с обычными людьми, которые ходят в Троицкий собор - они все говорят, что для них Святейший - это, как отец, такой вот отец народа. И мне, пока я слушал ваше общение с отцом Алексием, стало интересно – за эти годы, пока Вы общались с ним, Вы что-то новое для себя о грузинском народе поняли благодаря этому общению?

Ю.Рост: Я получил очень много, это предмет отдельного разговора. Я хочу сказать, что при нем грузины стали ближе к Богу. Не только потому что стало больше приходов, церквей. Просто если построить какую-то такую восходящую пирамиду, во главе которой стоит Святейший, то она поднялась – эта пирамида - благодаря ему.

Так мир устроен, что никто никогда не достигнет этого верха, но чем ближе, тем труднее. Труднее, потому что ты больше предъявляешь к себе претензий. И раньше вера, посещение церквей - это был, в основном, удел женщин. Женщин было всегда больше в Грузии в церквях, чем мужчин. Сейчас очень много мужчин и молодежи.

Неожиданно внутри Грузии у него, и у Православия оказались насаждаемые соперники в виде каких-то западных сект. И их стало довольно много. Поэтому присутствие Илии II – оно тоже ограждает.

Жена Гоги Харабадзе, Бэла – она воцерковленная - прибила на двери крест православный для того, чтобы эти посетители не ходили. Очень много ходили по домам, я уже не знаю, какие.

О. Алексий Уминский: Ну, в начале девяностых, как и в Москве.

Ю.Рост: После, уже это было при Саакашвили тоже.

О. Алексий Уминский: Ну, тогда, видимо, он еще дал какой-то карт-бланш для американцев.

Ю.Рост: Бэла крестом отбилась от них.

О. Алексий Уминский: Ну, здорово.

Вопрос: Может быть, еще короткий последний вопрос. Вот Вы рассказывали сейчас про тбилисские события, про ту драматичную фотосессию, которая у Вас была, когда и пленка потерялась. Среди портретов Святейшего, которые Вы делали, какой Вам лично нравится?

Ю.Рост: Мне честно, всегда нравятся последние портреты. Потому что я убежден, что он еще жив, и он хорошо выглядит, и последний мне нравится.

Во всех портретах разное. Разное состояние его. В ранних портретах какая-то, я бы сказал, неполная уверенность в том, что его ждет. Потом появилась спокойная мудрость.

А сейчас самое главное, что я вижу в нем – это бесконечное участие в моей, в вашей и всех грузин жизни. Я вижу, что он участвует.

Отец Алексий крестил моего внука, Юру тоже, Георгием, а крестик-то ему крестильный все равно из Грузии, оттуда, из храма. И мне он подарил. Но, правда, он висит отдельно, он у меня, чтобы не потерять.

У меня два их, потому что в разные времена он мне дарил. Один крест, который он мне подарил очень давно, сын носит. То есть, все мои по мужской линии - они все крещены с крестами Патриарха.

Я его ощущаю близким человеком.

Фотографии Католикоса-Патриарха Илии II: Юрий Рост

Аккуратный двор патриархии охраняют ровные ряды вечнозеленых кипарисов, торчат клумбы осенних цветов. Святейший отдыхает в кресле после вечерней службы. Чашка недопитого чая, на тарелочке несколько ломтиков яблок и дольки мандарина. Дарю ему настенные часы с контуром питерского Казанского собора.

– Спасибо. Я очень люблю Петербург. Хочу, чтобы грузинское и российское время совпадало, и не только на часах. Что значит для меня Россия сегодня? То, что значила всегда. Россия – это страна, которая ищет свой истинный путь. Именно в ней я получил свое духовное образование, окончил Московскую духовную семинарию и академию. Там сложилось мое мировоззрение, там окончательно сформировалось мое душевное состояние. Я с большим уважением отношусь к России, я молюсь за Россию.

Понимаете, вера – это основа всего. У России и Грузии единая вера, но мы отдалились друг от друга. Меня это очень печалит. Нашим странам просто необходимо вернуться к диалогу. Ведь Грузия является уделом Божией Матери. Политики пытаются наши народы оторвать друг от друга, но, слава богу, им это не удается. Верю, что наши народы найдут в себе силы и мудрость остановиться, посмотреть друг на друга. Наше общее не нужно пристально разглядывать, оно очевидно. Нельзя дальше разбегаться друг от друга, нужно попросить друг у друга прощения, сделать выводы и начать диалог.

Одни православные не должны бомбить других православных. Нашим политикам просто необходимо сесть за стол переговоров и договориться. По-другому быть не может. Передайте России мои самые теплые пожелания добра и благополучия.

…А ведь прав Святейший! Я убедился: наши народы действительно не смогли оторвать друг от друга. Рядышком с тбилисской площадью Свободы, чуть потемневший от осени, но все еще шумящий зелеными кудрями пушкинский сквер. В центре которого памятник Пушкину, возле него я обратился к доброму десятку людей с одним вопросом: “Скажите, Россия – это кто?”. Ответы были похожие, как наша вера…

“Друг и сосед”, – чаще всего говорили люди.

– Я с русскими по Интернету общаюсь. Девчонки у вас очень красивые, – сказал четырнадцатилетний Вахтанг.

А раз юность Вахтанга, знающего Россию, увы, только по Интернету, все еще созвучна с мудростью Святейшего Патриарха, то у нас впереди единственный путь. Быть максимально рядом.

Справка “РГ”

Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II (Ираклий Гудушаури-Шиолашвили) родился 4 января 1933 года во Владикавказе. В 1957 году студент II курса Московской Духовной академии был пострижен в монахи с именем Илия. В 1959 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий I рукоположил иеродиакона Илию в иеромонаха. 23 декабря 1977 года Илия II был избран Католикосом-Патриархом всея Грузии. Интронизация Илии II состоялась 25 декабря 1977 года.

HTML-код для вставки на сайт или в блог:

– Ваше Высокопреосвященство, благословите. Благодарим вас, что вы согласились поговорить о таком удивительном человеке, как Святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. Он очень многое сделал для Церкви и Грузии. Как вы думаете, как ему это удалось?

– Хочу поприветствовать читателей сайта Православие.Ru и поздравить с наступающим праздником Святого Рождества Христова и новолетия, всем пожелать Божьей милости, радости и крепкого здоровья.

Этот год является юбилейным для нашей Церкви и нашего Святейшего Патриарха-Католикоса всея Грузии Илии II, поскольку 25 декабря исполняется 35 лет со дня его интронизации, а 4 января 2013 года – 80 лет со дня его рождения. Годы своего служения Святейший назвал «солнечной ночью». Он говорит, что они были тяжелыми годами, годами испытаний, и если бы его не поддерживала милость Божия и любовь людей, ему было бы трудно все это преодолеть.

Мне посчастливилось некоторое время жить в Патриаршей резиденции в Тбилиси, где я мог воочию наблюдать, как живет Святейший. Каждое утро он начинал с молебна святому дня и каждый вечер молился за вечерним богослужением. После того, как в Патриархии был обустроен храм святого Илии Пророка, Святейший каждый день присутствовал на литургии, которую служили жившие там священники. Вспоминается его глубокий молитвенный настрой. Во время служб Патриарх всегда поминал большое число людей из своего помянника. Как бы поздно он не возвращался, каким бы уставшим он ни был (например, после возвращения из зарубежного путешествия), он всегда шёл в храм и совершал вечернее правило, всегда приносил благодарение Господу и лишь потом позволял себе отдыхать.

Этот молитвенный настрой чувствуется во всех словах и деяниях Патриарха, даже в самом здании Патриархии. Святейший не пропускал ни одной службы, в праздники и воскресные дни сам всегда служил литургию и призывал всех священнослужителей и монахов любить богослужение, совершать его со страхом Божиим, исправно и с глубоким благоговением.

В резиденции Патриарха всегда много народа, особенно в праздничные дни. Приемы идут с утра и до позднего вечера. Часто мы, молодые архиереи, чувствуем усталость к концу дня, в особенности, если в этот день много мероприятий, а Католикос-Патриарх, несмотря на годы, бодро стоит на ногах, встречает каждого пришедшего, всем улыбается и ни одним жестом не выдает усталости, озабоченности или обременения. Радость, находящаяся в нем, передаётся всем людям, которые к нему приходят. Это уникальное его свойство: рядом с ним становится мирно, спокойно и радостно. И это чувствуют все, не только мы, чада Церкви, но и люди, которые приходят к нему с разными официальными визитами: члены правительства, парламента, иностранные гости. Умиротворение, которое присутствует в Патриархе, разливается вокруг него, касается сердец всех находящихся рядом людей.

Святейший почти всю жизнь (если исключить годы обучения в школе) провел в лоне Святой Церкви. С раннего детства он посещал храм. Его родители были верующими людьми, они построили храм в честь святой Нины во Владикавказе. В 18 лет Ираклий, про – так звали Патриарха до пострига, – поступил в семинарию, а затем и в Академию в Сергиевом Посаде, учился в обители преподобного Сергия Радонежского. Церковь стала для него жизнью, и сам он всю свою жизнь посвятил служению Церкви.
Вместе со своей Церковью и своим народом он прошел все невзгоды коммунистического режима, все тяжести первых лет независимой Грузии, трудности 90-х годов, гражданской войны. Святейший Патриарх своим примером, своим словом, а самое главное, своей добротой и доброделанием поддерживал народ Грузии. Доброту Патриарха чувствовали на себе тысячи людей: он помогал семьям погибших во время событий в Цхинвали, в Абхазии, семьям погибших в гражданской войне, людям, которые остались без кормильцев – вдовам, сиротам, старикам, да и вообще всем людям, которые просто попали в беду, кто оказался в тюрьме. Его доброта и милость охватили всю Грузию.

Святейший Патриарх Илия является отцом грузинского народа, пользуется самым высоким авторитетом в нашей стране. Этот авторитет зиждется на вере в Бога и на добродетелях.

Святейший Патриарх всегда подчеркивал, что власть Церкви – власть небесная, а не земная, что Церковь добивается лишь того, чтобы люди увидели красоту Божию, почувствовали милость Творца к людям и возымели желание общаться с Богом. Вот к чему призвана Церковь. Ее главная задача состоит не в том, чтобы копить земные богатства и даже не в том, чтобы строить многочисленные храмы и монастыри, а в том, чтобы возрождать людские души. Патриарх всегда напоминает об этом молодым священнослужителям.

Авторитет Святейшего давно вышел за пределы нашей страны. Его уважают не только как церковного деятеля, который всегда призывает к миру, взаимоуважению и любви, но и как очень талантливого человека, иконописца и композитора. Он написал множество церковных и симфонических произведений – прекрасных образцов классического музыкального искусства. Его свойство творить, творить красивое и ценное, проявляется во всем. Все вокруг него окутано красотой, любовью и возрождением людских душ.

Оценка трудов Святейшего впереди. А мы просто счастливы, что живем в одно время с этим великим человеком, трудимся вместе с ним в деле воссоздания Грузинской Церкви и грузинского государства. Мы благодарны Патриарху за то, что он дал нам эту возможность, поскольку все нынешние члены Священного Синода Грузинской Православной Церкви лично рукоположены Патриархом Илией II.

– Есть поговорка: «Человек становится великим тогда, когда у него есть великий учитель». Вы очень близко общаетесь с Патриархом и наверняка знаете, кого он считает своими учителями и духовными наставниками.

– Святейший много рассказывает о тех людях, с кем имел духовное общение, вспоминает своих учителей по семинарии и академии – ректоров и педагогов. Часто вспоминает об архимандрите Шио (Дзидзава) из Теклатского монастыря и Святейших Патриархах – грузинских Каллистрате и Ефреме и московском Алексии I, о , об архимандрите Серафиме (Романцеве), который служил в Сухуми, о схиархимандрите Виталии и других священнослужителях. Среди них были и его прямые наставники, и те, чей пример назидал. Святейший рассказывает нам о том, как они жили, как служили, что говорили. Все эти люди имели глубокое влияние на его духовное становление, и он вбирал в себя их добродетели: их мудрость, терпение, молитвенность, милосердие, манеру общения с людьми. Сейчас он все это щедро передает нам.

– Были ли у вас какие-нибудь интересные истории, связанные с Патриархом Илией II?

– Многое было. Я расскажу только один случай.

Однажды меня, тогда ещё простого монаха, послали в Патриархию по делам. Это было в те годы, когда Патриархия обустраивалась. Привезли кипарисы, те самые, что сейчас растут во дворе. Тогда их нужно было посадить. Я шёл по двору, а в голове роились дурные мысли. И вдруг ко мне подошел послушник и сказал: «Святейший говорит: “Там монах ходит по двору, у него в голове дурные мысли, позовите его, пусть он вам поможет посадить кипарисы”…».

– Значит, он прочитал ваши мысли?

– Я не знаю, как это произошло, но я очень хорошо это помню.


– А можете ли вы вспомнить какую-то литургию, которую вы служили со Святейшим?

– В акафисте «Слава Богу за всё», написанном митрополитом Трифоном, есть слова: благодарю Тебя, Господи, за благодатные ощущения и удивительную легкость, которую мы ощущаем во время богослужения, это и есть прикосновение Твоей благодати к нашим душам. И это благодать чувствуется, когда литургию служит Святейший Патриарх Илия II.

– Всем грузинам известна написанная Патриархом Илией песня: «Я устал, я устал. Приди ко мне, Господь!» Вы не знаете, когда и в связи с чем он ее написал?

– Это песнопение было написано во время его служения в Батуми.

– Ваше Высокопреосвященство, владыка Андрей, мы благодарим вас за беседу. Что лично вы бы могли пожелать Святейшему Патриарху Илии в его юбилей?

– Я бы пожелал в первую очередь здоровья и многих лет жизни нашему Католикосу-Патриарху. Он нужен всем нам: и Церкви, и народу. Если кто-то не понимает того значения, которое Святейший имеет в современной истории Грузии, то я скажу вам, что Патриарх Илия – это тот человек, кто объединяет вокруг себя всех людей Грузии, несмотря на их вероисповедание и национальность. А ещё я пожелал бы всем нам, чтобы патриаршее слово было всеми нами услышано, понято и исполнено.

В Ветхом Завете древнеизраильский пророк (9 в. до н.э.). Илия борец за утверждение культа Яхве как единственного в Израильском царстве, борец против идолопоклонства. Илия имеет лик нищенствующего аскета подвижника. В Библии Илии посвящён целый… … Исторический словарь

1) и, жен. Редк.Производные: Иля; Илюша.Происхождение: (Женск. к (см. Илья))2) и, муж. Стар. форма имени (см. Илья). Словарь личных имён. Илия См. Илья … Словарь личных имен

Илия: Илия мужское имя, вариант имени Илья. Илия библейский пророк в Израильском царстве. Илия (Илья) деревня Вилейского района Минской области Беларуси … Википедия

- (евр. Çliyyâh, «бог мой Яхве» греч.Ήλίας), в ветхозаветных преданиях (3 я и 4 я книги Царств) пророк. Он предстаёт как ревнитель Яхве, борец за утверждение его культа как единственного в Израильском царстве, вступающий в борьбу с жрецами и… … Энциклопедия мифологии

Илия - (ИЛЬЯ ПРОРОК) персонаж Ветхого Завета, пророк времен царя Ахава, вел борьбу с самим Ахавом и его женой Иезавелью. Когда И. беседовал со своим сподвижником пророком Елисеем, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные и разлучили их обоих и… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

- (Елия) (евр. Элийя, Элийяху, мой Бог Яхве): 1) пророк, чье прозвище Фесвитянин, означает, что он родом из Фесвы в Галааде (3Цар 17:1). Израил. царь Ахав (871 852 гг. до Р.Х.) был совращен своей женой см. Иезавелью на служение Ваалу. По его… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Ираклий Георгиевич Гугушаури Шиолашвили (р. 1933), католикос патриарх всея Грузии с 1977. В 1959 принял монашество. С 1963 епископ, с 1969 митрополит. С 1979 один из президентов Всемирного совета церквей … Энциклопедический словарь

Илия - (Elijah) (9 в. до н.э.), евр. пророк во времена царя Ахава. Он был призван, как об этом сказано в Ветхом завете, укреплять веру израильтян в Бога, бороться с поклонением др. богам и способствовать установлению обществ, справедливости. И. осуждал… … Всемирная история

Илия - Илия/, и, муж. устаревшая форма имени Илья … Словарь личных имён и отчеств

- (мой Бог моя крепость, или Бог есть Господь), Фесвитянин, из Галаадского селения Фесвы, в колене Неффалимовом, замечательнейший после Исаии из ветхозаветных пророков, и глава общества сынов пророческих в царстве Израильском (3Цар.17:1). В первый … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Илия, Op. 70 , Мендельсон, Феликс. Репринтное нотное издание Mendelssohn, Felix`Elijah, Op. 70`. Жанры: Sacred oratorios; Oratorios; Religious works; For 4 voices, mixed chorus, orchestra; For voices and chorus with orchestra;…
  • Илия, Op. 70 , Мендельсон, Феликс. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Репринтное нотное издание Mendelssohn, Felix "Elijah, Op. 70" . Жанры: Sacred oratorios; Oratorios;…
  • Я все переживаю с вами. Житие и поучения преподобного старца Алексия Зосимовского , Илия Четверухин, Е. Л. Четверухина. Воспоминания о преподобном Алексии, старце Зосимовой Смоленской пустыни, принадлежат священномученику протоиерею Илье Николаевичу Четверухину и его супруге, Евгении Леонидовне. Никто лучше,…


Одна из секций Рождественских чтений была посвящена храмовой архитектуре. В ходе дискуссии священник и архитектор Андрей Юревич поставил коллег перед проблемой отсутствия в Русской Православной Церкви современной церковной архитектуры


6 мая Церковь празднует память одного из самых почитаемых христианских святых - великомученика Георгия Победоносца. С его именем связано много различных, порой не очень согласуемых друг с другом легенд. Исторические мотивы, церковное предание и народные сказания нашли отражение в иконографии святого


Сегодня мы расскажем об одной из самых ярких региональных архитектурных традиций, сложившейся в уральском городе Туринск и его окрестностях. Как правило, специалисты применяют к региональным школам XVIII века, расположенным за Уральским хребтом, общее название - «сибирское барокко». Однако название это очень условно - слишком уж разнообразна сибирская архитектура тех времен. Но в нашем случае можно определенно сказать: перед нами «туринское барокко»


На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.


Современные представления о труде иконописцев все чаще связывают написание икон с трудами профессиональных мастеров. Кажущаяся простота некоторых икон отнюдь не означала, что мастер не мог написать красивое высокохудожественное произведение. Дело было в цене. О стоимости иконописных работ во второй половине XIX - начале ХХ века и о принципах ценообразования в иконописи рассказывает искусствовед Жанна БЕЛИК


20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.


Наш корреспондент встретился с известным ученым-византинистом, доктором искусствоведческих наук, профессором Ольгой Сигизмундовной ПОПОВОЙ, чтобы расспросить ее о том, как приходят к византийскому искусству, и выяснить, что мы не понимаем и никогда не поймем в Византии.


6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.


Четвертое воскресенье Великого поста посвящено св. Иоанну Лествичнику. Почему на иконе «Лествица» автор одноименной книги преподобный Иоанн Лествичник изображен без нимба? Почему бесы как только не изощряются, чтобы стащить монахов вниз, а ангелы вроде держатся в стороне? Разобраться в происходящем с помощью специалистов попыталась наш корреспондент.


Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.


Прошло 25 лет с начала нового церковного строительства в России. Первым построенным в новейшей российской истории храмом можно считать Введенскую церковь в поселке Сухарево Белгородской епархии. Она была заложена в 1986 году, освящена к 1000-летию Крещения Руси в 1988-м (архитектор Андрей Родыгин)


Первое воскресенье по Пасхе называется Фомино Воскресение. Почему же именно Фоме, да еще прозванному Неверующим, специально выделено воскресение, сразу же следующее за Воскресением Христовым? Не Петру, как главе общины апостолов, не Андрею, призванному самым первым, даже не Иоанну, который был любимым учеником Иисуса, а Фоме.


Современная церковная архитектура не сложилась как единый стиль, но есть попытки разных людей - архитекторов, попечителей, священников - построить современный храм. Собственно, современным храмом является любой храм, который строят сейчас, независимо от того, на образцы какого века ориентируется храмоздатель


Люди всегда пытались представить то, что ждет их после смерти, и то место, куда отправляется душа для встречи с Богом. Изображения рая в русской иконописи полны деталей, дающих человеку возможность составить свой зримый образ Небесного Царства


В Успенской звоннице Московского кремля открылась уникальная выставка, на которой любители иконописи впервые получат возможность увидеть иконостас Кирилло-Белозерского монастыря целиком. Дело в том, что сегодня иконы из этого знаменитого иконостаса хранятся раздельно в трех различных музеях страны. Посетители выставки увидят иконостас таким же, каким он был в XV веке


В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ Как выглядел Николай Чудотворец?
Память одного из самых любимых нашим народом святых - святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.


Сегодня Царские врата - обязательная часть иконостаса православного храма. Они находятся в центре иконостаса и являются главным входом в алтарь. Однако примерно до VIII века иконостасов в храмах не было, а понятие «Царские врата» появляется уже в IV веке. Почему эти врата «Царские» и каково их значение - объясняют старший преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ