Какие чувства вызывает рассказ лев и собачка. Нравственная идея в рассказе Л.Н.Толстого «Лев и собачка». Проверка домашнего задания

Прочтите афоризм, записанный на доске.

«ДОБРО, КОТОРОЕ ТЫ ДЕЛАЕШЬ ОТ СЕРДЦА, ТЫ ДЕЛАЕШЬ ВСЕГДА СЕБЕ» Л.Н. Толстой

Как понимаете эти слова? (Твое сердце его требует. Если добро искреннее, то ты сам получишь от него удовлетворение).

Всё, что мы делаем, всегда возвращается нам как бумеранг. Добрые дела –добром. Помните об этом!

Повторение знаний, полученных на предыдущем уроке.

Что вы уже знаете об этом писателе?

Лев Николаевич был очень добрым, щедрым человеком и умел чувствовать чужие беды и страдания. И эти качества он сохранил в себе до конца жизни.

С каким произведением Л.Н. Толстого мы познакомились на предыдущем уроке? («Прыжок»)

Проверка домашнего задания

А насколько внимательно мы изучили произведение, сейчас проверим. У вас на партах лежат тесты. Вам предстоит внимательно прочитать задание, и отметить кружком правильные ответы.

Тест. Выбери правильный ответ.

1. Почему у отца было в руках ружье?

а) собирался наблюдать за морем

б) собирался покормить обезьяну.

в) собирался охотиться

2. Что сделал капитан?

а) прыгнул за борт

б) выстрелил в воздух

в) выстрелил в мальчика

г) выстрелил в обезьяну

3. Что закричал капитан?

а) «Помогите!»

б) «Прыгай сейчас в воду! Застрелю!»

в) «Стой на месте!»

г) «Назад!»

4. Что сделал мальчик?

а) ухватился за канат

б) ухватился за край паруса

в) прыгнул в воду

г) повис на перекладине

5. Что сделали матросы?

а) полезли на мачту

б) натянули под мачтой полотно

в) прыгнули в воду

г) тоже стали стрелять

6. Как спасли мальчика?

а) вытащили из воды и откачали

б) поймали на натянутое полотно

в) сняли с мачты

7.Что после этого сделал капитан?

а) убежал к себе в каюту и заплакал

б) упал на палубу, заплакал

в) отнес мальчика в каюту.

8. Темой произведения является?

а) преодоление страха

б) желание поймать обезьяну

в) смелость отца

Поднимите руки, кто справился /не справился с тестом.

В чем причина ошибок?

Пробное действие.

Сейчас, предлагаю, поработать в парах. Правила работы в паре (повторить).

Посоветуйтесь и нарисуйте на листе КЛЕТКУ.

Обсудите в парах , что вы нарисовали (обсуждают);

Если вы увидите подобный вариант, руку поднимать не нужно.

(каждая пара предлагает свои варианты ответов, выставляет неповторяющиеся рисунки)

– На доске появляются рисунки:

клетка для птиц или зверей.

шахматная клетка.

ткань в клетку.

клетка (тетрадная)

Дополняет учитель своими рисунками:

лестничная клетка.

грудная клетка.

клетка живого организма.

Что можете сказать о слове КЛЕТКА? Какое оно? (Многозначное)

– Как вы думаете, когда клетка имеет положительное, а когда отрицательное значение?

Мнения детей разделились.

Положительные характеристики

Без клетки не мог бы существовать организм

Злых зверей держать (хищников), чтобы не покусали

Перевозить кошек

Чтобы не падать на лестнице

Скатерть в клетку красивее

Не смогли бы играть в шашки/шахматы без клетки

Грудная клетка защищает внутренние органы (дополнение учителя) и т.д.

Отрицательные характеристики

Браконьеры ловят зверей в клетках

Жестоко в клетках держать животных

Птица разучится летать в клетке

Клетка отделяет от своего родного дома

Животным лучше на воле, чем в клетке и т.д.

Клетку придумал человек. Она может стать как украшением, так и средством защиты, в том числе и от диких животных.

Программное содержание: учить детей пересказывать текст, совершенствовать интонационную выразительность речи, добиваться последовательности в изложении содержания, обогащать словарный запас определениями, наречиями, глаголами, анонимами.

Ход занятия

Ребята послушайте одно из произведений Л. Толстого «Лев и собачка» (воспитатель читает быль).

Ребята, как вы думаете, какое это произведение по жанру? Сказка, стихотворение, рассказ?

Почему? (здесь нет сказочного сюжета, нет рифмы).

Это быль, так как в основу легли реальные события, которые происходили на самом деле.

Какие события происходили: грустные или весёлые?

Какими словами ещё можно назвать это произведение, эти события? (грустные, печальные, тоскливые).

Где происходят события? (в зверинце).

Кто главный герой? (лев и собачка).

Что можно сказать о льве? Какой он? (величественный, большой, могучий, лохматый, царь зверей, красивый, грациозный).

А какая собачка? (маленькая, трусливая, жалобная, добрая, игривая, весёлая, дружелюбная).

Что было в начале? (собачку бросили в клетку льву на съедение).

Как повел себя лев, когда к нему бросили собачку? (лев обнюхал собачку, тронул её лапой смотрел на собачку, поворачивая голову со стороны на сторону, и не трогал собачку).

Как вела себя собака? Что она делала? (вначале она поджала хвост и прижалась в угол клетки, потом легла на спину, подняв лапки, и стала махать хвостиком, становилась на задние лапки перед львом).

Как жили лев и собачка в одной клетке? (Они подружились. Когда льву дали кусок мяса, он оторвал кусок и оставил собачке. Собака спала положив свою голову на лапу льву. Они ели вместе, спали вместе, а иногда и играли.)

Что произошло однажды? (барин пришел в зверинец и, узнав свою собачку, хотел забрать её обратно.)

Как повел себя лев, когда собачку попытались взять из клетки? (Лев ощетинился и зарычал).

Сколько времени лев и собачка прожили в одной клетке? (Целый год.)

Что случилось потом? (собачка заболела и умерла).

Как вел себя лев после смерти собачки? (Он перестал есть, нюхал, лизал собачку, трогал её лапой. Он тосковал, печалился, бунтовал, рычал).

Когда в клетку льву кинули другую живую собачку, что сделал лев?

(тотчас разорвал её на куски. Он обнял свою собачку лапами и так лежал пять дней)

Что стало со львом? (Он умер.).

Ребята, как вы думаете, почему лев умер? (Он умер от горя, тоски, от боли, печали.).

Как бы вы могли назвать эту быль? («Печальная история», «Случай в зверинце», «Как лев собачку полюбил», «Собака и лев».).

Ребята, а вам хотелось бы, чтобы конец этой истории был другим?

Чем бы, по-вашему, могла окончиться эта история?

Сейчас я прочту вам быль Л. Толстого «Лев и собачка» ещё раз; слушайте внимательно и запоминайте.

Читаю текст.

Ребята, пересказывая, не забудьте, что говорить надо внятно, ясно, четко, громко, последовательно и выразительно.

Пересказ рассказа.

Лев Николаевич Толстой — автор большого количества рассказов, повестей, романов — писал произведения и для детей. Многие его рассказы, простые и правдивые, вошли в «Азбуку» — книгу, написанную специально для обучения крестьянских детей.

«Лев и собачка» — необычайно трогательная и грустная история о дружбе двух животных. Злые и жестокие люди бросили маленькую беззащитную собачку в клетку льву на съедение. Однако лев, всегда дикий, сильный, жестокий, её не тронул. С собачкой он был заботлив и внимателен: «Лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней». Через год собачка умерла. Поразительно горе льва, который «бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих».

Привязанность льва к собачке оказалась настолько сильной, что он разорвал другую собачку, а спустя несколько дней, умер. Толстой очень краток, рассказывая эту историю. Он не описывает чувства героев, свои впечатления и отношение к происходящему. Но этот рассказ никого не может оставить равнодушным. Мы словно чувствуем страдания одинокого льва. Правдивость автора, который ничего не приукрашивает и не смягчает происходящие события, только усиливает впечатление. Это рассказ о преданности и верности. Прочитав его, чувствуешь грусть, печаль и восхищение.












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Ознакомить с произведением Л.Н.Толстого “Лев и собачка”

Задачи:

  • образовательные:
    • продолжить работу над анализом художественного произведения,
    • отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;
  • развивающие: развивать познавательный интерес, сознательное восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре;
  • воспитывающие: воспитывать доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность.

Формируемые УУД:

  • регулятивные - умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища;
  • познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;
  • коммуникативные – умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Программное обеспечение: учебник – литературное чтение “Живое слово” 3класс, тетради, книги Л.Н.Толстого – для викторины, компьютерная презентация по материалу урока, диск “голоса животных”, листы А-4;

Технология: исследовательская, коммуникативная, по типу управления познавательной деятельности.

Методы: проблемно-поисковый, объяснительно- иллюстративный, работа в группах, в паре, использование ИКТ.

Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.

Ожидаемые результаты.

  • вызвать у учащихся сочувствие, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело;
  • увеличение интереса к литературным произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора;
  • повышение эрудиции и словарного запаса детей;
  • развитие фантазии, творческого воображения;
  • совершение доброго поступка по отношению к животным;

План урока

1. Создание ситуация успеха.

2. Постановка учебной задачи.

Решение кроссворда “животные”;

Работа над стихотворениями о собак;

3. Решение учебной задачи.

Работа над рассказом “Лев и собачка”;

Творческое задание №1 по группам;

Творческое задание№2 в паре;

4. Физкультурная пауза.

5. Рефлексия.

6. Информация о домашнем задании.

Ход урока

I. Создание ситуация успеха.

Доброе утро, мои дорогие! Как настроение? Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает приятному общению. Поднимите красивые глазки на меня. Начинаем урок литературного чтения. Пусть этот урок несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

II. Постановка учебной задачи.

Решение кроссворда. “Животные” (слайд № 1)

а) Под соснами, под ёлками лежит клубок с иголками. (Ёж)

б) Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса
Кто же это? (Лиса)

в) По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан. (Овца)

г) Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)

д) Он огромен, полосат,
А вообще – то, кошке брат. (Тигр)

е) Меня по хоботу, ушам
Легко узнать и малышам. (Слон)

ж) Среди двора стоит копна,
спереди вилы, сзади метла. (Бык)

ж) Кто зимой, забыв тревоги,
Крепко спит в своей берлоге? (Медведь)

Ключевое слово “животные”. Про животных будем читать.

А вот про кого? Отгадайте!

Я – лучший сторож дома,

И с детства всем знакома. (Собака) (слайд № 2)

2) Работа над стихотворениями (слайд № 3)

Жила-была собачка,
По кличке Чебурашка,
Курчавенькая спинка,
Забавная мордашка
Хозяйка к ней настолько
Привязана была
На рынке покупала
Куриную печёнку
В одно и то же время
Кормила собачонку
А та жила в довольстве.

Бедная собачка – бросили её
Бедная собачка – где ее жильё?
Злой хозяин, вредный, выгнал за порог
Перед нею, бедной, нет уже дорог.

Прочитайте стихотворения. Первый раз про себя, второй – вслух, выразительно, на публику. Не забудьте, вы должны увлечь слушателя. А этому поможет что? Правильно, интонация!

Вчитайтесь и вслушайтесь в это стихотворение! Можно ли читать их одним тоном? Что вы хотите сказать? Какие мысли и чувства вызвало первое стихотворение? А второе? (Ответы детей.)

Учитель: Дети, у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? Расскажите! Что интересного знаете о собаках? (Дети рассказывают о своих младших друзьях)

Собака – друг человека, верные друзья, никогда не передаёт своего хозяина. Собаки раньше были дикими животными, человек приучил собаку, и собака теперь помогает человеку всю жизнь. В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака - брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Мы должны жалеть наших младших бессловесных братьев, проявлять чуткость к ним, защитить их в нужный момент. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. Добро начинается с любви к живому. Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой.

Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных”, куда люди обращаются с различными жалобами и просьбами в защиту животных. Помогают пристроить в хорошие руки, создают приюты для бездомных животных.

Длина - 2м 40см, вес – 230кг (Показ рисунка льва, слайд № 4)

III. Физкультминутка

IV. Решение учебной задачи

1. Работа над рассказом “Лев и собачка”

а) беседа.

Мы сегодня ребята продолжим читать рассказы Л.Н.Толстого. (Портрет Л.Н.Толстого, слайды № 5, №6 ) Вспомните, какие рассказы читали в 1классе? Во 2 классе? Какие рассказы вы ещё знаете? (Выставка книг Л.Н.Толстого, слайд № 7 )

Молодцы! Прекрасно! Вы можете найти эти книги в школьной библиотеке и читать. Открыли учебник. Как называется рассказ? (“Лев и собачка”).

О чем нам может рассказать заголовок? (Речь пойдет о хищном льве и собачке. О маленькой собачке и огромном льве.)

б) чтение рассказа учителем.

(Рассказ очень грустный. Я чуть не заплакала. Собачку жаль, и когда она умерла, и когда в клетку попала. Льва тоже жалко)

Мне понятны ваши чувства. Давайте ещё раз перечитаем.

в) чтение вслух детьми.

г) словарная работа

Ребята, о каких словах хочется поговорить? Какие слова вас интересовали? (Лондон, барин...)

Много стран на свете. Наша страна называется...Россия. Столица – Москва.

Есть страна Англия. Столица Англии – Лондон. Барин – богатый человек.

д) Работа над содержанием рассказа.

Ответы на вопросы (слайд №8 )

Как вы думаете, почему лев не тронул собачку? Лев до этой собачки съедал множество собак. (Понравилась собачка с первого взгляда, пришлась по сердцу, по душе, полюбилась. Захотел дружить с собачкой. Собачка была забавной)

Как знакомство льва и собаки переросло у них в чувство дружбы и привязанности друг к другу. Подтвердите это словами из текста.

Выборочное чтение

В чем проявилась забота льва по отношению к собачке? (Оставлял ей еду. Спал рядом с собачкой. Никого не подпускал к собачке. Играл иногда с ней. Лев заботился как старший друг, он был очень нежный и ласковый, заботливый, защищал её и не отдавал никому.)

Когда они так счастливо жили, что же произошло? (Собачка умерла. Оборвалась жизнь собачки. Не стало собачки...)

Как вел себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста (выборочное чтение)

Какими словами писатель передал сначала недоумение льва, а потом нарастание его горя? Подтвердите словами из текста(выборочное чтение)

В чем выразились любовь и преданность льва после смерти друга? (ответы детей)

Согласитесь ли вы с мнением, что лев очеловечен? (Да, чувства любви присуще не только человеку, но и животному. Любит как человек, кормит как человек. У животных такие же чувства как у людей. Любовь и преданность своему другу у льва, а затем ярость и отчаяние, горе и страдание, об умершем друге.)

От чего умер лев? (Лев умер от тоски. Он не хотел один оставаться, так как потерял друга)

2. Творческое задание №1 (Задание по группам, слайд № 9 )

  • 1 группа. Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится? Как выглядят животные? Рассказать. Озаглавить.
  • 2 группа. Найдите в рассказе завязку, кульминацию, развязку.
  • 3 группа. Викторина. Как называются эти рассказы Л.Толстого? Что из них мы узнаем?
  • 4 группа и 5 группа. Сочинить четверостишье про животных по рассказу.

Проверка.

Ответы 4 и 5 группы (Четверостишья, которые сочинили дети)

а) “Лев и собачка друзья лучших лет,
Лев и собачка прекрасный дуэт.
Дружат они без ссор и без драк,
Любит лев собачку так”

б) Лев и собачка хорошие друзья,
Им расстаться никак, никак нельзя.
А через год собачка умерла,
Зачем и почему? Лев спрашивал себя.
И от тоски он погубил себя.

3. Творческое задание №2 (работа в паре, слайд № 10)

Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление.

Проверка. (на голове детей маски льва и собаки)

Диалог:

Собака: Не тронь меня, я добрая!

Лев: Какая интересная собачка. Боишься, да?

Собака: Да, я тебя боюсь. Ты такой большой. А я ведь маленькая.

Лев: Не бойся меня, собачка. Я огромный, но добрый.

Собачка: Давай тогда дружить!

Лев: Давай, ты мне нравишься. Будем дружить! Я тебя не дам в обиду.

V. Рефлексия урока

Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы?

Подведем итог. Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?

На листочке нарисуйте свое сердечко и напишите, какие чувства там возникли, поселились ли там доброта, сочувствие, захотели ли вы совершить какой-то поступок по отношению к животным. (Дети вывешивают свои листочки на доску и подводят итог)

Учитель: Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? (К нашим чувствам.)

Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.

Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, (слайд № 11)

Да, дети. Мы замечательный рассказ прочитали с вами, но мне он не очень по душе...А вы не догадались почему? (разные ответы детей)

Спасибо! Умницы! Догадались! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! (слайд №12)

VI. Домашняя работа. Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Литература.

  1. Литературное чтение З.И. Романовская
  2. Детские книги Л.Н.Толстого. (Филиппок”, “Прыжок”, “Рассказы и басни”, “Рассказы о детях”, “Рассказы о животных” и другие)
  3. О.Т.Тищурина. Писатели в начальной школе.
  4. Интернет

По теме: "Лев и собачка".

Целью урока является раскрытие трагического смысла произведения «Лев и собачка».

Для достижения этой цели считаю необходимым помочь детям понять смысл данного литературного произведения, привить чувство любви и доброты к животным, чувство ответственности за них.

На уроке я использовала технологию нравственного воспитания с приемами проблемного обучения и ИКТ.

Результативность урока: постараюсь, чтобы урок затронул все эмоциональные струнки души каждого ребенка. Обострил чувство сострадания, ответственности за все живое, произошло осознание позиции гуманного человека.

Урок литературного чтения, 3 класс.

Тема урока: "Лев и собачка".

Технология нравственного воспитания

Тип урока: комбинированный урок.

Методы и приемы: словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение, выборочное чтение, комментированное чтение.

Цель урока: Раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка».

Задачи:

1. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.

2. Помочь понять, в чем особенность жанра “быль”.

3. Обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению.

4. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.

5. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.

6. Раскрытие детьми жизненных истин – доверие, забота, преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки.

Оборудование: портрет, презентация о жизни и творчестве, подборка слайдов по теме урока, выставка книг, детские рисунки по произведениям писателя, магнитофонная запись рассказа "Лев и собачка".

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок на наш открытый урок.

Доброе утро, дети! Доброе утро, гости!

Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Ребята, постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

II. Знакомство с биографией писателя.

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке?

Всмотритесь в лицо и глаза этого человека, ведь они могут рассказать о многом?

Постарайтесь вспомнить, чем прославился?

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель!

Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством писателя и сейчас заслушаем сообщение о жизни Толстого.

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с. Их прабабушки были сёстрами.

Отца звали – Николай Ильич, маму - Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца, .

Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков . Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но, в то же время был застенчив и рассеян. Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством , много и серьезно читал.

очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны . Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.

Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы - для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.

Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

– Что означает слово быль?

Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.

Быль

1. То, что было в прошлом.

2. Рассказ о действительном происшествии.

Посмотрите, кто это? (Лев - иллюстрация на слайде)

Что вы знаете о таком животном, как лев ? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)

А это кто? (Собака – иллюстрация на слайде)

Что можно сказать о собаке ? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)

Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет)

Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

Кто догадался, как называется эта быль ? (Лев и собачка)

IV. Работа над содержанием произведения «Лев и собачка».

А) Первичное восприятие текста.

Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.

не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».

Сядьте по - удобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?

Включается аудизапись были «Лев и собачка».

Понравился рассказ?

Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?

(О любви и привязанности животных друг к другу)

Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

Назовите главных героев были. (Лев и собачка).

Где происходит действие? (в зверинце )

Какой эпизод показался вам самым напряженным?

Было ли вам кого – нибудь жалко?

Б) Словарная работа.

Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

Смысл каких слов вам был не понятен?

Обрати внимание, эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

Б) Перечитывание текста.

Чтение детьми были « цепочкой» (по абзацу).

- Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.

В). Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения.

Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найди и прочитай ответ на мой вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).

Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.

В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью.

Подберите синоним к слову «ухватил».

В своем произведении не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.

Прочитайте, как лев повел себя ? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)

Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило?

Найди и прочитай это место.

(Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)

Почему? (он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная)

Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, могучее рычание)

По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитай.

(.. оторвал кусок мяса и поделился с ней)

Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)

Найди и прочитай этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).

Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).

Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу.

Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.

Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в не воле не весела, и не особо богата событиями.)

-Что же происходит с собачкой ? (Собачка заболела и умерла)

Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).

Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих).

Почему лев стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать).

Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал новую собачку)

Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)

Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют, был ей предан )

С кем сравнивает самого льва и его чувства?

(изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)

Прочитайте про себя последние два предложения.

Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).

Какой конец в этой истории? (печальный)

Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята – это … (дети высказывают свое мнение).

- Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему?

Скажите, пожалуйста, так могут совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу? (варианты ответов детей)

Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?

Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.

V. Итог урока: рефлексия.

Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?

Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?

- Так о чем же этот рассказ ? (О преданности и любви животных друг к другу)

- С каким чувством вы уходите с урока?

Задание на дом: Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Ваши творческие работы будут соответственно оценены.

Перед окончанием урока мне хочется подвести итог урока:

Все произведения ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.