Как восстановить храм. Первые шаги

Наше предприятие предоставляет и выполняет полный спектр работ и услуг в сфере храмового строительства. Помимо этого мы также выполняем полный спектр реставрационных работ любой сложности. Оба этих процесса являются ключевыми в сфере храмового строительства и требуют к себе мастерства и профессионализма на самом высоком уровне. Строительство храма как и его реставрация — это чрезвычайно ответственный объем работ, поскольку тут важно все до мелочей. Конечно, оба процесса кардинально отличны друг от друга, поскольку к примеру при строительстве храма все происходит поэтапно, а при реставрации храма приходится работать только с тем что есть. Начиная строительство храма с нуля достаточно легко и удобно распланировать все необходимые виды работ поэтапно, что совершенно исключено при реставрации храма. Реставрационные работы достаточно сложная и многоступенчатая процедура. Сложные они еще и потому, что порой даже не известно, что нужно будет делать и с чем работать. Древние храмы в сравнении с современными имеют множество конструкционных особенностей и моментов, которые сейчас могут уже и не применяется. Так же это касается материалов, если говорить о храмах и церквях прошлого. Но и это далеко не все. представляет собой по сути двойной процесс — то есть сначала необходимо произвести демонтаж, а потом монтаж и вот тут то порой и возникают всякого рода «неприятные сюрпризы» от того, что планировалось делать одно, а вышло совсем другое. Старое здание, даже если это храм или церковь также как и любое другое строение, изнашивается и проходит в негодность со временем, поэтому ничего фантастического в этом нет, за исключением того, что довольно часто видимый участок коррозии тянет за собой большой фронт работ, скрытых под этим участком. Порой незначительное повреждение кровельного покрытия которое не было исправлено вовремя, может потянуть за собой ремонт чуть ли не всей крыши, а это безусловно значительно повышает стоимость реставрационных или ремонтных работ в целом. Большинство наших клиентов по всей территории Российской Федерации осведомлены нами о подобных последствиях невнимательности, поэтому реставрационные или ремонтные работы можно существенно удешевить, если сообщить о проблеме заранее, что и происходит с нашими клиентами. Вообще реставрационные работы — это огромный раздел работ которые можно условно разделить как минимум на несколько подразделов — к примеру реставрация наружных частей храма (фасад, кровля, купола), наружных декораций (художественная наружная лепка), реставрация внутреннего храмового декора (настенного, напольного, потолочного), реставрация алтарных принадлежностей и еще множество различных мелочей, которые критически важные в данном направлении. Занимаясь реставрационными работами специалисты нашего предприятия очень детально изучают историю и постоянно повышают свои знания в этом направлении. Кто-то может спросить зачем это нужно? Но все очень просто. Иногда храм который необходимо отреставрировать, может быть значительно поврежден, как внешне, так и внутри. Присутствующие ранее исторические барельефы осыпятся и придут в негодность, а вот как раз в подобном случае исторические знания помогут безошибочно восстановить внешний вид и знать наверняка что должно быть расположено и где ему место в соответствии с хронологией. Так же важны и знания относительно состава материалов, применяемые нашими предками. Наши специалисты в полной мере осведомлены относительно материалов прошлого, а также знают как и чем при необходимости заменить их современными материалами и все это для того, чтобы подлежащий реставрации храм был бы после проведенных реставрационных работ таким же как и ранее. И это далеко не все. Есть еще огромное множество мелочей, которые необходимы в реставрации любого храма или церкви и мы о них достаточным образом осведомлены. В архиве наших работ можно ознакомиться с храмами и церквями, которые наша компания строила и реставрировала, а их действительно достаточно много. Поэтому если вам необходимы реставрационные работы любого профиля, то вы попали по адресу. По всем интересующим вас вопросам звоните нам по указанным телефонам или пишите на странице «Контакты» .


  • Монтажные работы на храме по установке купола

  • Реставрация декора храма

  • Освящение и установка купола

  • Изготовление куполов

  • Установка накупольных крестов

  • Освящение накупольного креста

Сохранение памятников исторического и культурного наследия является одной из ключевых проблем современного градостроительства. 18 апреля 1982 года Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) принял решение об учреждении ежегодного празднования Международного дня охраны культурного наследия. Этот день отмечается во всех странах мира для того, чтобы показать общественную значимость реставрации и реконструкции исторических зданий.

Основные виды реставрационных работ

Различают три вида строительно-реставрационных работ: реставрация, консервация и ремонт. Все они могут производиться только с разрешения и под контролем государственных органов охраны памятников.

Ремонт памятника — это совокупность мер, направленных на поддержание исторического здания, не затрагивая его основной структуры. Это такие обычные строительные меры, как смена и окраска кровель, возобновление покраски стен, возобновление штукатурки и др. Однако и при выполнении столь заурядных работ требуется предварительное изучение памятника с целью выявления наиболее ценных элементов, требующих особого внимания.

Под консервацией подразумевают мероприятия по сохранению исторического памятника. Различают два типа консервации. Когда сооружению угрожает скорое разрушение, необходимы срочные меры по его временной защите (установка подпорок, устройство навесов и т.д.) Особенно часто к такому типу консервации прибегали в послевоенные годы, когда объем поврежденных памятников был настолько велик, что не было возможности сразу приступить к реставрации. Другой тип консервации можно отнести к инженерной реставрации, при которой есть необходимость в укреплении фундамента и старых материалов, усилении основных несущих конструкций, мероприятиях по борьбе с влажностью, устранении деформаций и многое другое.

Наиболее сложным видом работ является реставрация исторических зданий, в частности, реставрация храмов и соборов, которая может включать в себя элементы ремонта и консервации. Существует как фрагментарная, так и целостная реставрация. При фрагментарной — признается ценность поздних наслоений, а восстановление ограничивается только теми элементами, форма которых документирована и не вызывает сомнений. Целостная — направлена на полное восстановление первоначального облика.

Этапы реставрации исторических зданий

Строительно-реставрационные работы предваряет обязательная исследовательская деятельность. Прежде всего, реставратору необходимо ознакомиться со всеми дошедшими до нас историческими данными о памятнике (письменные и изобразительные источники). Неотъемлемой и важной частью изучения старинного здания является его фиксация, которая проводится путем обмеров, фотографирования, словесного описания, зарисовок общего вида и деталей. Археологические раскопки дают возможность изучить культурный слой, который окружает и заполняет памятник старины. С целью восстановления хода предшествующих переделок и перестроек памятник подлежит раскрытию. Основной формой натурного исследования, которую включает реконструкция исторических зданий, является зондаж — ограниченное по площади раскрытие, которое в свою очередь подлежит обязательной фиксации. Удаляются поздние прикладки, облицовки, штукатурные и красочные слои, заслоняющие подлинную структуру сооружения. Проведенные лабораторные исследования помогут получить сведения о материалах, возрасте сооружения или его отдельных частей. Еще одной важной частью реставрационных работ является составление проекта, работа над которым не заканчивается даже после его утверждения, а дополняется и корректируется по мере раскрытия памятника. Проект реставрации храма или другого исторического здания включает в себя не только общий вид, который памятник должен получить по завершению строительно-реставрационных работ, но и характеризуются намечаемые работы. Далее начинается собственно процесс реставрации, на протяжении которого продолжается исследование памятника.

Реконструкция

Реконструкция — это воссоздание полностью или частично утраченных сооружений, основанное на исторических, литературных, графических, археологических и научных данных. Чаще всего реконструкция требуется для обретения цельности городского ансамбля (например, воссоздание колокольни на площади Св. Марка в Венеции или здания Манежа в Москве), для мемориальных задач (воссоздание Триумфальной арки О.И. Бове), для восстановления символа национальной духовной культуры (храм Христа Спасителя в Москве).

Реставрация и возрождение культовых памятников архитектуры

Драматический ход истории нашей страны в XX столетии придает вопросу о реставрации и возрождении культовых памятников особой значимости. Революционные преобразования нарушили преемственность традиций культуры и религии. С первых дней революции осуществлялись повсеместные погромы церквей и монастырей, которые были узаконены Декретом Совнаркома РСФСР «О свободе совести, церковных и религиозных общинах» (20 января 1918 года). Те храмы, которые не подвергались разрушению, освобождались от богослужений и передавались в ведомство различных учреждений. Многие церкви служили помещениями для складов и мастерских. И лишь небольшая часть культовых памятников была передана музеям. Начавшийся сравнительно недавно процесс возвращения культовых старых зданий религиозным общинам сопровождается большим объемом строительно-реставрационных работ. В наши дни возрождению и реставрации церквей, соборов, монастырей, без которых немыслим архитектурный облик городов России, уделяется повышенное внимание.

Реставрация светских памятников архитектуры

В сохранении исторически сложившейся архитектурно-пространственной среды города неоценимое значение имеет реставрация и реконструкция памятников гражданской архитектуры. Обладая художественной и исторической ценностью, они раскрывают культуру прошлых столетий, являются источниками неисчерпаемых знаний о жизни наших предшественников. Именно поэтому охрана подлинности, восстановление неповторимой индивидуальности светских памятников и старинных зданий имеют колоссальное значение для современного общества и остаются одними из первостепенных задач реставраторов.

*информация размещена в ознакомительных целях, чтобы поблагодарить нас, поделитесь ссылкой на страницу с друзьями. Вы можете прислать интересный нашим читателям материал. Мы будем рады ответить на все ваши вопросы и предложения, а также услышать критику и пожелания по адресу [email protected]

В свое время на территории бывшего СССР остались брошены на произвол судьбы тысячи церквей, храмов и монастырей, которые в лучшем случае использовали для текущих хозяйственных нужд. Стоит полагать, что такое отношение к сооружениям не способствовало их сохранности.

Многие объекты сегодня передаются Русской Православной Церкви, и большинство из них нуждаются в реставрации и восстановлении. Сразу отметим, если Вас интересует курс доллара , воспользуйтесь ссылкой на сайт http://allbanks.com.ua/banks.

Каждое здание уникально своей архитектурой и художественным замыслом. Реставрация храмов и церквей требует не только современных строительных материалов и технологий, это многоэтапный процесс. Рассмотрим его подробно. Прежде чем приступить к работам, необходимо выяснить, кому принадлежит здание церкви или храма юридически. Возможно, что сооружение до сих пор числится на балансе местного округа либо оно уже передано епархии.

Если церковь или храм, которому необходима реставрация, включен в "Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ", то проведение работ необходимо согласовать с Министерством культуры. Наиболее достоверную информацию вам предоставит благочинный округа, в котором территориально располагается церковь. Найти благочинного вам предстоит в любом случае, поскольку прежде чем начать работу, необходимо получить от него благословление. Контакты можно найти в интернете, либо спросить в любой действующей по соседству церкви.

Беседуя с благочинным вы можете задать все интересующие вас вопросы, кроме того он может помочь вам советом, подсказав как лучше действовать дальше. После того, как благочинный благословит реставрационную работу, необходимо будет собрать группу добровольцев, не менее чем их 20 человек (приход). Епархия не даст добро на реставрацию, пока не убедится что церковь или храм необходимы людям, и решение проводить восстановление сооружения не просто минутный благородный порыв.

Помогать могут не только местные жители, но и все желающие, главное, это реальное участие в жизни прихода и речь идет не о материальном вкладе, а именно об участии в жизни церкви. Официальная регистрация прихода - способна решить еще один немаловажный вопрос. Когда приход зарегистрируется, для него можно будет открыть счет, это практикуют многие банки Украины и России. Данный счет будет полезен для того чтобы была возможность получать благотворительные пожертвования.

Финансовый вопрос в данной теме самый трудный, по крайней мере, на начальных этапах. Можно попробовать привлечь к делу местную администрацию. Будьте готовы к тому, что реставрационные работы могут занять продолжительное время. Главным этапом восстановления является «консервация» сооружения. Необходимо остановить или, в крайнем случае, замедлить процессы разрушения и вывести здание из аварийного состояния.

Существуют специально созданные организации, которые занимаются восстановлением храмов, церквей и монастырей. Туда следует обратиться за помощью к профессиональным архитекторам и инженерам, которые посодействуют в проведении противоаварийных мероприятий и дадут консультацию по объему работ, который необходимо будет выполнить.

Важно довести информацию о проведении реставрации храма или церкви до всех местных жителей и жителей близлежащих населенных пунктов, чтобы привлечь как можно больше людей, желающих помочь. Как правило, на видном месте устанавливается небольшая доска объявлений либо стенд, на котором регулярно вывешивается информация о ходе проводимых работ и текущих мероприятиях. Так же на стенде можно поместить информацию о реставрируемом объекте, оставить адрес и контактные телефоны.

Необходимо показать людям, что дело движется, даже если реставрация проходит медленно. Такая доска объявлений может помочь в привлечении добровольцев и меценатов, поскольку возрождение храма или церкви - общее благородное дело.

Общество с Ограниченной Ответственностью «СПЕЦРЕСТАВРАЦИЯ»
Год основания — 1975-й.
Лауреат конкурса Правительства Москвы «Реставрация 99».
Лауреат Золотой медали SPI (Франция) 2003год.

ООО «Спецреставрация» реорганизовалось в 1995 году из Специальной научно-реставрационной производственной мастерской № 3 объединения «Росреставрация», основанной в 1975 году. С 1985 года фирмой руководит Николай Андреевич Бодянский, прошедший в реставрации путь от прораба до Генерального директора, удостоенный в 1998 году звания Заслуженный строитель России, в 2001 — звания Почетный строитель Москвы.

Основные направления нашей деятельности — реставрация памятников архитектуры, реставрация храмов, реконструкция жилых и общественных зданий, участие в новом строительстве и в отделке интерьеров и фасадов.

Эксклюзивным направлением в нашей работе являются технологии усиления оснований фундаментов стен (усиление стен, усиление фундаментов) методом буроинъектирования. Практика показывает, что усиление фундаментов с точки зрения проектирования зачастую намного сложнее проектирования новых конструкций. Это объясняется тем, что в каждом случае приходится считаться с условиями эксплуатации объекта, со стесненными условиями работы, с разнообразием проявления деформации зданий и сооружений. Само выполнение работ по усилению фундаментов — всегда крайне трудоемкий, тяжелый и ответственный процесс. Так же стоит отметить такую неординарную разновидность работ по усилению фундаментов, которую мы проводим — гидроизоляционное усиление фундаментов.

Наша деятельность лицензирована Министерством культуры РФ (реставрация), Госкомитетом РФ по строительству (проектирование, производство работ) и Минтранспортом РФ.

Уделяя огромное внимание развитию духовности в России, фирма активно занимается реставрацией храмов различных конфессий. Мы участвовали в реставрации таких памятников духовной культуры как церкви Николы на Ордынке, Иоанна Воина на Полянке, Марона Пустынника на Якиманке, Петра и Павла в Марфино, Казанской Божьей Матери на Красной площади, Николы в Голутвино и Георгия Победоносца на Поклонной горе, Мартина Исповедника на Таганке, Церкви Знамения на Шереметевом дворе, Троицкого собора б. Князе-Владимирского женского монастыря в селе Филимонки, а также в реставрации других храмов. Работы отмечены памятными медалями и Грамотами Святейшего Патриарха Алексия II, а генеральный директор Нашей фирмы Н. А. Бодянский награжден Орденом Преподобного Сергия Радонежского. Участие в строительстве Мечети на Поклонной горе отмечено Грамотами и медалью «За духовное единение» Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России.

Расширение круга деловых контактов повлекло расширение сферы деятельности: за десять последних лет нами реконструированы и реставрированы Представительства и офисы отечественных и зарубежных фирм (от фасадов посольства Италии до Торгового дома Дингленгера на Унтер ден Линден в Берлине). Наши зарубежные партнеры: Rinako, Dina, Borini Costruzioni, SMT, Geroc INT, «Экинджилер Лтд», фирма стала инвестором реконструкции виллы «Якиманка» для консульства Италии, Б. Полянка, 2/10. В 2004 году выполнена реставрация Собора святого Николая в Серпухове, отреставрированы экспозиционные залы Галереи А. М. Шилова с VIP зоной в подземном пространстве, сделан капитальный ремонт детского кинотеатра «Салют» и Медицинского центра искусственной почки. Выполнены работы по усилению фундаментов, усилению стен и отдельных помещений административного здания по Моховой, 13 и ряд других объектов. На нашем счету ряд эксклюзивных приватных проектов на базе высококачественных импортных материалов и «хай тэк» — квартиры, коттеджи, офисы. Широкий спектр деятельности (Генподрядчик, Заказчик, Проектировщик) и высококлассные мастера позволяют нам увереннее смотреть вперед и надеяться на успешное сотрудничество с отечественными и зарубежными партнерами.

чистка куполов;
ремонт, покраска кровли;
ремонт, восстановление фасада;
отмывка стен и сводов от свечной копоти;
покраска стен и сводов;
отмывка, лакировка настенной живописи;
чистка, ремонт, установка паникадила;
чистка иконостасов и киотов;
чистка латунных, бронзовых, позолоченных элементов внутреннего убранства;
помывка, ремонт и замена высокорасположенных окон;
спил деревьев;
очистка крыш и водостоков от снега и наледи.

Работы в помещениях храма

Православные храмы, как правило, очень крупные сооружения, высота сводов измеряется в десятках метров, а площади стен - в тысячах. Поиск специалистов для проведения работ на таком объекте непростая задача, ведь те, кто занимаются внутренней отделкой, не знакомы с работами на высоте, не имеют необходимого оборудования (вышки, леса и страховочное снаряжение), а фасадные рабочие не привыкли работать в помещении, где нужна аккуратность и индивидуальный подход к каждому метру. Не говоря уже о том, что далеко не каждый рабочий со стройки подойдёт для работы в храме.

Что же остаётся – обходиться «своими силами»? Но тогда ремонт затянется на годы, а если храм действующий, то и вовсе не понятно как устроить производство работ со строительными лесами, осыпающимися материалами и прочими трудностями, не препятствуя проведению служб.

Ответ напрашивается – лучше обратиться к профессионалам. Позвоните нам и мы постараемся вам помочь. После осмотра объекта - предложим варианты решения проблем, расскажем о технологиях производства работ, посоветуем материалы, сориентируем по ценам.

Свечная копоть

Серьёзной проблемой в содержании внутреннего убранства православного храма является свечная копоть. Сажа, содержащаяся в дыме от свечей оседает на потолки и стены с их живописью, на стёкла и рамы окон, на резные иконостасы и киоты, на латунные, бронзовые, позолоченные паникадила, бра и ограды. Большое количество людей, открытые или постоянно открывающиеся двери, разная высота сводов создают непростой микроклимат и дополнительные трудности.

В холодное время года, во время многолюдных служб, на сводах храма образуется конденсат. Дым от горящих свечей вместе с тёплым воздухом поднимается вверх, под своды храма. Сажа прилипает к мокрым поверхностям, частично растворяется и после высыхания образует копоть, которую очень трудно удалить. Сажа оседает и на сухие поверхности, цепляясь за мельчайшие неровности. Впрочем, копотью покрываются даже идеально ровные поверхности, как, например, стекло.

Свечную копоть нельзя просто закрасить или стереть влажной тряпкой, она не сметается щёткой. Белые стены обычно моются щелочными растворами с последующей покраской. С настенной (монументальной) живописью всё сложнее.

Покраска стен и сводов - подбор материалов

Для правильного выбора материалов и технологии их нанесения необходимо как можно точнее определить основу, на которую новый материал будет накладываться. Другими словами - чем красили, шпатлевали, штукатурили храм ранее. Для очистки стен в храмах от пыли и сажи, с планируемой впоследствии покраской используются обычно щелочные моющие матирующие средства на водной основе. Но не всегда. С мелом, например такая технология очистки не подойдёт – его вообще нельзя мыть. Здесь нужна механическая очистка и специальная пропитка. Очень сложным случаем являются стены покрытые известью.

Определившись со способом очистки, надо выбирать грунтовку, краску и метод нанесения. Грунтовочный состав подбирается под материал основы, а краска - по цене и под желательный результат и тут всё гораздо интересней. Так – покрасить храм более дорогой краской иногда выходит выгодней чем дешёвой! Такой приятный экономический эффект достигается за счёт укрывистости краски, то есть вследствии уменьшения количества слоёв. Матовая краска лучше скрывает неровности, а глянцевая – отражает свет и более устойчива к механическим воздействиям. Подбирать материалы для покраски нужно под конкретный храм и универсальных решений здесь быть не может.

Методы нанесения

Если есть возможность произвести качественную защиту (укрывку) неокрашиваемых поверхностей и материалы позволяют, то конечно, предпочтительней вариант покраски храма аппаратом безвоздушного нанесения. Такой метод уменьшает расход материала и увеличивает скорость, что в свою очередь, снижает стоимость работ и материалов. Но и принципиально упираться в механизированный метод не стоит – покраска храма вручную тоже имеет свои плюсы.

Доступ к поверхностям

При малярных работах, внутри храмов, для доступа к высоко расположенным поверхностям, используются различные методы. Наличие в конструкции храма стягивающих металлоконструкций, позволяет работать со сводами с деревянных настилов, а на вертикальных стенах применять методы промышленного альпинизма. Ровный пол способствует передвижению туры. Отсутствие таких благоприятных условий заставляет изобретать и комбинировать.

Немаловажную роль при выборе методов доступа играет и характер самих работ. Так при необходимости штукатурить – лесенкой не обойтись, а в случае с простой покраской не хочется строить тяжёлые леса. Большой опыт выполнения различных работ в храмах с разнообразной архитектурой позволил нам накопить множество уникальных технологических решений по организации доступа к поверхностям.

Организационные вопросы

С точки зрения организации параллельного ведения служб и ремонтных работ внутри храма вариантов несколько:

1) службы проводятся на другом уровне храма (если храм имеет два этажа);
2) отдельный придел огораживается плотным занавесом, и ремонтные работы производятся в нём, не мешая службам. По завершении работ и уборки, службы проходят в отремонтированном приделе, а на ремонт закрывается соседний;
3) работы по покраске могут производиться и без применения занавесов – небольшие участки храма просто огораживаются сигнальной лентой. В таком варианте возможно использование исключительно ручного инструмента (валики и кисти). Скорость работ в таких условиях гораздо ниже;
4) работы производятся по ночам.

Обычно, покраска стен и сводов в храме осуществляется по следующей технологии:

Вынос икон;
- укрывка пола;
- оклейка иконостасов, киотов, окон, паникадил, настенной живописи защитной плёнкой;
- сборка туры;
- отмывка стен и сводов чистящим раствором или сбор загрязнений микрофиброй;
- удаление потёков и набрызгов от предыдущих покрасок;
- расшивка трещин, удаление шелушащихся, осыпающихся покрытий;
- восстановление удалённых участков;
- нанесение грунта;
- покраска стен и сводов в 2-3 слоя;
- демонтаж защитной плёнки;
- отмывка окон;
- обеспыливание иконостаса и киотов;
- чистка паникадила;
- демонтаж, вынос туры и прочего оборудования;
- уборка;
- занос и установка икон и подсвечников.

Это обычно, но часто заказчики хотят попутно решить все проблемы и забыть о ремонте храма надолго. И тогда в перечне работ появляются: покраска оконных рам, замена электропроводки, покраска оконных решёток, чистка иконостаса, монтаж подсветки, организация отвода конденсата от окон и многое другое.



Сроки

Возможно самой сложной задачей в ремонте помещений православного храма является выбор времени для этого ремонта. Достаточно взглянуть в церковный календарь для того чтобы усомниться в возможности проведения работ, а если учесть венчания, крещения и прочие таинства, то про ремонт можно и не задумываться!

Как же быть? Ремонт помещениям конечно необходим, но производиться он должен в кратчайшие сроки, без заминок и простоев - ровно столько, сколько требует технология выполнения работ и использования материалов.

Одним из важнейших факторов, влияющих на продолжительность работ, является скорость просыхания материалов. Необходимо учитывать температуру поверхностей, направление воздушных потоков, вероятность образования конденсата, степень повышения влажности воздуха от испарений... Технология нанесения материалов в шатровых храмах, купольных храмах, в храмах с плоскими потолками должна разрабатываться с учётом особенностей объекта.

Все этапы работ должны быть продуманны до их начала. Каждому специалисту необходимо чётко понимать задачу и своё место в технологическом процессе. Тогда и только тогда можно надеяться на завершение ремонтных работ в запланированные строки.

Накопленный за годы работ опыт позволяет нам, с высокой степенью точности, просчитывать время необходимое для выполнения работ по ремонту помещений храма. Косметический ремонт стен и сводов храма, с площадью поверхностей до 3 000 метров, занимает, в среднем, 14 дней, но при необходимости, может быть осуществлён и в более сжатые сроки.

Отмывка настенной (монументальной) живописи

Настенная живопись в православном храме подвергается тем же воздействиям что и все остальные покрытия, но потемнение от оседания сажи и пыли на ней менее заметны, чем на белых стенах. Тем не менее, процесс идет и за десять – пятнадцать лет, яркая и светлая картина может превратиться в «чёрный квадрат». Очистку монументальной живописи в храме, при плановом обслуживании, производят один раз в восемь лет, что равняется двум циклам очистки/покраски белых стен. То есть - один раз очищаются только белые участки храма, а на следующий - чистятся и стены, и живопись.

Очистка настенной живописи – чрезвычайно ответственная задача. Под ответственностью здесь понимается не только большая опасность случайно совершить роковую для объекта ошибку в технологии, но и буквально - чувство ответственности перед заказчиком, храмом и потомками. Объясню к чему высокий слог. На рынке чистящих и моющих средств, присутствует множество «волшебных» спреев и гелей способных справиться с задачей очистки живописи с фантастической скоростью, причём качество в первое время, на глаз несведущего человека, будет великолепным. Но жизнь картины сократится многократно, а может и прекратиться в считанные дни. Речь не об умышленном причинении вреда храму, а о том, что недобросовестный подрядчик утверждает, что знает как надо и что он сто раз так делал, а про себя думает: «Авось получится», «За то скорость», «Кто не рискует…»…

И если даже, вы своими глазами видите, что участок живописи хорошо отмылся неким средством и краски на месте, - это ещё не значит что всё и дальше будет хорошо. Дело в том, что многие вещества, такие как спирт и амиак способны проникать вглубь живописи и высветлять, разъедать, разрушать покрытия постепенно, в течении длительного времени. В итоге, осознание того что совершена ошибка приходит уже тогда, когда обработан весь объём и исправить ничего нельзя.

Публично описывать технологии, которые применяем мы не стану – чревато, ибо подбирать средства и методы необходимо под конкретный объект. Если Вы решили своими силами чистить или мыть настенную живопись самым лучшим будет посоветоваться с теми, кто её писал. Если живопись старинная - необходимо приглашать реставраторов или хотя бы художника для совместной выработки технологии.

Паникадило

Паникадило является сложным техническим устройством. Это электроустановка на системе подвесов, с обилием тонких, декоративных деталей из различных материалов. Вес такого устройства может доходить до тонны, а висит оно над людьми – следовательно - необходима периодическая проверка несущих элементов.

Электрическая часть паникадила должна отличаться особой надёжностью, так как ремонт связан с дополнительными трудностями (строительство лесов, демонтаж всей конструкции), и в то же время должна быть выполнена из малоразмерных элементов – дабы не портить внешний вид. Лампы, лучше использовать светодиодные, надёжных производителей. Это позволит сэкономить на их замене и электроэнергии.

Специалисты ООО «АЛЬП» обладают большим опытом таких работ, как сварка лопнувших или треснувших латунных элементов, замена свечей, замена электропроводки и патронов, чистка паникадил и бра, покраска цепей. Чистка паникадила осуществляется как традиционными, так и современными материалами и инструментами. Выбор метода зависит от того из чего выполнены элементы.

Чистка паникадил и бра

Чистка паникадил и бра - задача, требующая особо ответственного отношения, знания методов, понимания различий материалов и чистящих веществ, аккуратности. Последствием непрофессиональной чистки могут стать царапины от использования абразивов, раковины и пятна от применения некачественных химических средств, а в случае с глазированными и позолоченными элементами и того хуже – полное удаление покрытий.

Человеку не привычному к работам на высоте свойственно придерживаться и хвататься за то, что окажется под рукой при малейшей потери равновесия. Результат – изогнутые и треснувшие элементы паникадила. Не стоит забывать и о том, что паникадило - это всё-таки электроприбор. Очень неудачной особенностью большинства современных и практически всех старых паникадил является то, что электрические провода, прежде чем запитать лампочку, проходят через множество отверстий в жестяных чашечках, барабанах, свечках. Отверстия эти просверлены или даже пробиты, как правило, не аккуратно и безо всякой защиты острых краёв.

При непрофессиональной чистке, элементы шевелятся и смещаются по отношению друг к другу, острые края, таким образом, уподобляются ножницам и режут изоляцию. Влага от моющих средств, скапливается в чашечках, попадает в порезы и микротрещины изоляции проводов и может произойти короткое замыкание. Работы по чистке паникадила должны производиться под контролем электрика. Электрик нашей бригады всегда присутствует при работах с паникадилами и бра.

Иконостасы и киоты

Иконостасы и киоты выполняются, как правило, из ценных пород дерева, с обилием резных элементов и покрываются различными составами от марилки до позолоты. Всё это делает процесс чистки иконостаса занятием творческим и кропотливым. Дополнительной трудностью является размер иконостаса, он может быть очень высоким. В такой работе не обойтись без специального оборудования и людей, обученных работам на высоте. Комбинируя работу с передвижных лесов и методы промышленного альпинизма, мы справляемся со сложными задачами в самые сжатые сроки. Чистка иконостасов, киотов и прочих деревянных резных элементов производится, обычно, специальным раствором с использованием разнообразных инструментов. Иконы закрываются полиэтиленом.

Подготовка храма к празднику

В преддверии больших праздников, в храме, с тряпкой в руках можно увидеть не только уборщиц. За наведение чистоты берутся алтарники, охранники, служащие церковной лавки, особо ответственные прихожане и даже казначеи. Дел хватает всем – окна потемнели и плохо пропускают свет, паникадила и бра потускнели от осевшей пыли и сажи, к белым стенам и сводам прилипли паутинки, местами перегорели лампочки.

Генеральная уборка в масштабах храма – задача не простая и зачастую становится настоящей головной болью ответственных за неё лиц. В больших храмах ещё интересней – до окон, которые нужно мыть просто не достать, паникадила огромные, до паутин не дотянуться даже самой длинной шваброй. Проблема не только в доступности объектов, но и в самих работах.

Несмотря на банальность задач - протереть пыль, собрать паутину и помыть окна, в храме эти работы имеют свои подводные камни и требуют участия специалистов. Паутину с белой стены нельзя просто смахнуть веником – на ней осела пыль и свечная копоть. Всё это размажется, и останется чёрный след.

Пыль, осевшую на паникадила, бра, оградки и прочие металлические элементы можно, конечно, стереть тряпкой, но от воды теряется блеск, а на сухую - можно поцарапать поверхность. Что может быть проще, чем помыть окна в помещении? С окнами нижнего уровня это утверждение, возможно, справедливо и нанимать профессионалов действительно не обязательно. Но с верхними окнами храма всё иначе.

Первая трудность понятная и даже очевидная - это высота, на которой они расположены. Проблема с доступом решается различными способами: лестницы, тура, методы промышленного альпинизма. Но все эти, казалось бы, стандартные способы накладываются на условия работы в ограниченном пространстве, когда нужна большая аккуратность не только с предметами стоящими вокруг, но даже с поверхностями на которые придётся опирать лестницу, ставить туру или отталкиваться ногами (при канатном доступе).

Вторая трудность заключается в том, что под верхними окнами храма нет подоконников, а есть откос, зачастую белый, а если не белый, то с росписью. Поверхность таких откосов всегда покрыта некоторым слоем пыли вперемешку с сажей от свечек, и капля воды или моющего средства обязательно оставит трудно смываемое, а при белых стенах вовсе не смываемое пятно.

Третья трудность заключается в том, что работать в храме приходится среди людей, которым просто необходимо подойти именно к той иконе, над которой стоит тура или лестница. Работники должны уметь находить общий язык с прихожанами, без ругани и шума, но обеспечивая при этом их безопасность и безопасность производства работ. Не в каждом приходе есть люди готовые строить туру или лезть на высокую лестницу. Кроме того у прихожан бывают личные или рабочие дела и семейные обстоятельства, по которым они не всегда могут приехать в храм когда это нужно.

Понимая проблемы, с которыми сталкиваются служащие храмов, специалисты, ООО «АЛЬП» предоставляют услугу «Подготовка к празднику». В назначенный заранее (обычно за несколько месяцев) день, в храм приезжает бригада с лестницами, щётками для сбора паутины, средствами для чистки латуни и мытья окон и выполняет все самые сложные работы в согласованное время в кратчайшие сроки.

Принципы поведения работников при ремонте помещений православного храма

Как вести себя при работе в храме? Как ничего не нарушить, никого не обидеть, не помешать и в то же время, качественно и быстро выполнить работы, для выполнения которых тебя собственно и позвали? Эти и подобные вопросы часто становятся камнем преткновения на пути технического специалиста к выполнению своих функций в пределах православного храма.

Человек выполняющий работы внутри храма, как и на территории храма должен знать то же что и любой прихожанин, но необходимость быть сконцентрированным на технологическом процессе выполняемой работы накладывает на него необходимость смотреть не туда куда обычно смотрят прихожане и думать не о том, о чём принято думать в храме.

Как же это совместить? Независимо от опыта бригады, перед первым выходом на работу в новом для себя храме, старший работник получает инструктаж у настоятеля или иного ответственного за производство работ лица. Собственно в этот момент все вопросы и снимаются, но на внутрибригадном инструктаже, перед началом работ, можно услышать и такое:

Ремонт для храма а не храм для ремонта
- если нельзя сделать чего то, не нарушив правил храма, то это не будет делаться
- мы не спорим с прихожанами и не вступаем с ними в обсуждения техологии
- тот, кому трудно выражать свои мысли тихо и культурно работает молча
- во время работы мы не на службе и концентрируемся исключительно на выполнении поставленной задачи
- во время работ мы не пользуемся возможностью без очереди приложиться к святыням храма
- если работать приходится во время проходящей в соседнем приделе службы, мы не стремимся конкурировать в зрелищности, а напротив - стараемся не привлекать внимания

Вследствии разнообразия задач, к работам по ремонту храма, иногда приходится привлекать новых специалистов. С ними обязательно проводится беседа на тему отличия работ в храме от работ на каком либо другом объекте. Но опыт показывает, что даже надёжный, культурный, проверенный на многих промышленных объектах специалист не всегда может перестроиться и безболезненно для себя и окружающих включиться в механизм взаимодействия бригады с прихожанами и служащими, принять как данность ограничения и условия существующие при работах в храме. С таким человеком мы продолжаем сотрудничать, но уже на других не храмовых работах.

Не стоит надеяться на то, что можно взять бригаду со стройки и исключительно контролем и дисциплиной обеспечить гармоничное её пребывание в храме. Данная статья не является сборником технологических рекомендаций, а написана с целью ознакомить читателя со взглядами специалистов ООО «АЛЬП» на описываемые работы.

Наш коллектив – это монтажники, промышленные альпинисты, отделочники, кровельщики, электрики, реставраторы и художники. Материально-техническая база собрана из инструмента на все случаи жизни, мобильных строительных лесов и снаряжения для высотных работ. Опыт, приобретённый за годы работ, помогает справляться со сложными задачами. Обратившись к нам однажды, Вы всегда сможете рассчитывать на помощь квалифицированных специалистов.