Иов, первый патриарх московский. Иов патриарх московский и всея Руси — Краткие биографии

Дата рождения: Ок. 1529 г. Страна: Россия Биография:

Первый Патриарх Московский и всея Руси Иов был исключительной личностью, отличался высокой образованностью и многими дарованиями.

Будущий Патриарх происходил из посадских людей города Старицы Тверской губернии, где родился в 30-e годы ХVI столетия. В миру носил имя Иоанн. Его отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал его для получения первоначального образования. Монастырское воспитание возбудило в нем желание служить Богу в иноческом образе. Но около 1553 года, когда Иоанн окончил обучение в монастыре, отец решил его женить. В день венчания юноша отпросился у родителей в обитель для беседы с духовным старцем. Придя к архимандриту Герману, он упросил старца постричь его в монашество. «Иоанн изволи мира сего суетнаго отлучитися и восприяти святый ангельский образ... И наречен бысть во иноцех Иов».

Более 15 лет провел святой Иов в Старицкой обители, пройдя путь от послушника старца Германа до настоятеля. Под руководством опытного духовника молодой инок воспитал в себе бескорыстие и нестяжательность, послушание и воздержание, научился сердечной молитве и строгому посту. Вместе с тем святой Иов отличался глубоким смирением, кротостью и милосердием. Будучи настоятелем, святой Иов словом и жизнью воодушевлял братию к духовному деланию.

Около 1569 года Старицкую обитель посетил царь Иоанн Грозный; инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита.

В 1571 году архимандрит Иов был назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве. С усердием исполнял он возложенное на него послушание. Как настоятель одного из важнейших монастырей того времени, святой Иов принимал участие в делах Русской Церкви, а нередко и государства. В 1572 году, а позднее и в другие годы, он был участником церковных Соборов.

В 1575 году святитель Иов был назначен настоятелем Ново-Спасского монастыря и в течение шести лет возглавлял древнюю московскую обитель.

В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году — митрополитом Московским.

23 января 1589 года при участии Патриарха Константинопольского Иеремии II состоялось наречение, а 26 января — торжественное поставление митрополита Иова в Патриарха Московского и всея Руси.

Патриарх Иов снискал горячую любовь народа своим глубоким благочестием и праведностью, строгим соблюдением церковного Устава; ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол. «Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом», — отмечает его жизнеописатель.

Главной целью всей деятельности Патриарха Иова было укрепление в России Православия и духовной мощи Русской Церкви. По инициативе святителя Иова были проведены преобразования в Русской Церкви, в результате которых в Mocковский Патриархат вошли 4 митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая; учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей. Святитель Иов с усердием благоустраивал церковную жизнь. Он провел ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди клириков, на улучшение их нpaвственности и поддержание благочиния в храмах. Немало трудов святителя было направлено на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг. Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, а особенно в новопросвещенных землях — в Казани, Астрахани, Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник. Святитель предпринял также нeкоторые меры по исправлению существовавших неточностей в богослужебных книгах. Сопоставляя древние списки, он отбирал лучшие, как образец для печатания. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу.

До нас дошло несколько произведений Патриарха Иова, написанных им очень искусно. Одно из них — «Повесть О честнем житии царя Феодора Иоанновича», вошедшая в Никоновскую летопись. В этой повести описываются важнейшие события времени царя Феодора: учреждение Патриаршества, покорение Сибири, шведские войны, войны с крымскими татарами.

При Патриархе Иове были прославлены новые русские святые: Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоколамский (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий. Heкоторым святым, уже чтимым на Руси, были установлены новые дни празднования.

Свои личные средства и богатые царские подарки Патриарх Иов употреблял на милостыню и на строительство храмов. Только в Москве в период с 1592 по 1600 год было построено 12 храмов.

Святитель Иов был ревностным служителем Церкви и мудрым пастырем. Особенно эти черты проявились в его миссионерской деятельности, направленной на укрепление православной веры в отдаленных районах государства (в Сибири, на русском Севере), а также в Грузии. По просьбе царя Кахетии Александра (единоверная Грузия уже в то время искала союза с Россией и просила о протекторате) Патриарх Иов отправил туда нескольких священнослужителей и иконописцев. По его благословению православные миссионеры возрождали храмы и монастыри на окраинах России. Несколько новых обителей было основано и в европейской части страны, а в Москве был создан Донской монастырь. Семена Православия, посеянные Патриархом Иовом, принесли в дальнейшем свои духовные плоды, благодаря которым сохранились и упрочились северные и южные пределы Русского государства.

Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время. В эти тяжелые времена святитель Иов coxpaнил истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. Он фактически первый возглавил противостояние россиян польско-литовским захватчикам, рассылая по городам грамоты с призывом к защите веры и Отечества. Грамоты эти отрезвили многих здравомыслящих людей, но Лжедмитрий успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещав ввести в России унию, и вступил в пределы России с немалым войском. В январе 1605 года Патриарх Иов предал анафеме Лжедмитрия I и поддерживающих его изменников. Первосвятитель и молитвенник за весь русский народ, святой Иов бесстрашно обличал разрушителей государственного порядка, внесших нестроения и в Церковь Божию.

Между тем Лжедмитрий быстро продвигался к Москве. 13 апреля 1605 года после внезапной кончины царя Бориса Гoдyнова в Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию, был низложен. В июне сторонники самозванца разнесли Патриарший двор и ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить Патриарха. В это время святитель, став на колени перед чудотворной Владимирской иконой Богоматери, молился со слезами: «О, Пречистая Владычица Богородица! Сия панагия и сан святительский возложены на меня, недостойного, в Твоем храме, у Твоего чудотворного Образа. И я, грешный, 19 лет правил слово истины, хранил целость Православия; ныне же, по грехам нашим, как видим, на Православную веру наступает еретическая. Молим тебя, Пречистая, спаси и утверди молитвами твоими Православие!».

Бунтовщики набросились на Патриарха, coрвав с него святительское облачение и не дав окончить Литургию, били его, трепали, и с бесчестием вытащили на Лобное место. Претерпев множество поношений, святитель Иов, измученный, в простой черной рясе был сослан в Старицкий монастырь, где он когда-то начинал свой иноческий подвиг. Патриарх Иов два года прожил в обители. Ослабленный и утративший зрение, он все время проводил в молитве.

После свержения Лжедмитрия I святитель Иов из-за немощи не мог возвратиться на Первосвятительский Престол. На свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена.

Патриарх Иов мирно скончался 19 июня 1607 года и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над его могилой была устроена часовня. В 1652 году при Патриархе Иосифе нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены рядом с гробницей Патриарха Иоасафа (1634-1640). От мощей святителя Иова происходило множество исцелений. По благословению Святейшего Патриарха Пимена (1971-1990) и Священного Синода имя святителя Иова было внесено в число Собора Тверских святых. Первое празднование Собора Тверских святых состоялось в июле 1979 года. Для всероссийского почитания святитель Иов был канонизирован на Apхиерейском Соборе Русской Православной Церкви 7-14 октября 1989 года.

Научные труды, публикации: «Повесть О честнем житии царя Феодора Иоанновича».

Иов - первый патриарх всероссийский, в мире Иоанн, родился в г. Старице тверской губернии в 2-й четверти XVI-го века. Первоначальное обучение и доброе религиозно-нравственное воспитание он получил в школе, находившейся при старицком Успенском мужском монастыре. Здесь же под влиянием благочестивых монастырских старцев и особенно настоятеля обители, архимандрита Германа, впоследствии известного святителя казанского, в прекрасно настроенном юноше созрела решимость всецело посвятить себя на служение Богу в чине инока. В 1556 г. состоялось пострижение Иоанна, нареченного в иночестве Иовом. Навещая по временам Старицу и Успенский монастырь, царь Иоанн Грозный обратил внимание на молодого благочестивого инока и впоследствии избрал его настоятелем монастыря в сане архимандрита. В 1571 г. архимандрит Иов переводится на ту же должность в московский ставропигиальный Симонов монастырь, а в 1575 г. - в Новоспасский.

Иоанн IV-й, весьма расположенный к Новоспасскому архимандриту, назначает его в 1581 г. епископом коломенским, в 1586 г. Иов переводится на ростовскую архиепископию, а уже 11-го декабря 1587 г. собором архиепископов и епископов избирается на московскую митрополию. Иов был последним митрополитом древней Руси, а по учреждении патриаршества, - первым всероссийским патриархом, в каковое достоинство был возведен 26-го января 1589 г.

Ещё будучи настоятелем московских ставропигиальных монастырей, Иов принимал некоторое участие в делах управления русской церковию: так, в 1572 г. мы видим его на соборе по вопросу о четвёртом браке царя Иоанна IV-го и об избрании нового московского митрополита на, место умершего Кирилла; в 1587 г. - на соборе по вопросу о монастырских вотчинных владениях. Но, конечно, только со времени занятия им московской святительской кафедры начинается его широкая деятельность, отражавшаяся на разных сторонах жизни русской церкви.

С учреждением в России патриаршества должна была измениться система русского епархиального управления. Собор, обсуждавший вопрос о введении патриаршества, предположил открыть несколько новых епархий, некоторые прежние епископии переименовать в архиепископии и некоторые архиепископии - в митрополии, все же епархии подразделить на митрополичьи округа. Приняв сан патриарха, Иов тотчас же приступил к выполнению соборных предположений касательно церковно- административной реформы. Епархиальное управление после реформы представлялось следующим составом епархиальных архиереев. Первую ступень административно- иерархической лестницы занимал, конечно, патриарх. Второе место принадлежало новгородскому митрополиту, третье, четвертое и пятое - митрополитам казанскому, ростовскому и сарскому. Далее в порядке местничества следовали архиепископы: вологодский, суздальский, смоленский, рязанский, тверской, архангельский и астраханский и, наконец, епископы псковский, коломенский и карельский. - Весьма серьёзное внимание патриарх Иов обратил и на низшее духовенство и в частности на крестцовое, нравственное состояние которого было обрисовано мрачными красками ещё в записке Иоанна Грозного, поданной Стоглавому собору в 1551 г. Собор предпринял тогда некоторые меры для улучшения нравственности клира и для введения благочиния при богослужении, но одни из мероприятий ко времени патриарха Иова оставались безрезультатны, другие были уже позабыты. Иов восстановил с некоторыми изменениями постановления Стоглавого собора, а именно: в 1594 г. собор под председательством патриарха определил быть в Москве восьми поповским старостам для наблюдения за церковным благочинием и нравственностью духовенства. В ведении каждого старосты, избираемого из среды московского духовенства, были сорок священников, откуда и получили начало, так называемые, московские соро́ки. Сами старосты были поручены надзору пяти московских протопопов. - В тесной связи с мерами улучшения церковного благочиния находится забота патриарха Иова о возможно тщательном издании богослужебных книг, печатание которых началось еще в 1563 г. и по различным причинам прекратилось в 1569 г. Патриарх Иов восстановил печатание книг, но недостаток знающих и образованных людей пока не позволял применять единственно правильный прием проверки богослужебных книг путём сличения их с греческими оригиналами; поэтому патриарх Иов ограничился лишь тем, что раньше печатания какой-либо книги заставлял сверять её, - иногда при личном непосредственном участии, - с одним из наиболее достоверных славянских списков, и уже после такой проверки отдавал в печатный станок. Первою книгой, напечатанной при патриархе Иове, была Триодь постная, вышедшая 8-го ноября 1589 г. Вообще же при патриархе Иове были напечатаны 9 богослужебных книг; впервые изданы следующие: две Триоди, октоих, Минея общая, чиновник и служебник; остальные три книги - Псалтирь, апостол и часослов - перепечатаны с прежних изданий. Триодь цветная, октоих и Псалтирь выдержали при патриархе Иове два издания. Потребность в новых печатных богослужебных книгах обуславливалась не только необходимостью упорядочить богослужебный чин, но и развившимся миссионерским делом, которому патриарх Иов уделял также немало внимания. В послесловии к некоторым изданным при патриархе Иове богослужебным книгам определенно указывается их назначение, между прочим, и для укрепления в вере новопросвещённых светом христианства. Такие новопросвещённые были в казанском крае, в Сибири и в карельской области. В миссионерских же целях патр. Иов заботится об устройстве в означенных областях церквей и монастырей: так, напр., в 1593 г. была построена церковь Рождества Христова в Пелыме, в 1605 г. церковь Воскресения - в Березове. Из монастырей при патриархе Ионе были основаны в Сибири следующие: в 1593 г. енисейский Спасский, в 1604 г. верхотурский Николаевский, в 1605 г. - березовский Воскресенский и около того же времени - тобольский Знаменаский. С присоединением к России в 1591 г. Карелии, патр. Иов учредил здесь даже самостоятельную епархию, первым епископом которой назначил Сильвестра. Стремление к улучшению религиозно-нравственного состояния паствы побуждало патр. Иова заботиться вообще о развитии иноческого общежития, ибо на монастыри он смотрел, как на рассадники благочестия. Во время его управления русскою церковию на Руси, кроме указанных, были основаны еще следующие иноческие обители: Донской московский, Богоявленский слободской, Трифонов Успенский вятский, Георгиев Успенский вологодский, Ломовский Игнатьевский, Небин Троицкий торопецкий, астраханский Спасо-Преображенский, Николаевский белгородский, Тиксенская пустынь и еще некоторые другие. В тех же целях религиозно-нравственного воспитания русского народа патр. Иов установил празднование некоторым святым - одним местное, другим повсеместное: Василию блаженному Христа ради Юродивому, Иосифу волоколамскому, Корнилию вологодскому, Роману князю углицкому, Нилу столобенскому, Антонию римлянину и святителям - Гурию, Варсонофию и Герману казанским. - Заботясь о возможном благоустройстве церковной и религиозно-нравственной жизни в России, патриарх Иов, как представитель церковной Москвы - „третьего Рима“, покровительствовал и иноземным братьям по вере, если к этому представлялся случай. При его вступлении на патриарший престол Грузия переживала тяжелые годы и в политическом и в церковном отношениях. Побуждаемый этим, грузинский царь Александр и митрополит Николай в 1589 г. просили у московского церковного правительства прислать в Грузию „для исправления православныя веры христианския учительных людей". Патр. Иов сочувственно отнесся к этой просьбе и отправил в Грузию Троицкого Сергиева монастыря соборного старца Закхея и иеромонаха Иосифа, а из Чудова монастыря диакона Феодосия. Помимо исправления обрядов грузинской церкви - этим людям было поручено укрепить союз последней с русскою церковию. В особом письме, посланном при этом Александру, патр. Иов изложил православное исповедание веры и горячо увещевал царя твердо держаться этого исповедания. - Ревностно относясь к интересам православной церкви, патр. Иов принимал деятельное участие и в делах государства. Со времени царя Феодора Иоанновича он был непременным членом земских соборов, в 1591 г. участвовал в разбирательстве дела о причинах смерти царевича Димитрия, после кончины Феодора Иоанновича весьма энергично заботился о замещении царского престола Борисом Годуновым, при появлении первого самозванца употреблял все возможные усилия; чтобы удержать народ от измены законному царю и от принесения присяги Лжедмитрию; с этою последнею целию он обращался к народу и с личным увещанием и чрез посредство грамот, но усилия патриарха не увенчались успехом. Самозванец овладел московским престолом, а Иова, как своего противника, лишил патриаршей кафедры и отправил на жительство в старицкий Успенский монастырь, где святитель и доживал остаток дней своих. Это было в 1605 г. С воцарением Василия Шуйского и после низвержения патриарха Игнатия святителю Иову было предложено опять занять московский патриарший престол, но старец отказался и благословил - вместо себя - казанского митрополита Гермогена. В 1607 г. народ решил очистить свою совесть покаянием во грехах, допущенных им в смутную эпоху вследствие измены законному государю и подданства самозванцу, для чего усердно просил патриарха Иова приехать в Москву, чтобы он, народ, мог принести перед ним исповедание грехов и получать от него разрешение. Святитель прибыл в Москву и 14 февраля исполнил общенародную просьбу. Это было последним актом общественной деятельности патриарха Иова. По возвращении в Старицу святитель недолго прожил; он скончался 19 июля 1607 г. и был погребен близ Успенского храма. Память о доблестном архипастыре не умирала среди русского народа, и имя его было окружено ореолом славы и святости. Желая почтить выдающегося деятеля церкви и государства, царь Алексей Михайлович предложил перенести в Москву в Успенский собор прах патриарха Иова, каковое предложение и было исполнено в апреле 1652 г.

Патриарху Иову по праву должно принадлежать видное место и в древнерусской письменности. Лучшим и самым серьезным произведением пера святителя нужно признать его ответное послание к грузинскому митрополиту Николаю и царю Александру на просьбу их оказать содействие устройству грузинской церкви. В послании патр. Иов применительно к потребностям грузинской церкви излагает главнейшие вопросы православной христианской догматики, отмечает богослужебные обряды, останавливается на выяснении обязанностей пастырей и иноков, особенно подробно трактует теорию отношений церкви к государству, энергично отстаивая при этом неприкосновенность прав церкви в области вероучения, священнодействия, церковной администрации и в распоряжении церковными имуществами. В заключительной части послания патриарх Иов высказывает несколько замечаний даже о папизме и вновь возникшем тогда протестантизме. Некоторые ученые означенный ответ святителя по выраженным в нём мыслям ставят наряду с посланием восточных патриархов к папе Пию IX, выше „Стоглавника“ и называют „первым по достоинству символическим вероизложением, сделанным от лица русской церкви“. - Другим крупным произведением патр. Иова является его „повесть о честнем житии царя Федора Ивановича“, представляющая обзор исторических событий времени означенного царя. Здесь особенное внимание обращают на себя характеристики двух главных действующих лиц той эпохи - самого царя и Бориса Годунова. Остальные литературные работы святителя были следующие: служба преп. Иосифу волоколамскому, употребляющаяся и в настоящее время; три грамоты - одна об избрании Бориса Годунова на царство, другая по поводу появления самозванца, третья - к константинопольскому патриарху; послание к грузинскому царю Александру, к царице Ирине с утешением по случаю смерти её дочери и царя Фёодора; три речи - одна царю Фёодору, две царю Борису и, наконец, духовная грамота, т. е. завещание. В последней обрисовывается образ архипастыря, проникнутого глубокой верой в Бога, истинно христианским смирением, любовью и участливым состраданием к ближним.

Литература. О жизни и деятельности патр. Иова см. Историю о первом патриархе Иове московском в „Русской исторической библиотеке" т. XIII, стр. 923-950; История русской церкви м. Макария, т. X, стр. 55-99; Иов патриарх московский в „Православном Собеседнике“ 1867 г., т. III; Иов патриарх Всероссийский Н. Соколова в „Московских Университетских Известиях“ 1871 г., № 6-7; Как учил о крестном знамении святейший Иов патриарх московский и всея Руси? проф. Н. И. Барсова, Спб. 1890 г.; Из неизданных памятников древнерусской литературы: послание всероссийского патриарха Иова к грузинскому митрополиту Николаю в издании проф. Н. И. Барсова, Спб. 1869 г.; Обзор русской духовной литературы архиеп. Филарета, черниговского, стр. 215-216; Сношения России с Кавказом: материалы, извлеченные из Московского главного архива министерства иностранных дел Сергеем Ал. Белокуровым, вып. 1-й: 1578-1613 гг. (Москва 1889 г.).

* Николай Николаевич Писарев,
священник, магистр богословия,
доцент Казанской духовной академии
и настоятель Николо-Вешняковской церкви.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 7, стлб. 213. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1904 г. Орфография современная.

19.06.1607 (2.07). - Память святителя Иова, первого Патриарха Московского и всея Руси

Первый Патриарх Русской Церкви

Святитель Иов, первый патриарх Московский и всея Руси , родился во второй четверти XVI века в городе Старица в семье благочестивых горожан. Отрок Иоанн любил читать Священное Писание и, обладая прекрасной памятью, знал некоторые тексты Библии наизусть. Около 1553 г., когда Иоанн окончил обучение в монастыре, отец хотел его женить. В день венчания юноша отпросился у родителей в обитель для беседы со старцем и упросил его постричься в монашество, приняв имя Иов.

Более 15 лет провел Иов в Старицкой обители, пройдя путь от послушника до настоятеля. Под руководством опытного духовника молодой инок воспитал в себе безкорыстие и нестяжательность, послушание и воздержание, научился сердечной молитве и строгому посту.

В 1571 г. Иов был назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве, одного из важнейших монастырей того времени, почему Иов принимал участие в делах Русской Церкви, а нередко и государства. В 1572 г. и позднее он был участником Церковных Соборов. В 1575 г. святой Иов стал настоятелем Новоспасского монастыря, а в 1581 г. был рукоположен во епископа Коломенского. С 1586 г. святитель был перемещен на древнюю Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа, 11 декабря 1587 г. собором епископов поставлен первоиерархом Русской Церкви - Митрополитом Московским и всея Руси.

26 января 1589 г., по благословению и при личном участии Константинопольского Патриарха Иеремии II, Митрополит Иов в был Это знаменательное событие означало, что даже формальная подчиненность нашей Церкви Константинопольской окончилась. В 1590 г. каноническая самостоятельность Русской Церкви, к тому же и как Церкви была подтверждена на соборе восточных иерархов.

Окрыленный полученной автокефалией и сознавая ответственность предстоятеля Третьего Рима, святитель Иов с усердием благоустраивал церковную жизнь. Он повел ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди клириков, на улучшение их нравственности и поддержании благочиния в храмах. Немало трудов святителя было направлено на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг. Особенно важно было поставленное святителем на широкую основу , которых повсеместно не хватало, особенно в новопросвященных землях - в Казани, Астрахани, Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы Триодь Постная (1589), Триодь Цветная (1591), Октоих (1594), Минея Общая (1600), Чиновник архиерейского служения (1600) и Служебник (1602). Святитель также предпринял некоторые меры по исправлению существовавших неточностей в богослужебных книгах.

При святителе Иове были прославлены некоторые русские святые: , (святитель сам написал ему канон и "исправил службу"), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий. Некоторым святым, уже чтимым на Руси, были установлены новые дни празднования.

Свои личные средства и богатые царские подарки святитель Иов употреблял на милостыни и на строительство храмов. Только в Москве в период 1592 по 1600 гг. святитель построил 12 храмов. По благословению святителя Иова в Москве были построены Донской, Зачатьевский и Ивановский монастыри, во Владимірской епархии построена Лукианова пустынь, а в Вятской епархии – Богоявленский Слободской монастырь. Строились монастыри в Сибири и в других епархиях: Курской, Новгородской, Псковской, Казанской, Астраханской, Тверской, Вологодской.

Святитель Иов был ревностным служителем Церкви и умным пастырем. Особенно эти черты проявлялись в его миссионерской деятельности, направленной на укрепление православной веры в отдаленных районах государства, а также в Грузии. При святителе Иове были вновь учреждены Псковская, Астраханская и Карельская епархии.

Семена Православия посеянные Патриархом Иовом принесли в дальнейшем свои духовные плоды, благодаря которым сохранились и упрочились северные и южные пределы Русского государства.

После смерти последнего Царя из царствовавшей линии Рюриковичей Патриарх, видя честолюбивые амбиции и споры бояр, ослаблявших государственный порядок и желавших наделить верховной властью Боярскую думу по польскому шляхетскому образцу, поддержал тогдашнего уже имевшего власть реального правителя государства как наиболее приемлего в тех условиях единоличного монарха, к тому же близкого к трону – шурина почившего Государя. С этой целью , хотя противоборство с Думой потребовало от Годунова немало "избирательных ухищрений", не украшающих его царское достоинство. В трудные времена последовавшей потом государственной святитель Иов сохранил свое истинное христианское терпение, безстрашие и мужество, всегда стремясь к восстановлению государственного порядка и спокойствия и не идя на поводу у незаконных притязателей на престол. Стремясь пресечь действия , он направлял патриотические воззвания в русские полки, боярам и воеводам. Среди всеобщего народного смятения святитель Иов сохранял твердость духа и стремился внести организованность в сложной обстановке. Стремясь к устойчивой преемственности власти, после смерти Бориса Годунова Патриарх первым выразил верность вдовствующей царице Марии и наследнику Феодору. За ним присягнули бояре и все жители Москвы. Однако не все поддержали святителя, . Через некоторое время Лжедмитрий захватил Москву.

Святитель Иов не смирился с беззаконием и безстрашно обличал разрушителей государственного порядка. Большую часть времени он проводил в молитве в Успенском соборе. Однажды во время Божественной Литургии сторонники Лжедмитрия с позором вывели святителя из собора и повели на Лобное место, по дороге безчестили и били. Через некоторое время святитель Иов, измученный, в простой черной рясе был посажен на телегу и отвезен в заточение в Успенский Старицкий монастырь. Святой Иов два года прожил в обители. Ослабленный и утративший зрение, он все время проводил в молитве.

После свержения Лжедмитрия Патриарх Иов не мог из-за немощи возвратиться на патриарший престол. На свое место он благословил митрополита Казанского , сыгравшего решающую роль в преодолении смуты.

Святителя Иова отличали глубокая, чистая вера, любовь к ближним и Отечеству, утверждение и защита Православия, жертвенное служение Церкви Христовой, подтвержденное его исповедничеством. Он мирно скончался 19 июня 1607 г. и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над могилой святителя была устроена часовня. В 1652 г. при Патриархе Иосифе (1642–1652) нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены около гробницы патриарха Иоасафа (1634–1640). От мощей святителя Иова происходили исцеления. Почитание Патриарха Иова в лике святых отмечается в различных рукописях и агеографических изданиях: в "Полном месяцеслове Православного Востока", "Источниках русской агеографии", "Месяцеслове русских святых", "Книге, глаголемой описание о Российских святых", в старинном месяцеслове в числе святых города Москвы. Во второй половине XVIII века между настенными изображениями собора Новоспасского монастыря было изображение Патриарха Иова. Историки Церкви полагают, что его полному официальному прославлению помешала лишь , после чего прославлять первого русского Патриарха казалось неуместным.

Патриарх Иов (в миру Иоанн ) родился в 30-е годы XVI столетия в семье посадских людей г. Старицы Тверской губернии; отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре , куда отец отдал его на воспитание.



В этой обители он принял монашество с наречением имени Иов. Около 1569 года обитель посетил царь Иоанн Грозный ; инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита. В 1571-1572 годах он настоятель Симонова Успенского монастыря в Москве, в 1575-1580 годах - Новоспасского монастыря. В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского, в 1586 г. стал архиепископом Ростова Великого, а в 1587 г. - митрополитом Московским. 26 января 1589 года при участии Патриарха Константинопольского Иеремии состоялось торжественное поставление митрополита Иова в Патриарха Московского и всея Руси.

Патриарх Иов, человек глубокой молитвы и выдающихся личных способностей, характер имел мягкий, кроткий, всех миловал и прощал. У него была необыкновенная память, красивый голос. Божественную литургию, которую он совершал ежедневно, святитель служил наизусть, чин великого освящения воды на Богоявление и даже все пространнейшие коленопреклоненные молитвы на Троицу читал по памяти, знал наизусть Псалтирь, Евангелие и Апостол. Он был великий постник, никогда не пил вина, только воду . В связи с утверждением патриаршества по инициативе святителя Иова было произведено возвышение достоинства нескольких архиерейских кафедр, были созданы новые епископские кафедры. При нем были канонизированы многие русские святые - Василий Блаженный, прп. Иосиф Волоцкий, свтт. казанские Гурий и Варсонофий, прп. Корнилий Комельский и другие, было издано девять наименований богослужебных книг, в их числе Триодь, Октоих, Минея Общая, Служебник. Много трудов положил Патриарх на распространение христианства в Сибири и на русском Севере. По его благословению православные миссионеры возрождали храмы и монастыри на окраинах России. Несколько новых обителей было основано в Европейской части России, а в Москве - Донской монастырь .

Патриарх Иов был близким человеком в семье царя Феодора Иоанновича ; своим посланием он утешал царицу Ирину Феодоровну, когда та горько оплакивала смерть дочери Феодосии. По случаю убиения царевича Димитрия царь Феодор посылал к Патриарху следственное дело для рассмотрения, и свт. Иов на основании данных этого дела признал изменниками Нагих и угличских посадских людей, а смерть царевича - естественной по Божиему суду; царь поступил согласно мнению Патриарха, наказал Нагих и некоторых угличан. В решении текущих государственных дел Патриарх и подчиненные ему иерархи принимали непосредственное участие: они вместе с царем и боярами сходились на земский собор в столовой государевой палате и здесь рассматривали дела, докладываемые дьяком. Особенно важное значение пришлось получить Патриарху по смерти Феодора Иоанновича (1598 г.). Царь умер, не оставив наследника, пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, престол был свободен. Начался период государственных нестроений. Естественно, Патриарх на время становился во главе отечества и должен был радеть о его делах. В выборе будущего царя он остановился на покровительствовавшем ему Борисе Годунове и много содействовал возведению его на престол. Вместе с духовенством, боярами и гражданами Москвы он ходил упрашивать инокиню Александру (бывшую царицу Ирину) благословить на царство своего брата Бориса, а его самого - принять царский венец.

То было время, когда после ряда неурожайных лет, воспринимавшихся как явное Божие наказание, в России свирепствовал страшный голод, быстро уносивший десятки и сотни тысяч жизней. По всей стране умножились грабежи и разбои. Страна погружалась в хаос. И в этом хаосе явился в 1603 году первый самозванец Лжедмитрий I. Он объявился на Западе, в Польше, и сыграл на желании русских людей иметь законного «природного» («прирожденного») царя. Самозванец объявил себя «царевичем Димитрием», чудом спасшимся в 1591 году от рук убийц. Лжедмитрия поддерживала не только польская знать, но и папа Римский , видевший в нем средство приведения русского народа в лоно католической церкви .

Патриарх Иов, уже старый и больной, опять выступил на поприще политической деятельности, стараясь поддержать власть законного царя и царский престол. И в устных проповедях, и в особых патриарших посланиях он обличал Лжедмитрия как самозванца , расстриженного дьякона Чудовского монастыря Григория Отрепьева. Узнав о покровительстве Польши самозванцу, он послал туда две грамоты: к польской раде и духовенству с убеждением не верить обманщику Григорию Отрепьеву, выдающему себя за царевича Димитрия, и к киевскому воеводе Константину Острожскому с просьбой обличить и схватить самозванца. Когда Лжедмитрий I вступил в пределы России, Патриарх в Москве клятвенно уверял народ в смерти царевича Димитрия, убеждал не верить самозванцу и помнить присягу, данную Борису, рассылал об этом грамоты по Москве к начальникам полков, по городам к воеводам и др., сам служил молебны за Бориса, посылал монахов в Путивль для увещания жителей, изменивших царю. В 1605 г. он разослал по всей России грамоту, что польский король Сигизмунд поддерживает Лжедмитрия с целью попрать православную веру в России и православных обратить в латинскую и лютеранскую веру, предписывая духовенству читать эту грамоту во всех церквах, служить молебны о даровании победы над самозванцем и проклинать его вместе со всеми государевыми изменниками.


13 апреля 1605 года скоропостижно скончался царь Борис Годунов. Измена ранее преданного царю воеводы Петра Басманова резко изменила положение в пользу самозванца. Бояре, сначала присягнувшие юному сыну Бориса Феодору, свергли его с престола и перевели вместе с его матерью в прежний дом Бориса Годунова. В Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Столица присягнула Лжедмитрию I и грамотой звала его на престол. Но Патриарх Иов остался непреклонным. И вот 10 июня, когда он совершал литургию в Успенском соборе, сюда ворвалась вооруженная толпа сторонников самозванца и повлекла его из алтаря. Патриарх снял с себя панагию и, полагая ее пред Владимирской иконой Богоматери, со слезами проговорил: «О, Пречистая Владычица Богородица!... Я, грешный, 19 лет правил словом истины, хранил целость православия, ныне же по грехам нашим, как видим, бедствует царство, обман и ересь торжествуют; молим Тебя, Пречистая, спаси и утверди молитвами Твоими православие». Толпа озлобилась, с позором волочила святителя по церкви, с побоями повлекла на лобное место, крича, что он «наияснейшего царевича Димитрия расстригою сказует». Патриарший двор был разграблен. Сына Годунова Феодора вместе с матерью бояре зверски убили. Патриарха Иова самозванец распорядился сослать в прежнюю его обитель, «взяв за пристава», и содержать «во озлоблении скорбнем». Патриарх в одежде чернеца на простой телеге был отправлен в заточение в Старицкий Успенский монастырь. Чтобы оценить стойкость и мужество первого русского Патриарха, достаточно сказать, что не только бунтующая чернь, но и видные бояре, и многие архиереи, и даже родная мать царевича Димитрия инокиня Марфа из страха перед самозванцем признали в нем «подлинного» царевича, якобы чудесно спасшегося в свое время от рук убийц, и присягнули ему .

Вступивший в 1605 г. в Москву Лжедмитрий без собора святителей назначил Патриархом грека Игнатия, ранее архиепископа кипрского, затем рязанского, который первым из русских архиереев приветствовал его в Туле. Самозванец послал его за благословением к Патриарху Иову в Старицу, но тот, зная склонность Игнатия к латинству, отказал со словами: «По ватаге атаман, по овцам пастух».

Лжедмитрий I и года не продержался на престоле. Его невзлюбили за то, что он имел связи с иезуитами, окружил себя поляками и немцами, пренебрегал исконно русскими обычаями, не соблюдал постов и пропускал богослужения. В народе усиливались слухи, что он самозванец. Особенно возросло недовольство после его женитьбы на не принявшей православия польке Марине Мнишек, свадьба с которой состоялась под праздник свт. Николая и пятницу. Этим сумел воспользоваться Василий Шуйский, 17 мая 1606 года поднявший восстание, во время которого Лжедмитрий был убит. Бояре и московская толпа провозгласила царем Шуйского. Игнатий был лишен святительского сана (до 1611 г. он пребывал в заточении в Чудовом монастыре, затем бежал в Литву, где принял унию, к которой был склонен еще во времена учебы в Риме). Царь Василий сразу позвал на патриарший престол законного Патриарха Иова, но тот не мог более нести тяжелый крест такого служения по причине глубокой старости и почти полной слепоты. Он теперь уже не вынужденно, а добровольно отказался вернуться к правлению, благословив на избрание митрополита Казанского Гермогена. Через два года, 19 июня 1607 года, Патриарх Иов скончался и был погребен в Успенском Старицком монастыре.

В 1652 году по воле царя Алексея Михайловича мощи первого русского Патриарха перенесены в Москву, поставлены в Успенском соборе Московского Кремля поверх пола, и над ними устроено каменное надгробие. Мощи описаны как нетленные и благоухающие. Прославлен святитель в 1989 году, а в 2012 году прославлен старообрядцами.