Холман хант картины. Уильям Холман Хант – биография и картины художника в жанре Романтизм, Символизм – Art Challenge. Награды и мемориальная деятельность

Английский художник, один из основателей «Братства прерафаэлитов».

Ранние годы

Уильям Холман Хант родился в семье управляющего складом. О ранних годах его жизни практически нет сведений. Известно лишь, что Уильям рос религиозным ребенком, чьей настольной книгой была Библия, которую он умудрялся читать даже во время службы в церкви. Он начал довольно рано работать, поступив на службу офисным клерком, когда ему еще не было двенадцати лет. Неизвестно, как и откуда в Холмане Ханте развился интерес к искусству, но в Музее Эшмола в Лондоне хранится его автопортрет в возрасте четырнадцати лет, выполненный уверенной рукой уже умелого рисовальщика. Вероятно, дарование Уильяма начало проявляться довольно рано, однако потребовалось значительное время, прежде чем его родители смирились с мыслью, что их сын станет художником. Наконец, в 1844 г. Холман Хант поступил в Королевскую Академию искусств. Однако посещение классов разочаровало юного Уильяма, бездумное копирование античных слепков и подражание работам основателя Академии Джошуа Рейнолдса спровоцировало в нем появление и развитие депрессивных настроений. Примерно в это время Холман Хант встретил в Академии Джона Эверетта Милле, одного из своих товарищей и соратников по будущему «Братству прерафаэлитов». Чуть позже, в 1848 г., состоялось знакомство с Данте Габриэлем Россетти.

Творчество

Знакомство, товарищество и творческое сотрудничество с Милле и Россетти благотворно сказалось на художественных исканиях Холмана Ханта. Вместе они работали над философской и эстетической концепцией «Братства», выраженной впоследствии журналом «Росток». Однако успеха у широкой публики работы Холмана Ханта первоначально не имели. Первой картиной, принесшей Уильяму известность, стало аллегорическое полотно «Светоч мира», писавшееся художником с перерывами с 1849 г. по 1853 г. Написанная в темных тонах и наполненная теплым таинственным светом сцена из «Откровения» Иоанна Боголослова была представлена на летней выставке Академии в 1854 г. Изначально публика прохладно и критически восприняла как сложную символику, видя в ней католический мистицизм, так и необычные световые эффекты и особенный колорит картины. В защиту художественных средств и символического языка Ханта в статье для Таймс выступил Джон Рёскин, назвав «Светоч мира» одной из самых прекрасных картин на религиозную тему. Со временем «Светоч мира» была растиражирована на многочисленных открытках и гравюрах, став одним из самых знаменитых и знаковых образов, созданных в викторианскую эпоху. В 1904 г. Холман Хант создал еще одну версию этой картины, которая затем была повешена в Соборе Святого Павла в Лондоне.

В 1854 г. Хант также представил на выставке парную к «Светочу мира» картину «Пробудившийся стыд», также поначалу мало оцененную лондонским зрителем. Однако по мысли Джона Рёскина, фактически переводившего язык живописи прерафаэлитов широкой публике, эта работа стала новаторской для британского искусства. Суровый реализм разыгравшейся сцены, впервые столь простыми средствами запечатлевшей переломный момент в жизни пары и крушения надежд девушки, выделили работу Ханта среди картин других художников-прерафаэлитов. Правда, стоит отметить, что представленная публике работа выглядела несколько иначе, чем сейчас - по просьбе владелицы картины художник изменил выражение лиц героев и некоторые детали.

В середине 1850-х Хант отправился в путешествие на Святую Землю, чтобы собрать топографический и этнографический материал для дальнейшей работы над религиозными произведениями. Уильям плодотворно работал во время этой поездки, аккумулируя свои впечатления, новые знания и местный колорит в свои картины и зарисовки. Впоследствии он купил дом в Иерусалиме, чтобы устроить там мастерскую.

Постепенно ухудшавшееся зрение не позволило Уильяму Ханту заниматься живописью так долго и плодотворно, как ему бы хотелось. На всем протяжении своего творчества он оставался верным последователем тех идей, которые были выработаны им и Россетти в конце 1840-х. Помимо живописного наследия его руке принадлежат две автобиографии «Прерафаэлизм» и «Братство прерафаэлитов», являющиеся ценным источником о деятельности прерафаэлитов и их философско-мировоззренческих принципах.

Хант был дважды женат. Первая супруга - Фанни Во, скончавшаяся во время родов в Италии в 1866 г.. Второй избранницей Уильяма стала сестра Фанни, Эдит, женитьба на которой в 1875 г. в Англии была незаконной. В результате личная жизнь Ханта стала предметом серьезной ссоры как с семьей Фанни и Эдит, так и с некоторыми коллегами-прерафаэлитами. Чтобы брак не был аннулирован, Уильям и Эдит проживали за границей, хотя Холман Хант периодически приезжал в столицу Великобритании для участия в различных художественных событиях. В 1886 г. в Лондоне прошла его первая ретроспективная выставка. В 1905 г. он был награжден Орденом Заслуг.

Хант был студентом Королевской академии художеств, где познакомился с Милле и Данте Габриэлем Россетти и вместе с ними основал «Братство прерафаэлитов» (англ. Pre-Raphaelite Brotherhood).

Поначалу картины Ханта не были особенно популярны, но затем он приобретает известность. Проведя два года (1854-55) на Востоке, он написал одну из самых известных своих картин - «Свет мира», которая возбудила в художественной критике горячие споры. Холман Хант был единственным, кто до конца остался верен доктрине Братства прерафаэлитов и сохранил их живописные идеалы до самой смерти, однако в конце концов ему пришлось бросить живопись из-за все ухудшающегося зрения, и последняя картина - «Леди из Шалотта» (англ. The Lady of Shalott) - была закончена помощником, Эдвардом Хьюзом. Хант также является автором автобиографий «Прерафаэлитизм» (англ. Pre-Raphaelitism) и «Братство прерафаэлитов» (англ. Pre-Raphaelite Brotherhood), цель которых - оставить точные сведения о происхождении Братства и его членах.

Хант женился дважды. После неудачного обручения со своей моделью Анни Миллер, он женился на Фанни Во, которая затем послужила моделью для Изабеллы. Фанни умерла при родах в Италии и была похоронена на Английском кладбище во Флоренции рядом с могилой Элизабет Браунинг. Вторая жена Ханта, Эдит, была сестрой Фанни. В те времена в Англии было незаконно жениться на сестре погибшей жены, и Хант был вынужден поехать для этого заграницу. Эта женитьба привела к серьёзной размолвке с остальными членами семьи, особенно с его бывшим коллегой-прерафаэлитом Томасом Вулнером, женатом на сестре Фанни и Эдит Алисе.

Известные картины

  • «Автопортрет в четырнадцатилетнем возрасте» (Self-portrait at the Age of 14, 1841, Оксфорд)
  • «Ф. Д. Стивенс» (F.G. Stephens, 1847, галерея Тейт, Лондон)
  • «Иисус и две Марии» (Christ and the Two Marys, 1847 и 1897)
  • «Риенци» (Rienzi vowing to obtain justice for the death of his young brother, slain in a skirmish between the Colonna and the Orsini factions, 1848-49)
  • «Страшный двор» (The Haunted Manor, 1849, галерея Тейт, Лондон)
  • Cornfield at Ewell, 1849, галерея Тейт, Лондон.
  • A Converted British Family sheltering a Christian Priest from the Persecution of the Druids, 1849-50, Оксфорд.
  • «Клаудио и Изабелла» (Claudio and Isabella, 1850-53, галерея Тейт, Лондон)
  • «Проснувшаяся стыдливость» (The Awakening Conscience, 1851-53, галерея Тейт, Лондон)
  • Our English Coasts, 1852, галерея Тейт, Лондон
  • «Светоч мира» (The Light of the World, 1853-184)
  • The Afterglow in Egypt, 1854-63, Оксфорд
  • «Козел отпущения (картина)» (The Scapegoat, 1854-56)
  • The School-girl’s Hymn, 1858-59, Оксфорд
  • «Нахождение Спасителя во Храме» (The Finding of the Saviour in the Temple), 1854-1860
  • The Festival of St. Swithin (The Dovecot), 1865-66, Оксфорд
  • Isabella and the Pot of Basil, 1868
  • «Тень смерти» (The Shadow of Death, 1870-73)
  • The Plain of Esdralon from the Heights above Nazareth, 1877, Оксфорд.
  • The Triumph of the Innocents, 1883-1884), галерея Тейт, Лондон.
  • «Леди из Шалотта» (The Lady of Shalott, вместе с Хьюзом, 1886-1905)
  • May Morning on Magdalen Tower, 1888-1891.
  • Christ the Pilot, 1894
  • The Importunate Neighbour, 1895
  • «Нисхождение благодатного огня» (The Miracle of the Holy Fire, 1892-99)
  • «Джон Хант» (John Hunt, галерея Тейт, Лондон)
  • «Афины» (Athens)
  • «Данте Габриэль Россетти» (Dante Gabriel Rossetti)
  • «Уильям Холман Хант» (William Holman Hunt, автопортрет)
  • Christ amongst the Doctors
  • «Изабелла и горшок с васильками» (Isabella)

Продолжим знакомство с основателями братства ПРЕРАФАЭЛИТОВ.

Автопортрет.

Уи́льям Хо́лман Хант - английскийживописец, один из основателей Братства прерафаэлитов. Настоящее имя — Уильям Хобман Хант, однако Хант сам изменил вторую часть имени, а под конец жизни она слилась с фамилией: Holman-Hunt

Хант был студентом Королевской академии художеств, где познакомился с Милле и Данте Габриэлем Россетти и вместе с ними основал «Братство прерафаэлитов».

Автопортрет

Поначалу картины Ханта не были особенно популярны, но затем он приобретает известность. Проведя два года (1854-55) на Востоке, он написал одну из самых известных своих картин — «Свет мира», которая возбудила в художественной критике горячие споры.

Светоч мира.1853г

Энни Миллер.Работа Россетти

Хант женился дважды. После неудачного обручения со своей моделью Энни Миллер, он женился на Фанни Во, которая затем послужила моделью для Изабеллы.

Портрет Фанни Холман Хант,жены художника.

Фанни умерла при родах в Италии и была похоронена на Английском кладбище во Флоренции рядом с могилой Элизабет Браунинг.

Изабелла и горшок с базиликом . 1868

Картина изображает сцену из одноимённой поэмы английского поэта Джона Китса, когда Изабелла ласкает горшок с базиликом, в котором она закопала отрезанную голову своего любовника Лорензо.

Она одета в полупрозрачную ночную рубашку и только что встала с постели, которая видна на заднем плане. Девушка облокотилась на созданный для Лорензо инкрустированный аналой, над которым развешена богато украшенная скатерть. На ней горшок-майолика, украшенный черепами — в нём погребен череп Лорензо. Богато украшенные волосы Изабеллы лежат вокруг цветущего растения.

Она забыла солнце и луну,
Она забыла синеву над садом,
Она забыла теплую весну,
Забыла осень с темным виноградом,
Не ведала, когда идут ко сну,
Зарю не удостаивала взглядом,
Сидела у окна, обняв цветок,
Который до корней от слез намок. (Китс)

Хант превратил картину в своего рода дань памяти своей жене, использовав её черты при создании образа Изабеллы. Он работал над картиной в Италии ещё месяц, после чего вернулся в Англию и закончил картину в январе 1868 года.

Портрет Эдит" , сестра Фанни, в свой двадцать первый день рождения.

Вторая жена Ханта, Эдит, была сестрой Фанни. В те времена в Англии было незаконно жениться на сестре погибшей жены, и Хант был вынужден поехать для этого заграницу. Эта женитьба привела к серьёзной размолвке с остальными членами семьи, особенно с его бывшим коллегой-прерафаэлитом Томасом Вулнером, женатом на сестре Фанни и Эдит Алисе.


Наёмный пастух (The Hireling Shepherd ), 1851

Сам художник так писал о своей картине: «Она описывает пастуха, пренебрегающего своими обязанностями: он пользуется голосом не для того, чтобы окликать своих овец, а для своего удовольствия. Его образ указывает на пастырей, которые вместо того, чтобы служить своей пастве, предаются обсуждению вопросов, не имеющим ценности для человеческой души».

Как видим, Хант стремился вложить в картину еще один смысл, ускользающий от современного зрителя – символически отобразить английские дебаты по религиозным вопросам, который художник считал абсолютно бесплодными.Пейзаж, написанный с натуры, яркий и солнечный колорит и назидательный сюжет картины обеспечил ей успех на выставке Королевской Академии 1851 года, сделав одной из самых популярных картин прерафаэлитов.


Уильям Хант.Козёл отпущения . 1856

На картине изображён библейский козёл отпущения, на которого в праздник Йом-Кипур возлагали грехи всего еврейского народа и выгоняли в пустыню в качестве искупительного жертвоприношения. В соответствии с традиционной христианской точкой зрения, Хант верил, что козёл отпущения был прототипом жертвы Иисуса Христа и представлял собой мессию, описанного пророком Исайей как страдающего раба Господа. Картина обрамлена цитатами:

И понесёт козёл на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню…

Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом (Ис. 53:4)

Уильям Хант. Тень смерти.

Тень смерти религиозная картина Уильяма Ханта. Над картиной Хант работал с 1870 по 1873 года, после его второго путешествия в Палестину. Картина изображает молодого Иисуса, вознесшегося над своими хозяевами, когда он работал плотником.

Критик Френсис Килверт так описывает свое впечатление от картины, когда он впервые увидел её в 1874 году:

Я сожалею о том, что ходил смотреть картину Ханта «Тень смерти». Это была пустая трата денег. Я думаю, что эта картина показная и отвратительная, и надеюсь больше никогда не увидеть её.

Однако, картина имела большой успех и с неё нередко писали копии. Её популярность сделала возможным подарить её Манчестерской галерее искусств в 1873 году, где она хранится до сих пор.

Холман Хант был единственным, кто до конца остался верен доктрине Братства прерафаэлитов и сохранил их живописные идеалы до самой смерти, однако в конце концов ему пришлось бросить живопись из-за все ухудшающегося зрения, и последняя картина — «Леди из Шалотта» — была закончена помощником, Эдвардом Хьюзом.


Уильям Холман Хант (1827–1910) Проснувшаяся стыдливость (1853, галерея Тейт, Лондон)



Хант Обнаружение Спасителя в Храме. (1860)


Хант. Клаудио и Изабелла. (1853)



Хант. Валентин защищает Сильвио от Протея. (1851)

(The Lady of Shalott вместе с Хьюзом, 1889-1892) Леди из Шалотта, последняя картина художника.

Это история девушки Элейн, на которой лежит проклятье: она обязана оставаться в башне на острове Шалот и вечно прясть длинное полотно. Шалот расположен на реке, текущей в Камелот.

Никто не знает про существование Элейн, потому что проклятье запрещает ей покидать башню и даже смотреть из окна. Взамен у неё в комнате висит огромное зеркало, в котором отражается окружающий мир, и девушка занимается тем, что ткет гобелен, изображая на нём чудеса окружающего мира, которые ей удалось увидеть. Постепенно мир все больше захватывает её, а одинокое сидение в башне утомляет.

Уильям Холман Хант. The Children"s Holiday (1864)
Картины Ханта отличаются тщательной проработкой деталей, яркими цветами и сложной символикой. На картине «Детский праздник» представлены жена и дети Томаса Фэрбэрна, выдающегося английского коллекционера предметов искусства и активного сторонника реформ в области дизайна.

Фэрбэрн женился на Эллисон Каллауэй, дочери хирурга, в марте 1848-го. Монументальная фигура Эллисон Фэрбэрн воплощает собой символ семейной жизни: она представлена женой и матерью, учтиво разливающей чай. Костюм героини и богатый антураж подчеркивают состоятельность семьи.


William Holman Hunt (1827–1910) Cornfield at Ewell.(1849, Tate Britain)

Нередко брался он также за пейзажные задачи, изменяя для них своему обычному направлению и заботясь лишь о верной и сильной передаче природы, в особенности же световых эффектов. К этому роду его произведений относятся картины «Лондонский мост вечером, в день свадьбы принца Уэльского», «Овцы на склоне холма» и др., а также акварельные виды Южной Европы и Востока.


Хант.Овцы на склоне холма.

Умер Уильям Холман Хант в 1910 г.

Источники.

http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post215189756/

http://art.mirtesen.ru/blog/43716769876/Hudozhnik-Uilyam-Holman-Hant.

http://www.wm-painting.ru/painters_h/p2_articleid/1314

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BD%D1%82,_%D0%A3%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC_%D0%A5%​D0%BE%D0%BB%D0%BC%D0%B0%D0%BD

Прерафаэлиты (англ. Pre-Raphaelites) - направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века, образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам.
Название «прерафаэлиты» должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело: Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. Самыми видными членами прерафаэлитского движения были поэт и живописец Данте Габриэль Россетти, живописцы Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Миллес, Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Артур Хьюз, Уолтер Крейн, Джон Уильям Уотерхаус.

Поначалу работы прерафаэлитов принимали довольно тепло, однако вскоре обрушилась суровая критика и насмешки. Излишне натуралистичная картина Миллеса «Христос в родительском доме», выставленная в 1850 году, вызвала такую волну негодования, что королева Виктория попросила доставить её в Букингемский дворец для самостоятельного осмотра.

Христос в родительском доме «Христос в родительском доме», Д. Э. Миллес 1850 год, галерея Тейт, Лондон .

Нападки общественного мнения вызвала также картина Россетти «Благовещение», выполненная с отступлениями от христианского канона. На выставке в Королевской академии в 1850 году Россетти, Хант и Миллес так и не смогли продать ни одной картины. В обзоре, опубликованном в еженедельнике «Атенеум», критик Фрэнк Стоун писал:

«Игнорируя все великое, что было создано старыми мастерами, эта школа, к которой принадлежит Россетти, плетется неуверенными шагами к своим ранним предшественникам. Это - археология, лишенная всякой пользы и превратившаяся в доктринерство. Люди, принадлежащие этой школе, заявляют, что они следуют правде и простоте природы. На самом деле они рабски имитируют художественную неумелость»

Принципы Братства подверглись критике со стороны многих уважаемых живописцев: президента Академии художеств, Чарльза Истлейка, группы художников «Клика», которую возглавлял Ричард Дадд. В результате Джеймс Коллинсон даже отрекся от Братства, и была разорвана помолвка с Кристиной Россетти. Впоследствии его место занял живописец Уолтер Деверелл.

Положение в определённой степени спас Джон Рёскин, влиятельный историк искусства и художественный критик Англии. Несмотря на то, что в 1850 году ему было только тридцать два года, он уже являлся автором широко известных работ об искусстве. В нескольких статьях, опубликованных в «Таймс», Рёскин дал произведениям прерафаэлитов лестную оценку, подчеркнув, что лично не знаком ни с кем из Братства. Он провозгласил, что их работы могут «лечь в основу художественной школы, более величественной, чем все, что знал мир предыдущие 300 лет». Кроме того, Рёскин купил многие из картин Габриэля Россетти, чем поддержал его материально, и взял под свое крыло Миллеса, в котором сразу увидел выдающийся талант.

«Офелия», Д. Э. Миллес, одна из самых известных картин прерафаэлитов.
1852 год, галерея Тейт, Лондон .

William Holman Hunt.
Автопортрет


Amaryllis


Корнуолл


Our English Coasts



The Hireling Shepherd


The Awakening Conscience


Isabella and the Pot of Basil


Bianca



The Finding of the Saviour in the Temple



May Morning on Magdalen Tower



Rienzi vowing to obtain justice for the death of his young brother, slain in a skirmish between the Colonna and the Orsini factions



Valentine Rescuing Sylvia from Proteus



London Bridge


Claudio and Isabella


The Lantern Maker"s Courtship



The Eve of St. Agnes The Flight of Madeleine and Porphyro during the Drunkenness attending the Revelry


Il Dolce Far Niente



Portrait of Henry Wentworth Monk

The Lady of Shalott


Hunt Light of the World

The Triumph of the Innocents

Уильям Холман Хант - английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.

Настоящее имя - Уильям Хобман Хант, однако Хант сам изменил вторую часть имени, а под конец жизни она слилась с фамилией: Holman-Hunt.
Хант был студентом Королевской академии художеств, где познакомился с Милле и Данте Габриэлем Россетти и вместе с ними основал «Братство прерафаэлитов» (англ. Pre-Raphaelite Brotherhood).
Поначалу картины Ханта не были особенно популярны, но затем он приобретает известность.
Проведя два года (1854-55) на Востоке, он написал одну из самых известных своих картин - «Свет мира», которая возбудила в художественной критике горячие споры.
Холман Хант был единственным, кто до конца остался верен доктрине Братства прерафаэлитов и сохранил их живописные идеалы до самой смерти, однако в конце концов ему пришлось бросить живопись из-за все ухудшающегося зрения, и последняя картина - «Леди из Шалотта» (англ. The Lady of Shalott) - была закончена помощником, Эдвардом Хьюзом.
Хант также является автором книг «Прерафаэлитизм» (англ. Pre-Raphaelitism) и «Братство прерафаэлитов» (англ. Pre-Raphaelite Brotherhood), цель которых - оставить точные сведения о происхождении Братства и его членах.
Хант женился дважды.


Фанни - жена художника.

После неудачного обручения со своей моделью Анни Миллер, он женился на Фанни Во, которая затем послужила моделью для Изабеллы. Фанни умерла при родах в Италии и была похоронена на Английском кладбище во Флоренции рядом с могилой Элизабет Браунинг. Вторая жена Ханта, Эдит, была сестрой Фанни. В те времена в Англии было незаконно жениться на сестре погибшей жены, и Хант был вынужден поехать для этого за границу. Эта женитьба привела к серьёзной размолвке с остальными членами семьи, особенно с его бывшим коллегой-прерафаэлитом Томасом Вулнером, женатом на сестре Фанни и Эдит Алисе.


Автопортрет художника.

СПАСИБО за просмотр и комментарии.

Вам также будет интересно:

Золотой век британской акварели

Лубок. Лубок Марины Русановой

Виктория Кирдий - художница родом из Иркутска

Братствo Прерафаэлитов – 1 -
Братствo Прерафаэлитов – 2 (продолжение) -

УИЛЬЯМ ХОЛЬМЕН ХАНТ(1827-1910)

Они проходят по два в ряд - сама Невинность с ними!
Они идут, лаская взгляд одежками цветными.
Седые старцы впереди, чья кожа - жестче пемзы.
Толпа вливается в собор, как будто воды Темзы.

Один из основателей Братства прерафаэлитов Уильям Холман Хант.

Настоящее имя - Уильям Хобман Хант, однако Хант сам изменил вторую часть имени, а под конец жизни она слилась с фамилией: Holman-Hunt.

УИЛЬЯМ ХОЛМАН ХАНТ АВТОПОРТРЕТ 1867 г. Галерея Уффицы, Флоренция, Италия

Родился 2 апреля 1827 года в Чипсайде (Лондон) в небогатой пуританской семье.
С детства настольной книгой Ханта стала Библия..
Отец поощрял занятия сына искусством, но исключительно в качестве хобби, а не профессии. В возрасте двенадцати лет Ханта определили клерком в контору, поэтому он мог обучаться живописи только в свободное время.

Уильям Холман Хант Автопортрет в 14 лет 1841 г. Музей Ашмолен университета в Оксфорде

Однако в шестнадцать лет Хант бросил работу в конторе и начал зарабатывать на жизнь копиями с чужих картин и недорогими портретами. В 1844 году после двух неудачных попыток Ханта наконец-то приняли с испытательным сроком в Школу искусств при Королевской Академии, где он познакомился с где познакомился с Миллесом и Данте Габриэлем Россетти, и вместе с ними основал «Братство прерафаэлитов».

Учась в Школе, Хант познакомился с трудом Рескина «Современные художники» и был полностью захвачен его идеями. Под влиянием идей Рескина Хант выработал свое представление о том, какой должна быть современная ему живопись.

Уильям Холман Хант Автопортрет 1845 г.

Он хотел привнесет в современное искусство дух проповедничества, морально-назидательный смысл, когда картина говорит больше, чем на ней изображено.
Хант полагал, что возрожденное искусство должно сопровождаться возвращением к утраченным религиозным и моральным идеалам, ставшим целью и главной составляющей работ художника. Он насыщал религиозными аллюзиями свои бытовые жанровые картины, вводя в сюжетную ткань множество деталей, позволяющих толковать их более широко, видеть в них не только современную историю, но и извлекать некий моральный урок.

В этом смысле Хант являлся в большей степени проповедником, чем живописцем. Поэтому друзья называли его «Великим священником прерафаэлитов».
Холман Хант был единственным, кто до конца остался верен доктрине Братства прерафаэлитов и сохранил их живописные идеалы до самой смерти.

Уильям Холман Хант Автопортрет 1867 г.

Однако в конце-концов ему пришлось бросить живопись из-за все ухудшающегося зрения, и последняя картина - «Леди из Шалотта» - была закончена его помощником, Эдвардом Хьюзом.
Хант также является автором автобиографий «Прерафаэлитизм» и «Братство прерафаэлитов», цель которых - оставить точные сведения о происхождении Братства и его членах.

Хань был очень продуктивным художником и сохранил свой стиль, свои идеалы в живописи на протяжении всей жизни.

Наиболее популярные картины Ханта:

Британское семейство, защищающее христианского миссионера от друидов. 1850

Одной из первых его известных картин стало многофигурное полотно с таким длинным названием, выставленное в Академии в 1850 г.
Это, пожалуй, самое "средневековое" произведение Ханта, где композиция, позы и деление на планы напоминают работы художников раннего итальянского Возрождения,
Да и сама изображенная эпоха – британская древность – близка к области интересов остальных прерафаэлитов.

Наемный пастух. 1851

Kартина Ханта - Наемный пастух (1851) – изображены люди в современных костюмах. В Евангелие, Христос, добрый Пастырь, говорит: "А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах."
Здесь наемник как раз и занят тем, что "нерадит об овцах", совершенно не обращая на них внимания, пока они разбредаются кто куда и заходят в поле, где им явно не место. Пастушка, с которой заигрывает пастух, тоже не верна своему долгу, потому что кормит ягненка зелеными яблоками. Пейзаж Хант полностью написал на пленэре, оставив пустые места для фигур.

«Проснувшаяся стыдливость», У. Х. Хант

Это полотно - наиболее известная "морализаторская" картина Хольмена Ханта.
Падшая женщина, которая вдруг поняла, что грешит, и, забыв о своем любовнике, освобождается из его объятий, как будто услышав какой-то зов через открытое окно.
Герои – совершенно современные люди, здесь нет никакой средневековой стилизации. Однако и в этой картине присутствуют символы: открытое окно символизирует свет, вдруг ворвавшийся в жизнь этой женщины (заметим, что ее друг даже не смотрит в ту сторону, для него этот свет не светит); сброшенная перчатка на полу – ее судьбу, потому что скорее всего ей поиграют и бросят; а птичка, которая пытается улететь от кота – это она сама, пытающаяся улететь от греха.

Свет Мира. 1853

Картина «Свет мира» как бы дополняет «Проснувшаюся стыдливость»
Здесь показано на какой именно зов отозвалась женщина: в "Свете мира" -изображен Христос, который стучится в дверь, заросшую терниями и сорняками. Дверь – символ закрытой человеческой души, глухой к его призыву.
«Свет миру» – это сам Христос ("Я есмь Свет миру").

Светильник в его руке – символ совести и спасения, а вся картина иллюстрирует как уже приведенную библейскую цитату, так и другую, из Апокалипсиса: "Се, стою у двери и стучу".
Сюжет картины довольно прост. Глубокой ночью, когда все спят, Иисус со светильником в руке идет по миру и стучится в двери домов. Яркий свет светильника подчеркивает мрак и темноту окружающей ночи. «Се стою у двери и стучу. Если кто услышит Мой голос и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерить с ним, и он со Мною» - Хант специально пишет на раме эти слова из Откровения Иоанна Богослова, чтобы каждый сумел «услышать» смысл его работы.

Особое значение Хант вложил в светильник в руках Иисуса. Художник очень долго искал нужную форму, размеры, делал несколько макетов, экспериментировал на открытом воздухе при разном освещении и в конце концов нашел то, что нужно. Если приглядеться, то отверстия светильника разные, и каждое из них символически представляет одну из мировых религий. Отверстия разные - но их объединяет один Свет. Точно так же как множество религий и молитв, произносимых на разных языках, объединяет одно чувство Веры, одна связь - с Небом. Неслучайно именно с этим Светом Иисус приходит к людям.
В письме к своему другу Уильяму Беллу Скотту Хант писал: «Я был побужден к созданию этой картины некой божественной волей».

В 1854 картина "Светоч Мира" (Колледж Кейбдл, Оксфорд) - аллегория Христа, стучащего в дверь человеческой души, была защищена Джоном Раскином и принесла Ханту первый общественный успех.
Картина не соответствовала общепринятым стандартам, ее цвета были чересчур яркими, сюжет неканоническим - однако она сразу произвела впечатление и стала одной из самых любимых у зрителей.

Позже художнику пришлось сделать увеличенную копию картины для собора Святого Петра в Лондоне (оригинал находится в Кебл-колледже в Оксфорде), а еще позже изображение Христа со светильником в руке, напечатанное на открытках и постерах, появилось повсюду...
Гравюры с этой картины стали очень популярны и украшали многие пастораты и воскресные школы.

Наверное, не стоит задаваться вопросом, почему эту работу полюбили тысячи людей разного возраста, разных взглядов на жизнь. Некоторые восприняли ее просто как хорошо и грамотно написанное полотно с правильным расположением света и тени. Но для большинства она стала своим светочем в ночи, символом надежды на то, что, когда наступают темные времена, всегда есть те, кто продолжают нести свет веры и не устают стучать в двери спящих.

Козел отпущения. 1854

Верный прерафаэлитскому духу реалистичности и близости к природе, в 1854 г. Хант отправился в Палестину, чтобы там с натуры писать пейзажи и типажи для своих библейских картин. В том же году он начинает свою, наверное, самую потрясающую картину, «Козел отпущения.»
Здесь мы вообще не видим людей: перед нами только зловещая, ослепительно яркая, похожая на страшный сон соляная пустыня (в ее роли выступило Мертвое море, т.е., то место, где стояли Содом и Гоморра, - его Хант, естественно, писал с натуры, как и самого козла), и посреди нее измученный белый козел.
Согласно Ветхому Завету, козел отпущения – это животное, которое выбирали для ритуала очищения общины: на него возлагались грехи всех людей общины, а потом его выгоняли в пустыню.
Для Ханта это был символ Христа, понесшего грехи всех людей и умершего за них, и в выражении лица бессловесного козла просвечивают такие глубины трагического страдания, которых Ханту так и не удалось достичь в тех своих картинах, где собственно присутствует сам Христос и другие евангельские персонажи
Для создания картины «Козел отпущения» на библейский сюжет Хант выехал на Ближний восток (в места, описанные в Ветхом завете), да еще и притащил на берег моря живого козла.

Тень смерти. 1873

В этой картине юный Иисус, еще не вышедший на служение, потягивается, устав от плотницкой работы, а его тень, падая на полку с инструментами, создает зловещее подобие Распятия. Круглое окошко вокруг его головы кажется нимбом, а звездообразное напоминает о Вифлеемской звезде, возвестившей о рождении Спасителя, которому надлежит умереть за людей.

Заблудшиe овцы, Уи́льям Хо́лман Хант.

Ханта интересовали не только религиозные переживания. В этом случае Хольмен Хант не имел в виду никаких религиозных аллюзий – он просто хотел яркими красками написать стадо овец, берег и море.

Леди из Шалотт.

"Госпожа Шалотта" – сюжет, взятый из очень известной поэмы Теннисона, которая вдохновляла многих художников и даже писателей (например, название новеллы Агаты Кристи "Зеркало треснуло" - тоже цитата из поэмы). Главная героиня – дама, хозяйка замка под названием Шалотт, над которой тяготело проклятье: она ни в коем случае не должна была смотреть в сторону замка Камелот.

И, отрешившись от тревог,
Что ей сулит жестокий рок,
Как в час прозрения пророк,
Она взглянула на поток,
Бегущий в Камелот.
А в час, когда багрян и ал
Закат на небе догорал,
Поток речной ладью умчал
Волшебницы Шелот.

Поэтому она всю жизнь занимала себя тем, что ткала многоцветную ткань, а на мир смотрела через зеркало. Но однажды – и именно это мы видим на картине – она все-таки выглянула из окна, пораженная отражением рыцаря Ланселота. Тут зеркало треснуло, а ткань разлетелась на отдельные нитки: даме же ничего не оставалось, как умереть. Изгибающиеся линии этой картины, на которую у Ханта ушло целых двадцать лет, предвосхищают стиль модерн.

В картине «Нахождение Спасителя в храме» (Бирмингем)

Хант запечатлел истэндских евреев Лондона, поскольку у него не было такой возможности в Иерусалиме.

Хант больше всех других членов Братства был занят именно духовными поисками. В сущности, его интересовал не столько стиль средневекового искусства, сколько его нравственная сторона.

Триумф невинности. 1887

Именно поэтому в его полотнах редко встретишь персонажей средневековых легенд, зато гораздо более явно, чем в работах других прерафаэлитов, выражена моральная или религиозная сторона. Частый источник сюжета – Библия.

Майские цветы у башни Магдалины. 1890

Хант обращался к возвышенным темам, которые раскрывал посредством буквального переложения на язык живописи моральных принципов.

Канун святой Агнессы. 1848

Однако в истории английского искусства он так и остался художником, которого стремление к нравственному в искусстве в конце концов привело к отрицанию прекрасного в нем.