Главные изменения после реконструкции большого театра. Большой театр открыт после реконструкции. О вкусах спорят

28 октября состоится торжественное открытие исторической сцены Большого театра после длительной реконструкции.

Большой театр в Москве открылся 18 (6 по ст. ст.) января 1825 года.

За долгую историю Большого театра в здании много раз проводились строительные, ремонтные, реставрационные, перепланировочные и прочие работы.В 1894 году в связи с ремонтом театр закрывался на год. К северному фасаду здания был пристроен капитальный склад декораций, укреплены фундаменты под наружными стенами, в которых стали появляться трещины (из-за реки Неглинки, упрятанной в трубу, и прочих дренажных работ).

В 1921 году тщательное обследование выявило аварийное состояние театрального здания. Стена, возведенная в 1855 году на слабом песчаном грунте, дала значительную осадку. Появилась опасность полного разрушения зрительного зала. В конце августа 1921 года начались аварийно-ремонтные работы, которые велись в авральном режиме - круглосуточно, не нарушая обычной работы театра. Летом 1923 года были закончены работы по подводке фундаментов под две полуциркульные стены зрительного зала, строительные работы продолжались до 1929 года. В результате здание театра удалось спасти от разрушения, тем не менее, из-за многочисленных переделок и непрофессионального подхода к ряду реставрационных вопросов был нанесен непоправимый ущерб как самому памятнику, так и его уникальной акустике.

В 1938 году за короткий срок (5,5 месяцев) в Большом были проведены масштабные работы в сценической части, включавшие замену инженерных конструкций (стен, перекрытий и т.п.). После проведения реконструкции площадь главной сцены театра значительно увеличилась.

28 октября 1941 года в театр попала 500-килограммовая бомба, которая пробила стену фасада и разорвалась в вестибюле. Значительные повреждения главного фасада, вестибюля, фойе, зрительного зала были устранены в 1942-1943 годах (руководитель - архитектор Александр Великанов). Под руководством художника Павла Корина реставрирована роспись плафона.

В 1958 году была осуществлена первая капитальная реставрация здания. Тогда же театр оснастили системой кондиционирования.

Этапы современной реконструкции

В 1993 году постановлением правительства РФ и постановлением правительства Москвы ГАБТ передан ряд прилегающих зданий и участков, что определило концепцию развития Большого театра. Проект реконструкции этих кварталов (так называемая первая очередь) разработан в мастерской N 14 "Моспроекта-2". Сюда входят: здание филиала, вспомогательный, инженерный. художественно-производственный корпуса.

В 2004 году по поручению Дирекции по строительству, реконструкции и реставрации ФАКК "Техноинторг" провел тендер на генерального подрядчика второй очереди. Победила югославская фирма "Напред" с контрактом на 250 миллионов долларов. Однако вскоре "Напред" отказалась от проведения работ и дирекция заключила договор на генподряд с ЗАО "СУИпроект" с контрактом на 430 миллионов долларов.

В конкурсе на выбор поставщика технического оборудования победителем стала немецкая Bosch Rexroth AG.

17 февраля 2005 года на выездном заседании Научно-технического совета Главгосэкспертизы России, которое состоялось на Новой сцене Большого театра, практически единогласно был одобрен проект реконструкции основного здания Большого театра.

В апреле 2006 года Геральдический совет при Президенте Российской Федерации поддержал предложение Роскультуры о замене в ходе реконструкции ГАБТ России барельефов Государственного герба СССР на барельефы исторического герба России 1856 года. Принято решение заменить их на фасаде здания, над центральной царской ложей. Гербы СССР отправят на музейное хранение.

К весне 2006 года выяснилось, что объем работ намного больше, чем предполагалось и сроки окончания реконструкции (март 2008 года - запуск труппы в репетиционные помещения, осень 2008 года - начало зрительского сезона) выдержать не удалось. Затем предполагалось, что Большой театр откроется в 2009 году, но летом 2008 года сроки вновь сдвинулись.

27 ноября 2008 года на закрытом брифинге министр культуры РФ Александр Авдеев сообщил , что реконструкция Большого театра будет завершена к концу 2010 - началу 2011 года. По его словам, задержка сроков строительства была вызвана четырьмя причинами. В их числе министр назвал слабого руководителя проекта, неэффективную схему взаимодействия фирм участниц проекта и их слабую координацию, а также отсутствие взаимодействия с правительством Москвы и разноскоростной темп исполнения различных видов работ.

Новым руководителем проекта назначен Яков Саркисов.

В мае 2009 года распоряжением президента РФ была создана Межведомственная рабочая группа по вопросам осуществления второй очереди реконструкции, реставрации и техоснащения комплекса зданий ГАБТ. Функции группы - контроль за осуществлением мероприятий второй очереди, рассмотрение предложений госзаказчика - Минкультуры РФ по изменению объемов, сроков выделения, направлений и порядка расходования выделяемых из бюджета средств.

18 ноября пресс-служба генерального подрядчика проекта - компании "СУИпроект" сообщила о завершении реставрации восьми колонн главного фасада Большого театра . В рамках работ по внешнему благоустройству здания строители также завершили реставрацию южного фасада здания и провели гидроизоляционные работы со стороны Щепкинского проезда и Театральной площади.

В исторической части здания закончен монтаж и окраска медной кровли, а также смонтированы оконные блоки.

1 декабря стало известно, что генподрядчик реконструкции Большого театра ЗАО "СУИпроект" и проектировщик "Курортпроектсервис" создали совместную рабочую группу , которая будет действовать непосредственно на строительной площадке. Рабочая группа призвана ускорить принятие всех решений, связанных с происходящими работами.

2 февраля 2010 года Большой театр впервые с 2005 года, когда началась его реконструкция, открыл двери для публики. В первом из отреставрированных залов, Хоровом, . Программа концерта была составлена из произведений Чайковского, Римского-Корсакова, Даргомыжского, Верди и Пуччини. Послушать их пришли министр культуры РФ Александр Авдеев, возглавляющий попечительский совет ГАБТа вице-премьер Александр Жуков, члены попечительского совета в полном составе, мэр Москвы Юрий Лужков.

2 февраля пресс-секретарь Минкультуры Наталья Уварова сообщила, что глава ФГУ "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации", которое является заказчиком-застройщиком реконструкции Большого театра в Москве, Яков Саркисов освобожден от занимаемой должности по собственному желанию.Со своей стороны, министр культуры РФ Александр Авдеев "деятельность Саркисова, его профессиональные и организационные качества на посту руководителя дирекции".

22 августа копии скульптур муз Эрато (муза лирической поэзии) и Терпсихоры (муза танца), уничтоженных взрывом авиационной бомбы в 1941 году, . Высота восстановленных фигур муз достигает 3,5 метра, а вес каждой из них - более двух тонн. Каждая скульптура состоит из 7 гипсовых элементов. Части скульптур были нанизаны на металлический каркас, сохранившийся с XIX века.

Ранее в театре был установлен живописный поднимающийся холст "Въезд Минина и Пожарского в Москву".

2 октября прошел специальный показ обновленного здания для строителей, 24 октября результаты реконструкции были продемонстрированы журналистам.

28 октября Большой театр после шестилетней реконструкции откроет главную сцену праздничным концертом, который будет транслироваться для всех желающих на Театральной площади.Первой постановкой после реконструкции исторической сцены театра .

На разных этапах реконструкции постоянно возникали скандальные ситуации, в том числе в сентябре 2009 года было по факту необоснованно израсходованных денежных средств, выделенных на реставрацию театра.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

Восстановлена по чудом сохранившемуся образцу, обнаруженному в директорской ложе. Раньше весь пол театра был покрыт такой мозаикой — очень сложная в ремонте, сделанная в XIX веке из известняка, в середине XX века она пришла в негодность, поэтому от нее решили избавиться. Нынешняя состоит из двенадцати видов гранита.

Метлахская плитка

Благодаря тому, что в лестничных пролетах фойе сохранилась именная плитка Villeroy & Boch, реставраторам оставалось только заказать недостающую плитку на том же заводе в немецком городе Метлахе, на котором она изготавливалась в XIX веке.

Музы

Скульптуры на фасаде театра примерно повторяют те, что украшали его в конце XIX века. В советские времена тут стояли гипсовые музы работы скульпторов Рукавишникова и Кольцова.

1. Зал


Восстановлена акустика, почти полностью загубленная в XX веке. За звук теперь отвечают: воздушная подушка под зрительным залом (ее залили цементом при строительстве метро), панели из резонансной ели, которые в советские времена почти полностью заменили фанерой, мебельная обивка и лепнина из папье-маше. Папье-маше варили по архивному рецепту в старых чанах, обнаруженных на одном из алтайских заводов.

2. Мебель


Кресел в зрительном зале стало меньше — вместо 2185 теперь их 1740, как было в конце XIX века. Кресла по рисунку один в один повторяют прежние, обивка пропитана специальным составом, необходимым для правильной акустики. Каждый отдельно взятый стул проходил акустические испытания. Кроме того, в зале появилось несколько мобильных рядов, трансформирующихся в места для инвалидов.

3. Оркестровая яма


Вместо 100 музыкантов теперь вмещает 137. В зависимости от нужд оркестра размеры ямы могут увеличиваться или уменьшаться, появилась возможность рассаживать музыкантов вровень со зрительным залом.

4. Занавес

Восстановлен Главный занавес, созданный по эскизам главного художника Большого театра до 50-х годов Федоровского. Главный занавес — он же Золотой, соткан в Италии из гобелена, имитирующего шелк, с использованием золотых нитей. Вместо советской символики теперь на нем вышито слово «Россия». Открывается вверх, вбок и по диагонали. Второй занавес «Въезд Минина и Пожарского в Москву» — копия того, что появился в Большом театре после пожара в 1856 году. Полотно для него соткали в Пензенской области мастерицы Сурского комбината технических сукон.

5. Императорское фойе


Большой зал Императорского фойе — бывшее Бетховенское фойе, знаменитое своими настенными шелковыми панно, изготовленными к коронации Николя II. Начиная с 1920-х годов панно постепенно приходили в негодность: сначала из них ножницами были вырезаны вытканные шерстью гербы Российской империи, а в 70-х ткани сдали в химчистку, после чего они окончательно испортились. Восстанавливали панно несколько лет на жаккардовых ручных станках, сделанных по образцу прошлого века в московской научно-реставрационной мастерской «Старинные ткани».

6. Главное фойе


Восстановлены яркие росписи на потолке и стенах, воссозданы вазы, исчезнувшие в советские времена с балюстрад зала. Фойе открывали к коронации Николая II, и изначально этот зал было одним из самых нарядных в театре. Все изменилось после переезда столицы из Петрограда в Москву — Большой театр стал главной площадкой для политических съездов и выступлений. Постоянная загруженность зала мешала реставраторам сделать полноценный ремонт, и все закончилось тем, что зеркала, обрамленные листовым золотом, убрали, а росписи под розовый мрамор и цветной потолок закрасили белой краской. После этого фойе долгие годы называлось Белым.

7. Подземный зал


Новое пространство на 300 человек, состоящее из трех мобильных платформ, может опускаться или подниматься, из площадок может складываться амфитеатр или концертный зал. Его будут использовать для спектаклей, концертов, приемов и репетиций. Красивые стеклянные домики, появившиеся на площади между фонтаном и театром, — выходы из этого зала.

8. Буфет


Буфеты теперь расположены на минус первом уровне, где появился новый зал-трансформер на 300 человек, и на 4-м ярусе — в огромном пространстве от окна до окна. Раньше здесь было небольшое квадратное фойе, а по бокам его — балетные залы. Говорят, что в буфет иногда забегали балерины в пачках. В буфетах есть пандусы для инвалидных колясок. Чем будут кормить — пока непонятно.

Трансляцию церемонии открытия можно будет увидеть 28 октября в 19.00 на канале «Россия» по телевизору или на канале театра на YouTube Билетов на спектакли, проходящие на Основной сцене, до конца года нет.

Придя в этот понедельник на миланского «Дон Жуана», я оказался в Большом театре впервые после реконструкции. О том, как приятно входить в посвежевший, но всё тот же, знакомый с детства зал, писано много - опустим. Гаснет свет, начинается увертюра, а с ней и изумление. Поначалу я было стал грешить на дирижёра: что ж он там крутит своей палочкой, что оркестр выдаёт такую невнятицу? Но вскоре стало понятно, что не с дирижёром беда. Оркестр просто плохо слышно - будто звук на выходе из ямы пропускают через мясорубку. С певцами дело пошло ещё веселее. Как только дирижёр выпускал оркестр за mezzo piano, половину солистов просто переставало быть слышно, если за mezzo forte - хоть как-то слышны оставались всего двое. Совсем цирковой трюк нам показали в финале первого акта. Волею постановщика Донна Анна, Донна Эльвира и Дон Оттавио на какое-то время оказываются в зале - у первого ряда партера. Поют - слышно, как у певиц накрашенные ресницы шуршат. Потом, получив приглашение на бал, они поднимаются вверх и поют уже с авансцены, стоя на пять метров дальше. Всего на пять метров - и будто сквозь слой мокрой ваты. Почти до последнего противостоял этой чуме, кажется, только великолепный Дон Жуан - Петер Маттеи: отчётливо слышны были даже sotto voce его полётного баритона; но совладали и с ним. К оркестровому forte прибавилось некоторое движение декораций - и предсмертного крика Дон Жуана в зале Большого театра никто не услышал. Не внятно не услышал, а не услышал совсем .

Не верите? Я и сам себе не поверил - и кинулся расспрашивать людей. Из примерно десятка знакомых, побывавших на «Дон Жуане», лишь двое не сказали, что слышно было плохо. Умилил отчёт из ложи, смежной с директорской: сидя человек слышал певцов и не слышал оркестра; стоя - наоборот. Нет, мне не померещилось: звук был действительно плох - и это удивительно. Коридоры, лестницы и гостиные - скользкие, неуютные и неотвязно напоминающие хаммам в пятизвёздном турецком отеле - не удивили: чему тут дивиться? Типичный лужковский новодел. Состояние же акустики поразило по двум причинам. Во-первых, удар был неожиданный: нас никто не предупредил. Вся наличная музыкальная журналистика отписалась и о гала-концерте открытия Большого, и о премьере «Руслана», но обильные речи гендиректора театра Иксанова о волшебном возрождении былой акустики ни в единой заметке оспорены не были. Во-вторых, акустикой занималась фирма Müller-BBM, на счету которой десятки громких проектов. Она недавно делала, например, два из трёх основных залов Зальцбурга, в том числе сложнейший зал Felsenreitschule - и там всё прекрасно слышно. Как эти два бесспорных факта сочетаются с полным залом ваты, данным нам на «Дон Жуане» в ощущении? Я попробовал разобраться: сам поговорил с кем мог, знакомых попросил о том же - и вот что пока выяснилось.

От видного сотрудника БТ донесли мне простое утешение: не в акустике театра проблема. Это миланский «Дон Жуан» акустически невыгодно решён для такой большой сцены: много пустого пространства, звуку не от

Реконструкция знаменитого Большого театра и его с помпой обставленное открытие обернулись самым дорогим, самым громким и самым скандальным проектом в современной российской культуре.

Беспрецедентно большой бюджет работ по реконструкции, уголовное дело о нецелевом использовании средств, билеты стоимостью $ 65 тыс., роскошные декорации и зрительский зал, по-царски блистающий золотом. Таков итог события номер один в культурной жизни России этого года – открытия обновленного Большого театра, состоявшегося 28 октября 2011.

Главная сцена страны, в свое время считавшаяся визитной карточкой всего СССР, возобновила свою работу после шестилетней реконструкции, сопровождавшейся многочисленными скандалами. Также скандальный оттенок, по мнению обозревателей, имеет и то, что происходит в театре после его открытия.

По информации очевидцев, по сей день в здании множество недоделок: периодически гаснет свет, ломаются новенькие, только что поставленные лифты, месяц назад введенное в эксплуатацию оборудование частично уже не работает. Труппа сетует на репетиционные залы с крайне низкими потолками, а театралы – на строительные огрехи.

Танцовщик и артист Роман Кузнецов в разговоре с Корреспондентом отмечает, что внешне театр выглядит прекрасно – особенно с подсветкой в вечернее время. Однако, говорит он, если подойти поближе, впечатление убивают “заплатки” на колоннах у парадного входа. Несмотря на выделенные правительством на реконструкцию колоссальные суммы, на покраску колонн денег не хватило.

Деньги и правда немыслимые: у театральной реконструкции неприлично большой бюджет, 21 млрд руб. (около $ 700 млн), – недавняя реконструкция итальянского Ла Скала стоила на порядок дешевле. Цифры российской строительной сметы позволили иностранным журналистам описывать увиденное в Большом театре как мегавеличие и мегакоррупцию одновременно.

И еще одна беда российской оперной сцены номер один: билеты сюда теперь по карману только очень состоятельные людям – в кассе купить их практически невозможно, а цены у спекулянтов заоблачные.

Дело приобрело такой размах, что успокаивать негодующих соотечественников пришлось президенту Дмитрию Медведеву.

“Билеты в Большой не будут по 2,5 млн руб. ($ 895 тыс.). Это чушь”,

– пообещал российский лидер.

О вкусах спорят

“Это большое событие”, – говорит Корреспонденту об открытии главного театра страны москвичка Наталья Горчакова, отмечая, что здание давно нуждалось в восстановлении. И действительно, степень изношенности здания, по оценкам специалистов, составляла от 50% до 70%, оно давно требовало модернизации.

Теперь же построенный еще по приказу Екатерины Второй театр не только обновился, но и вернул себе имперский блеск. Так, на главном фасаде здания был демонтирован советский герб, а на его место установлен двуглавый орел – герб России образца 1856 года.

Желая в полной мере восстановить уничтоженный большевиками исторический облик театра, в здание также вернули гобелены, люстры и вензеля династии Романовых.

“Специальная комиссия ЮНЕСКО, которая побывала в Москве, высоко оценила работу реставраторов в Большом,

– рассказывает Владимир Ресин, первый заместитель мэра российской столицы.

Эксперты заявили: реставрация проведена максимально бережно и осторожно, а инженерные системы установлены с высоким чувством ответственности и с учетом специфики памятника архитектуры”.

Новый образ Большого театра пришелся по вкусу не всем. Известная балерина Анастасия Волочкова, некогда танцевавшая на его сцене, в своем интернет-блоге в пух и прах раскритиковала внешний и внутренний вид обновленного театра. По ее словам, исчезли шикарные люстры и бронзовые ручки, а вместо паркета в залах положили кафель.

“Не секрет, что это была не реконструкция, а просто разрушение Большого театра. На данный момент создана коробка, которая лишь отдаленно напоминает этот стиль и вид”,

убеждает своих читателей Волочкова.

Ей вторит самая яркая звезда балетной труппы Большого – Николай Цискаридзе. Вместо старинной лепнины, как раньше, теперь интерьер украшает позолоченная пластмасса, возмущается он.

“Все, что сделали с Большим театром, – это вандализм. Говорят, например, что сделали замечательные гримуборные, но это совсем не так. Что в них замечательного, если в них даже нет окон”,

– отмечает Цискаридзе. Также знаменитый танцор отмечает, что в репетиционных залах сделали такие низкие потолки, что нельзя даже поднять балерину – она может удариться.

Слова Цискаридзе вызвали настолько бурную дискуссию в российском обществе, что танцовщику ответил даже министр культуры Александр Авдеев.

“Николай напутал, там ничего пластмассового нет, а все декорации и весь декор зала сделан так, как этого требует современная акустика, – специальное дерево, специальное папье-маше резонансное. А если и есть пластмасса, то это провода, которые вделаны в стену”,

– пояснил Авдеев.

Тем не менее внутри театра еще больше недоработок – об этом говорят все, кто побывал в нем. По наблюдению Кузнецова, до сих пор в лифтах вместе с балеринами ездят гастарбайтеры, а во время спектакля Руслан и Людмила свет в оркестровой яме периодически гас.

“То есть оркестр играл в кромешной, именно кромешной темноте, из-за чего даже некоторые музыканты быстро доставали свои телефоны и светили в ноты остальным; мне это хорошо было видно, я сидел на втором ярусе”,

– негодует Кузнецов. Он недоумевает, как такое может происходить в главном театре страны.

Обстановку в театре он описывает как очень нервозную. Причин для переживаний предостаточно. К примеру, балет Спящая красавица вплоть до самой премьеры не смогли ни разу полноценно прогнать, так как персонал просто не знал, что делать с новым оборудованием, появившимся в здании после ремонта.

И еще один штрих обновленного Большого: ради тишины в нем на время спектаклей в Москве теперь ограничивают работу метрополитена – слишком близко пролегают туннели к увеличившимся помещениям театра. Впрочем это временная мера: чтобы снизить вибрацию в Большом, на Замоскворецкой линии на путях установят виброгасящие рельсовые скрепления, а под рельсами уложат виброизоляционные маты.

Русский размах

21 млрд руб. – баснословная цена реконструкции вызвала горячие дискуссии в российском обществе, ведь реализация подобных проектов в Европе стоила в разы меньше.

Значительно дешевле обошлась британцам капитальная реконструкция и модернизация Королевского оперного театра в Лондоне – в 214 млн фунтов стерлингов (около $ 321 млн). Итальянцы вообще поразили экономией. С 2002 по 2004 год в Милане полностью была реконструирована Ла Скала, и всего-то за 61 млн евро.

“Скажите [премьер-министру Владимиру] Путину, что за эти я деньги построю в Москве три таких театра”,

– подлил масла в огонь Татео Накашима, крупнейший в мире специалист по театральным технологиям.

Изначально российские власти планировали потратить на реконструкцию Большого не более 15 млрд руб.

“Сумма постоянно менялась, поскольку менялись и цены – в том числе на цемент и на кирпич”,

– объяснил подорожание работ министр Авдеев.

В 2009 году Следственный комитет при прокуратуре возбудил уголовное дело по факту необоснованно израсходованных средств, выделенных на реставрацию. Тогда выяснилось, что государственное учреждение Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации трижды оплатило одни и те же работы компании Курортпроект – с нею был заключен контракт на проектирование и восстановление театра. Чем закончилось разбирательство, по сей день неизвестно.

В то же время и после возбуждения дела о выделении рекордных средств работы продолжались, а в Большом вспыхивали новые скандалы. К примеру, по меньшей мере удивление вызвал объявленный театром на сайте госзакупок тендер на создание его сайта, начальная цена которого была определена в сумме 5,4 млн руб. (около $ 174 тыс.).

Информация о конкурсе попала в интернет и вызвала такой резонанс, что тендер был отменен.

И наконец – сравниться с суммами, потраченными на восстановительные работы в Большом, могут только цены на его билеты. Причем наибольший скандал разгорелся вокруг пригласительных на церемонию открытия. На это мероприятие официально билеты не продавались, однако в интернете появились предложения купить приглашения по цене от 90 тыс. ($ 2.900) до 2 млн руб. ($ 65.000).

Это позволило россиянам говорить о том, что главный театр страны превратился в пафосный дворец, недоступный для посещения простым смертным.

“Туда и раньше было трудно попасть, сейчас финансово это нереально”,

– отмечает Горчакова. А Кузнецов, чтобы попасть в Большой, прибегнул к услугам спекулянтов.

“Я купил у них билеты за 3.000 руб. ($ 100)”,

– утверждает артист. Кузнецов уверен, что у перекупщиков есть билеты на любой спектакль и в любом количестве – “хоть роту приводи”. Хотя на премьеру балета Спящая красавица Кузнецов смог приобрести билет непосредственно в кассе за 1.300 руб. ($ 42), для чего четыре часа простоял в очереди.

Московские театралы рассказывают, что официально в кассах билетов может не быть, однако в интернете изобилие предложений – к примеру, за место в партере на Спящую красавицу просят 15.000 руб. (около $ 500). Существенно отличающиеся от номинальной стоимости билетов интернет-цены представители сайтов объясняют стоимостью услуг по резервации и доставке.

Спекуляции приобрели такой размах, что теперь билеты в Большой продаются только по паспортам и не более двух в одни руки.

Возрождение величия

Юрген Райнгольд, немецкий эксперт в области акустики, отмечает, что его первым впечатлением от обновленного Большого театра было восхищение и шок одновременно. Он вспоминает, что до произведенных работ кресла в театре были изношенными, а техника – допотопной. Теперь же театр вернул себе царственный блеск.

Самое главное – театру была возвращена акустика, которой он славился.

“В конце XIX века в Большом была лучшая акустика среди крупных оперных театров мира, Но после изменений в советский период он не входил даже в число 50”.

При советской власти акустику испортили бетоном: чтобы спасти разваливающееся здание, было решено переделать пол и фундамент. Так, резонансную ель и улучшающее акустику папье-маше заменили гипсом, цементом и бетоном.

Что касается отреставрированного интерьера театра, то он воссоздает времена царской России – были восстановлены росписи, возвращены люстры и гобелены эпохи Николая II. На покрытие золотом 890 кв. м лепнины ушло 4,5 кг драгоценного металла.

Новую вращающуюся сцену разрабатывали швейцарские специалисты. В итоге она стала крупнейшей в Европе: ее размеры составляют 21 х 22 м, а вес – 40 т.

Площадь помещений театра увеличилась вдвое – до 72 тыс. кв. м, также для большего удобства были объединены подземные и надземные переходы. В зрительном зале теперь 1.720 мест, как было при императоре, а не 2.200, как сделали в советское время. Последнее обстоятельство также было дополнительной нагрузкой для акустики.

Театральный блеск и любимое в России царское величие граждане страны, конечно же, замечают. Они хоть и говорят о значительных недоделках и осевших в чьих-то карманах деньгах, однако все же рады открытию Большого.

“Теперь доделывают как могут. Пусть так, главное, чтобы наконец доделали”,

– заключает Кузнецов.

Большие театры

Сан-Карло (Неаполь, Италия).
Открытие: 1737 год. Количество зрительских мест: 3.285.

Театр был возведен по указу короля Карла III, принадлежавшего к династии Бурбонов, и поэтому отличался королевской роскошью и размахом. Главными цветами в интерьере были синий и золотой (официальные цвета династии монархов). Здание театра страдало от различных ненастий трижды – в 1816, 1943 и 1969 годах. Последние работы по реконструкции завершились в 2008 году.

Ла Скала (Милан, Италия).
Открытие: 1778 год. Количество зрительских мест: 2.289.


За более чем два века с момента открытия театр пережил немало бедствий. Был полностью разрушен во время Второй мировой войны и вновь восстановлен в первоначальном виде в 1946-м. С 2001-го по 2004-й подвергся реконструкции. Первым музыкальным произведением на обновленной сцене стала Признанная Европа Антонио Сальери.

Государственный академический Большой театр России (Москва, Россия)
Открытие: 1780 год. Количество зрительских мест: 1.740.


Большой начинался как частный театр князя Петра Урсова и первое время назывался Петровским театром. Простояв всего четверть века, здание сгорело, а новое, возведенное архитектором К. И. Росси, прожило и того меньше, сгорев в 1812-м. Вновь отстроенный театр открылся в 1825 году и был значительно больше предшественника.

Очередной пожар настиг театр в 1853-м, но уже через три года он возобновил работу в новом помещении. В дальнейшем Большой переживал многочисленные ремонты и реконструкции, последняя из которых длилась шесть лет и завершилась осенью 2011 года.

Баварская государственная опера (Мюнхен, Германия).
Открытие: 1818 год. Количество зрительских мест: 2.100.


Построена по заказу короля Макса I, согласно его пожеланию строилась по образцу парижского театра Одеон. Через пять лет после открытия театр сгорел дотла, однако был быстро восстановлен и уже в 1825-м возобновил работу. Вторая мировая война не пощадила оперную сцену – после бомбардировок от здания остались лишь внешние стены. Восстановительные работы завершились в 1963 году.

(Опера Земпера) (Дрезден, Германия).
Открытие: 1841 год. Количество зрительских мест: 1.300.


Первой оперной постановкой в театре стала Эврианта основателя немецкой романтической оперы Карла Вебера. Здание театра разрушалось дважды: в 1869 году в результате пожара и в 1945-м во время бомбардировки. Был восстановлен по первоначальному проекту архитектора Готтфрида Земпера и открыт в 1985 году.

Большой оперный театр Лисеу (Барселона, Испания).
Открытие: 1847 год. Количество зрительских мест: 2.292.


Возведенный на средства богатых семей города театр дважды за свою историю страдал из-за крупных пожаров – в 1861 и 1994 годах. Открыт после реконструкции в 1999 году. Известен как одна из крупнейших оперных сцен Европы. Именно здесь начала свою блестящую карьеру оперная дива Монсеррат Кабалье.

(Вена, Австрия).
Открытие: 1869. Количество зрительских мест: 2.200.


Выполненное в стиле неоренессанса здание оперы не сразу полюбилось публике. Критика была настолько жесткой, что ответственные за проект архитекторы, не выдержав нападок, покончили жизнь самоубийством. Тем не менее спустя годы оперу признали одной из красивейших в мире. Во время Второй мировой войны здание было полностью разрушено. Открыто после восстановления в 1955 году.

(Париж, Франция).
Открытие: 1875 год. Количество зрительских мест: 1.979.


Возведенный по проекту архитектора Шарля Гарнье театр известен эклектичностью стиля и роскошным внутренним убранством. Примечательно, что не менее знамениты, чем выполненный в форме подковы зрительный зал, мраморная парадная лестница театра и фойе. C 1994 по 2007 год театр пережил серьезный ремонт – техническое оснащение модернизировали, а отделку отреставрировали.

(Буэнос-Айрес, Аргентина).
Открытие: 1908 год. Количество зрительских мест: 2.478.


Крупнейший оперный театр Южной Америки открылся постановкой Аиды Дж. Верди. Пережил три реконструкции, последняя из которых завершилась в 2010-м году и обошлась Аргентине в $ 100 млн.

Метрополитен-опера (Нью-Йорк, США).
Открытие: 1966. Количество зрительских мест: 3.816.


Основанный еще 1883 году театр Метрополитен-опера обосновался в своем нынешнем здании, расположенном в Линкольн-центре, в 1966 году. Стены театра украшены монументальными фресками авангардиста Марка Шагала, зал обладает одной из лучших в мире акустик, сам театр оснащен по последнему слову техники.

Данные информационно-справочной службы Корреспондента

Фойе административного корпуса. Теперь весь комплекс Большого театра связан подземными и надземными переходами.

Из галереи связывающей главный и административный корпуса открывается вид на театральную площадь.

Новая гримерка. Одна из 50ти. По современным театральным стандартам на 1 объем пространства для зрителя должно приходиться 4 объема пространства для труппы включая подсобные помещения, механику, склады и гримерки. Перед закрытием это соотношение составляло 1:1. Теперь Большой полностью соответствует этим требованиям.

На панели управления лифтом 14 кнопок - от 10 до -4. Однако -4 этажом театр не заканчивается, а уходит вниз еще на 2 уровня - на этих вспомогательных этажах размещена механика. После реконструкции в театре появилось 17 лифтов, из них 6 расположены в исторической части.

Венецианская мозаика, кропотливо восстановленная по двум фрагментам найденным в ходе работ в директорской зоне. Изначально часть мозаики была выполнена из песчаника, и женщины, которые ходили здесь в туфлях на каблуках, выбили эти фрагменты. В результате весь пол покрылся дырами. В середине XX века его просто сняли и выбросили и настелили дубовый паркет.

Зрительный зал основной сцены вмещает 1768 человек. До реставрации 2100 человек.

В первые годы после открытия восстановленного Альбертом Кавосом здания Большого театра помещения освещались свечами и масляными светильниками. Для того, чтобы зажечь масляные светильники люстры зрительного зала, ее поднимали наверх в специальное помещение.
В 1863 году эта люстра была заменена на новую с 408 газовыми рожками. По свидетельствам современников стекла ламп газовых светильников раскалялись до такой степени, что порою лопались и их осколки падали на головы зрителей.
Спустя 30 лет в Большом театре появляется электричество. Интересно, что для электрического освещения Большого и Малого театров в начале 1890-х годов была построена отдельная электростанция в одном из помещений здания Малого театра. В связи с этим нововведением газовую люстру зрительного зала переделывают под электрические светильники. В таком виде она сохраняется до наших дней.

По замыслу Альберта Кавоса, который руководил в 1853-1856 годах восстановлением сгоревшего Большого театра, для улучшения акустики зала потолок был выполнен из деревянных щитов, на них натянули холст, и по этому холсту сделали роспись. Эту работу выполнил академик Алексей Титов со своими учениками. В середине XIX века трепетного отношения к античности не было, и академик Титов смог позволить себе некоторую вольность. Он понимал, что в Греции никогда не было музы живописи. Но он выбросил из пантеона муз музу Полигимнию и нарисовал музу с кисточкой и палитрой. Она по-прежнему присутствует в Большом театре.

В XIX веке в центральной части потолка зрительного зала было сделано отверстие, служившее для вытяжки дыма и копоти от свечей и масляных ламп. Через него зимой в помещение проникал холодный воздух, а летом на живописном холсте скапливалась влага. Неудивительно, что первую реставрацию «Аполлона и муз» пришлось сделать всего через несколько лет после открытия театра. Всего история плафона знает 6 крупных реставраций.

Когда в 2005 году реставраторы поднялись на леса, то они нашли росписи в ужасном состоянии. Холсты в некоторых местах так сильно отстали, что свисали с потолка кусками длиной в 1,5 метра. В некоторых местах полотна были заклеены папиросной бумагой, чтобы дальше не было разрывов. В ходе предыдущих реставраций фигуры муз вырезались, и фон, который был вокруг них, выполняли на новом холсте. Но технологии тех лет не позволили обеспечить сходство цветов. Также были сильно искривлены и деревянные конструкции.

В ходе реставрации деревянные щиты были максимально выпрямлены, холсты на всех фонах заменили на новые, не отличающиеся по цветам, росписи узоров восстановили, полностью отреставрировали муз, сохранившихся на старых полотнах.

Театральный буфет. Это обязательный атрибут ГАБТа. Он переехал на 4 этаж и занимает теперь огромные площади. Буфет Большого театра сегодня уникален - это единственное место в здании, где можно видеть окна по обоим сторонам.

При архитекторе Осипе Бове здесь был проход. Кавос, восстанавливавший театр после пожара 1853 года, не ставил перед собой задачу максимально точно восстановить театр, поэтому некоторые проходы закладывал кирпичом, некоторые помещения заколачивал досками. Часть кирпичей в этой кладке XVIII века. Оказалось, что ответ на эту загадку прост: когда Бове восстанавливал театр в 1825 году, то при строительстве использовал кирпичи, оставшиеся от сгоревших во время нашествия Наполеона домов.

Бетховенский зал. Раньше Бетховенским был главный зал императорского фойе. Это концертно-репетиционный зал. За стеной 70 метров до станции метро «Театральная», но здесь практически идеальная тишина. Помимо своей основной функции, этот зал станет студией звукозаписи Большого Театра.

Сцена является трансформером. 5 независимых площадок позволяют сделать зал любой конфигурации. Обычное состояние пола - вровень с фойе. За 5 минут этот пол может опуститься на уровень минус 20,5 метров. Сейчас он опущен на середину амфитеатра. За полчаса из ровного фойе превращается в зал на 300 человек, точно также превращается в зал для оркестра или оркестра и хора.

Центральное фойе. Плитка сделана на том же заводе что и оригинальная в 19 веке.

Мебель ожидает когда все будет вымыто и вычищено. Вообще весь театр сейчас - место грандиозной уборки.

Тканевые вставки на театральной мебели тоже восстанавливались по сохранившимся образцам.

Вазы на перилах сделаны из алебастра - природного кварцита. Он толстый и полупрозрачный.

Двери и фурнитура отреставрированы. На них можно найти клейма 19го века.

Главный зал императорского фойе. В 19ом веке здесь нельзя было находиться никому кроме императора и его свиты.

Акустика помещения потрясает, шепот из одного угла отчетливо слышен в другом.

Сидеть на мебели нельзя, она здесь исключительно для интерьера, но пока никто не видит….)

Михаил Сидоров, советник президента Группы «Сумма» - генподрядчика реконструкции и реставрации Большого театра.

Гобелены столь ветхие, что сначала стоял вопрос о целесообразности восстановления, на их реставрацию ушло 5 лет, каждый сантиметр ткани чистили вручную при помощи хлопковых кисточек.

Люстра весит 2 тонны, в диаметре достигает 6,5 метров, а вес хрустальных подвесков 200 килограмм. На её золочение ушло 300 граммов сусального золота.

Воссоздавая театр Кавос, будучи гениальным акустиком, применил много необычных решений: каждый элемент работает на звук, зал повторяет форму скрипичной деки, все панели сделаны из резонансной ели, в зале много акустических полостей, плафон и сама сцена являются резонаторами. Благодаря этому ГАБТ по качеству звука в 19м веке вышел на первое место среди театров мира. Однако в течение 20го века зал утрачивает свою неповторимую акустику: сколы на папье-маше заделывают гипсом, а то и цементом, резонансные пустоты утепляют пенопластом, деку под сценой заливают бетоном и т.д. К 2005 года зал утрачивает до 50% акустических свойств.

Восстановление акустики взяла на себя компания «Мюллер ББМ», в процессе реставрации полностью воссоздана первоначальная звуковая модель театра, каждый элемент зала рассчитывается, каждая панель проходит проверку, все материалы вплоть до обивки стульев согласуются со специалистами «Мюллер ББМ». Это позволяет надеяться, что Большой вернет себе славу одного из лучших акустических залов мира.

Над золочением панелей работали 150 человек, на весь театр ушло четыре килограмма золота толщиной 5 микрон.

На сцене идет монтаж декораций к опере «Руслан и Людмила», однако снимать их категорически запретили.

Атланты, держащие Царскую ложу, тоже сделаны из папье-маше.

Шесть верхних уровней театра связаны так называемыми циркульными коридорами. Сейчас они восстановлены в том виде, какими их задумывал Альберт Кавос в XIX веке.

Новый занавес расшит двуглавыми орлами и словом «Россия».

Один из гардеробов. Тут я соригинальничаю и вместо того чтобы начать вешалкой, я ей закончу.