Дарий I – царь царей. Царь Персии Дарий I

Дарий I стал третьим царем из династии Ахеменидов. К этому времени империя простиралась от границ Индостана до побережья Малой Азии. При Камбизе был завоеван Египет. Связь Дария с родом Кира Великого была отдаленной – у обоих царей был общий предок по имени Ахемен. Кроме Дария среди знатнейших персов того времени были другие люди, имевшие не меньше прав на трон. Дарий I сумел захватить власть, справиться с восстаниями многих регионов, провести ряд преобразований и продолжить завоевания своих предшественников.

В 522 году до н.э., возвращаясь из похода в Египет, умер царь Персии Камбиз II. Незадолго до его смерти в Вавилоне поднял восстание некий Бардия, выдававший себя за сына Кира. Согласно официальной версии, которая изложена в Бехистунской надписи, настоящий Бардия был убит по приказу Камбиза. Восстание поднял самозванец, который в действительности был мидийцем по имени Гаумата.

После перехода империи под его власть Гаумата начал править из мидийской крепости Сикаяуватиш. Новый царь освободил на три года все подвластные народы от налогов и военной повинности.

В том же году Дарий с несколькими соратниками совершил переворот и убил Бардию. На момент смерти Камбиза Дарий был носителем лука при царе и состоял в отдаленном родстве с царской династией. После переворота он пришел к власти.

Междоусобицы внутри Ахеменидской династии привели к серии восстаний на всей территории державы. В Эламе Ассина провозгласил себя царем. В Вавилони Нидинту-Бел поднял восстание и провозгласил себя царем Навуходоносором III.

Дарий I легко подавил мятеж в Эламе и после двух битв и осады Вавилона навел порядок в Междуречье. В это время восстали земли Персида, Элам, Мидия, Ассирия и восточные земли – Маргиана, Саттагидия, Скифия. Царь потребовался год, чтобы справиться со всеми мятежами. В 521-520 гг. до н.э. он подавил новые восстания в Междуречье и Эламе.

Бехистунская надпись

После подавления восстаний по приказу нового царя на Бехистунской скале была выбита надпись. Ее содержание приводилось на трех языках: аккадском, персидском и эламском.

В тексте содержится рассказ о родословной Дария I, его приходе к власти и подавлении восстаний. Текст сопровождает рельеф, где изображен Ахура-Мазда, вручающий царю власть.

Реформы Дария I

Дарий I ввел разделение империи на сатрапии, который в основном соответствовали границам прежних государств и племен. Иногда территории несколько соседних племен были объединены в одну сатрапию. Сатрапы отвечали за поступление податей в царскую казну, осуществляли административное управление. Для каждой провинции был установлен размер налогов с учетом ее плодородности и ресурсов.

Сатрапы не имели больших военных сил. Империя делилась на пять военных округов, командующие которыми ведали военными силами сатрапий. Позже эта система не соблюдалась так строго. В источниках V-IV веков до н.э. можно найти много примеров, как сатрапы командовали крупными армиями в пределах своих провинций.

Дополнительным средством контроля за деятельностью наместников были тайные агенты – «уши» и «глаза» царя. Иногда правитель посылал в сатрапии царских писцов, которые давали отчет о том, как обстоят дела в провинции.

Хотя Геродот называет автором административной реформы Дария I, некоторые исследователи допускают, что система сатрапий была создана еще при Кире II. Предполагают, что Дарий I реорганизовал систему территориального разделения империи.

В финансовой сфере Дарий I ввел золотую монету – «дарик». Она должна была стать универсальной денежной единицей для всей Ахеменидской империи. Сатрапы имели право чеканить серебряные монеты.

В письменных источниках Дария I называют выдающимся законодателем. Но в источниках его времени нет сведений о каких-либо преобразований в области законов.

В Вавилонии около 500 года до н.э. был введен имущественный ценз, который позволял документировать имущество жителей для обложения податями. Других сведений о преобразованиях в этом регионе в эпоху Дария I нет.

Отдельная правовая реформа была проведена в Египте. По приказу Дария I сатрап этой страны должен был собрать ее лучших представителей для кодификации законов, которые действовали в последний год правления Амасиса (накануне персидского завоевания). Собранные материалы были направлены в имперскую столицу, где их перевели на арамейский (официальный язык царской канцелярии).

Результат реформ Дария I

Третий царь Персидской империи сумел удержать завоевания своих предшественников. Созданная или преобразованная им система управления государством просуществовала последующие два века до падения Ахеменидской державы.

Укрепление империи в начале правления Дария I давало возможность ему вскоре продолжить завоевания своих предшественников. При Дарии I под власть Персии попадут островные полисы греков, а также земли на севере Балкан и Македония.

(годы правления 522–486 до н.э.), считается величайшим из Ахеменидов. Родился ок. 550 до н.э. Сын Гистаспа (Виштаспы), сатрапа Парфии и Гиркании в восточной Персии, потомок по младшей линии основателя персидской царской династии Ахемена. Обстоятельства его прихода к власти туманны. В возрасте 28 лет он служил копьеносцем при своем дальнем родственнике царе Камбисе, когда тот умер или, не исключено, был убит, направляясь из Египта, чтобы подавить мятеж некоего Гауматы, объявившего себя Бардием (или Смердисом), братом Камбиса. Дарий сразу же принял царский титул и поспешил в очаг волнений Мидию. Гаумата и его сторонники погибли, до этого потерпев поражение в нескольких кровопролитных битвах. Дарий наградил шестерых вельмож, поддержавших его претензию на трон, предоставив им и их детям привилегированное положение при дворе и в администрации.

Прежде чем удалось восстановить порядок, пришлось подавлять волнения почти во всех провинциях. Дарий расширил пределы своего государства до северо-западных районов Индии, сделав р.Инд его границей, а на севере – до Кавказа, подчинив Армению. Честолюбивые планы царя распространились и на Европу. Через Фракию он дошел до Дуная, но был разбит скифами и в 512 до н.э. повернул назад. Через 13 лет требовавшие независимости города Ионии подняли восстание, в ходе которого азиатские греки, подданные персидского монарха, получили помощь из материковой Греции. В 492 до н.э. Дарий принял решение захватить Грецию и собрал большую армию. Его первый поход завершился во Фракии после гибели персидского флота во время бури у побережья Галлипольского полуострова. Вторая военная экспедиция тоже закончилась неудачей. В 490 до н.э. персидское войско потерпело сокрушительное поражение в Марафонской битве. Дарий умер в ноябре 486 до н.э., так и не успев завершить подготовку к следующему походу.

Создание Персидского государства началось еще при Кире Великом (годы правления 559–529 до н.э.), но стало главным делом жизни Дария I. Основные сведения о размерах подвластных ему земель сообщает трехъязычная надпись, высеченная высоко на скале в Бехистуне (Бисутуне), деревне недалеко от Хамадана, на западе Ирана. Дарий изображен стоящим перед девятью закованными в цепи мятежными вождями, а в тексте на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках рассказывается о его победах и преданности богу Ахурамазде и перечислены 25 покорных царю народов. Их посланцы показаны также в виде данников на рельефах в Персеполе и Сузах, где по приказу монарха были возведены великолепные дворцы, для украшения которых привлекались все богатства государства.

Как правитель Дарий отличался великодушием и прозорливостью. Местным главам сатрапий была предоставлена значительная самостоятельность, но они несли тяжелое бремя ответственности за сбор дани, платившейся как деньгами, так и натурой. При этом каждая область поставляла свою продукцию: благовония шли из Аравии, мулы из Каппадокии, зерно и рыба из Египта и т.д. В стране всемерно поощрялась торговля. Была введена единая для всего государства золотая монета дарик, что активизировало хождение денег; подверглись стандартизации меры и веса; функцию единого торгового языка начал выполнять арамейский; строились дороги и каналы, в частности великий царский путь от Сард, в западной части Малой Азии, до Суз, к востоку от Тигра, и канал, соединивший Нил с Красным морем..

Дарий скончался в возрасте шестидесяти четырех лет, его преемником стал сын – Ксеркс I.

Дарий II Ох

(годы правления 423–404 до н.э.), по прозвищу Нот, т.е. «незаконнорожденный», сын Артаксеркса I (годы правления 464–424 до н.э.) и его вавилонской наложницы Космартидены. Отец сделал Оха сатрапом Гиркании – провинции в юго-восточном Прикаспии. В 423 до н.э. был убит сводный брат Оха Ксеркс II, который пробыл на троне всего сорок пять дней. Ох (Вахоука) при поддержке армии был провозглашен царем и немедленно приступил к поголовному уничтожению своих потенциальных соперников. В 409 до н.э. он сумел справиться с мятежом в Мидии. Ох находился под сильным влиянием своей жестокой жены Парисатиды. В конце своего правления царь оказался причастным к Пелопоннесской войне в Греции, приказав своим сатрапам в Малой Азии Тиссаферну и Фарнабазу заключить союз со Спартой и объявить войну Афинам. Находясь в Мидии, Дарий II заболел и умер в Вавилоне в марте 404 до н.э..

Дарий III

(годы правления 336–330 до н.э.), прозванный Кодоманом, последний из Ахеменидов. Сын Арсеса, племянника Артаксеркса II, был посажен на трон в 336 до н.э. в возрасте сорока пяти лет евнухом-цареубийцей Багоем. Однако Дарий III оказался вовсе не правителем-марионеткой и вскоре избавился от Багоя, заставив его выпить чашу с ядом, которую тот приготовил для своего монарха. На следующий год он подавил восстание в Египте. В 336 до н.э. Филипп II, царь Македонии, собрал войско и вторгся в Малую Азию, а уже через два года на землю Персии вступил сын Филиппа – Александр. В 333 до н.э. Дарий потерпел поражение в битве при Иссе, в области Киликия (на юго-востоке Малой Азии), а его жена и дочери попали в плен к Александру. В 331 до н.э., в сражении при Гавгамелах, около Арбела (ныне Эрбиль в северном Ираке), Дарий был вновь разбит и, оставив Вавилон, Сузы и Персеполь грекам, бежал на восток. В 330 до н.э. он был предательски убит одним из своих сатрапов – Бессом.

Персидская держава «царя царей» - это одно из обозначений древнейшего государства, которое создала персидская династия Ахеменидов в VI-IV вв. до н. э. Еще ее называли Первой Персидской империей. Находилась она в Передней Азии и на северо-востоке Африки. Ближе к окончанию VI в. до н. э. территория страны была столь обширной, что на ее границах находились:

  • на востоке - река Инд;
  • на западе - Эгейское море;
  • на юге - пороги реки Нил;
  • на севере - Закавказье.

Конец мидийского владычества

До образования Персидской державы «царя царей» положение на было следующим. Основателем находившейся здесь Персии считается легендарный Хахаманиш (700-675 гг. до н. э.), принадлежавший к роду Ахеменидов. Отсюда и название жителей страны - ахемениды, столицей в ней был город Аншан. В VII в до н. э. народ персов попал под власть Мидии.

В 553 г. до н. э. угнетаемые мидийцами персы поднялись на борьбу с владычеством Мидии. Возглавил восстание Кир II, правивший ими. Им было организовано сильное войско, и уже по прошествии трех лет ему удалось победить Мидию. Но останавливаться на этом он не стал. Со своим громадным войском он отправился дальше на запад.

Покорение народов

По пути Кир покорял одну страну за другой. Победив Лидию, он нацелился на Вавилонию. Но взять наскоком большой и очень хорошо укрепленный город Вавилон не представлялось возможным. И тогда Кир пошел на хитрость. В одну из темных ночей местными жителями отмечался большой праздник. По приказу своего предводителя персидские воины отвели воду реки Евфрат в другое русло, ранее подготовленное ими.

Вследствие этого река, протекавшая через город, сильно обмелела, и воины вброд пробрались по ней в город. Они застали праздновавших жителей врасплох во время грандиозного пира. Тем самым Киром II были в одну ночь завоеваны и город, и Вавилонское царство в целом.

После этого власть персов над собой в добровольном порядке признала Палестина, Сирия, Финикия. В результате государство, которым управлял Кир II, дошло на востоке до индийских границ, а на западе - до греческих городов.

Большим плюсом Кира II как правителя было то, что им уважались порядки, законы и религия покоренных народов. Это способствовало тому, что на завоеванных территориях местные жители редко выражали свое недовольство и не поднимали восстаний.

Персидская держава «царя царей»

После того как Кир II погиб в бою против племен масагетив в 70-летнем возрасте, завоевания не прекратились, их продолжил его сын Камбиз. В 525 г. до н. э. он подчинил Египет, но вскоре умер. После него на трон взошел Дарий I, его двоюродный брат (522-486 гг. до н. э.), правивший Персией 36 лет. Подданные величали его титулом «царь царей».

В наследство ему досталась огромнейшая страна, границы которой он все время расширял. Им были совершены удачные походы в такие регионы, как Греция, Индия, Малая Азия, Северное Причерноморье. Царь окружил себя неслыханной роскошью. Он имел отряд охранников, числом доходивший до 10 тыс. В своем государстве Дарий I осуществил ряд коренных реформ, нацеленных на совершенствование управления на подвластных ему территориях.

Реформы Дария

Усовершенствования, проведенные в своей державе царем Дарием I, состояли в следующем.

  • Страна была разделена на 20 обособленных областей, называемых сатрапиями, во главе с наместником - сатрапом. Он контролировал сбор налогов, выполнение воинской и трудовой повинностей, а также повседневные хозяйственные дела.
  • Воинские формирования в сатрапиях были поставлены под начальство отдельных военачальников, подчинявшихся самому царю и независимых от наместников. И военачальники, и сатрапы обязывались следить друг за другом и доносить царю.
  • По всей территории страны Дарий разослал чиновников, называвшихся «уши царя». Наезжая внезапно в ту или иную сатрапию, они докладывали царю о нарушениях. Наказания за преступления были страшными. Воры и разбойники лишались рук и ног, а предатели подвергались ужасным пыткам.
  • В каждой сатрапии существовали свои налоги. Была введена единая денежная единица - золотой дарик. В 515 г. до н. э. была заложена столица Персеполь (или Парсу), ставшая символом царской власти.

Просуществовав около двух веков, Персидская держава «царя царей» пала около 330 г. н. э. под сильным напором войск Александра Македонского, став частью его великой империи.

Символы власти

Помимо обозначения крупного государства, у слова «держава» есть и другое значение. Это символ монаршей власти наряду со скипетром.

Первая представляет собой золотой шар, который венчает корона или крест, что подразумевает власть над землей. Державное яблоко встречается уже на римских монетах, выпущенных при императоре Августе.

Второй - это жезл, прообразом которого является Первоначально он был заимствован архиереями церкви как знак власти пастыря, а затем, в укороченном виде, и европейскими государями. Они существовали уже в Древней Греции.

Имелась держава и скипетр и у русских царей. Первый атрибут пришел к нам из Польши, впервые как символ царской власти был использован в 1557 году при Иване Грозном. Скипетр же стал применяться с 1584 года, когда на царство венчался Федор Иоаннович.

Смерть Дария

Город Афины и Марафонское поле расположены на полуострове. Основной порт, ведущий в город, находится на южном побережье полуострова, однако персы высадились на его северной стороне. Естественно, они бежали с поля боя на север. Когда персы оказались вне пределов досягаемости греков, в море, они пребывали в растерянности, не зная, что предпринять. Датис отнюдь не желал возвращаться к Дарию с вестью о таком поражении. Однако он полагал, что повторная высадка на греческое побережье вряд ли дала бы иной результат.

Греческий проводник Гиппий погиб в сражении. Он предчувствовал гибель, поскольку наутро перед битвой находился в чрезвычайно удрученном состоянии, хотя до этого утра был полон оптимизма и уверен в победе персов, но неожиданно его настроение изменилось. Уверенность Гиппию придавал сон, уныние же его проистекало из пустячного повода. Знамением, обещавшим успех предприятию персов, к которому грек присоединился в качестве проводника, он посчитал сон, в котором увидел себя разговаривающим с матерью. Утром, пытаясь истолковать сон, Гиппий посчитал, что мать представляла его родной город – Афины, в котором восстановится его власть. Подтверждение небесными силами реальности надежд Гиппия вернуть власть крайне воодушевило грека. Он пошел бы в бой с полной уверенностью в победе, если бы другое происшествие, случившееся во время высадки персов на берег, не повергло его чаяния в прах. Вся ответственность за высадку лежала на греке. Он расположил корабли вдоль побережья в нужных местах, обеспечил успешную высадку войск и следил за тем, чтобы они построились на берегу в боевом порядке. И вдруг стоя на берегу, он внезапно расчихался. Гиппий был уже стариком, а его оставшиеся зубы сильно расшатаны. Один из них выпал и оказался в песке. Это обстоятельство крайне расстроило Гиппия, он счел его дурным предзнаменованием. Грек долго смотрел на свой бесполезный теперь зуб и затем изрек в отчаянии, что все кончено. Падение зуба в родную землю вынудило Гиппия по-новому истолковать вещий сон, теперь у него не было надежды на благополучный исход экспедиции. После этого он продолжал готовить персов к сражению, но в его душе роились дурные предчувствия. Гиппий действовал вяло и нерешительно. Когда наутро после битвы греки осматривали поле брани, труп Гиппия нашли среди изуродованных останков персов, покрывавших землю.

Теперь персидский флот двигался вдоль побережья Аттики без греческого проводника, однако персам все еще не хотелось покидать страну. Они шли вдоль побережья вплоть до мыса Суниум, расположенного на юго-восточной оконечности полуострова. Корабли обогнули мыс и следовали вдоль южного побережья полуострова до тех пор, пока не вышли на траверз Афин. В это время к Афинам подошли спартанцы, посланные на помощь афинянам, но они опоздали, Марафонская битва уже закончилась. Персы, увидев с палуб галер, что страна приготовилась их встретить во всеоружии, больше не осмелились высадиться на берег. Персидский флот взял курс к берегам Азии.

Естественно, Датис нервничал. Он опасался гнева Дария, ибо восточные деспоты считали военные поражения худшими из преступлений. Однако поход нельзя было рассматривать как полный провал. Датису удалось захватить много греческих островов, на борту галер везли много пленных и значительные трофеи. И все же самое главное поручение Дария выполнено не было, и персидский военачальник не испытывал ни малейших иллюзий относительно приема, который ему окажут в Сузах.

Ночью Датис увидел сон, крайне обеспокоивший его. Он проснулся утром под впечатлением увиденного во сне эпизода, из которого военачальник узнал, что его воины во время похода разграбили греческий храм, а трофеи спрятали на одной из галер. Датис немедленно приказал обыскать каждый корабль. Наконец на одной из них обнаружили золотую статую Аполлона. Датис поинтересовался, как называется город, из которого вывезена статуя. Делий, ответили ему. Делий располагался на побережье Аттики около места высадки персов, откуда они двинулись на Марафонское поле. У персидского военачальника не было возможности тайком пробраться к храму и установить статую Аполлона на прежнем месте. Поэтому он решил поместить статую на время в Делосе, пока не представится случай перевезти ее в Делийский храм.

Делос – небольшой, но весьма знаменитый остров почти в центре Эгейского моря, находящийся недалеко от того места, где Датис обнаружил на галере статую греческого бога. Остров считался священным, на нем совершались религиозные церемонии и ритуалы, на нем не допускались, насколько возможно, ссоры, насилие, страдания и смерть. С острова эвакуировали всех больных, там не производилось захоронение покойников. Военные корабли и воины при приближении к острову прекращали войну. Враждебные флоты становились на якорь возле острова, их экипажи наблюдали чарующие картины мира, спокойствия и счастья на берегу. В центре острова бил из-под земли большой естественный фонтан, точнее, источник диаметром тридцать футов, огороженный частично скалами, частично выстроенной людьми стеной. Эта чудная родниковая вода орошала богатую растительностью плодородную долину, по которой водный поток несколько миль причудливо извивался, пробиваясь к морю. Порт примыкал к большому населенному городу, а весь остров украшали храмы, дворцы, колоннады и другие прекрасные архитектурные сооружения, вызывавшие восхищение у всех его гостей. Эта красота и великолепие, однако, уже давно исчезли с лица земли. Сейчас остров выглядит безмолвным, пустынным и заброшенным, он превратился в унылое пастбище, на котором среди древних развалин пасется домашний скот. На острове ничего не осталось от былого великолепия, разве что фонтан. Он все еще выносит из-под земли чистую прозрачную воду, которая не прекращает беспрерывного вечного течения.

Именно на острове Делос и решил поместить Датис золотую статую. Он привез ее на своей флагманской галере и сам доставил статую на священный остров. Персидский военачальник поместил святыню в большой храм Аполлона, поручив жрецам передать ее при случае в прежний Делийский храм.

После этого персидский флот снова вышел в море и направился к берегам Азии, где войска наконец благополучно сошли на берег.

Различные подразделения армии отправили в провинции, к которым они принадлежали, а Датис с войсками, состоявшими из персов, двинулся в Сузы. Он вез трофеи и пленных, но был весьма не уверен в приеме, который ему окажет Дарий. К счастью для Датиса, во время прибытия персидской армии в Сузы царь находился в благодушном настроении. Он принял военачальника без проявления гнева и даже к пленным отнесся гуманно.

Перед тем как закрыть тему знаменитого похода, который завершился великой битвой на Марафонском поле, стоит рассказать о неординарных обстоятельствах, которые сопутствовали в дальнейшем жизни выдающегося полководца греческих войск в этой битве – Мильтиада. До сражения он не выделялся среди других греческих военачальников, но после победы его верховенство в греческом командовании стало неоспоримым. Другие военачальники приняли ведущую роль Мильтиада и не претендовали на равенство с ним. Ему было позволено вести боевые действия по своему усмотрению. Если бы битва была проиграна, Мильтиад, пусть даже и не погибший на поле брани, потерял бы все. Но поскольку греки победили, он поднялся на вершину славы и известности.

В этом, как и во всех подобных случаях, успех или неудача зависели от обстоятельств, не поддающихся человеческому предвидению или контролю. Военачальник, оказавшийся в таких обстоятельствах, вынужден ставить на кон все, и это столь же опасно, как метание жребия, определяющего жизнь или смерть.

Он посчитал некоторые островные государства Эгейского моря соучастниками персидского вторжения и объявил им войну. И первым привлек его внимание остров Парос. Этот большой и стратегически важный остров располагается в центре южной части Эгейского моря. Он овальной формы и вытянут в длину на 12 миль. Остров имел разнообразную растительность и был весьма живописен, его почва отличалась плодородием, на его западном берегу у моря располагался большой город, тоже называвшийся Парос.

Во время возвышения Мильтиада остров и город Парос представляли собой богатое и могущественное государственное образование. Мильтиад придумал, как наказать население. Он решил потребовать огромную контрибуцию в виде штрафов за то, что греческий военачальник рассматривал как измену, то есть соучастие в агрессии против соотечественников. Чтобы не дать паросцам подготовиться к защите острова, греческий военачальник держал в секрете цель экспедиции на остров афинян. Он предложил афинянам построить флот из 70 кораблей и передать их под его командование. Мильтиад сказал, что не хотел бы раскрывать свои планы, но в случае успеха обещал вернуться в ближайшее время в Афины с богатыми грузами, которые обогатят город и возместят расходы горожан на оснащение флота.

Популярность и влияние Мильтиада после победы в Марафонской битве были столь велики, что все согласились с его несколько странным предложением. Афиняне построили и оснастили флот, сформировали экипажи кораблей и контингент войск вторжения. Все это передали под командование Мильтиада. Воины и экипажи на галерах не знали целей и пункта назначения похода. Мильтиад обещал им щедрое вознаграждение, в остальном, по его словам, они должны во всем положиться на своего полководца. Участники похода удовлетворились этими условиями, и флот отбыл в море.

Жители Пароса были, разумеется, удивлены прибытием флота афинян, но они приготовились, насколько позволяло время, к энергичному сопротивлению непрошеным гостям. Мильтиад осадил город и послал туда гонца с требованием выплатить в качестве выкупа огромную сумму денег. Одновременно он предупредил, что, если паросцы не выплатят этой суммы или, как минимум, не дадут гарантий ее выплаты, он не покинет остров, пока не возьмет город штурмом и не разрушит его до основания. Островитяне отвергли ультиматум и стали активно готовиться к обороне. Вскоре обнаружилось, что паросцы преуспели в строительстве оборонительных укреплений гораздо больше, чем Мильтиад в осаде города. Афинский военачальник понял, что штурм укрепленного острова в Эгейском море – дело гораздо более трудное, чем бой с недисциплинированными ордами персов на Марафонском поле. Мильтиад обнаружил, что храбрость и дисциплина его войск уравновешивались теми же качествами со стороны противника, имевшего вооружение и сноровку не хуже, чем у афинян. Короче говоря, здесь греки сражались против греков, и в конце концов афинский военачальник убедился, что перспективы на победу его войск становятся все более сомнительными и туманными.

Такое состояние дел, конечно, беспокоило и удручало Мильтиада. Ведь после обещаний, данных афинянам, военачальник не мог вернуться ни с чем в Афины. Пока он пребывал в смятенном состоянии, его воины захватили в плен группу островитян, и среди них была женщина. Оказалось, что это жрица одного из паросских храмов, ее звали Тимо. Афинскому военачальнику подумалось: вдруг плененная жрица поможет ему. Поскольку жрица служила в паросском храме, она могла влиять на богов этого храма или, по крайней мере, знала способы добиться их благоволения.

Мильтиад встретился с Тимо и спросил жрицу, что она могла бы сделать для получения от божеств Пароса содействия его планам захвата города. Та ответила, что легко могла бы это сделать, если бы Мильтиад строго следовал ее рекомендациям. Ободренный военачальник с готовностью обещал ей это. Тогда жрица тайком снабдила его наставлениями. Существо этих наставлений неизвестно, разве что они раскрываются в ходе последующих событий.

Близ города имелся храм, посвященный богине Керес, покровительнице Пароса. Храм был огорожен забором, однако в него можно было пройти через ворота, когда они не запирались изнутри. Следуя указаниям Тимо, Мильтиад пошел ночью в этот храм с несколькими слугами. Он попытался войти в храм через ворота, однако они оказались запертыми. Тогда он перелез через забор и в соответствии с наставлениями Тимо направился в храм. Как явствует из предания, какие бы действия ни предпринимал Мильтиад по указаниям Тимо, они на самом деле были не средством получения благоволения божества, а, наоборот, провоцировали его гнев. Когда Мильтиад приблизился к храму, его охватил суеверный ужас. Обезумев от страха, афинский военачальник пустился наутек. Он добежал до забора и, пытаясь в спешке перебраться через него, соскальзывал вниз. Слуги попытались его подсадить. Однако у Мильтиада ничего не получалось, он стонал от боли. Слуги обнаружили у него вывих. Военачальнику оказали помощь, но вместо выздоровления его недуг становился все более серьезным. Словом, великий победитель персов был низвергнут с пьедестала. Он лежал в постели и стонал как ребенок.

Вскоре Мильтиад решил снять осаду Пароса и вернуться в Афины. Он вернулся домой без богатой добычи. Разочарование афинян вскоре сменилось неприязнью, о славе победителя в Марафонской битве все забыли. Враги и соперники, умолкшие после его успехов, воспрянули духом. Они связывали неудачу с неумелым командованием экспедицией.

Один из ораторов даже предложил лишить Мильтиада статуса, обвинив его в том, что его подкупили персы и потому осада Пароса превратилась в фарс. Военачальник не мог опровергнуть эти обвинения, поскольку лежал в это время в постели, корчась от боли. Вывих перешел в открытую рану. Усилия лекарей не принесли выздоровления. Больной быстро терял силы. Его сын Кимон делал все возможное, чтобы спасти отца от обеих опасностей. Он защищал отца в ходе судебных разбирательств и оказывал ему врачебную помощь в тюремной камере. Однако хлопоты сына не дали результатов. Трибунал признал Мильтиада виновным, военачальник умер от раны.

Его приговорили к выплате огромного штрафа. Он составлял сумму расходов города на экспедицию в Парос, и, поскольку сборы на экспедицию проходили через ведомство Мильтиада, того обязали возместить их потерю. Этот приговор, так же как и отношение соотечественников с Мильтиадом, рассматриваются человечеством как несправедливые и жестокие. Когда Мильтиад умер, Кимон узнал, что не сможет получить тело отца для почетного захоронения, пока не выплатит штраф. У него не было собственных средств для этого. В конце концов Кимону удалось собрать необходимую сумму благодаря пожертвованиям родственников своего отца. Он внес сумму штрафа в городскую казну, тело героя было предано наконец земле.

Жители Пароса сначала крайне возмутились поведением жрицы Тимо. Им казалось, что она предала город. Паросцы даже хотели убить ее, но не посмели, поскольку лишение жизни жрицы выглядело кощунством. Тогда паросцы попросили оракула Дельфийского храма высказать свое суждение об обстоятельствах дела, узнать у него, может ли казнь жрицы считаться законной. По их словам, вина жрицы в том, что она указала врагу способ захватить город, более того, она осмелилась допустить врага на торжественные мистерии в храме, наблюдать которые запрещалось любому человеку нежреческого сословия. Оракул вынес суждение, что жрицу не следует наказывать, поскольку она не совершила ничего дурного. Крах Мильтиада был предопределен богами, а Тимо невольно служила инструментом осуществления его судьбы.

Но вернемся к Дарию. Его стремление подчинить греков и присоединить их страну к своим владениям, его решимость осуществить свою цель не только не уменьшились, а усилились после того, как первое вторжение персидской армии на греческую территорию было отбито. Афиняне разгневали царя. Казалось, он рассматривал их мужество и энергию в защите родины как личное оскорбление и преступление. Дарий решил организовать новый поход в Грецию, мобилизовав еще больше сил и средств. На этот раз он решил сам командовать армией и приготовиться к походу так, как подобает великому властителю половины мира. Царь разослал повеления во все провинции и подвластные территории выделить свои квоты войск, лошадей, кораблей и военного снаряжения и сосредоточить их в пунктах сбора, которые он назовет перед выступлением в поход.

Подготовка к походу длилась несколько лет. Но прежде чем реализовать свои завоевательные планы, царь решил урегулировать вопрос о наследовании престола. У него было несколько сыновей, каждый из них мог претендовать на трон, если царь не вернется из похода, а также вовлечь империю в разрушительные гражданские войны для подкрепления своих претензий. Историки утверждают, что в Персии даже существовал закон, не позволяющий монарху покидать страну без назначения наследника. Трудно себе представить, на основе какой власти или авторитета этот закон мог претворяться в жизнь, или поверить в то, что монархи, подобные Дарию, могли считаться в своих действиях с каким-либо законом. Во всех сообществах, диких или цивилизованных, существуют законы, регулирующие отношения между людьми. Они опираются на обычаи или юридические постановления судов. Большинство деспотических правителей и абсолютных монархов считают себя обязанными следовать этим законам в тех случаях, когда они определяют судьбы их подданных. В тех же случаях, когда речь идет об их поступках или решениях, они редко признают какую-либо иную власть, кроме импульсов собственной самодержавной воли.

У Дария было несколько сыновей, включая двух, которые претендовали на наследование трона отца. Старший из них родился еще до того, как Дарий стал царем. Его звали Артобазан. Другой сын родился от Атоссы, дочери Кира, которую Дарий взял в жены после восшествия на престол. Его звали Ксеркс. Артобазан считал, что имеет неоспоримое право быть наследником отца как старший сын. Между тем Ксеркс указывал, что Артобазан родился в то время, когда Дарий еще не был царем. Тогда он был частным лицом, а сыновья могут при рождении наследовать то, чем реально владеют их отцы. Сам же Ксеркс считал себя старшим сыном среди царевичей, рожденных в период, когда отец правил в качестве царя, и потому именно он является подлинным наследником престола. Как сын Атоссы он являлся также внуком Кира и, следовательно, обладателем наследственных прав великого основателя империи.

Дарий решил вопрос о престолонаследии в пользу Ксеркса и затем занялся подготовкой к военному походу. Этим планам, однако, не суждено было осуществиться. Неожиданно царь заболел и умер как раз перед выступлением в поход. Его сын Ксеркс взял в свои руки бразды правления империей.

Новый царь сразу же занялся делом отца и выступил в поход против греков во главе своих войск. Однако этот поход и по численности войск, принимавших в нем участие, и по расстоянию, которое преодолели эти войска, и по огромному значению его результатов заслуживает права считаться одним из величайших военных предприятий, на которое посягнули человеческие амбиции и власть. Тем не менее, рассказ об этом грандиозном предприятии и его конечной судьбе относится уже к истории правления Ксеркса.

Величие Дария, несомненно, в величии его властных полномочий, но не личности. Он был абсолютным властителем почти половины известного тогда мира и в качестве такового привлекает внимание человечества, которое глядит с восхищением и страхом на эти необъятные прерогативы власти, как на горные вершины, просто потому, что они высоки. За время своего правления Дарий не совершил каких-либо великих дел и не достиг великих целей. Он даже не совершил каких-либо ярких поступков эмоционального характера. В памяти людей он остается как иллюстрация величия без достоинства, успеха без заслуг, обширной и долговременной власти без внушительных результатов, целей без их достижения, всемирной известности без уважения и восхищения. Человечество восхищается Цезарем, Ганнибалом, Александром Македонским, королем Альфредом и Наполеоном благодаря их свершениям. Его интересует Дарий лишь благодаря его высокому положению. Его удивляет это высокое положение, так же как и ржущий конь, вознесший Дария на вершину власти.

Из книги Дарий Великий. Владыка половины Древнего мира автора Эббот Джекоб

Глава 4 Восшествие на престол Дария Несколько дней после убийства магов в городе царили возбуждение, суматоха и смятение. Не было наследника династии Кира, которому следовало занять пустующий трон. Ведь ни Камбиз, ни Смердис сыновей не оставили. Правда, были дочь Смердиса

Из книги Дедушкины рассказы. История Шотландии с древнейших времен до Флодденского сражения 1513 года. [с иллюстрациями] автора Скотт Вальтер

Глава XV ЭДУАРД БАЛЬОЛЬ ПОКИДАЕТ ШОТЛАНДИЮ - ВОЗВРАЩЕНИЕ ДАВИДА III - СМЕРТЬ СЭРА АЛЕКСАНДРА РЭМСИ - СМЕРТЬ РЫЦАРЯ ЛИДЗДЕЙЛСКОГО - СРАЖЕНИЕ У НЕВИЛЛ-КРОССА - ПЛЕНЕНИЕ, ОСВОБОЖДЕНИЕ И СМЕРТЬ КОРОЛЯ ДАВИДА (1338-1370) Несмотря на отчаянное сопротивление шотландцев, земля их пришла

Из книги Загадки старой Персии автора

Из книги Закат и падение Римской Империи автора Гиббон Эдвард

Глава XXVII Смерть Грациана. - Уничтожение арианства. -Св. Амвросий. - Первая междоусобная война с Максимом. - Характер, управление и покаяние Феодосия. - Смерть Валентиниана II. - Вторая междоусобная война с Евгением. - Смерть Феодосия. 378-395 г.н.э. Слава, приобретенная

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

5. Отпадение от Генриха IV имперских сословий. - Он слагает с себя королевскую власть. - Он добивается снятия с него церковного отлучения Каносса (1077 г.). - Нравственное величие Григория VII. - Охлаждение ломбардцев к королю. - Он снова сближается с ними. - Смерть Ченчия.

автора Иванов Юрий Григорьевич

Из книги Камикадзе. Пилоты-смертники автора Иванов Юрий Григорьевич

Глава IX. Смерть в небе и смерть с неба Дух Ямато против американского сверхоружия26 апреля 1944 года шестерка японских истребителей, осуществлявшая патрулирование в небе Китая к северу от Гималайских гор, заметила следующий на большой высоте гигантский самолет с

автора Олмстед Альберт

Цитадель Дария В отличие от Персеполя Сузы не были основаны царем. С доисторических времен на этом месте жили люди, красотой расписной керамики которых мы восхищаемся сейчас. На холме, который постепенно образовался из мусора, оставленного ими, последующие поколения

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Восстание в Египте и смерть Дария На похоронах быка Аписа, которые состоялись, видимо, в 488 г. до н. э., генерал Ахмос (Амасис) сопроводил божество в зал бальзамирования, а затем с эскортом из лучников и отобранных солдат - в некрополь. Ахмос ночей не спал, стремясь сделать

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Дворец Дария Самая южная часть ападаны, соответствовавшая по размеру отрытым портикам на трех других сторонах зала, подразделялась на ряд комнат, напоминавших лабиринт. Из этой части был проход во дворец Дария, расположенный на самом высоком уровне террасы. Однако

Из книги Народы моря автора Великовский Иммануил

Из книги Ледяной поход. Воспоминания 1918 г. автора Богаевский Африкан Петрович

Глава XI Решение Корнилова атаковать Екатеринодар. Бои 29, 30 марта. Смерть полковника Неженцева. Последний военный совет в жизни Корнилова. Его смерть утром 31 марта Сравнительная легкость, с какой моей бригаде удалось разбить и отбросить большевиков, наступавших 27 марта от

Из книги Александр Македонский автора Бриан Пьер

III. Смерть Дария и окончательное подчинение Греции (лето 331 - лето 330 г. до н. э.) С этого момента все стремления Александра были сосредоточены на окончательном разгроме войск Дария и захвате в плен его самого. Первую часть этой программы ему удалось осуществить в сражении

автора

Глава 1. Восточный поход до гибели Дария

Из книги Македонского разбили русы [Восточный поход Великого полководца] автора Новгородов Николай Сергеевич

Глава 2. Восточный поход «после Дария» Противоречие между Восточной и Западной традициями в освещении Восточного похода Александра Ученые считают, что «существуют две основные традиции повествования об Александре: западная – историческая и восточная – литературная

Из книги Морские тайны древних славян автора Дмитренко Сергей Георгиевич

Глава V. Флот царя Дария Арабы вышли на морскую арену как наследники многовековой легендарной славы финикийцев, не сумевших пережить завоевания Александра Македонского. Их корабли, строившиеся на верфях города Фарса, наполнили новым смыслом библейские фразы о

Дарий происходил из царствующей династии Ахеменидов, но не был близок к трону после смерти царя Камбиза. Шансов взойти на престол у него было мало, если бы не хитрость Дария, о которой повествует древняя легенда. Царь Камбиз убил своего брата Бардию. Вскоре и сам правитель скончался около 522 года до н. э. Однако сразу после смерти правителя появился самозванец, на деле оказавшийся магом Гауматой, который утверждал, что он чудом спасшийся Бардия. Армия встала на сторону Гауматы и лже-Бардии удалось снискать немалую любовь народа. Однако персидские правители, которые были равными царю и отличались от него только званием, заподозрили неладное и решили избавиться от обманщика. Новому царю по наследству переходил гарем предшественника. Одной из жен в нем была дочь знатного персидского вождя, которая и помогла раскрыть обман. Ходили слухи, что Гаумате отрезали уши за какое-то преступление. Жена подтвердила, что у ее нового супруга не было ушей, так правители утвердились в своей правоте.

Дарий I побеждает мага Гаумату

Вожди семи древних арийских племен пользовались также привилегией входить к царю без предупреждения в любое время. Дарий собрал местных правителей, ночью они ворвались в покои самозванца и убили его. Решающий удар нанес Дарий. Перед убийством заговорщики договорились, что трон достанется тому, чей конь первым заржет, когда они выедут из ворот дворца. Тогда Дарий решил схитрить. Он приказал своим конюхам спрятать за воротами кобылу, которая только недавно родила жеребенка от его коня. Едва правители выехали за ворота, конь Дария почуял кобылу, рванул вперед и заржал. Дария единогласно признали новым правителем Персии, однако, чтобы подкрепить свое положение, Дарий женился на дочери Кира Великого.

Дарию досталась обширная империя, простирающаяся от Египта до Индии. Однако завоеванные народы не хотели жить под властью персов, тут и там вспыхивали восстания. Дарий собрал армию и пошел на Вавилон, полагая, что если сумеет утихомирить его, то другие народы тоже успокоятся. Вавилон был покорен, навел порядок Дарий и в Мидии. Затем царь пошел в Финикию, Египет и вторгся в ряд греческих городов. Стремясь укрепить свое влияние на восточных границах и захватить индийское золото, он отправил отряды в Индию. Персы не встретили там ожесточенного сопротивления и образовали самую восточную свою провинцию. Персидская империя восстановила размеры, которые были при Кире Великом.


Дарий I

Дарий проявлял себя не только как талантливый полководец и завоеватель, но и как умелый организатор. Он понимал, что управлять такими обширными владениями сложно, и разделил территорию на сатрапии. Во главе каждой такой административной единицы стоял сатрап, который назначался царем, имел административный, судебный, военный и финансовый контроль над вверенными ему землями. Однако царь понимал, что такая большая власть — большой соблазн, и установил сатрапам заместителей, которые следили бы за их работой и докладывали обо всем лично царю. Также в сатрапиях находились постоянные царские гарнизоны, которые представляли собой силу в противовес власти сатрапа.


Персидские воины

Решил Дарий и проблему с доставкой сообщений. Одной из главных проблем столь гигантской империи было то, что иногда новости и царские приказы доходили с опозданием в полгода. Тогда Дарий поручил создать систему «всепогодных» дорог и курьерскую службу. На пути располагались промежуточные станции, где находились лошади и наездники, готовые продолжить путь. Таким образом, расстояние, которое раньше приходилось преодолевать одному человеку за 3 месяца, покрывалось за неделю. Кроме того, царь урегулировал вопрос морских коммуникаций. Он решил теснее связать Египет с Месопотамией и Ираном и приказал достроить прямой морской путь. Работы по прорытию канала от Нила к Красному морю были начаты еще при фараоне Нехо, и при персидском царе их наконец завершили. Дарий установил у Суэцкого канала гранитные стелы, надпись на которых гласит: «Я перс из Персии… Египет завоевал, постановил этот канал прорыть из реки по названию Нил, которая в Египте течет, до моря, которое из Персии идет». Также при Дарии был налажен сбор дани с сатрапий и установлена первая официальная персидская чеканка.


Дворец Дария в Персеполе

Персов объединял единые язык и религия, особенно культ верховного бога Ахурамазды. Считалось, что именно он даровал царю власть, поэтому персы клялись верно служить своему царю, как наместнику бога. Дарий часто писал: «По воле Ахурамазды этим царством владею я». По мере того, как росли масштабы империи, менялось и отношение к религии. Власть опиралась на древнеперсидскую религию, которая между тем впитала в себя много обычаев покоренных народов. Однако верховным божеством продолжал оставаться Ахурамазда. Дария стали называть «царем царей» или «царем стран», чтобы оправдать его завоевательные походы. При этом делал царь все это по воле главного божества.

С благословения своего покровителя Дарий решил организовать походы в Европу. Первая кампания пришлась на 513 год до н. э., когда персы решили завоевать земли вокруг Черного моря и присоединить владения скифов. Но кочевники не стремились воевать с хорошо вооруженной персидской армией. Они угнали скот в дальние степи, сожгли за собой все земли и засыпали колодцы с водой. Персы очень скоро стали голодать и умирать от жажды, в армии росло недовольство и Дарий увел свои войска домой ни с чем.


Битва при Марафоне

Но Дарий не думал успокаиваться и стал готовить новый поход, теперь уже на греков. Вспыхнувшее Ионийское восстание, хоть и было подавлено персами, спровоцировало череду греко-персидских войн. Долгое время греки терпели поражение от войска империи Ахеменидов, однако битва при Марафоне все изменила. Дарий велел построить корабли, и осенью 490 года до н. э. многотысячное персидское войско высадилось у деревушки Марафон. Персов встретило хоть и малочисленное, но хорошо организованное афинское войско под руководством Мильтиада. Греки ожесточенно сражались и смогли победить многократно превосходившее их персидское войско. По легенде, греки послали гонца Фидиппида в Афины, чтобы тот сообщил жителям радостную весть о победе. Гонец пробежал без остановки 42 км между Марафоном и Афинами и, выкрикнув: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!», упал от усталости и умер. Для греков эта победа стала первой над персами, поэтому имела огромное значение. Дарий же, впервые потерпевший такое сокрушительное поражение, воспринял его просто как неудачу. Персия находилась на пике могущества и обладала огромными ресурсами. Дарий стал собирать войско для покорения всей Греции, но его отвлекло восстание в Египте в 486 году до н. э. Вскоре персидский царь умер, а его трон занял Ксеркс, который, подавив египетское восстание, продолжил подготовку к греческому походу.