Что такое интуитивное рисование? Правополушарное рисование. Сенсационный метод Рисование правополушарное

Ура! Наконец-то сбылась моя мечта - я сходила на правополушарное рисование. Казалось бы - ну на кой? И так же вроде и рисую, и леплю... Но что я рисую? Чем и как я это делаю?
В общем, это был очередной вызов себе - сделать то, чего я никогда не делала. Порисовать гуашью, ужасными кистями (щетина!!! которой я даже клей размазывать не люблю!!!) на бумаге (!!! нонсенс!!! бумага - это так... непрактично!!! - сказало левое полушарие. Но я быстренько его заткнула - сегодня не его день, сегодня я решила отдохнуть от него).

Конечно, поначалу мы все перезнакомились, рассказали о себе. Я, пожалуй, из всех присутствующих была самая... "правополушарная" - рисую сколько себя помню, как бог на душу положит, работа тоже связана с рисованием, хобби тоже не отстает.
Тем не менее, в этот день я была наравне со всеми - чистым листом, полным нулём. И даже не подозревала насколько!
Вот такая творческая обстановка. :)

Творчество и порядок несовместимы. И сегодня я поняла, что не такая уж я правополушарная - такого рабочего места мои клиентки никогда у меня не видели! На рабочем месте у меня всегда всё своевременно закрывается, убирается, складывается... А тут... Тут ты можешь (и должен) развернуться, выйти за привычные рамки, навязанные рациональным левым полушарием, мазюкать обеими руками, и по листу, и по планшету, и по полу, по листам соседей... кистями, пальцами, чем угодно! Всё это с детским азартом, под наимажорнейшую музыку.

Ну вот и первая мазюлька. Ещё не очень понимаем, чем от нас хотят, ещё не полностью включились в процесс, изначально не знаем, что именно мы рисуем, поэтому не можем ни размеры рассчитать, ни перспективу, ни цвет. Тем не менее... что-то узнаваемое уже получается.

Второй рисунок тоже не айс. Левое полушарие борется с правым и недоумевает - его держат голодным, не дают никакой информации, отталкиваясь от которой он бы мог понять, что мы рисуем. Для левого полушария всё неправильно!

Мало того, что ёлки красные, так они ещё и рисовались вверх тормашками!!! Левое полушарие ушло в глубокий обморок и процесс пошёл уже куда лучше!

Боги мои, сколько цветов! Неужели это я натворила??? Я - извечный график?! Я - миниатюрист, любящий точность, лаконичность, чёткость и законченность линий?! Уму непостижимо!
А фон вообще наляпан пальцами! (не отойдя от культурного шока сдало меня с потрохами левое полушарие)

Птички и солнце в воде не отражаются. Почему? Потому что времени не хватило!!! Эти картинки рисуются в считанные минуты. Занятие длилось 6 часов. Из этих 6 часов полчаса ушло на ожидание опоздунов, потом ещё примерно столько же на инструктаж, потом каждый участник рассказал о себе, плюс 4 или 5 перерывов. За оставшееся время я успела затонировать 17 фонов и нарисовать 13 картинок. Даже 14, включая самую первую, которую мы рисовали вне программы.
А отражение - дело наживное. Завтра исправлю.

Рррромахи!!! И рисованные пальцем облака.

Когда мы нарисовали эту картинку, нам сказали, что, рисуя дерево, женщина рисует своего мужчину. О да! Именно такой мужчина мне бы подошел! Это ничего, что рисовала я его в перевернутом виде. Главное - результат! :))))

Вообще, после того, как картинка закончена и подписана, наступает "момент истины", когда её помещают в рамку и демонстрируют всем участникам. Насколько оказывается рамка преображает картинку! Это стало для меня настоящим откровением!
И ещё один нюанс, такие картинки нужно смотреть с расстояния. Вблизи я эту картинку вообще воспринять не могла. То фон не катит, то мазки лишние... Левое полушарие вопит в истерике: Ксюха!! Зелёный, красный... жесть!!! Огромные цветы на переднем плане - ужас!!!
А издали посмотрела... Правое полушарие говорит - а и... клёво!!!

Облака - пальцами... Деревья - вниз головой... Всё прочее - небрежные мазки. Кто бы мог подумать, насколько интересно может получиться...

Позднеосенний ночной городской пейзаж. После перерыва включилось критическое восприятие и начало выклёвывать мозг: дескать, передний план мелковат и не интересен... Да и... начхать! Что получилось, то и получилось. Кто мне помешает перерисовать это дома?

Ещё один вполне обаятельный пейзажик. Эх, ну не хватает времени на проработку мелких деталей.

Ну, а это - окончание.
Разложили свои работы и... теперь ходим друг к другу "в гости" на результаты полюбоваться, себя похвалить, за других порадоваться.
Каждую нарисованную картинку нам демонстрировали в рамочке, и каждой работе аплодировали и восхищались. А по окончании процесса мы стоя дружно аплодировали и самим себе, и тем, кто проводил для нас это увлекательное занятие. В общем, получили море позитива, много красивых картинок, интересную информацию, новые навыки... Ну... теперь можно покупать гуашь и периодически баловать себя вот такими позитивными "мазилками".
А рисуют и правда все. На правополушарном рисовании все - гении! Шедевры творили даже те, кто изначально был "не в состоянии хотя бы огурец нарисовать " - как сказала о себе одна из участниц.

— Научиться рисовать за два дня?

— Невероятно!

Возможно! Проверено!

Большинству из нас уроки школьного рисования впрок не пошли. Все художество заканчивается набросками в блокноте во время скучных докладов и совещаний.

Как-то услышала от хорошей знакомой о тренинге, на котором обучают рисованию любого… за два дня. Засомневалась — может, обычный развод?

Но источник информации заслуживал доверия, а реальные рисунки не оставляли никакого сомнения. Каждый лист просто немедленно просился в рамку и на стену. Старые мостки над тёмной водой, ваза с полевыми цветами, луга маков и люпинов, сказочные горы… Невероятно прелестные и профессиональные картины. Конечно, академический художник наверняка найдёт в них кучу изъянов, но то, что в каждом сюжете точно переданы и цвет, и свет, и настроение — бесспорно. Трудно поверить, что это рука дилетанта. Вернисаж впечатлял.

Я отправилась на тренинг.

Первое, что впечатлило — это удивительная атмосфера тренинга. На столе красиво лежали наборы кистей и гуаши, стаканчики для воды, бумага… и сочные зелёные яблоки в большой вазе для цветов, звучали всеми любимые детские песни Шаинского.

Нас пришло человек пятнадцать, в основном, женщины от 15 до 60. Хотя было и трое молодых людей. Среди нас — студенты, бизнесмены, учителя, банковские работники и инженеры. Скоро все уже довольные сидели за столом.

Начался тренинг. Всего 10 минут мы потратили на теорию, и приступили к любимому делу, стали рисовать фоны для будущих шедевров. Надо заметить, что все кто пришёл, признались, что рисовать почти не умеют, но всегда мечтали это сделать.

Так в чем же суть этого волшебного метода?

Известно, что повседневной жизни мы загружаем в основном левое полушарие, которое решает поставленные задачи пошагово, с помощью логики. Сначала мозг собирает информацию, анализирует причины, просчитывает варианты, затем выводит результаты и взвешивает последствия. На это опирается вся современная система образования, включая традиционное обучение рисованию.

Правое полушарие работает иначе. Даже при недостающих фрагментах информации, оно способно мгновенно выдать целостную картину. Чувство пространства, формы, цвета, интуиция — это все правое полушарие. Если включить "ленивую" часть мозга в рабочий режим, то решение возникает как озарение, инсайт, интуитивная вспышка.

Преподаватель попросила нас нарисовать какую-нибудь картинку и сохранить листок. Я нарисовала поле красных маков, так как знала, что в программе будут их рисовать. Очень хотелось сравнить результаты До и После. Затем нам начали показывать один за другим несложные технические приёмы: как размешивать краски, создавать фон, как изображать деревья, траву, солнце и луну, туман, снег, иней, цветы, горы, стеклянные вазы и фрукты.

Каждый новый приём тут же закрепляли практикой: с трепетом мы брались за кисти и склонялись над кусочком бумаги, на который уже был нанесён фон. Собственно, уже с создания фона начался весь творческий процесс. Смешение разных красок в разных пропорциях даёт всякий раз неожиданный эффект. То получается знойное оранжевое марево, то сиренево-лиловый закат, то лазурная морская гладь, то северное сияние…

Интуиция подсказывает: здесь добавь жёлтого и белого, здесь пару синих мазков, вот тут растушуй, ниже положи тень…

Все — готово! Смотрю, обалдев, на плоды своих усилий и не могу поверить — это я что ли автор? Рядом, по соседству, царили похожие эмоции.

Большинство участников постепенно приходило в неописуемый восторг. Их невозможно оторвать от рисования даже на обед. Но "тренер" предупреждает: не переусердсвтуйте! Для правого полушария это непривычная нагрузка. У кого-то может к вечеру разболеться голова, проявиться плаксивость или ещё что-нибудь подобное.

Только у пары участников включился "внутренний критик": ах, у меня не получается! Все плохо! Но когда тренер вставила "неудачный" рисунок в рамку и показала всем на расстоянии, пейзаж "звучал" совсем по-другому. Все заахали и заохали, а самокритичные авторы расплывались в счастливой улыбке.

Что поразительно: набор красок и кистей у всех одинаковый, размер "холста", тема и техника — одни и те же. Но в итоге ни одной похожей картинки!

Положим, пишем горы. У одной выйдет суровая скалистая гряда, у другого — лесистые холмы, у третьей — песчаный бархан в пустыне… Какие же мы все разные!

Ну а как описать само состояние творческого подъёма, в котором мы пребывали все два дня тренинга? Окрылённость, вдохновение, удивление, восторг, экстаз…

После первого дня я шла домой по осенней улице и смотрела не под ноги, как обычно, а наблюдала, как ложится луч закатного солнца на старую кирпичную стену, как сплетаются в кружево поредевшие осенние ветви, как блестят трамвайные рельсы на матовой булыжной мостовой и играет красками вечернее небо. И сразу прикидывала, а как это воспроизвести с помощью кисти и простой гуаши.

Преподаватель нас предупредила, что теперь из путешествий мы будем привозить не фотки себя, любимых, на фоне пальм, волн и замков, а снимки живописных уголков и интересных деталей.

Да, теперь я понимаю, сколько уникального упустила во время своих поездок. Но ничего, буду наверстывать.

На днях, кстати, глянула на репродукции Моне. Да я же п о н и м а ю, как он это писал!

Теперь каждый вечер я сажусь не к телевизору, а за палитру. Процесс рисования, оказывается, приносит колоссальное удовольствие, стирает все дневные тревоги и усталость. Рядом, быстро схватывают методику дети и рисуют со мной.

Ну а на следующие выходные — решено! — идём всей семьёй на художественную выставку. Надо посмотреть ревнивым глазом на труды мэтров.

Поле красных маков в моей комнате на стене… Да… Глядя на них становится понятно. Это действительно сенсационный метод!

Рисование в последние два-три года стало очень модным трендом. Курсы рисования, студии живописи для взрослых, тренинги “правополушарное рисование” появляются во многих городах.

Но те, кто только собирается попробовать это увлекательное занятие, порой теряются перед выбором необходимого курса или школы.

Сегодня я хочу сделать обзор некоторых методик лево- и правополушарного рисования и разобраться, какая из них лучше .

По ходу рассуждения будут затронуты вопросы:

  • что включают понятия лево- и правополушарные процессы работы мозга;
  • различия в методиках обучения рисованию;
  • многочисленные школы правополушарного рисования: следование методикам Бетти Эдвардс или выгодный коммерческий проект?
  • какой подход в обучении использую я.

Но для начала стоит уточнить, что понимается под этими терминами.

Что означают лево- и правополушарные процессы работы мозга?

На самом деле, вряд ли полушария нашего мозга когда-либо “спят”, чаще всего в той или иной степени они задействуются оба. Но для простоты понимания процесс называют именем полушария, которое значительно больше работает при выполнении той или иной задачи.

Лево- и правополушарные процессы работы мозга

Левое полушарие отвечает за:

  • логику
  • схемы, инструкции
  • правила, закономерности
  • пошаговость
  • объяснения

Правое полушариe отвечает за:

  • интуицию
  • спонтанность
  • эмоциональность
  • цельность
  • повторение

Левополушарное обучение основано на объяснении, правополушарное построено на повторении, передаче вне слов или на уровне, когда человек сам дорастает за счет повторений до другого уровня.

Как это выглядит в рисовании?

Левополушарное рисование.

При левополушарном рисовании используется пошаговая инструкция. Вы четко знаете, как прийти к результату и что у вас в итоге получится.

При таком подходе сначала определяются пропорции, деление на геометрические фигуры, выстраивание оси симметрии, построение овалов.

В результате обычно получается стройный красивый объект.

Левополушарному рисованию , с использованием четких инструкций, учат академические художественные школы и институты .

Там, к примеру, прежде чем рисовать гипсовую голову, изучают схему пропорций лица, а прежде чем изображать животных - знакомятся с их анатомией. Даются теоретические знания в области изображения перспективы, объема, пропорций, тени и света, цветоведения.

Обширные знания, четкое понятие строения тел животных и людей ведет к мастерству и «крепкому» рисунку. Многие художники-профессионалы идут именно от этого.

Правополушарное рисование.

Правополушарное рисование подразумевает отсутствие четкой схемы.

Оно спонтанное, построенное на копировании, непосредственном восприятии натуры в целом.

Можно начать рисовать с любого места: смотреть на объект и копировать его, анализируя местоположение, схожесть (похоже-не похоже, та фигура получается или не та). Рисование ведется от детали к целому.

Термин «правополушарное рисование» появился благодаря американскому профессору Бетти Эдвардс.

Она разработала замечательную методику, при помощи которой студенты-новички за 2 недели «с нуля» учились рисовать портреты, людей с натуры и получали весьма впечатляющие результаты.

Она давала ученикам ключи, которые позволяли сразу изображать с натуры человека, животных, предметы интерьера. При этом в дальнейшем человек мог решить любые задачи и нарисовать все, что угодно, без участия педагога.

Интуитивное рисование Бетти Эдвардс описано ее замечательной книге «Открой в себе художника».

Есть и другие методики, которые следуют принципам правополушарного рисования.

Немало художников в творчестве используют правополушарный подход.

Они рисуют спонтанно, следуя своему представлению, как должен выглядеть объект, создавая среду в виде пятен и штрихов, «пряча» трудные для воспроизведения предметы или части тела.

Нередко это очень красиво, художественно, эмоционально. Этот подход имеет право быть, как и академический.

Куда пойти учиться?

Сейчас взрослые люди начинают вовлекаться в рисование и ищут пути, как научиться делать это красиво и правильно. Тут их ждут самые разные варианты со своими «плюсами» и «подводными камнями».

  • Пойти в стандартную художественную школу старого толка, где можно получить классическое академическое образование с хорошей базой теоретических и практических знаний.

Тут следует учесть, что обучение длиться довольно долго, порой скучно, и никто не обещает быстрых результатов. Многие ученики и студенты разочаровываются и вообще теряют охоту к рисованию.

  • Другие курсы или школы. Здесь важно не ошибиться с выбором, потому что те основы, которые будут заложены, в дальнейшем скажутся на результате. Если изначально давались неверные убеждения, будет сложно потом от них отказаться.

Сейчас школы правополушарного рисования расплодились в большом количестве. Некоторые обещают научить рисовать любого чуть ли не за час.

Я против многих из них. Сейчас объясню почему.

Но прежде, чем осветить свою позицию, хочу рассказать, как я пришла к рисованию и пониманию, как надо учить взрослых людей рисовать, и что я не понаслышке знаю о школах правополушарного рисования.

Почему я имею право говорить о рисовании. Выдержки из биографии

Я художник-педагог с многолетним стажем. Рисовать училась с детства: 5 лет- в художественной школе, 5 лет - в художественном училище и 5 лет - в институте. Всего 15 лет специального образования. После окончания института я преподавала в художественной школе в течение 11 лет. Учила детей, а позже - и взрослых на вечерних курсах.

На работе у меня были прекрасные коллеги, и сама школа была замечательная. Принцип преподавания там не сводился к неукоснительному следованию какой-то догме.

Мы всегда находились в поиске новых программ и интересных упражнений, которые делали процесс обучения более «живым» и увлекательным. Конечно, это все было не в ущерб общепринятым стандартам.

Наши ученики «на выходе» были вполне готовы для дальнейшего специализированного обучения.

Благодаря моим коллегам и опыту работы в художественной школе у меня развилась страсть к методикам. Я и сейчас люблю подыскивать интересные подходы в рисовании и включать их в свои программы.

Я добиваюсь, чтобы процесс обучения не был скучным, и, в тоже время, давал максимально быстрые результаты и значительный профессиональный рост.

Итак, я проработала 11 лет в художественной школе, а потом мне захотелось перемен, и я ушла с «насиженного» и хорошего места в надежде, что течение жизни меня понесет дальше. В это время мне предложили провести в столице тренинг по рисованию для взрослых (а жила я тогда в Комсомольске-на-Амуре).

Я подготовила двухдневный интенсив по 8 часов, включающий максимальное количество во информации и способный в сжатые сроки научить рисованию «с нуля» и дать базу во всех отраслях. Мы проходили рисунок, живопись, умение сочинять картину (работа с творческим воображением), декоративную графику, цветоведение и работу по избавлению от страхов, которые препятствуют рисованию.

Основой тренинга стала основа техника правополушарного рисования Бетти Эдвардс . Я познакомилась с книгами американской художницы и преподавателя, еще когда работала в художественной школе. Они меня сильно впечатлили. Я сократила методику и адаптировала ее к предстоящему курсу. Мы учились рисовать сразу с натуры, и после 3 часов практики курсанты изображали друг друга и получали замечательные результаты.

С тех пор я регулярно проводила курсы и тренинги. В обучении старалась, прежде всего, заложить правильные основы, чтобы мои ученики могли ими эффективно пользоваться и в дальнейшем.

Это как научить кататься на велосипеде. Я давала людям инструменты : как работать с цветом, линией, как использовать ключи рисования с натуры и раскрывала основы творческого мышления.

Не обошлось и без казусов. Однажды с моего тренинга ушла курсантка, мама моей ученицы, объяснив, что ей скучно и непонятно. Проанализировав эту странную для меня ситуацию, я поняла, что женщина не смогла справиться со своими внутренними комплексами.

Позже на занятиях я стала делать больший акцент на избавление от страхов, и таких проблем больше не возникало. Но забыть тот случай я не могла, и при возможности решила выяснить, что я не понимаю в психологических проблемах, которые возникают у взрослых людей, начинающих рисовать.

Мое знакомство со школой правополушарного рисования

Я записалась на тренинг правополушарного рисования для педагогов, который вела психолог из Прибалтики.

На тренинге я с удивлением обнаружила, что, хотя курс шел под вывеской правополушарного рисования, методика Бетти Эдвардс не давалась вовсе .

Задача состояла в следующем: нужно было белилами (гуашь) закрасить лист, а затем, пока не высохло, вбить цвет и получить абстрактную картину. Потом надо было нарисовать вслед за тренером деревья с листвой (получаемой «тыканием» жесткой шетинной кистью с краской), силуэты домов, луну и т.д., все это с применением минимума цветов.

У многих учеников было приподнятое настроение, их будоражил сам факт, что им дали в руки краски и разрешили рисовать.

Я досидела до конца и все ждала, когда же будет про правополушарное рисование, та суть для педагогов, ради которой я сюда пришла. Но больше ничего не было.

Я хорошо знакома с методиками обучения рисованию в детском саду, школе и т. д. и поняла, что так не учат даже дошкольников , слишком это было примитивно и грубо.

И было бы всё ничего, если бы в момент тренинга тренер не повторял все время, что у всех уже раскрывается творческое начало и получается суперхорошо, полученные произведения можно вешать на стену или отдавать на выставки.

Для меня, как для художника этот тренинг был дискредитацией всей живописи и искусства .

Почему я выступаю против таких школ правополушарного рисования

Я бы не высказывала свой протест против подобных школ, если бы они позиционировали себя правильно : как мест, где учат простым техникам создания изображений, где помогают избавиться от страхов и включиться в рисование.

А не как школ, раскрывающих творческое начало и открывающий путь в искусство. Не как тренинги, на которых создаются шедевры и рождаются талантливые художники.

Они ориентируют взрослых людей на то, что все, что они делают - искусство.

НЕТ! Это не искусство, не живопись и не правополушарное рисование! Это дурной тон.

И здесь даются слабые технические приемы, на уровне детского сада.

Правополушарное рисование на таких тренингах заканчивается в тот момент, когда получилась абстрактная картинка. Как только вы начали повторять за тренером, правополушарный процесс заканчивается.

Более того, в таких школах нет развития творчества. Вам показали, как изобразить мак, сирень или березку, но не научили рисовать яблоню, розу или липу.

В школе “правополушарного” рисования вам не дают толчок к самостоятельному росту.

Чтобы узнать что-то новое, вы должны будете снова приходить на занятия.

К тому же, такие тренинги часто ведут люди, далекие от педагогики: психологи или даже домохозяйки. А группы набираются такие многочисленные, что подойти к каждому у тренера нет никакой возможности.

Большинство из современных школ правополушарного рисования - выгодный коммерческий проект, не имеющий ничего общего с искусством.

Это продукт, полученный путем совмещения двух известнейших брендов: раскрученного термина Бетти Эдвардс и техники популярнейшего американского художника Боба Росса (где описаны простые техники рисования гуашью для начинающих художников).

Хочу подчеркнуть, что не все школы правополушарного рисования такие, с какой столкнулась я лично. Есть педагоги, которые берут методику Боба Росса за основу, преобразовывают ее и идут дальше.

Мои подходы в обучении рисованию

Я следую собственному убеждению и пониманию, как научить людей рисовать.

Я объясняю, что рисовать можно по–разному.

Это могут быть схемы, механические рисунки, серьезные картины. Вопрос что из этого называть искусством, что - рисованием для отдыха или арттерапией, когда ты рисуешь, чтобы выплеснуть свои эмоции или подзарядиться. Если вы хотите творить, чтобы ваши произведения относились к искусству, то этому нужно учиться.

Я вижу, что не все, кто даже хочет рисовать, рисуют.

Почему? Некоторые люди настолько закомплексованы и имеют столько страхов, что они сами не могут позволить себе рисовать в их возрасте, в их положении, с их профессией, опытом и т.п.).

Для таких людей важно, чтобы им кто-то позволил это делать, желательно, другой художник или педагог. Я на своих курсах уделяю внимание этому вопросу и помогаю людям раскрепощаться и убирать внутренние зажимы. Рисовать может каждый!

Электронная книга Марины Трушниковой:

А теперь перейду к вопросу

«Что лучше, правополушарное или левополушарное рисование?»

Сам вопрос таит в себе неточность. Как уже писалось выше, четкого разделения процессов нет. Фактически любое рисование является правополушарным, очень редко оно - левополушарное, когда рисуют вслед за преподавателем по какой-то определенной схеме.

На своих уроках я обучаю и лево-, и правополушарному рисованию.

Я даю оба метода еще и потому, что ко мне приходят разные люди, с различными темпераментами, взглядами на мир, философией, уровнем страха. Впоследствии каждый выбирает свой принцип работы.

Я считаю необходимым давать в ограниченном объеме академическую теорию и специфические знания, которые ведут к пониманию тонкостей рисунка и профессиональному росту.

Я за то, чтобы художник-педагог мог объяснить известные закономерности (к примеру, знал, что при рисовании заката возникают оптические явления, которые создают определенные цветовые переходы), а потом показал технику исполнения и попросил за ним повторить.

Такой подход, мне кажется, в разы эффективнее для ученика, чем многократное повторение в ожидании понимания, почему так происходит.

К тому же, для начинающих со множеством страхов поначалу правополушарный подход бывает сложен, ему легче и приятнее рисовать по схемам с пошаговым разделением процесса и закономерным результатом.

Конечно, я обучаю и различным методикам правополушарного рисования, которые я так люблю. На некоторых уроках мы интуитивно рисуем цветовые пятна, а потом дорабатываем их до абстрактного или неабстрактного сюжета.

Но чаще всего я придерживаюсь того, чтобы изучать и впоследствии соединять два подхода. Какие-то вещи мы рисуем в состоянии левополушарного процесса, какие-то - при помощи правого полушария, а где-то соединяем оба метода.

Добрый день, уважаемые читатели, посетившие наш сайт! Вам, наверное, доводилось слышать термин - правополушарное рисование. Что это такое, мы с удовольствием расскажем вам в этой статье.

Изначально у всех малышей более развита правая часть мозга. Но со временем левому полушарию достаются основные «бразды правления», и благодаря ему малыш учится разговаривать, читать, писать и принимать решения. Нередко стремления ребёнка рисовать, мечтать и фантазировать, за которые отвечает правое полушарие, недооцениваются взрослыми, и эта часть мозга всё реже проявляет активность. Без достаточного развития обоих полушарий мозга малышу будет трудно стать целостной, гармоничной личностью. Но ситуация поправима, и мы расскажем, как заниматься дома с ребёнком, используя технику правополушарного рисования.

Зачем нужно правополушарное рисование?

Этот метод основан на внутреннем потенциале человека, поэтому обучаться чему-то новому не придётся. В детстве многие люди рисовали, но большинство из них перестали это делать в возрасте 10-12 лет. Почему? У подростков развивается критическое мышление, и они уже чётко осознают, что рисунок не соответствует в точности реальному изображению. Поэтому многие перестают рисовать, ошибочно полагая, что у них нет к этому способностей.

На самом деле уже спустя полчаса после начала занятия мозг начинает функционировать на полную мощность. При этом физическая энергия не затрачивается, напротив: приходит моральное удовлетворение, которое наполняет человека энергией. В результате ребёнок учится не только рисовать, но и проявлять творческий подход во всех сферах жизни.

Даже если малыш не станет художником, то развитое правое полушарие наполнит его жизнь красками и эмоциями, а также предотвратит депрессии и психические расстройства.

За что отвечают левое и правое полушария?

Среди знаменитостей, которые виртуозно владели навыками правополушарного рисования, - гений Леонардо да Винчи. Во времена его творчества о функциях человеческого мозга ещё было мало что известно. Но лауреату Нобелевской премии, учёному Роджеру Сперри, удалось доказать, что левая и правая части мозга человека наделены разными полномочиями. При помощи левого полушария мы:

  • слышим;
  • видим;
  • говорим;
  • обрабатываем звуки, цифры и буквы.

Правое полушарие отвечает за:

  • творчество;
  • фантазию;
  • мечты.

Все творческие личности - обладатели хорошо развитых функций правого полушария. Если преобладают функции левого полушария, то человек имеет аналитический склад ума, ему свойственна логичность, чёткость, последовательность действий.

Как «включить» правое полушарие у ребёнка?

Это легко сделать при помощи простых упражнений, которые можно выполнять как перед занятиями по рисованию, так и отдельно - во время прогулки, в транспорте или в очереди:

  • Пусть малыш левой рукой коснётся носа, а правой - левого уха. Теперь пусть опустит ручки. По хлопку он должен выполнить касания снова, но наоборот: правой ручкой - к носу, левой - к правому уху.
  • Попросите малыша выполнять «колечки» пальчиками. Для этого он должен соединить вместе большой палец и указательный, большой и средний, большой и безымянный и так далее. Упражнение нужно делать быстро, сначала каждой рукой по отдельности, а затем двумя руками одновременно.
  • Выполняя любые действия обеими руками, мы активизируем оба полушария. Поэтому всячески поощряйте игру на музыкальных инструментах. Также он может попробовать написать своё имя одновременно двумя руками. Предложите ему почистить зубы левой рукой, если он правша, - это весело и полезно для гармоничной работы мозга.
  • Предложите ребёнку, умеющему читать, быстро назвать цвета, которыми написаны слова:

Как организовать занятие правополушарным рисованием с ребёнком дома?

Чтобы у малыша правое полушарие активно включилось в работу, перед рисованием нужно заставить работать фантазию ребёнка и его образное мышление. Плавная музыка для фона поможет ему расслабиться. При этом ребёнок перестанет оценивать ситуацию и анализировать, правильно ли у него получается. Рассмотрим подробнее на примерах.

Рисуем имя

Предложите малышу закрыть глаза и представить белый лист бумаги, на котором написано его имя. Пусть представит, что оно написано синим цветом, затем красным, зелёным… А теперь пусть вообразит, что кто-то зовёт его по имени. Только кто же это? Пусть он пофантазирует, какое его имя на ощупь? А на вкус? Пусть малыш откроет глазки и расскажет, какое же его имя.

Теперь пришло время взять карандаши и нарисовать своё имя. Причём здесь нет никаких запретов, правил и временных рамок. Медленный ребёнок справится за 20 минут, а шустрый малыш - за 5. Пообщайтесь с юным художником, почему он изобразил своё имя именно так. Заметьте, что при выполнении этого упражнения были задействованы все отделы мозга ребёнка.

Рисуем себя взрослого

Занятие начинаем по тому же принципу. Закрываем глазки и фантазируем, какого роста будет взрослый человек, какая у него будет причёска, одежда, походка, любимые блюда… И только после этого рисуем. Можно придумать самые разные темы для занятия: какой подарок подарить другу, какие цветы растут в саду и так далее.

Срисовываем картинку, стоящую вверх ногами

Один из приёмов, который позволяет активизировать правое полушарие мозга ребёнка, - это срисовывание картинки, стоящей вверх ногами. При этом часть картинки должна быть закрыта. Малыш, не понимая, что именно он рисует, отлично справляется с задачей. При этом логика у него отключается, и на первый план выходят функции правого полушария мозга. Он рисует, не оценивая то, что он делает, и через 20–30 минут художник будет приятно удивлён результату. Рисовать можно как карандашами, так и гуашью, акварелью или акриловыми красками - на усмотрение ребёнка.

Кому полезно правополушарное рисование?

Этот вид творчества подходит всем. Он не только раскрывает творческий потенциал, но также укрепляет отношения между людьми. Неспроста же правополушарным рисованием пользуются педагоги и психологи.

Совместные занятия правополушарным рисованием для мам с детьми очень сближают и благотворно влияют на общее психологическое состояние. Это касается также беременных женщин, для которых так важны спокойствие, уравновешенность и позитивный настрой.

Хотите узнать об этом больше? Художница Бетти Эдвардс издала книгу «Открой в себе художника», чтобы любой читатель смог развить в себе скрытые способности правой половины своего мозга.

Правополушарное рисование - красота, гармония, творчество

Надеемся, мы вдохновили вас развивать творческие способности не только вашего ребёнка, но и свои собственные, уважаемые взрослые. Рисуйте на здоровье! А мы перечислим все те бонусы, которые вы приобретёте, практикуя эту методику для занятий с малышом:

  • развитие навыков художника;
  • развитие собственного видения мира;
  • стабилизация психо-эмоционального фона;
  • снятие напряжения и внутренних блоков;
  • развитие интуиции, воображения, образного мышления.
  • творческий подход во всех сферах жизни;
  • прилив сил и желание творить.

Рисуйте с удовольствием, а также присоединяйтесь к нашей группе единомышленников, будьте активны и жизнерадостны! Мы с удовольствием изучим ваши отклики. До скорых встреч!

Всем известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. Они отвечают за разные аспекты нашей деятельности. С помощью левого полушария мы воспринимаем окружающий мир, можем слышать, видеть, говорить и рассуждать. Слова, звуки, буквы, цифры мы воспринимаем, благодаря работе этой части мозга. Правое же полушарие помогает нам творчески мыслить, мечтать и фантазировать. Соответственно у всех творческих людей больше развита именно эта половина головного мозга.

Так уж сложилось, что люди с аналитическим складом ума не могут мыслить творчески. Левое полушарие у них преобладает над правым. Они с легкостью могут решить сложнейшие математические задачи, а если предложить им нарисовать что-либо, то это будут банальные прямые линии, кружки и овалы. Люди с плохо развитым правым полушарием больше поддаются депрессиям и психическим расстройствам. Чтобы с легкостью выходить из сложных ситуаций и мыслить креативно, необходимо развивать работу этой части мозга.

Развитие правого полушария головного мозга

Развитие правого полушария способствует усилению интуиции, способности ответить на сложные вопросы и открыть множество новых возможностей. Учеными доказано, что помочь активизировать работу этой половины мозга сможет рисование. Его называют правополушарным рисованием.

Для этого потребуется выполнять несколько несложных упражнений. Например: нарисовать рисунок, который висит вверх ногами. Левое полушарие не справится с заданием, для него это не четко поставленная задача, следовательно, в работу включится правое полушарие. Таким же образом можно попробовать нарисовать негатив. Это научит работать с образцами.

Данную методику разработал Роджер Сперри, он впервые опубликовал ее в 1968 году и получил Нобелевскую премию в 1981 году. Правополушарное рисование запускает творческое мышление и помогает понимать самого себя. Окружающий мир открывается в другом цвете, становится живой и доступный.

Методика правополушарного рисования

Методику правополушарного рисования разрабатывала Бетти Эдвардс. Она посвятила этому долгие годы и в результате издала книгу «Открой в себе художника». Легкий язык, которым она изложила суть метода, доступен и понятен для любой аудитории. Бетти Эдвардс утверждала, что рисовать совсем несложно, нужно просто открыть в себе особое видение окружающего. Перестать бояться этого. Каждый человек умеет рисовать, но привычное восприятие мешает этой способности. Более половины людей уверены, что для занятий изобразительным искусством у них нет ни способностей, ни таланта. В своей книге преподаватель доказала обратное и сравнила рисование с ездой на велосипеде. На первый взгляд все достаточно просто: нужно сесть на велосипед, крутить педали, держать равновесие и ехать. Но, как оказывается, все не так легко и не каждому по силам. Чтобы приобрести такие навыки, требуется пройти через множество тренировок. Так и с рисованием. Нужно изображать то, что видишь, только необходимо научиться правильно видеть.

Каждый человек умеет рисовать, но привычное восприятие мешает этой способности. Более половины людей уверены, что для занятий изобразительным искусством у них нет ни способностей, ни таланта.

В книге все пошагово описано. Этой методикой заинтересовалось большое количество художников, педагогов и психологов. Данный метод помогает отключить левое полушарие головного мозга и работать только правым полушарием. Благодаря этому творятся шедевры.

Метод Бетти Эдвардс раскрывает такие возможности:

1. Воспринимать свет и тень.

2. Воспринимать пространство.

3. Определять соотношение предметов и их частей.

4. Восприятие краев предмета.

5. Рисование объектов по памяти.

6. Рисовать с помощью воображения.

Преимущества правополушарного рисования

Во время такого рисования в работу очень быстро включается правое полушарие головного мозга. Благодаря этому можно не только быстро научиться навыкам изобразительного искусства, но и значительно увеличить любую другую деятельность. Мозг начинает работать в полную силу через 30 минут тренировки. Это позволяет экономить физическую энергию, а вдохновение снимает усталость и дает прилив новых сил. Открывается то необходимое видение, в памяти всплывают образы, которые когда-то зафиксировал мозг.

Для кого полезна методика

Данная методика полезна как взрослым, так и детям. Они проявляют интерес к рисованию с первого года жизни. Сначала это каракули, не несущие никакого смысла. В 2 года дети рисуют уже более осознанно и каждая их работа что-то означает. Например: изобразив несколько известных символов (кружочек, точки, палочки), ребенок получит изображение человечка, если он сделает символы больше, получится большой человечек. Так ребенок начинает рисовать свою семью. К 5 годам малыш запоминает еще больше символов и может изобразить то, что видит изо дня в день: дом, дерево, цветок и так далее. В 10–12 лет дети пытаются нарисовать предметы более реалистичными. Не у всех это получается и поэтому желание пропадает, в результате уже во взрослой жизни художественное развитие остается на уровне 12-летнего ребенка. Если же удастся такое желание сохранить - это гарантированный успех и перспектива стать хорошим художником.

Личный опыт

Этот метод вызывает интерес у многих мам, он позволяет им больше заниматься вместе со своими детьми. Это помогает и ребенку, и маме быть более уверенными в своих силах. Доказано, что такая методика благоприятно влияет на беременных. Психика женщины, готовящейся к материнству, очень беспокойна. Правополушарное рисование помогает обрести гармонию и позитивно влияет на малыша в утробе. Не удивительно будет, если родившийся ребенок в будущем станет талантливым и целеустремленным.

Такую методику зачастую используют психологи для решения проблем в семьях. Это помогает открыться с другой стороны всем членам семьи, что приводит к сближению детей и родителей.

В заключении стоит добавить, что правополушарное рисование не только учит художественному искусству, но и изменяет мышление человека в целом. Для жизни человека одинаково важны оба полушария. Ведь художникам тоже необходимо уметь читать, считать, писать и думать. Обучение рисованию практикуется, чтобы раскрыть личность со всех сторон, а не только, чтобы стать художником. Запуск активной работы полушарий помогает достичь гармонии внутреннего мира человека.

Нравится