Чтение в живописи картины. Как научиться смотреть картины? Шаг первый…. Обнаженная Мона Лиза

Одной из моих самых излюбленных тем в искусстве являются картины про чтение)))

Какие одухотворенные, осмысленные и благостные лица у читающих людей!

Мне кажется, что это лучшие минуты жизни. Когда человек уносится в невидимый мир, включает свою фантазию, представляет себе картины со страниц книг, он становится волшебником. Особенно умиляют картины с семейным чтением. Как это хорошо, как это правильно!

У меня уже собрана целая коллекция картин на эту тему. Сегодня - первая часть работ.


Charles Edward Perugini (1839-1918), Girl Reading

Картины помещаю в той последовательности, в какой они ко мне пришли. Авторов некоторых из них мне установить не удалось.

Вот эта, например.

Барышня пишет и перечитывает амурное послание. Забыв про письмо, предалась светлым раздумьям))) В ее праведных глазах сияет любовь.

Дай Бог ей счастья!

Следующая картина тоже без автора. Но какая сценка семейной жизни запечатлена на ней!

Отец семейства углублен в своё серьезное чтение. Мама читает детям книжку вслух. Один из ребятишек занимается, что-то пишет в тетради. И все это под уютнейшим большим абажуром. Какие же все они молодцы!



А как хорошо читается летом в саду! Запах цветов, свежий ветерок, ласковое солнце. Идиллия!


Allan R. Banks

Милая читательница в желтом платье. Удобно расположилась в кресле и витает где-то в облаках)))


Фрагонар, Жан Оноре (1732 - 1806)

Вот эта девушка тоже хороша. Такая домашняя, скромная.

Будет хорошей женой и мамой - в этом нет сомнения.

Huntington Daniel. Study In A Wood.

Девочка за книгой. Настолько увлеклась, что забыла обо всем на свете. Переживает за героев романа.


Franz Eybl

Две картины с мужчинами в высшей степени достойными похвалы.

Первый - эмоциональный, увлекающийся. Собрал большую библиотеку. Уверена, что он трудится на ниве просвещения.


Johann Hamza (1850-1927)

Второй - философски курит трубку и тоже полон идей и раздумий.


Pierre-Auguste Renoir

Настоящая леди должна быть именно такой))) С ней всегда приятно побеседовать, так как она много читала и отличается хорошим вкусом и манерами. Но в то же время, проста и уважительна к любому собеседнику.


Thomas Benjamin Kennington(1856-1916). Lady reading by a window.

Даже со спины видно, как хороша и умна дама за столом. Картины, фото на стенах, цветы в вазе, утонченный наряд и прическа. У нее, наверно, чудный голос, она и поет, и музицирует, и искусство нежно любит.


Fernand Toussaint (Belgian Painter, 1873 - 1955)

Задумалась, унеслась мыслями в неведомые края. Раньше говорили - витает в эмпиреях. Строит какие-то планы, а, может быть, и воздушные замки. Пусть ее мечты сбудутся!


Paul Barthel

В стародавние времена, когда рыцари сражались за своих дам на турнирах, дамы читали возвышенные трактаты, чтобы суметь вдохновить поклонников на новые подвиги)))


Дже́ймс А́рчер

Чистая девушка самозабвенно читает и столько ума и прелести в ее лице!


Bulleid George Lawrence

Что и говорить, женщина за книгой - лучшее зрелище для настоящего мужчины)))


Дельфин Анжольрас

Здесь меня привлек яркий наряд девочки, но все же главное, что она не носится в нем по дому, а тихо, спокойно читает книжку. Правильно делает.

Marianne (Preindlsberger) Stokes (1855 - 1927)

С самого детства нужно увлекать чтением малышей, тогда они вырастут достойными и порядочными людьми.


Jan Frederik Pieter Portielje

Любовное письмо, а, возможно, и стихи. Веет вдохновением)))

Vittorio Reggianini

Мальчишки забрались в гамак и вместе читают книгу. Солнце им с удовольствием улыбается.


Steven Christopher Seward

Название этой картины - Медитация.

Действительно, чтение литературных произведений является медитацией. И всем нам нужно не забывать - читать книги почаще.

Pierre Auguste Cot (1837-1883). Meditation.

Мы уже писали о том , Теперь поговорим о расшифровке картин.

Прочитайте название. Подойдите максимально близко к изображению. Всмотритесь в мазки, особенно, если это масляная фактурная живопись. Затем опять отойдите на некоторое расстояние, чтобы смог сложиться целостный образ для удобного восприятия. Далее следуйте нашей инструкции.

1. Узнайте год написания картины, биографию художника и направление, в котором он работал.

2. Отметьте «точку входа» в картину .

Это место, на которое сразу падает взгляд, с него начинается осмотр произведения. “Точка входа” несет важную эмоциональную и смысловую нагрузку. Все знают картину А.И. Куинджи “Лунная ночь на Днепре”. Луна – “точка входа”, главный образ и центр картины.

3. Прислушайтесь к своим эмоциям.

Посмотрим на гравюру Альбрехта Дюрера “Меланхолия”. Что Вы чувствуете? Горе, печаль, уныние – меланхолию. Анализируя работу, мы видим, что перед нами 3 уровня познания. Двигаемся из правого нижнего угла влево: гвозди, пила, линейка – символы ручного труда. Завершает “физический уровень” шар – в XV веке вершина мастерства рабочего. Смотрим в центр картины: ангел читает книгу, перед нами уровень познания. И, наконец, верхний уровень – истина и просвещение, к котором приходит автор. Чем больше знаешь, тем глубже видишь. Многие знания преумножают скорбь – вот причина душевной раны девушки. Но о душевной ране мы понимаем и из эмоционального анализа картины.

4. Мысленно начертите диагонали картины.

Просто выделите главные образы и проведите линии сквозь них. Получился крест? Отлично! Перед Вами смысловой центр картины, обычно в него вкладывается важный смысл. Теперь смотрите на композицию. Какая геометрическая фигура лежит в изображении? Круг – символ гармонии, бесконечности, космического единства. Квадрат – 4 стихии, мистическая символика земли. Треугольник – единство, жизнь, триада богов (Отец, Сын, Святой Дух), воскрешение.


Смысловые диагонали в картине Сурикова “Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге”

6. О чем говорит колорит или цветовая гамма?

У каждого цвета есть значение, смысл. До начала XX века цвет связан с формой: яблоко красное или желтое, море синее, облака белые или серые. Казимир Малевич своим “Черным квадратом” совершает революцию. Теперь цвет самодостаточен, он имеет самостоятельное содержание. Появляется целое направление – супрематизм. Например, красный – страсть, динамика, кровь, революция. Голубой – спокойствие, чистота, небо.

7. Обратите внимание на время дня и года.

Зима символизирует застой, возможно, смерть. Весна – начало жизни, надежда. Ночь – всегда тайна, мистика, чувственность.

Видите библейский, литературный или исторический контекст? Узнайте всю историю. Это крайне важно для понимания картины.

9. Расшифруйте аллегории.

Просто перечислите все образы картины: ночь, луна, дым, скалы и подумайте, что значит каждый из них. Воспользуйтесь справочной литературой, например, словарем символов Трессидера.

10. Исследуйте картину на наличие надписей и чисел.

Ни один художник не будет рисовать слова и числа просто так. Переведите непонятные выражения, узнайте, что значит каждое число. Ведь вы знаете, что каждое число имеет скрытый смысл? Все часы Сальвадора Дали, например, показывают 6 часов. А 6 – это совершенство, истина, удача.

10.06.2015

Как научится понимать картины?

Иногда можно услышать: «Я не понимаю эту картину!». А что это такое, понимать картины? Почему одни видят в полотне шедевр, а другие - непонятную мазню, недостойную даже детсадовца. Может быть, первые знают что-то, неизвестное вторым? Или правы те, кто считают, что искусство не надо понимать, его надо чувствовать. Кто прав - вопрос открытый, но можно улучшить свое понимание живописи. Именно об этом ниже.

Узнавайте о живописи больше.

Теоретический базис в любом деле необходим, и живопись - не исключение. Без подготовки ни у кого не получится отличить Рубенса от Рембрандта или Тициана от Рафаэля. Обратите внимание на стили и направления в изобразительном искусстве, на биографии художников (это иногда помогает понять мастера), на анализ выдающихся картин. Если до 20 века все достаточно просто: античность, Ренессанс, барокко, классицизм и романтизм, потом реализм и импрессионизм. На этом четкая упорядоченность кончается и различные «-измы» стили появляться один за другим, один из другого, так, что не всякий специалист разберется. Кстати, вся необходимая информация для получения «живописного минимума» представлена на нашем сайте.

Научитесь видеть живопись.

Как известно, «теория без практики мертва», поэтому стоит запастись каталогами картинных галерей или альбомами с репродукциями различных художников. Открывая случайную картину нужно попытаться самостоятельно определить её стиль, жанр, течение, эпоху, а по возможности и художника. Это упражнение можно делать каждый день, но не стоит увлекаться и делать угадывание самоцелью.

Тренируйте свое чувство прекрасного.

Следующий этап заключается в переходе на реальные полотна. В любом городе есть музей или картинная галерея. Хотя бы раз в месяц посещайте её и воочию наблюдаете «живые» произведения искусства, которые должны уже стать для вас немного понятнее.

Пробуйте отличить хорошие полотна от плохих.

Конечно, чувство прекрасного - это весьма субъективное понятие, но за историю человечества созданы шедевры, красота которых ни у кого не вызывает сомнения. Именно сравнение с этими эталонами может помочь вам. Правда, не стоит подходить к подобному сравнению механически. Обратите внимание на три элемента: линию, цвет и объем. Что доминирует на картине? Что притягивает большее внимание? Ответ на эти вопросы поможет вам глубже понять картину. Большие проблемы для понимания создают абстрактные картины. Красота подобных творений очень часто вызывает множество споров. Сложность в восприятии абстракции заключается, в первую очередь, в отсутствие внятного сюжета. Но такие картины призывают зрителя отключить логику и заглянуть внутрь себя. Как уже было сказано вначале, живопись не нужно понимать, ее нужно чувствовать, ведь любая картина - это, прежде всего, эмоции.

А. Н. Яр-Кравченко.
А. М. Горький читает И. В. Сталину, В. М. Молотову и К. Е Ворошилову свою сказку «Девушка и смерть» 11 октября 1931 года.
1949.

Анри де Тулуз-Лотрек.
Читальный зал в замке Мелрум. Портрет графини Адель де Тулуз-Лотрек.
1886-1887.

Анри де Тулуз-Лотрек.
Любительница чтения.
1889.

Берта Моризо.
Чтение. мать и сестра художницы.
1869-1870.

Василий Семёнович Садовников.
Невский проспект у дома Лютеранской церкви, где помещались книжный магазин и библиотека для чтения А. Ф. Смирдина. Фрагмент панорамы Невского проспекта.
1830-е.

Герард Доу.
Пожилая женщина за чтением. Портрет матери Рембрандта.

16-летняя киевлянка Ира Иванченко развила скорость чтения до 163 333 слов в минуту, полностью усвоив прочитанный материал. Такой результат был официально зарегистрирован в присутствии журналистов. Ещё в 1989 годы был зарегистрирован неофициальный рекорд скорости чтения – 416 250 слов в минуту. При исследовании мозга рекордсменки Евгении Алексеенко специалисты разработали специальный тест. Во время испытания в присутствии нескольких учёных Евгения прочла 1390 слов за 1/5 секунды. Это время, которое тратит человек, чтобы моргнуть.

Чудо-скорость. «Чудеса и приключения» №11 2011.

Герард Терборх.
Урок чтения.

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
Писал весь день до вечера, а читать нечего! Сказал бы словечко, да медведь недалечко!

Жан Оноре Фрагонар.
Читающая женщина.

Иван Николаевич Крамской.
За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской.

Илья Ефимович Репин.
Читающая девушка.
1876.

Илья Ефимович Репин.
Чтение вслух.
1878.

Илья Ефимович Репин.
Портрет Е. Г. Мамонтовой за чтением.
1879.

Илья Ефимович Репин.
Лев Николаевич Толстой за чтением.
1891.

Илья Ефимович Репин.
За чтением (Портрет Наталии Борисовны Нордман).
1901.

Илья Ефимович Репин.
М. Горький читает в Пенатах свою драму «Дети солнца».
1905.

Илья Ефимович Репин.
А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму «Воспоминания в Царском селе».
1911.

Читальный зал.

Благовещение (Читающая Мария).

Николай Петрович Богданов-Бельский.
Воскресное чтение в сельской школе.
1895.

Нисикава Сукэнобу.
Ойран Эхон Токива читает письмо, две куртизанки справа.
1731.

Никикава Сукэнобу.
Три девушки читают письмо.

Нисикава Сукэнобу.
Две девушки, читающие книгу.
Из альбома «Fude no Umi», p.7.

Нисикава Сукэнобу.
Три девушки, читающих книги за котацу.

О. Дмитриева, В. Данилов.
Н. В. Гоголь читает комедию «Ревизор» в кругу литераторов.
1962.

Куртизанка за чтением книги.

Мужчина читает двум женщинам.

Урок чтения.

Читающая Мария Магдалина.

Читающий мальчик.

Чтение под лампой.
1880-1883.

Эдуард Мане.
Чтение.
1865-1873.

26.12.2011

Художник Лилия Славинская, владелица галереи Les Oreasdes - Ореады

«Все зависит от образования и той среды, в которой человек вырос. То, какую картину он впервые видит осознанно, а иногда и неосознанно, закладывает в человеке код на всю оставшуюся жизнь. Потом, согласно этому коду, он будет выстраивать свои взаимоотношения с искусством», - говорит владелица галереи Les Oreasdes - Ореады, художник Лилия Славинская

Отношения человека с изобразительным искусством складываются из нескольких составляющих: первое - семья, то есть культурная среда, в которой человек вырос. Второе - уровень его образования. Третье - среда обитания, город, место, дом, в котором он рос и формировался. Четвертое - уровень «насмотренности», то есть то количество картин, которое человек вообще видел…

Искусство, классическое или современное - это язык, который может быть понятен или нет. Дело в том, что искусство развивается непрерывно и есть прямая взаимосвязь между классической и современной школой. Человек, который овладел языком классического искусства, понимает современный язык и видит эту непрерывно развивающуюся связь. Если же он не имеет опыта общения с культурным наследием прошлых веков, ему тяжеловато. Язык этот непонятен, потому что человек не подготовлен. Он ничего не видит и не понимает. Что делать?

Конечно, очень важно, когда к культуре расположены родители. Многое зависит от их уровня образования и того, каким образом эти люди обустраивают свои дома. Ребенок еще не родился, а будущая мама ходит по выставкам и он «ходит вместе с ней», потом он рождается и почти сразу фиксирует все, что видит вокруг себя. Неосознанно «впитывает» все элементы среды - красоту или наоборот. Вкус, точнее его основа, возникает уже на этом этапе. Говорят: « Вкус впитывается с молоком матери». Это не на 100 процентов верно. Конечно, вкус оттачивается, развивается с течением жизни и много, как я говорила, факторов влияет на его усовершенствование. Но первые и самые прочные, что особенно важно, ориентиры человек получает именно в детстве…

Огромную роль играет среда обитания. Страна, в ней город, в городе улица, на улице дом, в доме квартира. В Италии, например, каждый сантиметр буквально пронизан искусством, красотой. Сама среда - художественна и это лучший учебник красоты. Галереи, мозаики, архитектура, детали…. Так формируется вкус… Воздействие искусства на человека вообще, я уверена, происходит через детали, которые вкупе превращаются в общую гармонию. Искусство действует на человека успокаивающе и, в конечном итоге, оказывает влияние на характер.

Важнейшую роль отвожу музеям. Теперь люди очень много путешествуют, смотрят, посещают. Музей - хранитель языка изобразительного искусства. Попадая туда, человек начинает именно видеть связь классического и современного языка, видеть, как этот язык гармонично развивается. Все это и становится причиной того, что человек овладевает языком современного искусства, что позволяет ему буквально наслаждаться самыми разными формами проявления культуры.

Ни одно из существ, населяющих землю, кроме человека, ничего не создает. Обезьяны на нас похожи, но они ничего не создают, а человек еще на заре своего зарождения стремился лепить, рисовать или высекать в камне нечто красивое… В каком-то смысле потребность в творчестве - это аномалия для животного мира. И эта потребность есть в каждом из нас. Способность создавать и воспринимать - все это творчество. Поэтому смотреть картины - это целый творческий процесс

В человеке работает то, что было заложено в детстве, он инстинктивно стремится к подобному. Я вижу массу примеров, когда люди, получив возможность приобретать живопись для себя, ищут и покупают те картины, типология которых хорошо знакома им с детства, из школы - природу, пейзажи… и им это очень нравится. И это хорошо, ведь они получают огромное удовольствие от созерцания. Скажем, приобретает для себя человек картину типа «Бурлаки на Волге». Ему нравится, он рад, он находит для себя отдохновение.

Но проходит время, сказывается воздействие среды, музеев, друзей, поездок. Ему вдруг нравится что-то другое! Человек начинает присматриваться, глубже и пристальнее вглядываться в это другое и оказывается, что он поднялся на новый уровень восприятия. Ему стал понятен другой, более современный язык. А потом проходит время и ему открывается еще один горизонт… Так постепенно он устремляется дальше.

Рецепт один: больше ездить, больше смотреть… Количество обязательно переходит в качество.