Александр Грибоедов: интересная краткая биография. Грибоедов Александр Сергеевич – биография Возвращение Грибоедова в Россию

1790, Москва - 30.1(11.2).1829, Тегеран; похоронен в Тифлисе], русский драматург, поэт, дипломат, литературный критик, пианист-импровизатор. Из дворянского рода. Учился первоначально дома, при содействии профессоров Московского университета, затем в Московском университетском благородном пансионе (1806) и на словесном отделении Московского университета (1806-08), позднее слушал лекции на этико-политическом отделении и был произведён в кандидаты права (1810); вплоть до 1812 года оставался в университете, изучая математику и естественные науки. В июле 1812 зачислен корнетом в Московский гусарский полк, в декабре того же года переведён в Иркутский гусарский полк. С ноября 1813 служил при штабе начальника Кавалерийских резервов генерала А. С. Кологривова; в марте 1816 вышел в отставку. В июне 1817 поступил на службу в Коллегию иностранных дел губернским секретарём, в декабре 1817 получил должность переводчика. В июле 1818 назначен секретарём при поверенном в Персии, в 1822 - секретарём «по дипломатической части» при главноуправляющем Грузией генерале А. П. Ермолове. В декабре 1824 избран членом Вольного общества любителей российской словесности. 22.1.1826 арестован по делу о восстании декабристов, 2.6.1826 освобождён с «очистительным аттестатом». После назначения генерала И. Ф. Паскевича (женатого на двоюродной сестре Грибоедова) командиром Отдельного Кавказского корпуса Грибоедов занимался «заграничными сношениями» с Турцией и Персией, участвовал в подготовке нереализованного проекта Российской Закавказской компании, внёс значительный вклад в подготовку Туркманчайского мира 1828 (в марте 1828 доставил текст договора в Санкт-Петербург, где Грибоедова принял Николай I, наградив чином статского советника и орденом Святой Анны 2-й степени с алмазами). Летом 1828 Грибоедов выехал в Персию в ранге полномочного министра Российской императорской миссии. В августе того же года женился на дочери поэта А. Чавчавадзе - Нине Александровне. Убит в Тегеране разъярённой толпой, ворвавшейся в здание российского посольства.

Литературная деятельность Грибоедова началась в 1814 году публицистическими статьями «Письмо из Брест-Литовска к издателю» и «О кавалерийских резервах» (журнал «Вестник Европы») и продолжилась переводом пьесы К. де Лессера «Молодые супруги» (1815). В 1816 выступил как литературный критик с острополемической статьёй «О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады "Ленора"», направленной против Н. И. Гнедича и косвенно против В. А. Жуковского, которая вызвала широкий резонанс. Вскоре Грибоедов сблизился с кругом П. А. Катенина и А. А. Шаховского, чьи литературные вкусы были далеки от «мечтательного романтизма» Жуковского и его единомышленников. Совместно с Шаховским и Н. И. Хмельницким написал комедию «Своя семья, или Замужняя невеста» (1817), совместно с Катениным - комедию «Студент» (1817), в которой содержались откровенные насмешки над стилем К. Н. Батюшкова, Жуковского и В. Л. Пушкина, совместно с А. А. Жандром - комедию «Притворная неверность» (1818). Вместе с тем Грибоедов никогда не стремился к активному участию в борьбе литературных группировок, предпочитая независимость. Осенью 1823 он сблизился с П. А. Вяземским, убеждённым противником Шаховского и Катенина, и сочинил в соавторстве с ним водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (1824), после чего, формально не порывая с Вяземским, оказался в числе ближайших приятелей его злейшего врага - Ф. В. Булгарина.

А. С. Грибоедов. Портрет работы И. Н. Крамского. 1873. Третьяковская галерея (Москва).

Лирика Грибоедова и отрывки незавершённых поэм почти не привлекли внимания современников: его опыты в этом роде («Кальянчи», 1820-21; «Давид», 1823; «Хищники на Чегеме», 1825; «Там, где вьётся Алазань...», 1826, и др.) принципиально не отличались от многочисленных в 1820-е годы сочинений в «библейском» и «восточном» стилях. В историю русской литературы Грибоедов вошёл как автор комедии «Горе от ума» [основной текст - 1824; 1-е издание, 1833 (с цензурными изъятиями); первые полные издания - 1858 (за границей), 1862 (в России); первые постановки: любительскими труппами - 1827-28, Кавказ; профессиональными труппами - 1831, Санкт-Петербург (январь), Москва (ноябрь)], в обсуждении которой приняли участие несколько поколений русских писателей (М. А. Дмитриев, А. А. Бестужев, О. М. Сомов, К. А. Полевой, В. Г. Белинский, А. А. Григорьев, И. А. Гончаров, Д. И. Писарев, Ф. М. Достоевский, Ю. И. Айхенвальд, М. О. Меньшиков и многих др.). Если потомки оценивали комедию, как правило, высоко, то современники (в том числе А. С. Пушкин, Вяземский, Д. В. Давыдов, А. А. Дельвиг) более сдержанно, поскольку созданный Грибоедовым образ культурной жизни московского дворянства оказался слишком далёким от реальности, а поведение главного героя воспринималось как не вполне адекватное: свои обличительные монологи он адресовал тем, кто ни согласиться с ним, ни понять его не мог. В «декабристской» среде, однако, видели в Чацком «героя века», образцового либерала, и именно это восприятие комедии оказалось востребованным во 2-й половине 19 и особенно в 20 веке.

Художественное своеобразие «Горя от ума» обусловлено стремлением Грибоедова к широкому синтезу выразительных возможностей классицизма и романтизма. С одной стороны, он учёл требование единства времени, места и действия, активнейшим образом использовал «говорящие» фамилии и ориентировался на традиционные сценические амплуа (резонёра, обманутого отца, хвастливого воина, комической старухи и др.). С другой стороны, с образом Чацкого, классического резонёра, не устающего негодовать на общественные нравы, соотнесены едва ли не все основные перипетии судьбы романтичного героя: одиночество (Чацкий противопоставлен не только консервативной Москве Фамусова, но и либеральной - Репетилова), странствие, изгнание и проклятие, воспоминания, крушение любви, которая понимается в полном соответствии с романтичной трактовкой конфликта идеала и действительности, и тому подобное. Исключительно сложной оказалась жанровая структура пьесы: традиция высокой комедии классицизма усложнялась взаимодействием с целым рядом иных форм, и в первую очередь с комедией салонной, которая наполнилась злободневным общественным содержанием. Первый монолог Чацкого представляет собой эпиграмматический цикл, а последующие в целом тяготеют к сатире, но при этом в них присутствуют и отдельные элегические мотивы; «сон» Софьи является пародией на баллады Жуковского, и т. д. Стиль комедии также отразил общее стремление Грибоедова к синтезу: салонная речь сочетается с просторечием, ирония - с патетической декламацией, краткие афористические реплики - с обширными монологами, точность высказывания - с приёмами словесной игры. Смысловая структура комедии - результат скептического переосмысления некоторых представлений, выдвинутых эпохой Просвещения (ум и чувство личного достоинства ведут человека не к счастью, а к горю).

Ряд литературных замыслов Грибоедов не успел реализовать (трагедии «1812-й год», «Грузинская ночь»). Из музыкальных сочинений Грибоедова сохранились 2 вальса (е-moll, As-dur).

Соч.: Полн. собр. сочинение / Под редакцией И. А. Шляпкина. СПб., 1899. Т. 1-2; Полн. собр. соч. / Под редакцией Н. К. Пиксанова. СПб., 1911-1917. Т. 1-3; Соч. в стихах. [Л.], 1967; Горе от ума / Изд. подготовил Н. К. Пиксанов при участии А. Л. Гришунина. М., 1987; Полн. собр. соч.: В 3 т. / Под редакцией С. А. Фомичева. СПб., 1995-1999. Т. 1-2.

Лит.: Веселовский Ал. Очерк первоначальной истории «Горя от ума» // Русский архив. 1874. Кн. I; Щеголев П. Е. Грибоедов и декабристы. (По архивным материалам). СПб., 1905; Пиксанов Н. К. Грибоедов и Мольер. (Переоценка традиции). [М.], 1922; он же. Грибоедов. Исследования и характеристики. Л., 1934; он же. Творческая история «Горя от ума». М., 1971; Гершензон М. О. Грибоедовская Москва. 3-е изд. М., 1928; Литературное наследство. М., 1946. Т. 47-48; А. С. Грибоедов. 1795-1829. Сборник статей. М., 1946; Попова О. И. Грибоедов - дипломат. М., 1964; Bonamour J. А. S. Griboedov et la vie littéraire de son temps. Р., 1965; Нечкина М. В. Грибоедов и декабристы. 3-е изд. М., 1977; А. С. Грибоедов: Творчество. Биография. Традиции. Л., 1977; Гришунин А. Л. «Горе от ума» в литературно-общественном сознании XIX-XX вв. // Русская литература в историко-функциональном освещении. М., 1979; Лебедев А. А. Грибоедов: Факты и гипотезы. М., 1980; Грибоедов в воспоминаниях современников. М., 1980; Фомичев С. А. Грибоедов в Петербурге. Л., 1982; он же. Комедия Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. М., 1983; Мещеряков В. П. А. С. Грибоедов: Литературное окружение и восприятие (XIX - начало XX в.). Л., 1983; А. С. Грибоедов: Материалы к биографии. Л., 1989; Kelly L. Diplomacy and murder in Tehran: А. Griboyedov and imperial Russia’s mission to the Shah of Persia. L., 2002.

Грибоедов Александр Сергеевич (4.01.1795 – 30.01. 1829) – известный русский дипломат, драматург, поэт, автор знаменитой пьесы «Горе от ума» (ф. 1). Получил чин статского советника в 1828 году..
Родился Александр Сергеевич Грибоедов 4 января (15 по новому стилю) в Москве в родовитой дворянской семье. Детские и юношеские годы Грибоедов провел в доме матери по Новинскому бульвару, 17 (ф. 2-6). Получил разностороннее домашнее образование. По свидетельству родственников, в детстве Александр был очень сосредоточен и необыкновенно развит. Ещё в детском возрасте свободно владел иностранными языками: французским, английским, немецким и итальянским. В юности в совершенстве знал уже шесть иностранных языков, в частности за время учебы в университете хорошо изучил древнегреческий и латынь, а позднее - персидский, арабский и турецкий. В 1803 году Александра отдали в Московский университетский благородный пансион, здание которого располагалось по улице Тверская, д. 7, на месте современного Центрального телеграфа (не сохранилось). А через три года, в 1806 г. Грибоедов стал уже студентом Московского университета (ф. 7-10, ул. Моховая, 11), поступив на словесное отделение философского факультета. Ещё в студенческие годы он начал писать литературные произведения. В годы университетского обучения проявляются и научные интересы Грибоедова, которые он сохранил на всю жизнь, и его поэтические способности. Кроме того, в университете Грибоедов выделялся разносторонней талантливостью, незаурядными музыкальными способностями, хорошим владением несколькими европейскими языками. В студенческие годы он общался с будущими декабристами: братьями Муравьевыми, Якушкиным. Впоследствии был близок с П.Я. Чаадаевым. Кстати, при жизни Грибоедов имел множество друзей, которых влекло его обаяние. В 1808 году он получил звание кандидата словесных наук, но не оставил учёбу, а поступил на юридическое отделение и получил второй диплом - кандидата прав в 1810 году. Окончив обучение на юридическом отделении, студент Грибоедов продолжал учиться на естественно-математическом факультете, что было делом необычайным для дворянской молодежи.
В дальнейшем, закончив обучение в университете, А.С. Грибоедов посвятил себя военной и дипломатической службе. В 1812 году поступил добровольцем в армию (корнет Московского гусарского полка, адъютант генерала от кавалерии А.С. Кологривова). Кавалерийские части, в которых он состоял, находились в резерве и активного участия в боевых действиях с противником не принимали.
После окончания войны с Наполеоном Грибоедов жил в Петербурге, где познакомился с А.С. Пушкиным, В.К. Кюхельбекером, П.Я. Чаадаевым. Однако писатель неоднократно бывал в Москве наездами и, прибывая на недолгий срок, останавливался в доме матери (в августе 1818г. перед тем, как отправится в составе русской дипломатической миссии в Иран), но чаще у своего друга Степана Никитича Бегичева. Дружба их завязалась ещё в 1813 году во время службы в иркутском гусарском полку. В 1814-1815гг. Грибоедов сотрудничал в журналах «Вестник Европы» и «Сын Отечества», публиковал критические статьи о литературе и переводы. К ранним литературным опытам Александра Сергеевича следует отнести и комедии: « Молодые супруги» (1815), «Своя семья» (в соавторстве с А.А. Шаховским и Н.И. Хмельницким), а также «Студент» (1817, в соавторстве с П.А. Катениным).
В 1817 году Александр Сергеевич был зачислен в Коллегию иностранных дел. В 1818 году был назначен секретарем российской дипломатической миссии в Тегеране, а с 1822 года был в Тбилиси в штате «по дипломатической части» при командующем русскими войсками на Кавказе А.П. Ермолове. После 5 лет пребывания в Иране и на Кавказе Грибоедов, получив отпуск, приехал в Москву, остановился у своего друга С.Н. Бегичева (Мясницкая улица, 42, ф. 11-15). Это здание хорошо известно в Москве под другим названием - усадьба Барышникова. Дело в том, что в 1823 году владение перешло к Степану Никитичу Бегичеву, когда он женился на дочери И.И. Барышникова – Анне Ивановне. Строительство своей усадьбы отставной майор, богатый помещик и владелец заводов и фабрик Иван Иванович Барышников заказал знаменитому московскому зодчему Матвею Федоровичу Казакову. Усадьба была построена в классическом стиле в период с 1793 по 1802 годы. При новом владельце Бегичеве дом на Мясницкой становится культурным салоном Москвы. Здесь часто бывали поэты Д. Давыдов и В. Кюхельбекер, писатель князь В. Одоевский, композитор А. Среди московских знакомых и друзей Грибоедова - П.А. Вяземский, В.Ф. Одоевский, А.А. Алябьев, А.Н. Верстовский. А.С. Грибоедов гостил в доме Бегичева зимой 1823 1824 годов, привезя с собой два акта пьесы «Горе уму. Комедия в стихах» (впоследствии известной под названием «Горе от ума»), и продолжал работу над этим произведением. Комнаты Грибоедова, где он работал над своей комедией, находились в левой части здания. В настоящее время помещения бывшей усадьбы Барышникова-Бегичева занимает редакция «Аргументы и Факты».
Общеизвестно, что действие знаменитой пьесы Грибоедова происходит в Москве. Характеры, типы, речь и суждения персонажей комедии настолько воспроизводят атмосферу и быт дворянской Москвы 20-х гг. XIX в., что вызвали к жизни понятие «Грибоедовская Москва». А имена многих героев сделались нарицательными: Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Репетилов и др. Кроме того, в национальный словесный оборот вошло немало специфических выражений, в том числе с московской с топикой. Например: «А все Кузнецкий мост и вечные французы! Отсюда моды к нам, и авторы, и музы, любители карманов и сердец...»; «На всех московских есть особый отпечаток» и др. В уста персонажей автор вложил и суждения о Москве и нравах тогдашнего столичного бомонда (внеся в комедию мотив противопоставления «барской», консервативной Москвы и более динамичного, прогрессивного Петербурга). В 1824 году литератор Грибоедов был принят в члены Вольного общества любителей российской словесности.
В конце сентября 1825 года Грибоедов возвратился на Кавказ. К этому времени у него созрели замыслы новых произведений, дошедшие до нас лишь во фрагментах: это план драмы «1812 год» и отрывки трагедии «Грузинская ночь». А в конце января 1826году А.С. Грибоедов был арестован и допрашивался по обвинению в принадлежности к декабристским организациям. Генерал Ермолов предупредил его о грозящем аресте, и писатель успел уничтожить опасные для него бумаги. По дороге в Петербург, куда Грибоедова доставляли с Кавказа, в сопровождении фельдъегеря, он останавливался в Москве на несколько часов в доме брата С.Н. Бегичева – Дмитрия Никитича Бегичева (ф.16-19, усадьба Бегичевых - А.О. Гунста, Староконюшенный переулок, 4). Особняк выстроен в 1817 году А.В. Давыдовой, сестрой знаменитого поэта-партизана Дениса Давыдова, вышедшей замуж за Д.Н. Бегичева. Здесь часто в гостях бывали Грибоедов, Одоевский, Кюхельбеккер, Верстовский. В конце XIX в. участок стал принадлежать архитектору А. О. Гунсту, который выстроил изящную ограду с воротами и калиткой, украшенными коваными лентами в стиле модерн. В 1900 г. на той стороне участка, которая выходит в Хрущевский переулок, им было построено здание для меблированных комнат, в которые пускали по знакомству, в основном учителей, врачей, юристов. Здесь часто останавливался И. А. Бунин. В 1903 г. к старому особняку справа по проекту А. О. Гунста пристроили трехэтажный объем. В доме Гунстов находилась и театральная студия, в которой преподавал Е. Б. Вахтангов. Усадьба Бегичевых - А. О. Гунста (1-я пол. XIX - нач. XX вв.) является памятником культуры регионального значения. Сейчас в здании располагается Представительство Вологодской области при Президенте РФ и Правительстве РФ.
На следствии Грибоедов придерживался полного отрицания своего участия в заговоре. Доказать что-либо царской следственной комиссии не удалось, он был признан невиновным и освобожден. В 1826–1828гг. Грибоедов был начальником дипломатической канцелярии главноуправляющего в Грузии. В 1827г. ему было предписано ведать дипломатическими сношениями с Персией и Турцией. При его активном участии 10 февраля 1828г. был заключен выгодный для России Туркманчайский мир, завершивший русско-персидскую войну 1826-1828гг. А во время русско-турецкой войны 1828-1829гг. Грибоедов обеспечил нейтралитет Персии. В июле 1828 в ранге «полномочного министра» Грибоедов был направлен в Персию для обеспечения выполнения условий Туркманчайского договора. Отправляясь полномочным послом России в Иран, Грибоедов последний раз посетил Москву проездом. Останавливался на этот раз в доме С.Н. Бегичева на Большой Дмитровке, 15 (этот дом не сохранился).
Прервалась жизнь Грибоедова самым трагическим образом. 30 января 1829 года персидскими властями было спровоцировано нападение на русское посольство в Тегеране. Толпа мусульман, подстрекаемая фанатиками, ворвалась в здание посольства и вырезала всех, находившихся там, включая и Грибоедова. Русское правительство, не желая нового военного конфликта с Персией, удовлетворилось извинениями шаха. Тело Грибоедова было привезено в Тифлис (Тбилиси) и похоронено в монастыре Святого Давида.
В Москве, в начале Чистопрудного бульвара, недалеко от выхода одноимённой станции метрополитена, установлен памятник литератору и дипломату Александру Сергеевичу Грибоедову (ф.20-24). Место было выбрано не случайно, так как Александр Сергеевич, как уже указывалось, жил некоторое время в нескольких минутах ходьбы от этого места – в доме № 42 по Мясницкой улице. Скульптурный памятник драматургу был установлен в 1959 году, когда в стране отмечали 130-годовщину его трагической гибели. Монумент выполнили скульптор Аполлон Александрович Мануйлов и архитектор Александр Алексеевич Заварзин. Бронзовая фигура Грибоедова представлена в полный рост на высоком цилиндрическом постаменте с прямоугольным основанием, что делает ее величественной и возвышенной. Скульптура изображает писателя в глубокой задумчивости. Одеяние соответствует традициям девятнадцатого столетия. В нижней части памятника, на круглом постаменте с полуоткрытым занавесом сцены изображены герои бессмертного произведения Грибоедова «Горе от ума». Панно со сценами из знаменитой пьесы писателя отлиты из бронзы и расположены по периметру.
От «грибоедовской Москвы» осталось совсем немногое. Так не стало в Москве дома, где бывали Грибоедов, Пушкин, Алябьев и другие великие русские люди. Это дом М.И. Римской-Корсаковой, более известный как «Дом Фамусова», стоял на Пушкинской площади, д.3 вплоть до 70-х годов XX века, а в 1975г. на месте снесенного дома был построен новый корпус издательства «Известия».
Говоря о местах в Москве, связанных с жизнью и творчеством Грибоедова, возможно к уже названным мной в работе адресам, хранящим память о драматурге и дипломате, добавить и следующее: Армянский переулок, д 2 (ф.25-27). Это бывшее здание Лазаревского института, где побывали в разное время известные литераторы: В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А.С. Грибоедов и др. В настоящее время это здание занимает Посольство Армении. А еще можно назвать и дом П.А. Вяземского в Вознесенском переулке, д.9 (ф. 28-29), представляющий собой не только памятник архитектуры XIX-го века, но и памятник истории. Особняк П. А. Вяземского в течение многих лет был центром московской литературной жизни. В его доме бывали практически все крупные представители искусства и литературы: И.И. Дмитриев, А.А. Бестужев-Марлинский, Д.В. Давыдов, Н.В. Гоголь. Именно здесь, как утверждают краеведы, Грибоедов читал «Горе от ума», а Пушкин – трагедию «Борис Годунов» и, спустя несколько лет, в 1830-м году поэт сам некоторое время жил в этом доме. О событиях, связанных с жизнью и деятельностью А.С. Пушкина, свидетельствует мемориальная доска на доме (ф. 30). Но, к сожалению, мемориальной доски, удостоверяющей то, что здесь бывал Грибоедов, как и на многих других указанных мною в работе домах нет (Мясницкая улица, д.42; Армянский переулок, д. 2; Вознесенский переулок, д.9; Староконюшенный переулок, 4).
Несколько слов об увековечивании памяти А.С. Грибоедова в Москве. Его имя присвоено двум московским библиотекам: Центральная библиотека № 88 им. А.С. Грибоедова (Большая Переяславская, 15) и Центральная детская библиотека им. А.С. Грибоедова № 46 (Сущевский вал, 66). Библиотека Грибоедова на Б. Переяславской осуществляет мемориальную деятельность, посвященную жизни и творчеству руского писателя, дипломата А.С. Грибоедова; здесь открыта мемориальная Грибоедовская экспозиция. Есть в Москве еще и Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова (шоссе Энтузиастов, д.21), который был создан в 1993г. и предоставляет студентам высшее образование в области юриспруденции, экономики, менеджмента, журналистики и лингвистики. Имя Грибоедова носит и ГБОУ г. Москвы гимназия № 1529 имени А.С. Грибоедова в ЦАО.
Александр Сергеевич Грибоедов был разносторонне образованным человеком, яркой и многогранной личностью: известный дипломат, талантливый пианист, блестящий литератор. И хотя его жизненный путь был недолгим, но все же он сумел оставить значительный след в истории государства Российского. В качестве посла Грибоедов проводил твердую политику. «…Уважение к России и к её требованиям, вот мне что нужно», - говорил он. А.С. Грибоедов был и музыкально одарен: играл на фортепьяно, флейте, сам сочинял музыку. Написанные им немногочисленные музыкальные произведения обладали великолепной гармонией, стройностью и лаконичностью. Он – автор нескольких фортепианных пьес, среди которых наибольшую известность имеют два вальса для фортепиано. Вальс ми минор его сочинения считается первым русским вальсом, дошедшим до наших дней. По воспоминаниям современников, Александр Сергеевич был замечательным пианистом, его игра отличалась подлинным артистизмом. Более всего Грибоедов известен как писатель одной книги, блестяще рифмованной пьесы «Горе от ума», вошедшей в фонд классики русской литературы. Пьеса послужила источником многочисленных крылатых фраз, её до сих пор весьма часто ставят в театрах России.

Годы жизни: с 15.01.1795 по 11.02.1829

Русский драматург, поэт и дипломат, композитор, пианист. Грибоедов известен, как homo unius libri, - писатель одной книги, блестящей рифмованной пьесы «Горе от ума».

Грибоедов родился в Москве в родовитой семье. Первые Грибоедовы известны с 1614-го года: Михаил Ефимович Грибоедов именно в этом году получил от Михаила Романова земли в Вяземском воеводстве. Примечательно, что и мать писателя происходила из этого же рода Грибоедовых, из другой его ветви. Основатель этой ветви, Лукьян Грибоедов, владел небольшой деревней во Владимирской земле. Дед писателя по материнской линии, человек хотя и военный, но обладающий удивительным вкусом и способностями, превратил родовое имение Хмелиты в настоящую русскую усадьбу, островок культуры. Здесь читали, помимо французских, русских писателей, выписывали русские журналы, был создан театр, дети получали прекрасное по тем временам образование. Вторая, отцовская ветвь Грибоедовых, не была столь удачливой. Отец Грибоедова, Сергей Иванович, картежник и мот, отчаянный драгун Ярославского пехотного полка.

В 1802 году Грибоедов был отдан в Благородный пансион. Причем, по французскому, немецкому и музыке его зачислили сразу в средние классы. В музыке и языках он останется силен на протяжении всей своей жизни. С детства зная французский, английский, немецкий и итальянский языки, за время учебы в университете изучал греческий и латинский, позднее - персидский, арабский и турецкий и многие другие языки. Он был и музыкально одарен: играл на фортепьяно, флейте, сам сочинял музыку. До сих пор известно два его вальса («Грибоедовский вальс»).

Через год пансион пришлось оставить из-за болезни, перейдя на домашнее образование. В1806-м году А.С.Грибоедов (в возрасте 11-ти лет) уже слушатель Московского университета, который успешно закончит в 1808-м году, получив звание кандидата словесности, а в 1812-м году Александр Сергеевич поступил на этико-юридическое отделение, а потом на физико-математический факультет.

Во время Отечественной войны 1812 года, когда неприятель приблизился к границе России, Грибоедов вступил (вопреки желанию матери) в Московский гусарский полк графа Салтыкова, получившего дозволение на его формирование. Молодых людей прельщали не только идеи патриотизма, но и красивая черная форма, украшенная шнурами и золотым шитьем (даже Чаадаев перешел из Семеновского полка в Ахтырский гусарский, увлекшись красотой формы). Однако из-за болезни он долгое время отсутствовал в полку. Лишь в конце июня 1814-го года он догнал свой полк, переименованный в Иркутский гусарский полк, в городе Кобрине, в Царстве Польском. В июле 1813-го года он будет прикомандирован к штабу командира кавалерийских резервов генерала А. С. Кологривова, где и прослужит до 1816 г. в звании корнета. Именно на этой службе Грибоедов начал проявлять свои недюжинные способности в области дипломатии: он обеспечивал дружественные связи с польским дворянством, улаживал возникавшие конфликты между армией и местным населением, проявляя дипломатический такт. Здесь же появились и его первые литературные опыты: «Письмо из Брест-Литовска к издателю», очерк «О кавалерийских резервах» и комедия «Молодые супруги» (перевод французской комедии «Le secret du Ménage») - относятся к 1814 г. В статье «О кавалерийских резервах» Грибоедов выступил в качестве исторического публициста.

В 1815-м году, после смерти своего отца, мать, Настасья Федоровна, чтобы уладить пошатнувшиеся и запутанные дела покойного мужа, предлагает А.С.Грибоедову отказаться от наследства в пользу его сестры Марии, которую будущий писатель нежно любил. Подписав отказ, Грибоедов остается без средств к существованию. Отныне он должен будет зарабатывать чины и состояние своим трудом. Новые литературные знакомства в Петербурге, приобретенные во время отпуска, литературный успех (от его первой пьесы был в восторге сам Шаховской, она с успехом была поставлена в Москве), отсутствие перспектив на военной службе – все это послужили поводом к тому, что Грибоедов начинает хлопоты об отставке. Однако при переводе его в статскую службу не были учтены никакие его заслуги (он не участвовал в боевых действиях), и вместо чина коллежского асессора (8 в Табели о рангах), о котором он хлопотал, он получает чин губернского секретаря, один из низших чинов (12) в Табели о рангах (для сравнения: А.С.Пушкин поступит на службу в Коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря (10), что считалось очень скромным достижением).

С 1817 служил в Коллегии иностранных дел в Петербурге, знакомился с А.С. Пушкиным и В.К. Кюхельбекером.

В 1818 Грибоедов принял назначение секретарем русской дипломатической миссии при персидском шахе (1818 – 1821, Тифлис, Тавриз, Тегеран) и многое сделал для возвращения домой русских пленных. Назначение это было по существу ссылкой, поводом для которой послужило участие Грибоедова в четверной дуэли из-за артистки Истоминой. А.П.Завадовский убивает В.В Шереметева. Дуэль Грибоедова и А.И.Якубовича отложена. Позже, в 1818-м году, на Кавказе, эта дуэль состоится. На ней Грибоедов будет ранен в руку. Именно по мизинцу левой руки впоследствии будет опознан изуродованный персами труп писателя.

По возвращении из Персии в ноябре 1821 служит в качестве дипломатического секретаря при командующем русскими войсками на Кавказе генерале А.П. Ермолове, в окружении которого было много членов декабристских обществ. Живет в Тифлисе, работает над первыми двумя актами "Горя от ума". Однако эта работа требует большего уединения, большей свободы от службы, поэтому просит у Ермолова длительный отпуск. Получив отпуск, проводит его сначала в Тульской губернии, затем в Москве и Петербурге.

В январе 1826 года, после восстания декабристов, Грибоедова арестовали по подозрению в причастности к заговору. Через несколько месяцев он был не только освобожден, но и получил очередной чин, а также пособие в размере годового жалованья. Серьезных улик против него действительно не имелось, да и сейчас нет документальных подтверждений, что писатель как-то участвовал в деятельности тайных обществ. Наоборот, ему приписывают пренебрежительную характеристику заговора: «Сто прапорщиков хотят перевернуть Россию!» Но, возможно, столь полным оправданием Грибоедов обязан заступничеству родственника – генералу И.Ф. Паскевичу, любимцу Николая I, который был назначен вместо Ермолова главнокомандующим Кавказским корпусом и главноуправляющим Грузии.

За этот период А.С.Грибоедов успевает сделать очень многое. Он получает в свое ведение дипломатические сношения с Грузией и Персией, реорганизует русскую политику в Закавказье, разрабатывает «Положение об управлении Азербайджаном», при его участии были основаны в 1828 году «Тифлисские ведомости», открыт «рабочий дом» для женщин, отбывающих наказание. А.С. Грибоедов составляет вместе с П. Д. Завелейским проект об «Учреждении Российской Закавказской компании», чтобы поднять промышленность региона. Он ведет переговоры с Аббас-мирзой об условиях русско-персидского мира, участвует в мирных переговорах в селении Туркманчай. Именно он составляет окончательный вариант мирного договора, чрезвычайно выгодного для России. Весной 1828 г. Александр Сергеевич был послан в Петербург с текстом договора. Назначен министром-резидентом (послом) в Иран; по пути на место назначения провёл несколько месяцев в Тифлисе, где женился на княжне Нине Чавчавадзе, дочери начальника Эриванской области и грузинского поэта Александра Чавчавадзе.

30 января 1829 персидскими властями было спровоцировано нападение на русское посольство в Тегеране. Толпа мусульман, подстрекаемая фанатиками, ворвалась в здание посольства и вырезала всех, находившихся там, включая и Грибоедова. Русское правительство, не желая нового военного конфликта с Персией, удовлетворилось извинениями шаха. Улаживать дипломатический скандал персидский шах послал в Петербург своего сына. В возмещение пролитой крови он привез Николаю I богатые дары, в числе которых был алмаз «Шах». Некогда этот алмаз, обрамленный множеством рубинов и изумрудов, украшал трон Великих Моголов. Теперь он находится в коллекции Алмазного фонда московского Кремля. Тело Грибоедова было привезено в Тифлис (ныне Тбилиси) и похоронено в монастыре Св. Давида.

Дата рождения Грибоедова - особый вопрос. Сам драматург указывал годом рождения 1790-й. Если судить по сведениям исповедных книг церкви Девяти мучеников, в приходе которого много лет состояли Грибредовы, то год его рождения 1795. Есть так же версия, что он родился в 1794-м году.

Сын А.С.Грибоедова и Н.А Чавчавадзе родился после смерти отца недоношенным, был окрещен Александром, но умер через час после рождения.

Жена А.С.Грибоедова оставила на его надгробии следующие слова:
«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской,
Но для чего пережила тебя любовь моя!»

Библиография

Драматургия Грибоедова:
Дмитрий Дрянской (шуточная трагедия) (1812)
Молодые супруги (комедия в одном действии, в стихах) (1814)
Своя семья, или Замужняя невеста (5 сцен для комедии Шаховского) (1817)
Студент (комедия в трех действиях, написана сообща с П. А. Катениным) (1817)
Притворная неверность (комедия в одном действии в стихах) (1817)
Проба интермедии (интермедия в одном действии) (1818)
Кто брат, кто сестра, или обман за обманом (новая опера-водевиль в 1 действии совместно с П.А.Вяземским) (1823)
Горе от ума (комедия в четырех действиях в стихах) (1824)
Грузинская ночь (отрывки из трагедии) (1828)

Публицистика Грибоедова:
Письмо из Брест-Литовска к издателю» (1814)
О кавалерийских резервах (1814)
О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады «Ленора» (1816)
Частные случаи петербургского наводнения (1824)
Загородная поездка (1826)

Александр Грибоедов

Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829) – поэт, драматург, пианист, композитор, дипломат.

Одарённый многими талантами и не развивший ни одного из них, Грибоедов остался для нас автором единственной пьесы "Горе от ума".

Прижизненный портрет Грибоедова работы П.А. Каратыгина был опубликован в 1858 г. Точнее, не сам портрет, а литография Мюнстера с рисунка П.Ф. Бореля. Вторым достоверным портретом Александра Сергеевича Грибоедова считается портрет, написанный цветным карандашом в 1824 г. художником М.И. Теребенёвым (1795-1864). По нему сделана гравюра Н.И. Уткина.

Александр Грибоедов, 1858 г.
Художник П.А. Каратыгин

Александр Грибоедов, 1829 г.
Гравюра Н.И. Уткина

Самый известный портрет А.С. Грибоедова написан в 1873 г. И.Н. Крамским по заказу П.М. Третьякова для его картинной галереи.

Историю его создания оставил нам близкий знакомый Крамского издатель журнала "Русская Старина" М.И. Семевский: "Руководствуясь изустным рассказом П.А. Каратыгина о наружности Грибоедова, Крамской писал как бы "под диктовку" и воскресил талантливою кистью наружность славного писателя. Желая проверить себя и убедиться, действительно ли ему удалось уловить сходство, цвет и выражение лица, художник показывал портрет ещё на мольберте некоторым лицам, лично знавшим Грибоедова, и все они были поражены удивительным сходством и тем выражением ума и грации, которым дышали черты Грибоедова".

Русский драматург, дипломат и композитор Александр Сергеевич Грибоедов родился 15 (4 по старому стилю) января 1795 года (по другим сведениям — 1790 года) в Москве. Он принадлежал к дворянскому роду, получил серьезное домашнее образование.

В 1803 году Александр Грибоедов поступил в Московский университетский благородный пансион, в 1806 году — в Московский университет. В 1808 году, окончив словесное отделение со званием кандидата, продолжал заниматься на этико-политическом отделении.

Владел французским, английским, немецким, итальянским, греческим, латинским языками, позднее освоил арабский, персидский, турецкий языки.

С началом Отечественной войны 1812 года Грибоедов оставил ученые занятия и вступил корнетом в московский гусарский полк.

В начале 1816 года, выйдя в отставку, поселился в Петербурге и поступил на службу в коллегию иностранных дел.

Ведя светский образ жизни, вращался в театрально-литературных кругах Петербурга. Написал комедии "Молодые супруги" (1815), "Своя семья, или Замужняя невеста" (1817) в соавторстве с драматургами Александром Шаховским и Николаем Хмельницким, "Студент" (1817) совместно с поэтом и драматургом Павлом Катениным.

В 1818 году Грибоедов был назначен секретарем русской миссии в Персию (ныне Иран). Не последнюю роль в этой своего рода ссылке сыграло его участие в качестве секунданта в дуэли камер-юнкера Александра Завадского с офицером Василием Шереметевым, закончившейся гибелью последнего.

С 1822 года Грибоедов в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) занимал должность секретаря по дипломатической части при командующем русскими войсками на Кавказе генерале Алексее Ермолове.

В Тифлисе были написаны первый и второй акты известной комедии Грибоедова "Горе от ума". Третий и четвертый акты были написаны весной-летом 1823 года в отпуске в Москве и в имении его близкого друга отставного полковника Степана Бегичева под Тулой. К осени 1824 года комедия была завершена, и Грибоедов отправился в Петербург, намереваясь использовать свои связи в столице, чтобы получить разрешение на ее публикацию и театральную постановку. Через цензуру удалось провести лишь отрывки, напечатанные в 1825 году Фаддеем Булгариным в альманахе "Русская Талия". Грибоедовское творение распространилось среди читающей публики в рукописных списках и стало событием русской культуры.

Грибоедов также сочинял музыкальные пьесы, среди которых популярны два вальса для фортепиано. Он играл на фортепиано, органе, флейте.

Осенью 1825 года Грибоедов возвратился на Кавказ. В начале 1826 года он был арестован и доставлен в Санкт-Петербург для расследования предполагаемых связей с декабристами, зачинщиками восстания в столице 14 декабря 1825 года. Многие из заговорщиков были близкими друзьями Грибоедова, но, в конце концов, он был оправдан и освобожден.

По возвращении на Кавказ осенью 1826 года он принял участие в нескольких сражениях начавшейся русско-персидской войны (1826-1828). Привезя в Петербург документы Туркманчайского мирного договора с Персией в марте 1828 года, Грибоедов был награжден и получил назначение полномочным министром (послом) в Персию.

По пути в Персию он на некоторое время останавливается в Тифлисе, где в августе 1828 года женился на 16-летней Нине Чавчавадзе — дочери грузинского поэта, князя Александра Чавчавадзе.

В Персии в числе других дел российский министр занимался отправкой на родину плененных подданных России. Обращение к нему за помощью двух женщин-армянок, попавших в гарем знатного персиянина, явилось поводом для расправы с дипломатом.

Реакционные тегеранские круги, недовольные миром с Россией, натравили фанатически настроенную толпу на русскую миссию.

11 февраля (30 января по старому стилю) 1829 года во время разгрома русской миссии в Тегеране Александр Грибоедов был убит.

Вместе с российским послом погибли все сотрудники посольства, кроме секретаря Ивана Мальцева, и казаки посольского конвоя, — всего 37 человек.

Прах Грибоедова был в Тифлис и предан земле на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида. Надгробие венчает памятник в виде плачущей вдовы с надписью: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?"

Сын Грибоедова, окрещенный Александром, умер, не прожив и суток. Нина Грибоедова больше не вышла замуж и не снимала траурных одежд, за что ее называли Черной розой Тифлиса. В 1857 году она умерла от холеры, отказавшись покидать заболевших родных. Похоронена рядом с единственным мужем.