Зинкевич евстигнеева игры. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. О жанрах, используемых в сказкотерапии

+

Если сознательно сделать Счастье главным жизненным ориентиром, то можно смело идти на его свет. Подобно сказочной героине, не оглядываясь на бури, бушующие позади и по сторонам. Счастье станет магнитом, прокладывающим дорогу к себе, начинающуюся из глубин женского сокровенного естества.

Новая книга Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой – это камертон Счастья, дающий точное звучание. И одновременно помогающий убрать то, что мешает вдохновленному движению к Счастью. Заблуждения, ложные чувства, потерянный контакт с собственной Индивидуальностью – все эти препятствия на пути к Счастью можно лишить силы. В книге есть действенные инструменты «расчистки пути» к Счастью. Но не тому счастью, которое станет общим для всех, а настоящему Счастью, что переживается как контакт с Индивидуальностью и резонанс с Миром.

Книга рассказывает о многих слагаемых Счастья: Женской Доле, Доброй Судьбе, жизненной философии, отцовском и материнском корнях Древа Женского Счастья; помогает проводить реставрационные работы в смысловом поле женщины. Но главное – на страницах книги каждая читательница открывает возможность построить теплый диалог с собственной уникальной Индивидуальностью.

Книга посвящена практике использования игры в контексте сказкотерапии.

Авторы рассказывают о том, как создавать игры для работы с детьми и подростками; какие игры использовать в различных ситуациях консультирования и психокоррекции; какие игровые упражнения предложить ♦ особым» детям в процессе формирования социальных навыков; как обучать ребенка основам грамоты в песочнице.

Книга будет полезна и психологам, и родителям.

Ряд материалов, представленных в данной книге, ранее частично был опубликован в сборнике «Практикум по креативной терапии».

Несколько слов об игре

Ее Величество игра. Как она прекрасна, удивительна, непостижима...

К великому таинству игры пытаются приблизиться вот уже многие века литературоведы, фольклористы, философы, психологи, педагоги, юристы.

Благодаря их трудам и исследованиям Организация Объединенных Наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Ребенка, выходящего на «жизненную дорогу», обозначаемую словом «век».

По мнению русского народа, эта дорога состоит из трех этапов - детства, взрослости и старости. Издавна в русской культуре детство рассматривалось, как время роста, чистоты, безмятежности. Детство - это время подготовки к жизни и... игры. Доказательством этому служит множество русских пословиц и поговорок: «Старый спать, а молодой - играть», «Молод с игрушками, а стар с подушками», «Детям не порча игрушки», «Игрушки да смешки, шутки да потешки», не токмо главное, но и важное занятие для дитяти», - говаривали русские люди.

Интересно, оказывается, слово «играть», применительно к ребенку, означало «жить» и «дружить». В какой-то степени это сохранилось в языке и современных детей. Дети обычно говорят: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю», что по сути означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!»

Наблюдения многих медиков, психологов и педагогов показывают, что «подготовленный к игре» ребенок, в отличие от «неподготовленного», значительно активнее, здоровее психически, физически и интеллектуально, более жизнеспособен.

Этой книгой открывается серия практикумов по сказкотерапии Издание посвящено актуальным вопросам профилактики и терапии зависимостей на основе метода сказкотерапии.
Для широкого круга читателей.

РАЗДЕЛ I. СКАЗОЧНО О «НЕСКАЗОЧНОМ».................
Глава 1. Зависимость как форма нравственного кризиса..
Глава 2. Сказочно о «несказочном» ...............................
Глава 3. Как пользоваться книгой.................................
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА СКАЗКОТЕРАПИИ
ЗАВИСИМОСТЕЙ....................................................
Глава 1. Поддержка клиента........................................
Глава 2. Усугубление проблемы....................................
Глава 3. Переосмысление жизненного опыта..................
Глава 4. Актуализация и поддержание
личностного ресурса.......................................
Глава 5. Формирование конструктивного созидательного альтруизма.............................................................
Глава 6. Профилактика срыва.......................................
Глава 7. Формирование созидательной жизненной
программы...........................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................
Рекомендуемая литература...........................................
ПРИЛОЖЕНИЕ..........................................................
Билль о личных правах................................................
РАЗДЕЛ I. СКАЗОЧНО О «НЕСКАЗОЧНОМ»
Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести.
Абуль-Фарадж
ГЛАВА 1. ЗАВИСИМОСТЬ КАК ФОРМА НРАВСТВЕННОГО КРИЗИСА
Сказкотерапия зависимостей... Какое странное словосочетание... Казалось бы, терапия зависимостей слишком серьезна для того, чтобы в ней нашлось место сказкам и притчам. Однако это не совсем так. С помощью психотерапевтических и медитативных сказок можно снимать напряжение и осуществлять позитивное воздействие на уровне жизненных ценностей. Для этого не обязательно подбирать и сочинять сказки, в которых есть прямое указание на наличие зависимости. Возникновение зависимости, среди прочих причин, связано с определенным нравственным недоразвитием. И эта «глубинная проблема» является предметом сказкотерапии зависимостей.
В связи с этим использование сказкотерапии, с одной стороны, не имеет ограничений. Но, с другой стороны, может быть недостаточно эффективно при сформированной зависимости. Сказкотерапия - прекрасный метод профилактики. Однако в ситуации осознания и принятия пациентом своей проблемы сказкотерапия также может быть эффективным средством индивидуальной и групповой терапии.
В США с начала сороковых годов оформилась система, содействующая формированию среди алкоголиков и наркоманов мировоззрения трезвости. В дальнейшем она распространилась в Европе и России. Речь идет о психотерапевтической Программе «Двенадцать шагов».
Содержание Программы «Двенадцати шагов* Первый шаг: «Мы признаем свое бессилие перед алкоголем, признались в том, что потеряли контроль над своей жизнью».
Этот шаг - начало всех действий, способствующих прекращению алкоголизации. Осознание зависимости и бессилия перед ней мотивирует алкоголика обратиться за помощью.
Второй шаг: «Мы пришли к убеждению, что только Сила более могучая, чем наша собственная, может вернуть нам здоровье».
Этот шаг подразумевает определенное умаление собственного «Я» зависимого человека, и признание существования Бога или иной Высшей Силы. Как говорится в Программе: «Второй шаг позволяет алкоголику избавиться от чувства "центра мироздания" и связанных с ним гнетущих обязательств».
Третий шаг: «Мы приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы его понимаем».
Согласно Программе это «шаг начала действий, ибо он опирается на действия, ограничивающие собственную волю и чувство силы. В трудные минуты используется молитва Марка Аврелия:
Боже, дай мне разум и душевный покой Принять то, что я не в силах изменить, Мужество изменить то, что могу, И Мудрость отличить одно от другого».
Четвертый шаг: «Мы глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения».
На этом шаге зависимый человек учится смотреть на себя честно, без обмана, отмечая свои недостатки и достоинства. В этот период клиент осознает причины происшедшего. «Добросовестный и честный анализ с нравственной точки зрения дает верный диагноз ситуации, что, в свою очередь, позволяет предпринять меры, направленные на достижение желаемых изменений».
Пятый шаг: «Мы признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу своих заблуждений». Этот шаг понимается как исповедь, освобождающая человека от чувства одиночества и позволяющая надеяться на прощение со стороны ближнего. Предполагается, что таким образом зависимый человек может простить самого себя и приобрести
чувство покоя.
Шестой шаг: «Мы полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков».
Этот шаг предполагает формирование внутренней готовности к самосовершенствованию.
Седьмой шаг: «Мы смиренно просили Его исправить все наши недостатки».
Здесь особо подчеркивается необходимость смирения в противовес унижению, и анализируется его применение в жизненной практике. «Многолетний опыт подсказывает, что ни один алкоголик не способен сохранить трезвость, забывая про чувство смирения*.
Восьмой шаг: «Мы составили список тех, кому причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними». Девятый шаг: «Мы лично возместили причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому».
«Составление списка людей, кому было причинено зло, и возмещение им причиненного ущерба конкретными делами позволяет в конечном счете избавиться от чувства вины и согласиться с последствиями совершенной ранее несправедливости». Этот шаг позволяет человеку упорядочить свои взаимоотношения с людьми.
Десятый шаг: «Мы продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу их признавали».
Этот шаг учит человека самоанализу и объективной оценке событий. Важно «ежедневно отмечать свои как хорошие, так и слабые стороны характера, признавать ошибки, исправляя их "на ходу". Это предохраняет от возврата к старым представлениям и образу поведения, которые могут затормозить процесс выздоровления и спровоцировать возвращение к употреблению алкоголя».
Одиннадцатый шаг: «Стремясь путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы его понимаем, молясь лишь о знании Его воли, которую нам следует исполнить, и о даровании силы для этого».
Двенадцатый шаг: «После духовного пробуждения мы постараемся донести смысл наших идей до других зависимых людей и применять эти принципы во всех наших делах».
Для предупреждения рецидива необходимо делиться своим опытом с другими. Таким образом поддерживается чувство самоуважения и распространяется мировоззрение трезвости.

ТРЕНИНГ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ

Под редакцией Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой

РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2006


363 Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т. Д. Зинке-вич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с. ISBN 5-9268-0406-Х

В этом сборнике представлены многофункциональные сказкотерапевтичес-кие программы. Используя эти программы, можно развить эмоционально-волевую сферу ребенка, скорректировать возникшие у него эмоциональные проблемы, развить его личность, сформировать созидательную систему ценностей. В сборнике приведены сценарии занятий и методические рекомендации по их проведению.

Книга будет полезна и специалистам - детским психологам, педагогам, воспитателям и заботливым родителям.

Ряд материалов, представленных в данной книге, ранее частично был опубликован в сборнике «Тренинг по сказкотерапии».

ISBN 5-9268-0406-Х © Т. Зинкевич-Евстигнеева и др.

© Издательство «Речь», 2006 © И. Могутова, рисунки, 2006 © П. Борозенец, обложка, 2006


Предисловие.................................................................... 5

Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов. ВОЛШЕБНАЯ

СТРАНА ВНУТРИ НАС........................................................11

Программа эмоционально-волевого развития для детей и подростков......................................................................................11

Введение........................................................................11

Занятие первое и занятие самое последнее: диагностика

результативности.................................................................12

Занятие второе: знакомство со сказочной страной и ее королем 17 Занятие с третьего по девятое: знакомство со слугами-чувствами 20

Третье занятие: знакомство со слугой по имени радость...........22

Занятие четвертое: знакомство со слугой по имени грусть........26

Занятие пятое: знакомство со слугой по имени интерес............31

Занятие шестое: знакомство со слугой по имени злость............36

Занятие седьмое: знакомство со слугой по имени страх............38

Занятие восьмое и девятое: знакомство со слугами по имени обида,

вина и удовольствие.............................................................44

Занятие десятое: заговор обиды..............................................44

Занятие одиннадцатое: в поисках любви..................................47

Занятие двенадцатое: возвращение короля...............................47

Т. Зинкевич-Евстигнеева. СКАЗКИ ЗВЕЗДНОЙ СТРАНЫ

ЗОДИАКАЛИИ...........................................................50

Введение........................................................................50

СКАЗКА О СОЗВЕЗДИЯХ..........................................................58

Сказка о том, как в стране зодиакалии появился ее первый житель - ОВЕН........................................................................61

Сказка о том, как в зодиакалии появился второй житель -

ТЕЛЕЦ..................................................................................64

Сказка о том, как в зодиакалии появилось созвездие БЛИЗНЕЦОВ......................................................................................67

Сказка о том, как возникло созвездие РАКА.............................70


Сказка о том, как на небе появилось созвездие ЛЬВА................74

Сказка о шестом жителе зодиакалии - созвездие ДЕВЫ.........76

Сказка о том, как в зодиакалии появилось созвездие ВЕСОВ......79

Сказка о восьмом жителе зодиакалии - созвездии

СКОРПИОНА.......................................................................82

Сказка о созвездии СТРЕЛЬЦА...............................................86

Сказка о том, как появилось в зодиакалии созвездие КОЗЕРОГА 89

Сказка о созвездии ВОДОЛЕЯ.................................................93

Сказка о том, как в зодиакалии появился последний житель -

созвездие РЫБ.....................................................................96

Н. Соловьева. ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ» ......................................... 100

Введение................................................................................ 100

Оборудование и материалы...................................................... 106

Несколько слов из опыта работы по программе.......................... 107

СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЙ........................................................... 109

Занятие Ml .................................................................... 109

Занятие № 2 ........................................................................................................112

Занятие № 3 ........................................................................................................114

Занятие № 4 .......................................................................................................116

Занятие № 5 ........................................................................................................118



Занятие № 6 ........................................................................................................120

Занятие № 7 ........................................................................................................123

Занятие № 8 ........................................................................................................125

Занятие № 9 ........................................................................................................127

Занятие № 10 .....................................................................................................129

О. Смирнова. КАК РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О ВРЕМЕНАХ ГОДА132

Введение......................................................................132

Ознакомительный модуль....................................................... 134

Коррекционно-развивающий модуль........................................ 146

Интеграционный модуль......................................................... 154

Логопедические задания.......................................................... 158

Открытое логопедическое занятие «Волшебная избушка»........... 164

Литература............................................................................. 170


ПРЕДИСЛОВИЕ

Дорогие друзья! Если вы выбрали нашу книгу - наверное, вашей душе свойственны состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивления ежедневным чудесам. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, что...? Правда, мы привыкли к чудесам. И некоторые из нас хотят чего-то новенького, «остренького», неожиданного...

А ведь чудо - совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем может познать его прелесть. Открыть свое сердце навстречу добру учит нас сказка. И эта мысль стала лейтмотивом данного сборника программ, основанных на методе сказкотерапии.

Метод имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно: всего около десяти лет назад. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки. Поэтому наши программы не будут противоречить мировоззрению психоаналитика, или «гештальтиста», или «энэлписта», или поклонника аддерианской индивидуальной терапии. Вы можете смело брать их за основу психопрофилактических, коррекци-онно-развивающих и психотерапевтических курсов.

Наши программы ограничены 5-12 занятиями вполне осознанно. Материал, основанный на метафорах, должен «уложиться» в душе и начать мягко изменять мировоззрение и поведение. Мы заканчиваем курс, когда нашим воспитанникам еще хочется путешествовать по сказке, используем эффект «незавершенного действия». Подобный прием позволяет оставить восприятие наших больших и маленьких клиентов активным, стимулирует их способность к размышлению.


Тренинг по сказкотерапии

Знакомясь с нашими программами, вы увидите, что основная психологическая (или философская, быть может?) работа происходит на ценностном уровне. Это - отличительная особенность сказкотерапевтической методологии. Сказки являются посредниками между вашим внутренним миром и душами воспитанников.

Нам будет приятно, если вы творчески подойдете к нашим программам: дополните их новыми играми, поворотами сюжета, идеями. И конечно, большим подарком для нас будет, если вы расскажете нам об этом.

Чтобы вам было удобнее творить в рамках наших программ, мы приводим три таблицы и схему, которые помогут вам в создании собственных игр и сказок (см. стр. 7-10).

Подробнее о методе сказкотерапии можно прочитать в книге Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Практикум по сказкотерапии».


Предисловие

Таблица 1 Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия

Этап Назначение Содержание этапа
1. Ритуал «входа» в сказку 2. Повторение 3. Расширение 4. Закрепление 5. Интеграция 6. Резюмирование 7. Ритуал «выхода» из сказки Создать настрой на совместную работу Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились Расширить представления ребенка о чем-либо Приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности ребенка Связать новый опыт с реальной жизнью Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде Коллективное упражнение. Например, встав в круг и взявшись за руки, все смотрят на свечу, или передают друг другу мячик, или совершается иное «сплачивающее» действие Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз Ведущий рассказывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они попробовать, помочь какому-либо персонажу из сказки Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия и превращения Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт Повторение ритуала «входа» в сказку с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди

Тренинг по сказкотерапии

Из интервью журналу «Космополитен»

Зорко одно лишь сердце…

Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева, доктор психологии, директор Международного Института Комплексной Сказкотерапии, автор метода Комплексной Сказкотерапии .

Дорогие друзья, позвольте познакомиться с вами. Меня зовут Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Мое имя в профессиональной среде ассоциируется со сказками. И это для меня почетно и ценно. Более 20 лет назад я начала поиск инструментов для действенной психологической помощи и взрослому, и ребенку. И пришла к сказкам. Так родился метод Комплексной Сказкотерапии .

Об этом методе существуют разные представления. Кто-то считает себя сказкотерапевтом на том основании, что в детстве читал сказки. А кто-то предпочитает изучить этот метод серьезно и совершенствоваться в нем. Конечно, я, как автор, сторонница второго подхода. Чтобы сориентировать вас в методе, я немного расскажу о нем. «Из первых уст», так сказать…

1. Сказкотерапия - что это такое?

Определений у Комплексной Сказкотерапиинемало. Это и система развития эмоционального интеллекта, и способ перевода с языка подсознания на язык сознания, и метод расшифровки древних (архетипических) сюжетов, действующих в жизни современного человека… Человеку, пришедшему первый раз на консультацию я бы сказала так: «Сказкотерапия - это процесс пробуждения сердца. Помните, как Лис открыл Маленькому Принцу самый главный секрет жизни и счастья? «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Человеку с пробужденным сердцем жить гораздо веселее и понятнее. Да, иногда ему бывает грустно, оттого, что он замечает вокруг; но эта грусть помогает ему развивать собственный творческий потенциал и укрепляться на жизненном пути. Благодаря добрый сказке может состояться самая главная встреча в Вашей жизни - Встреча с самим собой».

2. Что конкретно делает сказкотерапевт, чтобы достичь результата.

Нередко человек приносит сказкотерапевту совсем не ту проблему, которая его, на самом деле беспокоит. Поэтому, первым делом, мы внесем в ситуацию ясность и определим в какой точке своего жизненного пути находится человек, какие задачи решает, какими инструментами пользуется. И главное - постараемся установить - какой он жизненный урок проходит. Далее сказкотерапевт расскажет человеку о смысле жизненного урока, приведет примеры из сказок и жизни, чтобы было понятно, как этот урок «работает». Затем сказкотерапевт расскажет историю, в которой содержится «шифр» жизненной ситуации человека, предупреждения об ошибочных действиях и рекомендации по разрешению возникших трудностей. Благодаря рассказанной сказке, человек посмотрит на свою жизненную ситуацию со стороны и получит конкретные рекомендации для изменений к лучшему. В результате у него будет ощущение, что в его голове стало больше ясности и понимания, что делать. Такой эффект достигается даже после одной консультации. Сила метафоры, доброй сказки велика. Если человек будет работать со сказкотерапевтом длительное время, он сам станет сочинять сказки, которые достойным образом постепенно изменят его жизнь.

3. Как работает метод: случай-иллюстрация.

Когда приходят родители и рассказывают о том, как им трудно справиться с характером ребенка, результат понятен. Они получают индивидуальный маршрут развития своего наследника. Гораздо интересней увидеть, как меняется представление человека о себе самом или конфликтной ситуации.

Как то раз на прием пришла женщина (назовем ее Катя) и рассказала, что длительное время она пребывает в угнетенном состоянии духа. Выяснилось, что более всего тяготит ее чувство вины. Сестра и мать постоянно обижаются на нее по самым пустым поводам. Сама женщина убеждена, что должна исполнять любые капризы своих родственниц на том простом основании, что ее жизнь сложилась лучше, чем у них. Сестра часто ей говорит: «Конечно, тебе-то хорошо, ты удачно вышла замуж, у тебя все есть, все счастье из нашей семьи тебе досталось, а мне - ничего». Мать также постоянно говорит нашей героине, что она своим семейным и социальным счастьем обязана несчастьям сестры. Со стороны ситуация кажется смешной, но нашу героиню она мучает уже не первый год. Из-за ее терзаний страдают муж и дети.

Я рассказала Кате о древнем (архетипическом) сюжете, который мы называем «Женское коварство». Чтобы понять его достаточно вспомнить «Сказку о царе Салтане», где героиня сталкивается с завистью родственниц. Я предупредила Катю о всех ловушках этого древнего сюжета и уроках, которые проходит героиня. А потом рассказала ей сказку о том, как появилась Вина. Я придумала ее прямо на консультации специально для Кати. Потом она помогла многим моим клиентам. Так часто бывает - что-то придумываешь для одного человека, а потом это помогает многим. Позвольте расскажу ее и вам.

«Давным-давно, в одном королевстве оказался на престоле малолетний король-сирота. Править ему помогал верный советник по имени Совесть. Государство процветало, несмотря на юный возраст правителя. Все шло своим чередом, юный король рос, у него появлялись другие советники. Он чтил и любил своего Первого Советника, но тому почему-то стало казаться, что он больше не нужен. И вот однажды, советник забыл о своем долге и покинул дворец, чтобы пойти куда глаза глядят. Сколько времени он шел, то нам неведомо. Ноги привели его в одну придорожную таверну. Он попросил себе еды и первый раз в жизни заказал к обеду вино. Эффект, который оно на него произвело, понравился советнику. Он спрашивал хозяина еще и еще вина. Это продолжалось много времени. Так много, что советник позабыл самого себя: кто он, откуда, чем занимается и как его имя. Поскольку он постоянно требовал вина, его так и стали звать - Вина. Ведь никто не знал в этой таверне, что у короля пропал Первый Советник по имени Совесть…

Надо сказать, король быстро хватился своего советника и разыскивал его по всей стране. Так был обнаружен заросший и опустившийся государственный деятель в придорожной таверне. Даже когда его уводили во дворец, он шел и кричал: «Вина мне, вина!». Увидев своего советника в таком состоянии, мог ли король довериться ему в делах государственной важности?!

Король был мудр. Он велел отмыть и привести в порядок своего придворного, чтобы он вспомнил, что имя ему не Вина, а Совесть.

Этот урок оба запомнили навсегда. Король понял, что все важные решения можно принимать только соотнеся их с внутренним голосом Совести. Вина же способна сбить с пути даже самую светлую голову в государстве. А мастерство жизни и управления государством заключается в том, чтобы четко различать голоса Совести и вины».

Что касается Кати, она поняла, что ее путь сейчас: противостоять зависти и не поддаваться чувству вины. Ведь на ней лежит важная жизненная задача - приобрести опыт женского счастья и оставить его в наследство своим дочерям.

4. Меня часто спрашивают: «Почему Вы в свое время выбрали именно этот метод? За что?». Отвечаю честно!

Я искала способ мягкой деликатной помощи человеку и не нашла его в практической психологии. Поэтому пришлось переучиваться у сказочников и создать собственный метод Комплексной Сказкотерапии . J Ведь во все времена люди передавали друг другу знания о жизни с помощью разных историй и поддерживали друг дружку, рассказывая сказки.

5. Как человеку понять, что это именно его метод? или метод для него?

Для личной психологической помощи наш метод подойдет человеку тонко чувствующему и творческому. Понимающему, что такое Добро, а что такое зло. Ощущающему, что он пришел в этот мир неслучайно.

Также Комплексная Сказкотерапия - универсальный метод для помощи родителям в воспитании достойных наследников, и деликатного разрешения всех внутрисемейных уроков.

6. Чем Комплексная Сказкотерапия отличается от других методов?

Прежде всего, деликатностью. Основная область работы сказкотерапевта - система ценностей человека. Воздействие глубинно и устойчиво. Жизненный путь понимается как Приключение, а внутренняя организация человека объясняется через метафору Государства. Внутри нас имеется целое богатое государство в котором важно навести порядок. Семья, род - также государство. Поэтому так разрушительны внутри семейные конфликты. Ведь они ни что иное как гражданские войны.

И еще одна отличительная особенность метода - сказкотерапевт описывает жизнь человека в специальных сказках, дает рекомендации, предваряя это историей, - а это большой подарок для пробуждающегося сердца.

7. Анекдотическое о методе.

Для меня самым анекдотическим является само выражение: «как в сказке». Обычно оно произносится с мечтательной интонацией и подтекстом «Жаль, что такого в жизни не бывает!». Меня удивляет, что люди воспринимают сказку как «нечто нереалистическое со счастливым концом». Перечитайте сказки внимательно! Там герои проходят нешуточные испытания. О них интересно читать, слушать, смотреть. Но попробуйте оказаться на месте героев!

Для меня «как в сказке» - это то, что требует большого труда и мужества. Будь это путь любви, или приобретение нового социального качества.

8. Информация к сведению.

Санкт-Петербургский институт сказкотерапии открыт в 1998 году. Самому методу более 20 лет, он российского происхождения, сейчас распространяется в разных странах, в основном, среди русскоязычного населения.

Региональные центры есть в Вологде, Череповце, Казани, Краснодаре, Волгограде, Нарьян-Маре, Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Иркутске, Владивостоке, на Кипре.

В настоящий момент у Санкт-Петербургского Института сказкотерапии естьдва правопреемника: Российский Институт Комплексной Сказкотерапии и Международный Институт Комплексной Сказкотерапии.

Оба института проводят учебные программы, индивидуальные консультации, групповые тренинги для всех (детей, подростков, взрослых, семей), фестивали, социальные акции.

Те, кто хотят специализироваться в этом методе должны пройти Базовый курс подготовки сказкотерапевтов.

Информация об учебных программах

В портфеле учебных программ есть шесть пролонгированные и ряд краткосрочных. К пролонгированным учебным программам относятся:

  1. «Базовый Курс подготовки сказкотерапевтов по методу Комплексной Сказкотерапии », вАйаНапе (Кипр) объем курса составляет 120 часов, 4 сессии; в регионах, где Базовый Курс ведут Мастера-преподаватели, объем основного учебного курса составляет 120 часов и 20-40 часов мастерских, личных консультаций и супервизий. По окончанию курса слушатель защищает авторскую работу, а Мастер-преподаватель составляет его характеристику и Представление на получение свидетельства. В конце аттестационного цикла, при условии соблюдения всех требований, выпускник получает Свидетельство сказкотерапевта. После прохождения Базового курса, специалист может называть себя «сказкотерапевтом»-практиком.
  2. «Мастерская консультирования методом Комплексной Сказкотерапии », объем курса 160 часов, 4 сессии, продолжительность обучения 2 года. По окончанию обучения выпускник защищает авторскую работу, и после завершения аттестационного цикла, получает Свидетельство сказкотерапевта-консультанта. На эту программу приглашаются те, кто твердо решил заниматься частной практикой, консультированием взрослых, семейным консультированием. Предварительное прохождение Базового Курса желательно, но не является обязательным условием участия в программе. После прохождения Мастерской, специалист может именовать себя «сказкотерапевтом-консультантом».
  3. «Основы воспитания здорового характера»: программа подготовки семейных сказкотерапевтов, специалистов-сказкотерапевтов, сопровождающих развитие ребенка и семью. Объем курса 300 ак.часов, 6 сессий, продолжительность обучения 3 года. Программа открыта для сказкотерапевтов и родителей. По окончании программы слушатель защищает авторскую работу, и после завершения аттестационного цикла получает Свидетельство семейного сказкотерапевта.
  4. Программа подготовки специалистов по работе с Родом. Объем курса 300 ак.часов, 6 сессий, продолжительность обучения 3 года. Программа открыта для сказкотерапевтов. По окончании программы слушатель защищает авторскую работу, и после завершения аттестационного цикла получает Свидетельство сказкотерапевта-экогенолога.
  5. Программа подготовки специалистов по работе с психологической песочницей в системе Комплексной Сказкотерапии «Чудеса на песке». Полная программа состоит из 4 циклов. В каждом цикле 3 сессии. В каждой сессии 3 учебных дня. 1 цикл посвящен работе с песочницей, как коррекционно-развивающей средой для детей. 2, 3 и 4 циклы посвящены терапевтической работе с помощью психологической песочницы. По окончании 1-го цикла выдается Свидетельство специалиста по работе с психологической песочницей в области развития детей. По окончании 4-ех циклов выдается Свидетельство специалиста по работе с психологической песочницей широкого профиля.
  6. Программа подготовки инструкторов по работе с женщинами. Полный цикл подготовки 120 часов, 4 сессии. Программа открыта для психологов и специалистов индустрии красоты. Участники программы приобретают навыки экспресс-помощи женщинам в различных жизненных и личных ситуациях. По окончании программы выпускники получают Свидетельство инструктора по работе с женщинами. В данной программе предусмотрено пролонгированное постдипломное сопровождение.

Также в портфеле учебных программ есть немало тематических учебных, учебно-терапевтических курсов. Объем тематических курсов: от 10 до 30 академических часов.

9. Мои пожелания вам, дорогие друзья

Желаю и призываю больше сочинять сказок со счастливым концом - они способны реально изменить жизнь в лучшую сторону. Добрая сказка - это новая жизненная программа. Будьте смелее, меняйте свою жизнь в воображении, записывайте это в виде сказки, - и придут новые возможности. Такой труд и есть самое настоящее Волшебство.

Из интервью проекту EstiaPeople

Несколько общих слов

Человек развивается по разным траекториям. Первая траектория, Божественная, в основе которой лежит постижение и реализация его предназначения. Вторая - Житейская линия с представлениями обывателя о жизненном успехе и результативности. Многие вычеркивают из своего развития первую линию и следуют только второй, имея все, чему радуются обыватели, кроме глубинной внутренней удовлетворенности. Моя задача объяснить человеку механизм его внутреннего поиска и помочь ему гибко и тонко вплести в свою жизнь первую линию развития. Только она возвратит ему его индивидуальность и свободу. За немалые годы своей практики я убедилась в том, что такой подход дает человеку смысл и достойно перестраивает его жизнь. Каждый способен добиться всего, к чему он предназначен, и первый шаг - это смелость.

Почему люди думают, что они несчастны?

Очень верно подмечено то, что люди именно думают, что они несчастны, хотя на самом деле каждый имеет собственный Сад Возможностей - источник счастья. Свой Сад Возможностей многие люди намерено превращают в склад камней преткновения. Бог послал человека в мир для возделывания Сада, в котором можно посадить огромное количество семян. Но человек не знает, что с этим делать. Часто причина в том, что ему просто не рассказали, как ухаживать за своим Садом Возможностей. Камни обид, разочарований, иллюзий, ложных ожиданий, которые накапливаются людьми в течении жизни, занимают все пространство Сада. Но в один момент человек понимает, что жить так нельзя. Камни ему мешают, и тогда он просыпается и начинает искать путь очищения своего Сада Возможностей.

Скорее всего, это очень нелегко?

Да, но обслуживание камней стоит много дороже возделывания Сада Возможностей. Энергетически мы очень дорого платим за все те преткновения, которыми полон наш Сад.

С чего начинается очищение Сада?

С понимания того, что он ЕСТЬ. Препятствие страха, ложные препятствия, личностные препятствия, темные препятствия - все они мешают нам начать путь очищения. В этом деле необходимо главное - смелость.

Но разве страх не способен помочь?

Светлый страх не реализовать собственное предназначение, действительно, может помочь. Страхи имеют различные источники происхождения и действуют по-разному. Есть страхи темные, серые, светлые. С ними не все так однозначно, и зачастую они действительно могут являться двигателями. Страх живет на границе нашего внутреннего государства, изначально являясь здоровой осторожностью, которая помогает человеку предвидеть опасность. Важно не терять меру, не превращать страх в панику, следить за границей своего государства.

Насколько при этом важна связь с Божественным?

Связь эта является ключевой. Тонкий мир он очень разный, очень многослойный. Есть мир светлый, а есть и темный. Безусловно, такая связь является первоочередной для человека. Еще с детства людей готовят к осознанию этой идеи. Через рассказы о сказочных героях и их приключениях.

В конечном итоге все люди стремятся к счастью, а существует ли оно?

Безусловно, причем, у каждого свое. В этом и прелесть - за счастье не надо конкурировать - оно ИНДИВИДУАЛЬНО. В каждого из нас божественном образом проинсталлировано неповторимое индивидуальное ощущение счастья. Именно этот иррациональный эталон ведет нас по жизни. Являясь ориентиром, счастье безошибочно выводит нас к цели. Если потерять этот ориентир, или поменять на чужой, то уйдет и смысл жизни.

Но сегодня многие сводят понятие счастья к материальным благам. Как нужно правильно относиться к деньгам?

Сегодня, увы, многие хотят владеть деньгами в огромном количестве, не понимая, что тем самым они становятся рабами бумажных купюр. А ведь на самом деле деньги - очень миролюбивые существа, они вовсе не рабовладельцы. Я, как сказкотерапевт, воспринимаю деньги в виде некоего этноса, пришедшего в наш человеческий мир по зову людей. Людям была нужна помощь в реализации принципа справедливого обмена материальными ценностями и деньги пришли на помощь.За одно это деньги достойны любви и благодарности. Обязательно стоит любить деньги! А любовь начинается с изучения. Многие даже не знают, как выглядят деньги, что на них изображено, как их зовут, откуда они родом. И при этом все хотят их иметь… Это странно! Деньги приходят к трудолюбивым и скромным, они очень не любят лентяев и выскочек. Деньгами нужно уметь управлять и благодарить их за сделанную работу.

А что необходимо в любви к людям?

Самое главное в любви - ее адресность. Мы не можем одинаково любить кошку или сына, маму или работу. Каждому человеку надо дарить особый урок Любви, предназначенный исключительно ему. Когда человек говорит, что он не умеет любить, он лжет. Не бывает такого! Любовь хоть к одному живому существу его сердце вырабатывать способно.

Зачастую люди живут образами и идеалами, влюбляясь не в ту или не в того, кого себе представляли. Как сделать выбор и не запутаться в себе?

Путает человека заблуждающийся разум, но не сердце. В выборе наших спутников нам мешают общечеловеческие, родовые, личностные стереотипы. Из-за этого в отношениях участвуют не только Он и Она, но и его и ее стереотипы и ожидания друг от друга. Это уже не интимная связь двоих, а «могучая кучка»: в «паре» людей живет минимум шестеро: я, он (она), мое представление о нем (о ней), ее (его) представление обо мне, мое представление о том, каким (какой) я должна быть для него (нее), ее (его) представление о том, какой (каким) он должен быть для меня. Отношение мужчины и женщины - вещь глубоко интимная очень сакральная, там не место толпе, пусть и виртуальной, но сильно влияющей на отношения. Чтобы сделать выбор и не запутаться, нужно научиться слушать свое сердце. Его голос обычно очень деликатный. Тем не менее, есть технология, как научиться его слушать, она выделена путем анализа многочисленных сказок.

Но муки любви бывают так сладки…

Да, вы правы. Для некоторых - это призрачное, ложное счастье! Больной разум часто тешит себя, мучая своего носителя. К любви это не имеет никакого отношения!

Для вдохновения…

Говоря о вдохновении, хочется упомянуть архетип Сезонности, именно в нем заложен принцип смены времен года. Вдохновение - примета весны. Это особая энергия, которая двигает прогресс. А прогресс требует труда. Труд - это уже не весна, а лето. Использовать влюбленность только для вдохновения - это неэкономично. Влюбленность - это энергия многоотраслевого применения, зачем пускать ее только по одному каналу? Эксплуатация влюбленности для вдохновения может привести к выгоранию, пресыщенности. Я это называю «зависанием в весне». Чтобы этого не произошло, нужно помнить, что влюбленность дается как благословение для Труда Отношений.

Расскажите подробнее о своих тренингах?

Мои мастерские помогают людям восстановить или укрепить контакт с самим собой, осознать что корень жизненных трудностей в заблуждениях ума, нейтрализовать вредоносные заблуждения полезными убеждениями. Людям важно снять бесполезные заношенные маски, увидеть свой уникальный жизненный путь и место в мире, воспитать достойных детей, добиться успеха, быть счастливыми. Семейные и индивидуальные тренинги для мужчин, женщин и детей помогают разобраться в себе, выстроить отношения с близкими. Все тренинги направлены на исцеление сознания и самоощущения.

Из интервью Феликсу Польскому

И по сей день встречаются люди, которые ошибочно считают, что сказки рассказывать просто. А еще проще сказки слушать. Если бы это, действительно, было так, то отпала бы всякая необходимость в изучении жанра сказки, как самостоятельной научной отрасли. С просьбой детально прояснить ситуации в «сказочном» деле наша газета обратилась к доктору психологии, директору Международного Института Комплексной Сказкотерапии Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевой.

Татьяна Дмитриевна, почему сказка, являясь поистине вечным жанром, так упорно сопротивляется попыткам ученых подогнать ее под строгий научный ранжир?

На мой взгляд, это происходит потому, что сказка - это уникальный "формат" хранения и передачи жизненно важной информации. Прежде всего, о законах Мироздания, о правилах взаимоотношений человека с миром, с самим собой и с другими людьми. И, конечно же, об укреплении связи с Божественным. Вся необходимая для жизни человека информация передана нам посредством сказок. И продолжает передаваться именно таким образом. Сказки - именно формат упаковки знаний для длительного хранения и передачи. Получив информацию, ребенок или взрослый может не сразу начать ей пользоваться. Такая информация будет ждать своего часа. И непременно дождется.

При этом хочу отметить, что информация в сказках шифруется так, что каждый уровень сознания выделит свой блок информации. Кстати сказать, сказкотерапевт, с одной стороны, расшифровывает информацию, доставая ее из сказок таким образом, чтобы она стала пригодной для оперативного использования конкретным человеком или возрастной группой. А, с другой стороны, он помогает зашифровать (упаковать) личную информацию этого конкретного человека в форму сказки. С тем, чтобы другие поколения смогли воспользоваться этим сохраненным опытом. Добавлю, что сказка может научить и методам выживания, если грамотно сконструировать эти методы применительно к пожилым людям. Для этого существуют специальные "рабочие фабулы" сказок.

Почему, на Ваш взгляд, многие киностудия мира, в том числе и самые известные, так грубо обращаются с авторским материалом, что даже от сказок Андерсена порой остаются одни названия?

Отвечу прямо: так случается потому, что это выгодно неким силам, стремящимся управлять массовым сознанием. Смотрите: в сказках всегда действуют две силы - это добро и зло. Сначала, нам кажется, что побеждает зло, и нашим героям нет от него спасения. Но, вот, на помощь приходят зримые друзья, не считая способов, с помощью которых герои сами могут измениться в лучшую сторону. И в итоге зло бывает побеждено. Но зло, как известно многолико и никогда не оставит своих попыток внести коррективы и "информационные вирусы" во все то, что было создано Добром. Этот процесс можно заметить и в современных мультфильмах. Давайте возьмем для примера мультфильм «Русалочка» постдиснеевского разлива. У Г.Х. Андерсена эта сказка имеет ярко выраженный духовный аспект. Чего хотела добиться Русалочка в своей жизни? Оказывается, она активно интересовалась вопросами существования души, и выяснила, что сможет и сама обрести бессмертную душу, если ее полюбит человек. То есть тот, кто уже имеет бессмертную душу. Русалочка была готова пожертвовать своими тремястами годами жизни, чтобы не превращаться на четвертой сотне в морскую пену, а обрести бессмертную душу. Она пошла на большие жертвы, отринула свою прежнюю жизнь. Она лишилась голоса, и каждый шаг ее по земле был мучителен. Но, казалось бы, все жертвы напрасны. Сердце Принца не откликнулось на призыв Русалочки. Принц полюбил другую. И что же Русалочка? Русалочка отказывается убить Принца и окропить свои ноги его кровью, чтобы вновь стать русалкой. И это едва ли не ее основная жертва. Она принимает решение стать морской пеной, но не лишать жизни своего возлюбленного. Такое решение под силу принять только существу любящему. А значит, и достойному обрести бессмертную душу. И вот Русалочка вместо того, чтобы превратиться в морскую пену, становится одной из дочерей воздуха. Через триста лет она сможет обрести бессмертную душу, если послужит добру, будучи невидимой для людей. У Андерсена в его сказке нет даже намека на то, что Русалочка - это женщина с трагической историей неразделенной любви. Хотя есть немало психологов, которые трактуют эту историю именно так. Забывая при этом, что Русалочка - не женщина. Она русалка. Парацельс называл таких существ "элементалами" - это духи стихий, так как все на Земле живое. В том числе и вода. И, вот, история любви привела элементала, на путь обретения бессмертия. То есть, по логике Андерсена, эта сказка имеет счастливый конец. Людям показывается ценность души. Сморите люди, говорит Андерсен, как борется русалка за честь иметь бессмертную душу, а вы, уже имея бессмертную душу, почему-то не бережете ее. Но рядовой обыватель не станет покупать сериал с духовным подтекстом. Поэтому создатели постдиснеевской "Русалочки" убирают духовный мотив из сюжета, и превращают маленькую русалочку в симпатичного сквозного персонажа, который познает мир. Конечно, в этом тоже есть польза. К счастью, из сказки невозможно удалить всю пользу. Польза для ребенка в том, что он путешествует вместе с героиней, участвует в ее приключениях и приобретает тем самым символический жизненный опыт. Смотрит, как героиня выстраивает свои отношения с другими персонажами, какие решения принимает в трудных ситуациях и как борется со своими страхами. Все это имеет развивающий и коррекционный смысл. Но духовного развития ребенок при этом не получает. А бездуховным силам только этого и надо. Они говорят: пусть маленький человек учится адаптации в мире людей, а вопросы духовные оставит "на потом", а еще лучше оставит их вовсе. Между тем, с ребенком крайне важно говорить на духовные темы. Рассказывать о том, что есть Добро и зло, и это не метафорические силы, а реально действующие в мире внешнем и внутреннем.

Но, если и дальше все духовное будет убираться из сказок, то однажды мы увидим, как Курочка-Ряба снесет не яйцо, а осколочную гранату. Дед ударит по такой гранате, и полетят по закоулочкам клочки от Избушки на курьих ножках, которую Баба-Яга, якобы, сдавала деду с бабкой в аренду.

Да, такая опасность, действительно, существует. И это, вовсе, не смешно. Это заведомое глумление над сказочным материалом. Процесс "наведение порчи" на сказки, отчего они становятся "порченными". И таких сказок немало. Поэтому я всегда прошу родителей внимательно отбирать для детей и сказки, и мультфильмы. А сам механизм глумления над сказками таков: любимые персонажи, носители древних смыслов, наделяются чертами далеко не лучших представителей современной жизни. Тем самым для массового зрителя они перестают быть носителями чистой информации. Этим одним напрочь перекрывается доступ к сакральной информации. Зрители хохочут над поворотами воображения авторов мультфильмов. И автоматически попадают под действия машины, управляющей коллективным сознанием. Кому-то выгодно делать из людей слепых потребителей. Поэтому так важно, чтобы люди, достигшие возраста старейшин, передавали своим внукам собственный отфильтрованный жизненный опыт, "упаковывая" его в добрую сказку. Учили своих внуков тому, что есть еще одна особая жизнь у человека - жизнь его сердца, жизнь его доброго разума, жизнь его души...

Уважаемый профессор, в Ваших многочисленных трудах часто звучит термин «банк жизненных ситуаций». Понятно, что это не финансовая структура, призванная помочь людям управлять своими материальными ценностями. Но тогда что же это такое, и чем такой банк может людям помочь?

Да, "Банк Жизненных Ситуаций" - не финансовая структура. Это структура духовно-эмоциональная. Читая, рассказывая детям сказки, мы как будто открываем им счет в Банке Доброго Сердца. Некоторые бабушки и дедушки открывают своим внучкам счета в финансовых банках и постепенно кладут туда деньги. Чтобы, став совершеннолетними, их внуки смогли получить накопления и сделать важную инвестицию в свою жизнь. В то же образование. Не менее важно открыть своим внукам счет в Банке Доброго Сердца. Первая сказка, рассказанная бабушкой или дедушкой, есть символический акт открытия такого счета. Но чтобы "сумма вклада" росла, нужно не просто читать сказки, нужно еще умело обсуждать с ребенком древние истории. Это особое искусство, доступное умудренному человеку. Такой вклад поможет в социальной адаптации.

Мы длительное время работали с несовершеннолетними правонарушителями. Многие из этих детей были лишены родительского и бабушкиного тепла. Немало ребят услышали свою первую сказку, оказавшись в специальном учебно-воспитательном учреждении. И все эти дети имели "комплекс социального бессилия". Они говорили: "А что я могу вообще? Я вообще ничего не могу изменить. Вот если бы родиться заново!" В их картине мира надежде, добру, целеустремленности отводилось весьма незначительное место. Они не верили, что многое в их жизни зависит от их решений, знаний, умений. Мы начали работу с того, что стали просто начитывать им сказки и обсуждать их. За три года многие ребята внутренне укрепились. Структуры "комплекса социального бессилия" оказались не такими прочными. У ребят поселилась в сердце надежда, им захотелось учиться, работать, жить. А почему? Да потому только, что внутри каждого ребенка появился свой собственный "банк жизненных ситуаций". И такой банк - один из элементов того, что мудрые люди именуют "внутренней опорой". В Банке Доброго Сердца хранятся подлинные ценности, не подверженные экономическим и нравственным кризисам.

Татьяна Дмитриевна, знакомясь с Вашими книжками, удивляешься тому, как прост Ваш метод. Но все мы и знаем, что именно простое чаще всего и оказывается гениальным. В чем гениальность Вашего метода?

Действительно, все гениальное просто. Но я не являюсь изобретателем телеграфа или самолета. Комплексная Сказкотерапия это далеко не новый метод. Обучение через истории, лечение разума и души посредством сказок, практиковалось в человеческой цивилизации всегда. У людей есть готовность к тому, чтобы их вразумляли и наставляли по-доброму. Но главное - именно в сказках шифруются основные жизненные ценности. А в каждой жизненной ценности спрятана огромная сила. Я и мои коллеги просто возвращаем человека к силе общечеловеческих ценностей. А ребенка учим распознавать ценности и постепенно ими пользоваться. Особенно в борьбе со злом. Ведь маленькому человеку приходится выдерживать немалые атаки зла на свой разум и настроение. С помощью сказочных инструментов, он учится с ними справляться и одерживать победу. Через эту битву становясь сильнее и взрослее.

Но есть еще один интересный аспект в нашем методе. Мы стараемся научить людей писать добрые сказки. Для этого мы изучаем общие конструкции сказочных сюжетов. В этих конструкциях (мы их называем архетипами и архетипическими сюжетами) зашифрованы общие законы процветания. Когда человек овладевает этой "сказочной азбукой", он уже может самостоятельно создавать достойные сказки. И это уже не просто красивые истории - это новые жизненные программы, которые деликатно перестраивают привычный ход мыслей. Благодаря собственной сказке человек вырывается из плена собственных жизненных стереотипов, и его жизнь меняется.

Многие мои клиенты и ученики рассказывают, как их сказки "сбываются в жизни". Это не волшебство. Это феномен самостоятельного конструирования жизненных программ. Мы немало работаем с пожилыми людьми. Мой коллега Игорь Приходкин в Челябинске несколько лет посвятил работе с пенсионерами. Он научил их писать такие сказки, благодаря которым они становились здоровее, причем, без лекарств и докторов. В каждом из нас есть немалые способности к управлению своим здоровьем, своим социальным положением, своим характером. И эти способности не просто развиваются, но и оттачиваются в процессе сказкотворчества. И еще один момент. Для зрелого человека крайне важно осмыслить прожитые им годы. Увидеть собственный путь цельным, пусть иногда и весьма запутанным. Увидеть действие Промысла в поворотах своей судьбы. Для этого мы помогаем людям создавать автобиографические сказки. Такие истории меняют отношение человека к собственной жизни. Если хотите, делают его мудрецом.

Спасибо.
Беседовал Феликс Польский