Василий 3 был сыном князя. Трагедия и тайна царицы соломонии

Годы правления:1505 — 1533

Из биографии

  • Сын Ивана 3 и Софьи Палеолог – племянницы последнего византийского императора, отец будущего царя Ивана Грозного (г.р. 1530)
  • Его называют « последним собирателем земли русской», так как в его правление были присоединены последние полусамостоятельные русские княжества.
  • В договоре 1514г. С императором Священной Римской империи Максимилианом 1-первым был назван царём.
  • Идея « Москва- третий Рим» – это политическая идеология, которая обозначала всемирное значение Москвы как политического и религиозного центра. По теории, Римская и Византийская империи пали, так как уклонились от истинной веры, а Московское государство является « третьим Римом», а четвёртому Риму не бывать, так как Московская Русь стояла, стоит и будет стоять. Теорию сформулировал псковский монах Филофей в своих посланиях Василию 3.
  • К сведению : в 395 Римская империя распалась на Западную и Восточную. Западная Римская империя пала в 476 г, распавшись на ряд самостоятельных государств: Италию. Францию, Германию, Испанию. Восточная империя — Византия- пала в 1453 году, на её месте образовалась Османская империя.
  • Иосифляне это представители церковно- политического течения, которое сформировалось в годы правления Василия 3.Это последователи Иосифа Волоцкого. Выступали за сильную церковную власть, за влияние церкви в государстве, за монастырское и церковное землевладение. Иосифлянином был Филофей. Василий 3 поддерживал их в борьбе с оппозицией.
  • Нестяжатели – стремились восстановить пошатнувшийся авторитет церкви, что было вызвано стремлением духовенства к овладению всё большей землёй. Во главе –Нил Сорский. Они за секуляризацию церковных земель, то есть возврат её великому князю.

Борьба нестяжателей и иосифлян, начавшаяся ещё при Иване 3, свидетельствовала о сложных отношениях князей с церковью, постоянном соперничестве за главенство во власти. Василий 3 и опирался на церковную оппозицию, и в то же понимал, что отношения с церковью начали осложняться.

Исторический портрет Василия III

Направления деятельности

1.Внутренняя политика

Направления деятельности Результаты
1.Завершение складывания централизованного государства. 1510- присоединение Пскова. Вечевой строй упразднён. Во главе — московские наместники.1513- присоединение Волоцка.1514- присоединение Смоленска. В честь этого в городе построен Новодевичий монастырь – копия Московского Кремля.1518- присоединение Калуги.1521- присоединение Рязани и Углича.1523- присоединение Новгород-Северского княжества.Объединение на основе новой идеологии «Москва- третий Рим». Автор – Филофей.
  1. Поддержка церкви и опора на неё во внутренней политике.
Поддержка нестяжателей, а потом иосифлян в борьбе с феодальной оппозицией.
  1. Дальнейшее усиление власти великого князя.
Князь обладал высшим судом, являлся верховным главнокомандующим, от его имени издавались все законы. Ограничение привилегий бояр, опора на дворянство, увеличение земельного владения дворян.
  1. Совершенствование системы государственного управления.
Появился новый орган власти – Боярская Дума, с которой князь советовался. В Думу царь сам назначал бояр с учётом местничества.Важную роль стали играть дьяки. Они вели делопроизводство.На местах управляли наместники и волостели.Появилась должность городового приказчика.

2. Внешняя политика

Направления деятельности Результаты
1.Оборона границ России на юго-востоке от набегов крымского и казанского ханов. 1521- набег крымского хана на Москву.Постоянные набеги Менгли-Гирея- в 1507, 1516-1518, 1521. Василий 3 с трудом договорился о мире.В 1521- начал строить города-крепости на границах с этими ханствами в «диком поле».
  1. Борьба за присоединение земель на западе.
1507-1508, 1512-1522- русско-литовские войны, в итоге: присоединён Смоленск, западные земли, завоёванные Иваном 3, его отцом. Но поражение под Оршей в 1514г.
3.Налаживание мирных торговых отношений со странами. При Василии 3 сложились хорошие торговые отношения России с Францией и Индией, Италией, Австрией.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • При Василии 3 завершился процесс образования централизованного государства.
  • Была создана единая государственная идеология, способствующая объединению страны.
  • Церковь продолжала играть важную роль в государстве.
  • Значительно усилилась великокняжеская власть.
  • Произошло дальнейшее совершенствование системы государственного управления, появился новый орган власти – Боярская дума.
  • Князь вёл удачную политику на западе, были присоединены многие западные земли.
  • Василий 3 всеми силами сдерживал набеги крымского и казанского ханов, сумел договориться с ними о мире.
  • При Василии 3 значительно укрепился международный авторитет России. Со многими странами велись торговые отношения.

Хронология жизни и деятельности Василия III

1505-1533 Правление Василия 3.
1510 + Псков
1513 + Волоцк.
1514 + Смоленск. Строительство Новодевичьего монастыря.
1518 + Калуга
1521 + Рязань. Углич
1507, 1516-1518, 1521 Набеги крымского и татарского ханов.
1521 Набег крымского хана Менгли – Гирея на Москву.
1507-1508,1512-1522 Войны с Литвой.
1514 Поражение под Оршей в войне с Литвой.
1523 + Новгород -Северский.
1533 Смерть Василия 3, наследником стал трёхлетний сын Иван- будущий Иван Грозный..

В 1490 г. умер старший сын Ивана III от первого брака, носивший тоже имя Иван. Возник вопрос, кому быть наследником: второму сыну государя – Василию или внуку Дмитрию, сыну умершего князя? Знатным, сановникам очень не хотелось, чтобы престол достался Василию , сыну Софии Палеолог . Покойный Иван Иванович титуловался великим князем, был как бы равным отцу, и потому сын его даже по старым родовым счетам имел право на старшинство. Зато Василий, со стороны матери, происходил от знаменитого царского корня. Придворные разделились: одни стояли за Дмитрия, другие – за Василия. Против Софии и ее сына действовали князь Иван Юрьевич Патрикеев и зять его Семен Иванович Ряполовский. Это были лица очень близкие к государю, и все важнейшие дела шли чрез их руки. Они и вдова умершего великого князя – Елена (мать Дмитрия) пустили в ход все меры, чтобы склонить государя на сторону внука и охладить к Софии. Сторонниками Дмитрия пущены были слухи, что Ивана Ивановича извела София. Государь видимо стал склоняться на сторону внука. Тогда сторонники Софии и Василия, по большей части люди незнатные – боярские дети и дьяки, составили заговор в пользу Василия. Заговор этот был открыт в декабре 1497 г. В то же время до Ивана III дошло, что какие-то лихие бабы с зельем приходили к Софии. Он пришел в ярость, жены и видеть не хотел, а сына Василия велел держать под стражей. Главных заговорщиков казнили мучительной смертью – сперва отрубили руки и ноги, а потом головы. Баб, приходивших к Софье, утопили в реке; многих побросали в тюрьмы.

Желание бояр исполнилось: 4 января 1498 г. Иван Васильевич короновал своего внука Дмитрия с небывалым торжеством, как будто в досаду Софии. В Успенском соборе среди церкви было устроено возвышенное место. Здесь поставлено было три стула: великому князю, внуку его и митрополиту. На налое лежала Мономахова шапка и бармы. Митрополит с пятью епископами и многими архимандритами отслужил молебен. Иван III и митрополит заняли свои места на возвышении. Князь Дмитрий стоял пред ними.

«Отче митрополит, – громко сказал Иван Васильевич, – издревле предки наши давали великое княжение первым своим сыновьям, так и я первого своего сына Ивана при себе благословил великим княжением. Волею Божиею он умер. Благословляю ныне старшего сына его, внука моего Дмитрия, при себе и после себя великим княжеством владимирским, московским, новгородским. И ты, отче, дай ему свое благословение».

После этих слов митрополит пригласил Дмитрия стать на предназначенное ему место, положил ему на преклоненную голову свою руку и громко молился, да сподобит Всевышний его Своею милостию, да живет в сердце его добродетель, вера чистая и правосудие и т. д. Два архимандрита подали митрополиту сначала бармы, потом Мономахову шапку, тот передавал Ивану III, а он уже возлагал их на внука. Вслед за этим последовала ектения, молитва Богородице и многолетие; после чего духовенство поздравляло обоих великих князей. «Божиею милостию радуйся и здравствуй, – провозгласил митрополит, – радуйся, православный царь Иван, великий князь всея Руси, самодержец, и с внуком своим великим князем Дмитрием Ивановичем, всея Руси, на многая лета!»

Затем митрополит приветствовал Дмитрия и произнес ему краткое поучение, чтобы он в сердце имел страх Божий, любил правду, милость и суд праведный и так далее. Подобное же наставление повторил внуку и князь. Этим обряд коронации и кончился.

После обедни Дмитрий из церкви вышел в бармах и венце. В дверях его осыпали золотыми и серебряными деньгами. Это осыпание повторялось у входа в Архангельский и Благовещенский собор, куда ходил нововенчанный великий князь помолиться. В этот день был устроен у Ивана III богатый пир. Но недолго радовались бояре своему торжеству. И году не прошло, как страшная опала постигла главных противников Софии и Василия – князей Патрикеевых и Ряполовских. Семену Ряполовскому отрубили голову на Москве-реке. По просьбе духовенства Патрикеевым была оказана пощада. Отца постригли в монахи в Троицко-Сергиевском монастыре, старшего сына в Кирилло-Белозерском, а младшего стали держать под стражей в Москве. Ясных указаний, за что государева опала постигла этих сильных бояр, нет. При одном случае только Иван III выразился о Ряполовском, что он с Патрикеевым «высокоумничал ». Бояре эти, видно, позволяли себе своими советами и соображениями надоедать великому князю. Несомненно также, что открылись какие-нибудь их козни против Софии и Василия. В то же время опала постигла Елену и Дмитрия; вероятно, участие ее в жидовской ереси тоже повредило ей. София и Василий опять заняли прежде свое положение. С этой поры начал государь, по словам летописцев, «не радеть о внуке», а сына Василия объявил великим князем Новгорода и Пскова. Псковичи, не зная еще, что Дмитрий с матерью попали в немилость, прислали просить государя и Дмитрия, чтобы они держали свою отчину по старине, не назначали бы отдельного князя во Псков, чтобы тот великий князь, который будет на Москве, был бы и во Пскове.

Эта просьба рассердила Ивана III.

«Разве я не волен в своем внуке и в своих детях, – сказал он в гневе, – кому хочу, тому и дам княжество!»

Двоих из послов он велел даже посадить в тюрьму. В 1502 г. было приказано Дмитрия и Елену держать под стражей, на ектениях в церкви не поминать их и не величать Дмитрия великим князем.

Отправляя послов в Литву, Иван наказывал им так говорить, если дочь или кто иной спросит о Василии:

«Пожаловал государь наш сына своего, учинил государем: как сам он государь на государствах своих, так и сын его с ним на всех тех государствах государь».

Посол, поехавший в Крым, должен был говорить о переменах при московском дворе так:

«Внука своего Дмитрия государь наш было пожаловал, а он стал государю нашему грубить; но ведь жалует всякий того, кто служит и норови т, а который грубит, того за что жаловать».

В 1503 году скончалась София. Иван III, чувствуя уже слабость здоровья, приготовил завещание. Василию между тем пришла пора жениться. Попытка женить его на дочери датского короля не удалась; тогда, по совету одного придворного, грека, Иван Васильевич последовал примеру византийских императоров. Ко двору велено было собрать на смотрины красивейших девиц, дочерей бояр и боярских детей. Собрано было их полторы тысячи. Василий избрал Соломонию, дочь дворянина Сабурова.

Этот способ женитьбы вошел потом у русских царей в обычай. Мало в нем было хорошего: при выборе невесты ценили здоровье да красоту, на нрав и ум не обращали большого внимания. Притом женщина, случайно попавшая на престол, часто из незнатного состояния, не могла держать себя, как следует настоящей царице: в муже она видела своего владыку и милостивца, была для него не подругою, а рабою. Равною с царем она никак себя не могла признать, и сидеть на престоле рядом с ним ей казалось некстати; но вместе с тем ей, как царице, не было ровни между окружающими. Одинокая в блестящих царских покоях, в драгоценных украшениях, она была словно заключенная; а царь, повелитель ее, был тоже одиноким на престоле. Нравы и порядки двора отзывались и на жизни бояр, и у них отдельность женщин от мужчин, даже затворничество, еще больше усилилось.

В тот же год, как совершен был брак Василия (1505), скончался Иван III, 27 октября, 67-ми лет от роду.

По завещанию все его пять сыновей: Василий, Юрий, Дмитрий, Симеон и Андрей получали наделы; но старшему назначено было 66 городов, самых богатых, а остальные четверо все вместе получили 30 городов; притом у них отнято было право в уделах судить уголовные дела и чеканить монету.

Стало быть, младшие братья Ивана III уж никак не могли называться государями; они обязывались даже присягой держать великого князя господином «честно и грозно, без обиды». В случае смерти старшего брата младшие должны были подчиняться сыну умершего, как своему господину. Таким образом устанавливался новый порядок престолонаследия от отца к сыну. Еще при жизни своей Иван Васильевич приказал Василию заключить подобный договор с Юрием, вторым сыном своим; притом в завещании говорилось: «Если кто из сыновей моих умрет и не оставит по себе ни сына, ни внука, то удел его весь идет сыну моему Василию, а меньшие братья не вступаются в этот удел». О внуке Дмитрии уже и не поминалось.

Все свое движимое имущество, или «казну», как тогда говорилось (драгоценные камни, золотые и серебряные вещи, меха, платья и проч.), Иван III завещал Василию.


В 1934 г. молодой исследователь Суздаля и директор Суздальского музея А. Д. Варганов производил археологические раскопки в подклете Покровского собора Покровского монастыря г.Суздаля. В ходе раскопок была обнаружена небольшая безымянная гробница, находившаяся между гробницами некоей "старицы Александры", умершей в 1525 г., и "старицы Софии", умершей в 1542г. Известно, что София - это первая жена Великого московского князя и государя Василия III, Соломония Юрьевна Сабурова, обвиненная в бесплодии и постриженная в монастырь в 1525 г. Однако ходили слухи, что обвинение было несправедливым, что Соломония ждала ребенка и родила сына в монастыре, который вскоре умер. Варганов был очень заинтересован безымянной гробницей: а вдруг это и есть гробница сына Соломонии Сабуровой? Он принимает решение вскрыть захоронение. Каково же было его удивление, когда в гробнице он не обнаружил следов захоронения. Вместо скелета там лежала полуистлевшая от времени деревянная кукла, одетая в шелковую мальчишескую рубашечку, какие в 16 в. носили дети царского рода. Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней - крышка от той гробницы.

Итак, ложное захоронение 16 в.? Кому это понадобилось? Тайну этого захоронения историки пытались разгадать на протяжении всего 20 в.
Великий князь Василий III был сыном Ивана III и его второй жены, византийской принцессы Софьи Палеолог. Правил он с 1505 по 1533 год. При нем было закончено объединение русских земель вокруг Москвы. В отношениях с татарскими ханствами он уже называл себя "царем всея Руси". Германский посол Сигизмунд Герберштейн писал о нем: "Это такой государь, каким не был ни один монарх в Европе. Только он один и правит".
В 26 лет он надумал жениться. Тогда и произошел знаменитый "девичий переполох", ставший в наши дни сюжетом для оперетты Ю.Милютина. Великий князь велел собрать для смотрин самых красивых девушек, невзирая на их знатность. Из полутора тысяч отобрали и привезли в Москву 500, из них выбрали 300, из трехсот 200, после 100, наконец только 10, тщательно осмотренных повивальными бабками; из этих десяти Василий выбрал себе невесту и затем женился на ней. Чем не конкурс красоты 16 века?
Выбор Василия пал на Соломонию Юрьевну Сабурову, происходившую из старинного, но "захудалого" московского боярского рода.
Жили они, согласно летописям, в полном согласии. Однако прошли годы, а Соломония оставалась бездетной. Василий не хотел оставлять престол братьям. Он даже не позволял им жениться, пока у него самого не родится наследник, но время шло, не помогали ни врачи, ни священники, ни поездки по монастырям и усердные молитвы - детей не было. Тогда Василий решился на развод с Соломонией и ссылку ее в монастырь. У него уже была на примете другая невеста, молодая красавица Елена Глинская.
Для Руси того времени этот случай был беспримерный. Во-первых, уход в монастырь одного из супругов дозволялся православной церковью только при их обоюдном согласии. Но Соломония и слышать не хотела о разводе. Во-вторых, ни о каком новом браке при живой первой жене и речи быть не могло.
С просьбой о разрешении на развод Василий III обратился к константинопольскому патриарху, главе всех православных церквей мира, но получил категорический отказ. На помощь великому князю приходит московский митрополит Даниил, который нашел князю оправдание для развода, сказав: "Неплодную смоковницу посекают и измещут из винограда". Начался розыск о "неплодии" Соломонии. В ходе его выяснилось, что великая княгиня прибегала к помощи гадалок и знахарок, к колдовству и "заговорам" - это резко ухудшило ее положение, так как возникло подозрение, а не было ли от того колдовства порчи великому князю?! Участь Соломонии была решена. 29 ноября 1525 г. она была пострижена в московском Рождественском монастыре.

Есть свидетельства о том, что постриг был насильственным, что Соломония противилась ему. Об этом пишет князь Андрей Курбский. Германский посол
Герберштейн пишет, что Соломония сорвала с себя монашеский куколь и топтала его ногами, за что боярин Шигоня-Поджогин ударил ее бичом! Однако многие бояре и церковники сочувствовали Соломонии, а боярин Берсень-Беклемишев даже пытался встать на ее защиту, но Василий яростно воскликнул: "Поди прочь, смерд, не надобен ми еси!" Поскольку в Москве многие поддерживали Соломонию, Василий III отправил ее подальше от Москвы - в суздальский Покровский монастырь. Менее чем через два месяца Василий III сыграл свадьбу с Еленой Глинской, которой только исполнилось 16 лет. Князю было уже 42 года, чтобы понравиться молодой жене и выглядеть самому моложе, Василий, отступив от обычаев старины, даже сбрил бороду!
Прошло несколько месяцев… И вдруг по Москве пошли слухи, что
Кудеяр

Соломония в монастыре родила Василию III наследника престола, царевича Георгия. Глинские были в ярости, Василию также не понравились эти слухи. Распространительницы слухов были выявлены и наказаны, а в Суздаль спешно послали дьяков для выяснения этого скандального дела. Соломония встретила дьяков враждебно и отказалась показать им ребенка, заявив, что они "недостойны того, чтобы их глаза видели царевича, а когда он облечется в величие свое, то отомстит за обиду матери". Тогда были посланы бояре и церковники, но об итогах этого следствия не сохранилось никаких документов. Известно лишь, что Соломония заявила о смерти сына. Великокняжеским послам показали гробницу.

Однако был ли сын у Соломонии? Это осталось неизвестным. Некоторые историки убеждены, что был. Археолог и историк граф С.Д.Шереметьев считал, что Соломония спрятала сына у надежных людей, так как понимала, что его не оставят в живых. Эту версию подтверждает находка Варгановым пустой гробницы в 1934 г. К тому же, во втором браке у Василия III также долго не было детей. Только в 1530 г. у великого князя родился сын Иван - будущий Иван Грозный. Теперь всякие разговоры о каноничности второго брака Василия III означали отрицание законности прав наследника престола. За это отрубали головы, морили голодом в темницах, ссылали на север. Вскоре у Елены Глинской родился второй сын Юрий (оказавшийся глухонемым), и только теперь Василий III разрешил своим братьям жениться. К этому времени их осталось только двое.

Василий III умер в 1533 г. Власть при малолетнем Иване перешла к его матери, правившей вместе со своим фаворитом, князем Иваном Оболенским. Поговаривали, что именно он был отцом детей Елены (Иван страдал эпилепсией, как и князь Оболенский). Для Елены Соломония и ее сын, если он существовал, были очень опасны. Поэтому Соломония была сослана в Каргополь, где содержалась в тюремном заключении до смерти Елены Глинской. После смерти Елены Глинской к власти пришли князья Шуйские, пренебрежительно обращавшиеся с малолетним Иваном IV. Казалось бы, вот удобный случай для появления на политической арене царевича Георгия. Однако, ничего подобного не произошло. И все же в этой истории остается много тайного.

Если Георгия не было, то почему Иван IV, уже твердо утвердившийся на престоле, затребовал к себе все архивные документы следствия о "неплодии" Соломонии? И куда затем эти документы исчезли? Некоторые историки считают, что Иван Грозный всю жизнь искал сына Соломонии Георгия. Известно, что Иван IV совершил разорительные походы на Тверь и Новгород Великий. По его приказу там совершались массовые истребления мужчин. Есть предположения, что Иван Грозный получал донесения о том, что в этих городах скрывался Георгий, и пытался его уничтожить.
Имя Георгия в народе связано с легендарным разбойником Кудеяром, героем многих песен и легенд, русским Робином Гудом. По одному из преданий, Кудеяр разбойничал в лесах между Суздалем и Шуей. Здесь в вотчинах князей Шуйских Кудеяр мог в молодости скрываться от гнева Глинских. Но это всего лишь предположения, не подкрепленные никакими документами.

В 1542 г. Соломония умерла. Через 8 лет патриарх Иосиф признал ее святой. Мощи старицы Софьи были и остались почитаемы многими людьми. Сам Иван Грозный, якобы, возложил на ее гробницу пелену, сотканную его женой Анастасией. Приходили к мощам св. Софии и оба его сына с женами, и первый царь из династии Романовых, и многие другие.
Ну а Георгий? Существовал ли он на самом деле, или это только вымысел? Об этом никто не знает и вряд ли узнает. Сейчас в подклете монастырского Покровского собора, среди многочисленных древних гробниц совершаются богослужения - здесь вновь храм, как в древние времена. Мощи св. Софии перенесены в основной храм, а безымянную маленькую гробницу больше никто не тревожит.

По материалам газеты "Вечерний звон"

Правление Василия III (кратко)

Правление Василия III (кратко)

Двадцать пятого марта 1479 года родился Василий Третий, будущий правитель. Василий был рождён в семье Ивана Третьего и приходился ему вторым сыном. По этой причине в 1470 году князь объявляет своим соправителем Ивана Молодого (старшего сына), намереваясь в будущем передать ему полностью правление. Однако, к сожалению, Иван скончался в 1490 году, а уже в 1502 году соправителем и будущим полноправным наследником Ивана Третьего объявляется Василий Третий Иванович, который на тот момент уже являлся псковским и великим новгородским князем.

В своей политике Василий Третий полностью придерживался курса, который был выбран его отцом. Основными его целями были:

· централизация и укрепление державы;

· отстаивание интересов православной церкви.

В период правления Василия Третьего к Московскому княжеству были присоединены Стародубское и Новгород-Северское княжества, а также земли Рязани, Смоленска и Пскова.

Стараясь оградить русские границы от активных регулярных татарских набегов с Крымского и Казанского царств, Василий Третий вводит практику введения на службу татарских царевичей, отдавая им под это немалые территории. Политика данного правителя в отношении к дальним государствам была довольно дружественной. Василий даже вёл обсуждение с Папой Римским о возможности унии против невыгодной для обеих Турции, а также старался развивать торговые контакты с Австрией, Италией и Францией.

Во внутренней политике Василий Третий сосредоточил силы на укреплении самодержавия, что вскоре привело к «урезанию» привилегий родов бояр и князей. К примеру, они были отстранены от решения важных государственных вопросов, которые отныне принимались исключительно Василием Третьим и его кругом близких советников. При этом, представители боярского сословия смогли сохранить за собой в войске князя важные места.

Историки указывают, что князь состоял дважды в браке. Первый раз с Соломонией Сабуровой, которая сама была из знатного боярского рода, но оказалась бездетной. А второй раз он женился на Елене Глинской, которая родила ему двух сыновей, младший из которых, Юрий страдал слабоумием.

В 1533 году третьего декабря московский князь Василий Третий скончался от болезни заражения крови, после чего он был погребён в Московском Кремле (Архангельском соборе). В роли регентов малолетнего Ивана последующие годы выступали бояре Бельский и Глинский.

Великий князь Московский и всея Руси (1505-1533).

Василий III Иванович родился 25 марта 1479 года. Он был сыном великого князя (1440-1505) и . Отец стремился передать всю полноту власти своему сыну от первого брака Ивану Ивановичу Молодому и еще в 1470 году объявил его своим соправителем, но тот скончался в 1490 году.

Последовавшая за этим борьба за определение будущего наследника престола закончилась победой Василия Ивановича. Сперва он был объявлен Великим князем Новгородским и Псковским, а в 1502 году - Великим князем Московским и Владимирским и всея Руси самодержцем, то есть стал соправителем отца.

После смерти в октябре 1505 года Василий III Иванович беспрепятственно вступил на престол, получив по завещанию отца великое княжение Московское, право управления столицей и всеми ее доходами, право чеканки монеты, 66 городов и титул «государя всея Руси».

Став во главе государства, Василий III Иванович продолжил политику отца - «собирание земель», укрепление великокняжеской власти и отстаивание интересов православия в Западной Руси. Он с самого начала энергично боролся за централизацию государства, при нем к были присоединены последние полусамостоятельные русские земли - (1510), Волоцкий удел (1513), (1514), Рязанское (1521), Стародубское и Новгород-Северское (1522) княжества.

Во внешней политике Василий III Иванович, помимо борьбы за русские земли, также вел периодические войны с татарами Крымского и Казанского ханств, совершавших набеги на . Дипломатическим приемом великого князя по ограждению от нападений было приглашение татарских царевичей на московскую службу, получавших при этом обширные земли.

В отношении более далеких стран он проводил по возможности дружественную политику. Василий III Иванович вел переговоры с Пруссией, приглашая ее к союзу против Литвы и Ливонии; принимал послов Дании, Швеции, Турции, индусского султана Бабура. Он обсуждал с папой римским возможность унии и войны против Турции. Торговые отношения связывали с Италией, Францией и Австрией.

В своей внутренней политике Василий III Иванович, для укрепления единодержавия, вел борьбу с родовитым боярством и феодальной оппозицией. За выступление против политики великого князя в разные годы подверглись опале многие бояре и князья, и даже митрополит Варлаам. Василий III Иванович принял меры к выводу остатков удельных властвований в новые места. Результатом такой политики стал быстрый рост поместного дворянского землевладения, ограничение иммунитета и привилегий княжеско-боярской аристократии.

Также Василий III Иванович отодвигал бояр от участия в решении государственных вопросов. «Советы» с боярской думой во время его правления имели в основном формальный характер: все дела решались лично великим князем или в контакте с немногими доверенными людьми. Однако сила традиции была такова, что на значимые места в войске и управлении царю приходилось назначать представителей боярства.

Время правления Василия III Ивановича также ознаменовалось подъемом русской культуры, распространением московского стиля литературного письма, занявшего ведущее место среди остальных областных литератур. Тогда же сложился архитектурный облик Московского Кремля, превратившегося в хорошо укрепленную крепость.

Василий III Иванович был дважды женат. Первый его брак был устроен еще в 1505 году. Его женой тогда стала боярская дочь Соломония Сабурова. Поскольку этот брак был бесплоден, Василий III Иванович, несмотря на протесты церкви, в 1525 году добился развода. Его второй супругой стала княжна , на которой он женился в 1526 году. В этом браке родились сыновья Иван (будущий ) и слабоумный Юрий.

Великий князь Василий III Иванович скончался 3 декабря 1533 года. Он был погребен в Архангельском соборе Московского Кремля. Своим наследником умирающий князь объявил трехлетнего под регентством Елены Глинской.