В чем смысл сказки курочка ряба. Отзыв о сказке «Курочка Ряба. Поскольку вы здесь…

Пожалуй, каждый россиянин слышал эту сказку в детстве, а спустя годы сам рассказывал ее своим детям и внукам. При этом мало кто может сказать, о чем же история про курочку и яичко на самом деле. Мы не анализируем сказки, не ищем в них мораль и, как правило, читаем в адаптированном для детей варианте, где редактор убрал все «ненужное» и «непонятное». Но ведь каждая деталь сказки была придумана нашими далекими предками не случайно и имеет важное значение, которое нам, увы, понять уже непросто. Итак, о чем же эта сказка?

Что мы видим: Дед и Баба - не мальчик и девочка, не юноша и девушка; Дед и Баба - не дед и дед, не баба и баба, а существа разнополые - то есть человечество в исчерпывающем виде. Дальше появляется золотое яйцо. Любой нормальный человек нашего времени сразу задумается, куда бы его заложить… Что угодно, но только не разбивать. А Дед и Баба начинают как раз разбивать яйцо! Били-били, да не разбили. А вот Мышка пробежала, хвостиком махнула - и разбила. Случилось то, чего Дед и Баба так желали. Но они не радуются, а начинают рыдать. Тут появляется Курочка Ряба, обещает снести обыкновенное яичко, и Дед с Бабой ликуют.

В расширенной (не редактированной) версии перед вторым появлением Рябы происходят совсем странные вещи. Существуют разные варианты, но с одним общим посылом: все встает с ног на голову. Ворота и мост рушатся, птицы и звери рыдают… Старики рассказывают обо всем случившемся просвирне (женщина, выпекающая просвиры) - о том, что у их дома крыша шатается, девочка-внучка удавилась с горя и т. д. Просвирня все просвиры побросала, поломала и пересказала историю семье дьякона. Тот услыхал это и побежал на колокольню, где разбил все колокола. Священник же, узнав о золотом яичке и Мышке, обрезал волосы, то есть расстригся (снял с себя духовный сан), порвал священные книги и сжег церковь. А жена священника разлила тесто и начала им мыть пол… А дальше, мы знаем, Курочка Ряба снесла обыкновенное яичко, и все снова стало хорошо…

Так почему же Дед и Баба так испугались золотого яйца? Что оно такое? Дело в том, что давным-давно яйцо не воспринималось как нечто порожденное живым. Это был в понятии древних людей некий минерал. Потом из неживого яйца родилось что-то живое. Так яйцо стало символом жизни. В мифологии некоторых народов в начале мира существовало Великое яйцо, которое раскололось, а затем из него появилось первое живое существо или образовалось все живое (есть и другие похожие варианты). Теперь о золоте. Задолго до того, как этот драгоценный металл стал символом богатства, он ассоциировался исключительно со смертью, так как был связан с подземным миром. Вспомним греческого бога подземного царства Аида - он владеет золотом. Наш Кощей тоже «над златом чахнет». И вот яйцо, символ жизни, вдруг появляется в виде приметы неминуемой смерти. Тут становится понятна реакция Деда и Бабы, преклонный возраст которых с каждым днем приближает их к смерти. Вдобавок они символизируют все человечество. Логично вырисовывается апокалиптичная картина: наступает хаос, мир умирает.

Но вот появляется Мышка - существо волшебное, живущее в двух мирах: в мире живых (земном) и мире мертвых (подземном). Поэтому в сказках мышка является посредником между двумя этими мирами, она может делать как хорошее, так и плохое. И то, что она, обладая сверхъестественными способностями, сумела разбить золотое яйцо, - неудивительно. Но никто не знает, что бы это могло значить, так как мышка двулика. Однако развязка радостная: Курочка Ряба обещает снести обычное яичко, все радуются, конец света отменяется, мир спасен…

Получается, что детская сказка о Курочке Рябе не так проста и бессмысленна, как может показаться на первый взгляд. В данном случае это рассказ о жизни и смерти, о страхе перед неизвестностью, о взаимосвязи всего сущего.

Я с детства усвоила пушкинское: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Но сейчас, став взрослой, поспорила бы с великим поэтом: не ложь сказка, а правда! Причина столь категоричного заявления - мое знакомство со сказкотерапевтами. Есть, оказывается, и такие, - и это серьезное и интереснейшее направление в современной психологии. О Золушке, Дюймовочке, Царевне-Лягушке и иже с ними - разговор впереди, а сегодня поговорим о сказке, которая кажется на первый взгляд чересчур незатейливой - «Курочке Рябе». Наш собеседник - сказкотерапевт Лариса Еналеева.

Лариса, если уж мы поведем разговор о сказках не просто как о выдуманных историях для малышей, а как о психотерапевтическом методе, давайте разберем тогда, что вообще такое сказка, и как она проявляется в нашей жизни?

Сказка - это мудрость наших предков, в ней зашифрованы законы мироздания, которые таким образом передавались из поколения в поколение. Понятно, что все мы живем не только внешним миром, у каждого из нас есть внутренний мир, который развивается по определенным законам, и сказка отражает эти видимые и невидимые процессы: через метафоры, через образы, через события, происходящие в сказках, мы можем наблюдать наши жизненные сценарии - как внешней, социальной жизни, может быть, семейной, так и внутренней.

То есть, сказочные сценарии влияют на нас независимо от нас?

Подсознательно сказка может влиять на нас как красивая или не очень иллюстрация нашего состояния. Сказка может языком метафор показывать процессы, которые с нами происходят, отражать их, как в зеркале: мы можем заглянуть в него и почерпнуть мудрость. Или сказка может стать для нас предупреждением, подсказкой: этой дорогой ходить не стоит, лучше обойти.

Любая сказка, особенно если мы говорим про народную сказку (русскую народную, украинскую народную, греческую народную, любую) - это концентрат житейской мудрости, а мы можем пользоваться им, имея ключи к этим историям. Любая сказка - как слоеный пирог. Мы можем раскрывать его слой за слоем и погружаться в глубины смысла постепенно, потихоньку, открывая одну дверь за другой…

«Курочка Ряба» - это сказка для детей или для взрослых?

Курочка Ряба - это сказка сказок. Она живет испокон веков. Как вы думаете, отчего такая коротенькая, казалось бы, незамысловатая история столько лет передается из поколения в поколение? В этой истории есть очень красивый шифр.

Например, что такое золотое яйцо? Золотое яйцо - это то, что нам дается Богом при рождении, - жизнь. И курочка Ряба - это прообраз высших сил, которые даруют нам жизнь как великую ценность, и эту ценность важно беречь. Она дается единожды и навсегда. Если ее не сохранить, если поддаться воздействию зла, жизнь, как золотое яйцо, может быть разрушена. С рождения, с младенчества мы рассказываем эту сказку нашим детям, чтобы донести до них мысль о том, что самое ценное у человека - это его жизнь, и ее нужно беречь.

Все персонажи этой сказки пытаются разбить золотое яйцо. Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко и разбилось…

Да, так и в нашей жизни. Рядом с важными ценностями всегда будут находиться внешние силы, сбивающие с толку, пытающиеся нанести ущерб. С чего все начинается? Дед и баба не берегут золотое яйцо, и сами начинают по нему бить. У них не получается его разбить, но они снова предпринимают попытки, и тогда закономерным образом находится третья сила, которая доделывает это дело до конца.

И вот тут начинается уже совсем не детская сказка, где дед и бабка выступают прообразом человека, который пытается разрушать себя изнутри. Это может быть вирус самоедства, например, у женщины - я такая-сякая, это не умею, это у меня не получается и т.д. Ложками, которыми персонажи сказки бьют по золотому яйцу, могут выступать также вирусы тревоги, сомнений, раздражения. Это некие сумеречные чувства, испытывая которые, мы начинаем разрушать себя изнутри, даже не отдавая себе в этом отчета. А ведь Господь Бог, даруя нам золотое яйцо, нашу жизнь, говорит: живи и радуйся, умножай свет, любовь, а не уныние, страхи, раздражение и злость. Эти негативные чувства - подкормка для мышей. Кто такая мышь? Это житель подземного царства. Житель, которому чуждо солнце, чужд свет, мышь ведь не просто так живет под землей. Именно там обитает сила, которая возымеет свою власть и разрушит яйцо, если ты перестанешь ценить свою жизнь.

То есть, достаточно деду и бабке даже помыслить о том, чтобы разбить золотое яйцо, мышь тут как тут. То, что не смогли сделать дед с бабкой, легко получилось у мышки - достаточно было махнуть хвостиком, и яйцо разбилось. Дед плачет. Баба плачет. А курочка Ряба заявляет, что простое яйцо им снесет. Что означает простое яйцо?

Означает, что жизнь-то у тебя все равно останется, но будет ли она полна света, любви и добра? Она будет обыкновенна, как простое яйцо.

Курочка Ряба в этой сказке - прообраз Творца. Творец милостив к нам. Он дает по силам. Если ты не проживаешь такую жизнь, какая тебе дана изначально Богом при рождении, то тогда живи другой. Она обычная, привычная, но простая, может быть, даже пустая.

Эта сказка предупреждает не только о важности сохранения жизни. Речь может идти и о здоровье - смысловых пластов тут множество. Изначально каждому человеку дается золотое яйцо как жизненный признак здравия - душевного, духовного, физического, и младенец, рожденный в любви, таким здоровьем обладает. Но здоровье мы точно так же можем ухудшать и разрушать под действием негативных мыслей, раздражения, тревог. Или начинаем собирать и умножать болезни вокруг себя постоянными жалобами: у меня спина больна, голова, шея: чем больше мы об этом думаем, чем больше эти болезни пестуем в себе, тем больше их кормим. «Мышь» растет и крепнет и действительно влияет на наше здоровье. В то же время, когда мы данное нам Богом здравие (золотое яйцо) умножаем, бережем - через веру, через любовь к себе, в том числе к своим мыслям, тогда и ресурсы организма сохраняются и защищают нас от «мышей», а то и разрушают оковы зла и позволяют нам жить полноценной красивой жизнью.

Какая глубокая сказка…

Рассмотрим еще один из пластов: отношения в союзе мужчины и женщины. Господь дает им любовь, золотое яйцо - прообраз их отношений. Есть благодать, но вот они начинают действовать привычным для себя способом. Что мы привыкли делать с яйцами? Разбивать, есть, потреблять…

Использовать…

Да, если мы начинаем эти отношения использовать для удовлетворения своего «эго», не заботясь о потребностях другого, мы тем самым тоже не бережем золотое яйцо, не создаем из него некое произведение искусства, не преумножаем данную нам благодать. Напротив, мы привычно горделиво реагируем на что-то, горделиво поступаем, тем самым притягивая те силы, которые будут разрушать наши отношения, наше золотое яйцо. В итоге отношения становятся простыми, обыденными, и тогда у женщины перестают гореть глаза, а мужчина перестает чувствовать себя воином, победителем, царем. Сказка нас предупреждает: цените свои отношения - это дар Божий, он дан не просто так. Мы же знаем, что если супругам даются какие-то трудности, то это тоже дар Божий, это тоже золотое яйцо, просто надо присмотреться, чему оно нас учит.

Когда мы читаем эту сказку детям, о таких глубинных смыслах, естественно, не задумываемся. Да и дети ее так не воспринимают. Как же теперь читать ее с малышами?

Специально, конечно, ничего не нужно истолковывать. Ведь все сказки, которые мы просто читаем малышам, закладываются в наше подсознание. Другое дело, что вместе с детьми мы можем стать исследователями, можем задать им соответствующие вопросы, поразмышлять над действиями персонажей. Что такое шифр сказки? Это то, чему учит сказка. Есть еще код сказки. Это ответ на вопрос, о чем сказка?

Глубинный, сокровенный код сказки о курочке Рябе - ценности нашей жизни, добродетели человека и вывод о том, как важно их беречь. И мы можем с детьми поразмышлять, о чем эта сказка, какие важные идеи в ней отражены и каким образом мы можем эти знания передать другу, папе, маме, как полученный в сказке урок проявляется в нашей жизни. Тогда сказочная информация становится жизненной. Достаточно поразмышлять над ней.

Можно ли у детей напрямую спрашивать: как ты думаешь, что такое золотое яичко?

Да, и если он ответит «не знаю», это нормально. «Ну да¸ я тоже не знаю, а давай поразмышляем: мне кажется, золотое яйцо - это…», - и дальше продолжаете уже вы. А тебе как кажется? А мне кажется, что вот это… А давай посмотрим линию героев? Как герои преодолевают трудности? Кто-то активно, кто-то пассивно. И так постепенно, шаг за шагом разбираете всю сказку. В «Курочке Рябе» дед и бабка как преодолели трудность? Пассивно?

Получается, да. Они заплакали.

С одной стороны, слезы - это пассивная реакция. Но, с другой стороны, их сердце начало очищаться. Они с сожалением начали плакать, им стало жалко, что яйцо разбилось… Они раскаялись подлинно, сердечно и получили другое яйцо. И это тоже один из вариантов преодоления трудностей.

Иногда герои в сказках активно вступают в борьбу. Например, Иван Царевич и Чудо-Юдо на Калиновом мосту из сказки «Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо». Там активный бой. Иногда борьба ведется по-женски - помните мамок-нянек в Царевне-Лягушке: «Ложись спать, утро вечера мудренее»? Царевна мамок-нянек позвала, они ей и хлеба напекли, и ковер выткали.

А кого представляют мамки-няньки?

Это наши невидимые помощники, которые помогают нам разрешать трудности. Сказка учит помнить, что в мире мы не одни, у нас всегда есть помощники, на которых можно положиться. И самое главное - внутренние помощники, наши духовные ресурсы - Богородица, ангелы-хранители, святые… Это та сила, те, извините, «мамки-няньки», которые всегда придут на помощь.

То есть, лягушка-то Царевна, просто помолилась, проще говоря?..

Она призвала все силы мироздания в свою жизнь, чтобы разрешить какую-то задачу. И это женский способ разрешения трудностей - через молитву, через веру в Бога, через внутреннее ощущение. Но чтобы помощь пришла, внутри должна быть чистота и свобода от сумеречных чувств, переживаний и тревог. Активный способ борьбы - это мужской тип преодоления трудностей.

Чтобы показать им ценность той жизни, которую они потеряли?

Конечно, как раз мышка и должна была им показать, насколько необратимым может быть процесс, который мы сами запускаем, и это в сказке-предупреждении очень наглядно продемонстрировано. И курочка Ряба была дана, чтобы украсить, обновить жизнь деда и бабки.

Я слышала другое мнение о значении золотого яйца: оно непрактично, не применимо к жизни, с ним ничего не сделать, поэтому оно и разбилось, как не нужное для жизни. Простое яйцо ближе к реальности, из него можно что-то сварить, сделать, приготовить, а на золотое - только лишь любоваться. Что вы думаете о такой трактовке сказки?

Есть и такой вариант. Но тогда получается, что все, что нам дает Господь, мы должны отдать на откуп силам разрушения и довольствоваться только простой жизнью? Двоякое толкование выходит. Получается, что вы не должны в себе умножать дар благодати, а довольствоваться малым и простым, потакая силам зла - «мышке». Тогда почему эта сказка живет столько веков?

Многое, видимо, зависит от того, с какой интонацией мы читаем эту сказку…

Любая народная сказка - это концентрат мудрости, и в ней не просто так показаны силы, добродетели, вызывающие в нас желание жизни, желание радоваться, желание умножать свой дар. Золотое яйцо - это Божий дар, который дан человеку при рождении. Дар связан с таким внутренним состоянием, когда ты не можешь не делать того, что тебе дано делать: когда ты должен отдавать людям то, что тебе подарено, и делать их мир чище, лучше, красивее, светлее. Дар невозможно не реализовать. Любыми путями человек все равно найдет, как это сделать. Если у него работа, к примеру, связана с бумагами, но есть дар теплого сердца, такой человек не сможет не помогать. Он найдет места, найдет сферы, где себя применить. И у каждой из нас есть этот дар, и очень важно открыть его, найти свое призвание, предназначение в этой жизни. Кому-то дается актерский талант - чтобы дарить людям определенные состояния и переживания, кому-то - дар музицирования, чтобы одухотворять, кому-то дар молитвенный - это особый дар. Если свой дар не развивать, он начнет в первую очередь разрушать саму женщину, делать ее менее счастливой.

И еще я бы хотела затронуть тему дара материнства. Ребенок - это тоже образ золотого яйца, которое дается семье. И по нему не надо бить ложками, навешивая ту или иную модель воспитания. К чему это может привести, мы знаем - яйцо может разбиться. Так часто бывает, когда родители не видят в детях детей. Ребенка, конечно, надо, прежде всего, просто любить, а если мы хотим развивать его таланты, сначала надо осторожно, бережно присмотреться к нему, понаблюдать - что он любит, какой у него настрой, какие желания и способности, каково его предназначение в нашем роду, для чего он дан нам?

Ребенок - то золотое яйцо, из которого важно создать уникальное произведение искусства, органичное его внутренней природе. Излишне опекая, жестко контролируя ребенка, мы никогда не поможем ему раскрыться и разрушим все хорошее, что в нем есть, а если найдем ключик к его сердцу, наш малыш будет сиять от счастья.

Беседовала Маргарита Якунина

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

4 Comment threads

9 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

1 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 4 Вы должны войти, чтобы проголосовать

«Курочка Ряба» пожалуй самая короткая и простая сказка для малышей. Она является первой из мира сказочных историй, с которыми начинают знакомить родители свое дитя.

Расшифровка сказок — творческий процесс и каждый может увидеть свой смысл.

Я даю свое видение значений символов той или иной истории. И вот как я вижу сказку о курочке Рябе.

Это сказка о возможностях в жизни.

Для нас постоянно открываются окна новых возможностей, новые пути и направления, даются те или иные шансы. Если мы не успеваем или не хотим, а может просто не видим их, то мы пропускаем предоставленные нам подарки судьбы. А порою мы не готовы полностью использовать весь потенциал предоставляемого и плачем над пропущенной возможностью, упущенным шансом.

Но это не значит, что их больше не будет. Надежда есть всегда, что в будущем обязательно откроется новое окно возможностей – это как электрички в метро, не успел войти, позже придет еще одна. Правда последующие шансы, возможно будут менее привлекательными, но зато по силам для того уровня развития, где находится человек в данный момент.

В сказке про курочку Рябу описывается замечательный шанс в виде великолепного подарка судьбы – золотое яйцо, но ни дед ни баба,то есть сам человек, не смогли им воспользоваться – не разбили, хотя и пытались.

Естественно, человек расстроен, что пропустил такую шикарную возможность, но есть и утешение в виде слов курочки о том, что обязательно появится новая, правда не такая шикарная как раньше (яйцо простое).

Бери пока дают;)

В английском языке есть такое выражение golden opportunity, которое дословно переводится как «золотая возможность». Ну чем не золотое яйцо возможностей из Курочки Рябы?

А как вам такой необычный вариант этой сказки?

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось.

Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут?

Старики начали пересказывать:

-Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась.

Просвирня как услыхала - все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?

Она пересказала ему горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола.

Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил?

Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.

А это официальная версия расшифровки данной сказки:

Курочка снесла старикам в дар золотое яичко. Его случайно разбила мышка.

Почему плачут дед и баба, ведь они сами хотели его разбить, да не смогли?
Дело в том, что они плачут не из-за того, что оно разбилось, а потому что яйцо оказалось пустым.
Яйцо является прообразом всего живого на Земле. Это символ бесконечности жизни, потому что без смерти нет возрождения.
Вообще издревле существует сакральный смысл в битье и поедании яиц — не случайно есть такой обычай — на Пасху бить и есть яйца (хотя обряд битья, возможно, связан еще и со смертью Кащея, т.е. зла). В любом случае — яйцо должно было быть полным, мир должен быть наполнен.
Курочка успокаивает стариков: «Я снесу вам яичко другое - не золотое, а простое» , т. е. жизнеспособное, из которого возродится жизнь.

Особенности апокалипсической символики сказки «Курочка Ряба» и ее связь с современным массовым искусством

Жанр: научное эссе.

"Курочка Ряба" - один из базовых человеческих сюжетов - «Апокалипсис и избавление от него», который получил широкое распространение в культуре, а особенно в кинематографическом искусстве конца ХХ - начала ХХІ века. Тут стоит упомянуть такие голливудские блокбастеры как «Армаггедон», «День Независимости», «Послезавтра», «Война миров», «День, когда Земля остановилась».

Анализ психолого-педагогических источников показал, что "Курочка Ряба" - популярная сказка, пик интереса к которой приходится на ранний дошкольный возраст, и резко уменьшается в среднем школьном возрасте. Опытные наблюдения показывают, что сказка вызывает яркий эмоциональный отклик - ребенок, слушая ее, активно сопереживает приключениям героев, огорчается и радуется вместе с ними.

Проанализировав сказку с точки зрения формальной и житейской логики, мы пришли к заключению, что она нарушена. Проведенное нами тестирование по опроснику KR дало следующие результаты: в случае получения от курицы золотого яйца - 52% респондентов его продадут (что соответствует статистическим данным о населении, проживающем за чертой бедности); 38 % - оценят у ювелира; 10 % - оставят как семейную реликвию. Желание бить золотое яйцо выявлено у 0 % исследуемых.

Таким образом, можно заметить, что поведение Деда и Бабы в сказке нелогично, иррационально и вызвано эмоциональным аффектом, истеричеcким поведением.

Далее в сказке появляется Мышь, которая своим хвостом легко разбивает золотое яйцо. Как именно она это сделала - этот вопрос не входит в задачи нашего исследования. Нас интересует другой вопрос: почему разбитое золотое яйцо вызывает у Деда и Бабы слезы? Ведь, судя по вышеизложенному, именно такого результата они стремились добиться.

Сказка благополучно завершается обещанием курочки Рябы снести простое яйцо. Данное обещание вызывает яркие положительные эмоции у Деда и Бабы, в то время как контент-анализ народных сказок и шкал ценностных предпочтений современных людей показывает, что куриное яйцо не является, и никогда не являлось, особо ценным продуктом питания.

Таким образом, нами была выдвинута гипотеза, что сказка "Курочка Ряба" несет некий сакральный философский смысл, зашифрованный в древних символах.

Главные герои сказки - Дед и Баба - человечество в миниатюре, мужчина и женщина в платоновском возрасте «на пороге мира идей».

Яйцо, снесенное курочкой Рябой, представляет собой древнейший символ вечной жизни, известный нам от языческих времен до позднехристианских, что нашло выражение, например - в традиционных и современных пасхальных ритуалах.

Золото - в противовес яйцу - символ смерти. Золото издревне выкапывали из земли, туда же уходили мертвые. Все сказочные персонажи - Кощей, который «над златом чахнет», Златовласка - не живые люди, а мертвецы, пришедшие в мир людей.

Таким образом, получается, что золотое яйцо - это символ смерти, символ Апокалипсиса. Поэтому нам становятся понятны эмоциональные попытки деда и бабы разбить и уничтожить его.

Герой сказки, которому удалось справиться с этой задачей - Мышь. Она с легкостью уничтожает опасный для человечества символ.

Проанализировав народные сказки, былины и сказания, мы пришли к выводу, что Мышь представляет собой опасный символ неопределенности и случайности. Самые сильные страхи человека связаны со смертью и неопределенностью. Мышь - символ непостоянства судьбы, непредсказуемый игрок на поле живых и мертвых. Герои многих народных сказок находили выход из самых сложных ситуаций или, наоборот, неожиданно теряли все преимущества в зависимости от их способности вызвать расположение или недовольство Мыши. Один из ярких примеров - сказка «Морозко», где вовремя накормленная главной героиней Мышь (отдала последний кусочек хлеба!) помогает ей выиграть опасную игру в прятки с Медведем и, в итоге, получить богатое приданное от Морозко.

Таким образом, финал сказки "Курочка Ряба" - это уничтоженный призрак Апокалипсиса, шанс на жизнь и бессмертие человечества.

Анна Брыль

Мечты молодости

Жанр: психологическая новелла.

Жили-были Дед и Баба, тянули от пенсии до пенсии. Хорошо что огородик свой и курочка Ряба, можно жить и детям с внуками-правнуками овощами и яйцами свежими помогать.

Ряба - курочка-несушка, когда еще цыпленочком была, слыхала от своей мамы Рябы, а та - от своей - чудную историю о том, как Дед с Бабой были молодыми красивыми парнем и девушкой. И когда поженились, любили друг с дружкой мечтами своими делиться.

Снесла бы нам курица Ряба золотое яичко - отправилась бы я в кругосветное путешествие на большом белом пароходе, - мечтала молодая жена, - страсть как хочу своими глазами увидеть Ниагарский водопад и пингвинов в Антарктиде!

А я бы, - говорил дед, - поехал бы в большой город на телевидение, учиться на телеведущего, чтобы каждую неделю людям из телевизора про жизнь что-то интересное и смешное рассказывать. Меня ж завсегда люди послушать любят.

Но никто из многочисленных кур Ряб не смог снести золотое яичко. Одна Ряба несла на редкость крупные, другая умудрялась нести яйца с двумя желтками, а золотое - никто и никогда.

Шло время, молодые стали Дедом с Бабой, о мечтах молодости вспоминали все реже, пока однажды утром курочка Ряба не снесла-таки яичко из чистого золота. Увидели чудо такое Дед с Бабой. Яйцо! Золотое! Настоящее! Крупное!

Дед, так может продадим - и в кругосветку?

А я - в телевизор?

Да ты на себя в зеркало давно смотрел? А в паспорт?

Ага! А ты тоже хороша - тебя ж на пароход не посадят! Развалишься по дороге в Антарктиду! Забыла что ли - давление у тебя шалит, и вообще - возраст.

Ой, дед, ну давай хоть в Турцию съездим! Или в Египет. Там пирамиды, тоже интересно.

Старые мы по Турциям-Египтам разъезжать, огородом заниматься надо, правнуками. В поликлинике опять же очередь на бесплатные таблетки от гипертонии скоро подойдет… пропустим…

Да…можем пропустить… И соседкам прям не знаю, как рассказать… Сбрендила на старости лет - скажут, осуждать будут… Но может съездим все-же хоть куда, потихоньку?

Не надо нам это баловство. Я в город на телестудию не поеду, чтобы меня люди старым дурнем не обозвали. Старость - она ж не радость! Эх!… И вообще, надо это яйцо уничтожить, только всю душу взбаламутило!

И Дед принялся со всей дури бить по яйцу разными тяжелыми предметами. Бабка сначала пыталась его урезонить, а потом и сама в раж вошла, схватила кувалду потяжелее и давай лупить. Только не знали они, что мечты юности уничтожить нельзя, они навсегда поселяются не только в памяти, но и в сердце.

Когда уж совсем умаялись Дед с Бабой, тут откуда ни возьмись Мышка прибежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Потому что ничего на свете нет более хрупкого и уязвимого, чем наши заветные мечты.

И тут, как поняли, что произошло - заплакали Дед с Бабой - уже точно не будет ни пингвинов с водопадом, ни деда на телеэкране.

Но тут курочка Ряба вовремя подсуетилась:

Не плачь, Дед, не плачь, Баба, я вам снесу яичко, не золотое, а простое.

Вот это дело! - утирая слезы, сказала Бабка, - скоро правнука приведут, я ему гоголь-моголь свеженький приготовлю.

Вот и хорошо. А я пока пойду в домино с соседом поиграю.

А в это время Внучка, которая вела к Деду и Бабе правнука, думала о том, что если бы курочка Ряба когда-нибудь снесла бы золотое яйцо, она бы бросила опостылевшую офисную работу и поехала бы в Лондон учиться на дизайнера одежды у Стеллы Маккартни.

Элина Стукас

Предсмертная записка Кощея Бессмертного

Жанр: мемуары.

Если вы читаете это письмо - значит, меня уже нет.

Я поведаю вам свою историю о великой любви, безразмерной жадности, неумолимой жестокости и справедливом наказании.

Когда-то, давным-давно, я был молод и полон сил. Я был горяч и свеж. И казалось, что весь мир будет моим, стоит лишь этого захотеть. А я этого хотел.

Я был молодым бравым солдатом. Шёл как-то раз я по лесу и встретил старую ведьму. А она мне рассказала, что в гуще леса стоит старое сухое дерево, которое внутри пустое. А на самом его верху находится дупло. Когда спускаешься до самого низа, там начинается большой подземный ход, в нём горит больше сотни ламп. Есть там три двери. В первой комнате находится большой сундук, доверху набитый медными монетами, а на нём сидит собака. Каждый глаз которой величиной с чайную чашку. Во второй комнате - сундук с серебром, а на нём сидит собака с глазами как мельничные колёса. В третей комнате сидит собака на сундуке с золотом. Но глаза у неё - каждый с круглую башню. А чтобы усмирить собак, дала мне старая ведьма свой волшебный синий передник. Нужно было собаку посадить на этот передник, и тогда она повиновалась. Я мог взять золота столько, сколько мог унести. Взамен ведьма попросила лишь старое огниво, которое её бабка когда-то давно обронила в той пещере.

Я тогда был молод и не осторожен, а потому легко согласился на авантюру старой ведьмы. Обвязала она меня верёвкой, чтобы потом из пещеры вытянуть, и отправился я в тайник за золотом. Ни в чём меня ведьма не обманула. Набрал я полные карманы золота и огниво прихватил. Тогда ведьма меня из тайника за верёвку и вытащила. И вот стою я на земле перед ведьмой с карманами набитыми золотом и огниво в руке сжимаю. И как-то оно мне так приглянулось. Почувствовал я в нём какую-то таинственную силу, власть и красоту. А в голове мысли крутятся «Моя прелесть! Я тебя никому не отдам!!». Не смог расстаться я с огнивом - отрубил старой ведьме голову. Вытер с сабли кровь о листву куста и пошёл прочь, стараясь ни о чём не думать. И лишь огниво прижимал к груди, приговаривая «Моя Прелесть!».

Огниво таки оказалось не простым. Стоило лишь раз чиркнуть огнивом - предо мною появлялась собака из первой комнаты подземелья с глазами как чайные чашки. Два раза чиркнёшь огнивом - собака с глазами как мельничные колёса из второй комнаты тут же подле меня. Три раза чиркнёшь огнивом - и вот предо мной собака из третей комнаты с глазами как круглые башни. Собаки верны хозяину огнива и выполняют все его прихоти. Получив волшебное огниво получил я и деньги, и власть, и авторитет.

Но всего этого мне было мало. Как-то раз увидел я проезжавшую по дороге карету, в которой сидела Принцесса, и возжелал я её всем сердцем. И, не долго думая, той же ночью приказал своим псам найти Принцессу и спящей её привезти ко мне. Собаки исполнили приказ. Увидев Принцессу спящей, почувствовал я, что не смогу её больше никогда забыть. И стал я каждую ночь требовать от собак, чтобы те на спине привозили ко мне Принцессу.

Но Король с Королевой узнали о том, что псы похищают принцессу для меня. Схватили меня подчинённые Короля и Королевы, а на следующий день назначили казнь.

Вот наступил день казни, и, стоя на эшафоте, понял я, что во мне умерла последняя жалось к людям, ярость обуяла моё сердце. И решился я на отчаянное - при помощи огнива вызвал всех трёх собак и приказал им убить Короля и Королеву, присутствовавших на казни. Когда собаки разрывали на части тела Короля и Королевы, заливая всё вокруг горячей кровью, я смотрел в дощатый пол эшафота, поглаживая пальцами огниво и приговаривая «Моя прелесть!».

Затем я провозгласил себя королём и женился на Принцессе. И никто со мной не смел спорить, ведь у меня было волшебное огниво и три верные мне собаки.

Не простила Принцесса мне моей жестокости и возненавидела меня. И, пока я упивался безразмерным богатством и властью, подготовила план мести. Однажды, когда я в который раз требовал от неё исполнения супружеского долга, произнесла она страшное проклятье, что быть мне скелетом бессмертным до тех пор, пока в далёкой глухой деревушке у Деда с Бабкой курочка Ряба не снесёт золотое яйцо. В яйце будет смерть моя. И лишь когда Мышка-норушка вильнув хвостиком разобьёт яйцо стану я свободен от проклятья.

Тотчас же превратился я в скелет и в ужасе бежал из замка. Не зная, где скрыться, я вернулся в подземелье, в котором три комнаты и три сундука с несметными богатствами. Так я чах над золотом много веков, ожидая искупления своей вины.

Но и сама Принцесса поплатилась за страшное проклятье. Ненависть и злоба, переполнившие её, превратили Принцессу в Бабу-Ягу с костяной ногой. Вскоре ей тоже пришлось бежать из замка в лесную глушь, чтобы остаться жить среди зыбучих болот в избушке на курьих ножках.

День за днём, месяц за месяцем, год за годом, век за веком сидел я на сундуке с золотом, поглаживая огниво пальцами да приговаривая «Моя Прелесть!» и ожидая часа искупления.

И, раз вы сейчас читаете это письмо, то этот заветный час наступил.

А на последок я хочу написать вот что: я ненавижу «Мою Прелесть!», волшебное огниво, и, да, всё-таки я любил Принцессу, даже когда она стала Бабой-ягой.

Как-то попалось в сети обсуждение на тему, если ли вообще смысл в сказке о Курочке Рябе, и если есть, то какой? Сидят взрослые люди, и задают себе вопросы о смысле сказки, врезавшейся в память с детсадовского возраста... В детстве мы особо об этом не задумывались, но сказку запомнили накрепко. Я тоже задавалась этим вопросом, в сказках есть внутренняя логика, и обязательно должен быть смысл - случайный сюжет не сохранился бы в течении веков, а может быть, и тысячелетий.


* * *
Существует множество мнений относительно этой сказки — от того, что «Сказка о курочке Рябе» вообще не имеет ни смысла, ни логики, до подробного разбора мифопоэтического содержания в работах исследователей фольклора и мифологии. Мне встретилось даже мнение, что это память о космической катастрофе, произошедшей много тысячелетий назад (удар о Землю космического тела, и т.п.).

Я считаю, что в сказках отображается реальность высокого порядка, духовная традиция, которую люди должны были усваивать с детства, и случайных, или просто исторических сюжетов в волшебной сказке быть не может, она строится на основе наиболее значимых архетипов.

Волшебные сказки обладают смыслом несомненно. Были сказки — обрядовые тексты (отсюда многочисленные повторы, определенная структура), были календарные сказки, которые рассказывали в определенные периоды времени, или связанные с традиционными праздниками. Сказки — осколки некогда целостной Традиции, представлений о законах Вселенной, и смысл имеют глубинный и концептуальный.

Попробую «разобрать по косточкам» сказку, которую мы помним с самого раннего детства, но смысл её для нас был темен, так же, как и для наших родителей... Это лишь моя версия толкования сюжета этой сказки для самых маленьких. :)

Жили-были Дед и Баба... И была у них курочка Ряба.

Дед и Баба здесь — предки вообще, «деды». В беларусском языке предков называют «дзяды», есть и специальные обрядовые дни поминовения усопших предков, которые так и называются — Дзяды. Скорее всего, в сказке имеется в виду не столько возраст героев, сколько их значение, как отдаленных Первопредков.

В сказке даже не оговаривается типичное сказочное место и время - «в некотором царстве, в некотором государстве», «при царе Горохе», «давным-давно»... Зачин очень простой: «жили-были»... И всё. Мне видится, что это не случайность, так как сказочные формулы обычно соблюдаются строго и последовательно. Скорее всего, Дед и Баба (предки) жили в начале времен (возможно, в Золотом веке), когда царства ещё не существовали, а сказка описывает значимое мифическое событие катастрофического характера, определившее в дальнейшем судьбу людей.

Однажды Курочка Ряба снесла яичко, да не простое, а золотое.

В некоторых вариантах сказки яйцо не золотое, а пёстрое (что для куриного яйца тоже необычно, то есть, яйцо в любом случае необыкновенное, волшебное). Здесь надо остановиться немного подробнее. У многих народов мира имеются предания о Сотворении мира из яйца. Эта древнейшая мифологема сотворения мира известна, к примеру, у египтян: в египетском мифе мир возникает из яйца, которое снесла на холме, выросшем посреди первичного океана, священная птица Бену (Феникс). Таких примеров можно привести множество.

Часто в этих мифах, как и в нашей сказке, мир творится с помощью разбивания первичного яйца богом, или богами.

Дед бил-бил, не разбил, Баба била-била — не разбила.

Именно этот момент вызывает наибольшие сомнения и самые разнообразные толкования у тех, кто задавался вопросом о смысле сюжета... казалось бы, зачем бить такое чудесное яйцо? И почему потом дед и баба плачут, когда яйцо было разбито? Словом, ничего не понятно... Разве что, можно сделать совершенно бытовое предположение, что дед с бабой собрались банально приготовить яичницу (из золотого яичка, да), а мышка разбила его совершенно бездарно, и яйцо разбилось на пол, а не в сковородку. Как тут не плакать. :) А почему его было не сварить, не запечь? Ну, например. Зачем яйцо нужно было именно разбивать ?

В поступке героев есть определенная логика. Напрашивается предположение, что Деды-предки решили сами творить мир. Стать, как боги ... Но то, что дано богам, не дано людям. То, что они никак не могли разбить волшебное яйцо, прямо говорит слушателям сказки, что эта божественная задача людям не по силам. Пытаясь грубо разбить золотое яйцо, овладеть целостным божественным, надмирным знанием, тайной миротворения, нарушили предки Закон, вышли за пределы своей человеческой сущности. За что и поплатились, и плачут...

Моё предположение — это сказка-предостережение , которую требовалось усвоить чуть ли не с младенчества, что-то вроде предельно краткого изложения древнеславянского предания о «грехопадении», о том, как предки людей решили стать равными богам. И о том, что следует помнить о пределах смертного человека, чьё волепроявление ограничено природой преходящего мира, в котором он живёт. В некоторых вариантах сказки за разбиванием яйца следует цепочка несчастий, которые нарастают, как снежный ком — обычно в мифе о нарушении людьми некого космического порядка так и происходит, мир начинает рушиться, прорываются силы Хаоса, и благоденствие людей уничтожается, например, происходит первая смерть. В череде несчастий в одной из версий сказки упоминается, что «внучка с горя удавилась», огонь в печи пылает, изба ходит ходуном, грозя обрушиться (ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается), и хаос распространяется дальше — поповны разливают воду, попадья опрокидывает квашню, поп рвёт священные книги.

Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, и разбилось.

Мышка — существо хтоническое, подземное. И наделенное волшебной силой Нижнего мира, превышающей человеческую — по крайней мере, именно в этой сказке. Мышка часто выступает в мифах посредником, вестником, в сказках — оказывает помощь человеку в критической ситуации, обладая знаниями о законах потустороннего мира, сообщает ему, как правильно поступить, или какие слова следует сказать.

В данном варианте, Мышка сыграла негативную роль, вмешавшись в процесс творения, после чего дед с бабой плачут — случилась катастрофа, в которой они оказались виноваты (преступив закон), и затем происходят упомянутые выше несчастья. Мышка выбегает из подпола, из Нижнего мира, происходит прорыв инфернального, уничтожающего стройный изначальный Замысел, и, возможно, изначальное Знание.

Дед плачет, Баба плачет. Не плачь, Дед, не плачь, Баба, — говорит им курочка — я снесу для вас новое яичко, не золотое, а простое.

Этот наименее катастрофичный вариант концовки о многом говорит, и он с точки зрения мифа совершенно логичен. Из-за ошибки предков Золотой век закончился, сознание затемнилось, и возник тот мир, в котором могут жить и действовать смертные люди.

Возможно, сказка о курочке Рябе имела и более развернутое повествование (сказка лишь часть мифа), с какими-то важными деталями, которые со временем были утрачены. Моя реконструкция не претендует на истинность, это лишь попытка истолкования смысла сказки, основанная на знании древней мифологии, и уверенности, что волшебная сказка обладала глубоким и важным значением, и рассказывалась не только для развлечения.