Учим рисовать 5 лет простые. Первые шаги в рисовании: учим ребенка творчеству. Рисуем красками Неваляшку

Рисование – это очень интересный вид прикладного искусства, рисунки красками для детей позволяют развивать у детей личностные качества, привить им чувство вкуса. Занимаясь с ребенком, можно учить его мыслить, думать, чувствовать. Особенно полезно рисовать красками с детьми маленького возраста. Ведь рисуя в год, они развивают мелкую моторику кисти, что очень полезно для психического развития.

В два года дети не только охотно играют с кубиками, но и проявляют интерес к рисованию. Здесь у мамы есть возможность проявить всю свою творческую фантазию. Можно нарисовать практически все, что угодно. Это могут быть стулья, игрушки, посуда, любимая кошка.

Рисунки красками для детей помогут полноценно подготовить малыша к дальнейшему обучению в школе. Во-первых, улучшается координация кисти и мелкая моторика для 4 лет, во-вторых, можно развить интеллект.

Ну а выполнение точных движений кисточкой или карандашом – отличный способ подготовить руку к письму.

Можно в игровой форме научить отличать цвета и краски, определить размеры и научить элементарному счету. Рисование помогает справляться с психологическими комплексами до 7 лет.

Поскольку простые рисунки красками можно начинать достаточно рано, то совершенно необязательно дожидаться, пока ребенок будет просить инструменты для рисования. Для начала можно рисовать самой, приговаривая «смотри, что я нарисую», а малыш легко может выступать в роли зрителя. Кроха в 4-х месячном возрасте еще не сможет удержать карандаш или кисточку.

При этом в качестве материалов могут выступать не только карандаши и краски. Можно освоить пальчиковую живопись с помощью пальчиков и ладошек.

Какие краски подойдут для детского творчества

На сегодняшний день в магазинах можно приобрести краски, которые идеально подойдут для детского творчества. Среди них:

  • Специальные наборы для рисования пальчиками для детей 2 лет.

  • Гуашевые краски – с четырех лет.

  • Акварельные с 6 лет.

Поскольку мы планируем начинать уроки по рисованию с 2-3 лет, то стоит выбрать именно пальчиковые. Для детей 3-4 лет можно перейти на гуашевые и акварельные.

Рисование красками для детей не должно быть однообразным. Совсем необязательно раскрашивать обычный листок бумаги. Нужно постепенно добавлять новые элементы.

На видео: как просто и красиво нарисовать осьминога красками.

С каких рисунков стоит начинать

Если мы учимся рисовать, то начинать нужно с простейшего. По мере приобретения опыта и навыков задача будет усложняться. Занимаясь с ребенком, не нужно добиваться, чтобы он делал все правильно. Дети должны пройти стадию марания. Эта стадия продолжается примерно до двухлетнего возраста. Сначала малыш будет просто чиркать карандашами по бумаге.

Однако в это время можно научить немного большему. Обратите внимание:

  1. С детьми 2-3 лет можно осваивать навыки работы с карандашом, фломастером и кисточкой.
  2. С пяти аккуратно ставить точки, делать линии, круги, овал, штрихами закрашивать рисунки.
  3. С семи реально освоить навыки композиции.

Простые уроки рисования для малышей

Эти простые уроки рисования я обычно провожу с малышами. Очень интересными получаются детские рисунки в технике пальчиковой живописи. Вот как это сделать:

  1. Предложите малышу окунуть пальчик в краску. Теперь поставьте пальчик на лист бумаги, получится пятнышко.
  2. Помогите нарисовать лепесток или какую-нибудь гусеницу.
  3. Проводя линии, нарисуйте лучики, как у солнышка.

Пусть теперь ребёнок попробует сам нарисовать что-нибудь. По мере того, как ручки в 5 лет станут более уверенными, можно учить его пользоваться кисточкой. Нужно показать малышу три основных навыка рисования кисточкой, покажите, как промывать ее перед тем, как набирать новую краску.

Существует несколько способов рисования кисточкой:

  • Примакиванием. Рисуем, легко касаясь бумаги, и тут же убираем кисточку, нанося пятна краски. Пусть ребенок 3 лет наблюдает, как получается изображение.
  • Техника мазками . Аккуратно с 3 лет прорисовывайте линии, в самых разных направлениях. Пусть они отличаются по длине.
  • Нарисовать эскиз с помощью карандаша с 8. Для начала делают основные линии и эскиз с помощью карандаша, а затем раскрашивают.

По мере развития навыков задачи будут усложняться. Существуют очень интересные техники. Их можно освоить, проводя с ребенком регулярные занятия. Чтобы закрепить тот или иной навык, требуется несколько занятий.

Как нарисовать радугу и бабочку (2 видео)


Рисовать лучше начинать с самого детства – это один из самых благодатных периодов для овладения основами изобразительного искусства.

Поэтапное рисование для детей — способ, который поможет вам развить творческие способности вашего ребенка, вне зависимости от его природных данных.

Вы проведете много увлекательных часов, постигая шаг за шагом основы рисования и сможете затем воплотить в реальность все ваши творческие фантазии.

Поэтапное рисование, это метод рисования, который позволяет создавать рисунок последовательно, по этапам, от простого к сложному.

Иногда всё дело стоит на месте просто из-за того, что человек не знает, с чего начать. Часто ребёнок просит маму или папу «А нарисуй черепаху», и родитель с радостью бы осуществил пожелание малыша, да не знает – как.

А если бы перед ним была схема поэтапного рисования той же черепахи, он с лёгкостью бы справился с этим заданием.

Для детей же поэтапное рисование – хорошее подспорье: во-первых, они учатся рисовать без ошибок, соблюдая определённый порядок действий, во-вторых, в процессе многократных тренировок у них вырабатывается алгоритм, который позволит впоследствии самим безошибочно изображать многие вещи и без схемы.

Наконец, это просто очень интересно и увлекательно – следить, как из маленьких фигур и штрихов вырисовывается целый образ, причём, неудачи случаются редко.

Как научить ребёнка рисовать поэтапно?

Конечно, сначала неплохо бы самим родителям освоить этот несложный метод. И если ребёнок будет наблюдать за тем, как старается в творческом деле мама или папа, желание повторить за старшими однозначно возникнет.

На первых порах, на уроках поэтапного рисования с ребенком, необходимы удобные и понятные схемы.

Суть метода заключается в том, что рисование чего-либо проходит в несколько приёмов.

То есть, рисуя кота, мы не будем начинать с хвоста или мордочка, а последуем определённой схеме, которая позволит избежать ошибок и неточностей в пропорциях.

Проще всего начинать освоение поэтапного рисования с карандашных зарисовок. Краски и пастель пригодятся позже.

Уроки поэтапного рисование дома

Чтобы организовать процесс вам понадобятся:

  • альбом для рисования хорошего качества (достаточно плотное, не мнущаяся в работе бумага);
  • карандаши разной мягкости;
  • ластик;
  • схемы, на которых всё хорошо видно.

Если карандашное рисование уже освоено, или вы сразу хотите перейти к пастели или краскам, всё это тоже должно быть в наличии.

Обеспечьте начинающему художнику отличное рабочее место: удобные стол и стул, хорошее освещение, отсутствие всех отвлекающих моментов. Ребёнку должно быть удобно.

Если рядом есть доска или мольберт – замечательно, туда вы можете прикрепить схемы. Можно использовать также подставку для книг или стену.

Перед тем, как заняться рисованием, обязательно расскажите ребёнку о следующих правилах:

  • спешить не стоит, всё получается только у тех, кто старается;
  • действовать нужно строго по схеме, особенно, если только начинаешь учиться рисовать;
  • запоминай, что делаешь, и в следующий раз схема может тебе и не понадобиться;
  • начинай с самого простого, постепенно переходя на более сложные рисунки.

Далее показываем ребёнку интересные схемы. Предложите на выбор несколько схем, пусть юный художник выберет то, что ему по душе. Помните, что начинать лучше всего с более простых схем: осваиваем вначале поэтапное рисование животных, узоров, а позже переходим к рисованию человека.

Примеры поэтапного рисования

Как нарисовать зайца

Начнём со стилизованного, мультяшного зайчика, который легко получится и у дошколёнка.

  1. Рисуем большой горизонтальный овал, а под ним маленький вертикальный, но без верхушки.
  2. К маленькому овалу подрисовываем лапки.
  3. Маленький овал и два кружочка в большом овале – прорисовываем мордочку.
  4. Рисуем носик и зрачки – точно по схеме.
  5. Рисуем одинаковые ушки.
  6. Прорисовываем мелкие детали – ротик, бровки, усики, пальчики. В лапке у зайчика должен быть цветочек.
  7. А теперь под лапами зайчика осталось нарисовать скейборд – наш зайка очень спортивный и озорной.

Рисунок кошки

А теперь изобразим милую кошечку.

  1. Сначала рисуем круг – это будет головка.
  2. Два треугольничка сверху – получились ушки.
  3. Внутри каждого треугольничка ещё по одному маленькому.
  4. Две точечки и носик-треугольник – начинает прорисовываться мордочка.
  5. Из-под носика в разные стороны идут две дужки – ротик котика. Не забываем и про роскошные усы.
  6. Прорисовываем туловище – начинаем с дуги.
  7. Рисуем ошейник нашей кошке.
  8. С другой стороны прорисовываем лапку.
  9. Осталось нарисовать ещё одну лапку.
  10. А теперь можно взять карандаши или краски и сделать нашу кошечку цветной. Готово!

Рисуем собаку

Теперь нарисуем очаровательного щенка.

  1. Начинаем с овала и полуовала, они не должны быть соединены!
  2. Теперь прорисовываем глазки и хвостик.
  3. Ушки, носик, пятно вокруг глаза – продолжаем прорисовывать мордочку.
  4. Рисуем язычок и тонкими прямоугольниками соединяем головку с туловищем и ушки с головкой.
  5. Прорисовываем лапки.
  6. Осталось только разукрасить щенка. Вот и всё!

Рисуем розу

  1. Рисуем простой овал на тонком стебельке.
  2. Подрисовываем по бокам стебелька листочки.
  3. Внутри овала прорисовываем два главных лепестка.
  4. Внутри лепестков – основание бутона, как свёрнутый рулончик.
  5. Прорисовываем боковые, маленькие лепестки.
  6. Добавляем цвета — и очаровательная розочка готова!

Рисование василька

  1. Рисуем круг на тонком стебле.
  2. Прорисовываем сердцевинку и маленькие стебельки на большом стебле.
  3. На стебельках прорисовываем бутончики. Отделяем лепестки.
  4. Дорисовываем бутоны, выделяем зубчики лепестков.
  5. Стираем ластиком линию круга.
  6. Разрисовываем василёк в цвете.

Рисование человека

Эта простая схема поможет ребёнку освоить пропорции в рисование человека.

  1. Рисуем голову (овал), шею и треугольник – будущее основание туловища.
  2. Внизу большого треугольника – маленький треугольник, ноги (прорисовываются колени).
  3. Рисуем руки, опираясь на отметки, означающие длину.

Рисунок танка

Научиться рисовать танк захочет любой мальчишка, и это совсем несложно.

  1. Рисуем основу, максимально соблюдая пропорции.
  2. Прорисовываем колёса-гусеницы и дуло.
  3. Сосредоточимся на мелких элементах.
  4. С помощью карандашей рисуем танк в цвете.

Как нарисовать узор

Возможно, после освоения рисования этих элементов ребёнка заинтересует роспись по дереву – очень интересное, традиционное творчество.

Рисуем узор «Травный орнамент»

  1. Несколько завитушек – это будет основа орнамента. Они должны быть ровные, изящные.
  2. В двух больших углах прорисовываем красные лепестки.
  3. Осталось прорисовать более мелкие чёрные лепестки.

Узор «Листочки»

Во многих образцах хохломской росписи присутствуют эти элементы.

  1. Тонкий стебелёк – маленькая, изогнутая линия.
  2. Вытянутый овал на стебельке рисуем зелёным.
  3. В «пару» ему ещё два листочка, в которых жёлтым цветом прорисовываем жилки.

Итак, поэтапное рисование – это метод, в основе которого лежит порядок и схематичность. Чтобы закрепить некий алгоритм в творческом сознании ребёнка, имеет смысл прибегнуть к этому методу. Начинать стоит с простых стилизованных рисунков, изображений мультяшных героев и т.д. Это и просто, и интересно, и результат будет успешным.

Когда ребёнок освоит азы поэтапного рисования, он, возможно, захочет продолжить занятия творчеством в студии изобразительного искусства или художественной школе. А. может быть, он продолжит совершенствовать своё умение в рисовании по схемам, которые будут усложняться.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №85 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа дополнительного образования

по художественно-творческому развитию дошкольников

«Рисую с удовольствием»

для детей 4-5 лет

Программу составила:

воспитатель

Нетеребская В.В.

Санкт-Петербург

2015

  1. Пояснительная записка…………………………………………………
  1. Цели и задачи программы………………………………….…………..
  1. Возрастные особенности детей 4-5 лет………………………………
  1. Содержание психолого-педагогической работы по программе…....
  1. Перспективный план работы на учебный год………………………..
  1. Календарно-тематическое планирование……………………………..
  1. Показатели художественно-эстетического развития детей 4-5 лет...
  1. Диагностика художественно-эстетического развития детей 4-5 лет.
  1. Список литературы………………………………………………………

Пояснительная записка

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знанийэстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как ониоткрывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Наше творчество». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесспедагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может бытьодинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Цель и задачи программы:

Цель: Формировать художественное мышление через различные способы рисования с использованием нетрадиционных техник.

Задачи:

Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них

интересно или эмоционально значимо.

Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения

новых цветов и оттенков.

Используемые методы :

Для качественного развития творческой деятельности юных художников дошкольникам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.

Методы, которые используются в работе :

Репродуктивный (воспроизводящий);

Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

Эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала.

Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.

Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Организация занятий кружка:

Занятия по данной программе проводятся один раз в неделю в вечерний отрезок времени продолжительностью 20 минут. По окончанию каждого занятия организуются еженедельные выставки детских работ для родителей, и тематические выставки в ДОУ ежеквартально.

Материалы:

  • акварельные краски, гуашь;
  • восковые и масляные мелки, свеча;
  • ватные палочки;
  • поролон;
  • трубочки коктейльные;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;
  • матерчатые салфетки;
  • стаканы для воды;
  • подставки под кисти;
  • кисти;
  • цветные карандаши

Возрастные особенности детей 4-5 лет:

Изобразительная деятельностьв этом возрасте получает значительное развитие. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – черных или белых?»,большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.

Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя сдругим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Программа рассчитана на один год обучения (для детей с 4 до 5 лет), содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает:

  • предметное,
  • сюжетное,
  • декоративное рисование,
  • рисование по замыслу,

включает необходимое оборудование. Методика организации работы детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики:

  • систематичность,
  • последовательность,
  • доступность,
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Качество детских работ зависит от :

Грамотного методического руководства со стороны взрослых;

Уровня умственного развития ребёнка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т.д.)

Степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом;

Развития у ребёнка таких качеств как настойчивость, целеустремлённость и внимательность, любознательность, взаимопомощь и др.

Используются нетрадиционные техники рисования.

  • Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

  • Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

  • Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

  • Скатывание бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

  • Оттиск поролоном

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

  • Оттиск пенопластом

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

  • Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

  • Восковые мелки + акварель

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

  • Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

  • Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

  • Черно-белый граттаж (грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

  • Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

  • Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

  • Отпечатки листьев

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

  • Тиснение

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

  • Цветной граттаж

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

  • Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым

Перспективный план работы на учебный год

п/п

Тема

Программное содержание

Кол-во занятий

Всего часов (мин.)

Летний луг

Украсим вазу для цветов

Бабочки, которых я видел летом

По замыслу

Лесные колючки

Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жёсткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной работы (прорисовки) карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе – сухими листьями

Осенние листья

Познакомить детей с техникой «тиснение». Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать на них тиснение.

Осенний пейзаж

Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, приём – тычкование. Учить делать ёжика, грибочки для него. Развивать чувство композиции.

Я шагаю по ковру из осенних листьев

Я люблю пушистое, я люблю колючее

Первый снег

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Учить самостоятельно выбирать технику и тему

Снегопад

Упражнять в рисовании концом кисти. Закреплять умение смешивать белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции

Волшебные

Снежинки

Учить детей украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение

Зимняя ночь

(2 занятия)

Ёлочка нарядная

Зимний лес

Лесной сторож(филин)

Пингвины на льдинах

По замыслу

Лодочка

Семеновские матрешки

(2 занятия)

Познакомить детей с семёновскими матрёшками. Учить определять колорит, элементы росписи и украшения. Упражнять в рисунке силуэтов матрёшек разной величины Продолжать знакомить детей с семёновскими матрёшками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрёшек. Развивать цветовосприятие.

Открытка для мамы(мамины любимые цветы)

Моя мама

Рамка для фотографии

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение самостоятельно выбирать технику и тему

Фантастическая планета

Звездное небо

Учить детей создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник

Старинная картина

Расцвели цветы

Краски моря

Как я люблю

одуванчики

Совершенствовать умение детей в данных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа

По замыслу

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема занятия

Нетрадиционная техника

Цели и задачи

Программное содержание

Оборудование

ОКТЯБРЬ

«Лесные колючки»

Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой

Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жёсткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной работы (прорисовки) карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе – сухими листьями.

1.Загадка про ежика

2. Воспитатель подсказывает, как создать образ ежа с помощью мятой бумаги

3. Самостоятельный выбор детей фоновой бумаги

4.Физминутка

5.Выполнение работы

6.Выставка работ, подведение итогов

Иллюстрации с изображениями ежей, жёсткая кисть, смятая бумага, набор гуаши, кисть, сухие листья, клей.

«Осенние листья»

Тиснение

Познакомить детей с техникой «тиснение». Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать на них тиснение.

1.Музыкальное сопровождение начала занятия(Вивальди.Времена года)

2.Рассказ о листопаде

3.Игра «Собери листья»

4.Показ, как работать с шаблонами

5.Физминутка

6.Выполнение работы

7.Обсуждение выполненной работы

Шаблоны листьев разной формы, прост. карандаш, цв. карандаши, материал для тиснения (предм.сразл.фактур.,гуашь.

«Осенний пейзаж»

Тычкование

Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, приём – тычкование. Учить делать ёжика, грибочки для него. Развивать чувство композиции.

1.Демонстрация иллюстраций с осенними пейзажами различных художников

2.Игра «Краски осени»

3.Физминутка

4.Напомнить детям о приеме тычкование

5.Краткое описание композиции осеннего пейзажа

6.Выполнение работы\

Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2*2 см) из газетной бумаги, красная, коричневая, белая бумага для грибов, листья, изготовл. на пред.занятии.

«Я шагаю по ковру из осенних листьев»

Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

1.игровая ситуация «В гостях у осени»

2.Загадки про осень

3.Знакомство с техникой «набрызг»

4.Игра «Я знаю осени цвета»

5.Физминутка

6.Выполнение работы

7.Оформление выставки

Листы формата А3 чёрн.цвета, опавшие листья,гуашь, кисти, поролонов.тампоны, трафареты.

НОЯБРЬ

«Я люблю пушистое, я люблю колючее»

Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном

Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном

1.Рассматривание иллюстраций с ежами и цыплятами

2.Сенсорное упражнение «Что я чувствую»

3.Показ использования жесткой кисти для приема «тычкование»

4.Физминутка

5.Выполнение работы

6.Рассматривание и обсуждение выполненных работ.

Тонированная или белая бумага, жёсткая кисть, гуашь (для графики – только чёрная), скомканная бумага,поролон.тампоны, эскизы, фото, тарелка, для печати.

«Первый снег»

Монотипия. Рисование пальчиками

Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции

1.Игровое упражнение «Мокрый снег»

2.Беседа о составлении композиции.3.Рассматривание дерева с листьями и без

3.Показ приема рисования пальчиками

4.Физминутка

5.Выполнение работ

6.Оформление выставки

Лист формата А4, тёмно-голубого, тёмно-серого, фиолетового цветов, чёрная и белая гуашь в мисочках, салфетки, эскизы, иллюстрации.

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Учить самостоятельно выбирать технику и тему.

1.Спросить детей, что они рисовали, что им понравилось

2.Вспомнить техники и приемы, которые были использованы в предыдущих работах.

3.Физминутка

4.Выполнение работ

5.Создание выставки

Всё имеющееся в наличии.

«Снегопад»

Тычкование

Упражнять в рисовании концом кисти. Закреплять умение смешивать белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции.

1.Загадка про снег

2.Показ приема смешивания красок

3.Рассматривание иллюстраций со снегопадом

3.Игра «Расскажи, какого цвета»

4.Показ приема тычкование

5.Физминутка

6.Выполнение работ

7.Обсуждение выполненных работ

Лист бумаги, белая, синяя, фиолетовая гуашь, иллюстрации, эскизы.

ДЕКАБРЬ

«Волшебныеснежинки»

Тычкование

Учить детей украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции

1.Игровая ситуация «Снежная Королева»

2.Игра « Теплое –холодное»

3. Показ воспитателем приема тычкование4. Выполнение работ

4.Физминутка

5.Игра « Северные гости»

6.Оформление выставки

Тарелочки и подносы, вырезанные из чёрной бумаги, белая, синяя, фиолетовая гуашь, иллюстрации, эскизы.

«Зимняя ночь»,

I занятие

Чёрно – белый граттаж

Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой чёрно – белого граттажа. Учит натирать лист бумаги свечой, следить, чтобы весь лист был покрыт стеарином. Учить смешивать гуашь и клей в одинаковой пропорции, наносить состав на покрытую стеарином поверхность листа.

1.Рассматривание иллюстраций зимнего ночного пейзажа

2.Загадка про ночь

3.Беседа о выборе материалов для рисунка

4.Показ воспитателем техники натирания свечой альбомного листа

5.Физминутка

6.Игра «День-Ночь»

Лист полукартона, свеча,тушь+жидкое мыло, кисть

«Зимняя ночь»,

II занятие

Чёрно-белый граттаж

Учить детей передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в таких средствах выразительности, как линия, штрих.

1.Игровая ситуация «В гости к северному оленю»

2.Показ воспитателем способов изображения при помощи процарапывания листа заостренной палочкой

3.Физминутка

4.Выполнение работ

5.Оформление выставки

Заострённая палочка, эскизы, иллюстрации.

«Ёлочка нарядная»

Рисование пальчиками, акварель+восковые мелки

Учить детей изготавливать плоскостные ёлочные игрушки (в технике акварель+восковой мелок) для украшения ёлочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на ёлочных игрушках. Учить украшать ёлку бусами, используя рисование пальчиками.

1.Прослушивание песни « К нам елочка пришла зимой»

2.Создание игровой ситуации «Новогодние игрушки»

3.Рассматривание новогодних игрушек

4.Показ техники обрывание

5.Физминутка

6.Выполнение работ

7.Обсуждение работ, оформление выставки.

Различные вырезанные из бумаги фигуры, ёлочка, акварель, восковые мелки, гуашь в мисочках, ёлочные игрушки.

ЯНВАРЬ

«Зимний лес»

Печать поролоном, тычок полусухой жёсткой кистью

Учить детей изображать хвойный лес методом тычка полусухой кистью, упражнять в рисовании снега печатью поролоном, придавать «искристость», приклеивая нарезанный дождик.

  1. Рассматривание репродукций художников на тему «Зимний лес»
  2. 2.Слушание музыкального произведения «Времена года» Вивальди
  3. 3.Показ приема обрывания и тычка полусухой кистью

4.Физминутка

5.Выполнение работ

  1. 6.Рассматривание выполненных работ оформление выставки

Лист формата А3, гуашь, кисти, поролон, клей, нарезанные блёстки.

«Лесной сторож» (филин)

Тычок мятой бумагой, ватные палочки

Учить детей создавать выразительный образ филина, используя технику тычка мятой бумагой. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами.

1. Загадка про филина

2.Игровая ситуация « Я в дремучем лесу»

3.Показ эскизов леса и филина в разных техниках

4.Физминутка

5.Выполнение работ

6.Оформление выставки

Бумага формата А3, мятая бумага, чёрная гуашь, иллюстрации, эскизы.

«Пингвины на льдинах», I занятие (снег, лёд и полярная ночь)

Печать поролоном

Учить изображать снег, лёд и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая её прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа, изображать пористые облака с помощью печати поролоном.

1.Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Вот север..»

2.Предложение выбрать подходящие иллюстрации из предложенных

3.Игра «Теплое-холодное»

4.Показ приема смешивания гуаши для получения необходимого оттенка

5.Физминутка

6.Выполнение закрашивания фона

Листы формата А3, гуашь, кисть, поролоновые тампоны.

«Пингвины на льдинах», II занятие (пингвины)

Печать поролоном

Совершенствовать умение в смешивании белой и чёрной краски прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет.

1.Игровая ситуация « К нам на льдине приплыли пингвины»

2.Обсуждение и показ рисования пингвинов техникой печати поролоном

3.физминутка

4. выполнение работ

5.обсуждение и оформление выставки

Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации

ФЕВРАЛЬ

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение самостоятельно выбирать технику и тему.

1.Игровая ситуация «Подарок для мишки»

2.Рассматривание предыдущих работ

3.Обсуждение техник, в которых были выполнены работы

4.Физминутка

5.Беседа « Что бы я нарисовал»

6.Физминутка

7.Выполнение работ

8.Оформление выставки

Всё имеющееся в наличии.

«Лодочка»

Закрепить умение пользоваться техниками рисования по сырой бумаге. Развивать пространственное мышление, закреплять знания о разнообразной цветовой гамме.

1.Рассматривание репродукций морских пейзажей

2.Показ техники рисования по сырому акварельными мелками

3.Игра « В лодочке»

4.Физминутка

5.Выполнение работ

6.Оформление выставки

Картон, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

«Семёнов-ские матрёшки» (мама с дочкой), I занятие

Рисование акварельными мелками по сырому фону

Познакомить детей с семёновскими матрёшками. Учить определять колорит, элементы росписи и украшения. Упражнять в рисунке силуэтов матрёшек разной величины

1.Игра «Матрешки»

2.Показ семеновской матрешки

3.Рассматривание узоров, обсуждение

4.Показ отдельных узоров

5.Физминутка

6.Выполнение работ

Семёновские матрёшки, бумага формата А3, гуашь или чёрный маркер и акварель.

«Семёно-вские матрёшки» (мама с дочкой), II занятие

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить детей с семёновскими матрёшками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрёшек. Развивать цветовосприятие.

1.Игра «Разложи узор»

2.Игровая ситуация «Подарок матрешкам»

3.Показ рисования узоров

4.Физминутка

5.Выполнение работ

6.Игровая ситуация «Матрешка говорит спасибо»

Семёновские матрёшки, ранее нарисованные, гуашь.

МАРТ

«Открытка для мамы (мамины любимые цветы)»

Печать по трафарету, объёмное изображение с использованием опилок, рисование ватными палочками

Учить детей украшать цветами и рисовать при помощи опилок (смешать клей ПВА и опилки, нанести на трафарет). Закреплять умение пользоваться знакомыми техниками. Учить располагать изображение на листе по – разному.

1.Слушание песни про маму

2.Игровая ситуация

«Мамы разные нужны»

3.Показ и обсуждение новой техники рисования опилками

4.Физминутка

5.Выполение работ

6.Беседа «Вот какие мамы»

Картон, трафареты цветов, клей ПВА, опилки, иллюстрации, открытки.

«Моя мама»

Рисуем жидким тестом, пальчиками

Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приёмами рисования (пальчиками). Развивать чувство композиции.

1.Чтение стихов про маму

2.Рассматривание репродукций портретов

3.Игра «Какой формы»

4.Игра «Подбери глаза»

5.Обсуждение материала для работы

6.Физминутка

7.Выполнение работ

8.Обсуждение и оформление выставки

Лист формата А3 (плотный), мука, тюбики для жидкого крашеного теста.

«Рамка для фотографии»

Рисуем клеем ПВА – выпуклые линии, эффект «старого золота» с помощью акриловой краски и крема для обуви

Учить детей украшать узором рамки для фотографий; рисовать тонкие линии клеем по заранее нарисованному рисунку (доходя до конца линии резко отрывать флакон от рисунка, чтобы клей не капал); добавлять в рисунок различные точки, завитушки, линии. Развивать творчество.

  1. Рассматривание вариантов узора
  2. Игровая ситуация «Что можно подарить»

3.Показ правильного выполнения работы с помощью клея

4.Физминутка

5.Выбор материалов для работы

6.Выполнение работ

7.Рассматривание выполненных работ, обсуждение

Белый картон А4, клей ПВА, крем чёрный для обуви, золотая акриловая краска, тряпочка.

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение самостоятельно выбирать технику и тему.

2.Напоминание тех рисунков, которые были выполнены ранее

3.Физминутка

4.Выполнение работ

5.Оформление выставки

Всё имеющееся в наличии.

АПРЕЛЬ

«Фантас-тическая планета»

Пастельные мелки, рисование ватными палочками

Учить детей при помощи пастельных мелков создавать фантастический рисунок необычной планеты. Развивать воображение, творчество.

  1. Прослушивание музыкального произведения « Как звучат планеты»
  2. Рассматривание иллюстраций на тему «Планеты»
  3. Показ техники рисования ватными палочками

4.Обсуждение и показ композиций

  1. Физминутка
  2. Выполнение работ
  3. Оформление выставки, обсуждение получившегося

Плотная бумага с шершавой поверхностью, пастельные мелки, ватные палочки.

«Звёздное небо»

Набрызг, печать поролоном по трафарету

Учить детей создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

  1. Загадки о космосе
  2. Игра «Какой цвет?»
  3. Показ техники набрызг и печать по трафарету
  4. Физминутка
  5. Выполнение работ
  6. Оформление выставки

Бумага формата А3, кисти, гуашь, трафареты, поролоновые тампоны, жёсткая кисть, эскизы, иллюстрации.

«Старин-ная картина»

Работа с краской, стекающей с рисунка, сделанного восковыми мелками

Учить детей новой технике – эффект потрескавшегося воска. Учить заполнять рисунком весь лист. Совершенствовать технические навыки при работе в нетрадиционной технике.

1.Рассматривание иллюстраций со старинными картинами

2.Беседа « В чем отличие?»

3.Показ техники работы с воском и краской

4.Физминутка

5.Выполнение работ

6..Оформление выставки

Альбомный лист, восковые мелки, плакатная краска, утюг (при необходимости)

«Расцвели цветы»

Рисуем контуры цветов по папиросной бумаге фломастером

Упражнять детей в получении новых оттенков цветов путём наложения папиросной бумаги друг на друга. Упражнять в технике обрывания, закреплять навыки работы с клеем.

  1. Чтение стихотворения о цветах

2.Рассматривание иллюстраций и эскизов цветов

3.Беседа «Мои впечатления»

4.Игра «Подбери цвет»

5.Предложить нарисовать цветы, самостоятельно выбирая материал и композицию

6.Физминутка

7.Просмотр детских рисунков

Папиросная бумага, клей ПВА, чёрный фломастер, белый картон А3

МАЙ

«Краски моря», I занятие

Изготовление силуэтов из папиросной бумаги

Совершенствовать умение детей создавать рисунок при помощи папиросной бумаги. Учить детей изготавливать трафарет из образца.

  1. Слушание музыкального произведения «Шум моря»
  2. Рассматривание репродукций на морскую тематику
  3. Показ техники работы с папиросной бумагой
  4. Физминутка
  5. Выполнение работ

Папиросная бумага, фломастер, целлофановый пакет, клей ПВА, эскизы и иллюстрации обитателей моря.

2

«Краски моря», II занятие

Использование целлофана, обведение контуров чёрным фломастером

Учить детей доводить начатое дело до конца, видеть результат своей работы, воспитывать аккуратность в работе, усидчивость.

  1. Игра «Краски моря»
  2. Показ техники обведения контуров черным фламастером
  3. Выполнение работ
  4. Обсуждение результатов деятельности и оформление выставки

Чёрный картон, фломастер

3

«Как я люблю одуванчики»

Восковой мелок+ акварель, обрывание, тычкование

Совершенствовать умение детей в данных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа.

  1. Загадка про одуванчики
  2. Беседа «Как выглядят одуванчики»
  3. Рассмотретьбукет, обращая внимание на форму листьев,цветов
  4. Физминутка
  5. Выполнение работ
  6. Оформление выставки

Бумага А4, цветной картон А4, восковые мелки, акварель, кисти, жёлтые салфетки (2*2), зелёная бумага, синтепон, клей.

4

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение самостоятельно выбирать технику и тему.

1.Беседа «Что бы я нарисовал»

2.Обсуждение различных материалов и техник

3.Игра « Выбери подходящий фон»

4.Физминутка

5.Выполнение работ

6Оформление выставки

Всё имеющееся в наличии.

Показатели уровня художественного развития

детей4-5 лет

Важнейшим показателем уровня художественно- эстетического развития ребёнка в этом возрасте является интерес к самому процессу рисования, желание ребенка как рисовать по заданной теме, так и пытаться создать композицию по собственному замыслу.

Наслаждаться созданными произведениями, материалом, с которым дети работают, рисунками своими и товарищей- задача, позволяющая говорить о высоком уровне развития художественных способностей

В этом возрасте ребенок использует достаточное количество изобразительного материала- краски, карандаши, мелки, а также нетрадиционные материалы (ватные палочки, листья, трубочки для коктейля и т.д.)

При достаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте встречается довольно часто) выразительность рисунка детей повышается, выявляет творческую одаренность, творческие способности.

Умение внимательно рассматривать произведения искусства, передавать свои эмоции, полученные при этом процессе также являются важной составляющей развития художественного вкуса.

Ребенок проявляет желание общаться с прекрасным, с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности. Любит заниматься изобразительной деятельностью совместно со взрослым и самостоятельно.

Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения.

Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию, выделяет и поясняет их особенности.Узнает некоторые предметы и произведения народных промыслов.

В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира и искусства различает формы, размеры, цвета. При косвенной помощи взрослого может внимательно рассматривать художественный образ, отмечать некоторые средства выразительности, соотносить воспринимаемое с собственным опытом.

В процессе собственной деятельности стремится создавать выразительные и интересные образы, выбирает при небольшой помощи взрослого и правильно использует инструменты и материалы.

Владеет отдельными техническими и изобразительными умениями, осваивает некоторые способы создания изображения в различных техниках.

Система мониторинга:

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение.
  • и т.д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Анализируя детский рисунок, педагог оценивает характеры героев, использование специфики таких изобразительных средств, как точка, линия и штрих, и делает вывод о том, насколько творчески ребенок подошел к заданию, по силам ли оно ему.

Рисунки, выполненные детьми на занятиях кружка «Наше творчество» оцениваются по следующим критериям:

Формообразующие движения

Вертикальные

Горизонтальные

Короткие

Пересекающиеся

Волнистые

Круг

Овал

Треугольник

Квадрат

3 балла – наличие всех линий и форм

2 балла – неточные, неровные, неуверенные, незаконченные

1 балл – нет в рисунке данных линий и форм

Части предметов

3 балла – ребёнок изображает предметы, состоящие из 3-х частей разной формы

2 балла – предметы из 2-х частей разной формы

1 балл – предметы из частей одинаковой формы

Сюжет

3 балла – в рисунке присутствует 3 предмета, связанные между собой

2 балла - 2 предмета

1 балл – 1 предмет

Использование цвета

3 балла – 3 цвета

2 балла – 2 цвета

1 балл - 1 цвет

Соответствие реальному цвету

3 балла – предметы соответствуют реальному цвету

2 балла – есть некоторые несоответствия

1 балл - все предметы одного цвета или не совпадают с реальным

3 балла – соблюдение пропорций

2 балла – некоторое несоответствие

1 балл - отсутствие пропорций

Композиция

3 балла – располагает предметы по всему листу или узкой полосе

2 балла – расположение выше узкой полосы

1 балл - хаотичное расположение

Творчество

3 балла – составляет рассказ о нарисованном

2 балла – перечисляет нарисованные предметы

1 балл - не идёт на контакт

Контур

3 балла – умение рисовать набросок

2 балла – сильный нажим в некоторых местах

1 балл – неумение рисовать набросок

Строение предметов, присутствие частей

3 балла - присутствуют все части, расположены верно

2 балла – есть незначительные искажения

1 балл – части предметов расположены неверно, некоторых не хватает

Динамика

3 балла – присутствует, передано достоверно

2 балла – есть недостатки в передаче движения

1 балл – изображение статично

Итоговая карта динамики художественного развития детей 4-5 лет

Ф. И. ребенка

Формообразующие движения

Части предметов

Сюжет

Использование цвета

Соответствие реальному цвету

Соотношение по величине, пропорции

Композиция

Творчество

Контур

Динамика

Всего баллов

Уровни художественно-творческого развития

детей 4-5 лет

Высокий (25-30 баллов) – владеет формообразующими движениями, изображает предметы, состоящие из трех частей разной формы, в рисунке присутствует 3 предмета, связанные между собой, использует три и больше цветов, предметы соответствуют реальному цвету, соблюдает пропорции в рисунке, располагает предметы по всему листу, учитывает расположение сюжета, составляет рассказ о нарисованном, умеет сделать набросок, все части нарисованы верно, достоверно передана динамика.

Средний (15-20) – формообразующие линии присутствуют, но они неточные и нечеткие, изображает предметы, состоящие из двух частей, в рисунке присутствуют два предмета, связанные между собой, использует два и больше цветов, есть некоторые несоответствия по реальному цвету, есть некоторые несоответствия по пропорциям, не всегда соблюдает композиционное расположение, перечисляет нарисованное, сильно нажимает в некоторых местах, не все части нарисованы правильно, есть недостатки визображении движений.

Низкий уровень(10-15) – о тсутствие формообразующих линий, изображает предметы, состоящие из одной части, в рисунке не более одного предмета, использует один-два цвета, цвета не соответствуют реальному предмету, пропорции не выдерживает, композиционное расположение отсутствует, не может рассказать о нарисованном, не умеет рисовать набросок,части предметов изображает неверно, изображение статично.

Список литературы

  1. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. (Из опыта работы). - М.: Просвещение, 1978. - 191 с.
  2. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1977.
  3. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.». Г.Н. Давыдова. «Издательство Скрипторий 2003» Москва 2008 год.
  4. Работа с натурой: Уроки мастерства. Школа рисования. – М.: ТД «Мир книги», 2006.
  5. Рисование веревочкой: - Санкт-Петербург, КАРО, 2010 г.- 96 с.
  6. Рисунок и живопись. Полный курс: Хейзл Гаррисон - Санкт-Петербург, Эксмо, 2005 г.- 256 с.

Предлагаем вашему внимаю серию игровых развивающих заданий в картинках, направленных на подготовку дошкольников к обучению в школе

Задание 1

Сравни по величине

Самый высокий из этих троих мальчиков живет в самом маленьком доме, мальчик пониже — в самом длинном доме, самый низкий мальчик — в самом высоком доме. Проведи от каждого мальчика стрелку к дому, в котором он живет. Раскрась шарик с самой длинной ниточкой красным цветом, шарик с ниточкой покороче — синим цветом, а шарик с самой короткой ниточкой — желтым цветом.

Задание 2

Подбери по форме

Соедини точки по порядку. Какие геометрические фигуры у тебя получились? Раскрась их.

Задание 3

Готовим руку к письму

Задание 4

Цветная страничка

Какого цвета каждый из этих предметов? При смешении каких красок получились эти цвета? Покажи при помощи стрелок.

Задание 5

Будь внимательным

Сосчитай и запиши, сколько раз встречается каждая фигурка.

Задание 6

Запомни картинки

Назови и запомни все предметы в таблице. Когда запомнишь, открой предыдущую картинку.

Задание 7

Запомни картинки

Каких предметов в таблице не стало, а какие появились вновь?

Начало задания на следующей картинке

Задание 8

Пройди по дорожке

Обведи картинки сначала по пунктирам, а потом самостоятельно.

Задание 9

Весёлый счёт

Сосчитай, сколько звёздочек, сколько листочков, сколько ягод, сколько лепестков. Расскажи, как составлены числа.

Задание 10

Какой кубик можно склеит из этой заготовки?

Задание 11

Волшебная картинка

Нарисуй вокруг маленькой фигуры постепенно увеличивающиеся, а внутри большой — постепенно уменьшающиеся фигуры.

Задание 12

Сравни пo величине

У какого клоуна штаны в широкую полоску, а у какого — в узкую? На каком мячике узкие полоски, а на каком широкие? Раскрась зонтик с широкими полосками красным цветом, а с узкими — зеленым.

Задание 13

Подбери по форме

Найди каждой геометрической фигуре ее новое место (пройди по линии до нужного квадратика и нарисуй в нем точно такую же фигуру).

Задание 14

Готовим руку к письму

Закончи узор и раскрась картинки.

Задание 15

Цветная страничка

Художник решил раскрасить предметы и подобрал вот такие краски. Что перепутал художник? Раскрась предметы в нужные цвета.

Задание 16

Будь внимательным

Найди пару каждой картинке. Расскажи, чем похожи разные картинки и чем они отличаются.

Задание 17

Пройди по дорожке

Помоги зверятам пройти по дорожкам.

Задание 18

Весёлый счёт

Всем ли обезьянкам хватит по банану?

Всем ли замочкам хватит по ключику?

Задание 19

Задачки для ума

Не нарушая закономерности, выбери из предложенных вариантов тот, который подойдет в пустую клеточку.

Задание 20

Волшебная картинка

Обведи картинку по точкам и раскрась.

Задание 21

Сравни по величине

Соедини книжки стрелочками по порядку от самой тонкой до самой толстой.

Задание 22

Подбери по форме

Объемные геометрические фигуры называются геометрическими телами. Назови эти тела и найди похожие на них предметы.

Задание 23

Готовим руку к письму

Закончи узор и раскрась картинки.

Задание 24

Цветная страничка

Подбери пары (чашечки с блюдцами). Раскрась нужную пару своим цветом.

Задание 25

Будь внимательным

Сколько раз повторяются в рамке выделенные фрагменты? Раскрась эти фрагменты на картинках в рамках.

Задание 26

Запомни картинки

Запомни схемы, которые соответствуют картинкам. Когда запомнишь, открой предыдущую картинку.

Задание 27

Вспомни и нарисуй, что было нарисовано в пустых рамках.

Начало задания (см. выше)

Задание 28

Пройди по дорожке

Помоги мальчику проехать по дорожке.

Рисование пейзажа акварелью поэтапно для детей от 5 лет. Мастер-класс с пошаговым фото

Мастер класс по рисованию акварелью от 5 лет "Пейзаж". Знакомство с акварельными красками

Автор: Наталья Александровна Ермакова, преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание: мастер-класс предназначен для детей от 5 лет и их родителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования.
Назначение: украшение интерьера, подарок, рисунок для выставок и конкурсов.
Цель: создание пейзажа в технике акварель.
Задачи:
-познакомить детей с профессией художника, дать понятие о изобразительном искусстве и живописи;
-научить способам работы с акварелью: смачиванием красок перед рисованием, разведению водой для получения разных оттенков одного цвета, тщательному промыванию кисти.
-научить работать с цветом при создании пейзажа в технике акварель;
-упражнять в работе с разными номерами кистей;
-воспитывать интерес к изобразительному искусству.

У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я …(художник)
Здравствуйте, уважаемые гости! Замечательная профессия художник. Стоит ему взять бумагу, кисти, краски. Ничего не было на бумаге, но вот появились первые линии: одна, другая-картина готова.
Художник может нарисовать всё: дом, лес, людей, животных. А картины художник пишет. И пишет по своему замыслу, как писатель
Художник-это человек, который умеет видеть прекрасное в обыкновенном, запоминает свои впечатления и знает, как выразить на бумаге, в камне или в другом материале свои мысли и фантазии.


Художник умеет в своих картинах и рисунках создавать новые миры, невиданных красавиц и диковинных животных, а порой и нечто совершенно новое, краски на рисунки превращаются в фейерверк цветов и оттенков, они вызывают невероятные радостные эмоции.
Первые художники появились еще в каменном веке. Роль холста или бумаги тогда играли стены каменных пещер и разного рода предметы быта древних людей, а красками художникам служили уголь и минеральные красители. Труд художника был тесно связан с изготовлением красок, и люди считали это магическим действием. Гораздо позже люди стали писать иконы, портреты, натюрморты, пейзажи-а называть всё это стали миром изобразительного искусства(искусство запечатления образов).


Итак, художники-это люди, занимающиеся изобразительным искусством, существует много различных направлений в этой профессии:
-Деятель искусств-художник в широком смысле слова(он умеет всё)
-Художник-человек, занимающийся изобразительным искусством
-Художник-график-занимается графикой(рисунки карандашом, углём, фломастерами)
-Фото художник-занимается фото искусством
-Художник-мультипликатор
-Художник-иллюстратор


- Живописец- занимается живописью.
Живопись-это искусство изображать предметы красками. Один из видов изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность. Название получилось из двух слов "живо" (живое)и "писать"(рисовать)-вот и получается писать как живое, а художники занимающиеся живописью стали называться живописцами.


В картинной галерее
Их очень-очень много.
На этой море видим,
А вон на той - дорогу.
Маслом, акварелью
Художников творенья. (Картины)
Существует много разных направлений(тем для рисования) в живописи, рассмотрим некоторые из них:
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,

Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется - портрет.


Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это - натюрморт.


Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется - пейзаж


Свои картины и рисунки художник пишет при помощи различных красок-гуашь, акварель и многие другие краски. Настоящий художник первым делом всегда знакомится со своими красками, изучает их свойства, цвета и оттенки. Проводит опыты по смешиванию красок и получению новых цветов, разводит их водой или рисует густо, насыщенно. Сегодня мы познакомимся с акварелью, что же это за краски такие?
Их название связано с водой, потому что «Aqua» означает «вода». Когда их растворяешь водой и начинаешь рисовать, то создаётся эффект лёгкости, воздушности, тонких цветовых переходов. Прежде чем рисовать краски обязательно надо смочить водой. Обмакиваем кисть в чистую воду и стряхиваем капли на краски, не касаясь их ворсом кисти.
Прежде чем начать рисовать нужно испробовать краски. На бумаге пробуется каждый цвет, набираем краску на кисть и рисуем небольшие пятнышки цвета каждой краски. И сразу видно какая краска прозрачная, а какая сильная-насыщенная. Очень важная особенность акварельных красок-это, чем сильнее вы будете разводить их водой, тем они будут казаться прозрачнее, ну, а если меньше будете добавлять воды, то цвета будут более насыщенными. После пробы каждого цвета необходимо помыть кисть, чтобы не испачкать краски. Акварель краска звонкая, прозрачная, любит чистоту. После того как мы познакомились со всеми цветами можно провести опыты по смешиванию разных цветов, двух, или даже трёх. Запомнить какая краска дружит с какой, или наоборот их дружба заканчивается плохо и получается грязная лужица.
Три цвета, три цвета, три цвета,
Ребята, не мало ли это?
А где нам зелёный, оранжевый взять?
А если нам краски по парам смешать?
Из синей и красной (вот этой)
Получим мы цвет …(фиолетовый).
А синий мы с жёлтым смешаем.
Какой мы цвет получаем? (зелёный)
А красный плюс жёлтый, для всех не секрет,
Дадут нам конечно…(оранжевый цвет).
Данное упражнение по знакомству с красками проводится перед основным заданием, дети с радостью откликаются и проводят эксперименты с цветом. Такое упражнение можно провести на отдельном листочке, но лучше завести альбом "шпаргалочку", где детки каждый раз будут делать упражнения по знакомству с цветом и изучать различные приёмы живописи.


Материалы и инструменты:
-лист бумаги А3(для пейзажа)
-лист А4 для пробы красок(или альбом)
-акварель
-кисти трёх номеров(большая, средняя, тоненькая)
-карандаш простой, ластик(для самых маленьких детей-им можно нарисовать линию горизонта)
-стакан для воды
-тряпочка для кистей

Ход мастер-класса:

Я вижу край доселе неизвестный.
Вокруг земля ухожена.красива...
Но мне, моей душе, здесь так прелестно!
Так широка краса моей России!
Сегодня мы будем рисовать пейзаж, для малышей хорошую роль играет показ будущего рисунка и его рассмотрение-что изображено на нём.


Пейзаж начинается с границы неба и земли-это линия горизонта, там где они встречаются друг с другом. Рисуем линию горизонта кончиком кисти, затем начинаем закрашивать небо с самого верха листа в горизонтальном направлении. Рисую я всегда вместе с малышами, новый приём, новая деталь работы и дети повторяют следом это в своём рисунке.


Мазки кистью должны быть большими, плавными, используем самую большую кисть. Краску необходимо хорошо разбавить водой, и постараться создать ровный, однотонный фон.


Затем от линии горизонта рисуем землю, поле(зелёный цвет). Кисть после каждого цвета необходимо тщательно промывать. Закрашиваем поверхность в горизонтальном направлении, большой кистью, зелёным цветом с большим добавлением воды.


Теперь кисть берём среднего размера, рисуем её кончиком. Цвет краски изумрудный-рисуем холмы, краска яркая и насыщенная.


С помощью чистой кисти и воды размываем изумрудные линии холмов, от изумрудного цвета до основного зелёного. Так чтоб получился плавный переход от цвета в цвет. Работа проходит с добавлением большого количества воды, практически по сырому фону(поэтому работа отсвечивает). Излишки воды можно убрать примакиванием тряпочки.


Оставляем поле сохнуть и возвращаемся к работе над небом. Набираем на кисть красную краску и рисуем насыщенную полосу над линией горизонта.


Кисть моем, чистой кистью с водой проводим линию по нижнему краю красной полосы, размываем её.


Точно также добавляем оранжевый и жёлтый цвета.


Теперь вертикальными маленькими мазками рисуем травинки, чем дальше они от нас, тем меньше.


Затем моем кисть, отжимаем и слегка размазываем травинки, как бы растираем их кистью. Рисуем красное солнышко.


Прихлопывая кистью по листу рисуем кустарники.



По линии горизонта рисуем насыщенную синею линию-лес вдалеке. И тоненькой кистью травинки на первом плане рисунка.


Тоненькой кистью делаем вертикальные синие линии, там где лес, это деревья.