Шинель. История в стиле милитари. История одной песни Главные герои и их характеристика

Сразу в трёх африканских странах серьёзно обострилась ситуация. В Сомали - крупный теракт, в результате которого по меньшей мере 31 человек погиб. В Эритрее из-за вывода миротворческих сил Катара отмечают усиление напряжённости на границе с Джибути. А в Лесото была убита супруга премьер-министра страны Томаса Табане. Каждый из этих инцидентов может резко изменить ситуацию на территории сразу нескольких африканских государств. О потенциальных очагах напряжённости на Чёрном континенте - в материале RT.

  • После нападения на отель и соседний ресторан в Могадишо
  • Reuters

Бери шинель, иди в Катар

14 июня Катар заявил о выводе с пограничной территории между Джибути и Эритреей своих миротворцев, которые базировались там с 2010 года. Тогда причиной для ввода вооружённых сил эмирата стали пограничные столкновения между двумя соседями.

Таким решительным образом Катар отреагировал на позицию Эритреи и Джибути в конфликте, который разворачивается между Дохой и рядом арабских государств (в том числе Саудовской Аравией, ОАЭ, Бахрейном и Египтом). В этом споре Эритрея и Джибути однозначно поддержали Эр-Рияд.

Взаимные пограничные претензии этих двух государств уходят корнями ещё в колониальное прошлое — граница в районе мыса Думейер так и не была ратифицирована, что уже приводило к ряду столкновений.

В июне 2008 года эритрейские части перешли границу с Джибути, завязались бои. В Джибути началась мобилизация, а президент страны сообщил, что находится в состоянии войны с Эритреей.

В том противостоянии погибли десятки человек, конфликт удалось уладить при международном посредничестве. Важную роль мирном процессе играл Катар, что признали оба государства. Так, в прошлом году при участии Дохи Эритрея вернула Джибути четырёх военнопленных, захваченных во время столкновений 2008 года.

После вывода катарских миротворцев конфликт между Эритреей и Джибути может разгореться с новой силой.

  • Reuters

Специалист по северо-восточной Африке, кандидат исторических наук Сергей Серёгичев рассказал RT, какие последствия для региона может иметь такой шаг:

«Катарские миротворцы мало влияли на ситуацию, но сам факт их вывода окажет дестабилизирующее влияние на ситуацию в регионе. Катарские миротворцы не защищали мирное население, а осуществляли то, что называется демонстрацией флага. Это был политический момент для страны: он должен был показать, что Катар не просто маленькая страна, а влиятельный игрок мировой и, тем более, региональной политики.

Когда там стояли катарские миротворцы, то войны не было не потому, что они там стояли, а потому, что этого никто не хотел. Но если их взгляды поменяются, то может начаться большая война в регионе или как минимум пограничные столкновения».

Последняя дискотека

Вечером 14 июня в центральном районе столицы Сомали Могадишо произошёл взрыв. В священный месяц Рамадан террористы из организации «Аш-Шабаб» (она тесно связана с «Аль-Каидой»*) совершили нападение на единственный в стране ночной клуб.

  • Взрыв в центральном районе столицы страны Могадишо
  • Reuters

Он расположен в отеле «Posh». Смертник взорвал начинённый взрывчаткой автомобиль возле входа в отель, а вслед за взрывом в соседний ресторан ворвались террористы, которые захватили в заложники два десятка посетителей. Операция по их освобождению шла всю ночь, в результате нападения погиб по меньшей мере 31 человек, около 40 получили ранения. Пятеро террористов были ликвидированы.

Группировка «Аш-Шабаб»в 2009 году откололась от исламистского движения «Союз исламских судов». К тому моменту оно было частично разгромлено, а его умеренное крыло вошло в политический истеблишмент Сомали. В частности, представитель умеренной фракции этого движения Шариф Ахмед некоторое время занимал должность президента.

Непримиримые же исламисты на руинах «Союза исламских судов» создали «Аш-Шабаб» (полное название «Харакат аш-Шабаб аль-Муджахидин», то есть «Молодёжное движение моджахедов»). И хотя движение потерпело ряд крупных поражений от правительственных войск, оно не снижает накал борьбы. Это первый теракт во время Рамадана за всю историю гражданских войн в Сомали, которые продолжаются с начала 90-х годов.

С 2007 года в Сомали функционирует Миссия Африканского союза (AMISOM). Значительный военный контингент из соседних с Сомали государств при поддержке Пентагона ведёт борьбу против исламистских группировок. Меньше недели назад ВВС США нанесли первые авиаудары по позициям «Аш-Шабаб».

В том числе благодаря AMISOM в растерзанном гражданскими войнами Сомали в последние годы идёт процесс мирного урегулирования, а большая часть страны находится под контролем международно признанного правительства в Могадишо.

Активизация исламистов и террористические акты в столице определённо не способствуют выводу иностранных военных контингентов с территории государства, а «Аш-Шабаб» демонстрирует, что способна отвечать на удары и расширять географию своей деятельности.

Группировка пытается расширить сферу своего влияния и на соседние регионы. Так, в апреле 2015 года террористы «Аш-Шабаб» устроили резню в университетском колледже на востоке Кении, в результате которой погибли почти 150 человек.

И за это пулю получай

15 июня в королевстве Лесото на юге Африки было совершено политическое убийство. Застреленная Липолело Табане являлась супругой премьер-министра страны Томаса Табане (впрочем, последние годы они не жили вместе, хотя развод не был оформлен официально).

Её расстреляли буквально через несколько часов после вступления Табане в должность.

  • Томас Табане
  • globallookpress.com
  • Wan Da/Xinhua

Политический процесс в Лесото отличается нестабильностью. Так, самому Табане в 2014 году пришлось бежать из страны из-за попытки государственного переворота. А вскоре после возвращения Табане вновь покинул королевство, ссылаясь на политическую нестабильность в стране. В последний раз он вернулся в Лесото в феврале 2017 года. Через некоторое время король распустил парламент и объявил третьи за последние пять лет досрочные выборы, на которых победу одержала партия Табане.

Перед выборами политик, которому уже приходилось сталкиваться с попытками военного переворота, высказывал идею о сокращении армии или даже полной демилитаризации страны (Лесото со всех сторон окружено территорией ЮАР, которая не имеет претензий к королевству, то есть потребность в армии у государства, по сути, символическая).

Пока мотивы убийства супруги политика неизвестны, но можно допустить, что армия страны услышала предложение Табане и сделала выводы. Во всяком случае сам Табане такой поворот событий не исключает. В материале южноафриканского издания Mail & Guardian , отмечается: хотя Табане вернулся в страну почти полгода назад, он до сих пор не обставляет свой дом мебелью. Политик, по-видимому, понимает, что может быть вынужден покинуть его — причём быстро и без возможности вернуться назад.

Николай Васильевич Гоголь - особая, колоритная фигура в русской литературе. С его именем связано много мистического, странного и даже страшного. Чего стоит одна из самых мистических повестей XIX века - «Вий»! На самом деле у Гоголя есть несколько еще более странных и поучительных произведений, одно из которых - «Шинель». История создания Гоголем «Шинели» уходит своими корнями в проблемы общества XIX века.

Сюжет

Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин ведет весьма тихую, скромную и неприметную жизнь. Он работает в канцелярии, переписывает любые бумаги и только в этой своей деятельности находит какую-то отдушину. Коллеги над ним смеются и откровенно издеваются, начальство его не замечает, у него ни родных, ни друзей.

Однажды Башмачкин понимает, что его старая шинель полностью пришла в негодность и срочно требуется замена. Чтобы накопить на новое пальто, Акакий Акакиевич идет на беспрецедентные меры, он экономит на еде, свечах и даже ходит на носочках, чтобы не изорвать туфли. После нескольких месяцев лишений он наконец покупает новую шинель. На работе все - кто ехидно, кто по-доброму - восхищаются приобретением старика и приглашают на вечер к одному из сослуживцев.

Акакий Акакиевич счастлив, он провел замечательный вечер в гостях, но, когда герой возвращался поздно ночью домой, он был ограблен, у него забрали ту самую новую шинель. В отчаянии Башмачкин бежит к властям, но тщетно, идет на прием к «высокому» лицу, но тот только кричит на мелкого чиновника. Акакий Акакиевич возвращается в свою каморку, где вскоре умирает, а жители Петербурга узнают о таинственном привидении, которое срывает шинели с богатых граждан и кричит «Мое!».

История создания «Шинели» Гоголя отражает целую эпоху с особыми проблемами, показывает непривычную и далекую историю нашей страны и в то же время затрагивает вечные вопросы человечества, актуальные и сегодня.

Тема «маленького человека»

В XIX веке в русской литературе складывается направление реализма, охватывающего все мелочи и особенности настоящей жизни. Героями произведений становились обычные люди со своими ежедневными проблемами и страстями.

Если говорить об истории создания «Шинели» Гоголя кратко, то здесь особенно остро отражена именно тематика «маленького человека» в большом и чуждом мире. Мелкий чиновник плывет по течению жизни, никогда не возмущается, не испытывает ни сильных подъемов, ни сильных упадков. Писатель хотел показать, что настоящий герой жизни не сияющий рыцарь или умный и чуткий романтический персонаж. А вот такой ничтожный человек, задавленный обстоятельствами.

Образ Башмачкина стал отправной точкой для дальнейшего развития не только российской, но и мировой литературы. Европейские авторы XIX и XX века старались найти пути выхода «маленького человека» из психологических и социальных оков. Именно отсюда родились персонажи Тургенева, Э. Золя, Кафки или Камю.

История создания "Шинели" Н. В. Гоголя

По словам исследователей творчества великого русского писателя, первоначальный замысел повести родился из анекдота о мелком чиновнике, который хотел купить себе ружье и долго копил на свою мечту. Наконец, купив заветное ружье, он, плывя по Финскому заливу, потерял его. Чиновник вернулся домой и от переживаний вскоре умер.

История создания «Шинели» Гоголя начинается еще в 1839 году, когда автор только делает черновые наброски. Сохранилось немного документальных подтверждений, но отрывки свидетельствуют, что первоначально это был комический рассказ без особой морали и глубокого смысла. В последующие 3 года Гоголь еще несколько раз берется за повесть, но доводит ее до конца только в 1841 году. За это время произведение почти растеряло весь юмор и стало более патетическим и глубоким.

Критика

Историю создания «Шинели» Гоголя невозможно понять без учета оценки современников, обычных читателей и литературных критиков. После выхода сборника сочинения писателя с этой повестью на нее сначала не обратили должного внимания. В конце 30-х годов XIX века в русской литературе тема бедствующего чиновника была очень популярна, и «Шинель» первоначально отнесли к таким же жалостно-сентиментальным произведениям.

Но уже во второй половине XIX века стало понятно, что «Шинель» Гоголя, история создания повести стали началом целого направления в искусстве. Тема измельчания человека и тихий бунт этого ничтожного создания стали актуальны в русском авторитарном обществе. Писатели видели и верили, что даже такой несчастный и «маленький» человек — это личность, личность думающая, анализирующая и умеющая по-своему отстаивать свои права.

Б. М. Эйхенбаум, «Как сделана «Шинель»

Большой вклад в понимание истории создания повести «Шинель» Гоголя внес Б. М. Эйхенбаум, один из самых известных и заслуженных русских критиков XIX века. В своей работе «Как сделана «Шинель» он открыл для читателя и других авторов подлинный смысл и назначение этого произведения. Исследователь отметил оригинальную, сказовую манеру повествования, позволяющую автору в течение рассказа выражать свое отношение к герою. В первых главах он насмехается над мелкостью и жалкостью Башмачкина, а вот в последних уже испытывает жалость и сочувствие по отношению к своему персонажу.

Историю создания «Шинели» Гоголя невозможно изучать без отрыва от социальной ситуации тех лет. Автор негодует и возмущается ужасной и унизительной системой «Табель о рангах», которая ставит человека в определенные рамки, выбраться из которых сможет не всякий.

Религиозная трактовка

Гоголя часто обвиняли в слишком свободной игре с православными религиозными символами. Кто-то видел его языческие образы Вия, ведьмы и черта как проявление бездуховности, уход от христианских традиций. Другие, наоборот, говорили, что такими путями автор пытается показать читателю путь спасения от нечисти, а именно православное смирение.

Поэтому некоторые исследователи видели историю создания повести «Шинель» Гоголя именно в неком религиозном внутреннем конфликте автора. И Башмачкин выступает уже не как собирательный образ мелкого чиновника, а как человек, подвергшийся искушению. Герой выдумал себе идола - шинель, жил и страдал из-за нее. В пользу религиозной трактовки говорит и тот факт, что Гоголь очень фанатично относился к Богу, различным обрядам и тщательно все соблюдал.

Место в литературе

Течение реализма в литературе и других видах искусства произвело в мире настоящий фурор. художники и скульпторы старались изобразить жизнь такой, какая она есть, без прикрас и лоска. И в образе Башмачкина мы в том числе видим высмеивание уходящего в историю романтического героя. У того были высокие цели и величественные образы, а здесь у человека смысл жизни - новая шинель. Эта идея заставляла читателя глубже мыслить, искать ответы на вопросы в реальной жизни, а не в мечтах и романах.

История создания повести Н. В. Гоголя «Шинель» — это история становления русской национальной мысли. Автор правильно увидел и угадал тенденцию времени. Люди уже не хотели быть рабами в прямом и переносном смысле, зрел бунт, но пока еще тихий и робкий.

Через 30 лет тему уже повзрослевшего и более смелого «маленького человека» поднимет Тургенев в своих романах, Достоевский в произведении «Бедные люди» и отчасти в знаменитом своем "Пятикнижии". Более того, образ Башмачкина перекочевал в другие виды искусства, в театр и кино, и здесь получил новое звучание.

Официально считается, что личный состав Военно-Морского Флота СССР вообще не принимал участия в боевых действиях на территории Афганистана. А между тем, вооруженные представители ВМФ там бывали. Правда, перед командировками их переодевали в сухопутное обмундирование с флотскими погонами. И у каждого отбирали подписку о многолетнем неразглашении военной тайны.

В то время участие военных моряков в афганской войне действительно было секретом, не подлежащим огласке. Те, кто обещал хранить тайну, сдержали свое слово. Только теперь, спустя более двух десятилетий, некоторые участники флотских командировок «за речку» позволили себе скромно упомянуть о своих поездках по горячим дорогам страны, которой, как тогда считалось, советские люди были серьезно интернационально должны. Вот, получается, и морякам в свое время пришлось стать воинами-интернационалистами, которых принято называть «афганцами». Так, кто же эти флотские люди?

Всего их было 108 человек - военнослужащих 5-й роты батальона сопровождения военных грузов Центрального флотского экипажа. В 1982 г. для них начались командировки в юго-восточном направлении. Были сформированы караулы, начальниками которых назначены сержанты Евгений Кренев, Сергей Рыбанов, Александр Чибанов, Юрий Бондаренко и Юрий Славин. Разумеется, выполнение задачи в целом контролировалось не младшими командирами. О степени ее серьезности говорит хотя бы то, что курировать организацию и исполнение был назначен представитель Главкомата ВМФ СССР контр-адмирал Михаил Деревлев.

Надо заметить, что сержанты и матросы флотского экипажа носят форму одежды ВМФ (морской пехоты), чем очень гордятся. А тут перед ними ставится секретная боевая задача, которую предписано выполнять в обмундировании, похожем на облачение военного строителя, где от всего флотского - только «фаза» на погонах. Было несколько обидно. Но приказ есть приказ, и парни, переодевшись из морского в сухопутное, отправлялись на выполнение боевой задачи по сопровождению и охране военных грузов. Охраняли эшелоны, реже - несколько вагонов, которые шли, как правило, до Ташкента.

Караул из восемнадцати человек сопровождал примерно 10 - 15 вагонов. Самый маленький караул состоял из четверых. С собой брали минимум вещей и провизии: по одеялу, положенному количеству сухого пайка, непременно - печку-буржуйку. На перегонах часовые находились, как принято у них говорить, «на ветру» - на открытых площадках вагонов. То есть, мягко говоря, не жарко в любое время года. При этом человек должен еще и, как предписано уставом, «нести службу бодро, ничем не отвлекаясь, не выпуская из рук оружия...»

Кстати, сопровождать большие партии оружия и боеприпасов было опасно всегда. И начало относительно мирных восьмидесятых годов не было исключением. Те, кто нес службу в составе железнодорожных (подвижных) караулов, не раз сталкивались с попытками преступных элементов подобраться к охраняемым вагонам. Такие попытки наблюдались на всей территории бывшего СССР. Пресекали их решительно, вплоть до применения оружия. На поражение.

Впрочем, по признанию участников тех событий, сопровождение грузов по железной дороге они расценивали как разминку. Самое трудное начиналось после того, как в Ташкенте ящики с пистолетами, автоматами, гранатометами, патронами, гранатами, снарядами и прочим серьезным грузом, требующим бдительной охраны, перегружались на автотранспорт.

Это были не простые грузовики. От обычных машин они отличались кардинально. Обычные автомобили, как правило, не начиняют взрывчаткой. Эти же минировали, и в случае возникновения опасности захвата груза их должны были уничтожить. А подобные случаи, к сожалению, возникали, и тогда машины с грузом оружия и боеприпасов подрывали те, кто их сопровождал.

Все без исключения дороги Афганистана были в то время опасными. Не зря сочинили солдатскую песню: «А шофер держит руль - гулко сердце стучит: впереди перевал, а на нем - басмачи...» Перевалом из песни, по мнению моряков-«афганцев», был Саланг. Его они считали самым сложным во всех отношениях отрезком пути. Именно там чаще всего случались нападения на автоколонны.

К сожалению, не все машины с охраняемым грузом дошли до пунктов назначения - непосредственно в расположение частей и соединений Ограниченного контингента советских войск в ДРА. Но ни разу перевозимые оружие и боеприпасы, за охрану и оборону которых отвечали военнослужащие 5-й роты батальона сопровождения военных грузов Центрального флотского экипажа ВМФ СССР, не достались мятежникам-моджахедам. Более десятка моряков-«афганцев» в тех «горячих» командировках получили ранения. Но погибших среди них не было. И это свидетельствует о высокой специальной выучке, профессионализме матросов, сержантов и офицеров.

С 1982 по 1985 г. они выполнили 341 боевую задачу по сопровождению военных грузов. Выезжали на срок от 12 до 45 суток. Весь личный состав, побывавший «за речкой», был награжден медалями «За отличие в воинской службе» I и II степеней. Особо отличившиеся получили боевые ордена и медали. Командир роты капитан Иван Морозов (ныне - генерал-лейтенант казачьих войск Московского казачества), неоднократно выезжавший со своими подчиненными в афганские командировки, стал тогда кавалером орденов Красной Звезды и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени. Орденоносцами стали и его заместители, ныне полковники Владимир Свирков, Виктор Шикерин и капитан 1 ранга Али Зарипов.

Эти офицеры, а также их боевые помощники - командиры взводов старший мичман Николай Мазирко, старший прапорщик Владимир Вареник, старшина роты старшина Виталий Садовый по-настоящему были образцами честного и компетентного выполнения воинского долга. Традиционно высок был в подразделении и авторитет сержантов. Показателен в данном плане пример начальника караула сержанта Евгения Кренева. Будучи раненным, он продолжал грамотно управлять действиями подчиненных в критической боевой обстановке и не допустил захвата охраняемого груза противником. За это младший командир был награжден почетной боевой медалью - «За отвагу».

От взорванного русскими КамАЗа осталось мало чего ценного. Тем не менее, специально выделенная группа моджахедов тщательно обследовала окрестности горной дороги в поисках уцелевших остатков груза. В нескольких сотнях метров от сгоревшего автомобильного остова обнаружили какую-то «лохматую» дерюгу. Это было все, что осталось от солдатской шинели, выброшенной взрывом из пустой кабины. Афганцев заинтересовали чудом сохранившиеся черные погоны с желтой буквой «Ф». С этой находкой они и покинули место боестолкновения. А потом в наших разведывательных сводках прошла информация, из которой следовало, что противник предполагает наличие действующих против него (в частности - на транспортных коммуникациях) специальных подразделений неустановленной принадлежности. Говорят, пакистанские и американские специалисты так и не разгадали в то время тайну необычной шинели...

В форме помимо внешней, зрительной составляющей важна и функциональная. Солдат любой страны на поле боя должен быть удобно и практично обмундирован.

По мнению искусствоведа М. Р. Кирсановой, на войне по униформе распознают своих и чужих. С. В. Стручёв, художник по костюмам, дополняет это высказывание так: «Чтобы было видно, в кого стрелять. Потому что контакт между стрелком и противником визуальный».

СССР

Солдаты Красной Армии были отлично экипированы в любое время года. Летом использовались пилотки и каски. Самым распространённым был шлем СШ-40. В его создании участвовал Семён Будённый, проверявший каску ударами шашки и стрельбой из нагана. Зимой вводились шапки-ушанки с опускающимися наушниками, которые защищали шею и уши от мороза. В состав облегчённой униформы также входили хлопчатобумажные гимнастёрки с нагрудными прорезными карманами, шаровары. Для хранения использовался рюкзак или вещевой мешок. Воду пили из стеклянных фуражек, подвешивающихся в мешке к ремню. Гранаты тоже носили на поясе – в специальных сумках. Помимо этого, в комплект обмундирования входила сумка для противогаза, патронов. Рядовые красноармейцы носили плащи-палатки, которые могли использоваться как дождевик. Зимой форма дополнялась полушубком или ватной курткой с телогрейкой, меховыми рукавицами, валенками и ватными штанами.

Униформа красноармейцев, казалось, была продумана до мелочей: в вещмешке образца 1942 года было даже отделение для топора. Так охарактеризовал состояние своей одежды в письме один из красноармейцев: «Моя одежда изрядно потрепалась и для дома ценности не представляет». А так комментировал армейскую форму профессор П. М. Шурыгин, участник Ржевской битвы: «Скоро получим стеганые брюки, телогрейки, тёплое белье. Со снегом дадут валенки. Материал добротный, так что диву даёшься, откуда столько этого прекрасного материала берётся». Из воспоминаний видно, что униформа красноармейца была качественной и практичной. Многочисленные карманы, сумки для боеприпасов значительно облегчали ведение боевых действий.

Германия

Форма немецких солдат шилась на фабрике Хуго Босса. Она включала в себя: стальной шлем с двухсторонним чехлом, шинель, противогазный футляр, портупею, винтовочные подсумки, плащ-палатку, котелок. Обмундирование вермахта было полноценным для европейской территории. Морозный Восточный фронт требовал совершенно другого подхода. Первую зиму солдаты мёрзли. Ко второй произошли изменения, и в униформу были введены утеплённые куртки, стёганые штаны, а также шерстяные перчатки, свитеры и носки. Но этого было мало.

Несмотря на то что советская форма была значительно тяжелее и проще в изготовлении, она считалась более пригодной для военных действий в зимнее время. Реконструктор клуба «Восточный рубеж» Юрий Гирев комментирует разницу в обмундировании ключевых держав так: ««Форма солдата красной армии была значительно теплее формы немцев. На ногах наши солдаты носили яловые сапоги. Чаще использовались ботинки с обмотками». Один из немецких представителей вермахта в послании близким писал: «Проезжая через Гумрак, я видел толпу наших отступающих солдат, они плетутся в самых разнообразных мундирах, намотав на себя всевозможные предметы одежды, лишь бы согреться. Вдруг один солдат падает в снег, другие равнодушно проходят мимо».

Британия

Британские солдаты носили полевую униформу: блузу с воротом или шерстяную рубаху, стальной шлем, свободные брюки, противогазную сумку, кобуру на длинном ремне, чёрные ботинки и шинели. К началу Второй мировой войны была принята новая униформа. Регулярные части британской армии получили её последними, потому что нужно было обмундировать новобранцев и тех, чья одежда уже потеряла достойный вид. По ходу войны происходили незначительные изменения, в ходе которых у воротника и других элементов одежды появилась подкладка, препятствующая трению грубой саржи, пряжки стали выпускаться с зубцами.

Нередко британским солдатам приходилось носить тяжёлый плащ «тропал» с пуховой подкладкой. Чтобы не замёрзнуть, они надевали под каски вязаные подшлемники. Российский историк Игорь Дроговоз по достоинству оценил британскую униформу: «Обмундирование солдат и офицеров британской армии стало образцом для подражания всем армиям Европы. Во френчи цвета хаки очень скоро стало переодеваться всё европейское военное сословие, а в ботинках с обмотками советские солдаты брали Берлин в 1945 году».

США

Униформа американских солдат объективно считается самой удобной и продуманной в условиях Второй мировой войны. На неё ориентировались при разработке обмундирования даже в послевоенное время. В состав формы входила шерстяная рубаха, лёгкая полевая куртка, брюки с полотняными гетрами, невысокие коричневые ботинки, каска или пилотка. Такое количество вещей пришло на смену комбинезону из твила. Функциональностью отличалась вся одежда солдат США: куртка застёгивалась на молнию и пуговицы, была оснащена прорезанными карманами по бокам. Лучшей экипировкой американцам позволил стать арктический комплект, состоящий из тёплой куртки-парки, шнурованных ботинок на меху. Командование ВС США убеждено, что американский солдат обладает лучшей экипировкой. Один из красноармейцев отзывался об их обуви с особым почтением: «Какие хорошие у них были шнурованные ботинки!»

Япония

В годы Второй мировой войны у японцев существовала униформа трёх типов. Каждая из них включала в себя мундир, брюки, шинель и плащ-накидку. Для тёплой погоды предусмотрен хлопчатобумажный вариант, для холодной – шерстяной. В комплекте обмундирования также была каска, ботинки или сапоги. Для японских солдат операциями в зимних условиях считались столкновения на севере Китая, Манчьжурии и Корее. Максимально утеплённая форма использовалась для ведения боевых действий именно в этих местах. Естественно, для сурового климата она не подходила, потому что представляла собой шинели с меховыми обшлагами, шерстяные стёганые брюки, кальсоны. В целом трудно назвать японское обмундирование функциональным. Оно подходило только для определённых широт с тропическим климатом.

Италия

Итальянские солдаты во времена Второй мировой носили сорочку и галстук, однобортный китель с поясным ремнём, брюки-галифе с обмотками или шерстяными носками-гольфами, ботинки до щиколотки. Некоторым солдатам было удобнее использовать бриджи. Униформа не подходила для зимних кампаний. Шинель была сшита из дешёвого грубого сукна, совершенно не греющего в мороз. Армия не оснащалась зимней одеждой. Утеплённые варианты имелись только у представителей горных войск. Итальянская газета «Провинция Комо» в 1943 году отметила, что лишь десятая часть солдат во время пребывания в России была снабжена подходящей для этого униформой. В своих воспоминаниях бойцы писали, что временами температура доходила до отметки в минус 42 градуса, поэтому многие погибали из-за обморожения, а не в ходе военных операций. Статистика итальянского командования сообщает, что только за первую зиму от переохлаждения пострадали 3600 солдат.

Франция

Французские солдаты воевали в цветной униформе. Они была обмундированы в однобортные кители на пуговицах, двубортные шинели с боковыми карманными клапанами. Полы шинели могли быть застёгнуты назад, чтобы было легче ходить. На одежде присутствовали петли для ремня. Пешие войска носили бриджи с обмотками. Головных уборов было три вида. Самым популярным считалось кепи. Также активно носили и каски Адриана. Их отличительная черта – наличие эмблемы спереди. Кроме внешнего вида, этот шлем вряд ли мог похвастаться чем-то ещё. Он не предусматривал защиту от попадания пулями. В очень холодную погоду французская униформа расширяла свой спектр до овчинного полушубка. Такую одежду трудно назвать оптимальной для разных погодных условий.

Лучшая форма американских солдат стала прообразом всей современной полевой одежды. Она отличалась функциональностью и продуманным внешним видом. В ней не замерзали, а это было одним из решающих факторов на войне.

Края (село Волчно-Бурлинское, Крутихинский район, Алтайский край)

Знаменитые «катюши», танки Т-34 и штурмовики Ил-2 навеки стали символами могущества русского оружия. Но не только оно помогло разгромить врага. Бойцов и командиров надо было одеть, обуть, накормить. За годы войны в войска поступили миллионы гимнастерок, шинелей, ватников . Свои солдатские шинели фронтовики вспоминают с особой теплотой, называя их настоящими «боевыми подругами». И в самом деле, в холодные, мрачные годы войны, через все трудности вместе с солдатами проходили, грея не только тело, но и душу, солдатские шинели. С теплотой вспоминают солдаты, как в холодное время согревали их эти «боевые подруги», навсегда останутся они в памяти, прожжённые, со следами от пуль.

Ты любовно сшитая,

Пулями пробитая,

У костров прожжённая

В холод и метель,

Временем потрёпана,

Бережно заштопана,

С пожелтевшим воротом

Серая шинель.

Плотная, суконная,

Родиной дарёная,

Разве может взять тебя

Пуля иль шрапнель?!

Против сердца воина

Не бывать пробоинам –

Грудь укроет с орденом

Серая шинель.

Ты пропахла порохом,

Но как стоишь дорого,

Фронтовая спутница

Боевых недель;

В ночь сырую длинную

Служишь ты периною,

Согреваешь ласково,

Серая шинель.
Я вернусь с победою,

Выпью, пообедаю.

Мать постелет чистую

Мягкую постель.

Со слезами гордости

В лучший угол горницы

Мать повесит старую

Серую шинель....

Но долгое время автор этой песни не был известен. Его поисками занимался первый официальный исполнитель песни «Серая шинель» Леонид Григорьевич Шумский. Он случайно обнаружил в газете 2-ого прибалтийского фронта «Суворовец» за 1 апреля 1944 года стихотворение гвардии капитана В. Ермакова «Серая шинель». К тому времени он уже собрал несколько вариантов мелодии к этим стихам. Но одно было не ясно: как сложилась судьба автора стихов этой песни - Василия Ермакова? Шумский обратился за помощью к телезрителям, попросил откликнуться тех, кто что-либо знает о Ермакове.

Писем пришло много, в том числе от однополчанина В. Ер­макова писателя Л. Рубинштей­на. В его архиве сохранилось несколько номеров дивизион­ной газеты «Вперёд, на Запад!» со стихами Василия Петровича и среди них - газета с самой первой по времени публикаци­ей «Серой шинели» от 23 нояб­ря 1942 года. Это позволило уточнить время и место рожде­ния стихов - 1942 год. Северо­-Западный фронт. Первая удар­ная армия. О дальнейшей судь­бе Ермакова Рубинштейну ни­чего не было известно.

Поиск продолжался. Отыскалась и дочь. Оказа­лась она жительницей Москвы. От неё Шумский узнал, что Василий Петрович жил в послевоенные годы в Краснодаре, был журна­листом, активно трудился до последнего дня своей жизни.

Не раз исполнял эту песню Леонид Шумский по радио. Однажды певцу позвонил взволнованный ветеран и попросил запись песни: «Это ведь песня обо мне, о моей шинели!» Встретились. И рассказал старый солдат, как бежал с донесением по голой степи:
- Налетевший фашистский истребитель решил поразвлечься – стал гоняться за мной, делая один заход за другим. Под пулемётными очередями пришлось петлять зайцем, с мыслью: «Господи, пронеси!» Когда добежал до перелеска, вручил пакет командиру, тот удивился: «Что это с твоей шинелью?» Батюшки, и правда! Полы будто ножом срезаны... В музей бы её, голубушку, тогда...

Василию Петровичу не при­шлось увидеть возрождения его фронтовой песни. В 1977 году поэт умер. А его песня о «Серой шинели» продолжает жить, её знают, любят и поют не только фронтовики, но и нынешнее по­коление воинов нашей армии, поют на созданную народом ме­лодию, поют на привале, на сцене, в солдатском строю, пе­редавая другу другу как эстафе­ту памяти о ратном подвиге сво­их отцов и дедов. Василий Ермаков, солдат, журналист, а в конце жизни сторож на краснодарском заводе, писал стихи, мечтал: "Как хочется друзьям подарить свою первую книгу...". Не довелось. Его дочь, кандидат экономических наук Антонина Ермакова, выкроив средства из скромной зарплаты преподавателя МГУ, выпустила сборник тиражом 100 экземпляров. В послесловии она написала: "Судьба отца - это так или иначе судьба его поколения. Судьба нелегкая, во многом нескладная. И в то же время - по-своему цельная и значительная, создавшая и защитившая тот мир, который хранит, поддерживает и нас, и детей наших, и внуков".

Используемая литература:

Жукова Л. Песни наших отцов. http://www. *****/2008/05/07_05/6_03.html

Серая шинель. Из истории песни. http://www. *****/article/7029/