Сценарий концерта « Очарование романса. Красивое страданье (вечер русского романса) - Сценарии - АсСоль

С Ц Е Н А Р И Й В Е Ч Е Р А

Р У С С К О Г О Р О М А Н С А

Эпиграфы: «Люблю я слушать, в негу погружась,

Романсов пылких вздохи огневые»

С. Данилов

«Романс - это красивое страдание»

У занавеса появляются ведущие - юноша и девушка - с одной стороны, ведущие - учителя - с другой.

(на фоне музыки "Отвори потихоньку калитку…")

Ведущий - юноша: Лишь только вечер затеплится синий,

Лишь только звезды зажгут небеса

И черемух серебряный иней

Уберет жемчугами роса

Отвори потихоньку калитку

И взойди в тихий садик, как тень,

Не забудь потемнее накидку,

Кружева на головку надень.

Ведущая - девушка: Снился мне сад в подвенечном уборе,

В этом саду мы с тобою вдвоем.

Звезды на небе, звезды на море,

Звезды и в сердце моем.

Листьев ли шепот иль ветра порывы

Чуткой душою я жадно ловлю.

Взоры глубоки, уста молчаливы:

Милый, о, милый, люблю.

Ведущая - учитель: Вы, конечно, узнали и эти строки, и эту мелодию.

Удивительное это явление - романс. Услышишь, и все в тебе перевернется, охватит невыразимой нежностью, печалью, любовью. Романс полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.

Ведущий - учитель: Сегодня я нисколько не боюсь

С двадцатым веком временно расстаться,

Позвольте, я в любви вам объяснюсь

Высоким слогом русского романса.

Ведущая - учитель: Романс - произведение для голоса с инструментальным сопровождением, как правило, фортепианным. Корни романса как вокального жанра уходят в музыкальный быт Западной Европы, в частности, Испании XIII - XIV веков. Любовные песни исполнялись бродячими певцами того времени на языках романской группы, что повлекло в дальнейшем название сочинений такого плана - "романс".

Ведущая - девушка: Ах, романс, наш старинный романс -

Недосказанность главных событий,

В те века тебе слава пришлась,

Под звуки прошлое встает

И близким кажется и ясным:

То для меня мечта поет,

То веет таинством прекрасным.

Ведущий - юноша: В тиши ночной аккорд печальный

Тревожит мир души моей,

Былого счастья, лучших дней.

Ведущий - учитель: Жанр романса благодаря своему камерно-лирическому, интимному складу нашел благодатную почву в творчестве русских композиторов. Пик развития романса в России пришелся на XIX - XX вв. Романс... Русский романс... Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна. Непритязательная лирическая песня-вздох, песня-откровение, выражающая все, что наболело на сердце, что тревожит и уснуть не дает.

Ведущий - юноша: У романса есть только одна тема - любовь. Всё остальное - жизнь и смерть, судьба и её удары, одиночество и разочарование, вера и неверие - только в той мере, в какой связано с этой главной и единственной темой.

(Звучит романс "Я помню вальса звук прелестный".

Во время исполнения две пары - кадеты и девушки - танцуют вальс)

Ведущая - девушка: О, музыка! Наш сон нарушив,

Ты бьешься в спящие сердца,

Врачуешь сморщенные души,

Пророком делаешь певца.

Смиряя грозную стихию

Словами, полными любви,

Ты всю бескрайнюю Россию

Зовешь в объятия свои.

Ведущая - девушка: Русский романс. Сколько разбитых судеб, растоптанных чувств хранит он! Но сколько прелести, поэтичности, трогательной любви воспето в романсе! В основу многих романсов легли подлинные истории большой любви.

Участник: История отношений Алексея Константиновича Толстого и Софьи Андреевны Миллер - это борьба за то, чтобы стать самими собой в любви, в жизни: Софья замужем за нелюбимым человеком, не счастлив и Толстой. "Кровь застывает в сердце, - писал он, - что я могу тебя потерять. Я говорю себе: как ужасно глупо расставаться. Думая о тебе, я в твоем образе не вижу ни одной тени: все вокруг лишь свет и счастье...". Они расставались часто, его письма к ней - история двух сердец, постепенно соединившихся настолько, что можно говорить об одном человеческом сердце, об одном человеческом существе. А двадцать лет назад он увидел ее впервые "средь шумного бала, случайно...", маска скрывала ее лицо. Но серые глаза смотрели пристально и печально. Прекрасные пепельные волосы венчали ее голову. Она была стройна и изящна, с очень тонкой талией. Они говорили недолго: суета пестрого бал-маскарада разлучила их. Но она успела поразить его точностью и остроумием своих мимолетных суждений. Позднее он посвятил этой встрече строки своего стихотворения. Музыку же к нему написал П.И. Чайковский в 1878 году, через три года после смерти А.К. Толстого. Музыка этого романса столь чистая, нежная и целомудренная, как и стихи.

(Звучит романс «Средь шумного бала». Муз. П. И. Чайковского. На экране - портреты А. Толстого и С. Миллер, репродукции картин)

Ведущая - учитель: Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романса трогают душу каждого человека.

Что за звуки! Неподвижен внемлю

Сладким звукам я;

Забываю вечность, небо, землю,

Самого себя.

Не умолкай, не умолкай!

Отрадны сердцу эти звуки,

Хоть на единый миг пускай

В груди больной задремлют муки.

Участник: В повести Тургенева «Ася» мы находим такие строки: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него не день, а мгновенье».

Тургеневу с первого раза приглянулась белошвейка в доме матери Авдотья Ермолаевна Иванова своими ясными и кроткими глазами, тонкими чертами лица, скромностью. Но с матерью шутки были плохи: обещала пустить по миру - слово свое сдержит. С грустными, тяжелыми мыслями покидал Тургенев Спасское. Жгучей болью ложились на сердце последние события. Дорога была прикрыта первой снежной порошей, скудные нивы с редкой стернёй тянулись до самого небосклона, сами собой складывались элегические стихи…

(Вокальная группа исполняет романс "Утро туманное")

Ведущий: Волненья прошлых, давних дней

Мне песнь твоя напоминает;

И льются слезы из очей,

И сладко сердце замирает…

И мнится мне, что слышу я

Бывало, он влечет меня

К себе какой-то чудной силой;

И будто снова предо мной

Спокойный, тихий взор сияет

И душу сладостной тоской,

Тоской блаженства наполняет…

Участник: А вот ещё одна история любви. 1823 год. Мюнхен. Русская дипломатическая миссия. Именно здесь познакомился 20-летний дипломат Федор Тютчев с графиней Амалией Лерхенфельд, побочной сестрой русской императрицы Александры Федоровны. Молодой дипломат решил на ней жениться. Но родители Амалии отдали предпочтение барону Крюденеру. Но Амалия и Тютчев пронесли свою привязанность через всю жизнь. Одна из их встреч произошла в 1870 году в немецком курортном городе Карлсбаде, после которой 67 - летний поэт написал свое стихотворение-признание «Я встретил вас, и все былое в отжившем сердце ожило». Последняя встреча произошла в марте 1873 года, когда у постели разбитого параличом поэта появилась Амалия Максимилиановна. Лицо Тютчева просветлело, на глазах появились слезы. Он долго смотрел на нее не произнося от волнения ни слова…

(Звучит романс "Я встретил вас...", сл. Ф.И. Тютчева, муз. Л. Д. Малашкина)

Ведущая: Романс непостижимый, прекрасный и удивительный, пленительный и страстный, чарующий и вдохновляющий, волнующий и хрупкий…О романсе можно говорить очень много. А можно молча внимать ему, потому что в тишине и безмолвии постигается его таинственный смысл и сила.

(Звучит романс «Только раз бывает в жизни встреча». сл. П. Германа, муз. Б. Фомина)

Ведущая - девушка: Бывают романсы без слов. Их исполняет инструмент - скрипка, рояль, флейта, виолончель, гитара - как бы подражая человеческому голосу.

Настрой же струны на своей гитаре,

Настрой же струны на старинный лад,

В котором все в цветенье и разгаре.

"Сияла ночь, луной был полон сад".

Ведущий - юноша: И плывут и растут эти чудные звуки,

Захватила меня их волна...

Поднялась, подняла и неведомой муки

И блаженства полна.

(Звучит гитарная композиция, на экране - картинки-фото)

Ведущая - учитель: О, говори хоть ты со мной,

Гитара семиструнная!

Душа полна такой тоской,

А ночь такая лунная!

Вон там звезда одна горит

Так ярко и мучительно,

Лучами сердце шевелит,

Дразня его язвительно…

(Исполняется романс «Гори, гори, моя звезда…» на стихи В.П.Чуевского)

Ведущая - учитель: Грустит романс тревожно и светло,

И к вам непостижимо в слове каждом

Приходит откровение само,

Как вы в мою судьбу вошли однажды.

Любовь к романсу непреходяща. Он и сейчас, как много лет назад, волнует души Двадцатый первый век не хочет расставаться с романсом. Романс в потоке времени меняется. Он то усложняется, становясь развёрнутым монологом или исповедью, то возвращается к старой своей форме. Но всегда - и в наши дни, как и в прежние - романс не может и дня без любви. Лирические признания в романсах никогда не исчезнут, пока есть на земле любовь к матери, другу или подруге, к детям, к близким людям. Будут рождаться новые романсы вместе с новыми влюблёнными. Но никогда не отзвучат и старые лирические романсы - бесценный дар на все времена!

Ведущий - учитель: Старинный романс, я грущу над тобой

За то, что красив ты и светел,

За то, что на все, что случится с судьбой,

Ты ясно и просто ответил.

За то, что умна твоя старая грусть

И я перед нею немею,

За то, что я знаю тебя наизусть

И лучше сказать не умею.

(Звучит романс « Мне нравится, что вы больны не мной»… Муз. Таривердиева)

Ведущий - юноша: Они уносят дух - властительные звуки!

В них упоение мучительных страстей,

В них радость юности моей!

Взволнованное сердце замирает,

Но я тоски не властен утолить.

Душа безумная томится и желает -

И петь, и плакать, и любить.

(Звучит романс «Очарована, околдована».

На фоне музыки танцуют школьники средней школы)

Ведущая - девушка: Мечтательно-возвышенный,

Стыдливый и простой

Мотив, когда-то слышанный,

Пронесся надо мной.

Знакомые носятся звуки

И льнут к моему изголовью,

Полны они томной разлуки,

Дрожат небывалой любовью.

Ведущая - учитель: Любовь к романсу непреходяща, она постоянна. Он волновал души и сердца великих и простых смертных. Александр Блок и Лев Толстой, Александр Пушкин и Федор Тютчев, Федор Шаляпин и Аполлон Григорьев, С. Есенин и многие - многие другие. Но, возможно, романс не стал бы так популярен, если бы не прекрасные исполнители. Это Екатерина Сергеева, Мария Каринская, звездами романса являются Варя Панина, Анастасия Вяльцева, Надежда Плевицкая - царицы салонов, божественные, несравненные. В 20 веке - Елена Образцова и Тамара Синявская, Борис Штоколов и Леонид Сметанников, Алла Баянова и Анна Герман, Валентина Пономарева и Александр Малинин, Алибек Днишев и Ермек Серкебаев. Они приносят в наши сердца трепетность и неповторимость чувств, заставляют в который раз волноваться.

Предлагаем вам продолжить название романса…

Однозвучно гремит ….(колокольчик)

Белой акации …. (ветви душистые)

Утро туманное …..(утро седое)

Отцвели уж давно…….(хризантемы в саду)

Темно - вишневая ……………(шаль)

Я помню вальса …………………(звук прелестный)

Только раз бывает …………….(в жизни встреча)

Живет моя отрада………………(в высоком терему)

Не отрекаются…………….(любя)

Я встретил Вас…..(и все былое в ожившем сердце ожило)

Мой костер втумане……(светит)

Гори…….(моя звезда)

Весенние….(воды)

Белеет …. (парус одинокий)

Однозвучно ….(гремит колокольчик)

Выхожу…..(один я на дорогу)

Женщине…..(которую люблю)

Обойми…(поцелуй)

Белая …. (акация)

Зимний….(вечер)

Не шуми………………(ты, рожь)

Я помню…………………(звука вальс прелестный)

Не пой ……….(красавица при мне)

Я тебя ………..(никогда не забуду)

Только раз…………….(бывают в жизни встречи)

Предложить исполнить романс «Романс о романсе», «В лунном сиянии», «Мой костер в тумане светит».

(под музыку "Романс" Г. Свиридова к кинофильму "Метель" или к кинофильму «Мой ласковый и нежный зверь» на сцену выходят все участники литературно - музыкальной гостиной)

Ведущая - учитель: Темнеет… Комната пуста,

С трудом я вспоминаю что-то,

И безответна, и чиста,

За нотой умирает нота.

Не забывайте песен старых,

Они о многом скажут вам,

Их разнесло по свету ветром,

Но в наши годы, в наши дни,

Для радости и грусти светлой,

Друзьями к нам придут они.

Ведущий - учитель: Когда звучит напев старинный,

Он будто призывает нас

Уйти за ним дорогой длинной

Туда, где встретит нас романс.

Ведущая - девушка: Он истомит и очарует,

Заставит верить и любить,

Где сердце заново тоскует,

И вечер дивный не забыть.

Ведущий - юноша: Потом неистово и страстно

Достигнет он таких вершин,

Где будет многое подвластно,

И ты не сможешь быть один...

Участник: Ах, романс, наш душевный романс -

Размягчил огрубевшие чувства

Так, что страсть из души полилась,

Унося повседневные грусти.

Участник: Ах, романс, наш любовный романс -

Растревожил до трепета душу,

Даже муза тобой восторгалась,

Рвётся истинно сердце наружу.

Участник: Ах, романс! Ах, романс! Ах, романс!

В этом мире всё так преходяще,

Оставайся навечно для нас

Воплощением чувств настоящих.

Ведущая - учитель: В народе существует поверье, что горящая свеча очищает человека от всего плохого, тяжелого: пока она горит, у него есть надежда. Поэтому мы закрываем нашу литературную гостиную романсом Андрея Макаревича «Пока горит свеча».

Желаем всем, чтобы надежда была всегда с вами.

(Звучит романс «Пока горит свеча»)

Сценарий вечера «Русский романс»

« Сегодня я нисколько не боюсь

С двадцатым веком временно

Расстаться,

Позвольте, я в любви вам

Объяснюсь

Высоким слогом русского

Романса»... Романс-слово испанское. В средневековой Испании это слово означало светскую песню на романском, т.е. испанском языке. В Россию этот термин пришёл из Франции. Романсами назывались произведения, написанные на французский текст. В противоположность им, произведения с русским текстом именовались «российскими песнями». Позже романсами стали называть произведения для голоса с сопровождением, с характерными лирическими оборотами. «Высокий романс»… Этим словом удобно обозначить камерные вокальные произведения, созданные профессиональными композиторами на слова профессиональных поэтов. Это романс во фраке и галстуке бабочкой, для исполнения профессиональным певцом в камерном концерте и не предназначен для бытового пения.

У романса нет «тем», у него есть только одна тема – любовь. Всё остальное: жизнь и смерть, вечность и время, судьба и её удары, вера и неверие, одиночество и разочарование – только в той мере, в которой связано с этой главной и единственной темой.

Романс - крохотный островок в океане бытия. Его легко можно узнать по своему словесному составу. Черпая из русской лирики и русской музыки, романс стал выразительнейшим явлением национальной культуры и в свой черёд заметно повлиял на развитие поэзии и музыкального искусства, на театральные и эстрадные жанры, на кинематограф.

Русские романсы первой половины 19в. создавались не для исполнения в концертах, их назначение мыслилось авторами куда более скромными: будить чувство прекрасного у узкого круга людей, встретившихся в непринуждённой обстановке. Важное место в эту эпоху занимают романсы-исповеди, романсы-признания. В них чувство любви, как правило, не ищет своего утоления, потому что ещё только зарождаются слова, обращённые к возлюбленной, или возлюбленному.

1 номер: сл. Ниркомского, муз. Гурилёва «Матушка-голубушка».

В основу многих романсов легли подлинные истории большой любви. У каждого такого романса была своя муза. В 1825 году М.И.Глинка написал на стихи Е.Баратынского романс. Это было любимое произведение многих замечательных певцов и певиц. Кто же вдохновил поэта на эту элегию? Самое поразительное, что ко времени написания «Разуверения» Евгений Баратынский, видимо, ещё не знал любви-страсти – она застигнет его лишь через несколько лет. Но, возможно, юношеская влюблённость в Вареньку Кучину послужила толчком для создания стихотворения. Евгений виделся с Варенькой, когда жил в родовом поместье после исключения из Пажеского корпуса, гулял с нею, иногда они вместе обедали. Может быть «Разуверение» было продиктовано не столько разочарованием в любви, сколько разочарованием в самом себе. Быть может, твердя «Забудь бывалые мечты», поэт хотел обратного? Музыка М.Глинки как раз выявила этап второй, сокровенный смысл стиха. Впоследствии Евгений Баратынский счастливо женился, имел много детей. Но в письмах друзьям нет-нет, а прорывались жалобы, напоминавшие «Разуверение».

2 номер: сл. Е.Баратынского, муз. М.Глинки «Разуверение».

В русской поэзии бывают стихи-пророчества. Одно из них – стихотворение Ивана Сергеевича Тургенева «В дороге»: «Утро туманное, утро седое»…Много лет спустя Юлия Абаза написала романс на эти стихи. Его воспринимали как отражение любви Тургенева к Полине Виардо. Тургенев и Виардо встретились впервые в 1843г. Полина Виардо была одной из самых замечательных женщин 19в. Великая певица, умная и разносторонне одарённая, хотя и очень некрасивая, она для многих стала символом женского совершенства. Дочь испанских артистов, она была дружна со многими властителями дум своего времени. Ференц Лист давал её уроки фортепианной игры. Её ближайшей подругой стала знаменитая французская писательница Жорж Санд, писавшая свою Консуэло с Полины Виардо. Шопен преклонялся перед нею не только как певицей, но и как композитором. Камиль Сен-Санс посвятил ей оперу «Самсон и Далила». Ей посвящали стихи Плещеев, Бенедиктов. Каждый раз она уезжала из России, осыпанная драгоценными подарками. Но дороже подарков и всех наград была любовь к ней Тургенева. Письма Тургенева к Виардо – потрясающий роман любви, длившийся 40 лет. Друзья писателя вспоминали, что на отношения Тургенева с Виардо «лёг какой-то печальный туман».

Полина Виардо пережила Тургенева на двадцать семь лет и умерла в глубокой старости в 1910 году. В последние годы жизни она особенно любила вспоминать свои первые встречи с Тургеневым в России и рассказывала внукам какой это был богатырь: высокий, могучий, седой красавец, с ослепительно-синими глазами.

3 номер: сл. И.Тургенева, муз. Ю.Абаза «Утро туманное».

В музыкальном наследии 19века есть произведения, которые написаны композиторами на стихи неизвестных авторов. Таковым является романс «Не пробуждай воспоминаний» Петра Петровича Булахова. О жизни этого композитора мало что известно. Но по некоторым записям его дочери мы узнаём о нелёгкой судьбе П.П.Булахова. Например, значительную часть жизни он был прикован к креслу параличом, а это усугублялось тяжёлым материальным положением в последние годы жизни композитора. Однако это никак не сказалось на его творчестве. Сквозная тема его романсов - любовная лирика.

Вспоминая шедевры русской вокальной лирики невозможно пройти мимо творчества Александра Егоровича Варламова. Едва ли во всей истории русской музыки отыщется композитор со столь изменчивой творческой судьбой. И сегодня его лучшие романсы продолжают звучать, трогая своей искренностью. А.Е.Варламов является автором по существу первой русской «Школы пения». Среди его популярных романсов выделяется «На заре ты её не буди». Тайна его очарования скрыта в создающейся иллюзии, будто постоянно (от куплета к куплету) меняется музыкальный материал, тогда как на самом деле мелодия не претерпевает никакого обновления.

5 номер: сл. Фета, муз. А.Е.Варламова «На заре ты её не буди».

В середине 1822 года в русскую дипломатическую миссию в Мюнхен прибыл новый сотрудник, Федор Иванович Тютчев. Совсем недавно он окончил Московский университет, с 15 лет печатает стихи. Судя по всему, стихи были для него скорее досугом. Вскоре Тютчев стал желанным гостем в придворных кругах Мюнхена. На одной из светских встреч он увидел девушку поразительной красоты и почувствовал себя околдованным и влюбленным. Звали ее Амалия Лерхонфельд. Она была побочной дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III и двоюродной сестрой жены Николая I . Тогда в первую встречу с Тютчевым Амалии было всего...14 лет. В 1826 году Тютчев женился на Элеоноре Петерсон. Амалия стала женой первого секретаря русского посольства в Мюнхене барона А.С. Крюденера. Шли годы. Тютчев продолжал дипломатическую службу. Иногда он писал Амалии, иногда спрашивал о ней в письмах. И всегда не скрывал своей радости, если встречал ее, случайно или намеренно. Прошло несколько лет. Июль 1870 года. Тяжко больной Федор Иванович Тютчев - к концу года ему стукнет 67 лет...И вдруг новая встреча с Амалией Крюденер. Ей за шестьдесят...Казалось бы, встретились два старых человека, все в прошлом, все заросло травой забвения. Но... Как будто бы романтический юноша встретил ту же девочку, которая когда-то бесконечно, бесконечно давно так потрясла его воображение и сердце!

Я встретил вас и всё былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое-

И сердцу стало так тепло…

6 номер: сл. Ф.Тютчева, муз. Л.Малашкина «Я встретил вас».

В 1984 году на экраны вышел фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс», который являлся экранизацией драмы А.Н.Островского «Бесприданница». «Жестокий» означало роковой, фатально-гибельный, когда всё по высшей мере страстей: если любовь – так невероятная, небывалая, немыслимая; если ревность – так адски – мучительная; если коварство – так вероломное и ужаснее не придумаешь, если разлука – так стремительная, а тоска – так могильная…

Романсы и музыку в фильме написал Андрей Петров. Написанная в традициях русской классики, музыка по сути своей современна. Её не спутаешь с романсами 19 века. Для главной героини картины, в соответствии с замыслом режиссера, А.Петрову пришлось написать сразу три романса. Первый – «Под лаской плюшевого пледа» на стихи М.Цветаевой (когда Лариса ещё надеется на счастье), второй – «Любовь – волшебная страна», третий – главный романс Ларисы на стихи Беллы Ахмадулиной «А напоследок я скажу».

7 номер: сл. Б.Ахмадулиной, муз. А.Петрова «А напоследок я скажу».

Романс меняется, то он усложняется, становится развёрнутым монологом или исповедью, то возвращается к простой и ясной форме. Но всегда – и в наши дни, как и в прежние, - романс не может прожить и дня без любви.

«Грустит романс тревожно и светло,

И к вам непостижимо в слове каждом

Приходит откровение само,

Как вы в мою судьбу вошли однажды».


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Сценарий музыкальной гостиной
«Романса свежее дыханье»

Выполнила: Дедова Анжелика Анатольевна – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, специального фортепиано, концертмейстер

г. Александровск-Сахалинский
2013г.
Цели
Познакомить учащихся и зрителей с историей возникновения и развития жанра романса. Приобщить к национальному и культурному наследию. Расширить формы творческого сотрудничества.
Задачи
Обучающие:Познакомить:
- с историей возникновения и развития жанра классического и бытового романса;
- с творчеством русских композиторов и поэтов;- с русскими национальными традициями;
- с языком современного романса;Развивающие:- развитие представления о жанре романса;- расширение знаний по музыкальной литературе и поэзии XIX века;- расширение связей литературы с другими областями искусства – музыкой, театром;- развитие культуры поведения и общения;- развитие коммуникативных навыков и совершенствование умений вести себя на публике, как исполнители;- подготовка к успешной социализации в обществе.Воспитательные:- воспитание любви к русской национальной культуре, традициям;
- влияние на становление и развитие личности современного молодого поколения, посредством русской музыки и литературы XIX века;- развитие организационных навыков и работа в коллективе с разновозрастным составом;
- создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.
Предварительная работа:

· Разработка сценария.

· Подбор музыкального материала.

· Репетиционно - постановочная работа.

Исполняемый репертуар

М. Яковлев, сл. А. Пушкина «Зимний вечер»
А. Варламов, сл. А. Фета «На заре ты ее не буди»
М. Глинка, сл. А. Баратынского «Не искушай»
А. Даргомыжский, сл. Ю. Жадовской «Я все еще его люблю»
А. Рубинштейн, сл. М. Лермонтова (из Гете) «Горные вершины»
М. Шишкин «Ночь светла»
«Тихо, так тихо», музыка и слова неизвестного автора
Д. Алигьери «Дождь стучит по крыше»
В. Синенко, сл. С. Плахутиной «Снег выпал»
В. Синенко, сл. В. Понуриной «Я положу любовь на ноты»
В. Синенко, сл. С. Плахутиной «Не приучай меня к рукам»

Сценарий вечера

Звучит «Романс о романсе» в исполнении Пелагеи (1-2 куплеты), на фоне инструментального проигрыша стихи:
Сегодня я нисколько не боюсьС двадцатым веком временно расстаться,Позвольте, я в любви Вам объяснюсьВысоким слогом русского романса.
Грустит романс тревожно и светло,И к вам непостижимо в слове каждомПриходит откровение само,Как Вы в мою судьбу вошли однажды.

О, русский романс, восхищаюсь тобой.За то, что красив ты и светел.За то, что на все, что случилось с судьбойТы просто и ясно ответил.
2. За то, что умна твоя старая грусть.
И я перед нею немею.
За то, что я знаю тебя наизусть
И лучше сказать не сумею. Я счастлив тем, что встретил Вас,Неповторимый и прекрасный.И, значит, жил я не напрасно...Благодарю, волшебный мой Романс!

Список использованной литературы
Золотая коллекция русского романса. – Москва, «Современная музыка», 2001.
Лирический альбом. Вокальные ансамбли русских композиторов. Автор-составитель Л.И.Чустова. – Москва, Владос, 2004.
Синенко В. «Мне с вами хорошо». Избранные романсы для голоса в сопровождении фортепиано. – Владивосток, 2004.
Интернет-источники: www.romance.ru
ђђЗаголовок 215

Сценарий концерта « Очарование романса»

Ведущий. Вот и ещё один музыкальный вечер распахнул двери для гостей. Вечер концерта «Очарование романса».

Романс… Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.

1.(звучит романс)

м. И. Шварца сл. «Я ехал к вам» из к/ф «Станционный смотритель»

Ведущий. Во все века, во всех странах существовали лирические песни про любовь. Их пели и простые деревенские девушки, и городские барышни, и их служанки. Конечно, содержание этих песен было разным. Аристократам слово песня казалась плебейским. Вот тогда-то по всей Европе песни с любовным содержанием и чувствительной мелодией стали называть красивым испанским словом «романс».

2. .(звучит романс)

м. А. Чернявского сл. П. Шлаксета «Цветики»

Ведущий. Первые русские романсы сочинялись едва ли не повсюду, где для этого хватало грамотности. Эта тяга к «самостоятельному распеванию» поэтических текстов захватывает, по меньшей мере, весь 19 век, остаётся характерной и для первых десятилетий 20 века.

Многие из этих романсов и сегодня близки и понятны.

3. .(звучит романс)

м. П. Фальбинова сл. Н. Дулькевич «Как хороши те очи»

Ведущий.У талантливого русского композитора Петра Петровича Булахова, написавшего много прекрасных романсов, была очень трудная судьба. Он много болел, нуждался в поддержке. Композитора из милости приютил в своей московской усадьбе Кусково граф Шереметьев.

С тех пор прошло более 200 лет. Нет Булахова, но живут до сих пор его мелодии, помогают людям пережить невзгоды. Найти утешение, ощутить радость.

4. .(звучит романс)

м. П. Булахова «Тук, тук, тук так сердце бьется»

Ведущий. Вечная тема романса-любовь, которая заставляет радоваться и переживать, ожидать и надеяться.

Прощаясь, в алее мы долго сидели,

А слёзы и речи лились и кипели.

Дрожа, лепетали над нами берёзы,

А мы доживали все лучшие грёзы

И в эти минуты любви и разлуки

Мы прожили много-и счастья, и муки.

5. .(звучит романс)

м. Дюбюк сл. Г. Гейне «Не обмани!»

Ведущий. В ноябре 1843г. написал стихи, всё ещё находясь под впечатлением, разрыва с Татьяной Бакуниной (сестрой известного революционера-анархиста Михаила Бакунина.

Тогда, в марте 1842г. он написал ей прощальное письмо: «Я всё хочу забыть, всё, вашего взгляда, который я теперь так живо, так много вижу…»

Стихи Тургенева стали прекрасным романсом, музыку к которому сочинил лейб-гвардии гусарского полка Эраст Абаза, одарённый музыкант-любитель, прекрасно игравший на гитаре. Сегодня этот романс звучит.

6. Дуэт.(звучит романс)

м. Абаза сл. Тургенева «Утро туманное»

Когда без страсти и без дела бесцветно дни мои текли

Она как буря налетела и унесла меня с земли.

Любовь меня лишила веры и вдохновение зажгла,

Дала мне счастие без меры и слёзы, слёзы без числа.

7. .(звучит романс)

м. П. Булахова сл. Н.Н. «Не пробуждай воспоминаний»

Ведущий. Не уезжай ты, мой голубчик!

Печальна жизнь мне без тебя

Дай на прощанье обещанье,

Что не забудешь ты меня.

Когда порой тебя не вижу,

Грустна, задумчива хожу,

Когда речей твоих не слышу

Мне кажется: я не живу.

8. .(звучит романс)

м. М.Балакирева сл. М. Лермонтова «Слышу ли голос твой»

Ведущий. Ты помнишь ли, когда в уединенье

Я столько раз с заботою немой

Тебя ждала, завидя в отдаленье

Как билось грудь от радости живой?

Ты помнишь ли, как в робости невольной

Тебе кольцо я отдала с руки

Как счастьем я твоим была довольна?

Я помню всё.…Но ты-ты помнишь ли?

9. .(звучит романс)

м. А.Алябьева сл. Бистрома «Я вижу образ твой»

Ведущий. Не смолкай, говори. В ласке речи твоей

В беззаветном веселье свиданья

Принесла мне с собой ты свежесть полей

И цветов благовонных лобзанья

В беспредельном молчанье теней и лучей

Шепчешь ты про любовь и участье

Не смолкай, говори. В ласке речи твоей

Мне звучит беспредельное счастье.

10. .(звучит романс)

м. П.Булахова сл. «Колькольчики мои»

И тихо, и ясно, и пахнет сиренью,

И где-то звенит соловей

И веет мечтательно сладкою ленью

От этих широких аллей

Река чуть трепещет холодною сталью,

Не в силах мечты превозмочь

И дышит любовью и дышит печалью

Весенняя страстная ночь.

11. .(звучит романс)

м. П. Булахова сл. Н. Огарева «Признание»

Ведущий. Ты сидишь молчаливо и смотришь с тоской,

Как печально камин догорает,

Как в нём яркое пламя то вспыхнет порой

То бессильно опять угасает

Ты грустишь всё о чём? Не о прошлых ли днях,

Полных неги, любви и привета?

Так чего же ты ищешь в сгоревших углях?

О себе не найти в них ответа.

12. .(звучит романс)

м. М. Журбина «Не пробуждай»

Ведущий. Я грущу. Если можешь понять

Мою душу доверчиво, нежную,

Приходи ты со мной попенять

На судьбу мою, странно мятежную.

Как-то странно и дико мне жить без тебя.

Сердце лаской любви не согрето,

Иль мне правду сказали, что будто моя

Лебединая песня пропета.

13. .(звучит романс)

м. и сл. н. Зубова «Не уходи побудь со мною»

Ведущий. О, позабудь былые увлеченья,

Уйди, не верь обману красоты

Не разжигай минувшие мученья,

Не воскрешай уснувшие мечты.

Пойми меня! Пойми, что безнадёжно

Я откажусь от милых светлых грёз,

Чтоб дать тебе изведать безмятежной

Святой любви, отрадных чистых слёз.

14. .(звучит романс)

м. Б. Кейна сл. «Нет, нет не хочу»

Ведущий. Не слышно гитары, умолкли все звуки,

Романс распевал про любовные муки.

Романс распевал про любовные страсти

Про самое личное нежное счастье.

15.Дует.(звучит романс)

м и сл. Н. Листова «Я помню вальса звук прелестный»

Ведущий. Пропеты последние строки, прозвучали последние слова.

Наш «Вечер романса» подошёл к концу. Нам верится, что он не уйдёт бесследно, ведь это неповторимые звуки любви….. Спасибо за внимание.


Современный романс


в исполнении Оксаны Поповой

Сценарий мероприятия « Вечер русского романса »

Как часто в концертах, по радио, телевидению мы слышим вокальные произведения, отличающиеся исключительной выразительностью: яркой мелодикой, образным поэтическим словом, редким слиянием идеи поэтической и музыкальной. Эти произведения часто коротки по объёму, голос их негромок и обращён не к массовой аудитории слушателей, а к каждому сидящему в зале, так просто и задушевно ведётся в них повествование о самых, казалось бы, сокровенных чувствах, переживаниях, глубоких раздумьях. Эти произведения называются романсами.

Родиной романса является Испания. Там в 12-14 веках и зародился новый песенный жар в творчестве странствующих музыкантов, поэтов, певцов. Он соединил в себе приёмы речитатива, мелодических напевов и мимического танца. Певцы - трубадуры исполняли песни на родном романском языке. Отсюда родилось и название - «романс», что определяло не только особый жанр стихотворного произведения, традиции исполнения, но и характерный тип мелодии вокальной пьесы, исполняющейся в сопровождении музыкального инструмента.

В 18 веке жанр романса появился и в русской музыке, став одной из замечательных страниц отечественного музыкального искусства. В родословной русского романса сплелись многие корни: красота и распевность русских протяжных песен, стройность и благозвучность петровских кантов, глубина русской хоровой музыки, образность и яркость русской речи. От испанского происхождения в русском романсе остались название да образы и ритмы Испании в некоторых авторских произведениях. Вместе с развитием русской поэзии и русской музыки совершенствовался и русский романс, достигший высот в творчестве А.С.Пушкина и М.И.Глинки.

/Звучит романс: «Я помню чудное мгновенье»/

Это М.И.Глинка в 1825 году пишет свой знаменитый романс, пленившись красотой и очарованием дочери Анны Петровны Керн - Екатерины. И если А.С.Пушкин посвятил своё стихотворение матери, то Глинка в музыке не менее гениально выразил свои чувства, адресованные дочери. Лишь этот один романс напомнил нам исторически подтверждённую поэтическую страницу биографий двух великих людей – поэта и композитора. А сколько прекрасных мгновений запечатлели романсы прошлого и сегодняшнего времени, навеянные импульсом, взрывом чувств, порывом вдохновения! И совсем неважно, сколько с тех пор прошло лет!

Например, композитор А.С.Даргомыжский написал на стихи А.С.Пушкина один из лучших своих романсов « Я Вас любил», а было это почти 150 лет назад. Романс этот и сегодня звучит в концертах, радуя совершенным слиянием поэзии и музыки, оставаясь понятным и людям нашего времени.

/ звучит романс «Я вас любил»/

В 19 веке широкое распространение получил бытовой русский романс, среди творцов которого были свои замечательные таланты. Произведения этой ветви жанра звучат и исполняются с огромным успехом и сегодня.

Отчего, скажи, мой любимый серп,

Почернел ты весь –

Что коса моя?

Иль обрызган ты

В скуке горести

По милом дружке

Слезой девичьей?

Этот один из известнейших бытовых романсов 19 века принадлежит композитору А. Л. Гурилеву(1803-1858). Крепостной музыкант графа Орлова, он лишь в 28 лет получил «вольную». Многие произведения Гурилева написаны на стихи А. В. Кольцова. « На заре туманной юности», «Вьется ласточка сизокрылая», « Не шуми ты, рожь» и др.

Яркий след в русском романсе оставило самобытное творчество А. В. Кольцова. Многие композиторы – Гурилев, Варламов, Даргомыжский, Балакирев – обращались к стихам народного поэта. А сего было создано свыше 700 произведений на его стихи. Такое его стихотворение как «Соловей» было положено на стихи 10 раз. Можно вспомнить и романс М. А. Балакирева « Обойми, поцелуй», так же написанный на стихи Кольцова.

Обойми, поцелуй. Приголубь, приласкай.

Ещё раз, поскорей, поцелуй горячей.

О романсах П.И. Чайковского академик Асафьев говорил: « В чудовищных условиях российской действительности, в особенности провинциальной…среди людей, страдавших от мелочной и пошлой жизни, нужна была музыка, непосредственного и искреннего чувства, которая давала бы возможность «отвести душу». Музыка Чайковского пришла вовремя и открыла полную возможность такого рода интенсивного эмоционального общения». Романсы Чайковского – это маленькие человеческие драмы, рассказанные с подлинным вдохновением, страстным чувством.

Забыть так скоро, боже мой,

Всё счастье жизни прожитой!

Все наши встречи, разговоры,

Забыть так скоро,

Забыть так скоро!

Музыка романса написана на стихи Алексея Апухтина в 1870 году после перенесённой П.И.Чайковским личной драмы – крушение сердечных отношений с известной французской певицей Дезире Арто.

Бытовой русский романс внёс свои краски, часто задушевные, сердечные, полные искренних чувств, в многообразное русское вокальное творчество. Разве не прекрасен романс Александра Егоровича Варламова «Красный сарафан», созданный в 1800-х годах на слова Н.Цыганова:

Не шей ты мне, матушка, красный сарафан.

Не входи, родимая, попусту в изъян…

Бытовой романс – это и документальная повесть. Слушая эти произведения, мы многое узнаём о жизни, интересах, мыслях и надеждах людей того поколения. Среди мастеров бытового романса выделялся Пётр Петрович Булахов(1822-1885). Многим из вас, да, наверное, всем знаком романс «Гори, гори, моя звезда»

/звучит романс: «Гори, гори, моя звезда»/

Всю жизнь этот талантливый композитор, отягощённый острой нуждой и болезнями, боролся за утверждение своего искусства. Под конец жизни его из милости приютили Шереметьевы в своей графской усадьбе «Кусково», где он и скончался. С тех пор прошло много лет, но мелодии Булахова, его замечательные романсы живут до сих пор.

Предлагаем вам продолжить название романса…

Я…. (вас любил)

Я…..(встретил Вас)

Гори…….(моя звезда)

Весенние….(воды)

Белеет …. (парус одинокий)

Однозвучно ….(гремит колокольчик)

Выхожу…..(один я на дорогу)

Женщине…..(которую люблю)

Обойми…(поцелуй)

Белая …. (акация)

Зимний….(вечер)

Утро…..(туманное)

Отцвели…….(хризантемы)

Темно – вишневая ……………(шаль)

Не отрекаются…………….(любя)

Не шуми………………(ты, рожь)

Я помню…………………(звука вальс прелестный)

Не пой ……….(красавица при мне)

Я тебя ………..(никогда не забуду)

Только раз…………….(бывают в жизни встречи)

Новый прилив творческого интереса к жанру романса был вызван душевным откликом на безвременную кончину одного из лирических поэтов России – Сергея Есенина(1895-1925). Известие потрясло многих. Оказалось, что Есенин – любимый народный поэт и, эта его преждевременная кончина в 30 лет пробудила волну небывалого интереса к его жизни и творчеству. Особенно активно обратились к стихам поэта композиторы, создав за короткий срок много интересных сочинений, в т.ч. и романсов. Вот один из романсов Александрова на стихи Сергея Есенина.

/звучит романс «Не жалею, не зову, не плачу»/

Композитор Евгений Попов в своей мягкой неторопливой мелодии раскрыл истинную красоту поэзии Есенина, воспевающую Россию.

/звучит романс «Над окошком месяц»/

Это новый музыкальный жанр – песня-романс, близко стоящий и к песне по чередованию куплетов с одной и той же мелодией, и к романсу – по более утончённой трактовке поэтических образов, по близости музыкального языка к профессиональной музыке, по обязательности музыкального сопровождения. Песней-романсом можно назвать и монолог героя фильма «Весёлые ребята» Кости Потехина (в исполнении Леонида Утёсова), созданный Дунаевским в танцевальных ритмах 30-х годов.

/звучит песня-романс «Как много девушек хороших»/

В 30-х годах композитором Мясковским было написано 12 романсов на стихи М.Ю.Лермонтова. Среди них наибольшую известность получили: «Казачья колыбельная»(Спи младенец, мой прекрасный, баюшки-баю»), «Выхожу один я на дорогу».

В годы великой Отечественной войны многие музыканты, оставив мирные занятия, пошли воевать с врагом с оружием в руках, а многие взялись за своё творческое «оружие», страстной и призывной музыкой участвуя в общенародной борьбе. Так появились романсы-баллады, сурового призывного звучания. В такой манере написана и «Священная война» композитором А.В.Александровым на слова Лебедева-Кумача. В годы войны появились также такие песни-романсы, как «Тёмная ночь», «Жди меня», «Соловьи».

Потребность в душевной музыке всегда была присуща русскому народу. В 1950-1960-х годах появились произведения Г.В. Свиридова на стихи Есенина, Блока, Маяковского. Первой исполнительницей многих новых сочинений композитора стала Елена Васильевна Образцова. Героями многих романсов Свиридова явились разные персонажи: это и деревенский парень, и поэт, и герой есенинских песен и романсов, олицетворяющий собой образ поэта и отчасти самого композитора, с его думами о России.

Песни-романсы есть и в творчестве А.Пахмутовой: «Нежность», «Мелодия». Есть немало произведений романсного характера и в творчестве Э.С.Колмановского. Известен всем «Вальс о вальсе» на стихи Е.Евтушенко (Вальс устарел, - говорит кое-кто смеясь). Большой нежностью отмечен романс «Женщине, которую люблю», созданный на слова Кайсына Кулиева. Многие молодые композиторы Марк Минков, Давид Тухманов, Алексей Рыбников, Олег Иванов и др. продолжили развитие романсовой интонации в своих произведениях. Например, романс А.Рыбникова из музыки к спектаклю «Юнона и Авось»: «Я тебя никогда не забуду» или «Не отрекаются, любя» композитора М.Минкова на слова Вероники Тушновой.

И в заключение хотелось бы сказать об исполнителях романсов. Вот мастера старших поколений: А.В.Нежданова, Н.А.Обухова, Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, М.П.Максакова, Е.К. Катульская, И.С.Козловский, М.Д, Михайлов, С.Я.Лемешев. Позже появились новые имена: И. Архипова, Е. Образцова, Ведерников, Нестеренко, Борис Штоколов, Богачёва, Лисовский, Синявская, Милашкина, Атлантов, Калинина, Сафиулин и мн.др.

С жизнью исполнителей русского романса, их творчеством, вы можете познакомиться на нашей книжной выставке «Романс звучит – светлей дорога, и кои веки не до сна»,

А теперь прозвучит современный русский романс в исполнении Оксаны Поповой, методиста МЦК этнографического центра «Вольница».