Русская душа. Загадочная русская душа Душа в понимании русского

Русская душа… Не одно столетие отечественные и заморские мудрецы ищут ответ на вопрос: что же это такое – русская душа? Впрочем, понять и объяснить столь сложное явление, как душа народа , – дело очень и очень непростое. Определения русской душе в разные времена давались разные. И видимо, нельзя сказать, что лишь какое-то одно из них является единственно истинным. Более того, само существование различных, зачастую несовместимых пониманий русского народного характера – лишь свидетельство сложности и противоречивости самой русской души.

Впрочем, душа всякого народа сложна и противоречива. Любой народ, так или иначе заявивший о себе в истории, в какой-то момент начинает размышлять над тем, зачем он существует в мире? Ради какой цели, во имя какого смысла он живет? И от того, какие будут найдены ответы на эти вопросы, зависит сама история и сама жизнь народа. Кто-то, веря в свою судьбу, отправляется в завоевательные походы. Другие видят свое предназначение в мирном труде. Третьи считают себя хранителями величайшей мудрости. Четвертые… Перечисление может быть бесконечным, тем более что у одного и того же народа, в зависимости от исторических обстоятельств, жизненные целевые установки могли изменяться, да и не по одному разу.

Но как бы что ни менялось, в основе исторического бытия всякого народа всегда лежит вера – в предназначение, в особую судьбу, в некие высшие ценности и смыслы. Потому и становление народной души – это процесс обретения веры. Даже холодный, а то и циничный расчет того или иного человека или группы людей все равно основывается на вере – вере в то, что конечный результат сойдется с результатом ожидаемым, ибо в жизни столь много привходящих обстоятельств, что и закоренелым циникам приходится надеяться на удачу (на судьбу? на покровительство высших сил? на случай?).

В этом лежит и причина сложности русской души – постоянное стремление нашего народа осознать собственный исторический путь, понять смысл своего исторического существования и своего вселенского предназначения, найти, обрести свою веру…

Однако, возможно, все разговоры о какой-то отдельной русской душе – всего лишь досужий домысел? Или только неуемное русское желание отделиться от всего мира, в очередной раз заявить о некой своей загадочности? И разве столь уж отличается эта русская душа от души английской, немецкой, французской или китайской? Что ж, может быть и так.

Но вот никак не дает успокоиться всего лишь одна маленькая деталь, даже не деталь, а так, деталька, штришок, малозаметная веточка на огромном древе человеческой истории… «Я обменял бы счастье всего Запада на русский лад быть печальным», – сказал однажды Фридрих Ницше. Значит, этот очень неординарный, тонкий, а нередко и едкий немецкий мыслитель видел некую особость русского национального сознания?

Да и русские писатели и философы не оставались в стороне. Вот у интереснейшего русского мыслителя Василия Васильевича Розанова в книге «Мимолетное» есть один замечательный сюжет. Розанов, конечно, несколько утрируя, описывает ситуацию, когда суетятся вокруг русского человека иностранцы, как кричат они «вставай!», как «пхают нас ногой». А «мы поворачиваем им» то правый, то левый бок, на которых написано – ЛЕНЬ. И тогда: «Они плюнули и пошли дальше. Делать прогресс. Мы глазком следим, куда враг ушел. И когда он совсем “ушел”, тут-то мужичок наш встанет, перекрестится, почешется. И слыша, что “в ухе звенит”, скажет: “Звон. Бог зовет”. И надев лапотки, пойдет ковылять – “куда его Бог зовет” и “где звон звенит”. И пойдет в неведомое. И увидит невиданное. И сотворит чудесное. И потому-то все его дела и судьба зовутся: СВЯТАЯ РУСЬ».

Удивительно точно вторит Розанову другой русский писатель – Алексей Михайлович Ремизов в сказке «Господень звон». Герой этой сказки, старик-отшельник, все время проводящий в молитвах, вдруг осознает страшную для себя вещь – он не слышит Господнего звона! Вот и пошел старик в поле, искать того, кто звон этот слышит. И нашел пахаря, «мужичонку корявого». Ждал старик долго, пока пахарь не допахал полосу. Поставил тогда пахарь лошадь, снял шапку и перекрестился, ибо «благовест к обедне начался, звон Господень, обедать пора». А старик слушает и… «никакого звону не слышит». И ясно ему – «этот пахарь, мужичонка корявый, больше его у Бога знает», ибо дано ему слышать «Господень звон»! И в этом-то и состоит самое великое счастье!

В этих сюжетах двух русских писателей, помимо великолепной образности и чудесного языка, поставлены очень и очень важные вопросы: что выбирает русский человек? Что служит ценностными ориентирами его жизни? К каким идеалам он стремится? Чему он радуется, чему печалится? Во что верит?

Вот давайте и попробуем разобраться. А поможет нам в этом русская религиозно-философская традиция, уходящая своим началом в самые глубины отечественной истории.

Тысячелетиями память о минувшем передавалась из поколения в поколение в виде устных преданий, песен, былин. С появлением письменности знания о прошлом стали записываться – память обрела вещную оболочку, вещное бытие. И уже тогда, в самой седой древности, независимо от того, устно или письменно рассказывали люди друг другу об истории своего рода-племени, наши предки пытались разгадать главные и таинственные вопросы, на которые искались ответы: откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?

Уже в тысячелетней давности тексте мы встречаемся с ними. Один из первых отечественных летописцев, составляя самую древнюю русскую летопись – «Повесть временных лет», – начал ее словами: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Руская земля стала есть». Размышление над этими вопросами и составляли основной смысл всего летописания. На протяжении столетий отечественные хранители древности старательно заносили в рукописные свитки сведения о делах минувших и настоящих, сопровождая их собственными нравоучительными рассуждениями, историческими реминисценциями, разъяснениями известных им подробностей тех или иных событий. Кстати, эти авторские отступления сегодня нередко дают ключ к разгадке многих тайн канувших в Лету деяний, ибо только летописцы свидетельствовали о них перед ищущими историческую правду потомками.

Но рядом чаще всего с безымянными летописцами жили и размышляли над судьбами государства Российского и народа русского множество других талантливых людей – монахи и князья, бояре и дьяки, митрополиты и разночинные… Все те, кто составил великую славу древнерусской религиозно-философской и духовно-политической мысли. Те, чьи труды и явили миру великие открытия русской мысли и веры. Ведь вера и мысль для русского человека – едины.

Странно, но довольно долгое время считалось, что в Древней Руси не было ярких личностей, и уж тем более – своеобразных, оригинальных мыслителей, способных глубоко и неординарно мыслить, мастерски владеющих пером, прекрасно образованных, широко эрудированных. А ведь стоит лишь внимательно прочитать древние сочинения, и перед нами предстанут удивительные образы митрополита Илариона и преподобного Феодосия Печерского, великого князя Владимира Мономаха и таинственного Даниила Заточника, преподобных Сергия Радонежского, Нила Сорского, Иосифа Волоцкого, Максима Грека, митрополита Даниила Рязанца, дьяка Федора Карпова и старца Филофея, князя Андрея Курбского и царя Ивана Грозного, Авраамия Палицына и Ивана Тимофеева, Симеона Полоцкого и Афанасия Холмогорского, Епифания Славинецкого и протопопа Аввакума…

За период с X по XVII век Россия прошла сложный исторический путь, наполненный яркими взлетами и трагическими падениями. Однако именно в этот период возникли и утвердились основные составляющие столь своеобразного явления, которое называется русским национальным самосознанием и… русской душой. Неотъемлемой частью русского национального самосознания и его выразителем наряду с православием, литературой, музыкой, иконописью стала русская религиозно-философская и духовно-политическая мысль.

Русская религиозно-философская мысль X–XVII вв. – это своеобразное историческое явление, обладающее при всей противоречивости несомненным единством, богатым содержанием, динамикой и вполне познаваемой направленностью развития. Познание русской религиозно-философской мысли X–XVII вв. позволяет нам более полно и точно представить весь ход развития России, определить важнейшие смысловые и целевые установки, разработанные нашими предками, которые вдохновляли их на совершение реальных исторических деяний, и, наконец, понять внутренние побудительные причины как конкретных поступков различных исторических деятелей, так и многих исторических событий. Иначе говоря, приоткрыть тайны русской души…

Русская религиозно-философская мысль так же сложна и внутренне противоречива, как сложно и противоречиво русское национальное самосознание. В знаменитой своей «загадочностью» русской душе мы найдем все – жажду неземной правды и нередкое торжество кривды, стремление к безграничной воле и безудержное почитание власти, всемирную любовь и необъяснимую иногда ненависть. И все эти разные черты русского характера нашли свое выражение в творчестве отечественных любомудров. Каждый из них мучительно размышлял над тем, какая судьба ждет Россию и весь мир в настоящем и будущем. Каждый из них пытался разгадать великие тайны. Каждый из них давал свои ответы.

Тайны русской души начинаются сразу же, лишь только мы пытаемся понять самые общие вопросы. Ну, к примеру, – что такое философия в русском понимании? Дело в том, что русскую философию невозможно понять, если мерить ее общепринятыми мерками, иначе говоря, если рассматривать ее с позиций гегельянства, кантианства, марксизма или какой-либо другой западноевропейской философии. Чтобы лучше разобраться в этом, начнем опять же с истоков.

Согласно некоторым сведениям, само слово «философия» впервые использовал знаменитый мыслитель древности Пифагор. На русский язык это слово переводится как «любовь к мудрости ».

душа, русская душа, мужество, любовь, вера, свобода, закономерность

Аннотация:

В статье рассматриваются феномен «русской души». Даётся определение термина «душа» с различных точек зрения. Выявляются основные факторы возникновения понятия «русская душа», перечисляются его составляющие.

Текст статьи:

«Русская душа. Это котел, в котором смешиваются самые разные субстанции: печаль, безумства, героизм, слабость, мистика, здравомыслие, и вы можете выудить оттуда все, что угодно, даже то, чего меньше всего ожидаете. Если бы вы знали, как низко эта душа может пасть! Если бы вы знали, как высоко она может подняться! И как ее швыряет из стороны в сторону».

Эжен Мелькиор де Вог

Исследование русской традиционной культуры продолжается долгие века. На первый поверхностный взгляд может показаться что понятие это давно исследовано и если не полностью, то по крайней мере, в большем своём объёме. Культура нашего государства изучалась многими учёными с различных, порой совершенно противоположных точек зрения. Многообразие её поражает и восхищает. До сих пор никто не может чётко и доступно охарактеризовать русского человека как носителя такого богатого и необычного культурного наследия. Наш менталитет стал своего рода головоломкой для других народов. Широта русской души – это то понятие, которым характеризуют не одно и даже не два поколения, оно насчитывает множество веков. И всё же до сих пор не удалось дать объемного определения такого феномена русской культуры как «русская душа».

Сам термин «душа» имеет множество определений.

В «Философском энциклопедическом словаре «душа» в обычном словоупотреблении — совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека, антитеза понятий тела и материи. Научное понятие души: душа — в отличие от индивидуального духа — совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений (витальная душа)».

Философское понимание души как субстанции привело к тому, что ей сначала приписываются свойства «тончайшего вещества… По Платону, душа является нематериальной и предшествует существованию. Аристотель называет ее первой энтелехией (целеустремленность, целенаправленность как движущая сила, активное начало) жизнеспособного тела, только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной».

В «Словаре русского языка» (в 4-х томах) душа определяется как «1. Внутренний психический мир человека, его переживания, настроения, чувства и т.п. 2. Совокупность характерных свойств, черт, присущих личности; характер человека».

В словаре В. Даля «Душа — бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею, в общем значении человек, с духом и телом. Душа также душевные и духовные качества человека, совесть, внутреннее чувство, напр. Душа есть бесплотное тело духа, в этом значении дух выше души».

В словаре С.И.Ожегова Душа — это: «Внутренний, психический мир человека, его сознание». Это также: «в религиозных представлениях сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти»…

Таким образом, душа является очень многогранным понятием. Это и совокупность побуждений, и особая субстанция, и ипостась личности, и внутренний мир человека.

Если обратиться к древнему слоговому письму, то душа – это прежде всего, добро воспевающее жизнь.

Но почему же возникло именно такое понятие как «русская душа»? Почему не американская или, например, немецкая? Что включает в себя этот феномен русской культуры?

Существует точка зрения, что «русская душа» один из сложившихся стереотипов присущих только России, такой же как матрёшка, берёзка или балалайка. У немцев – поразительная аккуратность, у французов – романтическая любовь, у американцев – мечта, а у нас – душа.

Важность этого понятия в отечественной культуре подтверждается уже хотя бы многогранностью его толкования: это и специфика российской духовности («тайна русской души»); и внутренний мир человека («вложить всю душу»); и сам человек как главная персона («душа общества»); и свойства его характера («добрая душа»; это и просто человек («в доме ни души»); и его бессмертное начало («подумать о душе»»); и мера открытости индивида («со всей душой»); и социально-духовная смерть человека («мертвые души») и т.д. .

Понятие » душа всему мера» чуждо западному человеку, представление о совести и доброте для него, как правило, — абстракции.

Таинственная «русская душа» поражает как ее поклонников, так и ненавистников своей чрезмерностью по отношению ко всем установленным канонам, своим постоянным выходом за «пределы».

В положительном смысле это воспринимается как широта, размах и открытость души, устремленность к высокому, способность к подвигу и жертве, отсутствие мелочной расчетливости.

Русская душа более чутка к мистическим веяниям, она встречается с духами, и русская душа легко поддается соблазну, легко впадает в смешение и подмену.

«Чувство всеобщей связи и сопричастности всему имеет своим следствием то, что спор, который обычно разворачивается на Западе между разными людьми, в России часто происходит в душе одного человека», – пишет Биллингтон (6).

Россия огромная страна населённая множеством народностей, поэтому возникает вопрос: имеет ли «русская душа» какие либо географические особенности?

Здесь, прежде всего, следует обратиться к истории возникновения и становления российского государства. Константин Крылов пишет в одной из своих статей об ужасном климате: «Русские очень долгое время были народом, живущим в географической и культурной изоляции. Огромные расстояния в сочетании с ужасным климатом и крайне неудобными для преодоления пространствами препятствовали какой бы то ни было мобильности. Путешествие – любое – было затратным и небезопасным мероприятием». Из этого следует простой вывод: русские – чрезвычайно однородный этнос, и разброс характерных признаков русских на всем огромном пространстве от Калининграда до Владивостока в два раза меньше, чем, скажем, для населения Западной Европы.

Если проследить развитие и становление русской культуры от зарождения до современности, то становится очевидно, что она представляет собой определённую систему событий в некоторой степени случайных, но всё же закономерных.

Русский человек издревле был готов к любым трудностям и лишениям, так как именно они составляли его повседневный быт, его культуру повседневности. Этот факт описывается многими исследователями, вот что пишет об этом Александр Власьевич Терещенко в «Истории культуры русского народа»: «Славяне, первоначально проживали рассеянно по всей Европе и в приморских областях Анатолии, презирали зной и холод, были привычны ко всякой нужде и ко многим лишениям. Грубая пища казалась им вкусной, сырая земля обыкновенно служила их ложем. Они гордились своей физической силой и нимало не заботились о наружности. Часто, будучи грязными, покрытыми пылью, они сходились на сборных местах и рассуждали не об украшениях и богатых одеждах, а о том, что достоинства человека состоит в силе, мужестве и ловкости, ведь именно благодаря этим качествам взбирались они на крутые скалы, преодолевали рвы и переплывали глубокие реки. Их светлая кожа становилась смуглой под лучами солнца, волосы были по большей части русые».

Все вышеперечисленные качества, которыми обладали славяне, явились закономерным результатом их жизнедеятельности. Трудности закалили дух, воспитали стойкость и твердость характера, развили интуицию, помогающую ориентироваться в сложных повседневных ситуациях.

Но нельзя сказать, что все преграды, пережитые нашими предками, сделали из них жестоких и озлобленных людей, с очерствевшей душой. Напротив, именно они выковали в русичах умение сострадать, быть терпимыми, помогать, понимать, принимать и др. и других людей и другие народы. Поэтому русская душа предрасположена к чувству, сочувствию и доброте. И все это не идеализация и не миф, а живая сила русской души и русской истории.

Эти позиции достаточно глубоко отражены в русской фольклоре. Например, русская народная сказка вся проникнута певучим добродушием. Русская песня есть прямое излияние сердечного чувства во всех видоизменениях. Доминирующими чувствами в русской душе всегда были вера и любовь. Ум и воля русского человека приводятся в духовно творческое движение именно этими добродетелями.

Ещё одним важным свойством русского человека являлось стремление и безграничная любовь к свободе, его сердце и сознание должны дышать свободно. Русскому человеку свобода была присуща самой природой. Она чувствуется во всем: в медлительной плавности и певучести нашей речи, в русской одежде и пляске, в русской пище и быту. Огромные просторы и отстраненность одного поселения от другого требовала высокой степени универсализма во всем и оказание всякой помощи путешествующим, в особенности, попавшим в беду. Это было долгом русского человека. Но более всего, как пишет Ромах О.В. (7) русский человек ощущал отцовскую ответственность за все пространство, которое его окружало. Вся флора и фауна была в этом случае не его природной средой, но его жизненным пространством — домом, который он обязан был содержать в порядке.

Следует отметить и особое отношение русского человека к препятствиям. Трудности можно преодолевать системно, целенаправленно, заранее планируя, тщательно вникая в каждую мелочь. Такой подход для русского человека не характерен. Он долго может «лежать на печи», «запрягать», отлынивать и отнекиваться. Но если его раззадорить — горы свернет. В данном случае, речь идет не о лености. А о терпимости и понимании масштабности задачи. Рефлексировать на каждую мелочь – недостойно самодостаточного человека. Если препятствие становится на самом деле таковым, то с ним нужно «разбираться», в транскрипции – устранять.

Такое уникальное сочетание разных компонентов, черт, характеристик создало уникальный феномен, трудно поддающийся изучению и потому приобретший ореол «таинственности».

Возможно, именно благодаря этой таинственной русской душе Россия вынесла все выпавшие на её долю испытания: и многочисленные внутренние расколы, и длительный гнёт Золотой орды, и бесчисленные войны, сопровождающиеся огромными разрушения и невосполнимыми жертвами и мн. др. Русский человек с течением времени приобрёл и сохранил множество положительных душевных качеств. Скорость жизни современного общества создает впечатление, что сейчас это мало востребовано, но это не так, все вышеуказанные черты, проливающиеся из широты русской души, также заметны и актуальны, так же транслируются в мир и на мир, просто скорость жизни не позволяет в должной мере в них окунуться.

Множественные разговоры, тревога специалистов самых разных направлений говорит о том, что снижение скорости жизни – чрезвычайно актуальная проблема, второй является умение в свободное время отпускать от себя мысли и тревожащие проблемы и научиться жить «здесь и сейчас», тогда порывы души и ее широкая теплая атмосфера будут чувствоваться как самим человек, так и его окружением.

Генные качества: мужество, правдолюбие, доброта, милосердие, умение видеть полезное в самых обыденных событиях всегда составляло душевный уклад русского человека. «В старину люди были склонны видеть скрытый смысл и особую значимость в самых повседневных вещах; так рождались и дети страха – дремучие суеверия, и плод рационального, прикладного осмысления окружающего мира – проверенный тысячелетней практикой комплекс многообразных примет: прогнозов погоды и сроков проведения хозяйственных работ; первые попытки, пока ещё на бытовом уровне, в пределах причины и следствия, постичь закономерности хода вещей»

Следует помнить, что нельзя терять своего, заменять его иностранным. В силу особенностей менталитета, чужое для русского человека никогда не станет родным, «русская душа» никогда не станет «американской мечтой» или чем – то другим. У нас отношения между людьми регулируются не законами, даже не разумом, а более высокой субстанцией.

Список литературы:

  1. Философский энциклопедический словарь. М., 1997.
  2. Словарь русского языка. В 4-х т. М., 1981, Т. 1.
  3. Даль В. И. Толковый словарь великорусского языка. Т. 1-4, М., 1989.
  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997, с.
  5. Терещенко А. В. «История культуры русского народа». М., 2007.
  6. Газета «Наше Время» — «Мифы о России. Воспрянет русская душа» Авторы: Владимир Аристархов, Владимир Мединский, Николай Петров. http://www.raso.ru/?action=show&id=5513 , 2007.
  7. Ромах О.В. Ментальность русской культуры. // Генезис и морфология культуры. Т., 2007, с. 58

Загадочная русская душа . Как часто можно услышать это выражение. Почему никогда не говорят о «загадочной английской душе» или «загадочной французской душе»? Что же такого загадочного и непонятного в этой душе? Вообще, термин «загадочная русская душа» намного шире. Скорее всего, он охватывает всю «славянскую душу». Русская душа подобна «загадке Гамлета», разгадать ее невозможно. Русские люди и религиозны, и атеисты, жадны и щедры, умны и глупы одновременно. Сколько иностранцы не пытались объяснить тот феномен, понять русских людей невозможно.

Славянам присуще такое качество, как терпеливость . Именно это качество не раз приводило страну к краху. Русский народ может очень долго терпеть. В нем как - будто зажата пружина. Но, уж если эта причина разжимается - тогда держись!

Известно с давних пор, что русский человек неприхотлив в быту . Историк В. О. Ключевский писал о том, что нет в Европе народа, который бы был менее избалован и непритязателен, не приучен ждать милостей от природы, и более вынослив, чем русский народ. Именно эти условия и создали загадочную русскую душу.

Русскому человеку еще с давних времен присущи такие качества , как прощение и сострадательность . Еще древнегреческий историк Геродот упоминал о древних славянах, а именно, об их отношении к рабам. Славяне ели с рабами за одним столом. У них был установлен срок рабства. По истечении этого срока, раб мог обрести свободу и остаться жить рядом со своими бывшими хозяевами.

Славяне уделяли большое внимание физическому здоровью , но запросто могли появиться на людях оборванными и грязными. Внешний вид не имел для них большого значения. Известно, что славяне довольно презрительно относились к роскоши и удобствам. Очень часто, те украшения, которые были захвачены на поле боя, просто зарывались в землю. Нестор Летописец в своей «Повести временных лет» упоминает о князе Святославе. Когда византийские купцы принесли ему в дар золото, он презрительно от него отказался, зато с благодарностью принял оружие.

Наши предки славяне всегда славились своим гостеприимством . Оскорбить гостя означало бросить тень позора на все племя.

Внутри у русских полная неразбериха и кавардак. Имеется в виду полное отсутствие планирования. По сравнению с европейцами, так, какие - то намеки на организованность. Наплевательское отношение к законам, полное неприятие каких - либо ограничений. Вся надежда на русский «авось» .

Загадочная русская душа …. Ее умом не понять, зато можно полюбить всем сердцем.

Комментарии:

Если мы такие хорошие, то почему так бедно живем,почему так много преступников,почему такая низкая продолжительность жизни, почему так много разводов, почему так много абортов и брошенных детей, почему так плохо организован быт, так много лжи и продажности, так много грубости и жестокости. Скорее всего потому, что описанные качества русских - это только желаемое, а не действительное.

Александр

Татьяне. Навряд ли кто-нибудь ответит на Ваши вопросы. Ведь даже А.С. Пушкин - величайший знаток "русской души", жаловался в письме из Москвы в Петербург своей жене: «Черт догадал меня родиться в России с душою и с талантом». Я сам - русский, порою ненавижу всё что творится за окном, в нашей чиновничьей стране. Но если, что - на дай Бог, ... - запишусь добровольцем! Может быть мы - экспериментальная площадка для Бога?

Я дусаю все наши беды от нас самих и идут, посмотрите как немцы охраняют свою историю и традиции или англичане.Почему мы всегда смотрим на них а не на себя? Вот по этому и плохо у нас, мы приходим с открытой русской душой, а уходим пустыми так как нащи "кумиры" нам эту душу сначало выпотрашат а затем нагадят ввнутрь" и мы "гордые но ОБКАКАНЫЕ" нвчинакт не допонимать за что нас так изуродовали. И ответ один останься Русским Человеком и неси Русскую Культуру сам и учи этому же своё потомство и соих близких. Это я называю "Эфект бумеранга" И он работает, оглянись назад....

Александр

Пропадающая русская душа где-то за горизонтом земного шара. Она живёт как бы с оглядкой назад, куда бы ни двигалась. Для нашего сумасшедшого времени, не замечаемого окружающими, это странно более чем. Но надо идти вперед затылком, не бояться споткнуться, навроде блаженных. Думаю, это оценят.

О русской душе что не скажи - для всего найдется мнение прямо противоположное.

Религиозность и атеизм - одно и тоже, это дв- Вы намеренно поставили себя в такое неловкое положение? Когда на сцену выходят люди с инструментами, на инструментах играть не умеющие? ИВАНОВ: Ну конечно. Это один из важнейших принципов нашего существования - поставить себя в очень неловкое положение. ЗАЙЦЕВ: Это, кстати, тоже на оркестре было - мы просили музыкантов играть не на своих инструментах. Гитаристов на барабанах, барабанщиков на гитарах. Чтобы они старались, но не использовали штампы. Чтобы не было этой safety zone, чтобы искра высекалась.а вида идеологии. Верующие свято верят, а неверующие свято не верят. А те и другие одинаково принимают власть. Ум и глупость, наверно, лучше заменить мудростью и глупостью, впрочем, у всех всё по-разному. Мне кажется, когда начинают обсуждать вопрос русской души сразу представляют смекалистого, но неграмотного мужика-крестьяна, насколько это оправданно? Хорошо, что вы вспомнили про Татьяну. Насчет щедрости и жадности не знаю. Сначала вообще не понял почему, теперь вспомнил, что у нас страна самых богатых и самых бедных, возможно, это тоже логичная черта: когда ты небогат, ты либо независишь от денег, либо точишь зуб на богатых, которые, когда становятся богатыми не могут остановиться, у них начинается нечто вроде звёздной болезни и желание стать богаче растёт. И так везде, просто у нас созданы благоприятные условия для роста олигархов, которые, пока растут, опустошают простых людей. В общем, мы не отличаемся от других людей, но есть определенные условия, которые делают нас такими. Создаёт ли это феномен загадочности души? Может, это выдумка всё. А если нет, то у всех ли русских есть такая душа? Даже у тех, кто яростно отстаивает её несуществование и всей русской душой ненавидит Россию? Наверняка, она у всех, если она есть вообще.

(Случайно вставил в свой комментарий ненужный кусок) Религиозность и атеизм - одно и тоже, это два вида идеологии. Верующие свято верят, а неверующие свято не верят. А те и другие одинаково принимают власть. Ум и глупость, наверно, лучше заменить мудростью и глупостью, впрочем, у всех всё по-разному. Мне кажется, когда начинают обсуждать вопрос русской души сразу представляют смекалистого, но неграмотного мужика-крестьяна, насколько это оправданно? Хорошо, что вы вспомнили про Татьяну. Насчет щедрости и жадности не знаю. Сначала вообще не понял почему, теперь вспомнил, что у нас страна самых богатых и самых бедных, возможно, это тоже логичная черта: когда ты небогат, ты либо независишь от денег, либо точишь зуб на богатых, которые, когда становятся богатыми не могут остановиться, у них начинается нечто вроде звёздной болезни и желание стать богаче растёт. И так везде, просто у нас созданы благоприятные условия для роста олигархов, которые, пока растут, опустошают простых людей. В общем, мы не отличаемся от других людей, но есть определенные условия, которые делают нас такими. Создаёт ли это феномен загадочности души? Может, это выдумка всё. А если нет, то у всех ли русских есть такая душа? Даже у тех, кто яростно отстаивает её несуществование и всей русской душой ненавидит Россию? Наверняка, она у всех, если она есть вообще.

Андрей Рус.

Андрею. Атеизм не религия, даже близко. Это ложный тезис. Считать атеиста верующим все равно, что говорить что вода это безалкогольная водка, лысый это цвет волос, а некурящие курят отсутствие табака. 1. необходимо ответить на основной вопрос философии что первично разум или материя, для атеистов материя. 2. Отчего такой выбор? не от веры в это. Все упирается в критерий истины. Вопрос об истинности познания - это вопрос практики. На практике человек убеждается в ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает, что менее и что более важно. Практика вынуждает отказываться от заблуждений и ведет вперед к истине.

Там русский дух, там Русью пахнет! А хорошие, потому что не любим роскошь!

Коля второй чел Маша

И разводов мало, потому что примесей нерусских много!Мое настоящее имя - Маша.

Разводов много*. СТАНУ МОНАШКОЙ

баба пьяная

Россия, баба пьяная! Даже пьяница, падая в грязь на поляка бурчит: «Полячишка!» «Эй ты, князь!» Бедняков, доведенных до скотства, научают и власть, и кабак чувству собственного превосходства: «Я босяк, ну а все же русак!» Баба крутит головой. Все в глазах качается. Хочет быть молодой, а не получается. И гармошка то зальется, то вопьется, как репей... Пей, Россия, ежли пьется, А баба пьяная в грязи валяется. В тумане плавая, царь похваляется... А баба пьяная в грязи валяется. Корпя над планами, министры маются... А баба пьяная в грязи валяется. Кому-то памятник подготовляется... А баба пьяная в грязи валяется ты, Россия, баба пьяная! Тебе великая судьба дана!

Спорное чтиво... Что вы на это скажете?

Нижеприведенную характеристику не следует автоматически относить к любому русскому, проживающему в России. Вероятно, найдётся немало людей в России, которые не имеют ничего общего с тем образом русских, который укоренился в сознании многих народов.

Скорее, это характеристика общества, России в целом, или же образ «среднеарифметического» его представителя. Из людей не сильно отличающихся от этого представителя, большей частью, и состоит общество, и эти люди определяют быт и уклад жизни, его проблемы и радости, все мелочи из которых, в конечном счёте, складывается образ жизни, сама жизнь. Большинство проблем сегодняшней России кроется именно в менталитете большинства её населения.

Один из устойчивых мифов, который бытует в России, это миф о какой-то особенной загадочной русской душе , «высокой духовности» русского человека. В этот миф и сегодня искренне верят многие полуинтеллектуалы в России, впавшие в излишний романтизм-патриотизм. Он всячески используется русскими ура-патриотами. В него также верят некоторые люди на Западе, в основном, хорошо знакомые с русской литературой, но не с русской жизнью.

Чтобы понять его несостоятельность достаточно понять причину его возникновения. Не секрет, что жизнь в России на протяжении многих веков была (и есть), мягко говоря, неприглядной, а точнее, примитивной, мерзкой, и отвратительной при ближайшем её рассмотрении. В девятнадцатом веке в России появились образованные люди, которые воспитывались на европейский манер и впитывали в себя всё лучшее, что было в то время в Европе. Будучи элитой российского общества, они имели возможность путешествовать по Европе и подолгу жить там. Писатели, поэты, художники, с удивлением обнаруживали, что жизнь в этих странах в лучшую сторону отличается от жизни в России. И, прежде всего, отличается жизнь простых людей.

Чудовищный разрыв между человеком Запада, и человеком русским стал тем червём, который разъедал души и умы всех мыслящих людей России того времени. Художник (в широком смысле этого слова) – всегда натура философская, эстетически восприимчивая. Желание получить ответы на возникшие вопросы (почему это так? что делать? кто виноват? и т. д.) было естественным и неистребимым.

Интеллектуальная элита искала ответы на вопросы, и не находила. Каждый предлагал свои рассуждения, часто в форме продуктов своего творчества. Порой, поиск истины доводил писателей, поэтов до безумия. Мысль об ущербности русского человека в голову им не приходила. Но если и приходила, то признаться себе в её очевидности было им не под силу. Ведь в большинстве своём они тоже были русскими и таковыми себя считали, и дальнейшая жизнь с этой мыслью была бы для них невыносима. Для самоуспокоения и самообмана ими и было придумано понятие особенной «русской души» – мол, ну и пусть у нас всё так плохо – зато у нас, русских, душа особенная. Эта якобы, особенная, загадочная русская душа, кроме того, противопоставлялась западному уму – будто души у немца, голландца, француза вовсе нет.

Вся отвратительная Русская история и жизнь до сегодняшних дней доказывает обратное: в действиях или бездействиях русских, как раз, духовности меньше всего, а есть животные необоснованные злость и жестокость, раболепие, отсутствие принципов, продажность, глупость, безвкусица.

Правда России – это ложь. Русские склонны ко лжи и лицемерию. Вся жизнь в России от начала и до конца пропитана ложью и ложь воспринимается русскими как, нечто само собой, разумеющееся. Некоторые виды лжи таковой даже не считаются. Граница между правдой и ложью размыта и переходится русскими туда и обратно по мере надобности. Никаких угрызений совести при этом не испытывается. Русские просто не стремятся к правде, не ищут её и не борются за неё. Они комфортно себя чувствуют в этих условиях, и сами их создают. Люди, которые не подпадают под эту характеристику считаются странными, чудаками, дураками, лохами, досадной помехой, от которой лучше избавится. Жизнь таких людей в России часто превращается в ад.

Чувство собственного человеческого достоинства находится у русского в зачаточном состоянии. Тем более, он не утруждает себя уважением такого чувства в другом человеке. Это чувство обгаживается русскими на каждом шагу. В особенности, там, где есть какая-либо иерархия между людьми: родители – дети, начальники – подчинённые, офицеры – солдаты и т. д.

Если в каких-то общественных отношениях, например, на работе, русский находится в зависимости по отношению к другому, то он готов терпеть унижения от него, лицемерить и заранее, по своей воле, пресмыкаться – всё это ради мнимого благополучия своей ничтожной жизни. Достигнув значимой должности, он соответствующим образом преображается по отношению к своим подчинённым. (Я начальник – ты дурак) Быдлоподобная сущность таких людей заключается в способности унизиться перед человеком стоящим выше него в общественно-имущественной иерархии и желании унижать людей стоящих ниже него в этой иерархии.

Нормальное доброжелательное к себе отношение русский воспринимает как слабость и сигнал к переходу в наступление. Русские либо вообще лишены инстинктивного чувства границы той воображаемой сферы, за которой начинается личный мир другого человека и куда нельзя ломиться без приглашения, либо им доставляет удовольствие нарушать эту границу. При этом у них появляется чувство собственного превосходства, которое заменяет им чувство собственного достоинства.

Следует отметить, что как ни странно, наиболее «скотский» характер взаимоотношений проявляется русскими в отношениях между собой. Русский русского плохо переносит и относится к нему скорее как к конкуренту по жизни, чем как к собрату. Лишь немногие поразительные исторические факты:

Русские князья возили в качестве даров ханам Золотой Орды молодых девушек своих соплеменниц;

Крепостными, т. е. рабами в России были соплеменники,- русские, и почти никогда люди других национальностей. В других странах в периоды рабства рабами были инородцы, пленники; Наоборот, в России побеждённым инородным военачальникам зачастую давались дворянские звания и в придачу русские крепостные во владение;

Когда русские говорят, например, о строительстве Санкт–Петербурга, то их переполняет чувство гордости и восхищения царём-идиотом Петром I, а не чувство возмущения и обиды за те сотни тысяч крепостных, на чьих костях построен этот город.

Русскими никогда не ценилась человеческая жизнь кроме своей собственной, тем более, человеческое достоинство.

«Упавшего» человека, попавшего в беду в России, скорее всего, добьют и затопчут, унизят до конца, а не попытаются ему помочь с целью вернуть его в круг нормальной жизни. Если русский окажет другому русскому, какую либо помощь, услугу, то он автоматически будет считать, что тот его должник и ему обязан по гроб жизни вместо того, чтобы это делать потому, что так должно быть.

Продажность русских не имеет границ. Не останавливаясь подробно на том факте, что вся Россия коррумпирована, очевидно, что на сегодняшний день она является мировым лидером по поставкам проституток в страны Европы и Ближнего Востока. Сотни тысяч русских проституток наводнили улицы городов этих стран. Поставляемые сутенёрами – своими же соплеменниками, за деньги они готовы делать всё. Примечательно, что в некоторых странах Ближнего Востока имя «наташа» стало синонимом проститутки. Ни один нормальный народ, даже находящийся в более бедственном с материальной точки зрения положении, не допустит, чтобы его женщины стали проститутками, да ещё в таких масштабах. В России же это просто бизнес. Известно, что в России часто отправляют на панель собственных дочерей и жен ради бутылки водки (и это не преувеличение!).

Зависть является для русских одним из основных поведенческих мотивов. Русским, преуспевание в жизни других, особенно знакомых им людей, воспринимается почти как личное оскорбление и способно довести его до очень подлых поступков. Поверхностность мышления – черта типичного русского. Он не склонен придавать значения мелочам, проявлять любопытство, расставлять точки над i. Для него достаточно беглого взгляда на вещь, человека, явление, чтобы у него сформировалось представление. А на самом деле чтобы сформировался стереотип.

Это ещё одна замечательная черта русских: в своих действиях и суждениях они руководствуются собственными или чаще заимствованными стереотипами. Так для них удобнее и проще. Такие стереотипы с поразительной лёгкостью распространяются в русском обществе и их не пытаются подвергать критическому осмыслению. Можно сказать, что все представления русских о жизни, явлениях, других нациях укладываются в некий набор стереотипов. Поэтому, зная определённые приёмы, очень легко сделать из русского кого угодно: коммуниста, демократа, националиста, монархиста и т. д. и также легко его переделать в кого-то другого.

Русские неспособны к самоанализу, к критическому осмысливанию своего собственного Я. Муки совести для них неведомы, так как нет процесса выявления и осознания в себе отвратительных качеств с целью их изжить. Вот вам и загадочная русская душа.

Русский не способен ненавидеть самого себя. Смешно и грустно смотреть как евреи - юмористы, хорошо зная об этом качестве, на всю страну рассказывают по TV в шутливом тоне русским гоям за их же деньги о том какие они придурки и сволочи, и это вызывает общий смех и восхищение «талантом» рассказчика. Публика, посмеявшись над собой, продолжает жить в том же духе. Это называется юмором и бытует мнение (стереотип), что другие народы в достаточной степени юмором не обладают. Если про то же самое в серьёзном тоне расскажет немец, американец, в общем, иностранец, то это будет воспринято русским как оскорбление.

Реальным подтверждением изложенного в статье материала, может служить статья , в которой на реальном примере показана убогость мышления современного русского менталитета.