«Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо. Художественная галерея Ватикана: главные сокровища пинакотеки, которые стоит увидеть каждому Где пройдет выставка картин из ватикана

Экспозиции и галереи музеев Ватикана

Pinacoteca Vaticana. Открыта для публики в 1908 году, однако её датой основания является вторая половина XVIII века, когда по воле Пия VI папская коллекция произведений живописи была собрана в одном месте. В настоящее время собрание пинакотеки хранится и выставляется в специально построенном для неё здании, которое было спроектировано архитектором Лука Бельтрами, и торжественно открыто в 1932 году.

Коллекция живописи выставляется в 18 залах, и в основном состоит из картин на религиозную тему, выполненных итальянскими мастерами XII–XIX веков. В собрание пинакотеки входят работы таких видных художников как Караваджо, Рафаэль, Тициан, Пуссен, Доменикино и Рени. Один из залов полностью посвящён произведениям Леонардо да Винчи (здесь находится его незаконченная картина «Святой Иероним»). Несколько залов отведены под экспозицию работ различных художественных школ: флорентийскую, барочную, фламандскую, нидерландскую и школу Рафаэля Санти. Кроме полотен великих мастеров, в Ватиканской пинакотеке находятся также шедевры мозаики, гобелены, иконы и скульптуры.


Этнологический миссионер­ский музей

Museo missionario etnologico. Начал работу в 1926 году по воле папы Пия XI. Идее открытия музея предшествовала Международная миссионерская выставка, приуроченная к юбилейному 1925 году. Для этой выставки в Садах Ватикана было установлено 24 павильона с предметами религиозного культа из разных стран мира, где с миссионерской миссией побывала Католическая Церковь. Многие из экспонатов выставки впоследствии были переданы в дар понтифику и стали ядром музейного собрания. Здание для Этнологического миссионерского музея было построено в 1963 году при Папе Павле VI. В настоящее время в музее хранится около 100 тысяч экспонатов со всего мира.

Как понять Рим и получить от него удовольствие - групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Музей Пио-Кристиано

Museo Pio-Cristiano. Открыт в 1854 году по приказу понтифика Пия IX в Латеранском дворце, однако в 1963 году по воле Папы Иоанна XXIII был перенесён в Ватикан, и открыт для осмотра в 1970 году. Назван музей в честь папы Пия IX («Pio-Cristiano» в переводе с итальянского - «Благочестивый Христианин»). Здесь хранятся и экспонируются произведения искусства раннехристианской эпохи, которые были найдены в римских катакомбах. Коллекция музея в основном состоит из саркофагов, рельефов и надгробных скульптур. Наиболее известной является статуя Доброго Пастыря, которая изначально являлась частью саркофага IV века. Мраморная статуя поступила в музей из коллекции Мариотти в начале XVIII века. Выполненная в буколическом идиллическом стиле статуя, представляет собой юношу с ягнёнком на плечах, предположительно изображающего Христа в юном возрасте.

Одним из интереснейших экспонатов музея считают также саркофаг 330 года, украшенный сценами из Ветхого и Нового Заветов, который был найден в ходе строительных работ Собора святого апостола Павла на Остийской дороге в 1838 году. Рельефы саркофага изображают некоторые библейские сюжеты: «Сотворение человека», «Поклонение Волхвов», «Даниил во рву со львами», и «Аввакум, который передаёт ему пищу», далее следуют гравюры «Воскрешение Лазаря» и «Предсказание Христа Петру о его тройном отрицании». Ещё можно отметить «Саркофаг двух братьев», датируемый 350 годом и «Догматический саркофаг», названный так в честь четырёх христианских догматов, которые отражены в расположенных на нём сценах.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Museo Gregoriano Egizio. Открыт в 1839 году Григорием XVI. Основной целью основания музея было собрать как можно большее количество египетских древностей в одном месте. Ядро коллекции, в которой хранятся произведения искусства Древнего Египта, статуи, скульптуры, папирусы, саркофаги и мумии заложил Папа Пий VII. Впоследствии собрание музея пополнялось предметами и артефактами из частных коллекций и результатами раскопок во время римской оккупации Египта до III века.

Девять залов Григорианского Египетского музея представляют предметы искусства, которые были собраны на вилле Адриана в Тиволи, а также находки из античной Месопотамии и Сирии. Залы оформлены в египетском стиле, а в числе экспонатов находятся статуя Рамзеса II на троне, памятная стела женщины-фараона Хатшепсут, колоссальная голова Фараона Аменхотепа, погребальные стелы из некрополя в Гизах, колоссальная статуя Туи, матери знаменитого Рамзеса II, статуя бога Анубиса и многие другие.

Музей Пия-Климента

Museo Pio-Clementino. Датой основания считается 1769 год, когда по инициативе папы Клемента XIV стали собирать известные греческие и римские произведения искусства. Экспонаты музея размещены в залах и во внутреннем дворике дворца, который имеет восьмиугольную форму и окружён портиком с 16 колоннами. В 1803 году во дворе были устроены ниши, где были установлены наиболее важные статуи.

  • Ниша Лаокоона названа в честь скульптурной группы «Лаокоон и сыновья». Мраморная группа предположительно выполнена родосскими мастерами в начале I века, а впоследствии отреставрирована Микеланджело Буонаротти.
  • Ниша Кановы носит имя автора скульптуры. В 1800 году по заказу Пия VII известный мастер Антонио Канова выполнил копию греческого оригинала разрушенной статуи Персея. Персей изображён с божественными атрибутами: шлем Аида, меч Гефеста, сандалии Гермеса и голова Медузы.
  • Ниша Аполлона представляет римскую копию знаменитой статуи Аполлона Бельведерского, выполненную предположительно в 130–140 годах с оригинала бронзовой статуи древнегреческого скульптора Леохара, жившего в IV веке до нашей эры.
  • Ниша Гермеса носит название от размещённой статуи Гермеса, римской копии с оригинала статуи древнегреческого скульптора IV века до нашей эры Праксителя.

Галерея статуй

Galleria delle Statue. Оформлена фресками Андреа Мантеньи и Пинтуриккьо в XV веке. Впоследствии здесь были установлены римские и греческие статуи классического периода. Из экспонатов можно выделить статуи «Спящей Ариадны», «Раненой амазонки», «Пьяного Сатира», «Плач Пенелопы» и «Аполлон, убивающий ящерицу».

  • Зал греческого креста (Sala a Croce Greca) носит название из-за своей формы равноконечного греческого креста, спроектированного и оформленного по проекту Микеланджело Симонетти. Коллекция этого зала состоит из римских мозаик, саркофагов, рельефов и статуй, датируемых II–IV веками. Здесь хранится уникальная статуя шагающей женщины, предположительно единственное сохранившееся изображение царицы Клеопатры.
  • Зал Ротонда (Sala Rotonda) был построен по проекту архитектора Микеланджело Симонетти в 1782 году. В нишах зала находятся 18 статуй греческих богов и героев. Некоторые из них: бронзовая статуя Геркулеса, статуя императора Клавдия в облике Юпитера, статуя Антиноя (фаворит императора Адриана) в облике бога Диониса. В зале также установлена гигантская порфировая чаша, находившаяся в Золотом доме Нерона.
  • Галерея бюстов (Galleria dei Busti) экспонирует мраморные портреты императоров, около 100 бюстов римских патрициев, а также коллекцию фресок эпохи Ренессанса.
  • Кабинет масок (Gabinetto delle Maschere) берёт название от уникальной напольной мозаики II века, на которой изображён орнамент из масок. В зале расположены римские копии статуй с эллинистических оригиналов, такие как «Три Грации», «Сатир», «Танцующая женщина» и «Афродита Книдская».
  • Зал муз (Sala delle Muse) создан в 1782 году по проекту Микеланджело Симонетти. В зале выставлены статуи девяти муз, римские гермы с изображениями греческих философов, а также «Бельведерский торс», работы афинского скульптора Аполлония.
  • (Sala degli Animali) демонстрирует около 150 фигур животных, в основном копий с греческих оригиналов, выполненных скульптором Франческо Антонио Францони по заказу Пия VI. Статуи из мрамора и алебастра были отреставрированы в конце XIX века.

Галерея канделябров

Galleria delle Candelabri. Основана в 1761 году. Изначально помещение галереи строилось как открытая лоджия, но впоследствии по приказу Пия VI его перестроили по проекту архитекторов Микеланджело Симонетти и Иосифа Кампорезе. В конце XIX века своды арок Галереи канделябров были украшены удивительными росписями известных художников Торти и Зайтца. Имея в длину 80 метров, галерея разделена мраморными колоннами на шесть рекреаций. В каждой из них представлены произведения классического искусства: вазы, фрагменты саркофагов, древние фрески, и, собственно, канделябры II века, в честь которых и названа галерея. Канделябры выполнены мастерами-мраморщиками из Отриколи. Интерес вызывают и размещённые здесь древние римские копии с греческих оригиналов, датируемых III-I веками до нашей эры (статуи «Ребёнок и гусь», «Персидский воин», «Старый рыбак»; статуи Аполлона, Аталанты, фрагменты саркофага с изображением дочерей Ниобы и многие другие).

  • Зал колесницы (Sala carro) был открыт в годы понтификата Пия VI и носит название в честь древнего экспоната, римской колесницы, датируемой I веком до нашей эры, отреставрированной в 1788 году. В зале также хранятся и демонстрируются саркофаги, античные скульптуры и статуи.
  • (Sala dei Chiaroscuri) был оформлен в 1517 году учениками Рафаэля Санти, однако вскоре во время понтификата Павла IV фрески были утрачены. В 1582 году по воле Григория XIII Зал Кьяроскури был отреставрирован и расписан фресками с изображением апостолов и святых, над которыми работали живописцы братья Таддео и Федерико Цуккари. Потолок с резьбой, позолотой и эмблемой Медичи оформлял художник Херубино Альберти.

Григорианский Этрусский музей

Museo Gregoriano Etrusco. Открыт в 1837 году по воле Папы Григория XVI. Открытие состоялось сразу после археологических раскопок в одном из этрусских некрополей близ итальянского города Черветери. Основой музейного фонда стали находки с этих раскопок и с раскопок античных поселений в южной Этрурии. В 22 залах Григорианского Этрусского музея выставлены многочисленные предметы быта, сосуды, терракота, а также изделия из керамики, бронзы, золота и серебра. Залы украшены фресками, иллюстрирующими сюжеты Ветхого Завета. Некоторые из экспонатов привлекают особое внимание. Так, в одном из залов музея представлены украшения из золота и серебра VII века до нашей эры, в другом - полное воинское снаряжение этрусского воина, датируемое IV веком до нашей эры. В числе экспонатов здесь можно увидеть большую коллекцию этрусских погребальных урн и саркофаги из туфа, на которых изображены сцены древнегреческих мифов. Один зал Григорианского Этрусского музея отдан под реконструкцию обстановки храма этрусков с многочисленными алтарями и терракотовыми скульптурами.

Экскурсия «Магия вечернего Рима» - вечернее освещение и уникальная подсветка добавляют необыкновенной фактуры и таинственности архитектурным шедеврам - 3 часа, 29 евро

- сыры, прошутто, пицца, вино, выпечка и другие деликатесы итальянской кулинарии - 4 часа, 65 евро

Музей Кьярамонти

Museo Chiaramonti. Открыт в 1807 году, его основатель был папа Пий VII. Собрание музея состоит из классической греческой и римской скульптуры, рельефов, барельефов и древних надписей. Сегодня экспонаты демонстрируются в трёх сооружениях: в Галерее Кьярамонти (коридор), Браччо Нуово и Галерее Лапидария.

  • Браччо Нуово (Braccio Nuovo) - зал, примыкающий к музею Кьярамонти, поэтому название его переводится как «новый рукав». Был построен в 1822 году по проекту архитектора Рафаэля Стерна. Экспонаты разделены тематически на два раздела: римская история и греческая мифология. Здесь же выставлена большая коллекция портретной скульптуры.
  • Галерея Лапидария (Galleria Lapidaria), которую можно посещать только по запросу, была основана в период понтификата Бенедикта IV. Он собрал коллекцию древних надписей дохристианского и христианского периодов. В собрании галереи находится около 3000 частей и фрагментов каменных плит, саркофагов и урн с надписями. В начале XIX века известный историк и археолог Гаэтано Марини, упорядочил и классифицировал обширную коллекцию Галереи Лапидария.
  • Галерея Кьярамонти (Galleria Chiaramonti) - самая древняя часть музея, основанная в 1807 году, в которой представлено около 1000 древних скульптур, бюстов, архитектурных украшений, урн и саркофагов. Оформлением галереи занимались художники Академии святого Луки под руководством известного скульптора Антонио Кановы.

Некоторые экспонаты Галереи Кьярамонти представляют наибольший интерес у публики. Например, колоссальная голова Афины эпохи Адриана, рельеф I века «Три Грации», каменная голова Посейдона, портретная скульптура политика Демосфена и оратора Цицерона, мраморная статуя «Раненая Амазонка», а также две балки от корабля императора Калигулы, найденные в 1827 году.

Исторический музей

Museo storico vaticano. Музей, основанный в 1973 году папой Павлом VI, размещает на территории Ватикана павильон карет. Здесь хранятся всевозможные средства передвижения римских понтификов, такие как: сёдла, паланкины, кареты, автомобили и модель первого папского локомотива. Выставка экспонатов сопровождается демонстрацией тематических картин и фотографий. Основная часть Исторического музея находится в папских апартаментах Дворца Латерано и занимает 10 залов.

Галерея Арацци

Galleria degli Arazzi. Также известна как Галерея гобеленов. Открыта в 1838 году. Здесь хранятся гобелены, выполненные по эскизам Рафаэля Санти его учениками. Изначально гобелены были размещены в Сикстинской капелле (в 1531 году), однако затем по воле Григория XVI перенесены в специальную галерею. Особый исторический интерес вызывают гобелены, иллюстрирующие библейские рассказы из Евангелия, выполненные на основе работ фламандского художника Питера Кук ван Альста («Поклонение пастухов», «Избиение младенцев», «Воскресение»). В галерее также находятся гобелены, изготовленные на мануфактурах Барберини, на которых изображены истории из жизни Урбана VIII. Среди них выделяются «Избрание Винченцо Маффео Барберини Римским Папой Урбаном VIII» и «Папа Урбан VIII получает Награду Наций».

Галерея географических карт

Galleria delle Carte Geografiche. Открыта в 1580 году. Всего здесь насчитывается 40 карт важнейших для Католической Церкви местностей. Потолок расписан сценами из жизни апостолов и сюжетами из Ветхого Завета. Все карты, которыми была расписана галерея, были заказаны Папой Григорием XIII в мастерской картографа Игнацио Данти. Помимо подробного воспроизведения выбранных областей, на картах можно увидеть исторические события, памятники и географические особенности. Картографическая роспись в зале украшена художественными элементами, такими как мифические персонажи и корабли на море, виды некоторых городов, исторические сцены осады и сражений. Наиболее подробно здесь представлены карты Авиньона, где находилась папская резиденция, Генуи, Венеции, Сицилии и Корсики.

Апартаменты Борджиа

Appartamento Borgia. Устроены как личная резиденция Папы Александра VI Борджиа в конце XV века. С 1490 года над оформлением апартаментов начал работать известный живописец Бернардино Пинтуриккьо. Декор интерьера был настолько пышен и избыточно украшен золотом, что после смерти Папы, римские понтифики надолго покинули эти помещения. Только в 1816 году апартаменты Борджиа стали использовать для хранения произведений искусства, вывезенных из Рима Наполеоном и возвращённых после его свержения. Впоследствии апартаменты были отреставрированы, а в 1897 году открыты для общественности. Сюжеты росписи залов определили их название:

  • Зал сивилл (Sala de Sibille) оформлен фресками с изображением сивилл и пророков, позолоченной лепниной и астрологическими символами семи планет. Здесь также находится геральдическая эмблема Борджиа с пламенем и двойной лучистой короной Арагона, намекающей на «солнечное» происхождение Папы Александра VI. Сивиллы изображены в парах с пророками и с трепещущими причудливыми свитками, на которых видны отрывки из пророчеств.
  • Зал таинств веры (Sala dei Misteri) берёт название от изображённых в его оформлении семи таинств Иисуса Христа и Девы Марии. На фресках представлены сцены: «Благовещение», «Рождество», «Поклонение волхвов», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа», «Вознесение Марии».
  • Зал святых (Sala dei Santi) расписан сюжетами из жизни святых, а также сценами из древних мифов о божествах Изиде и Осирисе. Древнегреческие языческие мифы представлены в росписи потолка, тогда как в люнетах изображены христианские сцены жизни святых: посещение Марии Елизаветой, встреча святых Антония Аббата и Павла Отшельника в пустыне, мученичество св. Себастьяна, диспут св. Екатерины Александрийской с философами перед императором Максимилианом, св. Сусанна, мученичество св. Варвары.
  • Зал понтификов (Sala dei Pontefici) был предназначен для торжественных церемоний, поэтому имеет самые большие размеры по сравнению с другими залами. При Льве X в начале XVI века стены зала были переписаны фресками Джованни да Удине.
  • Зал чудес веры (Sala del Credo). Здесь представлены сцены из цикла «Семь тайн радости жизни Марии». Возможно, этот зал был использован для частных аудиенций или для празднований в кругу близких друзей Папы Римского.
  • Зал наук и свободных искусств (Sala delle Arti Liberali) предположительно служил папским рабочим кабинетом. Фрески в зале представляют науки в виде дам, восседающих на троне в окружении известных деятелей искусства.

Stanze di Raffaello. Станцы представляют собой несколько апартаментов, расписанных в 1508-1517 годах Рафаэлем вместе со своими учениками. «Станца» в переводе с итальянского означает «комната». Лично Рафаэль расписал 3 станцы, а четвёртая была оформлена учениками по его эскизам уже после смерти великого мастера.

  • Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo). Тема росписей относится к истории папства. Станца названа по имени фрески «Пожар в Борго»;
  • Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura) служила для понтификов рабочим кабинетом. Фрески посвящены теме духовности человека, а именно, философии (фреска «Афинская школа»), богословию («Диспут»), поэзии («Парнас»), и правосудию («Мудрость, умеренность и сила»);
  • Станца д’Элиодоро (Stanza d’Eliodoro) посвящена чудесному божьему покровительству. Стены расписаны фресками «Изгнание Элиодора», «Месса в Больсене» и «Изведение Петра»;
  • Зал Константина (Sala di Costantino) был расписан уже после смерти Рафаэля. Роспись зала посвящена жизни римского императора Константина и олицетворяет победу христианства над язычеством.

Лоджии Рафаэля

Loggia di Raffaello. Три лоджии, которые находятся на трёх этажах Апостольского дворца, разработанные Браманте и оформленные Рафаэлем Санти и его учениками. Самой первой была расписана лоджия на втором этаже, предположительно в период 1517–1519 годов. Лоджия длиной около 65 метров, проходит вдоль всей восточной стороны дворца, и делится на тринадцать сводчатых пролётов, оформленных фресками иллюстрирующими сюжеты Нового и Ветхого Завета.

Предположительно в это же время была оформлена и так называемая Прима лоджия, находящаяся на первом этаже здания. Качество фресок говорит о том, что работа была выполнена в основном учениками Рафаэля по его эскизам. Во второй половине XIX века здесь проходила реставрация, вызвавшая немалые споры специалистов.

Лоджия на третьем этаже носит название кардинала Бернардо Бибьена, так как находится у его апартаментов. В оформлении лоджии Джованни да Удине, ученик Рафаэля, использовал изысканные гротески, выполненные по рисункам великого мастера.

Галерея современного религиозного искусства

Galleria d"arte religiosa moderna. Открыта в 1973 году по инициативе Павла VI. Некоторое время часть коллекции хранилась в Ватиканской пинакотеке, а затем произведения современного искусства разместили отдельно. Сейчас галерея включает большую коллекцию живописи, графики и скульптуры. Здесь можно увидеть работы таких великих мастеров как Огюст Роден, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Василий Кандинский и Марк Шагал.

входные билеты

официальный сайт

Друзья, добрый день. В субботу нам посчастливилось побывать на уникальной выставке шедевров Ватикана, у вас еще есть возможность в течение двух месяцев увидеть ее, не пропустите.

Выставка проходит в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи (Лаврушинский переулок, 12) с 25 ноября 2016 по 19 февраля 2017. К сожалению купить билеты через сайт уже не получится, но вы спокойно можете прийти в музей и купить билет прямо на месте, в кассах, несмотря на большое количество посетителей, мы не увидели очередей.

Режим работы:

вторник, среда, воскресенье с 10.00 до 18.00 (вход до 17.00)

четверг, пятница, суббота с 10.00 до 21.00 (вход до 20.00)

понедельник — выходной.

На осмотр выставки закладывайтесь на пару часов, одного часа явно не достаточно.

Честно говоря, до сих пор нахожусь под большим впечатлением, даже не знаю с чего начать. Представлены работы с XII по XVIII вв. Это десятая часть собрания, включающего 460 произведений. Интересно, что ряд картин впервые покинули родные стены, учитывая, что далеко не каждый в свете ужесточения экономической политики может себе позволить выехать за рубеж, считаю, что нам крупно повезло и рекомендую использовать этот шанс, вы точно не останетесь равнодушны. К сожалению, фотографировать на выставке строго запрещено, поэтому все фотографии я взяла из Интернета, а описание из брошюры с выставки и по памяти то, что успела запомнить из аудиогида.

Выставка начинается с редчайшей древней иконы «Христос Благословляющий», созданной во второй половине XII века работавшим в Риме мастером под влиянием византийской живописи. До поступления в Пинакотеку она находилась в церкви Санта Мария ин Кампо Марцио, одной из старейших в Риме. Римский мастер представил Иисуса Христа в образе Пантократора, то есть повелителя Вселенной, и икона, являясь аналогией древнерусских изображений Спаса Вседержителя, хранит воспоминание о единстве христианской церкви до схизмы, то есть до разделения ее на католическую и православную, и показывает прямое родство итальянского и русского искусства, исходящих из одного корня.


Продолжает экспозицию Маргаритоне ди Маньяно, прозванный Маргаритоне д’Ареццо ок. 1216-1290).
Святой Франциск Ассизский. 1250-1270. Алтарный образ. Дерево, темпера, золото. 127,2×53,9 см.
«Маргаритоне д’Ареццо, родившийся раньше Джотто и Дуччо, — один из крупнейших живописцев средневековой Италии. Картина вошла во все учебники по истории искусства как выдающийся образец позднего романского стиля, но она интересна еще и тем, что является одним из самых ранних изображений святого Франциска Ассизского, сделанных вскоре после его канонизации в 1228 году. Святой Франциск сыграл важнейшую роль в истории западной церкви, недаром его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана. Данная работа, возможно, была именно той, которую Вазари в „Жизнеописании Маргаритоне“ охарактеризовал как написанную с натуры, так что ее можно считать чуть ли не одним из первых портретов в итальянской живописи».

Меня потрясли как сами иконы, так и их сохранность, вдумайтесь, ведь это 12-13 века!

Я не буду останавливаться на всех экспонатах, отмечу лишь те, которые больше всего запали мне в душу и потрясли своим мастерством. Продолжая осмотр первого зала, хотелось бы обратить внимание на 3 фрески Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Мелоццо да Форли (1438-1494).
Aнгелы, играющие на лютне. 1480. Фрагменты фрески, снятой со стены. Размер правого: 117×93,5 см.
Художник «…был приглашен в Рим папой Сикстом IV. Он создал множество фресок в римских церквах, так что именно Мелоццо может считаться основателем римской школы, расцветшей в XVI-XVII веках. Три музицирующих ангела — фрагменты его росписи купола церкви Санти Апостоли, огромной многофигурной композиции „Вознесение Христа“.
Фреска воспринималась современниками как торжество папской власти, возродившей Рим. Божественный оркестр ангелов символизировал неземную красоту рая, а отвлеченное понятие „музыка небес“ связано с философскими построениями модели мира, о которой говорили пифагорейцы и платоники. Мелоццо, как художник Ренессанса, в своем произведении соединяет античную и христианскую традиции. Его ангелы, прославляющие Господа согласно словам Библии: „Да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему, ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением“, идеальны, как античные статуи, и в то же время жизненны — они похожи на юных пажей при дворах ренессансных правителей».


Фреска «Ангел, играющий на виоле», до нас дошло не так уж много работ Мелоццо, большинство его фресок погибло при перестройках, но по тому, что осталось, можно судить о масштабах его дарования. Мелоццо, обратившись к средневековым образцам, вдохнул в них новую жизнь, предвосхитив и Микеланджело, и Рафаэля, и Корреджо, и росписи куполов барочных церквей.

Так же обращает на себя внимание работа Джентиле да Фабриано (ок. 1370-1427).
Сцены жития святого Николая Чудотворца: святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль. Ок. 1425. Пределла. Дерево, темпера. Но интересна она не столько своим сюжетом, сколько тем, что автор изображает здесь землю круглой, что для тех времн безусловное новаторство. Посмотрите на линию горизонта.

Ну и не могу не обратить внимание на одну из центральных экспонатов первого зала Джованни Беллини (ок. 1432-1516). Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной. Ок. 1471-1474. Алтарное навершие. Дерево, масло. 107×84 cм.
«Беллини — крупнейший художник венецианской школы XV века. Эта картина — один из его шедевров. Она была навершием большого алтаря, и в своей композиции Беллини делает решительный шаг по направлению к спокойному величию Высокого Ренессанса, обогнав многих современных ему флорентийских художников. Произведение авангардно уже одним тем, что оно написано маслом, в совершенно новой для Италии технике, только что завезенной в Венецию из Нидерландов. Оригинальна и иконография. Обычно главное лицо в сцене Оплакивания — Дева Мария. Здесь же изображены только поддерживающий Иисуса сзади Иосиф Аримафейский, святой Никодим и Мария Магдалина. Задумчивое молчание, в которое погружены персонажи, подчеркнутое напряжением сплетенных рук, придает этой сцене редкую психологическую остроту».

Рассматривая картину Карло Кривелли (1435-1494). Оплакивание. 1488. Люнетта. Дерево, темпера, золото. Я вообще долго не могла понять технику, в кторой она была исполнена, настолько здесь тонкая работа, что кажется что картина соткана из парчи, это удивительно, я ничего подобного раньше не встречала.
«Карло Кривелли, венецианец по рождению, рано покинул родной город и прославился в области Марке. При жизни он был популярен, но в дальнейшем его забыли и вновь открыли лишь в конце XIX века. Данная люнетта, венчавшая большой алтарь, — одно из самых потрясающих его произведений. Ради выразительности художник идет на явные нарушения пропорций, и, чтобы сплести руки Иисуса, Девы Марии и Магдалины воедино, Кривелли делает правую руку Христа намного длиннее левой. Склонившееся над узлом из ладоней искаженное плачем лицо Магдалины становится эмоциональным центром картины. В произведении чувствуется сильнейшее влияние северной готики, и ему свойственна та невероятная напряженность психологического переживания, что характерна для мистических религиозных течений XV века».





большинство работ своими сюжетами переносят нас в , где произошло Рождения Христа и прочие события


Переходя во второй зал выставки, хочу начать с описания картины, наиболее поразившей меня, а именно картина Гвидо Рени «Святой Матфей и ангел», 1635-1640. Размер картины 85×68 см, холст, масло. Святой Матфей, первоначальное имя Левий, один из двенадцати апостолов и автор первого Евангелия. Рени писал эту картину в течение около пяти лет уже в зрелом возрасте. «Святой Матфей и ангел» считается одной из самых значительных работ художника в последний период его творчества. Поражает магия взгляда Матфея и ангела, как один внимает другого, с какой поразительной точностью и изяществом художник смог передать сложную гамму чувств обоих именно в их взглядах.


Второй картиной по силе воздействия на меня, стала картина приписываемая Пенсионанте дель Сарачени «Отречение святого Петра». Картина до 1943 года считалась работой Караваджо, но затем была приписана ученику Карло Сарачени, одного из главных представителей раннего караваджизма. Имя ученика пока не установлено, и его условно называют «Пенсионанте дель Сарачени», что по-итальянски значит «гость Сарачени». Его полотна выделяются среди работ других караваджистов: художник не погружает фон во тьму, но освещает всю картину ровным переливчатым светом. Сюжет картины — евангельская история об отречении апостола Петра. В ночь перед взятием под стражу Иисус предрек ему, что он три раза отречется до первых петухов. К Петру, ожидавшему вестей у ворот дома первосвященника, куда был отведен арестованный Иисус, подошла служанка и, узнав его, сказала: " И та с Иисусом Галилеяном», но апостол отрекся. На картине лицо Петра находится в тени, как будто скрывая его стыд.


Одной из центральных работ второго зала является работа Микеланжело Меризи, прозванного Караваджо, «Положение во гроб» , которую художник написал для римского храма Санта-Мария делла Валичелла. Ее считают одной из самых лучших в его творчестве. Композиция «Положения во гроб» выстроена так, что смотрящий на нее зритель невольно становится частью картины. Каменная гробница, в которую хотят положить Христа, одним из углов повернута к зрителю — этот угол как бы прорывает тонкую преграду между миром картины и обычной реальностью. Впечатление усиливает острый локоть держащего Иисуса за ноги Никодима. Кажется, что они хотят передать недвижимое тело Христа тому, кто смотрит на картину.

Молодая Мария застыла в безмолвном крике, подняв руки к небу, ее волосы торчат в разные стороны — видимо, она рвала их в стенаниях. Голова Марии Магдалины скорбно опущена, он скрывает свои слезы, переживая по поводу утраты. Мать Иисуса не плачет и не кричит, она молча смотрит на лицо своего сына, зная, что больше не увидит его никогда. Лица мужчин сосредоточены и скорбны.

Иоанн, хмурясь, всматривается в неживое лицо своего Учителя, а сильный и кряжистый Никодим глядит вниз, на дно гробницы, напрягаясь под весом тела Иисуса. Тело Христа лишено каких-либо трупных оттенков, оно бледно, как будто лишилось всех красок жизни.


Конечно же одними из самых значительных экспонатов выставки являются два небольших гризайля работы Рафаэля Санти, составлявших пределлу алтарного образа для церкви Сан Франческо аль Прато в Перудже, известного как алтарь Бальони, в центре которого находилось «Положение во гроб», теперь хранящееся в Галерее Боргезе. «Вера», боковая часть пределлы, предстает в виде женской фигуры с потиром в руке, путти в боковых нишах держат таблички с мограммами имени Иисуса.


В Третьем зале нам представлена серия «Астрономические наблюдения», Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатупн, Комета. Необычная серия картин, вставленных в одну раму, изображающая ночные наблюдения всех известных на то время планет Солнечной системы, создана болонским художником Донато Крети по заказу графа Луиджи Фердинандо Марсили, астронома-любителя. Граф решил послать картины папе Клименту 11 в надежде таким способом убедить его выделить деньги на строительство обсерватории в Болонье и достиг своей цели, средства были выделены.


Еще много достойных и уникальных работ представлено на выставке и у вас, друзья, есть еще два месяца, чтобы посетить ее и увидеть все эти творения воочию, желаю вам удачи.






Третьяковская галерея представляет уникальный проект.
Впервые Музеи Ватикана показывают в России лучшую часть своей коллекции - шедевры XII-XVIII веков.

Никогда ранее Музеи Ватикана, входящие в десятку крупнейших мировых собраний, не вывозили за свои пределы одновременно столь значительное число выдающихся произведений из постоянной экспозиции, так что выставка станет событием не только для России и Европы, но и для всего мира.

«Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана» - часть большого проекта. В 2017 году в Ватикане пройдет ответная выставка, существенную часть ее экспонатов составят произведения русской живописи на евангельские сюжеты из коллекции Третьяковской галереи.

Проведение в Государственной Третьяковской галерее, крупнейшем собрании русской живописи, выставки живописи по преимуществу итальянской и по преимуществу римской школы вполне естественно.


Джентиле да Фабриано «Св. Николай спасает судно от крушения»

Духовная связь Москвы и Рима оформилась еще в XVI веке, и данный совместный проект - важнейший результат взаимодействия двух культур: культуры Рима, как воплощения европейскости, и культуры Москвы, как воплощения русскости.

Закономерно, что среди великих произведений, представленных на выставке, можно найти много аналогий и параллелей с русским искусством.

Задача показа - представить и собрание Пинакотеки, раздела Музеев Ватикана, и дух Рима, великого города. Коллекция Пинакотеки создавалась как коллекция государства, главой которого является духовное лицо, что и отразилось на ее составе - это величайшее собрание религиозной живописи.

Религия же является формой осознания мира, так что религиозное искусство не сводится к набору библейских или евангельских сюжетов, и собрание Пинакотеки Ватикана именно об этом нам и говорит.

Оно столь же многообразно, как и культура Рима, поэтому в название выставки включено латинское выражение Roma Aeterna - «Вечный Рим». Под этим подразумевается то огромное культурное единство, каким стал Рим в истории человечества, город в одно и то же время древний и современный, объединивший в единое целое столь различные эпохи, как Античность, Средние века, Возрождение и барокко.


Гвидо Рени «Апостол Матфей с Ангелом»

Рим - центр империи, центр религии и центр искусства: можно сказать, что понятие Roma Aeterna является одной из важнейших идей мировой культуры. Именно этой идее и посвящена выставка в Третьяковской галерее.


Римская школа, XII век «Благословляющий Христос» и Mаргаритоне д’Ареццо «Св. Франциск Ассизский»

Каждое произведение, представленное на выставке, исключительно. Начинается она с редчайшего образца римской школы XII века, образа «Христос Благословляющий», прежде никогда не экспонировавшегося на временных выставках и пределы Ватикана не покидавшего. Это древнее и великое произведение, близкое к византийской живописи, интересно также тем, что обнаруживает единые корни итальянского и русского искусства.

За этим образом, хранящим воспоминание о единстве христианства до схизмы, следует работа Mаргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский» (XIII век). Она вошла во все учебники по истории искусства и ценна тем, что является одним из самых ранних изображений святого, сыгравшего важную роль в истории западной церкви.

Именно его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана.


Джованни Беллини «Оплакивание»

К расцвету Возрождения относятся две картины: «Чудеса святого Винченцо Феррера» Эрколе де Роберти, одна из наиболее интересных работ крупнейшего мастера феррарской школы, и «Оплакивание» венецианца Джованни Беллини. Работы обоих в России отсутствуют.

Величайшей удачей является то, что на выставке будут показаны фрески с изображением ангелов работы Мелоццо да Форли, предоставляемые Пинакотекой для экспонирования другим музеям в единичных случаях. Росписи этого художника, считающегося одним из крупнейших живописцев кватроченто, были сняты с купола апсиды во время перестройки церкви Санти Апостоли в Риме и теперь украшают особый зал Пинакотеки.

Работы Мелоццо да Форли столь редки, что по ценности они приближаются к знаменитейшим творениям Сандро Боттичелли и Пьеро делла Франческа.

Будучи воспроизведены в огромном количестве на различных сувенирах, его ангелы стали визитной карточкой Рима. Высокий Ренессанс, то есть XVI век, представлен шедеврами Перуджино, Рафаэля, Корреджо и Паоло Веронезе.

Наибольшего могущества папский Рим достиг в XVII веке, в эпоху барокко, и папские собрания представляют живопись именно этого столетия наиболее полно и блестяще. Шедевр этого времени на выставке - «Положение во гроб» Караваджо.


Караваджо «Положение во гроб» и Никола Пуссен «Мученичество Св. Эразма»

Алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма», самое большое произведение художника, написан специально для собора Святого Петра. Эта работа была одной из самых знаменитых картин собора и вызывала восхищение многих русских художников, живших в Риме.


Паоло Веронезе «Св. Елена»

К эпохе барокко также относятся произведения караваджистов и художников болонской школы (Лодовико Карраччи, Гвидо Рени, Гверчино), прекрасно представленных в папских собраниях.

Выставка заканчивается серией картин XVIII века, по сути, последнего века, когда папство играло государственную роль. Эта серия болонца Донато Крети посвящена астрономическим наблюдениям и логически завершает историю Lo Stato Pontificio, Папской области, вскоре прекратившей свое существование и превратившейся в Ватикан, Lo Stato della Città del Vaticano.


Мариотто ди Нардо. «Рождество Пределла». Около 1385г. и Mелоццо да Форли. «Aнгел, играющий на лютне». 1480г.

В каталог выставки вошли статьи куратора и сотрудника Музеев Ватикана и альбомная часть, включающая все экспонируемые работы с подробными аннотациями.

Проведение выставки и издание каталога к ней были бы невозможны без масштабной поддержки Благотворительного фонда А.Б. Усманова «Искусство, наука и спорт».

Взаимоотношения между Галереей и Фондом имеют многолетнюю историю: в 2006 году были поддержаны юбилейные мероприятия, приуроченные к 150-летию музея, в 2006–2007 годах - успешный опыт совместной работы над выставкой Джеймса Уистлера, в 2007-м - над ретроспективой Дмитрия Жилинского.

Будет время и желание, посмотрите документальный фильм «Музеи Ватикана. Между небом и землей». Потратив всего час своего времени, вы узнаете - чьи произведения хранятся в Музеях Ватикана, о создавшем их папстве. В то же время фильм - о нас самих. Будут показаны лучшие работы Леонардо да Винчи, Джотто ди Бондоне, Микеланджело Меризи да Караваджо, Винсента Ван Гога, Марка Шагала, Лучо Фонтана, Сальвадора Дали.




Можно с уверенностью сказать, что настоящая выставка - крупнейший за последние годы и беспрецедентный международный проект Третьяковской галереи.

На открытии выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана» лично выступил президент губернаторства государства-города Ватикан кардинал Джузеппе Бертелло. Он отметил, что некоторые из работ, которые смогут увидеть посетители Третьяковки, до сих пор ни разу не покидали Музеи Ватикана.

Когда-то это была лишь небольшая коллекция скульптур, но спустя столетия она превратилась в музейный комплекс с одной из богатейших коллекций предметов искусства на планете. Интерьеры дворцов, где хранятся произведения искусства, сами по себе являются шедеврами искусства. Музеи Ватикана были основаны в 18 столетии под патронатом Папы Клемента XIV (1769-1774) и Пия VI (1775-1799). Они были среди первых, кто открыл великолепные сокровища для широкой публики, продвигая культуру в массы. Не удивительно, что первое здание комплекса - Музей Пия-Клемента был назван в честь двух понтификов.

Однако, происхождение коллекции уходит корнями на много столетий назад. Все началось в 1480 году с обнаружением Римской статуи Аполлона Бельведерского, которая является одной из главных достопримечательностей музеев Ватикана. В 1503 году Юлий II поставил эту статую в восьмиугольном внутреннем дворике Кортилле Октагоно. Спустя десятилетия последующие Папы постоянно пополняли коллекцию разнообразными работами. На сегодняшний день, большой архитектурный комплекс включает 13 музеев в двух Ватиканских Дворцах. Сами по себе, эти здания заслуживают посещения. Их комнаты и залы щедро декорированы мрамором и изысканными фресками.


Невозможно охватить всю эту красоту за одно посещение, так как весь экскурсионный маршрут по музеям Ватикана составляет 7 километров. Но вы можете сфокусироваться на нескольких выдающихся экспонатах, или определенных музеях. При этом стоит оставить немного сил и времени на Комнаты Рафаэля и Сикстинскую Капеллу, которые расположены в конце музейного комплекса. Чтобы контролировать огромные толпы посетителей, музей промаркировал разными цветами четыре экскурсионных маршрута длиной от одного часа до более 5 часов. Каждый из этих маршрутов заканчивается Сикстинской Капеллой. Гордостью Музеев Ватикана является коллекция древнегреческого и древнеримского искусства, распределенная по четырем музеям. Здесь находятся одни из самых известных статуй, включая Лаокоона и Аполлона Бельведерского.

Музей Пия-Клемента

Ядро музеев Ватикана составляет Музей Пия-Клемента, экспозиция которого состоит преимущественно из статуй, найденных в Риме и его окрестностях. Среди его достопримечательностей выделяется так называемый Апоксиомен - мраморная копия знаменитой бронзовой статуи Лиссипа, сделанная в 1м веке. Статуя была обнаружена в 1849 году в Трастевере. Она изображает спортсмена, стирающего пот со своего тела. Фиговый лист был добавлен позже, так как римляне и греки никогда не подвергали свои статуи цензуре.


Восьмиугольный внутренний дворик Кортиле Октагонале является старейшей частью музеев Ватикана и также демонстрирует несколько шедевров искусства. Среди них Аполлон Бельведерский - еще одна римская копия древнегреческой статуи Леохара. Статуя бога Аполлона с вытянутой рукой считается превосходством эстетичности. Но еще более известен Лаокоон - скульптурная группа, обнаруженная в 1506 году во время раскопок на Холме Эсквилин. Лаокоон был создан примерно в 30 году до нашей эры скульпторами с острова Родом, которые скопировали оригинальную скульптуру 2 столетия до нашей эры. Скульптура изображает троянского священника Лаокоона и двух его сыновей, ведущих борьбу со змеями. Согласно рассказу римского поэта Вергилия, Лаокоон предупреждал троянцев об опасности легендарного Троянского Коня, из-за чего богиня Афина послала двух змей, чтобы убить священника. Скульптурная группа ценится за очень реалистично переданные муки героев.


Зал Муз в музее Ватикана украшен фресками Аполлона с Музами, созданными в конце 18го столетия Томаззо Конка. В центре внимания здесь находится Торс Аполлона - статуя была обнаружена в Кампо де Фьори и подписана Аполлониусом из Афин, греческим скульптором первого столетия до нашей эры. К сожалению, ноги и руки статуи не сохранились, но торс являет собой отличную демонстрацию мужской анатомии. Именно этот торс вдохновил Микеланджело на создание фресок Сикстинской Капеллы. Зал Ротонда, или Круглая Комната в музее Пия-Клемента был построен по образу Пантеона. Его пол устлан удивительными римскими мозаиками с изображениями морских монстров и мифологических фигур. Пол был обнаружен на раскопках в Отриколи - небольшом городке в Умбрии. Отсюда же был доставлен Зевс Отриколи - копия греческого скульптора четвертого столетия до нашей эры. Посреди комнаты расположен большой порфировый бассейн, так называемая ванная Неро, обнаруженная в Золотом Доме Неро. В окружающих комнату нишах размещено множество скульптур и статуй, самой впечатляющей из которых является большая статуя Геркулеса 2 столетия до нашей эры, покрытая бронзой.

Среди других интересных комнат в музее Пия-Клемента можно отметить Галерею Статуй со Спящей Ариадной, которая служила вдохновением многим неоклассическим скульпторам. Зал Животных представляет превосходную серию статуй и мозаик животных, а Кабинет Масок получил такое название из-за своих фресок с масками, доставленных из Виллы Адриана в Тиволи. В греческой комнате находится саркофаг Елены, матери Императора Константина.

Музей Кьярамонти

Музей Кьярамонти назван в честь его основателя Пия VII. Музей занимает часть трехсотметрового крыла, построенного в 1807 году по проекту Браманте. Здесь хранится впечатляющее количество статуй, включая ряд бюстов знаменитых римлян. Остальная часть галереи принадлежит Лапидарию с большой коллекцией эпиграфов. К сожалению, лапидарий закрыт и попасть сюда можно только по специальному разрешению. За Галереей Кьярамонти расположено Новое Крыло с прекрасными напольными римскими мозаиками. Здесь хранятся римские статуи, включая Августа из Прима-Порта, изображающего Римского Императора Августа. Статуя была обнаружена в 1863 году на Вилле Юлия Августа.


Еще одной выдающейся работой является колоссальная скульптура Нила. Она изображает речного бога Нила, лежащего на боку и опирающегося на сфинкса. У его ног лежит крокодил, а в руках Нил держит сноп пшеницы - символ плодородных земель долины реки Нил. Считается, что ползающие по Нилу 16 младенцев являются ссылкой на идеальную высоту шестнадцати локтевых костей, на которые река Нил должна была повыситься, чтобы гарантировать плодородную почву к сезону урожая.

Грегорианский музей светского искусства

Грегорианский музей светского искусства в Ватикане также посвящен греко-римским статуям. Музей был основан в 1884 году Григорием XVI и содержит коллекцию статуй, саркофагов, и надгробных статуй, большинство которых относятся ко времени Империи в 1-2 столетии. Среди самых известных работ музея Афина и Марсий - копия бронзовой оригинальной статуи, созданная в 5 столетии до нашей эры греческим скульптором Мироном. Здесь также есть мозаики атлетов из Терм Каракалл, и выставка фрагментов Пантеона.

Грегорианский Этрусский музей Ватикана

Грегорианский Этрусский музей Ватикана был основан Папой Григорием XVI в 1837 году. Это был один из самых важных музеев своего рода, несмотря на то, что сейчас его затмевает одноименный музей в Вилле Боргезе, основанный после объединения Италии. В Этрусском музее Ватикана представлена большая коллекция ваз, демонстрирующая влияние греческих техник на этрусков. Выдающимся образом является древняя амфора, украшенная фигурами Ахиллеса и Аякса. Еще одним интересным моментом коллекции является серия экспонатов, найденная в гробнице Реголини-Галасси в городе Черветере. Среди них деревянный трон и носилки седьмого столетия до нашей эры. Важнейшей статуей в Этрусском музее Ватикана является Марс из Тоди - бронзовая статуя пятого столетия до нашей эры.

Григорианский Египетский Музей Ватикана

Григорианский Египетский Музей Ватикана (музео грегориано егицио) также был основан Папой Римским Григорием XVI, который очень интересовался египетской культурой. Вся экспозиция демонстрируется в 8 комнатах, где собраны древние стелы с иероглифами, датирующиеся 2500 годом до нашей эры. Здесь Вы также сможете увидеть римские копии египетских статуй, созданные во втором столетии нашей эры. Не пропустите увлекательную выставку мумий 1000 года до н.э., найденных в некрополе Дейр эль-Бахри в Тебесе. Один зал египетского музея содержит реконструкцию Канопуса из Виллы Адриана в Тиволи, включая Святыню Сераписа и статуи египетских богов.

Картинная галерея Ватикана

Картинная галерея Ватикана (Пинакотека Ватикана) - относительно новый музей. Он был основа в конце 18го века Папой Пием VI и открыт в 1932 году. 16 комнат музея содержат множество картин, датирующихся периодом от 12 до 19 века. Большинство картин были созданы итальянскими мастерами, но есть в галерее и работы иностранных мастеров. Есть даже целая комната, посвященная творчеству австрийского художника Петера Венцеля. Среди выдающихся экспонатов Триптих Стефански, созданный Джотто в 1300 году для собора Св. Петра. Также стоит выделить фреску 15го столетия, изображающую процесс основания Библиотеки Ватикана. Творение Мелоццо да Форли демонстрирует, как первый библиотекарь преклонил колени перед Папой Римским Сикстом IV. В картинной галерее Ватикана есть комната, посвященная Рафаэлю. Здесь представлены гобелены фламандского художника Питера Ван Альста, а также наброски самого Рафаэля и его учеников. Гобелены были сделаны для покрытия стен Сикстинской капеллы. Среди экспонатов также несколько картин Рафаэля, включая "Коронацию Девственницы", которую он нарисовал в девятнадцать лет. Среди других шедевров галереи стоит выделить незаконченную картину Леонардо да Винчи "Сен Джером" (1480), "Мадонну Фрари" Тициана (1535) и некоторые работы Караваджо.

Музей Современного Религиозного Искусства

Музей Современного Религиозного Искусства (Collezione d"Arte Religiosa Moderna) охватывает пятьдесят пять комнат. Он был основан в 1973 волей Папы Павла VI и является самым большим музеем своего вида. Экспозиция включает работы многих самых важных современных художников мира, включая Дали, Кандинского, Матисса, Пикассо, Родена, Ван Гога и многих других.

Музей Пио-Кристиано

Музей Пио-Кристиано содержит набор скульптур, саркофагов и мозаик с Ранне-Христианской эры. Музей был создан в 1854 Пием IX. Самый известный объект здесь - статуя Хорошего Пастуха, созданная в третьем столетии.

Этнологический миссионерский музей Ватикана

Этнологический миссионерский музей Ватикана был основан Пием XI в 1926 году для демонстрации религиозных объектов 4 географических регионов - Азии, Океании, Африки и Америки. Многие из 100 тысяч экспонатов были добыты миссионерами на разных континентах. Музей был первоначально размещен в корпусе Латеранского Дворца, но в 1973 перемещен в настоящее помещение. Среди достопримечательностей статуя бога Кетцалькоатля из Мексики, маски из Сьерра-Леоне и деревянная скульптура божества Туматауэнга из Французской Полинезии.

Библиотека Ватикана

Библиотека Ватикана была основана Папой Римским Николасом V в 1450 и на момент основания содержала 340 книг. Сегодня это одна из самых важных библиотек в мире, с более чем полумиллионом книг и 60,000 рукописей. Некоторые самые ценные экспонаты демонстрируются в Сикстинском Зале. Этот великолепный сводчатый зал был создан в 1588 Доменико Фонтана. Зал шириной в 15 метров достигает 80 метров в длину, с великолепными потолочными фресками и яркими стенами. Библиотека также содержит ряд музеев, включая Светский Музей и Священный Музей, где хранится множество древних христианских объектов из римских катакомб, а также средневековой стеклянной посуды из драгоценных материалов.

Исторический музей Ватикана

Исторический музей (Museo Storico) обеспечивает захватывающий взгляд на длинную и бурную историю Ватикана. Музей был основан в 1973 по требованию Папы Римского Павла VI. Он был первоначально расположен около ватиканской Пинакотеки, но в 1991 переместился в Латеранский Дворец, рядом с базиликой Святого Иоанна Латеранского. Музей содержит набор оружия, брони и универсального обмундирования Папских вооруженных сил, а также портреты Пап и так называемые папомобили. Обсуждаются планы переместить коллекцию обратно в Ватикан. Этот музей можно посетить только во время заранее забронированного группового тура. Другие коллекции Ватиканских музеев включают керамику 18-19го столетий и миниатюрные мозаики, которые были наиболее популярным итальянским сувениром в девятнадцатом веке. Обязательно посетите этот музей Ватикана, входящий в число величайших музеев мира.

Апостольский дворец в Риме

Одним из самых интересных моментов посещения Музеев Ватикана является шанс восхититься щедрым комплексом Апостольского дворца. Комплекс создавался в период между двенадцатыми и девятнадцатыми веками и служил главной резиденцией многих Пап Римских. Несколько комнат, включая Сикстинскую Капеллу, все еще используются папством. Сегодня Папа Римский - главным образом духовная фигура, но перед объединением Италии Папа Римский был также главой большой мирской области, и ватиканский комплекс отразил его важность в качестве главы государства. Папы Римские нанимали самых известных архитекторов и художников в мире, чтобы украсить свои дворцы. Эти художественные шедевры, в частности настенная живопись в частных папских квартирах, сами по себе заслуживают посещения.

Внутренние дворы Ватикана

Здания Музеев Ватикана включают два дворца. На севере расположен Дворец Бельведера, созданный в конце пятнадцатого века. С юга к Собору Святого Петра примыкает Апостольский Дворец, который служил основной резиденцией Римских Пап начиная с их возврата из Авиньона в 1377. Текущий дворец был создан в середине пятнадцатого века и заменял более старое здание времен пятого века. В начале шестнадцатого века Браманте соединил два дворца друг с другом конструкцией из двух длинных крыльев, формирующих большой внутренний двор Кортиле дель Бельведер. В 1585-1590 новое крыло для библиотеки разделило внутренний двор на две части. Более низкий внутренний двор все еще известен как Кортиле дель Бельведер, в то время как к верхнему внутреннему двору дали имя Кортиле делла Пинья. Добавление Нового Крыла (Браччио Нуово) в 1820 создало еще один, меньший внутренний двор в середине: Кортиле Библиотека.


Внутренний двор Библиотеки и внутренний двор Бельведера недоступны для туристов, но почти любой посетитель Музеев Ватикана может легко посетить красивый внутренний двор Пинья. Внутренний двор назвали в честь огромной бронзовой сосновой шишки, установленной Пирро Лигорио. Пинья - древний фонтан, который был обнаружен около Пантеона и вероятно принадлежал храму. Обрамляющие сосновую шишку бронзовые павлины являются копиями древних скульптур из Мавзолея Адриана в Тиволи. Оригиналы находятся теперь в Новом Крыле. Посреди внутреннего двора расположена современная бронзовая скульптура, названная "сфера в сфере". Это творение Арнальдо Помодоро было помещено сюда в 1990-х.

Галереи Ватикана

Два длинных крыла, которые соединяют Апостольский Дворец с Дворцом Бельведера составляют приблизительно триста метров длиной. Восточное крыло размещает вышеупомянутый Музей Кьярамонти с его древними скульптурами и Лапидарием. Западное крыло размещает еще три галереи. Сразу же за Дворцом Бельведера следует галерея Канделябров - комната восемьдесят метров длиной с греческими и римскими скульптурами. Эта комната приводит к галерее Картин (Дели Арацци) с гобеленами 5-17 веков. Заключительной и самой длинной галереей является Галерея Географических Карт. Стены этой галереи украшены тысячами карт, созданных Антони Данти в период между 1580 и 1583 годами. Ему помогал брат игнацио Данте, архитектор и космограф по образованию. Карты изображаю итальянские города, острова в Средиземном море и папские территории. Сопутствующие фрески изображают события, которые произошли в этих местах.

Комнаты Апостольского Дворца

Папы Римские эпохи Возрождения нанимали самых талантливых художников для щедрого украшения своих роскошных резиденций. Многие комнаты, включая Апартаменты Борджиа и Комнаты Рафаэля открыты для общественности и включены в маршрут Музеев Ватикана.

Апартаменты Борджиа

Квартиры Борджиа являются серией комнат, преобразованных в частные квартиры для Папы Римского Александра VI, Родриго де Борджиа. Папа Римский был покровителем искусств и призвал Пинтуриккио украсить свои апартаменты великолепными фресками. С 1492 по 1495 год Пинтуриккио и его ученики украсили шесть комнат Борджиа. Фрески изображают религиозные (мученичество святых и тайны веры) и средневековые темы (Тривиум и Квадривиум). Большинство комнат в настоящее время используется для демонстрации предметов современного религиозного искусства.

Часовня Николая V

Часовня Николая V часто пропускается посетителями на пути к Сикстинской капелле, но определенно заслуживает посещения. Часовня щедро украшена замечательными фресками Фра Анджелико, созданными в период между 1447 и 1449. Фрески изображают сцены из жизни святых Стефана и Лаврентия.

Комнаты Рафаэля

Станцы Рафаэля появились благодаря Папе Римскому Юлию II, который предпочел дистанцироваться от Александра VI и отказался жить в квартирах, созданных для его предшественника. Он решил пригласить самых известных живописцев для украшения собственных апартаментов, расположенных над апартаментами Борджиа. Но понаблюдав за работой 25-летнего живописца и архитектора Рафаэлло Санти (Рафаэля), решил доверить эту работу ему. С 1508 Рафаэль продолжал работать над художественным оформлением квартир, часто отвлекаемый другой работой, включая строительство Собора Святого Петра. Рафаэль умер в 1520, прежде чем фрески папских квартир были завершены, но его ассистенты закончили работу по чертежам мастера. Фрески считаются абсолютными шедеврами ренессансного искусства.


Первая Комната Рафаэля - Зал Константина, который был завершен ассистентами Джулио Романо и Франческо Пенни уже после смерти Рафаэля. Он демонстрирует сцены из жизни римского императора Константина, сделавшего христианство официальной религией вместо язычества. "Битва у Мильвийского Моста" изображает сражение между Константином и Максенцием, во время которого превосходящая численностью армия Константина сокрушила армию противника.


Следующая комната - Станца д’Элиодоро, частично выполненная Рафаэлем между 1512 и 1514 годами. Тема комнаты - божественное вмешательство, защищающее церковь и святых. Комнату называют в честь одной из фресок "Изгнания Элиодоро", которая изображает сцену из библии. Фигуры слева изображают Папу Римского Юлия II, самого Рафаэля и его ученика Джулио Романо.


Станца делла Сеньятура названа в честь собираемого здесь особого комитета. Рафаэль начал с этой комнаты в 1508 году - это единственная станца, полностью завершенная самим мастером. Главная тематика - гармония между предметами старины и христианством. Наиболее известна здесь "Афинская Школа" - самая знаменитая фреска в Комнатах Рафаэля. Она изображает дебаты между Платоном и Аристотелем, двумя известными греческими философами. Многие другие знаменитости старины также изображены здесь, включая Эвклида, Сократа, Пифагора и Архимеда. Рафаэль также изобразил на фресках многих современных персонажей. Среди них его друг Браманте, Папа Римский Юлий II, Леонардо Да Винчи и даже его конкурент Микеланджело, который в этот момент работал над потолком Сикстинской капеллы.


Последней из этих четырех комнат является Комната Пламени, названная в честь одной из фресок. Комната была украшена в 1514-1517 (главным образом ассистентами Рафаэля) во время понтификата Лео X. Он выбрал главной темой для комнаты повествование о жизни своих тезок Лео III и Лео IV. Самая важная фреска - Пожар в Борджо, нарисованный по эскизам Рафаэля. Она изображает Лео IV, гасящего пламя в форме креста. Картина проводит параллели со сценами из старины, напоминая о пожаре в городе Троя.

Лоджия Рафаэля

Комната Константина связана с Лоджией Рафаэля, еще одним шедевром художника. К сожалению, вход в Лоджию Рафаэля доступен только по специальному приглашению. Лоджия украшена 12 фресками с изображением библейских сцен.

Сикстинская Капелла

Самой известной достопримечательностью Музеев Ватикана, вне всяких сомнений, является Сикстинская Капелла. Она была построена в 15м столетии, как личная капелла Папы Сикста IV. В 1508 году Папа Юлий II попросил Микеланджело украсить потолок. Микеланджело не считал себя художником, но вынужден был принять предложение. Он решил украсить потолок Сикстинской капеллы девятью сценами из Ветхого Завета, самой известной из которых является "Сотворение Адама". Она изображает Бога, сошедшего с небес для вселения жизни в Адама. Стены Сикстинской Капеллы также полностью покрыты фресками, самой известной из которых является "Страшный Суд" Микеланджело на стене алтаря.

Лестница в музее Ватикана

Прежде чем попасть в музей Ватикана, у вас будет шанс восхититься красотой одной из самых знаменитых лестниц в мире. Она была спроектирована в 1932 году Джузеппе Момо и состоит из двух спиралей - одна из которых ведет вверх, а другая вниз. Красивая бронзовая лестница украшена папскими гербами.

Выставка в Третьяковской галерее называется «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Ее куратор Аркадий Ипполитов говорит, что главная идея экспозиции отражена уже в самом ее названии: Roma Aeterna, «вечный город» Рим, связанный с историей духовных поисков Европы от XII века до эпохи Просвещения, квинтэссенция европейского духа. Музеи Ватикана знамениты своими древнеримскими коллекциями античности, так что отчетливо видна преемственность европейской культуры с древних времен до эпохи Возрождения.

Доброжелательные апостолы

В 1480 году художник Мелоццо, происходивший родом из маленькой деревушки Форли, получил важный заказ — расписать базилику Санти-Апостоли в Риме (Храм двенадцати апостолов). Им была задумана большая фреска размером до 17 метров в диаметре, в которой художник рассказывает сюжет Вознесения. Мелоццо да Форли, так его стали позднее звать, впервые смело и революционно использовал в этой росписи неожиданные ракурсы фигур святых, на которых зрители должны смотреть снизу вверх. После открытия законов перспективы возникли проблемы с изображением объектов в правильных пропорциях, чтобы зрители снизу могли их видеть в естественных формах (позднее эту проблему успешно решал Рафаэль). По замыслу художника, с лазурных небес вниз смотрели златокуд-рые ангелы-музыканты, расположенные по периметру фигуры апостолов доброжелательно взирали на прихожан, а посередине была изображена величественная фигура Иисуса.

Куратор выставки Аркадий Ипполитов объясняет, что идея экспозиции опирается на тезис о единстве человечества

Фреска получилась замечательная, и работу художника оплатил кардинал Джулиано делла Ровере, будущий папа Юлий II. Мелоццо был любим и папой Сикстом IV, тем не менее не получил предложения расписывать Сикстинскую капеллу. Директор музеев Ватикана Антонио Паолуччи высказывает предположение, что Гирландайо, Перуджино и Боттичелли (самые знаменитые и активные художники этой эпохи) составили заговор, чтобы не допустить Мелоццо к работам. К тому же Мелоццо, который работал в Вечном городе на протяжении нескольких лет, считался «слишком римским», а в то время была мода на художников из Тосканы. Сегодня об этом выдающемся художнике мало что напоминает. В 1714 году базилика Санти-Апостоли была перестроена, а фрески Мелоццо уничтожены. Удалось спасти лишь четырнадцать ее фрагментов. Они разделены между Палаццо дель Квиринале («Христос во славе») и Пинакотекой Ватикана (фигуры ангелов и апостолов, которые так любил писать художник, украшают отдельный зал Пинакотеки).

Именно фрагменты с изображениями золотоволосых музицирующих ангелов, ставших символами Рима, удалось привезти в Москву.

Сокровища Пинакотеки

В Пинакотеке Ватикана сосредоточено семь веков истории Папского государства. Институт папства, основанный апостолом Петром в I веке, связывает европейскую цивилизацию с древним миром. Это одна из немногих связей, что сохранилась до наших дней.

Свою историю музеи Ватикана ведут с 14 января 1506 года, когда при раскопках была найдена известная по описаниям римского историка Плиния Старшего античная скульп-турная группа «Лаокоон и его сыновья». Папа Юлий II, будучи покровителем искусств, выкупил эту находку, а работы по ее реставрации поручил Микеланджело. Через месяц мраморная композиция была выставлена для всеобщего обозрения. Это были самые первые образцы живописи художников Древней Греции. Pinakes известных мастеров выставлялись в богатых частных коллекциях и открывались редко. Когда в Ватикане стали собирать коллекцию картин, ей по примеру Древней Греции дали название Пинакотека. Основателем ее стал папа Пий VI, коллекция переезжала в разные залы, пока в 1932 году для нее не было построено новое здание, в котором она сейчас и размещается.

Единый мир

Аркадий Ипполитов, комментируя выставку в Третьяковке, объясняет, что идея экспозиции опирается на тезис о единстве человечества. Поэтому начинается выставка с римской иконы XII века «Христос Благословляющий», которая олицетворяет Вселенную. Но одновременно она говорит и о единстве христианской идеи. Это точка отсчета, в которой христианство было едино, в которой очевидна близость итальянской и русской культур. Понятие Рима для русской культуры на протяжении столетий было очень важным. Шестьсот лет Россия живет с идеей, что Москва — Третий Рим. Эту идею через отобранные работы — 42 произведения на религиозные сюжеты — также представляет нынешняя выставка.

Шестьсот лет Россия живет с идеей, что Москва — Третий Рим. Эту идею через отобранные работы также представляет нынешняя выставка

За «Христом Благословляющим» следует работа Маргаритоне д’Ареццо (XIII век) — предполагается, что это первое изображение святого Франциска Ассизского. Именно его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана. В Москву привезли интереснейшую картину «Иисус перед Пилатом» Пьетро Лоренцетти, перекликающуюся со знаменитым полотном Николая Ге «Что есть истина?» из Третьяковской галереи (почти все русские художники XVIII-XIX веков, окончившие с отличием Академию живописи, после окончания получали стипендию для обучения в Европе, чаще всего это была Италия). Потом следует два образа из жития Николая Чудотворца. Одна из них принадлежит кисти Джентиле да Фабриано, вторая — Фра Беато Анджелико, монаха-бенедиктинца из Флоренции, ставшего величайшим художником раннего Возрождения… Здесь же два «Оплакивания Христа» Карло Кривелли и Джованни Беллини — очень важные в творчестве этих венецианских художников Ренессанса.

Рим как книга

В экспозиции есть несколько работ, притягивающих своей невероятной изобразительной силой и оригинальностью. Это и великое полотно Караваджо «Положение во гроб», и алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма», самое большое произведение художника, написанное специально для собора Святого Петра, и завершающие экспозицию «Астрономические наблюдения» Донато Крети — восемь картин в одной раме, посвященные известным на тот момент планетам Солнечной системы. Полотно было написано, чтобы убедить Папу Климента XI финансировать строительство обсерватории — через несколько лет обсерватория была построена в Болонье. Нынешняя выставка читается как книга — если не полениться и попробовать эту книгу начать читать. Ведь и Рим — город-книга, где античность переплетается с настоящим. Николай Гоголь писал: «Я читаю ее, читаю… и до сих пор не могу добраться до конца; чтение мое бесконечно».

* Пинакотека (в переводе с греческого — хранилище картин) — у древних греков помещение, в котором хранились живописные изображения. У римлян «пинакотекой» называлась комната в доме при входе в атрий, украшенная картинами, а также статуями и другими художественными предметами, которыми особенно дорожил хозяин. Сейчас это слово нередко употребляется в значении «картинная галерея».

Фото: «Музеи Ватикана» и photo vatican museums/фото музеи ватикана