Рисование гипсовой головы с античного образца. Построение гипсовой головы карандашом поэтапно. Как рисовать Мозговой и лицевой отделы головы

Конструктивный рисунок - это раздел дисциплины академического рисунка - рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. Вы создаёте «каркас» того объекта, который собираетесь нарисовать. А для того, чтобы создать такой каркас, вам необходимо проанализировать изображаемый предмет. Конструктивный рисунок начинается с анализа.

Присмотритесь, подумайте, из чего состоит объект? Из каких геометрических тел? А какие есть простейшие геометрические тела? Это куб, шар, цилиндр, конус, призма и т.д. Если вы научитесь видеть в окружающих вас предметах геометрические тела, то вы легко сможете создавать каркас, или, точнее, конструктивный рисунок.

Для примера, возьмём обыкновенную бутылку. Она вмещает в себя цилиндр, может быть, конус (усечённый), также, может быть, усечённый шар или тор. Или, например, шкаф или стол, - состоит из четырехгранной призмы или, может быть, из кубов и параллелепипедов.

Поэтому первый шаг - учимся находить во всём, что нас окружает, геометрические тела. Это поможет развить объёмное мышление.

Второй шаг - изображение «каркаса». Нужно научиться правильно размещать геометрические тела, из которых состоит изображаемый предмет, в пространстве. Для этого нужны знания по линейной перспективе.

То есть нужно знать, что такое линия горизонта, точки схода и как воспользоваться этими знаниями. Например, когда рисуем обыкновенный куб, мы изображаем линии параллельных граней куба так, чтобы они сходились в одной точке или в двух точках на линии горизонта.

Второй момент - это осевая линия.

Она помогает создавать конструкцию правильно. Например, нам нужно нарисовать два цилиндра разных по толщине, то есть разного диаметра. И один цилиндр располагается над другим. Делаем, например, конструкцию бутылки. Для этого нам нужна осевая линия. Если бутылка стоит, то эта линия будет вертикальной.

Проведите вертикальную линию. Нарисуйте прямоугольник (основная часть бутылки) так, чтобы эта линия проходила посередине. Нарисуйте ещё один прямоугольник (горлышко) поменьше так, чтобы осевая линия проходила посередине. Теперь вам нужно нарисовать (построить) 4 эллипса - снизу и сверху каждого из прямоугольников.

Уже становится что-то более похожее на бутылку. Или вот вам другой вариант конструктивного рисунка. Если вы рисуете бутылку в перспективе, так, как бы смотрите на неё сбоку и немного сверху. Как в таком случае создаем конструктивный рисунок? Сначала рисуем уже не два прямоугольника, а две четырехгранные призмы, из которых потом получим два цилиндра.

Понятно, сначала одна призма - основная. Далее на нижней и верхней плоскостях этой призмы проводим диагонали, получаем две точки. Соединяем эти точки - получаем среднюю ось. Эта ось поможет нам построить правильно еще одну призму, из которой создадим цилиндр горлышка бутылки.

Поставив одну призму на другую, строим два цилиндра. После этого, округляем углы, придаём этой конструкции правдоподобность бутылки. Создавать можно не только конструкции таких простых объектов, как посуда, мебель, но и животных и даже человека.

Несмотря на сложность строения человека или животного, мы можем найти в них простые геометрические тела - цилиндры, призмы, кубы, шары и т. д. Просто, чтобы освоить конструктивный рисунок, нужно видеть, как бы насквозь, из чего состоит то, что мы рисуем.

Объёмное мышление начинайте развивать с обыкновенного куба. Нарисуйте его на листе бумаги, это, как ни крути, основа. Именно с этого начинается конструктивный рисунок. Куб представляет нам три измерения пространства - ширину, высоту и глубину.

Последняя, то есть глубина, - это иллюзия, так как глубины у нас не может быть на плоскости листа. Здесь приводится несколько примеров конструктивного построения.

Именно таким образом создаётся каркас или обёртывающая поверхность для будущего предмета. Это и есть конструктивное построение.

Теперь взглянем на примеры конструктивного поэтапного рисунка от простых геометрических форм до фигуры человека:

Методология поэтапного рисования...


Конструктивный анализ формы предметов быта.


Изучение перспективы на примере кубов различного размера.



Натюрморт из геометрических тел.


Предметный натюрморт на этапе придания формы.



Законченный предметный натюрморт.



Простой столовый натюрморт.


Рисунок сложного предмета.


Рисунок гипсовой палетки.



Рисунок капители колонны Ионического ордера.


Рисунок драпировки.


Перспективный рисунок интерьера.


Конструктивный анализ формы черепа со штриховкой.


Рисунок обрубовки человеческой головы.


Рисунок экорше человеческой головы.


Рисунок глаза Давида - упражнение на понимание формы частей человеческой головы.


Конструктивное построение человеческой головы (лицевая часть).


Конструктивный анализ головы человека со слабой штриховкой.


Рисунок гипсовой головы кондатьера Гаттамелата.



Анализ формы гипсовой головы Аполлона Бельведерского в нескольких ракурсах.



Рисунок головы Зевса в двух ракурсах.


Рисунок головы фаворита императора Адриана - Антиноя.

(Sokrates) (470/469 до н. э., Афины, - 399, там же), древнегреческий философ. Сын ваятеля; проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодёжи. Был казнён (принял яд цикуты), как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и за развращение молодёжи в новом духе. С. не оставил после себя каких-либо сочинений; важнейшими источниками сведений о его жизни и учении являются сочинения его учеников - Ксенофонта и Платона , в большинстве диалогов которого С. выступает как главное действующее лицо.

С. был одним из родоначальников философской диалектики, понимаемой как нахождение истины при помощи бесед, т. е. постановки определённых вопросов и методического нахождения ответов на них. К. Маркс назвал С. "олицетворением философии", "воплощённой философией" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 99; их же, Из ранних произведений, 1956, с. 199). Считая неудовлетворительной древнюю натурфилософию , С. обратился к анализу человеческого сознания и мышления. Тяготея к объективному идеализму, он был далёк ещё от гипостазирования общих понятий в виде самостоятельных сущностей. Так его изображает Аристотель, приписывающий С. индуктивное учение о переходе от текучей действительности к общим понятиям, а также учение об определении понятий, впервые дающем возможность познавать сущность каждой вещи (ср. характеристику С. в ранних диалогах Платона). Признание действия родовых сущностей в окружающей действительности превращалось у С. в учение об общем и универсальном разуме или об отдельных богах-умах. Вопреки уверениям Ксенофонта, учение С. имело мало общего с народной религией, хотя он и не отрицал её. Учение С. о промысле и провидении решительно порывало с наивным политеизмом и приобретало вид философской телеологии .

В этике основной тезис С. гласил, что добродетель есть знание, или мудрость, что знающий доброе обязательно и поступает по-доброму, а поступающий по-злому или не знает, что такое добро, или творит зло в целях конечного торжества добра. В понимании С. не может быть противоречия между разумом и поведением.

С. необоснованно обвиняли во враждебности к демократии; в действительности он критиковал все формы правления - монархию, тиранию, аристократию, плутократию и демократию, если они нарушают справедливость. В последующие эпохи образ С. часто выступал как идеальное воплощение мудреца.

Лит.: Ксенофонт Афинский, Сократические соч., М. - Л., 1935; Платон, Соч., т. 1-3, М., 1968-72; Трубецкой С., Собр. соч., т. 3, М., 1910, с. 398-461; Гиляров А., Источники о софистах. Платон как исторический свидетель, ч. 1, К., 1891; Гомперц Т., Греческие мыслители, пер. с нем., т. 2, СПБ, 1913, с. 32-88; Жебелев С. А., Сократ, Берлин, 1923: Сережников В., Сократ, М., 1937; Лосев А. Ф., История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969; Ма ier H., Sokrates, Tubingen, 1913; Ritter С., Sokrates, Tubingen, 1931; Meunier М., La legende de Socrate, P., 1965.

Итак обязательное условие рисования - последовательный плановый ход работы над рисунком. Совершенно неправильно работать по частям, рисуя сначала, например, потом и т. д., или «перескакивать» с детали на деталь. В результате такого метода целостного изображения не будет.

Цельность видения модели и цельность изображения ее - одна из основных задач рисунка и эту задачу надо ставить на всех стадиях работы, начиная с первого наброска.

Поэтому сначала необходимо, не обращая внимания на детали, сконцентрировать внимание на большой форме головы и выяснить ее характерные особенности.

Таким образом, в этой стадии идет уточнение общей формы головы и намечаются основные детали, но обязательно в отношении к целому и друг к другу. Следовательно, смотреть нужно на весь объем в целом и, намечая одну деталь «держать в глазу» и остальные, особенно парные, симметричные. Весь объем в этой стадии намечается несколькими основными поверхностями.

Третья стадия (рис. 3). Продолжается дальнейший, более углубленный анализ формы. Точнее строится форма мозгового черепа, разграничиваются его основные поверхности. Тоже делается и с остальными частями головы: скуловыми дугами, глазничными впадинами и т. д.

Не следует какую-либо деталь прорисовывать тщательнее, чем другие. Рисунок на любой стадии должен быть одинаково проработан во всех частях. Если у черепа намечены лишь основные поверхности, образующие форму, то и нос на этом этапе должен быть уточнен лишь в отношении общих размеров и главных поверхностей; пусть форма его будет пока несколько геометрична, но она уже должна носить индивидуальный характер.

Теперь своевременно определить высоту горбинки и ширину носа у основания и кончика, величину крыльев. У губ также намечаются основные направления поверхностей (в том числе толщина); что касается глаза, то теперь более точно строится форма глазничной впадины, намечается толщина и положение век. У нижней челюсти определяются и строятся основные повороты формы... Главное внимание должно быть обращено на построение края челюсти с его углами и подбородочным возвышением.

Строя объем, целесообразно расчленить его поверхность на основные направления, близкие к плоскостям. Это хорошо помогает познанию конструктивной формы. Уяснив направление этих поверхностей, легче будет определить, какая из них темнее, какая светлее, какая больше повернута к источнику света, какая меньше.

Этим надо руководствоваться и при прокладке светотени - не просто копировать усветления и утемнения, наблюдаемые в натуре, а сообразовываться с направлением поверхности каждого участка объема; только в этом случае процесс лепки формы средствами светотени будет сознательным.

Начинающие художники часто допускают ошибку, когда считают излишним тратить свое время на изучение академических правил рисования. Неопытный портретист бывает уверен, что ему удастся с помощью одной лишь интуиции и прилежного срисовывания создать реалистичный портрет изображаемого человека. При этом он действует бессистемно, механически копируя второстепенные детали, которые, по его мнению, дадут лучшее сходство с натурой. В итоге рисовальщик оказывается не в силах грамотно и убедительно связать в единое целое все части лица, каждая из которых выглядит как бы нарисованной по отдельности.

Научиться рисовать сознательно, с пониманием конструктивной и анатомической структуры, поможет академический рисунок гипсовой головы, поскольку его главная задача - заложить основы профессионального мастерства художника. Преподаватели нашей арт-студии в ходе учебных занятий стремятся ознакомить учащихся с бесценным опытом, который был накоплен великими художниками прошлого. Они щедро делятся собственными познаниями об анатомии, перспективе, теории светотени. Эта обязательная сумма усвоенных знаний и приобретенных навыков вскоре позволит начинающему художнику перейти от обучения к самостоятельной творческой работе.

Почему важно начинать с гипсовых слепков

Процесс академического рисования должен стать для учащегося процессом познания натуры, активного ее изучения. Ценным подспорьем для художника с недостаточным опытом служат слепки со скульптур античного периода. При работе над изображением гипсового слепка задача рисовальщика облегчается тем, что:

  • произведения античных скульпторов ценны для нас как учебное пособие, благодаря обобщению форм и четкой проработке деталей;
  • взгляд не отвлекается на мелкие второстепенные детали, как в случаях с рисованием живой натуры;
  • однотонный цвет гипса помогает яснее понять общую форму головы и разобраться во взаимосвязях ее отдельных частей.

Для учащихся нашей арт-студии академические постановки гипсовых голов чередуются с целью постепенного усложнения задачи. Начинать предлагается с рисования голов Венеры, Гермеса, Диадумена, Дорифора, отличающихся наиболее обобщенными формами. Справившись с первоначальной задачей, учащиеся переходят к более сложному рисованию голов Аполлона, Геракла, Лаокоона.

Этапы рисования гипсовой головы

Чтобы правильно изобразить на бумаге голову человека, необходимо соблюдать в работе принцип методической последовательности. Не стоит браться сразу за решение сложных задач, прежде необходимо разобраться с общими характеристиками, и лишь затем переходить к деталям. На завершающей стадии нужно снова возвратиться к обобщению формы, соблюдая непреложное правило: «От общего к частному и от частного снова к общему».

  1. Выбрать точку зрения, наметить на листе композицию изображения.
  2. Определить общий характер формы головы, ее основные пропорции, наклон и поворот в пространстве, провести вертикальную профильную линию, горизонтали лба, бровей, глаз, основания носа и разреза губ.
  3. Выявить конструктивную схему гипсовой головы, проверить симметрию парных форм, учитывая при этом перспективные сокращения.
  4. Постепенно переходить от упрощенных геометрических форм к уточнению и детализации рисунка, соблюдая анатомическое строение головы.
  5. Выявлять общие объемы форм посредством прокладки теней легкой штриховкой, устранять неточности построения рисунка.
  6. Детально прорабатывать форму, насыщая ее деталями в соизмерении с общей массой, моделировать форму тоном.
  7. Проверить, все ли детали подчинены целому, не сбился ли рисунок, верны ли тональные соотношения.

Все этапы учебного рисунка необходимо выполнять строго последовательно, не торопясь переходить к детализации и передаче фактуры, когда еще не определена общая характеристика формы гипсовой головы.

Практическая польза занятий рисования в нашей студии

Гипсовая модель скульптурного изображения - это сложный комплекс множества взаимосвязанных форм. Поэтому, чтобы академический рисунок гипсовой головы был выполнен качественно и со знанием дела, начинающему художнику необходима помощь опытного специалиста. Любой желающий научиться превращать лист бумаги в произведение искусства сможет найти такую помощь в нашей студии рисования. Здесь, в удобных аудиториях, под руководством чутких наставников, вы за короткое время сумеете встать в один ряд с профессиональными мастерами графики и живописи.

Приходите к нам и убедитесь, что осваивать азы творческой работы гораздо полезнее в компании единомышленников, чем пытаться делать это самостоятельно!

В этом уроке рисунка я подготовил материал так, чтобы были видны ключевые принципы рисования головы человека. Чтобы научиться рисовать портрет, нужно понять форму головы, а это возможно при помощи упрощения и обобщения излишних подробностей. Для этой цели я использовал схематичное изображение головы с названием «обрубовка», академический рисунок черепа, поэтапный рисунок головы человека и дополнительные схематичные рисунки, позволяющие понять особенности анатомического строения.

1. Объемность формы. Упрощение и обобщение.

На начальном этапе обучения рисованию люди чаще всего видят контуры объекта вместо его объема. Именно так начинающие и рисуют портрет: срисовывают контуры глаз, носа… А ведь голова человека, глаза, нос, губы — все они имеют объем, это не просто контуры. Кроме того, у них достаточно сложная форма. Поэтому в начале обучения нужно уметь обобщать второстепенное и осознавать объем каждой формы.

Вначале, попробуем нарисовать лицо человека с выступающими вперед носом и лбом, представленными в виде прямоугольных геометрических фигур.

2. Череп — основа формы головы.

Далее нужно усвоить один важный урок. Все основные изгибы и контуры лица образуются от выпуклостей и изгибов черепа. Ведь именно череп является той основой, на которой строится форма головы в портрете. Попробуйте проследить эту взаимосвязь, сопоставляя форму черепа с рисунком головы. Это очень важный момент в обучении.

Поскольку череп имеет сложную форму, то понять сразу эту взаимосвязь будет непросто. Поэтому сначала мы нарисуем череп обобщенно.

Череп состоит из двух основных отделов: мозгового и лицевого.

К тому же форму черепа можно условно представить в виде куба. Череп имеет фронтальную сторону, две боковые, затылочную и, так называемый, свод черепа или крышу.

После условных, обобщенных рисунков привожу в качестве примера учебный академический рисунок черепа. При множестве деталей, в нем можно увидеть фронтальную, затылочную, боковые стороны и свод. Также видно как детали группируются в два основных отдела — мозговой и лицевой.

Еще следует отметить, что самая широкая часть черепа находится ближе к затылку. Ее хорошо видно на рисунке ниже.

Для тех, кто учится рисовать портрет, могут пригодиться следующие анатомические названия различных частей черепа:

  • надбровные дуги;
  • лобная кость;
  • теменная кость;
  • затылочная кость;
  • височная кость;
  • скуловой отросток;
  • скуловая кость;
  • верхнечелюстная кость;
  • нижнечелюстная кость;
  • носовая кость;
  • глазница или глазная впадина.

3. «Орубовка» — ключ к пониманию формы головы человека.

Кроме черепа, на форму головы и лица влияют мышцы, хрящи, жировые отложения и т. п. Чтобы не запутаться в деталях, разобраться в анатомическом строении поможет обрубовка. Обрубовка представляет собой условное изображение головы человека, состоящее из граней. При помощи таких плоскостей формируется объем всей головы. Благодаря этим граням хорошо видны основные изгибы черепа и основные мышечные группы лица. В любом портрете, у любого человека форма головы строится на основе этих граней обрубовки. Конечно у каждого человека свои особенности лица, свои пропорции, но ключевые точки в построении головы соответствуют обрубовке. Поэтому в рисовании портрета художник всегда держит в памяти эти ключевые грани.

Попробуйте проследить основные плоскости обрубовки в рисунке черепа и в тональном рисунке головы, выполненном карандашом.

4. Формирование объема посредством светотени на фронтальной, боковой и верхней сторонах головы.

Чтобы рисунок головы был объемным, его нужно проработать штриховкой. Штриховка создает нужный тон. Посредством изменения тона (светлее-темнее) мы видим объем и форму. По закону светотени свет распределяется на поверхности формы в следующей последовательности: блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падющая тень. Если рисовать шар или подобные простые геометрические фигуры, то все намного проще. Но как показать светотень в тональном рисунке головы человека? В портрете светотень также прокладывается штриховкой как и в рисунке шара. Но с той разницей, что художник должен проследить свет и тень на каждом отдельном фрагменте лица в частности и на всей голове в целом. Т. е. нужно показать свет, полутень, тень — на носу, на лбу, на глазных впадинах, на губах, подбородке и т. д. Но кроме этого, свет и тень нужно показать на всей голове в целом, то есть на ее основных крупных гранях или сторонах. Например, одна сторона головы может быть темнее другой. Это важный момент при создании объема головы в портрете.

Для лучшего понимания данной темы я привожу в качестве примера наглядные схемы и рисунки гипсовой обрубовки, черепа и головы человека. В них вы можете отчетливо увидеть фронтальную, боковую и верхнюю грани головы. Схемы и рисунки карандашом составлены таким образом, что с помощью них можно поэтапно проследить основные грани головы, что поможет начинающим художникам увидеть светотень на поверхности головы в целом.

5. Мозговой и лицевой отделы головы.

Выше я уже приводил схематичный рисунок в котором были видны мозговой и лицевой отделы черепа. Но, как на практике увидеть эти области в рисовании портрета? В этом может помочь ряд рисунков и схем ниже. Здесь вы можете проследить границу между лицевой и мозговой частями головы в привычном рисунке карандашом, гипсовой обрубовке и учебном рисунке черепа.

6. Поэтапный тональный рисунок карандашом.

После изучения основных анатомических особенностей строения головы, можно приступить к поэтапному рисунку карандашом. Здесь нужно усвоить такую последовательность. Сначала мы рисуем обобщенно. Потом усложняем рисунок, добавляя подробности.

а) Поскольку форма головы напоминает форму яйца, то в начале рисуем линией соответствующую фигуру.

б) После этого выполняем построение рисунка головы. Рисуем ось симметрии, которая будет проходить по середине головы. Это очень важно так как ось позволит сравнивать левую и правую стороны, что поможет избежать ошибок и неровностей. Далее, намечаем уровни на которых располагаются брови, глаза, нос, губы. Намечаем их с помощью легких линий. О том, как определить эти уровни я писал в уроке

в) На следующем этапе можно наметить глазные впадины, глаза, нос, губы, а также скуловую кость, лобные доли, основные мышечные группы и складки на лице.

г) Уточняем детали.

д) Облегчаю ластиком черноту вспомогательных линий, которые будут стерты в итоге, однако, нужны в начале построения головы.

е) Начинаем тональный рисунок. Вводим штриховку. Обозначаем тени и свет. «Лепим» форму головы тоном. Я не стал фиксировать промежуточные стадии штриховки, поэтому опубликовываю сразу заключительный этап рисунка.

7. Различная манера и техника исполнения рисунка.

В конце этого урока хочу добавить, что манера и техника исполнения рисунка может быть разной. Рисунок может быть линейный и тоновой. Можно рисовать линией, а можно рисовать с помощью пятна. Можно вести работу в свободной манере наброска, допуская неточности. А можно выполнить точный академический рисунок. Можно рисовать подробно, а можно обобщенно.

Но при всем многообразии подходов, в рисунке должна быть видна грамота. Принципы построения головы сохраняются — будь то на бумаге или в сознании художника. Профессиональный художник, имеющий опыт работы, может и не рисовать вспомогательные линии построения. Он может вести работу в другой последовательности. Однако, какой бы ни была техника исполнения, в его рисунке будет видно понимание основ пластической анатомии. Поэтому если Вы хотите научиться рисовать портрет, нужно понимать суть, а не просто поэтапно копировать натуру или картинку. Когда начинающий художник обретает такое понимание и начинает видеть натуру анализируя, а не просто копируя, то он будет значительно более успешен в обучении. Надеюсь рисунки и схемы из этого урока помогут начинающим в этом.