Построение гипсовой головы карандашом поэтапно. Как рисовать. Рисование гипсовой головы с античного образца Мозговой и лицевой отделы головы


^ Рис. 35 - Последовательность выполнения рисунка с гипсового слепка головы Антиноя

Найдя по отношению к переносице и к верхним краям глазничных впадин их нижние края, определим таким образом величину и форму всей глазничной впадины, в которой и следует найти место для глазного яблока.

Увязанные с опорным пунктом построения, нижние края глазничных впадин подсказывают местонахождение скуловых костей. Дальше можно перейти к построению верхней челюсти, которая вместе с нижней представляет единую выгнутую наружу форму. На ней размещаются губы и носогубные складки, идущие по направлению к носу.

Снизу голова заканчивается нижней челюстью, представляющей изогнутую кость в виде параболы, с площадкой посередине. В пластической характеристике головы она имеет большое значение - ею определяется в нижней части овал лица.

Не ограничиваясь восприятием видимой части, нужно понимать строение всего объёма, как говорится, видеть его насквозь. Рисующий голову в фас, должен представлять себе, как она выглядит в профиль и наоборот.

Итак, рассмотрев выше подробно последовательность рисования гипсовой модели головы, вновь очень кратко повторим основные этапы выполнения рисунка:

1-й этап

Пометка крайних точек размещения рисунка и точки центрального луча зрения всей композиции. Нанесение опорных точек подбородка и центрального луча для всей головы. Изображение общего овала головы и основания профильной линии, проходящей через середину лба, переносицы, ости основания носа и подбородка. Проведение легкими линиями направления шеи.

Пометка на основании профильной линии - линий глаза, надбровных дуг, нижнего основания носа и разреза губ, линии основания уха.

2-й этап

Нанесение конструктивных пунктов деталей головы: переносицы, подбородка, носа, глаз, губ, скуловых костей, надбровных дуг, челюстей, лба, ушей, теменных бугров. Пометка основных точек шеи. Все парные, симметрично расположенные относительно средней линии опорные точки головы наносятся с учетом основных пропорций головы, характера движения и перспективных сокращений. Для проверки парные опорные точки можно соединять лёгкими прямыми линиями.

3-й этап

Анализ ошибок, допущенных на второй стадии рисунка. Окончательная прорисовка общей формы и деталей головы более сильными правильными линиями. Возможна лёгкая пометка светотеневого перелома.

4-й этап

Построение собственных теней. Контрастное нанесение собственных и падающих теней по отношению света с учётом сечений общей формы головы и её частей. Прорабатывая тени по краям изображения головы, их не чернить, а делать несколько слабее, связывая с поверхностью бумаги и с пространством.

5-й этап

Нюансы и переходы в тенях и на свету.

6-й этап

Сравнение и обобщение всего изображения.

^ Рис. 36 - Последовательность выполнения рисунка с гипсового слепка головы Давида

Живая голова прекрасная натура для того, чтобы закрепить знания и навыки, полученные в процессе обучения рисунку на неподвижной гипсовой модели головы. Как и в рисунке гипсовой головы необходимо построить форму головы и точно передать пропорции, а также с помощью графических средств достичь похожести портретируемой натуры.

^ ПЕРЕЧЕНЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ


Рис. 37 - Учебный рисунок черепа в трёх положениях………….

53

Рис. 38 - Конструктивно-анатомический анализ построения и рисования гипсовой головы Сократа………………………….

Рис. 39 - Линейно-конструктивний рисунок гипсовой головы Сократа………………………………………………………….

Рис. 40 - Учебный рисунок гипсовой головы Сократа………..

56

Рис. 41 - Конструктивно - структурное изображение гипсовой головы Гаттамелата…………………………………………….

Рис. 42 - Линейно-конструктивний рисунок гипсовой головы Гаттамелата……………………………………………………..

Рис. 43 - Учебный рисунок гипсовой головы Гаттамелата……..

59

Рис. 44 - Учебный рисунок гипсовой головы Гаттамелата……..

60

Рис. 45 - Конструктивно-структурное изображение гипсовых голов……………………………………………………………..

Рис. 46 - Последовательность выполнения рисунка гипсовой головы…………………………………………………………...

Рис. 47 - Конструктивно-структурное изображение гипсовых голов……………………………………………………………..

Рис. 48 - Учебный рисунок гипсовой головы Зевса……………

64

Рис. 37 - Рисунок черепа в трёх положениях. Учебная работа


Рис. 38 - Конструктивно-анатомический анализ построения и рисования гипсовой головы Сократа.

Учебный рисунок


^ Рис.39 - Линейно-конструктивний рисунок гипсовой головы Сократа.

Учебный рисунок

Рис.40 - Учебный рисунок гипсовой головы Сократа.




Рис. 41 – Конструктивно - структурное изображение гипсовой головы Гаттамелата


^ Рис. 42 - Линейно-конструктивний рисунок гипсовой головы Гаттамелата. Учебный рисунок


Рис. 43 - Учебный рисунок гипсовой головы Гаттамелата


Рис. 44 - Учебный рисунок гипсовой головы Гаттамелата





Рис. 45 - Конструктивно - структурное изображение гипсовых голов



Рис. 46 - Последовательность выполнения рисунка гипсовой головы:

А)

Б)

В)


Рис. 47 - Последовательность выполнения рисунка гипсовой головы:

А) линейно-конструктивное построение рисунка;

Б) конструктивно-структурное построение (детализация рисунка);

В) тональная моделировка рисунка (завершающий этап)



Рис. 48 - Учебный рисунок гипсовой головы Зевса

Список литературы :

1. Барчаи Ене. Анатомия человека. Изд.: - Эксмо.2007.

2. Гофрид Баммес. Художественная пластическая анатомия человека. - Дрезден, 1988.

3. О.Г. Максимов. Рисунок в профессии архитектора -М.: Стройиздат, 1999.

4. С.В.Тихонов. Рисунок: Учебное пособие для вузов. -М.: Стройиздат. 1995.

5. Н.Н. Ростовцев. Рисование головы человека: Учебное пособие. -М.: Изобразительное искусство, 1989.

6. Н.Г. Ли. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.:
Изд.-во Эксмо, 2006

7. Л.М. Писаревский. Лепка головы человека. Изд-во: -М.: Академия Художеств СССР, 1962 г.

8. Н.Н. Ростовцев. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие.- М.: Изобразительное искусство, 1983.

9. Н.Н. Анисимов. Основы рисования: Учебное пособие для вузов. - М.: Стройиздат, 1974.

10. Г.В. Беда. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 21.09 «Черчение, рисование и труд».-2-е изд. Перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1981.

^ УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

Конструктивно – пластичное построение Головы человека. Методические указания по самостоятельной работе и выполнению практического задания по курсу «Рисунок. Живопись. Скульптура» (для студентов 2 курса дневной формы обучения, направление 6.060102 - «Архитектура»)

Ответственный за выпуск: доцент Г. Л. Коптева

Редактор: З. И. Зайцева

Верстка: Ю.П. Степась

План 2009, поз.71 М

Подп. к печати 12.10.2009 Формат 60х84/1/16 Бумага офисная

Печать на ризографе Усл.печ.л. 2,8 Учёт.изд. л 3,4

Тираж 50 экз. Заказ. № .

Центр новых информационных технологий ХНАГХ

Сектор оперативной полиграфии ЦНИТ ХНАГХ

61002, Харьков, ул. Революции, 12

В этом уроке рисунка я подготовил материал так, чтобы были видны ключевые принципы рисования головы человека. Чтобы научиться рисовать портрет, нужно понять форму головы, а это возможно при помощи упрощения и обобщения излишних подробностей. Для этой цели я использовал схематичное изображение головы с названием «обрубовка», академический рисунок черепа, поэтапный рисунок головы человека и дополнительные схематичные рисунки, позволяющие понять особенности анатомического строения.

1. Объемность формы. Упрощение и обобщение.

На начальном этапе обучения рисованию люди чаще всего видят контуры объекта вместо его объема. Именно так начинающие и рисуют портрет: срисовывают контуры глаз, носа… А ведь голова человека, глаза, нос, губы — все они имеют объем, это не просто контуры. Кроме того, у них достаточно сложная форма. Поэтому в начале обучения нужно уметь обобщать второстепенное и осознавать объем каждой формы.

Вначале, попробуем нарисовать лицо человека с выступающими вперед носом и лбом, представленными в виде прямоугольных геометрических фигур.

2. Череп — основа формы головы.

Далее нужно усвоить один важный урок. Все основные изгибы и контуры лица образуются от выпуклостей и изгибов черепа. Ведь именно череп является той основой, на которой строится форма головы в портрете. Попробуйте проследить эту взаимосвязь, сопоставляя форму черепа с рисунком головы. Это очень важный момент в обучении.

Поскольку череп имеет сложную форму, то понять сразу эту взаимосвязь будет непросто. Поэтому сначала мы нарисуем череп обобщенно.

Череп состоит из двух основных отделов: мозгового и лицевого.

К тому же форму черепа можно условно представить в виде куба. Череп имеет фронтальную сторону, две боковые, затылочную и, так называемый, свод черепа или крышу.

После условных, обобщенных рисунков привожу в качестве примера учебный академический рисунок черепа. При множестве деталей, в нем можно увидеть фронтальную, затылочную, боковые стороны и свод. Также видно как детали группируются в два основных отдела — мозговой и лицевой.

Еще следует отметить, что самая широкая часть черепа находится ближе к затылку. Ее хорошо видно на рисунке ниже.

Для тех, кто учится рисовать портрет, могут пригодиться следующие анатомические названия различных частей черепа:

  • надбровные дуги;
  • лобная кость;
  • теменная кость;
  • затылочная кость;
  • височная кость;
  • скуловой отросток;
  • скуловая кость;
  • верхнечелюстная кость;
  • нижнечелюстная кость;
  • носовая кость;
  • глазница или глазная впадина.

3. «Орубовка» — ключ к пониманию формы головы человека.

Кроме черепа, на форму головы и лица влияют мышцы, хрящи, жировые отложения и т. п. Чтобы не запутаться в деталях, разобраться в анатомическом строении поможет обрубовка. Обрубовка представляет собой условное изображение головы человека, состоящее из граней. При помощи таких плоскостей формируется объем всей головы. Благодаря этим граням хорошо видны основные изгибы черепа и основные мышечные группы лица. В любом портрете, у любого человека форма головы строится на основе этих граней обрубовки. Конечно у каждого человека свои особенности лица, свои пропорции, но ключевые точки в построении головы соответствуют обрубовке. Поэтому в рисовании портрета художник всегда держит в памяти эти ключевые грани.

Попробуйте проследить основные плоскости обрубовки в рисунке черепа и в тональном рисунке головы, выполненном карандашом.

4. Формирование объема посредством светотени на фронтальной, боковой и верхней сторонах головы.

Чтобы рисунок головы был объемным, его нужно проработать штриховкой. Штриховка создает нужный тон. Посредством изменения тона (светлее-темнее) мы видим объем и форму. По закону светотени свет распределяется на поверхности формы в следующей последовательности: блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падющая тень. Если рисовать шар или подобные простые геометрические фигуры, то все намного проще. Но как показать светотень в тональном рисунке головы человека? В портрете светотень также прокладывается штриховкой как и в рисунке шара. Но с той разницей, что художник должен проследить свет и тень на каждом отдельном фрагменте лица в частности и на всей голове в целом. Т. е. нужно показать свет, полутень, тень — на носу, на лбу, на глазных впадинах, на губах, подбородке и т. д. Но кроме этого, свет и тень нужно показать на всей голове в целом, то есть на ее основных крупных гранях или сторонах. Например, одна сторона головы может быть темнее другой. Это важный момент при создании объема головы в портрете.

Для лучшего понимания данной темы я привожу в качестве примера наглядные схемы и рисунки гипсовой обрубовки, черепа и головы человека. В них вы можете отчетливо увидеть фронтальную, боковую и верхнюю грани головы. Схемы и рисунки карандашом составлены таким образом, что с помощью них можно поэтапно проследить основные грани головы, что поможет начинающим художникам увидеть светотень на поверхности головы в целом.

5. Мозговой и лицевой отделы головы.

Выше я уже приводил схематичный рисунок в котором были видны мозговой и лицевой отделы черепа. Но, как на практике увидеть эти области в рисовании портрета? В этом может помочь ряд рисунков и схем ниже. Здесь вы можете проследить границу между лицевой и мозговой частями головы в привычном рисунке карандашом, гипсовой обрубовке и учебном рисунке черепа.

6. Поэтапный тональный рисунок карандашом.

После изучения основных анатомических особенностей строения головы, можно приступить к поэтапному рисунку карандашом. Здесь нужно усвоить такую последовательность. Сначала мы рисуем обобщенно. Потом усложняем рисунок, добавляя подробности.

а) Поскольку форма головы напоминает форму яйца, то в начале рисуем линией соответствующую фигуру.

б) После этого выполняем построение рисунка головы. Рисуем ось симметрии, которая будет проходить по середине головы. Это очень важно так как ось позволит сравнивать левую и правую стороны, что поможет избежать ошибок и неровностей. Далее, намечаем уровни на которых располагаются брови, глаза, нос, губы. Намечаем их с помощью легких линий. О том, как определить эти уровни я писал в уроке

в) На следующем этапе можно наметить глазные впадины, глаза, нос, губы, а также скуловую кость, лобные доли, основные мышечные группы и складки на лице.

г) Уточняем детали.

д) Облегчаю ластиком черноту вспомогательных линий, которые будут стерты в итоге, однако, нужны в начале построения головы.

е) Начинаем тональный рисунок. Вводим штриховку. Обозначаем тени и свет. «Лепим» форму головы тоном. Я не стал фиксировать промежуточные стадии штриховки, поэтому опубликовываю сразу заключительный этап рисунка.

7. Различная манера и техника исполнения рисунка.

В конце этого урока хочу добавить, что манера и техника исполнения рисунка может быть разной. Рисунок может быть линейный и тоновой. Можно рисовать линией, а можно рисовать с помощью пятна. Можно вести работу в свободной манере наброска, допуская неточности. А можно выполнить точный академический рисунок. Можно рисовать подробно, а можно обобщенно.

Но при всем многообразии подходов, в рисунке должна быть видна грамота. Принципы построения головы сохраняются — будь то на бумаге или в сознании художника. Профессиональный художник, имеющий опыт работы, может и не рисовать вспомогательные линии построения. Он может вести работу в другой последовательности. Однако, какой бы ни была техника исполнения, в его рисунке будет видно понимание основ пластической анатомии. Поэтому если Вы хотите научиться рисовать портрет, нужно понимать суть, а не просто поэтапно копировать натуру или картинку. Когда начинающий художник обретает такое понимание и начинает видеть натуру анализируя, а не просто копируя, то он будет значительно более успешен в обучении. Надеюсь рисунки и схемы из этого урока помогут начинающим в этом.

С четвёртого года обучения по учебной программе изостудии «Живопись» начинается рисунок гипсовых частей лица (глаз, нос, губы, ухо).

При построении изображения гипсовой головы обучающиеся должны хорошо усвоить закономерности строения формы человеческой головы.

Учебный рисунок античной гипсовой головы "Аполлон" - 7 этапов.

На первом этапе работа начинается с размещения изображения головы на листе бумаги.

На натуру надо посмотреть со всех сторон, чтобы правильно понять общий характер формы. На композицию рисунка влияют освещение и наклон головы натуры. Рисующий должен красиво и выразительно заполнить плоскость листа бумаги.

На втором этапе работы необходимо определить характер формы головы, её пропоции и наклон, а также не забыть о перспективе и точно установить горизонт, направление уходящих в глубину поверхностей. Форма головы - это шарообразная черепная коробка, состоящая из шести основных костей: лобная, две теменные, две височные, затылочная. Все эти кости соеденены между собой швами и состовляют единую форму. Лицевая часть головы делится на три равные части:

  • от линии покрова волос до надбровных дуг;
  • от надбровных дуг до основания корня носа;
  • от основания корня носа до основания подбородка.

Расстояние между глазами равно ширине глаза. Высота уха равна длине носа.

Четвёртый этап работы - пластическая моделировка формы. Правильно наметив конструктивную основу изображения головы, переходим к выявлению объёма средствами светотени. На этом этапе важно проследить взаимосвязь конструции со светотенью и правильно понять её объём «большую форму» (изображение формы без деталей).

При работе над длительным рисунком точка зрения должна оставаться неизменной.

Шестой этап работы - тональная проработка формы и передача материальности.

Обучающиеся окончательно отделывают рисунок каждой детали и следят за плавностью переходов тональных отношений (рефлексов, бликов, полутонов). На этом этапе демонстрируются образцы великих мастеров (репродукции).

На седьмом этапе подводятся итоги проделанной работы. Проверяется общее состояние рисунка, подчиняются детали целому. Обобщение начинается с проверки и уточнения пропорций головы, затем тональные отношения (определяется самое тёмное и самое светлое место в натуре). Детали дальнего плана должны быть менее проработаны, чем детали первого плана. Рефлексы всегда должны быть темнее света.

Последовательность выполнения рисунка приучает обучающихся к осмысленному построению изображения на плоскости листа. Деление процесса работы на этапы условно.

Рисунки, выполненные обучающимися изостудии "Живопиь"


Итак обязательное условие рисования - последовательный плановый ход работы над рисунком. Совершенно неправильно работать по частям, рисуя сначала, например, потом и т. д., или «перескакивать» с детали на деталь. В результате такого метода целостного изображения не будет.

Цельность видения модели и цельность изображения ее - одна из основных задач рисунка и эту задачу надо ставить на всех стадиях работы, начиная с первого наброска.

Поэтому сначала необходимо, не обращая внимания на детали, сконцентрировать внимание на большой форме головы и выяснить ее характерные особенности.

Таким образом, в этой стадии идет уточнение общей формы головы и намечаются основные детали, но обязательно в отношении к целому и друг к другу. Следовательно, смотреть нужно на весь объем в целом и, намечая одну деталь «держать в глазу» и остальные, особенно парные, симметричные. Весь объем в этой стадии намечается несколькими основными поверхностями.

Третья стадия (рис. 3). Продолжается дальнейший, более углубленный анализ формы. Точнее строится форма мозгового черепа, разграничиваются его основные поверхности. Тоже делается и с остальными частями головы: скуловыми дугами, глазничными впадинами и т. д.

Не следует какую-либо деталь прорисовывать тщательнее, чем другие. Рисунок на любой стадии должен быть одинаково проработан во всех частях. Если у черепа намечены лишь основные поверхности, образующие форму, то и нос на этом этапе должен быть уточнен лишь в отношении общих размеров и главных поверхностей; пусть форма его будет пока несколько геометрична, но она уже должна носить индивидуальный характер.

Теперь своевременно определить высоту горбинки и ширину носа у основания и кончика, величину крыльев. У губ также намечаются основные направления поверхностей (в том числе толщина); что касается глаза, то теперь более точно строится форма глазничной впадины, намечается толщина и положение век. У нижней челюсти определяются и строятся основные повороты формы... Главное внимание должно быть обращено на построение края челюсти с его углами и подбородочным возвышением.

Строя объем, целесообразно расчленить его поверхность на основные направления, близкие к плоскостям. Это хорошо помогает познанию конструктивной формы. Уяснив направление этих поверхностей, легче будет определить, какая из них темнее, какая светлее, какая больше повернута к источнику света, какая меньше.

Этим надо руководствоваться и при прокладке светотени - не просто копировать усветления и утемнения, наблюдаемые в натуре, а сообразовываться с направлением поверхности каждого участка объема; только в этом случае процесс лепки формы средствами светотени будет сознательным.