План конспект по горе от ума. Замысел комедии «Горе от ума. Знакомство с героями произведения

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Конспект урока по литературе в 9 классе на тему Тема: КОМЕДИЯ «ГОРЕ ОТ УМА» В ОЦЕНКЕ КРИТИКИ Цели: 1) сравнить отношение критиков к комедии в целом и к образу главного героя; -определить, в каких вопросах критики и писатели сходятся в своих оценках, а в каких их взгляды расходятся 2) развивать навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции; развитие умения самостоятельно приобретать новые знания; 3)воспитывать чувство любви и интерес к родной литературе, гордость за неё; 4)развивать эстетическое восприятие художественного произведения. Оборудование: портрет Грибоедова, иллюстрации, компьютерная презентация Эпиграф урока: Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами. (А.С.Пушкин) 1.Оргмомент. 1. Приветствие. Организационный момент. Ход урока. - Сложно ли было работать на уроках по творчеству Грибоедова? -Что нового вы узнали о своих способностях (выступать перед классом, читать монологи, работать с дополнительной литературой)? -К каким выводам вы пришли, прочитав комедию, поработав над ней? Что ценного в них вы нашли для себя? - Давайте дадим свою оценку прочитанному? Что понравилось особенно? Узнали ли вы в героях комедии наших современников? В чем? 1

2 Слово учителя «Горе от ума» было первым произведением с такой точной и быстрой реакцией на текущие события. Это нам сейчас надо расшифровывать, комментировать слова Грибоедова современники читали между строк. Характер Чацкого был им близок, его негодование понятно. Как и Чацкий, они «чаяли» перемен, мечтали о них, готовы были бороться и тогда слово, проповедь становились их оружием.. Важно было нарушить молчание, пробудить общественное мнение, и они не пропускали случая высказаться. Накопилось множество споров, неоднозначных мнений об этой комедии, и еще больше о ее главном герое. Комедией восхищались, восторгались, ее хвалили, переписывали от руки И с не меньшей энергией бранили и ругали. А более всего спорили о Чацком, что вполне понятно: он главный герой. Непонятно было другое: умен ли он? Или, говоря иначе, от ума ли горе? Комедия Грибоедова вызвала самые разноречивые толки у современников и породила полемику в литературных кругах Сам А.С.Грибоедова так сказал о своей комедии «Горе от ума» в письме к С.Н.Бегичеву: «Представь себе, что я с лишком восемьдесят стихов, или, лучше сказать, рифм переменил, теперь гладко, как стекло. Кроме того, на дороге мне пришло в голову приделать новую развязку; я её вставил между сценою Чацкого, когда он увидел свою негодяйку со свечою под лестницею и перед тем, как ему обличить её; живая, быстрая вещь, стихи искрами посыпались»(слайд) Мини-исследования, проведенные учащимися (индивидуальная работа) 1) «Пушкин о комедии Грибоедова «Горе от ума» (Медведева Дина) 2) В. К. Кюхельбекер Из «Дневника» (Шеховцова Ольга) 3) Вяземский о «Горе от ума» (ШеховцовАандрей) 4) Н.В.Гоголь о «Горе от ума» (Рудь Илья) 5) А.И.Герцен о комедии (Григорян Эвелина) 6) А.Григорьев о «Горе от ума (Медведева Юлия) Учитель: Мнения и отзывы о комедии Грибоедова "Горе от ума" многочисленны и часто противоречивы, даже если их высказывает одно лицо. Как вы думаете, почему нам важно знать это? (Это помогает сформулировать свою точку зрения и критически на нее посмотреть) 2

3 Учитель: Самой объективной, полной, всесторонней критической статьёй на комедию считается статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний». Какие основные вопросы он затронул? (на доску вывешиваем таблички, получается план) 1. Судьба комедии. 2. Её сценическая судьба. 3. Комедия нравов. 4. Образ Чацкого. 5. Взаимоотношения Чацкого и Софьи. 6. Комедия московского света. 7. «Мильон терзаний». 8. Софья Молчалин. 9. Драма Софьи. 10. Крушение надежд Фамусова. 11. Онегин Печорин Чацкий. 12. Кто Чацкий победитель, жертва? Работа в группах. Образ Чацкого. Свои ответы учащиеся подкрепляют цитатами из текста комедии и статьи. 1. «Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов Чацкий не только умнее всех прочих, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием». Это доказывают его монологи. 3. «У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остёр». Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме». Чацкий готовился серьёзно к деятельности. Он «славно пишет, переводит», говорит о нём Фамусов, и все твердят о его высоком уме. Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, принимался, как видно, за труд, был в сношениях с министром и разошёлся не трудно догадаться почему. «Служить бы рад, - прислуживаться тошно!...» О «тоскующей лени, о праздной скуке и помину нет, а ещё менее о «страсти нежной» как о науке и занятии. Он любит серьёзно, видя в Софье будущую жену». 3

4 - Особые нападки со стороны критики были на Софью. А что же Гончаров? Образ Софьи. Нам. Думается, чт о Гончаров во многом оправдывает её. Мы попытаемся доказать это. «В чувстве её (Софьи) к Молчалину есть много искренности, сильно напоминающей Татьяну Пушкина Но Татьяна деревенская девушка, а Софья Павловна московская, по-тогдашнему, развитая. Между тем она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой Софья удивляется хохоту горничной при рассказе, как она с Молчалиным проводит всю ночь: «Ни слова вольного! - итак вся ночь проходит!» Вглядываясь глубже в характер и в обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не «бог», конечно) «свели её» с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на неё глаз, - возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права Ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нём вечного раба. Не её вина, что из этого выходил будущий «муж мальчик, муж слуга идеал московских мужей!» вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте недаром любил её и Чацкий Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достаётся свой «мильон терзаний». «Это - смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота всё это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты её круга. В собственной, личной её физиономии прячется в тени что-то своё, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию». Что Чацкий жертва, понятно, но почему победитель? Учащиеся пытаются ответить на этот самый сложный вопрос. Помочь им может цитата из статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний». «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. 4

5 Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и при том победитель, но передовой воин, застрельщик и всегда жертва. Конечно, Павла Афанасьевича Фамусова он не образумил, не отрезвил и не исправил Все слова Чацкого разнесутся, повторятся всюду и произведут свою бурю. Молчалин не может оставаться прежним Молчалиным Горичевы, Загорецкий, княжны все попали под град его выстрелов, и эти выстрелы не останутся бесследны. В этом до сих пор согласном хоре иные голоса, ещё смелые вчера, смолкнут или раздадутся другие и за и против» Цитаты из статьи И.А.Гончарова о значении комедии. 1. «Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо через гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и всё живёт своею нетленною жизнью, переживёт и ещё много эпох и всё не утратит своей жизненности» 2. «Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем больше всего комедия, какая едва ли найдётся в других литературах. Как картина, она, без сомнения, громадна». Учитель: Полемика вокруг «Горя от ума» показала значение комедии в современной общественной борьбе и наметила дальнейшее развитие литературы по пути реализма. Учитель: Злободневный смысл критики Грибоедова сейчас, конечно, не ощущается с такой остротой, с какой он ощущался его современниками. Но в свое время комедия прозвучала, помимо всего прочего, именно злободневно. - А злободневна ли она сегодня? В чем? Учитель: Более двухсот лет прошло с тех пор, как Грибоедов написал свое гениальное произведение. А Фамусовы - в ложах, Скалозубам досталось в генералы, Софьи с Лизами радуют взоры в рядах общественного движения, Молчалины блаженствуют в министерствах и комитетах. А судьи кто? Нет пьесы живее и современнее, чем "Горе от ума". Так было, так есть, так будет. Истинно великое произведение, каким является "Горе от ума", сопротивляется переоценкам. Для нас важно, что "Горе от ума" - это 5

6 не "черно-белая" сатира на общественный строй. Писателя занимали не "строй", не "система", а социальная психология. А она вовсе не "чернобелая". Вслушайтесь: Фамусов и Чацкий зачастую говорят об одном и том же. "А все Кузнецкий мост, и вечные французы!" - ворчит Фамусов. И Чацкий озабочен тем, "чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев". Оба они безусловные патриоты, оба до глубины души русские люди, многое их разделяет, но многое и роднит, в том-то и трагизм этой комедии, оттого-то и "мильон терзаний". А "строй", "система" - что ж, они могут меняться, но Фамусов, Репетилов, Молчалин, Скалозуб - вечны. И Чацкий вечен. Миллионы людей смеются и негодуют вместе с Грибоедовым. Гнев сатирика-обличителя близок и понятен русскому народу, потому что и ныне он воодушевляет на борьбу против всего косного, ничтожного и подлого, за все передовое, великое и благородное. Борьба нового со старым есть закон нашей русской жизни. Домашнее задание: Эссе «Читая «Горе от ума,» 6

7 Вхожу в мир прошлого я званой гостьей. И оживает тут же образ твой, Понять твой дух всегда и всем непросто, Откройся же сегодня предо мной. Ты был послом, поэтом, музыкантом И гражданином Родины своей. Ты одарен великим был талантом: Понять и примирить людей. Тебе бы жить сейчас и возродить Россию, Поднять из пепла, мглы и толкотни. Ведь сколько бы веков ни пролетело, Проблемы у людей всегда одни. И все же кучка дикарей сумела По варварски твой путь прервать. Обманом, ложью попытались На жизнь твою так подло посягать. Наверно, мало было им той крови, Что проливал в те времена Кавказ, Увы, мы ни на грош не поумнели И продолжаем зверствовать сейчас. Н.Суслова 7


Сочинение на тему горе от ума жизненные идеалы фамусовского общества Чацкий и фамусовское общество (по комедии Грибоедова Горе от ума). Денис Поваров добавил сочинение, 29 апреля 2014, 18:22, 158 просм.

Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонкий политик и дипломат. Грибоедов погиб в 34 года мучительной

Ума» Урок литературы в 9 классе. ТЕМА урока: «Внутренняя свобода и несвобода человека» по произведениям Л.Н.Толстого «После бала» и А.С.Грибоедова «Горе от ЦЕЛЬ: На основе сопоставительного анализа героев

Вервейко Антонина Леонидовна Муниципальное общеобразовательное учреждение Янгелская средняя общеобразовательная школа им. Филатова Александра Кузьмича Агаповского района Челябинской области МЕТОДИЧЕСКАЯ

Урок по комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова Класс: 9 Учитель: Шепелева А. Б. Оборудование: ручки, текст комедии, презентация, раздаточный материал Тема: Чацкий: победитель или побежденный? (Урок-исследование

21 окт 2013. Download this file (gore3,4.doc) gore3,4.doc, 49 Kb. Download this file (Стихосложение.doc). И.А. Гончаров «Мильон терзаний» (есть в кабинете... несоответствие внешнего и внутреннего, формы

Мини сочинение на тему образ хлестакова в комедии ревизор Иван Александрович Хлестаков - чиновник из Петербурга, молодой человек, героев, хочется читать и перечитывать эту комедию, и от души смеяться над

Аннотация к рабочей программе по литературе в 6-9 классах Рабочая программа по литературе для 6-9 классов составлена в соответствии с: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29

ПРИЛОЖЕНИЕ к образовательной программе Учитель: Гайсина Н.М. Тематическое планирование по литературе в 9 классе. 1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5-11 классы./

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия 40 им. Ю. А. Гагарина План-конспект урока по литературе в 9-ом классе на тему: «Бал в доме Фамусова» как эпизод кульминация в комедии А.С.

Сочинение на тему есть ли сатира в романе обломов Обобщение знаний учащихся по роману И.Гончарова Обломов. Закрепление умений и Домашнее задание. I. Сочинение на тему по выбору: Это ядовитое слово обломовщина,

Лукоянова Татьяна Павловна, учитель русского языка и литературы МБОУ Новосельская СОШ Вачского района Нижегородской области. Реализация принципа дифференцированного подхода в обучении на уроках литературы

Тема: «О времена! О нравы!» (по «Повестям Белкина» А.С.Пушкина) Проект по литературе для учащихся 6 класса

«Онегин, добрый мой приятель» (урок по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин») (слайд 1) Цель: Познакомить учащихся с первой главой романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Выделить главные образы первой главы;

Сочинение на тему в чем идейный смысл финала евгений онегин Евгений Онегин Пушкин в кратком изложении: краткое и полное содержание, сочинения, аудиокниги. Образ Татьяны в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ в 2019 году 1. «Слово о полку Игореве»: сюжет и композиция произведения.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГБОУ ГИМНАЗИЯ 1512 Согласовано.. Зав.кафедрой./Зандман Р.И./ ЛИТЕРАТУРА. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

Сочинение на тему для чего в комедии нужен образ репетилова И в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека), и этот Сочинение на тему: Образ Молчалина в комедии А. Грибоедова Горе от ума

Сочинение на тему мое мнение о романе евгений онегин Сочинение на тему Онегин как герой нашего времени Евгений Онегин первый русский реалистический роман и единственный в русской литературе роман в Это

Евгений Онегин герой романа А. С. Пушкина Евгений Онегин... Сколько раз я слышала эти слова, еще до того, как прочитала роман. В повседневной жизни это имя стало уже почти именем нарицательным. С самого

Стр. 3 из 12 Первый экземпляр КОПИЯ Содержание 1. Общие положения...4 1.1. Форма проведения вступительного испытания...4 1.2. Цель проведения вступительного испытания...4 1.3. Процедура проведения вступительного

Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2009.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большеусинская средняя общеобразовательная школа» Рабочая программа по литературе 9 класс Учитель Балабанова Е.И. Высшая квалификационная категория 2017г.

// Софья и Чацкий - родственные души или непримиримые враги? Велите ж мне в огонь: пойду как на обед. Да, хорошо сгорите, если ж нет? А. С. Грибоедов А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как ав тор

Мастер - класс 1.Вступительное слово В современном мире тексты окружают нас везде: художественная литература, статья в газете или журнале, доклад или реферат, информация на радио и телевидении, заявление

Технологическая карта урока литературы «Повесть А. С. Пушкина «Барышня - крестьянка» Лейкина Л.С., учитель литературы и русского языка первой квалификационной категории, МБОУ СОШ 26 Предмет, класс Учитель

Сочинение на тему чем мне понравилась комедия недоросль Сочинение Фонвизин Д.И. - Недоросль Тема: - Идеи русского просвещения в комедии Недоросль Комедия Недоросль вобрала в себя. Я прочитала комедию Фонвизина

Роль читательского дневника в развитии читательской активности Учитель начальных классов Елсуфьева Е.В. «Книга-это духовное завещание одного поколения другому. Вся жизнь человечества последовательно оседала

Сочинение грушницкий и его роль в романе Сочинения по русской литературе Юнкер Грушницкий вторая контрастная фигура, поставленная Цель его жизни сделаться героем романа. Возможно, это предчувствие и сыграло

Глубокая, всепоглощающая любовь к нашей литературе была основной чертой всей жизни Юрия Тынянова. Лишь поняв и объяснив ее, можно понять и объяснить жизнь самого писателя. И наука его, которой он не переставал

Название реферата: Герои одного времени: Чацкий и Чичиков Вы можете скачать реферат Герои одного времени: Чацкий и Чичиков со следующих. 557146257756 сочинение: герои одного времени: чацкий и чичиков.

«Тоска по родине. Повесть. Сочинение М. Н. Загоскина» произведение известнейшего литературного критика Виссариона Белинского. В своих работах автор высказывает новаторские взгляды на цель и функции художественного

Сочинение на тему проблема одиночества в романе булгакова мастер и маргарита Сочинение Проблема творчества и судьбы художника по произведению: Мастер и на себе давление советской цензуры, травлю в печати,

Урок факультатив в 11 классе (На основе программы по зарубежной литературе для образовательных учреждений гуманитарного профиля (5-11 классы) Н.П. Михальской) Становления молодого человека, его сложного

Технологическая карта урока «Помощник» М.Пляцковский (Школа России) Учебный предмет Литературное чтение Класс 1 Тип урока Урок изучения нового материала Цели урока Познакомить обучающихся с авторской сказкой

Рабочая программа «Литературное творчество» В соответствии с поручением по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года, ПР-2346,

Сочинение рассуждение евгений онегин энциклопедия русской жизни Сочинение на тему чем интересен роман евгений онегин эпоха в романе Евгений Онегин как энциклопедия русской жизни. сочинения на анализ и

План урока. Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным текстом. Задачи: показать детям, что тема, затронутая автором,

Как прокомментировать проблему? Готовимся к ЕГЭ Презентация выполнена учителем русского языка и литературы Васьковой Ольгой Валерьевной Определение Комментарий рассуждения, пояснительные замечания по поводу

Государственное бюджетное учреждение средняя образовательная школа 541 Курортного района г. Санкт-Петербурга План-конспект урока по литературному чтению в 4 «б» классе Тема: «Они защищали Родину» Учитель:

Автор творческой работы: Вероника Свинарова, ученица 6.а класса Даугавпилсской средней школы 9 Учитель-консультант: Барановская Анжелика Павловна Моё прикосновение к таланту. Мне раньше казалось, что знаменитые

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Билет 1 1. Ответьте на вопрос: «В чём состоит актуальность «Слова о полку Игоре» в наши

Урок по русскому языку в 9 л5 классе Лукьянова Е.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 26» Тема: Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Тип урока: закрепление изученного.

Сочинение на тему в чем особенности конфликта в комедии ревизор Социальное и личностное в конфликте комедии А. С. Грибоедова Горе от ума Сочинение на тему Горе от ума: актуальность и по сей день. План

Любовь, творчество и молитва Татьяны Щегловой В центральной городской библиотеке им. С. Есенина 8 октября прошла презентация новой книги «Лики любви». Татьяна Щеглова липецкая писательница, её роман «Без

Сочинение по комедии недоросль на тему жизнь стародума Конфликт комедии Недоросль. 2. Комедия Недоросль Д. И. Фонвизина Классицисты стремились к правдивому изображению жизни, говорили об На стороне передового

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2» г. о. Рошаль Московской области Урок литературы в 8 классе по теме: «Василий Теркин защитник родной страны.

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Как написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?»

Павлова Наталья Никифоровна Урок литературы в 9 классе по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Тема: Две встречи и два письма Онегина и Татьяны. «Не такова Татьяна: это тип твердый, стоящий твердо на

Сочинение на тему мой любимый поэт 20 века марина цветаева Тема поэта и поэзии в творчестве М. Цветаевой, сочинение, школьное Лучшее сочинение Мои любимые страницы поэзии серебряного века. Мои любимые

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКИЙ МЕХАНИКО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ «Соня Мармеладова воплощение нравственности» Методическая

«Утверждено» Решением Методического объединения 31.08.2011 Этап обучения Предмет Название 9 параллель литература литература Поурочно-тематический план: Период урока Тема урока Контроль Домашнее задание

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вознесеновская средняя общеобразовательная школа» Литературно поэтический час Посвященный 200-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова.

Что ценит в людях толстой в романе война и мир сочинение Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой считается Именно таким видом произведения считается Война и мир, известное во всем мире. ценить

Комедия, написанная Александром Сергеевичем Грибоедовым. К сожалению, нет точных данных о времени возникновения замысла комедии. По некоторым данным, она была задумана в 1816 году, но существуют предположения, что первые мысли о комедии появились у Грибоедова еще раньше. Закончив произведение в 1824 году, автор приложил немало усилий, чтобы ее напечатать, но это ему 114 литература не удалось. Не удалось также получить разрешение для постановки «Горя от ума», но это не помешало широкой известности комедии.

Она расходилась в списках, ее читали, обсуждали, восхищались ею. «Горе от ума» стоит у истоков зарождения национальной русской литературы, открывая новую эпоху в ее истории - эпоху реализма. Автор отдает дань традициям классицизма (единство действия, места и времени, «значащие» имена, любовная интрига), но пьеса полностью отражает тогдашнюю действительность, характеры ее персонажей многогранны (достаточно вспомнить Фамусова, заигрывающего с Лизой, лебезящего перед Скалозубом, читающего наставления Софье). Комедия написана живым русским языком, острый, полемический диалог ее увлекает, заставляет почувствовать напряженность действия.

И.А. Гончаров писал в критической статье «Мильон терзаний», что в пьесе изображен длинный период русской жизни, что «в группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя , ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы». Грибоедовская комедия основана на конфликтах: любовном и общественном. Одно с другим оказывается тесно связанным, личная проблематика вытекает из общественной. Грибоедов писал в письме к одному из своих друзей: «...Девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку (не потому, что ум у нас грешных был обыкнове- нен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше других...» Главный герой пьесы, Александр Андреевич Чацкий, после трехлетнего отсутствия вернулся в Москву и сразу же, не заезжая домой, явился в дом Фамусова.

Одной из многих причин, побудивших Чацкого покинуть столицу, была одна, которая больше всего тревожила и терзала его сердце - любовь к Софье. Софья - умница, в этом Чацкий был уверен. Еще четырнадцатилетней девочкой она вместе с ним смеялась и над молодящейся тетушкой, и над преданностью батюшки Английскому клубу. Если бы в прошлом не было этого сочувствия, если бы она тогда - три 115 года назад - не разделяла, хоть и полудетски, без достаточно глубокого понимания, его мнений и мыслей, он, наверное, и не пускался бы в расспросы и воспоминания. Стараясь возобновить разговоры, прерванные три года назад, Чацкий хотел узнать, по-прежнему ли она смеется над тем, что смешно и ему, то есть хотел понять теперешний образ ее мыслей. Если она и теперь его единомышленница, то надежды были не напрасными. Но Софья недвусмысленно осудила даже самые легкие его насмешки над Москвой.

Естественно, что возникло подозрение: .„Нет ли впрямь тут жениха какого? И самое главное в мучительных поисках Чацкого заключалось в том, что критерий ума был для него единственным. Скалозуб потому и не вызвал у него больших подозрений, что умная Софья не могла полюбить такого глупца. По тем же причинам он долго не верил в ее любовь к Молчалину. Даже на минуту он не хотел допустить, что умная Софья может искренне хвалить возлюбленного за лакейскую покорность и угодливость. Грибоедов-реалист превосходно понимал, что человека складывается под воздействием условий жизни - в широком смысле этого слова - и прежде всего под влиянием непосредственного окружения: родственных связей, воспитания, бытовых обычаев, традиционных взглядов, мнений, предрассудков и т.д. Понять человека можно только тогда, когда знаешь его среду.

Поэтому автор достаточно подробно знакомит нас со средой, в которой Софья сформировалась как личность в отсутствие Чацкого. Более всего характеризует это общество Фамусов, отец Софьи. Павел Афанасьевич Фамусов - типичный московский барин начала прошлого века с характерной смесью самодурства и патриархальности. Он привык быть барином, он очень уверен в себе и любит себя. Он занимает большой служебный пост, но к службе тоже относится по-барски, не отягощает себя ею. Его политические идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося: ему хорошо живется, и он не хочет никаких перемен.

Идеал человека для Фамусова тот, кто сделал выгодную карьеру, неважно какими средствами. Раболепие и подлость для него тоже хороший путь, если он приводит к желаемому результату. Фамусов - зло не отвлеченное, а конкретное, живое. В его реальность веришь - и потому оно особенно пугает. Фамусову нравится полковник Скалозуб Сергей Сергеевич. Он сравнительно молод, но завтра непременно станет генералом; он надежный защитник старины. Скалозуб - шумный, затянутый в мундир, озабоченный военными упражнениями и танцами типичный аракчеевский офицер, тупой и бездумный, противник всякой свободной мысли и просвещения. К фамусовскому обществу принадлежит и Алексей Степанович Молчалин, более того, он прямое его порождение.

С первого же появления он кажется совершенным ничтожеством: боится произнести лишнее слово, охотно угодничает перед всеми, не смеет иметь своего мнения, своим главным талантом считает «умеренность и аккуратность». Эти свойства обеспечивают его настоящие и будущие успехи в фамусовском мире. Фамусовское общество представлено не только основными героями пьесы, но и эпизодическими. Старуха Хлестова - важная московская барыня, грубоватая, властная, привыкшая не сдерживаться в словах. Она даже в отношении Фамусова не может не показать своей властности. И в то же время она очень похожа на Фамусова: и постоянным желанием повелевать людьми, и преданностью старым, отжившим устоям и порядкам. Антон Антонович Загорецкий - необходимый спутник Фамусовых и хлестовых. Он всегда готов предложить свои услуги, при этом его сомнительные нравственные качества не смущают хозяев общества.

Хлестова говорит о нем: Лгунишка он, картежник, вор... Я от него было и двери на запор; Да мастер услужить... Говоря о Загорецком, Хлестова характеризует и себя, показывает нравственный уровень и свой, и своего круга. Того круга, которому противостоит Чацкий. Чацкий - вольнолюбив, его идеалы - идеалы Просвещения, он видит свой долг и жизненное призвание в служении Родине. Порядки, существующие в России, возмущают его, он с гневом обличает «негодяев знатных» - 117 крепостников, душащих все новое, угнетающих собственный народ. Он истинный патриот, ему непонятно существующее в высшем свете преклонение перед всем иностранным. Чацкий воплотил в себе лучшие черты прогрессивной молодежи начала XIX века, его отличает острый, живой ум. Показывая конфликты героя и окружающего его общества, автор раскрывает содержание главного конфликта эпохи: столкновение «века нынешнего и века минувшего», не желающего сдавать свои позиции.

Позиции «века минувшего» еще сильны: его представители формируют общественное мнение, мнение света, имеющего огромное значение в жизни любого. Им ничего не стоит объявить человека сумасшедшим, тем самым сделав его для себя безопасным: безумие объясняет дерзкие речи Чацкого, его «странное» поведение. Но Чацкого удерживает в доме Фамусова Софья, ее участь, ее отношение к нему. Надо было увидеть ночное свидание, собственными ушами услышать, что сплетню о сумасшествии выдумала и пустила в оборот именно Софья, чтобы понять, наконец, что она давно сделала свой выбор - выбор между ним и Молчалиным, между высокими идеалами человечности и моралью фамусовской Москвы. Может быть, она и не захочет помириться с Молчалиным, но Чацкий для нее потерян навсегда.

Теперь ей осталось вместе с батюшкой ждать со страхом, «что станет говорить княгиня Марья Алексеевна». В комедии «век минувший» побеждает, но повержен ли Чацкий? «Чацкий сломлен количеством старой силы», - пишет И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний». По выражению Гончарова, Чацкий - «провозвестник», «застрельщик» нового и потому - «всегда жертва». «Чацкий неизбежен при смене одного века другим», - приходит к выводу . В этих словах и заключается вечный, общечеловеческий смысл пьесы Грибоедова.

Борьба старого и нового будет продолжаться всегда. Автор с непревзойденной силой убедительности показал, что сила старого ущербная, слепая. Огромное количество цитат из «Горя от ума» стали поговорками, крылатыми фразами, прочно заняв место в русском языке, тем самым обеспечив комедии бессмертие, так же, как и ее автору, Александру Сергеевичу Грибоедову. «Горе от ума» - до сих пор неразгаданное и, может быть, величайшее творение всей нашей литературы...»

«Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов опубликовал в 1828 году. Грибоедов демонстрирует нам московскую жизнь и общество на заре XIX века.

Знакомство с героями произведения

Начинается действие в доме Павла Афанасьевича Фамусова, знатного московского дворянина. Его дочь, Софья, как раз беседует со своей горничной Лизой, описывая ей, как она, забывшись музыкой и приятным разговором, прекрасно провела эту ночь в обществе секретаря своего отца, Алексея Степановича Молчалина. Софья не жалеет эпитетов, описывая достоинства сего мужа, он-де и воспитан, и чувствителен, и робок, и не стесняется своего восхищения им. Лиза же, с трудом сдерживая улыбку, интересуется, а как же прежняя пассия Софьи Павловны – Александр Андреевич Чацкий? Софья говорит, что не испытывает к нему никаких чувств.

А тут появляется и сам Чацкий, бывший три года за границей, и начинает расспрашивать молодую барышню об общих знакомых, называя при этом Молчалина бессловесным и отзываясь о нем весьма нелицеприятно. В ответ на это Софья про себя называет его змеей.

Затем Чацкий ненадолго уезжает к себе и появляется в доме Фамусова уже во второй половине дня. Теперь он беседует уже с хозяином дома, интересуясь Софьей. Фамусов пугается, что Чацкий хочет стать ее женихом и проводит с ним беседу о пользе службы и о том, как надобно служить, приводя в пример своего дядю, который, будучи раболепным слугой императрицы, имел высокий чин и весьма немалые средства.

На что Чацкий говорит свое знаменитое: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», и осуждает уходящий век, характеризующийся страхом и покорностью, чем крайне пугает и возмущает Фамусова.

Здесь на сцене возникает бравый полковник Скалозуб, также имеющий немалые богатства и добившийся их отнюдь не ратными подвигами. Фамусов произносит очередной хвалебный монолог великолепному московскому дворянству, чем вызывает ответную осуждающую речь Чацкого. В ней он называет всех крепостников неумными и малодушными льстецами, и не скрывает своего к ним пренебрежения. Тут вновь появляется Софья, которая крайне напугана и обеспокоена тем, что Молчалин упал с лошади. Этим избытком эмоций она вызывает подозрения у Чацкого. Вскоре входит Молчалин, который всех успокаивает, говоря, что ничего страшного не случилось. Софья сама стесняется своего порыва, а еще и Молчалин выговаривает ей, замечая, что люди имеют злые языки, и, если станут известны ее чувства, пойдут разговоры. Чацкий тоже беседует с Молчалиным и приходит к выводу, что кто бы ни был новый возлюбленный Софьи, это никак не может быть Молчалин, так как он исключительно ничтожный и нерешительный человек, не имеющий собственной точки зрения и слепо преклоняющийся перед авторитетами.

К вечеру наши герои вновь собираются на балу в доме Фамусова. Здесь мы знакомимся с новыми лицами. Это Горичевы, давнишние друзья Чацкого, с которыми он приязненно беседует. Затем чета князей Тугоуховских с шестью дочерьми, «плут» Загорецкий, старуха Хлестова с собачкой. Все гости ведут пустые разговоры, а старуха Хлестова с симпатией выделяет среди всех молодых людей Молчалина, так как он похвалил ее собачку. Чацкий не может этого стерпеть и произносит по поводу Молчалина саркастическую речь.

Как развиваются события

Софья злится на него и решает отомстить за Молчалина. Для этого она сообщает гостям, что Чацкий явно не в своем уме. Так как Чацкий к этому моменту уже изрядно успел надоесть гостям своими пренебрежительными, вызывающими и вольнодумными речами, никто и не думает возражать, а все пускаются в жаркие обсуждения подробностей его сумасшествия, заодно осуждая и всех иных вольнодумцев, всяческих химиков и профессоров.

Чацкий, как неприкаянный, бродит в толпе несимпатичных и чуждых ему людей.

Встретив Софью, он высказывает ей очередную свою вольнодумную речь о том, что русский народ весьма силен и умен, чтобы генерировать из своих рядов выдающиеся личности и не стоит россиянам преклоняться перед ничтожными по духу иностранцами потому лишь, что те являются выходцами из Европы.

Все танцуют и никто не слышит нашего героя. Под конец бала вбегает Репетилов, еще один давний знакомец Чацкого. Он приглашает героя в общество умных и образованных людей, где ведутся серьезные и значительные разговоры. Но и в этом кружке Чацкий отказывается участвовать, называя всех друзей Репетилова и его самого пустомелями.

Репетилов пытается найти понимание у Скалозуба, однако, вместо участия в своей судьбе получает новость о сумасшествии Чацкого, которой все же сначала не верит. Сам Чацкий становится невольным свидетелем этого разговора и возмущается клеветниками, волнуясь, а дошел ли уже до Софьи слух о его сумасшествии. Он и не предполагает, что это она стала источником этой новости.

Ожидает читателей и еще один сюрприз. В коридоре Молчалин, столкнувшись со служанкой Лизой, признается ей в любви и рассказывает о том, что поддерживает отношения с барышней исключительно из карьерных соображений. Это слышат и Чацкий и Софья. Софья унижена и оскорблена, она требует, чтобы Молчалин немедленно покинул ее дом. Чацкий тоже возмущен, но коварством своей возлюбленной, о чем и сообщает ей на повышенных тонах. На шум собираются все домочадцы, и Фамусов угрожает сослать дочь к тетке, а Лизу определить на крепостную службу.

Чацкий же смеется над собственной недальновидностью, над бывшей возлюбленной и ее отцом, над всем московским дворянством, говоря, что в таком обществе не мудрено и впрямь сойти с ума.

Он гордо уезжает, произнося свою коронную фразу: «Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».

А Фамусова же больше всего волнует, что скажут обо всем этом люди и не пострадает ли его репутация.

Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы говорили о личности Александра Сергеевича Грибоедова, его необычайных талантах и выдающихся способностях, о судьбе этого человека. Апогеем литературной деятельности Г стала пьеса в стихах «Горе от ума». Сегодня мы будем знакомиться с этим произведением и его героями, прочтем 1 действие.

Для начала давайте вспомним особенности драмы как вида литературы. Проведем обратный диктант – я читаю определения терминов, связанных с драмой, а вы записываете сами термины в тетради.

  1. форма устной речи, разговор между двумя или несколькими лицами – диалог
  2. один из основных видов драмы, в котором коллизия, действие и характеры трактованы в формах смешного и проникнуты комическим – комедия
  3. пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе – ремарка
  4. высказывания действующих лиц, из кот-х склд-ся диалог в драматическом или повествовательном произведении – реплика
  5. один из видов драмы, в основе которого лежит особо напряженный, непримиримый конф-т, оканчивающийся часто гибелью героя – трагедия
  6. в литературном произведении речь действующего лица, обращенная к самому себе или другим, независимая от реплик других персонажей – монолог
  7. одна из законченных частей, на которые делится пьеса или спектакль – акт \ действие

Проверка: ученики сравнивают написанное с правильными ответами на доске.

Итак, а сейчас давайте вспомним определение драмы.

Драма – один из основных видов литературы, наряду с эпосом и лирикой, предназначенный для постановки на сцене .

Грибоедов стал создателем одной из самых величайших драм всех времен. Послушайте, как он шел к написанию своего великого произведения.

В 1818 г Г предложили уехать на дипломатическую службу в Персию, и ему пришлось принять это назначение. В авг 1818 он выехал через Москву на Кавказ, откуда должен был двигаться дальше.

В М посетил близких. Мать была довольна его службой, и не принимала всерьез литературные занятия. Тогда Г писал св другу Степану Никитичу Бегичеву: «В М все не по мне. Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему».

В 1819 г ему удалось попасть в Тифлис, где он жадно набросился на русские журналы, бывал в обществе. Ему хотелось писать, он сравнивал персидские порядки с русскими, и гов, что «там и здесь чиновники отвратительны» . Известно, что в 1820 г Г уже держал в голове замысел «Горя от ума», а 1821 годом датирован первый рукописный текст пьесы, дошедший до наших дней. Общаясь с опальными (неугодными власти) офицерами на Кавказе, Г узнает об армейской муштре, о преследовании просвещения, жестокости цензуры, все это влияет на замысел пьесы.

Весной 1824 г выехал в столицу, надеясь напечатать комедию или поставить ее в театре. Закончил пьесу он уже в М в гостинице Демута на Мойке. В июне он пишет Б: «Читал я ее Крылову, Жандру, Шаховскому… Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет».

Но надежды автора не сбылись: ни лит-ная, ни театральная цензура комедию не пропустили. Тогда друзья начали распространять ее в списках - они переписывали комедию вручную и распространяли среди близких, родственников, друзей.

Законченная в 1824 и напечатанная при жизни Г только в отрывках, пьеса долго не пропускалась цензурой на сцену. В 1829 г, уже после смерти Г на сцене ставились некоторые акты пьесы, в 1831 г, сильно исправленная цензурой, комедия была поставлена полностью. В дальнейшем и по сей день «Горе от ума» ставят в самых разных театрах, в различных интерпретациях; взгляды на пьесу меняются в соответствии со временем и ценностями, но само произведение не перестает входить в список величайших драм русской литературы.

Давайте же прикоснемся к этому величию, попробуем составить собственное мнение о пьесе и ее героях.

Нам необходимо понять, в какой исторический период происходит действие комедии. Это нетрудно определить, проанализировав ист соб-я, обсуждаемые персонажами пьесы. Итак, война с Наполеоном уже закончена, но еще свежа в памяти героев. Прусский король Фридрих-Вильгельм побывал в М. Известно, что этот визит состоялся в 1816 г. Герои обсуждают обвинение трех профессоров Педагогического института в «призвании к покушению на законную власть», их изгнание из вуза произошло в 1821г. Закончена комедия в 1824. Следовательно, время действия – первая половина 20х гг 19 века.

Обратим свое внимание на действующих лиц комедии.

Открываем афишу. Вы видите, что персонажей много, но Г мастерски поработал над каждым из них. Поэтому некоторые черты хар-ра можно прочесть уже в именах и фамилиях героев. Как называются такие имена и фамилии? (говорящие)

Итак, идем по порядку.

Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте – лат. fama – «молва» или англ. Famous – «знаменитый». Государственный служащий, занимающий довольно высокое положение.

Софья Павловна, его дочь – Софиями часто называют положительных героинь, мудрость. («Недоросль» Фонвизина)

Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме – молчалив, «враг дерзости», «на цыпочках и небогат словами», « дойдет до степеней известных – ведь нынче любят бессловесных».

Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич – часто неадекватно реагирует на слова героев, «скалозубит».

Наталья Дмитриевна, молодая дама, Платон Михайлович, муж ее, - Горичи - не первом месте женщина (!) , ПМ – друг и единомышленник Ч, но невольник, находится под давлением жены и общества – «горе».

Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерями . – опять много женщин, на самом деле плохо слышат, мотив глухоты.

Хрюмины. – фамилия говорит сама за себя – параллель со свиньями.

Репетилов . – латинское, повторяет за собеседниками.

Александр Андреевич Чацкий – изначально Чадский (в чаду, Чаадаев); неоднозначная многогранная личность, чей характер не выразишь в одном слове; сущ-ет мнение, что имя Александр Г дал, чтобы подчеркнуть некоторую схожесть с собой. Сам Г говорил, что в его пьесе «двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека», коим он считал Чацкого. Возможно, поэтому Г и поместил Ч в самый конец афиши, как намек на его «непохожесть» на других персонажей.

Переходим к 1 действию. Мы прочтем его частично, обращая внимание на моменты, которые помогут нам ближе познакомиться с основными героями комедии, выяснить, какие конфликты и мотивы пьесы намечаются в 1 действии. Вы должны помнить, что в большинстве пьес 1 действие играет роль экспозиции. Что это такое?

Экспозиция –

Итак, 1 действие комедии начинается с ремарки:

Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софии, откудова
слышно фортопияно с флейтою, которые потом умолкают. Лизанька середи комнаты спит, свесившись с кресел. (Утро, чуть день брежжится)

Уже здесь присутствует комизм. В чем? (в несоответствии звуков классической музыки со спящей, развалившись в кресле, служанкой)

На какой предмет интерьера обращает наше внимание автор? (часы)

Как вы думаете, почему гостиная не описана более подробно? (Очевидно, интерьер уточнит постановщик пьесы)

Я прочитаю для вас 1 явление пьесы, а вы обращайте внимание на крылатые выражения, которые встретятся в тексте.

Какое место в композиции пьесы занимает 1 явление? (знакомит нас обстановкой в доме Ф и некоторыми происходящими в нем событиями, предваряет первую конфликтную ситуацию)

В чем важность экспозиции в пьесе? (позволяет ввести читателя\зрителя в атмосферу, в которой происходит действие)

Учитель: Вот так начинается действие комедии. Уже здесь в действиях Лизы есть намек на мотив, который станет одним из главных в 1 действии. Что же такого сделала Л? (перевела часы --- обманула --- мотив лжи)

Что мы узнаем о взаимоотношениях некоторых героев? (У Софьи роман с Молчалиным, который она скрывает от отца)

Определено ли точное время начала действия? (нет, Лиза отвечает неопределенно: «Седьмой, осьмой, девятый…»)

Во 2 явлении появляется хозяин дома – Фамусов. Он открыто заигрывает с Л, на что та отвечает довольно смело для служанки: «Вы баловник, к лицу ль вам эти лица» и «Опомнитесь, вы старики». Про С Л лжет, что та «ночь целую читала» и только «сейчас започивала». Л старается говорить громко, чтобы предупредить С о появлении Ф, но тот не задерживается. Когда барин выходит, Л произносит фразу, ставшую крылатой: «Минуй нас пуще всех печалей \ И барский гнев, и барская любовь». В 3 явлении мы впервые видим С и М, которые появляются из дверей комнаты С. Л упрекает барышню в безрассудстве, и здесь появляется еще одно выражение, которое ушло в народ: «Счастливые часов не наблюдают» - говорит С.

Ф застает С, М и Л в гостиной. Он подозревает, что все трое, особенно С и М неслучайно оказались в одной комнате в столь ранний час, и отчитывает своего секретаря и дочь:

Фамусов

Друг. Нельзя ли для прогулок
Подальше выбрать закоулок?

Как вы думаете, почему Ф говорит такое М?

(он заботится о благочестии дочери, поэтому и просит М в такое раннее время держаться подальше от С)

А ты, сударыня, чуть из постели прыг,
С мужчиной! с молодым! - Занятье для девицы!
Всю ночь читает небылицы,
И вот плоды от этих книг!


А все Кузнецкий мост , * и вечные французы ,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!..

Кузнецкий мост - улица в центре Москвы. Во времена Грибоедова на Кузнецком мосту было множество различных магазинов, принадлежавшим
преимущественно французским купцам: книжных, кондитерских ("бисквитных
лавок"), модных нарядов и т.д.

Ф старается казаться хорошим отцом, поставить себя в пример С и указать М его место:

Фамусов

Вот попрекать мне станут,
Что без толку всегда журю.
Не плачь, я дело говорю:
Уж об твоем ли не радели
Об воспитаньи! с колыбели!
Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать.
Старушку-золото в надзор к тебе приставил:
Умна была, нрав тихий, редких правил.
Одно не к чести служит ей:
За лишних в год пятьсот рублей
Сманить себя другими допустила.
Да не в мадаме сила.
Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца.
Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем;
Однако бодр и свеж, и дожил до седин,
Свободен, вдов, себе я господин...
Монашеским известен поведеньем!..

Какие стороны личности Ф раскрываются в этом монологе? (Ф – хороший отец, заботится о воспитании дочери, старается сам стать для нее примером)

Лиза

Осмелюсь я, сударь...

Фамусов

Молчать!
Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Все умудрились не по летам.
А пуще дочери, да сами добряки.
Дались нам эти языки!
Бepeм же побродяг, * и в дом и по билетам, *
Чтоб наших дочерей всему учить, всему -
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам. *
Ты, посетитель, что? ты здесь, сударь, к чему?
Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора * и взял в секретари;
В Москву переведен через мое содейство;
И будь не я, коптел бы ты в Твери.

"Берем же побродяг" - имеются в виду учителя и гувернеты.

"И в дом, и по билетам" - учителя, не живущие "в доме", а "приходящие", в конце каждого урока получали "билеты" (особые квитанции) от родителей своих учеников. По этим билетам начислялась плата за ученье.

Асессор (коллежский асессор) - гражданский чин. Получение этого чина
давало право на личное дворянство.

Как отзывается Ф о нравах современного ему общества? (он настроен против лишнего ученья – языков и необходимых в свете мелочей)

Почему он называет век «ужасным»? (для него, может быть, слишком много суеты и забот, особенно в ученье)

Что мы узнаем о судьбе М и роли Ф в ней? (М не из богатой влиятельной семьи, даже не из Москвы, а Ф посодействовал его продвижению по службе, причем значительно --- Ф имеет влияние и может позволить себе покровительство над кем-либо)

Дальше С, пытаясь отвлечь отца, на ходу придумывает странный сон, который якобы ее и напугал и заставил прибежать в комнату, откуда она слышала голос отца. Сон, кстати, хоть и выдуман, однако предсказывает появление в доме гостя:

София

Позвольте... видите ль... сначала
Цветистый луг; и я искала
Траву
Какую-то, не вспомню наяву.
Вдруг милый человек, один из тех, кого мы
Увидим - будто век знакомы,
Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,
Но робок... Знаете, кто в бедности рожден...

С, конечно же, хочет намекнуть на М, но Ф этого не замечает, ему важнее другое:

Фамусов

Ах! матушка, не довершай удара!
Кто беден, тот тебе не пара .

Это первое, что говорит Ф во время рассказа С, он даже перебивает ее. Что же не понравилось Ф в речи дочери и почему? (Ф не понравилось, что герой сна С «в бедности рожден», а он не желает отдавать ее за бедного, пусть даже и любимого человека)

В итоге С удается без особого труда убедить отца, что она здесь случайно, М тоже, не особо раздумывая, избавляет себя от подозрений, сказав, что шел к Ф с бумагами. Ф отвлекается легко, не настаивая на правде. Обратите внимание, его заключительные слова:

Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.

О какой черте характера Ф говорит эта фраза? (о нежелании всерьез заниматься какими бы то ни было делами: он подпишет, наверное, любую бумагу, лишь бы она не доставила ему хлопот, и дальнейшая судьба дела его не интересует)

Так почему же Ф позволяет себя обмануть, ведь ситуация была довольно прозрачной?

Вспомните его заключительные слова. (он и не хочет ничего видеть, ему просто лень заниматься этими проблемами, он боится хлопот, ведь если принять все всерьез, придется идти на скандал с С, гнать М. поэтому он принимает любую хоть сколько-нибудь правдоподобную версию, и «с плеч долой» проблему. К тому же уж слишком увлечен он собой, говорит больше всех, никому не давая сказать. Такая болтливость и неспособность остновиться на одном предмете рассуждения, возможно, сами побуждают собеседников ко лжи)

В 5 явлении Л и С наедине обсуждают возможных кандидатов на руку С.

Лиза

Вот, например, полковник Скалозуб:
И золотой мешок, и метит в генералы.

Куда как мил! и весело мне страх
Выслушивать о фрунте * и рядах;
Он слова умного не выговорил сроду, -
Мне все равно, что за него, что в воду.

Как относится С к Скалозубу? (считает его недалеким, поэтому не сможет с ним жить: «Что за него, что в воду»)

Здесь вспоминают и о Ч, с которым С была дружна в детстве. Л отзывается о нем как о веселом, остроумном и, главное, влюбленном в С человеке.

Но С не воспринимает всерьез детскую дружбу, и мы понимаем, что она действительно по-настоящему влюблена в М.

София

Кого люблю я, не таков:
Молчалин, за других себя забыть готов,
Враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело
Ночь целую с кем можно так провесть!
Сидим, а на дворе давно уж побелело,
Как думаешь? чем заняты?

Бог весть,
Сударыня, мое ли это дело?

Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

Обратите внимание, С очень откровенна с Л, а ведь та всего лишь служанка. Как вы думаете, почему? (они ровесницы и, вероятно, Л уже давно в доме Фамусовых, поэтому девушки нашли общий язык, несмотря на разные социальные положения)

6 явл состоит из одной только реплики: входит слуга и объявляет: «К вам Александр Андреич Чацкий».

Слова Чацкого читает учитель, реплики Софьи и Лизы – подготовленный ученик.

Какими чувствами переполнен Чацкий? (восторг от встречи с С, он в приподнятом, даже в возбужденном настроении, поэтому многословен)

Исходя из слов Ч, как его встречает С? (довольно холодно, прикрываясь шаблонными светскими любезностями)

Что заставляет С перейти на почти враждебный тон? (замечание Ч о М)

Почему Ч пытается не придавать значения иронии и холодности С? (он восхищен ею, пытается вернуть прежний тон отношений)

Как Ч отзывается о Москве и ее нравах? (что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два)

Почему же тогда он вернулся? (из этого явления можно сделать вывод, что любовь к С – причина приезда)


Крылатые выражения:

Чуть свет уж на ногах, и я у ваших ног


Помилуйте, не вам, чему же удивляться?


Гоненье на Москву!


И дым отечества нам сладок и приятен!


Смешенье языков – французского с нижегородским


На этом заканчивается 1 действие комедии.

Со всеми ли действующими лицами комедии мы познакомились? (нет, только с несколькими)

Какие мотивы уже наметились в 1 действии? (мотив лжи и мотив глухоты как нежелания слышать правду)

Как вы думаете, какие наметившиеся конфликты станут ведущими в пьесе? (конфликт Ч с московским обществом, его образом жизни и любовный конфликт, ведь Ч влюблен в С, а она – в М)

Вывод: в 1 действии пьесы наметились некоторые основные мотивы и проблемы: мотив лжи и глухоты (Л обманывает С, С врет отцу, а тот легко поддается обману, не желая видеть правды); недовольство Ч московскими порядками, пока еще пассивное; влюбленность С в М и неопределенность его чувств к ней; желание Ч восстановить отношения с С. Наметился любовный конфликт.

02e74f10e0327ad868d138f2b4fdd6f0

Повествование начинается ранним утром, когда служанка Лиза стучит в дверь спальни Софьи Фамусовой. Софья не одна – она всю ночь провела в разговорах с секретарем ее отца Молчалиным, но она не хочет, чтобы кто-то об этом знал.

Выходя из комнаты Софьи, Молчалин сталкивается с ее отцом. Фамусова очень интересует вопрос, что делает его секретарь в этом месте в столь ранний час.

А Софья, оставшись наедине с Лизой, вспоминает о том, как быстро пролетела ночь. Лизе смешно, и она напоминает Софье о ее прежнем увлечении – Александре Андреевиче Чацком, который 3 года назад отправился путешествовать и до сих пор не возвратился. Софья говорит о том, что увлечение Чацким – это ничто иное, как детское чувство, а сейчас ей нравятся люди чувствительные, робкие, скромные и аккуратные – то есть, такие, как Молчалин.

В этот момент появляется и сам Чацкий. Он приехал в дом к Фамусовым сразу с дороги, еще не успев побывать у себя дома. Софья не слишком рада появлению Чацкого. Тем более, что тот, расспрашивая Софью о прежних знакомых, совершенно случайно не очень хорошо отзывается о Молчалине. Фамусов тоже не проявляет особой радости, видя Чацкого. Он расспрашивает его о том, где тот был и что видел, но Чацкий обещает рассказать обо всем вечером, так как сейчас ему надо поехать домой.

В следующий раз появляясь в доме у Фамусова, Чацкий расспрашивает того про его дочь. Столь явный интерес к Софье не очень нравится Фамусову – тот подозревает, что Чацкий мечтает женится на Софье. И действительно, Чацкий задает ему вопрос о том, что бы Фамусов сказал, если бы Чацкий стал женихом Софьи. Фамусов отвечает, что для начала Чацкому надо разобраться в своих делах и сделать карьеру и ставит ему в пример своего покойного дядюшку и полковника Скалозуба, который как раз появляется в доме. Вот Скалозуба Фамусов считает вполне подходящим женихом для своей дочери – он хвалит его, чем раздражает Чацкого, высказывающего свое мнение о тех льстецах и крепостниках, которые так нравятся Фамусову.

В этот момент в комнату вбегает Софья и со словами «Ах, Боже мой, упал, убился!» бежит к окну. Оказывается, это Молчалин упал с лошади. Вскоре в комнату входит и сам Молчалин и успокаивает всех присутствующих, говоря о том, что он в порядке. Чацкого такое поведение Софьи удивляет и настораживает, но он не может поверить в то, что такие люди, как Молчалин, главными характеристиками которого являются «умеренность и аккуратность», могут нравиться Софье. Чацкий в разговоре с Молчалиным выясняет, что тот не имеет ни по какому вопросу собственного мнения, так как считает, что в его возрасте и в его положении еще нельзя иметь собственное суждение.

У Фамусовых собираются гости. Одна из гостей, старуха Хлестова, хвалит Молчалина (Молчалин – единственный из молодых людей, кто обратил внимание на ее собачку). Чацкий в разговоре с Софьей не может смолчать по этому поводу. Она злится на Чацкого – ее задевает такое его отношение к Молчалину, и потому она мстит ему – говорит гостям о том, что он, скорее всего, сошел с ума. Вскоре слух разносится среди всех гостей. Узнает об этом и Чацкий, которого волнует вопрос о том, слышала ли это Софья – он даже и мысли не допускает, что это именно Софья распространила эту сплетню.

В вестибюле, где за колонной прячется Чацкий, появляется Лиза. За ней бредет Молчалин. Лиза просит его пойти к Софье, но он отвечает, что ему нравится Лиза, а за Софьей он ухаживает только потому, что служит у ее отца и хочет сделать карьеру. Эти слова слышит Софья, которая обличает Молчалина и требует, чтобы он немедленно покинул дом. Чацкий тоже уже не в силах молчать. Он высказывает Софье свое негодование. Тут же появляется Фамусов, услышавший шум. Он грозится отправить Софью «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов», а Лизу - на птичник. Чацкий, не в силах больше находится в этом доме, где действительно, слушая Фамусова и тех, кто ему нравится, можно сойти с ума, покидает его, чтобы никогда не возвращаться. А после всего случившегося Фамусова интересует только одно: что скажут по этому поводу те представители света, которых он уважает.