Перуанские рисунки наска. Геоглифы Наска в Перу: фото, описание и географические координаты загадочных линий. Основные геоглифы Наски

Взлетные полосы инопланетян свое уже отслужили. Археологи окончательно разрешили тайну пустыни Наска. Им открылась неизвестная культура древности.

Фигуры публичной риторики

Вот уже четырнадцать веков, как на этой каменистой сцене воцарилось молчание. Пустыня Наска хранит неколебимый покой.

Известность к этой захолустной окраине Перу пришла в 1947 году, когда появилась первая научная публикация, посвященная «линиям пустыни Наска». Когда же в 1968 году Эрих фон Деникен в своей книге «Воспоминания о будущем» объявил загадочные рисунки «взлетно-посадочными полосами инопланетян», эта идея прочно засела в головах многих людей. Так родился миф.

Десятилетиями ученые и дилетанты пытаются объяснить загадку этих геометрических узоров, протянувшихся на километры и занимающих площадь около 500 квадратных километров. В общих чертах история их возникновения понятна. На протяжении нескольких столетий жители Южного Перу украшали пустынные районы близ побережья таинственными знаками, прочерченными на земле. Поверхность пустыни покрыта темными камнями, но стоит убрать их в сторону, как обнажаются светлые осадочные породы, находящиеся под ними. Именно этот резкий цветовой контраст использовали древние индейцы, чтобы создавать свои рисунки - геоглифы. Темный грунт служил фоном для громадных фигур, образов животных, и прежде всего трапеций, спиралей, прямых линий.

Но для чего они здесь?

Эти знаки так велики, что, считается, понять, что они изображают, можно, лишь поднявшись в небо на самолете. Загадочные линии пустыни Наска, включенные в 1994 году в список памятников Всемирного культурного наследия, давно привлекают внимание любителей эзотерики. Для кого предназначалась эта таинственная галерея? Для богов, привыкших, пребывая на небеси, читать в душах людей и взирать на творения рук их? А может быть, это разметка допотопного космодрома, сооруженного инопланетянами в этой далекой стране? Или доисторический календарь, и лучи солнца, падая на землю в полуденный час в день какого-нибудь равноденствия, непременно освещали одну из линий на радость жрецам и их соплеменникам? Или это был настоящий учебник астрономии, где крыло какой-нибудь птицы олицетворяло ход планеты Венера? А может, это «фамильные знаки», с помощью которых тот или иной клан отмечал занятые им земли? Или, вычерчивая линии на грунте, дикарииндейцы думали не о небесном и даже не о поднебесном, а о подземном, и эти прямые, уходящие в даль пустыни, на самом деле отмечали ток подземных ручьев, секретную карту источников воды, явленную с такой дерзкой открытостью, что научные умы и теперь не могут догадаться о смысле начертанного.

Гипотез было множество, но к ним не торопились подбирать факты. Едва ли не вся история научного исследования загадочных рисунков сводилась к работе немецкого математика Марии Райхе, которая начиная с 1946 года практически в одиночку изучала их, фиксировала их размеры и координаты. Она же и защитила этот древний памятник, когда в 1955 году плато Наска было решено превратить в хлопковую плантацию, проложив систему искусственного орошения. Это погубило бы удивительную галерею под открытым небом (впрочем, часть рисунков и так была уничтожена при прокладке автомобильных дорог).

Со временем - благодаря всевозможным искателям следов «космических пришельцев» - к этой пустыне пришла мировая известность. Однако, как ни странно, комплексный научный анализ самих рисунков и истории их возникновения не проводился. Не исследовалось и как менялся климат пустыни за последние тысячелетия. Удивительно, но почти все догадки о происхождении тайных знаков, разукрасивших далекое плато, строились умозрительно. Мало кто спешил приехать в эту несусветную даль, чтобы спуститься на почву фактов. А ведь это могло бы, наверное, многое прояснить в истории так называемой культуры Наска (200 г. до н. э. -600 г. н. э.) - по признанию специалистов, «одной из самых интересных и во многом загадочных культур доколумбовой Америки».

Непонятно даже, что таит больше загадок - люди или громадные рисунки, оставленные ими. В распоряжении антропологов, изучающих древних индейцев, населявших эту область Перу, имеются лишь мумии, остатки поселений, образцы керамики и тканей. Кроме того, неподалеку от галереи под открытым небом, в местечке Кауачи, лежат руины крупного поселения с пирамидами и платформами, возведенными из кирпича-сырца (см. «З-С», 10/90). Как полагают исследователи, именно здесь находилась столица культуры Наска. Оставленные ею образцы керамики отличаются особым изяществом. Для них характерна разнообразная цветовая гамма: сосуды окрашены в красные, черные, коричневые и белые цвета. Эти расписные сосуды считались самыми красивыми во всем Древнем Перу. Их блестящие стенки покрыты изображениями отрубленных человеческих голов, демонических существ, диких кошек, хищных рыб, многоножек и птиц. Очевидно, эти росписи отражают мифические представления древних жителей страны, но историкам остается об этом только гадать. Ведь никаких письменных свидетельств не сохранилось.

Тысячи лет Наска

Тем больше поводов говорить о кропотливом исследовании, проведенном в этой пустыне в 1997 - 2006 годах специалистами самых разных научных дисциплин. Собранные факты развенчивают популярные объяснения эзотериков. Никаких космических тайн! Геоглифы Наска - это земное, слишком земное.

В 1997 году экспедиция, организованная Германским археологическим институтом при поддержке швейцарско-лихтенштейнского фонда зарубежных археологических исследований, приступила к изучению геоглифов и поселений культуры Наска в районе местечка Пальпа, в сорока километрах к северу от городка Наска. Место было выбрано не случайно, ведь здесь знаки, начертанные древними индейцами, находились в непосредственной близости от их поселений. Руководитель группы, немецкий историк Маркус Райндель, был убежден: «Если мы хотим понять геоглифы, нужно всмотреться в людей, создававших их».

Близ Пальпы археологи нашли многочисленные остатки поселений, относящиеся к различным эпохам, в том числе руины каменных домов и ухоженные гробницы, впрочем, давно разграбленные. Все это свидетельствовало о сложной иерархии, установившейся в обществе, которое принадлежало к культуре Наска. Изящная керамика и золотые цепочки с фигурками рыб и китов, найденные в захоронениях, опровергали привычное представление о крестьянском характере этой культуры. Здесь уже сложилась своя элита, аристократия. Без ее участия не были бы сооружены геоглифы.

Во время раскопок Райндель и его перуанский коллега Джони Исла постоянно встречали памятники так называемой культуры Паракас. Она датируется 800 - 200 годами до новой эры. Эта культура стала известна в 1927 году, когда перуанский археолог Хулио Тельо обнаружил на пустынном, лишенном растительности полуострове Паракас 423 мумии, прекрасно сохранившиеся в здешнем климате.

Считалось, что на территории Наска была представлена лишь поздняя фаза данной культуры. Однако это оказалось заблуждением. Во время раскопок обнаружились поселения и могильники, относящиеся ко всем фазам культуры Паракас. Более того, сходство керамики и текстильных тканей, традиции захоронений и строительства жилищ однозначно доказывают, что культура Наска является ее прямой наследницей. Таким образом, цивилизация на юге Перу возникла на много столетий раньше, чем принято было считать. Возможно, одним из ее центров и был оазис Пальпа.

Поблизости, в местечке Пернил-Альто, на берегу реки Рио-Гранде, немецкий археолог нашел памятники «раннего Паракаса» и наряду с этим керамику, «которую мы пока еще не могли отнести к какойто эпохе». По-видимому, эта керамическая традиция предшествовала культуре Паракас. Она датирована очень приблизительно - 1800 - 800 годами до новой эры (по данным радиоуглеродного анализа, 1400 - 860 годы до новой эры).

Это - самые ранние образцы обожженной керамики, обнаруженные во всем Андском регионе. Они оставлены неизвестной цивилизацией, которая существовала на юге Перу во II тысячелетии до новой эры. Именно к ней восходит искусство создания геоглифов.

«Среда заела»

В рамках этого проекта была впервые исследована история здешнего ландшафта. Это внесло ясность в происхождение «знаков пустыни Наска». Здесь, в отличие от других прибрежных районов Перу, между западным хребтом Анд и береговой линией пролегает еще одна горная цепь - Береговая Кордильера. Котловина шириной40 километров, разделяющая эту горную цепь и Анды, в эпоху плейстоцена была заполнена галечником и осадочными породами. Образовался ровный степной участок - идеальный «холст» для нанесения различных рисунков.

Несколько тысячелетий назад у подножия Анд, на плато Наска, росла трава, паслись ламы. В этом климате люди жили, как «в райском саду» (М. Райндель). Археолог обнаружил даже следы потопа поблизости. Там, где сегодня простирается пустыня, когда-то, после сильных ливней, обрушивались грязевые лавины.

Однако около 1800 года до новой эры климат стал заметно суше. Начавшаяся засуха выжгла травяную степь, и люди были вынуждены расселиться в естественных оазисах - долинах рек. Кстати, почти в одно время с этим в пустыне Наска появляются первые образцы керамики.

В дальнейшем пустыня продолжила свое наступление, подобравшись вплотную к горным хребтам. Ее восточный край сдвинулся на20 километров в сторону Анд. Людям пришлось переселиться в горные долины, лежавшие на высоте от 400 до800 метров над уровнем моря.

Когда же около 600 года новой эры климат вновь изменился и стал еще засушливее, культура Наска вообще исчезла. От нее остались лишь таинственные знаки, начертанные на земле, - знаки, которые уже некому было уничтожить. В чрезвычайно сухом климате они сохранялись тысячелетиями.

История освоения пустыни Наска лишний раз свидетельствует о том, какую грозную силу представляет собой пустыня в своем вековечном противоборстве с человеком. Достаточно некоторого изменения климата, небольшого сокращения нормы осадков, которое останется незамеченным для жителей умеренных зон, и тогда в пустыне, как подчеркивает участник экспедиции, географ Бернхард Айтель, «произойдут разительные изменения экосистемы, которые окажут огромное влияние на жизнь населяющих ее людей».

Культура Наска погибла не в результате мгновенной катастрофы, например войны, а была - подобно культуре майя (см. «З-С», 1/07) - постепенно «задушена» ввиду изменившихся экологических условий. Ее убила длительная засуха.

Счастье - это когда возвращается спондилус

Теперь же, изучив саму среду, в которой жили творцы загадочных геоглифов, исследователи могли приступить к их истолкованию.

Самые ранние линии и рисунки появились около 3800 лет назад, когда в окрестности Пальпы возникли первые поселения. Эту галерею на открытом воздухе жители Южного Перу создали среди скал. На коричнево-красных камнях они процарапывали и высекали различные геометрические узоры, изображения людей и животных, химер и мифологических существ. Археологи отыскали в этом районе тысячи наскальных рисунков размером от нескольких сантиметров до нескольких метров. Эту грандиозную выставку петроглифов начали исследовать лишь в последние десять лет. Предположительно все они созданы во II тысячелетии до новой эры, «но с достоверной точностью утверждать этого нельзя» (М. Райндель).

Не позднее 700 года до новой эры совершается важное событие. На смену петроглифам приходят рисунки, нанесенные уже не на скалах, а на земле. Счищая верхний слой галечника, неизвестные художники культуры Паракас создают на склонах речных долин «граффити» размером от 10 до30 метров - главным образом, изображения людей и животных, иногда звезд. Для того времени эти картины были грандиозны. Но это только начало. Пройдет еще немало веков, прежде чем появятся знаменитые «взлетные полосы инопланетян».

Предположительно около 200 года до новой эры в пустыне Наска происходит настоящая «революция в искусстве». Художники, прежде покрывавшие картинами лишь скалы и склоны, берутся разукрашивать самое большое «полотно», дарованное им природой, - простертое перед ними плато. «Некий творец вычерчивал контуры будущей фигуры, а его помощники удаляли камни с поверхности» - так представляет себе ход работ Маркус Райндель.

Для мастеров монументальной графики, имевших за плечами тысячелетнюю традицию, тут было где развернуться. Правда, теперь вместо фигуративных композиций они отдают предпочтение работам а-ля Мондриан: геометрическим фигурам и линиям. Те достигают гигантских размеров, но, в сущности, в них нет ничего экстравагантного, «космического». Пара прямых линий, как ни продлевай их, останется лишь парой прямых линий, и для того чтобы понять это, не нужно садиться в кабину спортивного самолета. Конечно, в пустыне Наска встречаются и громадные изображения животных (обезьяна, паук, кит), любоваться которыми лучше откуда-то с возвышения, но эти рисунки редки.

«Всюду, в том числе в археологической литературе, непременно говорится о том, что рассмотреть геоглифы можно в лучшем случае с высоты птичьего полета, - говорит участница экспедиции археолог Карстен Ламберс. - Это не так! Достаточно побывать в данной местности, чтобы убедиться, что эти знаки хорошо видны и с земли».

Примерно две трети геоглифов отчетливо различимы из любой точки окружающей местности. «Вообще же они создавались не для того, чтобы их рассматривать», - подчеркивает Райндель. Скорее, они были частью «святилища» под открытым небом. Их можно назвать «церемониальными фигурами». Археологические исследования показали, что эти линии имеют сугубо практическое (точнее уж, мистическое) назначение.

По углам и оконечностям рисунков высились сооружения из камня, глины и кирпича-сырца (всего исследователи насчитали около сотни подобных руин). В них обнаружены остатки текстильных тканей, растений, раков, морских свинок и раковин спондилуса - предположительно жертвенные дары. Археологи интерпретировали эти находки как алтари или миниатюрные храмы, которые использовались в определенных ритуалах. Каких?

Особое внимание привлекли раковины спондилуса. Во всем Андском регионе эти красивые раковины считались символами воды и плодородия. Однако данный моллюск обитает в тропических водах - почти в2000 километрах к северу от пустыни Наска - и проникает к ее берегам, лишь когда приходит Эль-Ниньо. Тогда теплое морское течение отклоняется далеко на юг, и на побережье Перу выпадают обильные осадки. Очевидно, с древнейших времен люди связывали появление спондилуса с приближающимися ливнями. Необычная раковина приносила воду на поля и счастье в семьи. Жертвуя ее на алтарь, жители пустыни надеялись вымолить у неба дождь.

Рядом с рисунками исследователи нашли множество сосудов, зарытых в землю, очевидно, при выполнении каких-то обрядов. Замечены были и отверстия, в которые - судя по их диаметру и глубине - водружали мачты высотой до десяти метров; на них, должно быть, развевались полотнища (на керамических сосудах уже встречали изображения подобных мачт, украшенных флажками).

По данным геофизических исследований, почва вдоль линий (их глубина достигает почти30 сантиметров) очень сильно уплотнена. Особенно вытоптано 70 рисунков, изображающих животных и неких существ (они составляют примерно десятую часть всех наземных «граффити»). Похоже, здесь веками шествовали толпы людей! Вся эта территория была местом проведения различных празднеств, связанных с культами воды и плодородия. «Здесь устраивались какие-то процессии, возможно, с музыкой и танцами, как свидетельствуют рисунки, оставленные на керамических сосудах», - полагает Райндель. Эти изображения напоминают о том, как проводились те празднества (или «разговоры с богами»?). Мы видим на них людей, которые пьют маисовое пиво или играют на дудочке, маршируют или танцуют, приносят жертвы и молят богов о том, чтобы те даровали им дождь. Такие процессии и теперь еще можно увидеть в Андах.

Подобные церемонии имели важное символическое значение. Когда какой-нибудь клан создавал или изменял геоглифы, он открыто демонстрировал соседям: здесь живем мы! Это действо было поистине религиозным актом. «Вот почему мы не находим в поселениях индейцев никаких святилищ - даже в Кауачи. Для них вся природа была храмом», - полагает Райндель.

Создание громадных рисунков, как и, например, строительство пирамид в других частях Америки, требовало совместных усилий большого числа людей. Опять же недавние исследования показали, что эти рисунки не возникли раз и навсегда в том виде, в каком их обнаружили ученые и энтузиасты «космических посланий». Геоглифы неоднократно переделывались, расширялись, трансформировались.

Засушливый климат превратил жителей пустыни Наска в великолепных художников и инженеров. Еще Мария Райхе, описывая рисунки, найденные в пустыне, отмечала: «Длина и направление каждого отрезка были тщательно промерены и зафиксированы. Приблизительных промеров было бы недостаточно, чтобы воспроизвести такие совершенные очертания, которые мы видим благодаря аэрофотосъемке; отклонение всего на несколько дюймов исказило бы пропорции рисунка».

Уже в первом тысячелетии до новой эры древние перуанцы научились по трубам, проложенным под землей, перекачивать в цистерны грунтовые воды, создавая запасы живительной влаги. Сооруженная ими хитроумная система каналов, в том числе подземных, используется местными жителями и сегодня.

Когда-то с помощью этой сети каналов древние индейцы орошали поля, на которых выращивали бобы и картофель, тыкву и маниок, авокадо и арахис. Основными материалами, которые использовались ими в хозяйстве, были хлопок и тростник. Рыбу они ловили сетями, охотились и на тюленей. Изготавливали тонкостенную керамику, которую расписывали яркими, красочными сценками.

Идеалом красоты у местных жителей, кстати, считалась продолговатая голова, а потому младенцам привязывали ко лбу доски, чтобы деформировать череп, пока тот растет. Практиковали они и трепанацию черепа, причем некоторые из оперированных прожили после этой процедуры достаточно долго.

Но срок, отведенный культуре Наска, уже истекал.

Чем суше становилось на плато, тем чаще жрецам приходилось совершать магические церемонии, чтобы призвать дождь. Девять из десяти линий и трапеций обращены в сторону гор, откуда приходили спасительные дожди. Долгое время волшебство помогало, и тучи, приносившие влагу, возвращались, пока около 600 года новой эры боги окончательно не разгневались на людей, поселившихся в этом краю.

Самые большие рисунки, появившиеся в пустыне Наска, относятся к тому времени, когда дожди здесь практически прекратились. В воображении так и рисуется следующая картина. Люди буквально умоляют сурового бога дождя внять их страданиям. Они надеются, что хоть эти сигналы, поданные ему, он заметит. Так, полярники, затерянные во льдах, выкрашивают палатку в красный цвет, чтобы кто-то, летящий по небу, увидел знак их беды. Но индейский бог оставался, как свидетельствуют современные географы, слеп и к этим мольбам, впечатанным в плоть земли. Дожди не шли. Вера была бессильна.

В конце концов индейцы покинули свой родной, но суровый край и отправились на поиски цветущей страны. Когда же через несколько столетий климат стал более мягким и на плато Наска вновь поселились люди, они ничего не знали о тех, кто когда-то жил здесь. Лишь линии на земле, уходившие вдаль или пересекавшиеся, напоминали о том, что либо боги спускались здесь на землю, либо люди пытались говорить с богами. Но смысл рисунков был уже забыт. Лишь теперь ученые начинают понимать, почему появились эти письмена - эти громадные «иероглифы», кажется, готовые пережить вечность.

Впрочем, называть единственными зрителями этих рисунков каких-то богов, погруженных то ли в нирвану, то ли во вселенскую лень, было бы неверно. Эти линии скорее «сцена, а не картина», полагает Райндель. Правда, сам он не берется судить, почему линии расположены так, а не иначе, почему они образуют тот или иной рисунок.

Очевидно, это имело религиозную подоплеку, но ввиду недостатка собранных фактов ученые продолжают спорить о религии, которую исповедовали люди, населявшие пустыню Наска на протяжении двух тысячелетий, спорить о характере их общества и его политическом устройстве. Эта пустыня хранит еще немало загадок. Но решать их придется без участия эзотериков. Уж слишком много земного, повседневного, суетного в этих «тайнах пустыни Наска».

В мире художников не жилось без рудокопов

В 2007 году американские и перуанские археологи обнаружили в районе пустыни Наска рудник, в котором почти две тысячи лет назад, задолго до прихода испанских завоевателей, добывали руду железа - гематит. Потом этот минерал растирали в порошок, приготавливая ярко-красную охру, полагает американский
исследователь Кевин Воэн.

«Археологи знают, что народы Нового и Старого Света еще тысячи лет назад добывали железную руду, - поясняет Воэн. - В Старом Свете, а именно в Африке, этим начали заниматься около 40 тысяч лет назад. Известно, что народы, населявшие в древности Мексику, Центральную и Северную Америку, также добывали минералы, содержавшие железо». Однако археологам долго не удавалось найти ни одного древнего рудника, пока несколько лет назад их внимание
не привлекла пещера на юге Перу. Ее площадь составляла около 500 квадратных метров.

При раскопках здесь отыскали каменные орудия, осколки посуды, ткани из хлопка и шерсти, раковины, сосуды, выдолбленные из тыкв, и маисовые початки. Радиоуглеродный анализ показал, что возраст органических материалов составляет от 500 до 1960 лет. Как подсчитали археологи, за это время из горы было извлечено порядка 700 кубических метров породы общей массой около 3700 тонн - и все для того, чтобы добыть желанную охру, в которой нуждались жители окрестных районов. Ее использовали для раскрашивания керамических сосудов и тканей; индейцы разрисовывали ею свои тела и глиняные стены домов. Железный же век в этом краю художников так и не начался.

«В Старом Свете металлы использовали для изготовления различных орудий или оружия, - отмечает Воэн. - В Америке же они были лишь предметом престижа, украшением знати».

Кто наказал пирамиду?

Осенью 2008 года благодаря фотоснимкам, полученным из космоса, итальянские исследователи обнаружили в пустыне Наска пирамиду, засыпанную много столетий назад. Площадь ее основания составляла почти 10 тысяч квадратных метров. Пирамида была возведена в полутора километрах от Кауачи людьми, принадлежавшими к культуре Наска. Предположительно она состояла из четырех расположенных друг над другом террас. «На фотографиях, сделанных со спутника, особенно хорошо заметна структура местности, поскольку высушенные на солнце глиняные кирпичи весьма отличаются по своей плотности от соседних участков грунта», - поясняет руководитель исследований Никола Мазини.

Жители Кауачи погребли эти пирамиду, как и многие другие постройки, под толщей песка после того, как в окрестности одна за другой разразились две катастрофы: наводнение, а затем и сильное землетрясение. Очевидно, полагают археологи, после этих бедствий местные жрецы утратили веру в магическую силу пирамиды и… похоронили ее. Так поступили и с остальными сооружениями. Впрочем, эта догадка довольно спекулятивна. Никто не знает, что случилось тогда на самом деле.

Плато Пальпа

Плато Пальпа располагается на территории государства Перу (Южная Америка). Оно на 20 км севернее плато Наска, а по площади в два раза его меньше. Примечательно это природное образование геоглифами (геометрическая фигура, выполненная в земном грунте и имеющая длину не менее 4 метров), но пользуется гораздо меньшей популярностью у людей, нежели южный сосед. Объясняется это тем, что Наска было первым. Загадочные рисунки на нём изучают с 1946 года. Пальпа же стало известно широкой общественности в 1993 году, благодаря Эриху фон Дэникену (род. 1935).

Это швейцарец, по образованию уфолог. В 1968 году он издал бестселлер под названием «Колесницы богов? Неразгаданные тайны прошлого». Тираж книги составил 60 миллионов экземпляров. Данная цифра лишний раз подчёркивает, какой огромный интерес испытывают люди к загадкам и тайнам прошлого.

Именно этот человек и обратил внимание общественности на загадочные геоглифы Пальпа, которые по качеству и мастерству исполнения значительно превосходили соответствующие изображения на плато Наска. Создавалось впечатление, что на севере работали мастера с более высокой квалификацией. В то же время существует устойчивое мнение, что рисунки Пальпа по своему возрасту гораздо старше аналогичных творений Наска. Стало быть, живущая в этих местах древняя цивилизация со временем утратила определённые навыки. Такой вывод вызывает множество вопросов, ответов на которые ни у кого нет.

Плоская вершина холма. Природа такого создать не могла

Что бросается в глаза в первую очередь, так это необычные вершины холмов. Они абсолютно плоские. Создаётся впечатление, что все неровности на них срезаны каким-то неизвестным механизмом. В то же время склоны имеют обычный изрезанный природный рельеф. На плоских вершинах и располагаются загадочные линии и полосы. Они пересекаются, накладываются друг на друга. Это наводит на мысль, что вначале создавались одни полосы, а затем, уже на них наносились другие.

Ширина некоторых полос доходит до нескольких сотен метров, а длина достигает 20 км. При этом края идеально параллельные. Но поражают не только геометрические фигуры. На плато имеются антропоморфные геоглифы. Это изображения, напоминающие людей. Таковых на сегодняшний день насчитывается восемь. В наличии также есть изображения зверей и пернатых. Все они обладают разными размерами и выполнены с высоким мастерством.

Антропоморфный геоглиф

Основной же достопримечательностью плато Пальпа являются, пожалуй, очень сложные геометрические изображения. Даже с первого взгляда ни них чувствуется, что в этих творениях заложена какая-то скрытая информация. Вот только какая, для кого и зачем? Это непонятно.

Можно рассмотреть, к примеру, рисунок, состоящий из трёх кругов. Расположены они рядом друг с другом. Два крайних имеют маленькие диаметры, а центральный круг значительно превосходит их по размерам. Друг с другом круги соединены линиями и, таким образом, представляют собой единую композицию. Длина этого изображения составляет километр.

Изображения кругов

В композицию входят два треугольника, наложенные друг на друга и образующие звезду с шестью концами. В центре звезды находятся два круга разного диаметра. Меньший круг лежит в большем. В последнем, в свою очередь, имеются два пересекающихся друг с другом прямоугольника. В них изображён квадрат, а в его центре имеется изображение, напоминающее звезду с 16 лучами. Вокруг этих геометрических рисунков расположены маленькие ямы круглой формы. Некоторые окружности выполнены не сплошными линиями, а аналогичными круглыми ямами.

В километре от этих сложных по форме геоглифов находятся не менее сложные и своеобразные другие рисунки. Они также в комплексе образуют композицию, получившую название «солнечные часы». В центре располагается зигзаг, переходящий в спираль. Она образует шесть витков, по форме соответствующих кругам. Рядом находятся полосы и линии, хаотично пересекающие друг друга. На самом краю композиции имеется рисунок, напоминающий своими очертаниями человеческую голову. Венчают её рога, а под ней изображена змея.

Сложное геометрическое изображение «Солнечные часы»

Изображение данной рептилии нехарактерно для плато Пальпа. Оно также нехарактерно и для рисунков на плато Наска. Змей любили изображать инки. Они их рисовали везде, где только возможно. Особенно любили наносить ядовитых тварей на стены жилых зданий и дворцов. Змея у этой цивилизации ассоциировалась с мудростью и долгожительством.

Вызывает много вопросов ещё один геоглиф. Носит он название «Таблица». И действительно, сверху он очень её напоминает. Располагается таблица на плоской вершине и состоит из 15 продольных и 36 поперечных линий. Причём линии пунктирные, а в местах их пересечения образуются кресты. Рядом находится изображение человека. Его пересекает множество тонких линий. А их, в свою очередь, перекрывает окружность. Вдоль неё располагается восемь квадратов. Что это за композиция, для каких целей сделана – полная загадка.

Рисунки огромны, поэтому увидеть их можно, лишь поднявшись в воздух на самолёте, вертолёте или на воздушном шаре, если таковой имеется под рукой. Для чего же древняя цивилизация делала подобные изображения? Полностью рисунки даже сами художники увидеть не могли, если только у них не было какого-то летательного средства.

Это вызывает недоумение, но ещё больше поражает современного человека точность изображений. Те же окружности имеют идеальную форму. Можно допустить, что древние мастера использовали обычную верёвку. Вбивался колышек, в руки бралась верёвка, привязывалась к нему, и человек рисовал на земле идеальную круглую линию. Таким образом, и создавались шедевры в те далёкие времена.

Объяснение хорошее, но всё упирается в грунт плато. Климат в данной местности сухой, дождей нет, ветров тоже. Оставленный на земле след может сохранять свою форму столетиями. Недаром геоглифы дожили до наших дней. Если древние мастера использовали привычные для современных людей орудия труда, то находились в непосредственной близости от линий и фигур. Соответственно, почва должна хранить на себе следы древних людей.

Но ничего подобного вблизи геоглифов не наблюдается. Почва девственно ровная. Создаётся впечатление, что на неё никогда не ступала нога человека. Так как же делались изображения на грунте? Не мог же древний мастер подлетать к рабочей площадке по воздуху, а затем висеть в специальной люльке над землёй и творить шедевры, чей возраст оценивается в тысячу лет. Никакого разумного объяснения этому на ум не приходит.

Может быть, это инопланетяне изобразили самих себя

Напрашивается только одна версия – инопланетная. Представители с другой планеты посетили Землю, вступили в контакт с местными жителями и почему-то нанесли на грунт загадочные рисунки. Естественно, при этом использовались какие-то неизвестные современному человеку технологии. Видимо для инопланетян рисунки на грунте имели очень большое значение, так как была выбрана соответствующая местность с самым подходящим климатом.

Но плато Пальпа и Наска отнюдь не являются единственными в своём роде. Старожилы этих мест утверждают, что если идти на восток в горы, то можно встретить ещё несколько плато с загадочными геоглифами. По своей форме те более замысловатые и непонятные. Люди науки и туристы, однако, тяготеют пока лишь к плато Наска. Оно самое раскрученное и пользуется популярностью во всём мире. Плато Пальпа и неизвестные высокогорные равнины на востоке пока интереса ни у кого не вызывают. Впрочем, это дело времени. Наступит и их очередь. Но вот поможет ли это раскрыть тайну загадочных рисунков? Тут чёткого и ясного ответа нет.

Линии и изображения на плато Наска были найдены в 1920 году. Американский ученый П. Косок, пролетая над пустыней , заметил из кабины самолета загадочные рисунки. Сегодня на плато обнаружены больше 100 «нарисованных» гигантских по размерам геометрических фигур, идеально прямых линий, растений и животных.

Линии больше всего заинтересовали ученых, которые изучали плато. Они были идеально ровными, располагались абсолютно хаотично друг от друга и «не обращали внимания» на ландшафт местности - проходили по долинам и возвышенностям, оставляя за собой неизменно ровный след.

Плато Наска находится недалеко от городов Пальпа и Наска , в длину 60 км. Эта местность не орошается дождем целыми годами. Пожалуй, это идеальная местность для обустройства захоронений, так как на ней можно обеспечить нетленность останков. Когда П. Кусок изучал линии и рисунки с земли, он отметил, что они выполнены с применением невероятно простой технологии. Чтобы оставить рисунок, необходимо было только переместить дёрн и камни, уложив их в ряд. Учитывая, что рисунки были огромных размеров, на их нанесение ушли бы годы. Но в такой местности они могли бы сохранять свой первоначальный вид тысячелетиями.

Тематика изображений условно делится на 2 группы: фигуры и линии. Линии встречаются двух типов: они или парные, как рельсы трамвая или образовывают определенные фигуры. После изучения плато, ученые пришли к выводу, что вначале были начертаны изображения - после этого поверх них были проведены линии. Удивляет точность линий - они настолько прямые, что их можно было бы использовать вместо уровня. Это удивляет и никто из ученых так и не смог объяснить как без современной авиационной техники и технологий возможно было сохранить эффект ровных линий на столь огромных расстояниях.

Как только открыли эти рисунки на плато Наска, сразу же возник вопрос об их предназначении и авторстве изображений. Выдвигалось множество различных теорий - от инопланетных цивилизаций до систем управления народонаселением Земли. Все новые исследователи пытаются разгадать тайну плато, и практически каждый придумывает свою версию о предназначении линий. Сегодня ни одна из теорий так и не имеет преимущества перед другими, так как в разгадке тайны плато Наска человечество не приблизилось ни на шаг. Современные ученые также различно смотрят на возраст этих рисунков: часть исследователей полагает, что линии были начертаны в 200 году до н.э., другие - 1700 лет до н.э.

Теории назначения рисунков Наска

Одной из первых появилась теория астрономическая. Ее предположил открыватель плато - П. Кусок. Во время захода солнца, он заметил, что оно садится точно на пересечении одной из линий на горизонте. Дальнейшие наблюдения убедили ученого в том, что его догадка верна: он вычислил линию зимнего солнцестояния на плато. Кусок отметил, что линии показывают в направлении определенных космических объектов (созвездий и звезд) в важные для астрономии дни (полнолуний и т.д.).

Чтобы подтвердить теорию П. Кусока, нужно было отожествить все изображения на плато Наска с небесными телами. Такая задача требовала от исследователей полной самоотдачи, огромных усилий и времени. Поэтому П. Кусок заручился поддержкой знакомой переводчицы испанского языка, которая сопровождала его в поездках по Южной Америке. Ее звали Мария Райхе. Вместе они составили карту и топологические планы плато - на это ушло более 7 лет совместного труда.

Впервые поддержку государства исследователи получили только в 1947 году, когда чиновники министерства авиации Перу для нужд ученых выделили служебный вертолет. С того момента Мария смогла делать фотографии плато с высоты полета.

В 1-й раз Мария летела, привязав себя веревками, свесившись с борта, делала снимки, и весь полет держала фотоаппарат в руках. После первых же полетов она обратилась к знакомому инженеру, и он сконструировал что-то вроде подвески к борту. В 1956 году все снимки были собраны, и на их основании была составлена детальная схема рисунков на плато Наска .


В древности для людей календарем служили Солнце и Луна. Их положение на горизонте определяли приход весны и осени, количество дождей, и срок работ по уборке урожая. Ученые считают, что эти линии - календарь, который как часы вместо стрелок использует Луну и Солнце. При изучении рисунков на плато ученые были удивлены, обнаружив, что рисунки Наска повторяют карту звездного неба и отображают целые созвездия в крупном масштабе. Но самый важный вопрос относительно линий Наска так и остался без ответа до сегодня: кто нанес эти изображения, и каким образом? Ведь у древних людей, если верить официальной истории, не было возможности летать над пустыней и корректировать работу строителей.

Теория палеконтакта и плато Наска

Еще одна самая распространенная версия - теория палеоконтакта или инопланетная. Именно ее поддерживают большинство исследователей и ученых по всему миру. Впервые теорию о том, что раньше планету Земля посещали инопланетные цивилизации первые выдвинута Эрихом фон Дэникеном. В своей работе Дэникен указал, что он уверен, что эти изображения на самом деле были взлётно-посадочными полосами для межпланетных перелетов. Он утверждает, что рисунки таких размеров предназначались только для тех, кто их мог видеть в полете, то есть используя летательные аппараты. Дэникен предположил, что этот аэропорт был построен для «Богов», о которых рассказывается во всех местных легендах.

Интересна одна древняя легенда, которую передают из поколения в поколение все местное население. Она рассказывает о том, как на нашу планету прибыл «золотой корабль» из далеких галактик. Экипажем корабля управляла женщина Орьяна, которая стала, впоследствии, матерью человеческой расы. Когда она родила 70 детей земным людям, корабль покинул Землю и все пришельцы отправились в родную галактику.

Документальные фильмы Эриха фон Дэникена и можно посмотреть у нас на сайте.


В местной легенде подробно описывается как «отроки солнца» с легкостью рассекали в пространстве на своих «золотых кораблях». Интересен и другой факт - результат анализа мышечных тканей мумий Инков показал, что состав крови древних останков и современных местных жителей кардинально отличаются друг от друга. У мумий была обнаружена группа крови удивительно редкой комбинации. Такая группа крови встречалась ученым всего 2 или 3 раза за все время исследований.

Развивая исследование, ученые заметили, что козле основных самых широких линий находились меньшие, не имеющие отношения к основной. Эти линии никак не продолжали основной рисунок и были соединены в точности возле окончания контура. Они образовали мега-систему, которая похожа на некое подобие электрической схемы, в которой все выполнено одним проводом - рисунки не пересекаются (отсутствует короткое замыкание) и не прерываются (как при разрыве цепи).

Что такое рисунки Наска?

Изображения-исполины на равнине Наска в Перу (Южная Америка) – мистические достопримечательности планеты Земля. Они смотрятся, как линии на земной поверхности площадью примерно 500 кв. м, которые выполнены в виде углублений. Вязь имеет приблизительные параметры 140Х50 см, ее цвет становится белым на темной скальной поверхности.

На близком расстоянии заметно: такой оттенок «царапины» получили при помощи вычищения тонн вулканической породы. В итоге оголился пустынный базис – песчано-глиняное основание с желтоватым отливом. Удивительно, но рисунки Наска имеют контуры ровные и сплошные вне зависимости от того, по какому ландшафту они проходят – холмистому или равнинному.

При этом линиями нарисовано множество геоглифов, свыше 10 тыс. из которых — полосы, более 700 – геометрическая фактура в виде трапеций, треугольников и спиралей, до 30-ти – фронтисписы из птиц и зверей, насекомых и .

История возникновения рисунков

Первое упоминание геоглифов появилось в 1553 г. в книге Педро де Сьеса де Леона (испанский историк). Первым увидел часть рисунков в пустыне Наска археолог из Перу Мехия Ксессле, стоявший в один из дней 1927 г. на склоне горы.

Обнаружить все таинственные узоры и установить координаты рисунков Наска удалось лишь в 1939 г. американскому археологу Полу Косоку, пролетавшему над плато. Поскольку в пустыне они выглядят обычными углублениями, находясь на земле, их рассмотреть нельзя, а с высоты хорошо видны очертания всех фигур.

История возникновения рисунков кажется очевидной. Они сделаны в Южном Перу местными жителями, которые в продолжение нескольких веков орнаментировали пустынные районы вдоль прибрежья. Древние перуанцы наносили на землю таинственные знаки тем же самым методом, что и древние индейцы, используя в качестве «холста» темный оттенок почвы.

Но на вопрос: «Зачем?» ответа пока не нашлось. Учеными также пока не установлен точный возраст изображений. Местные же жители утверждают, что рисунки сделаны полубогами – Виракочами. Дескать, это они запечатлели свое присутствие в горном хребте Анды много тысячелетий тому назад.

Но ученые уже доказали, что все рисунки на плато Наска делались в разные временные промежутки. Самые древние появились в VI в. до н.э., самыми молодыми считаются те, что нарисованы в I в. н.э.

Место расположения и размеры рисунков

Геоглифы разбросаны по скальной пустыне Наска между городами Наска и Пальпа. Значительное их количество расположено над суходолом реки Инхенио. На эти рисунки древности показывает еще один мистический рисунок в виде исполина-трезубца, который выбит в утесе у городка Паракас.

Среди гигантских изображений нет фигур хомо сапиенс или чего-либо с ним связанного. Самыми большими у неизвестных художников получились: паук длиной в 46 м, колибри, протянувшаяся на 50 м, обезьяна, распростершаяся на 55 м, кондор, разметавший свои крылья на 120 м, ящерица, длина которой 188 м, и пеликан, чья длина – 285 м.

Почти все изображения имеют громадные параметры и выполнены сплошным окаймлением. Тянущиеся до горизонта линии перекрещиваются и наслаиваются друг на друга, образуя своим объединением таинственные чертежи. Из-за этого пустыня Наска приобрела черты громадной чертежной доски.

Предположения ученых о рисунках Наска

Загадочность появления изображений пока не поддается изучению. У ученых возникло множество версий и гипотез, касающихся, в том числе, ответа на то, кто и когда выполнил рисунки Наска. Одни исследователи считают, что рисунки появились в 750-100 г. до н.э. в период расцвета Культуры Паракас.

Другие стоят на том, что изображения были исполнены между II в. до н.э. и VI в. н.э., когда в этой местности правила Цивилизация Наска. Третья группа экспертов склоняется к мнению, что геоглифы нанесены на плато в XI – XVI вв. в период Империи Инков. У четвертой – своя точка зрения: рисунки «живописали» внеземные существа в период 12960 – 10450 лет до н.э.

В итоге возникли различные предположения по поводу возникновения геоглифов.

— Эти рисунки относились к ритуальным , поэтому использовались в древности в оккультных церемониях.

— Геоглифы – исполинский астрономический календарь: отображенные на карте рисунки Наска очень напоминают месяцеслов.

— Они помогали древним жителям Наски контактировать с божеством Виракоча.

— Очертания — это взлетно-посадочные полосы аэродромов.

— Плато Наска служило космодромом для взлета и посадки межпланетных ракет.

— Изображения – костры на исходных платформа для воздушных шаров.

— Геоглифы появились вследствие энергетического влияния НЛО.

Фото рисунков Наска показывает, что они — размещенная на земной поверхности карта астрального неба, а фигура паука – система координат исполинского звездного сосредоточения в созвездии Орион.

— В изображении под названием заключена информация о звезде HD42807 созвездия Орион.

— Фигуры, относящиеся к флоре и фауне, нарисованы, как напоминание о Всемирном потопе.

— Абрисы и изображения – это древнейший Зодиак.

— Очертания говорят о поклонении божеству Горы. Для ритуала индейцы брали растения, вызывающие галлюцинации, и проводили «знахарские полеты» над долиной.

— Рисунки – непременный атрибут торжественных танцев в честь культа Воды, а прямые линии обозначали водопроводную и канализационную системы.

— Геометрия Наска – это теория чисел и измерений, шифр с закодированным числом «пи».

– Геоглифы обозначают родовые знаки, которыми разные семейства помечали захваченные ими территории.

– Фигуры и образы на плато – исполин-карта колодезной системы, которая размещается по очертаниям таинственных рисунков.

Есть в среде ученых и те, кто полагает: отгадка расположенных в Перу рисунков Наска кроется в гигантском геоглифе «Трезубец Эль-Канделабро» (его параметры 128Х74 м), известном под псевдонимом «Канделябр». Он размещен на скале в бухте Писко на мысе Паракас на 150-метровой высоте, и увидеть его можно только со стороны моря.

Стоит провести воображаемую линию от срединного зубца «Канделябра» и удостовериться, что он показывает на плато Наска. Эксперты считают, что «Канделябр Паракаса» символизирует собой Атлантиду и содержит важную информацию о матушке Земле.

На основании многочисленных экспедиций в Перу у некоторых ученых сложилось впечатление, что плато Наска создалось окаменевшим селевым потоком в виде «языков», ниспускающихся с вершин.

Причем застыли «языки» между утесами уже на возвратном пути случившегося тогда цунами в Тихий океан. Об этом же говорят найденные в высокогорном озере Титикака (4 км над морской линией) флора и фауна, которые обитают в соленой воде моря, а не в пресноводном водоеме.


Рисунки пустыни Наска просто потрясающие! Их линии тянутся от горизонта до горизонта, изредка сходятся, пересекаются; невольно создаётся впечатление, что это взлётная полоса древних летательных аппаратов. Здесь можно явно различить летящих птиц, пауков, обезьян, рыб, ящериц...
--------------------


Наска – пустыня в Перу, окружённая низкими отрогами Анд и голыми и безжизненными холмами плотного тёмного песка. Пустыня эта раскинулась между долинами рек Наска и Инхенио, в 450 километрах к югу от перуанского города Лимы.

"За многие века до инков на южном побережье Перу был создан исторический памятник, не имеющий себе равных в мире и предназначенный для потомков. По размерам и точности выполнения он не уступает египетским пирамидам. Но если там мы смотрим, задирая голову, на монументальные трёхмерные сооружения простой геометрической формы, то здесь, наоборот, приходится смотреть с большой высоты на широкие просторы, покрытые таинственными иероглифами, словно выведенными на равнине гигантской рукой". С этих слов начинается книга исследовательницы пустыни Наска Марии Райхе. "Тайна пустыни". Математик и астроном Мария Райхе специально переехала из Германии в Перу для изучения таинственных рисунков. Пожалуй, она является главной исследовательницей и хранительницей плато пустыни, где благодаря её усилиям была создана заповедная зона. Райхе первая составила карты и планы всех линий, площадок и рисунков.

Чрезвычайно впечатляют разбросанные между абстрактными фигурами и спиралями гигантские рисунки, размер которых достигает десятков, а иногда и сотен метров. Из всех животных наибольшее количество – птицы. Фантастические и вполне достоверно нарисованные, всего в пустыне изображено 18 птиц. Но существуют и совершенно загадочные животные, как, например, существо, похожее на собаку, с тонкими ногами и длинным хвостом. Изображения людей тоже встречаются, хотя прорисованы они менее выразительно. Есть среди изображений людей человек-птица с головой совы, размер этого рисунка – более 30 метров. А размер так называемого "большого ящера" – 110 метров!

Площадь пустыни составляет примерно 500 квадратных километров. Поверхность грунта здесь удивительна тем, что покрыта своеобразной гравировкой, напоминающей татуировку. Эта "татуировка" на поверхности пустыни представляет собой не глубокие, но громадные по своим размерам линии и фигуры. Здесь насчитывается 13000 линий, более 100 спиралей, свыше 700 геометрических площадок (трапеций и треугольников) и 788 фигур, изображающих животных и птиц. Эта "гравировка" земли тянется примерно на 100 километров в глубину извилистой лентой, ширина которой от 8 до 15 километров. Эти рисунки были открыты благодаря фотографиям, сделанным с самолёта. С высоты птичьего полёта видно, что фигуры созданы путём удаления со светлой песчаной подпочвы бурых камней, покрытых тонким чёрным слоем так называемого "пустынного загара", что образован окисла марганца и железа.

Фигуры и линии прекрасно сохранились благодаря засушливому климату этой местности. Найдённый в пустыне деревянный разметочный колышек, забитый в землю, был тщательно изучен и подвергнут радиоуглеродному анализу, который показал, что дерево было срублено в 526 году н.э. Официальная наука считает: все эти фигуры были созданы одной из индейских культур доинкского периода, что существовала на юге Перу и расцвет которой приходится на 300-900 гг. н.э. техника исполнения линий этих огромных "чертежей" очень проста. Лишь только стоит снять верхний слой потемневшего от времени тёмного щебня с более светлого нижнего слоя, как появляется конрастная полоса. Древние индейцы сначала делали на земле эскиз будущего рисунка размером 2 на 2 метра. Такие наброски сохранились недалеко от некоторых фигур. На эскизе каждую прямую разбивали на составляющие её отрезки. Затем в увеличенном масштабе отрезки переносили на поверхность с помощью кольев и деревянной верёвки. С кривыми линиями было гораздо сложнее, но древние справлялись и с этим, разбивая каждую кривую на множество коротких дуг. Необходимо сказать, что каждый рисунок очерчен лишь одной непрерывной линией. И, пожалуй, величайшая загадка рисунков Наска заключается в том, что их создатели никогда не видели и не могли увидеть их целиком.

Совершенно закономерен вопрос: для кого древние индейцы проделали столь титаническую работу? По оценкам Поля Косока, исследователя этих рисунков, для создания вручную комплекса фигур Наска потребовалось более 100 000 лет рабочих дней. Даже если бы этот рабочий день продолжался 12 часов. Поль Косок высказал предположение, что эти линии и рисунки – не что иное, как гигантский календарь, который точно показывает смену времён года. Мария Райхе проверила предположение Косока и собрала неопровержимые доказательства того, что рисунки связаны с летним и зимним солнцестоянием. Клюв фантастической птицы, с шеей длиной 100 метроов, находится в точке восхода солнца во время зимнего солнцестояния.

Некоторые учёные выдвигают версию о том, что рисунки имели исключительно культовое значение, однако подобная версия довольно сомнительна, ведь культовое сооружение непременно должно воздействовать на людей, а громадные рисунки на земле совершенно не воспринимаются. Картограф из Венгрии Золтан Зелке полагает, что объекты Наска – это всего лишь карта района озера Титикака в масштабе 1:16. Несколько лет исследуя пустыню, он нашёл множество доказательств полного подтверждения своей гипотезы. В таком случае, кому же предназначалась эта сверхгигантская карта? Загадка рисунков Наска остаётся до конца не разгаданной.



ВЕДИЧЕСКИЕ ТАЙНЫ ПУСТЫНИ НАСКА

Первые непонятные линии на Наска обнаружил в 1927 году перуанский археолог Мехия Ксесспе, когда случайно бросил взгляд с крутого склона горы на плато. К 1940 году он обнаружил еще несколько невероятных древних знаков и опубликовал первую сенсационную статью. 22 июня 1941 года (день начала Великой Отечественной войны!!!) американский историк Пол Косок поднял в воздух легкий самолет и обнаружил гигантскую стилизованную птицу, размах крыльев которой превышал 200 метров, а рядом с ней нечто, напоминающее посадочную полосу. Затем им был обнаружен гигантский паук, обезьяна со странно свернутым кольцом хвостом, кит и наконец на пологом горном склоне 30-метровая фигура человека, с поднятой в приветствии рукой. Так была обнаружена, пожалуй, самая загадочная «книжка с картинками в истории человечества».
За последующие шестьдесят лет Наска была достаточно неплохо изучена. Количество обнаруженных рисунков давно перевалило за несколько сотен, причем подавляющее большинство из них составляют разнообразные геометрические фигуры. Некоторые линии при этом достигают протяженности до 23 километров.
И сегодня разгадка тайны не стала ближе. Какие только версии и гипотезы не выдвигались за это время! Рисунки пытались представить как некий гигантский древний календарь, но никакого математического обоснования научному миру так и не было предъявлено.
Одна из гипотез определила рисунки, как некие обозначения зон влияния индейских кланов. Но плато никогда не было заселенным, да и кто мог разобраться с этими «гер-
бами кланов», когда видны они только с высоты птичьего полета?
Бытует версия, что изображения Наска - это не что иное, как аэродром инопланетян. Слов нет, ряд полос и в самом деле невероятным образом напоминают современные взлетные и посадочные полосы, но где хоть какие-то доказательства инопланетного вмешательства? Иные утверждают, что Наска - это сигналы инопланетного разума.
Последнее время стали раздаваться голоса, что Наска - это вообще детище чьей-то фальсификации. Но тогда над изготовлением самой гигантской i истории человечества подделки должна была на протяжении десятков лет в поте лица трудиться целая армия фальсификаторов. Как же они могли в этом случае сохранить тайну и ради чего они, в конце-кон-1 цов, так уродовались?
Наиболее консервативная часть ученых настаивает на том, что все многообразие рисунков и фигур было посвящено некому богу воды: «вероятно,! представляли собой своего рода жертвы предкам или богам неба и гор, посылавшим людям воду, столь необходимую для орошения полей». Но почему надо было обращаться к богу воды в столь отдаленном месте, где ни постоянного проживания, ни земледелия, ни возделываемых полей небыло никогда? От пролитого же на Наску дождя особой пользы для древних перуанцев не было никакой.
Есть мнение, что по гигантским древним линиям некогда бегали древние индейские атлеты, то есть на Наска проводились некие древние южноамериканские олимпиады. Допустим, что по прямым линиям атлеты бегать могли, но как они могли бегать по спиралям и по рисунку, к примеру, обезьяны?
Были публикации, о том, что огромные трапецеидальные участки создавались ради неких массовых церемоний, во время которых приносились жертвы богам и осуществлялись массовые гуляния. Но тогда почему перерывшие все окрестности археологи не нашли ни одного подтверждения этого артефакта? К тому же часть гигантских трапеций расположена на горных вершинах, куда и профессиональному альпинисту взобраться не так-то просто.
Есть даже совершенно абсурдная версия, что вся гигантская работа была произведена исключительно с целью своеобразной трудотерапии, чтобы хоть чем-то занять бездельничавших древних перуанцев... Утверждают, что все изображения Наска - это ни что иное, как гигантский ткацкий станок древних перуанцев, которые по линиям раскладывали свои нити, так как в доколум-бову эпоху американцы не знали колеса и не имели прялки... Утверждалось даже, что рисунки Наска -это огромная зашифрованная карта мира. Увы, до сих пор никто так и не взялся ее расшифровывать.
Наиболее осторожная часть историков определяет рисунки и линии Наска, как некие «тропы, имевшие сакральное значение, по которым совершались ритуальные шествия». Но опять же, кто мог видеть с земли эти тропы?
До сих пор ученые так и не пришли к мнению как были созданы рисунки Наска, ибо изготовление изображений столь огромного масштаба представляет огромную техническую сложность даже сегодня. Более-менее точно установлена лишь технология непосредственного создания полос. Она была достаточно проста: с земли удалялся поверхностный слой камней, под которым земля имела более светлый цвет. Однако создатели рисунков должны были прежде создать эскизы будущих гигантских изображений в малом масштабе и лишь затем переносить их на местность. Как при этом им удавалось соблюсти точность и правильность всех линий - загадка! Для этого, как минимум, они должны были иметь под рукой весь арсенал современного геодезического оборудования, не говоря уже о совершеннейших математических знаниях. Кстати, сегодняшние экспере-ментаторы смогли повторить лишь создание прямых линий, а перед идеальными окружностями и спиралями оказались бессильны... Кроме
этого, изображения создавались не только на ровных участках земли. Они наносились на весьма крутых склонах и даже почти на отвесных скалах! Но и это не все! В районе Наска существуют горы Пальпа, часть из которых срезанны, как стол, словно их верхушку обгрызло некое чудище. На этих гигантских иску-ственных срезах так же помещены рисунки, линии и геометрические изображения.
Относительно времени строительства тоже нет никакого единства. Ныне принято разделять все созданное на плато на семь весьма разнесенных по времени условных культур от Наска-1 до Наска-7. Часть археологов склоняется к тому, чтобы отнести создание рисунков Наска к промежутку времени с 500 г.н.э. до 1200 г.н.э. Другие категорически возражают, так как населяющие этот район Перу индейцы-инки не имеют относительно Наска даже отдаленных преданий, что дает основания отнести время создания изображений чуть ли не 100000 лет д.н.э. Пытались было определить возраст полос по остаткам осколков глиняных черепков, найденных неподалеку. Считалось, что из глиняных кувшинов пили древние строители, а затем иногда их разбивали. Однако на одной и той же полосе повсеместно находили черепки всех семи культур и, в конце концов, эта попытка датировки была признана неудачной.
Научному изучению Наска сегодня припятствуют и запреты властей. Из-за того, что после открытия рисунков плато подверглось настоящему нашествию «диких» туристов, которые на автомашинах и мотоциклах колесили по всему плато, портя рисунки, ныне появление непосредственно на плато Наска кому бы то ни было категорически запрещено. Наска объявлена археологическим парком и взято под защиту государства, а штраф за самовольное проникновение на территорию парка составляет астрономическую сумму - 1 миллион долларов США. Все желающие, однако, могут любоваться гигантскими древними изображениями с борта туристических самолетов, которые непрерывно кружат над таинственным плато. Но для настоящих научных исследований этого, согласитесь, всеже недостаточно.
Но на этом тайны Наска не заканчиваются. Если на поверхнсти плато располагаются непостижимые пока человеческому разумению гигантские рисунки, то в глубине пещер - еще более невероятные пукиос - древнейшие подземные водопроводы в гранитных трубах. В долине Наска имеется 29 гигантских пукиос. Нынешние индейцы приписывают их создание богу-творцу Виракоче, однако каналы - дело рук человеческих. При этом один из каналов проведен под местной речушкой Рио де Наска, да так, что его чистейшая вода ни коим образом не смешивалась с грязной водой реки! Из описания очевидца: «Иногда каменные спирали ведут в глубь земли, а водотоки имеют искусственное русло, облицованное плитами и гладко обтесанными глыбами. Иногда входное отверстие представляет собой глубокую шахту, уходящую в толщу земли... Везде и всюду эти подземные каналы представляют собой искусственные сооружения..» Пукиос тоже из области вечных загадок. Кто, когда и для чего создавал под безлюдным плато эти гигантские водные сооружения? Кто ими пользовался?


Древняя глиняная фигурка изображающая операцию динозавру.

В столице провинции Наска, городке Ика живет обладатель самой невероятной коллекции в мире, профессор медицины, Ханвьера Кабрера. У него более двух с половиной тысяч фигурок из необожженой глины, которые профессор достает у местных индейцев. Фигурки изображают древних жителей Перу рядом... с динозаврами и птеродактилями. При этом древние перуанцы делают динозаврам операции, летают верхом на птеродактилях и смотрят в Космос через подзорную трубу. Возраст фигурок оценивается от 50000 до 100000 лет, а может и того больше. Что касается радиоуглеродного метода, то он дал весьма противоречивые результаты. Помимо фигурок в коллекции профессора Кабрера имеются аналогичные рисунки на камнях, в том числе и такие, на которых изображены летательные аппараты в звездном небе. При этом коллекция профессора Кабрера не исключение. В знаменитой мексиканской коллекции Акамбаро тоже присутствуют динозавры, в том числе и летающие. То же самое в эквадорской коллекции патера Креси. Помимо этого существует еще коллекция Рассела Барроуза, нашедшего в пещерах штата Иллинойс изваяния с поразительно сходными сюжетами. То же самое было не столь давно найдено и в Японии. Фальсификация в данном случае невозможна даже теоретически! Ну, и, наконец, самая скандальная находка на реке Пэлукси в американском штате Техас, где археологами были обнаружены в одной и той же породе кости динозавра и окаменевшие следы человека! Значит люди жили уже в эпоху динозавров, или, наоборот, динозавры жили еще в эпоху людей! Но и то, и другое полностью меняют наши представления о начале человеческой эры, а потому можно представить сколько раздражения, непонимания и просто откровенного противодействия вызывают эти находки у элиты ученого мира, сделавших себе имя на тех гипотезах, которые ныне напрочь перечеркиваются находками последних лет!
И как не вспомнить здесь, казалось бы абсурдные, предположения крымского академика А.В.Гоха, который говорит, что необходимый для создания огромного количества ретрансляторов Крымских пирамид белок, был получаем из огромных яиц динозавров. Следует признать, что утверждения крымского академика ныне выглядят не столь уж беспочвенными.
Теперь, думается, пришла пора представить читателям и гипотезу Института Эмиля Багирова относительно гигантских геоглифов в пустыне Наска. Однако, для начала еще два факта.
Первое. Совсем недавно трудами немецкого исследователя Эриха фон Дэникена (известного нам по нашумевшему в свое время публицистическому фильму «Воспоминание о будущем») была обнаружена в Наска гигантская... классическая МАНДАЛА! Да, да! Та самая священная ман-дапа, с помощью которой нынешние тибетцы и индусы обозначают картины, созерцаемые ими во время медитации! Та самая мандала, которая была некогда священным знаком арийцев и одним из главных ведических символов. Случайное совпадение? Ни коим образом!
Второе. Древние тексты Старого света повсеместно повествуют о неких летательных аппаратах, причем аппаратах вполне земного происхождения.
Например, в «Книге величия царей» вполне подробно описаны полеты царя Соломона: «Царь и все, кто повиновался его повелениям, летали на колеснице, не ведая ни болезней, ни печалей, ни голода, ни жажды, ни усталости, и при этом всего за один день проделали путь длиной в три месяца... Он (Соломон) подарил ей всякие диковины и сокровища, какие только можно пожелать и колесницу, которая движется по воздуху и которую он создал согласно премудрости дарованной ему Богом...
И жители страны Египетской рассказали им: в давние времена здесь побывали эфиопляне; они двигались на колеснице, подобной ангелу, и летали при этом быстрее орла в небе.» Не менее показательны цитаты из знаменитой «Махатбхараты»: «l/i тогда царь (Руманват) со своими слугами и гаремом, со своими женами и вельможами вошел в небесную колесницу. Они облетели всю ширь небосвода, следуя направлению ветра. Небесная колесница облетела всю землю, (пролетев) над океанами, и направилась в сторону города Авантис, где как раз проходил праздник. После короткой остановки царь вновь поднялся в воздух на глазах бесчисленных зевак, изумлявшихся при виде небесной колесницы»
Или вот еще: «Арджуна, ужас врагов, пожелал, чтобы Индра прислал за ним свою небесную колесницу. И вот в сиянии света внезапно появилась колесница, озарявшая сумрак воздушный и освещавшая облака вокруг и все окрестности исполнились грохота, похожего на раскаты грома...»
Итак все индийские источники утверждают о наличии у древней арийской цивилизации воздушных кораблей - виманов. Отголоски этих необычных средств передвижения мы находим в легендах народов арийского ареала, например, знаменитые русские сказки о летающем корабле и так далее. Но для взлета и посадки виманов нужны были взлетные и посадочные полосы. Есть ли их следы в Старом свете? Как оказывается есть! На нынешнее время известно как минимум уже три: один в Англии, второй на плато Устюрт вблизи Арала и третий в Саудовской Аравии. При этом везде обнаружены схожие гигантские геоглифы, как и в Наска, хотя и в меньшем количестве. И это при том, что никаких целенаправленных поисков аэропортов древности никогда и нигде не проводилось.
Итак, что можно предположить? После разрушения Вавилонской башни, то есть после распада единой древней ведической веры на несколько концессий, началась энергичная миграция арийских племен, а вместе с ней и экспорт ведической религии и знаний. Разумеется, что основное расселение ариев шло по суше. Оно распространилось по всей Евразии, где ведическое влияние чувствуется повсеместно и по сей день. Однако, скорее всего, некоторая часть ариев использовала и таинственные виманы, которые, как мы уже знаем, обладали большой дальностью полета и могли перелетать океаны. Тогда-то, скорее всего, и последовал героический бросок через Африку и Атлантику в Южную Америку. Но почему высадка была произведена именно на Наска? Можно предположить, что на какое-то время этот район привлек арийцев потому, что район Наска богат месторождениями железной и медной руды, золота и серебра. Обратим внимание и на то, что именно в районе Наска обнаружены очень древние заброшенные шахты по добыче всех этих металлов.
По видимому, какое-то время арийцы с прилетевших виманов обитали в этих местах. Они привели в повиновение местных жителей, организовали добычу металлов, привнесли и распространили среди древних перуанцев культ Великой Богини-Пер-воматери, Пресвет-лого Солнца -Хорса, бессмертия души и возрождения. Тогда-то и были построены взлетно-посадочные полосы и геометрические знаки, позволяющие виманам правильно на них наводиться, подземные водоводы, облегчающие обеспечение водой. Думается, что на виманах активно осуществлялся вывоз добываемых металлов в Египет или какие-то другие страны, бывшие в ареале тогдашнего арийского влияния. Не исключено, что для недалеких перелетов арийцы использовали и прирученных местных птеродактилей, что и было запечатлено в древних глиняных фигурках Перу. Такой опыт тоже, по видимому, был. Достаточно вспомнить ту же «Авесту» и «Ригведу», многочисленную европейско-арий-скую мифологию, где герои весьма часто используют летающих ящеров, как вполне пригодное средство передвижения. Те же русские богатыри, к примеру, при случае охотно использовали для этой цели легендарного Змея Горыныча...
Однако пришло время и обосновавшиеся на Наска арийцы, выполнив свою миссию, навсегда покинули не слишком пригодное для постоянного проживания место, оставив местным жителям ведические культы, знания ремесел и твердую уверенность, что улетевшие люди-боги когда-нибудь обязательно вернутся. Вот тогда-то, по видимому, и началось усиленное создание множества рисунков, чтобы пролетавшие в небесах мимо Наска люди-боги видели, что здесь их по прежнему ждут, как, впрочем, и в других местах Америки, где ныне найдены подобные геоглифы. При этом рисовалось то, что по мнению индейцев, больше всего нравилось улетевшим, что их некогда удивляло и забавляло: необычные обезьяны, птички колибри, киты, игуаны.
Благо секреты технологии создания грандиозных изображений арийцы местным жителям оставили. Именно поэтому среди прочих рисунков индейцы поместили и грандиозную мандалу - священный ведический знак арийцев, вполне логично предполагая, что увидя его, люди-боги обязательно вернутся на эту землю, где их так любят и так преданно ждут. Но, увы, никто из богов так и не вернулся.

Шли века, тысячелетия. Основы ведической веры, заложенные некогда здесь арийскими жрецами, со временем причудливо переплелись с местными культами. Однако и пирамиды, и культ Солнца, и многие жреческие ритуалы и сегодня разительно напоминают свои ведические основы. Все это время индейцы терпеливо ждали, когда же вернутся с запада из-за океана русоволосые бородатые люди-боги, несущие великую веру и великие знания. Пришло время и с запада действительно пришли закованные в железо бородачи, но вместо долгожданных благ они принесли разрушение и смерть. Однако, это уже совсем другая история...