Памятник Николаю I. Памятник на исаакиевской площади Памятник николаю 1 на исаакиевской площади

Памятник Николаю I , установленный в 1859 г. в центре Исаакиевской площади, – не самый известный памятник в Санкт-Петербурге. Но люди, впервые увидев его, обычно ахают. И неудивительно: ведь при создании памятника свои усилия объединили два «титана» петербургского искусства – скульптор Петр Клодт и архитектор Огюст Монферран. С самого начала памятник как бы «напрашивался» на сравнение с Медным всадником: и расположены рядом, и решение схожее. Творение Клодта и Монферрана конкуренцию выдерживает достойно.

От Монферрана в этом памятнике – сложность силуэта, богатство декора и, самое главное, изощренный постамент. Монферран как архитектор всегда сочетал в себе тягу к мощным, могучим формам и страсть к декоративности, иногда даже к «украшательству». Эта двойственность ярко проявилась в памятнике. Проектируя солидный, «имперский», насыщенный символикой монумент, Монферран в то же время создает почти самостоятельное произведение архитектуры, изящное по форме и тонкое по колориту. Оцените сами, как красный финский гранит перекликается с красным же шокшинским порфиром, а бронза, оттененная белым мрамором, гармонирует с серым – сердобольским – гранитом.

От Клодта – главного скульптора-анималиста в Петербурге того времени – памятнику досталась «искра жизни». Никто лучше не смог бы передать порыв вздыбленного коня, вложить столько энергии и правдоподобия в это грациозное животное! А вот фигура самого императора, по иронии судьбы, не относится к лучшим произведениям мастера. Во-первых, Николай находится слишком высоко, и толком его не разглядишь. А во-вторых, Клодту при создании фигуры просто «не дали развернуться»: его заказчиков не интересовала ни психологическая достоверность, ни индивидуальность памятника. Нет, им нужен был обобщенный образ, образ правителя, победоносного триумфатора. Что ж, Клодт создал то, что от него требовали. И хотя прочтение памятника современниками могло быть двусмысленным (ведь в конце царствования Николая I Россия приближалась к катастрофическому поражению в Крымской войне, так что на роль триумфатора император этот точно не подходил), власти остались памятником более чем довольны.

Тем более, памятник этот стал настоящим триумфом русской инженерной мысли. Ведь это первый конный памятник в Европе, установленный на двух точках опоры (единственный памятник такого рода, созданный ранее — памятника президенту Эндрю Джексону перед Белым домом в столице США). Казалось бы, в теории все просто: задняя часть тела коня заполнена металлом, центр тяжести смещен, благодаря чему фигура приобретает устойчивость. Однако на практике выполнить расчеты и точно сбалансировать скульптуру было невероятно сложно. Отсюда легенда: якобы Клодт, желая убедить власти в правильности своих расчетов, обещал после установки лечь перед памятником, так что если бы фигура рухнула, она бы погребла своего создателя. Достоверность легенды под вопросом; важно то, что памятник до сих пор стоит – не шелохнется.

Стоит он в центре Исаакиевской площади, лицом к собору. Спиной же Николай развернулся ко дворцу одной из своих дочерей – Марии Николаевны (отсюда еще одна легенда: мол, Мария не любила жить в этом дворце, вид из окна ее оскорблял). Кстати, четыре аллегорические фигуры на постаменте памятника, олицетворяющие «Силу», «Мудрость», «Правосудие» и «Веру», одновременно являются портретами жены императора, Александры Федоровны, и трех его дочерей, Ольги, Марии и Александры. Четыре же барельефа, расположенные чуть ниже, изображают четыре главные события царствования Николая I: восшествие на престол в 1825г. (на восстание декабристов, разумеется, ни единого намека), подавление холерного бунта 1831г., награждение Сперанского за составление Полного свода законов и открытие императором Веребьинского моста Петербург-Московской железной дороги в 1851 году.

«В нём много от прапорщика и мало от Петра Великого»
А.С. Пушкин .

Так нелицеприятно отозвался об императоре Николае I гений русской литературы. Однако памятник этому самодержцу в стиле необарокко в столице открывают в 1859 году, причем, не только с целью исторического увековечивания памяти самодержца, но и для гармонизации всего эстетического пространства между двумя «исполинами» русской архитектуры - Исаакиевским собором и Мариинским дворцом , отличающимися друг от друга и стилевыми решениями, и художественным воплощением.

Легкому и стремительному движению коня О.Монферан противопоставил нарочито «парадную» вытянутую фигуру императора. Можно сюда добавить и явную «дисгармонию» между легкой фигурой всадника и помпезным, тяжелым его основанием - пьедесталом . Очевидно, эта задумка и была дешифрована Пушкиным.

С одной стороны, Николай I уподобляется Петру Великому , его конь также резв и вздыблен. Причем, автором проекта он поставлен уже не три, а на две точки опоры. А с другой, сам всадник как бы находится вне этого движения , он застыл в самодовольстве и тщеславном любовании.

В качестве «аргументов» значительности этой персоны в русской истории на пьедестале памятника в горельефах отображены важные события времен его правления, где все величие Николая I дополнительно подчеркнуто аллегориями фигур Силы, Мудрости, Правосудия и Веры, представленных женскими образами.

Именно этой нарочитой демонстрации «преемственности» и верности «петровским» делам и надлежало стать в дальнейшем причиной многих острот. Дело в том, что памятник Николаю I развернут в том же направлении , что и «Медный всадник », т.е. они смотрят в одну и ту же сторону, но между ними находится православный храм - Исаакиевский собор . Так вот по этому поводу в С.-Петербурге после открытия монумента появилась присказка: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает» . Говорят, что на следующий день на правой ноге коня и вовсе появилась дощатая надпись «Не догонишь».

Но, так или иначе, а главный заказчик памятника - сын Николая - Александр II, осматривая еще только макет монумента в мастерской, дал лишь незначительные указания по изменению и в целом остался доволен работой.

Сложнейшая техническая задача , заключающаяся в постановке коня на две задние ноги, была разрешена самим О.Монфераном. Кстати, набросок этого памятника, состоящий из эскизов структуры и архитектурных деталей монумента, в 2009 году был выставлен на аукцион Кристи за 100 тыс. фунтов стерлингов .

Считалось, что лошади Николая I «помогает» стоять на ногах точный математический расчет и насыпанная в этот вычисленный центр тяжести памятника дробь. Однако 80-х 20 века при реставрации монумента было выяснено, что никаких дополнительных «утяжелений» в скульптуре нет. Конь застыл во вздыбленной позе, благодаря двум тяжелым железным подпорам-прутьям , идущим от копыт до основания пьедестала . Известно, что автор фигуры П.Клодт заказал эти подпоры на самом лучшем заводе и весили они по 60 пудов (по 2000руб) .

После переворота 1917 года этот памятник, как монумент царизма, собирались снести или на худой конец, посадить вместо Николая I на этого взвихренного коня кого-то из собственных героев (Буденный, Фрунзе) Протестовала против этого монумента и Марина Цветаева , которая ненавидела царя, «убившего» Пушкина. Только выводами специалистов о невозможности с чисто технической стороны всех этих манипуляций с памятником, монумент О.Монферана на Исаакиевской площади остался жить. Кстати, по общему признанию, именно этот памятник окружен самыми красивыми фонарями С.-Петербурга, а сама площадь стала одним из лучших архитектурных ансамблей и любимым местом горожан .

В 1859 году на Исаакиевской площади установили памятник Николаю I. Автором этого проекта был О. Монферран, который руководил работами по строительству Исаакиевского собора. Общий силуэт и масштаб монумента превосходно связан с пространством огромной площади и отдельными ее частями. Выдающийся скульптор П.К. Клодт выполнил самую важную часть монумента - большую модель конной статуи. Кроме того, над созданием памятника работали архитекторы Н.Е. Ефимов, О. Пуаро, инженер М.Г. Евреинов, скульпторы Р.К.Залеман и Н.А. Рамазанов.

Этот памятник уникален тем, что тяжелый всадник имеет всего две точки опоры (задние копыта коня). Для того чтобы придать устойчивость монументу, в круп коня засыпали пуды дроби, а под копыта его задних ног установили металлические столбы, идущие сквозь пьедестал до его основания. Высота памятника составляет шесть метров.

Николай I изображен в парадном мундире, на голове его каска с орлом. Аллегорические фигуры Веры (с крестом и Евангелием), Мудрости (с зеркалом), Правосудия (с весами) и Силы (со щитом и копьем) украшают пьедестал монумента. Лица фигур имеют сходство с чертами жены и дочерей императора.

Большие горельефы отображают события царствования Николая I: выступление царя перед приближенными после подавления восстания декабристов 14 декабря 1825 года, подавление народного возмущения во время холерного бунта («Николай I на Сенатской площади в 1831 году»), «Открытие Веребьинского моста на железной дороге Петербург – Москва в 1851 году», церемония награждения вельможи М.М. Сперанского орденом Андрея Первозванного в 1832 году в связи с изданием многотомного «Полного собрания законов Российской империи» («Поднесение Сперанским свода законов»).

Бронзовая надпись «Николаю I императору всероссийскому.1859» находится на лицевой стороне пьедестала под большим золоченым двуглавым орлом. Нижняя часть памятника, украшенная четырьмя торшерами, имеет три ступени. На каждом из торшеров – пять фонарей и три двуглавых орла работы Клодта.

Пьедестал памятника, выполненный из ста восемнадцати отдельных камней (различные граниты, порфир, мрамор и др.), можно рассматривать и как архитектурное произведение, и как памятник декоративного искусства. Памятник Николаю I покоряет зрителей изумительным мастерством и техническим исполнением замысла авторов. Этот монумент является одним из четырех конных памятников Петербурга, характеризующий завершение в архитектурно-художественных взглядах эпохи классицизма и начало новой - эклектики.

Сравнивая его с памятником Петру I, находящегося на соседней площади Декабристов, сразу бросается в глаза несомненные различия: вместо монументальности и торжественности творения Фальконе здесь – изящество, легкость и стройность монумента. Уникальный образец конного памятника по-прежнему украшает одну из центральных площадей города, организуя большое пространство и создавая многообразные взаимосвязи со своим окружением.

Памятник Николаю I в центре Исаакиевской площади был установлен 25 июля 1859 года, спустя год после завершения строительства Исаакиевского собора. Авторами памятника являются архитектор Огюст Монферран и скульптор Петр Карлович Клодт. Памятник уникален своим инженерным решением. Шестиметровая бронзовая группа, созданная талантливым скульптором Клодтом, имеет всего две точки опоры - поднявшийся на дыбы конь императора стоит на двух задних копытах. Общая высота памятника более 16 метров. С четырех сторон памятника установлены фонари, которые можно с полным основанием считать одними из самых красивых в Санкт-Петербурге.

Император Николай I изображен в парадной форме Кавалергардского полка. Великолепный скульптурный портрет очень точно изображает тщеславного и самодовольного правителя, которого многие современники называли царем-деспотом, душителем свободы. Конная скульптура водружена на высокий фигурный постамент, который украшают аллегорические скульптуры и горельефы на исторические темы. Четыре аллегорические скульптуры представляют Мудрость, Силу, Веру и Правосудие. Согласно легенде, для этих скульптур позировала жена императора и три его дочери. Горельефы, созданные скульптурами Н. А.Рамазановым и Р. К. Залеманом, иллюстрируют важнейшие события царствования императора - подавление восстания декабристов (1825), усмирение Николаем I холерного бунта на Сенной площади (1831), награждение Сперанского по случаю составления первого Свода законов (1832) и открытие Веребьинского моста на железной дороге Петербург-Москва (1851). Постамент облицован несколькими видами мрамора, красным шокшинским порфиром, а также красным финским и темно-серым сердобольским гранитом.

Петр Великий был кумиром Николая I, который во всем пытался подражать своему прославленному предку. Желавшие польстить императору поданные частенько сравнивали его с Петром. Тем не менее ничего общего между "жандармом Европы" и государем-преобразователем не было. А. С. Пушкин написал в своем дневнике фразу, ставшую крылатой: "В нем (Николае I) много от прапорщика и мало от Петра Великого". Современники заметили, что памятник Николаю I и Медный всадник обращены в одну сторону, располагаются на одной поперечной Исаакиевскому собору оси и практически на одинаковом расстоянии от собора. Это породило всевозможные шутки типа "Коля Петю догоняет, да Исакий мешает!"

В 1860-е годы между памятником и собором был разбит сквер.

Как добраться

Доехать до станции метро Гостиный двор (выход на канал Грибоедова) и пройти по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства до Малой Морской улицы. Пройти по Малой Морской улице до конца.

Историческая справка

1856-1859 гг. - создание памятника Николаю I по проекту архитектора О. Монферрана и скульптора П.К. Клодта.
25 июня 1859 г. - торжественное открытие памятника Николаю I.
1860-е гг. - разбит сквер между памятником Николаю I и Исаакиевским собором.

Легенды и мифы

Согласно городской легенде, на следующий день после открытия монумента на ноге коня появилась деревянная табличка, на которой было написано: "Не догонишь!". Эта легенда стала основой для поговорки, гулявшей по Петербургу в 19 веке: "Дурак умного догоняет, но памятник ему мешает!"

о ширине железнодорожной колеи 1524мм она стала только в 1900 году

Я не специалист в этой области. Доверяю источникам. которые рассказывают много интересного, например:
"Ширина железнодорожной колеи в Европе ведет свою историю от древних римлян, больших любителей порядка во всем. Чтобы колесницы бесконечно не ломались, перескакивая из одной колеи в другую, было решено: все повозки и колесницы римской империи должны иметь одинаковое расстояние между правыми и левыми колесами. Тысяча четыреста тридцать пять миллиметров. Бюрократические стандарты вечны. Так что когда вы в следующий раз при столкновении с государственным стандартом возмутитесь, какая лошадиная задница его придумала, вы попадете в точку, потому что в императорском Риме длина осей была подобрана таким образом, чтобы в армейскую повозку можно было запрячь двух лошадей.

Этот стандарт сохранился почти во всех странах Европы. И когда в 19 веке в Англии создавали первую железную дорогу - паровые чудо-машины строили шириной с дилижанс. Сегодня в большинстве европейских стран и США (железные дороги в США создавали английские эмигранты) - именно этот стандарт железнодорожной колеи (4 фута 8,5 дюймов). Впрочем, еще в 19 веке изобретатели говорили, если бы была возможность построить все заново, колею они бы все же сделали пошире.
До России новшество докатилось как раз в этот момент. И теперь во всех странах, входивших в Российскую империю - своя колея - ровно на 85 миллиметров шире европейской. Так что вот такая российская, более широкая колея, была тогда, можно сказать, на пике технического прогресса. Состав на ней оказался более устойчив и позволял перевозить больше грузов. К сожалению, тогда мало кто думал, что эта разница между российскими и европейскими железными дорогами доставит столько хлопот в наши дни.

Другая версия - в свое время такую ширину колеи пролоббировали, как сказали бы теперь, русские купцы, чтобы ограничить доступ товаров из Европы.

В России первая железная дорога С. -Петербург - Царское Село была построена с шириной колеи 6" (1829 мм) . Эта дорога была введена в действие в 1837 г. , т. е. через 12 лет после постройки Джорджем Стефенсоном первой железной дороги Стоктон - Дарлинггон. Это был период, когда принятая ширина колеи 4"81/2" подвергалась критике, и в ряде случаев строились дороги большей колеи.

Железная дорога С. -Петербург - Москва начала строиться в 1843 г. О выборе ширины колеи один из ее строителей инженер Мельников, после тщательного изучения железнодорожного дела в США, писал: "Трудно допустить, чтобы измерение для одного из главных элементов железной дороги (т. е. ширины колеи) , принятое почти случайно на первой дороге Англии, было выгоднейшим для всех железных дорог вообще.. . До сих пор не обнаружились еще весьма убедительные причины к увеличению или уменьшению числа 4"81/2"... Впрочем, многие из лучших инженеров Америки полагают, что ежели бы при теперешней их опытности им предстояло назначить норму для ширины путей в стране, где железных дорог еще не существует, то они решились бы увеличить эту ширину до 51/2" и даже, может быть, до 6".
В России тогда еще железных дорог, имеющих серьезное хозяйственное значение, не существовало. Выбор колеи более широкой, чем 4"81/2", обеспечивал более удобное размещение механизма паровоза, увеличение объема его котла, массы груза в вагонах, лучшую устойчивость подвижного состава.

Мельников предложил колею шириной 5" (1524 мм) , что на 89 мм шире стефенсоновской колеи. 29 сентября 1842 г. был издан указ "Об учреждении Комитета устройства железной Петербурго-Московской дороги". Крупнейшая дорога длиной 650 км стала предшественницей всех русских железных дорог, а также и железных дорог Финляндии.

Железные дороги шириной колеи 1435 мм и более обычно называют ширококолейными. Более узкие называют узкоколейными, такие дороги относятся к второстепенным. Только в США к 1890 г. протяженность подобных дорог была 20800 км. В Европе для узкоколейных железных дорог были установлены стандарты - 600, 750 и 1000 мм. На практике же во всем мире имеется до 30 различных вариантов, узкой колеи, начиная с 420 мм."