Отзыв о были Л.Толстого «Как мужик убрал камень. Чтение басни Л.Н. Толстого "Как мужик камень убрал" Мужик убрал камень главная

Урок литературного чтения в 4 классе

Учитель: Чаринцева А.Д.

Тема урока: Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Тип урока: введение новых знаний

Цель урока: развивать познавательную активность и творческую самостоятельность обучающихся.

Формируемые УУД:

Предметные:

Изучить басню Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»;

Сформировать понятие о басне, о морали басни;

Показать учащимся, что басня может быть в прозаической форме;

Метапредметные:

Сформировать опыт творческой деятельности;

Развивать интерес к художественному слову;

Развивать умение выразительно читать;

Развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;

Личностные:

Воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, непринятие лицемерия, неприятие лести, уважение к мнению других.

Регулятивные:

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Работать по коллективно составленному плану;

Оценивать правильность выполнения действия;

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Высказывать своё предположение.

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Технологии: проблемное обучение, здоровье-сберегающая, приём технологии критического мышления.

Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение»; аудиозапись басни Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень».

Ход урока

Приём «Кластер»

Составляем кластер на основе выдвижения познавательных задач в течение урока.

I . Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе будет светло

Пусть будет уютно и очень легко.

II . Актуализация знаний (4 мин)

Какой раздел изучаем на уроке литературного чтения? (Чудесный мир классики)

Какие произведения мы относим к классике? (Выдающиеся произведения, образцы литературы и искусства)

Произведения каких русских классиков читали на уроках? (Произведения А. С. Пушкина, М. Ю.Лермонтова, Л. Н. Толстого)

III . Проверка домашнего задания по произведению Л. Н. Толстого «Детство» (5 мин)

С каким классиком мы с вами встретились на прошлом уроке?

Чем запомнились оба произведения?

Чем запомнился вам рассказ маленького мальчика?

К какому жанру относятся произведения? (рассказ, «Детство» отрывок из повести)

Что вы чувствуете, когда слышите слово «мама»? Прочитайте синквейн о маме (выставка работ в файлах)

IV . Постановка учебной задачи (5 мин)

Сформулируйте тему нашего урока, выполнив все мои задания.

Узнайте произведение:

    « Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было – она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась» («Прыжок» быль)

    «В Лондоне показывали диких зверей и за просмотр брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.» («Лев и собачка» быль)

    «Был мальчик. Звали его Филипп. Пошли раз ребята в школу». («Филиппок» быль)

Что объединяет эти произведения? (Эти произведения написал Л.Н.Толстой) (слайд)

Что вы знаете из биографии писателя?

Какие произведения вы прочитали или вспомнили к уроку?

- Можете определить жанр этих произведений? (быль)

Какие вы знаете жанры? (рассказ, повесть, стихотворение, басня, устное народное творчество и т.д.)

Назовите тему урока. (Продолжим знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого)

Верно.

Чтобы определить цель урока, прослушайте произведение.

Первичное восприятие. УЧЕБНИКИ ЗАКРЫТЫ.

Послушайте произведение. (Учащиеся прослушивают аудиозапись басни.)

Понравилось ли вам произведение?

Что вас удивило?

Ученики делятся впечатлением.

Проблемный вопрос:

- Ребята, это басня!!!

- Вы согласны со мной? (Нет)

Назовите цель урока.

(Будем говорить о том, чему учат произведения Л.Н.Толстого. Вспомним особенности басни. Докажем, что это произведение - басня)

Физкультминутка «Запрещенное движение»(3 мин)

V .Построение проекта выхода из затруднения. Работа с текстом (15 мин)

Почему вы удивились?

Кто из классиков написал огромное количество басен в виде стихотворений?

Какую особенность написания басен мы выделяли, когда читали басни Крылова?

- Чтобы разобраться, надо понять произведение , найти отличительные особенности басни.

Прочитайте произведение самостоятельно.

Чтение текста про себя .

Отметьте карандашом, какие слова требуют объяснения

Работа в парах .

Какие слова показались трудными? (работают в парах)
- Объясните значение слов:
Инженер – специалист с высшим техническим образованием.
Порох – взрывчатое соединение или смесь.
Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта,

подле камня – возле.
Выдумка – вымысел, изобретение.

Чтение текста вслух (по цепочке)

Прочитаем, в словаре определение терминов.

Басня – краткий иносказательный, нравоучительный рассказ (слайд)
- В чём заключается особенность басни? (В том, что есть мораль.)
- Что принято понимать под словом мораль? (Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.)

- Иносказа́ние - , заключающее в себе скрытый ; употребляется как приём.

- А похоже это произведение на рассказ ? (слайд)

Да. Предложения по цели высказывания – повествовательные. Наблюдается

динамика происходящих событий.

- А похоже это произведение на быль ? Возможно, событие было (слайд)
Постараемся доказать, что это произведение басня.

Поработаем над содержанием.

Работа в группах . Учащиеся составляют вопросы и задают их другим группам.

- Составьте вопросы по прочитанному произведению. Озаглавьте части.

Выборочное чтение 1 части.

Какие вопросы подготовили?
- Где происходит действие?

Назовите участников.

Какая стояла задача перед инженерами?
- Как озаглавили? (Камень на площади ).


Работа над 2 частью.

Какая стояла задача перед инженерами?

Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров?
- Что предложил 1 инженер?
- Что предложил 2 инженер?

Что больше 6 тыс. или 8 тыс. и на сколько?

Как озаглавим? (Спор )


3 часть.

Как решил эту задачу мужик?
- Почему ему дали еще 100 руб.?

Как вы представляете мужика?

Какими чертами характера обладал мужик? (простой, умный, сообразительный)
- Как озаглавили эту часть. (Хорошая выдумка )

- Рассмотрите иллюстрацию. ( слайд)
- Найдите и зачитайте, какой момент изображён на иллюстрации.
- В чём заключается главная мысль? Что хотел автор сказать по этой теме?

- Важна не столько сила, сколько смекалка.

Нравоучение есть?

Есть нравоучение. А это и есть мораль произведения. Если есть мораль, то это - ….

Есть такое крылатое выражение «Мораль сей басни такова»

Произведение короткое?

Где спрятано иносказание (скрытый прием)? (Мужику дали 100 руб. за умную выдумку.)

Как вы думаете, какие человеческие качества, показал автор в своём произведении? Каких героев для этого выбрал Толстой?
(инженеров для того, чтобы показать силу и мужика - смекалку)

Какой вывод сделаем?

(Мы отнесем это произведение к басне, так как высмеиваются пороки людей.

Имеется мораль и есть иносказание.
Произведение «Как мужик убрал камень» является басней.)

Басня может быть в стихотворной и в прозаической форме.

Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.
Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это называется моралью.

Ребята, а у Л.Н.Толстого есть еще знакомая вам басня:

    «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было». («Старый дед и внучек» басня)

Что высмеивается в данной басне?

Физкультминутка(1 мин)

VI . Включение в систему знаний и повторение (3 мин)

Великий писатель, считал, что произведения устного творчества народа: стихи, сказки, пословицы, загадки - интересно и полезно читать детям. В книги, которые Толстой подготовил для обучения крестьянских детей в Ясной Поляне, он включил много сказок, пословиц, загадок.

    Работа над пословицами

Прочитайте пословицы.

Какие из них более точно передаёт мораль прочитанной басни?

1) Сколько голов, столько умов.

2)Сила ломит всё, а ум силу.

3) Мало что хотеть, надо знать да уметь.

4) И сила уму уступает .

5) Каков мастер, такова и работа.

6) Недаром говорится, что дело мастера боится.

2. Работа с басней «Два товарища» (3 мин)

Я хочу вам прочитать еще одну басню Л.Н.Толстого - ДВА ТОВАРИЩА
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего - он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что,- говорит,- медведь тебе на ухо говорил?»

«А он сказал мне, что - плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

Какова мораль этой басни?

Л.Н.Толстой «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься».(слайд)

VII .Подведение итогов. Рефлексия (3 мин)

Ребята, какую задачу мы с вами ставили?

Мы достигли цели?

Мы доказали, что это басня?

Чему учат произведения Л.Н.Толстого? (Учат добру, уважению, честности.)

- Что нового вы сегодня открыли для себя?

Нужны ли сегодня басни?

Мне бы хотелось закончить урок словами Л.Н. Толстого: «Истинная сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии». (НА ДОСКЕ)

VIII . Домашнее задание. Приём «Идеальное домашнее задание» (1 мин)

    Выучить наизусть одну из басен;

    Составить синквейн к слову «басня».

Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.

ПРИМЕЧАНИЕ

КЛАСТЕР

ПРОСЛУШИВАНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

СОСТАВЛЕНИЕ ВОПРОСОВ


Много книг чудесных, Книжек умных, интересных, Увлекательных, веселых В городах, станицах, селах … Ты идешь в библиотеку, Чтоб побольше прочитать, Настоящим человеком Помогают книги стать.




Какие жанры произведений

вы знаете?.

Рассказ

Сказка

Стихи

Басня


Вспомним с какими произведениями Л.Н. Толстого мы знакомы.

Тетрадь стр. 22, № 4


1. «Старый дед и внучек» .

2. «Филипок».

3. «Котёнок».

4. «Косточка».

5. «Лев и собачка».

6. «Прыжок».


Л. Н. Толстого

«Как мужик убрал камень».


Словарная работа.

специалист с высшим техническим

образованием

Инженер –

Порох–

взрывчатая смесь

Большой каток–

машина для уплотнения,

утрамбовки грунта

Подле–

возле

Выдумка–

вымысел, изобретение


В чём заключается главная мысль басни?

Запиши в тетрадь стр. 22

Важна не столько сила, сколько смекалка.


Чтение басни

«Как мужик убрал камень»

стр. 119


Какая пословица подходит к содержанию басни?

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Каков мастер, такова и работа.

Сила ломит всё, а ум силу.

Голь на выдумку хитра.

По уму и честь.

Всё гениальное – просто!


Вывод

  • Произведение «Как мужик

убрал камень» является басней,

так как имеет аллегорию и мораль.

2. Басня может быть в стихотвор-

ной и прозаической форме.


Рефлексия.

С каким настроением вы сегодня заканчиваете урок? Почему?

На этом уроке я похвалил бы себя за…


Домашнее задание.

Программой по чтению для начальной школы предусмотрено, что дети в 4 классе знакомятся с творчеством Льва Толстого, размышляют над человеческими поступками героев басни «Два товарища» и ищут ответ на вопрос о том, в чем заключается главная мысль басни «Как мужик убрал камень». Произведения эти невелики по объёму, но глубоки по содержанию, они учат детей размышлять о том, как нужно правильно поступать.

Мораль сей басни такова

Для чего изучаются басни? Что это такое? Толковый словарь С.И. Ожегова определяет басню как «краткий иносказательный нравоучительный рассказ». Знакомясь с этим жанром, дети учатся понимать его особенности, главной из которых является наличие морали. Что это такое и что понимается под этим словом?

Басня не только высмеивает недостатки и пороки, но и заставляет сделать какой-то поучительный вывод о том, как следует (или не следует) поступать. Рассказ о каких-то правилах поведения или общения, авторские наставления составляют мораль. Например, дети 4 класса в поисках морали должны ответить на вопрос о том, в чем суть басни Л. Толстого «Как мужик камень убрал» или «Два товарища».

Особенности басенного жанра

Басню можно узнать не только по наличию морали, у неё есть и другие отличительные черты. Это всегда короткий сюжет, который представляет собой занимательную интересную историю. Автору удаётся в лёгкой краткой форме изложить глубокое поучительное повествование. Например, сами события и главная мысль басни Толстого «Как мужик убрал камень» выражены всего в восьми предложениях. Небольшой объём делает произведение доступным для детей, они читают, анализируют и пересказывают его. Толстой использует жанровую форму басни для выражения своих мыслей, мораль выражена не конкретными поучениями, а иносказательно. Вывод должен сделать читатель сам для себя.

В баснях мало описаний и много диалогов. Именно таким образом достигается «жизненность» излагаемой ситуации. Главная мысль басни «Как мужик убрал камень» кроется в трёх высказываниях разных людей по одному и тому же вопросу. Каждый из героев дал тот ответ, который считал нужным, а вывод подсказан читателю автором в последнем предложении.

В басне обычно несколько героев, каждый из которых несёт в себе какую-то смысловую нагрузку. В одной из изучаемых четвероклассниками басен это два товарища, в другой - два учёных инженера и один простой мужик. Поведением или высказыванием одного из героев обычно выражается главная мысль. Басни Толстого «Как мужик убрал камень» и «Два товарища» - яркий тому пример.

Основная идея одной из басен высказана брошенным в беде товарищем в адрес своего «друга», который в трудный момент предпочёл спастись бегством, оставив напарника в опасности. Главная мысль басни «Как мужик камень убрал» высказана автором, но носителем оригинальной идеи по избавлению от камня является простой мужик, который, кстати, эту идею воплощает, за что и получает заслуженную награду.

Отличие басен Крылова и Толстого

В своих произведениях Иван Андреевич Крылов чаще делает героями животных, рыб, птиц, высмеивая через их поведение человеческие пороки. Конечно, есть в его баснях и человеческие персонажи. Лев Толстой излагает свои поучения устами людей, его басни похожи на маленькие рассказы, взятые из жизни случаи.

Для своих басен Иван Андреевич Крылов выбирал стихотворную форму, у Льва Толстого главная мысль басни «Как мужик убрал камень» и басни «Два товарища» выражена в прозе. Басни Крылова представляют нашему вниманию комичные ситуации, юмористические персонажи попадают в из-за своих недостатков.

Лев Толстой, не отходя от естественного тона рассказчика житейской ситуации, создаёт для читателей жуткую картину оставленного на съедение медведю товарища или городскую улицу, посреди которой лежит камень, убрать который может только смекалистый мужик.

Нужны ли сегодня басни?

Басни написаны Львом Толстым давно, много лет назад. Нужны ли они сегодня современным людям, которые пользуются кранами, навигаторами, компьютерами и мобильными телефонами? Учит ли чему-то их главная мысль? Басни «Как мужик убрал камень» и «Два товарища» заставляют думать и проявлять смекалку, быть добрым и ценить дружбу, не бросать товарища в беде. И в нашем веке немало человеческих пороков, поэтому поучительные истории - басни - как никогда актуальны, они нужны человеку для саморазвития, чтобы становиться лучше, избавляться от плохих качеств. Басня - это возможность увидеть себя со стороны и поработать над своими недостатками.

Всё гениальное - просто

Басни Толстого похожи на народные сказки, они близки к народной мудрости, выраженной в кратких высказываниях, пословицах. Можно подобрать в русском фольклоре изречения, поясняющие, в чем заключается главная мысль басни «Как мужик убрал камень». Например, «Где не возьмёт топор, там возьмёт смекалка».

Лев Толстой с помощью небольшой истории доносит до читателя мысль, что в любом деле нужно проявлять смекалку, тогда самая трудная задача станет легкоисполнимой.

Читая басню Льва Николаевича Толстого "Как мужик камень убрал", человек понимает, что в любом деле нужно рассмотреть несколько вариантов решения. Эти способы могут быть дорогостоящими и небезопасными. Например, один из инженеров предлагал рациональный взорвать камень, а ведь при этом могли пострадать городские здания.

Простой мужик оказался умнее учёных инженеров, предложив простой способ - выкопать на площади яму. Противопоставив народную смекалку и житейский опыт рационально-научным методам, Толстой показывает, что иногда не стоит слишком усложнять задачу и стоит обратить внимание на поиски кратчайшего и простого пути разрешения проблемы.

Главный герой были Льва Толстого «Как мужик убрал камень» — сообразительный мужик. В одном городе на площади лежал огромный камень. Этот камень мешал проезжающим, и его следовало убрать.

Когда пригласили инженеров, один из них сказал, что может с помощью взрыва расколоть камень на куски и вывезти его по частям. За такую работу он назначил цену восемь тысяч рублей.

Другой инженер сказал, что можно вывезти камень на катке и это будет стоить шесть тысяч рублей.

А потом пришел простой мужик и предложил избавиться от камня всего за сто рублей. Его спросили, как он это сделает? Мужик сказал, что выкопает большую яму рядом с камнем, землю из этой ямы разбросает по всей площади, а потом сбросит камень в яму и закопает его.

Предложению мужика дали ход, и он сделал все как сказал. За это мужику дали сто рублей и добавили столько же за оригинальную идею.

Таково краткое содержание были.

Главная мысль были Толстого «Как мужик убрал камень» заключается в том, что при решении многих проблем важно уметь найти оригинальный подход, который может существенно упростить дело. Инженеры, предлагая свои решения, исходили из того, что камень обязательно должен покинуть пределы городской площади. Но для такого решения требовались большие средства. А мужик предложил никуда камень не вывозить, а просто спрятать его под землей. Его оригинальная идея оказалась самой простой и малозатратной.

Быль учит не увлекаться шаблонными методами в решении трудных инженерных задач, а проявлять смекалку и изобретательность.

В были мне понравился главный герой, простой мужик, который оказался умнее образованных инженеров.

Какие пословицы подходят к были Толстого «Как мужик убрал камень»?

Всё гениальное просто.
Мужик в землю смотрит, а на семь сажен видит.
Мужик умен, да мир дурак.
Иногда не нужен ученый, а нужен смышленый.

Л. Н. Толстой «Как мужик убрал камень» (Басня)

    Организационный момент

    Повторение пройденного. Проверка домашнего задания.

Как называется раздел, который мы изучаем? («Чудесный мир классики».)

С произведениями каких писателей-классиков познакомились? (Ершов П.П., Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Толстой Л.Н.)

Назовите произведения.

Послушайте пословицы:

«Добрые умирают, да дела их живут».

«Добрый человек всегда правдой живет».

«Мудрым никто не родился, а научился».

«Учение образует ум, воспитание – нравы».

Имя какого писателя-классика может быть связано с этими пословицами? (Л.Н.Толстой).

Докажите.

Дополнение:

* родился в 1828 г., умер в 1910 г.;

* всю свою жизнь посвятил литературе;

* полное собрание сочинений состоит из 90 томов;

* родился и жил в основном в Ясной Поляне;

* там он открыл школу для крестьянских детей;

* он сам написал для них учебник «Азбуку»;

* интересы были самыми разносторонними: был способен к иностранным языкам, занимался историей, музыкой, рисованием, медициной, юридическими науками, сельским хозяйством, много и серьезно читал.

Всю свою жизнь Толстой пополнял свои знания и был высокообразованным человеком. Он говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом.

Что вы узнали нового из последних прочитанных произведений о нем? (уважение к матери, любить, беречь их, просить прощение, если обидели).

Толстой внимателен ко всем людям, независимо от их положения; умеет переживать, чувственный, ценит близких, важность взаимоотношений в семье.

    Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.

Давайте вспомним, с какими произведениями Толстого мы знакомы. Попробуйте их узнать по небольшим отрывкам. (5 человек по порядку читают отрывки «Поурочные разработки», стр. 93-94 (карт. 4-8).

Назовите жанр этих произведений (рассказы, были).

А что еще писал Л.Н.Толстой для маленьких детей? (сказки: «Три медведя», «Липунюшка», «Волга и Вазуза», «Два брата»).

А еще? ( былины: «Святогор-богатырь», «Вольга-богатырь», «Микулушка Селянинович»).

А еще Лев Николаевич писал … Посмотрите на доску и прочитайте название произведения, с которым вы сегодня познакомитесь - «Как мужик убрал камень». – Что это? (басня).

- Какие цели поставите себе на уроке?

* познакомиться с новым произведением;

* доказать, что это басня;

* узнать что-то новое о творчестве Л.Н.Толстого;

* чему учит это произведение.

Когда слышите слово «басня», чье имя вы сразу вспоминаете? (И.А.Крылов).

Вспомним особенности басни: (на доске)

* небольшое произведение в прозе или в стихах

* герои – чаще всего животные, растения, предметы, но подразумевают людей

*высмеивают недостатки людей (жадность, глупость, лесть, наглую самоуверенность, ложь)

* есть мораль (нравоучение, вывод, поучение – где объясняется смысл басни)

* много метких выражений.

Дополнение. Структура басни: 1) основная часть (картина)

2) мораль (вывод) – в начале либо в конце.

Итак, мы должны прослушать это произведение и доказать, что это басня.

    Прослушивание басни

Аудиоприложение

    Работа по теме урока.

Ваши впечатления.

Теперь прочитайте вслух по предложениям выразительно.

Анализ прочитанного:

Где происходит действие?

Кто в нем участвует? Герои?

Какую задачу решали?

Зачем надо было убрать камень?

Кого призвали? – Кто такие инженеры?

Где можно найти толкование слова? (толковый словарь)

(«Инженер – специалист с высшим техническим образованием).

Составление плана.

Что предложил первый инженер? Прочитайте.

Что предложил второй инженер? Прочитайте.

Почему не пришлось воспользоваться их помощью, ведь они имели хорошее образование, разбирающиеся (на первый взгляд) в своем деле? Сколько рублей они предлагали? Что больше и на сколько?

Кто и как решил проблему? А сколько он попросил за работу? Во сколько раз?

Что помогло мужику решить ее?

Чем были удивлены инженеры?

Давайте сравним мужика и инженеров (чтобы лучше понять главных героев) с помощью подбора антонимов к словам. Работа в паре – в тетради:

Бедный – (богатый), умный – (глупый), самоучка - (образованный), одаренный - (бездарный), делает дело – (набивает цену).

Что можно сказать о главных героях?

Какие черты характера свойственны мужику? Выбрать и выписать (ум, хитрость , благородство, находчивость).

Какое словосочетание есть в басне?

Как вы думаете, в чем заключается главная мысль басни Толстого?

(Важна не столько сила, сколько смекалка).

Вернемся к особенностям басни и отметим «+» есть ли все в это в произведении Толстого.

Толстой – педагог широко использовал этот древний жанр, всем понятный и доступный, похожий на сказку. Скупые на слова, басни через иносказание (аллегорию), образ, ненавязчиво, деликатно преподносят любое назидание морали.

    Рефлексия

Работа в группах

Каждой группе лист с пословицами. - Выбрать того, кто будет читать, советуйтесь, вам надо выбрать те из них, которые отражают главную мысль басни.

Обмен высказываниями.

    Итог урока

Что нового для себя вы взяли с урока?

Чему учит нас басня Толстого? Что этот урок дал для жизни?

Что еще хотел сказать Толстой? Почему слово мужик? (уважение к простым людям, без которых не было бы на земле всего, что нам нужно).

За что вы бы себя похвалили?

    Домашнее задание