Многообразие путей и форм общественного развития кратко. Многообразие путей и форм общественного развития

В истории науки о знании и познании рассматривались различные виды знаний . Так, в античные времена было установлено различие между знанием и мнением . Если мнение не обязательно носит достоверный характер, то знание достоверно по определению. Мнение обычно относится к единичным объектам, тогда как знание охватывает общие свойства ряда сходных объектов. Мнение может меняться, оно неустойчиво, а знанию присущи устойчивость и всеобщий характер. Античные ученые нередко отождествляли знание с истиной разума — идеями.

Самым ранним способом понимания природной и общественной действительности был миф . Кто из нас не восхищался поэтичностью, волшебством мифов древних народов? Миф — это всегда повествование, причем истинность его не подлежала сомнению, а содержание всегда так или иначе было связано с реальной жизнью людей. В отличие от науки, которая стремится объяснить мир, установить взаимосвязь между причиной и следствием, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его отдельных частей. Все происходящее в мифе приобретает значение своеобразного образца для воспроизведения. Он как бы совмещает в себе обязательный рассказ о прошлом и объяснение настоящего и будущего. Так, в греческой мифологии происхождение науки, знаний о мире объясняется подвигом Прометея.

Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизни . Издавна люди не только стремились объяснять мир в целом, но и просто трудились, мучились неудачами, добивались результатов. При этом они накапливали и определенные знания. В отличие от науки, где знания — самоцель, в практическом опыте они представляют собой «побочный продукт». Например, человек, живший на берегу реки или озера, строил корабль, лодку для плавания по волнам. Основным результатом такой деятельности должно было стать судно, а побочным — знание о том, какое дерево взять, как и чем его обработать, какую форму придать плавучему средству передвижения. При этом закон Архимеда не был известен строителю судна. Но если лодка получалась удачной, то, скорее всего, правила, по которым она была построена, вполне соответствовали научным положениям, пусть даже неизвестным строителю-практику.

Иной тип познания дает искусство. Оно имеет дело с художественным освоением мира . Конечно, искусство не ограничивается познанием мира, его назначение значительно шире. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности. Так, можно изучать историческое прошлое по архивным документам и археологическим находкам, систематизируя и обобщая их. Но можно узнавать о прошлом и с помощью художественных произведений, созданных мастерами литературы, живописи, театра. Художественное произведение дает эмоционально окрашенное и яркое представление не только о том, как выглядели герои прошлого, но и о том, что они думали и чувствовали, как вели себя в определенных обстоятельствах, помогает ощутить дух времени.

Возрастание объема и усложнение деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей, приводили к необходимости фиксировать знания, достижения практики в виде описаний. Причем такие описания содержали как бы собранный воедино обобщенный опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщенные практические знания составили основу народной мудрости .

Еще одним следствием существования вненаучного знания является появление время от времени таких направлений, которые получили обобщенное наименование «паранаука» (от лат. para — после, при), т. е. околонаучное знание. В отличие от здравого смысла, который неизменно стремится к ясности, однозначности, рецептурности (делай так-то и не делай того-то), паранаука грешит туманностью и загадочностью сведений, которыми она оперирует. Как часто приходится читать или слышать о неких загадочных, необъяснимых явлениях (неопознанных объектах, фантастических случаях исцеления неизлечимо больных, отвергнутых медицинской наукой и практикой, и т. д.).

Самопознание

Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Самопознание как процесс может быть представлено в виде последовательности следующих действий: обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики, её фиксация в сознании, анализ, оценка и принятие. Целесообразно учесть, что при высоком уровне эмоциональности и непринятия себя самопознание может превращаться в «самокопание», порождающее не объективное знание о себе, а разного рода комплексы, поэтому в самопознании важна мера.

Наиболее распространенные способы самопознания:

  • Самонаблюдение ;
  • Самоанализ (То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу);
  • Сравнение себя с другими людьми ;
  • Моделирование собственной личности ;
  • Осознание противоположностей в том или ином качестве или поведенческой характеристике (Этот способ применяется на более поздних этапах процесса самопознания, когда некоторая личностная характеристика уже выделена и проанализирована. Суть здесь заключается в том, что личность человека, её отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Нахождение позитивной стороны качества, которое первоначально воспринимается как отрицательное, уменьшает болезненность его принятия).

Домашняя работа по тексту
А.Тойнби. Острые проблемы современной цивилизации.

1.Как автор оценивает взгляд на историю общества,как на единый процесс? Выделите в тексте эту оценку.
Ответ:
Автор считает,что правильнее оценивать общество не как единый процесс,так как "Ложная концепция «единства истории» на базе западного общества имеет еще одну неверную посылку – представления о прямолинейности развития."

2. Что автор называет "вызовом истории"?
Ответ:
Автор называет "вызовом истории" испытания,некоторые трудности,которым подвергаются разные виды обществ,сами люди.
3. Как разные общества реагируют на "вызовы"?
Ответ:
Одни сразу же погибают,вторые выживают,но они очень и очень слабы,третьи напротив после "вызова истории",готовы к новым испытаниям,четвёртые следуют за более приспособленными первопроходцами.
4. Приведите собственные примеры к тезису о различных вариантах ответов на вызовы.
Ответ:
Например,три разных ученика получили двойку по какому-либо предмету. Один ученик после этого посчитал,что это просто не его предмет и спокойно, без всяких усилий,начал дальше сидеть на уроке, будто бы ему двойку не ставили,другой ученик обиделся на всех и вообще перестал учиться,а третий ученик выучил всё так,что уже на следующий урок перездал на отлично.
5. Какая аналогия более точно соответствует взгляду автора на исторический процесс:
-паровоз с вагончиками,следующий по рельсам в одном направлении;
-паровоз,от которого по пути отцепляются вагончики;
-паровоз,который при повороте стрелки уходит в одну сторону,а вагоны-в другую?
Ответ:

Мне кажется,что "паровоз,от которого по пути отцепляются вагончики" наиболее точно соответствует историческому процессу,так как в результате испытаний,происходит разделения и изменения. Например,одни общества выживают,другие нет.
Существует несколько подходов к истории: цивилизационный,формационный подходы.
Цивилизационный подход:
Составители: А.Тойнби,У. Ростоу и другие.
При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор(религии,миропонимания,мировоззрения,исторического развития,территориальной расположенности,своеобразие обычаев,традиций и т.д.).
Формационный подход:
Составители: К. Маркс,Ф. Энгельс,В.И. Ленин
При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации,основой которых является базис(экономические отношения),а всё остальное называется надстройкой. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.
Но не на все государства можно распространить критерии формационного подхода. Так же в данном подходе недооцениваются духовные факторы.
Теория постиндустриального общества(Д.Белл)
-Доиндустриальный тип (состояние человека с нетронутой,не преобразованной человеком природой).
-Индустриальный тип (состояние человека с уже освоенной природой)
-Постиндустриальный тип (взамен отношений человека с природой выходят отношения между людьми)
Доиндустриальный тип так же называется традиционным и аграрным,а постиндустриальный тип называется информационным.
Теория модернизации(О.Тоффлер)
-Два вида обществ:традиционное и современное.
-Процесс перехода от традиционного общества к современному и называется модернизацией.
Традиционное,индустриальное и информационные общества имеют сои признаки:


Общественный прогресс в созданных в XVIII-XIX вв. трудах Ж. Кондорсе, Г. Гегеля, К. Маркса и других философов понимался как закономерное движение по единому для всего человечества магистральному пути. Напротив, в концепции локальных цивилизаций прогресс представляется идущим в разных цивилизациях различными путями.
Если вы мысленно окинете взглядом ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов заметите немало общего. Первобытное общество везде сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии. Во многих странах произошли буржуазные революции. Колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Вы сами могли бы продолжить перечисление сходных событий и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определенная тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов.
Вместе с тем конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределен свой собственный вариант развития и он является единственно возможным? Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива . Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы.
Вспомним, что при подготовке Крестьянской реформы, проведенной в России в 1861 г., разные общественные силы предлагали неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны. Одни отстаивали революционный путь, другие - реформистский. Но среди последних не было единства. Предлагалось несколько вариантов реформ.
А в 1917-1918 гг. перед Россией возникла новая альтернатива: либо демократическая республика, одним из символов которой было всенародно избранное Учредительное собрание, либо республика Советов во главе с большевиками.
В каждом случае выбор был сделан. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории.
Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед судьбоносным выбором, и его история осуществляется в процессе реализации этого выбора.
Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельна. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития.
Так, например, мы видели, что ликвидация изжившего себя крепостного права была возможна и в форме революции, и в форме осуществляемых государством реформ. А назревшая потребность в ускорении экономического роста в разных странах осуществлялась либо путем привлечения новых и новых природных ресурсов, т. е. экстенсивным путем, либо путем внедрения новой техники и технологии, повышения квалификации работников, на основе роста производительности труда, т. е. интенсивным путем. В разных странах или одной и той же стране могут быть использованы различные варианты реализации однотипных изменений.
Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции - единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор.


Многообразие путей познания и форм человеческого знания.

Самопознание - сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте.

Стадии (или этапы) развития самопознания:

  • Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
  • К двум — трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
  • К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.
На формирование самопознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.
Функции самопознания:
  • Самопознание — получение информации о себе.
  • Эмоционально-ценностное отношение к себе.
  • Саморегуляция поведения.
Значение самопознания:
  • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
  • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
  • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.
Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценка себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

В современной психологии есть три вида самооценки:

  • заниженная (совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. Комплекс неполноценности возникает вследствие разнообразных причин, таких, как: дискриминация, душевные травмы, свои собственные ошибки и неудачи, и т. п. Комплекс неполноценности существенно влияет на самочувствие и поведение человека.)
  • нормальная (объективная оценка человеком себя как внутренне положительного или отрицательного до какой-то степени.)
  • завышенная (непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм)

Общественное развитие - процесс развития единого социального организма, характеризующийся необратимостью, направленностью и закономерностью.


Позиции ученых в вопросе типологии обществ и цивилизаций расходятся. Одни выделяют аграрное, индустриальное и постиндустриальное общество. Другие говорят о традиционной и западной цивилизации. Есть и те, кто выделяет непрогрессивный, циклический и прогрессивный типы развития. При этом непрогрессивный тип, по сути, соответствует первобытной эпохе, которую большинство ученых относят к доцивилизационному периоду развития. Циклический тип – это восточные цивилизации, а прогрессивный - цивилизации Запада.


Выделяют две модели общественного развития:
  • Циклическая - единая мировая история рассматривается как процесс циклического развития замкнутых локальных культур. Т.е. модель, в которой исторические этапы общественного развития не заменяют друг друга по восходящей линии развития, а просто приходят на смену друг друга. Представители: О. Шпенглер, Н. Данилевский, А. Тойнби и др.
  • Линейно-восходящая - модель, при которой общество проходит ряд исторических последовательных этапов, заменяющих друг друга. Представители: К. Маркс, Д. Белл, Г. Гегель и др.

Цивилизационный подход


Что такое цивилизация?
1. Ступень в развитии человечества вслед за дикостью и варварством;
2. Высокий уровень развития материальных благ и способ их потребления;
3. Характеристика единства национальных культур определенного региона или на определенном историческом отрезке.

Цивилизационный подход отрицает единство всемирного исторического процесса, заявляет о замкнутом (циклическом) развитии каждой цивилизации. Основой этого развития является духовная культура.


Позволяет глубоко изучить историю конкретных народов и обществ во всем их своеобразии;

Ставит в центр исследования человека и его духовную жизнь;

Позволяет обратить внимание на накопление духовных ценностей, непрерывность исторического процесса, показать взаимосвязи и преемственность национальных культур;

История не рассматривается как единый процесс развития всего человечества;

Народы изучаются изолированно;

Трудно выявить закономерность в историческом процессе.

Формационный подход

Разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Согласно этой теории человечество в развитии проходит ряд стадий (формаций), каждая из которых отличается свои базисом и соответствующей надстройкой.

Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека.


+ систематизация;

Легко выявить закономерности в историческом процессе;

Изучает все народы вместе,не изолируя отдельные;

Абсолютизация экономического фактора в жизни общества;

Однолинейное понимание исторического процесса;

Многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций;

Недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов.

Базис и надстройка – категории исторического материализма, характеризующие структуру общественно-экономической формации.

Базис – совокупность исторически определенных производственных отношений между людьми, т.е. отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Надстройка – совокупность политических, правовых, идеологических и др. отношений, которые включают в себя государство, политические партии, общественные организации, а также идеологию и психологию различных социальных групп или общества в целом,связанные с ними взгляды, теории, представления, иллюзии.

Класс общественный – категория исторического материализма; означает большую группу людей, различающуюся по месту в определенной системе производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Модернизация – процесс исторического перехода общества от аграрной к индустриальной стадии цивилизации, включающий в себя взаимообусловленные институциональные политические, экономические и социокультурные изменения: утверждение системы парламентской демократии, рыночной экономики и самостоятельной автономной личности.