М. Краткая биография писателя. Лермонтов, Михаил Юрьевич – биография М. Ю. Лермонтов. Краткая биография: детство

В семье отставного пехотного капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831). Рано остался без родителей, воспитывался у бабушки - Е. А. Арсеньевой, которая дала внуку разностороннее образование. Детство М. Ю. Лермонтова прошло в ее усадьбе - селе Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии (ныне село ). Заметное влияние на формирование личности будущего поэта оказала поездка с родными на Кавказ летом 1825 года.

С сентября 1828 по март 1830 года М. Ю. Лермонтов учился в Московском университетском благородном пансионе. К этому времени относятся его первые стихи и поэмы («Черкесы», «Кавказский пленник»), отмеченные подражанием .

В сентябре 1830 года М. Ю. Лермонтов поступил в Московский университет на нравственно-политическое отделение, позднее перешел на словесное отделение. В студенческие годы им была создана драма «Странный человек» (1831). В июне 1832 года поэт был отчислен из университета «по прошению».

В 1832 году М. Ю. Лермонтов переехал в и поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В годы учения работал над романом «Вадим», принимал участие в составлении рукописного журнала «Школьная заря», в котором были помещены его юнкерские поэмы «Гошпиталь», «Петергофский праздник», «Уланша», а также юнкерские стихи.

В ноябре 1834 года М. Ю. Лермонтов был произведен в корнеты Лейб-гвардии Гусарского полка. Служил в , где стоял его полк, но много времени проводил в Санкт-Петербурге. Критические наблюдения этой поры над жизнью аристократического общества легли в основу драмы «Маскарад» (1835), которую поэт переделывал несколько раз, но так и не добился разрешения на постановку.

Крутым переломом в творчестве и судьбе М. Ю. Лермонтова стало стихотворение «Смерть поэта» (1837). Стихи, ставшие откликом на трагическую гибель А. С. Пушкина, широко распространялись в списках. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев императора . М. Ю. Лермонтов был арестован, а затем переведен из гвардии без повышения в чине в Нижегородский драгунский полк, стоявший в Грузии.

Во время ссылки М. Ю. Лермонтов изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло знакомство со ссыльными декабристами, в том числе поэтом А. И. Одоевским), изучал восточный фольклор. Кавказские темы заняли прочное место в творчестве Лермонтова - писателя и художника (он был одаренным живописцем и рисовальщиком). Публикация стихотворения «Бородино» (1837) упрочила славу поэта.

В 1838 году, благодаря хлопотам Е. А. Арсеньевой и М. Ю. Лермонтов был переведен в Гродненский гусарский полк, стоявший под Новгородом, но по пути к месту новой службы задержался в столице. Весной 1838 года поэт был возвращен в Лейб-гвардии Гусарский полк.

Два года, проведенные М. Ю. Лермонтовым в Санкт-Петербурге (1838-1840) стали временем наибольшего расцвета его таланта. Его стихи стали регулярно появляться в печати, были опубликованы «Тамбовская казначейша», «Дума», «Поэт», «Три пальмы» и другие произведения. Большой успех имела историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича...» (1838). М. Ю. Лермонтов сблизился с поэтами пушкинского круга и В. А. Жуковским, сотрудничал с журналом «Отечественные записки», познакомился с .

В 1839 году поэт завершил работу над поэмой «Демон», создав исключительно выразительное символическое воплощение идеи бунта против «мирового порядка», трагедии одиночества. В том же году им была написана поэма «Мцыри». В это время также им был закончен роман «Герой нашего времени» (1840), насыщенный глубокой социальной рефлексией и психологическим содержанием. Это произведение считается вершиной реализма М. Ю. Лермонтова.

В феврале 1840 года за дуэль с Э. де Барантом, сыном французского посла, М. Ю. Лермонтов был предан военному суду и снова отправлен на Кавказ в Тенгинский пехотный полк. В июле 1840 года поэт принимал участие в сражении при реке Валерик в Чечне. Дважды представлялся к наградам, однако оба раза был вычеркнут из списков Николаем I.

В январе 1841 года М. Ю. Лермонтову был разрешен короткий отпуск в столице. Поэт провел его, вращаясь в литературных и светских кругах. В апреле 1841 года он вновь оправился на Кавказ.

В последние месяцы жизни М. Ю. Лермонтов создал свои лучшие стихи - «Родина», «Утес», «Спор», «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Пророк». По пути в полк поэт задержался для лечения в . Случайная ссора М. Ю. Лермонтова с соучеником по юнкерской школе отставным майором Н. С. Мартыновым привела к дуэли, закончившейся трагической смертью поэта.

Михаил Юрьевич Лермонтов был похоронен на городском кладбище в Пятигорске 17 (29) июля 1841 года. Позднее его прах был перевезен в село Тарханы и 23 апреля (5 мая) 1842 года погребен в семейном склепе Арсеньевых.

В истории русской литературы М. Ю. Лермонтов считается наследником и продолжателем А. С. Пушкина.


Роль и место в литературе

Поэзию Лермонтова современники считали «новым звеном» в историческом развитии русского общества. Автор выражал протест против гнета простого народа и ущемления мыслящих людей в крепостническо-самодержавном государстве.

Особенность творчества Лермонтова в слиянии общественно-политических и личных мотивов. Поэт оказал влияние на творчество многих других поэтов и писателей.

Происхождение и ранние годы

Михаил Юрьевич Лермонтов появился на свет 3 октября 1814 года в Российской империи (Москва). Происхождение будущего поэта поразительное: его род уходит корнями в Шотландию. А великим предком считается легендарный пророк-бард Томас Лермонт.

Отец – Юрий Петрович Лермонтов, отставной пехотный капитан. Его считали красивым мужчиной, добрым, но вспыльчивым.

Мать – Мария Михайловна Лермонтова (в девичестве — Арсеньева) была богатой наследницей. Она вышла замуж в 17 лет. После родов ее здоровье ухудшилось – и муж охладел к ней. Семейная жизнь не ладилась.

Воспитанием Михаила занималась бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она имела блестящий ум, силу воли и деловую хватку. Но, несмотря на суровый нрав, к крепостным не применяла физических расправ, кроме как побрить волосы или отрезать косу.

Ранние годы Лермонтов провел в усадьбе бабушки, в Тарханах.

Образование

Начальное образование Лермонтов получил, обучаясь дома. В период с 1828 по 1830 год он учится в университетском пансионе Москвы.

В 1830 году будущий поэт поступает в Московский университет. Вначале он учится на нравственно-политическом факультете, а потом – на словесном.

После окончания университета Михаил проводит несколько лет в школе гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. В 1834 году началась служба в Гусарском полку.

Творчество

Лермонтов становится известным широкому кругу общественности после выхода стихотворения, посвященного А. Пушкину. В нем автор укорял власть в преждевременном уходе гения. За смелое произведение Лермонтова отправили в ссылку. И только благодаря прошению бабушки, наказание для поэта смягчили. По дороге на Кавказ, Михаил побывал в Москве, где написал «Бородино» (1837 год).

Лирика Лермонтова – особенная, в ней чувствуется отчужденность и одновременно чувство социальной ответственности. А проза Михаила Лермонтова – правдивая картина русского общества того времени.

Главное произведение

Главным произведением Лермонтова принято считать роман «Герой нашего времени». Над ним автор работал в течение 1838-1840 годов. Он состоит из пяти самобытных повестей, связанных одним человеком. Идея произведения в том, чтобы показать пороки общества в лице главного героя. Лирико-психологический роман стал большим открытием для русской литературы того времени.

Последние годы

Михаил Лермонтов был известным дуэлянтом. Его последняя дуэль была с товарищем по учебе, Мартыновым. На светском приеме Михаил нелестно пошутил над ним – и это стало причиной дуэли. 15 июля 1841 года в возрасте 26 лет Лермонтова застрелили.

Хронологическая таблица (по датам)

Интересные факты из жизни писателя

  • Лермонтов не пользовался популярностью у женщин. Однажды из-за отказа девушки, позже он отомстил, расстроив ее свадьбу.
  • Поэт имел дерзкий характер и не раз бывал на дуэли.
  • Все считали Мартынова «косым стрелком», но именно он совершил роковой выстрел в Лермонтова.
  • Лермонтов не был прихотлив в еде и ел все без разбору. Однажды друзья решили подшутить над ним и подложили в булочки опилки. Михаил не заметил этого и съел.
  • Лермонтов был троюродным братом Петра Аркадьевича Столыпина.

Музей писателя

Дом-музей Лермонтова находится на Малой Молчанке (Москва). Здесь поэт жил в период с 1829 по 1832 год.

Лермонтов Михаил Юрьевич, биография которого до сих пор полностью неизвестна, ознаменовал своим творчеством совершенно новый этап развития русской литературы. В его произведениях гармонично сочетались личные, философские и гражданские мотивы, которые на тот момент как нельзя лучше отвечали духовным потребностям общества.

Творчество Лермонтова оказало огромное влияние на следующие поколения поэтов и прозаиков. Многие его произведения были экранизированы, сыграны в театре, отображены в живописи, а стихи стали романсами.

М. Ю. Лермонтов. Краткая биография: детство

Родился будущий писатель в октябре 1814 года. Еще до нового года все семейство из Москвы вернулось в Тарханы - имение бабушки в Пензенской области. Миша остался без матери, когда ему не было и трех лет. Отец хотел забрать сына с собой, но бабушка составила завещание таким образом, что все останется внуку только в том случае, если он будет жить с ней до совершеннолетия.

М. Ю. Лермонтов. Краткая биография: учеба

В 14 лет Михаил стал воспитанником Благородного пансиона, действующего при Московском университете. В это же время он увлекся поэзией и сам начал писать. Первым его учителем в этом деле был С. Е. Раич. Михаил проучился 2 года, и пансион закрыли. Осенью Лермонтов в этом же университете поступил на нравственно-политический факультет. Ни к какому кружку Михаил не примыкал и вообще держался в стороне от всех студентов.

Осенью следующего года, когда Лермонтов перешел на словесный факультет, умер его отец. Лекций на новом отделении Михаил почти не посещал и на испытания в конце года не явился.

М. Ю. Лермонтов. Краткая биография: переезд в Петербург

В августе 1832 года Михаил стал учеником Школы гвардейских юнкеров, которая была учреждена для молодых дворян, поступающих в гвардию без какой-либо военной подготовки и образования. С этим событием и был связан его переезд в Петербург. Проучившись в Школе 2 года, он получил первичное офицерское звание. В этот период Михаил не прекращал заниматься литературой.

М. Ю. Лермонтов. Краткая биография: арест и ссылка

В январе 1837 года страну потрясло известие о гибели Пушкина. На это событие Михаил Лермонтов ответил стихотворением «Смерть поэта». Так как стих имел политический характер, поэт был арестован и сослан на Кавказ. С этого дня он прожил всего 4 года. И за этот короткий срок Лермонтов создал те произведения, которые затем стали считать лучшим его поэтическим наследием.

Это «Мцыри», «Демон» и множество живописных, музыкальных, разнообразных по воплощению стихотворений, доказывающих безграничную мощь его таланта. В 1839 году Лермонтов закончил работу над романом "Герой нашего времени".

М. Лермонтов. Краткая биография: дуэль

Поэт мечтал в конце концов оставить военную службу и полностью предаться литературе, начать издавать собственный журнал. Но ему позволили лишь некоторое время побыть в Петербурге. И то это стало возможным благодаря прошению влиятельных лиц и Е. А. Арсеньевой, его бабушки. После побывки поэт отправился в последнюю свою поездку на Кавказ, а по существу - в ссылку. Он был полон мрачных предчувствий. Повод к ссоре, приведшей к роковой дуэли, был ничтожным. Сам поэт был почти уверен, что поединок не состоится. Однако Мартынов отказываться от него не собирался. Он нанес М. Ю. Лермонтову смертельную рану во время этой злополучной дуэли в Пятигорске. Произошло это летом 1841 года, а следующей весной прах поэта был отправлен в Тарханы, родовое имение.

Русский поэт. Учился в Московском университете (1830-32). Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834). В 1837 за стихотворение «Смерть поэта» (о гибели А. С. Пушкина) был сослан в армию на Кавказ. Убит на дуэли в Пятигорске. Разочарование в действительности, характерное для последекабрьских умонастроений, скептицизм, стремление к идеалу свободной и мятежной личности питали его ранние романтические стихи, а в зрелой лирике и мечта о душевном покое («Дума», «И скучно и грустно»,

«Молитва», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу»; поэма «Мцыри», 1839; драма «Маскарад», 1835). Многие произведения Лермонтова пронизаны гражданским пафосом, патриотическим чувством [неоконченный социально-исторический роман. «Вадим» (1832-34), стихотворения «Бородино», «Поэт», «Родина»]. Поэма «Демон» (закончена в 1839) символическое воплощение идеи бунта против «мирового порядка», трагедия одиночества. Лермонтов ввел в русскую поэзию стих, отмеченный энергией мысли и мелодичностью. Роман «Герой нашего времени» (1840), насыщенный глубокой социальной рефлексией и психологическим содержанием, вершина реализма Лермонтова.
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич , русский поэт.
Неведомый избранник
Брак родителей Лермонтова богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817) и армейского капитана Ю. П. Лермонтова (1773-1831) был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой Е. А. Арсеньевой тяжело сказались на формировании личности поэта. Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка). Романтический культ отца и соответствующая трактовка семейного конфликта отразились позднее в драмах Menschen und Leidenschaften («Люди и страсти», 1830), «Странный человек» (1831). Значимы для формирования Лермонтова и предания о легендарном основоположнике его рода шотландском поэте Томасе Лермонте. К сильным впечатлениям детства относятся поездки на Кавказ (1820, 1825).
С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском благородном пансионе (сентябрь 1828 март 1830), позднее в Московском университете (сентябрь 1830 июнь 1832) на нравственно-политическом, затем словесном отделении.
Ранние поэтические опыты Лермонтова свидетельствуют об азартном и бессистемном чтении предромантической и романтической словесности: наряду с Дж. Г. Байроном и А. С. Пушкиным для него важны Ф. Шиллер, В. Гюго, К. Н. Батюшков, философская лирика любомудров; в стихах масса заимствованных строк (фрагментов) из сочинений самых разных авторов от М. В. Ломоносова до современных ему поэтов. Не мысля себя профессиональным литератором и не стремясь печататься, Лермонтов ведет потаенный лирический дневник, где чужие, иногда контрастные формулы служат выражением сокровенной правды о великой и непонятой душе. Пережитые в 1830-32 увлечения Е. А. Сушковой, Н. Ф. Ивановой, В. А. Лопухиной становятся материалом для соответствующих лирико-исповедальных циклов, где за конкретными обстоятельствами скрывается вечный, трагический конфликт. Одновременно идет работа над романтическими поэмами от откровенно подражательных «Черкесов» (1828) до вполне профессиональных «Измаил-бея» и «Литвинки» (обе 1832), свидетельствующих об усвоении Лермонтовым жанрового (байроновско-пушкинского) канона (исключительность главного героя, «вершинность» композиции, «недосказанность» сюжета, экзотический или исторический колорит). К началу 1830-х гг. обретены «магистральные» герои поэтической системы Лермонтова, соотнесенные с двумя разными жизненными и творческими стратегиями, с двумя трактовками собственной личности: падший дух, сознательно проклявший мир и избравший зло (первая редакция поэмы «Демон», 1829), и безвинный, чистый душой страдалец, мечтающий о свободе и естественной гармонии (поэма «Исповедь», 1831, явившаяся прообразом поэмы «Мцыри»). Контрастность этих трактовок не исключает внутреннего родства, обеспечивающего напряженную антитетичность характеров всех главных лермонтовских героев и сложность авторской оценки.
Смутное время
Оставив по не совсем ясным причинам университет, Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834. Место высокой поэзии занимает непечатное стихотворство («Юнкерские поэмы»), место трагического избранника циничный бретер, сниженный двойник «демона». В то же время идет работа над романом «Вадим» (не закончен), где ультраромантические мотивы и стилистические ходы (родство «ангела» и «демона», «поэзия безобразности», языковая экспрессия) сопутствуют тщательной обрисовке исторического фона (восстание Пугачева). «Демоническая» линия продолжается в неоконченном романе из современной жизни «Княгиня Лиговская» (1836) и драме «Маскарад». Последней Лермонтов придавал особое значение: он трижды подает ее в цензуру и дважды переделывает.
Поэт поколения
К началу 1837 у Лермонтова нет литературного статуса: многочисленные стихотворения (среди них признанные в будущем шедеврами «Ангел», 1831; «Парус», 1831; «Русалка», 1832; «Умирающий гладиатор», 1836; поэма «Боярин Орша», 1835-36) в печать не отданы, романы не закончены, «Маскарад» не пропущен цензурой, опубликованная (по неподтвержденным сведениям без ведома автора) поэма «Хаджи Абрек» (1834) резонанса не вызвала, связей в литературном мире нет (значима «невстреча» с Пушкиным). Слава к Лермонтову приходит в одночасье со стихотворением «Смерть поэта» (1937), откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. 18 февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.
Ссылка продлилась до октября 1837: Лермонтов изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло знакомство со ссыльными декабристами, в том числе поэтом А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским); изучал восточный фольклор (запись сказки «Ашик-Кериб»). Публикация в 1837 стихотворения «Бородино» упрочила славу поэта.
С апреля 1838 по апрель 1840 Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку, уверенно завоевывая «большой свет» и мир литературы. Устанавливаются связи с пушкинским кругом семейством Карамзиных, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским (благодаря посредничеству последнего в «Современнике» в 1838 печатается поэма «Тамбовская казначейша») и А. А. Краевским (публикация «Песни про царя Ивана Васильевича…» в редактируемых Краевским «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду», 1838; систематическое сотрудничество с возглавленным Краевским в 1839 журналом «Отечественные записки»). Лермонтов входит в фрондерско-аристократический «кружок шестнадцати».
В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества безвольного, рефлексирующего, не способного на деяние, страсть, творчество. Не отделяя себя от больного поколения («Дума», 1838), высказывая сомнения в возможности существования поэзии здесь и сейчас («Поэт», 1838; «Не верь себе», 1839; «Журналист, читатель и писатель», 1840), скептически оценивая жизнь как таковую («И скучно, и грустно…», 1840), Лермонтов ищет гармонию в эпическом прошлом («Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича…», где демонический герой-опричник терпит поражение от хранителя нравственных устоев), в народной культуре («Казачья колыбельная песня», 1838), в чувствах ребенка («Как часто пестрою толпою окружен…», 1840) или человека, сохрани вшего детское мировосприятие («Памяти А. И. О», 1839; , 1840). Богоборчество («Благодарность», 1840), мотивы невозможности любви и губительной красоты («Три пальмы», 1839; «Утес», «Тамара», «Листок», «Морская царевна», все 1841) соседствуют с поиском душевной умиротворенности, связываемой то с деидеологизированной национальной традицией («Родина», «Спор», оба 1841), то с мистическим выходом за пределы земной обреченности («Выхожу один я на дорогу…», 1841). То же напряженное колебание между полюсами мироотрицания и любви к бытию, между земным и небесным, проклятьем и благословением присуще вершинным поэмам Лермонтова последней редакции «Демона» и «Мцыри» (обе 1839).
В 1838-40 написан роман «Герой нашего времени»: первоначально составившие его разножанровые новеллы печатались в «Отечественных записках» и, возможно, не предполагали циклизации. В романе пристально исследуется феномен современного человека; тщательно анализируются антиномии, присущие и поэтическому миру Лермонтова. Появление отдельного издания романа (апрель 1840) и единственного прижизненного сборника «Стихотворения М. Лермонтова» (октябрь 1840; включены «Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича…», 26 стихотворений) стали ключевыми литературными событиями эпохи, вызвали критическую полемику, особое место в которой принадлежит статьям Белинского.
Неожиданный финал
Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (февраль 1840) привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Через Москву (встречи со славянофилами и Н. В. Гоголем на его именинном обеде) поэт отбывает на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях (сражение на речке Валерик, описанное в стихотворении «Я к вам пишу случайно, право…»), за что представляется к наградам (вычеркнут из списков императором Николаем I). В январе 1841 отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск, находится до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах. Лермонтов обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности (известен замысел исторического романа; есть сведения о намерении приняться за издание журнала); в Петербурге и после отъезда из него одно за другим пишутся гениальные стихотворения (в. т. ч. указанные выше).



  1. Введение М. Ю. Лермонтов — очень сложное явление в истории литературной жизни России. Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно небольшое литературное наследство, до...
  2. Михаил Юрьевич Лермонтов родился третьего октября 1814 года в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой. К началу XIX века давно обрусевший...
  3. Когда, по окончании юнкерской школы, Лермонтов вышел корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк и впервые надел офицерский мундир, бабка поэта заказала художнику Ф. О. Будкину его...
  4. Пушкин и философско-историческая мысль 19 века …Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двадцатый год...
  5. (1783 — 1852) Отец Жуковского — Афанасий Иванович Бунин, помещик Тульской губернии, владелец с. Мишенского, мать — Сальха, турчанка по происхождению, взятая в плен русскими...
  6. Жизнь писателя в большей или в меньшей степени определяет его творчество. Однако, этот тезис нельзя в полной мере отнести к одному из известнейших русских поэтов...
  7. Михаил Юрьевич Лермонтов — русский поэт, прозаик и дрваматург ХIХ в., творчество которого развивалось на перекрестке романтического и реалистического направлений и характеризовалось открытием новых граней...
  8. Бабушку Лермонтова звали Елизавета Алексеевна. Урожденная Столыпина перенесла много испытаний в жизни. Все удары судьбы нашли отражение во властном и твердом характере женщины. Кроме того...
  9. Не для кого ни секрет, что каждый писатель пишет по-своему. Индивидуальный стиль формируется благодаря использованию определенных художественных средств, лексики, самой манеры изложения, и, конечно же,...

15 октября 1814 года на свет появился великий русский поэт, чьи произведения пополнили копилку мировых шедевров, . Его жизнь оборвалась слишком рано, он умер в возрасте 27 лет. В день смерти Лермонтова Белинский написал: «Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу».


Анкетные данные


Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве. Брак родителей поэта - богатой наследницы М.М.Арсеньевой и армейского капитана Ю.П.Лермонтова - был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой - Е.А.Арсеньевой - тяжело сказались на формировании личности поэта.

Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии, где получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка). Романтический культ отца и соответствующая трактовка семейного конфликта отразились позднее в драмах Menschen und Leidenschaften («Люди и страсти», 1830 г.), «Странный человек» (1831 г.). Значимы для формирования Лермонтова и предания о легендарном основоположнике его рода - шотландском поэте Томасе Лермонте. К сильным впечатлениям детства относятся поездки на Кавказ в 1820-м и 1825 годах, куда бабушка отправляла его, чтобы править здоровье, - в детстве Михаил Юрьевич страдал золотухой.

С 1827 года Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском благородном пансионе (сентябрь 1828-го - март 1830-го), позднее в Московском университете (сентябрь 1830-го - июнь 1832-го) на нравственно-политическом, затем словесном отделении.


Трудовая биография


Ранние поэтические опыты Лермонтова свидетельствуют об азартном и бессистемном чтении предромантической и романтической словесности: наряду с Дж.Г.Байроном и А.С.Пушкиным для него важны Ф.Шиллер , В.Гюго , К.Н.Батюшков , философская лирика любомудров. В его стихах масса заимствованных строк (фрагментов) из сочинений самых разных авторов - от М.В.Ломоносова до современных ему поэтов. Не мысля себя профессиональным литератором и не стремясь печататься, Лермонтов ведет потаенный лирический дневник, где чужие, иногда контрастные формулы служат выражением сокровенной правды о великой и непонятой душе. Пережитые в 1830-32 годы увлечения Е.А.Сушковой, Н.Ф.Ивановой, В.А.Лопухиной становятся материалом для соответствующих лирико-исповедальных циклов, где за конкретными обстоятельствами скрывается вечный, трагический конфликт. Одновременно идет работа над романтическими поэмами - от откровенно подражательных «Черкесов» (1828 г.) до вполне профессиональных «Измаил-бея» и «Литвинки» (обе 1832 г.), свидетельствующих об усвоении Лермонтовым жанрового (байроновско-пушкинского) канона (исключительность главного героя, «вершинность» композиции, «недосказанность» сюжета, экзотический или исторический колорит). К началу 1830-х гг. обретены «магистральные» герои поэтической системы Лермонтова, соотнесенные с двумя разными жизненными и творческими стратегиями, с двумя трактовками собственной личности. Падший дух, сознательно проклявший мир и избравший зло (первая редакция поэмы «Демон», 1829 г.), и безвинный, чистый душой страдалец, мечтающий о свободе и естественной гармонии (поэма «Исповедь», 1831 г., явившаяся прообразом поэмы «Мцыри»).

Оставив по не совсем ясным причинам университет, Лермонтов в 1832 году переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834 году. Место высокой поэзии занимает непечатное стихотворство («Юнкерские поэмы»), место трагического избранника - циничный бретер, сниженный двойник «демона». В то же время идет работа над романом «Вадим», где ультраромантические мотивы и стилистические ходы (родство «ангела» и «демона», «поэзия безобразности», языковая экспрессия) сопутствуют тщательной обрисовке исторического фона (восстание Пугачева). «Демоническая» линия продолжается в неоконченном романе из современной жизни «Княгиня Лиговская» (1836 г.) и драме «Маскарад». Последней Лермонтов придавал особое значение: он трижды подает ее в цензуру и дважды переделывает.

К началу 1837 г. у Лермонтова нет литературного статуса: многочисленные стихотворения (среди них признанные в будущем шедеврами «Ангел», 1831 г.; «Парус», 1831 г.; «Русалка», 1832 г.; «Умирающий гладиатор», 1836 г.; поэма «Боярин Орша», 1835-36 гг.) в печать не отданы, романы не закончены, «Маскарад» не пропущен цензурой. Опубликованная без ведома автора поэма «Хаджи Абрек» (1834 г.) резонанса не вызвала, связей в литературном мире нет.

Слава к Лермонтову приходит в одночасье - со стихотворением «Смерть поэта» (1937 г.), заключительные строки которого заканчивались резкими выпадами против высшей аристократии. Для поэта слава аукнулась арестом и переводом в чине прапорщика в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.

Ссылка продлилась до октября 1837 г.: Лермонтов изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло знакомство со ссыльными декабристами, в том числе поэтом А.И.Одоевским, а также с В.Г.Белинским). Там он изучал восточный фольклор (запись сказки «Ашик-Кериб»). Публикация в 1837 г. стихотворения «Бородино» упрочила славу поэта.

С апреля 1838-го по апрель 1840 года Лермонтов служит в Лейб-гвардии в гусарском полку, уверенно завоевывая «большой свет» и мир литературы. Устанавливаются связи с пушкинским кругом - семейством Карамзиных, П.А.Вяземским, В.А.Жуковским (благодаря посредничеству последнего в «Современнике» в 1838 г. печатается поэма «Тамбовская казначейша») и А.А.Краевским (публикация «Песни про царя Ивана Васильевича...» в редактируемых Краевским «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду»).

В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества - безвольного, рефлексирующего, неспособного на деяние, страсть, творчество. Не отделяя себя от больного поколения («Дума», 1838 г.), высказывая сомнения в возможности существования поэзии здесь и сейчас («Поэт», 1838 г.; «Не верь себе», 1839 г.; «Журналист, читатель и писатель», 1840). Поэт скептически оценивая жизнь как таковую («И скучно, и грустно...», 1840 г.), ищет гармонию в эпическом прошлом («Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича...»), в народной культуре («Казачья колыбельная песня», 1838 г.), в чувствах ребенка («Как часто пестрою толпою окружен...», 1840 г.) или человека, сохранившего детское мировосприятие («Памяти А.И.Одоевского»).

Богоборчество («Благодарность», 1840 г.), мотивы невозможности любви и губительной красоты («Три пальмы», 1839 г.; «Утес», «Тамара», «Листок», «Морская царевна» - все 1841 г.) соседствуют с поиском душевной умиротворенности, связываемой то с деидеологизированной национальной традицией («Родина», «Спор» - оба 1841 г.), то с мистическим выходом за пределы земной обреченности («Выхожу один я на дорогу...», 1841 г.). То же напряженное колебание между полюсами мироотрицания и любви к бытию, между земным и небесным, проклятьем и благословением присуще вершинным поэмам Лермонтова - последней редакции «Демона» и «Мцыри» (обе 1839 г.).

В 1838-40 гг. написан роман «Герой нашего времени»: первоначально составившие его разножанровые новеллы печатались в «Отечественных записках» и, возможно, не предполагали циклизации. В романе пристально исследуется феномен современного человека. Тщательно анализируются антиномии, присущие и поэтическому миру Лермонтова. Появление отдельного издания романа (апрель 1840 г.) и единственного прижизненного сборника «Стихотворения М.Лермонтова» (октябрь 1840 г.; включены «Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича...», 26 стихотворений) стали ключевыми литературными событиями эпохи, вызвали критическую полемику, особое место в которой принадлежит статьям Белинского.


Сведения о родственниках


Отец - Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831 гг.)

Окончил Первый кадетский корпус в Петербурге, в 1804 г. в чине прапорщика выпущен в Кексгольмский пехотный полк, служил в том же корпусе воспитателем; в 1811 г. по болезни вышел в отставку в чине капитана; в 1812 г. вступил в тульское дворянское ополчение; в 1813 г. находился на излечении в Витебске. Бывая в с. Васильевском, родовом имении Арсеньевых, познакомился с М.М.Арсеньевой и женился на ней. После свадьбы жил в Тарханах. Семейная жизнь родителей поэта не была счастливой. После смерти юной жены в 1817 г. отношения Юрия Петровича с тещей обострились. Он уехал в свое имение Кропотово (Тульской губ.), а сына оставил на воспитание бабушке - согласно условию, поставленному ею в завещании.

Мать - Мария Михайловна Лермонтова (1795-1817 гг.)

Единственная дочь Михаила Васильевича и Елизаветы Алексеевны Арсеньевых. Получила домашнее образование и воспитание. Мария Михайловна родилась «ребенком слабым и болезненным, и взрослою все еще выглядела хрупким, нервным созданием... Была одарена душою музыкальною». Познакомившись Юрием Петровичем Лермонтовым, Мария Михайловна горячо полюбила его и вышла замуж, несмотря на неодобрение матери.

Современники рассказывали о доброте Марии Михайловны, лечившей крестьян, вспоминали, что нередко она играла на фортепьяно и пела, взяв на колени сына. «Когда я был трех лет, - вспоминал Лермонтов, - то была песня, от которой я плакал... Ее певала мне покойная мать». Нежность к матери и тоска по ней нашли отражение во многих произведениях поэта. Мария Михайловна умерла от чахотки в феврале 1817 г.

Бабушка - Елизавета Алексеевна Арсеньева (1773-1845 гг.)

Бабушка Лермонтова по матери. Урожденная Столыпина. Обладала способностями и природным умом, развитию которых благоприятствовали культурные интересы семьи. Пользовалась уважением многочисленных родственников и знакомых. В 1794 г. вышла замуж за Михаила Васильевича Арсеньева. Получила домашнее образование. От брака с М.В.Арсеньевым имела единственную дочь, которая умерла в 1817 г. С этого времени всю свою любовь Арсеньева перенесла на внука, в чем признавалась: «...он один свет очей моих, все мое блаженство в нем». Любовь к внуку была одновременно самоотверженной и властной. Ради Лермонтова бабушка готова была на любые жертвы - но с тем, чтобы распоряжаться судьбой внука безраздельно.

Арсеньева не жалела средств для воспитания и образования Лермонтова, постоянно заботилась о его здоровье: несколько раз возила его на Кавказ. В конце лета 1827 г. Арсеньева переехала с внуком в Москву для подготовки его к поступлению в Пансион и до 1832 г. жила с ним в Москве.

В июле - начале августа 1832 г. Арсеньева с внуком переехала в Петербург, где Лермонтов поступил в Школу юнкеров. После ареста Лермонтова за стихотворение «Смерть поэта» и за дуэль с Э.Де Барантом хлопотала перед царскими особами о прощении его.

Известие о смерти внука застало Арсеньеву в Петербурге, и в конце августа 1841 г. она вернулась в Тарханы. О ее состоянии в это время писала М.А.Лопухина: «Говорят, у нее отнялись ноги, и она не может двигаться. Никогда не произносит она имени Мишеля, и никто не решается произнести в ее присутствии имя какого бы то ни было поэта».


Личная жизнь


У всех поэтов есть стихи о любви и женщинах. И М.Ю.Лермонтов - не исключение. В его жизни было много женщин, и он воспевал их в своих стихах. В своей жизни М.Ю.Лермонтов испытывал сильные чувства к нескольким женщинам. Кто же они - вдохновительницы и мучительницы поэта? Это Лопухина В.А., Сушкова Е.А., Щербатова М.А. и Быховец Е.Г.

Будучи студентом, Лермонтов был влюблен в Вареньку Лопухину. Чувство Лермонтова было к ней безотчетно, но истинно и сильно, он сохранил его до самой смерти. Родные выдали Вареньку за богатого и ничтожного человека Бахметьева. Может быть, она любила мужа, была верной женой, хорошей матерью, но она никогда не могла забыть Лермонтова, как и он ее. Лопухина пережила поэта, но его смерть была для нее сильным потрясением, от которого она не смогла оправиться.

Екатерина Александровна Сушкова, заставившая юного Лермонтова испытать всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман, родилась 18 марта 1812 года в Симбирске. Е.А.Сушкова обращалась с М.Ю. Лермонтовым как с мальчиком, но отдавала должное его уму. Она искала удачного замужества, но Лермонтов в качестве жениха ее не привлекал: слишком юн. Сушкова подсмеивалась над Мишелем, как его звали друзья и близкие. А он спорил с ней до слез, доказывая свою правоту. Свои первые стихи Лермонтов посвящает, конечно, Екатерине Александровне. Стихотворение «Нищий» было написано Лермонтовым после того, как он увидел слепого нищего, над которым подшучивала молодежь, кладя вместо денег камушки. В этом стихотворении юный поэт сравнивает себя с нищим, а Сушкову с молодежью, которая обманывает бедного нищего.

Еще одной возлюбленной Лермонтова была Щербатова. Она была высокая, тонкая, с бронзовым блеском в волосах. Зимой 1839 г. поэт был сильно заинтересован этой молодой вдовой. Любила ли она его, он не знал. Но он, если бы мог, подарил бы ей всю землю. Вся теплота любви сосредоточилась в нем одном. Лермонтов говорил Щербатовой: «Мне грустно, что я вас люблю, и знаю, что за этот легкий день нам придется дорого рассчитаться».

Последней женщиной в жизни Лермонтова стала Е.Г.Быховец. Бронзовый цвет лица и черные очи... Она имела много поклонников из окружения Лермонтова. Они встретились после разлуки прямо в день его дуэли, последней дуэли в его жизни. Быховец говорила, что Лермонтов не любил танцевать, но был очень весел. Веселился он со всеми, но с ней всегда был грустен, только с ней Лермонтов был настоящим. Быховец была с ним в день его смерти, прожила с ним последний день в его жизни.

Всю свою жизнь Лермонтов искал истинную любовь, женщину, способную понять и воспринимать его таким, какой он есть. К сожалению, ему этого не удалось. Ни с одной женщиной он не связал жизнь свою брачными узами. Любовь приносила ему горечь, разочарование и страдания.


Увлечения


Великий русский поэт увлекался живописью. Лермонтов, по свидетельству его родственника А.П.Шан-Гирея, начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. Рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Конечно, изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному. Тем не менее, одаренность писателя сказалась и здесь.

В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы, образующие «испанский цикл». В 1830 году были созданы акварели и рисунки «Испанец с кинжалом» «Испанец», «Испанец с фонарем и католический монах», «Испанец в белом кружевном воротнике». Самое значительное в этом цикле - «Портрет герцога Лермы». Условно-романтическое видение природы, истории и людей преобладает в ранних работах Лермонтова, будь то пейзажные акварели «Белая береза», «Парус» (последняя предваряет знаменитое стихотворение) или «Древняя рать». На Кавказе наиболее полнораскрылся творческий потенциал Лермонтова - и поэта, и художника. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, - «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с саклей», «Вид горы Крестовой», «Вид Тифлиса», «Окрестности селения Карагач».

В последние годы жизни Лермонтов немало времени уделял портрету, изображая друзей и знакомых. Сохранились живописный портрет А.Н.Муравьева, акварельные портреты А.А.Кикина и А.А.Столыпина.


Враги


Изначально у поэта не сложились отношения с императором Николаем I. Началось все со стихотворения «Смерть поэта», которое было откликом на последнюю дуэль Пушкина. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. 18 февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Там он принял участие в боевых действиях, особенно отличился в сражение на речке Валерик, за что был представлен к наградам, однако его вычеркнул из списков сам император. Николаем I был очень невысокого мнения о поэте.


Соратники


1838-1841-й это годы литературной славы Лермонтова. В этот период он попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с В.А.Жуковским, П.А.Вяземским, П.А.Плетневым, В.А.Соллогубом, принят в семействе Карамзиных. У Карамзиных Лермонтов накануне последней ссылки читал «Тучи».

В 1838-1840-х поэт входит в «Кружок шестнадцати» - аристократическое общество молодежи - частью из военной среды, объединенное законами корпоративного поведения и политической оппозиционностью участников.


Слабости


У Лермонтова был непростой характер, далеко не каждый мог найти с ним общий язык. Зачастую он был заносчив, язвителен и дерзок в общении с людьми, беспощаден к слабостям других и высокомерен. Вот только некоторые характеристики, данные ему современниками: «неприятный до последней степени», «его ум ни на что не годен, кроме дерзости и грубости», «отталкивающая личность, высокомерно презирающая остальной люд», «существо желчное, угловатое, испорченное и предающееся самым неизвинительным капризам», «дурной человек: никогда ни про кого не отзовется хорошо». Только близкие и родные по духу ему люди видели любящее сердце, отзывчивую душу, и идеальную глубину мысли. Только Лермонтов очень немногих считал достойными этих своих сокровищ...


Сильные стороны


В воспоминаниях современников не существует единого образа Лермонтова. Не только внешность, но и характер современники изображают так несхоже, что временами кажется, что речь идет о двух Лермонтовых! Если остановиться на положительных характеристиках, то можно отметить следующее. Ростопчина упоминала в письме к Дюма, что двух дней было довольно, чтобы связать их дружбой. А.В.Васильев и А.А.Столыпин в один голос утверждали, что поэт никогда не лгал, ложь была чужда ему, говорили о его настойчивости и доброжелательности. Вяземский заявлял, что нужно было лишь пробить ледяную оболочку, только раз проникнуть под личину суровости и зла, чтобы разгадать сокровища любви и добра, таившиеся в этой богатой натуре. С ним соглашался и его двоюродный брат М.А.Пожогин-Отрашкевич. Он говорил, что Лермонтов был добрый, чувствительный, услужливый и настойчивый.


Заслуги и провалы


Слава к Лермонтову пришла в одночасье - со стихотворением «Смерть поэта», написанным в 1937 году. Это стихотворение было откликом на дуэль Пушкина с Дантесом. Текст широко распространился в списках, получил высокую оценку - как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение.

Наследие Лермонтова включает себя около 400 стихотворений, порядка 30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений. Подавляющее большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно.


Компромат Неразделенная любовь к Екатерине Сушковой породила в сердце Лермонтова жажду мести. Спустя годы после их первой встречи Лермонтову-гусару и уже известному поэту ничего не стоило заполонить сердце когда-то насмешливой красавицы, расстроить ее брак с Лопухиным. Лермонтов принял такую форму обращения к Сушковой, что она немедленно была скомпрометирована в глазах «света», попав в положение смешной героини неудавшегося романа. Лермонтову оставалось окончательно порвать с Сушковой - и он написал на ее имя анонимное письмо с предупреждением против себя самого, направил письмо в руки родственников несчастной девицы и, по его словам, произвел «гром и молнию». Потом, при встрече с жертвой, он разыграл роль изумленного, огорченного рыцаря, а в последнем объяснении прямо заявил, что он ее не любит и, кажется, никогда не любил. Все это, кроме сцены разлуки, рассказано самим Лермонтовым в письме к Верещагиной, причем он видит лишь «веселую сторону истории». Только печальным наследством юнкерского воспитания и стремлением создать себе «пьедестал» в «свете» можно объяснить эту единственную темную страницу в биографии Лермонтова.


KM.ru 16 октября 2008
Досье подготовлено по материалам СМИ