Культура шумер, первой цивилизации на Земле. Шумерской искусство, искусство шумер и аккадцев, такое, каким оно было тысячи лет назад. Шумерская культура

розлив вина

шумерская керамика

Первые школы.
Шумерийская школа возникла и развилась до появления письменности, той самой клинописи, изобретение и усовершенствование которой явилось самым значительным вкладом Шумера в историю цивилизации.

Первые письменные памятники были обнаружены среди развалин древнего шумерского города Урука (библейский Эрех). Здесь нашли более тысячи маленьких глиняных табличек, покрытых пиктографическим письмом. В основном это были хозяйственные и административные записи, однако среди них оказалось несколько учебных текстов: списки слов для заучивания наизусть. Это свидетельствует о том, что по меньшей мере за 3000 лет до и. э. шумерские писцы уже занимались вопросами обучения. В течение последующих веков Эрех дело развивалось медленно, однако к середине III тысячелетия до и. с), на территории Шумера). ПО-ВИДИМОМУ, существовала сеть школ для систематического Обучения чтению и письму. В древнем Шуруппаке-па родине шумерского … во время раскопок 1902--1903 гг. было найдено значительное количество табличек со школьными текстами.

Из них же мы узнаём, что количество профессиональных писцов в тот период достигало нескольких тысяч. Писцы делились на младших и старших: были писцы царские и храмовые, писцы с узкой специализацией в какой-либо одной области и писцы высокой квалификации, которые занимали важные государственные должности. Все это дает основания предполагать, что по всему Шумеру было разбросано множество довольно крупных школ для писцов и что этим школам придавалось Немалое значение. Однако ни одна из табличек той эпохи еще не дает нам ясного представления о шумерских школах, о системе и методах обучения в них. Чтобы получить такого рода сведения, необходимо обратиться к табличкам первой половины II тысячелетия до н. э. Из археологического слоя, соответствующего этой эпохе, были извлечены сотни учебных табличек со всевозможными заданиями, выполненными самими учениками во время уроков. Здесь представлены все стадии обучения. Такие глиняные "тетрадки" позволяют сделать немало интересных выводов о системе обучения, принятой в шумерских школах, и о программе, которая там изучалась. К счастью, и сами преподаватели любили писать о школьной жизни. Многие из этих записей также сохранились, хотя и в отрывках. Эти записи и учебные таблички дают достаточно полное представление о шумерской школе, о ее задачах и целях, об учениках и учителях, о программе и методах обучения. В истории человечества это единственный случай, когда мы можем узнать так много о школах столь отдаленном эпохи.

Первоначально цели обучения в шумерской школе были, так сказать, чисто профессиональными, то есть школа должна была готовить писцов, необходимых в хозяйственной и административной жизни страны, главным образом для дворцов и храмов. Эта задача оставалась центральной на протяжении всего существования Шумера. По мере развития сети школ. а также по мере расширения учебных программ школы постепенно становятся очагами шумерской культуры и знания. Формально тип универсального "ученого" - специалиста по всем существовавшим в ту эпоху разделам знания: по ботанике, зоологии, минералогии, географии, математике, грамматике и лингвистике редко учет. поог^шахи знания своей этике. причем не эпохи.

Наконец, в отличие от современных учебных заведений шумерские школы были своеобразными литературными центрами. Здесь не только изучали и переписывали литературные памятники прошлого, но и создавали новые произведения.

Большинство учеников, оканчивавших эти школы, как правило, становились писцами при дворцах и храмах или в хозяйствах богатых и знатных людей, однако определенная их часть посвящала свою жизнь науке и преподаванию.

Подобно университетским профессорам наших дней, многие из этих древних ученых зарабатывали себе на жизнь преподавательской деятельностью, посвящая свое свободное время исследованиям и литературному труду.

Шумерская школа, первоначально возникшая, по-видимому, как придаток храма, со временем отделилась от него, и ее программа приобрела в основном чисто светский характер. Поэтому труд учителя вероятнее всего оплачивался за счет взносов учеников.

Разумеется, в Шумере не было ни всеобщего, ни обязательного обучения. Большинство учеников происходили из богатых или зажиточных семей - ведь беднякам было нелегко найти время и деньги для продолжительной учебы. Хотя ассириологи уже давно пришли к такому выводу, это была только гипотеза, и лишь в 1946 г. немецкий ассириолог Николаус Шнейдер сумел подкрепить ее остроумными доказательствами, основанными на документах той эпохи. На тысячах опубликованных хозяйственных и административных табличек, относящихся примерно к 2000 г. до н. э.. упоминается примерно пятьсот имен писцов. Многие из них. Во избежание ошибки, рядом со своим именем ставили имя своего отца и указывали его профессию. Тщательно рассортировав все таблички, Н. Шнейдер установил, что отцами этих писцов, -а все они, разумеется, обучались в школах,- были правители, "отцы города", посланники, управляющие храмами, военачальники, капитаны судов, высшие налоговые чиновники, жрецы различных рангов, подрядчики, надсмотрщики, писцы, хранители архивов, счетоводы.

Иными словами, отцами писцов были наиболее зажиточные горожане. Интересно. что ни в одном из фрагментов не встречается имени писца- женщины; по-видимому. и шумерских школах обучались только мальчики.

Во главе школы стоял уммиа (знающий человек. учитель), который именовался также отец школы. Ученики назывались "сыновьями школы", а помощник учителя --«старшим братом». В его обязанности, в частности, входило изготовление каллиграфических табличек-образцов, которые потом переписывали ученики. Он же проверял письменные задания и заставлял учеников рассказывать выученные ими уроки.

В числе преподавателей были также учитель рисования и учитель шумерского языка, наставник, следивший за посещаемостью, и так называемый ^владеют ни \лыстом"> (очевидно, надзиратель, отвечавший за дисциплину в школе). Трудно сказать, кто из них считался выше по рангу; мы знаем только, что "отец школы" был ее фактическим директором. Нам ничего не известно и об источниках существования школьного персонала. Вероятно, "отец школы" выплачивал каждому его долю из обшей суммы, поступавшей в уплату за обучение.

Что касается школьных программ, то здесь к нашим услугам богатейшие сведения, почерпнутые из самих школьных табличек - факт поистине уникальный в истории древности. Поэтому нам нет нужды прибегать к косвенным свидетельствам или к сочинениям древних авторов: мы располагаем первоисточниками-табличками учеников, начиная от каракулей "первоклассников" и кончая работами "выпускников", настолько совершенными, что их с трудом можно отличить от табличек, написанных преподавателями.

Эти работы позволяют установить, что курс обучения шел по двум основным программам. Первая тяготела к науке и технике, вторая была литературной, развивала творческие особенности.

Говоря о первой программе, необходимо подчеркнуть, что она отнюдь не была подсказана жаждой знания, стремлением разыскать истину. Эта программа постепенно сложилась в процессе преподавания, основная цель которого заключалась в обучении шумерскому письму. Исходя из этой Основной задачи шумерские учителя создали систему обучения. основанную на принципе лингвистической классификации. Лексика шумерского языка разделялась ими на группы, в опоры слова и выражения были связаны общим. Эти грунте слов заучивались и иеренисыровались до тех пор, пока ученики не привыкали воспроизводить самостоятельно. Но к III тысячелетию до н, э. школьные учебные тексты начали заметно расширяться и постепенно превратились в более или менее стабильные учебные пособия, принятые во всех школах Шумера.

В одних текстах приводятся длинные списки названий деревьев и тростников; в других -названия всевозможных пкивых существ (животных, насекомых и птиц): в третьих- названия стран, городов и селений; в четвертых -названия камней и минералов. Подобные списки свидетельствуют о значительной осведомленности шумеров в области "ботаники", "зоологии", "географии" и "минералогии" - весьма любопытный и малоизвестный факт. который лишь недавно привлек внимание ученых, занимающихся историей науки.

Шумерские педагоги также создавали всевозможные математические таблицы и составляли сборники задач, сопровождая каждую соответствующим решением и ответом.

Говоря о лингвистике, следует прежде всего отметить, что особое внимание, судя по многочисленным школьным табличкам, уделялось грамматике. Большинство таких табличек представляет собой длинные списки сложных существительных, глагольных форм н т. п. Это говорит о том, что грамматика шумеров была хорошо разработана. Позднее, в последней четверти III тысячелетия до н. э., когда семиты Аккада постепенно завоевали Шумер, шумерские педагоги создали первые известные нам "словари". Дело в том, что завоеватели-семиты переняли не только шумерскую письменность: они также высоко ценили литературу древнего Шумера, сохраняли и изучали ее памятники и подражали им даже тогда, когда шумерский стал мертвым языком. Этим и была вызвана необходимость в "словарях". где давался перевод шумерских слов и выражений на язык Аккада.

Обратимся теперь ко второй учебной программе, которая имела литературный уклон. Обучение по этой программе заключалось в основном в заучивании и переписывании литературных произведений второй половши Ш тысячелетия до н. э.. когда литература была особенно богата, а также в подражании им. Таких текстов были сотни и почти все они представляли собой стихотворные произведения размером от 30 (или менее) до 1000 строк. Судя по тем из них. которые удалось составить и расшифровать. эти произведения припадали к различным канонам: мифы и эпические сказания в стихах, прославляющие песни; Шумерских богов и героев; хвалебные гимны богам;царям. плач; разрушенных, библейских городах.

Среди Литературных табличек и их ииломкоп. извлеченных из развалин Шумера, многие представляют собой школьные копии, переписанные руками учеников.

О методах и технике преподавания в школах Шумера мы пока знаем совсем немного. С утра, придя в школу, ученики разбирали табличку, которую написали накануне.

Затем - старший брат, то есть помощник учителя, подготавливал НОВУЮ табличку, которую ученики начинали разбирать и переписывать. Старший брат. а также отец школы, видимо, еле/шли за работой учеников, проверяя, правильно ли они переписывают текст. несомненно, что успехи шумерских учеников в значительной мере зависели от их памяти, учителя и их помошники должны были сопровождать подробными объяснениями слишком сухие списки слов. таблицы и литературные тексты, переписываемые учениками. Но эти лекции, которые могли бы оказать нам неоценимую помощь при изучении шумерской научной и религиозной мысли и литературы, по-видимому, никогда не записывались, а потому навсегда утрачены.

Несомненно одно: преподавание в школах Шумера не имело ничего общего с современной системой обучения, при которой усвоение знаний в значительной степени зависит от инициативы и самостоятельной работы; самого ученика.

Что касается дисциплины. то без палки дело не обходилось. Вполне возможно, что. не отказываясь от поощрения учеников за успехи, шумерские педагоги все же больше полагались на Устрашающее действие палки, мгновенно каравшей отнюдь не райской. Он ходил в школу каждый день и просто там с утра до вечера. Наверное, в течение года устраивались какие-то каникулы, то мы об этом не имеем никаких сведений. Обучение длилось годами, ребенок успевал превратиться в юношу. интересно было бы посмотреть. имели ли шумерские ученики возможность выбирать работу или ИНУЮ специализацию. и если да. то в какой мере и на каком этапе обучения. Однако об этом, как и о многих других подробностях. источники умалчивают.

Одно в Сиппаре. а другое - в Уре. Но кроме того. что в каждом из этих зданий найдено большое количество табличек, они почти ничем не отличаются от обыкновенных жилых домов, а потому наша догадка может быть и ошибочной. Только зимой 1934.35 г. французские археологи обнаружили в городе Мари на Евфрате (на северо-запад от Ниппура) две комнаты, которые по своему расположению и особенностям явно представляют собой школьные классы. В них сохранились ряды скамеек из обожженного кирпича, рассчитанные на одного, двух или четырех учеников.

Но что думали сами ученики о тогдашней школе? Что бы дать на этот вопрос хотя бы неполный ответ. Обратимся к следующей главе, в которой приводится весьма любопытный текст о школьной жизни в Шумере, написанный почти четыре тысячи лет назад, но лишь недавно собранный из многочисленных отрывков и наконец-то переведенный. Этот текст дает, в частности, ясное представление об отношениях между учениками и учителями и является уникальным первым документом в истории педагогики.

школы у шумер

реконструкция шумерской печи

Вавилрнские печати-2000-1800гг.

о

Серебряная модель лодки,шашечная игра

Древний Нимруд

Зеркало

Быт шумер,писцы

Доски для письма

Классная комната в школе

Плуг-сеялка,1тыс.до н.э.

Винный погреб

Литература шумерская

Эпос о Гильгамеше

Шумерская керамика

Ур

Ур

Ур

Ур


Ур

ур

Ур


Ур


Ур


Ур

Ур

Ур

Ур

Ур


Ур

Ур


Урук

Урук

Убейдская культура


Медный рельеф с изображением птицы Имдугуд из храма в Эль-Убейде. Шумер


Фрагменты фресковых росписей во дворце Зимрилима.

Мари. XVIII в. до н. э.

Скульптура профессионального певца Ур-Нина. Мари.

Сер. III тыс. до н. э

Чудовище с головой льва, один из семи злых демонов, родившийся в Горе Востока и обитающий в ямах и развалинах. Он вызывает раздор и болезни среди людей. Гении, как злые, так и добрые, играли большую роль в жизни вавилонян. I тыс. до н. э.

Каменная резная чаша из Ура.

III тыс. до н. э.


Серебряные кольца для упряжи осла. Гробница царицы Пу-аби.

Ур. III тыс. до н. э.

Голова богини Нинлиль – жены бога Луны Нанна, покровителя Ура

Терракотовая фигура шумерского божества. Телло (Лагаш).

III тыс. до н. э.

Статуя Курлиля – начальника житниц Урука.Урук. Раннединастический период, III тыс. до н. э.

Сосуд с изображением животных. Сузы. Кон. IV тыс. до н. э.

Каменный сосуд с цветными инкрустациями. Урук (Варка).Кон. IV тыс. до н. э.

«Белый храм» в Уруке (Варке).


Тростниковый жилой дом убейдского периода. Современная реконструкция. Национальный парк г. Ктесифона


Реконструкция частного дома (внутренний дворик)Ур

Ур-царская могила


Быт


Быт


Шумер несет ягненка для жертвоприношения

Тема урока: Историческое наследие древних цивилизаций . Древность: трудности понимания. Единство мира древних цивилиза­ций. Шумерская модель мира. Полис: три идеи для челове­чества. Римское право. Власть идеи и страсть к истине. Алфавит и письменность. Египетская медицина, математи­ка, астрономия. Художественные ценности древних циви­лизаций

Цель: обеспечить понимание какое наследие дошло до наших дней от древних цивилизация

Тип урока- урок семинар

Ход урока:

1. Повторение домашнего задания

2. Работа с новым материалом

Вступительное слово учителя: Цивилизация складывается из исторического наследия тех народов, которые ее создавали. Настоящее невозможно без прошлого, без памяти о живших до нас людях. Историю современных народов невозможно понять без знакомства с наследием их предков, живших многие столетия назад.

Мы даже сегодня, живя в XXI веке зачастую не в состоянии оценить подлинную величину того вклада, который внесли в основании современной цивилизации наши древние предки.

В легендах и мифах разных народов говориться о древних, высокоразвитых цивилизациях, канувших в лету.

Вликий Платон, ссылаясь на древние источники в Египте, подробно описывает исчезнувшую страну Атлантиду, высокий уровень ее государственного устройства и хозяйственной жизни.

У разных народов по-своему звучит название исчезнувших цивилизаций и по-разному указывается их местонахождение. Это и Атландида в Средиземном море или в Атлантическом океане, страна Лемурия в Индийском океане, Гиперборея на севере Европы, загадочная Шамбала в Гималаях.

Из древности до нас дошли гигантские постройки. Нельзя не восхищаться уникальными инженерными сооружениями, пирамидами народов Африки, Латинской Америки, Азии.

Это Сфинкс и пирамиды в Гизе, возраст которых оценивают в 12 000 лет.

Не менее грандиозны постройки пирамид инков или майя. Храм бога Виракочи сложен из каменных блоков весом до 300 тонн, точность подгонки которых не уступает египетской.

Впечатляюще выглядят руины храма Баальбека в долине Бекаа в Ливане. В основание храма заложены каменные блоки весом более 800 тонн.

Остается загадкой, каким образом в пирамидах Египта и Южной Америки, в Баальбеке древние народы, не имея строительной техники, вырубали в каменоломне громадные блоки, обрабатывали их, перетаскивали к месту строительства.

Рассмотренное позволяет сделать вывод, что древние цивилизации имели высокий уровень знаний: умели создавать сложные механизмы, пользовались сложными технологиями для получения разных материалов; обладали удивительными знаниями в астрономии и имели представления об устройстве Вселенной, совпадающие во многом с современными знаниями.

Накапливая знания, человек всегда стремится передать их своим потомкам. С давних времен для будущего создавались хроники событий, жизнеописания выдающихся личностей, научные, философские и художественные произведения.

Хранителями многих уникальных знаний, в те далекие времена, являлись жрецы, оракулы, друиды, ламы, шаманы.

Немало сведений о знаниях древних цивилизаций содержаться в рукописях. Масса знаний исчезла в пожарищах войн. За последние две тысячи лет произошло более одиннадцати тысяч войн. Трагично не только то, что гибнут люди, рушатся города - теряются знания, стирается культура и история народов.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с тестами о разных цивилизациях и их наследии. Работать будете по группам.

1 группа

2. Шумерская модель мира

Говоря о шумерской модели мира, нужно учитывать поразительную близость между государствами Южного Двуречья и осуществившейся в XX в. моделью социалистического государства. Общими здесь являются и представления о революции как очищении времени от событий, и принудительный труд населения на государство, и стремление государства обеспечить всех равными пайками. Вообще, можно, наверное, сказать, что Шумер представляет собой как бы подсознание человечества - шумерская культура подпитывается первобытнообщинными эмоциями, которые современный человек должен в себе преодолевать и трансформировать. Это и желание физического превосходства над другими, и стремление к равенству всех людей (прежде всего к имущественному), и отрицание свободы воли, и связанное с ним отрицание человеческой личности, и стремление расправиться со всем, что кажется бесполезным в наследии прошлого. Вместе с тем нельзя игнорировать какую-то особую целительность шумерской культуры, к которой погрязший в комплексах и условностях человек припадает в поисках искренности, душевной теплоты и ответов на главные вопросы бытия. За этой культурой как будто скрывается навсегда утраченное детство - время больших вопросов к жизни, на которые не смог ответить озабоченный сиюминутными делами повзрослевший человек. Такими же наивными и главными для жизни всегда были Гомер и Шекспир - со всеми реками крови, открытыми страстями - но и с тем предельным проникновением в сущность человека, на которое способно только существо с задатками одновременно ребенка и бога. Можно сказать, что шумерская культура по-шекспировски гениальна выбором своей духовной цели - и так же, как Шекспир, отвращает современного человека набором своих средств.

В. В. Емельянов

Прочитайте текст 2. Какие черты, общие, по мнению автора, для шумерской картины мира и «осуществившейся в XX в. модели социалистического государства», отмечены в нем? Согласны ли вы с этим утверждением? В каком смысле шумерская культура охарактеризована историком как «подсознание человечества»? В чем он видит целительность шумерской культуры? Как вы понимаете предложенную автором аналогию между шумерской культурой и творчеством Шекспира: гениальная выбором духовной цели, она отвращает человечество определением средств?

2 группа

3 . Полис: три идеи для человечества

Полис завещал человечеству по крайней мере три великие политические идеи. Это прежде всего гражданская идея. Осознание себя членом гражданского коллектива, сознание своих прав и обязанностей, чувство гражданского долга, ответственности, причастность к жизни всей общины и ее достоянию, наконец, огромное значение мнения или признания сограждан, зависимость от него - все это нашло в полисе наиболее полное, наиболее яркое выражение...

Затем - идея демократии. Под этим мы понимаем возникшее в полисе - причем впервые в истории - представление о народоправстве, о его принципиальной возможности, о причастности каждого гражданина к управлению, об участии каждого в общественной жизни и деятельности... В дальнейшем представление о демократии также претерпевает определенную эволюцию. Наиболее наглядный пример - вопрос о прямом народоправстве. Само собой разумеется, что вне условий и рамок полиса, т. е. в более крупных государственных образованиях, прямое народоправство немыслимо, но ведь и в представительных системах живет и сохраняется... самый принцип народоправства...

Наконец, идея республиканизма. В полисе - опять-таки впервые в истории - был осуществлен принцип выборности всех органов управления. Но дело не только в выборности. Три основных элемента политической структуры гражданской общины сплавились для последующих поколений в единое представление, в идею республики: выборность, коллегиальность, краткосрочность магистратур. Это и есть... тот принцип, который впоследствии всегда мог быть противопоставлен - и фактически противопоставлялся - принципам единовластия, монархии, деспотизма...

С. Л. Утченко

4. Римское право

В римском праве в совершенной форме нашло отражение римское чувство социальности и государственности как определяющих форм существования человеческого общества и его историю. Римское право достигло вершин абстракции в выражении и оценке богатейшего и разнообразнейшего опыта живого общения людей, представив практически все виды отношений между ними в отточенных юридических формулах и дефинициях, правильное применение которых могло дать определенное и точное решение любой возникающей личностно-социальной коллизии.

Римское право впервые в истории представило и универсально-юридическую концепцию личности, субъекта и объекта права. Понимая право, как отражение миропорядка в человеческом обществе, римляне полагали, что только неукоснительное следование закону может сохранить гармонию в отношениях между людьми. Гарантом этой гармонии должно быть сильное государство, ибо только государство, стоящее на страже правопорядка, может обеспечить соблюдение тех прав, которыми человек обладает по природе и по законам - божеским и человеческим.

Римская система права, грандиозная и совершенная в своей внутренней согласованности и формах выражения, стала одной из важнейших основ не только всех последующих систем права, но и самой цивилизации, декларирующей приоритет гуманистических ценностей и прав человека.

В. И. Уколова

Прочитайте тексты 3, 4. Какие ключевые идеи завещал полис человечеству? Какую роль они играют в современном мире? Какое значение имеют для нашей страны? В чем состоит историческое значение римского права? Какую роль оно сыграло в истории человечества? Как вы понимаете утверждение автора, что именно в римском праве отразилось в совершенном виде римское чувство социальности и государственности?

3 группа

5. Власть идеи и страсть к истине

В период древних цивилизаций была открыта власть идеи как нечто противостоящее абсолютизации ритуализма. Исходя из идеи можно было заново строить поведение человека среди людей; отсюда такая красочность необычных бытовых деталей в биографиях греческих философов, вплоть до бочки Диогена, - это не пустая анекдотическая сторона всемирной истории философии, а доведенное до наглядного, шокирующего жеста выражение мысли о необходимости следовать не обиходу, не привычке, но истине.

Мыслители древних цивилизаций - герои легенд, подчас причудливых... но их критика обихода действием, их сверхчеловеческий авторитет - альтернатива преодоленному им авторитету привычки.

Величайшее открытие древних цивилизаций - принцип критики. Апелляция к идее, к «истине» давала возможность критиковать данности человеческой жизни вместе с мифом и ритуалом... Будда-Шакьямуни - лишь человек, но боги склоняются перед ним, потому что он преодолел инерцию мировой неволи и мирской привязанности, а они - нет...

О ветхозаветных пророках любили рассказывать, что они расплачивались за правду жизнью: Исайя будто бы был перепилен деревянной пилой, Иеремия - побит камнями. Но тот же мотив очень часто возникает в легендах о философах Греции: Зенон Элейский на допросе в присутствии тирана Неарха откусил себе язык и выплюнул его тирану в лицо; Анаксарх, растираемый железными пестами в ступе, крикнул палачу: «Толки, толки Анаксархову шкуру - Анаксарха тебе не истолочь!» Центральный образ греческой традиции - Сократ невозмутимо подносит к губам чашку с цикутой. Древность поставила задачу - искать истину, делающую человека свободным. Древность выдвинула идеал верности истине, которая сильнее, чем страх перед насилием. Другими словами, древность вывела человека из «утробного», доличностного состояния, и он не может возвратиться в это состояние, не перестав быть человеком.

Прочитайте текст 5. О каких выдающихся духовных открытиях древности в нем говорится? В каком смысле употребляются в нем выражения: власть идеи, абсолютизация ритуала, критика обихода действием, принцип критики, идеал верности истине? Почему, по мнению авторов, именно в древности человек стал личностью, вышел из доличностного состояния?

4 группа

9. Древность: трудности понимания

Хронологические дистанции в самом деле внушительны: если до Рима времен Августа - два тысячелетия, до Афин времен Фемистокла - два с половиной, то до Вавилона времен Хаммурапи - чуть меньше четырех, до начала египетской государственности - около пяти, а до рождения древнейших городских поселений в Иерихоне и Чатал-Хююке - почти все десять...

Уж очень необычен мир древних цивилизаций, очень несоизмерим он не только с нашим опытом, с опытом нашей эпохи, но и с опытом старого, унаследованного нами культурного предания... У древних цивилизаций - принципиально другой уровень «инаковости» по отношению к нашей. Достаточно вспомнить такие повсеместно принятые обычаи древнего мира, как человеческие жертвоприношения... Мы слишком легко забываем, что обычаи эти были знакомы даже Элладе. Накануне Саламинской битвы Фемистокл распорядился торжественно отдать на заклание трех знатных персидских юношей в жертву Дионису Пожирающему... Заклание персидских юношей озадачивает вовсе не тем, что оно жестоко: в сравнении с одной Варфоломеевской ночью зарезать всего трех человек - капля в море. Но во время Варфоломеевской ночи гугенотов убивали за то, что они, гугеноты, - иноверцы; расправиться с человеком за его убеждения - значит все же принять к сведению его как личность, хотя и очень страшным способом. Сама идея заклания принципиально иная: просто человеку дается статус жертвы, только особенно высокого класса. Кстати, о жертвенных животных - разве при наших размышлениях о классической античной архитектуре нам легко вообразить, что во времена своего функционирования древние храмы, включая Парфенон и другие беломраморные чудеса Эллады, должны были напоминать бойни? Как бы мы вынесли запах крови и горелого жира?..

Одна только психология рабства порождала на каждом шагу поразительные явления. Те самые люди, которые создали идеал свободы для последующих эпох, ибо очень остро чувствовали права гражданина, могли вовсе не чувствовать прав человеческой личности... В лучшую пору демократических Афин раба, которого ни в чем не обвиняли, а только привлекали к дознанию в качестве свидетеля, в обязательном порядке полагалось допрашивать под пыткой...

Жестокость еще не нуждается ни в обосновании средствами фанатизма, ни в прикрытии средствами лицемерия; в отношении к рабу или чужаку, к тому, кто стоит вне общины, она практикуется и принимается как нечто само собой разумеющееся. Лишь к исходу древности картина меняется, и это знаменует приход иных времен... В Риме Сенека заговорил о рабах как собратьях по человечеству...

Все это правда, но лишь одна сторона правды. Именно в лоне древних цивилизаций... впервые и с первозданной простотой и силой были провозглашены два принципа: всечеловеческое единство и нравственное самостояние личности.

С. С. Аверинцев, Г. М. Бонгард-Левин

Прочитайте текст 9. В чем трудности понимания древних цивилизаций? С какими особенностями древности и современности они связаны? В чем видят авторы принципиально иной, по сравнению с другими эпохами, уровень «инаковости» древних обществ? Подумайте, в чем состоит для современного человека смысл принципов, «открытых» древностью: всечеловеческое единство и нравственное самостояние личности.

По окончанию работы, группы делятся полученными знаниями, дополняя друг друга.

Домашнее задание: Дополните представленные в данном и предыдущих параграфах материалы известными вам сведениями об историческом наследии древних цивилизаций.

Среда обитания и особенности шумерской культуры

Всякая культура существует в пространстве и во времени. Первоначальным пространством культуры является место ее возникновения. Здесь находятся все отправные точки развития культуры, к которым относятся географическое положение, особенности рельефа и климата, наличие водных источников, состояние почв, полезные ископаемые, состав флоры и фауны. Из этих основ на протяжении веков и тысячелетий складывается форма данной культуры, то есть специфическое расположение и соотношение ее компонентов. Можно сказать, что каждый народ принимает форму той местности, в которой он длительное время живет.

Человеческое общество архаической древности может воспользоваться в своей деятельности только теми объектами, которые находятся в пределах видимости и легко доступны. Постоянное соприкосновение с одними и теми же предметами впоследствии определяет навыки обращения с ними, а через эти навыки - и эмоциональное отношение к этим предметам, и их ценностные свойства. Следовательно, через материально-предметные операции с первоэлементами ландшафта происходит оформление основных черт социальной психологии. В свою очередь, сформированная на основе операций с первоэлементами социальная психология становится основой этнокультурной картины мира. Ландшафтное пространство культуры является источником представлений о сакральном пространстве с его вертикальной и горизонтальной ориентацией. В этом сакральном пространстве размещается пантеон и устанавливаются законы мироздания. Значит, форма культуры неизбежно будет состоять как из параметров объективного географического пространства, так и из тех представлений о пространстве, которые появляются в процессе развития социальной психологии. Основные представления о форме культуры можно получить при изучении формальных особенностей памятников архитектуры, скульптуры и литературы.

Что касается существования культуры во времени, то здесь также можно выделить два вида отношений. Прежде всего, это время историческое (или внешнее). Любая культура возникает на определенном этапе социально-экономического, политического и интеллектуального развития человечества. Она вписывается во все основные параметры этого этапа и, кроме того, несет в себе информацию о времени, предшествующем ее образованию. Стадиально-типологические черты, связанные с характером протекания основных культурных процессов, при совмещении с хронологической схемой могут дать довольно точную картину культурной эволюции. Однако наряду с историческим временем необходимо всякий раз учитывать время сакральное (или внутреннее), явленное в календаре и различных ритуалах. Это внутреннее время очень тесно связано с повторяющимися природно-космическими явлениями, как-то: смена дня и ночи, смена сезонов, сроки сева и созревания злаковых культур, время брачных отношений у животных, различные феномены звездного неба. Все эти явления не просто провоцируют человека на отношение к ним, но, являясь первичными в сравнении с его жизнью, требуют подражания и уподобления себе. Развиваясь в историческом времени, человек старается максимально закрепить свое существование в череде природных циклов, встроиться в их ритмы. Отсюда возникает содержание культуры, выводимое из основных особенностей религиозно-идеологического мироощущения.

Месопотамская культура зародилась среди пустыни и заболоченных озер, на бескрайней плоской равнине, однообразной и на вид совершенно серой. На юге равнина обрывается соленым Персидским заливом, на севере переходит в пустыню. Этот унылый рельеф побуждает человека или к бегству, или к активной деятельности в борьбе с природой. На равнине все крупные предметы выглядят одинаково, они тянутся ровной линией по направлению к горизонту, напоминая массу людей, организованно движущихся к единой цели. Однообразие равнинного рельефа весьма способствует возникновению напряженных эмоциональных состояний, противостоящих образу окружающего пространства. По мнению этнопсихологов, народ, живущий на равнине, отличается большой сплоченностью и стремлением к единству, стойкостью, трудолюбием и терпением, но вместе с тем склонен к немотивированным депрессивным состояниям и выплескам агрессии.

В Месопотамии протекают две полноводные реки - Тигр и Евфрат. Они разливаются весной, в марте - апреле, когда в горах Армении начинается таяние снегов. При половодье реки несут много ила, служащего отличным удобрением для почвы. Но половодье губительно для человеческого коллектива: оно сносит жилища и истребляет людей. Кроме весеннего половодья людям часто приносит вред сезон дождей (ноябрь - февраль), во время которого дуют ветры с залива и разливаются каналы. В целях выживания нужно строить дома на высоких платформах. Летом в Месопотамии царит страшная жара и засуха: с конца июня по сентябрь не проливается ни одной капли дождя, а температура воздуха не падает ниже 30 градусов, причем тени нет нигде. Человек, постоянно живущий в ожидании угрозы со стороны таинственных внешних сил, стремится понять законы их действия, чтобы спасти от смерти себя и свою семью. Поэтому больше всего он сосредоточен не на вопросах самопознания, а на поиске постоянных основ внешнего бытия. Такие основы он видит в строгих движениях объектов звездного неба и именно туда, наверх, обращает все вопросы к миру.

В Нижней Месопотамии много глины и почти нет камня. Люди научились использовать глину не только для изготовления керамики, но и для письменности и для скульптуры. В культуре Месопотамии лепка превалирует над резьбой по твердому материалу, и этот факт немало говорит об особенностях мировосприятия ее обитателей. Для мастера-гончара и скульптора формы мира существуют как бы уже готовыми, их нужно только уметь извлечь из бесформенной массы. В процессе работы происходит проецирование идеальной модели (или трафарета), сложившейся в голове мастера, на исходный материал. В результате возникает иллюзия присутствия некоего зародыша (или сущности) данной формы в объективном мире. Такого рода ощущения вырабатывают пассивное отношение к действительности, стремление не навязывать ей собственные конструкции, а соответствовать мнимым идеальным прообразам сущего.

Нижняя Месопотамия небогата растительностью. Здесь практически нет хорошего строительного леса (за ним нужно идти на восток, в горы Загроса), зато много тростника, тамариска и финиковых пальм. Тростник растет по берегам заболоченных озер. Связки тростника нередко использовали в жилищах в качестве сиденья, из тростника строили и сами жилища, и загоны для скота. Тамариск хорошо переносит жару и засуху, поэтому он растет в этих местах в большом количестве. Из тамариска производили рукоятки для различных орудий труда, чаще всего для мотыг. Финиковая пальма была настоящим источником изобилия для владельцев пальмовых плантаций. Из ее плодов готовили несколько десятков блюд, включая лепешки, и кашу, и вкусное пиво. Из стволов и листьев пальмы изготовлялась различная домашняя утварь. И тростники, и тамариск, и финиковая пальма были в Месопотамии священными деревьями, их воспевали в заклинаниях, гимнах богам и литературных диалогах. Такой скудный набор растительности стимулировал изобретательность человеческого коллектива, искусство добиваться больших целей малыми средствами.

В Нижней Месопотамии почти нет полезных ископаемых. Серебро нужно было доставлять из Малой Азии, золото и сердолик - с полуострова Индостан, лазурит - из районов нынешнего Афганистана. Парадоксальным образом этот печальный факт сыграл весьма положительную роль в истории культуры: жители Месопотамии постоянно находились в контакте с соседними народами, не зная периодов культурной изоляции и не допуская развития ксенофобии. Культура Месопотамии во все века своего существования была восприимчива к чужим достижениям, и это давало ей постоянный стимул к совершенствованию.

Еще одна особенность здешнего ландшафта - обилие смертоносной фауны. В Месопотамии около 50 видов ядовитых змей, множество скорпионов и москитов. Неудивительно, что одной из характерных особенностей данной культуры является развитие травной и заговорной медицины. До нас дошло большое число заклинаний против змей и скорпионов, иногда сопровождаемых рецептами магических действий или траволечения. А в храмовом декоре змея - самый сильный оберег, которого должны были бояться все демоны и злые духи.

Основатели месопотамской культуры принадлежали к разным этносам и говорили на неродственных между собой языках, но имели единый хозяйственный уклад. Они занимались преимущественно оседлым скотоводством и ирригационным земледелием, а также рыболовством и охотой. Скотоводство сыграло в культуре Месопотамии выдающуюся роль, повлияв на образы государственной идеологии. Наибольшим почитанием отмечены здесь овца и корова. Из овечьей шерсти делали превосходную теплую одежду, которая считалась символом состоятельности. Неимущего называли «не имеющий шерсти» (ну-сики). По печени жертвенного ягненка пытались узнать судьбу государства. Более того, постоянным эпитетом царя был эпитет «праведный овечий пастух» (сипа-зид). Он возник из наблюдения за овечьим стадом, которое может организовываться лишь при умелом направлении со стороны пастуха. Не менее ценилась и корова, дававшая молоко и молочные продукты. На волах в Месопотамии пахали, производительной мощью быка восхищались. Не случайно божества этих мест носили на голове рогатую тиару - символ могущества, плодородия и постоянства жизни.

Земледелие в Нижней Месопотамии могло существовать только благодаря искусственному орошению. Воду с илом отводили в специально построенные каналы, чтобы в случае необходимости подавать на поля. Работа на строительстве каналов требовала большого количества людей и их эмоционального сплочения. Поэтому люди здесь научились жить организованно и при необходимости безропотно жертвовать собой. Каждый город возникал и развивался вблизи своего канала, что создало предпосылку для независимого политического развития. До конца III тысячелетия не удавалось сформировать общегосударственную идеологию, поскольку каждый город был отдельным государством со своей космогонией, календарем и особенностями пантеона. Объединение происходило только во время тяжелых бедствий или для решения важных политических задач, когда требовалось избрать военного вождя и представители различных городов собирались в культовом центре Двуречья - городе Ниппуре.

Сознание человека, живущего земледелием и скотоводством, было ориентировано прагматически и магически. Все интеллектуальные усилия направлялись на учет имущества, на изыскание возможности приращения этого имущества, на совершенствование орудий труда и навыков работы с ними. Мир человеческих чувств того времени был куда богаче: человек ощущал свою связь с окружающей природой, с миром небесных явлений, с умершими предками и родственниками. Однако все эти чувства были подчинены его повседневной жизни и работе. И природа, и небо, и предки должны были помогать человеку получать высокий урожай, производить на свет как можно больше детей, пасти скот и стимулировать его плодовитость, продвигаться вверх по общественной лестнице. Для этого нужно было делиться с ними зерном и скотом, восхвалять их в гимнах и влиять на них с помощью различных магических действий.

Все предметы и явления окружающего мира были или понятны, или непонятны человеку. Понятного можно не бояться, его необходимо учитывать, а его свойства изучать. Непонятное не вмещается в сознание целиком, поскольку мозг не может правильно отреагировать на него. Согласно одному из принципов физиологии - принципу «шеррингтоновой воронки» - количество поступающих в мозг сигналов всегда превышает количество рефлекторных ответов на эти сигналы. Все непонятное посредством метафорических переносов превращается в образы мифологии. Этими образами и ассоциациями древний человек мыслил мир, не отдавая себе отчета в степени важности логических связей, не отличая причинную связь от ассоциативно-аналоговой. Поэтому на этапе ранних цивилизаций нельзя отделить логические мотивировки мышления от магико-прагматических.

Из книги Древний Шумер. Очерки культуры автора Емельянов Владимир Владимирович

Символы шумерской культуры Под символами шумерской культуры мы в данном случае понимаем наиболее частотные образы, многократно использованные как шумерской традицией, так и преемниками шумеров - вавилонянами и ассирийцами. Не имея возможности подробно осветить в

Из книги Изба и хоромы автора Беловинский Леонид Васильевич

Глава 1 Великорусская историческая среда обитания и национальный характер Древние римляне полагали, что начинать любое повествование нужно ab ovo – с яйца. Того самого, из которого вылупилась курица. Собственно говоря, этого правила придерживались не только римляне.

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

1. Особенности эллинистической культуры Процесс культурного развития в период эллинизма проходил в новых условиях и имел значительные особенности по сравнению с предшествующим временем. Эти новые условия создавались в расширившейся ойкумене, том круге земель, в

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Эпоха эллинизма характеризовалась рядом совершенно новых черт. Произошло резкое расширение ареала античной цивилизации, когда на обширных территориях практически во всех сферах жизни отмечалось взаимодействие греческих и

Из книги Василий III автора Филюшкин Александр Ильич

Среда обитания русского государя Первые политические вызовы были Василием III пережиты с разной степенью благополучности. Казань стала проблемой на востоке, Крым - на юге. Михаил Глинский не смог снабдить Россию очередной порцией земель Великого княжества Литовского,

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Особенности культуры В своем классическом очерке Кирхгофф выделяет несколько подгрупп высших и низших земледельцев Северной и Южной Америки: высшие земледельцы андского региона и частично амазонские народы, низшие земледельцы Южной Америки и Антил, собиратели и

автора Керов Валерий Всеволодович

2. Особенности древнерусской культуры 2.1. Общие особенности. Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами соседних народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры евразийской

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

1. Особенности русской культуры 1.1. Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго оказали отрицательное воздействие на темпы и ход культурного развития древнерусской народности. Гибель многих тысяч людей и пленение лучших ремесленников привели не только к

автора Константинова С В

1. Особенности китайской культуры Китайская цивилизация – одна из самых древних в мире. Как считают сами китайцы, история их страны начинается с конца III тыс. до н. э. Китайская культура обрела уникальный характер: она рациональна и практична. Для Китая свойственен

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

1. Особенности индийской культуры Индия является одной из древнейших стран мира, заложивших основы глобальной цивилизации человечества. Достижения индийской культуры и науки оказали значительное влияние на арабские и иранские народы, а также на Европу. Расцвет

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

1. Особенности античной культуры Античная культура в истории человечества – это уникальное явление, образец для подражания и эталон творческого совершенства. Некоторые исследователи определяют ее как «греческое чудо». Греческая культура сформировалась на основе

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

1. Особенности японской культуры Периодизация японской истории и искусства очень сложна для восприятия. Периоды (особенно начиная с VIII в.) выделялись по династиям военных правителей (сегунов).Традиционное искусство Японии очень самобытно, его философские и эстетические

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

1. Особенности культуры Возрождения Возрождение (франц. renaissance – «ренесанс») – явление культурного развития ряда стран Центральной и Западной Европы. Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XIV–XVI вв. При этом до конца XV в. Ренессанс оставался в основном

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том пятый: Украина в период империализма (начало XX в.) автора Коллектив авторов

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ Борьба большевистской партии за передовую культуру. Зарождение пролетарской культуры. Созданная В. И. Лениным пролетарская партия подняла знамя последовательной борьбы не только против социального и национального угнетения, но и за

Из книги Древние китайцы: проблемы этногенеза автора Крюков Михаил Васильевич

Особенности материальной культуры Специфика материальной культуры - один из существенных признаков любого этноса. Однако, как было убедительно показано С. А. Токаревым [Токарев, 1970], материальная культура имеет различные функции, среди которых наряду с

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Среда обитания Мало кому из столичных городов мира так не повезло с климатической средой обитания, как Петербургу. Из крупнейших мегаполисов, население которых превышает один миллион человек, Петербург - самый северный. Он находится на 60-й параллели, расположен севернее

Культура Финикии стала производной от культуры иных, древних и могущественных ближневосточных цивилизаций. Многое финикийцы позаимствовали у хеттов, греков и народов Месопотамии, они как бы переработали соседние культуры, смешали их, и создали свою собственную. Долгое время Финикия находилась под египетским владычеством, однако был в ее истории и периоды, когда на ее землях властвовали хетты и ассирийцы. В целом, их культура древней Финикии начала свое зарождение еще в 4 тысячелетии до н.э.
Главным культурным достижением финикийцев можно назвать создание финикийского консонантного письма, которое появилось примерно во второй половине второго тысячелетия до н.э. Исследователи не знают, откуда именно произошло финикийское письмо, большая часть историков считает, что их письмо стало производным от псевдоиероглифического письма города Библ, либо же из протосинайской письменной системы. При этом финикийский алфавит стал своего рода революцией в древней письменности - в видоизмененном виде он попал в древнюю Грецию, оттуда его позаимствовала Римская Империя. И по сей день разработанная финикийцами алфавитная система используется для записи самых популярных в мире языков.

Самыми старыми памятниками финикийской литературы принято считать тексты из Угарита, содержащие мифические рассказы, надписи правителей крупнейших финикийских городов. При этом их литературные произведения до нашего времени не дошли. В период эллинизма и владычества римлян в регионе здесь была широко распространена греческая литература. Авторы тех времен в своих работах ссылались на так называемые «Хроники Тира» и прочие произведения времен расцвета Финикии. До нашего времени дошли также тексты, переданные в изложении авторов античных времен, таких как Диодор и Юстин.

Теоретически сочинения карфагенского мореплавателя Ганнона также можно отнести к финикийской литературе, ведь Карфаген являлся колониальным владением финикийцев вплоть до 6 века до н.э., поэтому неудивительно, что культура древней Финикии оставила на нем свой отпечаток. Согласно этим текстам карфагенские мореплаватели переняли астрономические знания, столь необходимые в открытом море, у финикийцев. Кроме того, финикийцы произвели самые обширные для своих времен исследования, в 7 веке до н.э. по приказу египетского фараона, их корабли обогнули всю Африку. При этом незадолго до этого подобное путешествие произвел и Ганнон.

Культура Финикии, все же, имела нечто общее с культурой других народов древнего Ближнего Востока. В частности, это отразилось в их архитектурных традициях. Для строительства финикийцы использовали крупные блоки из камня, которые устанавливались на насыпи из камня и щебня. Укладывая камни, они плотно пригоняли их друг к другу, смешивая при помощи смеси извести и песка. При строительстве они использовали архитектурные традиции египтян и хеттов, которые в разные периоды истории правили Финикией.
Важной частью финикийской культуры являлась религия. Своим верховным богам они возводили храмы в своих крупнейших городах. При этом их религиозное рвение было большим - несмотря на то, что морской путь из отдаленных финикийских колоний мог занять очень много времени, жрецы из крупных колониальных поселений в Испании и современном Тунисе. В некоторых случаях и сами правители, отправлялись в Тир для того, чтобы получить благословление Баала и других высших финикийских божеств.

Еще в IV тысячелетии до н. э. в южной части Месопотамии на территории современного Ирака, между реками Тигр и Евфрат формирует¬ся высокая по тем временам культура шумеров (самоназвание народа саггиг - черноголовые), которая затем была унаследована вавилонянами и ассирийцами. На рубеже III-II тысячелетий до н. э. Шумер приходит в упадок, и со временем шумерский язык был забыт насе¬лением; его знали лишь вавилонские жрецы, это был язык священных текстов. В начале II тысячелетия до н. э. первенство в Месопотамии пере¬ходит к Вавилону.

Введение

На юге Месопотамии, где широко проводилось сельское хозяйство, развились древние города-государства Ур, Урук, Киш, Умма, Лагаш, Ниппур, Аккад. Самым молодым из этих городов был Вавилон, построенный на берегу Евфрата. Большинство городов было основано шумерами, поэтому древнейшую культуру Двуречья принято называть шумерской. Сейчас их называют "прародителем современной цивилизации" Расцвет городов-государств называют золотым веком древнего государства шумеров. Это справедливо и в прямом и в переносном значении этого слова: здесь изготовлялись из золота предметы самого разнообразного бытового назначения и оружие. Культура шумеров оказала большое влияние на последующий прогресс не только Месопотамии, но и всего человечества.

Эта культура опережала развитие других великих культур. Кочевники и торговые караваны разносили вести о ней по всему.

Письменность

Культурный вклад шумеров не ограничивается открытием способов обработки металлов, изготовления колесных телег и гончарного круга. Они стали изобретателями первой формы записи человеческой речи.

На первом этапе это была пиктография (рисуночное письмо), т. е. письмо, состоявшее из рисунков и, реже, символов, обозначавших одно слово или понятие. Комбинация этих рисунков передавала в письменной форме определенную информацию. Впрочем, шумерские предания говорят о том, что и до возникновения рисуночного письма здесь существовал еще более древний способ фиксации мысли – завязывание узелков на веревке и зарубки на деревьях. На последующих этапах происходила стилизация рисунков (от полного, достаточно подробного и тщательного изображения предметов шумеры постепенно переходят к их неполному, схематическому или символическому изображению), что ускоряло процесс письма. Это шаг вперед, однако возможности такой письменности по-прежнему оставались ограниченными. Благодаря упрощениям отдельные символы можно было использовать несколько раз. Так, для многих сложных понятий вообще не существовало своих знаков и даже для того, чтобы обозначить такое привычное всем явление, как дождь, писцу приходилось соединять символ неба – звезду и символ воды – рябь. Такое письмо называют идеографическо-ребусным.

Историки считают, что именно формирование системы управления привело к появлению в храмах и царских дворцах письменности. Это гениальное изобретение следует, видимо, считать заслугой шумерских храмовых чиновников, которые для упрощения регистрации хозяйственных мероприятий и торговых сделок усовершенствовали пиктографию. Записи делались на глиняных плитках или табличках: на мягкую глину нажимали углом прямоугольной палочки, и линии на табличках имели характерный вид клиновидных углублений. В целом вся надпись представляла собой массу клинообразных черточек и поэтому шумерскую письменность принято называть клинописью. Древнейшие таблички с клинописью, составлявшие целые архивы, содержат сведения о храмовом хозяйстве: договоры об аренде, документы о контроле за выполняемой работой и регистрации поступавших товаров. Это древнейшие в мире письменные памятники.

Впоследствии принцип картинной письменности стал заменяться принципом передачи звуковой стороны слова. Появились сотни знаков, обозначающих слоги, и несколько алфавитных знаков, соответствующих главным буквам. Они использовались в основном для обозначения служебных слов и частиц. Письменность была великим достижением шумеро-аккадской культуры. Она была заимствована и развита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии: клинописью пользовались в Сирии, древней Персии, других государствах. В середине II тысячелетия до н. э. клинопись стала международной системой письменности: ее знали и использовали даже египетские фараоны. В середине I тысячелетия до н. э. клинопись становится алфавитным письмом.

Язык

Долгое время ученые считали, что язык шумеров не похож ни на один из известных человечеству живых и мертвых языков, поэтому вопрос о происхождении этого народа оставался загадкой. К настоящему времени генетические связи шумерского языка до сих пор не установлены, но большинство ученых предполагают, что этот язык, так же как и язык древних египтян и жителей Аккада, относится с семитско-хамитской языковой группе.

Около 2 тыс. до н.э шумерский язык был вытеснен аккадским языком из разговорной речи, но продолжал использоваться в качестве священного, литургического и научного языка вплоть до начала н. э.

Культура и религия

В древнем Шумере истоки религии имели чисто материалистические, а не "этические", корни. Раннешумерские божества 4-3 тыс. до н.э. выступали прежде всего как податели жизненных благ и изобилия. Культ богов имел целью не "очищение и святость" а призван был обеспечить хороший урожай, военные успехи и т.д. - именно за это их почитали простые смертные, строили им храмы, приносили жертвы. Шумеры утверждали, что всё в мире принадлежит богам - храмы были не местом пребывания богов, обязанных заботится о людях, - а житницей богов - амбарами. Большую часть раннешумерских божеств образовывали местные божки, власть которых не выходила за пределы очень небольшой территории. Вторую группу богов составляли покровители крупных городов – они были более могущественны, чем местные боги, но и почитались только в своих городах. Наконец боги, которых знали и которым поклонялись во всех шумерских городах.

В Шумере боги были как люди. В их взаимоотношениях встречаются сватовство и войны, злость и мстительность, обман и гнев. Обычными в кругу богов были ссоры и интриги, боги знали любовь и ненависть. Как и люди, они занимались делами днем – решали судьбы мира, а ночью удалялись на покой.

Шумерский ад - Кур - мрачный тёмный подземный мир, на пути куда стояло три служителя - "человек двери", "человек подземной реки", "перевозчик". Напоминает древнегреческий Аид и Шеол древних евреев. Там человек проходил через суд, и его ожидало мрачное, унылое существование. Человек приходит в этот мир ненадолго, а потом исчезает в темной пасти Кура. В культуре шумеров впервые в истории человек сделал попытку морально преодолеть смерть, понять ее как момент перехода в вечность. Все помыслы жителей Двуречья были обращены к живым: живым желали благополучия и здоровья на всякий день, умножения рода и счастливого замужества для дочерей, удачной карьеры для сыновей, и чтобы в доме «пиво, вино и всякое добро никогда не иссякали». Посмертная же участь человека интересовала их меньше и представлялась им довольно печальной и неопределенной: пища мертвых – прах и глина, они «света не видят» и «во тьме обитают».

В шумерской мифологии также существуют мифы о золотом веке человечества и райской жизни, которые со временем вошли в религиозные представления народов Передней Азии, а позже - в библейские сюжеты.

Единственное, что может скрасить существование человека в подземелье, это память живых на земле. Люди Месопотамии были воспитаны в глубоком убеждении, что нужно оставить о себе память на земле. Память дольше всего сохраняется в воздвигнутых памятниках культуры. Именно они, созданные руками, мыслью и духом человека, составляли духовные ценности этого народа, этой страны и действительно оставили после себя мощную историческую памятью. Вообще взгляды Шумеров, нашли отражение во многих более поздних религиях.

Самые могущественные боги

Ан (в аккадской транскрипции Анну) Бог неба и отец других богов, которые так же как и люди, в случае необходимости просили его о помощи. Известен своим пренебрежительным к ним отношением и злыми выходками.

Покровитель города Урук.

Энлиль Бог ветра, воздуха и всего пространства от земли до неба, также относился к людям и низшим божествам с пренебрежением, однако он изобрел мотыгу и подарил ее человечеству и почитался как покровитель земли и плодородия. Его главный храм находился в городе Ниппур.

Энки (в аккадской транскрипции Эа) Защитник города Эреду, был признан как бог океана и пресных подземных вод.

Другие важные божества

Нанна (аккад. Син) Бог луны, покровитель города Ур

Уту (аккад. Шамаш) Сын Нанна, покровитель городов Сиппар и Ларсы. Олицетворял безжалостную силу иссушающего солнечного зноя и одновременно солнечное тепло, без которого невозможна жизнь.

Инанна (аккад. Иштар) Богиня плодородия и плотской любви, она даровала военные победы. Богиня города Урук.

Думузи (аккад. Таммуз) Супруг Инанны, сын бога Энки бог воды и растительности, ежегодно умиравшей и воскресающей.

Нергал Владыка царства мертвых и бог чумы.

Нинурт Покровитель доблестных воинов. Сын Энлиля, не имевший собственного города.

Ишкур (аккад. Адад) Бог гроз и бури.

Богини шумеро-аккадского пантеона обычно выступали как жены могущественных богов или как божества, олицетворяющие смерть и подземный мир.

В шумерской религии наиболее важные боги, в честь которых и сооружались храмы-зиккураты, представлялись в человеческой форме повелителей неба, солнца, земли, воды и шторма. В каждом городе шумеры поклонялись собственному богу.

Посредником между людьми и богами выступали жрецы. С помощью гаданий, заклинаний и магических формул они пытались постичь волю небожителей и донести ее до простого народа.

На протяжении 3 тыс. до н.э. отношение к богам постепенно менялось: им стали приписывать новые качества.

Укрепление государственности в Двуречье отразилось и на религиозных представлениях жителей. Божества, которые олицетворяли космические и природные силы, стали восприниматься как большие «небесные начальники» и уже потом как природная стихия и «податели благ». В пантеоне богов появились бог-секретарь, бог-носитель трона владыки, боги-привратники. Важные божества были соотнесены с различными планетами и созвездиями:

Уту – с Солнцем, Нергал – с Марсом, Инанна – с Венерой. Поэтому всех горожан интересовало положение светил на небосклоне, их взаимное расположение и особенно место «своей» звезды: это сулило неизбежные перемены в жизни города-государства и его населения, будь то благоденствие или несчастье. Так постепенно формировался культ небесных светил, начали развиваться астрономическая мысль и астрология. Астрология родилась среди первой цивилизации человечества - шумерской цивилизации. Это было приблизительно 6 тысяч лет тому назад. Вначале шумеры обожествляли 7 ближайших к Земле планет. Влияние их на Землю рассматривалось, как воля Божества, живущего на этой планете. Шумеры впервые заметили, что изменения положения небесных тел на небе вызывают изменения в земной жизни. Наблюдая постоянно меняющуюся динамику звездного неба, шумерские священнослужители постоянно изучали и исследовали влияние движения небесных тел на земную жизнь. То есть, они соотносили жизнь земную с движением небесных тел. Там на небе чувствовался порядок, гармония, последовательность, законность. Они сделали следующий логический вывод: если земная жизнь будет согласованна с волей Богов, живущих на планетах, то аналогичный порядок и гармония возникнет на Земле. Предсказания будущего строились на основе изучения положения на небе звезд и созвездий, полетам птиц, по внутренностям животных, приносимых в жертву богам. Люди верили в предопределенность человеческой судьбы, в подвластность человека высшим силам; верили в то, что сверхъестественные силы всегда незримо присутствуют в реальном мире и проявляют себя таинственным образом.

Архитектура и строительство

Шумеры умели строить многоэтажные дома и замечательные храмы.

Шумер был страной городов-государств. Крупнейшие из них имели своего правителя, который был одновременно и верховным жрецом. Сами города застраивались без всякого плана и обносились наружной стеной, достигавшей значительной толщины. Жилые дома горожан были прямоугольными, двухэтажными с обязательным внутренним двориком, иногда с висячими садами. Во многих домах была канализация.

Центр города составлял храмовый комплекс. Он включал в себя храм главного бога – покровителя города, дворец царя и храмовое усадебное хозяйство.

Дворцы правителей Шумера соединяли в себе светское здание и крепость. Дворец обносился стеной. Для подачи воды во дворцы сооружались акведуки – вода подавалась по трубам, герметично изолированным с помощью битума и камня. Фасады величественных дворцов были украшены яркими рельефами, изображающими, как правило, сцены охоты, исторические сражения с неприятелем, а также наиболее почитаемых за силу и мощь животных.

Ранние храмы представляли собой небольшие прямоугольные здания на невысокой платформе. По мере того, как богатели и процветали города, все более внушительными и величественными становились храмы. Новые храмы обычно воздвигались на месте старых. Поэтому платформы храмов с течением времени увеличивались в объеме; возник определенный тип строения – зиккурат (см. рис.) - трех- и семиступенчатая пирамида с маленьким храмом наверху. Все ступени раскрашивались в разные цвета – черный, белый, красный, синий. Возведение храма на платформе предохраняло его от наводнения и разлива рек. К верхней башне вела широкая лестница, иногда несколько лестниц с разных сторон. Башня могла быть увенчана золотым куполом, а стены ее выкладывались глазурованным кирпичом.

Нижние мощные стены представляли собой чередующиеся уступы и выступы, что создавало игру света и тени и зрительно увеличивало объем здания. В святилище – главном помещении храмового комплекса – находилась статуя божества – небесного покровителя города. Сюда могли входить только жрецы, а доступ народу был строго запрещен. Под потолком располагались небольшие окна, а главным украшением интерьера служили перламутровые фризы и мозаика из красных, черных и белых шляпок глиняных гвоздей, вбитых в кирпичные стены. На ступенчатых террасах высаживались деревья и кустарники.

Самым известным в истории зиккуратом считается храм бога Мардука в Вавилоне - знаменитая Вавилонская башня, о строительстве которой говорится в Библии.

Состоятельные горожане жили в двухэтажных домах, имеющих весьма сложный интерьер. Спальни располагались на втором этаже, внизу были комнаты для отдыха и кухня. Все окна и двери открывались во внутренний дворик, а на улицу выходили только глухие стены.

В архитектуре Двуречья встречаются уже с древнейших времён колонны, не игравшие, впрочем, большой роли, а также и своды. Довольно рано появляется приём расчленения стен путём выступов и ниш, а также орнаментации стен фризами, выполненными в мозаичной технике.

У шумеров впервые встречается арка. Эта конструкция была изобретена в Месопотамии. Здесь не было леса, и строители додумались устраивать вместо балочного перекрытия арочное или сводчатое. Арки и своды применялись также в Египте (это не удивительно, поскольку Египет и Месопотамия имели контак¬ты), но в Месопотамии они возникла раньше, применялись чаще и отсюда распространились по всему миру.

Шумеры установили продолжительность солнечного года, что позволило им точно ориентировать свои постройки на четыре стороны света.

Двуречье было бедно камнем, и основным строительным материалом там служил кирпич-сырец, высушенный на солнце. Время не пощадило кирпичные постройки. Кроме того, города часто подвергались вражеским нашествиям, в ходе которых до основания разрушались жилища простых людей, дворцы и храмы.

Наука

Шумеры создали астрологию, обосновали влияние звезд на судьбы людей и их здоровье. Медицина была в основном гомеопатической. Найдены многочисленные глиняные таблички с рецептами и магическими формулами против демонов болезни.

Жрецы и маги использовали знания о движении звезд, Луны, Солнца, о поведении зверей для гадания, предвидение событий в государстве. Шумеры умели предсказывать солнечные и лунные затмения, создали солнечно-лунный календарь.

Они открыли пояс Зодиака - 12 созвездий, образующих большой круг, по которому Солнце совершает свой путь в течение года. Ученые жрецы составляли календари, вычисляли сроки лунных затмений. В Шумере было положено начало одной из древнейших наук - астрономии.

В математике шумеры умели считать по десяткам. Но особо почитали числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин). Мы до сих пор пользуемся наследием шумеров, когда делим час на 60 минут, минуту - на 60 секунд, год - на 12 месяцев, а окружность - на 360 градусов.

Самые ранние из дошедших до нас математические тексты, записанные шумерами в 22 веке до н.э., показывают высокое вычислительное искусство. Они содержат таблицы для умножения, в которых хорошо развита шестидесятичная система сочетается с более ранней десятичной системой. Склонность к мистике обнаруживалась в том, что числа делили на счастливые и несчастливые – даже изобретенная шестидесятичная система цифр являлась пережитком магических представлений: цифра шесть считалась счастливой. Шумеры создали позиционную систему записи, в которой цифра будет принимать другое значение в зависимости от того места, которое она занимает в многозначном числе.

В городах Древнего Шумера были созданы первые школы. Богатые шумеры посылали туда своих сыновей. Занятия продолжались целый день. Выучиться писать клинописью, считать, рассказывать сказания о богах и героях было нелегко. За невыполнение уроков мальчики подвергались телесным наказаниям. Тот, кто успешно заканчивал школу, мог получить место писца, чиновника или стать жрецом. Это давало возможность жить не зная бедности.

Образованным считался человек: полностью владеющий письмом, умеющий петь, владеющий музыкальными инструментами, умеющий принимать разумные и законные решения.

Литература

Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первую в человеческой истории поэму- « Золотой век », написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры - авторы первых и древнейших в мире медицинских книг - сборников рецептов. Они первыми разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях.

До нас дошло большое число памятников шумерской литературы, главным образом в копиях, переписанных уже после падения III династии Ура и хранившихся в храмовой библиотеке в городе Ниппуре. К сожалению, отчасти вследствие трудности шумерского литературного языка, отчасти вследствие плохого состояния текстов (некоторые таблички были найдены разбитыми на десятки кусков, хранящиеся ныне в музеях различных стран) эти произведения только в самое недавнее время удалось прочесть.

В большинстве - это религиозные гимны богам, молитвы, мифы, легенды о возникновении мира, человеческой цивилизации и земледелия. Кроме того в храмах издавна велись списки царских династий. Древнейшими считаются списки, написанные на шумерском языке жрецами города Ур. Особенно интересны несколько небольших поэм, содержащих легенды о возникновении земледелия и цивилизации, создание которых приписывается богам. В этих поэмах ставится также вопрос о сравнительной ценности для человека земледелия и скотоводства, что, вероятно, отражает факт относительно недавнего перехода шумерских племён к земледельческому образу жизни.

Чрезвычайно архаическими чертами отличается миф о богине Инанне, заключённой в подземное царство смерти и освобождающейся оттуда; вместе с её возвращением на землю возвращается замерзшая было жизнь. В этом мифе отразилась смена вегетационного и «мёртвого» периода в жизни природы.

Существовали также гимны, обращённые к различным божествам, исторические поэмы (например, поэма о победе урукского царя над гутеями). Крупнейшим произведением шумерской религиозной литературы является изложенная намеренно замысловатым языком поэма о построении правителем Лагаша Гудеа храма бога Нингирсу. Эта поэма была записана на двух глиняных цилиндрах, каждый вышиной около метра. Сохранился ряд поэм морально-поучительного характера.

Литературных памятников народного творчества до нас дошло немного. Погибли для нас такие народные произведения, как сказки. Сохранилось лишь несколько басен и пословиц.

Важнейшим памятником шумерской литературы является цикл эпических сказаний о герое Гильгамеше, легендарном царе города Урука, который, как следует из династических списков, правил в 28 веке до н.э..В этих сказаниях герой Гильгамеш представлен как сын простого смертного и богини Нинсун. Подробно описываются странствия Гильгамеша по миру в поисках тайны бессмертия и его дружба с диким человеком Энкиду. В наиболее полном виде текст большой эпической поэмы о Гильгамеше сохранился записанным на аккадском языке. Но дошедшие до нас записи первичных отдельных былин о Гильгамеше неопровержимо свидетельствуют о шумерском происхождении эпоса.

Цикл сказаний о Гильгамеше оказал большое влияние на окружающие народы. Его восприняли аккадские семиты, а от них он распространился в Северной Месопотамии и в Малой Азии. Существовали и циклы эпических песен, посвящённых различным другим героям.

Важное место в литературе и мировоззрении шумеров занимали легенды о потопе, которым якобы боги уничтожили всё живое, причём был спасён только благочестивый герой Зиусудра в построенном по совету бога Энки корабле. Легенды о потопе, послужившие основой для соответствующей библейской легенды, оформились под несомненным влиянием воспоминаний о катастрофических наводнениях, которые в IV тысячелетии до н. э. не раз разрушали многие шумерские поселения.

Исскуство

Особое место в шумерском культурном наследии принадлежит глиптике - резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. Сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печать прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск - миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили, как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения. На шумерских гравюрах наиболее частыми мотивами были ритуальные пиршества с сидящими за едой и питьем фигурами. Другие мотивы составляли легендарные герои Гильгамеш и его друг Энкиду, борющиеся с чудовищами, а также антропоморфные фигуры человеко-быка. С течением времени этот стиль уступил место непрерывному фризу с изображением дерущихся животных, растений или цветов.

Монументальной скульптуры в Шумере не было. Чаще встречаются небольшие культовые статуэтки. Они изображают людей в позе моления. У всех скульптур подчеркнуто большие глаза, так как они должны были напоминать всевидящее око. Большие уши подчеркивали и символизировали мудрость, не случайно «мудрость» и «ухо» в шумерском языке обозначаются одним словом.

Искусство Шумера нашло развитие в многочисленных барельефах, основной темой является тема охоты и сражений. Лица в них изображались в фас, а глаза – в профиль, плечи в трехчетверном развороте, а ноги – в профиль. Пропорции человеческих фигур не соблюдались. Но в композициях барельефов художники стремились передать движение.

Музыкальное искусство безусловно нашло свое развитие в Шумере. За три с лишним тысячелетия шумеры сложили свои песни-заклинания, легенды, плачи, свадебные песни и др. Первые струнные музыкальные инструменты – лира и арфа - появились также у шумеров. Также у них были двойные гобои, большие барабаны.

Конец Шумера

Через полторы тысячи лет шумерскую культуру сменила аккадская. В начале II тысячелетия до н. э. в Месопотамию вторглись полчища семитских племен. Завоеватели усвоили более высокую местную культуру, но не отказались и от своей. Более того, аккадский язык они превратили в официальный государственный, а за шумерским оставили роль языка религиозного культа и науки. Постепенно исчезает и этнический тип: шумеры растворяются в более многочисленных семитских племенах. Их культурные завоевания продолжали уже преемники: аккадцы, вавилоняне, ассирийцы и халдеи.

После появления Аккадского семитского царства изменились и религиозные представления: произошло смешение семитских и шумерских божеств. Литературные тексты и школьные упражнения, сохранившиеся на глиняных табличках, свидетельствуют о возрастании уровня грамотности жителей Аккада. В правление династии из Аккада (около 2300 до н. э.) строгость и схематичность шумерского стиля сменяются большей свободой композиции, объемностью фигур и портретностью черт прежде всего в скульптуре и рельефах.

В едином культурном комплексе, называемом шумеро-аккадской культурой, заглавную роль играли шумеры. Именно они, по мнению современных востоковедов, являются родоначальниками знаменитой вавилонской культуры.

Со времени упадка культуры Древней Месопотамии прошло две с половиной тысячи лет, и до недавнего времени о ней знали только из рассказов древнегреческих писателей да из библейских преданий. Но в прошлом веке археологическими раскопками были обнаружены памятни¬ки материальной и письменной культуры Шумера, Ассирии и Вавилона, и эта эпоха предстала перед нами во всем ее варварском блеске и мрачном величии. В духовной культуре шумеров осталось еще много неразгаданного.

Cписок использованной литературы

  1. Кравченко А. И. Культурология: Уч. пособие для вузов. - М.:Академический проект, 2001.
  2. Емельянов В. В. Древний Шумер: Очерки культуры. СПб., 2001
  3. История Древнего Мира Уколова В.И., Маринович Л.П. (Интернет издание)Культура эпохи Возрождения