Конспект занятия по развитию речи с использованием умк по обучению детей татарскому языку в старшей группе. Учебно - методический комплекс по развитию речи и обучению основам грамоты «Балапан Задачами программы являются

Государственное управление образования

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Псковской области

«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»

Рассмотрено на заседании кафедры УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по

Учебной работе

«____» ________________ ___________

Протокол №

Заведующая кафедрой _____» _________ 20

_________ _____________________

подпись ФИО

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО

МДК.03.02. Теория и методика развития речи у детей

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 03.

Организация занятий по основным

Профессионального цикла

по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Составитель: , преподаватель ГБПОУ ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж»

Опочка, 2014

Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее МДК) 03.02. Теория и методика развития речи у детей составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения профессионального модуля (далее ПМ), изложенными в Федеральном среднего по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от «5» г. № 000.

Учебно-методический комплекс по МДК 03.02. Теория и методика развития речи у детей входит ПМ. 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.


УМК включает теоретический блок, перечень практических занятий, виды самостоятельной работы, перечень точек рубежного контроля, вопросы и задания по .


Наименование разделов

1. Введение

2. Образовательный маршрут

3.1. Краткое содержание теоретического материала программы

3.2. Лабораторные работы

3.3. Практические занятия

3.4. Самостоятельная работа

Закономерности речевого развития детей;

Особенности овладения речевыми сторонами (лексика, грамматика, связность);

Направления работы по развитию словаря, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой , развитию связной речи и ознакомлению с , по подготовке к обучению грамоте;

Современные подходы к развитию речи детей на занятиях и в повседневной жизни.

Диагностические методики для определения уровня развития речи дошкольников;

Виды документации, требования к ее оформлению.

В результате освоения МДК у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):

Таблица 1

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Устойчивость и демонстрация интереса к будущей профессии.

Эффективность организации собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества.

Наличие положительных отзывов по итогам педагогической практики.

Системная и качественная работа над всеми видами заданий.

Полнота оформления портфолио студента.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Рациональность организации, выбор методов и способов выполнения профессиональных задач.

Соответствие применения методов и способов решения профессиональных задач в соответствии с целями и задачами образовательного процесса.

Способность анализировать собственную деятельность по качественным и количественным показателям;

Проявление самостоятельности, инициативы при решении профессиональных задач.

Рациональность планирования и организации деятельности по изучению (МДК).

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Адекватность принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях и ответственность за них.

Прогнозирование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса.

Эффективность предложений способов предупреждения и нейтрализации рисков.

Своевременность проведения эффективных профилактических мер для снижения риска в .

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Эффективность поиска необходимой информации.

Рациональное использование различных источников, включая электронные, для поиска информации.

Качество анализа и отбора информации, необходимой для организации учебного процесса.

Объективность оценки значимости и возможности применения информации для решения профессиональных задач и личностного роста.

Целесообразность педагогического взаимодействия с детьми, работниками ДОУ, родителями в ходе прохождения производственной практики.

Аргументированность трансляции своей точки зрения, умение учитывать позицию других при выработке совместного решения профессиональных задач.

Эффективность организации коллективной работы в профессиональной деятельности.

Объективность анализа успешности коллективной (групповой) работы, путей ее совершенствования

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Способность формулировать цели, проектировать способы мотивации, организации и контроля деятельности обучающихся в образовательном процессе.

Готовность организовывать и контролировать работу детей на занятии с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Коррекция собственной деятельности на основе ее анализа.

Владение технологией деятельностного подхода.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Четкость организации собственной самостоятельной работы при изучении профессионального модуля.

Эффективность по повышению личностного и профессионального уровня.

Своевременность и качество выполнения заданий для самостоятельной работы при изучении теоретического материала и прохождении различных этапов производственной практики.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Степень проявления интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

Проявление эмоциональной устойчивости в ситуациях социально – профессиональной напряжённости.

Использование возможностей сети Интернет и различного , включая специальные компьютерные образовательные программы.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

Создание условий, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья детей.


Строить профессиональную деятельность с соблюдением , ее регулирующих.

Ориентированность в нормативно-правовой, законодательной базе, регулирующей профессиональную деятельность.

Грамотное использование нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в области образования, в своей профессиональной деятельности.

Прогнозирование правовых последствий различных ситуаций, явлений и процессов.

В результате освоения МДК у Вас должны формироваться профессиональные компетенции (ПК).

Концепция УМК

Развитие речи детей дошкольного возраста

Детский сад — первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими языком своего народа.

В системе дошкольного образования развитие речи, обучение родному языку занимает ведущее место.

Цель обучения родному языку - развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.

Концепция развития речи дошкольников - положение о формировании у дошкольников элементарного осознания явлений языка и речи, о необходимости лингвистического развития в дошкольном детстве.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В общем виде взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно передать в следующих положениях:

Речь ребенка развивается в ходе генерализации (обобщения) языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;

Язык и речь представляют собой своеобразный «узел», в который «сплетаются» различные линии психического развития - развитие мышления, воображения, памяти, эмоций;

Ведущим направлением в обучении родному языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;

Ориентировка ребенка в языковых явлениях определяет условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.

Речевое воспитание рассматривается как взаимодействие педагога и ребенка, овладевающего родным языком. Эта проблема тесно связана с обучением родному языку, т. е. педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков. На этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. (Заметим, что

Индивидуальные различия в уровне речевого развития у детей одного возраста могут быть исключительно велики.)

Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому и необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению.

Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Развитие речи проходит три этапа.

1. Довербальный - приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.

2. Переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.

3. Совершенствование речи как ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.

Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам - из 3000-4000 слов.

К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. Ситуативность речи (отрывочность и понятность лишь в конкретных условиях, привязанность к наличной ситуации) становится все менее выраженной. Появляется связная контекстная речь - развернутая и грамматически оформленная.


МОУ СОШ № 11

« С углубленным изучением отдельных предметов».

Доклад на тему:

Развитие речи по УМК

«Перспективная начальная

школа»

Учитель Матусова А.В.

2013 г.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонение, спряжение и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатством ребенок овладевает не пассивно, а активно – в процессе своей речевой практики.
Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.
Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника – средством успешного обучения в школе. Речь – способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой – хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

У школьников с раннего детства формируются способы работы с текстом, которые они используют при чтении текстов на любых уроках. Тем самым закладывается одно из важных в начальной школе умений-умение учиться.

Основной базой для формирования способов работы с текстом являются уроки русского языка и литературного чтения. Особенно эффективно использование межпредметных связей на уроках развития речи, которые должны обеспечить развитие комплекса речевых умений у учащихся. Работа по развитию речи в УМК, ПНШ ведется с 1-го класса.

Образное представление о тексте как доме, в котором живут и дружат предложения, умение выделять из короткого текста отдельные предложения, не нарушая последовательности, и соотносить их с моделью текста, а затем и моделировать текст, формируется уже в период обучения грамоте.

Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы).

Школа – сад гимназия города Костаная

Учебно - методический комплекс

по развитию речи и обучению основам грамоты

«Балапан»

Составители: Надточий Т.А.

Ержанова Н.Н.

Пояснительная записка

Интеллектуальное и нравственное развитие личности – основная цель образования. Изменившееся цели обучения, направленные на развитие личности дошкольника, изменения в содержании образования влекут за собой изменения в формах и методах обучения. Развитие речи и обучения основам грамоты выступают одной из главных задач в процессе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время возраст поступления детей в школу снизился, и вполне понятно нетерпение родителей побыстрее научить ребенка читать и писать. Большинство из них полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно писать и читать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений. К основным причинам подобного явления относятся: несформированность навыков звукового анализа и синтеза, нарушение фонематического восприятия. Принимая во внимание современные тенденции к интенсификации обучения дошкольников, и опираясь на мнение современных лингвистов, психологов и педагогов, которые считают пятый год жизни ребенка периодом наибольшей восприимчивости к звуковой стороне речи был разработан учебно – методический комплекс по обучению основам грамоты и развитию речи.

УМК был разработан в соответствии с ГОСО РК и программой воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «БІЗ МЕКТЕПКЕ БАРАМЫЗ» (5-6 лет) .

Данная программа включает следующие направления работы с детьми старшего дошкольного возраста:

Развитие психологической базы речи;

Развитие звуковой стороны речи;

Развитие фонематического восприятия;

Формирование лексико – грамматического строя речи;

Развитие способностей к звуковому анализу и синтезу;

Расширение и активизация активного и пассивного словаря;

Ознакомление со знаковой системой языка;

Формировать монологическую и диалогическую речь, развивать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать беседу;

Подготовка руки к письму.

Цель программы – создание системы работы по обучению основам грамоты и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий педагогов, комплексность педагогического воздействия на всестороннее гармоничное развитие личности.

Задачами программы являются:

    формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

    научить детей умению выполнять звуковой анализ и давать качественную характеристику звукам, свободно оперировать условно-схематическими моделями; формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

    ознакомление с буквами русского алфавита; обучение детей послоговому и слитному способам чтения; составлению слов и предложений из букв азбуки;

    подготовка ребенка к письму;

    развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;

    развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

    обогащение активного, пассивного словаря; формирование правильного произношения звуков;

    формирование монологической и диалогической речи.

Учебная программа рассчитана на 36 часов по основам грамоты и 18 часов по развитию речи.

Продолжительность каждого занятия 25 - 30 мин.

Лексическая тема

Связная речь

Кол-во часов

Дата

Дид. игра «Что бывает осенью?»

Цель:закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря до данной теме

Составление описательного рассказа по картине «Осень»

Упр. «4-ый лишний»

Сад-огород

Дид.упражнение «Доскажи словечко и назови первый звук в слове»

Упр. «Один-много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа

Знакомство с многозначными словами

Составление описательного рассказа по схеме

Упр. «Разрезные картинки»

Дикие животные

Закрепление понятий «начало, середина, конец слова»

Закрепить умение употреблять существительные в р.п. Упр. «Угадай-ка?»

Составление описательного рассказа по картине «Ежи»

Уточнение пространственно-временных представлений «Перед-между-после»

Домашние животные

Повторение условных обозначений звуков. ЗАС «Бок»

Работа над звуковым синтезом

Упр. «Скажи ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Пересказ рассказа Н. Калининой «Про козленка»

Упр. «Найди дорогу от буквы к зверю»

Цель: развитие мелкой моторики, формирование ориентировки в пространстве

Дикие птицы

Учить дифференцировать на слух и при произношении звуки [Г], [Г"],[В], [В"]

Упр. «Скажи наоборот»

Цель: употребление антонимов в речи

Закрепление слогового анализа слов

Составление описания птицы по примеру педагога

Упр. «4 – ый лишний»

Домашние птицы

Упр. «Назови правильно» Закрепление понятия «ударение»

Упражнять в составлении полных ответов на вопросы

Выкладывание из счетных палочек образов знакомых букв

Упражнять в анализе звукового и слогового состава слова

Упражнять в подборе однокоренных слов.

Закрепить умения работы со схемой предложения

Пересказ рассказа Н. Калининой «Снежный колобок»

Упр. «Лабиринт»

Наша страна

Учить дифференцировать на слух и в произношении звуки [З]-[С],[З"]-[С"]

Закрепить умение составление предложений по схеме

Составление предложения из заданных слов

Графический диктант

Одежда, обувь

Упр. «Услышь звук [Ш] (компьютерная игра «Учимся говорить правильно»)

Упр. «Большой – маленький»

Упр. «Из чего – какой?» Цель: преобразовывать имена существительные в относительные прилагательные

Составление описательных рассказов по предложенной схеме

Упр. «Что забыл модельер?»

Упр. «Из чего сделано»

Цель: преобразовать имена существительные в относительные прилагательные

Пересказ рассказа Н. Калининой «Вот так помогу!»

Фигуры Поппельрейтера

Упр. «Найди место звука в словах» (комп.игра «Учимся говорить правильно»)

Упр. «Один – много»

Цель: закрепить умение изменять слова в мн.числе

Описание портрета любимого героя сказки

Ориентировка в схеме собственного тела

Учить дифференцировать на слух звуки

Упр. «Подбери и называй»

Составление фразы, состоящей из 4-х предложений

Упр. «4-ый лишний»

Составление схемы предложения

Составление описательного рассказа по сюжетной картине

Упр. «Найди отличие»

Профессии

Учить дифференцировать на слух звуки, проводить звуковой анализ слова

Упр. «Угадай профессию»

Упр. «Подбери действие»

Цель: активизировать предметный и глагольный словарь

Пересказ рассказа Э.Шим «Откуда хлеб пришел»

Логоритмическое упражнение

Музыкальные инструменты

Упр. «Какой инструмент звучал?» (комп.ира)

Употребление существительных в П.падеже. Составление простых предложений

Составление описание муз.инструмента по плану

Упр. «Найди контур»

Транспорт

Упр. «Назови одним словом»

Цель: работа над словообразованием

Составление рассказа по наблюдениям «Транспорт нашего города»

Обведение фигур по точкам

Растительный мир

Игра «Звуки-двойняшки» ([ж]-[ш])

(комп.игра «Учимся говорить правильно»)

Упр. «Назови ласково»

Цель: закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Спор деревьев»

Задание на соотношение числа и количества одинаковых предметов

Совершенствование звукового анализа слов

Составление рассказа «Что я буду делать летом»

Упр. «Божья коровка»

Лексическая тема

Овладение элементарными навыками письма и чтения

Формирование фонематической стороны речи

Лексико-грамматический строй речи

Развитие психологической базы речи

Кол-во часов

Дата

Познакомить с понятием «звук», «гласный звук», «согласный звук»

Дать представление о звуках природы и звуках речи

Д.игра «Один - много»

Цель: учить образовывать мн.ч. у существительных

Обведение листочка по точкам

Закрепить понятие «звук», «гласный звук», «согласный звук». Дать понятие, что слова состоят из звуков

Выделение гласных звуков из ряда.

Дать понятие, что слова обозначают живые и неживые предметы

Сад - огород

Познакомить с понятием «буква» Знакомство с гласным звуком [А] и буквой Аа

Д.Игра «Угадай звук»

Д.игра «Чего не стало»

Цель: развитие умения употреблять сущ. в ед.ч. Р.П.

Игра на внимание «Четвертый лишний»

Знакомство с гласным звуком [У] и буквой Уу. Нахождение буквы в словах.

Упражнение «Хлопни в ладоши»

Выделение ударного гласного звука в начале слова

Закрепление в речи простых предлогов. Игра «Что где растет».

Обведение фигур по точкам

Дикие животные

Знакомство с гласным звуком [О] и буквой Оо.

Выделение первого и последнего гласного звука в слове. Знакомство со звуковой линейкой.

Знакомство со словами признаками. Упражнение «Подбери и называй»

Игра «Найди маму»

Знакомство с согласным звуком [М] [М"] и буквой Мм.

Упражнение «Хлопни в ладоши»

Познакомить с условным обозначением звуков.

Уточнить название детенышей диких животных

Упр. «Найди и закрась букву М»

Домашние животные

Знакомство с согласным звуком [К] [К"] и буквой Кк.

Учить различать отдельные звуки в слове и соединять их в слоги. ЗАС «Мак»

Уточнить название детенышей домашних животных

Упр. «Найди и закрась букву К»

Знакомство с согласным звуком [Б] [Б"] и буквой Бб.

Упражнять в чтении слогов.

Продолжить работу над звуковым анализом слова,

Учить согласовывать числительное и существительное в роде. числе и падеже. Игра «Сосчитай детенышей»

Дикие птицы

Знакомство с согласным звуком [Г] [Г"] и буквой Гг

Учить определять количество слогов в слове

Упражнять в анализе звукового состава слова

Дидактическое упражнение «Один - много» (упражнение в словооб­разовании).

Работа над ориентировкой в пространстве листа

Знакомство с согласным звуком [В] [В"] и буквой Вв

Закрепление предлогов на, с, в, из, Упр. «Исправь ошибки»

Упр. «Найди слова»

Домашние птицы

Знакомство с гласным звуком [И] и буквой Ии

Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове. Дать понятие «Ударение». «Ударный гласный звук»», «безударный гласный звук.»

Упражнение «Скажи наоборот»

Цель: активизировать употребление антонимов в речи.

Упражнение «обведи по точкам»

Закрепить знакомство с гласным звуком [И] и буквой Ии. Упражнять в составлении и чтение целых слогов.

Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков

Обучать понимать вопрос косвенного падежа где?, продолжать учить употреблять существительные с предлогами.

Выкладывание букв из подручного материала.

Знакомство с согласным звуком [З] [З"] и буквой Зз

Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове

Дать понятия «слово», «предложение». Познакомить со схемой предложения.

Упр. «Найди отличия» (компьютерная игра)

Наша страна

Знакомство с согласным звуком [С] [С"] и буквой Сс

Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове

Работа над предложением: членение предложений на слова: выделение слов из предложений, определение количества слов.

Штриховка фигур

Дифференциация звуков [З] - [С] , [З"] - [С"] .

Упражнять в составлении и чтение целых слогов.

Упражнять в анализе звукового состава слова и определения количества звуков в слове. ], учить дифференцировать на слух и в произношении звуки [З] - [С] , [З"] - [С"] .

Упражнение «Выложи снежинку»

Игра «Рисование веревочкой»

Цель: развитие координированность и точность движений мелкой моторики рук.

Одежда, обувь

Знакомство с согласным звуком [Ш] и буквой Ш

Упражнение «Повтори правильно». Упражнять в анализе звукового состава слова

Учить преобразовывать имена существительные в имена прилагательные

Упражнение «Найди букву»

Дифференциация звуков [Ш] - [С]

Упражнение «Собери в корзины» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно»)

Упражнение «Подбирай и называй»

Цель: активизация глагольного словаря

Графический диктант

Знакомство с согласным звуком [П] [П"] и буквой Пп. Упражнять в чтении коротких слов.

Упражнение «Что для чего»

Цель: учить образовывать существительные с суффиксом -иц

Выкладывание буквы из подручного материала

Повторение пройденных букв. Упражнять в чтении коротких слов.

Упражнять в анализе звукового состава слова. Упражнение «Наш дом» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно»)

Упражнять детей в подборе однокоренных слов. Работа над предложением.

Компьютерная игра «Что лишнее»

Знакомство с согласным звуком [Л] [Л"] и буквой Лл.

Упражнять в анализе звукового состава слова. Упражнение «Сердитые и ласковые слова» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно»)

Упражнение на словообразование «Скажи одним словом». Работа над предложением.

Ориентировка в «схеме собственного тела»

Повторение пройденных букв. Упражнять в чтении слов.

Упражнять в анализе звукового состава слова

Работа над предложением. Слоговой анализ слов

Обведение по точкам

Знакомство с согласным звуком [Т] [Т"] и буквой Тт

Упражнять в анализе звукового состава слова.

Д.игра «Поймай звук»

Определение порядка звука в слове.

Упражнять в словообразовании «Скажи одним словом», активизировать в речи прилагательные.

Игра «Выложи мебель»

Упражнять в чтении слов. Работа над предложением.

Упражнять в анализе звукового состава слова

Дифференциация звуков на слух.

Работа над предложением Слоговой анализ слова. Закреплять слова, обозначающие пространственные отношения(на, под, в, около……)

Обведи контур мебели

Знакомство с гласным звуком [ы] буквой ы

Упражнять в анализе звукового состава слова

Закрепить умение вычленять последний звук в слове. Упражнение «Звуки леса»

Работа над предложением. Введение в речь предлоги из-под, со, перед. Упражнение «Где растаял снежок – угадай!»

Обвести по точкам «Букет для мамы

Профессии

Знакомство с согласным звуком [Х] [Х"] и буквой Хх

Упражнять в анализе звукового состава слова

Работа над предложением.

Игра «Нелепицы».

Упр. «Назови профессию»

Фигуры Поппельрейтера

Закрепление.

Упражнять в анализе звукового состава слова

Работа над предложением.. Составление схем к предложениям. Работа над деформированным предложением

Графический диктант «Кораблик»

Профессии

Знакомство с гласным звуком [Э] буквой Э

Нахождение звука в слове. Игра «Цепочка слов»

Употребление им.сущ. в тв. падеже. Игра «Кем я буду»

Музыкальные инструменты

Знакомство с согласным звуком [Д] [Д"] и буквой Дд

Развитие умения передавать определенный ритмический рисунок

Учить детей образовывать им.сущ. при помощи суффикса - ист

Обвести фигуру по точкам

Закрепление

Упражнять в анализе звукового состава слова,

Нахождение изученных букв в словах и тексте.

Работа над предложением. Закрепить умения определять ударный звук в словах. Введение в речь глаголов совершенного вида.

Игры на развитие логики и мелкой моторики.

Транспорт

Знакомство с согласным звуком [Р] [Р"] и буквой Рр

Звуковой анализ слова. Игра «Услышь звук» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно»)

Употребление им.сущ. в р.п. мн.числа игра «Один - много»

Штриховка фигур

Дифференциация звуков[ Р] - [Л]

Звуковой анализ слова. Игра «Звуки двойняшки» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно»)

Упр. «Из чего – какой»

Цель: образование им.прил. от им.сущ.

Выкладывание букв из пластилина

Растительный мир

Знакомство с согласным звуком [Ж] и буквой Жж

Звуковой анализ слова. Игра «Звуки леса» (компьютерная игра «Учимся говорить правильно»)

Учить образовывать им. сущ. с помощью суффикса ОК с чередованием Г и Ж.

Работа с манной крупой

Закрепление

Формировать правильную артикуляцию звуков, выделять заданные звуки

Учить строить распространенное предложение, согласуя слова в роде, числе и падеже.

Графический диктант

Знакомство с согласным звуком [Н] [Н"] и буквой Нн

Совершенствовать фонематический слух; закреплять умение выделять в словах пройденные звуки

Закрепление работы над предложением, словообразованием, словоизменением

Штриховка фигур

Закрепление

Совершенствовать фонематический слух;

Закрепление работы над предложением, словообразованием, словоизменением

Ковер «Лето» из геометрических фигур

Творческое воображение - универсальное качество дошкольников 3–7 лет - положено в основу УМК «Тропинки», который представляет собой систему пособий для педагогов и воспитанников детских садов. Работа ведется по пяти направлениям: развитие культуры общения, познавательной активности и творческих способностей, становление речи, физическая подготовка. У детей формируются продуктивное воображение, любознательность, ориентация на позицию другого человека, волевые качества, элементы рефлексии и др. Особое внимание уделено методам диагностики результатов и работе с ребятами, имеющими ослабленное здоровье.

УМК «Тропинки» представляет собой систему пособий для воспитанников и педагогов дошкольных образовательных организаций. Воспитательно-образовательная работа, предлагаемая разработчиками УМК «Тропинки», обеспечивает становление личности дошкольников 3–7 лет в различных видах общения и деятельности и направлена на создание условий для общего психического развития детей посредством использования творческого воображения как универсальной способности. Освоение общечеловеческой культуры рассматривается разработчиками комплекта как творческий процесс. В ходе творческого приобщения ребёнка к началам культуры - познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной, физической - у него закладываются, развиваются и проявляются важнейшие созидательные способности: продуктивное воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии и др.

Особое внимание при разработке УМК было уделено детальному обоснованию концепции программы «Тропинки», рассмотрению общих вопросов воспитания дошкольников, в том числе с ослабленным здоровьем.

Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» и все пособия, входящие в одноимённый УМК, разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).

В программе представлены стратегические ориентиры развивающей работы с детьми, отражённые в пяти направлениях образовательного процесса: «Развитие культуры общения» (Коммуникативно-личностное развитие), «Развитие культуры познания» (Познавательное развитие), «Развитие культуры речи» (Речевое развитие), «Развитие художественно-эстетической культуры» (Художественно-эстетическое развитие), «Развитие культуры движений и оздоровительная работа» (Физическое развитие). Содержание этих направлений разработано в соответствии с пятью образовательными областями, выделенными в ФГОС ДО.

В УМК «Тропинки» предусмотрена система мониторинга освоения программы, представленная в виде педагогической диагностики индивидуального развития ребёнка 3–7 лет, максимально упрощённая для практики дошкольного образования. Подобранные диагностические методики позволяют оценить уровень физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития ребёнка в оптимально короткие сроки (примерно за 1–1,5 недели) путём использования методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.