Ким. Краткая биография Ю. Ким Поурочное планирование ю ч ким рыба кит
Урок литературы в 5 классе № 60.
Дата ___________________________
Тема: Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Ю. Ч. Ким «Рыба-кит». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Цели урока: Краткое знакомство с жизнью и творчеством Саши Черного и Ю. Ч. Кима. Расширение представления о юморе и литературе.
Развитие навыков пересказа и анализа текста, творческих способностей.
Воспитание чувства юмора.
Основные понятия: юмор.
Методические приемы : беседа, слово учителя, прослушивание аудиозаписей, выразительное чтение.
Оборудование: аудиозаписи песен Ю. Кима, учебник, тетрадь.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока.
Организационный момент.
Цель этапа: проверка готовности обучающихся к работе.
Работа по теме урока.
1. Целевая установка.
Цель этапа: озвучивание темы, формулирование целей работы на урок.
2. Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор.
А. Чтение статьи учебника (с. 172-173) .
Б. Слово учителя
Александр Гликберг родился в многодетной семье, которая поселилась в небольшом городке Белая Церковь на Украине. Саша тяготился обывательской средой, обстановкой в семье, где он никогда не знал материнской ласки. Мальчик бежал из дому. Он пережил множество трудностей, стал нищим-попрошайкой и, не выдержав, вернулся домой. Но мать с отцом не приняли его. О судьбе мальчика написали в газете, и К. К. Роше, высокопоставленный чиновник из города Житомира, усыновил мальчика и стал для него настоящим отцом. Равнодушие и злоба родителей сменились добротой и вниманием приемного отца. До конца своей жизни Саша Черный будет в произведениях для взрослых остроумным и язвительным, а в произведениях для детей - нежным и добрым.
Саша Черный страдал от несовершенства мира и своими сатирами старался побудить людей измениться. Добрыми рассказами для детей он хотел поддержать доброту и радость жизни в растущем человеке. Он умер от сердечного приступа после того, как помогал тушить пожар у соседей. Он выбрал себе псевдоним
Саша Черный
(в противоположность одному из поэтов его времени, который взял себе псевдоним
Андрей Белый
), но люди вспоминают его со светлыми чувствами.
Позже, в старших классах, мы будем читать сатирические произведения Саши Черного.
В.
Беседа. Реализация воспитательной цели.
- Вы прочитали два рассказа Саши Черного: «Кавказский пленник» и «Игорь-Робинзон». Какое настроение вызвали у вас эти рассказы? Какие эпизоды, описания вам понравились?
- Почему в рассказе «Кавказский пленник» никто из детей не хотел быть Костылиным?
(Никто из детей не хотел быть предателем).
— Вопросы (Егорова, стр. 376 – 377).
- Какие смешные эпизоды можно отметить в рассказе «Игорь-Робинзон»?
(Дети отмечают, как индюк съел бюст Гоголя, как теленок жевал курточку, как Игорь сделал из бумаги золотую медаль).
- Каким можно назвать юмор Саши Черного: острым, язвительным или добрым, мягким?
Играли ли вы когда-нибудь в игры, которые придумали после чтения художественных произведений? Какие это игры? Расскажите об одной такой игре.
3. Ю. Ч. Ким. Рыба-кит.
А.
Чтение статьи учебника
(с. 189)
.
Б. Прослушивание песни «Рыба — кит».
В. Работа по вопросам и заданиям учебника (стр. 190). Реализация воспитательной цели.
Юнга (от нем. Junge - «мальчик» или нидерл. jonge - «молодой») - мальчик на судне, готовящийся в матросы. Основав Кронштадт в 1703 году, Пётр I учредил в нём училище морских юнг , то есть малолетних матросов…
Сейнер (англ. seiner , от (purse) seine - (кошельковый) невод) - рыбопромышленное судно для лова рыбы кошельковым неводом, который также может называться сейной. Сейнер , обычно, однопалубное судно с надстройкой, смещенной к носовой части.
Лот — это стандартная партия или объем, какого либо товара. Лот — это также единица измерения валюты во время торгов на валютной бирже.
III . Итог урока.
Цель этапа: обобщение информации.
Беседа.
Егорова, стр. 380 – IV .
- Играли ли вы когда-нибудь в игры, которые придумали после чтения художественных произведений? Какие это игры? Расскажите об одной такой игре.
Прослушивание песен Ю. Ч. Кима.
IV . Домашнее задание.
Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.
Ответить на итоговые вопросы (стр. 192), подготовиться к итоговому тестированию.
По желанию.
Написать сочинение «Как мы играли в Робинзона (индейцев, путешественников…)».
Литература.
Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. Часть 2/ В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. коровин.-2-е издание – М.: Просвещение, 2013
Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 5-е издание, переработанное – М.: ВАКО, 2013.
Урок литературы по творчеству Юлия Черсановича Кима в 5 классе.
Урок внеклассного чтения.
Учителя МКОУ Панская школа-интернат
Лапицкая Ирина Борисовна
Никанорова Виктория Витальевна
Тема урока: "Имя твоё – ПОЭТ!"
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: знакомство с жизнью и творчеством Юлия Черсановича Кима.
Задачи урока
Предметные:
представить творчество нового для учащихся поэта Юлия Кима;
познакомить со знаменитыми произведениями автора.
Метапредметные:
регулятивные:
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью.
коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.
вести диалог с учащимися класса, учителем;
высказывать и аргументировать своё мнение.
личностные:
определять своё отношения к прочитанному;
совершенствовать культуру речи;
стремиться к формированию эстетического вкуса.
Методические приемы : беседа, слово учителя, прослушивание аудиозаписей, выразительное чтение, кластер, таблица.
Оборудование: доска, раздаточный материал (карточки с биографией, кластер, таблица), аудиозаписи песен Ю. Кима, презентация.
План урока.
I. Организационный момент. (4 мин)
II. Знакомство с поэтом.
А. Работа с понятием. (4 мин)
Б.Работа с фотографиями. (4 мин)
В.Знакомство с произведением. (10 мин)
Физминутка (2 мин)
III. Самостоятельная работа в командах. (9 мин)
IV. Финальное задание с таблицей. (7 мин)
V. Подведение итогов. (3мин)
VI. Домашнее задание. (2 мин)
Ход урока.
I . Организационный момент.
Приветствие, выявление отсутствующих.
Здравствуйте, дорогие ребят. Сегодня у нас не простой урок. Мы познакомимся с одним очень интересным и талантливым человеком, однако его имя, вы мне назовете сами в конце урока. Я дам вам подсказку, ЕГО знает практически каждый российский человек, даже тот, кто с трудом припомнит, слышал ли он когда-нибудь это имя. Однако есть такие телефильмы, которые смотрели все, и все слышали песни, звучащие в них. «Про Красную Шапочку» и «Обыкновенное чудо», «Бумбараш» и «Двенадцать стульев», а ещё «Формула любви», «Точка, точка, запятая» и много-много других. Ну кто из нас хоть однажды не напевал: “А-а-а... крокодилы, бегемоты...” или “А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк...” Или “Уно, уно, уно, ун моменто...” С автор всех этих популярных песен - мы и познакомимся сегодня.
Мы с вами побудет наблюдательными исследователями, которые не пропустят ни одной детали. Ну что, приступим?
Дети (Да!)
По хожу нашего урока мы с вами будем записывать все новые и непонятные для вас слова в словарь . Также, мы будем составлять кластер.
Кластер - от английского «cluster» - группа, рой, пачка, скопление, сгусток, связка. Кластер - это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.
II . Знакомство с поэтом.
А. Работа с понятием.
Как вы думаете, о ком сегодня пойдем речь?
(о писателе, поэте, художнике, актере, враче и т.п.)
Перед вами, на столах лежал заготовки кластеров. Что написано в центре вашей схемы?
-поэт.
Что это значит?
-то, что мы будет сегодня говорить о поэте.
Ребята, каких поэтом вы знаете? (перечисляют)
Хорошо, посмотрите внимательно на экран и прочитайте строки стихотворения.
Виталий Агафонов ( Кто такой поэт) Родились, как и все, но другие.Сердце бьётся тревожней в двойне.
Наши чувства острей и нагие.
Мы снаряды в тяжёлой войне.
Мы, как узники, в вечной неволе,
Мы борцы, за свободу и свет.
Каждый в жизни собой не доволен.
Подбирая свой нужный ответ.
Почему стихотворение так названо?
Почему поэт отличается от других людей?
В чем проявляется это "другие"?
Какие слова использует Агафонов для определения ПОЭТА?
(Ученики начинают заполнять кластер ключевыми словами из стихотворения)
Б.Работа с фотографиями.
Перед вами слайд с картинками.
- как вы думаете как связаны эти картинки?
Что можно сказать о человеке, глядя на эти картинкам?
Какая картинка особенно привлекла ваше внимание?
Важно отметить, что этот поэт очень тесно связан с нашим городом, и мы особенно должны уделить ему внимание.
Записываем увиденное в кластер.
В.Знакомство с произведением.
Но кто же скажет о себе лучше, чем сам поэт. Читаем стихотворение, потом прослушиваем запись.
Что говорит о себе поеэ?
Каким мы его представляем?
физминутка (под музыку повторяем движения) Если долго, долго, долго,Если долго по дорожке,
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийти! Припев: А-а в Африке реки вот такой ширины!
А-а в Африке горы вот такой вышины!
А-ах, крокодилы, бегемоты,
А-ах, обезьяны, кашалоты,
А-ах, и зеленый попугай!
А-ах, и зеленый попугай!
III . Самостоятельная работа в командах.
Теперь вам необходимо разделиться на 7 команд.
На ваших столах лежат листы, на которых написаны фрагменты биографии этого человека. Каждая команда должна подготовить биографию и внести дополнения в кластер. В течении 5 минут команды готовятся, читают, выделяют ключевые слова, каждая команда в своем фрагменте. Обратите внимание, на каждом фрагменте стоит буква.
1 кусок (Ю)
был рожден в городе Москве 23 декабря 1936 года. Его отец, был репрессирован, а затем расстрелян, когда ЕМУ исполнилось два года, после чего в ссылку была отправлена и мать. По возвращении домой в 1946 году мать переехала в город Малоярославец, что рядом с городом Калуга, после чего уехала вместе с сыном в поисках работы в Туркмению. По окончании школы в 1954 году ПОЭТ перебирается в Москву.
2 КУСОК (Л)
В мечтах он хотел поступить на факультет журналистики МГУ, но этому не суждено было сбыться, так как сын «врагов народа» не имел допуска в высшее учебное заведение. Тогда он отправляется попытать удачу в МГПИ им.В.И. Ленина. “В педагогический институт ребят брали охотно, и хотя я перепутал водопад Ниагару с Викторией, экзаменатор сделал вид, что Ниагара в Африке тоже имеется, и поставил мне пять".
В результате он был принят на филологический факультет. От учебы он получал огромное удовольствие.
3КУСОК (И)
Институт для ПОЭТА стал возможность творческой самореализации. Тут он становится автором и участником капустников, постоянно присутствует на заседаниях литературного объединения. Его стихи публикуются в газете «Ленинец» и стенгазете «Словесник».
4 КУСОК (Й)
Вплоть до 1990 года в институте, в котором учился ПОЭТ, существовала система, по которой все студенты должны были быть распределены в школы страны, которые нуждались в учителях. Так по распределению ПОЭТ отправиться на Камчатку. В 1959 году приступает к работе учителя русского языка и литературы в средней школе Ильпыринского поселка Карагандинского района и трудится на протяжении пяти лет. То время, что было проведено на Камчатке, было лучшем в его жизни. В этот период он сочиняет много.
5 кусок (К)
В 1962 году ПОЭТ принимает решение вернуться в Москву, и там уже работает учителем в школе № 135, после - в физико-математическом интернате № 18 при МГУ на протяжении трех лет. Тут он пишет песню «Гренадеры». В этот период он сам пишет и пытается разыгрывать с учениками авторские песни, а также вокальные сцены, содержащие элементы, характерные для мьюзикла.
6 КУСОК (И)
В 1965-1968 годах ОН становится одним из активистов правозащитного движения. С1968 года ПОЭТ уходит из рядов учителей; с этого времени он профессионально занимается написанием пьес, песен для телевидения и кино, а также театра. Учительству он посвятил около 9 лет. После, в 1969 году, понимая, что не может больше публиковаться под своим именем и фамилией, он вынужден взять псевдоним Ю. Михайлов.
7 КУСОК (М)
ПОЭТ - лауреат Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы (2000). Он является членом Союза кинематографистов СССР (1987), Союза писателей (1991).
Основным делом своей жизни он считает работу над текстами песен и исполнение их под гитару. В концертах поет как песни, сочиненные для собственного исполнения, так и песни, созданные для театра, кино и телевидения, в том числе и на музыку других композиторов.
IV . Финальное задание с таблицей.
Я предлагаю им заполнить таблицу биографии ПОЭТА в логическом порядке. Если вы сделаете это правильно, тогда у вас получится имя и вы ответите на главный вопрос, кто наш таинственный герой урока.
V . Подведение итогов.
Назовите имя. Юлий Ким. Кто он?
Чем он занимается?
Что вы узнали о нем?
Понравился ли вам урок?
Что запомнилось больше всего?
VI . Домашнее задание.
Выберете понравившееся стихотворение Кима, красочно оформите его.
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Ставропольский государственный педагогический институт
Историко-филологический факультет
Кафедра теории и методики преподавания
исторических и филологических дисциплин
Конспект урока литературы
Тема: Юлий Ким «Рыба-кит ».
Разработала: студентка 4 курса
историко-филологического факультета,
отделения русского языка и литературы
Новикова Анастасия Андреевна
Проверили: учитель русского языка и литературы
Макаренко Елена Владимировна
групповой руководитель:
Петренко Денис Иванович
Оценки за урок:
___________ (подпись учителя)
___________ (подпись гр.рук.)
Ставрополь, 2016
УМК: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 /В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Тема урока: Юлий Ким «Рыба-кит»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели урока:
Обучающая цель:
Совершенствовать умение пересказывать прочитанное.
Совершенствовать навыки выразительного чтения.
2.Развивающая цель:
Формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устного ответа.
3.Воспитывающая цель:
Воспитывать интерес детей к чтению.
Универсальные учебные действия (УУД):
Предметные: ознакомиться с песней Ю.Кима «Рыба-кит»; овладение навыками анализа текста.
Метапредметные: овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры речи; формирование навыков творческой деятельности; развитие умений вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через анализ текста; духовное развитие через работу с понятием текста.
Формы обучения: Индивидуальная, групповая, коллективная.
Методы обучения: По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный. По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.
Приемы обучения: Фронтальный опрос, индивидуальные задания, работа по командам, составление синквейна.
Оборудование: Учебник-хрестоматия в 2-х частях,5 класс. Под редакцией В.Я.Коровиной, компьютерная презентация по изучаемой теме, проектор,.
Технологическая карта урока
(1мин.)Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
II . Проверка заданного на дом материала.
(10мин.)
Цель этапа: проверка усвоения материала, умение формулировать свои мысли, аргументировать свое мнение.
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста!
Все ли готовы к уроку?
Перед тем, как мы перейдем к произведению, предлагаю поиграть.
Каждая и з команд, должна вспомнить как можно больше скороговорок. Команда, которая не может вспомнить скороговорки, выбывает из игры. Побеждает команда, оставшаяся последней.
Белые бараны били в барабаны.
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Баран - буян залез в бурьян.
Собрала Маргарита маргаритки на горе,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.
Приветствуют учителя.
Играют
Отвечают
Метод мотивации учебной деятельности.
Личностные: внимание, уважение к окружающим;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
Регулятивные:
саморегуляция.
Познавательные
Коммуникативные:
III .Актуализация знаний. (3мин.)
Цель: повторение ранее изученного материала.
Сегодня на уроке, мы с вами продолжим знакомиться с юмористическими произведениями. Кто что запомнил о жизни и творчестве Юлия Кима?
Отвечают на вопросы.
Метод фронтальной организации обучающихся.
Познавательные : выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
IV .Постановка цели и задач урока. (5мин).
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.
Давайте послушаем стихотворение-песню «Рыба-кит».
Какое настроение у песни?
Что позволило определить настроение песни?
Подумайте и ответьте, есть ли нелепости в тексте песенки?
какие нелепости заметили?
С какой целью происходит включение нелепого в текст песенки?
Участвуют в диалоге.
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные: целеполагание
Физминутка (2мин.).
Слайд
Выполняют
Личностные: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.
V .Беседа по содержанию рассказа и составление схемы. (22мин.)
Цель: проанализировать произведение при помощи комментированного чтения.
Давайте еще раз прочитаем произведение.
Все ли слова были вам знакомы?
Сейнер - это рыбопромысловое судно. Обычно однопалубное судно с надстройкой, смещенной к носовой части.
Юнга - мальчик на судне, готовящийся в матросы.
Кашалот - морское млекопитающее, крупнейшее из зубатых китов.
Мог ли попасться на лот кит, если лот – это инструмент для измерения глубины воды,
Мог ли вообще попасться кит на удочку?
Кто главный герой произведения?
А теперь мы с вами составим синквейн (пятистрочная форма стихотворения).
Вы раньше составляли синквейны?
Давайте для примера составим синквейн на тему: «Весна».
Весна.
Теплая, долгожданная.
Приходит, оживляет, воодушевляет.
«Весною, когда земля оттает, люди тоже как будто становятся мягче». М.Горький
Солнце.
А теперь самостоятельно составим синквейн на тему: «Юмор»
Ученик читает вслух стихотворение «Рыба-кит»
Записывают таблицу в тетрадь
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Проблемный, метод фронтальной организации обучающихся.
Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
VI .Рефлексия. (5мин.)
Цель : осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
О чём узнали сегодня на уроке?
Что нового открыли для себя?
Чему научились? ·
Что в личности поэта Ю. Кима удивило вас?
Отвечают на вопросы.
Личностные:
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
VII .Задание на дом.(2мин.)
Ознакомиться с домашним заданием.
Составить таблицу по сюжету произведений: «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон», «Рыба-кит»
Методы:
По способу передачи и усвоения информации: словесный.
Коммуникативные:
Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Умение слушать и вступать в диалог.
Рыба-кит
Юлий Черсанович Ким
Род. в 1936 г.
Юлий Черсанович Ким родился в Москве. Окончил Московский государственный педагогический институт. После института преподавал историю и литературу на Камчатке, затем в Москве.
Работал учителем 9 лет. В институте начал писать песни, вскоре они зазвучали во многих фильмах («Бумбараш», «Двенадцать стульев», «Про Красную Шапочку», «Обыкновенное чудо» и др.). В 1996 году вышли книги Ю. Кима («Творческий вечер», «Летучий ковёр»). Его песни до сих пор звучат в концертах, по радио, по телевидению и радуют слушателей.
Прочитайте весёлую песню Ю. Кима «Рыба-кит» вслух или спойте её.
Как вы думаете, что делает её такой весёлой и бодрой?
Рыба-кит
На далёком Севере
Бродит рыба-кит,
А за ним на сейнере
Ходят рыбаки.
Но нет кита, но нет кита,
Но нет кита, не видно.
Вот беда, ну вот беда,
Ну до чего ж обидно!
Как-то ночкой чёрною
Вышел капитан,
И в трубу подзорную
Ищет он кита.
Но нет кита, но нет кита,
Но нет кита, не видно.
Вот беда, ну вот беда,
Ну до чего ж обидно!
Как-то юнга Дудочкин
Бросил в море лот,
И на эту удочку
Клюнул кашалот.
Вот и кит, ну что за вид,
Ну только рёбра видно.
Ах какой, худой такой,
Ну до чего ж обидно!
На далёком Севере
Ходит рыба-кит,
А за ним на сейнере
Ходят рыбаки.
Но нет кита, но нет кита,
Но нет кита, не видно.
Вот беда, ну вот беда,
Ну до чего ж обидно!
Совершенствуем свою речь
1. Читая или слушая исполнение юмористического стихотворения-песни известного поэта Юлия Кима, мы весело улыбаемся. Как ритм стихотворения, повторы, неожиданные словосочетания помогают нам понять, что это юмористическое произведение и что это песня?
2. Объясните значение слов и подберите к ним синонимы:
Подготовьтесь к конкурсу на самое смешное чтение наизусть (возможно инсценированное) стихотворения Ю. Кима «Рыба-кит».